Система развития домана. Глен Доман: методика раннего развития. Изготовление дидактического материала

В середине прошлого века американский врач-нейрохирург Глен Доман, занимаясь реабилитацией детей c тяжелыми поражениями центральной нервной системы, использовал внешние раздражители, стимулируя клетки головного мозга, не пораженные болезнью. В качестве внешних раздражителей Доман применял сначала карточки с нарисованными красными точками, затем слова, написанные печатными буквами и различные картинки. Их количество постепенно увеличивалось, менялась интенсивность занятий. Постепенно мозг безнадежно больных детей начинал функционировать и развиваться. Впоследствии эта методика применялась и при обучении здоровых детей.

Мягкая революция

Свою методику по обучению детей Глен Доман называл мягкой революцией и писал: «Эта революция, самая тихая и «мягкая», но при этом самая важная и прекрасная. Цель этой революции – снабдить родителей знаниями и навыками обучения, которые позволят им воспитать своих детей высокоинтеллектуальными, чрезвычайно способными и яркими личностями. И тем самым создать гуманный и здоровый мир.

«Революционеры», совершенно не похожи на тех, кого мы привыкли подразумевать под этим словом, - это, прежде всего, новорожденные младенцы с их невероятным творческим потенциалом; во-вторых, родители с их мечтами о том, кем могут стать их дети».

У каждого ребенка есть гениальный потенциал

У каждого родившегося ребенка в момент рождения есть более высокий потенциальный интеллект, чем когда-либо использовавшийся Леонардо да Винчи. - Гленн Доман.

Стимуляция - это ключ к раскрытию потенциала ребенка

Мир посмотрел на рост и развитие мозга, как если бы они были предопределенными и неизменными фактами. Мы обнаружили, что рост и развитие мозга являются одним динамическим процессом. Это процесс, который можно остановить. Это процесс, который можно замедлить, но, что наиболее важно, это процесс, который можно ускорить. - Гленн Доман.

На чем базируется методика?

Вот тезисы, разработанные Доманом и сотрудниками Института развития человеческого потенциала:

1. Мозг растет и развивается лишь в случае, если он работает.
2. Чем интенсивнее будет нагрузка на мозг малыша впервые годы его жизни, тем лучше разовьется его интеллект.
3. Чем ребенок более развит физически, тем быстрее идет формирование мозга, тем более совершенным будет и его двигательный интеллект.
4. Мозг ребенка с рождения запрограммирован на обучение, и пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что ему предложат.

Обучение должно начинаться с рождения

Первый год жизни - критическое время. Это время, когда мозг растет взрывоопасно. Мозг буквально растет с пользой, и если мы его используем, мы будем расти. И если вы не пользуетесь им, особенно в первые 12 месяцев, то вы буквально потеряете клетки мозга - вы не получите так же, как и у вас. - Джанет Доман.

Чем моложе ребенок, тем легче процесс обучения

До пятилетнего возраста ребенок может легко поглощать огромное количество информации. Если ребенок моложе четырех лет, он будет проще и эффективнее, до трех еще проще и эффективнее, а до двух - самый простой и эффективный из всех. - Гленн Доман.

Дети, естественно, любят учиться

Дети предпочитают учиться, чем есть; дети предпочитают учиться, чем играть. На самом деле, дети думают, что обучение - это игра. - Гленн Доман.

Методика обучения

С методикой обучения Глена Домана российский читатель мог познакомиться, прочитав его книги, которые выходили на русском языке в конце девяностых годов. «Как дать ребенку энциклопедические знания», «Как развить интеллект ребенка», «Как обучить ребенка математике», «Как научить ребенка читать», «Как сделать ребенка физически совершенным".

В настоящее время книги известного врача-нейрохирурга не переиздаются, поэтому постараемся достаточно подробно описать методику, следуя которой по утверждению Глена Домана можно из любого ребенка воспитать гения.

Родители - лучший учитель их ребенка

В худшую минуту вашего худшего дня со своим ребенком вы станете лучшим учителем вашего ребенка - лучше, чем кто-либо во всем мире. В средний день или лучший момент вашего наилучшего дня вы абсолютно впечатляющие, потому что вы знай своего ребенка лучше, чем кто-либо другой. И ты обожаешь своего ребенка - это идеальное сочетание для учителя. - Джанет Доман.

Обучение и обучение должны быть радостными

Родители заслуживают радости от обучения своего ребенка, и дети имеют право ценить радость от учебы со своими родителями. - Гленн Доман.

Обучение и обучение никогда не должны включать тестирование

Одной из красот учить крошечного ребенка является то, что процесс обучения - это чистый процесс предоставления информации, не запрашивая ее снова. - Джанет Доман.

Институт, который возглавляет Глен Доман, разработал подробные методы обучения маленьких детей чтению, математике, истории, естествознанию и другим дисциплинам. Все они основаны на одном и том же принципе. На карточках определенного размера пишутся слова, приклеиваются изображения растений, животных, планет, портреты исторических деятелей, хаотически разбросанные на листе точки разного количества, цифры, математические примеры. Карточки разделяются на тематические серии, и затем их в течение дня очень быстро по нескольку раз показывают ребенку. Показывая картинки, взрослый произносит сначала название, в будущем добавляя все новые и новые факты.

Подарок гениальности ребенка развивается благодаря многому воспитанию в доме. Новый рубеж. Динамические прорывы в образовании раннего детства, которые помогают пробудить естественный гений каждого ребенка, создали новую границу. Родители дома могут увеличить постоянный интеллект своих детей с помощью стимуляции младенцев и ускоренными учебными программами, которые используют правильный мозг.

Ускоренное обучение было впервые разработано Гленном Доманом, одним из самых известных в мире специалистами в области развития головного мозга. Чтобы помочь детям с повреждением мозга, Доман путешествовал по миру, чтобы наблюдать за детьми из разных национальностей. Он хотел узнать, как развивается мозг и какую роль играет среда в развитии мозга.

Кто герои?

Кто эти люди, которые постоянно должны находиться рядом с ребенком, чтобы по нескольку раз в день показывать карточки, при этом готовить новый дидактический материал, следуя неукоснительно инструкциям? Доман так определяет этих сподвижников - революционеров: «Это родители, принадлежащие к среднему классу и дающие возможность своим детям достичь лучшего из того, чего можно достичь, имеют общие характеристики: они живут для детей, принимают это не как жертву, а как свою привилегию, находят большое удовольствие в том, чтобы учить детей».

Зачем?

Зачем тратить такие титанические усилия, вкладывая в детские головки огромный объем энциклопедических знаний, умение читать и считать в трехлетнем возрасте? Автор методики отвечает так: «Вы должны это делать потому, что знания – это базис для интеллекта, а интеллект – врожденный дар, данный каждому.

Детей нужно до краев наполнить энциклопедическими знаниями, пусть он сам решит, кем он хочет стать. Наша задача – дать детям неограниченные возможности в жизни».

Многие парализованные дети с черепно-мозговой травмой научились ходить и бегать, а также заниматься гимнастикой. Многие слепые, глухие и немые дети с черепно-мозговой травмой научились видеть, слышать и говорить. Эти дети все следовали программе по развитию мозга, разработанной Доманом и его сотрудниками.

Разблокирование детского гения. По мере развития исследований Домана он осознал, что у всех детей есть постоянный гений, который может развиваться, поскольку родители активно участвуют в обучении и развитии своих детей. В настоящее время он работает в институте для нормальных детей в возрасте 3 лет. Доман считает, что новорожденные дети обладают гениальным потенциалом, который, если он будет развит, может превысить Леонардо да Винчи и Альберта Эйнштейна! Чтобы получить доступ к этому гению на самом высоком уровне, младенцев следует осторожно стимулировать с самого начала.

Как?

Доман так определяет цели своих книг: «Как познакомить ребенка с тысячами, десятками тысяч ясных, точных, интересных фактов?» Он подробно описывает методику, начиная с введения единицы знания – бит. Один бит информации – это изображение очень точного рисунка, хорошей иллюстрации или фотографии. Наглядное пособие должно иметь немалый размер и ясно «читаться» взглядом. Оно должно быть дискретным (т.е. изображать только один объект) и отличаться новизной.

Биты объединяются в категории. В категорию входит группа из 10 и более битов знания, логически связанных друг с другом. Например, категория «насекомые», «домашние животные», «планеты солнечной системы» и т.д. Категории входят в области знаний, поделенные на следующие разделы: биология, история, география, музыка, искусство, математика, физиология человека, основные законы естествознания, языки, литература.

Его исследования показывают, что лучшие годы обучения - от рождения до шести лет, потому что развитие мозга является самым большим в течение этого периода. Новорожденные учатся быстрее, за ними следуют однолетние дети. Затем приходят двухлетние дети, которые учатся быстрее трехлетних детей. Так оно и происходит, в порядке убывания, до семи лет.

Младенцы Блестящие Дети могут чему-то научиться! Человеческий мозг способен хранить в десять раз больше информации, чем наш Национальный архив! Раннее обучение является естественным, и даже самые младшие дети с готовностью изучают все, что могут. Тем не менее, младенцев обычно считают менее умными, чем взрослые, когда на самом деле они блестящие.

Занятия лучше организовать так, чтобы было несколько коротких уроков через определенные интервалы и лучше использовать утренние часы.

Карточки следует показывать на расстоянии 45 см от лица ребенка, все посторонние отвлекающие факторы - световые, звуковые и тактильные должны быть исключены. Чем меньше ребенок, тем яснее и громче должен звучать ваш голос.

Подумайте, как в течение трех коротких лет беспомощный новорожденный становится способным овладеть своим телом и окружающей средой. Кроме того, не только трехлетний человек свободно говорит на своем родном языке, он может легко освоить многие языки, если ему предоставлена ​​возможность изучать несколько языков!

Дети могут научиться говорить и читать в одно и то же время. Доман обнаружил, что чтение является важной частью развития языка. Он обнаружил, что способность речи и чтения будет развиваться одновременно, если ребенку будет показано, как читать. Это связано с тем, что центры чтения и речи находятся в одной и той же области мозга. В клинике Домана дети, пораженные головным мозгом, читают в возрасте двух и трех лет. Они учатся, потому что им показывают словарные карты с очень большими печатными буквами.

Рекомендуется показывать за один раз 10 – 15 карточек, тратя на карточку по 1 секунде, т. е. на один показ будет потрачено 10 – 15 секунд, этого достаточно, дольше трудно удерживать внимание ребенка. Нужно стремиться показывать карточек меньше, чем малыш может воспринять и как можно быстрее.

Если ребенок требует продолжения занятий, то следует отвлечь его внимание на другое.

Разумеется, если дети с ранениями могут читать в возрасте от двух до трех лет, нормальные дети должны быть способны читать в возрасте двух и трех лет, когда показывают похожие словарные карточки. Дети должны видеть написанное слово, когда учатся читать, как только они должны услышать произносимое слово, когда учатся говорить. Точно так же, как речь связана с слухом, чтение связано с видением. Однако, поскольку глаза ребенка не могут сфокусироваться на мелкой печати, нужно использовать очень большую печать.

Большинство детей не читают к тому времени, когда они говорят, потому что они не показаны словами в буквах, которые достаточно велики, чтобы они могли видеть ясность. Немного интеллектуальных карт. Помимо чтения, Доман показал, что двухлетний ребенок может заниматься математикой и приобретать энциклопедические знания. Доман демонстрирует, как вы можете использовать врожденный интеллект своего ребенка с большими карточками с картинками, которые он называет бит интеллектуальных карт, или «бит». С каждой картой ребенок получает один «бит интеллектуальной информации» или факт, который идет с изображением.

Повторение информации должно сочетаться с изъятием уже запомненной. Показ одного бита – 30 раз, 3 раза в день в течение 10 дней.

Изготовление дидактического материала

Основой методики Глена Домана являются карточки. Поэтому к изготовлению их предъявляются особые требования. Карточка вырезается из белого двухстороннего картона размером 28*28 см, надписи делаются черным маркером, высота написанных букв должна быть не меньше 2,5 см, чем крупнее буквы, тем лучше. В идеале каждая карточка должна иметь с двух сторон пластиковую оболочку. Если бит представляет картинку, то с внутренней стороны карточки пишется его название. Если выбранный объект расположен на фоне, или ему соответствует надпись, то его следует вырезать и приклеить к белому картону.

Систематизация карточек – битов идет по принципу от общего к частному. Если сначала животный мир делился на категории: насекомые, животные, птицы, то постепенно идет детализация. Категория «Насекомые» подразделяется на «Короедов и листоедов», «Насекомых – хищников», «Летающих и ползающих».

Биты входят в набор из десяти карт. Например, набор бит может отображать десять различных видов птиц, цветов, самолетов или исторических фигур. Биты могут быть сделаны для каждого мыслимого предмета! Доман печатает факты на оборотной стороне карточек, а факты пронумерованы 1 до того, как Доман называет эту фактическую информацию «величинами». Узнай о своих билетах о своих детях, которые также помогут вам найти особые интересы вашего ребенка, чтобы вы могли помочь ему преследовать эти интересы. Когда вы наблюдаете реакцию своего ребенка на бит, обратите внимание на предметы, которые ему особенно нравятся, и предоставите ему больше бит и всю информацию, которую вы можете найти по этому вопросу.

Для изготовления битов информации используются энциклопедии, книги, журналы, карты, марки, учебные пособия, календари, открытки, рекламные листки. А мы можем добавить к этому списку интернет.

Чтение

Методика чтения основывается на механическом запоминании слов, которые по много раз в день показывают малышу и на основании собственного опыта малыш со временем поймет законы, по которым письмо передает устную речь. Например, показывая карточку со словом «мама» нужно отчетливо произнести: «Это означает «мама» и не надо ничего объяснять. Сначала ребенку показывают слова, затем словосочетания, потом предложения простые и распространенные.

Чтение книги строится точно так же, как и работа с карточками. Книга читается взрослым два – три раза в день на протяжении нескольких дней. Предполагается, что на каком – то этапе малыш захочет прочитать книгу уже самостоятельно.

Обучение математике по Доману

Если у ребенка, например, есть естественный талант к медицине или для музыки он проявит очень большой интерес к бит на человеческих органах или музыкальных инструментах и ​​захочет увидеть больше по этим предметам. Лучше всего, бит - прекрасный способ связаться с вашим ребенком и расширить его или ее потенциал!

В самых простых терминах метод Гленна Домана показывает карточки младенцев с определенной скоростью с определенного расстояния в определенных категориях слов. Сегодня его метод дико популярен во всем мире и в Интернете, затопленном с отзывами родителей, которые утверждают, что они учили своих детей читать с помощью метода Доктора Домана. По его словам, мозг ребенка имеет чрезвычайную пластичность, дети могут учиться так, как их учат. Слова написаны с одной стороны, и изображения соответствуют этим словам, которые должны отображаться на другой стороне этих карт. Слова должны быть написаны очень четко, большими и смелыми символами. Матери показывают эти карты младенцам в довольно быстром темпе. Карты должны быть показаны младенцам не слишком близко и не более 1 метра. Гленн и Джанет Доман предупреждают, что матери учат своих детей только тогда, когда дети счастливы или находятся в хорошем настроении. Младенцы видят одни и те же точки в разных количествах и могут легко различаться между количеством, таким образом, изучая числа.

  • Доман, Гленн всегда подчеркивал, что матери - лучшие учителя.
  • Только матери могут эффективно обучать своих детей.
  • Метод Домана требует использования больших карт.
  • Все слова и партии изображений должны быть в одной и той же теме.
  • Изображения и слова не должны иметь никакого фонового изображения.
Более 17 лет назад это то, что написал Гленн и Джанет Доман.

Ребенок не складывает буквы в слова, а запоминает слово целиком, и впоследствии видя его в тексте, он воспроизводит его звучание.

Математика

При обучении математике на карточках – битах рисуют не цифры, а количество точек, которые соответствуют той цифре, с которой знакомят малыша. Например, показывают не цифру «5», а карточку, где нарисованы пять точек. Доман полагает, что таким образом можно знакомить ребенка с любой цифрой.

Карточки для математики должны быть размером 27,5*27,5 см. белого цвета, нужны самоклеющиеся кружочки диаметром 1,8 см, и толстый маркер красного цвета. Обучение математике строится по принципу: узнавание количества, решение примеров, узнавание цифр, равенства с цифрами.

Затем сотни писали, чтобы рассказать, что случилось с их детьми после того, как они научились читать. Тысячи матерей купили книгу и. учили своих детей читать. Десятки тысяч матерей писали, чтобы рассказать нам о том, что произошло. То, что эти матери сообщили с восторгом и гордостью, было то. Их дети легко научились читать; Их дети любили учиться; Мать и ребенок увеличили степень любви между ними. Количество уважения к матери для ребенка и ребенка для матери. росло не по дням, а по часам; По мере того, как развивалась способность их детей читать, их любовь к обучению росла, а также их способности во многих вещах.

Математические действия не рисуются в виде плюсов, минусов или знака «равняется», а произносятся вслух.

Интеллект ребенка

«Человеческий мозг - самый совершенный компьютер, чем больше фактов ему известно, тем больше выводов он может извлечь. Если мы будем забивать головы наших детей всякой ерундой, вряд ли стоит ждать от них умных речей и поступков. Поэтому мы должны их снабжать точной, отчетливой и недвусмысленной информацией», - писал Глен Доман. Это все теоретические умозаключения. А что он советует делать на практике? Вот пример, взятый из книги: «Ребенок смотрит в окно и спрашивает: Что это?»

Ваши возможные ответы: сказать: «Отстань»; сказать: «Это гав–гав»; сказать: «Это собака»; сказать: «Это сенбернар». А возможен такой вариант: ваш ребенок еще ни разу не видел собаки. Приготовьте для него десять карточек с изображением собак разных пород и покажите их несколько раз. Когда вы пойдете гулять, и ребенок увидит собаку, он закричит: «Смотри, мама, собака!» Что произошло? Вы показали десять различных собак, которых объединяет наличие шерсти, лап, хвостов и т.д. Ребенок понял, что собаки могут иметь разный окрас, размер, рост, длину хвоста и т. п. Благодаря своим врожденным способностям к перекомбинации полученных фактов, малыш в состоянии определить, что он увидел.

Сегодня эта книга написана на восемнадцати языках и более двух миллионов в тяжелой форме. Как научить вашего ребенка читать матери, которые купили. Как вы могли научить ребенка читать? И даже если бы вы могли понять, что такое спешка, чтобы научить вашего ребенка читать? Книга полностью охватила меня и вдохновила на чтение.

Будучи родителями, которые думали, что первые 6 лет ребенка должны быть только в игре, чтение о философии раннего обучения Гленна Домана изменило нас. И мы начали готовиться к тому, что мы думали, это была только работа школы, а именно - преподавание Маленького Эд. Мы следовали совету в книге и делали карточки с 6-месячным Эд до тех пор, пока ему не исполнилось год. В течение первых трех месяцев он просто смотрел на карты, и мы не получали от него никакой реакции, но он тоже не отводил глаз. Когда ему было около 9 месяцев, мы могли бы рассказать его языком тела, если он был взволнован и с нетерпением ждал сессии или не интересовался.

Физическое развитие

Физическим упражнениям, которые рекомендует Глен Доман, подводится серьезная теоретическая основа. В своем развитии от рождения и до шести лет ребенок проходит семь важных стадий, которые соответствуют семи стадиям созревания детского мозга, и правильно развивая ребенка физически, мы развиваем различные области головного мозга.

Воспитывать малыша физически нужно с рождения, перевернув его личиком вниз. Новорожденный, лежа на спине да еще укутанный пеленками и одеялом, ограничен в двигательной активности. Перевернув малыша на животик и одев его в рубашечку с короткими рукавами и в штанишки, мы предоставляем ему возможность совершать разнообразные движения. Для того чтобы ребенок мог свободно двигаться и не замерзать, в детской комнате должна поддерживаться температура 32 градуса и высокая влажность, чтобы кожа ребенка не пересыхала.

Доман придает огромное значение умению ползать и приводит таблицы, в каком возрасте и сколько малыш должен проползать. Для того, чтобы простимулировать физическую активность ребенка, он предлагает использовать специальный трек, П – образный желоб, обитый поролоном шириной примерно 35,5 см и высотой бортиков 15 см. В идеальном варианте хорошо бы построить такой трек по периметру родительской кровати. В этом случае малыш даже ночью мог бы находиться под присмотром мамы и совершать «поползновения» взад – вперед по треку.

«Мозг растет и развивается исключительно благодаря его использованию. Чем чаще используются сенсорные и двигательные окончания мозга, тем больший объем занимает мозг в процессе своего роста. В этом смысле рост мозга ничем не отличается от роста мышечной массы», - пишет Глен Доман.

«Станьте на время японцем» - так называется одна из глав его книги. Подразумевается, если ребенок находится на полу, то и родители должны находиться там же. «Ешьте, спите, играйте, учите на полу. Это идеальное место для развития ребенка».

Формирование мозга новорожденного резко ускоряется, если его подвергать мягкой вестибулярной стимуляции. Рекомендуется носить ребенка по кругу, покачивать его на качалке, скакать с ребенком по дому, в позиции лежа, покачивать малыша над собой.

Следующий этап – развитие мануальных навыков малыша, используя его врожденный хватательной рефлекс, следует по нескольку раз в день вкладывать в ладушку крохи свои пальцы, он их будет обхватывать и со временем научится удерживать на весу 50% своего веса. Когда малыш научится висеть на больших пальцах взрослого, нужно соорудить в дверном проеме турник с перекладиной, которую можно было бы переставлять в соответствии с ростом ребенка и научить его покачиваться и перебирать ручками.

В конце книги Доман дает подробный инструктаж по изготовлению лестницы для передвижения с помощью перехвата. На соединенные между собой вертикальные стойки горизонтально крепится лестница, которую можно фиксировать на разной высоте.

Малыш растет, физически крепнет и приходит момент, когда он встает на четвереньки, разложив недалеко любимые игрушки, мы подталкиваем его к передвижению на четырех точках. Со временем он встает на ножки и делает первые шаги. В эти важные для малыша моменты родители должны «следить за ним так же пристально, как ястреб следит за зайцем. Будьте предельно внимательны!» - советует Глен Доман, подстраховывайте малыша от падения.

Следующий этап после ходьбы – ежедневный бег трусцой с увеличением дистанции, нужно стремиться пробежать 5 км по пересеченной местности, не останавливаясь.

Приходит свой черед и гимнастическим упражнениям: перекатывания, кувырки, прыжки, хождение по бревну, раскачивания на канате, прыжки на батуте, приседания, пируэты. Достигнув успехов в этих упражнениях и в соответствии собственными предпочтениями, можно выбрать любой вид спорта и в нем совершенствоваться.

На каждом этапе развития двигательных навыков Доман рекомендует свою частоту, интенсивность и продолжительность занятий. Например, упражнения на турнике должны повторяться 15 раз в день по 20 секунд, передвижение по лестнице 10 раз в день по 25 секунд, 10 минут в день тратить на развитие вестибулярного аппарата, 25 минут – на гимнастические упражнения.

Минусы теории

Первая треть каждой книги Глена Домана - это гимн детскому интеллекту, муссирование темы «Каждый ребенок – гений». Автор подчеркивает, что после каждого занятия надо хвалить и гладить малыша, но почему-то не уходит ощущение эмоциональной пустоты, существующей между матерью и ребенком. Крошечное чудо природы, малыш, воспринимается как полый сосуд, и задача родителей - постараться заполнить его до краев битами информации. Ребенок выступает как безвольное апатичное существо, он пассивный объект обучения. Нет места совместной деятельности и творчеству, желание ребенка повлиять на процесс обучения пресекается.

Иметь обширные знания в различных областях человеческой деятельности, это замечательно, но для этого существуют различные информационные носители: книги, компьютер. Задача родителей все же видится не только в том, чтобы нашпиговать детскую головку битами знаний, а прежде всего, научить малыша думать, размышлять, сопоставлять и анализировать, развить в нем логическое мышление, научить работать с информацией и, конечно, воспитать его человеком, научить сопереживанию и отзывчивости. И в первую очередь до краев наполнить любовью и нежностью, а не максимальным объемом информации.

Ребенку нужно помочь осознать себя, воспитать в нем убеждение «Я личность! Я все могу!», научить его строить отношения с другими детьми и взрослыми.

Ни в одной из книг не освещается такая важная для любого ребенка сфера деятельности, как игра. Складывается ощущение, что она должна быть изъята из жизни малыша и заменена бесконечной чередой карточек.

Есть и несколько технических нестыковок. Непонятно, как ребенок будет читать текст со словами, которые он еще не выучил с родителями? Как знакомить малыша с количеством, которое зашкаливает за сто – двести, как на одной карточке изобразить столько точек? Возможно, ли обсуждать с ребенком прочитанные книги, вносить коррективы в занятия? Как заниматься с ребенком, когда ему «перевалило» за шесть лет и его мозг, по словам Глена Домана «практически прекращает расти»?

Физические навыки и умения, соответствующие определенному возрасту, описываемые Гленом Доманом, расходятся с действительностью. «Первые шаги с помощью рук для сохранения равновесия характерны для ребенка в возрасте 12 месяцев» - пишет Доман, но многие мамы возразят. Это свойственно не годовалому малышу, а девятимесячному. Именно в этом возрасте современные дети начинают самостоятельно ходить.

Автор книг подробно описывает, сколько подходов к турнику, лесенке должен ежедневно выполнять ребенок, какую дистанцию он должен изо дня в день пробегать. Упускается важный момент, ребенок – это живое существо, он может быть в не настроении, да и просто надоело выполнять одни и те же упражнения, работая на их увеличение. Если карточки все же как–то можно методично по нескольку раз в день показывать малышу, то заставить, упросить его пробежать еще один круг, подтянуться еще один раз, бывает невозможно.

Остается много и других «открытых» вопросов. Тем не менее, в каждой методике всегда можно найти что-то дельное, возможно, это пригодиться, поможет взглянуть по-новому на привычные понятия и предметы.

21 апреля 2010, 09:08

Дети, воспитанные по системе Глена Домана, выполняют невероятные гимнастические упражнения в самом раннем возрасте, умеют читать с двух, трех, четырех лет, отменно общаются на нескольких иностранных языках, превосходно осваивают математику, играют на музыкальных инструментах – иными словами, показывают способности, присущие только гениям. В чем же секрет?

Из истории

Все началось, когда в конце сороковых годов молодой военный врач Глен Доман начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Им были разработаны методики, дающие поразительные результаты. «Приговоренные» дети быстро развивались и даже обгоняли своих здоровых сверстников. В основу всех разработок легло открытие: через здоровые участки мозга можно воздействовать на поврежденные.

Добившись удивительных результатов, Доман опробовал систему, разработанную для больных, в работе со здоровыми детьми. Он возглавил Институт достижения человеческого потенциала в Филадельфии. Его методику используют родители в разных уголках планеты, с 1964 года его книги издаются на разных языках.

Функции мозга

Глен Доман выделил шесть функций головного мозга, благодаря которым человек отличается от всех других созданий. Три из них: моторные (ходьба, бег, прыжки), речь, письмо – полностью зависят от остальных трех, сензитивных: зрения, слуха, ощущений. Только человек способен к прямохождению, может общаться на символическом, абстрактном, искусственно придуманном языке, записывать этот придуманный язык, читать написанное, понимать устную речь и узнавать предмет через прикосновение.

«Именно осуществление шести этих функций и служит жизненным тестом на недоразвитость, нормальность, одаренность. Более того, превосходство в выполнении этих функций почти неизбежно приведет и к превосходству в жизни». Каждая из перечисленных функций от рождения и до шести лет проходит семь стадий развития мозга. Это основа, на которой построена вся методика обучения Домана.

Важно отметить, что, по утверждению Домана, основной из этих шести является двигательная функция (ходьба, бег, прыжки). Каждый родитель, желающий видеть ребенка физически совершенным, должен помогать ему как можно больше двигаться.

Ползком к рекордам

Подвижность и деятельность рук дает возможность ребенку быстрее повышать свой умственный потенциал. А начинать развитие малыша нужно с самого рождения. Что предлагает Доман? Прежде всего перевернуть новорожденного на живот. Младенцев обычно кладут на спинку, в этом положении они беспомощны и не могут нормально двигаться. Но ни один детеныш животного не находится в положении лапками или копытами вверх. Это главная и первая ошибка, ограничивающая подвижность новорожденного. Положив кроху на животик, мы следуем природе: мягкое подбрюшье защищено полом, а спина – естественным каркасом скелета, малыш свободно двигает руками и ногами, пытается удержать голову.

Вторая ошибка – кутать малышей в теплые одежды, которые мешают им двигаться. Во время беременности малыш находился при температуре 36,6 °С, и ему не подходит прохладная взрослая атмосфера 20 °С. Нужно планировать детскую как комнату для детей, а не для воспитателей-родителей – следовательно, сделать ее теплее.

Познание, по мнению Домана, – это тот же инстинкт самосохранения; познание – это тот фактор, который необходим для выживания.

Доман предлагает специальные треки для ползания, которые можно использовать с первого дня рождения. Они напоминают длинные ящики, стенки которых касаются предплечий и бедер лежащего на животе малыша. Отталкиваясь ножками, следуя врожденному рефлексу, кроха сможет проползать достаточно большие расстояния. Ползание ничком и на четвереньках играет важную роль в развитии зрения, речи и интеллекта. Поэтому эта методика рекомендует даже старшим детям принять участие в обучении малыша – ползать вместе с ним!

Глен Доман готов поместить ребенка для двигательной активности на теплый, ровный, безопасный пол хоть на 24 часа в сутки. Тут, конечно, появляется множество противников такого подхода. Никакой физический интеллект никогда не заменит живого эмоционального контакта, скажут они и будут по-своему правы. Однако они не учитывают, что на полу вместе с ребенком должны быть и его родители!

Кроме ползания, нужно развивать у малыша хватательный рефлекс, просто поднося 10 раз в день по 1 минуте свои пальцы к его ручкам. А программа развития вестибулярных навыков ускорит рост отделов мозга, ответственных за равновесие. Доман предлагает 15 видов такой стимуляции.

Итак, перемещение на животе перерастет в 2,5 месяца в осознанное ползание, в 3–4 месяца в ползание на четвереньках, затем в ходьбу, бег, спринтерский бег и бег на длинные дистанции. Тренируясь по программе Домана, малыш уже в шесть лет будет пробегать 20 метров вниз, с холма, потом 100 метров и т. д. вплоть до 5 километров без остановки.

Изучая методику Глена Домана, берите то, что подходит именно вам и вашему малышу, не ограничивайтесь только рамками этой программы, даже если она абсолютна ваша. Слушайте с ребенком песенки, читайте стихи, играйте в ролевые игры и игрушки, занимайтесь творчеством. Прислушивайтесь к своему ребенку и занимайтесь тем, что вам обоим доставляет удовольствие. Каждый раз подкрепляйте процесс обучения ребенка какой-нибудь лаской, например поцелуем или поглаживанием.

Чтение с рождения

Обучение чтению Доман считает самой главной и наиважнейшей задачей. С помощью чтения ребенок может получать «в наследство знания другого человека, жившего в другой стране и лет за 100 до него». Научившись читать, малыш становится свободным, он уже не ограничен тем, что знают и дают ему родители. Обучение чтению, математике и разным другим наукам строится в системе Глена Домана по одному принципу. Нужно быстро показывать ребенку в течение дня карточки определенного размера с целыми словами и предложениями, точками от 1 до бесконечности, животными, планетами, историческими деятелями и т. п. и четко произносить названия изображаемого. Причем чем раньше начато такое обучение, тем лучше. «Годовалого ребенка учить легче, чем семилетнего», – утверждает Глен. А на вопрос: «С какого же возраста следует начинать обучение?» – отвечает: «С самого рождения!»

Методика обучения чтению начинается со слов, разделенных на тематические группы, первая из которых «Части тела». Многие педагоги отмечают, что, должно быть, эта система хороша для тех языков, где отсутствуют окончания, но русский язык ребенок усвоит неверно, будет при чтении игнорировать окончания или проглатывать их. С другой стороны, на втором этапе (после усвоения порядка 50 слов) малыш получает возможность видеть словосочетания (где он обнаруживает изменения окончаний), позже простые предложения, распространенные предложения.

Доман не начинает обучение детей с букв. «Читать буквы очень сложно, поскольку никто и никогда не ел, не ловил, не носил и не открывал «А». Зато каждый ел банан, ловил мяч, носил шапку и открывал книгу. Буквы, составляющие слово «мяч», являются абстракциями, зато сам мяч вполне конкретен, поэтому легче выучить слово «мяч», чем букву «М». Это противоречит традиционному подходу, когда детей прежде знакомят с буквами, звуками, слогами и складами, а только потом со словами и предложениями. Доман же утверждает, что мозгу, словно компьютеру, нужно дать набор сведений и фактов, а законы, которым они подчиняются, он откроет сам.

Дети любят познавать, любят учиться, и чем младше они, тем больше их тяга к знаниям. При-глушить эту потребность мы можем, проверяя и тестируя детей для выяснения того, что они еще не знают. Доман выступает против проверок: ребенок должен показывать, что он знает, быть победителем, а не побежденным, которому указывают на его ошибки и проблемы. Чаще хвалите своего маленького гения, создавайте ситуации успеха, говорите, что он делает все правильно!

Энциклопедия малыша

Спустя несколько недель или месяцев после начала обучения чтению Доман добавляет энциклопедические знания. Программа построена идентично. Серии карточек включают знания из различных областей науки. Здесь даже не важно, что ребенок запомнит большое количество информации, ведь, покупая энциклопедию, мы тоже не прочитываем ее от корки до корки. Учась, малыш позволит расти своему мозгу, а также сможет анализировать объекты и, как настоящий ученый, делать выводы и находить закономерности. Сами «уроки» не занимают много времени, хотя и требуют организованности. Время тут исчисляется минутами: одну карточку следует показывать 1 секунду, и так по 10 штук 3 серии. Следовательно, скажем, даже при 20 подходах это займет у вас всего-навсего 10 минут в день. Однако изготовление карточек – достаточно кропотливая работа. Ведь чтобы завершить, например, усвоение энциклопедических знаний и приступить к интеллектуальной программе, у вас должно быть уже около 1000 карточек. Глен Доман же говорит о том, что не обязательно выполнять все полностью и, если родители дадут хоть какую-то часть материала, это будет гораздо лучше, чем ничего.

Множество точек

Математику ребенок начинает познавать с количества предметов, а не со знаков (цифр), как это принято в традиционной педагогике. Действительно, сначала нужно познакомить малыша с понятием количества, и только когда он будет иметь четкое представление, что такое 5 машин или 10 гусей, его можно знакомить с цифрами. Доман не показывает детям гусей и груши и даже не считает с ними яблоки и кошек, он демонстрирует карточки с точками. Он утверждает, что по его методике дети легко смогут на глаз определять с ходу количество точек, будь их хоть 50, не пересчитывая, и это поможет им выполнять арифметические действия с большими числами в уме.

И в математике, как видите, можно достичь результатов, которые мы называет гениальными. А все потому, что все дети гениальны, по мнению Домана, с рождения, и каждый кроха обладает умственным потенциалом ничуть не меньшим, чем у Леонардо да Винчи.

«Мы пытались понять происхождение гения, – пишет Доман, – и вдруг поняли, что это «происхождение» заключено во временном отрезке от рождения и до шести лет. Появление гения зависит от предоставленной ребенку возможности развиваться!



Просмотров