Природоохранные органы и их функции. Природоохранная служба в рф

Экологическое право Боголюбов Сергей Александрович

§ 3. Природоохранные органы

§ 3. Природоохранные органы

(реорганизация экологического управления; специально уполномоченные государственные органы; координатор охраны, окружающей среды)

Охрана окружающей среды является задачей всех государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, граждан, иностранных и отечественных юридических лиц, лиц без гражданства. Однако для обеспечения экологической безопасности необходимо создание и функционирование природоохранных органов, которые постоянно находятся в поиске и претерпевают в 90-х гг. перманентную реорганизацию.

Реорганизация экологического управления

Современная система природоохранных органов в Российской Федерации исходит, прежде всего, из понятия специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, данного в ст. 7 и др. Закона РФ об охране окружающей природной среды. К ним относятся как органы общей экологической компетенции (охраны природы), так и органы по регулированию использования и охраны отдельных природных ресурсов (земли, ее недр, вод, лесов, атмосферного воздуха, животного мира).

В соответствии с Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1996 г., в соответствии со ст. 112 Конституции РФ образованы Министерство природных ресурсов (МПР) и Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии) на базе упраздненных Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов, Комитета РФ по водному хозяйству и Комитета РФ по геологии и использованию недр.

Этим Указом Правительству РФ поручено обеспечить упорядочение состава территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Особое внимание при этом уделить исключению дублирования федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, более четкому разграничению их функций и полномочий. Правительству РФ поручено установить функции и полномочия, преобразованных и вновь созданных федеральных органов исполнительной власти, а также уточнить положения о действующих органах в установленных сферах ведения в условиях углубления экономических реформ, перехода к рыночным методам управления.

В соответствии с Указом Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1996 г. Президент РФ в целях определения рациональной структуры федеральных органов исполнительной власти и в соответствии со ст. 112 Конституции РФ установил, что в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации входят министерства РФ (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты РФ, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России.

Установлено, что территориальные органы федеральных органов исполнительной власти создаются федеральными органами исполнительной власти с разрешения Правительства РФ для осуществления полномочий указанных органов в регионах. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, назначение на должность и освобождение от должности их руководителей осуществляются после консультаций с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Содержание территориальных органов федеральных органов исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на государственное управление, кроме территориальных органов федеральных органов, финансируемых по другим статьям бюджета.

В соответствии с Указами Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1176 и № 1177 Министерство природных ресурсов РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов, применяемых в экономике страны, координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти и осуществляющим управление государственным фондом недр, а также использованием и охраной водного фонда.

Правительство возложило на МПР осуществление функций упраздненных Комитета РФ по геологии и использованию недр и Комитета РФ по водному хозяйству. В МПР входят территориальные (региональные) органы управления государственным фондом недр, бассейновые водохозяйственные управления и территориальные органы, а также подчиненные упраздненным Комитету по геологии и использованию недр и Комитету по водному хозяйству предприятия, организации и учреждения. Положение о МПР утверждено постановлением Правительства РФ от 17 мая 1997 г. № 588.

Специально уполномоченные государственные органы

Специально уполномоченные государственные органы Российской Федерации в области охраны окружающей среды не раз упоминаются в качестве полномочных представителей государства по наведению экологического правопорядка. Полезно знать их перечень, основные направления деятельности и адреса на случай возникновения необходимости защиты экологических прав. Примерный перечень и их ответственность за состояние окружающей среды установлены в постановлении Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. и в ряде последующих актов. Это, прежде всего, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, постановлениями Правительства РФ за ним сохранена координирующая роль в области охраны окружающей среды (Госкомэкологии РФ - Москва, 123812, Б. Грузинская, 4).

Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам земельных отношений и использованию земельных ресурсов, проверяет соблюдение требований земельного законодательства, организует работу по выявлению неиспользуемых и нерационально используемых земель (Москва, 119862, ул. Льва Толстого, 5). Должностные лица Комитета, как и других, специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды, обладают полномочиями, указанными выше.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия наряду с функциями управления особо охраняемыми территориями занимается организацией ветеринарной службы, карантина растений, надлежащего охотничьего хозяйства (Москва, 107139, Орликов пер., 1).

Государственный комитет РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет контроль за соблюдением законодательства об охране атмосферного воздуха, биосферных заповедников, собирает и сообщает информацию о химическом и радиоактивном загрязнении природной среды (Москва, 123242, Нововаганьковский пер., 12).

Федеральная служба лесного хозяйства осуществляет государственное управление в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, ведет государственный учет лесов, занимается охраной лесов от пожаров, самовольных порубок и других действий, наносящих ущерб лесу (Москва, 113095, Пятницкая ул., 59).

Комитет по геологии и использованию недр (Москва, 123812, Б. Грузинская, 4) и Комитет по водному хозяйству (Москва, 107139, Орликов пер., 3) Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. объединены в единое Министерство природных ресурсов РФ, положение о нем разработано и утверждено Правительством РФ.

Кроме того, экологические требования к природопользователям могут устанавливать и проверять их выполнение Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, Федеральный горный и промышленный надзор, Федеральная служба геодезии и картографии, Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности.

Таким образом, экологический порядок есть, кому устанавливать, кому проверять и с помощью грамотных, знающих свои обязанности и права природопользователей он может быть налажен и осуществлен.

Координатор охраны окружающей среды

Правительство РФ возложило на Госкомэкологию осуществление государственной политики в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия, межотраслевую координацию и функциональное регулирование в этой сфере деятельности, а также осуществление государственного экологического контроля и государственной экологической экспертизы. Госкомэкологии и ее территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей среды и экологической экспертизы.

Постановлением от 26 мая 1997 г. № 643 Правительство РФ утвердило положение о Государственном комитете РФ по охране окружающей среды, в соответствии, с которым основными задачами Госкомэкологии являются:

организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду (ведение учета объектов, загрязняющих среду; составление перечня опасных отходов (в том числе радиоактивных), организация и ведение их учета и мест их размещения);

обеспечение населения, органов государственной власти и органов местного самоуправления экологической информацией (создание и функционирование информационных систем; организация сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации по проблемам охраны окружающей среды; ведение банков данных);

реализация обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства России в международных организациях и участия в международных договорах (согласование* международных договоров; осуществление международного сотрудничества; изучение, обобщение и распространение зарубежного опыта);

формирование системы особо охраняемых природных территорий, управление находящимися в ведении Госкомэкологии объектами природно-заповедного фонда, ведение Красной книги РФ.

Для осуществления координационных функций Госкомэкологии:

согласовывает нормы, нормативы и правила использования отдельных видов природных ресурсов, лимиты и квоты на их изъятие; разрабатывает и утверждает перечень работ и услуг природоохранного назначения; аннулирует лицензии (разрешения) или дает представления об их аннулировании;

организует работу по нормативному и метрологическому обеспечению, стандартизации в сфере экологии; разрабатывает, согласовывает или утверждает нормативные правовые акты и инструктивно-методические документы по проведению экологической сертификации и паспортизации производств, хозяйственных и иных объектов и территорий;

участвует в организации системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования; публикует либо передает для публикаций информацию, имеющую отношение к экологической безопасности населения (о функциях и формах деятельности природоохранных органов в городах подробнее см. тему XIV).

Из книги Налоговый кодекс РФ. Часть первая автора Законы РФ

Из книги Земельный кодекс РФ автора Законы РФ

Из книги Налоговый кодекс РФ часть 1 автора Дума Государственная

Статья 29. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной

Из книги Налоговый кодекс РФ. Часть первая автора Дума Государственная

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Органы государственных внебюджетных фондов. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, их должностных

Из книги Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, их должностных лиц (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 №154-ФЗ,от 30.06.2003 №86-ФЗ, от 29.06.2004

Из книги Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Глава 5. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 №154-ФЗ,от 29.06.2004

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 21.1. Органы управления и специализированные органы саморегулируемой организации арбитражных управляющих 1. Структура, порядок формирования, компетенция и срок полномочий органов управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих, порядок

Из книги Налоговый кодекс Российской Федерации часть I с официальными, судебными и библиографическими указателями (по состоянию на март 2005 года) автора Брызгалин Аркадий Викторович

Раздел III. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ. ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

Глава 5. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ. ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ Статья 30. Налоговые органы в Российской Федерации 1. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за

Из книги Система государственного управления автора Наумов Сергей Юрьевич

Статья 19.8. Непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного

Из книги Кодекс о Правонарушениях Республики Молдова в силе с 31.05.2009 автора Автор неизвестен

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, их должностных лиц (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ) Глава

Из книги Прокурорский надзор. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Глава 5. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ) Статья 30. Налоговые органы в Российской Федерации 1. Законодательные и

Из книги автора

Тема 8. Государственные органы исполнительной власти (органы государственного управления): система и компетенция 1. Понятие государственного органа исполнительной власти (государственного управления) и его компетенции Специфика органов государственного управления, их

Из книги автора

5.2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления: проблемы взаимодействия и перспективы В процессе осуществления органами государственной власти и органами местного самоуправления своей компетенции между ними неизбежно происходит взаимодействие.

Из книги автора

Статья 402. Органы финансовой инспекции/проверки и налоговые органы Министерства финансов [Ст.402 наименование в редакции ЗП241 от 02.11.12, MO242-244/23.11.12 ст.777] (1) Правонарушения, предусмотренные частями (1), (3)–(8) статьи 263, статьями 288, 289, 290, 291, 2931, 297, 298, частью (1) статьи 299, статьями

Из книги автора

52. Природоохранные прокуратуры Природоохранные прокуратуры были учреждены в системе органов прокуратуры в связи с нарастающим ухудшением состояния окружающей среды и все более осознанной и насущной необходимостью строгого поддержания законности в сфере охраны

Постепенно начали создаваться органы государственного управления природопользованием. В 1919 году при Главнауке Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса) учреждается Временная комиссия по охране природы. Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 5 октября 1925 года на базе этой комиссии организован Междуведомственный государственный комитет по охране природы. В 1930 году он был преобразован в Междуведомственный комитет содействия развитию природных богатств РСФСР, в 1933 году на его основе был создан Комитет по заповедникам при Президиуме ВЦИК, который впоследствии был реорганизован в Главное управление по заповедникам при СНК РСФСР. В 1939 году постановлением СНК СССР такие же управления были созданы при совнаркомах других республик.

После войны в Советском Союзе сложилась и вполне успешно функционировала централизованная система государственного управления народным хозяйством.

Общее руководство по охране природных ресурсов было поручено отделу Совета Министров СССР. Такие же природоохранные отделы имелись в республиканских советах Министров. Разработку годовых и перспективных планов охраны природы России осуществлял специальный отдел охраны природы Госплана РСФСР, в других республиках эту работу также выполняли отделы охраны природы Госплана республик. Координацию государственных планов осуществлял Госплан СССР.

Каждой отраслью народного хозяйства руководило соответствующее министерство. Выполнение работ по охране, восстановлению и улучшению состояния тех природных ресурсов, которые находились в ведении того или иного министерства, было возложено на эти министерства. В структуре каждого министерства имелись специальные подразделения или отделы охраны природы, которые ведали охраной подведомственных им ресурсов. Важную роль в укреплении дела охраны природы играла Комиссия по охране природы Верховного совета РСФСР, такие же комиссии Верховных Советов автономных республик, а также областных, краевых и районных Советов народных депутатов.

Ряду министерств и ведомств было дано право вмешиваться в работу любого предприятия или ведомства, когда дело касалось соблюдения законов об охране природы. Например, Министерство мелиорации и водного хозяйства РСФСР осуществляло государственный контроль за рациональным использованием вод, проведение мероприятий по охране водоемов от загрязнения, засорения и истощения, контроль за работой очистных сооружений, режимом работы водохранилищ. Этому министерству и его инспекционным подразделениям разрешалось проводить проверку деятельности любого предприятия и ведомства по вопросам охраны и использования водных ресурсов.

Министерство здравоохранения РСФСР и входящий в его структуру Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора осуществляли контроль за санитарным состоянием окружающей среды, проведением мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию загрязнения компонентов окружающей среды, борьбу с эпидемиями, оздоровление условий труда, быта и отдыха населения.


В годы переходного периода был повышен статус государственных природоохранных органов. В 1988 году был создан Государственный комитет по охране природы, на базе которого Указом Президента от 28 ноября 1991 года было образовано Министерство экологии и природных ресурсов. В это министерство вошло еще три упраздненных российских министерства и ведомства. Минэкологии стало правопреемником семи упраздненных союзных органов. Указом Президента от 30 сентября 1992 года Минэкологии России было реорганизовано в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ. В 1996 году произошла новая реорганизация. Был учрежден Госкомитет по охране природы (Госкомэкологии) с ограничением функциональной направленности. В самостоятельную организацию было выделено Министерство природных ресурсов (Минприроды). Таким образом, государственный статус главного органа, отвечающего за состояние окружающей среды в России, был понижен с уровня Министерства до уровня Госкомитета. В Государственной Думе сформирован Комитет по экологии, задачей которого является разработка законодательства по экологической безопасности и экологизация всего законодательства. В Совете безопасности Российской Федерации создана межведомственная комиссия по экологической безопасности.

Задачи Госкомэкологии определены Положением о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды, утверждены Постановлением Правительства РФ в мае 1997 г. . В числе основных следует упомянуть следующие задачи:

Межотраслевая координация деятельности органов исполнительной власти и организаций;

Регулирование в целях охраны окружающей среды совместно с другими федеральными органами исполнительной власти вопросов природопользования;

Организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду и мониторинга животного и растительного мира;

Обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем, банков данных окружающей среды, организация сбора, хранения, обработки, анализа и рассмотрения информации по проблемам охраны окружающей среды и природных ресурсов;

Обеспечение населения, органов государственной власти и органов местного самоуправления экологической информацией;

Формирование и развитие системы особо охраняемых природных территорий;

Реализация обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства России в международных организациях и участия в международных договорах, осуществление международного сотрудничества;

Координация деятельности органов исполнительной власти по организации системы и ведению государственных кадастров в области охраны окружающей среды;

Участие в организации системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования, работе по пропаганде знаний в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности.

Основным звеном в системе Госкомэкологии, координирующим природоохранную работу в регионе, является краевой или республиканский (областной) комитет. В областных городах созданы самостоятельные городские и районные комитеты, функции которых устанавливаются по соглашению местных органов управления с областным комитетом. Областные комитеты имеют в своем составе подразделения экономического регулирования природопользования, экологической экспертизы, аналитические лаборатории, организации государственного экологического контроля, ведения кадастров.

В управлении природоохранной деятельностью задействованы также другие государственные органы, в том числе Комитет РФ по геологии и использованию недр, Комитет РФ по рыболовству, Федеральная служба лесного хозяйства, Федеральный горный и промышленный надзор, Российский комитет по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по водному хозяйству, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Эти ведомства также имеют свои территориальные подразделения.

Так, Федеральная служба лесного хозяйства обеспечивает правильное ведение лесного хозяйства и воспроизводство лесов, контролирует их состояние и рациональную эксплуатацию, организует охрану лесов от пожаров, вредителей и болезней.

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды обеспечивает работу общегосударственной службы наблюдения и контроля за загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных и морских вод, почв, контролирует источники загрязнения атмосферного воздуха и планирует мероприятия по охране воздушного бассейна промышленных центров и городов и т.д.

Комитет РФ по рыболовству осуществляет эксплуатацию и воспроизводство рыбных запасов, контролирует состояние рыбных ресурсов и регулирует рыболовство, проводит мероприятия по воспроизводству рыбы.

Природоохранная служба в РФ кратко (краткие сведения).
С целью безопасности окружающей среды, в РФ созданы следующие природоохранные органы.
1) Органы общей экологической компетенции (охраны природы)
2) Органы по регулированию, охране и использованию отдельных природных ресурсов (воды, лесов, атмосферного воздуха, земли и её недр, животного мира).

Главными из них являются:
а) Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования
б) Департамент окружающей среды и экологической безопасности
в) Росгидромет (Федеральная служба России по мониторингу и гидрометеорологии окружающей среды)
г) МЧС России(Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий),
д) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
Уровни природоохранной деятельности:
1. Федеральный уровень управления;
2. Управление всем федеральным округам;
3. Управление по субъектам РФ (областям, краям, республикам и т.д.).
Нормативные акты РФ (кратко):
1. Федеральный Закон "Об охране окружающей среды".
2. Ряд специальных законов.
Общероссийские экологические проблемы:
1. Неудовлетворительное состояние приземного слоя атмосферного воздуха в больших городских центрах, агломерациях и городах с наибольшим уровнем загрязнения (диоксиды азота и серы, оксид углерода, свинец, кадмий, мышьяк, фенол, бензол, бензопирен и др.);
2. Неудовлетворительное состояние водных объектов - источников питьевого водоснабжения и качества питьевой воды;
3. Угроза качественному и количественному разнообразию животного и растительного мира, прежде всего, редких и исчезающих видов;
4. Неудовлетворительное состояние лесов России в основных районах лесозаготовок;
5. Деградация земель, в том числе сельскохозяйственных угодий;
6. Трансграничное загрязнение окружающей природной среды;
7. Загрязнение природной среды диоксинами и диоксиноподобными токсикантами и отходами производства и потребления;
8. Радиоактивное загрязнение территорий в результате аварий на НПО «Маяк» и Чернобыльской АЭС;
9. Экологическая ситуация, складывающаяся в результате наводнений в Приморском крае, а также подвергшихся воздействию Краснодарского водохранилища в Республике Адыгея;
10. Состояние окружающей среды в эколого-курортном регионе Кавказских Минеральных Вод.
Методы управления:
1) Стимулирование
2) Перераспределение
3) Регулирование
4) Контроль
5) Аккумулирование
6) Мотивация

Мероприятия, улучшающие состояние окружающей природной среды:

1. Оптимизация.
1) Создание безотходных и малоотходных технологий. Это, например,- переработка шлама из черновой меди, в результате которой выделяют серебро, золото, металлы платиновой группы.
2) Создание более совершенных систем очистки выбросов в атмосферу, гидросферу и литосферу с последующей утилизацией уловленных веществ.
3) Использование на предприятиях системы оборотного водоснабжения, при котором отработанные воды не сбрасываются в природные водоемы, а, подвергаясь небольшой очистке (для соответствия нуждам данного производства), возвращаются в технологическую схему данного производства.
2. Систематический контроль за исполнением экологического законодательства.
3. Проведение экологических экспертиз:
а) перед строительством крупных предприятий и сооружений
б) в процессе их функционирования.
Экологические экспертизы проводятся на основе Закона РФ «Об экологической экспертизе» (1995 г.).
Экологическая экспертиза объекта (предприятия, агрегата, устройства) — это оценка воздействия данного объекта на окружающую среду.
Задачей экологической экспертизы является: предотвращение возможных вредных последствий хозяйственной деятельности на состояние природной окружающей среды и здоровье человека
4. Создание национальных парков, заповедников и заказников. Оно является способом сохранения природных биогеоценозов и памятников природы.
5. Проведение конференций и симпозиумов по проблемам охраны окружающей среды на разных уровнях (от местного до международного).
6. Осуществление всеобщего непрерывного экологического образования и воспитания всего населения и особенно молодежи.
7. Освещение средствами массовой информации проблем охраны окружающей среды и т. д.
Основные источники финансирования природоохранной деятельности:
1) государственный сектор, включая как бюджетные, так и внебюджетные источники (примерно 10-30% всех средств поступает из общегосударственного бюджета и 5-16% - из региональных бюджетов);
2) природоохранные (экологические, внебюджетные, целевые) фонды;
3) собственные средства предприятий (20-65% всех природоохранных средств);
4) льготное налогообложение;
5) международные источники финансирования.

К федеральным органам общей компетенции, осуществляющим (наряду с другими функциями) управление и контроль природопользования и охраны окружающей среды относятся: Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, федеральные суды. Аналогичные органы экологического управления общей компетенции действуют, как правило, в субъектах РФ и муниципальных образованиях. В Москве это – глава администрации (мэр города), Законодательное собрание (Московская городская Дума), Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы, мировые суды.

Новая система органов исполнительной власти построена в ходе административной реформы, проведенной согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Важнейшие специализированные функции экологического управления осуществляет Министерство природных ресурсов РФ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 160 «Вопросы Министерства природных ресурсов Российской Федерации» МПР России самостоятельно осуществляет правовое регулирование, разрабатывает и представляет проекты актов по вопросам:

– геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр;

использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов;

использование и охрана водных объектов;

– эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений) и обеспечение их безопасности;

– охрана, использование и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания;

особо охраняемые природные территории;

– охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

охрана атмосферного воздуха;

– обращение с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных);

совершенствование экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Другим специализированным природоохранным органом является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 181 оно осуществляет правовое регулирование по вопросам использования земель сельскохозяйственного назначения, изучения, сохранения, воспроизводства и использования водных биологических ресурсов, охоты и охотничьего хозяйства, обеспечения ветеринарного и фитосанитарного благополучия территории Российской Федерации.

Однако основную массу специализированных государственных органов в области охраны окружающей среды составляют федеральные службы и агентства, выделенные в ходе административной реформы из министерств и получившие от них большинство функций правоприменения, контроля и надзора.

Федеральное агентство по сельскому хозяйству согласно постановлению Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 183 осуществляет правоприменительные функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом Минсельхоза России; оно осуществляет также оказание услуг противоэпизоотического характера в области обеспечения защиты и карантина растений, химизации в агропромышленном комплексе; организацию эксплуатации мелиоративных систем федеральной собственности; организацию формирования и использования федерального фонда семян сельскохозяйственных растений; ведение мониторинга объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты; формирование информационных банков данных в области ветеринарии, племенного животноводства, селекционных достижений, пестицидов, агрохимикатов, плодородия почв и др.

Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 201 осуществляет:

– государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; за использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов; за использованием и охраной водных объектов; в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания; в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения; в области охраны окружающей среды; за охраной атмосферного воздуха;

– надзор за соблюдением законодательства РФ в отношении объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и водных биологических ресурсов в особо охраняемых природных территориях;

– контроль за деятельностью в области обращения с отходами производства и потребления, трансграничными перемещениями отходов; за производством и потреблением озоноразрушающих веществ; за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий, а также требований технических регламентов;

– надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией гидротехнических сооружений в пределах своей компетенции;

– лицензирование деятельности в области обращения с опасными отходами; выдача и аннулирование разрешений и лицензий на выбросы и сбросы загрязняющих веществ; на оборот дикий животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную Книгу РФ; на транзит через территорию России ядовитых веществ и др.;

– организация и проведение государственной экологической экспертизы.

Федеральными органами исполнительной власти, находящимися в ведении МПР России, являются агентства, преобразованные из соответствующих Государственных служб согласно Постановлениям Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 169-171: Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию.

В их ведении находится организация работ по охране и рациональному неистощительному пользованию соответствующим ресурсом, ведение кадастра и мониторинга и других мероприятий, обусловленных спецификой данного природного объекта.

Иные органы осуществляют отдельные функции управления в сфере охраны окружающей среды.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ координирует и регулирует вопросы охраны здоровья населения в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды обитания и условий жизнедеятельности.

Федеральная служба по надзору в области защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет функции контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологического состояния окружающей среды.

Министерство внутренних дел РФ участвует в надзоре за соблюдением владельцами автотранспорта требований об охране окружающей среды от загрязнения выхлопными газами, в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий (быстрых и непрерывных распространений заболеваний среди людей) и эпизоотии (распространений заболеваний среди животных).

Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ осуществляет руководство и координацию работ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных радиационными авариями и катастрофами, стихийными бедствиями.

Государственный комитет по стандартизации и метрологии, который занимался формированием и реализацией государственной политики в области стандартизации и метрологии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, преобразован в Федеральную службу по техническому регулированию и метрологии с передачей функций нормативного правового регулирования Министерству промышленности и энергетики РФ.

Государственный комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, который обеспечивал разработку, принимал и издавал нормы и правила с экологическими требованиями в области строительства, архитектуры, градостроительства и осуществлял контроль за их соблюдением, преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству с передачей функций по принятию нормативных правовых актов Министерству промышленности и энергетики, а функций по надзору и контролю - Федеральной службе по технологическому надзору.

Федеральный горный и промышленный надзор России, который осуществлял обеспечение охраны недр и соблюдение законодательства всеми пользователями недр, надзор за безопасным ведением работ с учетом экологических требований, преобразован в Федеральную службу по технологическому надзору с передачей функций формативного правового регулирования Министерству промышленности и энергетики РФ.

Надзор России по ядерной и радиационной безопасности, который занимался формированием системы правовых, экономических и организационно-технических мер, надзором за соблюдением требований по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, переименован в Федеральную службу по атомному надзору.



Просмотров