Находится в сфере правового регулирования. Способы правового регулирования. Правосознание и его уровни

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Барнаул 2012


Введение 3

1. Сущность права: традиционный и либеральный подходы 4

2. Взаимоотношение права и политической власти 8

3. Современное правовое состояние российского общества 11

Заключение 14

Список литературы 15

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество остро нуждается в гибкой и стабильно функционирующей правовой базе. Каждому члену общества жизненно необходимо уделять внимание правовой сфере, на всех уровнях, начиная от действий «старших по подъезду» и заканчивая легитимностью выборов президента страны. Правовые отношения сегодня затрагивают все сферы жизни общества.

Цивилизованное общество, по определению, находится в правом состоянии. Так как отсутствие правой составляющей не привело бы первобытные общины к современной цивилизации, образованию государств.

Всё вышеперечисленное ярко отражает актуальность данной темы. И подчёркивает своё место, данной темы, в курсе философии в целом.

Целью данной работы является изучение правовой сферы жизни общества, в рамках социальной философии.

Для достижения вышеназванной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Выяснить сущность права, рассмотреть традиционный и либеральный подходы к его пониманию;
  • Изучить взаимоотношение права и политической власти;
  • Понять работу принципов правового состояния государства и их применимость к современному российскому обществу.

1. Сущность права: традиционный и либеральный подходы

Право, как система общеобязательных социальных норм, возникает в истории развития общества, по тем же естественным причинам что и государство. Все сферы жизни общества нуждаются в определенных нормах и правилах деятельности людей. А особенно затрагивающие производство, распределение и потребление материальных благ. Это достигается при помощи социальных норм. В первобытном обществе их заменяли обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества, развитие товарного производства, установление между людьми определённых интересов приводит общество к тому, что обычаи не справляются с ролью универсального регулятора. Новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных и охраняемых институтом государства.

Сущность права — это основополагающая его характеристика, которая отражает природу и назначение его в жизни общества. Сущность права составляют не сами нормы, выраженные в сводах законов. А отношения людей, их взаимные притязания к друг-другу, то есть то, что регулирует закон. Понимание этого основывается на исследовании социальных ценностей. Так как право представляет собой сложное явление, его необходимо исследовать с различных точек зрения. История правовой мысли представлена широким диапазоном взглядов о сущности права и определении его сути. Право в своей содержательной многосторонности может выражаться в различных идейных основаниях, например, как воля господствующего класса, как защищенный интерес, как справедливость, как мера свободы.

Современная наука определяет три источника права: обычай, юридический прецедент и нормативный акт. Под обычаем понимается устойчивая социальная норма, принимаемая социальной группой в рамках определенных традиций. На поздних стадиях первобытнообщинного строя и при переходе к государственной организации нормы первобытных обычаев закреплялись возникающими государственными структурами, превращались в публично осознаваемые нормы права.

Юридический прецедент получил свое развитие с возникновением государства, с важной необходимостью обеспечить максимальную свободу каждого члена общества в рамках закона. Это судебное или административное решение по конкретному делу, закрепленное в правовых актах, которое становится основой для разбирательства аналогичных дел и имеет обязательную правовую силу.

Нормативный акт появляется посредством создания его государством, требует активной правотворческой деятельности, способствует теоретическому развитию права, является двигателем законодательства, позволяя чутко реагировать на изменения в социальных отношениях .

Несмотря на всю очевидность, сущность права по-прежнему остаётся предметом острой дискуссии. В современном обществе обсуждаются два подхода к пониманию сущности права: традиционный - «запретительный» и либеральный, имеющий в основе идею неотчуждаемых прав и свобод личности.

Традиционный подход, к пониманию сущности права, своей основой имеет отождествление права с законом. Под правом понимается система общеобязательных норм поведения людей, устанавливаемых и поддерживаемых государством. Фактически это выражено в законе, то есть в определённом своде запретов и карательных санкций за их нарушение. Смысл данного понимания сущности права выражается принципом: «запрещено все то, что не разрешено».

Кардинально иную концепцию к пониманию сущности права выражает либеральный подход, который возник во второй половине XVIII в. в рамках просветительской философии и связан с именами И. Канта, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо. Он базируется на убеждении, что в праве первичны не запреты и не ограничения человека, а совсем наоборот, его права и свободы, данные ему от рождения. Первоосновой права признаются естественные права и свободы человека, которые должны соблюдаться категорически.

Данная концепция возникла на почве борьбы буржуазно-просветительской мысли с деспотизмом феодально-абсолютистских государств, где право отождествлялось с волей правителя. И уже в условиях капитализма возникает потребность в гарантиях защиты от произвола государства, так как от человека требуются такие качества как инициативность, предприимчивость, самостоятельность, ответственность за себя, а не за общину. Поэтому необходимо было принудительно ограничить государственную власть. Высшим принципом новой философии права выступает признание независимости каждого индивида, его полной самостоятельности и ответственности за свою судьбу. Это наглядно выражается в принципе: «разрешено все, что не запрещено» .

Исторически право возникает значительно раньше закона: у первобытных племён имели место естественные нормы правового поведения, но, никто не издавал законов. Право и законы формировались постепенно непосредственно из обычаев. То, что мы ныне называем правом и законом, в глубокой древности практически отождествлялись с обычаями или волей вождя рода. Это не имело ничего общего с подлинным правом и законом периода сложившейся государственности. По своей сути право и закон связаны субъективно с чувством порядка и осознания долга, т.е. с нравственными принципами. Уже Аристотель, определявший право как норму политической справедливости, видел в господстве права основной признак разумной формы правления, отличающей её от деспотии.

Социальный институт права появляется благодаря процессам разделения труда и развитию товарного производства. Всё это ставит отдельных индивидов в положение всеобщей зависимости друг от друга, т.е. продавцу необходимо продать товар нуждающемуся, в свою очередь, в товаре покупателю. Но это не гарантирует соблюдение интересов отдельного человека, которому необходимо быть уверенным в обмене его ценности на эквивалент. Следовательно общество пытается уравнять интересы отдельных лиц, которые будут действовать по одним и тем же правилам.

Важной особенностью исторического развития права является его классовый характер. Разделение общества на классы в определенное время оказалось неизбежным. Для обеспечения нормального функционирования общества необходим принудительный закон: принудительная обязанность является одним из существенных отличий правовой нормы от нравственной. Система правовых отношений должна распространяться не в пределах одного класса, а пронизывать общество, целиком распространяясь на него. Закон - это общепризнанное и безличное, т.е. не зависящее от личных мнений и желаний, определение права.

Право - необходимое условие осуществления свободы граждан в обществе. Но если человек хочет быть свободным, он должен ограничить свою свободу фактом свободы других, а это и есть правовое отношение. В каждом государстве издаются и действуют юридические нормы, представляющие собой веления власти и имеющие целью поддержание справедливого общественного порядка. Эти законы предписывают, что можно делать и от чего надо воздержаться .

Таким образом, что бы стать свободным - человеку необходимо соблюдать закон.

2. Взаимоотношение права и политической власти

Одной из главных особенностей правовой сферы жизни общества является связь с политическим устройством общества, в целом, и с его главным институтом - государством, в частности. Государство обеспечивает материальную силу праву, контролирует и охраняет правопорядок. Осуществление политической деятельности немыслимо без наличия определенной системы политической власти.

Политическая власть - это система социально-политических отношений, выражающих возможность, способность и право кого-либо решающим образом влиять на действия и поведения других людей и их групп, т.е. подчинять их, опираясь на свою волю и авторитет, правовые и моральные нормы, угрозу применения силы и наказания в случае неповиновения. Субъектом власти является человек или группа людей, подготавливающая и разрабатывающая определенные политические проекты и решения, воздействующая на процессы их принятия и осуществления в политической власти. В этой роли выступают не только люди, но и государства, правительства, парламенты и другие корпоративные образования. Объектом власти являются те лица или органы, на которые направлено действие вышестоящего политического субъекта. Иерархия власти предполагает, что объект власти является таковым по отношению к вышестоящему властному органу, но по отношению к нижестоящему он выступает как субъект власти .

Таким образом, всякое государство связано с правом. Без издания законов и других нормативно-правовых актов государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов, регулирует общественные отношения в условии цивилизации. Высшее общественное предназначение права - гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для развития в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие в общественной жизни. По своим исходным началам право призвано быть стабилизирующим и умиротворяющим фактором. Именно в этом заключена важнейшая сторона взаимоотношения права и политической власти.

Взаимоотношение права и политической власти затрагивает ещё один не менее важный аспект в жизни общества, а именно разделение властей.

Разделение властей - это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства. Сама идея разделения властей возникла давно из понимания угрозы неразделенной власти. Еще Цицерон говорил том, чтобы небольшая группа людей или один диктатор не захватил всю полноту власти в обществе, чтобы влияние самых сильных не склонило в свою сторону всех избранных в государственные органы, необходимо, чтобы их состав был не единым, а разделенным, т.е. чтобы одна часть контролировала другую. Опыт современных государств доказывает универсальный характер принципа разделения властей, способного действовать в разных политических и социальных условиях - в президентской республике, в парламентских монархиях и республиках, в странах со смешанной формой правления, в развивающихся странах ..

Так же в понимании взаимоотношения права и политической власти, не малое место уделяется правосознанию членов общества. Право, правоотношения, правовая деятельность людей естественно отражаются в их сознании в виде определённого набора знаний, оценок, которые, в свою очередь составляют правосознание, каждого конкретного члена общества.

Правосознание - это система представлений и понятий, выражающих отношение людей к действующему праву, знание меры в поведении людей с точки зрения прав и обязанностей, законности и противозаконности; это правовые теории, правовая идеология. Оно является идейным выражением правовых отношений, отражающее в свою очередь господствующие в обществе экономические и социальные отношения. Как и право, правосознание исторически возникло и развивается на определенной экономической основе и связано с появлением общественных классов и государства. Правосознание, как и любая другая форма сознания, неоднородно. Его фундамент составляют правовые привычки, чувства, эмоции. Это область обыденного, или практического, правосознания. В нем выражено определенное фактическое знание индивидами права, которое проявляется в стремлении следовать правовым стандартам поведения. При этом индивид может даже и не подозревать, что он является обладателем некой суммы правовых знаний. Но выполняя принятые в обществе правила поведения (соблюдение договоренностей, предоставления взаимных услуг и т. п.) индивид демонстрирует практическое знание правовых нормативов. Такие навыки, знания, по сути, несут на себе главную нагрузку по регулированию повседневных взаимоотношений отдельных людей .

Кроме того, там, где речь идет о правовых отношениях людей как представителей определенных социальных групп или же эти отношения строятся через социальные институты (государства, правосудия), необходим теоретико-идеологический уровень правосознания. На этом уровне идет осмысление самой сущности права, его возможностей и границ, анализ опыта правовой жизни, деятельности институтов. Это сфера действий теоретиков, идеологов, к компетенции которых относятся разработка системы правовых наук, обучение правовым знаниям, навыкам.

В целом следует отметить, что степень развитости как практического, так и теоретического правосознания является одним из важнейших показателей общего правового состояния общества, его правовой культуры.

3. Современное правовое состояние российского общества

Высшей формой развития общества, где закон является мерой свободы человека является правое государство. Современное российское общество находится на пути к нему. Потому что одним из основополагающих принципов правового состояния общества, является безусловное соблюдение неотъемлемых прав и свобод личности, которые выше любого закона и нормативно-принудительного акта государства. Государство и чиновничий аппарат должны быть поставлены в рамки правовых законов по принципу верховенства закона. К сожалению, в нашей стране не все чиновники осуществляют свою деятельность в рамках закона. Не мало важным по значению является принцип последовательного связывания с помощью права политической власти, формирование для государственных структур правового ограничения. Этот принцип заключается в том, что государственную власть ограничивают сами права и свободы человека и гражданина. Среди мер ограничивающих право особое место занимает проблема разделения властей, главное требование которой заключается в обеспечение законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждений или отдельного лица, путем разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Что так же не везде наблюдается в нашей стране.

Принцип разделения властей в его современном западном варианте в России не наблюдается, поскольку в руках у главы государства находится как законодательная, так и исполнительная власть в лице Правительства; полномочия Думы в плане законотворчества ограничены президентским вето; власть Конституционного суда незначительна. Неуклонно набирают силу и требуют участия во власти финансовая олигархия, завладевшая средствами массовой информации и успешно оппонирующая президенту и его непосредственному окружению в попытках остаться у власти.

Сегодня все же начинают закладываться принципы правового государства; созданы некоторые гарантии прав человека от произвола чиновников. Приняты многие законодательные акты, создающие основы для развития демократии в нашей стране.

Для нашей страны актуально осознание различия между формой и содержанием правового государства. К форме правового государства можно отнести наличие демократического права, субъективных усилий агентов власти и нарождающихся носителей гражданских отношений. Содержанием правового государства выступает развитое рыночное пространство, гражданский процесс и осуществление управления посредством правовых механизмов.

Вполне очевидно, что Россия ещё не скоро придёт к правовому состоянию государства. Для этого необходимо создать такое правовое пространство, которое позволило бы при сохранении демократической формы политики развивать рыночное содержание. Вопрос этот для нашей страны будет долго открытым, а к правотворчеству будут предъявляться все более строгие требования. Нынешняя Конституция в основном декларирует права и обязанности субъектов правового пространства, являясь пока, по сути дела, законом о выборах и формах осуществления высшей власти. Так же следует отметить, что без гражданского общества нельзя создать правовых отношений. Гражданский контроль, гражданская экспертиза, гражданское участие являются необходимыми формами движения к правовому государству. Для развития гражданских отношений требуется наличие свобод, осуществление прав человека, развитие рыночной инфраструктуры. В современном российском обществе вышеперечисленное, на сегодняшний день, не реализовано в полной мере ..

Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом и не может стать результатом чистого законодательства. Необходимо коренным образом преобразовать социально-экономическую и политическую системы, сократить разрыв между богатыми и бедными слоями населения, минимизировать безработицу, обеспечить выполнение социальных программ, т.е. устранить возможные причины развития преступности и нарушений законности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сущность права выражается традиционным и либеральным подходом. Традиционный подход связывает право с законом, либеральный же отстаивает идею естественных прав и свобод личности. Социальный институт права обязан своим происхождением процессам разделения труда и развития товарного производства.

Важной особенностью сферы права является его теснейшая связь с политическим устройством общества, прежде всего с его главным институтом - государством. В рамках правовой сферы отношения людей выстраиваются через определенные социальные институты, созданные государством для функционирования правовых отношений.

Современное правовое состояние российского общества не отвечает в полной мере требованиям правового государства. Правовое государство имеет особенности, такие как соблюдение неотъемлемых прав и свобод личности, последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур правового ограничения. Современное российского общество, еще не скоро подойдет к правовому состоянию, так как имеется много причин, которые мешают становлению правового государства, но определённые шаги в этом направлении ведутся в нашем государстве.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Реферат, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Предмет правового регулирования - совокупность качественно однородных общественных отношений, урегулированных правовыми нормами. Предмет правового регулирования указывает, на какую сферу (или круг) общественных отношений направлено воздействие норм права, в частности их диспозиций (прав и обязанностей).

Предмет правового регулирования - условное выделение обособленного круга (совокупности) общественных отношений, имеющих единое качество и нуждаются в упорядочении. Это позволяет обобщить нормы права, которые регулируют круг общественных отношений в определенной сфере, в такую нормативную общность, как отрасль права. Например, предметом экологического права является обособленное в широкой сфере общественных отношений их определенный круг, что касается рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Предмет земельного права составляют общественные отношения по рациональному использованию и охране земель. Предмет административного права - управленческие отношения. Предмет трудового права - трудовые отношения и т.д. Каждая отрасль права имеет свою относительно обособленную сферу и предмет регулирования. Когда в результате нормотворчества появляется чрезмерно большой массив правовых норм, возникает потребность в обособлении еще одной или нескольких отраслей права, которые регулируют конкретные общественные отношения. Так возникла потребность в специальном регулировании трудовых отношений (трудовое право), семейных отношений (семейное право), финансовых отношений (финансовое право) и др.

Сфера правового регулирования - социальное пространство (часть общественных отношений), который возможно и необходимо упорядочить с помощью правовых средств. При установлении сферы правового регулирования следует исходить не столько из классификации общественных отношений (экономические, политические, социально-культурные и др.), сколько из материи самого права как нормативного регулятора, целенаправленность которого - свобода и порядок в обществе.

Признаки сферы правового регулирования:

1) является социальной, поскольку право регулирует социальные отношения, а не природные процессы (землетрясения, тайфуны, физико-химические явления и др.);

2) является той частью общественных отношений, могут быть урегулированы правом, то есть могут пройти через волю и сознание людей (нельзя регулировать действия человека, совершенные в состоянии невменяемости или физического принуждения);

3) содержит в себе совокупность конкретных, типичных и повторяющихся общественных отношений, которые объективно нуждаются в регулировании правом, в обобщении и закреплении в нормативно-правовых предписаниях (а не общественных процессов, что протекают по объективным законам общественной жизни и не имеют необходимости в регулировании правом);

4) охватывает важные общественные отношения, в определенный момент больше всего касаются интересов общества, трудовых коллективов, организаций, предприятий и др. Это означает, что сфера регулирования не является статичной, а подвергается изменениям, зависит от условий внутренней и внешней ситуации, уровня экономического, социального, духовно-культурного развития общества;

5) имеет ограниченный объем охвата (границы правовой регламентации) и не может содержать в себе те социальные явления, которые объективно не допускают формального, юридического, благоустройство.

Основные сферы правового регулирования за определенными блоками общественных отношений: экономическая (прежде всего имущественных отношений: производство, обмен, распределение); политическая (прежде всего управленческих отношений внутри страны и на международной арене); социально-культурная (образование, медицинская помощь, научная деятельность, занятия спортом, а также некоторые личные неимущественные отношения). Сферы правового регулирования за "объемом" общественных отношений, на которые оно распространяется: сфера нормативного (законодательного и подзаконного) и сфера піднормативного (правоприменительного и договорного) правового регулирования.

Границы правового регулирования - рубежи властно-волевого влияния гражданского общества (народа) и государства (его органов) на общественные отношения. С помощью предела определяются предметы и определяются сферы правового регулирования.

Хотя право в целом возникает как сложная регулятивная метасистема, способная охватить все сферы общественной жизни, обеспечить общий правопорядок, осуществить разносторонний нормативное воздействие на социальные процессы, учесть интересы физических и юридических лиц, однако не все в общественных отношениях урегулированы правом. Право не может распространяться на те социальные явления, которые объективно не допускают формального, юридического упорядочения (дружба, любовь или чувство зависти, ненависти, вражды, жадности, привычка к лживости, лицемерия, мгновенной реализации похоти и др.). Правом не могут быть регламентированы умственная деятельность человека, его личная жизнь. Непосредственная работа человека по созданию материальных или духовных благ также не регулируется правом, если при реализации своих интересов, знаний, навыков, умений, способностей она не вмешивается в сферу другого человека, общества, государства. Например, не регулируются или минимально регулируются правом: в области экономических отношений процессы производства; в области политических отношений-членства в партии, отношения внутрипартийного характера; в области духовно-культурных - нравственные, религиозные отношения; в области семейных - отношения родителей и детей; в области личных физических - сожительство, кровозмішувальний связь, предотвращении заболеванию СПИДОМ и др. Составить сферу правового регулирования могут лишь те отношения, которые поддаются правовому регулированию. Право регулирует конкретные, наиболее сушеные, глобальные отношения и преобразования, проходящие через волю и сознание людей. Отношения, которые регулируются другими социальными нормами (нравственными, корпоративными, религиозными, правовыми обычаями и тому подобное), составляют сферу общественного саморегулирования. Между указанными сферами существует тесное взаимодействие.

Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых средств.

Предмет правового регулирования – это то, что регулируется правом, правовыми нормами, т.е. определенные общественные отношения.

Предметом правового регулирования являются общественные отношения. Они проявляются в поведении, действиях, деятельности людей и ни в чем другом проявляться не могут. Право, регулируя поведение людей, тем самым регулирует и отношения между ними – экономические, политические, брачно-семейные, трудовые и т.д. Однако правовому регулированию подвергаются далеко не все общественные отношения, не всякое поведение человека .

Во-первых , предметом правового регулирования являются лишь волевые отношения, находящиеся под контролем сознания и воли субъектов. Если сознание или воля человека ущербны в силу ряда причин (слабоумие, психическая болезнь и т.д.), то его поведение не будет предметом правового регулирования.

Во-вторых , правовому регулированию подвержены лишь те отношения, которые поддаются внешнему контролю.

В-третьих , правовое регулирование возможно лишь в тех случаях, когда у субъектов есть возможность выбора одного из многих (хотя бы из 2) вариантов поведения. Если такого выбора нет, то требование нормы права бесполезно. Нельзя, например, с помощью норм права запретить человеку отправление естественных потребностей: дышать, пить, есть, спать и т.д., обязать его любить или ненавидеть что-либо или кого-либо.

В-четвертых , право регулирует лишь то поведение, которое социально значимо, оказывает влияние на интересы других людей.

В связи с тем, что правом регулируются не все общественные отношения, в предмет правового регулирования входят :

1) Все общественные отношения делятся на материальные и идеологические.Материальные - складываются сами по себе и объективно не зависят от воли людей. Такие отношения правом регулироваться не могут, т.к. право способно воздействовать только на волю и сознание людей. Т.о., право не может регулировать материальные отношения-процессы, но в состоянии воздействовать на них. Идеологические - в отличие от материальных, всецело зависят от воли людей, т.е. складываются по воле людей, носят волевой характер и являются волевыми отношениями. Такие отношения правоспособно регулировать (но не все.)

2) Право способно регулировать только конкретные идеологические отношения, т.е. отношения, складывающиеся между конкретными лицами. Но оно не способно регулировать отношения-процессы (например, демографические, миграционные процессы и т.д.). Необходимо заметить, что право регулирует не все конкретные идеологические отношения.

3) Право способно регулировать только те конкретные идеологические отношения, которые подвергаются внешнему контролю (т.е. те, которые можно контролировать из вне, например, дружба, товарищество правом регулироваться не могут).

Сфера правового регулирования . Близким к понятию «предмет правового регулирования» является понятие «сфера правового регулирования» и следует их различать. Предмет правового регулирования это уже урегулированные правом определенного рода и вида общественные отношения, но вместе с тем в жизни встречаются общественные отношения, которые нуждаются в правовом регулировании, но в данный момент правом не регулируются. На основании этого возникает вопрос, входят ли эти отношения в предмет правового регулирования? Если исходить из выше данного определения, то не входят. Эти общественные отношения входят не в предмет, в сферу правового регулирования. Т.о. сфера правового регулирования – это та область общественных отношений, которые либо регулируются, либо должны или требуют регулирования нормами права и поддаются правовому воздействию.

В сферу правового регулирования должны входить отношения, имеющие определенные признаки :

1) отношения, отражающие индивидуальные и общесоциальные интересы;

2) в них реализуются взаимные интересы их участников;

3) отношения строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания их обязательности;

4) отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена действенной силой.

Под сферу правового регулирования подпадают следующие группы общественных отношений, отвечающих указанным признакам :

1) отношения людей по обмену ценностями;

2) отношения по властному управлению обществом;

3) отношения по обеспечению правопорядка, обуславливающие нормальные процессы обмена ценностями и управления обществом.

Пределы правового регулирования. Кроме сферы правового регулирования, большое значение имеют пределы правового регулирования , представляющие те границы, рамки, в которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

Пределы правового регулирования определяются, прежде всего, предметом правового регулирования. Предмет правового регулирования говорит о том, в каких пределах может осуществляться правовое регулирование, т.е. общественные отношения материального порядка, идеологические отношения-процессы. Конкретные волевые отношения, не подвергающиеся внешнему контролю, не могут регулироваться правом (это предметный предел). Предметный предел носит объективный характер (здесь мы можем; говорить об объективных пределах правового регулирования.). Например, уровень экономического развития общества.

Помимо объективных пределов , есть и субъективные , которые определяются не общественными отношениями, а самим законодателем (правотворческими органами). К субъективным пределам относятся: временные, пространственные, личностные.

59. Понятие, причины и виды пробелов в праве. Аналогия закона и аналогия права.

Пробел в праве - это отсутствие в нем нужной нормы, с помощью которой можно было бы разрешить возникший случай. Это как бы "умолчание" законодателя относительно необходимости правового урегулирования определенного общественного отношения. Случай есть, а нормы нет.

Основные причины : 1) в результате появления новых общественных отношений, которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем; 2) из-за упущений при разработке закона.

Виды пробелов в праве :1) первоначальные - "недосмотр законодателя";2) последующие - когда они обнаруживаются уже в процессе правового регулирования, правоприменительной практики, когда появляются неизвестные ранее отношения; выделяют также 3) реальные;4) мнимые - это когда высказывается суждение о существующем якобы пробеле в праве, тогда как на самом деле ситуация вообще не находится в правовом пространстве и, следовательно, не подлежит разрешению.

В любом случае пробел в праве - это состояние неурегулированности, неопределенности, а стало быть, и возможного своеволия, личного усмотрения чиновника.

налогия "(в перев. с лат.)- это сходство, подобие, соответствие чего-либо с чем-либо. В данном случае речь идет о сходстве правовых норм и регулируемых ими отношений . Задача аналогии - разрешить ситуацию, не предусмотренную законом, таким образом, каким разрешил бы ее законодатель, судя по тому, как он разрешает другие подобные ситуации. В основе аналогии лежит предположение, что все отношения, сходные между собой в главных своих чертах и признаках, разрешаются одинаково. При этом обязательным условия , а) наличие общей правовой урегулированности данного случая; б) отсутствие адекватной юридической нормы; в) существование аналогичной нормы, то есть нормы, в гипотезе которой указаны обстоятельства, аналогичные тем, с которыми столкнулся правоприменитель. К моральным отношениям аналогия права неприменима .

Различают два вида правовой аналогии или два способа преодоления пробелов:1) Аналогию закона – это когда отыскивается и применяется сходная с другими норма закона или иного нормативного акта. Сходство юридических фактов позволяет задействовать диспозицию аналогичной нормы. 2) Аналогия права – когда не обнаруживается сходной нормы, дело разрешается на основе и в соответствии с общим духом, смыслом, принципами действующего права. В такой ситуации особое значение приобретает правосознание, юридическая культура и профессионализм судей.

В научной литературе выделяется еще субсидарную (дополнительную) аналогию – это та же аналогия правовой нормы (аналогия закона), но принадлежащей другой – родственной отрасли права, т.е. аналогия, когда суд при рассмотрении, например, гражданского дела применяет сходные нормы из других отраслей права (административного, семейного, трудового, финансового и т.д.).

Сфера правового регулирования - это совокупность общественных отношений, которую возможно и необходимо упорядочить с помощью права и правовых средств. Иначе: сфера правового регулирования - область социального пространства, которая охвачена правом. Это, прежде всего, общественные отношения - экономические, политические, социально-культурные. Речь идет о тех общественных отношениях, функционирование которых невозможно без использования правовых средств.

Раздел IV. Теория нрава

Не все в общественных отношениях урегулировано правом. Например, не регулируются правом: в области экономических отношений - процессы производства; в области политических отношений - разработка программ и уставов партий; в области духовно-культурных - религиозные отношения и др. Составить сферу правового регулирования могут только отношения, которые поддаются правовому регулированию. Право регулирует конкретные, наиболее сущностные, глобальные отношения, проходящие через волю и сознание людей.

При установлении сферы правового регулирования следует исходить не столько из классификации общественных отношений (экономические, политические и т.п.), сколько из материи самого права как нормативного регулятора, целенаправленность которого - порядок в обществе.

Признаки сферы правового регулирования:

1. Является социальной, поскольку право регулирует социальные отношения, а не естественные процессы (землетрясения, тайфуны, физико-химические явления и др.);

2. Является той областью социального пространства, где имеются общественные отношения, которые могут быть урегулированы правом, то есть могут пройти через волю и сознание людей (нельзя регулировать действия, совершенные в состоянии невменяемости или физического принуждения);

3. Включает в себя совокупность конкретных общественных отношений, которые нуждаются в урегулировании правом (а не общественных процессов, которые протекают по объективным законам общественной жизни и не нуждаются в регулировании правом);

Охватывает наиболее важные общественные отношения, которые в данный момент наибольшим образом затрагивают интересы общества, трудовых коллективов, организаций, предприятий и др. То есть она не статична, подвержена изменению в зависимости от условий внутренней и внешней обстановки, уровня экономического, социального, духовно-культурного развития общества;

5. Имеет ограниченный объем охвата (пределы правовой регламентации) и не может включать в себя те социальные явления, которые объективно не допускают формально-юридического упорядочения (дружба, любовь и др.). Правом не может быть регламентировано поведение человека, его мыслительная деятельность, его личная жизнь. Непосредственный труд чело-

/лава 27. Правовое регулирование и его механизм. Юридическая техника 533

века по созданию материальных или духовных благ также не регулируется правом, если при реализации своих интересов, знаний, навыков, умений, способностей он не вторгается в сферу другого человека, общества, государства.

Имеются различные классификации сфер правового регулирования.

Виды сфер правового регулирования по принципу соотношения возможного и необходимого:

Сфера возможного правового регулирования - область общественных отношений, которая может быть урегулирована правом;

Сфера необходимого правового регулирования - область общественных отношений, которая должна быть урегулирована правом.

Виды сфер правового регулирования но характеру юридической деятельности:

Сфера законодательного регулирования - область общественных отношений, которая фактически регламентирована правовыми нормами (законодательная деятельность)";

Сфера правореализующего регулирования - область общественной жизни, в которой фактически осуществляются правовые нормы (правореализующая деятельность).

Виды сфер правового регулирования по определенным блокям общественных отношений:

1. Сфера экономических, главным образом имущественных, отношений: производство, обмен, распределение. Эти отношения (собственности, распределения, обмена, оплаты труда и т.п.) составляют экономическую основу общества, его каркас, и нуждаются в упорядочении;

2. Сфера политических, главным образом управленческих, отношений внутри страны и на международной арене. Эгя отношения (управления делами общества и государства со стороны граждан, государства, его органов) составляют политическую основу общества, охватывают три ветви государственной власти - законодательную, исполнительную, судебную. Управление обществом осуществляется с помощью механизма субординации (господства - подчинения). В той части, где управленческие отношения совпадают с имущественными (управление экономикой), они относятся к первому блоку;

Следует разграничивать сферу регулирования законов и подзаконных актов.

Раздел IV. Теория прав

3. Сфера социально-культурных, в том числе личных неиму-1 щественных, отношений относится к области здравоохранения, | просвещения, культуры, науки, социального обеспечения. Её | составляют отношения (по поводу образования, медицинской 1 помощи, научной деятельности, занятия спортом и т.п.), кого- ;

рые регулируются правом и не входят в сферу экономических и политических отношений, вытекают из охраны и защиты личных прав и достоинства граждан;

4. Сфера судебных и правоохранительных отношений, т.е. отношений по охране (предотвращению и пресечению нарушений) общественного порядка. Борьбу с правонарушениями, прежде всего, ведут такие органы государства, как органы внутренних дел, прокуратура, суд.

Сфера правового регулирования подвержена изменению: в зависимости от задач изменяется содержание правового регулирования, сужается или расширяется его сфера".

Урегулированность правом поведения людей происходит через внедрение правовых отношений в определенную сферу человеческой деятельности.

Основные направления правового регулирования:

1) закрепление и охрана новых общественных отношений. Например, в Украине на конституционном уровне закреплено право на свободу объединения в политические партии и общественные организации, право на предпринимательскую деятель-

Напомним, что на начальной стадии капитализма государство выступало в качестве «ночного сторожа». Оно охраняло частную собственность, однако не вмешивалось в социально-экономические отношения, отношения частной собственности. В 50-60 гг. XX в. экономическая и социальная функции буржуазного государства четко определились, и сфера правового регулирования расширилась за их счет. Государство взяло на себя заботу о социальном обеспечении граждан, за что получило название государства «всеобщего благоденствия».

Произошли изменения в сфере и направлении правового регулирования в Украине. В условиях командно-административной системы Советской Украины принцип планирования распространялся на все экономические отношения, на все отрасли производства. В современных условиях степень вмешательства государства в экономические отношения уменьшилась, однако государство вынуждено программировать экономическую деятельность. Экономика Украины не сможет стать на ноги без поддержки государства, а производство не в состоянии функционировать без государственных заказов. Это не означает, что государство должно заниматься патерналистской деятельностью - поддерживать любые неэффективные производственные структуры, выделяя им дотации, списывая их долги.

Глава 27. Правовое регулирование и его механизм. Юридическая техника 535

ность, право частной собственности; охрана окружающей среды, изобретения, авторства и т.

п.;

2) запрещение определенных общественных отношений и поведения. Например, посягательство на конституционный строй, брак между родственниками, основание коммерческих банков должностными лицами правоохранительных органов, создание партий в воинских формированиях и др.;

3) изменение характера отношений в определенной сфере. Например, развитие фермерского хозяйства наряду с колхозами и совхозами и др.;

4) стимулирование развития определенных общественных отношений. Например, стимулирование государством индивидуального строительства домов при помощи кредитов;

5) содействие (при помощи новых законов) возникновению и формированию новых отношений и общественных явлений. Например, законом Украины о референдуме вводится новое общественное явление - инициативная группа всеукраинского референдума. Она создается на собрании граждан Украины, в котором принимает участие не менее 200 лиц, обладающих правом на участие в референдуме.

Приоритетные направления правового регулирования в современной Украине.

В сфере экономических, имущественных отношений - содействие развитию рыночных отношений, соблюдение равенства форм собственности (государственной, частной, коммунальной).

В политической сфере - содействие развитию в цивилизованной форме политического плюрализма при условии соблюдения гражданского мира и согласия.

В сфере управленческих отношений - содействие эффективной работе управленческого аппарата без увеличения его штата.

В сфере охраны общественного порядка - борьба с коррупцией и иными правонарушениями, охрана и защита прав и свобод человека.

Большое значение имеет развитие и повышение эффективности природоохранного законодательства, совершенствование социального законодательства, окончательное осуществление судебной реформы и др.

Сфера действия всех отраслей законодательства, вместе взятых, совпадает со сферой правового регулирования. (О предмете и методе правового регулирования см. главу «Система права»).

Раздел IV. Теория ярем

Пределы правового регулирования - границы властно-волевого воздействия государства в лице его органов на общественные отношения, поведение человека. Они отделяют область правового от неправового, устанавливают границы распространения права, определяют характер воздействия права на сознание и деятельность человека. Они обусловливаются как самой материей права, так и особенностями регулируемых отношений, интересами государства и субъектов права, уровнем культуры и цивилизованностью общества, экономическими, культурно-национальными, религиозными и другими факторами.

Пределы в правовом регулировании важно соблюдать:

1) в системе общественных отношений. Регулировать правом необходимо только те общественные отношения, которые объективно нуждаются в таком регулировании. Не должно быть вторжения в область автономной свободы личности: в политическую сферу деятельности, личные семейные отношения, в реализацию духовно-культурных потребностей;

2) в деятельности государства по вырабатыванию новых правовых отношений. Нельзя насаждать новые общественные отношения, для которых еще не созрело общество или которые противоречат правосознанию и культуре личности и общества. Важно, чтобы издаваемые правовые нормы соответствовали экономическим, политическим, правовым и другим социальным закономерностям и способствовали прогрессивному развитию общества, наиболее полному удовлетворению потребностей и интересов личности;

3) в использовании государством способов правового регулирования. Необходимо применение государством правомерных способов регулирования: установление не карательно-устрашающего, а дозволительного режима, благоприятствующего развитию личности. Превалировать должны дозволения; обязывания и запреты должны устанавливаться таким образом, чтобы обеспечивать в обществе демократию, стабильный правовой порядок, права и свободы гражданина.

Нормативно-правовое регулирование и обеспечение законодательной базы являются частью административного метода регулирования со стороны государства и не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Данное регулирование базируется на силе государственной власти и включает в себя меры запрета, разрешения и обязательств. Законодательная база ограничивает свободу экономического выбора хозяйствующих субъектов.

Существует множество нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность сферы услуг за счет обеспечения законодательной базы и контролем над ее исполнением:

1. Конституция Российской Федерации - высший нормативный правовой акт Российской Федерации, который «регулирует сферу обеспечения и оказания социальных услуг населению на безвозмездной основе». Например, ст. 41 пункт 1, где говорится о том, что «каждый имеет право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, которая оказывается гражданам за счет средств соответствующего бюджета». Для коммерческой деятельности Конституция РФ не несет нормативной нагрузки, то есть не является ее регулятором.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации - кодекс федеральных законов Российской Федерации, который эффективно регулирует предпринимательскую коммерческую деятельность, а в частности и сферу услуг. Например:

Глава 1 (ст. 1) в которой говорится, что «все товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации»;

Глава 6 (ст. 128), в которой прописаны объекты гражданских прав. Откуда следует, что к объектам гражданских прав помимо вещей (наличные деньги и документарные ценные бумаги), бездокументарны ценных бумаг, имущественных прав, результатов работ относят еще и оказание услуг;

Глава 25 (ст. 393 - 406), в которой говорится об обязанности «возместить убытки, если услуга была совершена некачественно или же вовсе не была оказана». В ней также определяется способ и размер возмещения убытков;

Глава 27 (ст. 424. Цена, ст. 426. Публичный договор, ст. 429. Предварительный договор). В данной главе определяется понятие договора об оказании услуг, что должно быть в нем прописано, различные виды договоров, их условия выполнения и расторжения, а также обязанности и права сторон;

Глава 39. Возмездное оказание услуг, состоящая из пяти статей:

1) ст.779. Договор возмездного оказания услуг;



2) ст.780. Исполнение договора возмездного оказания услуг;

3) ст.781. Оплата услуг;

4) ст.782. Односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг;

5) ст.783. Правовое регулирование договора возмездного оказания услуг.

Из данных статей следуют правила оформления договора возмездного оказания услуг, исполнения обеими сторонами-участниками, процесс регулирования отношений между ними.

3. Федеральный закон Российской Федерации - федеральный законодательный акт Российской Федерации, который также имеет непосредственное влияние на сферу услуг. Существуют два основных закона, регулирующих данную сферу в общих чертах:

ФЗ РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей в РФ»;

Важнейший закон РФ, «регулирующий отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании услуг», устанавливающий права потребителей на приобретение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды, получение полной информации об услугах и об их исполнителях.

ФЗ РФ от 27.12.2002 N 184 «О техническом регулировании».

Настоящий Федеральный закон «регулирует отношения, возникающие при производстве, монтаже, перевозке и при оказании услуг». А также регулирует исполнение обязательных требований и соответствие требуемой оценки качества.

Существуют Федеральные законы, регулирующие конкретные виды и отрасли, для которых характерно оказание услуг. Например, ФЗ РФ от 02.12.1990 N 395-1«О банках и банковской деятельности».

4. Межгосударственный стандарт (ГОСТ) или национальный стандарт (ГОСТ Р) – стандарты, принятые соответственно межгосударственным или национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей. Следует выделить два основных стандарта, регулирующих сферу услуг:

ГОСТ Р 50646-2012 Услуги населению. Термины и определения;

ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.



Стандартов на оказание услуг существует на множество различных видов и подвидов. Например, ГОСТ Р 51108-97. Услуги бытовые. Химическая чистка. Общие технические условия, ГОСТ Р 51006-96 Услуги транспортные. Термины и определения. И на прочие: ритуальные услуг, услуги населению, парикмахерские, услуги фитнес-клубов, клининговые услуги, ремонтные услуги и так далее.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации - кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в Российской Федерации, затрагивающий сферу оказания услуг:

Ст. 39. Реализация товаров, работ или услуг;

Ст. 40. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения;

Ст. 148. Место реализации работ (услуг).

В данных статьях можно найти информацию о правилах определения цены оказываемой услуги, а также об установленных общих принципах налогообложения лиц, занимающихся оказанием услуг населению.



Просмотров