Значения в системе здравоохранения и. Здравоохранение. На что имеет права гражданин
Социология как наука об обществе
Прежде всего, необходимо выяснить: что такое социология как наука выяснить структурные компоненты и уровни социологических знаний; определить основные функции социологии.
Социология - молодая наука, которая изучает наиболее сложный, изменчивый объект - человеческое общество, его структуру, законы развития, поведение человека. Это и наука, формирует и утверждает взгляд на гражданское общество как взаимосвязанную целостность, которая постоянно находится в состоянии изменчивости и развития. Именно эта наука выясняет место и функции каждого социального явления и процесса, дает людям нужны ориентиры, помогает понять обстоятельства жизни, которые их окружают в безграничном процессе человеческих отношений. Физики, химики, биологи, кажется, знают тайны Вселенной, а социологи продолжают спорить о том: что такое общество, которое оно, почему постоянно меняется, усложняется, приобретает новые формы?
Проявления действия социологической науки мы нередко наблюдаем, она для нас не вполне новым феноменом. В последнее время стали очень популярными опрос населения по различным проблемам. С одной стороны, с развитием рыночных отношений не только в экономической сфере, но и в других (политика, культура и т. Д.) Происходит стремительный процесс появления социальных заказов на подобного рода исследований. их можно отнести к сфере маркетинговых исследований (товарный маркетинг, политический, социальный). Хотя и большинство такого рода "исследований" достаточно мало имеет общего с социологией, применяет только ее инструментарий. Это своего рода рекламные и маркетинговые мероприятия многих фирм и компаний, часто проводятся на недостаточном профессиональном уровне, чем и дискредитируют эту науку.
Но не только "социологическим опросам" определяется и определяется эта наука. Социология включает в себя «теорию» общества, выступает как теория и методология всех других общественных и гуманитарных наук. Все общественные науки, которые изучают различные аспекты жизни и деятельности общества, всегда содержат в себе так называемый "социальный аспект", то есть закономерности, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни, реализуются через деятельность людей. Социологию определяют как универсальную науку об обществе. Техника и методика изучения деятельности людей, методы социального измерения, разработанные социологией, необходимы и используются всеми другими общественными науками. Кроме того, сложилась целая система исследований, проводимых на стыке социологии и других наук. Эти исследования получили название "социальных исследований" (социально-экономические, социально-политические, социально-демографические и др.). (Таким же образом построена структура отраслевой социологии »).
Социология имеет много общего с различными общественными и другими дисциплинами. С одной стороны, она отражает социальную философию и историю философских учений, с другой стороны - она, на первый взгляд, очень много имеет общего с журналистикой (именно о методах сбора информации) и психологией. Иногда ее трудно отличить от статистики, демографии, математики. Для тех, кто впервые сталкивается с ней, оно так и выглядит.
Перейдем же к обзору структуры социологических знаний.
Первое подразделение - социологическая теория - дает общее представление о социологии как науке, определяет ее предмет, структуру и круг основных задач, то есть функций, определяется место социологии в системе общественных наук и ее практическая значимость. Далее начинается изучение общества по формированию отдельной личности и ее "погружения" в океан общественной жизни. Все это можно отнести к социализации личности, приобретение (освоение) ею социальных признаков и черт, которые помогают человеку жить и действовать в обществе. Рассматривается взаимосвязь личности, общества и культуры. Большое внимание уделяется и механизма социальных и межиндивидуальных взаимоотношений - социальным связям и отношениям, институциональным связям как наиболее необходимых и главных.
В разделе о социальных общности и социальной структуре идет речь об особенностях создания и функционирования групп, общностей, а также о механизме ее конфигурации и ранжирования по каждому. Социальная стратификация и социальная мобильность являются основными измерениями развития общества. Кроме того, социология объясняет и различные процессы и явления, которые происходят как в сфере поведения групп, так и в достаточно больших общностях и характеризует многообразие общественного развития.
Хотя социология - как самостоятельная наука - появилась в конце ХVШ - начале XIX в., Она считается довольно молодой и относительно недавно ее начали широко внедрять в образовательную сферу общества. Знания об обществе зарождались с давних времен. В своих философских размышлениях мыслители и Античности, и Средневековья достаточно много уделяли внимания изучению общественной жизни. Однако это знание мало достаточно мировоззренческий, мистический характер и не содержало элементов научности, "истинности". Только с формированием нового класса - буржуазии, с новыми общественными отношениями, знания об обществе начало приобретать тех элементов, на которых и базируется современная общественная наука. Именно этот аспект и изучает история социологии. Раздел истории становления и развития социологии содержит данные о возникновении, основные этапы развития и исторические формы и направления социологического знания. История социологии изучает то, как знания об обществе виокреслюються с многомерности человеческого опыта и приобретают форму эмпирически (практически) обоснованной научной теории. История социологии делится на несколько подразделов, где описываются:
■ становления социологии как науки;
■ основные течения и направления развития социологии в XIX и XX вв.;
■ развитие мировой социологии XX в., Основные современные парадигмы;
■ основные направления развития российской и отечественной социологической мысли.
Достаточно весомым разделом в структуре социологического знания является методология социологического исследования и методы сбора и анализа социологической информации, где дается изложение о:
■ программирования социологического исследования, его этапы и процедуры;
■ организацию, процедуры и особенности исследования;
■ основные методы сбора информации (опрос: анкетный, интервью, экспертное, метод наблюдения; эксперимент; социометрические и психологические методики, метод анализа документов и др.).
Именно в этой области социология напоминает журналистику и наиболее сталкивается со статистикой и математикой.
Последний подразделение в структуре социологического знания повествует об отраслях и направлениях развития социологии. Социология делится на отдельные пидтеории, которые изучают основные формы и виды деятельности людей, теории, возникающие на границе социологии и других дисциплин. В дальнейшем нашем курсе всего внимания уделяется изучению социологии труда, быта, экономической социологии, социологии политики, общественных движений, общественного мнения, социологии права, социологии воспитания и др.
Социология в переводе с латыни означает "наука об обществе" или "учение об обществе», или, иначе говоря, вся общественная наука (обществоведение). Социология - наука о законах становления и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. На первый взгляд, социолог изучает индивиды и группы. Но это не совсем так. Он изучает связи, которые создают эти различные группы. Индивид и группа - это совокупность связей, особых, социальных, которые порождают сложные социальные структуры: лицо, общество, культуру, государство, право, мораль, науку, семью и т. Д.
Таким образом, социология - это универсальная, всеобщая наука об обществе. Конечно, объектом изучения многих наук является человек, его деятельность (экономическая, историческая, политическая, культурологическая, психологическая, демографическая и др.), Общество в целом, но все они изучают общество только в определенной сфере отношений (экономических, политических, культурных и т.п.). Социология изучает общество как целостный организм во всех взаимосвязанных структурах и сферах.
Социология имеет свой чисто социологический подход, отличный от вышеуказанных наук, а именно: общество рассматривается как функционирующая система во всех сферах, проявлениях жизни. Эта система имеет структуры, институты, включает в себя общественные группы, действия конкретных лиц, которые имеют свои цели, интересы и потребности. При таком подходе человек - не какой-то абстрактной моделью.
Как и любая наука, социология обладает собственным предметом и конкретными методами исследования и занимает в системе научного знания четко определенное место. Она является универсальной всеобщей, всеобъемлющей наукой о человеке.
Объектом социологического познания является современное общество (данная реальность, которая является определенным фрагментом объективного мира).
Предмет социологии - это связи и отношения между людьми. Предмет изучения социологии, как и любой науки, - это не просто какое-то явление или процесс объективного мира, а результат теоретического обоснования, это воспроизведение эмпирической реальности на абстрактном уровне путем выявления существенных закономерных связей и отношений этой реальности. Ряд социологов (в частности, известный польский ученый Ян Щепанський) считает, что предметом социологических исследований является явления и процессы возникновения различных форм общественной жизни, структуры и разновидности различных форм человеческих общностей, силы, которые объединяют и разрушают эти общности, изменения и преобразования, что в них происходят. Зарубежные авторы по-разному высказываются относительно предмета социологии, но наиболее общепринятым является понимание, что социология - это научное исследование общества и социальных отношений, и оно опирается на данные или факты реального мира. По мнению отечественных социологов, социология как наука изучает реальную общественное сознание, во всем ее противоречивом развития - деятельность, поведение людей, которые выступают как воплощение потребностей, интересов, ценностей, знаний, установок, зафиксированных в реальной сознания, и условия, в которых развиваются и осуществляются реальная сознание, деятельность и поведение людей.
Социология изучает общественные системы в их функционировании и развитии. Общество настолько сложный объект, одной науке его изучить не под силу. Внутренний мир человека изучает психология. Поведение человека в непосредственной среде изучает социальная психология - стык социологии и психологии. И, конечно, социальный психолог способен объяснить причины изменений в общественной жизни. В зависимости от сферы деятельности человека, каждая общественная наука изучает эту сферу: политика - политическая наука, экономику - политическая экономия, культурное развитие - культурология, правовую деятельность - правовые науки, историческое развитие - история и т. Д. Но в этих науках есть нечто общее, а именно: они изучают деятельность человека, общества.
Представители различных наук по-разному воспринимают один и тот же объект. Так, если взять семью или любую организацию, коллектив как объект анализа, то, скажем, экономиста, прежде всего, будет интересовать ее бюджет - доходы-расходы; юриста - права и обязанности каждого члена семьи или коллектива; демографа - дитнисть, поло-возрастная структура семьи; психолога - разные типы личности, мотивы; политолога - восприятие политических процессов, отношение к ним и т. д. И только социолог возьмет все эти факторы во внимание в их совокупности и поставит ключевое фундаментальный вопрос: "какая сплоченность этой группы, как и почему она существует?". Социология рассматривает такую группу как систему, целостный организм с разных позиций.
Специфика социальных отношений заключается в том, что они выступают существенным аспектом всех видов общественных отношений: экономических, политических, идеологических и т. Д. В отличие от большинства наук, изучающих отдельные подструктуры общества, отдельные виды отношений, социология изучает общество как целостность, как целостный функционирующий социальный организм, развивается.
Понятие "общество" на бытовом уровне ассоциируется с понятиями: страна, государство, общество. Но эти понятия следует различать. Страна - это часть мира или территория, очерченная определенным рубежом, которая пользуется государственным суверенитетом. Государство - это политическая организация данной страны, которая требует определенного типа режима власти. Общество - социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура.
Итак, предметом изучения социологии является общество как целостный организм, его свойства, стороны, социальные механизмы его функционирования и развития. Общество - это продукт взаимодействия людей, и цель социолога - получить достоверную истинную картину его, выявить и изучить современные имеющиеся и потенциальные общественные проблемы с целью их дальнейшего решения. Современное общество - это, своего рода, система, которая состоит из отдельных уровней социальных групп и их связей, и рассматривается с таких позиций:
■ фундаментальный уровень формирования организации общества - это человечество в целом, которое составляет свои интересы как единая цивилизация;
■ социальные институты - устойчивые, организованные формы совместной деятельности людей;
■ классы, группы, общности, слои, круги;
■ уровень отдельного индивида, личности, поскольку для социологии сама личность является предметом изучения - как субъект и объект социальных отношений.
Все они связаны с различными сферами общественных отношений (экономической, политической, культурной и т.д.).
На рис. 1 показано социальные уровне общества в сферах общественных отношений.
Рассматривая предмет и объект социологии, мы употребили термин "социальное", что выступает корнем всей социальной науки. Как следует его понимать? Как уже указывалось, социология выделяет и изучает социальные отношения между людьми и группами, действующими в данной сфере. Социальная группа представляет собой связь индивида и общества. Один и тот же индивид входит в различные социальные группы, нации, трудовой коллектив и т. Д. Он занимает в них разное положение и выполняет различные роли. Перераспределение и комбинирования статусов и ролей осуществляется благодаря специфической, а качества, "обладателем" и "носителем" которой является индивид - личность. Суть последней, как известно, характеризуется совокупностью социальных отношений. Отсюда следует, что, рассматривая социальную сферу, социология рассматривает вместе с тем и личность, его потребности, интересы, ценности, позиции, ее многочисленные связи с другими индивидами, его образ жизни. А социальная связь - это первая и необходимое условие существования общественной жизни. Наличие взаимодействия людей, взаимоотношений, взаимодействующих групп является основой для "построения" определение термина "социальное".
"Социальное" означает не что иное, как определенное качество, характеристику, которая определяет и идентифицирует взаимодействие различных обобществленных людей, способ этого взаимодействия. Каждый из нас в процессе жизнедеятельности является носителем многих характеристик, ролей, которые проявляют, идентифицируют человека. Каждый человек выполняет множество функций, прав, обязанностей в отношении друг к другу. Так, например, возьмем близкую для нас категорию «студент». Это одна из характеристик определенного лица. На первый взгляд, звучит обобщенно, абстрактно, но: это может быть студент "нашего" вуза, экономического вуза, столичного вуза, престижного вуза (по всех остальных вузов). Кроме того, "студент" для кого-то сыном или дочерью, братом или сестрой, отцом или матерью, младшим или старшим, представителем определенной национальности, работником какого-то учреждения, спортсменом, болельщиком, специалистом в определенной области, членом определенной организации и т. др. Таким образом, он проявляет себя благодаря этим характеристикам в деятельности в отношении к другим людям.
"Социальное" - от латинского "socialis" - совместный, товарищеский, общественный, - центральная категория социологии. Это понятие служит для определения сути общественной жизни, отражение специфики социальной формы движения материи. В широком смысле, социальное означает все то, что принадлежит к обществу вообще, в отличие от природного. В узком смысле, социальное означает сторону общественных отношений, из которых состоит общество и касается отношений людей друг к другу и к обществу. Если прибегнуть к более глубокому раскрытию этих значений, то следует сказать, что категория социальное отражает особую объективную и субъективную реальность, которая создается людьми непосредственно через бытие в сообществах. Эта реальность сочетает в себе черты, действия, поступки людей, взаимоотношения между ними, кстати, нормы, ценности, знаки, символы, смыслы и их значения.
Можно выделить несколько основных черт, характеризующих специфику социального:
■ это общее качество, которое присуще различным группам индивидов и является результатом интеграции ими тех или иных качеств общественных отношений;
■ оно отражает взаимное положение индивидов и их групп;
■ оно является результатом совместной деятельности различных индивидов, проявляется в их общении и взаимодействии;
На основании вышеприведенного можно дать такое определение социологии: это - наука о тенденции, законы функционирования и развития социальных систем (человек в деятельности как система, общие групповые организационные действия людей как система, процессы и явления в глобальном обществе как система). (Но ни трактовки социологии не является исчерпывающим, ключевым, вследствие характерного для нее разнообразие концепций и направлений).
Надо добавить, что социология, изучая общественную жизнь в тех или иных его формах и сферах, не ограничивается описанием и объяснением процессов социального развития. Она анализирует и указывает пути планомерной, целенаправленного воздействия на эти процессы. В этом выражается практическая направленность социологической науки, то есть ее обращенность к конкретным социальным проблемам, которые подлежат разрешению путем социального планирования и социального управления. Этот специфический "управленческий" ракурс социологической науки выражается в выработке научно обоснованных прогнозов и практических рекомендаций.
К началу XIX в. вышло на рубеж качественных преобразований во всех сферах его жизнедеятельности. В соответствии с закономерностями исторического развития в результате промышленной революции в экономической сфере утвердились буржуазные () отношения, основанные на частной собственности. Крупные изменения в политической сфере привели к ее серьезному реформированию: расширению демократии, прав граждан, появлению политических партий и общественных движений, выборам в парламент и т. п., изменилась социальная структура, возросла географическая и социальная мобильность людей, появились новые (трудовые, политические, правовые и др.), накапливаются ранее неизвестные социальные факты, требующие своего обоснования, для которого имеющейся научной базы было уже недостаточно. Попытки же объяснения социальных отношений, предпринимавшиеся в Древнем Египте, Китае, Индии, Греции, представляли собой лишь этико-философские трактаты о государственном устройстве и не могли решить столь сложную задачу.
Так, считал, что структура идеального государства (общества ) должна состоять из трех сословий : философов; воинов; крестьян и ремесленников. Аристотель одним из первых предпринял попытку описания социальной структуры реального общества. Он делил общество на три сословия: высшее, среднее и низшее , подчеркивая важность для стабильной жизни общества среднего сословия , утверждая, что средний достаток — из всех благ лучший. Аристотель считал государство, управляющее обществом, естественным образованием, цель которого — счастье граждан, но не отдельных граждан, а всего общественного организма. Формы правления разделяет на неправильные и правильные, ведущие к всенародному благу. Правильных форм, — считал он, — три: монархия, аристократия, полития (республика) . Многие из его социологических выводов и обобщений (особенно учение о среднем классе) не потеряли своей актуальности и по сей день.
В Средние века социологическая мысль развивалась в тесном взаимодействии с религией , поэтому объяснение социальной реальности, как правило, обосновывалось религиозными догмами. Некоторым мыслителям удавалось выйти за рамки традиционного религиозного учения о создании и устройстве общества и описать реальные социальные процессы и отношения своего времени. Например, итальянский монах Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274) объяснял рост социального неравенства и усложнение социальной структуры общества развитием ремесленного производства и ростом торговых и ростовщических операций. При этом торговлю и ростовщичество он не считал греховными, в отличие от позиции официальной церкви.
Одним из первых представителей гражданской концепции социально-политической мысли является выдающийся мыслитель и политический деятель Н. Макиавелли (1469-1527) . В своих произведениях “Государь”, “О военном искусстве” и других он обосновывал идеи о том, что наука не должна заниматься построением идеальных форм государственного устройства, а должна исследовать реально существующие общества и государства . Макиавелли также считал, что форма правления государства во многом зависит от состояния общества.
Разложение феодальных отношений и развитие новых буржуазных отношений (XVII — XVIII вв.) способствовали выходу социальных концепций на новый уровень познания общества. В 1651 г. увидела свет книга известного английского философа Томаса Гоббса (1588-1679) “Левиафан” в которой он излагает концепцию общественного договора. Согласно этой концепции государство является не божьим промыслом, поэтому не может определить равные для всех налоги. Оно возникает на определенной стадии развития общества в результате совместной договоренности граждан для того, чтобы обеспечивать мир и порядок. Таким образом, был сделан первый шаг на пути к разграничению таких понятий, как общество и государство.
Развивая концепцию общественного договора, английский философ-просветитель,основоположник либерализма Джон Локк (1632-1704) впервые разделил такие понятия, как личность, общество и государство и провозгласил приоритет личности над обществом и государством. Дж. Локк рассматривал социально-политический процесс как развитие человеческого общежития от естественного состояния до гражданского общества, в котором роль государства сводится к защите естественных прав граждан на жизнь, свободу и собственность. Благодаря трудам Т. Гоббса и Дж. Локка, гражданское общество и личность выделяются в самостоятельные объекты социологических исследований. Одновременно возникает и развивается понимание приоритетности социальных отношений над всеми остальными.
В XVIII — начале XIX в . социологическая мысль находит свое дальнейшее развитие в трудах Ф.Бэкона, Ж.-Ж. Руссо, А. Гельвеция, Э. Канта, Сен-Симона, А. Кетле и др. В этот период (особенно в начале XIX в.) уже существовала объективная необходимость в создании новой науки для изучения нарождавшегося гражданского общества , была создана определенная теоретическая база, собрано значительное количество социальных фактов.
Так,Сен-Симон (1760-1825)в своих научных трудах уделял большое внимание исследованию промышленного производства и социальной структуры общества. Он считал,что политика такая же позитивная наука, как и физика, т. е. подлежит исследованию естественно-научными методами. По мнению Сен-Симона,благополучие народа зависит не столько от политического режима, сколько от форм собственности, способа производства и состояния (классовой структуры) общества.
В начале XIX в. франко-бельгийский ученый-математик Адольф Кетле (1796-1874)совершает настоящий прорыв в исследовании социальных фактов статистическими методами. Он разрабатывает математические(в том числе вероятностные)методы исследования социальной информации, используя корреляционный анализ, выявляет постоянные соотношения показателей. А.Кетле, по сути, одновременно с О. Контом приходит к идее создания новой науки об общественной жизни — социальной физики, — опираясь на социологические эмпирические исследования. Многие его идеи и конкретные разработки легли в основу эмпирической социологии.
Таким образом, к середине XIX в. вызрели экономические, социально-политические и теоретические предпосылки возникновения , становления и развития самостоятельной науки об обществе , опирающейся на конкретные жизненные факты.
Задание {{28}}
Работа М. Вебера "Протестантская этика и дух капитализма" - это пример исследования...
Теоретического
Лабораторного
Практического
Полевого
Задание {{29}}
Работа Э.Дюркгейма «Самоубийство» - это пример исследования...
Теоретического
Лабораторного
Практического
Эмпирического
Задание {{30}}
«Мятеж» как форму девиации рассматривал …
М. Вебер
Р. Мертон
К. Маркс
Задание {{31}}
Базовые социальные идеи в работах Т. Мора и Т. Кампанеллы – это …
Конкуренция и частная собственность
Эгоизм и гедонизм
Социальное равенство и общественная собственность
Индивидуализм и частный труд
Задание {{32}}
Западный социолог, который придерживался мнения, что все социальные взаимодействия подчинены принципу эквивалентности обмена – это …
М. Ковалевский
П. Сорокин
Дж. Хоманс
Б. Малиновский
Задание {{33}}
Материальное производство как фактор, определяющий сущность и развитие человеческой деятельности, был выделен в работах …
П. Бурдье
М. Вебера
К. Маркса
Г. Спенсера
Задание {{34}}
К теории «общественного договора» Т. Гоббса не относится принцип …
Беспристрастной защиты каждого в суде
Защиты частной собственности
Всеобщего равенства
Незыблемости договора
Задание {{35}}
К идеальным типам социального действия в теории М. Вебера относятся …
Эмоциональное действие
Логическое действие
Целерациональное действие
Аффективное действие
Задание {{36}}
Концепция социальной мобильности была разработана …
Н.Я. Данилевским
Н.К. Михайловским
М.М. Ковалевским
П.А. Сорокиным
Задание {{37}}
Работу периода античности написал …
Аристотель
А. Аврелий
Т. Гоббс
Августин Аврелий
Фома Аквинский
Задание {{39}}
Культурно-исторический тип, где «наука и технология», согласно концепции Н.Я. Данилевского, являлись ведущей сферой творческой активности – это …
Западно-европейский
Греческий
Китайский
Славянский
Задание {{40}}
Аристотель рассматривал как синонимы и отождествлял содержание понятий …
Общество и община
Общество и род
Общество и государство
Общество и семья
Задание {{41}}
Причиной фундаментальных социальных изменений в теории К. Маркса является …
Распространение демократии
Классовый конфликт
Развитие науки
Развитие рынка труда
Задание {{42}}
По мнении. П.А. Сорокина, революция является …
Обязательным элементом общественного развития
+ «великой трагедией», деформируют социальную структуру общества
- «локомотивом истории»
Результатом ошибочной политики правительства
Задание {{43}}
Представителем социально-психологического направления в социологии является …
Т. Парсонс
Э. Дюркгейм
Задание {{44}}
Социальное действие на основе сложившегося стереотипа поведения - это... действие
Целерациональное
Традиционное
Ценностно-рациональное
Задание {{45}}
Понятие "социальное действие" в научный оборот ввел...
Г.Зиммель
Т.Парсонс
П.Сорокин
Задание {{47}}
Основные постулаты структурно-функционального анализа:
Целостность общества
Функциональное единство
Универсальность функционализма
Постулат необходимости
Задание {{48}}
Социология как наука возникла в...
Задание {{49}}
Родоначальником социологии как науки является...
Г.Спенсер
Задание {{50}}
О.Конт был сторонником...
Позитивизма
Социал-механизма
Социал-дарвинизма
Задание {{51}}
Направление в социологии, ориентированное на исследование общества методами, аналогичными методам естественных наук, - это...
Позитивизм
Структурный функционализм
Этнометодология
Задание {{52}}
Социологическая школа, главным методом которой является анализ разговорных высказываний и обнаружение с их помощью неявных механизмов поведения, - это...
Феноменология
Символический интеракционизм
Этнометодология
Задание {{53}}
Концепция социального взаимодействия, согласно которой на поведение людей влияет то, как оно вознаграждается, - это...
Структурный функционализм
Теория обмена
Феноменология
Задание {{54}}
Первоначально О. Конт новую науку "социологию" назвал...
Социальной философией
Социальной физикой
Социальной биологией
Задание {{55}}
Э. Дюркгейм считал, что социология должна изучать...
Социальные факты
Социальные дефиниции
Задание {{56}}
В творчестве. . . были заложены основы структурно-функционального анализа
Г.Зиммеля, Ф.Тенниса, М.Вебера
К.Маркса, Ф.Энгельса
Э.Дюркгейма, Т.Парсонса, Р.Мертона
Р.Дарендорфа, Ч.Миглоса
Задание {{57}}
Социология оформилась как самостоятельная научная дисциплина в...
Первой половине XIX века
Первой трети XIX века
Последней трети XIX века
Эпоху Просвещения
Задание {{58}}
Историческим периодом, считающимся исходным хронологическим рубежом российской социологии, является...
Конец XVIII века
Конец XIX - начало XX века
Первая половина XIX века
Конец 60-х годов XIXвека
Задание {{59}}
Первым определил социологию как учение об обществе...
Э. Дюркгейм
Г. Спенсер
М. Вебер
Задание {{60}}
Понятие "идеального типа" ввел в социологию...
Р.Мертон
Ф.Теннис
Задание {{61}}
Установите соответствие между научными школами и социологами
L1: Г.Спенсер
R1: натурализм
L2: Г.Тард, Ч.Кули
R2: психологизм
L3: К.Маркс
R3: экономизм
L4: Э.Дюркгейм
R4: социологизм
R5: позитивизм
Задание {{62}}
Термину "позитивный" О. Конт придавал значения...
Реальное
Положительное
Полезное
Достоверное
Вредное
Необходимое
Задание {{63}}
Социологии Э. Дюркгейма свойственны...
Натурализм
Социальный реализм
Эволюционизм
Задание {{64}}
В творчестве Э. Дюркгема основное внимание сосредоточено на проблемах...
Конфликта
Сотрудничества
Солидарности
Самоубийства
Задание {{65}}
М. Вебер выделил виды деятельности...
Ценностное
Целерациональное
Целевое
Ценностно-рациональное
Аффективное
Традиционное
Задание {{66}}
Метод диалектического материализма развивал...
Р.Мертон
Задание {{67}}
М. Ковалевский развивал идеи...
Всемирно-исторических сравнений
Революции
Эволюции
М.Ковалевский
П.Сорокин
Задание {{69}}
Назовите социолога, который считал, что единого общества быть не может
М.Ковалевский
П.Сорокин
Т.Парсонс
Задание {{70}}
Т.Парсонс - это социолог...
Американский
Немецкий
Русский
Задание {{71}}
В социологии Т. Парсонса особое внимание уделено...
Эволюционизму
Конфликтологии
Структурно-функциональному анализу