Несколько правил пожарной безопасности, без знания которых школьника оставлять дома одного нельзя. Как должна соблюдаться пожарная безопасность в школе

Пожар проще предупредить, чем потушить. Эта привычная фраза не теряет актуальности, особенно в отношении пожарной безопасности в детских учреждениях. Именно в дошкольном и школьном возрасте закладываются основные навыки безопасного поведения, вырабатывается бережное отношение к жизни и природе.

Детский сад

Любознательность детей, их тяга к игре с огнём и спичками часто приводят к пожару. Взрослые должны настойчиво объяснять ребенку основные правила пожарной безопасности, актуальные для дошкольников. Даже двухлетний малыш в состоянии понять, что нельзя трогать розетку и провода.

Лучшей формой закрепления знаний о правилах пожарной безопасности является игра. Воспитатель детского сада проводит дидактические игры, которые знакомят детей с огнеопасными предметами. , раскрыть значимость его труда помогут , где детей особенно впечатлит знакомство с пожарной машиной.

Не менее познавательной может стать экскурсия по детскому саду, где воспитатель обратит внимание детей на знаки и пути эвакуации, огнетушители, устройства пожарной сигнализации.

Для того чтобы объяснить, какой вред спички могут нанести, если попадут в неумелые руки, можно читать и обсуждать с детьми стихотворения, сказки, разыгрывать их по ролям и иллюстрировать. С помощью занятий по решению проблемных ситуаций можно проверить, как дети усвоили правила поведения при пожаре:

  • если ты увидел, как что-то в квартире загорелось, вызови пожарных по номеру 101, назови свой адрес;
  • небольшое пламя можно погасить одеялом или водой (если рядом нет электропроводов, включенных в розетку), засыпать землёй;
  • от большого огня нужно спасаться, убегая из дома. Важно забрать из квартиры всех детей, не забыв о младенцах. Нельзя прятаться и пользоваться лифтом;
  • если из квартиры выйти не получается, не паникуй, не прыгай из окна, пожарные уже в пути и скоро тебе помогут;
  • если в квартире дым, дыши через влажную ткань;
  • если на тебе пылает одежда, нельзя бежать, так как она разгорится еще сильнее. Окунись в воду или катайся по земле, чтобы сбить огонь.

Различные помогут детям быстрее и легче запомнить все правила.

Младшее и среднее звено школы

Когда ребенок поступает в школу, знания о пожарной безопасности закрепляются на уроках ОБЖ, тематических праздниках и конкурсах. Материалы пожарной тематики также могут использоваться при планировании урока. Например, в урок математики можно включить задачу о пожарных машинах, а во время рисования предложить ребятам изобразить последствия шалости с огнём.

Ученики начальных классов большую часть времени проводят в учреждении образования, оставаясь на продлённый день. Поэтому им необходимо помнить и соблюдать правила пожарной безопасности в школе:

  • не используй в школе спички, зажигалки и пиротехнику;
  • не оставляй без присмотра работающие электроприборы;
  • не разводи костры на школьной территории;
  • запрещается курить на территории школы;
  • умей пользоваться планом эвакуации. Знай, где находятся пути выхода при пожаре;
  • немедленно сообщи взрослым о запахе дыма или других пожароопасных ситуациях.

Внеурочная работа по пожарной безопасности, насыщенная конкурсами, выступлениями, эстафетами и праздниками, особенно интересна для школьников. Так, подготовительный этап конкурса, посвященный пожарной профилактике, можно провести на основе рисунков и поделок в каждом классе начальной школы.

В общешкольное мероприятие, организованное в форме художественной самодеятельности, уместно включить драматизацию произведений о пожаре известных авторов, а также исполнение песен.

Детям будут интересны викторины, КВН, игры типа «Поле чудес», спортивные соревнования. Процесс подготовки к этим мероприятиям позволяет увлечь ребят противопожарной тематикой и выработать стойкие навыки безопасного поведения.

Если беда все-таки произошла, важно помнить правильные действия при пожаре в школе:

  • сообщи педагогу или другому работнику школы об открытом пламени или задымлении;
  • находись возле учителя, следуя его указаниям;
  • не паникуй, внимательно слушая взрослых;
  • вместе с учителем выходи из здания школы. Не беги, не мешай товарищам, помогай малышам;
  • после эвакуации оставайся там, где указал педагог;
  • без разрешения взрослых нельзя участвовать в тушении пожара;
  • об ожогах и других травмах сообщи учителю.

Во время тренировок по действиям при пожаре с младшими школьниками отрабатываются практические навыки эвакуации: движение группой, движение гусиным шагом под дымом, ознакомление с работой огнетушителя.

Старшеклассники

Старшие школьники уже осознают важность соблюдения правил пожарной безопасности, однако для них не менее важно повторение и закрепление уже знакомого материала. В работе с ними нужно подчеркивать, что с большей самостоятельностью в их жизни расширяется и область ответственности - за безопасность, здоровье, материальное имущество. Проводя дома одни большую часть времени, школьники должны помнить о правилах пожарной безопасности:


Прежние направления работы приобретают более серьезное звучание с учётом индивидуальности и инициативы подростков . Школьники среднего звена с удовольствием изготавливают плакаты и макеты по пожарной безопасности в различной технике - коллаж, мозаика, выпиливание, выжигание. Участвуя в художественной самодеятельности, дети принимают активное участие в формировании репертуара.

Экскурсия в пожарную часть несет в себе не только познавательную, но и воспитательную нагрузку. Возможность побывать в части, увидеть спасательное оборудование, работу пожарного со стволом, посидеть в пожарной машине привлекает и восхищает ребят.

На уроках ОБЖ школьникам предлагается надеть полный комплект , научится пользоваться пожарным краном и рукавом. Отрабатывая навыки эвакуации, школьники среднего и старшего звена готовятся к работе по пожарной профилактике с младшими товарищами. Работа со старшеклассниками наиболее насыщена пожарно-тактической подготовкой и введением профориентационной работы. Примерив на себя роль пожарных, ребята проникаются уважением к их героическому труду.

Провожая ребят на летний отдых, педагоги должны уделить внимание , так как подростки посещают оздоровительные лагеря, ходят в походы и выезжают на загородный отдых.

  • не разводи костёр без взрослых. В сухую и жаркую погоду достаточно искры, чтобы лес загорелся;
  • не поджигай сухую траву;
  • если начался лесной пожар, определи, куда ветер несёт огонь. Выходи из леса в ту сторону, откуда дует ветер. Расскажи о пожаре взрослым;
  • не кури в лесу;
  • не оставляй в траве бутылки или осколки стекла, так как они могут сработать как линзы и стать причиной пожара.

О правилах обращения с огнем и опасности пожаров следует говорить с детьми с самого раннего возраста. Эта важнейшая тема должна регулярно подниматься во время школьных уроков. Многие люди погибают в огне только из-за того, что не знают, что необходимо сделать для собственного спасения. Какие правила пожарной безопасности для школьников наиболее значимы, с чего начать изучение материала?

Предотвращение пожара дома

Минимально снизить вероятность возгорания в собственном жилище может каждая семья. Для того чтобы предотвратить пожар, необходимо пользоваться только исправными электроприборами. Обязательно читайте инструкции по эксплуатации. Уходя из дома, убедитесь, что вы отключили от сети все приборы с функцией постоянного нагрева. Речь идет об утюгах, обогревателях, щипцах для завивки волос и другой бытовой технике со схожим принципом работы. Это простейшие правила пожарной безопасности для школьников, которые должен знать каждый первоклассник. Без присмотра надолго нельзя оставлять включенную газовую плиту и горящие свечи.

Обращение с открытым огнем

Спички детям не игрушки - с этого утверждения следует начинать заучивать с детьми правила пожарной безопасности. Для школьников важно усвоить, насколько опасны зажигалки, средства для розжига и любые горючие смеси. Разводить костры можно только в специально предназначенных для этого местах. Погода не должна быть сухой, жаркой и ветреной. За горящим костром, как и за любым открытым огнем, следует следить. Желательно держать возле кострища воду и зеленые ветки, это первые средства для тушения возгорания на природе. Правила пожарной безопасности Российской Федерации должен знать каждый житель нашей страны. В летнюю жару во многих регионах страны начинаются лесные пожары. При объявлении пожароопасной обстановки в определенной местности не стоит разводить костры на природе.

Внимание: пожар!

Что делать, если пожар уже начался? При запахе гари, обнаружении дыма или источника огня необходимо оценить масштабы возгорания. Если вы не уверены, что сможете потушить огонь своими силами, срочно вызывайте пожарный расчет. При пожаре в квартире необходимо собрать документы и ценные вещи (если это возможно), и вместе с домашними животными покинуть квартиру. По возможности оповестите соседей по дому о пожаре. При звонке в пожарную службу (в России телефон 01), необходимо назвать свое Ф.И.О., адрес и характер возгорания. Ответьте на все вопросы диспетчера, подробная информация поможет составить правильный план тушения. К вам будет направлена пожарная команда со всем необходимым оборудованием.

Можно ли потушить пожар самостоятельно?

Способ тушения огня зависит от типа возгорания и площади, охваченной огнем. Если загорелся бытовой прибор, его необходимо обесточить (выключить из розетки или отключить электричество в квартире через Небольшие горящие предметы можно накрыть одеялом или покрывалом для предотвращения доступа воздуха к пламени. При возгорании в квартире зачастую единственным средством тушения является обычная вода. Желательно перед ее применением отключить электричество. Заливание дает неплохой результат, если горит древесина, текстиль, отделочные материалы. Правила пожарной безопасности для школьников включают в себя и обучение тушению огня. Если огонь не успел распространиться на значительную площадь, можно попробовать сбить его. Для этого подойдет любой достаточно большой кусок плотной материи - банное полотенце, покрывало. Намочите водой выбранный предмет и сбивайте огонь.

Возгорание в общественном здании

Полные новые правила пожарной безопасности обычно можно найти в виде сокращенных памяток в любом В учреждениях, где ежедневно бывает множество людей, обязательно есть пожарные щитки с огнетушителями и прочими средствами для борьбы с огнем. Если вы находитесь в общественном здании и в нем начался пожар, после объявления тревоги следует прослушать сообщение и направиться к выходу. В таких случаях для эвакуации посетителей обычно открываются запасные аварийные выходы. Старайтесь сохранять спокойствие. Покидать горящее здание следует быстрым шагом (не бегом), не толкаясь и не мешая окружающим. Если помещения сильно задымлены, промочите кусок чистой материи водой (подойдет носовой платок или мелкий предмет одежды) и закройте им рот и нос. Что делать, если огонь распространился на значительную площадь и вы не можете пройти к выходу из здания? Согласно имеют именно такую аббревиатуру), необходимо укрыться в наименее задымленной комнате. Закройте дверь и заложите щели мокрыми тряпками или полотенцами. При пожаре нельзя прятаться. Укрывшись в шкафу или санузле, вы подвергаете себя опасности задохнуться дымом. Необходимо также позвать на помощь и сообщить о своем местонахождении. Если в комнате, где вы находитесь, нет открытого огня, можно открыть окна и привлечь внимание прохожих.

Что делать, если загорелась одежда на человеке?

Одна из наиболее страшных ситуаций - когда на человеке внезапно загорелась одежда. Ни в коем случае нельзя бежать. Лучше всего упасть на пол и кататься по нему, сбивая пламя. Если поблизости есть сугроб или водоем, смело падайте в него. Потушить огонь можно, облившись водой. При возгорании одежды на человеке в помещении, можно накрыться плотной тканью. Самое главное - не закрывать голову. После того как пламя будет сбито, необходимо вызвать скорую помощь. К обожженным поверхностям кожи можно приложить что-то холодное или куски материи, смоченные холодной водой. Если местами одежда прилипла к коже, не пытайтесь ее самостоятельно снять. Дождитесь приезда врачей. Пострадавшему можно дать таблетку комплексного обезболивающего средства.

Помните, даже незначительное нарушение правил пожарной безопасности может привести к пожару. Осторожно обращайтесь с потенциально опасными предметами и будьте внимательны. Время от времени повторяйте правила поведения во время пожара, можно даже сделать короткую памятку на эту тему и повесить ее дома на видном месте.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Бобровка

Красноармейского района Саратовской области»

«Чтобы в ваш дом не пришла беда,

Будьте с огнем осторожны всегда!»

(Внеклассное мероприятие по правилам пожарной безопасности

Для детей младшего школьного возраста)

Подготовила:

учитель начальных классов

МКОУ СОШ с. Бобровка

Кисель Татьяна Ефимовна

2013 год

Цель:

обобщение знаний учащихся о правилах пожарной безопасности, привитие учащимся навыков осторожного обращения с огнем, формирование умений по выходу из пожароопасной ситуации, развитие познавательной деятельности, популяризация правил по противопожарной безопасности.

Задачи:

– закрепить знания о последовательности правильных действий в случае возникновения пожара и приёмах самоспасения;

– прививать навыки осторожного обращения с огнём;

– развивать речь учащихся;

– воспитывать самостоятельность, ответственность, находчивость и аккуратность.

Оборудование:1. Плакаты: «Спички не тронь, в спичках – огонь!»

«Пусть помнит каждый гражданин:

Пожарный номер: 01»

2. Выставка детских книг.

ТСО:

Компьютер с программой PowerPoint;

Мультимедийный проектор, экран;

Презентация.

Ход мероприятия

Учитель : Ребята, отгадайте загадки:

1. У меня характер яркий,

Аппетит у меня жаркий.

Я могу съесть целый дом,

Улицу, микрорайон.

Мне достаточно искры,

Чтоб взметнулись вверх костры.

Ты рукой меня не тронь.

Обожжешься! Я – …(огонь)

2. Шипит и злится, воды боится.

С языком, а не лает, без зубов, а кусает. (Огонь.)

3. Что бывает, если птички, зажигают дома спички? (Пожар.)

Ведущий : Ребята, сегодня наше мероприятие посвящено правилам пожарной безопасности.

Огонь – наш друг. Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах, в школах, на заводах, на фермах, в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл.

Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, павшим на полях сражений. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете прославленные спортсмены всего мира.

Но огонь может превратиться в беспощадного врага, если с ним обращаться небрежно.

Статистика показывает, что обычно от 15 до 20% общего количества пожаров происходит от шалости детей с огнем или нагревательными приборами. Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый третий погибший в огне человек – ребенок.

Нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем, может привести к беде.

1 ученик:

Он всегда бывает разным,

Удивительный огонь.

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь,

То он змейкой торопливой

По сухой скользит коре,

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

Вот на спичке, как на ветке,

Голубой дрожит листок.

Вот, ломая прутья клетки,

Хищник делает бросок!..

2 ученик:

Да, огонь бывает разный –

Бледно-жёлтый, ярко-красный, синий или золотой,

Очень добрый, очень злой.

Злой огонь – огонь пожара,

Злой огонь-огонь войны!

От безжалостного жара

Дни темны, поля черны.

Жители земного шара,

Граждане любой страны

Злой огонь гасить должны!

3 ученик:

А без доброго огня

Обойтись нельзя и дня.

Он надёжно дружит с нами,

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен.

И за то ему почёт,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печёт.

4 ученик:

Знают все – человек без огня
Не живёт ни единого дня.
При огне, как при солнце светло,
При огне и зимою тепло.
Посмотрите ребята вокруг:
Нам огонь – повседневный наш друг.
Но когда мы небрежны с огнём,
Он становится нашим врагом.

Просмотр презентации «Осторожно, огонь!»

Учитель: - Да, пожары несут громадные убытки имуществу населения. Но самое страшное – уносят человеческие жизни. А что становится причиной пожаров? (Неправильное поведение людей)

Неосторожное обращение с огнём;

Нарушение правил эксплуатации электроприборов и электрооборудования;

Оставленная свечка;

Замыкание электропроводки;

Оставленные костры;

Утечка газа.

Стихотворение-памятка «Из-за чего может возникнуть пожар?»

1ученик: Для забавы, для игры

Спичек в руки не бери.

Коробка спичек хоть мала,

Но может много сделать зла.

2 ученик: Сам костер не разжигай

И другим не позволяй:

Даже крошка-огонек

От пожара недалек.

3 ученик: Газ на кухне, пылесос ли,

Телевизор и утюг,

Пусть включает только взрослый –

Наш надежный старший друг.

Учитель: А если же стряслась беда, что тогда нам делать?

4 ученик : При пожаре, при пожаре

Знает каждый гражданин:

При пожаре, при пожаре

Набирают «ноль - один».

И вот машины красные

Спешат в места опасные,

Прохожие сторонятся –

Пожарные торопятся.

Учитель : А как вы думаете, почему пожарный номер такой простой?

(Во время пожара дорога каждая секунда – огонь не ждет. Этот номер можно набрать по телефону даже в темноте – на диске телефона последняя цифра и первая ).

Учитель : На борьбу с пожарами направляются очень смелые люди - пожарные. Рискуя собственной жизнью, они бросаются в огонь для спасения людей и их имущества. Современная пожарная техника позволяет в считанные минуты локализовать огонь и свести до минимума нанесенный пожаром ущерб. Зачастую пожарным помогают и обычные люди.

Ищут пожарные,

Ищет милиция,

Ищут фотографы

В нашей столице

Ищут давно,

Но не могут найти

Парня какого-то

Лет двадцати.

Из какого произведения эти строки? (С. Михалков «Дядя Степа».)

Учитель : О причинах пожаров и бедах, которые приносит огонь, написано немало книг, в том числе для детей. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

На нашей выставке представлена лишь небольшая часть таких книг.

А сейчас вспомните, из каких произведений взяты следующие строки?

Викторина по литературным произведениям, в которых повествуется о пожаре:

l. Что за дым над головой?

Что за гром над мостовой?

Дом пылает за углом.

Что за мрак стоит кругом?

Ставит лестницы команда,

Из огня спасает дом...

(С. Михалков «Дядя Степа».)

2. Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

«Эй! Пожарные, бегите!

Помогите, помогите!»

(К. Чуковский «Путаница».)

«Пожар! Горим!»

С треском, щелканьем и громом

Встал огонь над новым домом.

Озирается кругом,

Машет красным рукавом. (С. Маршак «Кошкин дом».)

Учитель : Ребята! Чтобы не случилось беды, чтобы на нашей земле было как можно меньше пожаров, необходимо знать и соблюдать правила пожарной безопасности. Что же нужно сделать, если...

Выпал на пол уголек, деревянный пол зажег.

Не смотри, не жди, не стой, а залей его.. . (водой).

Если младшие сестрички зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять? Сразу спички те... (отнять).

Если где хранится мусор или просто разный хлам,

Надо будет потрудиться, навести порядок там.

Метлу, лопату взяли и быстро все... (убрали).

Конкурс «Ситуации»

(Детям предложены различные ситуации и варианты ответа. Необходимо быстро поднять карточку с номером правильного ответа.)

  • Если у вас мелкое возгорание…
  1. …надо спрятаться под кровать.
  2. …надо потушить подручными средствами (водой, мокрым покрывалом)
  3. …надо убегать из дома.
  • Если в помещении много дыма…
  1. …необходимо быстро убегать.
  2. …необходимо двигаться ползком.
  • Если невозможно потушить возгорание…
  1. …надо покинуть помещение.
  2. …надо спрятаться в другое помещение.
  • Если загорелась одежда…
  1. …бегать в горящей одежде, чтобы погасить пламя.
  2. …падать на пол и кататься.
  • Пожарных вызвать по телефону…
  • Пожарным необходимо сообщить…
  1. …фамилию, адрес, возраст, ваш рост, цвет глаз.
  2. …фамилию, адрес, подъезд, этаж, объект возгорания.

Учитель: Самое главное правило не только при пожаре, но и при любой другой опасности: Не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания!

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

Учитель: Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, должны хором отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья», а если не согласны, молчите.

Кто задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережет родную школу,

И квартиру от огня?

Кто поджег траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

(Молчат )

Кто соседней детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром

Завершается пожаром?

(Это я, это я, это все мои друзья )

Кто украдкой в уголке

Жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол,

Еле сам живой ушел.

(Молчат )

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто помочь другому рад?

Кто пример для всех ребят?

(Это я, это я, это все мои друзья )

Заключительное слово учителя:

Учитель : Ребята! Соблюдение правил пожарной безопасности поможет сохранить в целости и сохранности любую квартиру, любой дом, где вы живете, любое предприятие, где работают ваши мамы и папы, сберечь жизнь и здоровье людей. Будьте предельно осторожны в обращении с огнем и ни в коем случае не допускайте превращения огня в пожар!

(В конце мероприятия всем детям раздается памятка)

Памятка «Как вести себя на пожаре»

  • Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.
  • Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону

"О1" или попроси об этом соседей.

  • Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону "01" и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.
  • Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.
  • Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна, тебя обязательно спасут.
  • Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся, они лучше знают, как тебя спасти.

Школа объединяет учителей и учащихся, оказывает глубочайшее влияние на детей. Для того чтобы родители спокойно и уверенно отправляли детей в школу, проводится колоссальный объем работ по обеспечению безопасности, особое внимание уделяется вопросам пожарной безопасности.

Работа, включающая профилактические меры

Все профилактические меры по предупреждению пожаров должны проводиться на территории школы до начала учебного года. Классы должны быть обследованы специальными комиссиями, а работники пожарного надзора должны вынести решение о признании учебного заведения безопасным.

С целью защиты жизни и здоровья учащихся и персонала, родителей и материально-технической базы проводятся следующие профилактические меры:

  • обустраиваются места хранения инвентаря специального назначения;
  • устанавливаются автоматические системы извещений;
  • обеспечивается наличие запасных выходов;
  • разрабатывается и утверждается план эвакуации, в удобных местах на каждом этаже размещаются наглядные схемы для изучения детьми;
  • создается наглядная агитация (стенды, схемы, плакаты) по теме;
  • проводятся учения с учащимися и персоналом для отработки навыков эвакуации;
  • обеспечиваются условия для правильного хранения инвентаря и продуктов, не допускается захламление помещений.

Что входит в обязанности руководителя учебного учреждения

Пожарная безопасность в школе и все вопросы, связанные с ней, должны постоянно находиться под контролем руководителя, который должен:

  • приказом по школе назначить ответственного;
  • оказывать ему всяческую помощь и поддержку и контролировать его работу;
  • регулярно осуществлять инструктажи;
  • расписать обязанности и действия персонала на случай чрезвычайной ситуации.

Тщательным подбором квалифицированного персонала, которому будет доверен процесс монтажа, ремонта и обслуживания электропроводки и оборудования в здании, будет обеспечена пожарная безопасность в школе.

Документы администрации учебного учреждения должны включать все вопросы ПБ, освещенные в приказах, инструкциях, правилах и планах эвакуации.

Директор школы в своей работе опирается на нормативные и законодательные документы. Местные органы управления должны оказывать поддержку и содействие в приобретении качественного и современного оборудования и осуществлении контроля.

Инструкция: пожарная безопасность в школе

Инструкция о мерах пожарной безопасности обязательно должна быть утверждена директором школы. В ней изложены меры по содержанию в надлежащем порядке территории школы, коридоров и других помещений школы. Здесь же должно быть определено место для курения, порядок обесточивания электрооборудования в случае возникновения пожара, устанавливаются сроки проведения инструктажа и временных огневых работ, расписываются действия персонала при возникновении пожара.

К инструкции прилагается памятка, а в приложении должен быть план эвакуации учащихся и всего персонала из здания школы. В памятке расписаны первые шаги, необходимые для соблюдения при обнаружении пожара.

Действия сотрудников при обнаружении пожара

Пожарная безопасность в школе обеспечивается соблюдением правил и сотрудниками, и учащими. Но если все же возгорание произошло, как должен действовать персонал учебного заведения?

  1. Учитель при первых признаках пожара должен на собственном примере показать, как спокойно и взвешенно должны приниматься решения.
  2. Не должен позволять ученикам паниковать и хаотично покидать помещение.
  3. При выходе школьный кабинет обесточивается, закрываются окна и двери.
  4. Учитель должен провести эвакуацию класса в соответствии с планом. Первыми проходят дети. Когда дети оказываются на безопасном расстоянии, проводится перекличка, оказывается необходимая медицинская помощь.
  5. При обнаружении возгорания вахтер должен дать оповещающий звонок или голосовой сигнал, передать информацию о возгорании службе спасения, оповестить руководство или администрацию.
  6. Все сотрудники школы, включая библиотекарей, работников кухни и вахты должны содействовать эвакуации учащихся.
  7. Медицинский персонал ответственен за оказание первой помощи, для которой заранее подготавливаются необходимые медикаменты.

Что собой представляет план эвакуации

План эвакуации при пожаре позволяет упорядочить процесс эвакуации людей в чрезвычайных случаях. Он должен состоять из двух частей: текстовой и графической. В графической части, где изображена планировка самого объекта, должны быть указаны:

  • все возможные эвакуационные пути;
  • эвакуационные выходы и точное их расположение;
  • место расположения средств для спасения людей и противопожарной защиты;
  • лестницы, лестничные клетки и аварийные выходы;
  • отметки «Вы находитесь здесь» (место расположения плана).

В текстовой части плана указывается расшифровка всех условных обозначений плана. Также указываются способы оповещения о возникновении пожара, аварии или другой ЧС, указывается порядок вызова пожарных подразделений, экстренных служб, обязанности и действия людей.

План эвакуации при пожаре используется для облегчения ориентации находящимся в зоне ЧС людей, для проведения аварийно-спасательных и других мероприятий на месте происшествия.

Как составить план эвакуации

Начинать составлять план эвакуации надо с вычерчивания поэтажного плана здания. При этом изображается лишь минимум самых существенных деталей. Сплошными зелеными стрелками должны быть обозначены основные пути эвакуации людей. Прерывающимися стрелками такого же цвета надо обозначить запасные пути эвакуации. При помощи условных знаков изображаются места нахождения огнетушителей, пожарных кранов, телефонов, систем включения/отключения пожарной автоматики, электрощитов.

В виде таблице можно изобразить текстовую часть плана, где будут отражены способы оповещения о пожаре, организация эвакуации, способы проверки срабатывания пожарной автоматики. Дополнить эту часть можно памятками и инструкциями для работников, где будут описаны основные действия во время пожара.

В качестве приложения к таблице следует составить список ответственных лиц с графой для росписи об ознакомлении с планом эвакуации. В конце ставится дата составления плана, который скрепляется печатью организации и подписью должностного лица.

План эвакуации в школе вывешивается на заметных местах на каждом этаже.

Процесс эвакуации учащихся

Для того чтобы организовать эвакуацию учеников и учителей из школы, назначаются педагоги, несущие ответственность за порядок выхода из здания. Эти педагоги регулируют поток людей на каждом этаже. Эвакуацию класса должен проводить учитель, у которого на момент возгорания шел урок.

Ответственным за пожарную безопасность в школе на период проведения спортивных или культурно-развлекательных мероприятий становится организатор, который предварительно должен пройти и убедиться в том, что возможные пути эвакуации открыты, не заблокированы.

В течение года с ответственными за эвакуацию людьми должны проводиться специальные занятия и инструктаж. В план воспитательной работы классный руководитель обязан включить беседу с учащимися о том, как важно соблюдать правила пожарной безопасности не только в школе, но и во всех сферах жизни.

Мероприятия по пожарной безопасности в школе

В вопросе безопасности детей нет второстепенных тем. И в школе и дома детям постоянно надо напоминать о том, как опасен огонь. Правила пожарной безопасности в школе должны быть тщательно разработаны и неукоснительно исполняться всеми. К основным правилам следует отнести запрет на курение и преподавателям школы, и, конечно же, ученикам на территории школы; запрет на внос петард или других взрывчатых предметов в школу; не должны приносится в здание школы и на ее территорию легковоспламеняющиеся вещества, спички и зажигалки.

Пожарная безопасность в школе как правила поведения в подобных ситуациях учениками будут лучше и легче усваиваться, если информация будет включена в разные учебные занятия и внешкольные мероприятия. Формы и методы подачи информации должны быть разноплановыми, с творческим подходом и с задействованием самих детей, их инициативы и творчества. Конкурсы, эстафеты, сценки могут быть посвящены теме «Пожарная безопасность». Мероприятие в школе можно провести с привлечением работников МЧС или с экскурсией в пожарную часть.

Могут быть организованы выставки плакатов и рисунков на данную тематику. В начальной школе пожарная тема может быть использована как дидактический материал на уроке русского языка. Кроме того, можно создать соответствующую теме презентацию с любимыми мультяшными героями. Сами маленькие ученики могут инсценировать детские стихотворения Маршака и Чуковского. Еще больше будет энтузиазма, если будет возможность переодеться в костюмы.

Учеников средней и старшей школы можно смело привлекать к созданию плакатов, макетов, демонстрирующих меры пожарной безопасности в школе или процесс эвакуации из здания людей. Ребята с удовольствием примерят на себя комплект одежды, развернут пожарный рукав, используют огнетушитель.

Пожарная безопасность в школе будет обеспечена, если меры по проведению будут планомерными и регулярными. Если подход будет выбран не традиционный, а игровой - с вовлечением учеников в общественно-полезную деятельность.

Школа в жизни каждого человека в определенное время играет очень важную роль. Для учеников она является не только местом, где они получают знания, но и источником общения. Для учителей это работа, а значит здесь должно быть комфортно и безопасно.

Также детские учреждения часто становятся местом проведения различных событий - это могут быть ярмарки, концерты или даже выборы. Поэтому пожарная безопасность в школе - это чрезвычайно важное дело, которое требует к себе большого внимания.

Кроме того, в 1994 году был принят закон, в котором указано, что все работники учреждения, а так же все учащиеся должны быть обучены правилам безопасного поведения.

В чем особенность школьных учреждений?

Каковы же особенности школы? Во-первых, это наличие помещений различного назначения (классные комнаты, кабинеты для таких предметов, как химия и физика, классы технологии с плитами и швейными машинами, спортивный зал, столовая, кухня).

Во-вторых, в среднеобразовательных учреждениях обучаются дети различных возрастов. Школы периодически проходят проверки на пожарную безопасность, в ходе которых учитывается состояние школы, огнетушителей и противопожарных уголков, наличие необходимой документации.

Инструкция

Пожарная безопасность в школе регламентируется правилами. Основным документом является «Инструкция по пожарной безопасности», которая включает в себя: общие положения, требования пожарной безопасности, действия при пожаре. В общих положениях указано, что весь персонал, а также все учащиеся, гости и посетители школы должны ознакомиться с данной инструкцией и следовать ей.

Что же говорят правила? Пожарная безопасность в школе всегда контролируется, поэтому указано, что все территории должны быть доступны для подъезда, на них не должно быть мусора, а так же ничто не должно мешать доступу к пожарному инвентарю.

К помещению самой школы предъявляются требования: вся территория должна быть поделена по классам опасности. Например, кабинет химии более опасен, чем кабинет пения. Также не должно быть горючего мусора. Мебель должна располагаться так, чтобы не перекрывались выходы и окна, а если на окнах есть решетки, то они должны открываться.

Указываются меры, необходимые для того, чтобы пожарная безопасность в школе была на высшем уровне, если планируется проведение мероприятий с большим скоплением людей. Также прописано, что в школе должно быть необходимое количество огнетушителей в исправном состоянии, а также следует провести инструктаж о том, как ими пользоваться.

Действия при пожаре

Что же делать, если возникла опасная ситуация из-за того, что в ненадлежащем виде была пожарная безопасность в школе? Инструкции должны быть вывешены на видное место. Первое и самое главное при пожаре или при его признаках, например задымлении или запахе гари или дыма, - нужно немедленно позвонить в службу спасения или набрать номер пожарной части, сообщить адрес школы, свою фамилию и рассказать о наличии в учреждении людей, назвать их количество.

Далее следует организовать эвакуацию и сообщить о происходящем директору. Он же, в свою очередь, должен убедиться, что вызваны пожарные, далее при необходимости обязан отключить электроэнергию. Директор участвует в организации эвакуации, обеспечивает встречу подъезжающих пожарных машин. Если его нет, все эти функции перекладываются на лицо, которое его заменяет.

Очень важно соблюдать все правила, которые включает в себя пожарная безопасность в школе. Инструкции являются обязательными для всех, ответственность за невыполнение пунктов может быть вплоть до уголовной.

Мероприятия

Раз в полугодие в каждом учреждении необходимо осуществлять учения. Чтобы проконтролировать, в каком состоянии находится пожарная безопасность в школе, проводятся проверки. Это нужно для того, чтобы подготовить всех к возможным чрезвычайным ситуациям. Но это далеко не все меры.

Ответственный за пожарную безопасность в начале учебного года или до его начала готовит план, в котором указывает, какие должны быть мероприятия в школе. Пожарная безопасность также контролируется и администрацией учреждения. В этот план обычно вписывают все, что связано с ней. Это и общие правила, которые предусматривает пожарная безопасность в школе, инструктаж и другие мероприятия.

Также необходимо провести обучение для учащихся. Они должны четко уяснить, какие существуют правила. Пожарная безопасность в школе включает: общие требования, указания того, что категорически запрещено. А также алгоритм действий на случай пожара.

Итак, к общим действиям относится: все учащиеся должны знать и соблюдать правила пожарной безопасности, ученики старших классов обязаны знать, где находятся средства пожаротушения и уметь ими пользоваться. Все дети должны помнить, где расположен план эвакуации, и понимать, как им пользоваться.

При возгорании или подозрении на него необходимо немедленно сообщить об этом учителю или работнику школы. Категорически запрещено: приносить в школу легко воспламеняющиеся, горючие вещества или материалы, разводить костры или курить на территории школы, оставлять приборы, включенные в сеть без присмотра, использовать пиротехнику.

Что нужно знать

При пожаре:

  • Сообщить работнику школы или учителю о возгорании.
  • Не паниковать, четко выполнять все указания взрослых.
  • Не мешать, не создавать давку, не бежать, помогать младшим ученикам и одноклассникам.
  • Ни в коем случае не пытаться самостоятельно устранить пожар.
  • При выходе из школы оставаться в указанном месте до дальнейших указаний.

Кроме того, в план мероприятий по пожарной безопасности могут быть внесены внеклассные занятия, на которых ребята смогут подробнее узнать о причинах пожара и действиях при возгорании. Также в школе может быть оборудован стенд с плакатами на тему безопасности.

Начальная школа

В начальной школе, в отличие от среднеобразовательной, дети младше, а значит в помощи нуждаются больше. Пожарная безопасность в начальной школе, так же как и в средней, регламентируется документально. Она, в принципе, не очень отличается от предыдущей касательно тех вопросов, которые относятся к действиям учителей и работников школы.

Для ребят существуют определенные правила. Пожарная безопасность в школе сводится к списку запрещенных действий и описанию того, что делать нужно. Имея в виду младших школьников, нужно помнить, что в силу возраста дети более эмоциональны, а значит в непривычной и опасной ситуации могут начать паниковать, несмотря на предупреждения. Вместо того чтобы покинуть помещение, ребенок может попытаться спрятаться в труднодоступном месте.

Чтобы избежать подобного или свести такие ситуации к минимуму, для малышей проводят уроки пожарной безопасности, на которых рассказывают, чего нельзя делать, какие существуют правила. Пожарная безопасность в школе включает в себя такие знания: как вести себя, если пожар все-таки случился, кто такие пожарные, и в чем заключается их работа, как они тушат огонь.

Необходимо, чтобы ребята поняли, как важно слушать старших, если произошла беда. Конечно, и от учителей в младшей школе требуется еще большая ответственность и внимательность.

Документы

Естественно, и в документальном виде регламентируется пожарная безопасность в школе. Документы должны быть всегда доступны для сотрудников учреждения. Один из них - это «Приказ об установлении противопожарного режима». Также важен «Приказ о назначении ответственных лиц». Кроме них, есть еще «Инструкция», о которой говорилось ранее, план эвакуации с приложением, в котором указаны все запасные выходы.

Также должен быть журнал учета средств пожаротушения. Туда вносится информация об их проверке. Журнал о проведении инструктажа по пожарной безопасности. Перечисленные документы являются строго необходимыми, но этот список также можно дополнить.

Итог

Пожарная безопасность - очень важный вопрос, если он касается общественных учреждений, а тем более детских. Подходить к нему нужно со всей ответственностью и не упускать даже самые незначительные вещи, ведь от этого в итоге может зависеть жизнь.



Просмотров