Современная правовая реформа в российском государстве. Государственно-правовые реформы Александра I. Нарушение прав и свобод

Усвоение изложенного в этой главе материала поможет студенту:

  • ? знать предпосылки буржуазных реформ, а также определить основные факторы их проведения и последствия проведения в России;
  • ? уметь проводить историко-сравнительный анализ дореформенного и пореформенного состояния общества. Правильно применять правовые нормы второй половины XIX в.;
  • ? владеть навыками работыс хрестоматией, излагающей содержание буржуазных реформ I860 - 1870-х гг. и контрреформ 1880-1890-х гг., навыками анализа различных правовых и юридических явлений.

Предпосылки реформ середины XIX в. Буржуазные реформы 1860-1870-х гг. в России

В середине XIX в. кризис крепостного строя обострился до предела. Крепостная система хозяйства приходила в упадок. Россия все более отставала в своем экономическом развитии от стран капиталистического Запада. В то время как в Англии переход от мануфактуры к фабрике совершился в конце XVIII в., в России это произошло лишь к 1860-м гг. Но свершившийся, хотя и с большим опозданием, переворот в технике требовал коренной перестройки общественных отношений. Сила экономического развития втягивала Россию на путь капитализма. После Крымской войны стало очевидным, что России совершенно необходима собственная крупная промышленность, которая могла возникнуть в то время только в капиталистической форме.

Конфликт между новыми производительными силами и старыми, феодально-крепостническими отношениями проявился в серьезном обострении классовой борьбы. Число крестьянских волнений росло год от года. Так, с 1824 по 1834 г. произошло 148 волнений, с 1835 по 1844 г. - 216, с 1845 по 1854 г. - 348, с 1855 по 1861 г. - 744.

Обстановка настолько накалилась, что в 1859 - 1861 гг. в России возникла революционная ситуация.

В январе 1881 г. министр внутренних дел генерал Лорис-Ме- ликов представил Александру II доклад, в котором предлагал «прибегнуть к представительным формам для поддержания порядка в России». Доклад был рассмотрен и в основном одобрен специально для того созданным Особым совещанием, в работе которого участвовал и сам император. Но Александр III (1881 - 1894) сменивший на престоле своего отца, умерщвленного 1 марта 1881 г. народовольцами, отклонил этот проект. Правительство сумело отбить революционный натиск потому, что тогда в России не было еще силы, способной на серьезную борьбу. Александр III начал беспощадно уничтожать «следы паршивого либерализма», как он любил выражаться. Наступила пора жестокой дворянской реакции. Был издан ряд законов, получивших название «контрреформ» Александра III, которые имели цель сильно урезать буржуазные реформы 1860-1870-х гг.

Родился 24 января 1712 в Берлине. Два старших брата умерли в детстве, и Фридрих стал наследником прусского престола. Будущий король получил суровое аскетическое воспитание. Его отец, которого называли «солдатским королем» (Soldatenkönig), был ревностным протестантом, он с недюжинной энергией и целеустремленностью отстаивал интересы своей династии, создав эффективную, предельно централизованную военно-бюрократическую машину, нацеленную исключительно на поддержание политической и военной мощи Пруссии. В юности разнообразно одаренный кронпринц увлекался французской литературой и искусством, играл на флейте, не чуждался светских развлечений, хотя они и осуждались его отцом, строгим пуританином. Фридрих Вильгельм опасался, что легкомысленные увлечения сына пагубно скажутся на судьбе наследника, а значит и государства, и стремился сломить волю Фридриха; сыну, в свою очередь, не нравились аскетический образ жизни отца и его пристрастие к военным занятиям.

Становление характера.

Когда Фридриху исполнилось 18 лет, сочувствовавшая его настроениям мать задумала двойной брак: Фридриха и английской принцессы Амелии, а также его столь же несчастливой в отцовском доме сестры Вильгельмины и принца Уэльского. По ряду причин король отказался от такого варианта. Огорченный Фридрих хотел бежать в Англию во время путешествия с отцом в юго-западную Германию в августе 1730. Замысел был раскрыт, и Фридрих предстал перед военным судом как изменник. Разгневанный король собирался лишь напугать сына, однако сообщник и друг кронпринца лейтенант Катте поплатился за свой поступок жизнью и был казнен под окнами камеры, где содержался Фридрих. Принц пробыл в заключении в крепости Кюстрин 6 недель, затем по приказу короля он два года прожил в самом городе Кюстрин без права покидать его пределы. Там он получал знания, связанные с сельским хозяйством, экономикой и государственной службой.

В 1732 Фридрих получил под свое начало полк, а в 1733 по воле отца женился на принцессе Елизавете Кристине Брауншвейгской. В 1736 ему было позволено завести собственный двор в Райнсберге. Здесь он предался изучению философии, истории, поэзии, наслаждался музыкой, любительским театром и беседами в кругу образованных и остроумных людей. Фридрих мечтал о славе писателя (он писал на французском языке), но со временем все в большей мере ощущал свое призвание как монарха, продолжающего государственные и военные традиции Пруссии.

За три года до восхождения на трон он писал главному министру отца, что король сделал необходимые приготовления для войны, диктуемые мудростью и осторожностью, а ему, Фридриху, возможно, суждено воспользоваться этими приготовлениями и завоевать славу. В 1739 родилась книга, название которой – Анти-Макиавелли (Anti-Machiavell ) – дал Вольтер , с которым кронпринц длительное время переписывался. В этом трактате Фридрих нарисовал образ миролюбивого и просвещенного государя. Монарх – первый слуга своей страны, его власть неограниченна, долг его – заботиться о благосостоянии народа. Фридрих не скрывал своего презрения к мелким немецким властителям, удовлетворявшимся лишь внешними атрибутами власти. Сам он стремился к власти реальной.

Ранние годы правления.

В мае 1740 28-летний кронпринц стал прусским королем Фридрихом II. Первые его действия – отмена пыток и восстановление Академии наук (ее возглавил президент-француз) – свидетельствовали, о том, что монарх разделяет идеалы века Просвещения. Более того, в первые месяцы правления на полях одного документа он оставил знаменитую заметку: «Следует относиться с терпимостью ко всем религиям... каждый ищет путь к спасению на свой лад». Однако он уже написал Вольтеру, что во имя интересов державы распрощался со стихами, музыкой и развлечениями.

В октябре 1740 неожиданно скончался император Карл VI, и возникла возможность, которой Фридрих страстно ожидал, – добыть славу в войне и осуществить важные территориальные приобретения. Земли Габсбургов унаследовала 23-летняя дочь Карла VI Мария Терезия . Ее право наследования опиралось на Прагматическую санкцию 1713, в которой Карл VI провозгласил Австрийскую империю нераздельной и установил порядок престолонаследия, допускавший переход короны к дочери в том случае, если император не оставил сына. Тем не менее Фридрих предвидел, что Бавария и другие государства будут оспаривать право Марии Терезии на австрийские наследственные земли, и решил воспользоваться явной слабостью Австрии. Он намеревался захватить Силезию, на часть которой Пруссия давно претендовала. Если бы Мария Терезия согласилась с его претензиями, Фридрих признал бы ее право наследования и помог избранию ее мужа императором. Вопреки совету своего министра иностранных дел он решил сначала нанести удар, а затем перейти к переговорам. Использовав фактор неожиданности, он легко захватил Силезию, однако Мария Терезия не собиралась сдаваться. Последовал ряд дипломатических демаршей, и началась война за Австрийское наследство.

В этой войне агрессивная политика Фридриха создала ему славу полководца, но его дипломатия – впрочем, как и дипломатия большинства его оппонентов, – не слишком считалась с принципом нерушимости договоров. Так, в 1742 он обманул своих союзников-французов, втайне от них заключив Бреславльский сепаратный мир с Австрией, и вышел из войны (1-я Силезская война). В 1744 он – снова при поддержке Франции – возобновил войну с Австрией (2-я Силезская война), которая закончилась Дрезденским миром (1745), закрепившим за Пруссией бóльшую часть Силезии.

Образ жизни.

Поспешные, хотя и удачные действия в Силезии расширили круг обязанностей Фридриха. И все-таки он продолжал живо интересоваться литературой, философией и музыкой. По словам Вольтера, его столица была «Спартой утром и Афинами вечером». Жизнью короля управляли часы и календарь, Фридрих спал всего пять-шесть часов в сутки и, постоянно занимаясь государственными делами, находил время и для учебного плаца, и для приема гостей, и для занятий литературой и музыкой. Год был жестко распланирован – регулярные посещения многочисленных дворцов-резиденций, маневры и инспекционные поездки.

В 1750 король уговорил Вольтера поселиться в Берлине и сделал его своим личным секретарем, однако за шесть месяцев эти два гениальных человека перестали строить иллюзии относительно характеров друг друга, и тесное общение в течение более двух лет закончилось полным разрывом (но их переписка продолжалась). Вольтер помогал Фридриху в работе над Мемуарами относительно истории Бранденбурга , опубликованными в 1751. Король написал и более пространное историческое исследование под названием История моего времени ; однако эти труды стали достоянием читающей публики лишь в середине 19 в., а его Политические размышления и Политическая переписка были опубликованы лишь в 20 в.

Система правления.

Фридрих хорошо понимал: чтобы удерживать Силезию, Пруссия должна оставаться сильной и постоянно быть начеку; этому он отдавал все силы в течение десяти мирных лет – от Дрезденского мира до начала Семилетней войны (1756–1763). Он придерживался крайней формы автократии, введенной его отцом, которая предполагала концентрацию всей власти в руках монарха. Где бы ни был король, министры присылали ему доклады и предложения в письменном виде, которые он утверждал, делая содержательные замечания на полях. На их основе секретари кабинета составляли указы за его подписью, которые затем проводились в жизнь правительственными департаментами.

«Хорошо работающее правительство, – писал король в 1752, – должно представлять столь же прочно связанную систему, как и система понятий в философии. Все его решения следует хорошо обосновывать; хозяйственная, внешняя и военная политика должны способствовать единой цели – консолидации власти государства и увеличению его мощи». Ради этой цели Фридрих стремился усовершенствовать систему управления государством, достигшую высокой степени централизации еще при его отце.

Созданная его отцом Генеральная директория постепенно утрачивала значение при Фридрихе, который в своем нетерпении требовал немедленных результатов. До 1756 были введены три независимо функционировавших министерства, а после Семилетней войны – несколько новых департаментов, включая пользовавшийся дурной репутацией королевский. Новые министерства и департаменты несли ответственность только перед королем, который лично управлял экономикой страны.

Экономическое развитие.

Король стремился улучшить благосостояние своих подданных, но делал это лишь ради развития и усиления государственной мощи. В первую очередь он увеличил людские ресурсы в малонаселенных владениях – форсированно осваивались пустующие земли, создавались сотни новых поселений, совершенствовалась обработка земли, внедрялись новые сельскохозяйственные культуры, например картофель. Поощрялось переселение людей из соседних стран. Особо приветствовались люди с капиталом и техническими навыками, если они способствовали росту новых форм производства и развитию промышленности. На пользу торговле шло улучшение средств сообщения, например строительство каналов для обслуживания Берлина.

Эти процессы начал еще Фридрих Вильгельм I, который покровительствовал местной текстильной промышленности. Фридрих расширил текстильное производство, внедрил производство шелковых тканей. Основной целью его экономической политики стало развитие промышленности для нужд страны, а по возможности и производство товаров на экспорт – включая предметы роскоши, которые ранее ввозились из других стран. Хотя прогресс был поначалу незначительным, некоторые города, в первую очередь Берлин, в конце правления Фридриха значительно увеличили выпуск промышленных товаров. Новые отрасли освобождались от цеховых ограничений и защищались системой пошлин. В ходе Семилетней войны Фридриху удалось преодолевать финансовые трудности не только с помощью субсидий из Британии, но и благодаря увеличению косвенного налогообложения, которое затронуло главным образом средний класс в городах. После войны он быстро восстановил экономику и оставил после себя армию, по численности вдвое больше отцовской.

Законодательная реформа.

Стремление Фридриха укрепить власть в государстве лежало в основе законодательной реформы, осуществлявшейся королем в начале правления. Была создана единая централизованная система судопроизводства. Государство гарантировало гражданские права, в первую очередь имущественные.

Все эти реформы осуществлялись в духе, присущем эпохе Просвещения, однако в социальной структуре Пруссии сохранились многие полуфеодальные пережитки, которые были тесно связаны с ее военной системой. Крестьяне, особенно на востоке, все еще находились в полукрепостной зависимости и были привязаны к земле. Полновластным хозяином был дворянин-землевладелец, юнкер, поместье которого обслуживалось барщинным трудом крестьян (барщина доходила до 5–6 дней в неделю). Король не мог урезать привилегии юнкерства, которое поставляло государству офицеров и высших гражданских служащих. Однако, чтобы улучшить систему набора новобранцев, он выступил против сноса крестьянских дворов, производимого юнкерами с целью увеличения своих пахотных земель и уменьшавшего число рекрутов и поступление налогов.

Успехи правления Фридриха.

Семилетняя война, в которой прошли испытание личные качества Фридриха и мощь Прусского государства, была следствием захвата Силезии, в начале его правления принадлежавшей Австрии. Когда королю стало ясно, что на Пруссию могут напасть войска коалиции ряда европейских держав (Австрии, Франции, России, Швеции, Саксонии и др.), он в августе 1756 снова первым нанес удар. Однако спасительным исходом дальнейшей борьбы Фридрих был обязан не столько своей смелости и находчивости, сколько большой доле везения: смерть русской императрицы Елизаветы привела к коренной смене политического курса России. Пруссия не получила больших выгод от войны, но борьба короля с превосходящими силами коалиции произвела сильное впечатление на Европу. Укрепился статус Пруссии как великой державы, каковой она была признана по Губертусбургскому мирному договору (1763).

Заключив союз с Россией в 1764, он участвовал с ней и Австрией в первом разделе Польши (1772) и приобрел Западную Пруссию. После смерти бездетного курфюрста Баварского Максимилиана III Иосифа (1777) ему удалось не допустить аннексии Австрией значительной части Баварии. В конце жизни Фридрих, играя на чувстве страха перед Австрией небольших государств Германии, создал направленный против нее Союз князей (1785).

Последние годы.

Личные привычки и убеждения Фридриха, равно как и характер его правления мало изменились даже в преклонные годы. Он жил в Потсдаме близ Берлина, в прекрасном дворце Сан-Суси, построенном сразу после его первой войны, где его окружали книги, картины и произведения искусства. Король не жалел денег на строительство внушительных общественных зданий, подобных Берлинской опере, построенной архитектором Георгом Кнобельсдорфом в 1743, но при этом не изменил своего скептического отношения к немецкой литературе. Умер Фридрих Великий в Потсдаме 17 августа 1786.

Павел вступил на престол в зрелом возрасте, но не получил навыков управления государством.

Поэтому он не смог унаследовать от матери её систему управления с помощью лиц, а не учреждений.

Павел, прежде всего, активизировал деятельность совета при Высочайшем дворе, этот орган переименован в Совет его Величества, получил расширенный состав и сохранил чисто совещательную функцию.

Можно сделать вывод, что Павел пользовался Советом для выявления группировок в своем окружении и их позиций. Такой вывод подтверждается тем, что со временем Павел созывал Совет все реже.

В отличие от своих предшественников, Павел не стал покушаться на статус и функции Сената, более того Павел признавал в его отдельных случаях его совещательную функцию, позволяя дублировать Совет. Не отказывая Сенату участвовать в законотворчестве, Павел обратил внимание, что разделение Сената на департаменты не уменьшило его перегруженность делами, причем особенно судебными. Следуя чисто практической потребности, Павел увеличил число судебных департаментов в Сенате и тем самым сделал важный шаг по пути превращения его в судебную инстанцию.

Роль генерал-прокурора, как надзорного лица была изменена. Он совмещал в себе посредничество между монархом и Сенатом, с распорядительно-исполнительной и координационной функциями. Если судить по высказываниям самого Павла, то он близок к тому, чтобы приблизить генерал-прокурора к положению визиря, выступающего ближайшим и главным сотрудником монарха.

Таким образом, генерал-прокурор выступал как прообраз главы правительства, тем более, что Павел передал финансовые функции, принадлежавшие генерал-прокурору при Екатерине II, специально учрежденному государственному казначею. Однако, на практике Павел сталкивался с зависимостью от генерал-прокурора и преодолевал её частыми увольнениями своих же избранников. Павел восстановил коллегии, но обнаружил неспособность поддерживать с ними непосредственный диалог и ввел в практику назначение особых лиц, называющихся министрами, и признанных стоять между монархом и коллегией, точно так же как генерал-прокурор стоял между монархом и Сенатом.

Министр докладывал императору дела и мнения коллегии, и ей же извещал царские решения. Таким образом, в сфере центрального управления роль единоначалия возрастала. Развивая эту тенденцию, Павел создал новый тип центрального учреждения – департамент, с директором во главе. Местные учреждения Павел стремился, во-первых, упростить.

Источники дают основание предполагать, что мотивами Павла были экономия денежных средств и повышение оперативности их деятельности.

Поэтому Павел упразднил множественность судов первых инстанций, сохранив только уездный суд при постоянном судье. Вместо управ благочиния, Павел намерен создать ордонанс Гаузы (дома порядка), которые должны были соединить в себе функции полицейского органа, суда и места исполнения наказания. Павел попытался освободить местное управление от злоупотреблений с помощью его милитаризации. Отменив наместничество Павел учредил должности военных губернаторов в каждой губернии, предоставив этим лицам надзор даже в судебной сфере.

Вместе с тем, в столицах Павел учредил суды в отдельных частях города, приближал судебную власть к населению.

Однако все эти начинания Павла остались незавершенными.

Из числа правовых реформ наибольшее значение имела созданная Павлом: «Учреждение об императорской фамилии». Этому акту Павел предавал особую роль, подписав его в день своей коронации. В нём главное место занимало оформление порядка престолонаследия: узаконивались наследование трона, по исходящей мужской линии и веденный ещё Петром I, институт династического и морганатического браков.

Кроме того, все члены императорской фамилии выделив из состава общества, приобретая статус великих князей, так конструировалось родственное отношение монарха, для которого и Павел и его преемник ввели традицию предоставление должностей в управление государством и особенно армией.

Таким образом, царская семья с одной стороны отделялась от общества, с другой получать средства, как упростить свое положение в государстве, так и абсолютизм в целом.

По факту рождения, а в отдельных случаях даже по наследству великие князья участвовали в управление, государством образуя, особую касту номенклатуру.

Вместе с тем, члены императорской фамилии, пользовались той долей общего для них имущества, которую для них предоставлял монарх. Поэтому от него зависело не только их гос. Положение, но и материальное.

Среди других отраслей права Павел уделял внимание административному, вернув в него применявшегося ещё Петром I регламентацию, одежды и поведение подданных.

В целом Павловские реформы упорядочивали Екатерининское наследие, причем особую роль в этом сыграло узаконение общественного управления, для государственных и удельных крестьян, заменявшего собой помещичью власть.

Еще по теме 14. Государственно-правовые реформы при Павле I.:

  1. Римский доминат. Реформы императоров Диоклетиана и Константина. Государственный строй при доминате.
  2. 33. Казахская государственность при хане Кенесары Касымове. Реформы хана Кенесары.
  3. § 4. Основные направления правового обеспечения реформы государственной службы на современном этапе
  4. Правовая экспертиза муниципальных актов при их государственной регистрации
  5. 5. Динамика численности государственных учреждений за рубежом. Реформы государственного управления.
  6. ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛГОВЫХ АКТИВОВ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  7. Общественный и государственный строй Франции в период сеньориальной монархии (система органов государственной власти, реформы Людовика IX, сословный строй).
  8. Реформы государственного управления в начале XVIII в. Государственный аппарат Российской империи в первой половине XVIII в.
  9. 32 Государственные реформы 1760-80-х гг. и первый раздел Речи Посполитой

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика -

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Правительство Республики Коми

Автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Республики Коми

Коми республиканская академия

государственной службы и управления

Кафедра общих гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Реферат

ПРАВОВАЯ РЕФОРМА В РОССИИ

Исполнитель:

Студентка 210 группы

Сидоренко Оксана Александровна

Научный руководитель:

Сивкова Людмила Александровна

Сыктывкар

С одержание

Введение

1. Предпосылки, становление и развитие современной правовой реформы в России

1.1 Формы и принципы правового реформирования в России

1.3 Судебно-правовая реформа

1.4 Итоги судебно-правовой реформы

1.5 Административная реформа

2. Проблематика современной правовой реформы

3. Дальнейшее развитие современной правовой реформы в Российской Федерации

Заключение

Библиографический список

В ведение

Тема «Правовая реформа в России» актуальна для исследования по следующим основаниям:

1) интересен и важен для исследования путь правовых реформ в Российской Федерации.

2) правовая реформа в России актуальна для исследования и потому, что с проведением реформ законодательной базы и реформ судебной системы, возникли раннее неизвестные проблемы, такие, например, как: проблемы обеспечения единства законодательства в Российской Федерации, необходимость принятия закона «О законах», нехватка кадров для судебной системы и многие другие. В связи с этим, вызывает интерес рассмотрение этой проблематики, выявление причин ее формирования и возможностей разрешения.

3) исследование данной темы актуально потому, что без осмысления результатов правовых реформ, без рассмотрения тенденций современной правовой реформы Российской Федерации невозможно построение правового государства, развитие принципов демократического общества.

Важно отметить, что данная тема, ее проблематика и тенденции мало проработаны в современных юридических трудах: отсутствуют тематические монографии, в рамках курсов «Теория государства и права» и «История государства и права России» современная правовая реформа рассматривается в самых общих чертах.

Практическая значимость работы продиктована необходимостью проанализировать предварительные итоги правовой реформы, рассмотреть перспективы ее дальнейшего развития.

Объект исследования - Реформа законодательства в Российской Федерации.

Предмет исследования - направления правовой реформы в Российской Федерации, концепции реформирования законодательной базы нашей страны.

Цель данной работы - исследовать результаты, тенденции и проблематику современной правовой реформы в Российской Федерации.

Поставленная цель решается посредством следующих задач:

Исследовать историю и основные направления современной правовой реформы в Российской Федерации;

Рассмотреть содержание законодательной реформы в России;

Рассмотреть итоги судебной реформы;

Проанализировать плюсы и минусы современной правовой реформы, исследовать ее проблематику;

Выяснить тенденции современной правовой реформы, направления ее развития;

В работе использованы нормативные акты, издававшиеся в период реформы. С помощью этих нормативно правовых актов можно проследить за ходом и развитием правовой реформы.

1. Предпосылки, становление и развитие современной правовой реформы в России

1.1 Формы и принципы правового реформирования в России

В целях реализации положений Конституции Российской Федерации и укрепления на ее основе российской государственности и правовых основ российского общества, а также обеспечения системности, плановости и скоординированности законотворческого процесса в России проводится правовая реформа.

Общее мнение, высказываемое в юридической литературе можно свести к тому, что основными элементами правовой реформы являются вопросы правового обеспечения ряда важнейших направлений формирования и функционирования российской государственности и развития полноценного гражданского общества, в том числе:

Законодательное обеспечение системы прав человека в обществе, прежде всего реальных гарантий прав и законных интересов личности;

Упрочение основ и защита конституционного строя;

Реформирование государственного управления;

Создание целостной правовой базы организации и деятельности судебной системы и органов юстиции;

Обеспечение координации нормотворческой деятельности федеральных органов государственной власти, а также федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

Формирование правовой базы и институциональная реформа правоохранительной системы для усиления борьбы с преступностью;

Выработка принципиальных направлений и форм осуществления реформы местного самоуправления;

Дальнейшее системное правовое обеспечение развития экономики;

Развитие системы правового воспитания, в том числе укрепление системы юридического образования и юридической науки и др.

1.2 Направления правовой реформы

Современную правовую реформу можно разделить на два основных и самых важных направления:

1) законодательная реформа;

2) судебная реформа.

Оба эти направления правового реформирования тесно связаны и переплетены друг с другом. Так, невозможно судебное реформирование без создания соответствующей законодательной базы, как и воплощение норм закона невозможно без судебной системы. Поэтому в данной работе, рассмотрены именно эти два направления современной правовой реформы.

Правовая реформа, как и любое другое кардинальное преобразование, представляет собой смену ранее существующих правовых принципов.

Изменение государственного устройства и экономических отношений в России в начале 90-х годов существенно отразилось на российском законодательстве. Жизнь утверждала новые формы собственности и новые правоотношения, которые не регулировались действовавшими правовыми актами. Появились новые отрасли законодательства Российской Федерации, другие же были существенно пересмотрены.

Становление новой правовой системы, ориентированной на достижение политической и экономической свободы личности, определили главные направления начавшейся судебно-правовой реформы - обеспечение верховенства закона на всей территории Российской Федерации и создание условий для свободного и независимого отправления правосудия.

1.3. Судебно-правовая реформа

В октябре 1991 года, принята концепция судебной реформы. Государство, переставая быть инструментом насилия в руках тоталитарного режима, демократизируется, превращаясь из политического в правовое.

Судебная реформа состоится, если концептуально будут решены следующие основные задачи:

Назначение суда будет определено и задачи перед ним поставлены в соответствии с возможностями и истинной природой правосудия, юстиция из карательной превратится в правоохранительную;

Законодатель гарантирует в сфере юстиции защиту основных прав и свобод человека;

Судебная власть утвердится в государственном механизме как влиятельная сила, независимая от законодательной и исполнительной властей;

Удастся обеспечить верховенство суда в правоохранительной деятельности,

В уголовном и гражданском судопроизводстве будут последовательно проведены демократические принципы;

Станет доступной и достоверной информация о деятельности правоохранительных органов и судебно-правовая статистика;

Возникнут предпосылки для превращения чиновника юстиции из функционера в личность с независимым правовым и социальным статусом, а также для образования судейской корпорации;

Расширение судебной компетенции за счет сужения компетенции административных органов и их должностных лиц не только реально обеспечило защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, но и значительно увеличило объем полномочий и работы по осуществлению судебной власти в Российской Федерации судами общей юрисдикции. Законодательное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции могло бы решить важнейшие проблемы судебной реформы. Однако различие в подходах к организации судов общей юрисдикции отодвинуло принятие закона о судебной системе на длительное время.

В развитие базовых положений Конституции РФ существенный вклад внесла Государственная Дума первого созыва. В период ее работы были приняты:

Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации” от 21.07.94, №1-ФКЗ О Конституционном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1994 .- № 13. - Ст.1447. ;

Федеральный закон “О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции” от 03.12.94, № 55-ФЗ О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции: федеральный закон от 03.12.1994 № 55-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1994.-№ 32. - Ст. 3305. ;

Федеральный закон “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов” от 20.04.95, №45-ФЗ О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: федеральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1995.-№ 17.- Ст. 1455. ;

Федеральный конституционный закон “Об арбитражных судах в Российской Федерации” от 28.04.95, №1-ФКЗ Об арбитражных судах в Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1995.- № 18. - Ст. 1589. ;

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 05.05.95, №70-ФЗ Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 05.05.1995 № 70-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации.-1995.-№ 19. - Ст. 1709. вместе с федеральным законом о введении его в действие 05.05.95, №71-ФЗ О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 05.05.1995 № 71-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1995.-№ 19. - Ст. 1710. ;

Федеральный закон “О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации” от 10.01.96, №6-ФЗ О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации: федеральный закон от 10.01.1996 № 6-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1996.- № 3.- Ст.144. .

Основной системообразующий документ, который установил единое правовое пространство для законодательства о судоустройстве, приняла Государственная Дума второго созыва. Этим документом стал Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.96, № 1-ФКЗ О судебной системе Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1997.-№1.- Ст. 1. .

За ним последовали другие законы, обеспечивающие дальнейший ход судебной реформы:

Федеральный закон «О судебных приставах» от 21.07.97, №118-ФЗ О судебных приставах: федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1997 .-№ 30. - Ст. 3591. ;

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 21.07.97, №119-ФЗ Об исполнительном производстве: федеральный закон от 21.07.1997 № 119-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1997.-№ 30. - Ст. 3591. ;

Федеральный закон “О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации” от 08.01.98, № 7-ФЗ О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации: федеральный закон от 08.01.1998 № 7-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1998.-№ 2. - Ст. 223. ;

Федеральный закон “О мировых судьях в Российской Федерации” от 17.12.98, № 188-ФЗ О мировых судьях в Российской Федерации: федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1998.-№51. - Ст.6270. ;

Федеральный закон “О финансировании судов Российской Федерации” от 10.02.99, № 30-ФЗ О финансировании судов Российской Федерации: федеральный закон от 10.02.1999 № 30-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1999.-№ 7. - Ст.877. ;

Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.99, № 1-ФКЗ О военных судах Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 23.05.1999 №1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1999.-№ 26. - Ст.3170. ;

Федеральный закон “Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации” от 29.12.99, №218-ФЗ Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.1999 № 218-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-2000.- № 1. - Ст. 1. ;

Федеральный закон «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 02.01.2000, № 37-ФЗ О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации: федеральный закон от 02.01.2000 № 37-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-2000.-№2. - Ст.158. .

В течение всего хода реформы создавались, и в настоящее время в России формируются и функционируют различные группы и комитеты по совершенствованию законодательства. Так, в 2000 году Распоряжением Президента Российской Федерации от 28 ноября 2000 года №534-рп была образована рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации о судебной системе.

Серьезный виток судебно-правовая реформа получила в середине-конце 2001 года:

1.Наконец-то была принята Концепция «Развития судебной системы России на 2002-2006 годы» О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы: постановление Правительства РФ от 20.11.2001 № 805 // Собрание законодательства Российской Федерации.-2001.-№ 49. - Ст. 4623. - программа, направленная на реализацию современной судебно-правовой реформы, повышение эффективности деятельности судебной власти в Российской Федерации, создание оптимального организационно-правового и материально-технического обеспечения судебно-правовой системы в Российской Федерации.

2. К началу 2002 года Государственной думой были приняты:

Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

Кодекс об административных правонарушениях;

Трудовой кодекс РФ.

Поэтому можно отметить, что современное состояние правовой базы, обеспечивающей проведение судебной реформы, позволяет говорить, что достигнуты серьезные результаты по концептуальным направлениям, отвечающие требованиям правового государства:

Однако темпы процесса обновления законодательства в этой сфере не вызывают удовлетворения ни у законодателей, ни у правоприменителей. Это отмечалось и в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 30 марта 1999 г., где подчеркивалось, что достаточная законодательная база, обеспечивающая осуществление быстрого, полного, справедливого, гуманного и неотвратимого правосудия, еще не создана.

1.4 Итоги судебно-правовой реформы

В настоящее время можно констатировать, что результаты судебной реформы налицо. Об этом свидетельствует значительное увеличение обращений граждан в суды за защитой своих прав. Если в 1991 году в суды поступило 1413 тыс. таких обращений, то в 2000 году - 5044 тыс. Соответственно в 3,6 раза возросло и количество рассмотренных судами гражданских дел. При этом число споров, связанных с нарушением трудовых прав граждан, увеличилось больше чем в 4 раза, жилищных - почти вдвое. Были созданы возможности для обжалования решений и действий государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих конституционные права граждан, вследствие чего, например, число обращений граждан в суды за защитой своих прав от неправомерных действий должностных лиц, коллегиальных органов и органов местного самоуправления возросло с 6,6 тыс. в 1991 году до 164, 8 тыс. жалоб - в 2000 году, т.е. почти в 25 раз Лебедев, В. Условия для успешного завершения реформы созданы / В.Лебедев // Российская юстиция.-2001.-№11.- С.36. .

В большинстве субъектов Федерации приступили к работе мировые судьи. Учреждена и действует служба судебных приставов и приставов-исполнителей. Созданы и плодотворно действуют органы судейского сообщества.

Только по причине отсутствия средств суды с участием присяжных заседателей действуют лишь в 9 субъектах Федерации. Между тем право граждан на разбирательство дела в суде с участием присяжных заседателей закреплено в Конституции РФ, а потому эта норма должна быть реализована повсеместно в самое ближайшее время.

Существуют и другие нерешенные проблемы. Длительное время не обращалось должного внимания на несоответствие штатной численности судов рабочей нагрузке на судей, что обусловлено отсутствием средств для увеличения количества судей.

С большими рабочими нагрузками самым непосредственным образом связана еще одна болезненная проблема правосудия - оперативность судопроизводства и сроки рассмотрения дел.

С нарушением процессуальных сроков рассматривается каждое шестое гражданское дело. В уголовном судопроизводстве в 2000 году с нарушением сроков рассмотрено 9,9% дел от общего количества.

Судебная реформа - задача общегосударственная, и она требует согласованных усилий законодателей, исполнительной и судебной власти, серьезного ресурсного и организационного обеспечения. Сейчас такие возможности у государства появились, а потому можно надеяться, что завершение судебной реформы пройдет успешно Лебедев, В. Условия для успешного завершения реформы созданы / В.Лебедев // Российская юстиция.-2001.-№11.- С.40. .

1.5 Административная реформа

Термин "административная реформа" на слуху уже много лет. Но только в конце 2003 г. и особенно в 2004 - 2005 гг. этим словам придан характер реального, радикального и масштабного государственного дела. Смысл "реформаторских" мероприятий в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2005 год охарактеризован следующим образом: "...в течение последних пяти лет мы были вынуждены решать трудные задачи по предотвращению деградации государственных институтов. Но в, то же время обязаны были создавать основы для развития на годы и десятилетия вперед..." Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию: послание Президента Российской Федерации от 05.11.2008 № 69 // Парламентская газета.-2008.- 07 янв.- С. 12. .

Что означает понятие "административная реформа"? Если обратиться к этимологии терминов "реформа" и "административная реформа", то первый из них означает изменение, переустройство, преобразование чего-нибудь в какой-либо сфере общественной жизни, области знаний; "административный" означает "осуществляемый администрацией или по ее распоряжению…" Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка /С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.- 4-е изд., доп.- М., 2003.- С. 702. . С учетом указанных понятий кратко административную реформу можно определить как комплекс мероприятий государственной власти по совершенствованию организации исполнительного аппарата государства - государственной администрации, ее функций, форм и методов деятельности.

Административная реформа - самая трудная в истории современной России - идет непрерывно и постепенно с 1991г. Её цель-реорганизация государственного управления и, прежде всего, исполнительной власти. Тихомиров, Ю.А. Правовые аспекты административной реформы / Ю.А. Тихомиров // Законодательство и экономика.-2004.-№ 4.-С. 29. И нельзя забывать о том, что административная реформа является неотъемлемым компонентом правовой реформы.

Рассмотрим этапы административной реформы в России:

Первый этап (1992 - 1993 гг.) На первом этапе были предприняты меры по департизации государственного аппарата и формированию конкретных федеральных органов исполнительной власти, которые по своей типологии и компетенции ничем не отличались от советских министерств и ведомств.

Второй этап (1996 - 1998 гг.) В сентябре 1996 г. Президенту РФ была представлена аналитическая записка под названием "О проблеме слабой управляемости государственными процессами". В ней в качестве основной проблемы выделялась и обосновывалась необходимость подготовки концепции новой системы исполнительной власти и обеспечения правового порядка в государственном управлении. Краснов, М.А. Реформа государственной службы России: История попыток реформирования с 1992 по 2000 годы / М.А. Краснов, А.В. Оболонский.-М.: Весь мир, 2003.- С. 120. С 27 по 30 мая 1997 г. состоялось совещание под условным названием "Круглый стол", где обсуждались проблемы, которые необходимо решить в ходе административной реформы.

Основным результатом этого совещания было создание пяти рабочих групп экспертов по подготовке Концепции административной реформы. С сентября 1996 г. по май 1997 г. были подготовлены 12 вариантов Концепции административной реформы.

В Концепции в качестве основных обозначались следующие проблемы:

Гражданин и власть;

Исполнительная власть: новые функции;

Проблемы государственной службы;

Коррупция в системе управления.

13 марта 1998 г. в Администрации Президента РФ состоялось обсуждение проекта Концепции административной реформы. Участники совещания высказали убеждение, что до 2000 г. к ее практической реализации приступать нецелесообразно.

Текст Концепции был вручен в мае 1998 г. новому Председателю Правительства РФ С.В. Кириенко с целью опубликования, но он не был опубликован.

Третий этап (1999 - 2000 гг.) В начале 2000 г. центр разработок проблем административной реформы подготовил концепцию государственного строительства, вобравшую основные идеи Концепции административной реформы 1998 г. Весной 2000 г. в реализации проекта Центра стратегических разработок наступило затишье в связи с выборами Президента РФ.К осени того же года действительная причина торможения стала проясняться, в качестве приоритетов власти были выбраны другие задачи: укрепление вертикали власти, федеративных отношений, изменение верхней палаты Федерального Собрания РФ и т.д. Административная реформа была в очередной раз отложена.

Четвертый этап (2003 - 2005 гг.) В 2003 - 2005 гг. административная реформа практически осуществляется по следующим направлениям:

Оптимизация функций органов исполнительной власти и структуры исполнительной власти;

Реформирование государственной службы;

Совершенствование управленческих процедур;

Создание административной юстиции.

Нормативно-правовое обеспечение административной реформы проводится в двух направлениях:

Анализ (инвентаризация) нормативных правовых актов на предмет их соответствия потребностям административной реформы;

Подготовка новых нормативных актов;

Исполнение норм вне зависимости от их содержания.

Однако "...важнейшими, пока еще не разрешенными, а во многом и не продуманными, вопросами остаются конституционно-правовые и административно-правовые параметры проводимой реформы"Старилов, Ю.А. Административная реформа в России: Политико-правовое и управленческое измерение / Ю. А. Старилов.- Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004.-С. 3. .

Пятый этап реформы . Пятый этап реформы связан с разработкой Программы административной реформы на период до 2010 г.

Предполагается:

1) создание системы государственного управления, способной достигать общественно значимых измеримых целей;

2) снижение издержек на ведение бизнеса за счет сокращения административных барьеров (не менее чем в три раза);

3) создание новых рынков услуг для частного бизнеса в результате ухода государства из сфер экономики, где его присутствие нецелесообразно;

4) повышение качества и доступности государственных услуг для граждан;

5) повышение доверия граждан и бизнеса к государственным институтам.

На сегодняшний день не существует официальных результатов административной реформы и официальных оценок её реальности, значительности и полезности. Можно лишь констатировать, что на данном этапе административной реформы проводятся масштабные мероприятия по пересмотру функций органов исполнительной власти, совершенствованию порядка их реализации и построению новой системы и структуры исполнительной власти, создаются необходимые предпосылки для дальнейшей комплексной модернизации системы государственного управления и местного самоуправления.

2. Проблематика современной правовой реформы

Современный этап правовой реформы, как и любое динамически развивающееся преобразование, наполнен большим количеством вопросов и проблем. Среди них проблемы финансирования, проблемы дальнейшего направления развития реформирования, и проблемы противоречий в сложившейся национальной судебной системе.

Одна из проблем - это дальнейшее рациональное развитие законодательства о судоустройстве, о судебной системе в целом, о разграничении полномочий и предметов веденья. Важно, чтобы вновь принимаемое законодательство не шло в разрез с принципами заложенным в Конституции Российской Федерации и международными принципами. Важно также и то, чтобы вновь принимаемое законодательство носило не декларативный характер, а обладало действенной юридической силой с соответствующим механизмом реализации.

До настоящего времени не решена проблема, связанная с реализацией конституционного права каждого на квалифицированную юридическую помощь. Проект федерального закона “Об адвокатуре в Российской Федерации” обсуждается в Государственной Думе в течение нескольких лет, перспектива принятия его не ясна, а, следовательно, остаются нерешенными не только вопросы получения квалифицированной юридической помощи, но и вопросы относительно порядка оказания такой помощи бесплатно для малоимущих слоев населения. Предложения о создании в этих целях муниципальной адвокатуры не воспринимаются. Продолжаются дискуссии по поводу построения адвокатуры, тогда как решение вопроса о реализации конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь отодвигается на второй план.

Сейчас, когда нормотворчество в Российской Федерации и ее субъектов переживает пик своей активности, как никогда нужны основы развивающейся правовой реформы. Кончено главной такой основой выступает Конституция Российской Федерации, но в рамках основного закона просто невозможно включить все аспекты механизма нормотворчества. Так нигде на уровне Закона не определено: что такое «закон», что такое «законодательство» и как оно соотносится с понятием «подзаконные акты»?Поэтому одной из проблем современной правовой реформы является отсутствие Закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», закона, который бы стал не просто результатом современной правовой реформы, а ее инструментом и основой.

Закон должен установить иерархию, основные правила взаимодействия нормативных актов и принципы нормотворчества. По мнению Лукъяновой Е.А. он мог бы стать базовым для целой серии будущих законов и иных нормативных актов, которые, возможно (и желательно), будут в нем прямо названы. Это, например, уже внесенный Президентом РФ в порядке законодательной инициативы закон "О порядке приятия федеральных конституционных законов и федеральных законов Российской Федерации", Правила законодательной техники, закон "О систематизации и кодификации нормативных правовых актов", закон "О языке законов" (или "О юридических терминах") и другие. Поэтапное освоение каждой из позиций хоть и отдаляет желанную перспективу, но, в то же время, переводит ее из разряда утопических в категорию вполне реальных Лукьянова, Е.А. Закон о законах /Е. А.Лукьянова // Законодательство.-1999.-№11.-С.34. .

Одной из проблем современной правовой реформы стали противоречия в национальной системе законодательства Российской Федерации. Бурное нормотворчество, как центра (самой Российской Федерации), так и ее субъектов, привело к массе противоречий в национальной системе России: субъекты принимали свои кодексы, задолго опережая центр.

Решением данной проблемы будет, дальнейшая работа Конституционного суда РФ, действенное нормотворчество центра. В правовом государстве не должно быть таких явных и зачастую кардинальных противоречий между федеральным и республиканским законодательством. Поэтому одним из направлений современно правовой реформы должно стать устранение таких противоречий. И в их устранении должны принять участие, как центр, так и субъекты.

3. Дальнейшее развитие современной правовой реформы в Российской Ф едерации

Основное направление современной правовой реформы - развитие и укрепление судебной системы как самостоятельной ветви государственной власти, создание условий для осуществления ею независимой и эффективной деятельности по обеспечению защиты прав и свобод, закрепленных в Конституции Российской Федерации, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

Центральным актом, определяющим цели, задачи и содержание современной судебно-правовой реформы, является - Федеральной целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы. Данная программа является логическим продолжением Концепции 1991 года. Основные разработчики программы - Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации.

Происходящее в настоящее время фундаментальное обновление законодательства, повышение роли и значения судебной защиты прав и свобод граждан, активизация нормотворческой деятельности нуждаются в квалифицированном юридическом обеспечении. В этой связи обострились вопросы подготовки кандидатов в судьи и специалистов для работы в судебной системе, повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, а также теоретического осмысления правоприменительной и законопроектной деятельности судов.

Без решения проблем организационного обеспечения судебной системы Российской Федерации невозможно достижение качественных сдвигов в отправлении правосудия. Это обусловливает необходимость серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода.

Таким образом, одно из ключевых направлений современной правовой реформы - формирование квалифицированного юридического обеспечения. По словам создателей программы, введение должностей помощника федерального судьи суда общей юрисдикции (в районных и приравненных к ним судах) и помощника федерального судьи арбитражного суда позволит освободить судей от технической работы и даст им возможность сосредоточиться на осуществлении основной функции - отправлении правосудия.

Одним из направлений судебно-правовой реформы названо также повышение заработной платы «работников правосудия». Программа предусматривает повышение заработной платы судей до уровня, существовавшего до 17 августа 1998 г. Для этого среднюю заработную плату судей следует увеличить в 1,6 раза в 2002 году, а к 2006 году довести до 28500 рублей в месяц (в ценах 2001 года) О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2001 № 805 // Собрание законодательства Российской Федерации.-2001.-№ 49. - Ст. 4623. .

Другим, не менее важным, направлением должны стать - права личности и формирование у гражданина правосознания.

В современном правовом реформировании, личность, ее права и свободы выдвигается на центральное место, и выступают в качестве отправного пункта дальнейших правовых преобразований.

Таким образом, стратегическими целями развития правовой реформы сегодня также являются:

1) построение такого государственно-правового механизма, который был бы действительно направлен на реальное обеспечение провозглашенного Конституцией РФ положения о правах человека как высшей ценности;

2) отработка системы реального воздействия человека на государство через институты гражданского общества, которые пока находятся в стадии становления.

Обе задачи глобальные и долговременные.

Заключение

Главным результатом современной правовой реформы стало то, что в обновленной правовой системе России «личность, субъект права выдвигается на центральное место во всей правовой действительности…» Тория государства и права: учебник / под. ред.В.М. Корельского. - М.: Юристъ, 2000. - С. 318. .

Итак, анализ хода реализации концептуальных положений судебной реформы в Российской Федерации показывает, что за последние пять лет приняты решительные меры по утверждению судебной власти как самостоятельной, независимой и сильной ветви государственной власти, реализующей свои полномочия в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя, единого экономического и правового пространства Российской Федерации. Это подчеркивают не только известные правоведы, но и государственные органы, в том числе Совет Федерации О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2001 № 805 // Собрание законодательства Российской Федерации.-2001.-№ 49. - Ст. 4623. .

С этой целью были приняты такие основополагающие законодательные акты, как федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», федеральные законы «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», «О судебных приставах», «Об исполнительном производстве», Арбитражный процессуальный кодекс, Уголовный процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации и другие.

Поэтапная реализация судебной реформы протекает сложно и не всегда успешно. Создание качественно нового законодательства не предполагает категорического отказа от многолетней законодательной практики России. Появление новых правовых институтов и механизмов органически связано с сохранением всех прежних оправдавших себя и способных эффективно действовать в новых условиях юридических институтов и норм. Преемственность становится непременным качеством правовой системы России. Возрастание степени свободы личности, приоритета прав человека, также как охрана и обеспечение интересов общества в целом - необходимые условия функционирования гражданского общества и создания правового государства.

Судебно-правовая реформа вступает в завершающую стадию, сформировано обновленное законодательство о судоустройстве. Однако основные направления судебной реформы реализованы лишь частично, не разрешены вопросы предотвращения конфликта юрисдикций, взаимодействия судов различного уровня в федеративном государстве и т.п. В этой связи требуется сконцентрировать усилия на комплексном исследовании судебной системы, которая должна функционировать как единый слаженный механизм при всем своеобразии составляющих ее частей.

Качество и сроки осуществления судебно-правовой реформы будут зависеть как от финансовой, политической и социальной поддержки реформаторских устремлений, так и от повышения авторитета судебной власти, профессионализма и моральных качеств судейского корпуса, развития правовой культуры общества. Это обеспечит устойчивое функционирование судебной системы и облегчит доступ граждан к справедливому правосудию.

В настоящее время требуют немедленного, но рационального принятия ряд законов и конституционных законов, в частности: Закон «О нормативных актах в РФ», Гражданский процессуальный кодекс РФ, Закон “Об адвокатуре в Российской Федерации”, “О Верховном Суде Российской Федерации”, «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» и многие другие.В связи с этим необходимо ускорить принятие указанных законов.

Не смотря на всю проблематику современной правовой реформы, к настоящему моменту в России воплощены следующие принципы правового государства:

Судебная власть утвердилась как самостоятельная и независимая в своей деятельности от законодательной и исполнительной властей, конституционно определена ее компетенция;

Решены основные вопросы независимости судей;

Создана единая система судебной власти Российской Федерации, закреплена структура федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации;

Создан Конституционный Суд, органы конституционного правосудия субъектов Российской Федерации и система арбитражных судов;

Учреждены институты мировых судей, присяжных заседателей, судебных приставов, усилены гарантии независимости судей военных судов от командования и органов исполнительной власти;

Обеспечена система гарантий самостоятельности судов, сформированы органы судейского сообщества - съезды и Советы судей, квалификационные коллегии судей;

Учрежден Судебный департамент при Верховном Суде РФ, урегулирован вопрос материального обеспечения деятельности судов всех уровней;

Реализован принцип финансирования судов из федерального бюджета;

Обеспечена государственная защита судей при исполнении ими полномочий и создана система материальных и социальных гарантий судей.

И можно смело заявить, что Россия - фактически правовое государство, как это провозглашает и закрепляет Конституция Российской Федерации, а значит, современная правовая реформа была не просто «красивым эпосом», а реальной трудоемкой работой, результатом которой и будет правовое, демократической государство, где судебная власть имеет возможность блокировать или затруднять действие неразумных законов, угрожать власти исполнительной ответственностью за несоблюдение воли представительных учреждений, защищать права граждан от тирании политиков и чиновников, быть для других ветвей власти блоком обратной связи, а высшей ценностью является - права человека.

Библиографический список

2. О судебной системе Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1997.-№1.- Ст. 1.

3. О финансировании судов Российской Федерации: федеральный закон от 10.02.1999 № 30-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1999.-№ 7. - Ст.877.

4. О парламентских слушаниях "О ходе реализации концептуальных положений судебной реформы в Российской Федерации": постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24.12.1998 № 569-СФ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1999.-№1. - Ст. 51.

5. О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2001 № 805 // Собрание законодательства Российской Федерации.-2001.- № 49. - Ст. 4623.

6. Административная реформа в России: научно-практическое пособие / под ред. Т.Я. Хабриева. - М.,2006.-235 с.

7. Краснов, М.А. Реформа государственной службы России: История попыток реформирования с 1992 по 2000 годы / М.А. Краснов, А.В. Оболонский.-М.: Весь мир, 2003.-120 с.

8. Лебедев, В. От Концепции судебной реформы к новым идеям развития судебной системы / В.Лебедев // Российская юстиция.-2000.- № 3.- С.2-5.

9. Лебедев, В. Условия для успешного завершения реформы созданы /В.Лебедев // Российская юстиция.-2001.-№11.- С.7-9.

10. Тихомиров, Ю.А. Правовые аспекты административной реформы / Ю.А. Тихомиров // Законодательство и экономика.-2004.-№ 4.-С. 29-32.

Подобные документы

    Сущность основных задач и приоритетные направления правовой реформы, необходимость ее применения в современной России, предпосылки формирования и оценка значения в обществе. Ожидаемые позитивные тенденции и последствия внедрения судебной реформы.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2010

    Концепции и доктрины правового государства в истории человечества. Сочетание правового принципа с социальным. Развитие судебной системы. Факторы, обусловливающие необходимость проведения правовой реформы в современной России, главные задачи и проблемы.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2010

    Сущность, понятие и задачи пенсионной реформы. Факторы, влияющие на становление и развитие пенсионной реформы в регионах России. Принципы и способы оценки пенсионных систем. Пути формирования позитивной динамики пенсионной реформы в регионах России.

    курсовая работа , добавлен 04.11.2015

    Реформирование общественных отношений: налоговая, таможенная, судебная система. Направления реализации и оценка результатов банковской и бюджетной реформы, совершенствование оборонно-промышленного и атомного комплекса. Реформы в силовых структурах.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2014

    Феодальные пережитки, незавершенность реформы 1861 г., положение крестьян в России в начале ХХ века как предпосылки для проведения аграрной реформы. Политико-правовые принципы П.А. Столыпина; содержание, законодательное оформление и последствия реформы.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2012

    Общая характеристика правления Петра I. Начало царствования Петра I. Становление абсолютной монархии в России. Государственные реформы Петра I. Сущность военной реформы. Финансовая реформа государства. Реформа центрального и местного управления.

    реферат , добавлен 03.11.2008

    Проблемы модернизации России в 90-е гг., их специфика и пути реализации. Проблемы периода реформирования российского федерализма (содержание Федеральной программы реформы федеративных отношений 2000 г.). Перспективы реформы и их важнейшие моменты.

    курсовая работа , добавлен 20.07.2011

    Мировой опыт административных реформ и его применение в России. Основные проблемы реализации административной реформы в Камчатском крае. Цели современной административной реформы в РФ. Нормативно-правовое обеспечение и этапы административной реформы.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2011

    Экономическое и политическое положение России в конце 19-начале 20 века. Аграрная реформа, сущность и содержание. Методы и итоги реформы. Реформирование образования. Создание земств. Судебные новации. Реформы в промышленности. Оживление промышленности.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2008

    Крестьянская реформа и отмена крепостного права. Реформы в области народного просвещения. Предпосылки, история создания и функционирования земской реформы. Принципы судоустройства и судопроизводства. Усовершенствование системы военного управления.


Время, когда СССР возглавлял М. С. Горбачев (с середины марта 1985 г. до конца декабря 1991 г. он занимал посты генерального секретаря ЦК КПСС и Президента СССР), вошло в историю под названием «перестройка». Внутри этого периода выделяются четыре этапа, качественно отличающиеся друг от друга. В основе их выделения лежат характер представлений о путях реформирования общества и соотношение политических сил, готовых отстаивать свою позицию.

Первый этап – апрель 1985 г. – 1986 г. – прошел под лозунгом «ускорения социально-экономического развития советского общества». Преобразования в СССР осуществлялись на основе прежних, преимущественно административных подходов. Это время называют «авторитарной перестройкой».

В рамках второго этапа – 1987 г. – весна 1990 г. – началось изменение системы политических, идеологических, экономических отношений. В качестве главного рычага, посредством которого предполагалось изменить общество, рассматривались демократизация и реформа политической системы. Однако на этом этапе резко ухудшилось социально – экономическое положение и обострились межнациональные отношения.

Третий этап перестройки – лето 1990 г. – август 1991 г. – связан с суверенизацией республик и хаотизацией общественной жизни. К середине 1990 г. были наконец созданы программы последовательных рыночных реформ, однако реализовать их было уже невозможно из-за начавшейся борьбы между органами власти СССР, с одной стороны, и союзных республик – с другой. (Последние выступали за «суверенитет», который понимался как большая самостоятельность республик в рамках СССР.) Противостояние союзных и республиканских элит вело к потере управляемости всеми общественными процессами. Весной – летом 1991 г. страна была свидетелем острого кризиса власти, который завершился политическим кризисом 19–21 августа 1991 г.

Четвертый этап охватывает конец августа – конец декабря 1991 г. Это время постепенного угасания союзных органов власти, когда шел последовательный демонтаж (преобразование и ликвидация) государственно-политических структур СССР.

Старт конституционной реформе, ставшей центральным звеном политических преобразований, дала XIX Всесоюзная партийная конференция (28 июня-1 июля 1988 г.). Конференция постановила реформировать систему Советов, которые составляли политическую основу СССР и основу госаппарата. Обеспечение полновластия Советов было определено как решающее направление реформы политической системы.

Однако главным решением конференции стало предложенное Горбачевым и включенное в резолюцию «О демократизации» положение о совмещении должностей председателей Советов и первых секретарей соответствующих партийных комитетов снизу доверху. Этому решению – о повсеместном совмещении должностей партийных и советских руководителей – М. С. Горбачев придавал ключевое значение. По его словам, если бы оно не прошло, он бы не голосовал и за всю резолюцию о демократизации. Лично ему оно позволило, совместив должности генерального секретаря и председателя Верховного Совета СССР, контролировать всю вертикаль партийно-государственной власти.

В октябре 1988 г. М. С. Горбачев совместил должности генерального секретаря ЦК КПСС и председателя Президиума ВС СССР. 29 ноября 1988 г. по его докладу внеочередная XII сессия ВС СССР 11 го созыва приняла два закона: «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР». Согласно этим законам кардинально перестраивались высшие органы власти Советского Союза.

Высшим органом государственной власти становился Съезд народных депутатов (СНД) в составе 2250 человек. Съезд из своего состава избирал Верховный Совет в составе 544 человек как постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти (он состоял из двух равных по численности и правам палат: Совета Союза и Совета Национальностей). Должность председателя Президиума Верховного Совета СССР упразднялась. Сам же Президиум ВС сохранялся. Его главной задачей было обеспечение работы СНД и ВС. В отличие от старого Президиума новый не наделялся правом вносить изменения в законодательство, издавать нормативные указы, заменять в межсессионный период Верховный Совет.

Политическая практика на основе принятых законов начала осуществляться в марте–июне 1989 г., когда были избраны народные депутаты СССР и состоялся их I Съезд (25 мая-9 июня 1989 г.). Съезд избрал председателя Верховного Совета СССР (М. С. Горбачев), его первого заместителя (А. И. Лукьянов), утвердил председателя Совета министров СССР (Н. И. Рыжков).

На втором этапе борьба за власть развернулась в самом Кремле. Она проходила на фоне резкого обострения социально-экономической ситуации в стране. Внеочередной III Съезд народных депутатов СССР внес радикальные изменения в политическую и экономическую системы общества. 12 марта 1990 г. с докладом «О внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР и учреждении поста Президента» на съезде выступил А. И. Лукьянов. Он предложил изменить форму государственного строя, сложившегося в стране после 1917 г., резко ограничить власть Советов, передав ее вновь учреждаемому институту Президента, в значительной мере независимого от представительных органов власти.

Председатель Комитета конституционного надзора С. С. Алексеев обосновал необходимость института президентства тем, что лозунг «Вся власть Советам!» противоречит идее разделения властей, ведет к диктатуре.

Смену курса политической реформы (от власти Советов к власти Президента, от народовластия к единовластию) обосновывали также и другими аргументами: во-первых, срочной необходимостью стабилизации внутриполитического положения в стране; во-вторых, усилением личной ответственности за проводимые преобразования.

Горбачев и его единомышленники выступили на съезде радикальнее радикал-демократов, которые протестовали против введения поста Президента.

Съезд народных депутатов СССР 14 марта 1990 г. принял Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР». В политической сфере основные положения Закона сводились к следующему: учреждался институт сильного президентства; устранялась норма статьи 6 Конституции о руководящей роли КПСС как ядра политической системы; вводилось положение о многопартийности.

Верховный Совет СССР лишился распорядительных функций, сохранив за собой законодательные и контрольные. Закон интегрировал Президента в структуру исполнительной власти, замкнув на него большую часть деятельности Совета министров. Президент наделялся правом законодательной инициативы, утверждения за конов и множеством других прав (сравнимых с правами американского президента). Президент должен был избираться всеобщим голосованием. Высшие органы советской власти (СНД и ВС СССР) могли контролировать его работу лишь в форме заслушивания ежегодных докладов о положении страны.

Закон от 14 марта 1990 г. не создал в СССР президентскую форму правления – он лишь наметил сочетание признаков парламентской и президентской республик в рамках и на основе советской власти, т.е. вводил смешанную форму правления.

Однако эта тенденция очень скоро стала трансформироваться в тенденцию сильного президента и слабого парламента с целью правового обеспечения легализации частной собственности.

В нарушение ими же принятого закона делегаты съезда избрали первого Президента СССР. Им стал М. С. Горбачев. Попытки провести выборы на альтернативной основе были блокированы.

После перестройки республиканских органов власти летом 1990 г. радикализм сторонников президентской системы правления в СССР усилился. 24 сентября 1990 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О дополнительных мерах по стабилизации экономической и общественно-политической жизни страны». Он наделил Президента правом законотворчества по вопросам, относящимся к компетенции ВС СССР на срок до 31 марта 1992 г. Закон фактически размыл грань между законодательной и исполнительной властью, развязывая Президенту руки в историческом процессе размещения частной собственности в правовом поле.

В конце 1990 г., ссылаясь на паралич исполнительной власти и разрастающийся конституционный кризис, IV Съезд народных депутатов СССР вновь усилил власть Президента СССР – упразднил Совет министров СССР и должность его председателя, учредил Кабинет министров в качестве исполнительного и распорядительного органа. Кабинет формировался Президентом и подчинялся непосредственно ему. Роль Верховного Совета СССР ограничивалась участием в согласовании вопроса о главе Кабинета министров.

Съезд продолжил курс на формирование структур президентской формы правления: был учрежден пост вице-президента СССР, созданы Высшая государственная инспекция, подчиненная Президенту, Совет безопасности при Президенте, Совет Федерации.

Последний из совещательного при Президенте становился самостоятельным под руководством Президента. Он должен был контролировать деятельность высших органов государственного управления Союза и республик, а также обеспечивать «соблюдение Союзного договора», который предстояло разработать.

Упоминание о Союзном договоре в решении съезда свидетельствовало о новом крутом повороте конституционной реформы. На этом повороте проблема Конституции вышла из колеи реформ, и в 1991 г. речь уже шла не о судьбе Основного Закона союзного государства, а о судьбе самого государства. М. С. Горбачев объяснял необходимость перехода от одной радикальной реконструкции (учреждение поста Президента) к другой (заключению Союзного договора) начавшимся «парадом суверенитетов».

Тем временем IV Съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) предоставил Президенту СССР новые чрезвычайные полномочия: непосредственно руководить правительством, преобразованным в Кабинет министров; возглавлять Совет Федерации и Совет безопасности СССР. Для выполнения отдельных поручений и замещения Президента СССР в случае его отсутствия и невозможности осуществления им своих обязанностей союзный съезд учредил пост вице-президента, на который по настоянию М. Горбачева был избран Г. Янаев. Съезд также принял решение провести референдум о сохранении Советского Союза.

По настоянию российского руководства 25 августа 1991 г. Горбачев ликвидировал Кабинет министров СССР. Вместо него был создан Комитет по оперативному управлению народным хозяйством во главе с премьер-министром РСФСР И. С. Силаевым.

2 сентября Президент СССР и высшие руководители 10 союзных республик выступили с заявлением, в котором фактически приостановили действие Конституции СССР, объявили переходный период для принятия новой Конституции и констатировали создание Государственного совета в составе Президента СССР и высших должностных лиц 10 республик.

V внеочередной Съезд народных депутатов СССР (2–5 сентября 1991 г.) принял два акта – закон «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период» и постановление «О мерах, вытекающих из совместного заявления Президента СССР и высших руководителей союзных республик и решений внеочередной сессии Верховного Совета СССР». Под давлением Президента СССР и его сторонников Съезд постановил прекратить деятельность Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, т.е. фактически распустил высшие органы государственной власти СССР. Решение V Съезда народных депутатов СССР означало нормативное решение о разрушении СССР.

Финал ГКЧП означал завершение исторического периода, характеризуемого словом перестройка. Задуманная окружением Горбачева как мера спасения СССР, акция ГКЧП ускорила его распад, позволив руководству России выступить в роли защитника законности. Объявление лидеров трех республик о прекращении существования СССР не встретило сопротивления.



Просмотров