Роль и функции гражданского общества. Составные элементы комплекса. Основные идеи и выводы

Гражданское общество, понятие, признаки, структура которого будут подробно описаны в статье, считается основной опорой любой настоящей демократии. Оно выступает залогом ее укрепления и сохранения, способствуя ее формированию. Главным противником развития в государстве тоталитаризма является именно гражданское этой формации? Как проявляется ее деятельность? Об этом далее.

Общие сведения

Гражданское общество призвано обеспечивать защиту социума от разнообразных злоупотреблений власти. Оно способствует ограничению коррупции, препятствует В России структура и функции гражданского общества сегодня только начинают формироваться. Это проявляется в первую очередь провозглашением свобод и прав личности как высшей ценности социума, которая определяет содержание и смысл деятельности органов власти. Среди предпосылок, вследствие которых стала формироваться структура гражданского общества, кратко можно назвать следующие:

  • Появление многопартийности.
  • Развитие рыночных отношений.
  • Реализация принципа разделения власти.

Более обширному влиянию гражданского общества на деятельность государства препятствует бюрократическая система.

Образование

Гражданское общество - понятие, признаки, структура этой формы организации людей - проходило достаточно продолжительный период становления в ходе исторического развития. В результате, оно стало мощнейшим социальным образованием. Гражданское общество начало функционировать не только в качестве исключительно государственной, но и социальной структуры. При переходе к рыночным отношениям происходит существенное имущественное расслоение образования. Для этого периода характерно увеличение социальных, межнациональных в том числе, конфликтов. Все эти факторы негативным образом сказываются на процессе формирования и становления гражданского общества. Сегодня на первый план выходят вопросы обеспечения социальной защищенности людей, реализации принципов справедливости в государственном управлении.

Понятие и сущность гражданского общества

Сегодня определение существенно обогатилось содержательно и считается весьма многозначным. В общем смысле оно предусматривает наивысшую В структуру гражданского общества входят частные лица, институты и группы. Все они не имеют прямой зависимости от политического государства. Также структура гражданского общества кратко может быть рассмотрена в качестве объединения, в котором имеют место развитые культурные, правовые, политические, экономические взаимоотношения между образующими его индивидами. Данные связи при этом не опосредованы государством.

Характеристика

Понятие и сущность гражданского общества можно рассмотреть с двух точек зрения. В соответствии с первой, данная форма организации представляет собой комплекс межличностных отношений, а также В данном случае в структуру гражданского общества входят экономика, культура, образование, семья, религия и прочее. В развитии этих взаимоотношений участие государства не предусмотрено. За счет этого комплекса взаимодействий обеспечивается удовлетворение социальными группами и индивидами собственных интересов и потребностей. Понятие гражданского общества в философии предполагает идеальную модель становления формирования. В соответствии с этой точкой зрения, социальное образование состоит из суверенных свободных личностей. При этом они должны иметь самые широкие социально-экономические, политические, культурные и прочие права, активно участвовать в государственном управлении и беспрепятственно удовлетворять самые разнообразные индивидуальные потребности.

Принципы

Они обеспечивают жизнедеятельность гражданского общества. К основным принципам относят:

  • Равенство свобод и прав всех людей.
  • Экономическую независимость индивидов.
  • Гарантированную юридическую защиту свобод и прав человека.
  • Свободу населения при формировании движений и партий.
  • Законодательно гарантированную возможность людей образовывать независимые объединения по профессиональным признакам и интересам.
  • Обеспечение необходимых условий, материальных в том числе, для развития культуры, воспитания населения, науки, образования и прочего.
  • Существование стабилизирующего механизма, обеспечивающего сохранность отношений между обществом и государством, а также безопасность первого.
  • Свободу образования и деятельности СМИ.

Какие особенности имеет гражданское общество? Каковы основные признаки этой формы организации

Существенной особенностью данного комплекса считается способность контролировать и противостоять государству. В истории имеет место множество периодов, в которых над властью побеждало гражданское общество. Сущность и структура формирования может пребывать в разном состоянии. К примеру, на Востоке этот комплекс в целом считается "аморфным", а вот государство имеет неограниченные возможности и власть, проникая во все сферы жизни. Что касается России, то здесь государство, как правило, побеждало и подчиняло гражданское общество. Сущность и структура комплекса постоянно испытывают давление со стороны власти. Ярким примером может служить 70-летний период тоталитаризма в стране. В результате него историческое развитие практически зашло в тупик. В современной России гражданское общество стало рассматриваться под другим углом. К нему появился интерес как к политическому идеалу. Признаком гражданского общества выступает и стремление обеспечить свободу и права личности, противостоять авторитарным проявлениям власти. Эта форма организации, кроме прочего, может взять на себя часть государственных задач, которые последнему выполнить не под силу. Тем не менее, существует определенная зависимость гражданского общества от власти. Ее степень зависит от способности объединяющихся людей удовлетворять свои потребности самостоятельно, не обращаясь за помощью к государству.

Прочие черты

Среди других признаков гражданского общества следует отметить:

  • Развитые правовые, культурные, политические, экономические взаимоотношения между индивидами.
  • Способность контролировать государство.
  • Наличие механизмов саморегулирования и самоконтроля.
  • Плюралистический характер. Он проявляется во множестве партий, форм собственности и прочем.
  • Отсутствие человеческого закрепощения. В обществе взаимодействующие люди считаются его основой.
  • Развитость и многообразность структуры, которая отражает различные интересы слоев и групп, разветвленность демократии.
  • Высокая степень психологического, интеллектуального развития людей, способность к самостоятельной деятельности при привлечении к тому или иному институту комплекса.
  • Законообеспеченность.

В рамках гражданского общества наиболее полно обеспечиваются свободы и права его членов. В комплексе также имеет место конкуренция между группами. В здоровом обществе у его членов свободно формируется собственное мнение, развита информированность, реально реализуется право на информацию. Жизненная деятельность комплекса базируется на координационном принципе. Этим общество отличается от госаппарата. В нем взаимодействия происходят по принципу субординации, строгого подчинения.

Составные элементы комплекса

Гражданскому обществу присуща особая структура. Ее компоненты - институты и формирования - обеспечивают условия для удовлетворения потребностей и реализации интересов коллективов, индивидов. Они способны оказывать необходимое давление на власть, заставляя ее служить на благо населения. Структура - внутреннее обустройство - отражает взаимодействие и многообразие компонентов. Она обеспечивает динамизм и целостность развития. В качестве системообразующего начала, генерирующего волевую и интеллектуальную энергию в комплексе, выступает, собственно, человек, с характерными естественными интересами и потребностями. Их внешнее выражение содержится в обязанностях и правах, закрепленных законодательно. Элементами структуры считаются разнообразные объединения и общности людей, а также устойчивые отношения между ними. В комплексе имеют место вертикальные и Фундаментом последних выступают разные взаимодействия, появляющиеся в процессе обеспечения общественной жизнедеятельности. К ним в первую очередь следует отнести экономические отношения. Они базируются на гарантированности и многообразии форм собственности. Это считается основополагающим условием личностной свободы и в гражданском, и в прочем обществе. Также внутри системы развиты и социокультурные отношения. К ним относят этнические, семейно-родственные, религиозные и прочие устойчивые связи.

Социальные контуры

Фундаментом гражданского общества может выступать только многообразная, разветвленная социальная структура. Она отражает все разнообразие и богатство интересов членов групп и представителей слоев. Значительная роль в процессе формирования социальных контуров принадлежит культурному плюрализму. Он включает в себя все компоненты духовной жизни, обеспечивает равноправие при участии всех индивидов в творческой деятельности. В верхнем слое общества присутствуют отношения, которые связаны с личным выбором, политическими и культурными отличиями групп по интересам.

Гражданское общество

2.2 Функции гражданского общества

Основная функция гражданского общества - наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов. В рамках выполнения этой основной функции гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций: -обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур. -на базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления. - гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе "сдержек и противовесов", стремления политической власти к абсолютному господству. - институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах. - выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивиды соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан. -выполняет коммуникационную функцию. -выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь. В сложные исторические периоды (войны, кризисы, депрессии), оно "подставляет свое плечо" -- прочные структуры гражданского общества. Гражданское общество должно взаимодействовать с государством, влиять на его политику, сохраняя за собой верховный суверенитет в отношении к государству, его учреждениям, его ответственности, назначению на государственную службу и устранение от нее. Оно представляет собой ту сферу общественных отношений, в которой определяется всеобщий интерес, впоследствии облекаемый государством в законодательную форму. Необходимость государственности в гражданском обществе бесспорна. Вопрос в том, каковы же функции государства в этом взаимоотношении. Прежде всего, государство должно направить свои усилия на создание организационных основ жизни. Так, например, волна экономических кризисов, прокатившаяся по всему миру, доказывает необходимость вмешательства государства в эту сферу отношений. Ни в одной стране мира рынок не свободен от государственного регулирования. Рынком должны управлять не только осязаемые стимулы и интересы, но и государственные структуры, призванные направлять эти механизмы в нужное русло.

Государство и гражданское общество

Основными признаками гражданского общества являются: - наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; - самоуправляемость; - конкуренция образующих его структур и различных групп людей; - свободно формирующееся общественное...

Гражданское общество

Представления о гражданском обществе уходят корнями глубоко в историю. Сама идея гражданского общества возникла в середине 17-го века. Основы концепции были заложены в работах Томаса Гоббса, Джона Локка и Шарля-Луи Монтескьё...

Гражданское общество

Гражданское общество, характеризуемое как автономная деятельность частных лиц и их объединений, независимых непосредственно от государства, включает весь комплекс отношений при взаимодействии свободных...

Современное понимание гражданского общества предполагает наличия у него комплекса признаков. Отсутствие таковых или части них приводит к обострению отношений между государством и обществом...

Гражданское общество и правовое государство

Одна из основополагающих целей реформ - построение гражданского общества. Словосочетание "гражданское общество" условно так как "негражданского", а тем более "антигражданского" общества не существует...

Гражданское общество: понятие и элементы

Гражданское общество -- это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами...

Гражданское общество: понятие, сущность и структура

Признавая гражданское общество общечеловеческой ценностью, вполне естественно предполагать, что оно обладает и общими для всего человечества характерными признаками. В то же время, гигантское разнообразие конкретных условий складывания...

Гражданское общество: теория и мировой опыт

Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у него комплекса существенных признаков...

Гражданское право

Приступая к научному исследованию по заявленном теме мы, прежде всего, должны проанализировать понятие гражданского общества со времен Аристотеля до нашего времени. Таким образом, во-первых, понятие “гражданское общество” очень древнее...

Конституционные основы гражданского общества

Понятие «гражданское общество» уходит своими корнями к античности - к идеям Аристотеля («государство-полис»), Цицерона («естественное право» граждан). Разработка этого понятия связана уже с новым временем, с XVIII веком...

Понятие и основные характеристики гражданского общества

Институты гражданского общества можно разделить на три группы. Это организации, в которых индивид: · получает средства к удовлетворению жизненных потребностей в пище, одежде, жилье и т. д...

Правовое государство и гражданское общество в их соотношении

По определению, уровень развитости любого демократического государства оценивается по наличию и степени развитости гражданского общества. Степень развитости гражданского общества говорит об уровне самоорганизации социума...

Проблемы формирования гражданского общества в РФ

Процесс формирования гражданского общества в Российской Федерации

Термин "гражданское общество" восходит к древнеримскому слову "civitas" (от "civis" - гражданин), обозначавшему гражданскую общину, члены которой (римляне) являлись субъектами римского гражданского права (ius civile). Слова "civitas", "civis"...

Формирование гражданского общества в Российской Федерации

Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая...


1. Ауторегулятивпая функция
Гражданское общество, проводя в жизнь, воплощая в практику идущие «снизу» социальные инициативы, обеспечивает процессы саморегуляции внутри цивилизационной системы. Оно Дополняет вертикальные властные отношения, утверждаемые

государством, культивированием горизонтальных социальных отношений, функционирующих на основе принципов саморегуляции. Определенная доля властно-управленческих функций переходит от государства к самоуправляющимся ассоциациям граждан. Их встречная активность, достигающая нередко высокой степени энергетического напряжения, но при этом не выходящая за правовые рамки, не нуждается во вмешательствах государства, поскольку взаимопогашается антагональными отношениями здоровой, продуктивной состязательности и солидарности.
2. Гомеостатическая функция
Гражданское общество, выступая в качестве равновеликого противовеса по отношению к государству, позволяет поддерживать социальную систему в состоянии динамического равновесия - гомеостазиса. Оно находит и вырабатывает легитимные, социокультурные средства по осуществлению взаимной адаптации встречных требований государства и личности. Проводя тактику общего сотрудничества, переговоров, консультаций, соглашений, создает внутреннюю сбалансированность всей системы. Между ведущими социальными субъектами - личностью, государством и гражданским обществом складываются антагональ-ные отношения равновесного триединства. В результате перехода части управленческих функций от государства к ассоциациям граждан этатистский дисбаланс власти уступает место более гармоничной модели социального взаимодействия.
Государство и личность, кажущиеся поначалу несопоставимыми социальными величинами, при наличии развитого гражданского общества обретают ценностную равновеликость. Гражданское общество исподволь и прямо способствует тому, чтобы государство и личность относились друг к другу с равным взаимным уважением. Не поощряя ни этатистский произвол, ни правовой нигилизм индивидов, оно активно способствует укреплению и стабилизации социального порядка внутри цивилизационной системы. Взаимная этическая требовательность и взаимная юридическая ответственность государства, личности и гражданского общества сообщают социальной жизни чрезвычайно важное качество, именуемое цивилизованностью.
На сравнительно высоких ступенях развития цивилизационной системы гражданское общество и государство начинают выступать как две в равной степени необходимые друг другу социальные формы. Постоянно ведя между собой взаимоуважительный диалог, они устанавливают равновесные отношения перманентного функционального агона, имеющего не деструктивную, а глубоко конструктивную природу. При этом все возникающие социальные проблемы решаются не путем опрокидывания государственных структур или растаптыванием отдельных ячеек граж-

дамского общества, а через конструктивные диалоги, поиск возможностей соглашений и компромиссов. С известной долей условности можно утверждать, что роль, играемая государством, напоминает отцовскую функцию, а роль гражданского общества - материнскую. От их союза рождается то главное, ради чего этот союз заключается, - свободный, многосторонне развитый человек, ведущий полнокровную жизнь. Для индивида мягкая материнская опека со стороны гражданского общества служит охранительным фактором, оберегающим его от излишней властной суровости государства.
3. Правозащитная функция
Гражданское общество выступает гарантом прав и свобод личности. При помощи разнообразных легитимных средств оно защищает права отдельных граждан и объединений от диктата и административного произвола государственно-бюрократического аппарата. Оно заставляет государство постоянно корректировать свои властные действия так, чтобы они не выходили за рамки правовых норм. Оно не позволяет государству монополизировать управленческую функцию, сдерживает содержащуюся в ней тенденцию к чрезмерной централизации и бюрократизации. Эти действия гражданского общества особенно важны там, где властные функции государства начинают мешать развитию ценностей цивилизации и культуры или откровенно ущемляют естественные права человека.
Человек имеет право жить не для государства, а для себя и своих близких, искать смысл жизни не в государственной службе, а в сферах частной жизни, в дружбе, любви. Но для этого он должен обладать статусом самостоятельной ценности, а не элемента в системе государственного механизма. Это становится возможным при создании разнообразных специальных союзов по защите естественных прав и свобод.
В отличие от государства с исходящими от него императивами долга, обязанностей, дисциплины, от гражданского общества исходят требования, чтобы в социальной сфере всегда имелся простор для свободного самоопределения личности. В сущности не государство, а гражданское общество стоит на страже классического правового принципа «дозволено все, что не запрещено законом». Этот принцип отражает паритетность, антагональность отношений государства и гражданского общества. В условиях такого динамично-равновесного паритета гражданское общество оберегает пространство индивидуальной свободы, а государство, не вторгаясь в это пространство, стоит на его границах, не позволяя свободе выходить из берегов, очерченных законом.
Одна из главных задач цивилизованного гражданского общества состоит в защите естественного права личности на частную

жизнь в сферах семьи, домашнего хозяйства, досуга, дружеских и интимных связей. Характерно, что марксистская идеология тотального социального контроля за личностью ставила на первое место общественную жизнь, а к частной жизни, если она начинала занимать человека и отвлекать от общественных дел, относилась негативно, шельмовала ее как проявления «мещанства». Нападая на «обывателей», «мещан», тоталитарный режим целился при этом в идею гражданского общества, стремился на корню пресечь его ростки, что ему вполне удавалось.
Зрелое, развернувшееся во всей полноте своих возможностей гражданское общество оберегает и внутреннюю, духовную жизнь личности, защищает от неоправданных бюрократических и идеологических вмешательств в сферу, где идут наиболее активные процессы духовных исканий и творчества. Авторитарные императивы государства, его навязчивая патерналистская опека, как правило, несовместимы со сложнейшей духовной работой, совершающейся в творческом сознании поэтов, писателей, художников, композиторов, философов.
Еще одним важным направлением правозащитной деятельности гражданского общества является организация широких общественных обсуждений законодательных инициатив государства. Союзы и ассоциации гражданского общества не только подвергают такие инициативы юридическим и этическим экспертизам, публикуя в печати мнения независимых экспертов, но и сами выступают с собственными законотворческими предложениями, нацеленными на дальнейшую гуманизацию правовой системы. Гражданское общество активно использует свое право на альтернативные законопроекты, отличающиеся от тех, что выдвигаются официальными властями.
4. Интегративпая (консолидирующая) функция
В отличие от государства, осуществляющего «механическую» интеграцию индивидов, гражданское общество культивирует «органическую» солидарность. Консолидируя граждан при посредстве внегосударственных, неформальных общностей, оно препятствует атомизации, взаимоотчуждению граждан. Предлагая множество форм социальной кооперации, поощряя создание новых объединений на почве общих материальных и духовных интересов, гражданское общество позволяет индивиду продвигаться по пути социального утверждения не за счет противопоставления себя другим, а через использование социальных связей, деловых, творческих контактов с другими людьми. Через взаимообмен результатами и продуктами материальной и духовной деятельности, через внедрение солидаристских ценностей обеспечивается консолидация социальной системы в единую, органическую целостность. Взаимодействие субъектов обретает гарантированную

стабильность, когда они взаимообогащают друг друга и в результате возникают продуктивные общественные отношения, позволяющие им не только успешно решать собственные практически-духовные проблемы, но и генерировать новые социальные ценности. Взаимные антагональные установки делают возможной интеграцию усилий и более быстрое достижение позитивных социальных целей.
Г. Спенсер, считавший, что всеобщее основание социальной интеграции заключается в соразмерности получаемых выгод с оказываемыми услугами, выделял четыре типа кооперации:
1) однородная, гомогенная кооперация, при которой одинаковые усилия соединяются для одинаковых целей, одновременно осуществляемых;
2) не вполне однородная кооперация, где одинаковые усилия соединяются для одинаковых целей, осуществляемых не одновременно;
3) гетерогенная кооперация, где неодинаковые усилия соединяются для одинаковых целей;
4) гетерогенная кооперация, где неодинаковые усилия соединяются для неодинаковых целей.
Гражданские отношения, поддерживаемые при посредстве указанных типов кооперации, полезны для благосостояния всей социальной системы в целом и для успешной жизнедеятельности входящих в нее индивидов. Развивая эту мысль, Г. Спенсер писал: «Главные черты того кодекса, при котором вполне совершенная жизнь достигается путем добровольной кооперации, могут быть выражены очень просто. Основное требование заключается тут в том, чтобы деятельность каждого человека, направленная на поддержание жизни, приносила ему каждая тот род и ту сумму выгод, которые достигаются ею при естественных условиях; а это предполагает, во-первых, что он не должен страдать от прямых нападений на личность и собственность; а во-вторых, что он не должен страдать даже косвенным образом от нарушений договоров. После того, как жизнь будет облегчена в величайшей степени соблюдением этих отрицательных условий добровольной кооперации, делающих возможным постоянный обмен услугами, согласно заключенным договорам, эта жизнь находит себе еще дальнейшее облегчение во взаимном обмене услугами сверх договора...» ".
Идея кооперации-интеграции, осуществляемой в социальной жизни на уровне гражданского общества, привлекала внимание мыслителей самых разных ориентации. Так, А. А. Богданов предложил предельно широкую трактовку интеграции, понимая ее как всеобщую категорию, обозначающую всякий вид соединения,
" Спенсер Г Основания науки о нравственности СПб, 1880, с. 184-185.

обмена, сотрудничества. Согласно его концепции, приумножение и усложнение связей в гражданском обществе с необходимостью ведет к сближению социальных субъектов - инженеров с рабочими, учителей и врачей в селах с крестьянами и т. д. Медленно, но неуклонно идут интегративные процессы, проявляясь как в практической, так и в духовной сферах. Логика этих взаимных сближений имеет положительный прогноз на будущее. Вместе с тем, интеграция потребует от социальных субъектов колоссальных усилий и даже жертв. «Даже самая мирная и взаимная ассимиляция рядом живущих племен идет через бесчисленные трения и мелкие столкновения, возникающие на основе расходящихся интересов и взаимного непонимания, то есть, в сущности, различной структуры сливающихся социально-культурных комплексов... Подобным же образом объединение партийных, научных, культурных организаций, хотя и заранее связанных общностью социальной среды, родством социального состава и своих жизненных тенденций, обходится всегда в немалую сумму усилий и сопровождается всегда устранением некоторых элементов. Первое означает затрату активностей на взаимное приспособление сливающихся организаций; второе - прямую потерю через отрицательный подбор комбинаций, не приспособленных к новой структуре. Так, например, при слиянии политических партий или фракций во избежание внутренней борьбы приносятся в жертву некоторые элементы программные и тактические, упраздняются некоторые частные органы, должности, особые центры, выбрасываются, обыкновенно, и некоторые члены организаций, недовольные объединением или способные служить препятствием ему. При слишком большом расхождении конъюгирующих компонентов растрата активностей и новые противоречия могут оказаться так велики, что жизнеспособность целого будет ниже, а не выше прежнего, и дело кончится захирением или обратным распадом»". В этой пространной цитате достаточно явственно представлен драматический дух антагональных противоречий, характерных для гражданского общества. Они, несмотря на сопутствующие им компромиссы и конвенции, все же остаются противоречиями со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде человеческих переживаний, взрывов эмоций и страстей, без которых невозможна полнокровная жизнь гражданского общества.
5. Культурютворческая функция
Гражданское общество, создавая культурное пространство творческой свободы, необходимое для духовного развития индивидов, позволяет активно наращивать созидательный потенциал. В отличие от государства, которое само не творит, а лишь обеспе-
1 Богданов А А. Тектология. Всеобщая организационная наука Кн 2 М., 1989, с. 48-49.

чивает народ необходимыми для этого материальными и организационными условиями, гражданское общество выступает как истинный творец культуры. Его усилиями формируется духовная атмосфера творчества, в которой могут успешно осуществляться процессы социализации, воспитания, образования новых поколений. Оно предлагает множество культурных форм, посредством которых личность могла бы утверждать свою значимость. Художники, философы, поэты вырастают не в коридорах государственных властных институтов, а в материнском лоне гражданского общества.
Гражданское общество активно формирует правосознание личности, ее правовую культуру. Помогая гражданину осознавать свою значимость, развивая сознание собственного достоинства, оно культивирует психологию самоценных субъектов, преисполненных сознания собственного достоинства.
Своей повседневной практикой гражданское общество доказывает индивиду, что кроме таких ценностей, как власть, карьера, в системе государственной иерархии существует множество ценностей, которыми богата частная жизнь, где есть общение с природой, любовь, семья, занятия искусством, наукой, спортом. Оно дает индивиду возможность вести полноценное цивилизованное, культурное существование, наполненное смыслом и радостями жизни. Более того, исповедуя философию частной жизни, гражданское общество стремится убедить индивида в том, что именно оно, а не государство является источником обретения истинно высоких и чистых радостей бытия.
6. Сублимативная функция
В теории 3. Фрейда понятие сублимации означает трансформацию жизнетворящей энергии человеческого организма в социокультурную энергию творческой деятельности. Сублимативная функция гражданского общества состоит в том, что оно позволяет человеку направлять избыток своей витальной и социальной энергии в легитимное русло цивилизованного общения. Тем самым снижается опасность возникновения ситуаций социальной напряженности и социальных конфликтов. Гражданское общество предоставляет множество социокультурных «клапанов», дающих позитивный выход энергии людей. Они не позволяют ей накапливаться до критической степени и трансформироваться в деструктивную силу, грозящую эскалацией насилия и криминальными эксцессами. Это особенно важно применительно к молодежи. Повышенная эмоциональная возбудимость, ярко выраженная склонность к активным формам социального самоутверждения, неустанный поиск возможностей для приложения своих сил могут оборачиваться при участии различных звеньев системы гражданского общества в факторы повышения уровня цивилизованности социальной жизни.

Объем и значимость функций гражданского общества определяют меру его воздействия на политическую жизнь. Его влияние на политику не ограничивается периодами выборов. Оно осуществляется постоянно через деятельность входящих в него ассоциаций и институтов, через формирование в его среде общественного мнения. Как отмечает известный английский специалист по проблемам политической науки Джон Кин , «гражданское общество должно стать постоянной занозой в боку политической власти».

Целью гражданского общества является защита жизни индивидов, а целью демократической власти - общих, государственных интересов. Гражданское общество контролирует власть, оказывает воздействие на ее деятельность. Власть же не управляет гражданским обществом, но посредством законов регулирует его существование и функционирование. Гражданское общество дает возможность человеку полностью проявить свои индивидуальные способности. Оно - самое эффективное средство самоутверждения человека, реализации его «я». Гражданское общество и демократическая власть - две стороны социума, независимые друг от друга, но они ограничивают и контролируют друг друга. Демократическая власть не только не борется с гражданским обществом, но и всячески способствует его нормальному функционированию. Со своей стороны, наличие сильного гражданского общества - одно из важнейших условий функциональности гражданского общества.

С точки зрения родоначальников российской политологии А. Галкина, Ю. Красина, основные функции гражданского общества заключаются в следующем.

Во-первых - это социализация индивидов . Включаясь в гражданские взаимоотношения через частный интерес, они обретают возможности для самовыражения и развития своих потенций в качестве социальных субъектов.

Во-вторых - самоорганизация и самоуправление в обширной мозаичной сети частных интересов, для которых внешнее (государственное) регулирование создает лишь общие рамки упорядочения.

В-третьих - интеграция общества через систему горизонтальных связей и каналов информации, сложившихся веками форм социальной солидарности, что, в конечном счете, обеспечивает целостность общественного организма, историческую преемственность в его развитии.

В-четвертых - создание базовых форм межличностной солидарности , основанной на общности или близости частных интересов, выработка механизмов согласования расходящихся интересов и урегулирования конфликтов.

В-пятых - стимулирование правового нормотворчества выдвижением требований юридического закрепления тех гражданских и политических прав и свобод, осознание необходимости которых вначале происходит в лоне гражданского общества .

Подчеркнем, что демократия как политический механизм начинает реально работать лишь в условиях развитого гражданского общества. Политическая демократия невозможна в отсутствие массового, осмысленного и ответственного гражданства. Понятие «гражданское общество» характеризует тип общественной организации, механизмы обеспечения социальной целостности. Понятие «демократия» обозначает тип политического устройства общества, в частности, такого которое конституционно гарантирует: а) разделение ветвей власти, б) периодическую сменяемость политического руководства путем выборов, в) влияние граждан на принятие некоторых политических решений, по крайней мере, посредством участия в выборах, г) свободу самовыражения граждан.

Строительство гражданского общества «сверху» [5 ] Когда В.В. Путин стал президентом, он объявил развитие гражданского общества одной из приоритетных задач при проведении реформ. Усилия властей по созданию формальной структуры для осуществления гражданской деятельности привели сначала к созыву в 2001 году «Гражданского форума» , а теперь - к созданию Общественной палаты в качестве «дополнительной возможности для развития гражданского общества в стране». В ноябре 2004-го был создан Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека , а в марте 2005 года - «Экологический форум» на федеральном уровне . Чтобы повысить активность граждан и привлечь на свою сторону общественное мнение, президентская администрация поддерживает развитие гражданского молодежного движения.

Лари Даймонд выделяет десять демократических функций гражданского общества.

Первой и основной демократической функцией гражданского общества является функция ограничения государственной власти . Это означает, что организации гражданского общества являются демократическими, политическими институциями, которые могут осуществлять такой контроль наиболее эффективно. В различных условиях эта функция проявляется по-разному: в демократических государствах - как возможность контроля за властью, в авторитарных государствах - как возможность демократизации общества.

В недемократических режимах организации гражданского общества играют важную роль в раскрытии злоупотреблений и фактов несоблюдения законности. При демократическом правлении гражданское общество является важнейшим инструментом контроля за масштабами государственной власти, потенциальными злоупотреблениями и нарушениями законности, доводит выявленные факты до сведения общественности. Можно даже сказать, что роль гражданского общества является более существенной именно в период развития демократии, ее поддержания и укрепления, чем в период ее зарождения.

Во-вторых , активная деятельность общественных объединений дополняет роль партий (движений), создавая им благоприятные условия для участия в политической жизни, увеличивает эффективность политической деятельности , расширяет знания и умения демократически настроенных граждан, способствует одобрению, принятию и соблюдению демократических прав и обязанностей граждан .

В-третьих , гражданское общество представляет широкое поле деятельности для развития таких важнейших атрибутов демократии, как терпимость, умеренность, готовность к компромиссу, уважение противоположной точки зрения. Эти демократические ценности и нормы становятся привычными и стабильно работают в обществе.

…и «снизу»[5 ] Например, увеличиваются масштабы уличных протестов и массовой мобилизации, что особенно ярко проявилось в начале 2005-го в протестной реакции на реформы, затронувшие интересы пенсионеров и студентов . Возможно, имеет смысл говорить о возникновении тяги к более долговременной горизонтальной и вертикальной консолидации. Примером могут служить усилия низовых экологических ассоциаций по созданию политической партии - «политического крыла движения зеленых» . Активизируется деятельность на региональном и местном уровне - например, проводятся референдумы и регулярные «круглые столы», обеспечивающие систематическое сотрудничество при решении практических проблем; в частности, так действуют экологические организации Ленинградской области начиная с июня 2005 года). Организуются форумы на федеральном уровне, объединяющие руководителей проектов и экспертов из разных регионов России (примером может служить гражданское движение «Против коррупции »). Растет также число конференций по проблемам корпоративного гражданства, где обсуждается роль российского и иностранного бизнеса в области социальных инвестиций и общественного развития.

Четвертая функция может проявляться в тех случаях, когда гражданское общество в интересах демократии создает непартийные каналы для объединения и представительства интересов особых групп населения. Эта функция особенно важна при работе с такими традиционно притесняемыми группами, как женские; расовые, этнические и им подобные меньшинства.

Пятая функция выражается в том, что гражданское общество, особенно относительно экономически развитое, помогает генерировать большое количество интересов , которые, переплетаясь между собой и противостоя друг

другу, тем не менее, способны смягчать возникающие политические конфликты.

Шестой функцией демократического гражданского общества можно считать поиск новых лидеров и их обучение . Многие партии в странах Восточной и Центральной Европы выросли из гражданских объединений, а их лидеры приобрели свой опыт во время руководства гражданскими организациями.

Седьмая функция - функция развития демократии.
Гражданские организации пристально наблюдают за подготовкой и процессом многопартийных выборов, критически оценивают случаи обмана, что способствует повышению доверия избирателей к результатам выборов, подтверждения их легитимности и законности.
Такие организации способствуют реформированию избирательной системы, демократизации политических партий, усилению законности, децентрализации государственной власти и усилению гласности за ее деятельностью, повышению ответственности правительства.

Ситуация В Перми, как почти во всех больших российских городах, широко практикуется незаконная застройка свободных пространств между жилыми домами. Предприниматели и коррумпированные чиновники в погоне за прибылью зачастую не заботятся о соблюдении законности, не принимают во внимание желаний и требований местных жителей. В настоящее время в Перми энергично действует целый ряд хорошо зарекомендовавших себя НПО, по большей части правозащитных. Несколько лет назад группа пермяков, недовольных противозаконной застройкой, обратились за помощью в Пермский региональный правозащитный центр. Объединенными усилиями им удалось организовать акции общественного протеста, выиграть судебный иск у городской администрации и остановить застройку. Впоследствии этот успех был закреплен многократно. И хотя его удалось добиться не всегда и не везде, эта история по сей день служит вдохновляющим примером для многих горожан, успешно борющихся с незаконной застройкой.

Восьмая функция заключается в том, что гражданское общество широко распространяет информацию, помогает гражданам в коллективной деятельности, защищает их интересы и ценности. Свободная пресса - только одна из возможностей обеспечить открытость общества путем распространения альтернативной информации. Независимые организации также могут дать гражданам правдивую и полную информацию о деятельности правительства, независимо от того, что оно само о себе расскажет.

Девятое. Свобода распространения идей и информации достигается в результате демократических экономических реформ. Экономическая реформа тогда будет успешной, когда она обеспечена законодательно и пользуется поддержкой со стороны политических партий и коалиций. В основе создания коалиций лежат как раз общие интересы. С одной стороны существуют традиционно сложившиеся группы людей, которые могут многое потерять в ходе проводимой реформы. Они пытаются организовываться и защищать свои интересы, противостоят закрытию неэффективных производств, препятствуют уменьшению влияния государства на экономику, всячески противятся открытию экономики, проявлению конкуренции. На другом полюсе располагаются выдвинутые в ходе реформ личности с не совсем одинаковыми интересами, например, хуторяне и мелкие предприниматели, а также потребители, которые слабо организованы и недостаточно информированы о том, как новая экономическая политика влияет конкретно на них. Помощниками для этой категории людей могут служить политико-экономические think-tank организации - торговые палаты, журналисты, пишущие на экономические темы и вообще все те, кто помогает преодолевать информационные и организационные барьеры, кто поддерживает политику реформ и нейтрализует противостояние переменам.

Наконец, десятая функция гражданского общества появляется в случае успешной реализации девятой функции. Повышение ответственности и эффективности политической системы, а вслед за ними усиление законности в энергичном гражданском обществе гарантирует уважение граждан к государству, обеспечивает их позитивное участие в государственных делах. Таким образом, государство получает возможность править и издавать распоряжения, опираясь на свободную законопослушность граждан.
Многогранная общественная жизнь способна сделать гораздо больше, чем только умножать требования к государству. Организации и объединения гражданского общества могут увеличить возможности различных групп для улучшения своего благополучия, причем, независимо от государства.

Основные идеи и выводы:

· Образование гражданского общества стало возможным с выделением государства в особую политическую сферу. Именно гражданское общество разрушает монополию на власть государственных деятелей, уравновешивает государственную власть с властью частных лиц и независимых организаций.

· Высокоразвитое гражданское общество во многих странах обеспечило значительное возрастание степени защищенности частных сфер жизни человека от жесткой регламентации со стороны государства. Развитие гражданского общества является базовым условием существования демократии.

· Государство и гражданское общество – две стороны одной медали. Это структуры взаимоподдерживающие друг друга. Чем разнообразней и эффективней формы взаимодействия между ними, тем более благоприятными являются условия необходимые для развития демократии.

· В зависимости от масштаба роли, которую. Государство играет в формировании гражданского общества выделяют вертикальные и горизонтальные способы структур гражданского общества.

· Гражданское общество имеет сложную структуру. Особое место среди его элементов принадлежит политическим институтам гражданского общества, деятельность которых направлена на регламентацию отношений в социуме по поводу распределения властных ресурсов.

· В процессе функционирования институты гражданского общества способны обеспечить сохранение демократического вектора развития благодаря следующим аспектам своей деятельности: ограничение государственной власти, повышение эффективности политических решений, генерирование различных интересов, выдвижение политических лидеров и др.

Список литературы:

1. Алмонд, Г. Гражданская культура и стабильность демократии [Текст]/ Г. Алмонд, С. Верба// Полис. - 1992. - № 4.

2. Бляхман, Б.Я. Гражданское общество: теоретическая конструкция или практическая реальность [Текст]/Б.Я. Бляхман// Вестник Московского Университета. Сер. 18. Социология и политология. – 2005. - № 4.

3. Бойко, Ю. Гражданский фактор модернизации в России и ЦВЕ [Текст]/ Ю. Бойко//Обозреватель. – 2007. - № 4.

4. Геллнер, Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники [Текст]/Э. Геллнер. - М., 1995.

5. Гражданское общество: истоки и современность [Текст]/под науч. ред. И.И. Кального, И.Н. Лопушанского. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002.

6. Гуськов, Ю.В. Гражданское общество в России: теория и реальность [Текст]/ Ю.В. Гуськов// Социально-гуманитарные знания. – 2005 - № 3.

7. Демократическое правовое государство и гражданское общество в странах Центрально-Восточной Европы [Текст]/ Н. И. Бухаркин [и др.] ; ред. В.С. Баковецкая; Рос. акад. наук, Ин-т междунар. экон.. и полит. исслед. РАН. - М.: Наука, 2005.

8. Кин, Д. Демократия и гражданское общество [Текст]/Д. Кин. – М.: Прогресс-Традиция, 2001.

9. Левашов, В.К. Гражданское общество и демократическое государство в России [Текст]/В.К. Левашов //Социс. – 2006. - № 1.

10. Римский, В.Л. Общественная активность российских граждан [Текст]/ В.Л. Римский //Вестник общественного мнения. - 2007. - № 2.

11. Федоркин, Н.С. Гражданское общество в России: проблемы и трудности формирования [Текст]/Н.С. Федоркин// Вестник Московского Университета. Сер. 18. Социология и политология. – 2005. - № 4.

12. Хадсон, Дж. Развитие неправительственных организаций в России: взгляд из США [Текст]/ Дж. Хадсон //Представительная власть. – XXI век. – 2007. - № 2.

13. Хлопин, А.Д. Гражданское общество в России: Идеология, утопия, реальность [Текст]/ А.Д. Хлопин// Pro et Contra. - 2002. - Т. 7. - № 1.

14. Черный, В. Перспективы гражданского общества в России [Текст]/ В.Черный, Л. Есаян, К. Волков//Обозреватель. – 2007. - № 2.

15. Шапиро, И. Демократия и гражданское общество [Текст]/И. Шапиро// Полис. - 1992. - № 4.

16. Шушпанова, И.С. Отношение граждан России и западных стран к институтам гражданского общества [Текст]/ И.С. Шушпанова//Социология власти. – 2006. - № 6.

Принципы гражданского общества

Функционирование гражданского общества основано на ряде принципов. В их числе:

  • 1) равенство прав и свобод всех людей в политической сфере;
  • 2) гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан па основе законов;
  • 3) экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд;
  • 4) гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства и партий общественные объединения по интересам и профессиональным признакам, а также свобода в образовании партий и гражданских движений;
  • 5) создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных перед законом членов общества;
  • 6) свобода создания и деятельности средств массовой информации вне рамок государственной цензуры, ограниченная только законом;
  • 7) существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса), и обеспечение безопасности функционирования последнего со стороны государственных органов. Этот механизм, формальный или неформальный, включает законодательные акты, демократические выборы народных представителей в различные органы власти, институты самоуправления и т.д.

Функции гражданского общества

Гражданское общество образует ту социальную среду обитания людей, где протекает их общественная жизнедеятельность. Ею, по сути, определены границы их образа жизни, черты их социального облика. Основные функции гражданского общества заключаются в следующем.

  • 1) социализация индивидов. Включаясь в гражданские взаимоотношения через частный интерес, они обретают возможности для самовыражения и развития своих потенций в качестве социальных субъектов;
  • 2) самоорганизация и самоуправление в обширной мозаичной сети частных интересов, для которых внешнее (государственное) регулирование создает лишь общие рамки упорядочения;
  • 3) интеграция общества через систему горизонтальных связей и каналов информации, сложившихся веками форм социальной солидарности, что в конечном счете обеспечивает целостность общественного организма, историческую преемственность в его развитии;
  • 4) создание базовых форм межличностной солидарности, основанной на общности или близости частных интересов, выработка механизмов согласования расходящихся интересов и урегулирования конфликтов;
  • 5) стимулирование правотворчества выдвижением требований юридического закрепления тех гражданских и политических прав и свобод, осознание необходимости которых вначале вырабатывается в лоне гражданского общества.

Эволюция гражданского общества

Гражданское общество проходит в своем развитии ряд этапов, имеет свои особенности в каждой отдельной стране. Так, для западной цивилизации при формировании гражданского общества были характерны воздействия протестантской этики труда и индивидуализации общественной сферы. Опыт становления гражданского общества в некоторых странах Востока (Сингапур, Тайвань, Южная Корея и др.) свидетельствует о том, что возможно его развитие и без индивидуализации западного типа и даже при усилении издавна существовавшей модели культуры, религии и сохранении традиционных политико-психологических феноменов поведения и сознания.

Основные модели взаимодействия гражданского общества и государства

Можно выделить две основные модели взаимодействия гражданского общества и государства: либерализм и этатизм (политическая и правовая идея, согласно которой высшей целью общества является государство). С позиции либерализма чем меньше вмешательство государства в сферу гражданского общества, тем лучше для гражданского общества и, следовательно, для субъектов гражданского общества. Этатизм соответственно занимает противоположную позицию в этом вопросе: чем больше вмешательство государства (в пределах разумного), тем лучше гражданскому обществу .

Классический либерализм (Дж. Локк, А. Смит), отстаивавший максимальную свободу индивида, сводил государственное вмешательство в сферу гражданского общества к минимальным функциям государства. Минимальное государство изображалось в образе "ночного сторожа", полностью предоставляющего гражданское общество механизмам саморегулирования.

В рамках этатизма различают два варианта регулирующего воздействия государства на общество - авторитарный и демократический этатизм.

Авторитаризм означает способ властного воздействия на общество, при котором блокируется или разрывается обратная связь между управляющей и управляемой системами, власть стремится формировать общественные отношения. Авторитарный государственный режим (разумеется, авторитаризм характерен и для тоталитарных систем, по это - крайний авторитаризм) представляет собой крайнее проявление этатизма. Такой режим задает общее направление социально-экономического развития, блокируя действие механизмов саморегулирования, но не разрушая их, не подавляя гражданское общество. Более того, авторитарный государственный режим может быть даже нацелен на ускоренное формирование этих механизмов, если они недостаточно развиты или были разрушены тоталитарной системой. Авторитарный вариант этатизма не может быть долговременной, стабильной формой социально-экономического развития, каковой является демократия



Просмотров