Гражданское законодательство и ненормативные (частные) регуляторы гражданских отношений. Гражданское законодательство и ненормативные регуляторы гражданских отношений

Система индивидуально-правовых актов, направленная на упорядочивание индивидуально-трудовых отношений и общественных отношений, непосредственно с ними связанных. Термин индивидуально-правового регулирования означает, что одной из сторон этого регулирования. Одной из сторон не всегда выступает работник. На индивидуально-правовое регулирование уполномочены только те субъекты, которые указаны в нормативно правовых актах, в них же определяется компетенция этих субъектов, их обязанности, и индивидуально-правовые акты, завершающие их деятельность.

Элементы:

1) индивидуальные договоры и соглашения – это соглашения, заключаемые между работником и работодателем в лице его представителя по вопросам, прямо закрепленным в ТК. Как правило, они заключаются самостоятельно, а иногда под контролем и с учетом мнения профсоюза (Ст99 и ст113)

Типичными примерами индивидуальных договоров в ТП является трудовой договор, договор о полной материальной ответственности, ученический договор, договор о повышении квалификации и профессиональной переподготовке и т.п. ИТО рассчитаны на более короткий период времени и касаются они конкретного субъективного ТП. (соглашения о временном переводе на другую работу; соглашение о неполном рабочем дне (ст93);соглашение об отпуске без сохранении З/п; соглашение об возмещении работником материального ущерба с рассрочкой платежа (ст248 ТК)) однако необходимо, чтобы возможность заключения была прямо предусмотрена в законе, иначе такое соглашение будет считаться недействительным.

Регулирования с помощью Индивидуальных соглашений получило в литературе название «индивидуально-договорное регулирование».

2) правоприменительные акты – правоприменение представляет собой одну из форм реализации права наряду с соблюдением, исполнением и использованием. Особенность правоприменения заключается в том, что правоприменительной деятельностью могут заниматься лишь право уполномоченные на то субъекты, эта деятельность носит властный характер, она направлена на соблюдение субъективных трудовых прав и обязанностей.

Правоприменительной деятельностью занимаются следующие субъекты: работодатель и его представители, профсоюзные органы, постановление совета трудового коллектива, решение квалификационной и аттестационной комиссии. Правоприменительные акты может быть классифицированы:

А)правоприменительные акты правоустанавливающего характера, эти акты является основанием возникновения субъективных трудовых прав и обязанностей работника. В отличие от индивидуально-договорных актов права и обязанности, правоприменительные акты работодателя создаются без согласия работника. (приказ о наложении дисциплинарного взыскания (ст.ст 190-191 ТК); приказ о временном переводе работника сроком до одного месяца на необусловленную трудовым договором работу, в случае возникновения чрезвычайного случая 722)

Б) Правоприменительные акты право оформляющего акта, на основании других актов появляются субъективное ТП работника (приказ об оформлении приема на работу, который в данном случае лишь оформил возникшее на основании трудового договора трудовые отношения, с таким приказом работодатель обязан ознакомить работника под роспись в 3х-дневный срок, со дня фактического начала работы (68 ТК РФ)).

В правоустанавливающих актах велико усмотрение работодателя, а в правооформляющего усмотрение работодателя почти нет, он обязан принимать такие акты, иначе будет привлечен к административной ответственности.

3) правоохранительные акты – эти акты призваны защищать и восстанавливать нарушенное субъективное право, к ним относится решение суда по конкретному трудовому спору, решение комиссии по трудовым спорам, предписания ФИС (федеральный инспектор труда) об устранении выявленных нарушений, распоряжений прокурора. Эти акты является правоприменительными, однако они самостоятельных прав и обязанностей не создают, они лишь защищают и восстанавливают права, созданные и закрепленные другими правовыми актами.

4) акты саморегулирования работником своих ТП – призваны в случаях прямо предусмотренных ТК, создавать для работника индивидуальные права для работника без согласия работодателя. Акты саморегулирования как правило направлены на обеспечение баланса интереса сторон трудового договора, а в некоторых случаях должны создавать дополнительные гарантии для субъектов, нуждающихся в дополнительной защите (беременные женщины, лица, осуществляющие уход за детьми до 14 лет, либо ребенка-инвалида до 18 лет, лица, осуществляющие за больным членом семьи, инвалиды и т.п.)

Акты саморегулирования прямо предусмотрены в законе и как правило сопровождаются формулировкой: «работодатель обязан…»


Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет и метод, система трудового права

Коллективные субъекты тп трудовой коллектив трудовой коллектив это совокупность работников.. социальное партнерство коллективные переговоры нормативные соглашения и.. заключение и оформление тд..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет ТП
Трудовое право – самостоятельная отрасль российского права, регулирующая отношения в сфере наемного труда. Является относительно молодой отраслью Российского права (момент возникновения относится к

Метод трудового права
Метод трудового права – совокупность правовых способов, с помощью которых законодатель урегулирует ИТО и ООТТ. Методы правового регулирования напрямую зависят от предмета регулирования. Тр

Механизм правового регулирования ИТО и ООТТ
Механизмы правового регулирование ИТО и ООТТ – система правового регулируемых ИТО и непосредственно с ним связанные с целью их упорядочивания, развития и защиты. Механизм включает в себя 2


Признаки источников трудового права: 1) содержат норму права, а также могут изменять и прекращать действие нормы права.Они принимаются специальными, уполномоченными на то субъектами

Нормативно-праворазъяснительные акты
В литературе эти акты относят к источникам ТП, однако эта позиция является не верной. Нормативно праворазъяснительные акты приняты изъяснять и истолковать существующую норму права, также их функци

Нормативный договор и соглашение
Являются специфическим источником ТП. Нормативный договор и соглашение является результатом социально-партнерской деятельности, поэтому их часто именуют актами социального партнерства. Но

Коллективный договор
Коллективный договор – нормативно-правовое соглашение, которые заключается в организации, сторонами которого являются трудовой коллектив и работодатель в лице их представителей. Понятие КД (ст40 ТК

Субъекты ТП
Субъекты ТП – это физические лица, юрлица, коллективные образования, не обладающие признаками юрлица, должностные лица, являющиеся носителями субъективных прав и обязанностей, закрепленных в нпа и

Работник
Это физическое лицо, достигшее определенного возраста, обладающий правосубъектностью, вступивший в трудовые отношения с работодателем. Для того, чтобы быть работником нужно достигнуть определенного

Общий и специальный трудоправовой статус работника
Правовой статус работника определяется теми правами и обязанностями, которыми его наделил законодатель. Статус работника бывает 2х видов: 1) общий – совокупность прав и обязанностей, прина

Основные обязанности работника
Зачастую в практике возникают сложности, т.к. не всегда понятно добросовестно» это как? В тоже время в число основных обязанностей еще входит соблюдение трудовой дисциплины, соблюдение правил внутр

Трудовой коллектив
В ТК отсутствует словосочетание Трудовой коллектив, вместо этого термина законодатель употредляет термин работники организации. Такая ситуация приводит к смешению понятий и неопределенностей, т.к.

Профсоюз
Права профсоюзов по защите индивидуальных прав и интересов работников. 1. имеют права устанавливать (по ТК) Пример участия профсоюзов в индивидуального регулировании: ч 4 99 ТК РФ

Иные субъекты ТП
Помимо федеральной инспекции труда существуют ряд субъектов, которые осуществляют государственный контроль, и надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышле

Социальное партнерство
Социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками и работодателями в лице их представителей, а также органами государственной власти и местного самоуправления, которая направле

Коллективный договор
В науке трудового права много ученых занималось проблемой коллективного договора. Анализ их точек зрения позволяет выделить 3 основные правовые позиции о правовой природе коллективного договора:

Коллективные переговоры
ФЗ от 30 июня 2006 года № 90 ввел изменения в ТК, изменившее правопредставительства работников в коллективных переговорах. Это выразилось: 1) ст. 30 установлено, что интересы работников ор

Нормативные соглашения
В ст. 45 ТК РФ дается понятие нормативного соглашения. Под ним законодатель понимает правовое соглашение, регулирующее социально-трудовые отношения в обществе и закрепляющее общие принципы регулиро

Принципы ТП и их практическое значение
В литературе под принципом понимается основополагающая, главная идей направления развития чего-либо. Помимо правовых принципов выделяют: экономические, политические, моральные и т.д. Их содержан

Трудовые отношения. Трудовой договор
Трудовые отношения – общественные отношения, урегулированные нормами трудового права и возникающие между работником и работодателем, в соответствии с котором работник обязуется выполнять определенн

Трудовой договор
В трудовом праве термин «трудовой договор» имеет несколько значений: 1) трудовой договор выступает в форме привлечения Трудовой деятельности, с помощью него реализуется право гражданина на

Обязательные условия ТД
1) условие о трудовой функции работника может быть определено сторонами в трудовом договоре 3 способами: Путем указания на профессию, специальность, должность и квалификацию работника. Про

Дата начала работы
Также является обязательным условием ТД – дата начала работы. С ним связывается возникновение трудового стажа, начало периода, когда работник приобретает право на отпуск и т.д. По общему правилу, с

Условия об оплате труда
Данное условие является обязательным. как правидло оно определяется соглашением сторон ТД, особенно в коммерческих организациях. Может вытекать из нпа, в том числе и локальных, т.к. в ст 135 ТК зак

Срок ТД
Является обязательным, только тогда, когда стороны заключают договор на определенный срок («Срочный ТД»). Срок ТД является основанием для классификации ТД на 2 вида: 1) ТД, заключаемые на

Дополнительные условия ТД
Условия о совмещении профессии и должностей урегулированы в ст. 1602. Только по сглашению сторон трудового договора, при этом требуется, чтобы срок, в течении которого будет выполняться работа, ее

Изменение ТД
Изменению ТД посвящена специальная глава 13 и изменение ТД фактически означает изменение условий ТД, определенной сторонами. В данной главе принципиальное значение имеет ст. 72. Данное значение про

Прекращение ТД
Прекращение ТД означает прерывание правовой связи между работником и работодателем, возникшее на основании ТД. ТК помимо термина «прекращения ТД» использует термин «расторжение ТД», «уволь

Расторжение ТД по соглашению сторон
Законодатель крайне скромно регулирует данное основание помещаемое лишь в одном предложении. Данное основание заслуживает пристального внимания, является универсальным, т.к с точки зрения правовых

Расторжение Трудового договора по инициативе работника
Нав ряду с 2 видами, прекращение трудового договора по инициативе работника и по соглашению сторон в ТК закреплены еще 4 вида расторжения ТД: 1) по инициативе работодателя; 2) по

П.1 статьи 81 ТК РФ
Понятие ликвидации – (ст 61 ГК РФ) – прекращение деятельности без перехода прав и обязанности к другим лицам. Основанием для увольнения работника может служить решение управомоченного органа по лик

П. 2 ст. 81 ТК РФ
Сокращение личности или штата организации Сокращение численности означает реальное сокащение кол-ва работников у данного работника. Сокращение штата означает сокращение штатных едигиц, зак

П. 3 статьи 81 ТК
По данному основанию работника можно уволить, соблюдая следующие правила: 1) аттестация, как обязательный способ проверки знаний работника и соответствие его занимаемой должности, либо вып

П 4 ст 81 ТК РФ
Данное основание является дополнительным и невиновным. Уволить по данному основанию можно лишь руководителя организации, его заместителя, либо главного бухгалтера. В соотсетсвии с ч 1 ст 75 ТК новы

П. 5 ст. 81 ТК
Данное основание является виновным и позволяет пработодателю уволить работника за неоднократное неисполнение им без уважительных причин трудовых обязанностей, если работник имеет дисциплинарное взы

П. 6 ст. 81 ТК РФ
а) прогул – одно из самых распространенных оснований для увольнения. Под прогулом понимется отсутствие работника без уважительных причин на рабочем месте более 4х часов подряд. В том числе отсутсви

П.8 ст. 81 ТК
По данному основанию – «совершение аморального проступка, не совместимого с данной работой», может быть уволен лишь работник, выполняющий воспитательных функций (преподаватели, воспитатели дет сада

П 11 ст. 81 ТК РФ
Предусматривает, что работодатель вправе расторгнуть ТД с работником в случае представления им подложных документов при заключении трудового договора, данный пункт с 2006 года получил новую редакци

Прекращение ТД по обстоятельствам, не зависящих от воли сторон
Основания, которые являются юридическими фактами, прекращающими ТД, не зависимо от воли сторон, закреплены в статьи 83 ТК РФ. В редакции ФЗ № 90 –ФЗ от 30 июня 2006 года, законодатель дополнил стат

Порядок оформления прекращения трудового договора
Порядок оформления прекращения ТД предстьавляет собой процедуру, направленных на документальное оформление, прекращение правовой связи между работником и работодателем. ФЗ № 90-ФЗ вкл в ТК ст 84.1п

Рабочее время
Представляет собой как экономическую категорию – под которой понимается общественно-необходимая мера труда, и как юридическая категория – под которой понимается время в течении которого работник об

Неполное рабочее время
Рекомендацией МОТ от 24.06.1994 года № 182 «О работе на условиях неполного рабочего времени», предусматривает, что работник может по соглашению с работодателем установить для себя неполный режим ра

Режим рабочего времени
Представляет собой распределение рабочего времени в течении определенного календарного периода в зависимости от характера работы и условий её выполнения. Режим рабочего времени зависит, в том числе

Не нормированный рабочий день
Регулируется ст. 101 ТК РФ, данный режим работы позволяет работодателю на основании его распоряжения при необходимости эпизодически привлекать работников к работе за пределами нормальной продолжите

Гибкое рабочее время
Позволяет по соглашению сторон время начала, окончания работы, либо общую продолжительность ежедневной работы определить по соглашению сторон. Помимо ТК РФ применяется Положение «о порядке и услови

Сменная работа
Это особая организация трудового процесса, когда ежедневная работа может превышать нормальную продолжительность рабочего времени, причем это как правило допускается когда длительность производствен

Ежедневный междусменный отдых
Такой вид отдыха предусмотрен в ст. 106, 107 ТК РФ, однако более ТК РФ об этом виде отдыха не упоминает. До настоящего времени официально не отменено и продолжает действовать Постановление СНК СССР

Выходные дни
Законодатель закрепляет, что продолжительность такого отдыха не может быть менее 42 часов, а предоставление выходных дней зависит от продолжительности рабочей недели. Вы не ошибетесь,если общим вы

Нерабочие и праздничные дни
Во-первых, в ст. 112 ТК РФ закреплены нерабочие и праздничные дни, существующие в РФ. С принятием ТК РФ наряду с праздником 8 марта официально был признан праздник 23 февраля. В РТ существует закон

Отпуска
Отпуск – это самый продолжительный и самый долгожданный вид времени отдыха предоставление которого сопровождается гарантиями: за работником сохраняется заработная плата и рабочее место. В ТП РФ сле

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск
Глава 19 ТК РФ посвящена регулированию этого отпуска – 28 календарных дней (общее правило). Предоставляется он ежегодно и по общему правилу очередность его предоставления регулируется локальным нор

Заработная плата (оплата труда)
Заработная плата является одним из самых сложных институтов ТП РФ. Заработная плата и оплата труда регулируются главами 20-ой и 21 ТК РФ. Особенностью данного раздела является ст. 129 ТК Р

Установление заработной платы
Установление заработной платы зависит от вида организации, для бюджетных организаций заработная плата формируется с помощью законов и подзаконных актов, до последнего времени основной системой счит

Способ защиты заработной платы работника
· установление минимального уровня оплаты труда, он привязан к прожиточном минимуму (ст. 133 ТК РФ); · индексация заработной платы (ст. 134 ТК РФ) – индексация это установленный государств

Дисциплина труда и дисциплинарная ответственность
Правовому регулированию дисциплине труда посвящена глава 29 ТК РФ. Понятие дисциплины труда в норме трудового права традиционно рассматривается в 2-х аспектах: объективном и субъективном. В объекти

Дисциплинарная ответственность
В юридической литературе в конце 80-90г.г. сформировалась концепция так называемой позитивной юридической ответственности. Ответственность наступающая за будущее поведение субъекта. Традиционное по

Материальная ответственность сторон ТД
Материальная ответственность – это специальный вид юридической ответственности, в соответствии с которой сторона трудового договора, причинившая материальный ущерб другой стороне обещает этот ущерб

Материальная ответственность работодателя
Работодатель несет материальную ответственность перед работником если: 1) было незаконное лишение работника права трудится; наступает в случае незаконного отстранения, незаконного у

Материальная ответственность работника
Материальная ответственность работника регулируется главой 39 ТК, предусмотренного правило о том, то работник возмещает работодателю прямой действующий ущерб. Неполученные доходы и упущенн

Способы возмещения материального ущерба сторон ТД
В трудовом праве предусмотрены виды возмещения материального ущерба работодателю: 1) добровольный способ; 2) индивидуально-договорной и по соглашению сторон. В ч 4 ст 248 ТК РФ за

Гарантии компенсации в ТП
Виды: общий и специальный; Специальный – Раздел 7 ТК РФ, общий регламентируется различными разделами ТК. Гарантии – средства, способы, средства, условия, с помощью которых обеспеч

Понятие, виды трудовых споров
В трудовом праве существует 2 основные позиции относительно правовой природы трудовых споров: 1) материально-правовая: трудовой спор всегда возникает как явление материального характера и

Кашанина Т.В., доцент Московского юридического института, к.ю.н.

Государство и право. – 1992. — №1. – С.122-130.

В настоящее время перед советским обществом стоит важная задача: осуществить «разгосударствление» его жизни, поскольку, очевидно, решать все вопросы из центра нельзя. Общественный организм, как и организм человека, способен к саморегуляции. На языке юриспруденции это означает: правовое регулирование не может быть одномерным и осуществляться только с помощью общегосударственных норм. Жест­кая централизация в праве так же вредна, как и монополизм в экономике. Она не позволяет учитывать интересы субъектов права, гасит их инициативу, творческие способности, возможность вести дела с учетом местных условий, личностных особен­ностей, что отнюдь не способствует развитию общества в целом. Централизованное регулирование не должно быть всеобъемлющим. Оно может касаться лишь стратегических вопросов, от решения которых зависит существование общества в целом. К ним в первую очередь относятся вопросы обороны, стабильности общественного и государственного строя, охраны его от внутренних потрясений (госбезопасность и охрана общественного порядка), общения с другими государствами. Важны также вопросы, связанные с жизнестойкостью и экономическим прогрессом общества (формы собственности, налоги, пределы использования прав и др.), с безопасностью личности (установление противоправных деяний). Другие, тактические, менее значи­мые вопросы центральная власть должна передать для решения иным субъектам права.

В зависимости от того, кому из субъектов предоставляется право определять па­раметры деятельности, поведения, можно выделить три разновидности децентрали­зации в праве:

децентрализация на уровне государственных органов (республиканское, мест­ное регулирование);

децентрализация на уровне коллективов организаций (локальное регулирова­ние);

децентрализация на уровне индивидов (индивидуальное регулирование, или са­морегулирование).

Данная статья посвящена рассмотрению мало исследованной разновидности децентрализации в праве — индивидуальному регулированию.

Понятие индивидуального регулирования и его социальная ценность

Термин «индивидуальное регулирование» вошел в категориальный аппарат юридической науки сравнительно недавно, но сама проблема свободного усмотрения имеет давнюю историю. Отдельные стороны данной проблемы обсуждались еще в дореволюционной науке права. Не оставили без внимания рассматриваемые вопросы и советские ученые-процессуалисты. Однако общетеоретическая постановка вопро­са об индивидуальном регулировании связана с современным этапом правоведения.

Индивидуальное регулирование — проблема дискуссионная. На сей счет можно вы­делить несколько точек зрения. Согласно одной из них, к сожалению, наиболее распространенной, индивидуальное регулирование есть конкретизация нормы права применительно к делу, к конкретному случаю. Сторонники ее ставят знак равенства между индивидуальным и казуальным регулированием, но используют термин «индивидуальное регулирование» как более привычный. Существует другая точка зрения: Индивидуальное регулирование — это функция правоприменительного процесса в нетипичной ситуации. В.Б. Исаков, Т.В. Кашанина и В.К. Самигуллин предложили считать индивидуальное регулирование элементом системы правового регулирования. Есть авторы, которые, не используя термин «индивидуальное регулирование», все же подходят к решению данной проблемы: одни со стороны конкретизации пра­ва, заканчивающейся выработкой в отдельных случаях правоположений, другие, ис­следуя так называемые законные интересы личности.

Эта палитра взглядов показывает, что учеными обнаружено правовое явление, ко­торое еще не получило достаточной интерпретации в юридической науке. Кроме то­го, одним и тем же термином «индивидуальное регулирование» обозначаются раз­личные правовые явления, например казуальное регулирование. И, наоборот, одно­му и тому же правовому явлению, каковым является индивидуальное регулирование, даются различные названия (свободное усмотрение, правоположения, конкретиза­ция права, законные интересы и др.).

Индивидуальное регулирование как элемент системы правового регулирования, очевидно, имеет несколько признаков. Во-первых, оно основано на принятии субъек­том права собственных решений, в которых проявляется его воля, интересы, потреб­ности (и в этом — его суть). Во-вторых, свободное (собственное) решение облекается в форму правила поведения. Если последнее частично предписывается законом и за­конодатель позволяет субъекту права его «доработать», то индивидуальное регули­рование также имеет место, но его удельный вес гораздо меньше. В-третьих, по­скольку любой субъект права находится со множеством других субъектов в прямых и опосредованных связях, его свободное усмотрение должно не противоречить зако­ну и не нарушать законных интересов других лиц. В этом плане индивидуальное регулирование можно охарактеризовать как поднормативное. В-четвертых, индивиду­альное регулирование связано с упорядочением общественных отношений, относя­щихся к сфере правового регулирования, которая шире, чем сфера законодательного регулирования. Оно касается ситуаций, не предусмотренных, а допускаемых законодателем и разрешаемых субъектами самостоятельно. Лишь при наличии препятствий для реализации собственных решений субъект может обратиться к юридическим средствам (иск, жалоба, ходатайство, заявление и др.). Именно в этом, хотя и не толь­ко в этом, проявляется «связанность» индивидуального регулирования со сферой пра­вового регулирования.

Таким образом, индивидуальное регулирование — это деятельность субъектов по разрешению вопросов, относящихся к сфере правового регулирования, на основе свободного усмотрения, но в пределах, очерченных законом.

Децентрализация права на уровне индивидов не только целесообразна, но и необ­ходима, ибо поведение людей разнообразно, динамично, а порой и не предсказуемо. Кроме того, не все действия субъектов важны с общегосударственной точки зрения. Материальные, личные, семейные, бытовые, культурные, спортивные и другие ин­тересы, которыми чаще всего руководствуется в своем поведении личность, основ общественной системы не затрагивают. Далеко не все виды поведения типичны. К примеру, физкультурой, несмотря на ее важность и полезность, занимаются систе­матически всего 12% населения нашей страны. Наконец, большое количество норм, изданных государством, ведет к инфляции законодательства: в чрезмерно развет­вленном законодательстве бывает трудно разобраться не только гражданам, реали­зующим нормы права, но и юристам, желающим им в этом помочь.

Сказанное позволяет сделать вывод: в ситуациях, не оказывающих заметного влияния на общественную жизнь, человек должен иметь возможность положиться на се­бя. Самостоятельно определив элементы своего поведения и убедившись в том, что оно не выходит за рамки, установленные законом, субъект приложит максимум уси­лий для его реализации, поскольку оно будет соответствовать его устремлениям. Социальная ценность индивидуального регулирования состоит в гармонизации интере­сов отдельной личности и общества в целом. Игнорирование личностных интересов делает правовую систему навязанной извне. Подключение же творческого потенциа­ла, сознания, воли, опыта, информационных резервов субъектов права способно зна­чительно повысить эффективность правового регулированиям

Ограничение активности личности, стремление «втиснуть» ее в рамки стандарта, жестко замкнуть с помощью общегосударственных норм превращает систему в це­лом в нечто застывшее, ведет к ее застою, а, в конечном счете, и к распаду. Например, уравниловка в оплате труда, ограничение зарплаты ставками и окладами, отсутствие связи с результатами труда подорвали личную заинтересованность человека в макси­мальном проявлении своих сил и способностей. Государство должно фиксировать лишь основные права и свободы граждан (см.: Декларацию прав и свобод человека, принятую 5 сентября 1991 г.), а также четко определять те из них, нарушение кото­рых влечет юридическую ответственность. Остальное — сфера индивидуального ре­гулирования.

А нет ли опасности использования личностью предоставленной ей свободы толь­ко в эгоистических целях?

«Тайна индивидуальности, — пишет И.И. Резчицкий, — состоит в том, что она пред­ставляет собой единство самореализации и самоотдачи. Человек строит свою инди­видуальность непосредственно для себя, но, вместе с тем, и для других. Он индивидуа­лизируется не для того, чтобы окончательно замкнуться в себе, а для того, чтобы ут­вердить себя в обществе».

Итак, для себя, но и для всех. Стоит ли ограничивать человека в стремлении боль­ше зарабатывать и соответственно приобретать больше социальных благ, максимально применяя свои силы? Надо только установить оптимальные размеры отчислений для общества (налоги, сборы, пошлины). Мудрая и справедливая налоговая политика, касающаяся, в частности, больших доходов, будет способствовать процветанию благотворительных фондов в пользу малоимущих и бедных, поднимет престижность инициативы. Южнокорейский предприниматель объяснил появление Южной Кореи в качестве второго после Японии промышленного гиганта современного мира следующей исходной позицией его страны: бедные в бедной стране, затем — богатые в бедной стране, а сейчас — богатые в богатой стране. В данной формуле инициативным личностям отводится роль стимуляторов подъема уровня жизни людей. Роль субъекта индивидуального регулирования, основанного на максимальном его проявлении, инициативного, изобретательного, имеющего вкус к самостоятельности, сво­бодному волеизъявлению, риску, здесь очевидна. Вместе с тем индивидуальное регу­лирование, обеспечивая свободу отдельной личности, позволяет обществу в целом подниматься на более высокий уровень свободы.

Индивидуальные нормы и их особенности

В процессе индивидуального регулирования вырабатываются индивидуальные нормы, или «микронормы». Это — правила поведения, сформулированные конкрет­ным субъектом права, выражающие его собственную волю, пригодные для регули­рования отношений, участником которых он является, относящихся к сфере правового регулирования, и охраняемые силой государственного принуждения.

В чем же выражается нормативность индивидуальной нормы?

В.К. Бабаев указывает на три признака нормативности: типичность (вычленение наиболее характерного, что присуще ситуации), всеобщность (распространение нор­мы на многих лиц), обязательность (неукоснительность исполнения, обеспеченная реакцией со стороны государства). Этим признакам частично отвечает и норма ин­дивидуальная. Типичность «микронормы» проявляется в абстрагировании субъектов от нюансов своего поведения в конкретной ситуации и в выделении в нем глав­ных черт. Однако, если норме общего характера свойственна абстрактность адреса­та, то «микронорма» годится только для конкретных субъектов. И в этом плане она менее типична. Всеобщность индивидуальной нормы носит не юридический (т.е. обя­зательный) характер, а скорее моральный. Только в том случае индивидуальная нор­ма годна для других, если она оплодотворена их волей и соответствует их интересам (пример тому — использование прецедентов по конкретным делам). Закрепление индивидуальных норм в нормативных актах либо в руководящих постановлениях Верховных судов делает их нормами общегосударственными, своего рода «мостика­ми» к нормам общего действия. Например, положение о том, что при определении размера хищения следует учитывать не только его стоимость, но и количество, объ­ем и т.д., появилось в постановлении Пленума Верховного суда СССР на основе обобщения конкретных уголовных дел. Наконец, хотя индивидуальная норма общео­бязательна, не всегда имеются твердые гарантии для ее неукоснительного исполне­ния, и не только потому, что иногда слаба экономическая, социальная, духовная база, позволяющая обеспечить их удовлетворение, но для защиты индивидуальной нормы часто не достает тех юридических средств, которые предусмотрены законом. Как, например, удовлетворить вполне правомерное требование человека, не имеющего высшего образования, записать его в Государственную библиотеку им. В.И. Лени­на? Какое использовать юридическое средство: негаторный иск, жалобу, ходатай­ство? В большинстве случаев индивидуальные нормы защищаются на общих основа­ниях.

Индивидуальной норме свойственна нормативность, но последняя не абсолютна.

Массовость ее исполнения будет лишь в том случае, если за ее нарушение следуют меры юридического воздействия.

Природа индивидуального регулирования двойственна. С одной стороны, оно есть продолжение процесса правотворчества: в пределах, очерченных законом, создается правило поведения, но рассчитанное на точно определенных субъектов (например, лица заключают договор на редакторскую правку рукописи диссертации), либо до­полняются, детализируются, уточняются отдельные элементы общегосударственных норм (например, судья выясняет, относится ли появление человека в плавках на оживленной улице к хулиганству). С другой стороны, индивидуальное регулирование тесно связано с процессом реализации права: оно производится в связи и по поводу конкретного случая, применительно к конкретным лицам и обязательно только для них. Оно также осуществляется, как правило, наряду с реализацией права и выполня­ет по отношению к ней служебную роль. Индивидуальное регулирование — это фор­ма слияния стадии правотворчества и стадии реализации права.

Виды индивидуального регулирования

Если взять в качестве критерия классификации индивидуального регулирования способ взаимосвязи между субъектами, то можно выделить три его разновидности.

Автономное регулирование — если поведение субъекта прямо не затрагивает инте­ресы других лиц и не требует от них волеизъявления (правомерное поведение). Например, пользователь (собственник) садового участка может его обустраивать по своему желанию, даже соорудить пруд для выращивания карпов. Связи субъекта не конкретизированы до тех пор, пока его поведение осуществляется в пределах, ус­тановленных законом. Но как только субъект саморегулирования переступает эту грань и его поведение вступает в противоречие с интересами общества, государства или отдельных лиц, связи индивидуализируются и в действие приводятся средства юридической защиты субъектов, интересами которых он пренебрег. Если, например, сосед по участку докажет, что устройство пруда нарушает его интересы (участок оказывается подтопленным), то он вправе получить судебную защиту. В рамках, очерченных законом, субъект автономного регулирования может моделировать свое поведение по собственной воле. Законодатель по тем вопросам, которые, на его взгляд, не существенны, образцов не устанавливает. Однако это не освобождает го­сударственные органы от обязанности защищать индивидуальные нормы в случае их нарушения со стороны кого-либо. Основание для такой защиты — презумпция право­мерности поведения, обобщенная в формуле: «Дозволено все, что не запрещено». В этом случае роль государства сводится к установлению рамок, меры свободы. Чем менее детализировано урегулирование поведения людей, тем менее патерналистски относится государство к своим гражданам. Обратный подход свойствен тоталитарно­му государству.

Удельный вес свободного усмотрения в автономном регулировании велик, но и здесь оно не беспредельно.

Координационное (договорное) регулирование , главная особенность которого — равное положение субъектов и обоюдное участие их в формировании воли, направ­ленной на выработку нормы поведения. К примеру, женщины, пытающиеся совмес­тить труд в общественном производстве с воспитанием детей, заключают договоры с нянями на прогулку с детьми, посещение ими музыкальных и других занятий, прове­дение игр, развивающих интеллект ребенка, и т.д. «Микронорма» становится общей для субъектов, если они договорятся относительно как ее содержания, так и возмож­ных мер поощрения (санкций). В случае спора юрисдикционный орган обязан следо­вать этому соглашению. Координационное регулирование по сравнению с авто­номным обладает меньшей степенью свободы: к ограничениям, установленным за­коном, добавляется еще и воля контрагента. Кроме того, договорные связи в некото­рых случаях регулирует закон. Однако было бы лучше, если бы законодатель делал это лишь в общей форме, а не столь детализированно, как это имеет место в настоя­щее время. Детальное нормирование, к примеру, трудовых соглашений (размер и система заработной платы, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, гарантий и компенсаций и др., за исключением минимального предела, а рабочего времени — максимального) не способствует повышению точности и эффективности правового регулирования.

Субординационное регулирование встречается в правоприменительной деятель­ности. Поскольку государственный орган, ее осуществляющий, и субъект права на­ходятся в отношениях власти и подчинения, постольку и акт применения есть одно­стороннее волеизъявление полномочного органа. Именно поэтому здесь велика опасность злоупотребления властью со стороны компетентного органа. Целесооб­разно поэтому в нормах права не предоставлять большого простора для усмотрения в процессе применения. Вместе с тем, нельзя обойтись вовсе без него. Субординаци­онное регулирование по сравнению с вышеперечисленными характеризуется гораздо меньшей степенью свободы. Как правило, законодатель отдает на усмотрение ком­петентному органу определение не всего общественного отношения, а одного, реже нескольких его элементов. Так, согласно ст. 77 КоБС РСФСР суд, решая вопрос о взыскании алиментов с совершеннолетних детей, конкретизирует и юридический факт (нуждаемость родителей), и содержание обязанности (сумму алиментов). «Свя­занность» усмотрения здесь гораздо большая.

Анализ видов индивидуального регулирования позволяет установить следующую закономерность: чем меньше связь между субъектами, тем большая степень самостоятельности должна допускаться в их доведении. И наоборот: чем в большей степени затрагиваются интересы других лиц, тем детализированнее закон должен регулировать это поведение.

Средства индивидуального регулирования

Предоставляя субъектам права возможность принимать решения по собственному усмотрению, законодатель использует различные средства и способы. Набор их ве­лик, и это позволяет, выбирая то или иное из них, дозировать меру свободы в реше­нии вопросов, от детальной регламентации которых законодатель отказался. К их числу относятся:

1) Факультативные нормы, которые, действуя наряду с основными, предполагают иной вариант поведения в случае, если правоотношение приобретает определенную специфику. Так, ст. 81 ГК РСФСР формулирует в дополнение к основному правило, устанавливающее, что «истечение срока исковой давности не всегда влечет прекра­щение права. Если суд признает причину уважительной, то право подлежит защите».

2) Альтернативные нормы, предлагающие участникам правоотношения различные варианты поведения. Они дают значительный простор для усмотрения, поскольку не обременяют правоприменителя обязанностью обосновывать причину исполь­зования того или иного варианта. Так, согласно ст. 457 ГК РСФСР вред, причинен­ный личности, может быть возмещен либо в натуре, либо в виде возмещения убыт­ков.

3) Нормы со множеством вариантов поведения для субъектов, или нормы-перечни. Можно выделить две их разновидности: точные (исчерпывающие) и приблизительные. Например, ст. 39 УК РСФСР содержит точный перечень отягчающих об­стоятельств, а ст. 38 — приблизительный перечень смягчающих обстоятельств.

4) Нормы, допускающие исключения. В одних случаях законодатель оговаривает условия «исключительного решения», в других — полностью полагается на волю правоприменителя. Тем не менее, норма-исключение заставляет лицо, ее применяющее, «оглядываться» на основную норму, и это в определенной мере ограничивает его усмотрение.

5) Нормы, дающие общий ориентир. Общие формулировки могут касаться направления в работе, цели, которую необходимо достигнуть, основной идеи, которая должна выдерживаться при принятии решения. Например, ст. 77 КоБС РСФСР ориентирует суд при определении размера алиментов на родителей исходить из матери­ального и семейного положения их и совершеннолетних детей.

6) Нормы, допускающие усмотрение без условий и пределов. Они включают в се­бя формулировки типа »суд вправе», «суд может», «по усмотрению сторон» и др.». Согласно ст. 148 ГПК РСФСР лица, участвующие в деле, дают свои показания стоя. Отступление от этого правила может быть допущено лишь с разрешения председа­тельствующего. Дача такого разрешения условиями не оговаривается.

7) Ситуационные нормы, предоставляющие возможность принятия самостоятель­ного решения и в то же время обязывающие правоприменителя исходить из обстоя­тельств конкретного дела. Так, в ст. 37 КоБС РСФСР установлено, что размер судеб­ной пошлины при расторжении брака определяется с учетом степени вины сторон, их семейного, имущественного положения и других факторов.

8) Субсидиарное применение права, когда нормы одного института или какой-либо отрасли права применяются к отношениям, регулируемым другим институтом или иной отраслью права. В случае обнаружения близости сравниваемых ситуаций субсидиарная норма способствует направленности воли правоприменителя в русло воли законодателя. Судебная практика, например, пошла по пути частичного применения норм трудового права при разрешении споров, связанных с использованием груда в кооперативах. Поскольку ситуация, урегулированная нормой смежной отрасли, и си­туация, подлежащая урегулированию, не совпадают по всем параметрам, то для га­рантии правильности выбора закона правоприменителю необходимо ориентировать­ся и на общие положения и принципы права.

9)Д оговоры. В процессе заключения договора разрабатываются условия самими его участниками, моделируются их права и обязанности. В момент возникновения правоотношения эти модели превращаются в субъективные права и обязанности. На основании договора участники договорных связей становятся управомочной и обя­занной стороной и такое положение приобретается ими независимо от чьей бы то ни было оценки. Это свидетельствует о том, что договор является средством регламен­тации, притом регламентации индивидуальной. Договоры применяются в большин­стве отраслей материального права. Встречаются они и в гражданском процессе (ми­ровое соглашение). Надо отметить, что договоры как средство индивидуального ре­гулирования используются у нас крайне недостаточно. Даже сферы традиционного применения договоров регулируются централизованно. Всеобщая зарегулированность нашей жизни и деятельности организаций, в особенности стремление государ­ственного аппарата держать все нити управления под своим контролем привели к то­му, что из договорных отношений (особенно в гражданско-правовой и трудовой сфе­рах) была выхолощена их суть: самостоятельное урегулирование взаимоотношений сторон на основе взаимного учета интересов. Типовые договоры, издаваемые орга­нами государственного управления и имеющие распространение во многих областях хозяйственной жизни, хотя и не являются директивами, тем не менее, сковывают ини­циативу сторон в договоре.

10) Аналогия права, т.е. применение к рассматриваемому случаю общих начал и принципов права, используется в основном в регулятивной сфере. Встречается она и в правоохранительной деятельности, но не связанной с уголовной репрессией, а наи­более распространена — в автономном регулировании, менее — в координационном. Но это не потому, что ее возможности здесь ограничены.

Таковы средства индивидуального регулирования. Они расположены по нараста­ющей доле свободы. Следует отметить, что те из них, которые открывают этот пе­речень, чаще используются в субординационном регулировании, а расположенные ближе к концу перечня — в координационном регулировании, наконец, средства, за­вершающие перечень, — в автономном регулировании.

Пределы индивидуального регулирования

Использование индивидуальной регламентации в правовом регулировании, на наш взгляд, можно считать явлением положительным. Однако нельзя не видеть и отрица­тельных моментов, с нею связанных. Свободное усмотрение при определенных усло­виях может перерасти в «сверхсвободу», т.е. свободу чинить произвол, решать вопро­сы в противоречии с общим смыслом и назначением права. Для того чтобы этого не допустить, законодатель устанавливает в нормах права направления индивидуально­го регулирования, его формы, пределы, гарантии и т.д.

Пределы индивидуального регулирования — это закрепленные законом рамки, в которых субъектам права предоставляется возможность по собственному усмотрению определять свое поведение. Для их установления законодатель использует следующие средства и способы.

1) Политические нормы. Содержатся главным образом в Конституциях, хотя мо­гут закрепляться в преамбулах других нормативных актов. «Конституционное зако­нодательство, — отмечает Л.А. Морозова, — служит формой, одним из решающих ка­налов официального выражения и закрепления политики». Но в законодательстве отражаются не все политические установки, а лишь установки находящейся у власти партии (блока партий).

2) Программные положения. Хотя они и не являются принадлежностью только конституционного права, а присущи и другим отраслям, но в Конституции их значи­тельно больше. Здесь, они масштабнее, а потому могут служить ориентиром дина­мичного движения всех сфер жизни.

3) Целевые установки. Концентрируют в себе существенные моменты развития общества, государства, определяют стратегию в развитии правового регулирования (например, ст. 1 ГК РСФСР).

4) Задачи, в отличие от целей, определяют тактику в правовом регулировании. Они как бы детализируют правовые предписания-цели, приближают их к реальной жизни и устанавливают более четкий ориентир (ст. 1 КоАП РСФСР).

5) Правовые принципы. Содержат выраженные в обобщенной форме требования, адресованные субъектам права. Правовые принципы служат руководством в право­творческом процессе, а также ориентиром в процессе индивидуального регулирования.

6) Дефиниции. Содержат определение правовых категорий по их существенным признакам и также выполняют функцию ориентира в правовом регулировании.

7) Определение содержания правосубъектности (комплекса правовых возможнос­тей), в пределах которой субъект волен выбирать вариант своего поведения. Разуме­ется, не всегда возможно указать в законе полный перечень прав и обязанностей субъектов, но закрепление основного их комплекса позволяет дать субъектам пра­вильные ориентиры.

8) Установление пределов осуществления прав. В разных отраслях эти пределы различны. Так, в гражданском праве таковыми являются осуществление прав в про­тиворечие с их назначением, а если оно не определено, то ориентиром выступают по­ложения закона, нормы морали, правила общения людей, в трудовом праве — нали­чие материальных средств, а также условие о недопустимости ухудшения правового положения работников.

9) Средства ограничения индивидуального регулирования. Могут касаться спосо­бов защиты и самозащиты прав субъектов (ч. 2 ст. 392 ГК).

10) Фиксирование временных границ (сроки исковой давности, предъявления пре­тензий и исков, обжалования, опротестования и и др.).

Можно выделить также частные средства установления границ индивидуального регулирования, которые касаются одного вида общественных отношений и содер­жатся в нормах специального действия. Среди них — юридические факты (составы), установление нормативов, границ колебания цен, рекомендательные, поощритель­ные нормы, определение в нормативном порядке использования финансов, режима того или иного вида имущества и т.д.

Создание индивидуальных норм ограничивается не только законодательными средствами. Весьма значимы факторы, лежащие вне сферы права (нормы морали, обычаи, традиции, правила общения людей, деловые обыкновения, этические и эсте­тические нормы, общественное мнение, теоретические воззрения и др.).

В заключение хотелось бы привести две максимы из учения И. Канта. Первая — «Дай себе закон!» исходит из автономии, которой должен обладать каждый чело­век. Он, человек, задает себе правило и ставит его выше меняющихся желаний, по­требностей, пристрастий, иных обстоятельств, к которым надо приспосабливаться. Но рядом Кант ставит вторую максиму: «Поступай так, чтобы максима твоего пове­дения во всякое время могла быть и нормой всеобщего законодательства!». Основная ее мысль — не может быть нигилистической и аморальной независимости от общества. Всякая свобода относительна, в том числе свобода усмотрения в процессе индивидуального регулирования

Индивидуальные акты. Индивидуальными актами, регулирующими гражданские отношения, являются разнообразные договоры, уставы, а также другие внутренние документы. Особенность индивидуальных актов состоит в том, что они:

принимаются не компетентными государственными органами, а самими участниками гражданского оборота для самостоятельного регулирования отношений - внутренних и внешних;

устанавливают правила, обязательность которых ограничивается кругом соответствующих участников;

в механизме гражданско-правового регулирования являются не правовыми нормами, а юридическими фактами.

Отмеченное исключает нормативный характер индивидуальных актов, а вместе с этим препятствует их признанию в качестве формы права. Этот вывод не колеблет тот очевидный факт, что на современном этапе роль договорного регулирования общественных отношений значительно усилилась в ущерб их нормативному регулированию: регулирование частных отношений отнюдь не связано безусловно с необходимостью признания соответствующего регулятора в качестве формы права.

Договор - наиболее распространенный индивидуальный акт. В гражданском законодательстве он определяется как юридический факт и признается соглашением двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Всякий договор как юридический факт состоит из ряда условий, которые образуют его содержание и являются обязательными для сторон. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме тех случаев, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами. Таким образом, всякий договор должен соответствовать императивным правилам законодательства во избежание неблагоприятных последствий для него же самого, но он может изменять или отменять диспозитивные правила законодательства. Среди всех условий договора особое значение имеют существенные условия, согласование которых является необходимым для всех договоров и достаточным для заключения большинства договоров, поскольку некоторые договоры для их заключения требуют также передачи имущества или государственной регистрации.

Договор - специфическое правовое средство, опосредующее индивидуальные взаимоотношения участников гражданского оборота, имеет значение только для конкретных контрагентов и безразличен для третьих лиц, за отдельными изъятиями. Договор не является формой права и не обладает юридической нормативностью. И все же некоторым договорам отдельные черты нормативности присущи. Так, условия договора присоединения определяются одной стороной и, выступая для другой стороны в качестве своеобразной заранее установленной нормы, могут быть приняты ею не иначе как путем присоединения к предложенному варианту договора в целом. Учитывая, однако, что присоединение - отнюдь не исключительная методика заключения гражданских договоров, а разработчиками формуляров и стандартных форм всегда выступают сами участники гражданского оборота, тогда как их потенциальные контрагенты могут, но вовсе не обязаны присоединяться к существующему варианту договора, возможные проявления нормативности в некоторых гражданских договорах недостаточны для признания гражданского договора формой права.

  • Раздел II. Гражданское правоотношение Глава 5. Понятие, элементы и виды гражданских правоотношений § 1. Понятие и особенности гражданского правоотношения
  • § 2. Элементы гражданского правоотношения
  • § 3. Виды гражданских правоотношений
  • Глава 6. Граждане как субъекты гражданских правоотношений § 1. Граждане как субъекты права
  • § 2. Гражданская дееспособность граждан
  • § 4. Безвестное отсутствие и юридическая смерть
  • § 5. Предпринимательская деятельность гражданина
  • Глава 7. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений. Общие положения § 1. Сущность юридического лица. Основы построения и система юридических лиц
  • § 2. Правосубъектность юридических лиц
  • § 3. Возникновение и прекращение юридического лица
  • Глава 8. Коммерческие организации как субъекты гражданских правоотношений § 1. Полное товарищество
  • § 2. Товарищество на вере
  • § 3. Производственный кооператив (артель)
  • § 3 Гл. 4 гк (ст. 107-112);
  • § 4. Общество с ограниченной ответственностью
  • § 5. Общество с дополнительной ответственностью
  • § 6. Акционерное общество
  • § 7. Дочерние и зависимые хозяйственные общества
  • § 8. Унитарное предприятие
  • Глава 9. Некоммерческие организации как субъекты гражданских правоотношений § 1. Общая характеристика правового положения некоммерческих организаций
  • § 2. Классификация некоммерческих организаций
  • § 3. Характерные черты некоторых форм некоммерческих организаций
  • Глава 10. Публичные образования как субъекты гражданских правоотношений § 1. Понятие и виды публичных образований
  • § 2. Правовое положение публичных образований
  • Глава 11. Объекты гражданских прав § 1. Понятие и юридическая классификация вещей
  • § 2. Результаты интеллектуальной деятельности. Информация
  • § 3. Результаты работ. Услуги. Нематериальные блага. Юридические процедуры
  • Глава 12. Ценные бумаги § 1. Понятие ценной бумаги
  • § 2. Виды ценных бумаг
  • § 3. Передача ценных бумаг
  • § 4. Осуществление прав из ценных бумаг
  • § 5. Амортизация ценных бумаг
  • Глава 13. Нематериальные блага § 1. Нематериальные блага как объекты гражданских прав
  • § 2. Защита нематериальных благ
  • Глава 14. Возникновение, изменение и прекращение гражданских правоотношений § 1. Юридико-фактические основания возникновения, изменения и прекращения гражданских прав и обязанностей
  • § 2. Понятие и основные виды сделок
  • § 3. Условия действительности и виды недействительных сделок
  • § 4. Порядок и последствия признания сделки недействительной
  • § 5. Условные сделки
  • Раздел III. Осуществление и защита гражданских прав Глава 15. Осуществление гражданских прав и исполнение обязанностей § 1. Понятие и способы осуществления гражданских прав
  • § 2. Пределы осуществления гражданских прав
  • Глава 16. Представительство § 1. Понятие и виды представительства
  • § 2. Доверенность
  • § 3. Представительство без полномочий
  • Глава 17. Защита гражданских прав § 1. Понятие защиты гражданских прав
  • § 2. Способы защиты гражданских прав
  • Глава 18. Сроки осуществления и защиты гражданских прав § 1. Понятие, исчисление и виды сроков
  • § 2. Сроки осуществления гражданских прав и исполнения гражданских обязанностей
  • § 3. Исковая давность
  • Раздел IV. Вещное право Глава 19. Общие положения о вещном праве § 1. Понятие и значение вещного права
  • § 2. Признаки вещного права
  • § 3. Определение и виды вещного права
  • Глава 20. Право собственности. Общие положения § 1. Собственность и право собственности
  • § 2. Понятие права собственности
  • § 3. Формы собственности
  • § 4. Общие положения о приобретении и прекращении права собственности
  • § 5. Первоначальные основания приобретения права собственности
  • § 6. Производные основания приобретения права собственности
  • Глава 21. Право частной собственности § 1. Право частной собственности граждан. Общие положения
  • § 2. Право частной собственности граждан на отдельные объекты
  • § 3. Право частной собственности юридических лиц. Общие положения
  • § 4. Право частной собственности отдельных юридических лиц
  • Глава 22. Право публичной собственности § 1. Общие положения о публичной собственности
  • § 2. Субъекты права публичной собственности
  • § 3. Объекты права публичной собственности
  • § 4. Осуществление права публичной собственности
  • Глава 23. Право общей собственности § 1. Понятие и виды права общей собственности
  • § 2. Право общей долевой собственности
  • § 3. Право общей совместной собственности
  • Глава 24. Ограниченные вещные права § 1. Понятие и виды ограниченных вещных прав
  • § 3. Права пользования жилыми помещениями
  • § 4. Право постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения
  • § 5. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления
  • Глава 25. Защита права собственности и других вещных прав § 1. Система гражданско-правовых средств защиты права собственности и других вещных прав
  • § 2. Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск)
  • § 3. Иск об устранении нарушений, не связанных с лишением владения (негаторный иск)
  • § 4. Иск о признании права собственности
  • Раздел V. Общая часть обязательственного права Глава 26. Понятие, виды и основания возникновения обязательств § 1. Понятие обязательства
  • § 2. Основания возникновения обязательств
  • § 3. Виды обязательств
  • § 4. Субъекты обязательства
  • Глава 27. Гражданско-правовой договор § 1. Понятие и значение гражданско-правового договора
  • § 2. Виды гражданско-правовых договоров
  • § 3. Содержание, форма и государственная регистрация договоров
  • § 4. Заключение договора
  • § 5. Изменение и расторжение договора
  • Глава 28. Исполнение обязательств § 1. Понятие и принципы исполнения обязательств
  • § 2. Субъекты исполнения обязательств
  • § 3. Предмет, срок, место и способ исполнения
  • Глава 29. Обеспечение исполнения обязательств § 1. Общие положения об обеспечении исполнения обязательств
  • § 2. Неустойка
  • § 3. Залог
  • § 4. Удержание
  • § 5. Поручительство
  • § 6. Банковская гарантия
  • § 7. Задаток
  • Глава 30. Ответственность за нарушение обязательств § 1. Понятие гражданско-правовой ответственности
  • § 2. Формы гражданско-правовой ответственности
  • § 3. Виды гражданско-правовой ответственности
  • § 4. Правонарушение как основание гражданско-правовой ответственности
  • § 5. Обстоятельства, исключающие гражданско-правовую ответственность
  • Глава 31. Изменение и прекращение обязательств § 1. Изменение обязательств
  • § 2. Понятие и основания прекращения обязательств
  • § 3. Отдельные способы прекращения обязательств
  • Краткий перечень латинских выражений, используемых в международной практике
  • § 2. Гражданское законодательство и ненормативные (частные) регуляторы гражданских отношений

    Индивидуальные акты . Индивидуальными актами, регулирующими гражданские отношения, являются разнообразные договоры, уставы, а также другие внутренние (корпоративные) документы. Особенность индивидуальных актов состоит в том, что они:

    принимаются не компетентными государственными органами, а самими участниками гражданского оборота для самостоятельного регулирования отношений - внутренних и (или) внешних;

    устанавливают правила, обязательность которых ограничивается кругом соответствующих участников;

    в механизме гражданско-правового регулирования являются не правовыми нормами, а юридическими фактами*(78) .

    Отмеченное исключает нормативный характер индивидуальных актов, а вместе с этим препятствует их признанию в качестве формы права. Этот вывод не колеблет тот очевидный факт, что на современном этапе роль договорного регулирования общественных отношений значительно усилилась в ущерб их нормативному регулированию: регулирование частных отношений отнюдь не связано безусловно с необходимостью признания соответствующего регулятора в качестве формы (источника) права.

    Договор - наиболее распространенный индивидуальный акт. В гражданском законодательстве он определяется как юридический факт и признается соглашением двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (см. п. 1 ст. 420 ГК). Всякий договор как юридический факт состоит из ряда условий, которые образуют его содержание и являются обязательными для сторон. Условия договора определяются по усмотрению сторон (свобода договора), кроме тех случаев, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами. Таким образом, всякий договор должен соответствовать императивным правилам законодательства во избежание неблагоприятных последствий для него же самого (признания его незаключенным или недействительным полностью или в части), но он может изменять или отменять диспозитивные правила законодательства (см. п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК). Среди всех условий договора особое значение имеют существенные условия (п. 1 ст. 432), согласование которых является необходимым для всех договоров и достаточным для заключения большинства договоров, поскольку некоторые договоры для их заключения требуют также передачи имущества или государственной регистрации (см. ст. 433 ГК).

    Договор - специфическое правовое средство, опосредующее индивидуальные взаимоотношения участников гражданского оборота, имеет значение только для конкретных контрагентов и безразличен для третьих лиц, за отдельными изъятиями (см., например, ст. 430 ГК). Договор не является формой (источником) права и не обладает юридической нормативностью. И все же некоторым договорам отдельные черты нормативности присущи. Так, условия договора присоединения определяются одной стороной и, выступая для другой стороны в качестве своеобразной заранее установленной нормы, могут быть приняты ею не иначе как путем присоединения к предложенному варианту договора в целом (ст. 428 ГК). Учитывая, однако, что присоединение - отнюдь не исключительная методика заключения гражданских договоров, а разработчиками формуляров и стандартных форм всегда выступают сами участники гражданского оборота, тогда как их потенциальные контрагенты могут, но вовсе не обязаны присоединяться к существующему варианту договора (а присоединившись, имеют право на защиту от явной его обременительности - см. п. 2 ст. 428 ГК), возможные проявления нормативности в некоторых гражданских договорах недостаточны для признания гражданского договора формой права.

    Другим распространенным случаем индивидуального акта является устав юридического лица. Закон формулирует требования к учредительным документам юридического лица вообще и к уставу в частности (т.е. устанавливает круг вопросов, которые должны найти свое отражение), однако разработка и утверждение устава в каждом конкретном случае - прерогатива конкретных частных лиц-учредителей (участников) (см. ст. 52, п. 2 ст. 89, п. 3 ст. 98 ГК и др.)*(79) .

    Обыкновения . Обычаи, применение которых не санкционировано государством, не являются формой права и не обладают юридической нормативностью, тем не менее могут использоваться в процессе правового регулирования. Такие обычаи называются "обыкновения". Правило обыкновения опирается на обычную сложившуюся в обороте практику взаимоотношения "средних и абстрактных контрагентов". Поскольку такая практика неофициальна, обыкновения используются только как способ установления отсутствующих в договоре сведений, как "индикатор" типичных взаимоотношений большинства контрагентов. Применимость обыкновения зависит от его восприятия участниками конкретного договора (а от этого - и правоприменителем), а раз так, обыкновение должно быть известно контрагентам. Только при условии прямого или косвенного его восприятия (т.е. если договор отсылает к обыкновению, по существу делая его условием договора, либо подразумевает или, по крайней мере, не исключает возможности его использования) соответствующее правило приобретает индивидуальное правовое значение и обязательность.

    В законодательстве Российской Федерации категория "обыкновение" не расшифровывается и не упоминается, скрываясь в ст. 309 ГК под собирательным понятием "иных обычно предъявляемых требований". Напротив, п. 2 ст. 1-205 UCC*(80) определяет торговое обыкновение как любую практику или порядок деловых отношений, соблюдение которых в тех или иных местах, профессии или сфере деятельности носит настолько постоянный характер, что оправдывает ожидание их соблюдения также и в связи с данной сделкой. А поскольку соглашение - это фактически совершённая сделка, наличие которой вытекает из заявлений сторон или иных обстоятельств, в том числе торговых обыкновений (см. п. 3 ст. 1-201 UCC), торговое обыкновение - явление, неразрывно связанное с соглашением сторон (т.е. договором).

    И правовой обычай, и обыкновение - правила, созданные самой жизнью: публичные органы могут лишь придавать официальный характер некоторым обычным правилам, в частности, посредством их обработки (обобщения и документирования в целях унификации), санкционирования и тем самым перевода из разряда обычаев простых в разряд обычаев правовых, наконец, учета и использования при разработке правил национальных нормативных правовых актов и международных нормативных договоров. Противопоставление правовых обычаев и обыкновений не абсолютно*(81) .

    В международных актах за упоминаниями об обычаях нередко фактически скрываются обыкновения в том смысле этого термина, как он понимается в российском праве. "1) Стороны, - сказано, например, в ст. 9 Венской конвенции, - связаны любым обычаем, относительно которого они договорились... 2) При отсутствии договоренности об ином считается, что стороны подразумевали применение к их договору или его заключению обычая, о котором они знали или должны были знать и который в международной торговле широко известен и постоянно соблюдается сторонами в договорах данного рода в соответствующей области торговли". Первое правило воспроизведено дословно, второе - в измененном виде в ст. 1.8 Принципов УНИДРУА*(82) (зависимость применения которых от наличия волеизъявления сторон трактуют по-разному*(83) ).

    К тому же одно и то же правило в одном государстве может быть обычаем, в другом - обыкновением, а иногда выбор между обычаем и обыкновением и вовсе лишен смысла. Так, подготовленный МТП Инкотермс*(84) можно признать за сборник обыкновений, поскольку его ст. 22 предусматривает: "Коммерсанты, желающие использовать настоящие правила, должны предусматривать, что их договоры будут регулироваться положениями Инкотермс 1990 г.". Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ эта позиция была подтверждена ив отношении судов*(85) . И все же зависимость применения Инкотермс от отсылки к нему договора нередко игнорируется, а в отдельных случаях он и вовсе возведен в ранг закона; кроме того, если договор содержит отсылку к этим правилам, они становятся условиями договора и уже нет надобности выяснять вопрос о их соответствии обычаям и обыкновениям*(86) .

    Известны случаи, когда обычай (например, торговый обычай в английском праве) не носит нормативного характера и понимается с точки зрения подразумеваемых условий договора, т.е. более соответствует понятию обыкновения*(87) .

    Заведенный порядок . Если обыкновение покоится на практике взаимоотношения "средних и абстрактных контрагентов", распространенной в гражданском обороте, то особенности взаимоотношения конкретных контрагентов в рамках определенных договорных связей, также имеющие юридическое значение, принято именовать заведенным порядком (course of dealing). В п. 1 ст. 1-205 UCC заведенный порядок имеет вполне определенную трактовку и понимается как единообразие предшествующего поведения контрагентов сделки, которое по справедливости может рассматриваться как устанавливающее общую основу взаимопонимания при толковании употребляемых ими выражений и действий.

    Российский законодатель опять-таки не расшифровывает сущность заведенного порядка и даже не использует этот термин. Заведенный порядок скрывается в ст. 309 ГК за собирательным понятием "иных обычно предъявляемых требований" и в ст. 438 ГК за понятием "прежние деловые отношения сторон". Кстати, в п. 3 ст. 18 Венской конвенции он именуется "практикой, которую стороны установили в своих взаимных отношениях".

    Заведенный порядок, пишет Е.А. Суханов, не обязательно составляет какой-либо обычай или обыкновение*(88) , а его установление, подчеркивает И.С. Зыкин, вовсе не означает необходимости автоматического применения: последнее возможно только в том случае, если контрагенты имели соответствующее намерение*(89) . Этим заведенный порядок схож с обыкновением; кроме того, подобно обыкновениям, он не является формой права и представляет собой способ установления сведений, отсутствующих в договоре, с той лишь разницей, что за основу здесь берется не "средний стандарт", а "конкретный".

    Наиболее удачный заведенный порядок, сложившийся на индивидуальном уровне, может восприниматься другими участниками гражданского оборота и тем самым влиять на формирование обыкновений (т.е. явления более широкого по кругу лиц действия), которые, в свою очередь, через государственное санкционирование их применения способны трансформироваться в правовые обычаи (высшую форму обычных правил) или воплощаться в правилах нормативных правовых актов.

    Основные выводы . Все приведенное выше позволяет сделать общий вывод о том, что процесс регулирования гражданских (частных) отношений обеспечивают нормативные (публичные) и иные (частные) регуляторы, которые имеют следующую иерархию (приводится в порядке приоритетности).

    1. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации как источники международного публичного права и неотъемлемая часть правовой системы России.

    2. Императивные нормы гражданского законодательства.

    3. Индивидуальные (ненормативные, частные) акты, к которым непосредственно примыкают обыкновения и заведенный порядок - правила, которые покоятся соответственно на практике взаимоотношения "средних (абстрактных)" или "данных конкретных" контрагентов и позволяют установить (восполнить) отсутствующие в договоре сведения, только если эта практика воспринята участниками договора.

    4. Правовые обычаи "против закона" (главным образом торговые обычаи, которые изменяют или отменяют диспозитивные законодательные нормы).

    5. Диспозитивные нормы гражданского законодательства.

    6. Правовые обычаи "в дополнение к закону" (главным образом торговые обычаи, которые действуют при отсутствии законодательной нормы или условия договора).

    7. Аналогия, существующая в виде более приоритетной аналогии гражданского закона и аналогии права.

    Гражданское законодательство и ненормативные (частные) регуляторы гражданских отношений

    Индивидуальные акты. Индивидуальными актами, регулирующими гражданские отношения, являются разнообразные договоры, уставы, а также другие внутренние (корпоративные) документы. Особенность индивидуальных актов состоит в том, что они:

    принимаются не компетентными государственными органами, а самими участниками гражданского оборота для самостоятельного регулирования отношений - внутренних и (или) внешних;

    устанавливают правила, обязательность которых ограничивается кругом соответствующих участников;

    в механизме гражданско-правового регулирования являются не правовыми нормами, а юридическими фактами*(78).

    Отмеченное исключает нормативный характер индивидуальных актов, а вместе с этим препятствует их признанию в качестве формы права. Этот вывод не колеблет тот очевидный факт, что на современном этапе роль договорного регулирования общественных отношений значительно усилилась в ущерб их нормативному регулированию: регулирование частных отношений отнюдь не связано безусловно с необходимостью признания соответствующего регулятора в качестве формы (источника) права.

    Договор - наиболее распространенный индивидуальный акт. В гражданском законодательстве он определяется как юридический факт и признается соглашением двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (см. п. 1 ст. 420 ГК). Всякий договор как юридический факт состоит из ряда условий, которые образуют его содержание и являются обязательными для сторон. Условия договора определяются по усмотрению сторон (свобода договора), кроме тех случаев, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами. Таким образом, всякий договор должен соответствовать императивным правилам законодательства во избежание неблагоприятных последствий для него же самого (признания его незаключенным или недействительным полностью или в части), но он может изменять или отменять диспозитивные правила законодательства (см. п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК). Среди всех условий договора особое значение имеют существенные условия (п. 1 ст. 432), согласование которых является необходимым для всех договоров и достаточным для заключения большинства договоров, поскольку некоторые договоры для их заключения требуют также передачи имущества или государственной регистрации (см. ст. 433 ГК).

    Договор - специфическое правовое средство, опосредующее индивидуальные взаимоотношения участников гражданского оборота, имеет значение только для конкретных контрагентов и безразличен для третьих лиц, за отдельными изъятиями (см., например, ст. 430 ГК). Договор не является формой (источником) права и не обладает юридической нормативностью. И все же некоторым договорам отдельные черты нормативности присущи. Так, условия договора присоединения определяются одной стороной и, выступая для другой стороны в качестве своеобразной заранее установленной нормы, могут быть приняты ею не иначе как путем присоединения к предложенному варианту договора в целом (ст. 428 ГК). Учитывая, однако, что присоединение - отнюдь не исключительная методика заключения гражданских договоров, а разработчиками формуляров и стандартных форм всегда выступают сами участники гражданского оборота, тогда как их потенциальные контрагенты могут, но вовсе не обязаны присоединяться к существующему варианту договора (а присоединившись, имеют право на защиту от явной его обременительности - см. п. 2 ст. 428 ГК), возможные проявления нормативности в некоторых гражданских договорах недостаточны для признания гражданского договора формой права.

    Другим распространенным случаем индивидуального акта является устав юридического лица. Закон формулирует требования к учредительным документам юридического лица вообще и к уставу в частности (т.е. устанавливает круг вопросов, которые должны найти свое отражение), однако разработка и утверждение устава в каждом конкретном случае - прерогатива конкретных частных лиц-учредителей (участников) (см. ст. 52, п. 2 ст. 89, п. 3 ст. 98 ГК и др.)*(79).

    Обыкновения. Обычаи, применение которых не санкционировано государством, не являются формой права и не обладают юридической нормативностью, тем не менее могут использоваться в процессе правового регулирования. Такие обычаи называются "обыкновения". Правило обыкновения опирается на обычную сложившуюся в обороте практику взаимоотношения "средних и абстрактных контрагентов". Поскольку такая практика неофициальна, обыкновения используются только как способ установления отсутствующих в договоре сведений, как "индикатор" типичных взаимоотношений большинства контрагентов. Применимость обыкновения зависит от его восприятия участниками конкретного договора (а от этого - и правоприменителем), а раз так, обыкновение должно быть известно контрагентам. Только при условии прямого или косвенного его восприятия (т.е. если договор отсылает к обыкновению, по существу делая его условием договора, либо подразумевает или, по крайней мере, не исключает возможности его использования) соответствующее правило приобретает индивидуальное правовое значение и обязательность.

    В законодательстве Российской Федерации категория "обыкновение" не расшифровывается и не упоминается, скрываясь в ст. 309 ГК под собирательным понятием "иных обычно предъявляемых требований". Напротив, п. 2 ст. 1-205 UCC*(80) определяет торговое обыкновение как любую практику или порядок деловых отношений, соблюдение которых в тех или иных местах, профессии или сфере деятельности носит настолько постоянный характер, что оправдывает ожидание их соблюдения также и в связи с данной сделкой. А поскольку соглашение - это фактически совершённая сделка, наличие которой вытекает из заявлений сторон или иных обстоятельств, в том числе торговых обыкновений (см. п. 3 ст. 1-201 UCC), торговое обыкновение - явление, неразрывно связанное с соглашением сторон (т.е. договором).

    И правовой обычай, и обыкновение - правила, созданные самой жизнью: публичные органы могут лишь придавать официальный характер некоторым обычным правилам, в частности, посредством их обработки (обобщения и документирования в целях унификации), санкционирования и тем самым перевода из разряда обычаев простых в разряд обычаев правовых, наконец, учета и использования при разработке правил национальных нормативных правовых актов и международных нормативных договоров. Противопоставление правовых обычаев и обыкновений не абсолютно*(81).



    В международных актах за упоминаниями об обычаях нередко фактически скрываются обыкновения в том смысле этого термина, как он понимается в российском праве. "1) Стороны, - сказано, например, в ст. 9 Венской конвенции, - связаны любым обычаем, относительно которого они договорились... 2) При отсутствии договоренности об ином считается, что стороны подразумевали применение к их договору или его заключению обычая, о котором они знали или должны были знать и который в международной торговле широко известен и постоянно соблюдается сторонами в договорах данного рода в соответствующей области торговли". Первое правило воспроизведено дословно, второе - в измененном виде в ст. 1.8 Принципов УНИДРУА*(82) (зависимость применения которых от наличия волеизъявления сторон трактуют по-разному*(83)).

    К тому же одно и то же правило в одном государстве может быть обычаем, в другом - обыкновением, а иногда выбор между обычаем и обыкновением и вовсе лишен смысла. Так, подготовленный МТП Инкотермс*(84) можно признать за сборник обыкновений, поскольку его ст. 22 предусматривает: "Коммерсанты, желающие использовать настоящие правила, должны предусматривать, что их договоры будут регулироваться положениями Инкотермс 1990 г.". Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ эта позиция была подтверждена ив отношении судов*(85). И все же зависимость применения Инкотермс от отсылки к нему договора нередко игнорируется, а в отдельных случаях он и вовсе возведен в ранг закона; кроме того, если договор содержит отсылку к этим правилам, они становятся условиями договора и уже нет надобности выяснять вопрос о их соответствии обычаям и обыкновениям*(86).

    Известны случаи, когда обычай (например, торговый обычай в английском праве) не носит нормативного характера и понимается с точки зрения подразумеваемых условий договора, т.е. более соответствует понятию обыкновения*(87).

    Заведенный порядок. Если обыкновение покоится на практике взаимоотношения "средних и абстрактных контрагентов", распространенной в гражданском обороте, то особенности взаимоотношения конкретных контрагентов в рамках определенных договорных связей, также имеющие юридическое значение, принято именовать заведенным порядком (course of dealing). В п. 1 ст. 1-205 UCC заведенный порядок имеет вполне определенную трактовку и понимается как единообразие предшествующего поведения контрагентов сделки, которое по справедливости может рассматриваться как устанавливающее общую основу взаимопонимания при толковании употребляемых ими выражений и действий.

    Российский законодатель опять-таки не расшифровывает сущность заведенного порядка и даже не использует этот термин. Заведенный порядок скрывается в ст. 309 ГК за собирательным понятием "иных обычно предъявляемых требований" и в ст. 438 ГК за понятием "прежние деловые отношения сторон". Кстати, в п. 3 ст. 18 Венской конвенции он именуется "практикой, которую стороны установили в своих взаимных отношениях".

    Заведенный порядок, пишет Е.А. Суханов, не обязательно составляет какой-либо обычай или обыкновение*(88), а его установление, подчеркивает И.С. Зыкин, вовсе не означает необходимости автоматического применения: последнее возможно только в том случае, если контрагенты имели соответствующее намерение*(89). Этим заведенный порядок схож с обыкновением; кроме того, подобно обыкновениям, он не является формой права и представляет собой способ установления сведений, отсутствующих в договоре, с той лишь разницей, что за основу здесь берется не "средний стандарт", а "конкретный".

    Наиболее удачный заведенный порядок, сложившийся на индивидуальном уровне, может восприниматься другими участниками гражданского оборота и тем самым влиять на формирование обыкновений (т.е. явления более широкого по кругу лиц действия), которые, в свою очередь, через государственное санкционирование их применения способны трансформироваться в правовые обычаи (высшую форму обычных правил) или воплощаться в правилах нормативных правовых актов.

    Основные выводы. Все приведенное выше позволяет сделать общий вывод о том, что процесс регулирования гражданских (частных) отношений обеспечивают нормативные (публичные) и иные (частные) регуляторы, которые имеют следующую иерархию (приводится в порядке приоритетности).

    1. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации как источники международного публичного права и неотъемлемая часть правовой системы России.

    2. Императивные нормы гражданского законодательства.

    3. Индивидуальные (ненормативные, частные) акты, к которым непосредственно примыкают обыкновения и заведенный порядок - правила, которые покоятся соответственно на практике взаимоотношения "средних (абстрактных)" или "данных конкретных" контрагентов и позволяют установить (восполнить) отсутствующие в договоре сведения, только если эта практика воспринята участниками договора.

    4. Правовые обычаи "против закона" (главным образом торговые обычаи, которые изменяют или отменяют диспозитивные законодательные нормы).

    5. Диспозитивные нормы гражданского законодательства.

    6. Правовые обычаи "в дополнение к закону" (главным образом торговые обычаи, которые действуют при отсутствии законодательной нормы или условия договора).

    7. Аналогия, существующая в виде более приоритетной аналогии гражданского закона и аналогии права.



    Просмотров