Ответственность должностных лиц за нарушение земельного законодательства

Требования земельного законодательства РФ являются довольно сложной юридической системой. Какие виды ответственности предусматривает закон за нарушение земельного законодательства, кто занимается рассмотрением спорных дел в сфере охраны природных ресурсов? Об этом мы расскажем в нашей статье.

С точки зрения правового регулирования «земля» рассматривается двумя понятиями:

  • земля, как непосредственно, земельный участок;
  • земля, как природный ресурс или объект.

Примечательно, что оба понятия - есть объекты земельных отношений, регулирующиеся земельным законодательством, в частности, Земельный кодекс РФ, Лесной и Водный кодексы РФ и другие. Примечательно, что некоторые правовые отношения, касающиеся использования земли, могут регулироваться нормами гражданского, административного и иного законодательства. К примеру, земельные участки, относящиеся к категории земель общего пользования либо являющиеся природоохранными объектами, могут находиться только в федеральной собственности без права продажи и передачи в частную собственность (ст. 209-217 ГК РФ). Целевое назначение земельного участка с/х назначения может быть изменено только на основании решения исполнительного органа государственной власти. Также, как и порядок наложения административных штрафов предусматривает, как Кодекс об административных правонарушениях РФ, так и Земельный кодекс РФ. Любые сделки, объектами которых являются земли, в обязательном порядке подлежат государственной регистрации.

За регистрацию незаконных сделок с землей предусматривается уголовная ответственность по статье 170 УК РФ.

Право на землю реализуется через виды и формы собственности на земельные участки, которые в целом составляют земельный фонд России. Законодательство по субъектному праву предусматривает следующие формы земельной собственности:

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства

Юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах - схема принудительных мер, которые применяются к нарушителям земельного законодательства в целях предупреждения в дальнейшем правонарушений, наказания виновных лиц, а также восстановления нарушенных прав. Кроме того, применение ответственности является мерой охраны земель, направленной на защиту субъективных прав на землю и порядок землепользования. Участниками правоотношений в сфере земельного законодательства являются:

  • государство, выступающее в лице уполномоченных органов;
  • физические, юридические и должностные лица, к которым может быть применен вид ответственности за правонарушение.

Процесс ведения дел о земельных правонарушениях представляет собой сложный механизм, реализация которого осуществляется специализированными компетентными государственными органами. К примеру, в компетенцию органов Государственного комитета РФ по охране окружающей среды (экологов) входит рассмотрение дел и применение мер ответственности за неприятие нарушителем каких-либо мер по предотвращению процессов, отрицательно влияющих на состояние почвы. Ответственность за нарушение земельного законодательства складывается из двух составляющих:

  • карательная - заключается в несении виновным лицом неблагоприятных последствий;
  • восстановительная (компенсационная) - заключается в обязанности виновного своими силами частично или полностью компенсировать причиненный вред; перечень форм восстановления прав в сфере земельных отношений указан в главе 9 Земельного кодекса РФ.

Объектами правонарушений в области земельных отношений являются: земельные участки, имущественные объекты, экологическая обстановка на конкретном земельном участке, находящаяся под охраной законодательства, правила использования земель целевого назначения. Отметим, что в случае прекращения прав собственности или пользования земельным участком, возникшего вследствие нарушения положений земельного законодательства, никаких мер ответственности не предусмотрено.

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства возникает только при наличии фактических оснований (явная вина нарушителя, наличие факта правонарушения, влекущего за собой негативные последствия, наличие причинной связи между совершенным правонарушением и последствиями).

Земельными правонарушениями являются нарушения прав собственности на землю, порядка использования земли и требований в сфере охраны земель. Также земельные правонарушения предполагают действия должностных лиц, которые в той или иной мере связаны с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих полномочий. Земельное правонарушение - есть противоправное общественно-опасное действие либо бездействие, которые создают угрозу возникновения негативных последствий относительно объекта посягательства - земли. Состав правонарушения образуется совокупностью основных элементов, входящих в состав земельного законодательства:

  1. Объект правонарушения - земля.
  2. Объективная сторона - противоправное деяние, нарушающее земельное законодательство (неуплата земельного налога, неуплата арендной платы, загрязнение земель и т.д.).
  3. Субъект правонарушения - физическое (граждане и должностные лица, за исключением руководителей общественных объединений) или юридическое лицо.
  4. Субъективная сторона правонарушения - факт наличия вины правонарушителя (умышленная или неосторожная).

В некоторых случаях для привлечения к ответственности не требуется наличия факта вины (ст. 1079 ГК РФ), например для предприятий - источников повышенной опасности, допустивших аварийный разлив нефти из нефтепровода, результатом чего стало повреждение земель. В данном случае это является правонарушением и повлечет за собой соответствующую меру ответственности, если только причинитель вреда не докажет, что правонарушение возникло в результате непреодолимой силы либо умышленных действий потерпевшего. Состав правонарушения в сфере земельного законодательства может быть формальным (например, искажение сведений о состоянии и использовании земель) либо материальным (например, использование агрохимикатов, вызвавших загрязнение земель). Характеристики правонарушений различают по признакам классификации. Одним из наиболее важных значений в сфере земельных правоотношений несет в себе классификация по видам ответственности, которые прописаны в главе 8 Земельного кодекса РФ, они делятся по материальному признаку на: гражданско-правовую, административную, уголовную, трудовую и дисциплинарную ответственность, применяемую на основании конкретного нормативно-правового акта. Земельные преступления являются уголовно-наказуемыми деяниями, как посягательство на землю. Административные правонарушения являют собой действия или бездействия, влекущие за собой административные наказания виновных лиц. Дисциплинарные проступки в сфере земельного законодательства касаются различного рода взысканий по службе виновного лица со стороны нанимателя или руководящего органа. Гражданские правонарушения являются следствием причинения имущественного вреда или вреда, причиненного здоровью граждан и окружающей среде. Классификации земельных правонарушений различаются в зависимости от степени общественной опасности, определяемой посредством выяснения обстоятельств, размеров причиненного ущерба и последствий противоправных действий в целом.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства предполагает:

  • экологические правонарушения, представляющие собой посягательство на землю, как на элемент, входящий в состав экосистемы (ст.ст. 254, 246 УК РФ);
  • экономические правонарушения, являющие собой посягательство на землю, как на объект хозяйственного назначения (ст. 167 УК РФ);
  • производственные правонарушения, являющие собой посягательство на объекты, произрастающие из земли (ст.ст. 231, 260 УК РФ).

Трудовая ответственность за нарушение земельного законодательства регулируется статьей 75 Земельного кодекса РФ и представляет собой применение дисциплинарных взысканий к работнику, не исполнившему либо выполнившему ненадлежащим образом свои должностные обязанности, в результате чего его предприятие понесло перед государством административную ответственность (ст. 192 ТК РФ).

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства делится в зависимости от объекта правонарушения и бывает:

  • за экономические правонарушения (ст. 7.1. КоАП РФ)
  • за экологические правонарушения (ст. 8.6. КоАП РФ)
  • за нарушения, возникшие вследствие мелиорации земель и ветеринарии (ст. 10.9. КоАП РФ)

Дисциплинарная ответственность может быть применена только к временному или постоянному работнику, в чьи трудовые обязанности входит соблюдение земельно-правовых норм. Дисциплинарные взыскания выносятся за правонарушения, выявленные в период рабочего времени и могут быть применены совместно с имущественной и дисциплинарной ответственностью.

за нарушение земельного законодательства представляет собой юридическую норму, включающую имущественное содержание, а значит, меры, применяемые к правонарушителю, носят исключительно имущественный (материальный) характер. Соответственно, применение ответственности имущественного характера предполагает наличие причиненного ущерба (утрата ценностей, упущенная выгода, вынужденные затраты на устранение негативных последствий, возникших вследствие причиненного вреда).

Гражданско-правовая ответственность предполагает материальную ответственность правонарушителя только перед лицом, чьи права были нарушены, включая имущественные санкции, возложенные на потерпевшую сторону.

Нурислам

Здравствуйте, скажите пожалуйста в объязанности каких организаций и должностных лиц входят обязанности по фиксации и выявлению самозахват земельного участка, и пользование сх земли не по назначению порча сх земель производственными отходами?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте! Все зависит от того, как будут оцениваться с точки зрения закона такие действия. Например, если речь идет о преступлении, то такими делами занимаются органы полиции. Если нарушение менее серьезное, то эти вопросы входят в компетенцию органов земельного надзора, основным из которых является Росреестр.

Анна

Добрый день. У меня вопрос. 13 лет назад купили полуразрушенный дом с участком по бумаге написанной о руки, всего за 4000 рублей, были два свидетеля их паспортные данные внесены. Дом был списан, в Россреестре не фигурирует ни одного договора на него.Дом старый был построен для работников экспедиционных служб.Сейчас стал вопрос,об угорозе штрафа в 5000 руб. за незаконное самовольное занятие земли по ст 25, 26 ЗК РФ Дом стоит оказывается на кадастре.Мыего обустроили,вложили много денег -теперь и бросать жалко.Мы обратились в Управление Муниципального Имущества, где получили ответ, что дом муниципальный и стоит на кадастре, оценен в 450 000 руб.. Сделали запрос в УФМС, там дали ответ,что информация по отнесениюжилого помещения к определенному видужилых помещений -отсутствуют данные. Что теперь нам делать? Правомерно ли присуждение штрафа 5000! Может лиадминистрацияпоселка сама поставить дом на муниципалитет? Законно ли это?Так как мы проживаем на дальнем Востоке, сейчас есть возможность оформить землю в безвозмездное пользование под Дальневосточный гектар, что мы уже и сделали, но еще не получили ответа от инспектора.Мы ведь имеем право взять эту землю под гектар, если она ни за кем не числится?Дом покупала моя мама, она пенсионер, инвалид 2-3 , нерабочей группы, может это тоже поспособствует для защиты.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Анна! Попробуйте договориться с администрацией о выкупе дома с земельным участком. Это позволит получить законные основания для владения домом на праве собственности. К сожалению, штраф был назначен обоснованно, так как фактически имело место занятие чужого земельного участка без соответствующих правовых оснований. Конкретно этот земельный участок получить по программе дальневосточного гектара будет вряд ли возможно, так как требуется, чтобы участок находился в соответствующей зоне, а также в связи с тем, что информация о таком участке должна быть выложена в открытый доступ для того, чтобы все желающие могли выбрать себе данный участок. Поэтому не все так просто.

наталия

При проверке зем. законодательства росреестром выявлено самовольное занятие мной небольшой части зем. участка. На основании ст.7.1 Коап выписан штраф 5000 р. Но в этой статье есть прим.2 о пропорциональном расчёте штрафа, если он рассчитан по кадастровой стоимости. Имеет ли право инспектор выписать штраф не по кад. стоимости, если таковая имеется.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Наталья! В этом случае действия инспектора являются неправомерными. Он обязан был рассчитать размер штрафа пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

Александр

Добрый день! Между сельсоветом муниципалитет и организацией арендатор заключен договор аренды земельного участка. Третьим лицом, в данном случае одной дорожно-строительной организацией произведено самовольное занятие части земельного участка для временной стоянки техники и оборудования, в следствии чего произошло нарушение почвенного покрова, как и сам факт самовольного занятия. Факт каких-либо договоренностей между собственником земельного участка и третьим лицом арендатор не выявил. Скажите пожалуйста, в случае проведения государственного экологического надзора органами исполнительной власти и прокуратуры может ли арендатору быть вменено административное нарушение за невыполнение ст. 13 Земельного кодекса РФ? Или вся ответственность будет возложена на дорожно-строительную организацию, совершившую самовольное занятие части земельного участка и порчу земель? В случае наличия определенных правоотношений между собственником земельного участка и третьим лицом, освобождается ли арендатор от исполнения норм земельного законодательства в данном случае? Спасибо.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Александр! Формально такие требования могут быть предъявлены к арендатору, как лицу, ответственному, за надлежащее использование земельного участка. Если арендатор сможет доказать, что нарушение законодательства было осуществлено третьими лицами, то к ответственности могут быть привлечены данные лица. Но в любом случае арендатор не может быть освобожден от договорной ответственности за необеспечение сохранности земельного участка.

Елена Жаркова

Здравствуйте! Какой закон регулирует права на землю и имущество на земле бывших заключенных? Владельцем участка с 2004 года был мой родственник, его лишили свободы в 2006 году, в этот период он обрабатывал участок, построил на нем дом, огородил! Он был членом СНТ с книжкой, уплатой взносов. При лишении свободы все документы на участок забрали! До 2018 года участок использовали родственники в хозяйственных целях. Месяц назад родственник освободился, но узнал, что его участок был продан со всем имуществом еще в 2012 году, месяц назад был перепродан и новый собственник собирается снести все хозяйственные постройки! Другими словами человек остался без земли, имущества на этой земле и все усилия родственников, пытавшихся сохранить этот участок в хорошем состоянии пошли прахом! Что делать? Как защитить права бывшего осужденного?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Елена! Лишение человека свободы не означает автоматическую потерю им права собственности на его недвижимость. Недвижимость может быть продана или право собственности на нее может быть прекращено в случаях, предусмотренных законодательством. Поэтому необходимо уточнить, на каком основании бывший заключенный был лишен права собственности. Возможно, имели место противоправные действия, например, подделка доверенности. Не исключено, что земля была арестована судебными приставами за долги человека. Поэтому надо сейчас максимально подробно установить все обстоятельства сделки по продаже земли. С учетом полученной информации надо и предпринимать дальнейшие действия.

Светлана о

Добрый час. Мы оформили документы межевой план в 2009г.на свой земельный участок, пришли 10 апреля 2018 г специалисты с регистрационной палаты, сказали что спутник сделал фото и у нас больше земельный участок, перемеряли рулеткой и оказалось,что 22 метра земли не учтены в межевом плане, сказали что в течении полугода оформите документы еще на один межевой план на неучтенные 22 метра, сначала говорили что не будет штрафа в размере 5000 руб, сегодня пошла к ним в регистрационную палату,провели со мной беседу по оформлению межевого плана и выписали штраф 5000 руб. и сказали оплатить в течении 2-х месяцев. Вправе они выписывать нам этот штраф, если мы согласны на оформление межевого плана на эти недостающие 22 метра? Или же штраф должен быть выписан только после того, как пройдет установленный срок 6 месяцев и мы не оформим межевой план?

Мера защиты, применяемая государством для пресечения нарушений закона в этой сфере. Попытаемся разобраться, в каких случаях она применяется и в чем именно состоит.

В каких случаях наступает административная ответственность за нарушение земельного законодательства?

Административная ответственность в сфере земельного законодательства может наступать за следующие группы проступков:

Нарушения правил, по которым должны использоваться участки (деятельность, противоречащая целевому назначению земли, и т. п.).

Посягательства на участок, который является не только хозяйственным, но и природным объектом (нарушение правил работы с химикатами, порча земли и т. д.).

Нарушения, связанные с гражданскими и иными правоотношениями, касающимися участка (самозахват земли, уничтожение знаков и т. п.).

Нарушения, касающиеся порядка управления землей. Сюда относится несоблюдения сроков рассмотрения заявлений о выделе земли и нарушение порядка регистрации прав и сделок. В основном ответственность за эти нарушения касается должностных лиц, однако если нарушается порядок регистрации, могут подвергнуться наказанию и другие граждане или даже организации.

Важный момент: если к ответственности привлекается организация, это вовсе не означает, что конкретные лица из ее управленческого состава могут быть спокойны. Достаточно часто наказание может быть возложено как на юридическое лицо в целом, так и на конкретное физическое лицо, если им были совершены действия или приняты решения, нарушающие законодательство о земле. Кроме того, если виновным является работник организации, дополнительно к нему могут быть применены и дисциплинарные меры, установленные внутренними актами самой организации.

Стоит также отметить, что к административной ответственности за земельные правонарушения могут привлечь, только если она:

установлена КоАП;

введена законами субъекта РФ.

При этом даже внутри КоАП составы правонарушений, касающихся земли, не объединяются в одной главе, а рассредоточены по нескольким. Связано это с тем, что данные проступки касаются многих сфер деятельности, и целесообразнее объединять их не по объекту, против которого совершено правонарушение, а по характеру совершенного деяния.

Законами и другими актами органов власти субъектов РФ такая ответственность может устанавливаться, но - только в пределах компетенции, которую федеральное законодательство устанавливает для местной власти. На федеральном уровне все виды ответственности подлежат включению в соответствующие кодексы.

Какая ответственность предусмотрена?

В большинстве случаев за правонарушения, связанные с землей, нормативные акты предусматривают только 2 вида наказания:

предупреждение;

Предупреждение - это минимальный вид ответственности. Оно представляет собой официальное информирование виновного о том, что он нарушает закон, а также требование прекратить нарушение и воздержаться от аналогичных действий в будущем. Штраф же - это денежное взыскание, размер которого установлен законом.

Кто налагает ответственность за земельные правонарушения?

Единого органа власти, который привлекал бы виновных к ответственности в этой сфере, в России нет; поэтому за порчу земли виновный привлекается к ответственности Роспотребнадзором, за другие нарушения - Россельхознадзором или иными органами. Определить, к компетенции какого именно органа относится рассмотрение конкретного дела, можно только по содержанию нормативного акта.

В ЗК РФ предусмотрены следующие виды земельных правонарушений и штрафы за них.

Самовольное занятие земельных участков

Данное правонарушение посягает на установленный земельный распорядок. Этот порядок установлен ЗК РСФСР. Земельные участки предоставляются решениями органов исполнительной власти Российской Федерации, ее субъектов, местными администрациями в собственность, пожизненное наследуемое владение, пользование, аренду. В этой связи любой самовольный захват земельного участка любым лицом -- юридическим или физическим -- есть нарушение установленного земельного распорядка. И кроме того, оно приносит вред экономике, землепользователям, владельцам, собственникам, арендаторам либо государству (если участок самовольно захватывается из государственных земель и земельного запаса). Самовольно занятый земельный участок подлежит возврату без возмещения "захватчику" затрат на освоение участка.

Самовольное строительство на земельном участке

Даже законные собственники, а тем более владельцы, пользователи, арендаторы обязаны соблюдать правила застройки. Они могут возводить постройки и сооружения, но с соблюдением установленных правил застройки. Лицо, самовольно занявшее участок, тем самым уже нарушившее земельное законодательство, не вправе осуществлять вообще какую-либо застройку. Участок возвращается (собственнику, пользователю, владельцу или государству), а постройка сносится нарушителем или за его счет без возмещения затрат. Собственники и владельцы вправе застраивать участки самостоятельно, но с соблюдением правил застройки, а пользователи и арендаторы вправе проводить застройку с согласия собственника.

Захламление земель

Данное нарушение отличается от загрязнения земель тем, что поверхность участка захламлена отходами производства -- кирпичом, цементом, стройматериалами и т. д., в результате чего участок невозможно использовать по назначению, рационально, без его восстановления, рекультивации. Поэтому данное нарушение также приносит определенный вред правообладателю земли. Ответственность возлагается на самих правоземлеобладателей. Это собственники, владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков. Захламить участок могут и «сторонние» физические и юридические лица. Нарушение может быть совершено как умышленно, так и халатно, по небрежности, неосторожности и может выражаться в бесхозяйственности и непринятии мер по очистке участка.

Загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами

В отличие от захламления загрязнение означает проникновение в почву таких веществ, которые отрицательно меняют ее химический состав, вредно влияющий на плодородие почв, снижают урожайность, делают продукцию опасной для людей и животных, в то время как захламление -- это, как отмечалось выше, оставление на почве твердых нерастворимых предметов (а не веществ и элементов). Загрязнителями могут быть как предприятия и организации, так и граждане: предприятия, насосные станции, атомные станции, автопарки, заводы и фабрики (например, кожевенные, масложировые, бумажные). И те и другие могут быть субъектами ответственности. Нарушение может совершаться как умышленно, так и по неосторожности, халатности, небрежности. Высокие штрафы устанавливаются в связи с тем, что данное нарушение приносит большой вред -- снижение плодородия почв и снижение урожайности, иногда на долгие годы. Если такое загрязнение становится общественно опасным, оно превращается в преступление и карается уголовной ответственностью.

Данное правонарушение, как и предыдущее, также относится к наиболее вредным, так как подобное заражение может приводить к тем же вредным последствиям. Но в отличие от загрязнения заражение заключается в том, что в почву попадают, например, микробы, вредные для здоровья и жизни людей и животных, для сельхозпродукции. Субъектами-загрязнителями здесь могут быть, как правило, научно-исследовательские учреждения, опытные станции, имеющие дело с такими вредными организмами. Иногда субъектами могут быть и граждане, но реже. Нарушение может совершаться умышленно и неосторожно. Данное правонарушение может "перерасти" даже и в уголовное преступление.

Порча и уничтожение плодородного слоя почвы. В отличие от загрязнения и заражения, которые могут причиняться только химическими веществами и бактериологическими организмами, порча и уничтожение причиняются физическим воздействием (например, рытьем траншей, канав, проездом тяжелого транспорта, установок и др.). Подобное физическое уничтожение или порча также могут надолго выводить из строя плодородную почву. Нарушение может совершаться умышленно, но не исключается и неосторожное поведение причинителя. В данном случае, как правило, причиняются большие убытки, и особенно в виде упущенной выгоды, которые возмещаются иногда в течение длительного времени вплоть до полного восстановления плодородия почвы.

Нарушение сроков возврата временно занимаемых земель . В соответствии с ЗК РФ, земли могут предоставляться во временное пользование (например, для геолого-разведывательных и изыскательных работ, для подъездных путей при строительстве и др.). В отличие от предыдущего нарушения, где земли не отводятся, но им причиняется ущерб, здесь земля отводится на определенный, временный срок. По истечении этого срока такие земельные участки должны быть возвращены собственнику, владельцу, пользователю, арендатору. Не возврат участков в срок означает, по существу, продолжение пользования ими, но уже незаконное, т. е. самовольное. Нарушение совершается, как правило, умышленно, но может совершаться и по небрежности. Субъект нарушения -- признаются граждане и юридические лица, получившие землю во временное пользование.

Невыполнение обязанностей по приведению временно используемых земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

В данной теме нарушение земель прежде всего неразрывно связано с предыдущим состоянием земли. Временный землепользователь, арендатор обязаны не только вернуть участок по истечении срока (это -- самостоятельное требование), но и вернуть в пригодном для использования состоянии, причем не просто в пригодном, а для использования именно по целевому назначению (например, для сельхозпроизводства и др.). Данное нарушение совершается умышленно. Нарушитель знает, что он обязан делать, но не делает. Нарушители -- те же временные пользователи, арендаторы, т. е. как юридические лица, так и граждане. Временный землепользователь обязан провести все необходимые работы: распашку, восстановление плодородного слоя, ликвидацию всех повреждений почвы, т. е., как это называется в ЗК РФ, провести рекультивацию земли, Все эти работы выполняются им за свой счет. Если (в крайнем случае) он не делает этого, собственник (владелец) участка может это сделать за свой счет и взыскать с временного пользователя убытки, включая упущенную выгоду.

Проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель

Прежде всего, могут возникнуть трудности: является ли каждое из перечисленных деяний оконченным нарушением или оконченное нарушение составляют все четыре деяния вместе, в совокупности. Видимо, без ввода таких предприятий и объектов в эксплуатацию отрицательного воздействия не будет. Но, с другой стороны, такие действия без экологической экспертизы вообще не могут иметь места. В таких случаях на каждой стадии возможно прекращение проектирования, размещения и строительства объектов и, кроме того, наложение штрафа на виновных. В каждом случае надо исходить из конкретных обстоятельств. Какие объекты имеются в виду? Любые, если они отрицательно влияют на состояние земель. Это могут быть гидроэлектростанции, которые выводят огромное количество земель из сельхозоборота; гидромелиоративные сооружения, которые могут привести к иссушению земель или, наоборот, к их заболачиванию, подтоплению и т. д. Действия нарушителей, как правило, умышленные: они знают об отрицательных последствиях, но продолжают нарушение, противоправное действие. Особенно если это делается без экологической экспертизы. Без такой экспертизы вообще не должно быть никакого строительства.

Искажение сведений о состоянии и использовании земель

В соответствии с ЗК РФ, каждый землепользователь по требованию земельных органов и их должностных лиц обязан давать правдивую информацию о количестве и качестве земель, их состоянии. Это необходимо, в частности, для выделения земель крестьянским (фермерским) хозяйствам; для предоставления во владение, пользование или аренду; для ведения мониторинга земель и. земельного кадастра. От этих сведений зависит правильное решение вопросов о предоставлении земель, а от неправильной информации могут быть нарушены права граждан и организаций. В этом -- вредность данного земельного правонарушения. Нарушителями выступают граждане-собственники, владельцы, пользователи, арендаторы; должностные лица предприятий (колхозов, совхозов, предприятий, коммерческих организаций и др.); должностные лица земельных органов, контрольных органов, ведущих государственный учет земель. Эти нарушения могут отрицательно отразиться на единой государственной регистрации земель как имущества, недвижимости.

Нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков и сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда

Во-первых, нарушение сроков и сокрытие информации. Причем они касаются двух случаев: выделение участка из земель запаса и из земель колхоза или совхоза (другой организации) при выходе колхозника или работника совхоза, товарищества, кооператива, для образования крестьянского (фермерского) хозяйства. В первом случае срок рассмотрения заявления (ходатайства) установлен не более 2 месяцев, а во втором случае -- месячный срок. Эти два случая земельных правонарушений и штрафов за них предусмотрены и Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве (ст. 7 и 8). В этом Законе говорится об ответственности виновных лиц, не расшифровывая их. А в ЗК РФ прямо называются должностные лица. Имеются в виду как должностные лица колхозов и совхозов (допускающих волокиту при рассмотрении заявлений), так и должностные лица земельных комитетов.

Во-вторых, сокрытие информации о свободном земельном фонде. Это также серьезное нарушение, ибо оно ведет к неправильному решению вопросов, нарушению прав граждан. Желание скрыть сведения о наличии земель возможно у тех же руководителей хозяйств, местных земельных органов и администраций. Они, как правило, и являются субъектами данного земельного правонарушения.

Уничтожение межевых знаков

Межевые знаки устанавливаются на границах участков собственника, владельца, землепользователя в натуре для отграничения земель одних субъектов права от других. Знаки создают условия для устойчивости права на землю. Уничтожение их ведет к нарушению прав обладателей земли. В результате этого нарушения размер участка у одного землепользователя может уменьшиться, а у другого («захватчика») увеличиться. По существу, это нарушение дополняется другим нарушением -- самовольным захватом земли. Межевые знаки могут быть уничтожены как юридическими лицами, так и гражданами, причем умышленно или неосторожно.

В ЗК РФ сказано, что за указанные выше правонарушения законодательством может быть установлена уголовная ответственность. Следует уточнить: не просто за перечисленные нарушения, а в тех случаях, когда они приобретают признаки преступления и указаны в УК РФ. Это зависит от законодателя. Никто не может устанавливать разграничение административных проступков и преступлений, кроме законодателя, В каких же случаях это может быть? В зависимости от объективных обстоятельств законодатель решает, какое правонарушение объявляется административным проступком или уголовным преступлением.

Субъекты Федерации могут устанавливать в своем законодательстве и иные административно-земельные правонарушения и размеры штрафов за них. Наложение штрафов и других взысканий за указанные нарушения не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений. Эта важная норма отражает принцип и требование реального исполнения закона, обязанность любого юридического лица, гражданина, должностных лиц, совершивших правонарушение и привлеченных к административной ответственности, устранить допущенное нарушение.

Порядок наложения штрафов:

В указанных контрольных органах создаются инспекции по наложению административных штрафов, которые на основании

протоколов и актов инспекторов о выявленных нарушениях решают вопросы о наложении на виновных административных штрафов. Штраф может налагаться не сразу. Инспектор, выявив нарушение, может дать письменное предупреждение -- это тоже еще не мера административного взыскания. Если и после этого нарушитель не устраняет нарушение, инспектор составляет акт и протокол о нарушении. Акт составляется при участии землеустроителей и других специалистов, нарушителя и передается в инспекцию. Поскольку штраф указывается в Законе в пределах «от и до», он может быть наложен либо в минимальной сумме, либо в максимальной, либо в сумме в пределах «вилки». Это делается по усмотрению госинспекции в зависимости от тяжести нарушения и его последствий, а также материального положения нарушителя.

Получить необходимый образец у адвоката стоит больших вложений. Потому что это очень квалифицированная услуга. Читающий бессознательно получает мнение о подписавшемся, что изложил свои доводы, изучая заявление и его мысли. В процессе документ это отражение интеллекта обращающегося. Это становится очень важнымв проблемах, когда решение формируется от эмоционального состояния.

Ответственность за нарушение земельного законодательства, в том числе за виновное деяние, наносящее ущерб, прежде всего, заключается в несении неблагоприятных последствий виновным лицом – это карательная составляющая. Второй составляющей ответственности за нарушение земельного законодательства является восстановительная (компенсационная) функция. То есть, лицо, совершившее деяние, несет не только наказание, но и обязано своими силами, полностью или частично компенсировать причиненный им вред. Полный перечень форм восстановления прав в сфере земельных отношений дает глава 9 Земельного кодекса РФ.

Равно как и ответственность в другой сфере (пример: ответственность за нарушение жилищного законодательства, ответственность за нарушение семейного законодательства и т.д.), ответственность за нарушение земельного законодательства подразделяется на традиционные, часто применяемые формы ответственности в российском законодательстве: на административную, гражданскую, трудовую и уголовную, осуществляемые в соответствии с каждым отдельным нормативно-правовым актом.

Ответственность за нарушение земельного законодательства

Раздел: Земельное право | 1 комменатрий

Видам ответственности за нарушение земельного законодательства посвящена глава XIII Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с Земельным кодексом РФ, правонарушение в области земельных отношений признают деяние лица, который своими действиями или бездействиями нарушил нормы отрасли права, охраняемой общественные отношения, регулируемые земельным правом, при этом, совершенное виновно и причиняющее вред, государственным, частным или общественным интересам. Объект правонарушений в сфере земельных отношений есть главная отличительная особенность земельных правонарушений в целом. Так, объектами являются: земельные участки и имущественные объекты, правила использования земель, экологическая обстановка на земельном участке, охраняемая законом.

Ответственность за нарушение земельного законодательства. в том числе за виновное деяние, наносящее ущерб, прежде всего, заключается в несении неблагоприятных последствий виновным лицом – это карательная составляющая. Второй составляющей ответственности за нарушение земельного законодательства является восстановительная (компенсационная) функция. То есть, лицо, совершившее деяние, несет не только наказание, но и обязано своими силами, полностью или частично компенсировать причиненный им вред. Полный перечень форм восстановления прав в сфере земельных отношений дает глава 9 Земельного кодекса РФ.

Равно как и ответственность в другой сфере (пример: ответственность за нарушение жилищного законодательства. ответственность за нарушение семейного законодательства и т.д.), ответственность за нарушение земельного законодательства подразделяется на традиционные, часто применяемые формы ответственности в российском законодательстве: на административную, гражданскую, трудовую и уголовную, осуществляемые в соответствии с каждым отдельным нормативно-правовым актом.

Уголовная ответственность за нарушения земельного законодательства представлена в законодательном документе в трех частях:

экологические – выраженные в посягательстве на землю как элемент экосистемы (прим. ст.ст. 254, 246 УК РФ);

экономические – выраженные в посягательстве на землю, как объект хозяйственного назначения (прим. ст. 167 УК РФ);

производственные – выраженные в посягательстве на объекты, которые произрастают из земли (прим. ст.ст. 231, 260 УК РФ).

Трудовая ответственность за нарушение земельного законодательства (ст. 75 ЗК РФ) выражена в применении дисциплинарных санкций к работнику, который выполнил свои должностные обязанности не надлежащим образом, в результате чего его организация понесла ответственность перед государством административного характера. Данная ответственность регламентируется ст. 192 Трудового кодекса РФ.

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства классифицируется в зависимости от объекта посягательства:

экономические нарушения (прим. ст.7.1. КоАП РФ);

экологические нарушения (прим. ст. 8.6. КоАП РФ);

нарушения в сельском хозяйстве, мелиорации земель и ветеринарии (ст. 10.9 КоАП РФ).

Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства имеет одну отличительную особенность из всех видов юридической ответственности – это ее имущественное содержание. То есть, гражданско-правовая ответственность, в первую очередь, заключается в применении к правонарушителю мер имущественного характера. Также отличительной чертой, гражданско-правовой ответственности в форме применения ответственности имущественного характера есть наличие ущерба. В земельном праве под ущербом следует понимать: утрату ценностей (плодородного слоя и т.д.); затраты на устранение неблагоприятных последствий; упущенная выгода, в том числе недополученный урожай (уменьшение урожая при уменьшении плодородия земель).

При гражданско-правовой ответственности, за нарушение земельного законодательства, правонарушитель несет имущественную ответственность только перед лицом, чьи права были им нарушены. При этом, имущественные санкции, которые возлагаются на потерпевшего, в дальнейшем, взыскиваются с него в пользу потерпевшей стороны.

Глава 8 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1 Понятие юридической ответственности за земельные правонарушения

Ответственность вообще - это обязанность отвечать за свою общественно-негативное поведение и иметь за такое поведение негативные последствия

Юридическая ответственность - это юридическая обязанность нарушителя юридической нормы отвечать за свою общественно-негативное поведение и принять на себя негативные правовые последствия через меры государственного пр Римус.

Ответственность за нарушение земельного законодательства - важная составляющая правового обеспечения рационального использования и охраны земель Она имеет место в рамках правоотношений между субъектами ом, который нарушил предписания земельно-правовой нормы, с одной стороны, и государством в лице его органов - с другой Юридическая ответственность направлена. на стимулирование соблюдения земельно-правовых норм, восста ления нарушенных земельных прав, а также на предотвращение совершения земельных правонарушенийнь.

Юридическое содержание ответственности заключается в безусловном обязанности правонарушителя претерпевать неблагоприятные последствия личного, имущественного или организационного характера Вид и степень этих последствий предусмотрен ни соответствующими санкциями правовых норм.

Ответственность за нарушение земельного законодательства всегда связана с негативными правовыми последствиями как результатом неправомерных деяний (действий или бездействия) виновного лица В тех случаях, когда например, при изъятии (выкупе) земельных участков для государственных или общественных нужд собственникам земельных участков или землепользователям наносятся убытки, вопрос об ответственности не возникает Ту т имеют место гарантии защиты нарушенных прав субъектов правомерными действиями уполномоченных государственных органеів.

Неправомерное поведение возможно как со стороны самих носителей земельных прав, так и со стороны посторонних лиц В связи с этим среди негативных правовых последствий самостоятельное место занимает принудительное прекращение земе Ельня прав су"" объектов (право собственности на земельный участок и право на землепользование), которое иногда называют земельно-правового ответственностью Кроме того, к виновным лицам, совершившим земельный правоп орушення, могут быть применены меры административного, дисциплинарного или уголовного воздействия, а при наличии причиненного ущерба - его возмещениюня.

Ответственность за нарушение земельного законодательства выполняет ряд важных функций:

Во-первых, она выступает как средство обеспечения выполнения требований земельного законодательства;

Во-вторых, ответственность в указанной сфере является важным элементом механизма гарантий земельных прав субъектов;

В-третьих, нормы этого института стимулируют соблюдение принципов земельного законодательства;

В-четвертых, в условиях перехода экономики страны к рыночным отношениям возрастает роль компенсационной функции юридической ответственности

В современных условиях земельных преобразований важное значение приобретают охранная, превентивная и воспитательная функции ответственности за земельные правонарушения Они являются средством охраны и обеспечения установления влены в государстве земельного правопорядкау.

Наконец, в некоторых случаях юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства выполняет карательную функцию, когда она является следствием совершения уголовных или административных правонарушений

Ответственность за нарушение земельного законодательства зависимости от совершенного нарушения, применяемых санкций по юридической силе воздействия на правонарушителей делится на административную, кри иминальну, гражданско-правовая и дисциплинарная.

В правовой литературе иногда обосновывается необходимость выделения наряду с традиционными видами ответственности, еще и специальной ответственности за нарушение земельного законодательства Специального считается ответственность, которую составляют меры правового воздействия на нарушителей земельного законодательства, предусмотренные Земельным кодексом Украины и законодательством, его дополняет Да, специаль ной земельно-правовой ответственности в указанной сфере предлагают отнести принудительное прекращение права пользования земельным участком, обязанность снести собственником земельного участка или землекористува чем самовольно возведенный объект повернуть самовольно занятый участок и др. Такая точка зрения дискуссионная Меры воздействия на правонарушителей, которые самовольно заняли земельный участок или совершили другое нарушит ния, действительно предусмотренные действующим законодательством Но по своей сути они являются специфическими санкциями, которые в административном порядке применяют судебные и другие органы к правонарушителям Эти санкции могут касаться как носителей земельных прав, так и других лиц-правонарушителей Введение в обращение, наряду с традиционными видами ответственности, других ее видов вряд ли целесообразнооцільне.

Ответственность за нарушение земельного законодательства является межотраслевым институтом Она реализуется с использованием различных по характеру мер воздействия па правонарушителей Специфика их примен вания в каждом случае зависит от характера правонарушения и конкретных обстановкиин.

Следует акцентировать внимание на том, что юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства, разделяясь на различные виды, может наступать как для физических, так и юридических лиц При этом Необхо идно помнить, что уголовная ответственность в Украине - персонифицированный вид юридической ответственности, а потому она наступает исключительно для конкретных физических лиц в случае совершения ими преступления Админ истративна и гражданско-правовая ответственность за нарушение норм земельного права может наступать и для юридических лиц, о чем пойдет речь в следующем подразделениелі.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Ответственность за нарушения земельного законодательства

Аннотация

В данной теме было рассмотренны понятия земельного правонарушения и выдры ответственности.

Административная ответственность наступает за совершение административного проступка, т.е противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Уголовная ответственность наступает за совершение преступления, которым признается виновно за совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Гражданско-правовая ответственность в случаях нарушения имущественных прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков и причинения им ущерба.

КЗОТ РФ предусматривает меры дисциплинарной ответственности. За нарушение трудовой дисциплины администрация предприятия, учреждения, организации применяет следующие дисциплинарные взыскания: выговор, строгий выговор, увольнение. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитывать тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника.

Данная тема заняла 21 страницу текста и 6 литературных источников.

Введение.

Земельное право относится к числу древнейших отраслей права не только в России, но и в других странах. Со времен Киевской Руси существовало поземельное феодальное право, во все времена государство регулировало поземельные отношения. Во второй половине ХïХ в. существовало крестьянское земельное право, являвшееся основной частью крестьянского обычного права. После революции 1917 г. возникло советское земельное право.

Прошло почти десятилетие с начала 90-х гг. когда началась земельная реформа в нашей стране. С тех пор земельное законодательство сильно изменилось. Государственная собственность на землю перестала быть исключительной. Ныне существует частная и публичная (государственная и муниципальная) собственность на землю. Земля признана недвижимым имуществом, она стала предметом купли-продажи, совершения иных сделок. Формирование рыночных отношений, экономические реформы не могли не отразиться на содержании земельного законодательства.

За последние годы приняты Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы “О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения”, “О мелиорации земель”, О государственном земельном кадастре”.

Аннотация 2

Введение 4

Раздел 1 Понятие земельных правонарушений 5

1.1 Понятие земельных правонарушений. 5

1.2 Виды ответственности. 5

Раздел 2 Гражданско-правовая ответственность за нарушения

проступков. 14

Раздел 4 Уголовная ответственность за нарушения

земельного законодательства 20

4.1 Регистрация незаконных сделок с землей. 20

4.2 Порча земли 21

Основные выводы и предложения 24

Список использованных литературных источников. 25

Раздел 1. Понятие земельных правонарушений.

1.1 Понятие земельного правонарушений.

Земельное правонарушение представляет собой негативное социальное явление, так как его результат - посягательство на существующий в стране земельный правопорядок, цель которого - обеспечить рациональное использование и охрану земель и защиту лиц, использующих земельные участки.

Субъектами земельных правонарушений могут быть как и российские, так и иностранные граждане и юридические лица, лица без гражданства. Нередки случаи, когда в качестве субъектов земельных правонарушений выступают должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Объектами земельных правонарушений могут быть: установленный порядок использования и охраны земли; право собственности на землю; иные вещные право граждан и юридических лиц на землю.

Основание ответственности - наличие в законе указания о применении соответствующих мер ответственности за противоправное поведение. Субъект правонарушения несет ответственность только в том случае, если его поведение (действие или бездействие) закон признает противоправным.

Земельным правонарушением признается общественно вредное виновное действие или бездействие, нарушающее нормы земельного законодательства.

1.2 Виды ответственности.

Законодательство предусматривает следующие меры ответственности за нарушение земельного законодательства:

· гражданско-правовую

· административную

· уголовную и дисциплинарную ответственность.

Гражданско-правовая ответственность применяется в случаях нарушения имущественных прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков и причинения им ущерба.

Административная ответственность наступает за нарушение административного проступка, т.е. противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Уголовная ответственность наступает за совершение преступления, которым признаётся виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

КЗОТ РФ предусматривает меры дисциплинарной ответственности. За нарушение трудовой дисциплины администрация предприятия, учреждения, организации применяет следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; увольнение. При наложение дисциплинарного взыскания должны учитывать тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника.

Раздел 2. Граждаско-правовая ответственность

за нарушения земельного законодательства.

2.1 Общие положения.

Общие положения, касающихся возмещения вреда, причиненному собственнику земли, землевладельцу, землепользователю или арендатору земельного участка в результате нарушения земельного законодательства, определяется нормами гражданского законодательства. Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе наряду с другими убытками требовать возмещения упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Статья 74 Земельного Кодекса РФ устанавливает, что лица, виновные в совершении земельных правонарушений несут административную ответственность.

Под административной ответственностью понимают применение в установленном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами административных взысканий к лицам, виновным в совершении административного проступка.

Административная ответственность за правонарушение, предусмотренная Административным кодексом (далее - АК РФ), наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

К наиболее распространенным правонарушениям, за совершение которых установлена административная ответственность, можно отнести следующие:

Самовольный захват земель. Данное правонарушение посягает на установленный земельный порядок. В соответствии с Главами III, IV Земельного кодекса земли предоставляются в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, пользование, аренду. Из этого следует вывод о том, что любой самовольный захват земли любым лицом - это владение земельным участком без законных на то оснований, при отсутствии правоустанавливающего документа. Оно наносит вред экономике, законодателям, владельцам, собственникам, арендаторам либо государству.

Захламление земель. Данное нарушение отличается от загрязнения земель тем, что поверхность участка захламлена отходами производства - кирпичом, цементом, стройматериалами и т.д., в результате чего участок невозможно использовать по назначению, рационально, без его восстановления, рекультивации. Поэтому данное нарушение также приносит определенный вред правообладателю земли. Ответственность возлагается на самих правоземлеобладателей. Это собственники, владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков. Субъектами данного правонарушения могут быть как физические, так и юридические лица. Нарушение может быть совершено как умышленно, так и халатно, по небрежности, неосторожности и может выражаться в бесхозяйственности и непринятии мер по очистке участка.

Порча и уничтожение плодородного слоя почвы. Порча и уничтожение причиняются физическим воздействием (например, рытьем траншей, канав, проездом тяжелого транспорта). Физическое уничтожение или порча также могут надолго выводить из строя плодородную почву.

Нарушение сроков возврата временно занимаемых земель и невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

Временно занимаемые земли - это земельные участки, предоставляемые в краткосрочное пользование для выполнения строительных, ремонтных, горнотехнических и других работ. Они служат местом складирования материалов, перемещения грузов, временных карьеров. По миновании надобности они должны быть возвращены собственнику, пользователю, арендатору. Невозврат участка в срок означает, по существу, продолжение пользования, но уже незаконное, т.е. самовольное. Нарушение как и в других случаях может совершаться как умышленно, так и по небрежности. Временный землепользователь, арендатор, не только обязанный вернуть участок по истечении срока, но вернуть в пригодном для использования состоянии, причем не только в пригодном, а для использования по целевому назначению, например, для сельскохозяйственного производства. Субъектами данного правонарушения могут быть как физические, так и юридические лица. Данное нарушение совершается умышленно. Нарушитель знает, что он обязан делать, но не делает. Временный землепользователь обязан произвести рекультивацию земли. Все эти работы выполняются им за свой счет. Если он этого не делает, собственник (владелец) участка может это сделать за свой счет и взыскать с временного пользователя убытки, включая упущенную выгоду.

Законодатель называет и другие земельные правонарушения, влекущие применение мер административной ответственности:

Самовольное возведение строений, сооружений и иных объектов;

Проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, как особый вид земельных правонарушений, не являются чисто земельным;

Нарушение утвержденной градостроительной документацией при отводе земли;

Нарушение установленного режима использования земель природоохранного, природо-заповедного, оздоровительного, рекреационного назначения, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению и другие.

Законодатель закрепляет виды административных взысканий:

Предупреждение.

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения.

Лишение специального права, предоставленного данному гражданину (право охоты, право управления транспортным средством).

Исправительные работы.

Административный арест.

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства обычно заключается в наложении штрафа.

В настоящее время в КоАП РФ предусмотрены следующие правонарушения:

  • * порча земель(ст. 8.6);
  • * невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7);
  • * уничтожение специальных, межевых знаков (ст. 7.2);
  • * самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1);
  • * самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны санитарной охраны источников водоснабжения (ст. 7.8);
  • * самовольная переуступка права пользования землей (ст. 7.10);
  • * незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения (ст. 7.16);
  • * использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель

и охране почв (ст. 8.8);

  • * нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12);
  • * нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков или сокрытие информации о наличии свободного земельного участка (ст. 19.9) и др.

Всего порядка 40 составов административных проступков в области землепользования и охраны окружающей среды предусмотрено в действующем КоАП РФ.

Существует и определенный порядок наложения штрафов. В специальных органах создаются инспекции по наложению штрафов, которые на основании протоколов и актов инспекторов о выявленных нарушениях решают вопросы о наложении на виновных административных штрафов. Штраф может налагаться не сразу. Инспектор, выявив нарушения, может дать письменное предупреждение - это тоже еще не мера административного взыскания. Если и после этого нарушитель не устраняет нарушение, инспектор составляет акт и протокол нарушения. Акт составляется при участии землеустроителей и других специалистов, нарушителя и передается в инспекцию. Поскольку штраф указывается в Законе в пределах “от и до”, он может быть наложен либо в минимальной, либо в максимальной…. Это делается по усмотрению госинспекции в зависимости от тяжести нарушения и его последствий, а также материального положения нарушителя.

Штрафы налагаются в двухмесячный срок со дня обнаружения правонарушения. В случае неуплаты в 15-дневный срок штрафа он взыскивается в бесспорном порядке путем списания со счета юридического лица или удержания из оплаты труда работника. Решения о наложении штрафа могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд. Жалобы приостанавливают взыскание штрафа до окончательного решения спора в суде или арбитражном суде. Незаконно взысканные штрафы подлежат возврату.

П. 2 ст. 74 ЗК РФ устанавливает, что привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный вред.

Статья 76 ЗК РФ. Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями. Она устанавливает, что: Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения им земельных правонарушений.

Самовольно занимаемые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Приведение земельных участков в пригодное для использование состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановлении уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Наложение штрафов и других взысканий за указанные нарушения не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений. Эта важная норма отражает принцип и требования реального исполнения закона, обязанность любого юридического лица, гражданина, должностных лиц, совершивших правонарушение и привлеченных к административной ответственности, устранить допущенное нарушение.



Просмотров