Социальная помощь в рф виды социальной помощи. Виды государственной социальной помощи. Важнейший принцип соцзащиты

анна основа

Разносторонняя личность – человек со способностями и интересами из многих сфер жизнедеятельности. Быть всесторонне развитым сейчас престижно и выгодно. Ведь люди, чьи увлечения охватывают много областей, помимо узкой профессиональной деятельности, имеют расширенный взгляд на мир. Благодаря этому они рассматривают проблемы и возможности под разными «углами». Сегодня цивилизованные общества и страны формируют систему образования так, чтобы процесс обучения способствовал познаванию и приобретению навыков и знаний из различных отраслей.

Как стать разносторонней личностью

Люди, окончив школу и высшее либо среднее учебное заведение, находят работу и создают семью. Хорошо, если занимаемая должность требует непрерывного развития и дальнейшего обучения. Однако зачастую человек выполняет одни и те же обязанности в течение многих лет. Со временем жизнь становится узконаправленной: профессиональная деятельность, семья и общение с друзьями. И если личность прекращает интересоваться новыми вещами и расширять кругозор, она рискует стать ограниченной и в какой-то степени скучной, застрять в рутинном бытие и жить по сценарию «день сурка».

Чтобы из заурядного человека превратиться в привлекательного и развитого, нужно приложить усилия и изучить информацию о том, как стать разносторонней личностью.

Следует заняться самоанализом и узнать сильные и слабые стороны характера, выявить способности и таланты, вспомнить детские мечты и желания

Это поможет сформировать круг интересов для дальнейшего развития. Стоит обратить внимание на близкое окружение: друзей, родственников, коллег. Взглянуть на них с объективной стороны – они разносторонние личности? Конечно, отрицательный ответ еще не повод прекращать общение, однако стоит попытаться найти людей, стремящихся узнавать и развиваться в самых непохожих жизненных сферах. Общение с неординарным человеком – это мотивация сдвинуться с места и приступить к действиям. Для начала можно ознакомиться с советами, как стать разносторонне развитой личностью:

  • Не жалеть времени и денег на путешествия и каждый год отправляться в новые неизвестные места. Предпочтительнее ездить не с целью поваляться на пляже и посетить как можно больше дискотек, а для знакомства с культурным наследием страны, колоритом местного населения. Благодаря таким вояжам человек получает невообразимое количество новой информации и навыков.

  • Постоянно познавать мир . Неважно как: через книги, художественные и документальные фильмы, газеты, новые знакомства. Составить список и при подходящем случае заняться чтением мировой классики или просмотром очередного шедевра кинематографа.
  • Посещать всевозможные мероприятия : курсы, секции, тренинги, семинары, выставки. Попробовать себя в неожиданных областях: рисовании, игре на гитаре, изучении китайского языка, танцах, коллекционировании и так далее. Это позволит стать разносторонне развитой творческой личностью, завести любимые хобби, раскрывающие человека с иной стороны и завязать интересные знакомства.
  • Быть открытым новому , отказаться от привычных предубеждений и взглянуть на мир по-другому, чужими глазами. Даже если что-то сначала кажется непривлекательным и не заслуживающим внимания, стоит познакомиться с этим и оценить иначе. Например, послушать музыку, направление которой раньше не нравилось, или поэкспериментировать со стилями одежды.
  • Пробовать незнакомые блюда , учиться ценить новые вкусы, готовить ранее неизвестные яства. Лучше сделать это традицией, приобщаться к кухне разных стран и искать интересные для себя рецепты. Такой подход позволит разнообразить собственное меню, постоянно удивляя близких и друзей своими кулинарными изысками.

Условия для разностороннего развития личности

В процессе приобретения новых знаний и умений понадобится создать условия для разностороннего развития личности. Подразумеваются действия, которые необходимы, чтобы стать таким человеком:

  • Занятия спортом . Это обеспечит внешнюю привлекательность, здоровье, жизненный тонус и отличное настроение. Необязательно ежедневно изматываться до потери сил, лучше разработать для себя комфортный график и придерживаться его. Чем лучше физическое состояние, тем больше человек наслаждается жизнью.
  • Освоение новых видов деятельности . Стоит написать список дел, которые человек раньше не делал. Лучше разработать расписание и в нем определенный отрезок времени отводить на освоение незнакомого ремесла. Это может быть игра на пианино, занятия латиноамериканскими танцами, секция айкидо либо курсы дизайна.

  • Повышение уровня образования . Учиться можно и нужно в любом возрасте. Если человек после школы окончил техникум, то следует получить высшее образование. Это позволит пополнить багаж знаний, найти высокооплачиваемую работу, и изменить материальное положение.
  • Постоянное улучшение жизненных сфер . Для этого разделить жизнь на секции и регулярно их анализировать с целью сделать еще интереснее. Это касается дома, семьи, отношений с любимыми людьми и коллегами, работы и хобби.
  • Искренняя заинтересованность жизнью окружающих , дружеская помощь и поддержка. Люди, проявляющие внимание и заботу по отношению к другим, имеют гораздо больше знакомых и друзей, чем те, кто занят исключительно своей персоной.

Следует знать, что всесторонне развитый человек – не поверхностная персона, нахватавшаяся верхушек из различных областей жизни. Разностороннее воспитание личности предполагает тяжелую работу над собой, получение новых знаний, избавление от закоренелых привычек, мешающих переменам к лучшему.

Главное – постоянство. Лучше развиваться медленно и непрерывно, чем вылить на себя максимум информации и тут же ее забыть

Преимущества разносторонне развитой личности

Почему стоит стремиться как можно больше знать и уметь? Все просто – разностороннее развитие личности позволит до неузнаваемости изменить жизнь, сделать ее содержательной и яркой. А также поможет избавиться от серых однотонных будней, наполненных бытовыми заботами, отрицательными эмоциями и тяжестью на душе от осознания собственной нереализованности.

Конечно, многое зависит от той среды, которая окружала человека в процессе взросления. И гораздо больше шансов стать разносторонней личностью у тех, чьи родители или другие родственники являлись таковыми. Как правило, в развитых семьям детям с самого раннего возраста прививают различные знания и умения, чтобы уже в юности они стали успешными, уверенными в себе, интересными и образованными.

Сложнее тем, кто жил в окружении людей, ни к чему не проявлявших интерес, которые плыли по течению и не видели смысла что-либо менять. Дети из подобных семей обычно вырастают такими же, только во взрослом возрасте осознавая необходимость работы над собой и дальнейшего образования в разных областях. Поэтому родителям стоит как можно раньше задуматься о будущем и приложить максимум усилий для разностороннего развития личности детей. Не помешает одновременно самим стремиться к совершенствованию, ведь чада чаще всего становятся похожими на отца с матерью.

Итак, что дают знания и умения в разных областях:

  1. Повышается интеллектуальный уровень личности , эрудиция, память, способность решать нестандартные задачи, создавать креативные идеи и методы.
  2. Человек становится более нравственным , культурным, открытым и отзывчивым. Благодаря новой информации и навыкам приходит осознание главных ценностей в жизни.
  3. Улучшаются профессиональные качества , способность учиться, повышается стоимость личности на рынке труда. Ведь сегодня стандартным резюме уже никого не удивишь, а вот неординарные увлечения и умения способны «зацепить» работодателей.

Сколько бы ни было лет человеку, никогда не поздно изменить привычное течение бытия, стать интереснее, лучше и образованнее. Ведь стремление к всестороннему совершенствованию гарантирует повышение уровня развития общества в целом.

16 марта 2014, 17:36

закономерность, условие и важнейшая цель коммунистического строительства. Осуществление В. р. л. предполагает социально-экономические и духовные преобразования, направленные ни изменение условий, в которых живут и действуют люди, в единстве с обогащением их духовного мира, общим и специальным образованием, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием. Практическое осуществление В. р. л. связано с основным принципом коммунизма: «Каждый по способностям, каждому по потребностям!» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 20). В. р. л. - одна из задач социальной политики КПСС, имеет два взаимосвязанных аспекта - социально-экономический и педагогический, воспитательный. Первый призван обеспечить благоприятные условия для В. р. л. Второй имеет целью активное формирование нового человека идеологическими, воспитательными средствами в соответствии с коммунистическим идеалом. Полное В. р. л. может быть достигнуто в зрелом коммунистическом обществе. Однако эта задача не откладывается на будущее, а решается уже при социализме. Социалистическое общество создает в основном равные возможности для развития и использования способностей людей. Они становятся величайшей социальной ценностью общества, Коллективным достоянием. Но при социализме ставится задача не только создать такие возможности, но и практически обеспечить равное и справедливое использование способностей. Реально это выражается, в частности, в том, что более высокие способности не могут служить основанием для ущемления другой личности, ее подчинения, господства над нею. В. р. л. предполагает «духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство» (Программа КПСС) человека, развитие и применение его способностей, даровании и талантов во всех сферах общественной жизни - производственной, общественно-политической, духовной, семейно-бытовой, активное освоение достижений в области науки, техники, литературы и искусства. В. р. л. предполагает знание законов общественного развития, умение их применять, широкую общеобразовательную и специальную подготовку, трудовые навыки, высокую ответственность и дисциплину, определенный, соответствующий общественным требованиям образ жизни. Идея В. р. л. широко отражена в истории социалистических учений, где она связывалась с преодолением социального неравенства. В утопическом социализме решение этой проблемы мыслилось на основе «разумного» (а на деле - утопического) устройства общества и просвещения. Марксизм связывает В. р. л. с революционно-преобразующей деятельностью пролетариата, в результате которой меняется среда, в которой живут люди и меняются они сами. В учении В. И. Ленина эта проблема поставлена в качестве практической задачи строительства нового общества, которое должно перейти «к воспитанию, обучению и подготовке всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей...» (т. 41, с. 33). Каждый новый этап коммунистического строительства был новым этапом в практическом решении этой задачи. В условиях развитого социализма теоретические и практические вопросы В. р. л. приобретают возрастающую актуальность. Достижения общества все в большей степени направляются на удовлетворение потребностей личности, задача В. р. л. стала все больше учитываться в экономической политике. В. р. л. связано с повышением уровня материального благосостояния трудящихся, с использованием тех возможностей, которые созданы в обществе. «...Для того, чтобы пользоваться множеством вещей, - писал К. Маркс, - человек должен быть способен к пользованию ими, т. е. он должен быть в высокой степени культурным человеком...» (т. 46, ч. I, с. 386). Повышение идейно-нравственного и культурного уровня людей - один из путей борьбы с рецидивами мещанской, мелкобуржуазной психологии. В документах XXV съезда КПСС сформулировано требование комплексного подхода к воспитанию, связанное с практическим решением задачи В. р. л. Положение о В. р. л. закреплено в Конституции СССР, ст. 20 которой гласит: «В соответствии с коммунистическим идеалом „Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех“ государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности». Дальнейшую разработку проблема В. р. л. получила в документах XXVI съезда КПСС, материалах ноябрьского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС, в связи с развитием социально-классовой структуры, укреплением материальных и духовных основ социалистического образа жизни, повышением дисциплины и ответственности личности. Вместе с тем остро ставится задача повышения социальной активности трудящихся. «Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь. Но важно вместе с тем, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это, в конечном счете, зависит от того, каковы интересы, потребности личности. Вот почему в их активном, целенаправленном формировании наша партия видит одну из важных задач социальной политики» (Материалы XXVI съезда КПСС, с. 63). В. р. л. тесно связано с укреплением и расширением коллективизма, единства общественных и личных интересов. Развитие способностей возможно только в деятельности, а деятельность предполагает взаимодействие, общение, которое осуществляется в коллективе. В. р. л. - проблема с большой перспективой. Значение этой проблемы постоянно растет. Ее полное решение приведет к полному расцвету индивидуальности, невиданному ранее богатству личной жизни.

  • 9. Связь педагогической теории с практикой учебно-воспитательной работы
  • 10. Закономерности педагогического процесса
  • 11. Педагогическое исследование и его методы
  • Эксперимент как метод педагогического исследования
  • Другие методы педагогического исследования
  • 12. Особенности использования различных методов в педагогическом исследовании
  • Вопросы и задания
  • Рекомендуемая литература
  • ГлаваIi. Человек как предмет воспитания
  • 1. Изменения ребенка в процессе развития
  • 2. Биологические и социальные факторы в развитии человека
  • 3. Собственная преобразующая деятельность человека - важный фактор формирования личности
  • Факторы, воздействующие на развитие человека
  • 4. Взаимосвязь воспитания и развития человека в различные возрастные периоды
  • 5. Индивидуальное и общее в развитии ребенка
  • Вопросы и задания
  • Рекомендуемая литература
  • ГлаваIii. Цель воспитания как педагогическая проблема
  • 1. Система целей воспитания
  • 2. Всестороннее и гармоничное развитие личности - общая цель воспитания
  • 3. Содержание понятия «всестороннее развитие личности»
  • 4. Формирование у воспитанника научного мировоззрения
  • 5. Цель воспитания в современных педагогических учениях Запада
  • 6. Общая и индивидуальная цели воспитания
  • 7. Цель воспитания и содержание образования и воспитания
  • Вопросы и задание
  • Рекомендуемая литература
  • ГлаваIv. Педагогический процесс
  • 1. Педагогический процесс - процесс продвижения к цели воспитания
  • 2. Основные функции педагогического процесса
  • 3. Структура педагогического процесса
  • 4. Педагогический процесс - сложная социальная система
  • 5. Педагогический процесс - динамичная развивающаяся система
  • Вопросы и задания
  • ГлаваV. Сущность воспитания
  • 1. Положение о социальной природе воспитательного процесса - теоретико-методологическая основа воспитания
  • 2. Учение об условно-рефлекторной деятельности - естественно-научная основа процесса воспитания
  • 3. Воспитание - процесс двусторонний
  • 4. Отличие воспитания от других процессов, организуемых и осуществляемых человеком
  • 5. Перевоспитание и самовоспитание
  • 6. Противоречия как движущие силы воспитания
  • 7. Оценка результатов процесса воспитания
  • Вопросы и задания
  • Рекомендуемая литература
  • ГлаваVi. Средство воспитания как педагогическая категория
  • Вопросы и задания
  • Рекомендуемая литература
  • ГлаваVii. Общение как средство воспитания
  • 1. Социальная основа общения
  • 2. Особенности педагогического общения
  • 3. Педагогическое общение в разные возрастные периоды воспитанников
  • 4. Реализация основных функций педагогического общения
  • 5. Этапы (стадии) структуры процесса педагогического общения
  • 6. Условия эффективности педагогического общения
  • Вопросы и задания
  • Рекомендуемая литература
  • ГлаваViii. Учение как средство воспитания
  • 1. Базовые компоненты учения
  • 2. Учение как процесс целенаправленного освоения учеником природного и социального мира
  • 3. Этапы учения
  • 4. Виды учения
  • 5. Обучение как процесс организованного и контролируемого учителем учения
  • Порядок действий по распознаванию вида простого предложения
  • Поэтапное формирование умственных действий (теория обучения п.Я. Гальперина)
  • 6. Проблемное и программированное обучение
  • 7. Условия эффективности учения как воспитательного средства
  • Вопросы и задания
  • Рекомендуемая литература
  • ГлаваIx. Роль игры в воспитании личности
  • 1. Игра как первая заметная для взрослых деятельность ребенка
  • 2. Дидактические игры
  • 3. Воспитательные игры во внеурочной воспитательной работе со школьниками
  • 4. Условия эффективности игры как воспитательного средства
  • Вопросы и задания
  • Рекомендуемая литература
  • ГлаваX. Труд как средство воспитания
  • 1. Труд - высший тип человеческой деятельности, имеющий общественный характер
  • 2. Роль физического труда в воспитании
  • 3. Интеллектуальный труд
  • 4. Труд душевный
  • 5. Сочетание различных видов труда как условие успеха в формировании личности
  • Труд как средство воспитания
  • Вопросы и задания
  • ГлаваXi. Методы осуществления педагогического процесса
  • 1. Методы воспитания как способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников. Классификация методов педагогической деятельности.
  • 2. Проблемные методы как оказывающие наибольшее формирующее влияние на личность воспитанника
  • 3. Условия педагогизации методов деятельности учителя (воспитателя)
  • Классификация методов обучения
  • Практические методы
  • 4. Методы, используемые во внеклассной воспитательной работе - общие методы воспитания
  • Общие методы воспитания
  • Методы организации деятельности
  • Методы формирования сознания
  • Методы стимулирования
  • Вопросы и задания
  • Рекомендуемая литература
  • ГлаваXii. Формы и принципы организации педагогического процесса
  • 1. Классификация форм организации педагогического процесса
  • Формы организации обучения
  • 2. Урок как основная форма учебно-воспитательной работы в современной школе
  • 3. Другие формы организации учебно-воспитательной работы
  • 4. Формы внеклассной воспитательной работы
  • 5. Принципы конструирования форм организации педагогического процесса
  • Развитие ученического коллектива
  • Задания
  • Рекомендуемая литература
  • Заключение
  • Селиванов Владимир Семенович
  • Глава II. Человек как предмет воспитания 20
  • Глава XII. Формы и принципы организации педагогического процесса 159
  • 3. Содержание понятия «всестороннее развитие личности»

    Маркс определил содержание всестороннего развития личности как цели воспитания следующим образом: «Под воспитанием мы понимаем три вещи: во-первых, умственное воспитание. Во-вторых, физическое воспитание такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями. В-третьих, техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств»*. В дальнейшем представления о содержании понятия «всестороннее развитие личности» конкретизировались и расширялись в соответствии с изменениями в общественно-экономическом и культурном развитии. Сейчас в это понятие включаются следующие элементы.

    * Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.- М., 1960.-Т. 16.- С. 198.

    Физическое воспитание - это целенаправленная деятельность по укреплению здоровья воспитанников, развитию их физических сил и способностей. В основе физического воспитания - обеспечение рационального питания, организация правильного режима жизни и деятельности, усвоение воспитанниками знаний основ гигиены и реализация их во всех сферах жизнедеятельности, выполнение специальных гимнастических упражнений и участие в спорте.

    Умственное воспитание - специальная деятельность, направленная на развитие мышления воспитанников, их умственных сил и способностей. В школьном возрасте развитие мышления обеспечивается усвоением знаний основ наук в школе, использованием методов учебной работы на занятиях в школе и дома, которые стимулируют самостоятельную творческую деятельность учащихся.

    Нравственное воспитание - это усвоение воспитанниками норм и правил поведения и выработка навыков правильного поведения в обществе. Осуществляется нравственное воспитание в ходе всей разнообразной деятельности и жизни воспитанников (в семье, на уроках всех учебных дисциплин, в общении со сверстниками, старшими и младшими людьми, в трудовой и общественной деятельности), а также в специально организованных видах деятельности по нравственному просвещению и упражнению в выполнении высоконравственных поступков.

    Трудовое воспитание - целенаправленное формирование у воспитанников трудолюбия, уважения к людям труда, выработка трудовых умений и навыков. Важнейшей стороной трудового воспитания является политехническое образование - усвоение воспитанниками знаний об основах современного производства, разнообразии видов энергии, используемых в народном хозяйстве, и выработка умений и навыков работы с доступными детям орудиями и механизмами. Это дает возможность обоснованно проводить работу по профессиональной ориентации. Основа трудового воспитания школьников - учебные занятия в школе и дома, разнообразные виды их общественно полезного труда и труда по самообслуживанию.

    Эстетическое воспитание - это целенаправленное развитие способностей воспитанников воспринимать, понимать и создавать прекрасное в природе, жизни, искусстве. В школе воспитание эстетических чувств, усвоение знаний о видах деятельности по эстетическому освоению действительности и привлечение воспитанников к участию в деятельности по законам красоты осуществляется прежде всего в ходе изучения основ наук. Среди них важное значение имеют занятия на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, а также занятия в кружках, секциях, клубах художественно-эстетической направленности. Организация жизни, быта воспитанников, их окружения в соответствии с требованиями эстетики, обеспечение наряду с этим высоконравственной обстановки общения, труда, жизни имеют не менее важное значение в эстетическом воспитании, чем художественное просвещение и обучение.

    Идейно-политическое воспитание - формирование у воспитанников определенного отношения к политическим событиям, явлениям общественной жизни. По поводу возможности и тем более необходимости подобного рода воспитательной работы в последние годы выдвигаются возражения: политические убеждения человек должен вырабатывать сам, он должен быть свободен в своих политических взглядах. Но в такой же мере это относится и к эстетическим, трудовым и другим взглядам и убеждениям человека. Речь идет не о принудительном внедрении в сознание воспитанника определенной идеологии (хотя в любом государстве работа средств массовой информации подчинена этой цели), а об оказании помощи детям в ориентации в общественной жизни, в деятельности основных общественных институтов: органов управления государством, правосудия, законотворчества и др. Важнейшая задача идейно-политического воспитания - формирование и развитие общественной активности как черты личности, интеллектуальной основой которой является широкая осведомленность о политических идеях, движениях и событиях в своей стране и во всем мире.

    Учитывая отрицательное отношение многих к термину «идейно-политическое», сформировавшееся в результате уродливо односторонней многолетней направленности этой работы в нашей стране в недавнем прошлом, в некоторых педагогических пособиях этот термин заменяется на «гражданское воспитание». Вряд ли стоит это делать в угоду конъюнктуре: человек был и всегда будет существом общественным, а общественная жизнь - политизированной. Устранять от участия в ней школу, оберегать от нее детей - значит оказывать им медвежью услугу. Кстати, во всех цивилизованных странах этому направлению воспитательной работы придается большое значение.

    Осуществляется идейно-политическое воспитание не только в специально организованных формах работы (политинформации, обсуждение политических событий и др.), но и на уроках всех учебных дисциплин, особенно гуманитарного цикла, среди которых наиболее важное значение занимают история, литература и некоторые другие.

    Экономическое воспитание - это введение воспитанников в мир экономических отношений, бюджета, финансовых расчетов, форм собственности и хозяйственных связей. Особую актуальность экономическое воспитание приобретает в связи с переходом к рыночным отношениям: для каждого члена общества становится необходимым знание разнообразия форм собственности, возможностей участия в финансово-хозяйственной деятельности и получения честно заработанной прибыли как источника личного и общественного благосостояния. Важной задачей экономического воспитания является формирование и развитие таких качеств личности, как бережливость и предприимчивость. В их основе - экономические знания, первоначальные навыки хозяйствования, в том числе участие в работе детских хозяйственных объединений (хозрасчетных бригад, кооперативов, ассоциаций, индивидуальной работы с использованием средств труда на основе окупаемости и получения прибыли). Пути и способы экономического воспитания школьников разработаны пока недостаточно, но ясно, что его осуществление должно быть связано прежде всего с организацией специальной деятельности детей по приобретению экономических знаний под руководством учителей и воспитателей и выработкой навыков финансово-хозяйственной деятельности. Особую роль в этом должны играть уроки трудового обучения, усвоение школьниками экономических знаний при изучении обязательных и факультативных курсов соответствующей направленности.

    Экологическое воспитание - это формирование и развитие бережного отношения к природе, обеспечение осознания воспитанниками природы как необходимой и незаменимой среды обитания человека. Необходимость экологического воспитания актуализировалась в последние десятилетия, когда средства воздействия человека на природную среду стали столь мощными, что действия даже одного человека способны нанести ей существенный, а в некоторых случаях и невосполнимый урон. Бытовавшее до недавнего прошлого представление о природе как безграничной кладовой с неистощимыми ресурсами средств существования человека оказывается неверно в эпоху научно-технической революции. В этих условиях знаний, полученных при изучении биологических дисциплин, становится недостаточно для оценки истинного соотношения человеческой деятельности и состояния природной среды, биосферы в целом. Воспитание у каждого человека чувства ответственности за состояние природных сообществ, причастности к делу сохранения экологического равновесия и преодоление утилитарно-практического отношения к природе является задачей экологического воспитания.

    Проблема способностей самым тесным и непосредст­венным образом связана с всесторонним развитием лич­ности, которое в современных условиях выдвигается как одна из важнейших задач коммунистического воспи­тания.

    Труды классиков марксизма дают основание для то­го, чтобы связать философскую и социальную проблемы всестороннего развития личности с развитием способно­стей. Выявление этой связи важно для данного исследо­вания потому, что, как уже говорилось, проблему спо­собностей нельзя отрывать от общественно-историческо­го развития.

    К. Маркс писал, что «человек присваивает себе свою всестороннюю сущность всесторонним образом, следова-1ельно, как целостный человек»*. Ставя вопрос о связи способностей с всесторонним развитием личности, марк­сизм-ленинизм, по существу, раскрывает общественную природу способностей, указывает, что их развитие пред­ставляет собой общественный процесс. Несомненно, что всестороннее развитие личности предполагает обществен­ную необходимость ее совершенствования.

    Всестороннее развитие личности - большая и слож­ная социальная проблема, актуальность которой особен­но возрастает в условиях социализма и перехода к ком­мунизму. В Программе КПСС сказано, что в процессе строительства коммунистического общества увеличива­ются «возможности для развития способностей, дарова­ний, талантов в области производства, науки, техники, литературы и искусства» 2 .

    " Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения т 42, с 120 2 Материалы XXII съезда КПСС. М., 1961, с, 412.

    Проблеме всестороннего развития личности в послед­ние годы посвящено значительное число работ филосо­фов, социологов. По этой теме имеются как отдельные статьи, так и монографические работы. Кроме того, на страницах журнала «Вопросы философии» была прове­дена дискуссия на тему: «Разделение труда и всесторон­нее развитие личности» 3 . В 1975 г. состоялась Всесоюз­ная научная конференция на тему: «Комплексное изуче­ние человека и формирование всесторонне развитой лич­ности».



    Следует отметить, что в научных публикациях многие вопросы этой сложной проблемы получили более или менее четкое обоснование. В частности, в работах послед­них лет проблема всестороннего развития личности зако­номерно связывается с проблемой развития способностей индивида 4 , с развитием его психологических особенно­стей. Вместе с тем многие аспекты этой проблемы раз­работаны недостаточно, имеются неясности. Так, отсут­ствуют более или менее четкое определение самого по­нятия всестороннего развития личности и его критерия.

    Хотя целью данного исследования не является специ­альный анализ проблемы всестороннего развития лично­сти, но без понимания его содержания нельзя раскрыть социальный аспект развития способностей.

    3 Струков Э. Всестороннее и гармоническое развитие личности. М., 1963; Мялкин А. В. Свободное время и всестороннее развитие лич-" ности. М., 1963; Байкова В. Г.. Дучал А. С., Земцов А. А. Свобод­ное время и всестороннее развитие личности. М., 1965; Кайда-лов Д. П. Закон перемены труда и всестороннее развитие челове­ка. М., 1968; «Вопросы философии», 1962, № 10; 1963, № 3, 4, 9, 11;

    Ануфриев Е. А. Социальная роль и активность личности. М.", 1971";

    Ьуева Л. П. Социальная среда и формирование гармонической личности. М., 1971; Мялкин А. В. Личность и строительство комму-

    mз!лa poc " ГOB "/ п - 197\ "" Всестороннее развитие личности. Тула 1972; Духовное становление человека. Л., 1972; Устинов А. Ф. Роль

    воспитания в формировании личности. Грозный, 1972; Литвинов ". " Труд и быт как факторы формирования личности. Тула, 1973;

    Мамчур А. Л. Всестороннее развитие личности при социализме и коммунизме. Киев, 1973; Коммунизм и социальный прогресс. Л., 1973; Личность и проблемы коммунистического воспитания. Воро-" неж, 1973; Орлов Г. П. Свободное время и гармоническое развитие личности. М., 1974.

    4 Батенин С. С. Критерий прогресса личности.-В кн.: Личность при социализме. М.,1968, с. 109.

    7 Т. И. Артемьева


    ным изменением социальных условий при социализме и коммунизме, которые предоставляют для этого большие возможности. Безусловно, создание социальных условий, адекватных общественной природе индивида, имеет пер­востепенное значение. Классики научного коммунизма видели в этом одно из главнейших условий всесторонно­сти развития личности.

    При этом проблему всестороннего развития личности было бы недостаточно рассматривать лишь в негативном плане-в плане ликвидации ограничений, воздвигаемых на ее пути системой антагонистического разделения груда, противоречиями капиталистического общества и т. д. Она нуждается в позитивном решении, в раскры­тии содержания развития личности при социализме и коммунизме. Необходим также показ тех позитивных со­циальных "сдвигов, которые способствуют развитию лич­ности. В этой связи чрезвычайно важную роль, по на­шему мнению, играет положение К- Маркса об индиви­дуальном потреблении. Кроме того, важно раскрытие не только характера изменения социальных сдвигов, но и процесса развития активности личности и характера тех изменений, которые происходят или должны произойти в самой личности под влиянием новых условий. А между тем эта сторона проблемы еще недостаточно проанали­зирована в работах советских исследователей.

    Так, например, некоторые авторы связывают всесто­роннее развитие личности с высокой специализацией в какой-либо одной области, а также с широким кругозо­ром и знанием основ науки в целом, с развитием умст­венных и физических способностей в производственной сфере 5 .

    5 Всестороннее развитие «следует понимать в широком смысле сло­ва, как развитие всех сторон, способностей и дарований личности во многих сферах деятельности: общественной, духовной, нравст­венной, физической. Оно должно осуществляться в тесном един­стве и на основе трудовой деятельности... Когда речь идет о пере­мене деятельности, о ликвидации жизненной привязанности к одной профессии в сфере материального или духовного производства, следует иметь в виду не уничтожение специализации и профессий, а перемену деятельности в пределах одной профессии и специаль­ности, расширение профиля профессии, соединение в едином процессе труда физической и умственной деятельности» (Стру-ков Э. Всестороннее и гармоническое развитие личности с. 25- 27).

    Кроме того, считается, что основным условием, сни­мающим односторонность развития личности, является перемена видов труда и ликвидация остатков старого разделения труда, при котором индивид насильственно закреплялся за тем или иным видом деятельности. Само же всестороннее развитие личности понимается опять-таки как развитие способностей в ряде специальных об­ластей деятельности.

    Э. Струков, например, наряду с социальными услови­ями, подчеркивает также значение и роль субъективного фактора во всестороннем развитии личности, однако этот вопрос он не анализирует в полной мере. Пытаясь рас­крыть содержательную сторону всестороннего развития личности и связывая последнее со способностями, Э. Струков пишет: «Всестороннее и гармоническое раз­витие человека как раз и характеризует постоянное стремление к максимальному развитию своих способно­стей, причем не одной, а многих или нескольких... всесто­роннее развитие личности немыслимо без систематиче­ского накопления знаний» 6 .

    Как видно из сказанного, автор всестороннее разви­тие личности связывает с развитием «многих или не­скольких» способностей, с систематичностью накопления знаний. Если с первым признаком - развитие способно­стей - можно согласиться, то второй - систематическое накопление знаний (такая точка зрения характерна для многих авторов) - вызывает сомнение по той хотя бы причине, что, видимо, нельзя установить необходимый и достаточный объем знаний как какой-то эталон, который являлся бы достоверным показателем всесторонности развития личности.

    К взглядам, связывающим всестороннее развитие лич­ности с переменой труда, относится и позиция Д. П. Кай-далова. Он считает, что перемена труда-это то основ­ное условие, которое обеспечит всесторонность развития.

    Автор делает некоторые уточнения по этому поводу. Так, он пишет, что ликвидация разделения труда между людьми, разнообразие трудовой деятельности означают свободное чередование не всех, а только тех видов труда, которые обеспечивают здоровое, гармоническое развитие человека, его физических и духовных способностей и

    8 Струков Э. Всестороннее и гармоническое развитие личности, с, 53. 7* 155


    создают возможность для освоения новых видов деятель­ности. Это означает «отсутствие каких-либо ограничений в выборе родов деятельности, в характере "их перемены, в свободном и всестороннем проявлении личности, ее огромных творческих возможностей» т.

    Г. П. Орлов связывает всестороннее развитие лично­сти с проблемой свободного времени. Суть последнего, его предназначение состоит в том, чтобы человек имел возможность развивать свои многообразные способности. Он отмечает в этой связи, что, «чем больше свободного времени, тем в принципе больше возможностей для все­стороннего прогресса человека. Роль свободного времени зависит и от характера его использования для духовного и физического развития, т. е. от содержания самой дея­тельности и отношения к ней человека...» 8

    Связь проблемы всестороннего развития личности с проблемой свободного времени закономерна. Сама по­становка этого вопроса является свидетельством того, что в пределах «трудового» времени человек не может раз­вить все имеющиеся у него способности. Представляется, что свободное время-это то, в течение которого разви­ваются потенциальные способности человека, не могущие быть реализованы и развиты им в каком-то одном спе­циальном виде деятельности.

    У Е. А. Ануфриева всестороннее развитие личности выступает зависимым от социальных условий. «Главное во всестороннем развитии личности состоит в создании реальных условий не только для развития, но и для реа­лизации всех потенциальных возможностей каждого че­ловека» 9 . Создание социальных условий, благоприятных для развития личности,-одна из первых задач, которая решается обществом. Однако необходимо более деталь­ное раскрытие того, какие из данных условий реально влияют на развитие личности; на это обращается недо­статочное внимание.

    По Ануфриеву, всестороннее развитие личности-это прежде всего процесс развития ее творческого потенциа-

    7 Кайдалов Д. П. Закон перемены труда и всестороннее развитие че­ловека, с. 107.

    8 Орлов Г. П. Свободное время и гармоническое развитие личности. М., 1974, с. 42.

    9 Ануфриев Е. А. Социальная роль и активность личности. М., 1971, с. 128.

    да, стремление добиться такого положения, чтобы он стал непрерывным.

    А. В. Мялкин связывает рост всесторонности с разви­тием и применением способностей человека.По его мне­нию, «всесторонность развития личности предполагает та­кое развитие человека, когда все его способности применяются и развиваются обществом, становятся об­щественным достоянием». «Непременными качествами всесторонне развитой личности является способность к \ мственному и физическому труду, к активной общест­венной деятельности, коммунистическая убежденность, высокая этическая и эстетическая культура» "°,- пишет А. В. Мялкин.

    К этой же точке зрения примыкают и взгляды В. П. Рожина, который считает, что всестороннее разви­тие личности включает в себя ее участие в творческом производительном труде, деятельное участие в сфере коммунистического общественного самоуправления, а 1акже в разных сферах духовной жизни, в создании изо­билия духовных и культурных благ ".

    Эти попытки дать определение всестороннего разви­тия личности путем детального перечисления его призна­ков, как правило, оказываются неплодотворными и более всего уязвимыми. Представляется, что нужно идти по ли­нии углубленного раскрытия его социальной сущности и содержания.

    Само собой разумеется, что для всестороннего разви­тия личности большое значение имеет перемена видов труда, создание профессий широкого профиля, так как это расширяет кругозор личности, увеличивает ее знания и т. д.

    Однако далеко не всегда о человеке, который участ­вует в различных видах труда и даже сочетает различные профессии, можно говорить как о всесторонне развитой личности. Имеется немало примеров, когда люди меняют профессии, сочетают различные виды деятельности, но о многих из них можно скорее говорить как о дилетантах, а не как о всесторонне развитых личностях. И это есте­ственно, так как перемена труда-это необходимая

    " 0 Мялкин А. В. Личность и строительство коммунизма. Ростов н/Д, 1971, с. 7, 8.

    1 *7 I 1, t_. / , О.

    См.: Рожин В. П. Коммунизм и личность. Л., 1962, с. 49.


    предпосылка, условие всестороннего развития, но этим вся проблема отнюдь не решается. Необходимы не толь­ко сами по себе внешние условия, но прежде всего актив­ная позиция самой личности, ее стремление использовать внешние благоприятные условия в интересах собственно­го развития.

    Из положения К. Маркса о функциональном потреб­лении следует, что человек, владеющий несколькими ви­дами деятельности, может быть только исполнителем. В этой связи можно также сослаться и на высказывание Б. М. Теплова, который считал, что всесторонне разви­тым может быть и человек, который занимается только одним каким-то видом деятельности. Он писал: «Речь идет не о числе специальностей, а о широте одаренности и о разносторонности ее развития. Человек может иметь только одну специальность и быть в то же время очень разносторонним... Возможность успешно действовать в различных областях объясняется прежде всего наличием некоторых общих моментов одаренности, имеющих значе­ние для разных видов деятельности» 12 .

    Из всего этого следует, что всестороннее развитие лич­ности было бы недостаточно связывать лишь с наличием благоприятных социальных условий, с возможностью пе­ремены деятельности, с количеством ее видов и др. Прак­тика показывает, что благоприятные условия могут быть использованы человеком и во имя его всестороннего раз­вития, и во имя личной корысти, а многообразие видов деятельности может служить показателем как всесторон­ности личности, так и ее дилетантства. Вместе с тем че­ловек, всю жизнь занимающийся одним видом деятель­ности, может быть всесторонне развитым.

    Некоторые авторы одним из главных условий всесто­роннего развития личности считают правильное сочета­ние умственного и физического труда. Ставится акцент на слиянии умственного и физического труда как важ­нейшем показателе всестороннего развития личности. Ко­нечно, такое слияние выступает существенным условием всестороннего развития личности. Однако и в данном случае было бы неверно недооценивать позицию самой личности - во имя чего направлено ее развитие.

    12 Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961, с. 37. 158

    Следует отметить, что указанные отличительные при­знаки всесторонности не могут служить достаточным ос­нованием для получения критерия всестороннего разви­тия личности, так как за небольшим исключением они не учитывают самого человека, личность в ее развитии. Иными словами, достижение определенного уровня зна­ний, влияние перемены труда и другие факторы хотя и должны входить в характеристику всестороннего разви­тия личности, однако исчерпывающий его критерий нель­зя дать без раскрытия содержательной, качественной стороны этого процесса в самой личносги.

    Критический анализ понимания всестороннего разви­тия личности как усвоения суммы знаний дан Ю.Н.Да­выдовым. Он справедливо предостерегает от такого по­нимания всестороннего развития, согласно которому яко­бы каждый индивид должен усвоить, поглотить все знания, умения, способности, которые присущи всему обществу. Эта задача, естественно, непосильна для че­ловека, да к тому же в этом нет и общественной необхо­димости. Поэтому можно лишь присоединиться к положе­нию автора, что «нет ничего ошибочнее такого представ­ления о всестороннем усвоении универсальной культуры коммунистическим индивидом, когда это «усвоение» пред­ставляется чем-то вроде индивидуального «поглощения» (родственного «потреблению») всей суммы знаний, уме­ний и способностей, которыми обладают все остальные участники коммунистической ассоциации. Не говоря уже о том, что такое представление безнадежно утопично...» И далее: «Требовать такого «всестороннего» развития индивида, при котором он проделал бы для себя весь путь развития наук, «распредмечивая» каждую научную идею, еще хуже, чем требовать от него, чтобы он прошел все стадии изготовления булавки» ".

    Мысль Ю. Н. Давыдова об утопичности подобного представления весьма справедлива.

    В самом деле, в суждениях такого рода слишком без­гранично толкуются возможности каждого человека. Но если учесть, что современная эпоха характеризуется и ускоряющейся специализацией, и тем, что, как пишет академик А. М. Румянцев, продолжающая возрастать специализация труда и знаний создает невозможность

    13 Давыдов Ю. Н. Труд и свобода. М., 1962, с. 121, 123.


    для отдельного человека совладать с потоком информа­ции даже в рамках сравнительно узкой профессиональ­ной сферы 14 , и бурным развитием вновь появившихся наук, и развитием вглубь тех отраслей научного знания, история которых исчисляется десятилетиями, а также тем, что жизнь каждого человека предельна и что у че­ловека есть какой-то максимум в развитии его возмож­ностей, то понятно, что такие суждения не имеют для себя достаточных оснований.

    Основной тезис, из которого исходит Ю. Н. Давыдов, таков: в ходе перестройки общественных отношений бу­дет происходить «производство всесторонне развитых, творческих и свободных индивидов» ". Связывая процесс развития всесторонне развитой личности с «производст­вом самой формы общения», он пишет: «Суть пробле­мы - в такой социальной организации усвоения всеоб­щих продуктов человеческой культуры, при которой зна­ния каждого «другого» индивида были бы не границей, а продолжением моих знаний. Способности каждого «другого» индивида были бы не границей, а продолже­нием моих собственных способностей. Умения каждого другого индивида были бы не границей, а продолжением моих индивидуальных умений. Здесь - основа решения проблемы всестороннего универсального развития ком­мунистического человека» ".

    Таким образом, Ю. Н. Давыдов считает, что основной путь формирования всесторонне развитой личности ле­жит в сфере создания общественных отношений, органи­зация которых должна быть такой, чтобы индивид имел всестороннее общение со всеми другими индивидами, чтобы способности каждого индивида выступали не гра­ницей, а продолжением моих способностей, умений.

    Как мы видели, всестороннее развитие личности свя­зывают с деятельностью, общением, познанием и т. д. Однако для психологического анализа такое рассмотре­ние достаточно абстрактно. Кроме того, деятельность, общение и познание как разные направления развития личности должны быть связаны между собой примени­тельно к конкретной личности. Такая связь этих различ-

    14 См.: Румянцев А. М. Гуманистическая идеология и социальная наука.-«Вопросы философии», 1968, № 11, с. 13.

    15 Давыдов Ю. Н. Труд и свобода, с. 116.

    16 Там же, с. Г21-122.

    ных форм (деятельности, общения и познания) по отно­шению к конкретной личности осуществляется в ее жиз­недеятельности.

    Проблема жизнедеятельности индивида имеет объек­тивную и субъективную (психологическую) стороны. Анализ объективной стороны жизнедеятельности индиви­да дает возможность выявить всю совокупность социаль­ных предпосылок, объективных условий его развития. Смысл такого подхода заключается в том, что социаль­ные условия рассматриваются конкретно, по отношению к данному индивиду как определенному общественному существу, или, говоря словами Маркса, «особенному» общественному существу. Анализ этой стороны его жиз­недеятельности вскрывает объективные возможности его всестороннего развития.

    Рассмотрение субъективной стороны жизнедеятель­ности индивида показывает, как он использует эти объ­ективные возможности для применения и развития своих способностей. В этом смысле можно говорить, например, об организации индивидом своей жизнедеятельности в широком смысле слова, о выявлении им своих возможно­стей, о соотношении их с действительными условиями его жизни. Такое превращение объективных возможно­стей в действительность находит свое выражение в выбо­ре индивидом той или иной профессиональной деятель­ности, в последовательности реализации его жизненной линии, направленной на применение способностей при изменившихся жизненных обстоятельствах (успехе или неуспехе и т. д.), в сознательной перемене им одного вида деятельности на другой в соответствии с обнару­женными способностями.

    Соотношение объективной стороны жизнедеятельно­сти индивида с его субъективными возможностями рас­крывает вопрос: какие из своих способностей он разви­вает, носит ли его развитие случайный или закономер­ный, сознательный или интуитивный, целостный или од­носторонний характер?

    В качестве примера одностороннего соотношения лич­ности и ее способностей может быть приведен случай развития так называемых вундеркиндов. Его особенность, состоящая в абсолютизации одной какой-либо способно­сти и ее эксплуатации взрослыми, приводит к отставанию развития всей личности от опережающей его какой-либо


    одной способности. Материалы наблюдений (опублико­ванные в США) показывают, что, как правило, основная;

    масса «вундеркиндов» с наступлением взрослости не мо­жет соотнести свои способности со своими притязаниями,. с существующими социальными условиями, в которых происходит деятельность, не проявляет достаточной ак­тивности, ответственности и т. д.

    Когда речь идет о всестороннем развитии личности, то подразумевается не просто конгломерат разных спо­собностей, а связанная воедино совокупность наиболее существенных для данной личности свойств - способ­ностей, развитие которых происходит во всей жизнедея­тельности личности.

    В процессе своей жизнедеятельности личность высту­пает как существо активное, причем эта активность вы­ражается не только в осуществлении ею различных видов деятельности, но и в общении личностей друг с другом. Иначе говоря, проблема всесторонности личности-это и проблема «другой человек», «другая личность», про­блема общения ее с другим человеком. В общении с дру­гим человеком многие потенциальные свойства и особен­ности личности могут получить свое наиболее адекватное развитие, при этом даже большее, нежели в каком-то» конкретном виде деятельности. Иначе говоря, в понятие «всестороннее развитие личности» органически входит сам принцип общения людей друг с другом, раскрываю­щий то, что получает данная личность в результате обще­ния и в каком направлении это общение происходит.

    В этой связи прав, по нашему мнению, М. С. Каган, который считает, что гармонически развитая личность утверждает «себя в мире как существо познающее, оце­нивающее, действующее и общительное» ".

    М. С. Каган критикует такую трактовку всесторонне­го развития личности, которая ограничивает его возмож­ностью овладения многими профессиями, свободного пе­рехода от одного занятия к другому и т. д. По его мне­нию, «всестороннее развитие личности предполагает нечто иное. Это понятие лишается какой бы то ни было утопичности, если интерпретировать его как развитие всех видов деятельности, которые составляют структуру

    17 Каган М. С. Опыт системного анализа человеческой деятельно­сти.-«Философские науки», 1970, № 5, с. 51.

    личности,-деятельности преобразовательной, коммуни­кативной, познавательной, ценностно-ориентационной, художественной». .При этом автор исходит из того, что «идеальной следует считать такую ситуацию, при кото­рой личность сможет так или иначе участвовать во всех направлениях деятельности, раскрывая и утверждая себя в полноте своих личностных человеческих качеств» 18 .

    Наконец, имеются и такие взгляды, согласно которым всестороннее развитие личности связывается, во-первых, с созданием социальных условий, снимающих какие бы то ни было ограничения, препятствующие этому разви­тию; во-вторых, с развитием самосознания, с новым ти­пом отношения к миру, к обществу, «к своему собствен­ному бытию, к своему собственному сознанию»; в-треть­их, с возникновением новых качественных изменений, ко­торые произойдут под влиянием новых общественных условий. Наиболее выпукло эта точка зрения выражена в статье 3. Н. Файнбурга. Он пишет: «...всесторонне раз­витая личность есть не простое увеличение (или умень­шение) каких-то свойств, качеств современной личности, не просто механическая экстраполяция какого-либо из ныне существующих типов личности на новые социаль­но-экономические условия жизни человечества и челове­ка. Всесторонне развитая личность суть нечто качествен­но новое, возникающее на базе научно-технической и со­циальной революции» 1Э.

    Мы остановились лишь на наиболее характерных точ­ках зрения относительно всесторонне развитой личности. Но и они показывают, что, несмотря на известные поло­жительные моменты в них, в целом разработке этой про­блемы присущи в значительной мере описательность и декларативность, что уже справедливо отмечалось в на­шей печати.

    Так, академик А. М. Румянцев пишет: «Очень часто, говоря о человеке будущего, ограничиваются сугубо опи­сательным и перечислительным представлением: физиче­ское совершенство, широта образования, общественная активность, эстетическая чуткость, культура и тонкость эмоций и т. д.... Было бы ошибкой понимать всесторон-

    18 Каган. М. С. Человеческая деятельность. М., 1974, с. 307, 308.

    19 Файнбург 3. Н. Перспективы научно-технической революции и раз­витие личности-«Вопросы философии», 1969, № 2, с. 42.


    нее развитие личности в просветительском плане, рисовать человека будущего при помощи простой арифметической суммы достоинств, вне системы общественных связей, за­ключающей действительную тайну его всесторонности» 20 . И далее: «Некоторые утешают себя древним изречением:

    «Знать все о немногом и немного обо всем». Увы, в наши дни нельзя знать даже о немногом. Знание же «не­много обо всем» грозит оказаться обычным дилетантиз­мом... Понятно, что проблема, видимо, заключается вовсе не только и не столько в объеме знаний, а прежде всего в уровне и принципах мышления. Современный уровень мышления неизбежно формируется у каждого индивида на сравнительно ограниченном познавательном материа­ле, но строгость и гибкость этого мышления могут иметь универсальный характер... Но главное-проблема со­здания всесторонне развитой и свободной личности сво­дится к созданию всесторонне развитого и свободного общества» 21 .

    Иными словами, главный путь формирования всесто­ронне развитой личности-это создание прежде всего всесторонне развитого и свободного от всяких социаль­ных ограничений общества. Коренные изменения соци­альных условий должны, в свою очередь, привести к ко­ренным изменениям личности.

    Итак, создание раскрепощающих человека социаль­ных условий имеет первостепенное значение для всесто­роннего развития личности.

    В существующих интерпретациях всесторонности раз­вития личности зачастую упускаются из виду, во-первых, качественно-содержательный анализ деятельности самого индивида, служащей показателем его способностей и той общественной позиции, которую он занимает (например, к управлению государством, для работы на ответствен­ных постах привлекаются ведь не только способные лю­ди, но люди с правильным коммунистическим мировоз­зрением, с правильным отношением к труду, к другим лю­дям). Думается, что в критерий всесторонности лично­сти должна входить составной частью общественная по­зиция личности, или, иначе говоря, то, во имя чего при-

    20 Румянцев А. М. Гуманистическая идеология и социальная наука «Вопросы философии», 1968, № 11, с. 11-12.

    меняются его знания, способности, навыки, осуществля­ется перемена труда и т. д.

    Во-вторых, отсутствуют четкие характеристики, свя­занные с психическими особенностями самого индивида, без которых трудно понять возможности его развития. Исследование данной проблемы, как правило, ведется на уровне социологического анализа, в то время как психо­логический ее аспект нередко упускается из виду. Между тем без всестороннего учета психологических особенностей индивида эта проблема не может быть успешно решена.

    В-третьих, не учитывается социальный запрос на кон­кретную «форму» всестороннего развития личности, соот­ветствующую данным конкретно-историческим условиям.

    В исследованиях, посвященных всестороннему разви­тию личности, почти не затрагивается вопрос (а если и затрагивается, то вскользь) о различии самих этих все­сторонне развитых личностей, а тем более о том, в чем конкретно выступит это различие. Более того, иногда представляется, будто всестороннее развитие индивидов приведет к их уравниванию, стандартизации. А между тем и в условиях развитого коммунизма всесторонне раз­витые индивиды не будут походить друг на друга.

    По этому поводу пишут, например, В. И. Белозерцев и В. А. Фомина: «Коммунизм обеспечивает возможности для развития всех способностей человека, но это не зна­чит, что способности у всех будут развиты в равной мере и что у всех людей будут одинаковые способности, ибо, помимо всего прочего, способности определяются и осо­бенностями каждого человека» 22 . О различиях в способ­ностях людей при социализме и коммунизме пишут А. К. Курылев, Г. М. Гак.

    О том, что одинаковое развитие способностей людей нс только невозможно, но и нежелательно, пишут Э. В. Соколов и П. Л. Иванов 23 .

    22 Белозерцев В. И, Фомина В. А. Коммунистическое разделение тру­да не исключает всестороннего развития человека.- «Вопросы фи­лософии», 1963, № 9, с. 37.

    23 См: Кцрылев А. К. Диалектика развития социального равенства в социалистическом обществе - В кн: Диалектика материальной и духовно:"! жижи общества в период строительства коммунизма. М 1966 с 106; Гак Г. М. Диалектика коллективности и индиви­дуальности. М., 1967; Соколов Э. В, Иванов П. Л. Всесторонне" и гармоническое развитие личности.- В кн.: Коммунизм и лич­ность. Л, 1966.


    Стержнем проблемы всесторонне развитой личности при наличии необходимых социальных условий высту­пает сам индивид, общественное развитие его психоло­гической природы, и в первую очередь его способностей. так как именно способности более всего связаны с дея­тельной сущностью человека.

    Конечно, всестороннее развитие человека не сводится только к развитию его способностей. Большую роль в этом играет и развитие потребностей, интересов, эмоций и пр. В данной работе предпринимается попытка понять всестороннее развитие лишь в плане развития способнос­тей, которые составляют как бы его ядро.



    Просмотров