Особенности реализации конституции рф. Образовательный портал - все для студента юриста. Конституционно-правовые отношения: понятие, особенности, виды

(духовным учителем) Нанаком ( -).

Приверженцев сикхизма насчитывается более 22 миллионов по всему миру. К 1991 году сикхский пантх (религиозная община) насчитывал около 16,2 млн человек , 14 млн из которых жили в индийских штатах Пенджаб и Харьяна . Это девятая по численности последователей религия в мире .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Сикхизм как религиозное течение возник в начале XVI века в Северо-Западной Индии. Его основателем был гуру Нанак , родившийся в 1469 году в городке Райбхол-ди-Тальванди (ныне Нанкана-Сахиб , округ Лахор , Пакистанский Пенджаб).

    Гуру Нанак много путешествовал, и хотя точное количество путешествий является спорным, общепризнанными являются

    После примерно четверти века путешествий, во время которых он проповедовал свою идеологию , гуру Нанак основал «обитель веры» в Картапуре в Пенджабе , где и сформировалась сикхская община . Чётко организованная религиозная община сикхов со временем превратилась в самостоятельную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами и вождями.

    Морально-этические нормы сикхизма

    Сикхи проповедуют любовь и братские отношения ко всем людям на Земле независимо от происхождения.

    Правоверным сикхам предписано быть хорошими людьми, искать и проявлять в себе данное Богом - веру и любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других. Никто не принуждает ни к совершению добрых дел ради каких-то выгод в этой или следующей жизни (никто не учитывает специально «добрые дела»), ни к пожертвованиям, ни к сложным ритуалам, ни к накоплению знаний, ни к целомудрию, ни к покаянию. Искренние и добрые деяния возникают сами по себе как естественное существование, даруемое Богом, которого можно открыть внутри себя. Человек свободен в своей воле. Бог создал Природу с её законами - можно сознательно следовать или не следовать им. Как рыба, которая может плыть по течению, а может плыть и против течения. Иногда даже рыбе требуется преодолевать огромные расстояния против течения, чтобы отложить икру в верховьях рек. Но рыба не может выйти из реки. Так же и люди не могут выйти за пределы воли Божьей, обладая своей собственной волей. Течение показывает природные законы, созданные Богом, а взаимодействие с ними - это уже дело собственной воли человека. Злодеяния, скупость, ненависть, жадность - это противоестественно и невыгодно, действуя так, человек встречает сопротивление Природы. Любовь следует проявлять в любом повседневном деянии, включая самые простые и обыденные вещи - и в этом выражается природа Бога. Сикх всегда должен жить в оптимизме, радости и надежде.

    Сикхи считают, что необходимо уважать свою свободу, и также свободу и волю других людей. Страшный грех - манипулирование другими людьми, их принуждение и насилие - это отвратительное проявление эгоизма .

    Развивая внутри себя веру и любовь, человек даёт выход своим естественным стремлениям. Никакие священные писания и формальные знания не помогут в трудную минуту, когда решение надо принимать мгновенно, по внутреннему импульсу.

    В своих молитвах сикхи просят себе участи, подобной собаке - но не бездомной собаке, а собаке, у которой есть хозяин, который заботится о ней, и которому следует служить.

    Сикхи почитают всех людей как своих братьев. Сикхи не признают кастовой системы, «уровней сознания» и «уровней спасения». В каждом человеке, по их мнению, есть Бог и есть возможности духовного роста и развития.

    Сикхи называют пять пороков: похоть, гнев, жадность, подчинение чужой воле, эгоизм, и пять достоинств: честность, сострадание, умеренность, смирение, любовь.

    Сикхизм о душе и реинкарнациях

    Человек не начинает свою жизнь с пустого места - он уже существовал до своего рождения. Его прошлое существование, семья, в которой он родился, и его народ определяют его индивидуальность. Но помимо всего ему дается ещё собственная воля, и он сам несёт ответственность за свои деяния. Он может своей волей полностью изменить свой характер и нейтрализовать всё своё прошлое. Бог дает нам всем силы и энергию, но не освобождает нас от ответственности.

    Сознавание своего «Я» - это самый низкий уровень сознания, присущий также животным. Расширяя своё сознание, люди воспринимают других как часть самого себя. Люди поднимаются от своего «Я» до уровня своей семьи, потом до уровня общества, потом - до уровня Природы, и дальше - до уровня Бога. Сикхи - не аскеты и не гедонисты, они выбирают серединный путь.

    Учителя сикхов

    С точки воззрения сикхов, истинный гуру, который знает Бога со всех сторон и знает, что когда и как надо делать - это недостижимая абстракция, только Бог знает себя самого. Но в каждом сикхе живёт свой гуру, и от этого каждый сикх чувствует необыкновенный прилив энергии.

    Сикхское учение и священное писание сформулировал гуру Нанак (род. ) и последующие девять сикхских Учителей. Гуру Гобинд Сингх стал последним гуру в человеческой форме. Перед смертью, Гуру Гобинд Сингх объявил, что Гуру Грантх Сахиб будет окончательным и вечным гуру сикхов. Священное Писание было написано первыми пятью Учителями. Писание пользуется наивысшим духовным авторитетом и определяет пути и законы всего Учения. Сикхский катехизис Khalsa Panth дополняет Священное Писание.

    Ритуалы

    Появление сикхского государства стало возможным благодаря упадку Империи Великих Моголов , который обозначился к началу XVIII века . Сикхи Пенджаба начали серию атак против власти Моголов, которые, в конце концов, завершились успехом. Территориально Сикхская империя в период наибольшего своего расширения включала в свой состав:

    • Провинцию Пенджаб , современный Пакистан
    • Штат Пенджаб , современная Индия
    • Союзную территорию Чандигарха , Индия
    • Штат Харьяна , Индия
    • Штат Химачал-Прадеш , Индия
    • Бывшее «туземное государство» Джамму , Индия
    • Северо-западную пограничную провинцию, Пакистан
    • Зону племён, Пакистан
    • Исламабадскую столичную территорию, Пакистан
    • Части северо-восточного Афганистана

    После аннексии Великобританией Сикхской империи она была разделена на несколько частей, частично - «туземных государств», частично - территорий под прямым управлением Британской Короны. Резиденцией губернатора был избран Лахор .

    Центральная власть Сикхской империи была сосредоточена в происходившем раз в два года собрании хальсы (сикхской общины) - Сарбат Хальса. Сарбат Хальса контролировала сердаров (военачальников), определяла основы военной политики, избирала лидера сикхов. Структура регионов (мисалей) соответствовала военным группировкам; главы регионов ежегодно собирались в Амритсаре или Лахоре.

    С 1762 года военная мощь Сикхского государства резко усиливается, и, как следствие, происходит значительный рост его территории. С приходом к власти Ранджита Сингха и его коронацией в , конфедерация преобразовывается в империю, доходившую от Кабула и Кандагара до границ Тибета , с населением, на 80 % состоявшим из мусульман, 10 % индуистов и 10 % сикхов. Сердцем государства оставался Пенджаб.

    После смерти Ранджита Сингха в 1839 году государство погрузилось в раздоры между сердарами, которые к тому времени де-факто превратились в крупных феодалов. Ослабление сикхов позволило британцам уничтожить их государство в 1849 году в результате двух англо-сикхских войн.

    Политическая структура сикхизма прошла три основных этапа. Для ранних сикхов характерна фактически неограниченная власть гуру (духовных лидеров). Раннему сикхизму вскоре пришлось столкнуться с мусульманским завоеванием Индии (1556-1707), следствием которого становится нарастающая милитаризация сикхов. Начиная с десятого гуру, Гобинда Сингха , власть была передана непосредственно сикхской общине, хальсе. Для позднего же Сикхского государства характерно перемещение центра силы от хальсы к сердарам (военачальникам , и, де-факто, крупным феодалам), враждовавшим между собой.

    С разделом бывшей Британской Индии в на Индию и Пакистан вспыхивают конфликты между мусульманами и сикхами, повлёкшие за собой взаимные массовые изгнания сикхов из Западного Пенджаба, и мусульман из Восточного. Противоречия между сикхами и индуистами нарастают с 1970 годов ; сикхи обвиняют индуистское большинство в дискриминации, а Индиру Ганди - в диктатуре. В Пенджабе появляются сепаратисты, требующие создания независимого сикхского государства Халистан . Решение

    Реализация Конституции – это деятельность субъектов КПО, направленная на осуществление КПН.

    Формы реализации конституции:

    1. Использование - это осуществление возможностей, гарантированных Конституцией.

    «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами» (ч.2 ст.35);

    2. Исполнение - это выполнение возложенных Конституцией обязанностей.

    «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» (ч.1 ст.59).

    3. Соблюдение - это несовершение запрещенных Конституцией действий.

    «На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств» (ч.1 ст.74).

    4. Применение - это деятельность компетентных органов по вынесению на основе КПН и соответствующих фактических обстоятельств индивидуально-конкретных предписаний («посредничество властных органов», акты применения).

    «Президент РФ: а) решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища» (п. «а» ст. 89).

    Толкование Конституции – это официальное разъяснение Конституционным Судом РФ смысла и содержания норм Основного закона.

    Толкованием Конституции преодолевается неопределенность в понимании её положений.

    Причины необходимости толкования:

    Ø Сложность юридического языка

    Ø Наличие специальных терминов

    Ø Особенности формулирования норм: четкость, лаконичность (краткость), схематичность.

    Ø Наличие специальной юридической техники.

    Условно (по нормативности толкования) можно выделить две группы субъектов толкования :

    1) Конституционный Суд . Данный судебный орган уполномочен Конституцией (ч.5 ст.125) на осуществление толкования ее положений по запросу Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ. Однако фактически Конституционный Суд осуществляет толкование положений Конституции и в рамках исполнения иных полномочий (разрешение дел о соответствии Конституции различных нормативно-правовых актов, разрешение споров о компетенции между органами государственной власти, проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле). Следовательно, не будет существенным преувеличением утверждение, что вся деятельность Конституционного Суда РФ в той или иной степени состоит в толковании Конституции;2) Иные субъекты толкования (ученые, дающие доктринальное толкование, например, в комментариях к Конституции РФ, монографиях, статьях, иные суды, толкующие и по итогам такого толкования применяющие Конституцию РФ при разрешении конкретного дела и т.д.). В процессе толкования Конституции можно выделить следующие стадии: 1) Направление запроса о толковании в Конституционный Суд . Запрос в Суд оформляется, как правило, актом соответствующего субъекта, например постановлением Государственной Думы. Он должен исходить от уполномоченного на то субъекта и содержать указание на неопределенность в понимании положений Конституции. На неопределенность указывается в обращении, направляемом в Конституционный Суд в письменной форме и подписываемом управомоченными лицами, в котором должны быть указаны положения Конституции, подлежащие толкованию, позиция заявителя по поставленному им вопросу, а также требование, обращенное к Конституционному Суду. К запросу прилагается текст положения Конституции, подлежащего толкованию. Запрос о толковании Конституции предварительно рассматривается Секретариатом Конституционного Суда, который в некоторых случаях может уведомить заявителя о несоответствии его обращения требованиям Закона. Но заявитель, во всяком случае, вправе потребовать принятия решения по этому вопросу непосредственно Конституционным Судом;2) Предварительное изучение обращения судьями. Эта стадия прямо предусмотрена статьей 41 Закона в качестве обязательной, из чего следует, что без нее не может быть всей последующей деятельности Конституционного Суда по запросу о толковании. Изучение обращения судьями (судьей) может подтвердить или опровергнуть оценку обращения, предварительно данную Секретариатом Конституционного Суда, и при принятии его к рассмотрению формирует правовые позиции других судей, участвующих в разрешении дела. Заключение судей (судьи) по результатам предварительного изучения обращения докладывается в пленарном заседании Конституционного Суда, который принимает решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению не позднее месяца со дня завершения предварительного изучения обращения отдельными судьями. Конституционный Суд в случаях, установленных статьей 43 Закона, может отказать в принятии запроса к рассмотрению;3) Подготовка дела к слушанию . Для этого Конституционный Суд назначает одного или нескольких судей-докладчиков. Судья-докладчик истребует документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. На этой же стадии определяется круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание. Стадия завершается объявлением о дате заседания Конституционного Суда;4) Рассмотрение запроса о толковании по существу . Дела по запросам о толковании рассматриваются исключительно в пленарных заседаниях Конституционного Суда, то есть в полном его составе. Заседание Конституционного Суда проводится открыто;5) Совещание судей и принятие итогового решения . В ходе совещания судьи вправе свободно излагать свою позицию и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены. Итоговое решение Конституционного Суда о толковании подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании. Судья не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования. Постановление Конституционного Суда о толковании провозглашается в полном объеме в открытом заседании. Судья, не согласный с толкованием, данным Конституционным Судом, вправе письменно изложить свое особое мнение, которое подлежит опубликованию вместе с постановлением Конституционного Суда;6) Опубликование решения (в частности, в «Вестнике Конституционного Суда РФ);7) Разъяснение принятого решения . Данная стадия не является обязательной. Решение Конституционного Суда может быть разъяснено только им самим по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд. Конституционный Суд принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, то есть он не вправе давать толкование положениям, о которых заявитель не просит. В то же время Конституционный Суд вынужден учитывать иные конституционные и законодательные нормы, так как без уяснения места подлежащих толкованию положений Конституции в системе правовых актов решение может быть недостаточно обоснованным. Постановление Конституционного Суда является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Постановление о толковании не может быть отменено никакими органами, в том числе самим Конституционным Судом. 9. Порядок внесения поправок в главы 3 - 8 Конституции РФ по ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ". Анализ решения КС РФ по делу о толковании ст. 136 Конституции РФ в части определения наименования и правовой формы документа, опосредующего порядок внесения конституционных поправок (Пост-е от 31.10.95г). Общий (парламентский) порядок внесения поправок – распространяется только на главы 3-8 Конституции РФ. Согласно ФЗ " О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ" от 04.03.98 г. под поправкой к Конституции РФ понимается любое изменение текста глав 3-8 КРФ, а именно: исключение, дополнение или новая редакция какого-либо из положений данных глав КРФ.

    Предложения о поправках Конституции могут вносить:

    ü Президент РФ

    ü Правительство РФ

    ü Государственная Дума

    ü Группа депутатов ГД не менее 1/5 (90 депутатов)

    ü Совет Федерации

    ü Группа членов СФ не менее 1/5

    ü Законодательные (представительные) органы субъектов РФ.

    Общий (парламентский) порядок внесения поправок в Конституцию РФ:


    Анализ решения КС РФ по делу о толковании ст.136 КРФ (Постановление КС РФ от 31.10.1995): Поводом к рассмотрению дела, явился запрос Государственной Думы Федерального Собрания о толковании статьи 136 Конституции РФ. Основанием к рассмотрению дела, согласно части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ", явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании статьи 136 Конституции РФ, в связи с чем Государственная Дума ходатайствует о толковании этой конституционной нормы относительно наименования и правовой формы документа, содержащего поправку к Конституции РФ.

    КС РФ обращается к КРФ:

    · Есть ФКЗ и ФЗ.

    · Затем он изучает, какой акт выбрать, чтобы его возможности позволили внести поправку

    · ФКЗ принимаются по вопросам, предусмотренным КРФ, он не может внести любую поправку; его функция – служба Конституции, стать частью Конституции он не может.

    · ФЗ тоже не может быть формой принятия конституционной поправки: для внесения поправок требуется более сложная процедура; Президент может его отклонить, а по ст.136 КРФ это недопустимо.

    · Результат: нужен новый вид акта – Закон РФ о поправке к Конституции РФ.

    · Таким образом, Кроме ФЗ и ФКЗ появился ЗОП.

    Порядок пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ. Порядок внесения изменений в ст. 65 Конституции РФ. Анализ решения КС РФ по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ в части определения порядка внесения в ст. 65 Конституцию нового наименования субъекта РФ (Пост-е от 28 11.95г.).

    Внепарламентский способ внесения поправок - распространяется только на главы 1,2,9 Конституции РФ.

    Эти главы играют важную роль для демократического государства, поэтому принятие поправок требует особого порядка. Но ФКЗ «О конституционном Собрании» пока не принят, хотя и предусмотрен Конституцией.

    Внепарламентский способ внесения поправок в главы 1, 2, 9 Конституции РФ:


    2 варианта

    Реализация - это процесс воплощения правовых предписаний Конституции в реальную действительность.

    Формы реализации Конституции РФ - это способы действия субъектов реализации права, в рамках установленных конституционно-правовыми нормами.

    Реализация Конституции имеет несколько уровней:

    • 1. Уровень реализации нормы:
      • · использование права - реализация, субъектами конституционного права (органами гос. власти, гражданами, партиями, общественными объединениями граждан, органами МСУ) тех прав, которые предоставлены им Конституцией. Например, реализация гражданами права на объединение, проведение демонстраций, митингов, шествий);
      • · исполнение обязанностей - реализация, обязанности должностных лиц выполнять предписанные Конституцией требования. Например, ФЗ, одобренный Советом Федерации, в течение 5 дней должен быть направлен на подписание Президенту;
      • · применение полномочий;
      • · соблюдение запретов.
    • 2. Уровень реализации институтов:
      • · идеализация;
      • · прямое действие;
      • · правотворчество.
    • 3. Уровень реализации подотрасли (избирательноезак-во)
    • 4. Уровень достижения цели Конституции.(Конституция 1918 года - реализована полностью)

    Вопрос № 11 Конституционно-правовая ответственность в РФ: понятие и формы

    Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности - это применение к лицу (органу, государству), виновному в нарушении предписаний конституционно-правовых норм, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией юридической нормы и выражающихся в отрицательных для него последствиях личного, организационного или имущественного характера. При изучении вопросов ответственности затрагиваются вопросы ее оснований, субъектов, мер и порядка привлечения к ответственности.

    Конституционно-правовая ответственность имеет два основания:нормативное и фактическое. Нормативное основание - это норма конституционного права, предусматривающая ответственность. Фактическое основание -это, во-первых, правонарушение, характеризующееся набором признаков, образующих состав правонарушения, и, во-вторых, правоприменительный акт- применение к правонарушителю мер государственного принуждения.

    Основанием КПО является конституционное правонарушение - виновное деяние, противоречащее требованиям КПН и влекущее специальную КПО. За нарушение норм КП наступает не только КПО, но и иная - угол.иадм-я отв-ть: за нарушение конст-х обязанностей ее несут граждане. Пэ КПО отличается от иных видов отв-ти именно спецификой своих мер (форм).

    Существуют:

    • 1) ответственность президента (совершение гос.измены или иного тяжкого преступления влечет импичмент и отрешение Президента РФ от должности);
    • 2) ответственность правительсва (роспуск);
    • 3) ответственность депутата (осталось в субъекте Федерации - право отзыва депутата);
    • 4) ответственность в форме отмены решения о приеме в гражданство (при приобретении гражданства РФ на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов);
    • 5) ответственность в форме лишения почетных званий, наград;
    • 6) ответственность в форме ликвидации (при осуществлении деятельности общественными объединениями в целях, запрещенных законом или виновное нарушение ими прав и свобод человека).

    Субъекты КПО: 1) гос-вовцелом как субъект, возмещающий вред, причиненный гражданам незаконными действиями органов гос-й власти или их должностных лиц (ст. 53 К. РФ); это относится так же к субъектам РФ;2)гос-е органы, органы МСУ и долж-е лица, втом числе выборные (През. РФ, главы суб. Федерации, депутаты законодат-х органов, Генеральный прокурор. Уполномоченный по правам человека и др.);3) общ-е и религиозные объединения;4) граждане.

    КП предусматривает несколько способов привлечения к конституционно - правовой ответственности: как общих для всех видов ответственности, так и специфических для конституционно-правовой ответственности:

    • 1)судебныйпорядок. В этом порядке государством возмещается вред, причиненный его органами и должностными лицами, расформировываются избирательные комиссии, ликвидируются общественные и религиозные объединения, приостанавливается их деятельность;
    • 2)принятие решения (постановления) компетентным гос.органом (не судебным). В таком порядке принимается решение об отмене решения о принятии в российское гражданство, освобождаются от должности должностные лица органов гос. власти и МСУ. Усложненный порядок предусмотрен для отрешения от должности Президента РФ. Решение об этом принимается Советом Федерации, но принятию такого решения должно предшествовать выдвижение обвинения Гос.Думой, а также предоставление заключений Верховным Судом и Конституционным Судом РФ;
    • 3) привлечение к ответственности путем использования форм непосредственной демократии. Отзыв депутата или иного выборного должностного лица как форма непосредственной демократии используется в качестве процессуального порядка реализации ответственности за нарушение ими Конституции РФ и законов, утрату доверия населения.

    Арендный блок

    Реализацию Конституции можно определить как:

    1) в широком смысле – все формы действия Конституции, включая конкретизацию норм, положений Конституции в текущем законодательстве, ее толкование судами, воздействие конституционных норм на сознание ее адресатов и др. В этом значении понятие "Р.К." тождественно понятию "действие Конституции";

    2) в узком смысле – правомерные действия граждан и иных субъектов конституционного права по осуществлению требований Конституции.

    В этом значении нормы, положения Конституции могут быть реализованы в следующих формах:

    а) как использование, т. е. реализация, субъектами конституционного права (органами государственной власти, гражданами, партиями, общественными объединениями граждан, органами местного самоуправления) тех прав, которые предоставлены им Конституцией. Например, реализация гражданами права на объединение, проведение демонстраций, митингов, шествий;

    б) как исполнение, т.е. реализация, обязанности должностных лиц выполнять предписанные Конституцией требования. Например, федеральный закон, одобренный Советом Федерации, в течение 5 дней должен быть направлен на подписание Президенту;

    в) как воздержание субъектов конституционного права от действий, запрещенных Конституцией. Например, Президенту РФ запрещается распускать Государственную Думу в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения.

    Прежде всего, следует рассмотреть, какими свойствами обладает Конституция РФ.

    Конституция РФ представляет собой нормативно-правовой акт. И, как и всякий подобный акт, она обладает его характеристиками. Это, прежде всего содержащиеся в ней нормы права, которые носят общеобязательный характер. Как и любой иной нормативно-правовой акт, конституция характеризуется неконкретностью адресата. Ее нормы действуют независимо от их исполнения. Причем их действие обеспечивается принудительной силой государства.

    Конституция базируется на государственной воле общества. Именно указанной воле она обязана своим возникновением и существованием. Об этом свидетельствуют результаты всенародного голосования по ее проекту, состоявшегося 12 декабря 1993 г. Поэтому Конституцию РФ можно рассматривать как правовую форму выражения и закрепления общеобязательной воли многонационального народа Российской Федерации.Конституция РФ 1993 г. обладает юридическим верховенством. Это означает, что ей присуща высшая юридическая сила по отношению ко всем иным нормативно-правовым актам, включая и законы. Все они должны соответствовать Конституции РФ. Никакой акт не должен изменять или отменять положения конституции, за исключением актов, принятых в порядке, предусмотренном самой Конституцией РФ.

    Верховенство Конституции РФ закрепляется в ст. 4 Основного закона РФ.

    Конституция является базой текущего законодательства, служит источником его норм. Текущее законодательство конкретизирует основополагающие положения Конституции РФ в соответствующей сфере правовой жизни общества. Оно детализирует конституционные нормы в рамках их специфического содержания.Действие конституции РФ на всей территории России. Наличие такого положения в конституции РФ связанно с федеративным характером нашего государства и означает, что ни одна часть территории России не может быть изъята из-под действия Конституции РФ и ни один акт, в том числе принятый в субъекте Федерации, не может противоречить Конституции РФ.

    Особая правовая охрана Конституции РФ. В литературе различается охрана и защита Конституции. Под охраной Конституции РФ понимается комплекс мер по устранению препятствий в реализации Конституции РФ и предотвращению конституционных нарушений. Защита Конституции РФ заключается в устранении конкретных нарушений конституционных норм. Т.е. охрана Конституции РФ направлена на предупреждение конституционных правонарушений, а защита Конституции начинается лишь при совершении конституционного правонарушения. В охране Конституции РФ задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах. Например, Президент РФ, являющийся гарантом Конституции РФ и обязанный соблюдать и защищать ее, вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Кроме того, охрана Конституции РФ осуществляется в порядке конституционно контроля, осуществляемого Конституционным Судом РФ, и в порядке конституционного надзора, осуществляемого целым рядом органов, например прокуратурой РФ.

    Конституцию РФ характеризует также особый порядок принятия и изменения. Впервые в истории Российской Федерации Конституция была принята в результате всенародного голосования, порядок принятия которой определялся Указом Президента РФ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» от 15 октября 1993 г. Особый порядок изменения российской Конституции закреплен в ней же. Конституция РФ достаточно сильно защищена от произвольного изменения какой-либо властью. Столь строгий порядок внесения изменений в Конституцию РФ имеет своей целью обеспечение стабильности, а вместе с ней и всей правовой системы Российской Федерации.

    Структура Конституции РФ

    Структура Конституции РФ 1993 г. состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав, 136 статей.Преамбула – важная часть конституции, содержащая цели ее принятия, задачи принципы, заложенные в нее. Преамбула не обладает юридической силой, однако имеет большое политическое и идеологическое значение.В первой главе Конституции закрепляются основы конституционного строя: народовластие, суверенитет, признание прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, права национальных меньшинств и т.п.В ряде конституций зарубежных государств на первое место вынесена глава о правах и свободах человека и гражданина (на пример, конституция Германии). Место этой главы свидетельствует о том значении, которое придается проблеме прав и свобод людей в данной стране.

    В Конституции России глава «Права и свободы человека и гражданина» занимает второе место. Считается, что такой порядок расположения глав является более логичным, поскольку первая глава определяет общие основы устройства российского общества и государства, от которых зависит реальное положение личности в данном обществе.

    Процесс воплощения Конституции уникален вследствие ее неповторимости, придающей специфические черты и механизму ее действия.

    Реализация Конституции – процесс воплощения конституционных норм во всех сферах жизни общества, при этом участниками этого процесса выступают практически все социальные субъекты. Достижение содержащихся в ней целей рассчитано на длительный исторический период, требует консолидации (объединения) общественных сил.

    Реализация (от позднелат. realis – вещественный, действительный) – осуществление какого-либо плана, проекта, программы, намерения.

    Реализация права – процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов права.

    Рассмотрим формы реализации конституции.

    Соблюдение (им реализуются запрещающие нормы) – пассивное воздержание от действий, запрещенных юридическими нормами. Соблюдение предполагает правомерное поведение субъектов права. И только при этом условии оно выступает в качестве формы реализации конституционных предписаний.Исполнение (через него реализуются обязывающие нормы). По характеру оно противоположно соблюдению – это активное действие, направленное на претворение в жизнь обязывающих предписаний юридических норм. Исполнение заключается в обязательном совершении предусмотренных конституционными нормами действий, в выполнении государственно-властных императивных требований независимо от личного отношения к ним субъектов права.

    Использование (через него реализуются уполномочивающие нормы) представляет собой такую форму реализации, когда соответствующие субъекты совершают дозволенные Конституцией действия и осуществляют предоставленные им права. Выступает как особый способ осуществления субъективных прав и отражает функциональную специфику правоприменителя. В этой форме реализуются преимущественно управомочивающие конституционные нормы.

    Применение права – властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.

    Реализация Конституции РФ непосредственно связана с характером и особенностями юридической природы ее предписаний, оценкой их нормативности. Отдельные из них, по мнению ряда авторов, несмотря на большое значение, не могут быть признаны нормами права. Это прежде всего положении Конституции, закрепляющие принципы права, определяющие основные правовые понятия, временные, пространственные и субъективные пределы действия юридических норм, содержащие указания на цели и т.д. Утверждается также, что некоторые конституционные положения по существу являются правоположениями, «которые лишь через посредство других правовых норм и лишь в сочетании с ними определяют поведение участников общественных отношений...» Иными словами это квазинормы, так как они лишены самостоятельного регулятивного характера.

    Обязательность и властность характеризуют волю народа, выраженную на референдуме и закрепленную в Конституции РФ, в качестве государственной воли. Это один из важнейших признаков Конституции как закона. В Конституции, как и в праве в целом, мера поведения в силу социальной обоснованности и социальной необходимости, а также возможности государственного принуждения становится обязательной для соответствующих лиц и организаций. При этом нормативность права, следовательно, и Конституции проявляется в единстве таких свойств правил поведения, как обобщенность и обязательность.Нормативность Конституции связана также с тем, что она способствует созданию единой, непрерывно действующей, общеобязательной системы типовых масштабов поведения, обеспечивающей целенаправленное и гармоничное функционирование всего социального организма. Признание нормативности Конституции – необходимое условии установления и поддержания режима законности.

    В нормативности состоит одно из главных проявлений социальной ценности Конституции. Реализация конституционных ном – это своеобразный перевод ее нормативности в упорядоченность общественных отношений. Отрицание нормативности объективно ведет к недооценке Конституции, умалению ее регулятивных возможностей, снижает эффективность воздействия на общественные отношения.Конституционные нормы отражают цели правового закрепления сложившихся в общественной практике устойчивых типов поведения и, в частности, направлены на стабилизацию и дальнейшее упрочение фактических форм поведения, на борьбу с отклонениями от них, информирование населения об оптимальных моделях поведения, развитие системы взаимосвязанных норм и институтов права. Конституционные нормы, наряду с конкретными правилами поведения, предусматривают требования к целям, формам и способам действий, создают институциональные формы ориентированного общественного поведения, определенную мотивацию поведения, модели различных вариантов связей граждан, коллективов. Конституционные нормы выступают как средство контроля со стороны общества за их поведением. Они обладают значительным управленческим потенциалом, который, к сожалению, еще в полной мере не востребован.

    Согласно ст. 15 она имеет прямое действие. Дискуссия о том, в чем выражается прямое действие конституции, каков механизм реализации конституции, ведется давно, литература на этот счет обширна.По моему мнению, можно говорить о нескольких аспектах прямого действия Конституции РФ.

    Во-первых, своими нормами она закрепляет тот строй общественных отношений, который существует или должен существовать в нашей стране. Положения Конституции являются в этом плане базовыми категориями для общества, государства, статуса личности. Не будет преувеличением сказать, что если на этапе появления Конституции к ней предъявляется требование соответствовать зародившимся или зарождающимся общественным отношениям, то в дальнейшем к этим общественным отношениям предъявляется требование соответствовать Конституции. На каком-то этапе могут возникнуть идеи новых общественных отношений. Но пока нет новой Конституции, всегда существует проблема соответствия складывающихся общественных отношений действующей Конституции. Т.е., как видим, здесь правило прямого действия состоит не в обращении к каждой отдельной норме Конституции, а в оценке ее общего влияния на политическую, экономическую и социальную структуры жизни в обществе и государстве.Во-вторых, Конституции РФ отнюдь не должно быть чуждо правило прямого действия отдельных ее конкретных положений как основы не вообще строя, системы, а определенных видов общественных отношений. Иначе говоря, от глобальности прямого действия Конституции надо перебросить мост к ее способности формально-правового регулирования общественных отношений. Таким образом, в конституционном регулировании могут быть заложены начала общего и особенного. В этом отношении восприятие Конституции как нормативного правового акта (закона) должно стать естественной частью нашего юридического бытия. Если Конституция говорит о том, что Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, спрашивается, что еще требуется? Это и есть прямое регулирование, причем никем не оспариваемое и применяемое практикой.

    В-третьих, прямое действие Конституции связано с такой категорией как дух, смысл Конституции. В определенном отношении эта категория опасна, поскольку упирается в трактовку Конституции. И как бы не получилось по выражению: сколько людей, столько и мнений. Но в том-то и дело, что дух и смысл Конституции либо заложены в самих ее идеях, либо выводятся из этих идей и содержания Конституции трактовкой тех органов, которые или развивают нормы Конституции в соответствующих актах, или непосредственно дают толкование Конституции.

    У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

    Эта тема принадлежит разделу:

    Конституционное право. Ответы

    Подготовка к экзамену по конституционному праву Российской Федерации РФ. Конституционное право КП. Конституция КРФ. Экономическая система, власть, управление РФ.

    К данному материалу относятся разделы:

    Понятие Конституционного Права как отрасли права

    Соотношение терминов «конституционное» и «государственное» право

    КП – основная, главная отрасль системы национального права

    Соотношение конституционного (КП) и международного публичного права

    Особенности и классификация конституционно-правовых норм

    Субъекты конституционно-правовых отношений

    Конституционное право (КП) как наука и как учебная дисциплина (общая и особенная часть)

    Понятие, сущность, структура и классификация конституций

    Основные черты и функции конституций

    Порядок и способы принятия конституций и внесения в них изменений

    Понятие основ конституционного (общественного) строя

    Содержание экономических основ общественного строя

    Политическая система и ее конституционно-правовое закрепление

    Место и роль государства в политической системе

    Правовая охрана конституции

    Демократическое, правовое, социальное, светское государство в зарубежных странах

    Виды конституционного контроля

    Понятие и принципы правового положения человека и гражданина в зарубежных странах

    Автономия в зарубежных странах

    Понятие и содержание личных прав и свобод человека

    Понятие и содержание социально-экономических прав и свобод граждан

    Понятие и содержание политических прав и свобод граждан

    Понятие и принципы гражданства (подданства) в зарубежных странах

    Приобретение гражданства в результате приема (натурализации), выбор гражданства (оптация)

    Способы разграничения компетенции между федерацией и субъектами федерации

    Прекращение гражданства

    Правовое положение бипатридов и апатридов

    Формы государственного устройства (понятия и виды)

    Признаки унитарного государства

    Признаки федеративного государства

    Понятие и признаки государственного суверенитета

    Форма правления (понятие и виды)

    Понятие и виды монархий

    Правовое положение монарха в системе органов государственной власти

    Политический (государственный) режим

    Республика и ее разновидности

    Глава государства

    Парламент в (порядок формирования, состав, полномочия, парламентские процедуры)

    Парламентаризм: понятие, история, основные черты

    Законодательный процесс и его стадии

    Правовой статус депутата (императивный и свободный мандат, иммунитет и индемнитет)

    Правительство: место и роль в системе органов государственной власти, порядок формирования, полномочия и аппарат

    Избирательное право: понятие и принципы

    Стадии избирательного процесса

    Избирательные системы (мажоритарная и пропорциональная)

    Референдум: понятие, виды, порядок проведения

    Местное самоуправление: понятие, модели

    Теория конституционно-правовой ответственности

    Субъекты конституционно-правовой ответственности: понятие, виды, особенности

    Понятие и предмет конституционного права России как отрасли права

    Конституционно-правовые отношения: понятие, особенности, виды

    Субъекты конституционно-правовых отношений: понятие, виды, особенности

    Место и роль конституционного права в системе права России

    Понятие Конституции РФ

    Особенности механизма создания Конституции РФ 1993 года

    Характерные черты Конституции РФ

    Особенности механизма реализации Конституции РФ

    Особенности организационно-правовой охраны Конституции РФ

    Конституционный Суд РФ: порядок образования, полномочия. Особенности конституционного контроля в России

    Особенности рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ. Акты Конституционного Суда

    Основы конституционного строя РФ: понятие, содержание, особенности

    Гуманистические основы конституционного строя России как его особенность

    Конституционные основы экономической системы РФ

    Народовластие в РФ: понятие, содержание, формы



Просмотров