Представительный орган поселения состоит из. Представительный орган муниципального образования, полномочия, структура представительного органа муниципального образования. Организационно-правовые формы деятельности представительного органа муниципального о

Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет, что представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов.

Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50% от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже 1 раза в 3 месяца.

Вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание в установленный уставом муниципального образования срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе.

Подробнее о представительном органе поселения

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

Численность и срок полномочий депутатов представительного органа поселения определяются населением на сходе граждан. В случае отсутствия инициативы граждан о проведении указанного схода численность и срок полномочий депутатов представительного органа поселения первого созыва устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию поселения, которая назначает выборы в представительный орган данного муниципального образования и осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению выборов. Полномочия избирательной комиссии данного поселения могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Представительный орган муниципального района:

    1. может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района , и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей;
    2. может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от 6. Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:
      • 7 человек - при численности населения менее 1000 человек;
      • 10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;
      • 15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;
      • 20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;
      • 25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;
      • 35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

Представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица. Представительный орган сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

    1. принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
    2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
    3. установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
    4. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
    5. определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
    6. определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
    7. определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
    8. определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
    9. контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения ;
    10. принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Прекращение полномочий представительного органа муниципального образования

Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 настоящего Федерального закона. Полномочия представительного органа муниципального образования также прекращаются:

    1. в случае принятия указанным органом решения о самороспуске в порядке, определенном уставом муниципального образования;
    2. в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
    3. в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3 , 4-7 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования;
    4. в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;
    5. в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрено досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования в случае нарушения срока издания муниципального правового акта, требуемого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

Организационно-правовые формы деятельности представительного органа муниципального образования

Деятельность представительного органа местного самоуправления осуществляется в различных организационно-правовых формах, которые включают:

    • сессии;
    • работу постоянных и временных комиссий, комитетов, депутатских групп, фракций и т.п.;
    • работу каждого отдельного депутата.

Сессии

Федеральный закон 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не содержит термина "сессия". Однако в научном и познавательном плане употребление его допустимо.

Сессию можно считать основной организационной формой деятельности представительного органа, она включает в себя его заседания (можно также сказать - пленарные заседания), а также работу комиссий, комитетов и иных подразделений, объединенных единой повесткой. Именно повестка сессии позволяет отличить одну сессию от другой.

Виды сессий:

    • очередные;
    • внеочередные.

Очередные сессии созываются обычно один раз в два-три месяца на один-два дня или дольше, в зависимости от уровня муниципального образования и важности обсуждаемых вопросов.

Внеочередные сессии собираются для решения вопросов, не терпящих отлагательства до очередной сессии.

Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Сложно понять замысел этого предложения, поскольку далее следует требование: "Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50% от числа избранных депутатов". Видимо, Закон допускает, что конкретный устав закрепит еще более высокую планку.

В Законе установлено, что заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

Главенство сессии как коллективной формы работы депутатов, и прежде всего их заседания (пленарного заседания), определяется следующими факторами:

    1. только в рамках заседания могут быть решены наиболее важные вопросы жизнедеятельности муниципального образования;
    2. принципом коллективности в ее работе.

Открывает первое заседание первой сессии обычно старейший по возрасту депутат. Это может также делать председатель территориальной избирательной комиссии, глава муниципального образования, председатель оргкомитета по созыву сессии. Временный председательствующий ведет заседание до избрания председателя представительного органа муниципального образования.

Постоянные и временные комиссии

Кроме избрания председателя представительного органа на первой сессии формируются постоянные комиссии и иные органы. Постоянные комиссии создаются решением представительного органа на срок его полномочий на основе устава муниципального образования, регламента представительного органа или соответствующего положения. Чаще всего образуются комиссии:

    1. по бюджету, местным налогам и сборам и контролю за их исполнением;
    2. по экономическому развитию и жизнеобеспечению населения;
    3. по социальной политике и т.п.

Комиссия создается в составе ее председателя и членов.

Персональный и численный состав определяется решением представительного органа, обычно не может быть менее трех человек. В связи с тем что депутатов в представительном органе муниципального образования немного, на местах допускается их вхождение в две, но не более, постоянные комиссии. Кое-где в состав комиссий могут избираться с правом совещательного голоса работники администрации - специалисты в соответствующих направлениях деятельности комиссии, а также руководители органов территориального общественного самоуправления.

Постоянные комиссии представительного органа по его решению могут быть в любое время переформированы, упразднены, переименованы, изменены по составу.

Основные задачи комиссий:

    1. предварительная подготовка вопросов по своему направлению для предстоящего рассмотрения на заседании муниципального представительного органа, в том числе подготовка проектов правовых актов;
    2. содействие реализации принятых на сессии решений;
    3. контроль за исполнением принятых представительным органом решений.

По общему правилу постоянные комиссии не обладают самостоятельными полномочиями в том смысле, что не могут принимать решения, обязательные для граждан и организаций. Но комиссии могут запрашивать информацию, необходимую для своей деятельности, вносить предложения, давать рекомендации в пределах своей компетенции, приглашать для дачи пояснений должностных лиц местного самоуправления.

Временные комиссии могут создаваться представительным органом муниципального образования в том же порядке, что и постоянные комиссии, с одним отличием: назначение временной комиссии состоит в решении определенного вопроса, после чего ее полномочия прекращаются.

В муниципальных образованиях представительным органом и постоянной комиссией могут создаваться также рабочие группы - обычно для подготовки вопроса к заседанию, анализа практики и осуществления задач, определенных в решении о создании рабочей группы. В состав рабочей группы наряду с депутатами могут входить работники администрации, научные и практические работники. Подотчетна и подконтрольна рабочая группа органу, ее создавшему.

Депутатские объединения

Депутатские объединения в представительных органах муниципальных образований - это чаще всего депутатские группы и депутатские фракции.

Депутатские группы могут создаваться как по социальному, так и по территориальному признаку.

Группы, созданные по социальному признаку (ветеранов, молодежи, представителей бизнеса, хозяйственников и др.), представляют, по необходимости отстаивают в представительном органе соответствующие интересы.

Депутатские группы, создаваемые по территориальному признаку, могут включать депутатов представительного органа, избранных в смежных округах, например депутатов представительного органа муниципального района (при прямых выборах), избранных на территории того или иного поселения. В группу могут входить депутаты представительных органов двух муниципальных уровней (поселение и район), поскольку территории их округов так или иначе совпадают. Такие депутатские группы стараются представлять интересы своей территории в каждом из представительных органов - поселения и района. Кроме того, такие, образно говоря, объединенные депутатские группы стремятся представлять интересы своих территорий и населения при рассмотрении вопросов на вышестоящих уровнях власти. Кстати, не исключается участие в подобных территориальных депутатских группах также и депутатов представительных органов государственной власти субъектов РФ.

Депутатские фракции могут образовываться в представительных органах крупных муниципальных образований. Поскольку практически к участию в выборах на всех уровнях публичной власти теперь из всех общественных объединений допускаются лишь политические партии, то и во фракции депутаты объединяются по признаку принадлежности к определенной политической партии. Фракция объединяет депутатов, избранных как по партийным спискам (ряд муниципальных образований проводит выборы депутатов только по партийным спискам), так и в избирательных округах (если они выдвигались партийными организациями). Фракции регистрируются в представительном органе, с тем чтобы консолидировано отстаивать обозначенные в программе своего объединения задачи. Преимущество фракции заключается в дополнительных возможностях, закрепленных в регламенте представительного органа. Обычно это право выдвигать кандидатов на те или иные посты, право на обязательное предоставление слова для выступления от имени фракции при обсуждении вопросов повестки дня, возможность представить содоклад и т.д.

Представительный орган – это орган общей компетенции, имеющий внутренне согласованную структуру, обладающий статусом юридического лица, состоящий из депутатов, избираемых на муниципальных выборах, представляющих интересы местного сообщества.

Порядок формирования представительного органа.

Представительный орган поселений, городского округа, внутригородской территории города Федерального значения формируется на муниципальных выборах на основе всеобщего равного прямого волеизъявления.

Представительный орган муниципального района может избираться на муниципальных выборах, при этом число депутатов, избираемых от одного поселения не д превышать 2/5 от установленной численности представительного органа муниципального района. Помимо этого представительный орган муниципального района м состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности поселения нормой представительства.

Срок осуществления полномочий представительных органов составляет от 2х до 5 лет. Досрочное прекращение полномочий представительного органа возможно только по следующим основаниям:

1) самороспуск, порядок которого определяется уставом МО;

2) в случае вступления в силу решения суда субъекта Федерации о неправомочности данного состава депутатов;

3) в случае преобразования или упразднения МО;

4) в случае утраты поселением статуса МО в связи с его объединением с городским округом;

5) в случае увеличения численности избирателей более чем на 25% вследствие изменения границ МО.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа влечет досрочное прекращение полномочий депутатов.

1) численность депутатов представительного органа в муниципальном районе – не менее 15 человек;

2) на внутригородской территории города федерального значения – не менее 10 человек;

3) в других МО численность депутатов зависит от численности населения (в Ульяновске – не менее 35).

Примерный состав представительного органа:

1) руководящее подразделение: председатель (им может быть глава МО), заместители председателя, секретарь заседания представительного органа, иногда – совет представительного органа;

2) функционально-отраслевые подразделения: постоянные и временные комиссии;

3) подразделения, обеспечивающие работу представительного органа: аппарат представительного органа.

Председатель представительного органа – это его руководитель. Он подотчетен представительному органу, избирается на первом заседании из своего состава. Председатель обладает следующими организационными полномочиями:



1) созывает и ведет заседания представительного органа;

2) координирует деятельность постоянных и иных комиссий;

3) представляет представительный орган в иных органах власти, организациях и учреждениях;

4) осуществляет кадровую работу, руководит работой аппарата, увольняет и назначает работников аппарата;

5) подписывает договоры, исковые заявления и иные документы от имени представительного органа;

6) обладает иными полномочиями.

Председатель ежегодно представляет доклад о деятельности представительного органа за отчетный период. Отчет он представляет как депутатам, так и населению. Возглавляет представительный орган либо лицо, избираемое депутатами из своего состава (в УО так), либо глава МО. В зависимости от того, кто руководит представительным органом, определяется круг его полномочий. Просто у председателя – только организационные и представительные. У главы круг полномочий шире.

Заместители председателя представительного органа подотчетны представительному органу и председателю, они выполняют поручения последнего. При отсутствии председателя один из замов выполняет его обязанности. Количество замов не ограничено. Полномочия определяются представительным органом.

Секретарь заседания избирается из числа депутатов и организует:

1) регистрацию участников;

2) организует ведение протокола;

3) обеспечение депутатов необходимыми материалами;

4) помогает председателю вести заседание и вместе с ним подписывает протокол.

Совет представительного органа может образовываться для обсуждения текущих вопросов, как правило, в него входят председатель, замы, секретарь и председатели постоянных комиссий.

Постоянные и временные комиссии формируются в составе любого представительного органа, в них ведется текущая работа по подготовке проектов нормативных актов. Временные комиссии формируются для решения конкретного вопроса, постоянные комиссии выполняют консультативную, контрольную и совещательную роль. Постоянные комиссии постоянные комиссии неполномочны самостоятельно решать вопросы местного значения. Создание комиссии и ее численный состав оформляется решением представительного органа. Постоянные комиссии для подготовки отдельных вопросов могут создавать общественные и экспертные советы, рабочие группы из своего состава, из других депутатов представительного органа, представителей органов ГВ, МСУ, общественных организаций, научных учреждений, в т.ч. работников аппарата. Они вправе привлекать на договорной основе экспертов, назначать независимую экспертизу проектов нормативных актов.

Полномочия постоянных комиссий:

1) осуществляют предварительное рассмотрение и подготовку проектов решений представительного органа;

2) вносят предложения по повестке дня заседания представительного органа;

3) осуществляют в пределах своей компетенции контроль над деятельностью исполнительных органов МСУ;

4) дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта бюджета;

5) рассматривают обращения граждан, изучают общественное мнение;

6) иные полномочия.

Депутат может входить в состав 2 и > постоянных комиссий. Комиссии собираются между заседаниями представительного органа. 2 комиссии могут работать совместно.

Временные комиссии создаются для решения конкретных задач и ограничиваются определенным сроком действия. Временные комиссии могут состоять из депутатов и иных привлеченных для этого лиц. Временные комиссии вправе запрашивать материалы и документы, необходимые для их деятельности. Подотчетны представительному органу.

Аппарат представительного органа не наделен властными полномочиями, как правило, существует должность руководителя аппарата, который возглавляет его работу. Общее руководство осуществляет председатель представительного органа. Структура аппарата, фонд оплаты труда и пр. определяются представительным органом, исходя из бюджета. Как правило, в состав аппарата входят бухгалтерия, канцелярия, пресс-отдел, сель-хоз отдел и пр.

Заседания – основная организационно-правовая форма работы представительного органа. Они м б очередными и внеочередными. Очередные заседания проводятся не менее раза в месяц. Внеочередные инициируются по чрезвычайным вопросам. Для проведения заседания необходимо наличие кворума - минимального числа депутатов, без наличия которого решение не м б принято (обычно это 2/3 от общего числа депутатов).

Перечень исключительных полномочий представительного органа (п. 10 ст. 35 ФЗ № 131-ФЗ):

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Нормотворчество. Представительный орган МО по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает:

1) решения (не законы ), устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории МО (принимаются большинством голосов, от установленной численности депутатов);

2) решения по вопросам организации и деятельности представительного органа;

3) решение об удалении главы МО в отставку.

Проекты мун актов могут вноситься депутатами представительного органа, главой МО, иными выборными органами, главой местной администрации, инициативными группами граждан, органами ТОС, иными субъектами.

Нормативный акт, принятый представительным органом, передается на подпись главе МО. Если глава МО возглавляет представительный орган, эта стадия выпадает. Если нет: у главы есть право мотивированного отлагательного вето. Сроки - втч 3х дней передается на подпись, которая занимает 10 дней, затем опубликование и обнародование, за которое ответственен Глава МО.

Муниципальное право: Шпаргалка Автор неизвестен

28. Система МСУ. Представительный орган МО

Система МСУ – это совокупность органов управления и должностных лиц МО, избранных или назначенных на основе устава МО, принимающих самостоятельно и под свою ответственность решения по предметам местного значения и в объеме компетенции.

В систему МСУ в соответствии с ФЗ о МСУ входят следующие органы и должностные лица: представительный орган, состоящий из депутатов, избираемых населением МО; глава МО; администрация МСУ (исполнительно-распорядительный орган); руководитель администрации МСУ.

Представительный орган МО может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах населением, проживающим на территории МО.

Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

Представительный орган муниципального района может:

1) состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства в порядке, определяемом законом;

2) избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать 2/5 от установленной численности представительного органа муниципального района.

Нормативный правовой акт, принятый представительным органом МО, направляется главе МО для подписания и обнародования. Глава МО, являющийся руководителем местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом МО. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган МО с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава МО отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом МО. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 от установленной численности депутатов представительного органа МО, он подлежит подписанию главой МО в течение семи дней и обнародованию.

Организацию деятельности представительного органа МО в соответствии с уставом МО осуществляет глава МО, а в случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, – председатель представительного органа МО.

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Статья 19.8. Непредставление ходатайств, заявлений, сведений (информации) в антимонопольный орган, в орган регулирования естественных монополий Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы или в орган регулирования естественных

Из книги Аграрное право автора Завражных Максим Львович

56. Россельхознадзор как орган Деятельность Россельхознадзорарегулируется положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным Постановлением Правительства от 30 июня 2004 г. № 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

31. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система Во Франции существует смешанное (или полупрезидентское) республиканское правление. Система органов власти во Франции построена на принципе разделения властей.Современная Франция

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 19.7.4. Непредставление сведений либо несвоевременное представление сведений о заключении государственного или муниципального контракта либо о его изменении, исполнении или расторжении в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти

Из книги Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 35. Представительный орган муниципального образования 1. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.1.1. Уставом муниципального образования

Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила Владимировна

15. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления Под дворцово-вотчинной системой управления понимается деление органов управления в зависимости от территории. При этой системе управления органы управления во дворце являлись одновременно органами

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

29. Приказная система управления и система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии Приказы – органы системы централизованного управления, которые первоначально развились из единоличных и временных правительственных поручений, издаваемых

Из книги Закон Российской Федерации «О полиции». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 год автора Автор неизвестен

86. Cудебная система и система правоохранительных органов по «Основам законодательства СССР и союзных республик» 1958 г Уже с 1948 г. процессуальное законодательство СССР и республик претерпело значительные изменения:1) народные суды стали выборными;2) суды стали более

Из книги Федеральный закон «Об акционерных обществах». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 год автора Автор неизвестен

44. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система Франция является смешанной (полупрезидентской) республикой, система органов власти которой основана на принципе разделения властей.Франция сегодня – это республика с сильной

Из книги Муниципальное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

Статья 41. Гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления 1. Сотрудник полиции, избранный (назначенный) членом Совета Федерации

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Статья 69. Исполнительный орган общества. Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) 1. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

39. Представительный орган местного самоуправления Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», представительный орган местного самоуправления – выборный и обладает правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

Глава 21. Система права и система законодательства § 1. Понятие системы права Система права суть внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. Основная цель этого понятия – объяснить одновременно интегрирование и

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

Система объективного (позитивного) права и система законодательства: соотношение понятий Система объективного (позитивного) права это внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и институты в соответствии с предметом и методом правового

Из книги автора

25. Система права, правовая система России Нормы права согласованы между собой и, в результате этого, составляют единую систему права. Система права представляет собой внутреннюю организацию, строение права, которые характеризуются единством, согласованностью,

Из книги автора

Глава 8. Система права и система законодательства Система права образует по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованные нормы, объединенные в определенные ее части, называемые отраслями, подотраслями и институтами.Система права

Правовой статус представительного органа поселения фактически не отличается от статуса этого органа в муниципальных образованиях иного типа, поэтому далее будем использовать термин «представительный орган».

Наличие представительного органа вызвано объективной потребностью жителей в поселениях свыше 100 избирателей выбирать своих представителей для решения проблем жизнеустройства на данной территории.

Основная функция представительного органа - представлять и реализовывать коллективные (публичные) интересы первичных субъектов местного самоуправления - населения (местного сообщества). Представительный орган - обязательный орган в структуре органов муниципального образования любого типа. Именно представительному органу дано право формировать иные органы муниципальной власти в данном муниципальном образовании.


Статус представительного органа позволяет ему в рамках своей компетенции принимать от имени жителей муниципального образования решения, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории этого муниципального образования, включая граждан, которые не участвовали в голосовании на выборах этого органа, органов или подразделений государственной власти, действующих на территории муниципального образования.

В статье 35 Федерального закона № 131-ФЗ установлена исключительная компетенция представительного органа муниципального образования любого типа:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него
изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в
соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования,
утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом,
находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и
ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об
установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия муниципального образования в
организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного
обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и
должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению
вопросов местного значения.

В отличие от прежней редакции федерального закона о местном самоуправлении, когда компетенция представительного органа находилась


исключительно в ведении муниципального образования и могла устанавливаться его уставом, теперь это совместное ведение Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. В частности, иные полномочия представительных органов (кроме исключительных) определяются федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35).

Формирование представительного органа поселения , как уже отмечалось, может происходить только на муниципальных выборах. Формирование представительного органа муниципального района имеет следующие особенности:

В случае прямых муниципальных выборов число депутатов, избираемых
от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной
численности представительного органа муниципального района;

В случае делегирования глав и депутатов представительных органов
поселений устанавливается равная независимо от численности населения
поселения норма представительства
. определяемая в порядке,
установленном статьей 35 Федерального закона № 131-ФЗ.)
Численность депутатов представительного органа муниципального

района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

Численность депутатов представительного органа поселения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек - при численности населения менее 1000 человек;

10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек. Представительный орган поселений с числом избирателей менее 100 человек вообще не формируется. Его полномочия, как уже отмечалось, исполняет


сход граждан.

Если представительные органы местного самоуправления поселений принимают решение о формировании представительного органа района путем делегирования представителей поселений, можно порекомендовать несколько способов, повышающих представительство населения и легитимность данного органа.

Во-первых, при проведении избирательной кампании по выборам депутатов представительного органа поселения гражданам необходимо разъяснять, что избранный ими депутат может одновременно стать и их представителем в районном органе местного самоуправления. Это повысит требования граждан к своему избраннику и позволит делать более обоснованный выбор.

Во-вторых, желательно в этом случае использовать на выборах в поселении пропорциональную избирательную систему, или как минимум систему многомандатных округов. В случае использования последней желательно избирать делегатов в районный представительный орган от каждого из многомандатных округов.

В-третьих, процедура избрания районных депутатов из состава представительного органа поселений должна быть установлена в уставе поселения. Эта процедура должна предусматривать возможность участия населения в обсуждении данного вопроса (например, на публичных слушаниях, на собраниях, конференциях, в СМИ, на открытых заседаниях представительного органа по данным вопросам с предоставлением права гражданам выступать на таких заседаниях). Возможны и иные способы участия населения в обсуждении вопросов формирования представительного органа района.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа не зависит от порядка его формирования. Оно возможно в следующих случаях:

1. Роспуск представительного органа на основании закона

субъекта РФ. Это одна из форм ответственности представительного органа


муниципального образования перед государством (установлена в статье 73 Федерального закона № 131-ФЗ). Такая ответственность наступает в случае, если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

2. Самороспуск представительного органа на основании
собственного решения. При этом решение о самороспуске принимается в
порядке, определенном уставом муниципального образования (статья 35
Федерального закона № 131-ФЗ).

3. Неправомочность данного состава депутатов
представительного органа муниципального образования (в том числе в связи со
сложением депутатами своих полномочий) в случае вступления в силу решения
об этом соответственно верховного суда республики, края, области, города
федерального значения, автономной области, автономного округа (статья 35).

4. Преобразование муниципального образования (статья 35).

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муници-пального образования (табл. 2.3).
Таблица 2.3\r\nЧисленность населения Численность депутатов, не менее\r\nМенее 1000 1\r\nОт 1000 до 10 тыс. 10\r\nОт 10 тыс. до 30 тыс. 15\r\nОт 30 тыс. до 100 тыс. 20\r\nОт 100 тыс. до 500 тыс. 25\r\nСвыше 500 тыс. 35\r\nЕсли численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек, то представительный орган не формируется; в этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.
Так, законом Московской области от 30 марта 2005 г. установлена численность советов депутатов поселений по 36 муниципальным районам области. В Раменском районе среди городских поселений наибольшая численность - 20 депутатов в г. Раменское, наименьшая среди сельских поселений - 10 депутатов. В масштабе области наибольшая численность в городском поселении Мытищи - 27 депутатов.
Представительный орган муниципального района может формироваться по одному из двух вариантов:
состоять из глав входящих в него поселений и депутатов представительных органов, избираемых этими представительными органами из своего состава по норме представительства независимо от численности населения поселения;
избираться на муниципальных выборах. При этом число депутатов от одного поселения не может превышать 2/5 установленной численности представительного органа муниципального района.
По первому варианту представительный орган формируется, если такое решение поддерживается представительными органами не менее чем 2/3 поселений муниципального района. В иных случаях он формируется по второму варианту. Порядок формирования представительного органа закрепляется в уставе муниципального района.
Численность депутатов представительного органа муниципального района не может быть менее 15 человек.
Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица, что обусловливает наличие минимально необходимого собственного аппарата, обеспечивающего его работу, и может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 установленной численности депутатов.
Деятельность представительного органа муниципального образования организует глава муниципального образования, а если он является главой местной администрации, - то председатель представительного органа, избираемый этим органом из своего состава.
В исключительной компетенции представительного органа находятся:
принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Исключительные полномочия представительного органа охватывают вопросы стратегии и развития муниципального образования, бюджетной политики, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, контроля за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами полномочий по решению вопросов местного значения.
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.
Полномочия представительного органа могут быть прекращены досрочно в случаях:
принятия закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования;
самороспуска;
решения суда о неправомочности состава представительного органа;
преобразования муниципального образования.
Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоян-ной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов из установленной численности представительного органа, а при численности менее 10 человек - один депутат.
Депутаты должны защищать интересы голосовавших за них и против, представлять программу какой-либо партии или могут получить свободный мандат, т.е. руководствоваться лишь законом и своей совестью.
По дееспособности представительного органа принято судить о развитии местной демократии. Определяющая роль представительного органа соответствует теории самоуправления, согласно которой в самоуправляющейся организации объект и субъект управления должен совпадать. Таким субъектом - объектом является население муниципального образования.
В системе власти, действующей в СССР, депутат получал от избирателей наказ, который подкреплялся партийным решением и реализовывался через исполнительную власть. Руководители всех рангов и депутаты были членами одной партии. Теперь за депутатом нет политической силы, способной влиять на исполнительную власть, если он член не правящей партии. Если у власти находится СПС, то она может и не продвигать запрос депутата от КПРФ. Решение простых вопросов жизнеобеспечения зависит от расстановки политических сил.
Начиная с указа Президента РФ (1993 г.), Закона о местном самоуправлении (1995 г.) роль представительного органа понижается Сложилась система, где приоритет имеет исполнительная власть,
JTO позволяет главам районов уходить от контроля, подминать под себя представительную власть, что противоречит Европейской хар- гии местного самоуправления, ратифицированной Россией в 1998 г.

Еще по теме Представительный орган поселения.:

  1. Содействие органов внутренних дел избирательным комиссиям в обеспечении законности при организации и проведении выборов
  2. § 2.2. Правовые основы взаимодействия гражданского общества и органов местного самоуправления
  3. 2.4. Органы местного самоуправления в организационно-правовом механизме обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
  4. § 2.1. Парламентская ассоциация как форма ассоциативного сотрудничества законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
  5. § 3.3. Участие муниципальных образований в ассоциативных формах сотрудничества органов государственной власти субъектов Российской Федерации
  6. Полномочия федеральных органов государственной власти по обеспечению законности в деятельности муниципальных органов
  7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления
  8. Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению законности в муниципальном образовании
  9. §2. Правотворческая деятельность органов местного самоуправления и особенности ее осуществления.
  10. §1. Организационно-правовые меры по улучшению муниципального правотворческого процесса.
  11. § 1. Изменение территориальной организации местного самоуправления в рамках муниципальной реформы 2014-2016 гг. (на примере городских округов)
  12. § 2. Трансформация принципа выборности органов и должностных лиц местного самоуправления
  13. § 2.2. Методика проведения проверок исполнения законодательства об отходах в органах местного самоуправления, территориальных отделах Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, хозяйствующими субъектами
  14. § 1. Право государственной и муниципальной собственности на землю в черте поселений

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права -



Просмотров