Мировое соглашение при банкротстве естественной монополии. Банкротство жкх и естественных монополий

Банкротство естественных монополий относится к принципиально новым аспектам правового регулирования, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Форма и порядок процедуры регламентируется параграфом 6 Главы IX Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года.

Основные положения

Согласно со статьей 197 указанного Закона, субъектом естественной монополии является организация (юридическое лицо), осуществляющая реализацию и (или) производство продукции (товаров, услуг, работ) в условиях естественной монополии. Неплатежеспособность субъекта понимается, как невозможность исполнить им обязательства по уплате обязательных платежей в государственный бюджет и внебюджетные фонды и (или) удовлетворить денежные требования кредиторов в течение шести месяцев после наступления установленной даты исполнения.

Дело о признании банкротства (несостоятельности) возбуждается арбитражным судом при наличии у должника (субъекта естественной монополии) задолженности в размере не менее, чем 500 000 тыс.руб. (пятьсот тысяч рублей). Указанный долговой минимум достигается путем сложения денежных требований кредиторов и обязательств по уплате обязательных платежей в госбюджет и внебюджетные фонды. Весомыми для составления заявления в арбитражный суд являются только требования, подтвержденные исполнительным документом, но не удовлетворенные в полном объеме вследствие обращения взыскания на имущество должника, оговоренное пунктами 1-3 части 1 статьи 94 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Ключевые особенности

Законодательно особенности банкротства субъектов естественных монополий распространяются на лицо, участвующее в деле о признании несостоятельности (статья 198 Закона №127-ФЗ). Наряду с юридическими и физическими лицами, определенными ФЗ, в деле о банкротстве указанного должника принимает участие федеральный орган исполнительной власти, наделенный, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, полномочиями проводить государственную политику в отношении данного субъекта естественной монополии.
Существующая редакция Закона упраздняет процедуру добровольного признания несостоятельности, регламентируя особенности внешнего управления и продажи имущества задолжавшего субъекта естественной монополии, неспособного удовлетворить денежные обязательства и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Внешний управляющий должника при продаже имущества субъекта и исполнении договоров перед потребителем имеет право (статья 200 Закона):

  • отчуждать имущество должника, составляющее единый технологический комплекс указанного субъекта естественной монополии. К числу данного относится недвижимость, оборудование и иное имущества, используемое для реализации и (или) производства продукции (товаров, услуг, работ). Также, отчуждению могут подлежать запасы расходуемых материалов и сырья, использующиеся для исполнения договоров, связанных с осуществлением деятельности должника, как субъекта естественной монополии;
  • отказаться от исполнения обязательств должника перед потребителями, в отношении которых, согласно Федеральному законодательству и иным нормативно правовым актам, прекращение обязательств со стороны субъектов соответствующих естественных монополий не допустимо.

До принятия арбитражным судом заявления об инициализации процедуры несостоятельности (банкротства) должника, управляющий субъекта вправе подать исковое заявление о признании недействительными актов, составленных органами государственной власти, об утверждении тарифов (цен) на продукцию (услуги, работы), реализуемые и (или) производимые в условиях естественной монополии.

Субъект естественной монополии представляет собой предприятие, специализирующуюся на производстве или продаже продукции в условиях монополии. Данный субъект может быть признан неспособным удовлетворить финансовые обязательства перед кредиторами в том случае, если они не были исполнены в течение полугода.

Банкротство субъектов естественных монополий происходит в арбитражном суде. Процедура возможна в том случае, если финансовая задолженность субъекта перед кредитором насчитывает не менее 500 тыс. рублей .

Положения в законе

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Анализируя действующее законодательство РФ, можно выделить общие положения, характеризующие банкротство субъектов естественных монополий:

  • В соответствии с Законодательством Российской Федерации субъектом монополии выступает предприятие, которое реализует производство или продажу продукции в контексте естественной монополии.
  • Субъект, то есть должник, признается неспособным удовлетворить финансовые требования кредиторов в тех случаях, когда с момента срока исполнения обязательств прошло не менее полугода.
  • реализуется арбитражным судом в том случае, если сумму задолженности субъекта монополии перед кредиторами насчитывает не менее 500 тыс. рублей . Перечисленные требования подлежат подтверждению исполнительным документом.

Кроме того, в Законодательстве, а именно в статье 198 регламентируется, что лицо, которое принимает участие в деле должника, должен быть признан федеральный орган исполнительной власти, который был уполномочен Правительством РФ, для проведения государственной политики в отношении субъекта монополии.

Процедура несостоятельности будет реализована при условии подтверждения требований исполнительным документом и в том случае, если требования не будут удовлетворены посредством обращения на взыскание имущества должника

Особенности

Признание несостоятельности субъекта монополии процесс не из легких. Законодательные нормы содержат в себе множество тонкостей, знание о которых будет полезным всем участникам процесса.

Управляющий По отношению к должнику, в рамках установленных норм, могут быть введены различные процедуры банкротства. К примеру, порядок продажи имущества характеризуется некоторыми специфическими моментами.

Таким образом, не имеет права на следующие действия:

  • Осуществлять отказ от обязательств, прописанных в договоре между должником перед потребителями его услуг, в отношении которых невозможно допустить прекращение обязательств со стороны субъекта монополии.
  • Отчуждать собственность должника, являющуюся технологическим комплексом субъекта монополии. В данном случае речь идет, как о движимом, так и не о движимом имуществе, которое применяtтся для производства и реализации товаров и услуг, а также о сырье и материалах, используемых для исполнения договоров монополии.
Лоты и сделки Собственность заемщика, которая применяется как для производства, так и для продажи продукции в рамках может быть выставлена на торги единым лотом.

Главенствующими условиями для оформления купли – продажи собственности заемщика является следующее:

  • покупатели, должны дать официальное согласие на принятие обязательств заемщика по договору поставки продукции в рамках закона о естественной монополии;
  • покупатели должны взять обязательства касательно предоставления товаров и услуг для потребительской аудитории;
  • покупатели должны иметь соответствующую лицензию на производства и реализацию продукции.

В том случае, если покупатель не выполнит свои обязательства, арбитражный суд в дальнейшем расторгнет заключенный договор, на основании заявления от федерального органа. Расторгая договор, покупатель получит возмещение за счет федерального бюджета.

Имущество
  • В случае продажи имущества, которое используется для производства и реализации продукции, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные структуры, представляющие собой уполномоченные органы вправе приобрести имущества должника, которое было выставлено на продажу.
  • Более того, уполномоченные лица имеют право временно остановить продажу собственности в процессе внешнего управления на срок, не превышающий три месяца. Процедура возможна в тех случаях, когда уполномоченные лица будут реализовывать разработку предложений, предназначенных для восстановления платежеспособности должника.

Как проходит банкротство субъектов естественных монополий

Процесс банкротства субъектов естественной монополии сложен и многогранен. Как владельцам должников-предприятий, так и кредитором стоит изучить его специфику для того чтобы сориентироваться на всех стадиях процесса.

Участие суда

Согласно нормам, установленным Законодательством РФ, процедура несостоятельности субъектов монополии выполняется посредством арбитражного суда. Судебный процесс осуществляется в том случае, если сумма задолженности перед кредиторами насчитывает не менее 500 тыс. рублей . Более того, требования должны подтверждаться исполнительным документом.

Стоит отметить, что арбитражный суд должен получить доказательства, подтверждающие неудовлетворение требований кредиторов:

  • имущество, не используемое в процессе производства, к примеру, ценные бумаги или сумма денежных средств на депозитном счету;
  • готовые товары или материальные ценности, не относящиеся к процессу производства.

Важно обратить внимание на тот факт, что арбитражный суд, при определенных условиях, вправе приостановить дело. Процедура возможна в том случае, если должник до момента принятия судебным органом заявления о несостоятельности должника предоставит иное заявление, которое гласит о некорректности актов от государственных органов касательно стоимости на товары и услуги субъекта монополии.

Судебное дело приостанавливается до вступления в силу непризнания актов государственных органов.

В том случае, если акты недействительны, суд может отказаться признать должника банкротом

Ведение дела

Особенности признания банкротами субъектов естественных монополий регламентированы Законодательством РФ. Правовые нормы подробно описывают процедуру признания несостоятельности должника.

Основанием для ведения дела является неспособность должника удовлетворить финансовые обязательства перед кредитором проистечение полугода с установленного срока выплаты. Кроме того, факт неуплаты нужно подтвердить исполнительным документом.

Отзыв предприятия должника о признании банкротства должен содержать данные о задолженности потребителей, снабжение которых не может быть ограничено или прекращено, а также тех лиц, которые подлежат финансированию из бюджета разных уровней или заключали международный договор поставки.

В дальнейшем, арбитражный суд назначает лицо, которое имеет опыт в сфере деятельности заемщика и соответствующий аттестат, который был получен федеральным органом. Одной из главенствующих целей указанного органа является реализация процедур по предотвращению банкротства должников и реализации процесса несостоятельности.

Сроки внешнего управления, согласно установленным нормам, составляет восемнадцать месяцев. По решению арбитражного суда, срок может быть продлен до пяти лет. В таком случае, предприятие – должник должно начать расчет с кредиторами через двенадцать месяцев с тех пор, как был продлен срок управления.

Меры предупреждения кризиса

Современные PR технологии содержат в себе ряд действий, которые направлены на антикризисную деятельность. Вся совокупность мероприятий условно разделяется на два этапа.

Первый этап специалисты обозначили как стратегическое планирование.

Среди основных целей первого этапа можно выделить следующее:

  • определение слабых сторон предприятия;
  • анализ вероятных угроз;
  • разработка эффективных мероприятий по предотвращению сложившихся проблем.

Второй этап носит название посткризисных мероприятий. Специалисты утверждают, что при возникновении кризисной ситуации возникает необходимость разработки действий на начальный период, который как показывает практика, является самым сложным. Грамотно составленный план действий должен стать неким буфером, защищающим предприятие от негативной информации.

Руководящим лицам организации рекомендовано работать в прежнем режиме и обратиться к специалистам в сфере PR. В этом случае, на экстренной встрече соберется команда специалистов, которая была назначена PR агентством, к которому обратились руководители компании.

В антикризисных мероприятиях важно брать в учет ресурсы, которыми обладает предприятие. В данном случае речь идет о денежных средствах, интеллектуальных способностях, опыте работников, полезных связях и прочее. В кризисной ситуации важную роль играет оперативное использование всех ресурсов, взамен на недостаток временного ресурса.

Особенности процедуры банкротства

Определение 1

Законом о банкротстве субъект естественной монополии понимается, как предприятие, которое осуществляет производство и (или) реализацию продукции (работы, услуги) при условии существования естественной монополии.

Деятельность субъектов естественных монополий обладает общественной и социально-экономической значимостью, поэтому необходима их бесперебойная работа (например, предприятия коммунального хозяйства). По этой причине процедура банкротства для таких субъектов регулируется определенным образом, в соответствии с отдельным параграфом главы 9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Особенности процедуры банкротства субъектов естественных монополий заключаются в следующем:

  • Понятие должника,
  • Критерии возбуждения процедуры,
  • Участие органов исполнительной власти в роли лиц, которые участвуют в деле,
  • Основание приостановки дела (оспаривание тарифа),
  • Особенности внешнего управления,
  • Особенности процесса продажи имущества и др.

Отнесение должника к субъектам естественной монополии

Отнесение определенных предприятий к субъектам естественной монополии - прерогатива суда, рассматривающего поступающее заявление о банкротстве данного лица. Самый достоверный признак отнесения должников к субъектам естественной монополии – наличие их в реестре субъектов, который формируется ФАС (Федеральная антимонопольная служба).

В случае если юридическое лицо не включено в реестр субъектов естественной монополии, это не может говорить об отсутствии у него статуса субъекта естественной монополии.

Замечание 1

Для того, что бы определить наличие или отсутствие у должника статуса субъекта естественной монополии, в суде нужно определить, вел ли должник деятельность в сфере естественной монополии на момент введения процедуры несостоятельности. Суд при этом должен опираться на признаки, установленные Законом о естественных монополиях.

Возбуждение дела о банкротстве субъекта естественной монополии

Существует несколько критериев возбуждения процедуры банкротства для субъекта естественной монополии. Основным из них является наличие требований кредиторов по денежным обязательствам, которые составляют более одного миллиона рублей. Этот факто должен быть подтвержден исполнительным документом, при этом требования не удовлетворены в полном объеме при обращении взыскания на имущество должника.

Взыскание имущества проводится в следующем порядке:

  • В первую очередь при взыскании имущества, производят взыскание движимого имущества, которое непосредственно не участвует в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг.
  • Во вторую очередь взыскиваются имущественные права, которые непосредственно не используются в производстве продукции.

Специальные участники банкротства

При рассмотрении дела о банкротстве субъектов естественной монополии существуют особенности в отношении круга лиц, которые участвуют в деле. Так, в соответствии с Законом в деле о банкротстве субъекта естественной монополии одним из участников признается федеральный орган исполнительной власти, который признан Правительством РФ к проведению государственной политики в отношении соответствующих субъектов естественной монополии.

Замечание 2

Законом о банкротстве предусмотрены ограниченные права РФ и ее субъектов (включая права муниципальных образований) в лице соответствующих уполномоченных органов при участии в делах о банкротстве.

Под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.
Субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом , если требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику — субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей. Эти требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника. Перечень такого имущества содержит Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

Банкротство субъектов естественных монополий

Статья 197. Общие положения банкротства субъектов естественных монополий

1. Для целей настоящего Федерального закона под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.

2. Субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

3. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом , если требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику — субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей. Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1-3 части 1 статьи 94 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Статья 198 . Лицо, участвующее в деле о банкротстве субъектов естественных монополий

Лицом, участвующим в деле о банкротстве должника — субъекта естественной монополии, наряду с лицами, определенными настоящим Федеральным законом, признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.

Статья 199 . Рассмотрение дела о банкротстве субъектов естественных монополий

1. В случае, если должником — субъектом естественной монополии до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом подано исковое заявление в суд о признании недействительными актов органов государственной власти об утверждении цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии, производство по делу о банкротстве такого должника приостанавливается до вступления в законную силу решения по делу о признании недействительными соответствующих актов органов государственной власти.

2. Арбитражный суд может принять решение об отказе в признании должника — субъекта естественной монополии банкротом в случае, если признаны недействительными соответствующие акты государственной власти в части утверждения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии.

Статья 200 . Внешнее управление субъектом естественной монополии

1. Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника перед потребителями, в отношении которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами не допускается прекращение обязательств со стороны субъектов соответствующих естественных монополий.

2. Внешний управляющий не вправе отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии. К указанному имуществу относится недвижимое и иное имущество, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, и запасы расходуемого сырья и материалов, которые используются для исполнения договоров, связанных с деятельностью должника в качестве субъекта естественной монополии.

Статья 201 . Продажа имущества должника — субъекта естественной монополии

1. При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве , в качестве обязательного условия договора купли-продажи имущества должника — субъекта естественной монополии, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, устанавливаются условия, указанные в пункте 2 настоящей статьи.

Имущество должника, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, выставляется на торги единым лотом.

2. Обязательными условиями договора купли-продажи имущества должника — субъекта естественной монополии являются:

согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, являющимся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях;

принятие на себя покупателем обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей;

наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию.

При продаже непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии имущества должника путем проведения конкурса федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении субъектов естественной монополии, последствия банкротства ип заключает с покупателем указанного имущества должника соглашение об исполнении условий конкурса.

3. В случае неисполнения покупателем имущества должника, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, условий, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, договор подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления соответствующего федерального органа исполнительной власти.

При расторжении договора покупателю имущества за счет средств федерального бюджета возмещаются средства, затраченные на покупку имущества и осуществление за истекший период инвестиций. Дешевое банкротство ИП. При расторжении договора имущество подлежит передаче в федеральную собственность.

4. При продаже имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов имеют право преимущественного приобретения предлагаемого для продажи имущества в порядке, предусмотренном пунктами 8 и 9 статьи 195 настоящего Федерального закона.

5. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов вправе приостановить продажу имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, в ходе внешнего управления на срок не более чем три месяца для выработки предложений о восстановлении платежеспособности субъекта естественной монополии.

6. Перепрофилирование или закрытие производства (производств), осуществляющего производство (реализацию) товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, допускается в порядке, установленном федеральным законом.

12.4 Банкротство стратегических предприятий и субъектов естественных монополий

Под стратегическими предприятиями и организациями понимаются федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. К стратегическим относятся организации оборонно-промышлен-ного комплекса, в т. ч. производственные, научно-произ-водственные, научно-исследовательские, проектно-конструктор-ские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

Значение стратегических организаций определяется не только тем, что они занимаются созданием вооружения и военной техники, но и тем, что они занимают определяющую роль в развитие телевидения, радиовещания, производства электронной, в т. ч. бытовой техники.

Стратегические предприятия и организации имеют отсрочку по возбуждению в отношении их дела о банкротстве. На подачу заявления о признании банкротом таких организаций дано 15 дней. Указанный срок отсчитывается с даты получения налоговой службой решения о возбуждении процедуры банкротства, принятого Правительственной комиссией по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса.

По законодательству Правительство РФ имеет право устанавливать дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего, участвующего в деле о банкротстве стратегических предприятий, кроме установленных ст. 20 и ст. 23 Закона № 127-ФЗ. Так, постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. № 586 предусмотрено наличие у кандидата стажа работы в организациях оборонно-промышленного комплекса не менее 5 лет, причем, не менее года – руководящей работы. Кроме этого арбитражный управляющий должен иметь соответствующий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

Критерии несостоятельности стратегических организаций и предприятий отличаются от общеустановленных Законом № 127-ФЗ (таблица 57).
Таблица 57 - Сравнительная характеристика критериев несостоятельности организаций


Критерии несостоятельности

Стратегические организации и предприятия

Общеустановленные нормы

1. Срок неисполнения денежных обязательств и обязательных платежей

В течение 6 месяцев с даты, когда обязательства должны быть исполнены (п. 3 ст. 190 Закона № 127-ФЗ)

В течение 3 месяцев с даты, когда обязательства должны быть исполнены (п. 2 ст. 3 Закона № 127-ФЗ)

2. Размер требований, при которых может быть возбуждено дело о банкротстве

Не менее чем 500 тыс.руб. (п.4 ст.190 Закона №127-ФЗ) в совокупности

Не менее чем 100 тыс. руб. (п. 2 ст. 6 Закона № 127-ФЗ) в совокупности

В деле о банкротстве стратегических организаций и предприятий участвует Федеральный орган управления, который обеспечивает реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой участвует организация-должник. Федеральный орган исполнительной власти активно участвует в процедурах банкротства. Например, план внешнего управления не менее чем за 15 дней до даты его рассмотрения собранием кредиторов должен быть направлен внешним управляющим федеральному органу исполнительной власти, который в свою очередь направляет собранию кредиторов и арбитражный суд заключение о плане внешнего управления.

Продажа стратегического предприятия может осуществляться на этапе внешнего управления и конкурсного производства. Правительство РФ имеет преимущественное право на приобретение такого предприятия по цене, определенной в процессе конкурса.

Статьи 197–201 Закона № 127-ФЗ посвящены банкротству субъектов естественных монополий. Естественной монополией согласно Федеральному закону «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ называется состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров .

Естественная монополия имеет значение, когда эффект ее масштаба настолько велик, что один хозяйствующий субъект может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки, чем были бы издержки у ряда конкурирующих с ним хозяйствующих субъектов.

В Законе № 127-ФЗ под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.

Существует государственная монополия на естественные (природные ресурсы) и монополии, возникшие в других отраслях в силу естественных причин. Среди монополистов можно назвать ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги» и др. В связи с особенностями деятельности субъектов естественных монополий кроме Закона № 127-ФЗ действует Федеральный закон «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» от 24 июня 1999г. № 122-ФЗ (далее Закон № 122-ФЗ).

Данный закон устанавливает особенности признания несостоятельными (банкротами) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, и проведения процедур их банкротства.

Закон № 122-ФЗ применяется также при признании несостоятельными (банкротами) и проведение процедур банкротства организаций топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых связана с производством электрической, тепловой энергии, добычей природного газа и которые имеют на праве собственности или на основании иного права имущество, отнесенное к перечню видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса.

По законодательству РФ не признаются несостоятельными (банкротами) и не подлежат процедурам банкротства атомные электростанции.

Процедуры банкротства субъектов естественных монополий отличаются тем, что лицом, участвующим в деле о банкротстве признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.

Для субъектов естественных монополий установлены особые критерии признания их несостоятельными (банкротом), аналогичные критериям признания несостоятельными стратегических организаций и предприятий:


  • если обязательства по уплате денежных обязательств и обязательных платежей не исполнены ими в течение 6 месяцев (вместо 3 месяцев, установленных для всех организаций);

  • дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов в совокупности составляют не менее чем 500 тысяч рублей (вместо 100 тысяч рублей общеустановленных).
При определении признаков несостоятельности субъектов естественных монополий ТЭК, должно учитываться все имущество должника, так как подсчет именно всего имущества может дать объективную оценку его дальнейшей возможности восстановления и снимает проблемы вовлечения в процессы банкротства платежеспособных предприятий, оказавшихся лишь временно в неблагоприятных условиях деятельности в связи с особенностью их функционирования.

Арбитражный суд может принять решение об отказе признания должника банкротом в случае, если признаны недействительными соответствующие акты государственной власти в части утверждения цен (тарифов). Для этого субъектом естественной монополии должно быть подано исковое заявление о признании недействительности актов органов государственной власти об утверждении цен на товары (работы, услуги) до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. В этом случае рассмотрение дела о банкротстве такого должника приостанавливается до вынесения судом решения по данному иску.

Поскольку субъекты естественной монополии являются стратегически и социально значимыми для страны, законодательством установлен особый порядок продажи имущества такого должника. В период внешнего управления управляющий не вправе отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс. Имущество должника выставляется на торги единым лотом. При продаже имущества покупатель обязан:


  • принять на себя обязательства по договорам поставки товаров должника;

  • обеспечить доступность производимых или реализуемых товаров для потребителей;

  • должен иметь лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности.
Для обеспечения этих условий орган исполнительной власти должен заключить с покупателем указанного имущества соглашение об исполнении условий конкурса. В случае неисполнения покупателем этих условий договор расторгается арбитражным судом на основании заявления органа исполнительной власти. В этом случае имущество подлежит передаче в федеральную собственность. Однако законом не определен конкретный механизм осуществления контроля органов исполнительной власти за выполнением условий договоров покупателей.

Кроме того, при продаже имущества должника Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов имеют преимущественное право приобретения данного имущества.

Таким образом, при банкротстве стратегических предприятий и субъектов естественных монополий применяются одинаковые критерии признания несостоятельности. В процедурах банкротства обязательно должен участвовать орган исполнительной власти, это связано с социальным и стратегическим значением указанных субъектов.



Просмотров