§5.Предпринимательское право как наука и учебная дисциплина. Введение в предпринимательское право

Активное проникновение публичных начал в сферу цивильного права, ставшее особенно заметным в годы Первой мировой войны, явилось причиной появления буржуазных конструкций хозяйственного права. Изменения в социально-экономической жизни зарубежных стран, развитие хозяйственной функции государства, расширение его предпринимательской деятельности, разнообразные ограничения частной собственности и свободы договора усложнили и без того неразрешимую для западного правоведения проблему разграничения публичного и частного права.

Основоположниками теории предпринимательского права явились немецкие юристы Гедеман, Гольдшмидт, Румпф, Нассбаум и др. Впоследствии идеи предпринимательского или экономического права были восприняты юридической доктриной Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов. Следует подчеркнуть, что выдвинутые вышеназванными авторами теории предпринимательского права лишены характера единой, стройной конструкции. Существуют разнообразные взгляды на существо предпринимательского права среди западных исследователей. Единственная объединяющая их черта заключается в негативном отношении к дуализму права. Сторонники предпринимательского права, при всем различии их представлений, считают деление права на публичное и частное (по крайней мере, в области предпринимательской деятельности) отжившим явлением.

К настоящему времени сложилось два основных направления в западном правоведении относительно толкования природы предпринимательского права.

Согласно первому предпринимательское право не признается отраслью права или отраслью законодательства. Это лишь новый прием, техника разработки, применения, истолкования или изучения норм права; “... это право, рассматриваемое с точки зрения его экономических последствий” (Жакомэн А., Шранц Г.).

В соответствии со вторым подходом предпринимательское право представляет собой новую отрасль права.

Однако и среди приверженцев такого понимания предпринимательского права нет единства. Имеются сторонники как узкой трактовки, так и широкого понимания предпринимательского права.

Первые считают, что предпринимательское право включает в себя нормы, регулирующие деятельность государства в экономике, в том числе правила, относящиеся к национализации, статусу государственных предприятий, планированию, контролю за ценами, экономическими соглашениями и торговой практике. Сюда же нередко относят нормы налогового, валютного, таможенного права, предписания, касающиеся производства публичных работ и оборота ценных бумаг. Иначе говоря, предпринимательское право рассматривается как раздел публичного права, регламентирующий различные аспекты государственного управления экономикой. Эта точка зрения преобладает в юридической практике некоторых западных стран (например, ФРГ и Нидерландов).

Ряд французских и бельгийских юристов отстаивает взгляд на предпринимательское право как на несколько расширенное торговое право, к которому добавляются нормы, регулирующие создание и деятельность различных профессиональных организаций, связанных с хозяйственной жизнью, а также правила, ограничивающие свободу предпринимательских действий.

По мнению Ж.Амеля и Ж.Лагарда, “экономическое право призвано регулировать хозяйственную жизнь и, в частности, производство и обращение богатств”.

Сторонники широкой трактовки хозяйственного права считают, что оно должно включать нормы многих традиционных отраслей права (гражданского, торгового, административного, финансового, трудового и даже уголовного) - лишь бы они прямо или косвенно регламентировали организацию и функционирование экономического механизма.

Всякая научная деятельность представляет в первую очередь процесс познания действительности. Следовательно, предметом науки становится то, что она познает, изучает, объясняет.

Роль науки предпринимательского права возрастает в условиях ликвидации административно-командной системы управления экономикой, развития рыночных отношений в народном хозяйстве. Она требует усиленного изучения новых процессов и явлений, отхода от традиционного догматического представления о праве, его понимания как постоянно развивающегося инструмента, отражающего быстро меняющиеся жизненные ситуации. Главное внимание в науке обращается на исследование и выработку категорий и понятий, имеющих не временное, а долгосрочное значение для решения практических задач радикального преобразования общества.

Предметом науки предпринимательского права является прежде всего предпринимательское право как отрасль права. Она изучает, что есть предпринимательское право, его происхождение и закономерности развития, состав и систему норм предпринимательского права, их содержание и роль, которую данные нормы играют в экономике страны. При этом особое внимание уделяется тем средствам и методам, при помощи которых наиболее эффективно регулируются соответствующие общественные отношения.

Наука предпринимательского права изучает нормативные акты, в которых содержатся нормы предпринимательского права, их виды и юридическая сила, определяемая иерархией законодательных актов в зависимости от компетенции органов, их издающих.

Важной сферой научной деятельности является изучение практики применения действующих нормативных актов, разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию предприни-мательского законодательства.

Особое место в науке предпринимательского права занимает изучение предпринимательских отношений, выявление их специфических особенностей, свойств, которые обусловливают отнесение их к сфере хозяйственно-правового регулирования. Эта область знания приобретает особенно важное значение для отечественной науки в условиях радикальной экономической реформы.

Основная задача предпринимательского права на современном этапе заключается в том, чтобы правильно уловить новые тенденции развития общества, выявить и понять те явления реальной жизни, которые требуют правового закрепления, а также отсечь все то, что препятствует развитию новой системы рыночных отношений.

Кроме того, одной из задач современной науки предпринимательского права является изучение законодательства и практики его применения в зарубежных странах - странах с развитой рыночной экономикой, сложившейся системой хозяйствования.

Для науки важен и исторический опыт российской правоведческой науки и практики (дооктябрьский период), позволяющий оценить достижения отечественной цивилистики, степень влияния западных школ и теорий на российские традиции и т.д.

Следовательно, наука предпринимательского права представляет собой определенным образом систематизированную совокупность знаний о хозяйственно-правовом регулировании общественных отношений (закономерностях функционирования и развития хозяйственного законодательства, способах достижения его эффективности и т.п.), полученных с соблюдением соответствующих методик, одобренных профессионалами и обладающих признаками проверяемости, единства и способности к созданию нового.

После социалистической революции в России, когда достижения российского правоведения за многие десятилетия были объявлены буржуазными и не соответствующими революционным воззрениям, встала проблема обеспечения социалистической экономики соответствующим правовым регулированием, созданием законодательства неизвестного ранее типа.

Научные разработки первых лет советской власти сводились в основном к критике буржуазного права и разоблачению его эксплуататорского характера, так как в период от революции до перехода к новой экономической политике господствовало мнение о несовместимости товарно-денежных отношений с социализмом. В соответствии с этим широкое распространение получило мнение о необходимости развития прямого безэквивалентного распределения материальных благ.

С переходом к новой экономической политике, сложившейся многоукладности экономики, широкое распространение получила теория двухсекторного права. Основоположник этой теории П.И.Стучка поставил вопрос о существовании в народном хозяйстве как бы двух секторов, имеющих различные исторические перспективы. Наличие частного сектора в экономике страны обусловливает существование гражданского права, а наличие социалистического сектора - хозяйственного права. Хозяйственное право должно регулировать отношения внутри общественного сектора народного хозяйства. Причем государственный сектор с его плановыми началами должен развиваться и стать преобладающим, а частный сектор, обслуживаемый преимущественно ГК РСФСР, в борьбе с социалистическим должен был быть вытеснен с исторической сцены.

Одновременно предполагалось развитие специального правового регулирования социалистического сектора на базе хозяйственного права, а ввиду отмирания гражданско-правовых отношений (которыми считались частно-собственнические отношения) должно отмереть и гражданско-правовое их регулирование.

В основном правильно оценивая необходимость развития специального правового регулирования для развивающегося социалистического сектора, эта теория неверно оценила исторические судьбы гражданского права, связав их исключительно с частными отношениями. Гражданское право в ходе своего развития должно было стать регулятором имущественных отношений граждан по удовлетворению ими своих потребностей.

Однако курс на преодоление многоукладности в экономике, за счет расширения социалистического сектора и вытеснения частного сектора, привел к тому, что в тридцатые годы на смену двухсекторной теории пришла школа единого хозяйственного права. Основоположники этой школы (например, Л.Я. Гинцбург и Е.Б. Пашуканис) считали, что для социалистических хозяйственных отношений, ставших преобладавшими к тому времени в экономике, необходимо специальное правовое регулирование. По их мнению, для этих целей следует создать единое хозяйственное право, центром которого должен стать хозяйственный кодекс. В нем предполагалось наряду с регулированием отношений социалистических организаций поместить и регулирование имущественных отношений граждан. Эта школа отстаивала тезис о недопустимости деления единого хозяйственного права на две самостоятельные части - хозяйственно-административное и гражданское право.

Эта школа правильно отстаивала необходимость создания особой отрасли советского права - хозяйственного права, хотя и “деюризировала” ее, считая специфической формой политики пролетарского государства в области организации управления хозяйством и организации хозяйственных связей. В этих взглядах получила отражение идеология сложившейся к тому времени административно-командной системы, властные силы которой не желали уступать командных возможностей, стеснять себя правопорядком в командных отношениях. Главная ошибка этой теории состояла в том, что регулирование всех отношений с участием гражданина предусматривалось в системе единого хозяйственного права, в то время как регулирование их должно было составлять в основном предмет гражданского права.

В 1936-1937 гг. теория единого хозяйственного права была объявлена вредительской со всеми вытекающими в тот трагический период развития страны последствиями. Авторы данной теории были объявлены врагами народа и, в сущности, на два десятилетия углубленное исследование проблем правового обеспечения социалистической экономики прекратилось.

Под влиянием тогдашнего главного теоретика в правоведении А.Я.Вышинского решено было рассредоточить регулирование хозяйственных отношений в основном в отраслях гражданского и административного права. Так возник, в затем сформировался и получил теоретическое обоснование дуалистический подход к обеспечению регулирования экономики с позиций гражданского и административного права. Согласно этой теории вертикальные связи по управлению народным хозяйством обеспечиваются административным правом, а горизонтальные связи товарного обмена - гражданским правом.

Переход к такому теоретическому обоснованию в те годы был закономерным. Жесткой командно-бюрократической системе руководства народным хозяйством нужны были соответствующие правовые конструкции: правопорядок в экономике должен был обеспечиваться приказными методами. Поэтому он и опирался на административное право, в котором не было, в сущности, ни институтов, обеспечивающих хозрасчет и элементарные гарантии предприятий, ни вообще каких-либо законов о планировании, правовом положении органов хозяйственного руководства, пределах их усмотрения в издаваемых приказах. В сфере же товарного обмена действовал Гражданский кодекс 1922 г., в котором, по сути, уже не было норм, полнокровно влияющих на экономику. Долгое время правовые институты хозяйствования оставались декларативными, а научные разработки - формальной регистрацией и оправданием бюрократических методов хозяйствования.

После XX съезда КПСС получает развитие третья школа хозяйственного права (В.В. Лаптев, В.К. Мамутов и др.). Новая концепция хозяйственного права была создана с учетом исторического опыта и пересмотра ошибок предшественников. Был выдвинут и обоснован научный тезис о единстве хозяйственных отношений и необходимости особого и целенаправленного правового обеспечения экономики, сложившейся к этому времени в единый народнохозяйственный комплекс, требующий единого правового обеспечения. Регулирование имущественных отношений с участием граждан предполагалось проводить в гражданском законодательстве, не соединяя его с хозяйственно-правовым регулированием. В основу упорядочения хозяйственного законодательства, являющегося необозримым, бессистемным правовым массивом, предполагалось положить центральный системообразующий акт - Хозяйственный кодекс или Основы хозяйственного законодательства. На базе такого акта можно было бы систематизировать и кодифицировать законодательство, сделать его четким, целенаправленным и применяемым на практике.

Новая концепция хозяйственного права (монистическая) была выдвинута в противовес идеям дуалистического гражданско-административного направления, продолжающего отстаивать идеи частного, фрагментарного совершенствования хозяйственного законодательства в рамках гражданского и административного права.

У хозяйственной концепции в 60-80 гг. были свои сторонники и противники, и сущность разногласий между ними состояла в следующем.

Взамен целостного и системного взгляда на правовое обеспечение экономики, изложенное сторонниками хозяйственной концепции, у сторонников иных решений все вопросы предполагалось решить на базе дуалистического применения гражданского и административного права. Правда, в последние годы ученые - сторонники гражданско-административного направления, признавая известную целостность

хозяйственного законодательства, выдвигали положения о нем как о “вторичной структуре”; совокупности функционально взаимодействующих норм; комплексной отрасли законодательства; комплексной отрасли права и ряд других, повторяющих с незначительными изменениями в терминологии вышеуказанные положения.

Но даже при таком признании комплексных актов считалось невозможным создание общих положений, общих начал правового обеспечения экономики, которое должно было строиться применительно к различным отраслям, соединяясь под эгидой комплексного акта.

Современная концепция хозяйственного (предпринимательского) права представлена в работах ученых 90-х годов. Эта концепция изменила представление о предмете хозяйственного (предпринимательского) права. Сообразно этим представлениям в сферу хозяйственного права перешли и отношения, возникающие в процессе реализации собственности граждан для производства товаров как предпринимательские отношения.

Расширилось и число субъектов - участников хозяйственных (предпринимательских) отношений; это и физические лица - предприниматели, и юридические лица - предприятия, организации, объединения юридических лиц, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, то есть те субъекты, которые действуют профессионально в интересах и потребностях рынка, с целью извлечения собственной прибыли.

Самостоятельность той или иной отрасли в системе права связывается с наличием предмета и метода правового регулирования, а также принципов правового регулирования.

Предметом предпринимательского права являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию народного хозяйства. Эти отношения подразделяются на две группы: предпринимательские отношения (горизонтальные отношения, т. е. отношения предприниматель – предприниматель) и некоммерческие отношения (вертикальные отношения, т. е. отношения предприниматель – орган управления), образуя в своей совокупности хозяйственно – правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот.

Определение предпринимательской деятельности дано в статье 2 ГК РФ, это, во-первых – самостоятельная деятельность, во-вторых – деятельность осуществляемая на свой страх и риск , и самое главное, в-третьих – деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

Кроме того, эта деятельность должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке. Регистрация не признак – это установленная законом обязанность.

Ко второй группе отношений, входящих в предмет предпринимательского права, относятся отношения некоммерческого характера , но тесно связанные с предпринимательскими отношениями. Например, отношения, связанные с образованием предприятия (предпринимателя), лицензирование и т. д. Кроме того, в эту группу отношений входят отношения по государственному регулированию народного хозяйства. Это отношения по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности, правового регулирования качества продукции, товаров и услуг, правового регулирования ценообразования и т. д.

Как считает Заместитель генерального директора «Кредитный брокер INTERFINANCE» (ИПОТЕКА * КРЕДИТОВАНИЕ БИЗНЕСА) Шевчук Денис (www.denisсredit.ru), важной особенностью предпринимательского права является субъективный состав . В предпринимательском праве за основу берется понятие «хозяйствующий субъект», содержащийся в ст. 4 Федерального закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Здесь Российское предпринимательское право исходит вслед за Германским торговым кодексом, из личности коммерсанта , т. е., согласно § 1 Германского торгового кодекса, коммерсантом является тот, кто ведет торговый промысел и подлежит регистрации в торговом реестре. Таким образом, хозяйствующий субъект – это лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Вместе с тем понятие «хозяйствующий субъект» шире понятия «предприниматель» , так некоммерческая организацияучебное заведение, не будучи предпринимателем, может участвовать в хозяйственном обороте , например, купить у общества с ограниченной ответственностью товары.

Предпринимательское право может быть определено, как совокупность юридических норм, регулирующих хозяйственные отношения. Анализ данного определения показывает три формы проявления отрасли прав: правовая концепция, нормы права и правоотношения. К первой форме относятся правовые идеи, заложенные в соответствующей доктрине. Такие идеи и доктрины вместе составляют правовую концепцию. Нормы предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности субъекта. Эти нормы обычно содержатся в законах и других нормативных актах и образуют в целом отрасль законодательства – хозяйственное законодательство. Основные виды хозяйственных норм: регулятивные и правоохранительные. Основная масса норм предпринимательского права носит регулятивный характер. В литературе постоянно муссируется мнение, будто предпринимательское право относится к числу комплексных отраслей права. Такие взгляды являются ошибочными, так как и другие права «пользуются» услугами «охранительных норм» других отраслей для пересечения посягательств и пересечения нарушений правил хозяйственной деятельности. В этом суть охранительной функции права.

Нормы предпринимательского права, не реализованные в жизни, превращаются в декларацию, поэтому формой существования предпринимательского права являются правоотношения, которые не являются фотокопией содержания нормы права, так как при реализации испытывают воздействие различных факторов. Таким образом, правоотношение не является третьим элементом отрасли права, без которых предпринимательское право остается бумажным правом. Правоотношение позволяет ликвидировать монополизм норм права, свойственной нормативной теории права и уделить основное внимание практике применения нормы права. Соединяя положительные моменты нормативной теории с социологической теорией права, можно избавиться от иллюзии законотворческой деятельности, отдавая предпочтение правоприменению и по его результатам реально оценить эффективность права.

На основе анализа форм правления отрасли права можно дать следующее определение предпринимательского права. Предпринимательское право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, также отношения по государственному регулированию народного хозяйства в обеспечении интересов государства и общества.

2. Методы правового регулирования

Под методом правового регулирования, применяемым в отрасли права, понимается набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета регулирования.

Каждая отрасль права имеет свой специфический метод правового регулирования, который определяется спецификой общественных отношений и характеризуется следующими специфическими чертами:

1) характером положения участников правоотношения;

2) особенностью содержания правоотношений;

3) особенностью состава юридических фактов;

4) спецификой ответственности.

Не вдаваясь в дискуссию о том, должен ли в отрасли права быть только один метод регулирования или их может быть несколько, отметим, что в сложенных отраслях, к которым относится и предпринимательское право, обычно используются несколько методов регулирования.

Укажем, что регулируя хозяйственно-правовые отношения, используются и императивные, и диспозитивные методы правового регулирования, так как в предмет входят и горизонтальные отношения (отношения равенства) и вертикальные отношения (отношения типа управление-предприниматель). К другим методам правового регулирования относятся следующие.

Важнейшим методом правового регулирования, используемым в хозяйственном (предпринимательском) праве, служит метод автономных решений – МЕТОД СОГЛАСОВАНИЯ. При таком методе субъект предпринимательского права самостоятельно решает тот или иной вопрос, а при вступлении в правовое отношение отделает по согласованию с другим его участником.

В процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности применяется МЕТОД ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРЕДПИСАНИЙ. При таком методе одна сторона правового отношения дает другой предписание, обязательное для выполнения.

Для регулирования предпринимательских отношений может использоваться и МЕТОД РЕКОМЕНДАЦИЙ. При его применении одна сторона правового отношения дает другой стороне рекомендацию о порядке ведения предпринимательской деятельности.

Кроме того, используется МЕТОД ЗАПРЕТОВ. Например, в Законе РФ об охране окружающей среды установлены запреты на недопущение действий хозяйствующими субъектами, причиняющих вред окружающей среде.

3. Наука предпринимательского права


Предпринимательское (хозяйственное) право – юридическая дисциплина, предусмотренная для изучения типовым учебным планом Министерства общего и среднего образования РФ в юридических ВУЗах.

Предпринимательское право читается на старших курсах после изучения студентами гражданского, административного, финансового и других отраслей права, а также ряда экономических дисциплин: экономической теории, менеджмента, бухгалтерского учета и аудита.

Дискуссионность вопроса о предпринимательском праве как курсе правоведения предлагает проведение широкого спектра комплексного научного исследования. Данная работа ставит целью хотя бы частично восполнить пробел, имеющийся в отечественной юридической литературе.

Проблемы правового регулирования хозяйственной жизни привлекают к себе пристальное внимание отечественной юридической науки, создавшей ряд оригинальных и в разной степени адекватных развитию хозяйственного законодательства юридических теорий. Можно указать пять основных:

1. концепция «двусекторного права» (П.И. Стучка), эта теория получила распространение в 20-е годы;

2. довоенная концепция предпринимательского права (Л.Я, Гинцбург, Е.Б. Пашуканис), в 30-е годы эта теория пришла на смену «двусекретной» концепции;

3. концепция «хозяйственно-административного права» (С.Н. Братусь);

4. концепция комплексной отрасли права (Ю.К. Толстой, М.Д. Шаргородский);

5. в 60-е годы сформировалась новая концепция предпринимательского права (В.В. Лаптев, В.К. Мамутов), (с начала 60-х до конца 80-х годов).

В 90-е годы в СССР начался переход от плановой к рыночной экономике, от одной экономической модели к другой. Все это потребовало изменения сложившейся ранее концепции предпринимательского права. Современное предпринимательское право, по определению В.В. Лаптева, становится правом предпринимательской деятельности (см. В.В. Лаптев. Введение в предпринимательское право. – М. Институт государства и права РАН, 1994 г., стр. 5).

Не принижая роли других ученых (В.С. Мартемьянова, В.К. Мамутова, В.К. Андреева, В.Г. Быкова и др.), надо отметить, что В.В. Лаптев первый разработал научные основы курса предпринимательского права.

Современная концепция предпринимательского права изменила представления о предмете, по сравнению с прежними теориями. Сообразно этим представлениям в сферу предпринимательского права перешли и отношения, возникающие в процессе реализации собственности граждан для производства товаров, как предпринимательские отношения. Расширилось и число субъектов – участников хозяйственных отношений.

4. Принципы предпринимательского права

Принципы права – это основные исходные положения отрасли права. Принципы права пронизывают все правовые нормы, являются стержнем всей системы права государства. Хозяйственно-правовые отношения регулируются как часть имущественных отношений на основе принципов, закрепленных статьей 1 Гражданского кодекса РФ. Вместе с тем правовое регулирование хозяйственных отношений строится и на основе других принципов, а именно:

¦ свобода предпринимательской деятельности;

¦ юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности;

¦ свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;

¦ получение прибыли, как цель предпринимательской деятельности;

¦ законность в предпринимательской деятельности;

¦ государственное регулирование предпринимательской деятельности.

5. Система предпринимательского права

Под системой предпринимательского права понимается логическое расположение норм и институтов предпринимательского права.

Предпринимательское права РФ – это совокупность различных по своему характеру и направленности хозяйственно-правовых норм. Эти нормы группируются по институтам. Институт предпринимательского права – совокупность норм, объединяющая ряд связанных между собой правоотношений. Так, например, можно выделить институт банкротства, институт разгосударствления и приватизации, институт правового регулирования качества продукции, товаров и услуг. В институтах предпринимательского права так же, как и в других отраслях права, нормы группируются в зависимости от общности задач, стоящих перед институтом.

Система предпринимательского права характеризует его структуру как отрасль права, отрасли законодательства, научной и учебной дисциплины.

Предпринимательское право, как и другие отрасли права, подразделяются на Общую и Особенную части. В развернутом виде система предпринимательского права, как учебного курса, содержит следующие институты:

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1. Введение в предпринимательское право

2. Предпринимательские правоотношения

3. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) предприятия

4. Разгосударствление и приватизация государственной и муниципальной собственности

5. Юридическая ответственность за правонарушения в сфере экономики

6. Защита имущественных прав и интересов предпринимателей (хозяйствующих субъектов)

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Правовое регулирование функциональных видов народного хозяйства

7. Правовое регулирование монополистической деятельности

8. Правовое регулирование качества продукции, работ и услуг

9. Правовое регулирование ценообразования

10. Правовое регулирование инвестиционной деятельности

11. Правовое регулирование расчетов и кредитования

12. Правовое регулирование бухгалтерского учета, отчетности и аудита

13. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности


Под источниками права понимают формы выражения норм права. Источниками предпринимательского права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения.

Источниками предпринимательского права являются Федеральные законы, законодательные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, инструкции министерств и ведомств РФ) и обычаи делового оборота.

Нормы предпринимательского права содержаться в Конституции РФ, в ряде конституционных законов, например, в Законах РФ об арбитражном суде; в федеральных законах, например, Гражданском кодексе РФ.

Круг отношений, не урегулированных Гражданским кодексом, отражен в приведенном разделе о системе предпринимательского права. Особое место в этой проблеме занимают так называемые вертикальные отношения, т. е. предприниматель – орган управления. Эти отношения не регулируются гражданским правом, не регулируются комплексно и административным правом.

Таким образом, одновременный подход к предмету и источникам предпринимательского права не подходит. Нужно системно-правовое регулирование однородных хозяйственных отношений и здесь на первый план выходит проблема кодификации предпринимательского законодательства, т. е. разработка хозяйственного кодекса.

Особое значение для системы источников предпринимательского права имеют судебная практика и руководящие разъяснения пленумов. Именно в судебной практике можно найти правовую опору для ограничения произвола исполнительной власти и эйфории законодателей.

Анализ предпринимательского законодательства позволяет выделить несколько групп источников, часто вступающих в коллизию друг с другом:

1. Законы, принятые в бывшем СССР; например: Основы законодательств об арендных отношениях в СССР и союзных республиках.

2. Законодательство РСФСР, принятое в перестроечный период; например: Закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР».

3. Законы и подзаконные акты, принятые после 12 июня 1992 г., с последующими изменениями и дополнениями; например: Закон Российской Федерации «О стандартизации», «Об охране окружающей среды».

Весь этот нормативный массив законодательства принимался в разное время, более того, при различных политических и правовых условиях и, собственно, отличается своей противоречивостью.

Советское и современное Российское хозяйственное законодательство никогда не было кодифицировано. В настоящее время основной массив нормативных актов составляют приказы и инструкции министерств и ведомств Российской Федерации, так как законами Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации урегулированы не все хозяйственные вопросы.

1. Основным источником предпринимательского права является Конституция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ. Законы и другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Для предпринимательского права особое значение имеют те конституционные нормы, которые содержат отраслевые принципы. Кроме того, в Основном законе закреплены конституционные гарантии предпринимательства, конституционные ограничения.

Конституция разграничивает компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этим разграничением проводит дифференциацию источников права. Так, в соответствии со ст. 71 в ведении Российской Федерации находятся, в том числе, федеральная государственная собственность и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития, установление правовых основ единого рынка, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные браки, гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательство. В главе 8 Конституции РФ установлены основы местного самоуправления. Так, в ст. 130 сказано, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение население вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

2. Гражданский кодекс РФ охватывает своим регулированием и предпринимательские отношения, и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд прежде всего граждан. Некоторые его статьи регулируют не только частно-правовые отношения публичного характера (например, нормы о конкуренции, национализации, правила о заключении договоров в обязательном порядке и др.). Вместе с тем в ряде случаев Гражданским кодексом РФ определяются внутрихозяйственные, внутрифирменные отношения. Кодекс содержит множество норм, регулирующих предпринимательство. Начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и до предпринимательских договоров – все это представлено в ГК РФ. Обращает на себя внимание тот факт, что в некоторых случаях статьи Кодекса содержат принципиально различные нормы для предпринимателей и лиц, такой деятельностью не занимающихся (например, ст. 401) устанавливает различные основания ответственности, ст. 322 – различные нормы о солидарных обязательствах и др.).

3. Ведущую роль в системе источников предпринимательского права играют федеральные законы.

А) законы, регулирующие общие состояние определенного вида рынка, например Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»;

Б) Законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке, например Федеральные законы «Об акционерных обществах», «О финансово-промышленных группах» и др.;

В) законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например Закон РСФСР «об инвестиционной деятельности», федеральные законы «О связи», «О рекламе» и др.;

г) законы, совмещающие в себе сферы регулирования второй и третьей группы, то есть устанавливающие правовое положение субъектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, например Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», «закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» и др.;

д) законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Закон РФ «О стандартизации», Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и др.

4. Подзаконные акты Среди ни них мы должны в первую очередь назвать указы Президента РФ. Издаваемые Президентом акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Это требование ст.90 Конституции РФ определяет подзаконность правотворческой деятельности Президента. Гарантией обеспечения законности нормативных актов Президента является право Конституционного Суда РФ рассматривать дела о конституционности этих актов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению (ст.125 Конституции РФ). Однако некоторые акты Президента, Противоречащие законам, применяются на практике.

Указы как средство регулирования предпринимательских отношений призваны восполнить пробелы в решении законом тех или иных вопросов. Такую задачу решил, например, Указ Президента РФ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» и др.

Постановления правительства РФ, изданные в соответствии с его компетенцией, также относятся к числу источников предпринимательского права. Акты Правительства в точном смысле их регулятивных возможностей должны издаваться в развитии и во исполнение законов. Однако этот принцип не всегда выдерживается. Так, долгое время основным источником правового регулирования лицензирования выступало Постановление Правительства РФ «о лицензировании отдельных видов деятельности». В этом смысле более обосновано появление среди актов – источников предпринимательского права Постановления Правительства РФ от 5 августа 1992 г. «О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогооблажении прибыли».

Большой массив источников предпринимательского права – нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди этих актов наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере, таких как Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Мингосимущества РФ, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и др. В некоторых сферах предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета и отчетности, статистической отчетности, налогооблажения наиболее детальное регулирование отношений обеспечивается именно актами данного уровня.

5. В практике регулирования хозяйственных отношений встречаются еще Постановления Верховного Совета РФ. Примером действующего акта такого рода может служить Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

6. Нормативно-правовые акты СССР также продолжают действовать, если они не отменены и не противоречат действующему законодательству Российской Федерации. Так, применяется, правда с учетов многочисленных изменений, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденный Приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 г.

7. Мы рассмотрели систему источников предпринимательского права федерального уровня. Вместе с тем в силу федеративного устройства нашего государства и в соответствии с Конституцией РФ многие сферы общественной жизни регулируются актами субъектов Российской Федерации. Иерархия их по юридической силе часто напоминает федеральную систему. Так, в Москве среди источников предпринимательского права мы находим Законы Москвы, и распоряжения Мера Москвы, и постановления Правительства Москвы, и акты департаментов Правительства Москвы.

8. Органы местного самоуправления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на главу 8 Конституции РФ Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Главные регулирующие возможности муниципальных образований и их органов связаны с правом собственности на принадлежащие им имущественные фонды.

9. Велика роль локальных нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности. Такие акты могут относиться как к деятельности предприятий в целом (Устав), так и к отдельным подразделениям предприятий, регулировать внутрихозяйственные отношения (Положение о филиале, представительстве). Режим коммерческой тайны в организации устанавливается локальным нормативным актом. Локальным актом является приказ об учетной политике предприятия, то есть выбранной им совокупности способов ведения бухгалтерского учета.

10. Помимо нормативно-правовых актов, источниками предпринимательского права являются обычаи делового оборота . В соответствии со ст.4 ГК РФ «обычаем делового оборота признается сложившиеся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». Обычаи делового оборота в качестве источника права рассчитаны исключительно на предпринимательские отношения. Они применяются наряду с законодательством и при его пробельности, но никак не вопреки. Правовое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативно-правовых актов и договора. Обычаи широко применяютсяво внешнеторговом обороте, морских перевозках.

11. Составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации , как двусторонние (о торговле экономическом сотрудничестве), так и многосторонние (Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге, Евразийская патентная Конвенция). ГК РФ предотвращает возможные коллизии международного и национального законодательства, решая вопрос в пользу первого.

Средство достижения единообразного понимания и применения источников права предпринимательской сферы.

Проблема обеспечения экономики ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим правовым регулированием,

создание, в ϶ᴛᴏй связи самостоятельной системы законодательства возникла в; России еще в 20-х годах XX

столетия и проявилась в разработке науки, кᴏᴛᴏᴩая получила название

хозяйственное право.

В последнее время указанная наука получила значительное развитие.

Разработаны основные теоретические проблемы, изданы научные труды

по вопросам правового регулирования предпринимательских отношений.

Вместе с тем, будучи молодой наукой, предпринимательское право

непрерывно развивается. Уточняются и со-

(**1) Шишкин А.Ф. Экономическая теория. - М. 1996. - Т 2. - С. 36.

вершенствуются понятия и категории, отрабатывается научный и понятийный аппарат.

В правовой науке нашей страны широкое распространение получило представление

о системе права как о явлении объективном, так как право как юридическая

надстройка предопределяется экономическим базисом общества.

Наука предпринимательского (хозяйственного) права в ϲʙᴏем развитии

прошла четыре этапа и была представлена несколькими школами. Первые

школы возникли на базе двухсекторной теории, получившей распространение

в 20-х годах XX в. При этом вскоре возникла другая школа единого хозяйственного

права. Идеи ϶ᴛᴏй школы господствовали в правовой науке в 30-е годы

прошлого века. Третья школа хозяйственного права появилась в 60-е

годы. Наконец, в конце 80-х годов XX в. под влиянием перехода к

рынку начала формироваться четвертая школа, школа предпринимательского

права. Изучим некᴏᴛᴏᴩые особенности указанных выше взглядов ученых.

Двухсекторная теория возникла в качестве реакции на то, что социалистическое

строительство началось в эпоху нэпа. Наряду с социалистическим хозяйственным

сектором в экономике действовал и частный сектор, а так же примыкающие

к нему уклады. Профессор П.И.Стучка поставил вопрос о существовании

в народном хозяйстве как бы двух секторов, имеющих различные исторические

перспективы. Государственный сектор с его плановыми началами должен

был развиваться и стать преобладающим. Частный же сектор, регулируемый

преимущественно ГК РСФСР, в борьбе с социалистическим должен был

потерпеть крах и уйти с исторической сцены.

Вместе с данным предполагалось развитие социального правового регулирования

социалистического сектора на базе хозяйственного права. Ввиду отмирания

гражданско-правовых отношений (ими считались частнособственнические

отношения) должно было отмереть и гражданско-правовое их регулирование.

Правильно в основном оценивая развитие специального регулирования

для развивающегося социалистического сектора, эта теория неверно

оценила исторические судьбы гражданского права, связав их исключительное

частными отношениями. Гражданское право в ходе ϲʙᴏего развития должно

было стать регулятором имущественных отношений граждан по удовлетворению

личных потребностей.

В 30-е годы на смену двухсекторной пришла школа единогохо-зяйственного

права. Ее основоположники Л.Я.Гинцбург и Е.Б.Па-шуканис также считали

необходимым специальное правовое регулирование для социалистических

хозяйственных отношений, ставших к тому времени уже преобладающими

в экономике страны. По

их мнению следовало создать единое хозяйственное право, центров

кᴏᴛᴏᴩого должен стать хозяйственный кодекс. В нем предполагалось

наряду с регулированием отношений социалистических организаций поместить

и регулирование имущественных отношений граждан. Кстати, эта школа отстаивала

тезис о недопустимости деления единого хозяйственного права на две

самостоятельные части - хозяйственно-административное и гражданское

право. Ученые отстаивали необходимость особой отрасли права - хозяйственного

права, считая его специфической формой политики пролетарского государства

в области управления хозяйством и организации хозяйственных связей.

В данных взглядах получила отражение идеология сложившейся к тому

времени административно-командной системы, властные силы кᴏᴛᴏᴩой

не желали уступать командных возможностей, стеснять себя правопорядком.

Главная же ошибка ϶ᴛᴏй теории состояла в том, что регулирование

всех отношений с участием гражданина предусматривалось в системе единого хозяйственного права, в то время как ϶ᴛᴏ должно

было составлять в основном предмет гражданского права.

В 1937-1938 годах трудности создания правового обеспечения социалистической

экономики были объяснены вредительством. Авторы указанной выше теории

были объявлены врагами народа, и, в сущности, на два десятилетия

углубленное исследование проблем правового обеспечения социалистической

экономики прекратилось. Под влиянием А.Я. Вышинского решено было

рассредоточить регулирование хозяйственных отношений в основном

в отраслях гражданского и административного права. Так возник дуалистический

подход к регулированию экономики с позиций гражданского и административного

права. Согласно ϶ᴛᴏй теории вертикальные связи по управлению народным

хозяйством обеспечиваются административным правом, а горизонтальные

связи товарного обмена - гражданским правом. Переход к такому теоретическому обоснованию в

те годы был не случаен.

Жесткой командно-бюрократической системе руководства народным хозяйством

не нужны были стеснительные правовые конструкции. Правопорядок в

хозяйстве должен был обеспечиваться приказными методами. По϶ᴛᴏму

он и опирался на административное право, в кᴏᴛᴏᴩом не было, в сущности,

ни институтов, обеспечивающих хозрасчет и элементарные гарантии

предприятий, ни вообще каких-либо юридических норм о планировании,

правовом положении органов хозяйственного руководства, пределах

их компетенции. В сфере же товарного обмена действовал Гражданский

кодекс 1922 года, в кᴏᴛᴏᴩом, в сущности, уже не было норм, основательно

влияющих на экономику.

В середине 1950-х годов возрождается хозяйственно-правовая мысль

и получает развитие третья школа хозяйственного права. Новая концепция

хозяйственного права учла исторический опыт и ошибки предшественников.

Был выдвинут и обоснован научный тезис о единстве хозяйственных

отношений и необходимости особого и целенаправленного правового

обеспечения экономики. К ϶ᴛᴏму времени сложился единый народнохозяйственный

комплекс, требующий правового обеспечения. Регулирование имущественных

отношений с участием граждан предлагалось осуществить посредством

гражданского законодательства. В основу упорядочения всего хозяйственного

законодательства предполагалось положить центральный системообразующий

акт: Хозяйственный кодекс или Основы хозяйственного законодательства.

На базе такого акта можно было бы систематизировать и кодифицировать

законодательство, сделать его четким, целенаправленным и хорошо

применяемым на практике. В результате в советской юридической науке

появилось несколько концепций хозяйственного права.

Важно знать, что большое распространение получила концепция хозяйственного права

как единой и самостоятельной отрасли права, регулирующей отношения

по горизонтали и вертикали. Кстати, эта концепция разрабатывается учеными

института государства и права АН СССР во главе с академиком РАН,

профессором В.В.Лаптевым.

Согласно другим представлениям хозяйственное право будет комплексной

В последние годы сложилась еще одна концепция хозяйственного права,

в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с кᴏᴛᴏᴩой хозяйственное право регулирует хозяйственные

отношения в государственном секторе (И.Е.Красько)

О.А.Красавчиков выдвинул новую теорию лнормативного массива¬. По

его мнению, хозяйственное право будет нормативным массивом, включающим

нормы разных отраслей права. Но где границы ϶ᴛᴏго маееива: раздел,

правовой институт? :

В наибольшей степени обоснованной представляется концепция хозяйственного нрава

как единой и самостоятельной отрасли^ права. Хозяйственное право

регулирует отношения, складывающиеся между организациями и их подразделениями

при руководстве и осуществлении хозяйственной деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Эти

отношения - хозяйственные и возникают они в процессе воспроизводства.

Но в ходе хозяйствования складываются и трудовые отношения, направленные

на удовлетворение материальных и социальных потребностей граждан. Предмет хозяйственного права составляют

не все отношения воспроизводства, а только часть их - отношения

производственного характера.

Отношения, складывающиеся при осуществлении хозяйственной деятельности

и руководстве ею, сочетают имущественные и планово-организационные

элементы. Это имеет место и при горизонтальных, и при вертикальных связях.

Именно такая дифференциация правоотношений и становится ляблочком¬, в кᴏᴛᴏᴩое

метят лпротивники¬ хозяйственного права. При этом дифференциация единых

общественных отношений вполне возможна и применяется во всех отраслях

права (трудовое право:

индивидуальные и коллективные отношения; гражданское: имущественные

и неимущественные отношения)

И в хозяйственном, предпринимательском, и во многих других правовых

отраслях предмет регулирования отличается не полной однородностью,

а скорее единством охватываемых отраслью общественных отношений.

Причем с ϶ᴛᴏй позиции предмет предпринимательского права более

однороден, чем, скажем, предмет гражданского права в его традиционном

понимании. Предпринимательские отношения по горизонтали и вертикали

неразрывно связаны. Это части.единых и сложных производственных

отношений. При всем этом связь между имущественными и неимущественными

отношениями в гражданском праве в большинстве случаев отсутствует,

а их объединение в одной отрасли базируется исключительно на сложившихся

традициях и единстве метода правового регулирования данных отношений.

Любое правоотношение немыслимо без объекта. Отметим тот факт - что в современной юриспруденции

объектами правоотношений признаются либо действия их участников,

либо наряду с данным материальные и нематериальные блага. С точки

зрения характера предпринимательских правоотношений представляется

правильным рассматривать в качестве их объекта определенные виды

деятельности в экономике - предпринимательскую деятельность, руководство ею.

Наряду с данным общим определением объектов предпринимательских правоотношений

могут быть выделены и более конкретные объекты в отдельных правоотношениях.

Так, в пределах общего понятия предпринимательской деятельности

объектом правоотношений может быть деятельность по производству

материальных благ, осуществлению работ, оказанию услуг в сфере экономики.

Деятельность по руководству экономикой как объект предпринимательских

правоотношений также может быть подразделена на более конкретные

виды деятельности, выступающие объектами правоотношений. Объектами

предпринимательских правоотношений в сфере руководства экономикой

могут выступать: хозяйственное управление, планирование предпринимательской

деятельности, контроль за ее осуществлением.

и обязанности его участников. Речь идет о субъективных правах и

обязанностях, возникающих в правоотношениях. Наряду с данным субъективные

права и обязанности могут существовать и вне правоотношений, основываться

непосредственно на законодательстве.

В пределах единого родового понятия предпринимательских правоотношений

выделяются их отдельные виды. Классификация предпринимательских

правоотношений может проводиться по различным признакам. Прежде

всего, они различаются по ϲʙᴏему объекту. С ϶ᴛᴏй точки зрения выделяются

две группы правоотношений:

связанные с осуществлением производственной деятельности (правоотношения

по горизонтали) и связанные с руководством производственной деятельностью

(правоотношения по вертикали)

Классификация правоотношений по объектам может быть и более дифференцированной.

Так, в пределах правоотношений по руководству хозяйственной деятельностью

могут выделяться плановые правоотношения.

Предпринимательские правоотношения могут классифицироваться и по

субъектам. В ϶ᴛᴏм плане различают правоотношения между хозяйственными

органами и правоотношения, складывающиеся внутри хозяйственных органов.

Развитие науки предпринимательского права берет свое начало в грудах дореволюционных правоведов. Перед научным сообществом ставился вопрос о содержании предмета торгового права и его месте в системе отраслей права, поскольку мнение о ее «вторичности» как специальной части гражданского права (частного права) подлежало пересмотру ввиду существования публичного торгового права и международного торгового права, что не вписывалось в простую модель частного права (Г. Ф. Шер- шеневич) .

В начале XX в. ряд ученых видели торговое право самостоятельной отраслью права, в частности профессор кафедры торгового права Петербургского университета П. П. Цитович 1 и профессор кафедры гражданского Петербургского университета А. И. Каминка . Правда, торговое право тогда рассматривалось как отрасль законодательства, т.е. система норм нрава о торговой деятельности. Позиции нормативного массива о торговой деятельности придерживался и Г. Ф. Шершеневич .

В историческом пути становления науки предпринимательского права можно выделить научные школы, принципиально отличающиеся друг от друга и соответствующие потребностям государства, общества и экономики того времени, в котором они возникали. Под научной школой следует понимать длительную работу ряда ученых под руководством глав (лидеров) школы, решающую научную задачу и использующую различные подходы для достижения научного результата.

Принято выделять три научных школы предпринимательского права:

  • 1) «двухсекторного права» (20-30-е гг. XX в.);
  • 2) единого хозяйственного права (30-40-е гг. XX в.);
  • 3) третья школа хозяйственного права (с 50-х гг. XX в. по настоящее время).

Научные школы иногда отождествляют с переосмыслением соответствующего этапа развития законодательства. Так, ряд ученых-хозяйствен- ников выделяют некую «четвертую» школу, образованную А. Г. Быковым и В. С. Мартемьяповым, обозначая ее школой «современного предпринимательского права» . Поводом для данного тезиса, вероятно, послужил учебник В. С. Мартемьянова «Хозяйственное право», в котором упоминается «современная концепция хозяйственного права» в работах 90-х гг. XX в., которые изменили представление о предмете хозяйственного права в связи с закреплением категории «предпринимательская деятельность» и расширением числа хозяйствующих субъектов . Однако не следует делать выводы, выходящие за рамки буквально написанного. Оценка правового регулирования предпринимательских отношений и правового положения участников рынка не меняла научного подхода к сущности и проблемам предпринимательского права, а только дополняла и научно обосновывала идеи третьей школы хозяйственного права. При таком подходе каждую последующую актуальную работу ученого-хозяйствеииика можно обозначить очередной работой над «современным предпринимательским нравом», что неизбежно приведет к путанице и не будет соответствовать действительности.

1. Основателем теории «двухсекторного права» выступил II. И. Стуч- ка - председатель Верховного Суда РСФСР (с 1923 г.), директор Института советского права, активный участник февральской революции и сторонник идей В. И. Ленина. После революции II. И. Стучка занял в первом советском правительстве пост народного комиссара юстиции, и с его приходом были реформированы суды, институт судебных следователей, прокуратура, присяжная и частная адвокатура. С его именем связывают развитие советского права.

Будучи одним из авторов ГК РСФСР 1922 г., П. И. Стучка прекрасно понимал, что нормами указанного кодекса невозможно урегулировать хозяйственные отношения в силу принципиального отличия способов регулирования данных отношений. В связи с чем была предложена теория «двухсекторного права» 1 . В основе концепции лежало деление экономики на два сектора: частный и социалистический (публичный).

Предлагалось разграничить гражданское и хозяйственное право. Гражданское право должно регулировать отношения частного сектора, а хозяйственное - народное хозяйство в целом, в том числе отношения по вертикале и горизонтали.

В 1920 г. правовед М. М. Агарков в статье «Ценность частного права» проводил деление права на частное и публичное, в котором частное право есть право лично-свободное . При этом в науке права при разграничении частного и публичного права была распространена теория интереса (общественного и частного). Собственно, хозяйственное право не вписывалось в концепцию частного права, да и не отождествлялось с публичным правом, поскольку при регулировании народного хозяйства происходило переплетение в единство частного и публичного начал регулирования.

В этот период продолжает реализовываться НЭПовская реформа. С принятием Декрета ВЦИК, СНК РСФСР от 10.04.1923 «О государственных промышленных предприятиях, действующих на началах коммерческого расчета (трестах)» и ряда других актов ученые-правоведы стали обращать внимание на то, что часть актов не входит в состав гражданского законодательства, поскольку они формулировали особый характер полномочий государственных юридических лиц по отношению к государственной собственности, началу плановости и хозрасчета .

В 20-30-х гг. XX в. А. Г. Гойхбарг, С. Н. Ландкоф, Б. С. Мартынов совместно с П. И. Стучкой проводили деление системы права по привязке к товарному производству. Значительно позже, развивая эти идеи,

И. Е. Красько подчеркивал необходимость четкого установления предмета хозяйственного права, который должен определяться нс только товарным производством, но и товарным обращением, а также то, что право не должно смешиваться с политикой, это сдерживает развитие науки 1 .

Предложенный научным сообществом проект Торгового свода, включающего положения европейского торгового права , был отвергнут цивилистами, которых было большинство в то время. Нередко в работах ученых хозяйственное право именовалось торгово-промышленным правом .

В целом предложенная двухсекторная теория была оправданна временем, когда право, по сути, выступало инструментом в руках политики государства в области экономики. Регулирование экономики нормами хозяйственного права обеспечивало интересы Советского государства в развитии идей коммунизма.

2. Теория единого хозяйственного права. Яркими представителями указанной теории выступили Л. Я. Гинцбург и Е. Б. Пашуканис, которые исходили из единой хозяйственной политики СССР, а следовательно, необходимости единого хозяйственного права, регулирующего все сферы экономики страны . Предполагалась полная ликвидация частнокапиталистической собственности.

В 30-е гг. XX в. государство стало абсолютным регулятором экономики страны, фундаментом которой выступила государственная собственность. Е. Б. Пашуканис, будучи директором Института государства и права АН СССР, заместителем народного комиссара юстиции СССР, профессионально и аргументированно сформулировал теорию единого хозяйственного права .

Квинтэссенция предложенной теории заключалась в том, что хозяйственное право - это право социалистическое, а гражданское право - частное право. В связи с этим гражданское право, будучи буржуазным правом, должно отмереть, на смену чего должно прийти единое хозяйственное право. Социалистическое хозяйственное право должно было стать всеобщим регулятором экономики страны, включая вопросы управления и планирования экономики, а также договорные отношения. По сути, предлагалось повысить роль права и закона в экономике страны.

Аргументом Л. Я. Гинцбурга в пользу самостоятельности отрасли хозяйственного права было наличие принципа единства фонда государственной собственности - основы народного хозяйства, а также то, что переплетение административно-правовых (публично-правовых) и гражданско-правовых (частноправовых) элементов неминуемо отделяет отрасль в системе права. Да и сам Гражданский кодекс был создай для регулирования отношений между гражданами, а также государством и гражданами 1 .

Недостаток данной теории заключался в неразработанности механизма «отмирания» частного - гражданского права, поскольку можно было предположить, что регулятор отношений между гражданами исчезает, что было слабым местом данной концепции.

Данная теория не без участия известнейшего правоведа - Генерального прокурора СССР А. Я. Вышинского была объявлена вредительской. Конечно, истинной причиной ее противоречия «сталинскому правопорядку» была попытка установить правовые основы экономики - повысить роль законности, которая не всегда вписывалась в административно- командную систему. Также якобы концепцией хозяйственного права ликвидировалось гражданское право, что, конечно, не соответствовало действительности.

К сожалению, для А. Я. Вышинского и руководства партии экономика была инструментом в руках командной системы, а не элементом развития социалистического общества. Именно боязнь создания «независимого» регулятора экономики в форме закона, безусловное соблюдение которого положено в основу всего, что уводило экономику от зависимости политики государства, и выступило истинной причиной репрессий сторонников теории единого хозяйственного права. В 1937 г. Е. Б. Пашуканис был расстрелян.

Позицию единого хозяйственного права также обосновывал Г. Н. Амфитеатров, активно поддерживающий идею принятия Хозяйственного кодекса СССР .

Идеи теории единого хозяйственного права позволили подчеркнуть переплетение частноправовых и публично-правовых норм, что выделяло отрасль хозяйственного права в системе отраслей права.

3. Третья научная школа хозяйственного (предпринимательского) нрава охватывает последний 60-летний период работы ученых-хозяйствен- ников. Идеологами создания третьей школы хозяйственного права выступили В. В. Лаптев и В. К. Мамутов. В 50-х гг. XX в. начался период так называемой оттепели. С ним связано создание концепции единого правового обеспечения экономики.

Ученые Советского Союза: Т. Е. Абова, В. К. Андреев, А. Г. Бобкова, А. Г. Быков, 3. М. Заменгоф, Г. Л. Знаменский, О. А. Красавчиков, И. Е. Красько, В. С. Мартемьянов, Г. В. Пронская, А. А. Пушкин,

Г. М. Свердлов, В. С. Тадевосян, И. А. Танчук, Ю. С. Цимерман, Л. М. Шор, В. С. Щербина и многие другие, сделали существенный вклад в развитие науки хозяйственного нрава. За столь продолжительный период работы ученых-хозяйственников третья школа хозяйственного права обозначалась и «послевоенной» х, и «современной» концепцией хозяйственного (предпринимательского) права. К ее идеям впоследствии присоединились такие ученые-правоведы, как В. С. Белых, Е. П. Губин, И. В. Дойников, И. В. Ершова, С. С. Банковский, М. И. Клеандров, Н. И. Косякова, Н. И. Михайлов, О. М. Олейник, С. В. Шишкин и многие другие.

Задача третьей школы предпринимательского права заключалась в раскрытии предмета предпринимательского (ранее - хозяйственного) права и нахождении оптимального баланса между частноправовым и публичноправовым началами регулирования предпринимательско-правовых (хозяйственно-правовых) отношений, что придавало отрасли права новый виток развития.

Самостоятельность отрасли хозяйственного права, регулирующей организационно-структурные вопросы управления социалистическим хозяйством, хозяйственной деятельности, динамику складывающихся в социалистическом хозяйстве отношений (народно-хозяйственное планирование, хозяйственные договоры, банковский контроль, кредитование и расчеты, хозяйственные споры), научно обоснована в 1950-х гг. В. В. Лаптевым. Критерием выделения отрасли выступили предмет и характер регулируемых общественных отношений. По его мнению, предметом отрасли хозяйственного права являлись отношения в сфере социалистического хозяйства, регулируемые методами равенства сторон и подчинения. При этом он исходил из того, что «...отрасль права может иметь несколько методов правового регулирования, что не влияет на единство регулируемых общественных отношений» .

В 50-60-е гг. XX в. разработаны понятие, предмет и система хозяйственного права; раскрыты методы правового регулирования хозяйственных отношений; дано толкование основных дефиниций отрасли права: «хозяйственное право», «хозяйственные отношения» и «субъект хозяйственной деятельности»; исследованы принципы, система хозяйственного права и система источников регулирования хозяйственной деятельности.

В 60-70-е гг. XX в. исследуются природа и виды хозяйственных договоров , разрабатывается теория хозяйственных обязательств, отличных по своей природе от гражданских (цивилистических) обязательств. В состав хозяйственных отношений входят три типа хозяйственно-правовых обязательств: хозяйственно-оперативные (между предприятиями), хозяйственно-управленческие и внутрихозяйственные 1 .

Для системного регулирования хозяйственной деятельности В. В. Лаптевым и В. К. Мамутовым предлагалось принять кодифицированный акт - Хозяйственный кодекс, устанавливающий основные правила социалистического хозяйствования . О. А. Красавчиков, отмечая тенденцию единства хозяйственного законодательства, поддерживал идею разработки и принятия Хозяйственного кодекса СССР: «...надо написать сегодня, если даже не сейчас» . Группой ученых-хозяйственников под руководством В. В. Лаптева подготавливаются: в 1970 г. проект Хозяйственного кодекса СССР, в 1975 г. - проект Основ хозяйственного законодательства СССР, в 1984 г. - проект Хозяйственного кодекса СССР, обобщающие нормы о регулировании хозяйственной деятельности в единый кодифицированный акт. Однако разработанные проекты кодекса так и не были приняты законодательным органом.

В 90-х гг. XX в., как точно отмечает В. С. Белых, В. В. Лаптевым обосновывается теория современного предпринимательского права Л. Так, В. В. Лаптев совместно с В. С. Мартемьяновым, А. Г. Быковым и другими учеными выстроили структуру отрасли современного предпринимательского права с учетом реального состояния экономики, роли государства в регулировании экономических отношений, существующих форм предпринимательства, требований к предпринимательской деятельности и потребностей общества. Переход к рыночным отношениям и принятие Закона СССР от 26.05.1988 № 8998-XI «О кооперации в СССР», Закона СССР от 04.06.1990 № 1529-1 «О предприятиях в СССР», Закона РСФСР о предприятиях и ряда других нормативных актов повлекли за собой обозначение отрасли «предпринимательским правом », что полностью соответствует сути рыночных отношений и потребностям времени.

В последнее время экономическая политика государства свидетельствует о приоритете вопросов правового регулирования реального сектора экономики на современном этапе, анализ которых становится задачей для правоведов .

  • Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права. СПб. : издание бр. Башмаковых, 1910.С. 4-8.
  • Цитович П. П. Очерки по теории торгового права: в 4 вып. СПб. : Тип. Б. М. Вольфа,1901-1902.
  • Каминка А. И. Очерки торгового права. СПб.: Юрид. кн. скл. «Право», 1912.
  • Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права. С. 6.
  • Ершова И. В. О концепции конференции «Право и бизнес» // Сборник статей I Ежегодной международной научно-практической конференции. М. : Юрист, 2012. С. 17 ; Российское предпринимательское право: учебник / отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнкжова. М.:Проспект, 2012. С. 41-42 ; Предпринимательское (хозяйственное) право: учебник: в 2 т. /отв. ред. О. М. Олейник. Т. 1. С. 143, и др.
  • Мартемъянов В. С. Хозяйственное право. Т. 1. С. 23.
  • Стучка П. И. Учение о государстве пролетариата и крестьянства и его КонституцииСССР и РСФСР. М. : Госиздат, 1926 ; Его же. Революционная роль советского права. М.,1931 ; Его же. Избранные произведения по марксистско-ленинской теории права. Рига: Латв.гос. изд-во, 1964.

Страница 3 из 7

3. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО КАК НАУКА

Проблема обеспечения экономики соответствующим правовым регулированием, создание в этой связи самостоятельной системы законодательства возникла в России еще в 20-х годах XX столетия и проявилась в разработке науки, которая получила название хозяйственное право. В последнее время указанная наука получила значительное развитие. Разработаны основные теоретические проблемы, изданы научные труды по вопросам правового регулирования предпринимательских отношений. Вместе с тем, будучи молодой наукой, предпринимательское право непрерывно развивается. Уточняются и совершенствуются понятия и категории, отрабатывается научный и понятийный аппарат.
В правовой науке нашей страны широкое распространение получило представление о системе права как о явлении объективном, ибо право как юридическая надстройка предопределяется экономическим базисом общества.
Наука предпринимательского (хозяйственного) права в своем развитии прошла четыре этапа и была представлена несколькими школами. Первые школы возникли на основе двухсекторной теории, получившей распространение в 20-х годах XX в. Однако вскоре возникла другая школа единого хозяйственного права. Идеи этой школы господствовали в правовой науке в 30-е годы прошлого века. Третья школа хозяйственного права появилась в 60-е годы. Наконец, в конце 80-х годов XX в. под влиянием перехода к рынку начала формироваться четвертая школа, школа предпринимательского права. Рассмотрим некоторые особенности указанных выше взглядов ученых. Двухсекторная теория возникла в качестве реакции на то, что социалистическое строительство началось в эпоху нэпа. Наряду с социалистическим хозяйственным сектором в экономике действовал и частный сектор, а так же примыкающие к нему уклады. Профессор П.И.Стучка поставил вопрос о существовании в народном хозяйстве как бы двух секторов, имеющих различные исторические перспективы. Государственный сектор с его плановыми началами должен был развиваться и стать преобладающим. Частный же сектор, регулируемый преимущественно ГК РСФСР, в борьбе с социалистическим должен был потерпеть крах и уйти с исторической сцены.
Вместе с этим предполагалось развитие социального правового регулирования социалистического сектора на базе хозяйственного права. Ввиду отмирания гражданско-правовых отношений (ими считались частнособственнические отношения) должно было отмереть и гражданско-правовое их регулирование.
Правильно в основном оценивая развитие специального регулирования для развивающегося социалистического сектора, эта теория неверно оценила исторические судьбы гражданского права, связав их исключительно с частными отношениями. Гражданское право в ходе своего развития должно было стать регулятором имущественных отношений граждан по удовлетворению личных потребностей.
В 30-е годы на смену двухсекторной пришла школа единого хозяйственного права. Ее основоположники Л.Я.Гинцбург и Е.Б.Пашуканис также считали необходимым специальное правовое регулирование для социалистических хозяйственных отношений, ставших к тому времени уже преобладающими в экономике страны. По их мнению следовало создать единое хозяйственное право, центром которого должен стать хозяйственный кодекс. В нем предполагалось наряду с регулированием отношений социалистических организаций поместить и регулирование имущественных отношений граждан. Эта школа отстаивала тезис о недопустимости деления единого хозяйственного права на две самостоятельные части - хозяйственно-административное и гражданское право. Ученые отстаивали необходимость особой отрасли права - хозяйственного права, считая его специфической формой политики пролетарского государства в области управления хозяйством и организации хозяйственных связей. В этих взглядах получила отражение идеология сложившейся к тому времени административно-командной системы, властные силы которой не желали уступать командных возможностей, стеснять себя правопорядком. Главная же ошибка этой теории состояла в том, что регулирование всех отношений с участием гражданина предусматривалось в системе единого хозяйственного права, в то время как это должно было составлять в основном предмет гражданского права. В 1937-1938 годах трудности создания правового обеспечения социалистической экономики были объяснены вредительством. Авторы указанной выше теории были объявлены врагами народа, и, в сущности, на два десятилетия углубленное исследование проблем правового обеспечения социалистической экономики прекратилось. Под влиянием А.Я.Вышинского решено было рассредоточить регулирование хозяйственных отношений в основном в отраслях гражданского и административного права. Так возник дуалистический подход к регулированию экономики с позиций гражданского и административного права. Согласно этой теории вертикальные связи по управлению народным хозяйством обеспечиваются административным правом, а горизонтальные связи товарного обмена - гражданским правом. Переход к такому теоретическому обоснованию в те годы был не случаен.
Жесткой командно-бюрократической системе руководства народным хозяйством не нужны были стеснительные правовые конструкции. Правопорядок в хозяйстве должен был обеспечиваться приказными методами. Поэтому он и опирался на административное право, в котором не было, в сущности, ни институтов, обеспечивающих хозрасчет и элементарные гарантии предприятий, ни вообще каких-либо юридических норм о планировании, правовом положении органов хозяйственного руководства, пределах их компетенции. В сфере же товарного обмена действовал Гражданский кодекс 1922 года, в котором, в сущности, уже не было норм, основательно влияющих на экономику. В середине 1950-х годов возрождается хозяйственно-правовая мысль и получает развитие третья школа хозяйственного права. Новая концепция хозяйственного права учла исторический опыт и ошибки предшественников. Был выдвинут и обоснован научный тезис о единстве хозяйственных отношений и необходимости особого и целенаправленного правового обеспечения экономики. К этому времени сложился единый народнохозяйственный комплекс, требующий правового обеспечения. Регулирование имущественных отношений с участием граждан предлагалось осуществить посредством гражданского законодательства. В основу упорядочения всего хозяйственного законодательства предполагалось положить центральный системообразующий акт: Хозяйственный кодекс или Основы хозяйственного законодательства. На базе такого акта можно было бы систематизировать и кодифицировать законодательство, сделать его четким, целенаправленным и хорошо применяемым на практике. В результате в советской юридической науке появилось несколько концепций хозяйственного права.
Большое распространение получила концепция хозяйственного права как единой и самостоятельной отрасли права, регулирующей отношения по горизонтали и вертикали. Эта концепция разрабатывается учеными института государства и права АН СССР во главе с академиком РАН, профессором В.В.Лаптевым.
Согласно другим представлениям хозяйственное право является комплексной отраслью (Ю.К.Толстой). В ней выделяется “гражданское хозяйственное право” и “административное хозяйственное право” (С.С.Алексеев).
В последние годы сложилась еще одна концепция хозяйственного права, в соответствии с которой хозяйственное право регулирует хозяйственные отношения в государственном секторе (И.Е.Красько).
О.А.Красавчиков выдвинул новую теорию “нормативного массива”. По его мнению, хозяйственное право является нормативным массивом, включающим нормы разных отраслей права. Но где границы этого массива: раздел, правовой институт?
Наиболее обоснованной представляется концепция хозяйственного права как единой и самостоятельной отрасли права. Хозяйственное право регулирует отношения, складывающиеся между организациями и их подразделениями при руководстве и осуществлении хозяйственной деятельности. Эти отношения - хозяйственные и возникают они в процессе воспроизводства. Но в ходе хозяйствования складываются и трудовые отношения, направленные на удовлетворение материальных и социальных потребностей граждан. Предмет хозяйственного права составляют не все отношения воспроизводства, а только часть их - отношения производственного характера. Отношения, складывающиеся при осуществлении хозяйственной деятельности и руководстве ею, сочетают имущественные и планово-организационные элементы. Это имеет место и при горизонтальных, и при вертикальных связях.
Такая дифференциация правоотношений и становится “яблочком”, в которое метят “противники” хозяйственного права. Однако дифференциация единых общественных отношений вполне возможна и применяется во всех отраслях права (трудовое право: индивидуальные и коллективные отношения; гражданское: имущественные и неимущественные отношения).
И в хозяйственном, предпринимательском, и во многих других правовых отраслях предмет регулирования отличается не полной однородностью, а скорее единством охватываемых отраслью общественных отношений. Причем с этой точки зрения предмет предпринимательского права более однороден, чем, скажем, предмет гражданского права в его традиционном понимании. Предпринимательские отношения по горизонтали и вертикали неразрывно связаны. Это части единых и сложных производственных отношений. В то же время связь между имущественными и неимущественными отношениями в гражданском праве в большинстве случаев отсутствует, а их объединение в одной отрасли основывается лишь на сложившихся традициях и единстве метода правового регулирования данных отношений.
Любое правоотношение немыслимо без объекта. В современной юриспруденции объектами правоотношений признаются либо действия их участников, либо наряду с этим материальные и нематериальные блага. С точки зрения характера предпринимательских правоотношений представляется правильным рассматривать в качестве их объекта определенные виды деятельности в экономике - предпринимательскую деятельность, руководство ею. Наряду с этим общим определением объектов предпринимательских правоотношений могут быть выделены и более конкретные объекты в отдельных правоотношениях. Так, в пределах общего понятия предпринимательской деятельности объектом правоотношений может быть деятельность по производству материальных благ, осуществлению работ, оказанию услуг в сфере экономики.
Деятельность по руководству экономикой как объект предпринимательских правоотношений также может быть подразделена на более конкретные виды деятельности, выступающие объектами правоотношений. Объектами предпринимательских правоотношений в сфере руководства экономикой могут выступать: хозяйственное управление, планирование предпринимательской деятельности, контроль за ее осуществлением.
Содержание предпринимательского правоотношения составляют права и обязанности его участников. Речь идет о субъективных правах и обязанностях, возникающих в правоотношениях. Наряду с этим субъективные права и обязанности могут существовать и вне правоотношений, основываться непосредственно на законодательстве.
В пределах единого родового понятия предпринимательских правоотношений выделяются их отдельные виды. Классификация предпринимательских правоотношений может проводиться по различным признакам. Прежде всего, они различаются по своему объекту. С этой точки зрения выделяются две группы правоотношений: связанные с осуществлением производственной деятельности (правоотношения по горизонтали) и связанные с руководством производственной деятельностью (правоотношения по вертикали).
Классификация правоотношений по объектам может быть и более дифференцированной. Так, в пределах правоотношений по руководству хозяйственной деятельностью могут выделяться плановые правоотношения.
Предпринимательские правоотношения могут классифицироваться и по субъектам. В этом плане различают правоотношения между хозяйственными органами и правоотношения, складывающиеся внутри хозяйственных органов.



Просмотров