Правовое воспитание средняя группа детского сада. «Я имею право на имя». Конспект занятия по формированию у детей элементарных представлений о правах. Речевая игра «Цветок доброты»
Организовать детей первой младшей группы (1,5–3 лет) на совместную деятельность - методически непростая задача. Однако педагогической практикой найдено несколько зафиксированных Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) способов взаимодействия с детьми, позволяющих решать образовательные цели и задачи. Одним из таких приёмов является беседа.
Цели и задачи беседы в первой младшей группе по ФГОС
Организованный разговор с группой детей или индивидуально на определённую тему называется беседой.
В первой младшей группе миссия такого рода работы заключается в:
Задачами проведения бесед в первой младшей группе является:
- разработка тематики учебного материала (например, работая над темой «Знакомство» дети в беседе в форме игры «Снежный ком», называя своё имя и повторяя имена товарищей, запоминают, как зовут ребят в группе);
- развитие догадки (к примеру, в беседе на тему «Домашние животные», чтобы начать разговор о корове, педагог показывает при помощи пальцев корову, произносит звук «му», а дети угадывают, о ком речь);
- помощь в запоминании норм и правил поведения (групповые и индивидуальные беседы на тему культурно-гигиенических навыков (КГН), в частности, как держать ложку, вытирать руки, пользоваться горшком и пр.);
- стимулировании наблюдательности (вне зависимости от темы и приёмов работы, весь учебно-воспитательный процесс в первой младшей группе сопровождается наглядностью, которая обязательно обсуждается в групповой беседе на уровне вопросов «Что изображено на картинке?», «Что делают дети?», если на иллюстрации показан порядок выполнения гигиенических процедур после возвращения с прогулки).
Методические приёмы организации беседы
Основной приём в работе с младшими дошкольниками - игра. Кроме того, при проведении беседы педагог использует:
Картотеки бесед разных видов для первой младшей группы
ФГОС определены виды бесед, практикуемые в детском саду с детьми 1,5–3 лет. Эта классификация определяется принципом, положенным в её основу. При этом для этой возрастной категории отдельно не определяются беседы по содержанию материала, опирающиеся на учебно-практический опыт малышей, то есть познавательные - эти компоненты, по сути, присутствуют в каждой (!) беседе.
Таблица: картотека бесед по видам в первой младшей группе
Принцип | Вид | Актуальные для первой младшей группы цели | Пример (тема, задачи) | Содержание, приёмы |
По дидактическим целям | Вводная |
|
«Весна» Познакомиться с приметой весны - капелью. |
Воспитатель зачитывает детям стихотворение: Я распускаю почки в зелёные листочки. Деревья поливаю. Движением полна Зовут меня весна! Педагог задаёт вопрос о том, какое сейчас время года и какие приметы весны малышам известны. Дети отвечают. Затем воспитатель знакомит малышей со стихотворением:
Педагог рассказывает о капели, сопровождая материал видеороликом или картинками. |
Итоговая |
|
«Транспорт»
|
Воспитатель показывает игрушечные поезд, машинку, самолёт и просит назвать эти предметы одним словом. Затем педагог спрашивает, для чего нужны эти виды транспорта. Останавливаясь на том, что транспорт помогает людям путешествовать, педагог предлагает малышам проехаться на такси, поезде и самолёте при помощи одноимённых транспортных средств. | |
По числу участников | Групповая | Презентация блока информации всей группе детей. | «Семья»
|
- Ребята, как вы думаете, что значит слово «семья». - Это мама, папа, я, сестра/брат, бабушка и др. - Верно, это любящие друг друга люди. Семья может быть большой, а может быть маленькой, только мама и ребёнок. Но главное, чтобы в семье была любовь.
|
Индивидуальная |
|
«Как правильно мыть руки» Объяснить, как правильно нужно держать мыло, мылить руки, вытирать их. |
Педагог задаёт вопрос о том, почему нужно мыть руки. Затем рассказывает порядок выполнения процедуры, комментируя процесс намыливания рук так: «Сначала со всех сторон погладим мыло, потом положим его в мыльницу и погладим ладошки - одна другую, теперь сделаем «ёжика», скрестив пальцы». После чего взрослый показывает, как нужно вытирать руки. | |
По времени проведения | Утренняя |
|
«Как я провёл выходные дни»
|
Педагог спрашивает малышей по очереди о том, как они провели выходные дни, рассказывает о своих выходных и предлагает поиграть в подвижную игру «Пузырь» (дети берутся за руки, раздвигают границы круга, в котором стоят, затем пузырь «лопается», малыши размыкают руки и присаживаются). |
«Что я видел по дороге в детский сад» Активизировать словарный запас по теме. |
Педагог просит малышей рассказать о том, что они видели по дороге в детский сад (много машин, двор, детей, автобусы и пр.). | |||
Ситуативная (к этому же виду относят вечернюю беседу, которая, как правило, возникает в результате прецедента после обеда, сна или прогулки. | Цели сходны с индивидуальной беседой, но проводится со всей группой или в мини-группах. | «Как правильно знакомиться» Научить детей (обычно стеснительных, испытывающих трудности в начале общения с другими ребятами) правильно представляться при знакомстве. |
Педагог предлагает малышам послушать стихотворение:
Затем воспитатель и дети обсуждают, правильно ли кабан представился и определяют порядок знакомства: назвать своё имя, спросить, как зовут собеседника и закончить знакомство словами: «Приятно познакомиться!» |
|
По характеру образовательной активности | По развитию речи |
|
«Любимая игрушка»
|
Воспитатель спрашивает, почему мишка, лежащий на полу грустный. Дети отвечают: из-за того, что у него оторвалась лапка. Педагог спрашивает, что нужно сделать, чтобы он снова радовался. Малыши отвечают: пришить лапку. Педагог зачитывает стихотворение А. Барто и, надев белый халат, пришивает лапу. Затем ребята находят мишке место на полке в группе и договариваются не обижать игрушки. |
Ознакомлению с окружающим миром | Расширение представлений ребят об окружающем мире. | «Зима» Систематизировать знания о зиме, выявив типичные погодные условия, осадки, особенности зимовки птиц и животных. |
Педагог зачитывает малышам стихотворение о зиме. Например, И. Сурикова: Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Всё его одело. Педагог спрашивает, о каком времени года идёт речь. Задаёт вопросы:
|
|
По физкультуре |
|
«Моё здоровье»
|
Педагог загадывает загадки, связанные с ЗОЖ:
Затем воспитатель рассказывает, что такое здоровье, спрашивает малышей о том, что помогает его сохранить. |
|
По художественно-эстетическому развитию (на занятиях музыкой, рисованием) |
|
«Как нужно слушать музыку» Познакомить ребят с правилами поведения при прослушивании музыки (сидим тихо, не крутимся, не мешаем товарищам). |
Педагог рассказывает сказку о «Старом Вороне». «Давным-давно в одном лесу жил Ворон, который очень любил музыку. Но вот он состарился, оглох и уже с трудом мог слышать любимую музыку птиц, моря, леса. А тут ещё на его дереве поселились воробьи, которые так чирикали, что заглушали остальные звуки. Стал грустить Ворон. И тогда его подружка Синица решила ему помочь: попросила воробьёв не шуметь. Послушали её птички и сами удивились, какая красивая музыка природы до них донеслась. А Ворон стал выздоравливать, и хоть лучше слышать не мог, зато возле его дерева затихали все звуки, ведь там можно было услышать музыку природы». После прослушивания сказки дети отвечают на вопрос: как нужно себя вести при прослушивании музыки. |
|
По КГН (в некоторых источниках эти разговоры называются беседами по валеологии) |
|
«Учимся правильно держать ложку» Продолжение работы по обучению малышей правильно держать ложку. |
В группу «приходит» кукла Катя, которая постоянно пачкает платье из-за того, что не может донести ложку с супом до рта, не расплескав. Дети «успокаивают» гостью, повторив для неё потешку «Ладушки-ладушки». Затем педагог предлагает малышам вооружиться волшебными ложками и показать Кате, как нужно кушать суп. В конце Катя благодарит ребят за урок. |
Это интересно. Выделяется также вид бесед в зависимости от лица, организующего этот вид работы. В первой младшей группе это может быть групповая или индивидуальная беседа с психологом (например, если в группе дети постоянно дерутся, кусаются), то есть разговор по узкой специализации, который также имеет прецедентный характер.
Беседа в мини-группах и индивидуально направлена также на ликвидацию пробелов в знаниях детей
Авторские картотеки бесед в первой младшей группе
Ознакомиться с картотекой этических бесед в первой младшей группе можно
Пример картотеки ситуативных бесед с детьми 1, 5–3 лет можно увидеть в публикации Усачёвой О.В., воспитателя МБДОУ Детский сад № 111, г. Сочи, можно увидеть
Картотека бесед по валеологии носит сквозной характер, то есть частично они повторяются из года в год, поэтому педагогу удобнее составить общий блок разговоров на универсальные темы. Иными словами, такие темы, как «Мы любим каши» о важности сбалансированного питания, «Наши труженики» о людях разных профессий и т. д., в доступной для возраста интерпретации будут актуальны и в первой младшей, и в средней или старшей группах. Воспитатель отбирает нужные ему темы и вносит коррективы исходя из уровня развития малышей. Пример общей картотеки бесед по валеологии с детьми в ДОУ, составленный Машневой С.И., воспитателем МДОБУ детский сад 126, г. Сочи, можно увидеть
Структура и хронометраж беседы
По ФГОС беседа с малышами 1,5–3 лет строится на основе:
- 1–2 вводных вопросов аудитории;
- объяснения материала педагогом;
- проведением игры или диалога на закрепление материала.
Все эти виды работы укладываются в 5–7 минут и составляют три этапа работы соответственно:
- вводный (около 1 минуты);
- основной (около 3 минут);
- заключительный (до 3 минут).
Беседа имеет трёхчастную структуру
Планирование бесед в первой младшей группе
Разговоры с детьми 1,5–3 лет проводятся 1–2 раза в день, за исключением ситуативных или индивидуальных видов, имеющих прецедентный характер и периодически повторяющихся (например, беседа о вежливых словах, правилах поведения за столом). При составлении плана бесед педагог руководствуется общей темой образовательной деятельности, стараясь включить в перечень разные виды разговоров.
Таблица: пример планирования бесед в первой младшей группе на сентябрь (фрагмент)
Дата | Название | Цель |
Тема: «Осень. Природные явления» | ||
Вторая неделя | «Об осени» | Формировать обобщённое представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды), о состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. |
«Чудо рядом с тобой» |
|
|
«Как нужно одеваться осенью» | Дать детям знания о том, что осенью на улице становится холодно, поэтому нужно тепло одеваться, чтобы не заболеть. | |
«Дождь» |
|
|
«Листопад» | Формировать обобщённое представление об осени, о состоянии растений осенью и его причинах. | |
Тема: «Огород. Овощи» | ||
Третья неделя | «О труде людей осенью» |
|
«Об овощах» |
|
|
«Дары осени» | Рассказать об овощах, их пользе для здоровья. | |
«Как нужно вести себя за столом» |
|
|
«Волшебные слова» | Формирование у детей вежливости (благодарить за помощь, прощаться и здороваться). |
Составила: воспитатель
Михайлова М. В.
Цель : обобщать знания детей об осени.
Задачи:
- Развивать знания о приметах осени, изменениях в природе;
- Уточнять знания о жизни птиц и животных осенью;
- Развивать эмоциональность, отзывчивость;
- Обогащать и активировать словарь детей;
- Развивать умение слушать инструкции воспитателя;
Словарь : осень, осенний, хмурая, пасмурная, дождливая, серое небо, низкое, холодно, моросит дождь, урожай, спячка, стая, берлога.
Оборудование : Сюжетные картинки по теме «Осень», старичок-лесовичок, муляжи овощей и фруктов, листочки из бумаги (дубовые, кленовые, берёзовые), корзинка, карточки с заданиями, простой карандаш.
Ход занятия:
Ребята, к нам пришёл сегодня старичок-лесовичок. Давайте поздороваемся с ним. Он хочет пригласить нас в гости в свой лес. Но чтобы отправиться в этот лес, нужно разгадать загадку. Послушайте:
Кто приходит с желтой краской,
Листья красит все подряд.
Без иголки и без нитки,
Шьет им праздничный наряд. (осень)
Кто догадался, что это? (ответы) Правильно, это осень. Вот сегодня мы и поговорим об осени, а старичок-лесовичок нам поможет, и поиграет с нами.
Дидактическая игра «Листопад»
Посмотрите, что это? (на столе лежат вырезанные из бумаги листья: берёзовые, кленовые, дубовые). (ответы)
А откуда появились эти листочки? (опали с деревьев осенью) Что происходит с деревьями осенью?
Как называется такое явление? (ответы). Конечно, листопад.
Давайте поможем старичку-лесовичку собрать листочки в корзинку. Возьмите их. Какой у тебя листочек, с какого дерева? (берёзовый, кленовый, дубовый)
Молодцы.
Также интересное осеннее занятие для 2 младшей группы:
Дидактическая игра «Осенняя прогулка»
Ну а теперь нас ждёт прогулка в осенний лес, на полянку. Давайте собираться. Что же одеть нам? Может панамку и сандалии? Нет? Почему?
Конечно, на улице осенью холодно. Что еще вы можете сказать о погоде осенью? (холодная, пасмурная, дождливая, ветреная, хмурая)
А какие приметы осени вы ещё знаете? (идёт дождь, холодно, трава пожухла и завяла, листья пожелтели, дует ветер…)
И одеваться в такую погоду нужно тепло, по-осеннему.
Давайте выберем ту одежду, которая нужна для прогулки осенью. (дети выбирают карточки с одеждой)
Ну вот и добрались. Давайте отдохнём.
Физкульминутка:
Мы топаем ногами, мы хлопаем в ладоши.
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем.
И кружимся потом.
Садитесь на стульчики, ребята.
Тсс, давайте послушаем, что происходит в осеннем лесу. Но ребята, я не слышу птиц, где они все, как вы думаете? (Собираются в стаи и улетают на юг).
А почему они улетают? (ответы)
Правильно, ведь зимой холодно, насекомые исчезают и птицам нечего кушать.
Ой, а кто это рыжий среди деревьев:
Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле. (белка)
Правильно, белка.
Ребята, а что делают животные в лесу осенью? Как готовятся к зиме? (ответы)
Молодцы.
Ребята, а вы знаете стихи об осени? Давайте порадуем старичка –лесовичка и расскажем ему стихотворение. (дети читают стихи)
Ну а пословицы про осень кто-нибудь знает? Какие? (ответы)
Дидактическая игра «Урожай»
Ребята, а что ещё приносит осень? Что делают люди осенью? (собирают урожай)
Какой урожай собирают люди? (овощи, фрукты, грибы)
Давайте и мы соберём урожай в корзинку, старичку-лесовичку подарим.
(Дети собирают овощи и фрукты в корзину)
Держи, старичок-лесовичок, это тебе от нас с ребятами подарок. А нам пора обратно в детский сад.
Речёвка:
Автобус едет в детский сад.
В нём сидят ребята в ряд.
Они рядышком сидят.
И в окошечко глядят.
Дидактическая игра «Соедини линией»
— Мы вернулись в детский сад, ребята. И у нас осталось последнее задание.
Берите стульчики и садитесь за столы.
Возьмите карандаш и проведите линии от тех предметов, которые нужны осенью. А я потом посмотрю, кто правильно всё сделал.
(См. приложение –карточку с заданием)
Молодцы, со всем мы сегодня справились, и в гостях побывали, много интересного увидели. Спасибо за работу.
Название: Конспект осеннего занятия для 2 младшей группы «ОСЕНЬ»
Номинация: Детский сад / Конспекты занятий, НОД / развитие представлений об окружающем мире и о себе
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад № 15 «Радость»
Месторасположение: г. Саров, Нижегородская область
Монако Лилия Федоровна Воспитатель МАДОУ «Детский сад №2» Непоседы» Г. Балашиха Московская обл.
Цель и задачи:
- Познакомить детей с понятием «ПРАВО»
- Объяснить, что каждый человек имеет право на счастливую и спокойную жизнь, право на жильё, право на медицинскую помощь, право на имя, право защищать свои честь и достоинство, право на учёбу.
- Воспитывать нравственно-правовую культуру детей.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель: Ребята, у каждого из вас, так же, как и у меня, и у всех взрослых есть права и обязанности. Сегодня мы поговорим с вами о наших правах.
Воспитатель:
Едва на свете появился
И приоткрыл свои глаза,
Немного миру подивился -
Ты получил свои права:
Ребенок:
Права на счастье и улыбки,
Права на новый светлый день,
Права на глупости, ошибки,
Права на озорных друзей.
Ребенок:
Права на игры и желанья,
Права на знание и смех,
Права на то, чтоб быть ребенком
И отличаться ото всех.
Ребенок:
Права на улице гулять,
Права с ровесником играть,
Права лечиться, заболев,
Права заботиться о всех.
Воспитатель:
Но есть один большой урок -
Во всех правах и смыслах их -
Ты должен быть самим собой
И уважать права других!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой рисунок нарисовал Артем! Давайте рассмотрим его и поговорим о тех правах, которые здесь изображены. (Ответы и рассуждения детей) .
Воспитатель: Ребята! Посмотрите к нам заглянуло солнышко! Солнышко необычное, посмотрите, у него на лучиках написаны наши права. Воспитатель зачитывает права. Давайте поиграем с солнышком. (Дети становятся в круг и под медленную музыку играют с солнышком) .
Воспитатель: Ребята! Все вы большие молодцы! Все внимательно слушали, а теперь я предлагаю отгадать загадки о наших правах.
Мама работала,
Папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …
(отдых)
Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …
(имя)
Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на …
(образование)
Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только …
(врач)
Воспитатель: - Ребята, мы с вами сегодня очень хорошо поработали. О чем мы с вами сегодня беседовали?
Дети: - О правах детей.
Воспитатель:
Люди всей страны
Это знать всегда должны.
Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва
У него уже с пелёнок есть очень веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный добрый дом,
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить, и быть любим.
Он на свете не один!
Гайсина Альфия
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №44 «Росинка»
Конспект интегрированного занятия по правовому воспитанию
в средней группе №5 «Колокольчик»
на тему :
«День прав ребёнка »
Воспитатель : Гайсина Альфия Гиздулловна
г. Альметьевск
Программное содержание
Цель : Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на жизнь и здоровое развитие, государство заботиться об охране жизни.
Образовательные задачи :
Обобщать знания детей об их гражданских правах и обязанностях ;
Закреплять представления детей о благополучной дружной семье;
Дать детям представления о важности права на имя ;
Довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека.
Развивающие задачи :
Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
Развивать в детях уверенность в себе и своих возможностях;
Развивать умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя .
Воспитательные задачи :
- воспитывать уважение к правам и обязанностям каждого человека;
Прививать веру, любовь и доброе отношение детей к окружающим;
Содействовать дальнейшему развитию общения между ровесниками, оптимизации взаимоотношений в группе .
Предварительная работа
1. Знакомство с «Конвенцией…» – специальным документом о правах ребёнка ;
2. Чтение русских народных сказок «Снегурочка» , «Маша и медведь» ;
3. Чтение сказки «Гномик, у которого не было имени» ;
4. Разучивание пословиц, стихов, поговорок;
5. Изготовления альбома – «Моя любимая семья» ;
6. Рисование на тему : «Моя семья» ;
7. Изготовление штампиков с рисунками из картофеля.
Оборудование
Мольберт, костюмы артистов, календарь, картинки с буквой «Я» , свидетельство о рождении, штампики из картофеля, эмблема.
Раздаточный материал
Заготовка свидетельства с эмблемой «Право на имя » , гуашь разных цветов, штампики из картофеля с различными рисунками.
Ход занятия:
Дети входят в группу , садятся на стульчики.
Воспитатель : Утром встали малыши,
В детский садик свой пришли.
Вам мы рады, как всегда.
Гости здесь у нас с утра,
Поздоровайтесь, друзья! (дети здороваются с гостями)
Ребенок : Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду Я!
Воспитатель : Дорогие, ребята! Я приглашаю вас поиграть в игру «Кто живет у нас в квартире?» (проводится физкультминутка)
Речь с движениями.
Раз, два, три, четыре! (хлопают в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять! (прыжки на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка, (наклоны туловища вправо-влево )
Мой сверчок, (повороты туловища вправо-влево )
Конечно, я! (подводят руку к груди)
Вот и вся моя семья! (хлопают в ладоши)
Мы немножко порезвились
По местам все разместились! (садятся на стульчики)
Воспитатель : Дорогие ребята, сегодня ровно 17 лет с того дня как начали отмечать праздник «День прав ребёнка » , поэтому сегодня мы с вами поговорим на эту очень важную тему.
Воспитатель : - Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье жить и радоваться жизни.
Ребенок : Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить.
Чтобы вместе играть,
Чтобы крепко дружить.
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни
Все наши мечты.
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, какие права есть у детей ?
Ребенок : Мамы, папы всей страны
Это знать давно должны
Есть права у их детишек
Например, на чтенье книжек
Ребенок : Также на заботу, ласку
И на жизнь, как будто в сказке,
Ещё право быть счастливым
В нашем самом лучшем мире!
Воспитатель : Ребята, у меня в руках карточки с одной буквой (достает карточки с буквой «Я» (7шт.) Ребята, назовите какая это буква? (по одной выкладывает на мольберте) .
Дети : Это буква «Я» .
Воспитатель : Давайте, посчитаем сколько букв «Я» ?
Дети считают.
Воспитатель : Всё верно, семь!
Это слово каждый знает
Ни за что не променяет.
К цифре «семь» , добавлю- «Я» ,
Что получится?
Дети : Семья!
Воспитатель : Расскажите мне, что это за право ?
Ребенок : Каждый ребенок имеет право на семью .
Ребенок : Каждый ребенок имеет право жить с мамой и папой.
Ребенок : У каждого ребенка есть право иметь братика , сестрёнку, бабушку и дедушку.
Ребенок : Семья- это я, и меня называют-
Котенок и лапочка, заинька, птичка.
Мне кто-то братишка, кто-то сестренка.
Семья, где все любят меня и ласкают,
И лучше семьи ничего не бывает.
И все, кого я так люблю
Имеют право на семью !
Воспитатель : В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботиться о маленьких.
Сейчас,я предлагаю вам почувствовать, как это приятно о ком-то заботиться и какая это ответственность.
Психогимнастика «Согрей котенка» .
Воспитатель : Ребята, встаньте, пожалуйста. Представьте, что вы подобрали на улице маленького котенка. На улице очень холодно, идет снег. Ваш котенок очень замерз и дрожит от холода! Возьмите его на ручки- в ладошки! Чтобы его согреть подышите в ладони (пауза) . Прижмите его к груди… А теперь, посмотрите на вашего котенка, согрелся ли он? Посмотрите на него с нежностью и любовью. Улыбнитесь ему и, он улыбнется вам в ответ! А теперь, отпустите! Посмотрите, он побежал домой к своей семье.
Вот и мы с вами подарили свою любовь, тепло и ласку маленькому котенку. Он согрелся и убежал к маме.
Ведь как хорошо, когда у каждого есть своя семья, где любят, ждут, заботятся, приходят на помощь.
Очень хочется, чтобы и вы ценили своих близких, никогда их не огорчали, заботились о них, так же, как они заботятся о вас.
Ребёнок : Семья должна учить любить,
Жалеть и вежливыми быть,
Когда семья такою станет,
Другая сразу жизнь настанет.
Физкультминутка «Все будет хорошо» .
Дети встают в круг, делают два-три глубоких вдоха, произносят слова и выполняют движения.
В небо солнышко взошло (поднимают руки- вдох)
И всем улыбнулось. (опускают руки- выдох)
Нам вдруг стало хорошо (поднимают руки- вдох)
И больше не взгрустнулось! (опускают руки –выдох)
Дети садятся на стульчики.
(Входит домовёнок. У него грустное лицо. Домовёнок садиться на стульчик.)
Воспитатель : Ой, ребята, кто это к нам пришел? Кого-то он нам напоминает. И одет как-то странно? Мальчик ты кто? Как ты к нам попал? Как тебя зовут?
Домовенок : Я домовенок. Никак меня не зовут, домовенком только кличут! Имя мне никто не давал. Я услышал как вы здесь весело играете, вот и забрел к вам на огонек!
Воспитатель : Дети с рождения получают право на имя : представьте, что исчезли все имена, остались мальчики и девочки, мужчины и женщины, бабушки и дедушки, а имени ни у кого нет. Мы ведь даже не сможем общаться друг с другом. Видите, как необходимо имя человеку! Имя вам дают родители при рождении.
Домовенок : А я сказочный герой, поэтому имя мне никто не дал.
Воспитатель : Домовенок, не расстраивайся. Мы с ребятами придумаем тебе имя. Ребята, давайте придумаем как же нам назвать нашего гостя?
Дети : Нафаня –это дедушка, а домовенка мы назовем Кузей.
Воспитатель : Теперь, домовенок, тебя зовут Кузя, Кузьма, Кузенька. Нравиться тебе твое имя?
Кузя : Очень нравится. Спасибо вам ребята.
Воспитатель : Знают,знают все на свете,
Знают взрослые и дети-
Имя каждому дано,
И у каждого одно!
Ребенок : Всех по - разному зовут :
Кот- Мурлыка, пес- Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво- Розочка.
Настя, Вика и Данила
Все имеют свое имя!
Воспитатель : А кто хочет рассказать о своем имени?
Ребенок : Я – Диана. Моё имя означает «божественная»
Диана– добрая душа,
Обаятельна, открыта ,
И собою хороша,
Может буду знаменита!
Ребенок : Я - Ярослав– моё имя означает «солнечный» .
Посмотри-ка, Ярослав,
В зеркало лучистое,
Там увижу, непременно,
Солнечное личико!
Ребенок : Я - Максим – что значит «величайший» ,
Вот в чем силушка моя!
Хоть работать за троих,
Хоть любить за четверых –
Силушки на все хватает :
Видно имя помогает.
Воспитатель : Знаешь, Кузенька, при рождении все дети нашей страны получают документ. Он называется «Свидетельство о рождении» .
Эта маленькая книжка
Есть у каждого малышки.
И в любое время дня
Всё расскажет про тебя.
(Показывает «Свидетельство о рождении» ). В этом документе закреплено право ребенка на имя . Кузя, мы хотим сделать для тебя подарок. Ребята, нарисуют красивые свидетельства, а ты выберешь то, которое тебе больше всего нравится. И я впишу в него твое имя.
Рисование «Нарисуй красивую рамку» .
(Дети при помощи штампиков из картофеля, составляют рамочку «Свидетельства о рождении» . Домовенок Кузя выбирает себе то свидетельство, которое ему больше всего понравилось. Воспитатель вписывает в него имя домовенка и показывает свидетельство детям и Кузе).
Воспитатель : Любимый наш, Кузенька, мы дарим тебе это свидетельство. Теперь у тебя есть твой сказочный документ.
Кузя : Спасибо, ребята, я очень рад. Пойду, покажу это свидетельство своим друзьям!
Воспитатель : Приятно, что наш домовёнок ушел довольный. А мы с вами провели сегодня необыкновенный день – «День прав ребенка !»
Воспитатель : - Ребята, вы тоже знаете очень хорошее стихотворение, расскажите его нашим гостям.
Ребенок : - По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами .
Ребенок : - Рядом мама крепко за руку держала,
В путь дорожку умницу сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах , что защищают их на свете.
Ребята, о чём самом важном для детей мы сегодня говорили?
Итог занятия.
Используемая литература
1. Борисова О. Правовое образование дошкольников// Ребёнок в детском саду. 2002. №4.
2. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ . - М.: ТЦ Сфера, 2006, - 80с.
3. Пыжьянова Л. Права ребёнка// Ребёнок в детском саду. 2003. №4,5.
4. Соболева М. Н., Савина Н. В. Правовое воспитание в семье и ДОУ// Управление ДОУ . 2005. №3.
5. Соловей С. А., Львова Т. Н., Дубко Г. И. Реализация Конвенции о правах ребёнка в дошкольных образовательных учреждениях. М., 2004.
Программное содержание:Формировать у детей элементарные представления о правах.
Углубить понятия «Отечество», «тёзка».
Обогащать, активизировать, расширять словарь по теме: « Имя» — знакомство с происхождением имён.
Упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, полных имён, отчества.
Помочь развитию связной речи через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы.
Совершенствовать общую и мелкую моторику: координацию движений и речи.
Способствовать воспитанию доброго отношения к себе и окружающим.
Предварительная работа.
Рассматривание семейных фотографий, выставка рисунков на тему: «Моя семья», создание родословного древа, беседа: « Я и моё имя», слушание песни «Родина моя».
Оборудование.
Стулья расставлены по количеству детей полукругом. Картинка с изображением мальчика и девочки, земного шара, на котором написаны права ребёнка, иллюстрации сказочных героев: Айболит, Незнайка, Снегурочка, Белоснежка, Дюймовочка, Кот Котофеевич, глобус, аудиокассета с записью плача ребёнка, воздушный шар.
Словарная работа: право, Отечество, тёзка, новорождённый, фамилия, имя, родственник, отчество, глобус.
Структура занятия:
1. Рассматривание глобуса.
2.Слушание плача маленького ребёнка.
3. Игра «Назови по-взрослому».
4. Д/ упражнение «Объясни значение имени.
5. Чтение стихотворения про Машу.
6. Физминутка.
7. Беседа по иллюстрациям сказочных героев.
8. Чтение отрывков из былины.
9. Вопросы и ответы.
10. Чтение стихотворения «8 Тань».
11. Игра «Назови родственное имя».
12. Беседа «Фамилия – что это?»
13. Инсценировка отрывка «Алиса в стране Зазеркалье».
14. Игра «Шарик лети»
Ход занятия
Воспитатель:
Добрый день, дети
Вы прекрасней всех на свете.
Вот таких хороших, умных, пригожих я приглашаю в путешествие.
(Слайд 1)
Воспитатель показывает глобус: что это такое?
Дети: Глобус.
Воспитатель: Для чего нам нужен глобус?
Дети: Чтобы рассматривать мир.
Воспитатель: Глобус – это маленькая модель земного шара. Наша земля очень большая, на ней живут миллиарды людей, более «200 наций. Все они похожи: у каждого есть своё тело, лицо. Но в тоже время люди разные, они отличаются друг от друга, каждый человек неповторим.
Дети, как вы думаете, чем отличаются люди?
(Слайд 2)
Дети: Ростом, возрастом, цветом кожи, волос, глаз, формой носа, рта, походкой.
(Звучит плач грудного ребёнка)
Воспитатель: Дети, кто же это плачет?
Дети: Маленький ребёнок.
Воспитатель: Да, так плачут дети, которые только родились. Посмотрите, пожалуйста, и скажите, отличаются ли эти малыши?
(Слайд 3)
Дети: Они одинаковые, но у них разные чепчики, костюмчики: розовый и синий (Чтобы отличить их по одежде: мальчики в голубом, девочки в розовом).
(Слайд 4)
Воспитатель: Новорождённые дети почти всё время спят, их трудно отличить друг от друга. Чтобы мамы их не перепутали, врачи прицепляют малышам на ручку бирочки с номером (цифрой). Дети, а вам приятно бы было, если вас называли цифрой?
Дети: Нет.
Воспитатель: У каждого человека есть что-то такое чего нельзя увидеть, но это отличает его от других. Послушайте загадку, а вы догадаетесь, о чём она.
Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет,
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.
И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать.
Дети: Имя.
Воспитатель: Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.
А как вы думаете, зачем люди придумали имена?
Дети: Чтобы знать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого.
Воспитатель: У каждого из вас есть имя. Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли? (Ответы детей)
(Слайд 5)
Воспитатель: Я предлагаю вам послушать отрывок из сказки «Алиса в стране Зазеркалье».
– Надеюсь, вы не намерены потерять своё имя?
– Конечно нет, – растерянно сказала Алиса.
– Не знаю, не знаю. Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: Иди к доске… – и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы можете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.
– Ничего из этого не выйдет, и всё равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Учительница скажет: «Эй, ты!» или «Эй», или ещё как-нибудь.
Воспитатель: Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. Родители назвали вас разными именами. Когда вы пойдёте в школу, ваше имя станет полным. Ваши имена звучат по- разному и имеют свой смысл. Например: Оля – Ольга.
(Слайд 6)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Назови себя по-взрослому» и объясни значение своего имени».
Саша – Александр – мужественный, защитник.
Алёша – Алексей – помощник, защитник.
(Слайд 7)
Физминутка
В небе солнышко взошло
И всем улыбнулось.
Нам вдруг стало хорошо
И больше не взгрустнулось.
Воспитатель: Давайте все вместе прочитаем стихотворение:
Марьюшка, Марусенька,
Машенька и Манечка
Захотели сладкого
Сахарного пряничка.
Воспитатель: Как зовут девочку?
Дети: Маша.
Воспитатель: Хоть и разные были названы имена, но так называлась одна девочка Маша. Когда она вырастет, её будут называть Мария.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Назови ласковые родственные имена».
(Витя – Витюша, Витенька, Витёк, Витюнюшка, Витюнчик, Витюшок.
Саша – Сашок, Сашенька, Сашунчик, Саня, Сашуля).
(Слайд 8)
Воспитатель: Дети, посмотрите на картинки и скажите, кто на них нарисован?
Дети: Дюймовочка, Айболит, Снегурочка, Незнайка, Белоснежка, Кот.
Воспитатель: Эти сказочные герои с разными чертами характера, поведения. А кто объяснит, почему их так назвали?
Дети: Айболит – лечит тех, кто болеет,
Снегурочка – девочка из снега,
Незнайка – мальчик, который ничего не знает,
Белоснежка – девушка, белая, как снег.
(Слайд 9)
Воспитатель: Дети, посмотрите и скажите, кто это?
Дети: Богатыри.
Воспитатель: Да, это богатыри. Это Добрыня – добрый человек. А про этого богатыря послушайте отрывок из былины:
В чистом поле пыль поднимается
Илья Муромец, сын Иванович
К Соловью приближается.
Назовите имя богатыря?
Дети: Илья.
Воспитатель: Когда вы вырастите и будите взрослыми, к вашему имени прибавиться отчество. Оно произошло от слова «Отечество». Кто напомнит мне, что оно обозначает?
Дети: Отечество – это Родина.
Воспитатель: На Руси отчество давали по имени отца. Илья Муромец, сын Иванович. Значит, отца Ильи звали Иван. А Илью – Илья Иванович. А как звали отца вот этого сказочного героя?
(Слайд 10)
(Показывает на Кота).
Дети: Кот.
Воспитатель: Значит это Кот Котофеевич. Вы все знаете, как зовут вашего папу. Подумайте и назовите своё отчество.
(Дети называют отчество)
Воспитатель: На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Например: Саша – девочка, мальчик. Таких людей называют «тёзками». Послушайте стихотворение:
(Слайд 11)
В первом классе 8 Тань,
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу 8 Тань.
А ведь можно очень просто разобраться в новичках. Как же отличить девочек?
Дети: По фамилии.
Воспитатель: Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены семьи. Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами.
(Слайд 12)
Воспитатель : Когда вы родились, вам выдали вот такое «Свидетельство о рождении» (показывает) , когда вам исполниться 14 лет вам выдадут другой документ
(Слайд 13)
(показывает). Прочитайте, как он называется? (Паспорт) . В паспорте будут написаны ваши Фамилия, Имя, Отчество.
Воспитатель: Скажите, с чем мы сегодня познакомились?
Дети: Каждый ребёнок имеет право на собственное имя. Узнали о происхождении имён, отчеств, фамилий.
Воспитатель: Дети, вы живёте в одном посёлке, ходите в одну группу, вы очень дружные ребята. На воздушном шарике я написала ваши имена. Мы выпустим этот шар на улицу и все вокруг узнают, есть детский сад «Звёздочка» в нём живут такие дружные ребята.
Литература :
М.Д. Маханёва Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001- 2005 годы».
Инновации в логопедическую практику /Методическое пособие для дошкольных учреждений /Сост. О. Е. Громова. – М.: Линка- Пресс.
Журнал «Начальная школа».
Скачать презентацию
социальный педагог МБДОУ —
д/с «Звездочка» Советский район, Саратовская область
р.п. Степное, Россия