Право на медицинскую помощь в российской федерации. Право на бесплатное медицинское обслуживание. Как вызывать скорую

Поправки касаются всех видов вычетов.

Стандартные вычеты по НДФЛ в 2016 году: какие изменения

Увеличен стандартный вычет за каждый месяц для работников, на обеспечении которых находится ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет или учащийся по очной форме обучения в возрасте до 24 лет, являющийся инвалидом I или II группы. Вычет предоставляется:

  • в размере 12000 руб. родителю, его супругу (супруге), усыновителю;
  • в размере 6000 руб. опекуну, попечителю, приемному родителю, его супругу (супруге).

Ранее этот вычет составлял 3000 руб.

Размеры других «детских» вычетов не изменились.

Но изменилась предельная сумма совокупного дохода для предоставления «детских» вычетов работникам. С 1 января 2016 г. она составляет 350 000 руб. (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2016), а не 280 000 руб., как было ранее. С месяца, в котором доход работника с начала года превысил эту сумму, вычеты не предоставляются.

Социальные вычеты по НДФЛ в 2016 году: какие изменения

Существенное изменение по НДФЛ с 2016 года для работников: социальный налоговый вычет можно получить, не дожидаясь окончания календарного года, через работодателя. Процедура аналогична той, которая действует при получении имущественного вычета на работе. Физлицо, потратившее деньги на лечение или обучение, обращается с подтверждающими этот факт документами и заявлением на вычет в свою налоговую инспекцию по месту жительства, получает подтверждение о предоставлении вычета и передает это подтверждение, составленное по форме (утв. Приказом ФНС от 27.10.2015 № ММВ-7-11/473@), в бухгалтерию организации-работодателя. На основании этого документа и заявления работника ему должен быть предоставлен вычет с того месяца, когда работник обратился за ним к работодателю (п. 2 ст. 219 НК РФ

Доход от продажи недвижимости: освобождение от НДФЛ с 2016 года

Это изменение касается граждан, продающих имущество.

Ранее доход, полученный физлицом-резидентом от продажи имущества (в том числе недвижимости) на территории РФ, не облагался НДФЛ, если до момента реализации имущество было в собственности у физлица не менее 3 лет (п. 17.1 ст. 217 НК РФ в ред., действ. до 01.01.2016). Теперь же для объектов недвижимости этот срок увеличен до 5 лет (п. 2 , 4 ст. 217.1 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2016). Но применяется данная норма к той недвижимости, которая приобретена начиная с 1 января 2016 года (п. 3 ст. 4 Закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

Например, вы приобретаете квартиру 29 января 2016 года. А позже решаете ее продать. Доход от продажи в полном объеме не будет облагаться НДФЛ, если квартира будет продана в феврале 2021 года или позднее. Если же жилье было приобретено до 2016 года, то по истечении 3 лет владения бывшему собственнику уже не придется платить НДФЛ со стоимости проданного жилья.

Указанный 5-тилетний срок может быть уменьшен законами субъектов РФ вплоть до нуля (пп. 1 п. 6 ст. 217.1 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2016).

Также после истечения 3-хлетнего срока владения с 2016 года не облагается НДФЛ доход от продажи недвижимости у собственника:

  • получившего недвижимость в порядке наследования, по договору дарения от члена семьи, близкого родственника, либо по договору пожизненного содержания с иждивением (по которому он выступал плательщиком ренты);
  • оформившего собственность посредством приватизации (п. 3 ст. 217.1 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2016).

В отношении иного имущества (кроме ценных бумаг и имущества, непосредственно используемого в предпринимательской деятельности) действует тот же предельный срок владения - 3 года.

Кроме того, в НК прописали механизм определения дохода физлица, если цена продажи объекта недвижимости оказалась ниже его кадастровой стоимости (п. 5 ст. 217.1 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2016)

Если действия работника нанесли организации ущерб, он должен возместить его. С этим согласны и арбитры. Однако Верховный суд обратил внимание, что трудовым законодательством определены условия, при которых возникает материальная ответственность стороны трудового договора. При невыполнении каких условий привлечь работника к ответственности не получится, читайте в статье. В середине января 2019 года ИФНС Республики Крым объявила, что в регионе зафиксированы уже несколько десятков самозанятых лиц, – хотя соответствующий эксперимент на этот регион пока не распространяется. Тем не менее, здесь нет ничего странного. Правила эксперимента подобную возможность допускают. О спорах с арендодателями организации знают не понаслышке, поскольку многие из них арендуют помещения для торговли. Ведь арендодатели нередко злоупотребляют своими правами, например, создавая препятствия в пользовании помещением, в одностороннем порядке повышая арендную плату или отзывая согласие на субаренду. Примеры арбитражных баталий между арендодателями и арендаторами указывают на наличие у последних неплохих шансов выиграть подобные споры. В связи с этим предлагаем изучить положительный опыт коллег-арендаторов.

Сегодня, наверное, уже не осталось предпринимателей, ведущих учет в бумажном варианте. Соответственно, очень много интересной – в первую очередь для проверяющих лиц – информации хранится в электронном виде: это и различные бухгалтерские программы, и базы данных, и первичная документация. Зачастую на жестких дисках хранится информация, касающаяся не только проверяемого налогоплательщика, но и посторонних лиц (как правило, его контрагентов). О том, как налоговики получают информацию в электронном виде при налоговых проверках, а также о том, как они используют ее в качестве доказательств, – и поговорим на примерах судебной практики. Неустойка за ненадлежащее исполнение договора одной из сторон по своей природе является способом обеспечения исполнения обязательств, она может быть оспорена как по основанию возникновения, так и по размеру, а при наличии спора – уменьшена судом исходя из ст. 333 ГК РФ. В данной статье мы проанализируем особенности отражения в налоговом учете неустойки исполнителем по договору, применяющим УСНО.

При расчете НДФЛ доходы рабочего могут подлежать стандартным налоговым вычетам. В этой статье наши специалисты разъясняют: кому положено предоставлять налоговые вычеты стандартного вида на детей, в каком порядке это следует делать.

21.03.2016

Для кого предназначены в 2016 году стандартные вычеты по НДФЛ на детей?

Стандартный вид вычетов на детей по НДФЛ в текущем году предназначен для рабочих, которые обеспечивают своих малышей - НК, статья №218, пункт 1, подпункт 4:

  1. Для родителей.
  2. Для супругов этих родителей.
  3. Для усыновителей.
  4. Для опекунов/попечителей.

Стандартный вид вычетов на детей и их размеры

Налоговые вычеты на детей стандартного вида предоставляются рабочим ежемесячно в размерах, установленных на законодательном уровне:

  • первый ребенок - 1 тысяча 400 рублей;
  • второй ребенок - 1 тысяча 400 рублей;
  • третий ребенок и последующие - 3 тысячи рублей.

Если рабочий является родителем/усыновителем ребенка-инвалида, то величина данного вычета будет 12 тысяч рублей - НК, статья №218, пункт 1, подпункт 4, абзац 11. Рабочим-опекунам, как и попечителям, и приемным родителям, что содержат ребенка-инвалида, вычет составит 6 тысяч рублей.

В каком порядке предоставляются стандартные вычеты на детей?

Для предоставления стандартных вычетов на детей рабочим, которые содержат малышей, в 2016 году есть общие правила:

1. Пока детям не исполнится восемнадцать лет.

2. Для детей, которые являются учащимися очного обучения (то есть обучается в аспирантуре, ординатуре и т. д.), возрастной период выплат продлен до 24 лет - НК, статья №218, пункт 1, подпункт 4.

3. Это право утрачивается рабочим в следующих случаях:

  • при доходе в течение года свыше 350 тысяч рублей (с момента превышения);
  • при установленном факте смерти ребенка в текущем году (прекращение происходит с начала последующего года);
  • при достижении восемнадцатилетнего возраста ребенка (прекращение происходит с начала последующего года);
  • при завершении обучения ребенка или достижения возраста 24 лет (рассмотрим последний пункт правил на примере: рабочий содержит двоих детей, первый из которых признан инвалидом; вычеты стандартного вида составят следующие размеры: на первого - 12 тысяч рублей, на второго - 1 тысяча 400 рублей).

4. Рабочий должен также являться налоговым резидентом нашего государства (значит проживать на его территории больше 183 дней в год).

5. Доходы этого рабочего должны облагаться НДФЛ по процентной ставке в размере 13%.

6. При наличии у рабочего нескольких мест трудовой деятельности стандартный вычет предоставляется только на одном из них.

Стандартный вычет может быть предоставлен рабочему на детей по НДФЛ только при подаче ним соответствующего заявления и пакета бумаг, подтверждающих права на этот вычет. В этом случае работодатель не имеет права отказывать в предоставлении этого вычета такому рабочему.

Примеры конкретных ситуаций

1. На троих детей.

У рабочего фирмы имеется на содержании трое детей: первый старше 24 лет, второй и третий еще не достигли совершеннолетия. Рассмотрим, в каком размере этому рабочему должен предоставляться вычет стандартного вида по НДФЛ в 2016 году. На первого ребенка рабочий уже утратил право на вычет в связи с его возрастом - НК, статья №218, пункт 1, подпункт 4, абзац 12. Но есть также еще два ребенка, по которым вычеты положены - НК, статья №218, пункт 4, абзацы 9-10. Согласно названному документу: размер положенных вычетов составит 1 тысячу 400 рублей и 3 тысячи рублей (на третьего ребенка сумма будет больше, так как очередность детей все же учитывается - письма №03-04-05/8-1124 (от 29.12.2011 года) и №03-04-06/8-361 (от 08.12.2011 года) Министерства финансов нашего государства). Для подтверждения статуса многодетной семьи рабочий предоставляет в налоговую инспекцию копии свидетельств о рождении всех детей без исключения и независимо от возраста, только в этом случае ему дадут стандартные вычеты по НДФЛ. Эти документы нужны для определения следующих фактов:

  • очередности детей;
  • их возраста; величины каждого налогового вычета отдельно для каждого ребенка с
  • учетом индивидуальных сведений.

Конкретный пример: менеджер Петрова Г. Н. имеет троих детей и ведет свою трудовую деятельность на ООО «Рассвет». Заработная плата Галины Николаевны составляет 35 тысяч рублей. Ее старшему сыну уже 18 лет, он не учится, значит, стандартный вычет на него работница не получит. Второму ребенку 14 лет, а третьему - 12 лет. Поэтому размеры вычетов на них будут - 1 тысяча 400 рублей и 3 тысячи рублей соответственно очередности рождения. В 2016 году они предоставляются до ноября (включительно). А уже в декабре Петрова не сможет реализовать право на получение стандартных вычетов, потому что с этого месяца ее доход будет выше 350 тысяч рублей с начала года (согласно нарастающему итогу). Расчеты будут такими:

  • налоговая база по НДФЛ: 30000х12 - (1400+3000)х11= 311 тысяч 600 рублей,
  • сумма НДФЛ за 2016 год: 311600х13%=40 тысяч 508 рублей.

2. Утрата возможности в 2016 году получить стандартный вычет.

Может ли рабочий потерять свое право на получение стандартного вычета на ребенка, который является студентом или учащимся? Да. Если этому ребенку исполнится 24 года, то с этого месяца будет подобное право утрачено. Также это произойдет, когда он закончит свое обучение - с момента окончания обучения или со следующего года (вычет будет предоставляться до завершения текущего года, если это студент, аспирант или ординатор и т.д.) - НК, статья №218, пункт 1, подпункт 4, абзац 19 или разъяснения в письме №03-04-05/7-617 Минфина от 12.10.2010 года.

3. Предоставление в 2016 году двойного стандартного вычета на детей.

Стандартный вычет на детей может быть в 2016 году для следующих рабочих в двойном размере:

  • родителю-одиночке (родному или приемному);
  • усыновителю-одиночке;
  • опекуну-одиночке (попечителю-одиночке).

При официальной регистрации брака такой рабочий утрачивает возможность на реализацию права на удвоенный вычет. Это произойдет в последующем месяце после регистрации брака - НК, статья №218, пункт 1, подпункт 4, абзац 13.

Но если родители не заключали официальный брак, может ли им предоставляться на детей двойной стандартный вычет? Это зависит от данных свидетельства о рождении этих детей, а именно, кто из родителей прописан в названном документе. При дословной трактовке статьи №218 Налогового кодекса, стандартный вычет может получить каждый из родителей, которые прописаны в свидетельстве о рождении ребенка. То есть при отсутствии зарегистрированного официально брака каждый из родителей может получить вычет стандартного вида по НДФЛ - письмо №03-04-06/5-93 Минфина от 15.04.2011 года. При указании в свидетельстве ребенка только одного родителя, не имеющего регистрации брака, ему положен двойной размер стандартного вычета по НДФЛ, как родителю-одиночке - НК, статья №218, пункт 1, подпункт 4, абзац 13.

Также, в случае отказа одного из родителей от получения стандартного вычета на ребенка по месту своей работы, второму положен вычет стандартного вида в двойном размере, но отказ должен быть оформлен официально в письменной форме - НК, статья №218, пункт 1, подпункт 4, абзац 16.

4. Учет доходов совместителя в случае предоставления ему стандартного вычета на детей.

Фирма обычно занимается удержанием НДФЛ с тех выплат, которые получает рабочий по основному месту трудовой деятельности и по внутреннему совместительству - НК, статья №226, пункт 2. Чтобы совершить вычет, нужно учитывать доходы резидентов нашего государства по процентной ставке в 13% - НК, статья №218, пункт 1, подпункт 4, абзац 17. Для рабочего-совместителя следует учитывать доходы с основного рабочего места и с совмещаемого. Доходы, получаемые от совмещения трудовой деятельности, учитывает и выплачивает фирма-совместитель, выполняющая функции налогового агента, она же и рассчитывает НДФЛ - НК, статья №226, пункт 3, абзац 3. Поэтому с основного места работы рабочему предоставляются стандартные вычеты по НДФЛ без тех доходов, которые идут от внешнего совместительства. Но вычет можно получать на усмотрение самого рабочего - либо с основного места трудовой деятельности, либо с совмещаемой работы - НК, статья №218, пункт 3.

5. Стандартный вычет на детей в случае отсутствия доходов.

За каждый месяц, который входит в отчетный период, следует предоставлять рабочему стандартный вычет на тех детей, которых он содержит - НК, статья №218, пункт 1. То есть он может быть и за те месяцы, когда доходы отсутствовали. Вычеты за такие месяцы накапливаются, а будут производиться в случае получения дохода.

При вычете стандартного вида в неполном объеме, рабочий имеет право получить его остаток в конце отчетного периода. Но после предъявления декларации 3-НДФЛ в местной налоговой службе - письмо №03-04-06/53186 Минфина.

При отсутствии получаемых доходов самим рабочим на протяжении отчетного периода, которые должны облагаться 13% НДФЛ, вычеты на детей не положены. Рассмотрим на примере: работница не имеет права на стандартный вычет на детей, так как она является штатным сотрудником, но была в отпуске по уходу за малышом до трех лет. Дополнительные доходы у нее отсутствуют. Данная ситуация объясняется письмом №03-04-05/8-10 Минфина от 13.01.2012 года.

6. Предоставление даного вычета на самого работника.

Оказывается, что российское законодательство может предоставлять стандартные вычеты не только на ребенка, но и на самого рабочего, если он имеет один из статусов:

  • чернобылец;
  • инвалид ВОВ;
  • инвалид-военнослужащий по ранению, контузии, увечью в результате защиты нашего государства (в том числе и СССР);
  • иные лица, перечисленные в НК - статья №218, пункт 1, подпункт 1.

Величина рассматриваемого вычета в 2016 году будет от 500 рублей до 3 тысяч рублей.

Также право вычета стандартного вида в размере 500 рублей предоставляется рабочему, попадающему под следующие критерии: Герои СССР и РФ, инвалиды детства, инвалиды 1 и 2 группы, супруги/родители погибшего военнослужащего (при защите РФ и СССР), иные лица, попадающие в список, предоставленный в НК - статья №218, пункт 1, подпункт 2.

Но в случае, когда рабочий попадает сразу в несколько категорий, по которым предоставляется стандартный вычет, то он может получить максимальный размер одного из них, потому что они не могут суммироваться между собой и применяться одновременно.

Российский налоговый портал, Консультант по налогам и сборам

Ответ для Татьяны - да, прошлый год закрыт. В вашем случае есть простой выход, это вам надо сделать копии с ваших документов (которые подтверждают право на детский вычет) и запросить на работе справку 2-НДФЛ. Далее, на основании этих документов вы заполняете декларацию 3-НДФЛ за 2016 год и вам налоговый орган возвращает излишне удержанный подоходный налог.

Последняя редакция Статьи 41 Конституции РФ гласит:

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Комментарий к Ст. 41 КРФ

1. Комментируемая статья закрепляет одно из важнейших социальных прав человека и гражданина. Здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. В то же время оно не является только личным благом гражданина, а имеет еще и социальный характер. Иначе говоря, не только каждый должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан. Таким образом, в этом праве наиболее отчетливо проявляется мера взаимной свободы и взаимной ответственности личности и государства, согласование личных и общественных интересов. Особенностью данного права является и то обстоятельство, что оно принадлежит человеку еще до его рождения, т.е. на стадии эмбрионального развития.

Закрепляя это право в Конституции, государство принимает на себя обязанность осуществлять целый комплекс мер, направленных на устранение в максимально возможной степени причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических, эндемических и других заболеваний, а также на создание условий, при которых каждый человек может воспользоваться любыми незапрещенными методами лечения и оздоровительными мерами для обеспечения наивысшего достижимого на современном этапе уровня охраны здоровья.

Всестороннее развитие человеческой личности недостижимо, если в обществе не функционирует эффективная система, гарантирующая охрану здоровья. Особую значимость при этом имеет проведение мероприятий по охране здоровья детей, женщин, особенно работающих беременных женщин и матерей, по сокращению мертворождаемости и детской смертности, по повышению гигиены внешней среды, труда и быта. Об этом, в частности, говорится в Декларации социального прогресса и развития, одобренной Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N 2542 (XXIV) от 11 декабря 1969 г., и в Европейской социальной хартии, принятой Советом Европы 18 октября 1961 г. (см.: СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989. С. 255-256, 448- 453).

В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. (Ведомости РФ. 1993. N 33. ст. 1318; с изм. и доп.) признается значение охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни российского общества и подтверждается ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья его граждан. Создание нормальных условий для реализации гражданами своего права требует государственных мероприятий по охране здоровья граждан. Эта деятельность государства, как указано в ст. 1 Основ, представляет собой совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи. Для осуществления перечисленных мер в Российской Федерации функционирует развитая система охраны здоровья граждан, включающая государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения, систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. При этом государство гарантирует реализацию гражданами указанного права независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Учитывая специфику названного права, государство также предоставляет гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность (ч. 3 ст. 17 Основ).

Определенной гарантией охраны здоровья является запрет на эвтаназию. Нужно отметить, что данная проблема является спорной в среде как медицинских работников, так и граждан не только в нашей стране, но и в других странах мира. Однако российский законодатель в ст. 45 Основ от 22 июля 1993 г. решил этот вопрос однозначно - запретил удовлетворять просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) ее осуществляет, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Право на охрану здоровья имеет комплексный характер и включает в себя целый ряд элементарных прав, которые закреплены в международно-правовых документах о правах и свободах человека, в законах и иных правовых актах. К ним, в частности, относятся: право граждан на получение достоверной и своевременной информации о факторах, влияющих на здоровье; право на медико-социальную помощь; право на особую охрану здоровья граждан, занятых отдельными видами вредной профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности; право на заботу государства об охране здоровья членов семьи; право на особую охрану здоровья беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, инвалидов, граждан пожилого возраста, граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах, и др.

Право граждан на медицинскую помощь, хотя и входит в состав права на охрану здоровья, обладает относительной самостоятельностью и занимает свое важное место в системе прав человека и гражданина.

Гарантиями названного права выступает развитая сеть медицинских учреждений, доступность медицинской помощи, развитие лекарственной помощи. Как записано в ч. 1 комментируемой статьи, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Основы законодательства об охране здоровья граждан, конкретизируя эту норму, устанавливают гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам, который им обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Он включает первичную медико-санитарную, "скорую" медицинскую и специализированную медицинскую помощь, медико-социальную помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями (психическими, онкологическими, венерическими, туберкулезом, СПИДом), медико-социальную помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, т.е. инфекционными. Кроме того, граждане имеют право на дополнительные медицинские услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законами Российской Федерации.

Порядок обеспечения граждан медицинской помощью на основе обязательного и добровольного медицинского страхования подробно регламентирован в Законе РФ от 28 июня 1991 г. "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (Ведомости РСФСР. 1991. N 27. ст. 920; с изм. и доп.). Принципиальное значение в этом Законе имеет закрепление положения о том, что обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности получения медицинской и лекарственной помощи. Нужно также отметить, что право на медицинскую помощь (в Основах - медико-социальную) включает в себя такие элементарные права, как право на профилактическую помощь, право на лечебно-диагностическую помощь, право на реабилитационную помощь, право на информацию о состоянии здоровья, право дать согласие на медицинское вмешательство или отказаться от него, право на протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также право на меры различного социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами.

Граждане реализуют свое право на бесплатную медицинскую помощь на основе страхового медицинского полиса обязательного страхования. При этом объем предоставляемой бесплатной медицинской помощи не может быть меньше объема, установленного базовой программой обязательного медицинского страхования и обусловленного имеющимися экономическими возможностями общества. Однако государственные и муниципальные медицинские учреждения здравоохранения вправе оказывать платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением (п. 2, 4 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утв. постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27//СЗ РФ. 1996. N 3. ст. 194). Такие услуги предоставляются медицинскими учреждениями в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей и дополняют гарантированный объем, предусмотренный базовой программой медицинского страхования (Определение Конституционного Суда от 8 июня 1999 г. N 107-О по запросу Государственной Думы о толковании статьи 41 (ч. 1) Конституции Российской Федерации).

Реализация права на медицинскую помощь может осуществляться не только в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения, но и путем обращения в частные медицинские учреждения. Конституционный Суд в своем Определении от 14 декабря 2004 г. N 447-О по жалобе гражданина К. (СЗ РФ. 2005. N 14. ст. 1272) подчеркнул, что реализация конституционных предписаний о предоставлении каждому права на охрану здоровья и медицинскую помощь и о развитии государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения должна обеспечиваться всеми возможными способами, направленными на создание условий для эффективного, качественного и оперативного предоставления гражданам медицинских услуг, а все формы собственности в сфере здравоохранения - рассматриваться на равных основаниях.

Принимаемые в целях осуществления указанных конституционных положений меры призваны способствовать повышению доступности медицинских услуг, предоставляемых в рамках как государственной и муниципальной, так и частной систем здравоохранения, с учетом степени их необходимости и востребованности в сложившихся социально-экономических условиях.

Приведенное толкование ч. 1 и 2 ст. 41 Конституции в их системной взаимосвязи со ст. 8 (ч. 2) и ст. 19 (ч. 1 и 2) позволило Конституционному Суду сделать вывод о том, что налогоплательщику, оплатившему медицинские услуги, должно быть предоставлено право воспользоваться социальным налоговым вычетом независимо от того, кем - юридическим лицом или физическим лицом, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности и занимающимся частной медицинской практикой, были предоставлены услуги по лечению.

2. Основы законодательства об охране здоровья граждан определяют компетенцию Российской Федерации и всех ее субъектов в вопросах охраны здоровья граждан, устанавливают источники ее финансирования (средства бюджетов всех уровней, страховые взносы, средства целевых фондов, средства хозяйствующих субъектов, доходы от ценных бумаг и др.) и предусматривают разработку и реализацию федеральных программ по развитию здравоохранения, профилактики заболеваний и по другим вопросам.

Одной из таких программ является федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы", утвержденная постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. N 832 (СЗ РФ. 2006. N 2. ст. 199).

Необходимость подготовки и реализации Программы вызвана тем, что в Российской Федерации наблюдается рост численности инвалидов (1995 г. - 6,3 млн, 2004 г. - 11,4 млн человек). Ежегодно признаются инвалидами около 3,5 млн. человек, в том числе более 1 млн - впервые. Увеличивается число инвалидов трудоспособного возраста и детей-инвалидов. Свыше 120 тыс. человек стали инвалидами вследствие боевых действий и военной травмы.

Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию от 26 мая 2004 г. и от 25 апреля 2005 г.

В связи с этим была поставлена задача разработать систему мер, направленную на увеличение количества реабилитированных инвалидов, включая инвалидов боевых действий и военной травмы. Целями Программы являются создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, а также повышение уровня их жизни.

В рамках выполнения Программы намечено: создание системы реабилитационных и экспертных организаций, обеспечивающих реабилитацию инвалидов и интеграцию их в общество; дальнейшее развитие реабилитационной индустрии как промышленной основы системы комплексной реабилитации инвалидов, формирование национального рынка технических средств реабилитации и реабилитационных услуг; оснащение оборудованием реабилитационных организаций; обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры; осуществление мероприятий по поддержке предприятий, находящихся в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов, в целях создания дополнительных рабочих мест.

Программные положения и нормы, направленные на укрепление здоровья и его охрану, содержатся и в ряде других правовых актов: в ФЗ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (СЗ РФ. 1999. N 14. ст. 1650; с изм. и доп.), в ФЗ от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1999. N 18. ст. 2206; с изм. и доп.); ФЗ от 9 января 1996 г. "О радиационной безопасности населения" (СЗ РФ. 1996. N 3. ст. 141; с изм. и доп.), в ФЗ от 21 ноября 1995 г. "Об использовании атомной энергии" (СЗ РФ. 1995. N 48. ст. 4552; с изм. и доп.), ФЗ от 30 марта 1995 г. "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" (СЗ РФ. 1995. N 14. ст. 1212; с изм. и доп.), в ФЗ от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (СЗ РФ. 2000. N 2. ст. 150; с изм. и доп.), ФЗ от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (СЗ РФ. 1998. N 38. ст. 4736; с изм. и доп.) и др.

3. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью людей, т.е. за нарушение права граждан на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно - эпидемиологическом состоянии района проживания, рациональных нормах питания, о продуктах, работах, услугах, об их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах (см. ст. 19 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).

Под сокрытием фактов и обстоятельств следует понимать не только утаивание определенной информации, но и распространение заведомо недостоверной, ложной информации о состоянии окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановке и других фактах и событиях (катастрофах, авариях и т.д.), которые опасны для жизни и здоровья людей.

Данное конституционное положение конкретизируется в нормах уголовного, административного и трудового законодательства. При этом каждая из названных отраслей законодательства оперирует своим понятием должностного лица. Так, в соответствии с примечанием 1 к гл. 30 УК РФ должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях. Они несут уголовную ответственность за неправомерный отказ в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, в том числе право на получение полной и достоверной информации по вопросам, касающимся его жизни и здоровья, либо за предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан (ст. 140 УК).

Административное законодательство уточняет и несколько расширяет понятие должностного лица. В примечании к ст. 2.4 КоАП указывается, что должностное лицо наделено распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него. Кроме того, к должностным лицам (в случае привлечения к административной ответственности) приравниваются руководители и иные работники любых организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Указанные субъекты несут административную ответственность за сокрытие страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 5.44 КоАП); за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды (

  • Вверх


  • Просмотров