Основная административно территориальная. деление страны и как оно происходит? Основные элементы системы административно - территориального устройства субъектов Российской Федерации

система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления. Предусматривает разделение государственной территории на области, районы, дистрикты, провинции, департаменты и т. д. В Российской Федерации административно-территориальные единицы - края, области и районы.

Основные черты административно-территориального деления

Система органов местного самоуправления и управления, как правило, строится в соответствии с административно-территориальным делением страны. Понятие административно-территориального деления Административно-территориальное деление – это деление государственной территории на определенные части с целью наиболее рационального управления государством. Административно-территориальное деление зависит от различных факторов. Как правило, в основе деления лежит удобство управления. К числу иных факторов, влияющих на образование административно-территориальных единиц, можно отнести: естественно-географические факторы (например, эти единицы образуются вокруг крупных городов); учитываются факторы демографического характера (то есть единицы образуются с примерно равным числом населения); учитывается национальный или этнический состав населения; особенности бытового уклада, религиозного характера. Весьма значительное влияние имеют факторы экономического характера и факторы политической жизни. Очень часто административные единицы существуют с незапамятных времен, т.е. они исторически сложились на территории бывших графств, княжеств, иных феодальных единиц, где граждане привыкли ощущать себя частью этой территории. Однако феодальные границы – это не есть что-то незыблемое. Они могут и перестраиваться, меняться в зависимости от потребностей современной жизни. Итак, как правило, в соответствии с административно-территориальным делением строится и система органов управления этими единицами, которые могут быть органами самоуправления и управления, поскольку каждая административная единица имеет какой-то орган власти или управления. Если такого органа нет, то это уже не административно-территориальная единица. Административно-территориальные единицы есть крупные и мелкие. Естественно, масштабам этих единиц соответствуют имеющиеся в них органы. В разных странах есть различные системы административно-территориального деления страны. Есть более развитые и менее развитые, простые и сложные. Это зависит от размера государства, от численности населения и площади этого государства. Называют двухзвенные системы административно-территориального деления, трехзвенные и т.д. Есть даже пятизвенные системы – такая система существует во Франции. Низшим звеном французского административно-территориального деления является коммуна. Коммуна – основа деления. Может быть, это не совсем то, чем когда-то в СССР был сельсовет, но это тоже первичное звено. Во Франции их насчитывается около 37 тысяч. Коммуна – это определенная численность населения, определенные границы, это первое звено государственной системы. Граждане коммуны избирают муниципальный совет – низший орган государственной власти и первичный орган самоуправления. Местный муниципальный совет выбирает мэра – это представитель исполнительной структуры. Далее идет кантон. Этот термин аналогичен швейцарскому термину "кантон", но это не одно и то же. В Швейцарии кантон – это субъект федерации (там 23 кантона), а кантон французский – этот объединение нескольких коммун. Кантон введен для удобства управления государственными делами. Своих органов самоуправления в этой структурной единице нет, кантон является избирательным округом. В кантоне имеется ряд должностных лиц, которых нецелесообразно иметь в каждой коммуне. Эта более крупная единица создается для того, чтобы в каждом кантоне для жителей нескольких коммун был свой нотариус, судья, участок жандармерии, призывной участок и т.д. Затем идет округ. В округе от 100 до 150 коммун. Во Франции свыше трехсот округов. Во главе округа стоит лицо не избираемое, а назначаемое правительством. Это должностное лицо – государственный чиновник – именуется субпрефектом. Округ – третье звено французской административно-территориальной системы. Четвертое звено называется департаментом. Департамент – это более крупная единица, включающая около 400 коммун или 35 кантонов. В департаменте имеется избираемый орган местного самоуправления, который называется Генеральный совет. Может быть логичнее было бы назвать его департаментским советом, но он называется генеральным советом. Принцип избрания этого совета достаточно прост: от каждого кантона избирается один генеральный советник. Таким образом, если в департамент входит 35 кантонов, то в генеральном совете 35 генеральных советников. Возглавляется генеральный совет префектом, который назначается правительством. Здесь достаточно своеобразное соединение принципов самоуправления и управления. Генеральные советники избираются не прямыми выборами, а многоступенчатыми, но все равно – это представители граждан. Самая крупная административно-территориальная единица во Франции называется регионом. (В некоторых пособиях употребляется французская транскрипция этого слова – режьон.) Регион имеет региональный совет. Регионы были образованы вместо провинций, которые много веков существовали во Франции; по традиции названия провинций стали названиями регионов. Они существуют и в настоящее время: Аквитания, Бургундия, Пикардия, Нормандия и т.д. В регионе есть префект региона – им является префект самого крупного департамента, административный центр которого является центром региона. Как мы видим, – достаточно сложная структура местных органов существует во Франции.

Административно-территориальное устройство

деление территории государства на части: области, провинции, губернии, департаменты и т. п. А.-т. у. любого государства обусловлено его классовой природой, задачами и функциями; цель его - в наиболее эффективной организации и функционировании всего государственного механизма, в особенности системы местных органов государственной власти (местного самоуправления).

В буржуазных странах А.-т. у. основывается преимущественно на соображениях административного «удобства» и фискально-полицейских интересах.

Советское А.-т. у. строится с учётом естественно-исторических и экономических условий (природные ресурсы, характер и уровень развития хозяйства, направление и развитие путей сообщения, количество и плотность населения и т. д.), национальных моментов (национальный состав населения, бытовые особенности), необходимости максимального приближения государственного аппарата к населению в целях предоставления трудящимся возможностей для участия в осуществлении государственной власти.

В СССР основными административно-территориальными единицами являются Область , Район , Город ,Село (станица, деревня, хутор, кишлак, аул), посёлок (рабочий, дачный, курортный); в РСФСР имеются, кроме того, края (См. Край ). Конституции союзных республик, имеющих областное (краевое) деление, содержат перечень областей (краев), входящих в их состав. Конституции союзных республик, не имеющих областного деления, содержат перечень городов республиканского подчинения и районов. Изменение областного (краевого) деления производится высшими органами государственной власти союзных республик в порядке, установленном для внесения изменений в конституции союзных республик. Изменения во внутриобластном (краевом) делении (упразднение районов, разукрупнение и образование новых районов и т. д.) в союзных республиках, имеющих областное деление, и изменения в районном делении республик, не имеющих областей, производятся Президиумом Верховного Совета союзной республики. Вопросы об образовании, упразднении, передаче в другой район сёл и посёлков решаются краевыми (областными) Советами депутатов трудящихся, а в союзных и автономных республиках, не имеющих областного деления, - Президиумом соответствующего Верховного Совета.

А.-т. у. других социалистических стран строится с учётом своих конкретных особенностей, регулируется конституциями, законами и указами по вопросам А.-т. у., законами о местных органах государственной власти.

Лит.: Барахатян В. А., Павловский Р. С., Создание и развитие советского административно-территориального устройства, «Уч. зап. Харьковского юридического института», 1957, т. 11, в. 1; Русинова С. И., Государственное устройство социалистических стран Европы, Л., 1966, гл. III, с. 90-112.

Н. П. Фарберов.

Существует ряд близких понятий - "административно-территориальное деление", "административно-территориальное устройство", "административно-территориаль­ная организация". Все ониозначают примерно одно и то же, описывая формаль­ную политико-административную структуру государства, или другими словами - его деление на формальные регионы.

Понятие «административно-территориальное деление» (АТД) имеет более выраженный политико-географический смысл. Под АТД обычно понимается соб­ственно политико-административная карта государства, представляющая собой со­вокупность административных единиц. АТД может пониматься и как процесс ("деление"), когда государство делят на такие единицы, и как результат этого про­цесса - сложившееся АТД. Процедура административно-территориального деле­ния аналогична процедуре районирования и представляет собой его частный слу­чай. Особенность АТД заключается в том, что районирование проводят государст­венные органы, исходя из поставленных управленческих задач, и что это райони­рование существует де-юре, в нормативных актах.

Родственные понятия «административно-территориальное устройство» (АТУ) и «административно-территориальная организация» (АТО) в современном дискурсе включают в себя институциональные аспекты. Они обычно подразумевают не только политико-административную карту, но и политические институты, всю систему отношений, связанных с созданием и переустройством АТД. АТУ (АТО) может, например, включать в себя региональные органы власти и общенациональ­ные властные структуры, занимающиеся административно-территориальным де­лением и даже региональной политикой вообще.

Главным структурным элементом АТД является административно-терри­ториальная единица ( ATE ) . Если понимать АТД как политико-административную карту, то она состоит из множества ATE. Административно-территориальная еди­ница является синонимом формального региона.

Система АТД является объемной. По вертикали она делится на иерархиче­ские уровни. Обычно АТД выстраивается по принципу матрешки, когда ATEболее высокого порядка делятся на ATE более низкого порядка. В результате возникает иерархия управленческих уровней, представленных в системе АТД. При этом на каждом таком уровне существует своя политико-административная структура, т.е. совокупность ATE данного порядка (первого, второго и т.д.).

Административно-территориальное устройство было характерно для всех государств во все времена, отличаясь лишь степенью сложности и разработанно­сти. Однако необходимо подчеркнуть, что регулярное АТД является феноменом современного национального государства. Под регулярностью мы подразумеваем такую ситуацию, когда территория государства почти без остатка, в официальном порядке делится на административно-территориальные единицы , в которых дей­ствует власть, обычно подчиненная общенациональной государственной власти, но во многих случаях обладающая самоуправлением. При регулярном АТД сущест­вуют четко определенные административные границы, и каждая ATE представляет собой целостное образование.

АТД - феномен вполне древний. Можно вспомнить пример Римской им­перии с ее делением на провинции. В то же время феодальная модель территори­ально-государственного строительства обычно нарушала регулярность АТД. Для этой модели в ее европейском варианте было характерно деление территории на центры (города) с определенным самоуправлением и периферии, находившиеся под властью феодалов-землевладельцев. Феодал являлся землевладельцем и регио­нальным лидером в одном лице, т.е. ATE могла одновременно представлять собой феодальное владение. При этом распространенная чересполосица феодальных вла­дений нарушала регулярность АТД.

Современное национальное государство, в отличие от средневекового фео­дального государства, обязательно использует регулярную систему АТД. Переход к современной модели территориально-государственного строительства происходил одновременно с формированием более или менее централизованной государствен­ной власти и организацией государственного управления (а также самоуправления) на местах. Для организации государственного управления на региональном уровне и формирования структур самоуправления обязательно требуется стройная и стро­гая система АТД.

б) Исторические модели АТД

2. Факторы, определяющие формирование АТД

Факторы административно-территориального деления

АТД любого государства является функцией его региональной структуры. Сама региональная структура, как ясно из первой главы, формируется в результате сложных эволюционных процессов и представляет собой несколько накладываю­щихся друг на друга структур различного происхождения.Региональную структуру государства можно представить как наложение этнокультурной, природно-географической и социально-экономической структур.

Исходя из этого, а также из существующей практики административно-тер­риториального деления, можно выделить следующие группы факторов, определя­ющих формирование его системы.

1. Административно-территориальное деление:

а) АТД: понятие и функции

Администрати́вно-территориа́льное деле́ние (администрати́вно-территориа́льное устро́йство) - разделение территории унитарного государствана части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных органов власти. Обусловлено природными, политическими, экономическими, национальными и иными факторами. Административно-территориальное деление (устройство) присуще также и субъектам федеративных государств, так как последние, как правило, являются унитарными государствами. В отличие от унитарных государств территориальное устройствофедераций характеризуется федеративным устройством.

Субъекты федерации, как правило, имеют унитарное административно-территориальное устройство, но могут также являться федерациями (например,РСФСР). Впрочем, единицы, на которые подразделяются субъекты федерации, являются, как правило, субъектами местного самоуправления, и их права охраняются особыми законами.

Из-за менее усложнённой формы взаимоотношений между административно-территориальными единицами и государством в целом, последнее, как правило, может изменять своё административно-территориальное деление без сложных процедур одобрения подобных решений на местном уровне. При распаде государств или при выделении новых государств из состава иного государства, внутренние административные границы могут быть преобразованы в государственные границы (например, бывший СССР), что приводит к многочисленным межгосударственным территориальным спорам.

Административно-территориальное устройство (административно-территориальное деление) – деление территории государства (в федеративном государстве – деление субъектов) на части – административно-территориальные единицы, - в рамках которых осуществляется управление государственными делами и (или) самоуправление населения (местное самоуправление), создаются органы государственной власти или органы местного самоуправления. В Российской Федерации категория «административно-территориальное устройство» относится к уровню только субъектов Российской Федерации – республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Поэтому терминологически неверной будет формулировка «административно-территориальное устройство Российской Федерации», поскольку РФ состоит не из административно-территориальных единиц, а из государственно-территориальных образований. Таким образом, категория «административно-территориальное устройство» применима только в отношении субъектов Российской Федерации.

Административно-территориальное устройство:

    элемент территориальной организации РФ;

    основа иерархии органов государства и местного самоуправления: административно-территориальное устройство субъектов РФ может быть основной для осуществления как государственного управления, так и местного самоуправления;

    основа участия граждан в управлении государственными и общественными делами.

Административно-территориальное устройство основывается на следующих принципах :

    соответствие исторически сложившейся системе расселения жителей в области и устойчивым тенденциям ее развития;

    создание экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также участия граждан в их работе;

    содействие рациональному использованию природных и материальных ресурсов, развитию инженерных сетей и коммуникаций, социальной инфраструктуры;

    обеспечение здоровой и экологически безопасной среды обитания и жизнедеятельности населения;

    сохранение и развитие национальной культуры, обычаев и традиций, исковых видов хозяйственной деятельности всех национальных и этнических групп, малочисленных народностей, проживающих в области;

    участие населения в обсуждении и решении вопросов административно-территориального устройства.

Понятием административно-территориального устройства охватываются следующие вопросы: система административно-территориальных единиц; порядок их образования и упразднения; отнесение населенных пунктов к той или иной категории административно-территориальных единиц; установление и изменение границ административно-территориальных единиц; установление административных центров административно-территориальных единиц, включающих в себя несколько населенных пунктов; наименование и переименование административно-территориальных единиц, отдельных населенных пунктов, их улиц, площадей и других частей; регистрация населенных пунктов, учет изменения в административно-территориальном устройстве.

Поскольку Конституция РФ 1993 г. не относит вопросы административно-территориального устройства к предметам совместного ведения Российской Федерации субъекты РФ самостоятельно решают вопросы образования, изменения и упразднения административно-территориальных единиц, критерии отнесения населенных пунктов к городским и сельским поселениям. Субъекты Российской Федерации принимают законы об административно-территориальном устройстве, используя при этом критерии выделения административно-территориальных единиц, заложенные в Указе Президиума Верховного Совета РОСФСР от 17 августа 1982 г. «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР».

В соответствии с законом Челябинской области от 21 ноября 1996 г. № 44-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Челябинской области» (с изменениями от 25 мая 2000 г. ), к административно-территориальным единицам в Челябинской области относились: города областного значения, в том числе города с территориальным районом, города районного значения, районы, районы в городе, поселки городского типа (рабочие, курортные поселки), сельсоветы.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с 2006 г. введена новая система муниципальных образований, предполагающая новые параметры территориального устройства субъектов Российской Федерации:

    субъект РФ делится на территории муниципальных районов и городских округов;

    в состав муниципального района входят сельские и городские поселения;

    сельское поселение состоит из сельских населенных пунктов;

    городское поселение состоит из города или поселка, кроме того, возможно вхождение в его состав и сельских населенных пунктов;

    сельский населенный пункт – первичная территориальная единица в сельской местности;

    возможно деление крупных городов на районы (городские районы).

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г., местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Сельское поселение и городское поселение являются муниципальными образованиями первичного уровня.

Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Территорию поселений составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения; в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

В границах сельского поселения могут находиться один сельский населенный пункт с численностью населения, как правило, более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения – более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения – менее 3000 человек каждый). Сельский населенны пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав городского или сельского поселения.

Муниципальный район - несколько поселений (сельских и городских) или поселений и так называемых межселенных территорий (т.е. территорий, находящихся вне границ поселений), объединенных общей территорией.

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. предусматривает осуществление местного самоуправления в районах городов федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге – в пределах внутригородских районов. Кроме того, спецификой некоторых субъектов Федерации является введение в их системе административно-территориального устройства такой единицы как административные округа. Административный округ включает в себя несколько районов города. Границы административных округов не могут пересекать границ районов.

Закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО) – имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, по переработке радиоактивных и других материалов; военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Статус закрытого административно-территориального образования определяется Законом РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (с изменениями от 28 ноября 1996 г., 31 июля 1998 г., 2 апреля, 31 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г.) и законодательством соответствующего субъекта Федерации.

Решение о создании ЗАТО принимается Президентом РФ. Соответствующие вопросы предварительно согласовываются Правительством РФ с субъектами РФ. ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам административной подчиненности и границ, определения полномочий органов субъектов РФ, обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности.

Для ЗАТО существуют особенности въезда, землепользования, приватизации, совершения сделок с недвижимостью. Для граждан, проживающих и работающих в ЗАТО, предусматриваются определенные социальные гарантии на случай ликвидации объектов, сокращения рабочих мест и иных исключительных обстоятельств.

Законодательством субъектов РФ об административно-территориальном устройстве определяется порядок образования, преобразования и упразднения административно-территориальных единиц. Процесс преобразования административно-территориальных единиц может быть обозначен как административно-территориальный процесс - установленный органами государственной власти субъекта Российской Федерации порядок совершения административно-территориальных действий, включающий ряд стадий: возбуждение административно-территориального дела; подготовка материалов; подготовка проекта правового акта по делу; рассмотрение и принятие правового акта; оформление документов и исполнение административно-территориального преобразования.

Элементом территориальной организации Российской Федерации, дополняющим её федеративное устройство, является административно-территориальное устройство субъектов Федерации.

Административно-территориальное устройство (деление) - разделение территории унитарного государства или территории субъектов федеративного государства на определённые части: области, провинции, губернии, департаменты и т.п., в соответствии с которым строится и функционирует система местных органов государства. Административно-территориальное устройство обычно отражает естественноисторические, национальные и социально-экономические особенности данного государства. Административно-территориальное устройство может быть двухзвенным (например, США), трёхзвенным (Великобритания, Франция), четырёхзвенным (ФРГ). В самых малых государствах (например, Мальта, Бахрейн) Административно-территориального устройства вообще не существует. В Российской Федерации административно-территориальное устройство определяется субъектами Российской Федерации самостоятельно .

Современная территориальная организация России включает 1863 административных района, 650 городов областного (краевого, республиканского, окружного) значения, 318 городских районов и округов, свыше 400 городов районного подчинения, 2000 посёлков городского типа, 24200 сельсоветов и волостей (данные на 2003 год).

Стоит заметить, что термин "Административно-территориальное деление" не в полной мере характеризует и внутреннее устройство субъектов Федерации. Во-первых, в составе некоторых из них находятся другие субъекты - автономные округа. Во-вторых, местное самоуправление отделено от государственной власти и соответственно территориальное размещение муниципалитетов может и не совпадать с "нарезкой" административно-территориальных единиц. В связи с этим представляется более предпочтительным при характеристике внутреннего устройства субъектов РФ использовать термин "территориальное устройство" .

Административно-территориальное устройство как система административно-территориальных единиц (административно-территориальная единица - структурная часть (элемент) административно-территориального устройства. Административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью и находятся в определённом соподчинении между собой. В Российской Федерации наиболее распространёнными видами административно-территориальными единицами являются: район, район в городе, город районного подчинения, город областного (краевого и т.д.) подчинения) выступает основой иерархии органов государства, местного самоуправления. Административно-территориальные единицы служат пространственной сферой деятельности названных органов. Как только та или иная часть субъекта Федерации оформляется в административно-территориальную единицу, она приобретает возможность иметь органы власти, быть носителем прав, обязанностей, выступать в качестве субъекта права. При этом субъектом права является не просто поселение или сельская территория, а именно административно-территориальная единица. Последняя также обеспечивает участие граждан в управлении государственными и общественными делами, использование природных и материальных ресурсов, удовлетворение социально-экономических, политических и духовных потребностей населения .

Всякая часть территории, будучи признанной административно-территориальной единицей, неизбежно получает и организационное оформление. Оно проявляется в ряде обязательных признаков: наличие ограниченной определёнными пределами территории; право населения данной территории образовывать свой орган публичной власти; компактность и непрерывность территории; обеспечение наиболее оптимальной организации управления народно-хозяйственной жизнью; экономическая целостность территориального образования; обеспечение повседневного участия граждан в решении государственных и общественных дел и др .

Как сложная система административно-территориальное устройство включает в качестве составных частей:

  • а) административно-территориальное деление (членение территории субъекта Федерации по политическому признаку);
  • б) ведомственно-территориальное деление (разделение территории субъекта Федерации на зоны действия или влияния по производственному признаку);
  • в) национально-территориальное деление (выделение) административно-территориальных единиц по национальному признаку (районы, сельсоветы, волости и т.д.);
  • г) отношения подчинённости между разными административно-территориальными единицами.

Административно-территориальные единицы участвуют в выполнении целого комплекса властных функций. Среди них: контроль центра над местами, сбор налогов и управление объектами государственной собственности, размещение органов власти, организация почтовой, пограничной, санитарной, пожарной служб, развитие местного самоуправления, обеспечение выборов. Выполнение этих функций требует строгой иерархии административно-территориальных единиц, пропорции между ними в численности населения и экономическом потенциале.

Следует особо подчеркнуть, что административно-территориальное деление - способ оптимальной организации территории, средство управления политическими и иными процессами. Удачное проведение административных границ содействует достижению целей .

  • 2.3. Порядок принятия и пересмотра Конституции Российской Федерации
  • Контрольные вопросы и задания
  • Библиографический список
  • Раздел 2. Конституционный строй Российской Федерации и его основы
  • 3. Конституционное закрепление роли государства в системе конституционного строя
  • 3.1. Понятие конституционного строя и его основ
  • 3.2. Основные характеристики Российского государства
  • Контрольные вопросы и задания
  • 4. Социально-экономические основы конституционного строя Российской Федерации
  • 4.1. Понятие и структура гражданского общества
  • 4.2. Понятие экономической системы государства и принципы рыночной экономики в Российской Федерации
  • Основные отличия рыночной экономики от плановой
  • 4.3. Формы собственности в Российской Федерации
  • Контрольные вопросы и задания
  • 5. Идеологические и политические основы конституционного строя Российской Федерации
  • 5.1. Понятие идеологического и политического многообразия
  • 5.2. Конституционный статус общественных объединений
  • Контрольные вопросы и задания
  • Библиографический список
  • Раздел 3. Основы правового статуса личности
  • 6. Конституционные основы правового положения личности
  • 6.1. Понятие правового положения личности
  • 6.2. Конституционный статус гражданина Российской Федерации
  • 6 .3. Конституционные основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
  • Контрольные вопросы и задания
  • 7. Гражданство Российской Федерации
  • 7 .1. Понятие гражданства
  • 7.2. Действующее законодательство о гражданстве
  • Контрольные вопросы и задания
  • 8. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина
  • 8.1. Понятие и юридическая природа основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
  • 8.2. Основные обязанности гражданина Российской Федерации
  • 8.3. Развитие системы гарантий основных прав и свобод
  • Контрольные вопросы и задания
  • Библиографический список
  • Раздел 4. Федеративное устройство России и система органов власти федеративного государства
  • 9. Конституционно-правовой статус России как федеративного государства
  • 9.1. Понятие и формы государственного устройства
  • 9.2. Статус Российской Федерации как суверенного федеративного государства
  • Контрольные вопросы и задания
  • 10. Субъекты Российской Федерации и их административно-территориальное устройство
  • 10.1. Статус субъектов Российской Федерации
  • 10.2. Понятие и принципы административно-территориального устройства
  • 10.3. Виды административно-территориальных единиц, их характеристика
  • Контрольные вопросы и задания
  • 11. Конституционная система органов государственной власти Российской Федерации
  • 11.1. Понятие и признаки органа государства
  • 11.2. Система и виды органов государства
  • Контрольные вопросы и задания
  • Библиографический список
  • Раздел 5. Федеральные органы государственной власти и порядок их формирования (Президент и Федеральное Собрание)
  • 12. Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации
  • 12.1. Понятия выборов и избирательного права
  • 12.2. Виды избирательных систем
  • 1 2.3. Избирательный процесс и его стадии
  • Контрольные вопросы и задания
  • 13. Президент Российской Федерации в конституционной системе органов государства
  • 1 3.1. Президент Российской Федерации - глава государства, порядок его избрания и отрешения от должности.
  • 13.2. Компетенция Президента рф, его взаимоотношения с другими государственными органами, акты Президента рф.
  • 13.3. Администрация Президента Российской Федерации
  • Контрольные вопросы и задания
  • 14. Федеральное Собрание - Парламент России
  • 14.1. Порядок формирования и работы палат Федерального Собрания
  • 14.2. Компетенция и акты палат Федерального Собрания
  • Контрольные вопросы и задания
  • 15. Законодательный процесс и статус депутатов в России
  • 15. 1. Законодательный процесс в Российской Федерации
  • 15. 2. Конституционно-правовой статус депутатов
  • 15. 1. Законодательный процесс в Российской Федерации
  • 15.2. Конституционно-правовой статус депутатов
  • Контрольные вопросы и задания
  • Библиографический список
  • Раздел 6. Федеральные органы государственной власти (Правительство, суды, прокуратура)
  • 16. Правительство Российской Федерации
  • 16.1. Исполнительная власть: понятие и система порядок формирования Правительства Российской Федерации.
  • 16.2. Компетенция Правительства Российской Федерации, его акты
  • 16.3. Система и структура федеральных органов исполнительной власти
  • Контрольные вопросы и задания
  • 17. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
  • 17.1. Понятие и принципы правосудия
  • 1 7.2. Судебная система и порядок формирования судов
  • 17.3. Конституционный Суд Российской Федерации
  • Контрольные вопросы и задания
  • 18. Органы прокурорского надзора и следственного комитета в Российской Федерации
  • 18.1. Место и роль российской прокуратуры в системе органов государственной власти
  • 18.2. Функции прокуратуры и принципы ее деятельности
  • 1 8.3. Система органов прокуратуры
  • Контрольные вопросы и задания
  • Библиографический список
  • Раздел 7. Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления
  • 19. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
  • 19.1. Особенности системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации
  • 19.2. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации
  • 19.3. Исполнительные и иные органы государственной власти субъектов Российской Федерации
  • Контрольные вопросы и задания
  • 20. Местное самоуправление в Российской Федерации
  • 20.1. Понятие и полномочия местного самоуправления
  • 2 0.2. Формы непосредственной демократии
  • 2 0.3. Органы местного самоуправления
  • Контрольные вопросы и задания
  • Библиографический список
  • ЗаклюЧение
  • Оглавление
  • Раздел 6. Федеральные органы государственной власти (Правительство, суды, прокуратура) 153
  • Раздел 7. Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления 183
  • 10.2. Понятие и принципы административно-территориального устройства

    Административно-территориальное устройство - это деление территории государства на части (области, провинции, штаты и др.), в соответствии с которыми строится и функционирует система органов государственной власти и местного самоуправления. Их принято называть административно-территориальными единицами.

    Главная задача административно-территориального устройства - обеспечение функционирования государственного механизма, четкой работы государственного аппарата, его связи с органами местного самоуправления, с населением. Не менее важными остаются цели фискальные, т. е. организация сбора налогов с населения, и цели полицейские - обеспечение общественного правопорядка на данной территории.

    В царской России была весьма высокая степень централизации страны с жестким подчинением низовых структур верхам. На ее территории (в современных границах) было 56 губерний и областей, 476 уездов и округов и 10 606 волостей. Некоторые окраинные губернии объединялись в генерал-губернаторства.

    В первые годы советской власти была проведена административная реформа, основанная на новых принципах, учитывающих интересы хозяйственного и культурного развития страны в целом и отдельных ее областей и районов, обеспечивающих потребности свободного развития всех наций и народностей России.

    Важнейшим принципом административно-территори­ального устройства является экономический принцип. При установлении границ областей, районов учитываются естественно-исторические и экономические условия, наличие природных ресурсов, профиль и уровень хозяйственного развития, пути сообщения, количество и плотность населения, наличие центров экономического тяготения. Экономический принцип способствует развитию производительных сил страны и дает возможность местным органам самостоятельно решать хозяйственные и социально-экономические задачи.

    В условиях многонационального государства, каким является Российская Федерация, важную роль играет национальный принцип, предполагающий необходимость всестороннего учета национального состава населения, проживающего на данной территории. Успешное решение органами государственной власти и местного самоуправления стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к населению, возможности лучшего удовлетворения его нужд и запросов, опоры на его инициативу и самодеятельность. Поэтому необходимость максимального приближения государственного аппарата к населению также учитывается при административно-территориальном устройстве Российской Федерации. Учитывается также необходимость приближения государственного аппарата к экономически важным предприятиям (промышленным, добывающим, сельскохозяйственным), что обеспечивает возможность оперативного влияния на развитие экономики.

    Ранее вопросы административно-территориального устройства внутри субъектов Российской Федерации решались в Москве Президиумом Верховного Совета, теперь это относится к компетенции органов власти субъектов Российской Федерации.

    10.3. Виды административно-территориальных единиц, их характеристика

    Многие авторы считают, что административно-терри­ториальное устройство присуще только субъектам Российской Федерации, но практически деление Российской Федерации (по состоянию на 1 января 2010 г.) на 83 равноправных субъекта есть первый федеральный уровень административно-территориального деления страны.

    Административно-территориальное деление внутри субъектов Российской Федерации ведется на основании их законов. Например, в соответствии с законом Новосибирской области административно-территориальное устройство (деление) области - это территориальная организация области, представляющая собой систему административно-территориальных единиц, в соответствии с которыми строится система органов государственной власти и местного самоуправления.

    Административно-территориальная единица - это часть территории области в фиксированных границах с одним или несколькими поселениями, имеющая установленный законом статус, название и находящаяся в юрисдикции органов государственной власти и местного самоуправления.

    В большинстве субъектов Российской Федерации по-прежнему сохраняется два уровня деления: базовый и первичный.

    Базовый уровень представляет собой деление территории субъектов Российской Федерации на сельские районы и города республиканского, краевого, областного значения.

    Первичный уровень - это деление районов на города районного значения, поселки, сельсоветы (есть районы, состоящие только из сельсоветов), а городов областного (и другого) значения - на городские районы.

    Существуют следующие административно-территори­альные единицы:

    - Республика, край, область, автономная об ласть - это наиболее крупные административно-территориальные единицы в составе Российской Федерации, представляющие собой сложный хозяйственный комплекс с индустриальными центрами и сельскохозяйственными районами.

      Города федерального значения (ГФЗ) - Москва и Санкт-Петербург. Это наиболее крупные политические и экономические, культурные и административные центры. Кроме того, Москва имеет статус столицы Российской Федерации, а Санкт-Петербург - бывшая столица России и второй по величине город в стране.

      Автономные округа - это форма национально-государственного устройства для малых народов Севера и Дальнего Востока. Они, как правило, входят в состав областей и краев. Чукотский автономный округ выделился из состава Магаданской области и стал самостоятельнойадминистративно-территориальной единицей.

      Район (муниципальный район) - основная административно-территориальная единица в сельской местности. Ведущее место здесь принадлежит сельскохозяйственному производству и переработке сельхозпродукции.Кроме того, это важнейшая база всех видов социально-культурного обслуживания всего сельского населения района.

    Исключительно важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны играют города. По подчиненности, численности населения, промышленному и культурному уровню города делятся на две основные группы.

      Города республиканского, областного и другого значения - это административные центры субъектов Российской Федерации и наиболее крупные города с населением более 50 тыс. человек, в них сосредоточен промышленный потенциал региона, это центры экономического тяготения, культурные и научные центры. В Новосибирской области к ним относятся: Новосибирск, Бердск, Куйбышев, Барабинск, Татарск, Искитим, Обь. Эти города могут иметь статусгородского округа , приравненного к статусумуниципального района. В Новосибирской области статус городского округа имеют города Новосибирск, Бердск, Искитим, Обь, а также наукоград Кольцово. Особый статуснаукограда получают городские поселения, являющиеся центрами науки. В городах с населением более 100 тыс. человек могут создаваться городские районы.

      Города районного значения - промышленныеи культурные центры с числом жителей не менее 12 тыс. человек. Иногда ставится условие, чтобы рабочие, служащие и члены их семей составляли не менее 85 %.

    К городским поселениям относятся также поселки городского типа, отличающиеся от городов меньшими размерами территории и меньшей численностью населения. Выделяются три типа поселков:

    - рабочий поселок - населенный пункт с числом жителей не менее 3 тыс. человек, на территории которого имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы, научные центры и другие экономически важные объекты;

    - курортный поселок - населенный пункт в курортнойзоне с населением более 2 тыс. человек, при условии, что количество ежегодно приезжающих на отдых и лечение составляет более 50 % от числа постоянного населения;

    - дачный поселок - населенный пункт, обслуживающий крупные города в качестве мест летнего отдыха.

    Самой многочисленной административно-территори­альной единицей в настоящее время являются сельские поселения: села, станицы, деревни, хутора, аулы и т. д. Большая часть их жителей занята сельским хозяйством и его обслуживанием. Территория сельского поселения в качестве административно-территориальной единицы называется сельским муниципальным образованием .

    Особенности административного деления есть в городах федерального значения. Например, Москва делится на административные округа (базовый уровень), а они - на муниципальные районы (первичный уровень).

    С учетом мнения большинства населения могут создаваться национальные районы и сельсоветы.

    Кроме того, могут создаваться закрытые административно-территориальные образования, на территории которых необходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан, их статус определяется федеральным законом.

    Во всех городах существуют внеадминистративные образования, называемые микрорайонами, в них могут создаваться органы территориального общественного самоуправления.

    В 2000 г. указом Президента Российской Федерации территория страны была разделена на семь федеральных округов (в 2009 г. создан восьмой федеральный округ - Северо-Кавказский). В них были назначены полномочные представители Президента Российской Федерации, которые, без сомнения, будут оказывать определенное влияние на решение задач, стоящих перед административно-терри­ториальным устройством страны.

    Административно-территориальное деление и административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации: понятие и принципы.

    Административно-территориальное устройство - это деление территории государства, а в федеративном государстве - его субъектов на части - территориальные единицы, в рамках ко­торых осуществляются определенные государственные функции и (или) самоуправление населения (местное самоуправление), создаются государственные органы или органы местного самоуправления. В качест­ве равнозначного часто используется понятие «административно-территориальное деление».

    По отноше­нию к федеративному государству в целом используется понятие «государственное устройство». А для обозначения внутренней территори­альной организации субъектов федерации возможно применение ка­тегории «административно-территориальное устройство».

    Чаще всего административно-территориальное устройство явля­ется двухуровневым. Первый уровень - единицы, входящие непосредственно в состав субъекта РФ - сельские районы и крупные города; эти единицы явля­ются территорией деятельности судов, прокуратуры, органов госу­дарственной безопасности, органов внутренних дел, органов государ­ственной регистрации и т.п. (условно всех их можно именовать адми­нистративными органами); одновременно на уровне данных территориальных единиц может осуществляться и местное само­управление.

    Второй уровень - территориальные едини­цы, входящие в состав единиц первого уровня и являющиеся основой местного самоуправления.

    Понятием «административно-территориальное устройство» охва­тываются следующие вопросы:

    Система территориальных единиц, порядок их образования и уп­разднения;

    Отнесение населенных пунктов и территорий к той или иной кате­гории территориальных единиц;

    Установление и изменение границ территориальных единиц;

    Установление центров единиц, включающих в себя Несколько на­селенных пунктов;



    Наименование и переименование территориальных единиц, от­дельных населенных пунктов, их улиц, площадей и Других частей;

    Регистрация населенных пунктов, учет изменений в администра­тивно-территориальном устройстве.

    Конституция РФ 1993 г. не называет вопросы административно-территориального уст­ройства среди предметов совместного ведения Федерации и ее субъ­ектов. Тем самым данные вопросы были отданы в ведение самих субъ­ектов РФ.

    Субъекты РФ отражают вопросы административно-территори­ального устройства в своих конституциях, уставах, специальных законах. Причем в одних субъектах используется понятие «администра­тивно-территориальное устройство», в других предпочитают гово­рить просто о «территориальном» делении.

    Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации базируется на ряде принципов. Важнейшим из них является экономический принцип , требующий при образовании административно-территориальных единиц учета особенностей хозяйственного профиля, направления развития хо­зяйства, количества населения, состояния путей сообщения.

    В условиях многонационального государства важную роль играет национальный принцип административно-территориального устройства. Он предполагает всесторонний учет национального со­става населения и его особенностей при создании и изменении ад­министративно-территориальных единиц.

    Успешное решение местными органами государственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к населению, позволяющей им луч­ше удовлетворять повседневные нужды и: запросы населения. По­этому максимальное приближение как государственного аппарата так и местного самоуправления к населению также становится важ­ным принципом административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации.

    2. Виды административно-территориальных единиц. Закрытые административно-территориальные образования.

    Административно-территориальная единица – это внутренняя часть территории субъекта Федерации в установленных границах, имеющая свое наименование, постоянный центр, характеризующаяся единством, непрерывностью, включающая, как правило, один или несколько населенных пунктов, выделяемая с целью комплексного решения на ней всех тех государственных и местных задач, что необходимы для обеспечения жизнедеятельности местного населения, населения субъекта Федерации, страны.

    Населенный пункт - место постоянного проживания людей, приспособленное для жизни, хозяйственной деятельности, отдыха и сосредоточивающее в определенной черте жилье, административные и хозяйственные постройки.

    Наиболее распространенными видами административно-территориальных единиц являются районы (уезды), сельсоветы (сельские округа, волости). К видам населенных пунктов относятся - села, деревни, станицы, сельские, дачные, курортные, пригородные поселки, поселки городского типа, города, районы в городах. Законодательство об административно-территориальном устройстве содержит собственные критерии их выделения, отнесения населенных пунктов к той или иной группе. Очевидно, что терминологическое обозначение административно-территориальных единиц, населенных пунктов перекликается с терминологическим обозначением муниципальных образований. Есть административный район и муниципальный район, село, город как населенные пункты и сельское, городское поселения как муниципальные образования. Поэтому важно уяснить соотношение административно-территориального деления и территориальной организации местного самоуправления.

    Соотношение административно-территориальных единиц, населенных пунктов и муниципальных образований. Применение Закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выявило три основных подхода к такому соотношению.

    При первом подходе субъекты Федерации использовали совмещение административно-территориального деления и территорий муниципальных образований, когда административно-территориальные единицы и муниципальные образования отождествлялись. Такой подход имел место, например, в Пермской, Челябинской областях. В соответствии с ним при определении административно-территориальной единицы обязательным ее признаком называлось наличие органов местного самоуправления.

    Второй подход связан с относительным обособлением административно-территориальных и муниципальных образований в пределах единого административно-территориального устройства субъекта Федерации. Указанная концепция была использована в Законе «Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области». Ее суть: административно-территориальными образованиями в области являются районы и административные округа в составе районов, а муниципальными образованиями - городские и сельские поселения, волости, принявшие уставы муниципальных образований. В административно-территориальных единицах осуществляется государственное управление территориальными органами государственного управления области, а в муниципальных образованиях - местное самоуправление органами местного самоуправления. Названный Закон допускал, что в случае объединения поселений в границах района в единое муниципальное образование государственное управление в границах районов может осуществляться органами местного самоуправления, на которые областным законом возлагается исполнение отдельных государственных полномочий (ч. 2 ст. 6).

    Третий подход заключается в юридическом разведении административно-территориального и муниципально-территориального деления. Он выражается в рассмотрении любых административно-территориальных единиц и населенных пунктов как государственных образований, служащих в определенных случаях базой для складывания муниципальных образований. При этом административно-территориальные единицы и муниципальные образования как бы разводятся по степени их универсальности: первые - пространственная форма решения государственных задач; вторые - пространственная форма решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.

    В отличие от первого подхода здесь нет отождествления административно-территориальных единиц и муниципальных образований. Муниципальные образования складываются в пределах административно-территориальных единиц и населенных пунктов, но их объединение между собой, упразднение, разделение не означает автоматического изменения административно-территориального устройства. Скажем, упразднение района как муниципального образования не означает упразднения этого же района как административно-территориальной единицы, а создание единого муниципального образования на базе двух сельсоветов не сопряжено с обязательной ликвидацией последних. При названных изменениях меняться будут границы муниципальных образований, система органов самоуправления, но не административно-территориальное деление и не система действующих на местах государственных органов.

    Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не отождествляет территориальную организацию местного самоуправления и административно-территориальное деление. Городские, сельские поселения, муниципальные районы, городские округа территориально могут не совпадать с населенными пунктами, административными районами, сельсоветами, сельскими округами. В границах административного района, допустим, могут действовать два муниципальных района или муниципальный район и городской округ. Если же, например, городское поселение как муниципальное образование совпадает с территорией города как населенного пункта, то изменение границ городского поселения как муниципального образования не означает обязательного изменения границ города и наоборот. Аналогичным образом при совпадении границ муниципального и административного района изменение границ муниципального района не меняет границ административного района, а изменение границ административного района не меняет границ муниципального района.

    В то же время Федеральный закон № 131-ФЗ не отрывает полностью территориальную организацию местного самоуправления от административно-территориального деления. Территории тех же городских, сельских поселений как муниципальных образований выделяются не произвольно, а с учетом особенностей населенных пунктов, их границ. Так, Закон устанавливает, что в границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями. Границы поселения не могут пересекаться границами населенного пункта.

    Важно подчеркнуть и отличие территориального деления субъекта Федерации от федеративного деления на национально-государственные образования. Так, если территории субъектов Федерации первичны, то административно-территориальные единицы в рамках субъектов Федерации являются лишь следствием территориальной организации системы органов власти. Из федеративной природы государственности России в том виде, как она закреплена в соответствующих статьях Конституции Российской Федерации, вытекает, что в ведении Российской Федерации находится федеративное устройство, а в ведении субъектов, входящих в состав Российской Федерации, - их территориальное устройство.

    При этом необходимо отметить, что Федерация регулирует не только федеративное устройство, но и некоторые моменты, касающиеся особых административно-территориальных единиц, переименование некоторых из них, их учет. В качестве примера можно привести Закон РФ «О закрытом административно-территориальном образовании»: «Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты (далее - предприятия и (или) объекты), для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающей специальные условия проживания граждан».

    Территория и границы закрытого административно-территориального образования определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов. При этом его границы могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации и районов, входящих в их состав. Решение о создании (об упразднении) закрытого административно-территориального образования принимается Президентом РФ по предложению Правительства РФ.

    Кроме того, территориальная реабилитация репрессированных народов находится в ведении федеральных властей и предусматривает осуществление на основе волеизъявления репрессированных народов правовых и организационных мероприятий по восстановлению национально-территориальных границ, существовавших до их антиконституционного насильственного изменения.

    Также в ведении Российской Федерации в области установления, нормализации, употребления, регистрации, учета и сохранения наименований географических объектов находятся: определение государственной политики в области наименований географических объектов; присвоение наименований географическим объектам и переименование географических объектов; определение единых требований, норм и правил в области наименований географических объектов, а также создание и ведение Государственного каталога географических названий; разработка и принятие федеральных программ в области наименований географических объектов; определение специального федерального органа исполнительной власти и его полномочий в области наименований географических объектов; определение порядка финансирования работ в области наименований географических объектов; международное сотрудничество Российской Федерации в области наименований географических объектов; иные вопросы в области наименований географических объектов. Для осуществления вышеназванных полномочий создан специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области наименований географических объектов.

    Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации (ЕСКК).

    Все множество объектов административно-территориального деления подразделяется на группы согласно территориальному делению, и эти группы располагаются по трем уровням классификации в соответствии с административной подчиненностью, причем в каждый уровень включаются объекты, непосредственно подчиненные объектам предыдущего уровня.

    Первый уровень классификации включает объекты федерального значения: республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономный округ, входящий в состав Российской Федерации.

    Ко второму уровню классификации относятся: автономные округа, входящие в состав края или области; районы республики, края, области, автономной области, автономного округа, входящего в состав Российской Федерации, внутригородские районы, округа города федерального значения; города республиканского, краевого, областного подчинения; поселки городского типа республиканского, краевого, областного подчинения.

    К третьему уровню классификации относятся: внутригородские районы, округа города республиканского, краевого, областного подчинения; города районного подчинения; поселки городского типа районного подчинения; сельсоветы.

    В пределах группировок третьего уровня классификации кодируются сельские населенные пункты. Обозначение «поселок городского типа» распространяется на рабочие, курортные и дачные поселки. В ряде субъектов Российской Федерации взамен категории «сельсовет» введены такие понятия, как «сельский округ», «волость». К сельским населенным пунктам относятся поселки сельского типа, хутора, кишлаки, аулы и т.п., входящие в состав сельсоветов или подчиненные администрации города (района, округа).

    Важно заметить, что административно-территориальные единицы не могут входить в состав субъекта Российской Федерации, они вторичны и не самостоятельны.

    Следует отметить, что административно-территориальное деление субъектов Федерации регулируется путем закрепления в соответствующих конституциях и уставах, принятия законов и подзаконных актов. Анализ нормативно-правовых актов позволяет вычленить следующие направления регулирования в этой сфере.

    Административно-территориальное устройство характеризует: а) систему административно-территориальных единиц, порядок их образования и упразднения; б) отнесение населенных пунктов к той или иной категории административно-территориальных единиц; в) установление и изменение границ административно-территориальных единиц; г) установление административных центров, включающих в свой состав несколько населенных пунктов; д) переименование административно-территориальных единиц, отдельных населенных пунктов, их улиц, площадей и других частей; е) регистрация населенных пунктов, учет изменений в административно-территориальном устройстве. Как уже было отмечено выше, наиболее распространенными видами административно-территориальных единиц являются районы и сельсоветы, населенных пунктов - села, деревни, поселки, города, районы в городах. Существующая система административно-территориального устройства субъектов РФ предполагает, как правило, наличие двух, иногда трех уровней административно-территориальных единиц. Городские поселения преимущественно отличаются двухуровневой организацией - города, поселки городского типа (первый уровень) и районы в городах (второй уровень); для сельских поселений более характерны три уровня: сельские районы или сельские округа (первый уровень); сельсоветы, поссоветы и т.п. (второй уровень); села, деревни, усадьбы, станицы и т.д. (третий уровень).

    Действующая в настоящее время в субъектах Российской Федерации система административно-территориальных единиц сложилась в основном в годы советской власти, когда созданное еще Екатериной II административно-территориальное деление Российской империи (губерния - уезд - волость) было постепенно заменено новыми административно-территориальными единицами, которыми стали в Российской Федерации область (край) - округ - район, а затем (после ликвидации округа) область (край) - район.

    Конституция РФ не регулирует вопросы административно-территориального устройства. Они - область деятельности главным образом субъектов Российской Федерации, каждый из которых решает эти вопросы самостоятельно, применительно к своим специфическим условиям в конституциях республик в составе Российской Федерации, а также в уставах других субъектов РФ.

    Таким образом, конституции и уставы субъектов Российской Федерации различают базовые и первичные административно-территориальные единицы субъектов Российской Федерации. К первым из них относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения. Ко вторым относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.

    Район (уезд) - административно-территориальная единица, составляющая часть республики, края, области, автономной области, автономного округа. В экономическом отношении каждый район (уезд) представляет собой сложный многоотраслевой организм, включающий сельскохозяйственные предприятия, как правило, небольшие промышленные предприятия (главным образом по переработке сельскохозяйственного сырья), коммунально-бытовые предприятия и торгово-закупочные организации. Ведущее место в районе (уезде) принадлежит сельскохозяйственному производству. Кроме того, каждый район (уезд) является базой для всех видов социально-культурного обслуживания сельского населения.

    Исключительно важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны играют города . Они являются местом сосредоточения большинства промышленных предприятий, значительного числа предприятий и учреждений коммунального хозяйства, жилого фонда, медицинских, культурно-просветительных и других учреждений, связанных с обслуживанием населения. По подчиненности, зависящей от значения города, численности его населения, его промышленного и культурного уровня, перспектив развития и ряда других условий все города подразделяются на следующие основные виды: города республиканского (республики в составе Российской Федерации) значения; города краевого, областного, окружного (автономного округа) значения; города районного значения.

    Обеспечение нормального функционирования наиболее крупных городов с их сложным хозяйством, обширной территорией и многочисленным населением обусловило необходимость деления их на менее крупные административно-территориальные единицы - городские районы .

    Городские районы созданы во многих городах республиканского, краевого и областного значения, насчитывающих свыше 100 тыс. человек населения. Они являются частью этих городов и представляют собой низовую административно-территориальную единицу.

    К городским поселениям, являющимся одним из видов административно-территориальных единиц, относятся также поселки . Они отличаются от городов меньшими размерами территории и численностью населения. Поселки делятся на три категории: рабочие, курортные и дачные.

    К категории рабочих поселков относятся населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы и другие экономически важные объекты. Курортными поселками являются населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение. Дачные поселки - населенные пункты, основное назначение которых заключается в обслуживании городов в качестве места летнего отдыха или санаторного лечения.

    Самой многочисленной административно-территориальной единицей в настоящее время являются сельские поселения (села, станицы, деревни, хутора, аулы и др.), подавляющее большинство жителей которых занято сельским хозяйством. Территория сельского поселения как административно-территориальной единицы может охватывать одно село или несколько сел, образуя сельский округ (волость, сельсовет и т.д.).

    Помимо перечисленных административно-территориальных единиц, ставших давно уже традиционными, на территории Российской Федерации в последние годы созданы и другие административно-территориальные единицы. Так, территория Москвы сегодня делится не на районы в городе, как это было прежде, а на административные округа, которые включают в себя муниципальные районы.

    Административный округ - внутригородская административно-территориальная единица, система органов власти которой строится на основе централизованного управления.

    Муниципальный район - административно-территориальная единица Москвы, в границах которой осуществляется самоуправление населения, проживающего на данной территории. Муниципальные районы образуются с учетом социально-экономических характеристик соответствующих территорий, их градостроительных и исторических особенностей, наличия жилых комплексов и объектов муниципальной инфраструктуры. Границы и названия муниципальных районов устанавливаются Московской городской Думой по представлению мэра Москвы.

    Муниципальный район делится на микрорайоны (поселения), в которых могут создаваться органы территориального общественного самоуправления. Границы и название микрорайона определяются органами местного самоуправления муниципального района.

    На территории некоторых субъектов Федерации для компактно проживающих численно небольших групп национальностей создаются национальные районы. Немецкие национальные районы созданы в Алтайском крае и в Омской области.

    В Российской Федерации существуют так называемые закрытые территориальные образования (ЗАТО). По Закону РФ от 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании» (в ред. 2004 г.) закрытым административно-территориальным образо­ванием признается имеющее органы местного самоуправления тер­риториальное образование, в пределах которого расположены про­мышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактив­ных и других материалов, военные и иные объекты (далее - предпри­ятия и (или) объекты), для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Решение о создании (упразднении) ЗАТО принимает Президент. Органы местного самоуправления в ЗАТО функ­ционируют по общим правилам, установленным федеральным зако­нодательством, с особенностями соответствующего образования.

    Порядок изменения административно-территориального деления субъектов РФ.

    Органы государственной власти субъектов Федерации самостоятель­но решают вопросы административно-территориального устройства. Порядок образования, изменения и упразднения административно-территориальных единиц, критерии отнесения населенных пунктов к городским и сельским поселениям, а также иные вопросы админи­стративно-территориального устройства области регулируются зако­нодательством субъекта Федерации.

    Порядок образования и упразднения, определение статуса и на­именование закрытых административно-территориальных единиц, а также наименование и переименование населенных пунктов и адми­нистративно-территориальных единиц осуществляются в соответст­вии с законодательством Российской Федерации и субъекта Феде­рации.

    Решения по вопросам административно-территориального уст­ройства, как правило, принимаются законодательным (представитель­ным) органом субъекта Федерации с учетом мнения населения соот­ветствующих органов местного самоуправления.

    Административно-территориальный процесс- это установлен­ный органами государственной власти субъекта Федерации порядок совершения административно-территориальных действий, имеющий несколько стадий: а) возбуждение административно-территориально­го дела; б) подготовка материалов; в) подготовка проекта правового акта по делу; г) рассмотрение и принятие правового акта; д) оформле­ние документов и исполнение реального административно-территори­ального преобразования.

    Применительно к отдельным видам административно-территори­альных преобразований этот процесс регламентируется отдельно.

    Возбуждение дела, т.е. постановка вопроса о необходимости прове­дения административно-территориального преобразования, происхо­дит по инициативе граждан либо соответствующих органов власти. В случае возбуждения дела по инициативе граждан они подают в письменной форме ходатайство (обращение, заявление) в орган мест­ного самоуправления. Соответствующие службы органа местного самоуправления готовят по нему мотивированное заключение. Вы­борный орган местного самоуправления также рассматривает это заключение и выносит правовой акт о принятии к производству хода­тайства граждан об административно-территориальном преобразова­нии. Ходатайство может быть отклонено, если совершение конкретно­го административно-территориального преобразования противоречит закону или нецелесообразно. Отказ в приеме и реализации ходатайст­ва обжалуется в законодательный (представительный) орган субъекта Федерации или в суд.

    Подготовка административно-территориального дела заключается в сборе необходимых для составления проекта правового акта материалов. На стадии подготовки проекта правового акта выявляются мнения граждан, специалистов, соответствующих комиссий. Методом сравни­тельного анализа выбирается вариант, наилучшим образом сочетаю­щий правовые, экономические и организационные интересы людей. Далее проект правового акта рассматривается органами государствен­ной власти или органами местного самоуправления с учетом заключе­ния соответствующих комиссий по рассмотрению административно-территориальных преобразований.

    Заключительная стадия процесса - оформление, выдача документов и исполнение административно-территориального преобразования, характер и перечень которых зависят от вида действий по установлению или преобразованию территориального устройства и регламентируются специальными положениями, инструкциями, а также предписаниями, изложенными в правовом акте.

    Законодательство субъектов Федерации определило следующую компетенцию органов государственной власти по вопросам террито­риального устройства.

    К исключительному ведению законодательного (представитель­ного) органа государственной власти субъекта Федерации отно­сятся:

    Образование и упразднение районов и сельсоветов (сельских окру­гов, волостей);

    Согласование с федеральными органами вопросов образования, уп­разднения закрытых административно-территориальных образо­ваний;

    Образование, объединение, преобразование или упразднение муни­ципальных образований;

    Установление и изменение границ районов;

    Установление и изменение границ территорий муниципальных об­разований;

    Утверждение и изменение черты городских и сельских поселений;

    Согласование с федеральными органами вопросов об установлении и изменении границ закрытых административно-территориальных образований, включении в их состав населенных пунктов в соответст­вии с порядком, установленным законодательством Российской Фе­дерации;

    Включение населенных пунктов в состав городов, поселков город­ского типа (рабочих, курортных поселков);

    Установление и перенесение административных центров районов;

    наименование и переименование районов в городах, регистрация вновь возникших населенных пунктов;

    Рассмотрение предложений о наименовании вновь возникших на­селенных пунктов, районов, сельсоветов и др. с последующим представлением в федеральные органы государственной власти;

    Исключение из учетных данных населенных пунктов;

    Решение других вопросов, отнесенных законодательством Россий­ской Федерации или законодательством ее субъекта к ведению орга­нов государственной власти субъекта.

    Субъект Федерации может предусматривать территории со специ­альным статусом управления.

    Территориями со специальным статусом могут быть: администра­тивные, экологические, санитарные, школьные, транспортные, комму­нальные и иные округа управления; агломерации, пригородные зоны; горные округа; военные и временные администрации; территории дея­тельности специальных органов контроля и надзора; экономические зоны; территории экономико-производственных комплексов; террито­рии объектов закрытого типа и др.

    По всем предлагаемым преобразованиям в области администра­тивно-территориального устройства в обязательном порядке выявля­ется мнение населения, которого оно непосредственно касается, путем сбора подписей под петициями, проведения собраний (сходов), кон­ференций, референдумов.

    Для обеспечения полного и своевременного учета территориаль­ных образований, населенных пунктов и всех административно-тер­риториальных преобразований органы субъектов Федерации ведут кадастр (реестр), содержащий официальные сведения о правовом по­ложении административно-территориальных единиц, населенных пунктов, муниципальных образований и поселений, не имеющих та­кого статуса. Кадастр (реестр) включает также данные учета и реги­страции всех преобразований в административно-территориальном устройстве.

    Органы местного самоуправления также ведут учет населенных пунктов и обо всех изменениях в административно-территориальном Устройстве своевременно информируют законодательный (представи­тельный) орган области.

    Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции осуществляют подготовку и издание словарей и спра­вочников наименований географических объектов, а также карт и ат­ласов Российской Федерации. Органы государственной власти субъ­ектов Федерации могут осуществлять регистрацию, учет, подготовку и издание каталогов, словарей и справочников наименований геогра­фических объектов на языках народов Российской Федерации с учетом интересов населения соответствующих территорий.

    Порядок регистрации и учета наименований географических объ­ектов, издания словарей и справочников наименований географичес­ких объектов, а также выполнения работ по созданию Государствен­ного каталога географических названий и его ведения устанавливает­ся Правительством РФ.

    Законодательные (представительные) органы субъектов Федера­ции рассматривают предложения о присвоении наименований геогра­фическим объектам или о переименовании географических объектов в случаях одобрения указанных предложений информируют населе­ние соответствующих территорий о необходимых затратах на пере­именование географических объектов и выявляют мнение населения об указанных предложениях в порядке, установленном законодатель­ством Российской Федерации.

    Предложения о присвоении наименований географическим объек­там или о их переименовании, обосновывающие указанные предложе­ния документы и расчеты затрат на переименование законодательные (представительные) органы субъектов Федерации направляют на экс­пертизу в специально уполномоченный федеральный орган исполни­тельной власти в области наименований географических объектов.

    Специально уполномоченный федеральный орган исполнитель­ной власти в области наименований географических объектов рас­сматривает предложения о присвоении наименований географичес­ким объектам и о переименовании последних в порядке, установлен­ном Правительством РФ.

    Переименование субъектов Федерации осуществляется ими само­стоятельно.

    Присвоение наименований столицам и административным цент­рам субъектов Федерации или переименование указанных географи­ческих объектов осуществляются федеральными законами по пред­ставлениям субъектов.

    Контрольные вопросы и задания для СРС:

    1. Россия – федерация симметричная или асимметричная?

    2. Каково правовое положение ЗАТО?

    3. Перечислите сложносоставные субъекты РФ?

    4. Каков порядок изменения административно-территориального деления Российской Федерации?

    5. Какие административно-территориальное единицы в составе РФ выделяют?



    Просмотров