Система финансового права и каково ее содержание. Основные институты финансового права

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие финансового права, особенности его предмета и метода правового регулирования. Отличие финансово-правовых норм от гражданско-правовых. Общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

    контрольная работа , добавлен 10.04.2009

    Виды ответственности за нарушение норм финансового права. Основные стадии бюджетного процесса. Источники образования и порядок расходов внебюджетных средств бюджетных организаций. Ответственность в сфере кредитных отношений и денежного обращения.

    контрольная работа , добавлен 30.12.2011

    Понятие, предмет, субъекты, принципы методы и система финансового права. Методы и формы финансовой деятельности государства. Система государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность в РФ. Характеристика и виды финансово-правовых норм.

    лекция , добавлен 23.04.2008

    презентация , добавлен 17.05.2014

    Формы и методы финансового контроля, способы и приемы его осуществления. Место внутреннего финансового контроля в финансовой экономической деятельности. Совершенствование внутреннего финансового контроля на предприятии на примере ООО "Мой дом".

    дипломная работа , добавлен 04.05.2014

    Финансовая деятельность государства, принципы, формы и методы ее осуществления, понятие финансов. Финансовая система Российской Федерации. Понятие, предмет, источники, метод, основные принципы и система финансового права, финансовые правоотношения.

    реферат , добавлен 07.12.2010

    Значение и методика финансового планирования. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности БПО "Кооператор". Анализ финансовой устойчивости предприятия. Общие подходы к улучшению финансового планирования показателей эффективности деятельности.

    дипломная работа , добавлен 07.10.2013

    Основные правила финансовой свободы. Метод мерной денежной номинации, финансовых инструментов, финансового стратегирования, лимитации "объема прав в денежном выражении". Бюджетный кодекс РФ. Конкуренция между частным и публичным секторами экономики.

    Понятие правового института в финансовом праве

    Определение 1

    Правовой институт в финансовом праве представляется первичным самостоятельным структурным подразделением финансово-правовой отрасли, в которой нормы права сгруппированы в зависимости от их юридического содержания и направленности.

    Таким образом, финансово-правовые нормы формируют финансовое право в образе целостного нормативного образования не непосредственным образом, а посредством правовых юридических институтов, которые в некоторых случаях могут быть сведены в финансово-правовые подотрасли, а в иных могут выступать в роли отраслевых подразделений самостоятельного характера.

    Критерий предметного плана традиционным образом отмечает правовые на самостоятельной основе, которые представляются:

    • государственным кредитом;
    • лотереями;
    • ценными бумагами;
    • страховым правом;
    • финансами предприятий и учреждений разнообразных форм собственности и т.п.

    Группировка норм финансового права на подотрасли и правовые институты обусловливает их разделение в следующие линии или шеренги:

    1. На первом плане размещаются финансово-правовые подотрасли.
    2. За ними следуют самостоятельные институты финансового права.

    Виды институтов финансового права

    Отношения экономического характера по сбору, распределительным действиям и применению (использованию) фондов денежных средств государства можно дифференцировать по соответствию с формами и методами аккумуляции и распределения данных денежных средств. Группировка отношений однородного типа формирует финансовый институт либо финансовое звено. Общность всех финансов, а так же их взаимная связь формируют государственную финансовую систему.

    Финансовая система Российской Федерации включает в себя пять звеньев:

    1. Бюджетная система, которая включает государственные (федеральный и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты. Это звено финансовой системы, занимающее центральное место. Концентрируемые в бюджетах фонды денежных средств используются для разрешения общих задач на конкретной территории. Средства бюджетной системы обычно формируются путем взимания налогов и иных платежей обязательного характера с физических и юридических лиц. Но так же используется привлечение средств и на основе возвратности посредством внутреннего или внешнего кредита.
    2. Внебюджетные целевые муниципальные (местные) и государственные денежные фонды, которые создаются соответственными исполнительными или представительными властными органами и МСУ. Они расходуются на конкретные цели в соответствии с собственным предназначением. К ним традиционно относят такие социальные фонды, как Пенсионный, Фонд государственного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд занятости, которые формируются для исполнения требований законодательства.
    3. Финансы организаций, предприятий, учреждений, отраслевого народного хозяйства в форме обособленных денежных фондов, находящихся в распоряжении соответственных субъектов, то есть предприятий, министерств и т.п., и расходуемые последними для исполнения собственных задач и функций.

      Замечание 1

      Для современных условий характерным является многообразие форм собственности, на основании которых могут функционировать финансы организаций, предприятий, и учреждений.

      Данное звено подразделено на финансы коммерческих и некоммерческих организаций. Финансы предприятий представляются исходным звеном, основой целой финансовой системы, так как они непосредственным образом связываются с материальным производством, в процессии которого формируется доход, который затем распределяется, перераспределяется при помощи финансовой системы.

    4. Личное и имущественное страхование оказывает содействие в формировании страховых денежных фондов, которые направляются при возмещении материального ущерба, который был причинен юридическим и физическим лицам несчастными случаями, стихийными бедствиями и разнообразного рода иными событиями неблагоприятного характера. Средства этих фондов формируются из уплаты взносов физических и юридических лиц, которые вступили в отношения, касающиеся страхования. Но законодательным образом предусматриваются случаи страхования за счёт бюджета государства, здесь речь идет о военнослужащих, государственных служащих, работниках государственной налоговой службы и т.п., в связи с переходом к экономике рыночного типа страхование перестает быть государственной монополией. Наравне с государственными в данной сфере функционируют в образе предпринимательских негосударственные страховые организации, которые находятся под государственным надзором.
    5. Кредит представляется совокупностью отношений меж кредитными учреждениями, государством, гражданами в отношении привлечения свободных средств юридических и физических лиц, государства, которые предоставляются для их разнообразного применения на условиях возвратности.

    Государственный кредит представляется отношениями по временному пользованию денежными средствами юридических и физических лиц - государством, которое выступает в этом случае в образе заемщика. В итоге этого формируется внутренний долг. Заимствование реализуется посредством государственного займа, получения Правительством кредитных средств в банке и пр. Притом широчайшим образом используются гражданские вклады в сберегательные банки в форме источника кредитных ресурсов.

    Банковский кредит представлен отношениями по формированию в распоряжении банковских организаций фондов денежных средств, именуемых кредитными ресурсами, в результате использования находящихся на их счетах временным образом свободных средств и предоставлению данных ресурсов на возмездных началах и условиях возвратности физическим и юридическим лицам на социальные и производственные нужды.

    Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, которые группируются в различные институты и другие подразделения, образуя единую систему данной отрасли. Такая группировка имеет объективную основу, т. е. зависит от содержания и особенностей регулируемых отношений. Вместе с тем на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов, разделов и подотраслей оказывают влияние и потребности практики, задачи эффективного применения норм данной отрасли права.

    Следовательно, система российского финансового права — это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

    В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные подразделения российского финансового права — части Общая и Особенная. Обоснование необходимости их выделения и определение содержания каждой из них относятся к важным достижениям отечественной правовой науки. Однако работа в этом направлении требует продолжения и углубления с учетом новых явлений в жизни общества и государства.

    Общая часть финансового права

    К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, общие положения об организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства (муниципальных образований) и имеют для нее общее значение.

    Особенная часть финансового права

    Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части . Особенная часть состоит из нескольких разделов и подотраслей, включающих соответствующие финансово-правовые институты. Каждое из названных подразделений представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений, но в разных масштабах. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по своему содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. Последние, также по признакам однородности регулируемых отношений, но более широкого содержания, объединяют несколько финансово- правовых институтов, которые могут быть более или менее крупными. Всем отношениям, находящимся в целом под воздействием системы финансового права, свойственны общие отличительные черты, независимо от вхождения в то или иное ее подразделение.

    В последнее время отдельные подразделения финансового права стали именоваться его подотраслями. Это, в частности, бюджетное право и налоговое право. Названные подотрасли получили в системе финансового права по сравнению с другими се подразделениями более четкое оформление и развитую структуру, что выразилось в принятии БК РФ и НК РФ. В совокупности норм этих подотраслей выделены, в частности, нормы общего характера (общие положения), что свойственно крупным подразделениям отрасли права (как, например, наследственному праву в гражданском праве).

    Подотрасли финансового права могут входить в раздел. Например, налоговое право включают в раздел «Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов», состоящий, помимо институтов налогового права, также из институтов неналоговых доходов. Однако в целом по финансовому праву такой последовательной группировки правовых норм по разделам, подотраслям и институтам пока нет, она существует лишь в теории. В настоящее время вопрос о содержании системы российского финансового права относится к числу дискуссионных.

    В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

    • бюджетной системы;
    • внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;
    • финансов государственных и муниципальных предприятий; организаций и учреждений;
    • государственных и муниципальных доходов;
    • государственного и муниципального кредита;
    • организации страхового дела;
    • государственных и муниципальных расходов;
    • банковского кредитования;
    • организации денежного обращения и расчетов;
    • валютного регулирования;
    • государственного регулирования финансового рынка (рынка финансовых услуг).

    В системе финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Обшей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней отдельных звеньев. В результате бюджетная система, государственный, муниципальный и банковский кредит, организация страхования получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права.

    В издававшихся прежде учебниках в системе финансового права не выделялся структурно раздел, посвященный правовому регулированию финансов предприятий, хотя отдельные вопросы функционирования этого звена освещались и ранее. Объективно потребность в его правовом выражении вытекает из наличия соответствующего звена финансовой системы, что неоднократно отмечалось в юридической литературе. Впервые такой раздел был выделен в учебнике по финансовому праву в 1987 г. С появлением в российской финансовой системе такого звена, как государственные и муниципальные внебюджетные фонды, соответствующий раздел стал выделяться и в системе финансового права.

    Анализируя систему современного российского финансового права и ее содержание, следует заметить, что в последнее время в научной литературе высказывается предложение о существенном, принципиальном ее изменении, а именно о выделении из нее подотраслей бюджетного и налогового права, а также некоторых других подразделений (институтов) в качестве самостоятельных отраслей права. Фактически это выразится в изменении предмета финансового права. Такая позиция не учитывает основополагающих принципов, на которых строится система финансового права: речь идет о единстве финансовой системы как объективной экономической категории, тесной взаимосвязанности и взаимодействии ее звеньев. Однако в связи с резким увеличением объема бюджетного и налогового законодательства целесообразно выделять учебные курсы «Бюджетное право», «Налоговое право» и др., а также, для удобства пользования, соответствующие отрасли законодательст ва при его классификации (поскольку отрасли законодательства, в отличие от отрасли права, свойствен комплексный характер).

    Научная обоснованность системы права, построение се на основе объективно существующих отношений способствуют наиболее эффективному применению финансово-правовых норм. Как следствие, сфере финансового права отводится активная роль в развитии общества и государства.

    Правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность, группируются внутри отрасли в соответствующие правовые институты и подотрасли. Подотрасли финансового права представляют собой систему взаимосвязанных правовых норм, объединенных внутренним единством, принципами и спецификой регулирования. Правовые институты - это группы правовых норм, регулирующих однородные видовые отношения внутри подотрасли, а также отношения, существующие самостоятельно. Порядок расположения подотраслей и институтов внутри отрасли права обусловлен самой системой общественных отношений в сфере финансовой деятельности.

    Финансовое право состоит из двух частей - Общей и Особенной. В структуру Общей части входят нормы, регулирующие прин-ципы, формы и методы финансовой деятельности, систему и компе-тенцию государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность. К Общей части финансового права относятся нормы, определяющие правовое положение субъектов финансовых право-отношений, а также характеристику и содержание самих финансовых правоотношений. Отдельным самостоятельным институтом Общей части является институт финансового контроля, в который входят правовая характеристика видов и методов финансового контроля, система финансово-контрольных органов и их полномочия.

    Особенная часть финансового права состоит из расположенных в строгой последовательности подотраслей и институтов. Основным и самым крупным разделом (подотраслью) финансового права является бюджетное право, поскольку именно бюджетное право регулирует отношения по формированию, распределению и использованию всех видов бюджетных фондов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и местного самоуправления. Бюджетное право включает в себя и ряд правовых институтов, таких как институт государственных доходов, институт государственных расходов, институт финансирования дефицита бюджета. Отдельным блоком норм регулируются отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения федерального закона о бюджете. Правовой институт составляют финансово-правовые нормы, действую-щие в области государственного кредита, который также включается в систему бюджетного права.

    В финансовом праве выделяются нормы, регулирующие порядок установления и взимания налогов и сборов, объединенные в подотрасль налогового права. Данная подотрасль тесно взаимосвязана с бюджетным правом, поскольку система налогов и сборов является составной частью доходов государства.

    В то же время на-логовое право имеет целый комплекс самостоятельных норм, регу-лирующих отношения по исполнению обязанностей по уплате налогов и сборов, защите прав налогоплательщиков и др.

    Как правовой институт и как подотрасль финансового права можно рассматривать страховое право, особенностью которого является то, что денежные средства, формирующиеся в процессе осуществления страховой деятельности, аккумулируются в централизованные и децентрализованные фонды.

    Особым институтом финансового права является институт финансов предприятий, в котором финансово-правовые нормы уста-навливают порядок формирования фондов предприятий и регулируют всю их финансово-хозяйственную деятельность.

    В Особенную часть включается и институт банковского кредита, выступающий элементом банковской системы государства и регулируемый специальными нормами, которые являются составляющими подотрасли банковского права. Для осуществления банковской деятельности большое значение имеет порядок расчетов, установленный в государстве. Группа норм, регулирующая рас-четные отношения, составляет отдельный финансово-правовой институт.

    Финансовая деятельность основана на деньгах и денежном об-ращении, поэтому в систему финансового права входят институт денег и денежного обращения, а также валютное право. Присутствие на финансовом рынке иностранной валюты имеет большое значение для государства, поскольку это существенно влияет на устойчивость национальной денежной единицы и способствует развитию внешнеэкономической деятельности, являющейся составной частью финансовой деятельности. В государственном кредите, финансах предприятий, денежном обращении и валютном праве особое значение приобретают нормы института рынка ценных бумаг.

    Система финансового права отражает существующую финансовую систему государства. Такое единение обусловлено не только схожестью элементов (институтов), но и отношениями, возникающими внутри этих элементов и между ними. Поэтому в Общей части финансового права закрепляются понятия и специфика финансовой деятельности, особенности финансово-правовых норм, финансовые правоотношения и их участники, а также си-стема органов финансового контроля. В Особенной части последовательно расположены подотрасли и финансово-правовые институты, являющиеся базой для изучения финансового права.

    Финансовое право, являясь отраслью права, состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, которые группируются в различные институты и подразделения, объединяясь в единую систему. Группировка финансово-правовых норм в системе имеет объективную основу, т. е. она зависит от особенностей регулируемых отношений. Вместе с тем на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.

    Следовательно, система российского финансового права - это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

    В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные составляющие российского финансового права - части: Общая и Особенная.

    К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований; систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области; основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения; общие положения об организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства (и муниципальных образований) и имеют для нее общее значение.

    Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов и подотраслей, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждое из этих подразделений представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. В последние по признаку однородности регулируемых отношений входит несколько финансово-правовых институтов. Всем этим отношениям свойственны общие отличительные черты.

    В последнее время некоторые крупные подразделения финансового права стали именоваться его подотраслями - бюджетное право, налоговое право. Названные подотрасли получили в системе финансового права в сравнении с ее другими подразделениями более четкое оформление и разработанную структуру, что выразилось в принятии Бюджетного и Налогового кодексов РФ.

    В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: а) бюджетной системы; б) внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов; в) финансов государственных и муниципальных предприятий; г) государственных и муниципальных доходов; д) государственного и муниципального кредита; е) организации страхования; ж) государственных и муниципальных расходов; з) банковского кредитования; и) денежного и расчетов; к) валютного регулирования.

    Научная обоснованность системы права, построение ее на основе объективно существующих отношений дает возможность наиболее правильного и эффективного применения финансово-правовых норм, следовательно, содействует выполнению финансовым правом своей активной роли.

    Нормы финансового права РФ содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов (источников). К относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, местные и др.).

    Итак, источники финансового права РФ - это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти (федеральных и субъектов Федерации) и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

    Трехуровневый состав - характерная особенность источников российского финансового права, вытекающая из федеративного устройства государства и действий органов местного самоуправления, из разграничения компетенции по правовому,
    регулированию финансовых отношений между федеральными,
    региональными (субъектов РФ) органами государственной власти и органами местного самоуправления.

    Главный источник финансового права - Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и уставы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований. Какого-либо единого источника по этой отрасли права в целом, подобного кодексу, не имеется. Однако приняты и действуют кодифицированные источники по налоговому и бюджетному праву: Бюджетный и Налоговый кодексы РФ. Такие правовые акты приняты в стране впервые и призваны сыграть важную в формировании современного финансового права.

    Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права - конституционного, административного, гражданского и т. д. К ним относятся, например, законы о Правительстве РФ, о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования и др.

    Источники финансового права РФ неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Нормы финансового права содержатся в актах главы государства и органов исполнительной власти: указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ (например, постановлением Правительства РФ устанавливаются ставки таможенной пошлины). Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации, принятые по соответствующим вопросам, также могут быть источниками финансового права.

    Большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов - Министерства финансов РФ, Центрального банка России, Федеральной налоговой службы и др. (приказы, инструкции и т. п.). Однако в связи с повышением роли законов и расширением круга регулируемых ими в сфере финансов вопросов предмет регулирования этих органов сузился, во многом их акты направлены на внутренние отношения.

    Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах таких органов исполнительной власти, как министерства, ведомства и др., регулирующие вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых администрацией или иными органами предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке распределения прибыли предприятия, доходов учреждения, полученных от предпринимательской и иной деятельности).

    В процессе формирования российского финансового права важная роль принадлежит Конституционному Суду РФ. Она проявляется в том, что в результате рассмотрения конкретных дел Конституционный Суд РФ формулирует свою правовую позицию относительно конституционности примененных правовых норм. Он дает толкование их смысла, а в случае признания данных они утрачивают силу, что должно повлечь изменение законодательства. Решения Конституционного Суда РФ являются общеобязательными на всей территории страны. Они уже нашли отражение в финансовом законодательстве, в частности, в НК РФ.



Просмотров