Межведомственное взаимодействие государственных органов. Государственные и муниципальные услуги. Нормативные правовые акты межведомственного и ведомственного характера Межведомственные акты

Важную часть нормативной базы деятельности в части подготовки и оформления документации составляют нормативные правовые акты межведомственного и ведомственного характера, издаваемые органами исполнительной власти федерального уровня.

Наиболее полным общеотраслевым документом, регламентирующим работу с документами, остается принятая архивной службой страны в 1988 г. «Государственная система документационного обеспечения управления. Основные требования к документам и службам документационного обеспечения» (ГСДОУ). ГСДОУ устанавливает единые принципы и правила документирования управленческой деятельности, а также организации работы с документами в учреждениях.

Положения ГСДОУ получили развитие в «Правилах делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 477

Значительную часть нормативных методических документов по обеспечению управленческой деятельности разрабатывает и распространяет Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД).

Различные ведомства и органы государственного управления также сами разрабатывают и применяют аналогичные документы, разработанные другими организациями, с учетом специфики той или иной сферы деятельности.

В связи с этим следует упомянуть Межкорпоративный стандарт «Взаимодействие систем автоматизации документационного обеспечения управления» (разработка Гильдии управляющих документацией), получивший статус национального стандарта (ГОСТ Р 53898-2013 «Системы электронного документооборота. Взаимодействие систем управления документами. Технические требования к электронному сообщению»).

Важное значение имеют «Европейские типовые требования к автоматизированным системам электронного документооборота. Спецификация MoReq» (утв. Европейской Комиссией - руководящим органом Евросоюза), вторая версия которых (MoReq2 ) получила распространение и в Российской Федерации. В настоящее время разработана и апробируется версия MoReq2010.

На основе рассмотренных правовых актов и нормативных методических документов в организации или учреждении разрабатываются нормативные документы (положения, инструкции, методические указания и рекомендации), регламентирующие управление документами с учетом конкретных условий.

Контрольные вопросы

  • 1. Какие статьи Конституции Российской Федерации определяют основные права и обязанности субъектов в сфере информационных отношений и каково их содержание?
  • 2. Какие законы относятся к системообразующим (рамочным) в области информации и информатизации?
  • 3. В каком федеральном законе определены правовые основы стандартизации?
  • 4. В чем отличие технического регламента от национального стандарта?
  • 5. Какие национальные стандарты (ГОСТ) имеют отношение к управлению документами?
  • 6. В чем состоят различия в правилах оформления документов между стандартами ISO и российскими национальными стандартами?
  • 7. В чем назначение классификаторов технико-экономической и социальной информации и какие классификаторы входят в состав Единой системы классификации и кодирования?
  • 8. В чем назначение унифицированных систем документации (УСД) и каков состав общероссийских УСД?
  • 9. Каково назначение Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ)?
  • Текст правил приводится в редакции от 15.06.2009, поскольку изменения в «Правилах делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» не имеют принципиального значения для организации документационного обеспечения управления, так каккасаются только исполнительной власти. Кроме того, в основном, они относятся к так называемому электронному документообороту с неустоявшимися терминологией и практикойреализации.

Источниками уголовно-исполнительного права в на­стоящее время являются:

1) международные правовые акты в области прав чело­века, борьбы с преступностью и обращения с правонару­шителями;

2) Конституция РФ;

3) уголовно-исполнительное законодательство;

4) нормативные правовые акты Президента РФ;

5) нормативные правовые акты Правительства РФ;

6) межведомственные нормативные правовые акты;

7) ведомственные нормативные правовые акты;

8) решения высших судебных ин­станций по вопросам применения нормативных право­вых актов в сфере исполнения уголовных наказаний.

Источником обладающим высшей юридической силой является Конституция РФ. Конституция РФ впервые закрепила приоритет прав и свобод человека и гражданина, а их признание, соблюдение 24 и защиту - обязанностью государства (ст. 2).

К личным (естественным) правам и свободам осужден­ных как граждан ьььитРоссии в соответствии со ст. 20-28 Кон­ституции РФ относятся права: на жизнь; охрану достоин­ства личности; личную неприкосновенность; защиту своей чести и доброго имени; свободное определение и указание своей национальной принадлежности; пользование родным языком, свободный выбор языка общения, обучения и твор­чества; свободу совести и вероисповедания.

Политические права закреплены в ст. 29-33 Конститу­ции РФ. Это права: на свободу мысли, слова и получения информации; объединение; обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

Социально-экономические права устанавливаются в ст. 34-44 Конституции РФ, к ним относятся права: на предпринимательскую деятельность; частную собствен­ность, в том числе на землю; труд; отдых; защиту материн­ства, детства и семьи; социальное обеспечение; жилище; охрану здоровья и медицинскую помощь; благоприятную окружающую среду; образование; свободу творчества.

В соответствие с ч. 3 ст. 32 Конституции РФ не имеют права избирать и быть избранными граждане, отбывающие уголовные наказания в виде лишения свободы. Для развития правового положения осужденных как граждан России необходимы юридические гарантии, определенные в ст. 45-54 Конституции РФ, которые обеспечивают реализацию прав и свобод осужденных обеспечивают реализацию прав осужденных - это судеб­ная защита, международно-правовая защита, получение квалифицированной юридической помощи и т.д. Конституция РФ устанавливает основные обязанности осужденных как граждан России, в частности, платить за­конно установленные налоги (ст. 57) и сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным бо­гатствам (ст. 58).

Уголовно-исполнительное законодательство , обладая высшей юридической силой, занимает ведущее место в си­стеме источников уголовно-исполнительного права. Ведущее место принадлежит Уголовно-исполнительному кодексу РФ от 08.01.1997 №1-ФЗ (в ред. по сост. на 01.01.2009 г.), важную роль играет Закон РФ от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (в ред. по сост. на 1.01.2007 г.).

Нормативные правовые акты Президента РФ . Карди­нальные изменения организационного порядка, новый этап формирования уголовно-исполнительного права следует отнести ко времени принятия Указов Президента РФ от 8 октября 1997 г. № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Рос­сийской Федерации» и от 28 июля 1998 г, №904 «О переда­че уголовно-исполнительной системы Министерства внут­ренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации», и по которым УИС МВД России с входящими в ее состав центральным и тер­риториальными органами, учреждениями, предприятиями, организациями и имуществом, используемым ею в своей деятельности, с 1 сентября 1998 г. была передана в ведение Минюста России. Согласно Указу Президента РФ от 9 мар­та 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных орга­нов исполнительной власти» была образована ФСИН Рос­сии, руководство которой осуществляет Президент РФ. Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопро­сы Федеральной службы исполнения наказаний» определил основные задачи, функции и полномочия этого нового фе­дерального органа исполнительной власти. Вопросы помилования решает Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Рос­сийской Федерации».

Нормативные правовые акты Правительства РФ. Вы­деляют две группы правительственных актов по вопросам исполнения уголовных наказаний. Одна из них включает постановления, направленные на обеспечение жизнеспо­собности системы учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, ее нормальное функционирование на современном этапе. Другая группа состоит из нормативных актов, принятие которых делегировало Правительству уголовно-исполнительное законодательство.

Нормативные правовые акты первой группы принима­ются по текущим вопросам деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, когда требуется решение проблемы на правительственном уровне. Среди них необходимо выделить постановления Правительства РФ 30 октября 1998 г. № 1254 «Вопросы уголовно-ис­полнительной системы Министерства юстиции Российской федерации», от 5 апреля 1999 г. № 366 «О порядке и усло­виях выполнения учреждениями и органами уголовно-ис­полнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу». Кроме того, Правительство РФ постановлением от 29 августа 2001 г. № 636 утвердило Фе­деральную целевую программу «Реформирование уголов­но-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002-2006 годы».

Принятие второй группы нормативных правовых актов входит в компетенцию Правительства РФ согласно уголов­но-исполнительному законодательству. Примером таких актов являются: Положение о дисциплинарной воинской части (утверждено постановлением Правительства РФ от 4 июня 1997 г. № 669) и Положение об уголов­но-исполнительных инспекциях (утверждено постановле­нием Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 729).

На Правительство РФ возложена разработка документов, указанных в ст. 99, 110, 142, 175, 181 УИК РФ, касающихся минимальных норм питания и материально-бытового обес­печения осужденных, норм материально-технической базы воспитательной работы, вопросов оказания материальной помощи освобождаемым от наказания и др. Так, постановлением Правитель­ства РФ от 11 апреля 2005 г. № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и матери­ально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на мирное время».

Межведомственные нормативные правовые акты. Пря­мые ссылки на необходимость принятия нормативных право­вых актов совместно несколькими органами федеральной ис­полнительной власти или одним из них по согласованию с другим содержатся в ст. 52, 101, 108, 112 УИК РФ. Субъекта­ми реализации данных предписаний помимо Минюста России являются Минздравсоцразвития России, Минобразования России и др.

Особое место занимают совместные с Минюстом акты: например, приказ Минюста России №31, Минобразования России № 321 от 9 февраля 1999 г. «Об утверждении Поло­жения о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбываю­щими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах».

Ведомственные нормативные правовые акты . Псе ведомственные нормативные акты можно классифи­цировать по двум основаниям- по масштабу действия и специализации.

По масштабу действия их можно распределить на узко­ведомственные и надведомственные нормативные право­вые акты.

Узковедомственные акты развивают и конкретизируют Отдельные положения закона, связанные с функционирова­нием УИС, порядком и условиями отбывания осужденны­ми наказания и применения к ним мер исправительного воздействия. Большинство этих актов призваны разрешить соответствующие вопросы организационно-технического и процедурного характера, например приказ Минюста России от 7 марта 2000 г. № 83 «Об утверждении Инструкции 0 надзоре за осужденными, содержащимися в исправитель­ных колониях».

Надведомственные нормативные акты регулируют отно­шения ведомства и граждан. Пример таких документов Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний, утвер­жденные приказом Минюста России от 29 июля 2002 г. №210.

Решения высших судебных ин­станций по вопросам применения нормативных правовых актов в сфере исполнения уголовных наказаний. В насто­ящее время в систему источников уголовно-исполнительно­го права необходимо включить решения Конституционного и Верховного Судов РФ по вопросам исполнения уголовных наказаний. Например, Конституционный Суд РФ своим Постановлением от 26 де­кабря 2003 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений частей первой и второй статьи 11К Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой Шенгелая З.Р.» признал не проти­воречащими Конституции РФ положения ч. 1 и п. «г» ч. 2 ст. 118 УИК РФ. По своему конституционно-правовому с смыслу во взаимосвязи со ст. 89 УИК РФ указанные поло­жения не предполагают, что установленные ими ограниче­ния распространяются на свидания осужденных, находя­щихся в штрафных изоляторах и помещениях камерного типа, с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, и тем самым не препятствуют получению ими квалифицированной юридической помощи.

Верховный Суд РФ своим решением от 31 мая 2004 г. № I КПИ04-703 признал не действующим со дня вступле­ния решения суда в законную силу абзац 1 параграфа 2 Правил внутреннего распорядка исправительных учрежде­нии, утвержденных приказом Минюста России от 30 июля 2001 г. № 224 (в ред. от 23 марта 2004 г.) в части, препятствующей осужденным брать с собой в штрафные изолято­ры принадлежащие им религиозную литературу и предметы и предметы, так как указанная норма не соответствует положе­ниям Конституции РФ и УИК РФ.

Акт обследования объекта – документ, который может составляться по самым разным поводам, таким как предстоящая передача в аренду, капитальный ремонт здания, передача объекта под охрану, снятие с учета, ввод в эксплуатацию, купля-продажа и т.д. Независимо от того, что именно послужило причинно написания акта, в нем обязательно фиксируется состояние объекта на момент проведения обследования, а также описываются меры, которые могут быть приняты к устранению найденных дефектов, повреждения и поломок.

ФАЙЛЫ

Акт может составляться в отношении объектов совершенно различного назначения, в том числе жилых и нежилых зданий и сооружений, движимого и недвижимого имущества и т.д.

Обычно обследование носит визуальный характер, но при необходимости, некоторые элементы и детали объекта могут быть подвергнуты более тщательному (а том числе лабораторному) исследованию.

Кто пишет акт обследования объекта

Составлением данного акта занимается специальная независимая комиссия, поэтому, первое, что следует сделать для обследования объекта – назначить членов комиссии, в составе не менее двух человек. Эти люди должны обладать достаточной квалификацией, чтобы произвести обследование и оценку на требуемом уровне, при этом, по возможности к работе следует привлечь специалиста из организации, профессионально занимающейся экспертизой состояния подобных объектов. Кроме того, в комиссии желательно включить представителя заинтересованной стороны.

Фамилии всех членов комиссии должны быть вписаны в документ, с указанием выбранного председателя.

Как правильно составить акт: основные моменты

Унифицированного образца акта нет, поэтому составлять его можно в свободном виде. Во многом форма акта диктуется целью создания документа и его содержанием. Однако для того, чтобы акт обследования объекта обрел законную силу, при его оформлении следует придерживаться некоторых стандартов.

Документ обязательно должен содержать

  • дату составления,
  • наименование и адрес местоположения проверяемого объекта,
  • его состояние (по необходимости),
  • цели, которые преследует обследование,
  • действия, производимые в его рамках,
  • а также результат.

Если в процессе обследования выявляются какие-то повреждения, поломки, дефекты (неважно, внешние или внутренние), их тоже надо отразить в документе (по возможности, с указанием причин, приведших к их появлению). В тех случаях, когда речь при обследовании ведется об объектах капитального строительства, особое внимание следует уделить несущим конструкциям. В заключение акта нужно прописать рекомендации , данные комиссией для устранения обнаруженных недочетов.

Если кто-то из членов комиссии не согласен с внесенными в акт сведениями или выводами, он должен написать свое аргументированное, обоснованное мнение в этом же документе отдельным пунктом.

При необходимости к акту могут прикладываться различные подтверждающие его содержание документы (в т.ч. фотографии, ссылки на видео, свидетельства независимых источников), которые оформляются в виде приложений и обязательно регистрируются в самом акте.

Акт обследования объекта составляется на бумажном носителе не менее чем в двух, а, как правило, даже в нескольких экземплярах (в зависимости от количества заинтересованных сторон). Он может быть заполнен как от руки, так и напечатан на компьютере, но независимо от того, какой способ оформления будет выбран, каждая его копия должна быть заверена оригиналами подписей членов комиссии. Удостоверять печатями заполненный бланк не нужно.

Образец составления акта обследования объекта

В начале документа заполняем его наименование, затем в строке ниже указывается населенный пункт, в котором производилось обследование, а также дата составления акта.

Основная часть акта

Основная часть акта открывается описанием цели проведения обследования (капитальный ремонт, снятие с учета, передача в аренду и т.п.), со ссылкой на основание (заявление, приказ, распоряжение, судебное постановление и т.п.), потом сюда же вписывается состав комиссии . Каждый ее член должен быть внесен в акт с наименованием должности и указанием организации, которую он представляет.

Далее в документ включается адрес объекта и подробные действия, которые были произведены при его обследовании (желательно отдельными пунктами). После того, как описательная часть акта будет составлена, нужно резюмировать проведенную процедуру. Если в ходе обследования не было выявлено никаких повреждения, объект находится в удовлетворительном состоянии и соответствует всем необходимым нормативам, в акте достаточно ограничится фиксацией этого факта.

При обнаружении недостатков, их нужно тщательно описать и дать рекомендации к их устранению.

В заключении все члены комиссии должны поставить под документом свои подписи.

Устав военизированной горноспасательной части (ВГСЧ ) по организации и ведению горноспасательных работ на предприятиях угольной и сланцевой промышленности (утв. Минтопэнерго РФ и Госгортехнадзором РФ 27 июня 1997 г. N 175/107) (с изменениями и дополнениями).

Инструкция по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых (утв. Госгортехнадзором РФ, МПР РФ 31 декабря 1997 г. , 7 февраля 1998 г. NN 58, 56) (с изменениями и дополнениями).

Постановление МПР РФ, Госгортехнадзора РФ от 25 марта 1999 г. N 18/24 ʼʼОб утверждении Инструкции по оформлению горных отводов для использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых ʼʼ.

Приказ МПР РФ и Минтопэнерго РФ от 28 декабря 1999 г. NN 323, 445 ʼʼОб утверждении Правил геофизических исследований и работ в нефтяных и газовых скважинах ʼʼ.

Инструкция о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых (утв. МПР РФ и Госгортехнадзора РФ 18 июля, 17 сентября 1997 г. NN 121-1, 28).

Инструкция по охране окружающей среды при строительстве скважин на суше на месторождениях углеводородов поликомпонентного состава, в т.ч. сероводородсодержащих РД 51-1-96 (утв. Минтопэнерго РФ и Минприроды РФ 25 января, 10 августа 1996 г.).

Перечень технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих обязательной сертификации (утв. Госгортехнадзором РФ и Госстандартом РФ 3 и 10 августа 2001 г.).

Приказ Госгортехнадзора РФ и МНС РФ от 4 июля 2003 г. NN 147/БГ-3-09/386 ʼʼОб утверждении Порядка взаимодействия Федерального горного и промышленного надзора России и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по представлению сведений о предоставлении (переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении, возобновлении, аннулировании) лицензии юридическим лицам в электронном виде ʼʼ.

Письмо МПР РФ и Госгортехнадзора РФ от 16 января 1998 г. NN БЯ-61/171 и 04-35/43 ʼʼО лицензировании пользования недрами ʼʼ.

Письмо МПР РФ и Госналогслужбы РФ от 25 сентября, 7 октября 1998 г. NN ВБ-61/3852, ВП-6-04/703 ʼʼО порядке возмещения убытков при безлицензионном пользовании недрами ʼʼ.

Положение о порядке реализации и использования скважин глубокого бурения на нефть и газ, пробуренных за счёт средств государственного бюджета и числящихся на балансе государственных геологических предприятий (утв. Госкомимуществом РФ, Роскомнедрами, Минтопэнерго РФ и Госгортехнадзором РФ).

Межведомственные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Межведомственные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти" 2015, 2017-2018.

1. Инструкция «Об организации прокурорского надзора за исполнением ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (вместе с Инструкцией о порядке формирования отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (ОРД), инструкцией об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельности). Приказ Генпрокуратуры РФ от 21.12.2007 № 207.

2. Приказ Генерального прокурора РФ №137 от 6 сентября 2007 г. «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»// Российская юстиция. 2007. №11.

3. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской от 17 апреля 2007 г. N 368/185/164/481/32/184/97/147 г. Москва «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд».

Основная литература

1. Спецслужбы России: учебник. / С.А. Воронцов. Изд. 3-е, дополн. и перер. – Ростовн/Д: Феникс. 2012. – 443, с. – (Высшее образование).

2. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М.: ИНФРА-М, 2009. Х, 831 с. - (Высшее образование).

3. Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: Учебник для вузов. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИД Шумиловой И.И. 2007. – 375 с.

Дополнительная литература

1. Вагин О.А., Исиченко А.П., Шабанов Г.Х. Оперативно-розыскные мероприятия и использование их результатов: Учебно-практич. Пособие. – 2006.- 119 с.

2. Винниченко Н. А., Захарцев С. И., Рохлин В. И. Правовая регламентация использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве / Под ред. В. П. Сальникова. СПб., 2004.

3. Гармаев Ю.П. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании уголовных дел о взяточничестве: Практич. пособие. М.: Издательский дом Шумиловой И.И.., 2005. – 82 с.

4. Доля Е.А. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности, - М.: Спарк, 1996.



5. Зайцева С.А., Зейналова Л.М., Громов Н.А. и др. Оперативно-розыскная деятельность: совершенствование форм вхождения ее результатов в уголовный процесс: Учебно-практич. Пособие. М., 2004.- 118 с.

6. Кудин Ф.М., Костенко Р.В. Допустимость доказательств в российском уголовном процессе: учебное пособие. Краснодар. 2002.

7. Ляхов Ю.А. Актуальные проблемы законодательного регулирования допустимости доказательств в российском уголовном процессе// Допустимость доказательств в российском уголовном процессе. Ростов н/Д. 2002.

1. Воронцов С.А. О соблюдении прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности // Проблемы становления и развития рыночных отношений в экономике: Сб. науч. статей. Ростов н/Д, 2003. – С. 182–188. 0,29 п.л.

2. Воронцов С.А. О методике проверки возможности использования в доказывании данных, полученных оперативно-розыскным путем//Межвузовский научный сборник: Правовой порядок и правовая культура/Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2010.- С. 62 – 74.

3. Воронцов С.А. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обеспечении безопасности и противодействии преступности//Реализация и защита прав и свобод человека в условиях современного мирового развития: Коллективная монография / Под общ.ред. Г.Б. Власовой. – Ростов н/Д: Фонд науки и образования, Наука-Спектр, 2015. С. 152-231. ISBN 978-5-9906139-2-8. 240 с. У.п.л. 15,0. Тираж 500.

Занятие 4. Содействие граждан органам, осуществляющим ОРД

Вопросы для обсуждения

1. Понятие, цели и задачи содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

2. Виды содействия. Гласное и конфиденциальное, возмездное и безвозмездное содействие граждан органам, осуществляющим ОРД. Правовые особенности конфиденциального содействия.

3. Сущность, правовая основа и общая характеристика контрактной формы оказания содействия граждан органам, осуществляющим ОРД.

5. Права и обязанности граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие статьи ФЗ об ОРД посвящены вопросам содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

2. Раскройте понятие и формы содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

3. Раскройте роль и значение привилегии конфиденциальности для граждан, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

4. Охарактеризуйте права граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

5. Охарактеризуйте обязанности граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

6. Назовите категории лиц, с которыми органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, не вправе устанавливать отношения конфиденциального содействия по контракту и объясните причины подобного ограничения.

7. Раскройте смысл ст.18 ФЗ об ОРД, содержащей норму, допускающую освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием и объясните в чем отличие от ст.75 УК РФ, посвященной также деятельному раскаянию.

Тесты для самоконтроля

1. В федеральном законодательстве предусмотрены ограничения на осуществление оперативно-розыскной деятельности в отношении:

А) сотрудников милиции;
Б) священнослужителей;
В) присяжных заседателей;
Г) беременных женщин и инвалидов с детства.

2. Конфидентом в оперативно-розыскной деятельности признается:

А) только агент оперативно-розыскного органа;
Б) каждый человек, привлеченный к участию в оперативно-розыскной деятельности на тайной основе;
В) только оперативный сотрудник, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность негласно;
Г) каждый человек, оказывающий конфиденциальное содействие оперативно-розыскному органу.

3. В оперативно-розыскной деятельности запрещается привлекать к конфиденциальному содействию:

А) священнослужителя;
Б) иностранного гражданина;
В) психически больное лицо;
Г) человека, достигшего преклонного возраста.

Реферируемая литература

Нормативная литература

2. Федеральный закон от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности (с последующими изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1995. Ст. 3349.

4. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485‑1 «О государственной тайне» (в ред. Федерального закона от 6 октября 1997 г. № 131-ФЗ) // Российская газета. 1993. 21 сентября; Собрание законодательства РФ. 1997. № 41. Ст. 4673.

5. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» (с последующими изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.

6. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с последующими изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 219.

7. О внешней разведке: Федеральный закон РФ от 10.01.96 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 143.

8. О государственной охране: Федеральный закон РФ от 27.05.96 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 22. Ст. 2594.

9. Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ «О связи» (с последующими изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 8. Ст. 600.

10. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» (с последующими изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3697.

11. Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный закон от 20 февраля 1995 г.



Просмотров