«Пробочная» проблема или что такое реверсивное движение. Реверсивное движение пдд

Этимология латинского слова reversus предполагает движение в обратную сторону. Реверс - это и оборотная сторона монеты в нумизматике, и гарантированное письменное обязательство в юриспруденции, и удар в теннисе и даже денежный залог.

Реверсивная полоса - там, где направление имеет более интенсивное движение

Относительно дорожного движения реверс - это возможность передвигаться по полосе и в одном и в противоположном направлении. - понятие, которое для большинства автолюбителей знакомо только из ПДД.

На практике полноправных, со всеми знаками, светофорами и необходимой разметкой дороги с реверсивным движением в России сейчас - это шоссе Энтузиастов и Волгоградский проспект в Москве. Планируемый еще с 2011 года ввод реверсивного движения на Ярославском шоссе обещают запустить с конца ноября 2014 года. Опыт организации реверсивного движения есть в Самаре и Екатеринбурге.

В большинстве случаев реверсивное движение используется временно, на период проведения дорожных работ.

Регулируется оно либо временно устанавливаемыми светофорами, либо сотрудниками ДПС, либо самими дорожными рабочими.

Необходимость введение реверсивной полосы на дороге обусловлена повышенной интенсивностью движения, которое в различное время суток меняется с одного направления на другое. Утром из спальных районов все едут на работу, по вечерам - домой. Выделение полосы для направления с более в данное время суток помогает избежать многочасовых пробок.

Видеоурок о реверсивном движении

Организация реверсивной полосы движения

Кажущаяся простота в организации этого способа передвижения по дороге в реальности требует множества аналитических, организационных и иных проработок. Изучение дорожной обстановки позволяет выявить места максимального скопления автомобилей по времени суток. Это могут быть дороги с односторонним движением, сужающиеся дороги, тоннели, места скопления неправильно припаркованных автомобилей.

Согласно российским стандартам, для организации реверсивного движения необходимо:

  • установить дорожные знаки;
  • нанести разметку;
  • установить светофор.

Первостепенным для автомобилистов являются знаки начала и окончания реверсивного движения. Далее следуют светофор и разметка.

Дорожные знаки

Белая вертикальная стрелка на синем фоне с двумя наконечниками вверх-вниз означает . Такая же стрелка, перечеркнутая красной линией - окончание реверсивного движения. Белая горизонтальная стрелка с наконечниками вправо и влево означает выезд на полосу, где движение транспорта возможно как в одном, так и в другом направлении. Этот знак устанавливается над перекрестком, где движение пересекает дорога с реверсивным движением.

Специальные светофоры

Реверсивная полоса предполагает наличие специальных реверсивных светофоров

Специальные светофоры, координирующие движение на реверсивных дорогах, бывают двух типов:

  1. Первый вариант светофора представляет собой двойной дисплей с переключающимся красным крестиком на зеленую стрелку. Красный запрещает выезд на полосу, зеленый - разрешает движение.
  2. Второй состоит из трех составляющих, две из которых равнозначны предыдущему типу светофора, а третий - уводящая вниз вправо или влево желтая стрелка, означающая необходимость подготовки к перестроению на полосе. Направление желтой стрелки лишь информирует о желательности перестроения, но не обязывает к нему.

Дорожная разметка

Показателем того, какая именно из полос на магистралях является местом для реверсного движения, становится дорожная разметка. Она представляет собой двойную прерывающуюся линию, у которой разрыв линии в 3 раза короче, чем ее сплошная часть.

Сложность при таком движении заключена в возможных заносах разметки зимой или просто ее заезженностью, когда невозможно определить границы полосы. Отсутствие разметки равнозначно отсутствию полос.

Пересекать двойную прерывистую линию при отключенных светофорах возможно лишь в том случае, если она расположена справа от водителя.

Согласно правилам, при отсутствии светофора выезжать на полосу реверсивного движения запрещено.

Особенности движения

Как полоса повышенного риска возможного ДТП, дорога с реверсивным передвижением требует внимательного соблюдения всех правил.

Перестроение на полосу с реверсивным движением возможно в пределах видимости специального светофора, при его разрешающем сигнале. Смена сигнала на запрещающий в момент движения по полосе означает максимально быстрое перестроение на свою полосу. покинуть реверсивную полосу допустимо по ситуации, в любой удобный момент.

Выезд на реверсивную полосу при повороте налево возможен с любой попутной стороны, но закончить маневр необходимо в крайней правой полосе.

Особенность перекрестков с началом реверсивного движения заключается в необходимости перестроения в крайнюю правую полосу и при повороте направо. Даже в случае поворота налево на перекрестке, где реверсивная полоса движения заканчивается с правой стороны, и вы попадаете на дорогу с обычным движением, свое транспортное средство, согласно существующим правилам, вы обязаны после завершения маневра расположить в крайнем правом ряду. Именно это нарушение чаще всего фиксируется сотрудниками ДПС при выезде на дорогу с двусторонним движением.

Продолжать движение по реверсивной полосе дороги можно до знака об ее окончании. Далее следует привычная езда по существующим правилам.

«За» и «против»

В часы пик реверсивное регулирование сокращает время проезда на 20-40%

Такая, казалось бы, эффективная методика борьбы с пробками имеет как своих сторонников, так и оппонентов. На Западе такие полосы появились еще в начале ХХ века. Это привычное явление для Австралии, Северной Америки и Европы.

Проведенные норвежскими аналитиками исследования показали, что введение участков с реверсивным регулированием никак не влияет на количество дорожно-транспортных происшествий.

Американцами подсчитано, что в денежном эквиваленте эффект от экономии времени для каждого автомобилиста ежегодно составляет 329 000 $.

Украинский опыт введения реверсивных полос, где он активно используется в Киеве, вызывает массу дискуссий. Российская практика также показывает повышение аварийности на дорогах с реверсивным движением. Эксперименты с московской Тверской улицей служат тому подтверждением. Это, скорее всего, связано с менталитетом водителей, их уровнем подготовки и национальными особенностями.

Исследования, проведенные на самарских дорогах, показали, что в часы пик в зонах с реверсивным регулированием сокращение времени проезда сложного участка дороги составило 20-40%, а скорость увеличилась на 10 км/час. При этом общий поток автомобилей в обе стороны не увеличивается.

Основным критерием целесообразности введения реверсивного движения считаются регулярные «маятниковые потоки», когда интенсивность движения потока в одну сторону превышает количество машин во встречном направлении более чем на 500 ед./час. Обязательным условием является наличие 3-х и более полос.

Очевидная необходимость введения реверсивных полос требует от автовладельцев четкого соблюдения дорожных правил, понимания меры ответственности, дисциплины и самоконтроля.

Для однозначного определения эффективности внедрения реверсивных полос в России необходимо изучить возможность снижения уровня аварийности на таких участках, разработать ряд дисциплинирующих водителей мероприятий и оценить финансовую целесообразность введения полос реверсивного движения.

  • Новости
  • Практикум

Исследование: автомобильные выхлопы — не главный загрязнитель воздуха

Как подсчитали участники энергетического форума в Милане, более половины выбросов СО2 и 30% вредных для здоровья твёрдых частиц попадает в воздух вовсе не из-за работы двигателей внутреннего сгорания, а из-за отопления жилого фонда, сообщает La Repubblica. В настоящее время в Италии 56% построек относится к самому низкому экологическому классу G, причем...

Дороги в России: не выдержали даже дети. Фото дня

В последний раз этот участок, расположенный в небольшом городке Иркутской области, ремонтировали 8 лет назад. Дети, чьи имена не называются, решили исправить данную проблему самостоятельно, чтобы можно было кататься на велосипедах, передает портал «УК24». О реакции местной администрации на фотографию, которая уже стала настоящим хитом в сети, не сообщается. ...

АвтоВАЗ выдвинул в Госдуму собственного кандидата

Как сказано в официальном сообщении АвтоВАЗа, В. Держак проработал более 27 лет на предприятии и прошел все этапы становления карьеры - от рядового рабочего до мастера. Инициатива выдвижения представителя трудового коллектива АвтоВАЗа в Госдуму принадлежит коллективу предприятия и была озвучена 5 июня во время празднования дня города Тольятти. Инициативу...

В Сингапуре появятся беспилотные такси

Во время испытаний на дороги Сингапура выйдут шесть модифицированных Audi Q5, способных передвигаться в автономном режиме. В прошлом году такие автомобили беспрепятственно преодолели путь от Сан-Франциско до Нью-Йорка, сообщает Bloomberg. В Сингапуре беспилотники будут двигаться по трем специально подготовленным маршрутам, оборудованных необходимой инфраструктурой. Протяженность каждого маршрута составит 6,4 ...

Названы регионы России с самыми старыми автомобилями

При этом самый молодой автопарк числится в Республике Татарстан (средний возраст - 9,3 года), а самый старый - в Камчатском крае (20,9 года). Такие данные в своем исследовании приводит аналитическое агентство «Автостат». Как оказалось, помимо Татарстана, лишь в двух российских регионах средний возраст легковых автомобилей менее...

В Хельсинки запретят личные автомобили

Для того, чтобы воплотить столь амбициозный план в реальность, власти Хельсинки намерены создать максимально удобную систему, в которой границы между личным и общественным транспортом будут стёрты, сообщает Autoblog. Как рассказала специалист по транспорту мэрии Хельсинки Соня Хейккиля, суть новой инициативы довольно проста: у горожан должна быть...

Лимузин для президента: раскрыты очередные подробности

Сайт Федеральной патентной службой продолжает оставаться единственным открытым источником информации об «автомобиле для президента». Сначала НАМИ запатентовал промышленные модели двух автомобилей - лимузина и кроссовера, которые являются частью проекта «Кортеж». Затем намишники зарегистрировали промышленный образец под названием «Панель приборов автомобиля» (скорее всего, именно...

Внедорожник GMC превратили в спорткар

телье Hennessey Performance всегда славилось своим умением щедро добавлять дополнительных скакунов «прокачиваемому» автомобилю, но в этот раз американцы явно поскромничали. GMC Yukon Denali мог бы превратиться в настоящего монстра, благо, что 6,2-литровая «восьмерка» позволяет это сделать, но мотористы Hennessey ограничились достаточно скромным «бонусом», увеличив мощность мотора...

Московский каршеринг оказался в центре скандала

Как рассказал один из участников сообщества «Синие Ведерки», воспользовавшийся услугами «Делимобиля», компания в случае ДТП с участием арендованного автомобиля требует от пользователей компенсировать стоимость ремонта и дополнительно взимает штраф. Кроме того, автомобили сервиса не застрахованы по каско. В свою очередь представители «Делимобиль» на официальной странице в Facebook дали официальные...

В Петербурге угнали автомобиль без двигателя и крыши

По данным издания «Фонтанка.ру», в полицию обратился бизнесмен, который и рассказал, что из двора его дома на проспекте Энергетиков похитили зелёную ГАЗ М-20 «Победа», которая была выпущена еще в 1957 году и имела советские номера. По словам потерпевшего, машина вообще не имела мотора с крышей и предназначалась для реставрации. Кому потребовался автомобиль...

КАК выбрать подержанное авто, какой подержанный автомобиль выбрать.

Как выбрать подержанное авто Желающих купить автомобиль довольно много, однако не у всех есть возможность приобрести новенькую машину в салоне, именно поэтому стоит обратить свое внимание на подержанные автомобили. Их выбор – дело непростое, и порой, чтобы из всего многообразия...

Какие машины в 2018-2019 году чаще всех покупают в России

Количество автомобилей на дорогах РФ постоянно растет – факт, который подтверждаются ежегодным исследованием продаж новых и поддержанных моделей. Так, исходя из результатов проведенного исследования, которое может ответить на вопрос, какие машины покупают в России, за первые два месяца 2017 года...

Самые лучшие машины 2018-2019 года в разных классах: Хэтчбек, Внедорожник, Спорткар, Пикап, Кроссовер, Минивэн, Седан

Давайте рассмотрим передовые новинки российского автомобильного рынка, чтобы определить лучший автомобиль 2017 года. Чтобы это сделать, рассмотрим сорок девять моделей, которые распределяются по тринадцати классам. Итак, мы предлагаем только лучшие машины, поэтому ошибиться покупателю при выборе новой машины невозможно. Лучший...

Какую машину выбрать женщине или девушке

Автопроизводители выпускают сейчас огромное разнообразие автомобилей, и какие из них женские модели машин, определить удается не всегда. Современный дизайн стер границы между мужскими и женскими моделями автомобилей. И все же, есть некоторые модели, в которых женщины будут смотреться более гармонично, ...

КАК выбрать машину, Покупка и продажа.

Как выбрать машину Сегодня рынок предлагает покупателям огромный выбор машин, от которого просто разбегаются глаза. Поэтому прежде чем купить автомобиль, стоит учесть много важных моментов. В итоге, определившись с тем, что именно вы хотите, вы сможете выбрать авто, которое будет...

Какой седан выбрать: Almera, Polo Sedan или Solaris

В своих мифах древние греки рассказывали о существе, имеющем голову льва, туловище козы и змею вместо хвоста. «Крылатая Химера была рождена крохотным созданием. При этом она сверкала красотой Аргуса и ужасала уродством Сатира. Это было чудовище из чудовищ». У слова...

Самые дешевые автомобили в мире

Автомобили с низкой стоимостью всегда пользовались большим спросом среди людей с небольшим достатком. А ведь этот контингент всегда намного больше того, который может позволить себе эксклюзивные, дорогостоящие машины. Forbes: дешевые автомобили 2016 года Еще несколько лет назад весь мир считал, ...

На чем ездили звезды в 20 веке и сегодня?

Уже давно всем понимают, что автомобиль — это не просто средство для передвижения, а показатель статуса в обществе. По машине можно запросто определить к какому классу относится ее владелец. Это относится, как к простому человеку, так и к эстрадным звездам. ...

Какие цвета машин пользуются наибольшей популярностью

По сравнению с надежностью и техническими характеристиками, цвет кузова автомобиля является, можно сказать, мелочью – но мелочью достаточно важной. Когда-то цветовая гамма транспортных средств была не особенно разнообразной, но эти времена давно канули в лету, и сегодня к услугам автолюбителей представляется широчайший...

Рейтинг надежных машин 2018-2019 года

Надежность, безусловно, является наиглавнейшим требованием к автомобилю. Дизайн, тюнинг, любые «навороты» – все эти ультрамодные ухищрения по степени своей важности неизбежно меркнут, когда заходит речь о надежности транспортного средства. Машина должна служить своему владельцу, а не доставлять ему проблемы своими...

  • Обсуждение
  • Вконтакте

Вопрос загруженности дорог очень остро поставлен в городах-миллионниках, где есть большое количество транспортных средств. Одновременный выезд автомобилей на отдельный участок приводит к образованию заторов. Все это влечет за собой необходимость поиска выходов из сложившейся ситуации. Одним из вариантов разрешения этой проблемы является организация реверсивного движения.

Согласно ПДД, реверсивное движение предоставляет возможность по одной полосе двигаться в разные стороны. Такая необходимость вводится в час пик. Порядок направления регламентируется по времени.

Что такое реверсивное движение?

Чтобы разобраться с тем, что означает реверсивное движение, следует понимать - это вынужденная мера, направленная на то, чтобы разгрузить остальные полосы во время час пика. Движение по реверсивной полосе может изменяться на противоположное. Существует несколько способов регулировки такого движения. Необходимость введения реверсивного движения может возникать при проведении ремонта дорожного полотна. В таком случае обязанности по регулировке движения возлагаются на рабочих или сотрудников ГИБДД.

Преимуществом реверсивного движения является увеличение пропускной способности дорожного отрезка. В результате этого сокращается время преодоления отдельного участка дороги.

Особенности реверсивного движения

Дорога с реверсивным движением - это участок повышенного риска, на котором возрастает вероятность ДТП. Вследствие этого от водителя требуется максимальная концентрация внимания. Движение по реверсивной полосе может продолжаться до установленного знака, который будет свидетельствовать об окончании данного дорожного отрезка.

Очень осторожным следует быть при повороте направо и перестроении в крайний правый ряд на перекрестке с началом движение такого типа. Даже при условии необходимости поворота налево, где реверсивная полоса заканчивается с правой стороны, по завершении маневра следует расположиться в правом ряду. Несоблюдение этого момента чаще всего фиксируется дорожными инспекторами при выезде на дорогу с двойным движением.

Важно! Перестроение на полосу с реверсивным движением разрешено только в зоне видимости светофора. Маневр выполняется при работающем разрешающем сигнале.

При условии смены сигнала на светофоре во время непосредственного движения транспортного средства необходимо максимально быстро произвести перестроение на свою полосу. Если на светофоре включен запрещающий сигнал реверсивную полосу следует покинуть в любой удобный момент.

Что касается разворота с полосы реверсивного движения, то прямого запрета на выполнение таких действий в ПДД не указано. Однако там же отмечено, что при условии расположения линии 1.9 с правой стороны от водителя при включенных реверсивных светофорах её разрешено пересекать только тогда, когда линия разделяет полосы с разрешенным движением в одном направлении. Из этого следует вывод, что крайнюю левую разметку 1.9, отвечающую за разделение встречных потоков, нельзя пересекать ни при каких обстоятельствах.

Способы организации реверсивного движения

Правилами предусмотрена организация реверсивного движения различными способами. Наиболее значимым из них является установка соответствующего дорожного знака. Также для разрешения этого вопроса может использоваться дорожная разметка или светофоры.

Дорожная разметка

Полосы при реверсивном движении используются не слишком часто. Дороги с таким направлением выделяются двойной прерывистой линией , разрыв которой в три раза короче, чем её основная часть. Такой тип разметки называется 1.9.

Отдельных дорожных знаков, предусматривающих обозначение реверсивных полос, не предусмотрено. Данный момент существенно осложняет передвижение по такому участку дороги при заснеженной трассе или в том случае, если они с течением времени стерлись. А отсутствие разметки может свидетельствовать об отсутствии реверсивных полос.

При отсутствии светофоров и наличии реверсивных полос выезжать на них нельзя. Это обусловлено тем, что она расположена в центре дороги.

Светофоры

Реверсивная полоса движения также предполагает установку специальных светофоров . В ПДД отмечено, что для координирования направления полос движения, езда по которым может осуществляться в разные стороны, используются светофоры с зеленым сигналом в виде стрелы. Последняя направлена вниз. Также для этих целей используется светофор с красным X-образным сигналом.

Сигналы такого светофора актуальны не для всего перекрестка, а только для той полосы движения над которой он установлен. Помимо красного и зеленого может также использовать желтый сигнал, представленный в виде стрелки. Последняя направлена вниз по диагонали в левую или правую сторону. Значение такого сигнала отличается от традиционного круглого светофора. Если там он запрещает движение, то желтый сигнал реверсивного светофора свидетельствует о необходимости перестроиться на соседнюю полосу движения. Такой сигнал не запрещает движение. Поэтому перестраиваться на другую полосу можно до включения красного света светофора.

Если светофор над реверсивной полосой не работает или на нем горит красный свет, то въезд на неё запрещен. Если же запрещенный сигнал появился уже после въезда на полосу, то при первой же возможности её необходимо покинуть.

Специальные знаки

Белая вертикальная стрелка с двумя наконечниками на синем фоне, направленными вверх и вниз - это знак реверсивного движения. Знак 5.8 свидетельствует, что впереди начинается реверсивная полоса. Аналогичная стрелка, перечеркнутая красной полосой, говорит об окончании такой полосы. Такой знак называется 5.9.

Существует ещё знак 5.10. На нем изображена все та же белая стрелка. Вот только наконечники направлены влево и вправо. Определение такого знака заключается в том, что впереди находится дорога с реверсивным движением. Разница заключается лишь в том, что установка данного обозначения производится на перекрестках.

При повороте на дорогу с реверсивным движением важно соблюдать п. 9.8 ПДД. Суть этого правила заключается в том, что при выезде водитель должен занимать исключительно крайнюю правую полосу. Совершение данного маневра необходимо при повороте и направо, и налево.

Штраф за нарушение ПДД при реверсивном движении

Несоблюдение правил пересечения участка дороги с реверсивным движением чревато наложением штрафа. Величина денежного взыскания определяется типом нарушения. Если водитель не перестроился в правый ряд при выезде с такого отрезка дороги, то он будет оштрафован на 500 рублей . Такая мера наказания предусмотрена ст. 12.15 КоАП.

При условии выезда на реверсивную полосу движения при неработающем светофоре водитель может быть оштрафован на 5000 рублей . При повторном нарушении последует безотлагательная конфискация водительского удостоверения сроком на 1 год. Опасность выезда на реверсивную полосу при выключенном светофоре заключается в том, что другой стороны он может быть включен. Именно поэтому такое правонарушение приравнивается к выезду на встречную полосу.

Несоблюдение правил выезда на реверсивную полосу в соответствии с сигналами светофора грозит правонарушителю 1000 рублей штрафа . Такая мера наказания в 2019 году определяется ст. 12.12 ч.1 КоАП.

Как быть?

Введение реверсивного движения целесообразно только на тех участках дороги, где интенсивность транспортных потоков в разных направлениях является неравномерной. Это может происходить в час пик, при выполнении дорожно-ремонтных работ или в случае дорожно-транспортного происшествия на отдельном участке дороги. Чаще всего реверсивные полосы можно встретить на выездах из больших населенных пунктов, где перед выходными основной поток автомобилей направлен за город.

Практика реверсивного регулирования достаточно давно применяется в Европе, странах Северной Америки, Австралии. Реверсивное движение в России ещё имеет множество недоработок. Очень много организационных вопросов, которые мешают достижению положительного итогового результата.

Учитывая специфику системы отечественных ПДД и менталитет водителей, можно говорить о высоком уровне аварийности на таких дорожных отрезках. Постепенное введение реверсивных полос вызывает множество дискуссий среди водителей.

Несмотря на организационные сложности, практика показывает, что реверсивное регулирование позволяет увеличить скорость передвижения автомобилей в общем транспортном потоке до 10 км/ч. При этом количество транспортных средств в разные стороны не увеличивается.

С целью увеличения количества реверсивных полос в России необходима разработка ряда мероприятий, которые могли бы дисциплинировать водителей. Также следует отметить необходимость оценки финансовой целесообразности таких полос. И главным требованием при этом является снижение уровня аварийности на таких дорожных отрезках.

Реализация реверсивных полос требует от водителей максимальной концентрации внимания. Владелец транспортного средства должен четко понимать при этом меру возможной ответственности и строго соблюдать установленные правила. Все это позволит минимизировать количество аварийных ситуаций на отдельном участке.

Реверсивное движение - новаторское решение, которое в России появилось сравнительно недавно, используется оно только в Москве и нескольких других крупных городах-миллионниках. Этот тип движения способствует возможной разгрузке наиболее оживлённых трасс. Ежедневно по утрам огромный поток машин направляется в «сердце» города, в вечернее время, наоборот, - весь транспорт движется к спальным районам. Пробки на дорогах появляются именно в это время, причём соседние полосы при этом «простаивают», в обратном направлении передвижение осуществляется без видимых проблем. Если изменить на некоторое время направление движения транспорта, автовладельцы смогут сэкономить время. Именно эту процедуру выполняют дороги с реверсом движения, прекрасно зарекомендовавшие себя в крупных городах ближнего зарубежья. Для осуществления необходимо обращать внимание на специальный знак реверсивного движения.

Реверсивное движение разгружает оживлённые дороги

Особенности

Реверсивную дорогу от обыкновенной можно отличить благодаря дорожной разметке. На асфальт наносится двойная линия с разрывом типа 1,9, её характерная черта - разрыв, уменьшённый втрое относительно основной части. Каждый автолюбитель , так как именно она является единственным свидетелем реверсивного перемещения. Характерный знак реверсивного движения предупреждает водителей лишь в двух точках такого дорожного отрезка - первой и последней.

Разметка является пограничной чертой, разделяющей передвижение транспортных средств в разных направлениях. Однако, в зимнее время при сильных снегопадах могут появляться проблемы из-за заснеженности полос. Помощь водителю в такой сложной ситуации могут оказать только специальные знаки и светофоры.

Специализированные знаки

Въезд на дорогу, на которой в различное время суток осуществляется реверсивное движение, оснащён несколькими :

  • 5.8 - означает начало полосы;
  • 5.9 - характеризует окончание движения;
  • 5.10 - свидетельствует о начале реверсивной полосы, если въезжающий транспорт следует с прилегающей улицы.

Кроме того, правильное направление для езды, разделённой по полосам, производится соответственно знаку 5.15.7. Пояснительные таблицы 8.5.1–8.5.7 помогут узнать временной промежуток, когда действуют знаки.

Реверсивные светофоры

Однако, специализированных значков не всегда бывает достаточно, далеко не все водители обращают на них внимание. Помочь автовладельцу в определении нужного направления, осуществляющегося сейчас по полосе с реверсом, может светофор реверсивного движения.

Он может включать два–три поля, на каждом из которых может гореть:

  • стрелка зелёного цвета, разрешающая перемещение;
  • красный крест, который запрещает въезд;
  • стрелка жёлтого цвета, обозначающая нижний угол как необходимость перестроится на другую полосу. Этот элемент указывает на то, что спустя несколько минут по другой полосе будет производиться передвижение транспорта в противоположную сторону.

Даже если водитель впервые едет по незнакомому городу, и не знает что значит реверсивное движение, сориентироваться ему поможет не только разметка, но и . Особенное внимание стоит уделить светофорам, устанавливаемым непосредственно вверху над дорогой. Перекрёстки оснащены продублированными значками, помогающими понять, что движение по реверсивной полосе продолжается.

Правила передвижения

Главное - не паниковать и чётко следовать всем знакам и светофорам, всегда указывающим на возможность или запрет езды по определённому участку дороги.

Трудности, особенно у водителей-новичков, появляются при въезде на дорогу с реверсивным движением с других прилегающих улиц. В этом случае следует руководствоваться ПДД, в которых сказано, что во время поворота налево или направо автовладелец должен ехать по крайней правой полосе. Свернуть на полосу с реверсом можно будет только тогда, когда движение на ней будет разрешено. Заезжать при любом повороте на центральную полосу, осуществляющую обратное движение, строго запрещено.

Если нет необходимости пользоваться дорогой с обратным движением, преодолеть специализированное пересечение можно так, как это делается на обычном классическом перекрёстке.

Предусмотрен ли штраф?

Стоит помнить, что несоблюдение ПДД, в том числе и на участке с реверсом, влечёт неминуемый штраф. Естественно, размер выплаты будет определён сотрудниками ДПС по «тяжести» совершённого нарушения. Горе-автовладельцу, не перестроившемуся с дороги с «обраткой» в правый ряд, придётся заплатить порядка 500 рублей. Эта сумма обусловлена ст. 12.15 КоАП.

Более «тяжёлым» для кошелька автовладельца нарушением является выезд на дорогу с реверсом, который произошёл во время отключения или несрабатывания светофора. Владельца машины имеют право оштрафовать на 5000 рублей. Идентичная повторившаяся второй раз ситуация может вылиться в конфискацию водительских прав на целый год. Строгое взыскание оправдано тем, что неработающий с одной стороны светофор может быть включён с противоположной. Это считается равным опасному выезду «на встречку».

Каждый автолюбитель должен знать, что неправильный выезд на полосу с реверсом, который противоречит сигналу светофора, обойдётся в 1000 рублей. Именно эта мера наказания появилась в ст. 12.12 ч.1 КоАП в начале 2016 года.

А как в России?

Этот тип движения имеет множество существенных недоработок, связано это со спецификой , а также с менталитетом наших автовладельцев. Невнимательность большинства автовладельцев повышает уровень аварийности. Несмотря на то что реверсивные полосы появляются в городах постепенно, это по-прежнему вызывает отрицательное мнение и множество дискуссий со стороны автовладельцев.

Однако, стоит знать, что дороги с реверсивным движением увеличивают пропускную способность, машины могут передвигаться в потоке со скоростью, превышающей обычную на 10 км/ч. Кроме того, появление специализированных полос способствует уменьшению финансовых затрат и снижению уровня аварийности. Достигается это за счёт концентрации внимания автовладельцев, которые соблюдают установленные государственными органами правила.

Заключение

Появление реверсивных полос целесообразно на отрезках дороги, где транспортный поток в разных направлениях имеет неодинаковую интенсивность. Чаще всего пробки образуются в час пик, на участках, где производится ремонт дорожного покрытия или в месте происшествия ДТП. В крупных городах зачастую полосы с реверсом расположены при выезде из населённого пункта, ввиду того, что на выходных большой поток транспорта направляется за город. Стоит отметить, что в Европе и Северной Америке реверсивное регулирование применяется повсюду.

Жители больших городов знают, что вопрос загруженности дорог стоит здесь очень остро. В утреннее время весь поток транспорта направляется в центральные или промышленные районы, где находятся офисные здания и предприятия, а вечером ситуация прямо противоположная - все направляются по домам в спальные районы или за город.

Не сложно догадаться, что при таком распорядке дороги загружены неравномерно, в одном направлении формируются постоянные пробки и заторы, хотя по можно свободно передвигаться.

Разгрузить городские магистрали можно добиться с помощью реверсивного движения.

Аверс и реверс (орел, решка) - понятия знакомые всем. Реверс - это движение в обратном направлении. Соответственно, реверсивное движение - специально выделенные потоки, направление движения на которых не является постоянным, а изменяется в течение дня.

Говоря простым языком, по такой полосе утром транспортный поток движется в направлении центра, а в вечерние - от центра.

Таким образом, можно выделить целый ряд преимуществ такого способа организации дорожного движения:

  • значительная разгрузка основных городских магистралей;
  • обеспечение бесперебойного передвижения по дорогам;
  • отпадает острая необходимость в строительстве новых дорог в пределах города;
  • нагрузка равномерно распределяется на дорожное полотно.

В России полос с таким движением пока еще не очень много, но в больших городах такую практику повсеместно внедряют. Так, эксперименты проведены удачно в Москве и Санкт-Петербурге, есть реверсивные полосы и в других городах миллионерах: Самара, Екатеринбург, Новосибирск. Жителям же небольших городов нужно просто выучить основные правила передвижения по таким дорогам, так как они включены во все программы обучения в автошколах, а вопросы попадаются на экзаменах в ГИБДД.

Как организовывается реверсивное движение?

Понятно, что сам принцип реверсивного движения был перенят у Запада - в США, Лондоне, Париже, Токио, Риме с проблемами заторов борются давно и не всегда успешно.

Для организации бесперебойной и безаварийной езды по реверсивным полосам были придуманы новые средства регулировки:

  • особые светофоры;
  • знаки и таблички;
  • дорожная разметка.

Есть также особые правила, которых следует придерживаться во время передвижения по таким дорогам, при выезде и заезде на них, а также при совершении обгонов.

Рассмотрим обязательные для этого обозначения.

Дорожная разметка

Определить, что вы едете по реверсивной полосе можно благодаря двойной прерывистой линии. Ее номер - 1,9.

Ее наносят следующим образом:

  • либо с обеих сторон выделенного потока;
  • либо слева (если над ней висит светофор).

То есть, если слева от себя вы видите такую прерывистую разметку, значит направление движения на данном участке дороге может изменяться на противоположное в зависимости от сигналов светофора, а иногда и жестом регулировщика. Хотя возможны и такие варианты, когда полоса, в левой своей части отмеченная разметкой 1,9, может использоваться как в качестве реверсивной, так и «классической», то есть односторонней, соответственно, разметка будет разделять потоки с разным направлением движения.

Чтобы не запутаться, нужно обращать внимание на светофоры и дорожные знаки, которые устанавливаются перед началом реверсивных полос, причем светофор применяется не вертикального типа, а горизонтального и висит над каждым потоком.

Могут возникать определенные проблемы и сложности в зимнее время, когда разметки не видно. В таких случаях допускается установка дополнительных знаков. Также в некоторых случаях на дорогу могут выходить регулировщики.

Следует обратить также внимание на тот факт, что разметку 1,9 можно пересекать лишь в том случае, если светофоры не работают, а сама разметка находится от водителя справа.

Светофор

Светофоры здесь применяются не привычные, а особые - реверсивные.

Они могут иметь два или три основных поля:

  • зеленая стрелка вниз - ехать можно по полосе;
  • желтая стрелка вправо вниз - нужно перестроиться на соседнюю полосу, так как вскоре направление будет переключено;
  • красный крестик - движение запрещено.

Обычно вешают светофор с двумя дисплеями - зеленое и красное поле, которые загораются, согласно дорожной обстановке и графику передвижения.

Ориентироваться по данному светофору достаточно просто: если полоса с двух сторон выделена разметкой 1,9, то двигаться по ней можно лишь при горящей зеленой стрелке. Желтая стрелка выполняет ту же функцию, что и желтый свет обыкновенного вертикального светофора - предупреждает о скорой перемене направления движения.

Красный крестик или полностью выключенный светофор говорят о запрете движения. В том случае, если разметка 1,9 нанесена только слева, то выключенный светофор свидетельствует о том, что в данный момент полоса не является реверсивной, и по ней можно ехать (ПДД РФ 6.7).

Для контроля за соблюдением водителями Правил Дорожного Движения обычно на въездах на такие отрезки магистралей располагают камеры видео и фотофиксации, поэтому нужно неотступно придерживаться требований ПДД.

Дорожные знаки

Дорожные знаки выставляются только перед началом реверсивной дороги, на каждом перекрестке и на въездах с прилегающих улиц:

  • 5.8 - в начале и после каждого перекрестка, если дорога продолжается и дальше;
  • 5.9 - в конце;
  • 5.10 - с прилегающих улиц.

Поскольку реверс может включаться только в определенные дни (например, в будни с восьми утра до восьми вечера), то параллельно с этими знаками могут быть вывешены соответствующие таблички (8.5.1-8.5.7). Также в дополнение к ним иногда устанавливают знаки направления движения по полосам (5.15.1 или 5.15.7).

В частности знак 5.15.1 нужен для того, чтобы показывать водителям, с каких полос можно совершать левый или правый поворот. Так, повернуть направо можно только с крайней правой полосы, налево - с крайней левой, причем только на перекрестках.

Также в начале участка с реверсивным движением и на всей его протяженности может быть вывешена табличка «Внимание! Участок с реверсивным движением!»

Основные правила передвижения в реверсивном потоке

Обычно реверсивное движение устанавливается на прямых участках дороги и на магистралях с минимальным количеством перекрестков. Тем не менее, в больших городах часто возникают проблемы, особенно если вы приближаетесь с прилегающей улицы или территории.

В данном случае нужно придерживаться следующих правил:

  • Нельзя пересекать всю проезжую часть, если вам нужно ехать, например, налево.
  • Необходимо влиться в общий поток и ехать до ближайшего перекрестка, параллельно перестраиваясь в крайний левый ряд, чтобы на перекрестке совершить по правилам.

Правила передвижения:

  • Согласно ПДД заезжать на реверсивную дорогу можно с любого направления, а съезжать - на крайнюю правую полосу.
  • Опережение разрешается только в тех случаях, если дорожная обстановка позволяет.
  • Пересекать разметку 1.9, разделяющую транспортные потоки разных направлений, с левой стороны запрещено, это будет классифицироваться, как выезд на встречку.

Возможные штрафы за нарушения движения

В КоАП нет особых статей посвященных участкам с реверсивным движением, поэтому за нарушения будут штрафовать, исходя из ситуации.

Самая распространенная ситуация - пренебрежение сигналами светофора. Так, если горит красный крестик, то выезд на полосу равнозначен выезду на встречку. За это по статье 12.15 ч.4 полагается штраф 5 тысяч рублей. Если повторно совершите данное нарушение и данный факт зафиксирует инспектор ГИБДД, то можно лишиться прав на год.

Если перед вами на дороге возникло препятствие и вы его объезжаете слева, с выездом на встречную полосу, то есть пересекаете разметку 1.9, то такое нарушение рассматривается по статье КоАП 12.15 ч.3 - штраф 1-1,5 тыс. руб.

Также нарушителя могут наказать за неправильное размещение транспортного средства при пересечении перекрестков в разных направлениях. Здесь есть определенные особенности. Так, даже в том случае, если вам нужно с реверсивной полосы повернуть налево на дорогу с обычным движением, то согласно ПДД, совершать это можно таким образом, чтобы ваш автомобиль на обыкновенной дороге с занял крайнее правое положение.

Данный момент очень часто фиксируется, потому что на таких перекрестках вывешивают камеры видеофиксации. Штраф в случае нарушения взимают по статье 12.15 ч.1 - 1500 рублей.

Чтобы избежать всех этих штрафов, необходимо следить за сигналами светофора, и дорожными знаками. Правда, может радовать тот факт, когда в случае фиксации нарушения камерой, изъятия прав не происходит, а выписывают штраф.

Стоит ли использовать такое движение?

Несмотря на то, что в Европе и Америке такой способ регулирования движения зарекомендовал себя с наилучшей стороны и активно начал использоваться еще с конце девяностых, в России же отнеслись к этому неоднозначно. При первом применении реверсивного движения в нашей стране, появились его противники. Действительно, как показала практика, на уменьшение количества ДТП это никак не повлияло, а даже наоборот, при ее организации некоторые водители начали путаться и совершать ошибки.

Так, учеными из европейских стран были проведены эксперименты, которые в результате показали, что на сокращение аварий регулировка реверсивности никак не влияет. Безусловно к положительным моментам можно отнести то, что это позволяет добиться увеличение средней скорости движения порядка 10 км/ч, а в некоторых случаях и больше. Такой способ позволяет увеличить пропускную способность, как на временных участках автодорог при проведении их ремонта, так и в часы пик.

Данное движение в России используется редко и только в крупных городах. Примерами могут служить небольшое количество улиц в Москве, Самаре, в городе Екатеринбурге, где улица Шейнкмана в утренние часы пик становится на время односторонней.

Как правило, пробки образуются в одних и тех же местах – там, где сужаются дороги, ведется продолжительный ремонт полотна, традиционно неправильно паркуются, на улицах с односторонним движением. Такие знания позволяют экспертам провести пересмотр правил движения по проблемным участкам.

Один из способов упростить ситуацию на дорогах - создать реверсивное движение. За основу организации данного метода взято значение слова reverse – обратный. То есть реверсивное движение – это обратное потоку.

В России реверсивное движение можно встретить только в крупных городах и далеко не на всех улицах. В мелких же, как правило, вопросы с проездом в сложных местах решаются по-другому.

Что такое реверсивное движение

Само по себе реверсивное движение представляет собой движение автомобильного потока по специально выделенной полосе. В зависимости от времени и степени загруженности дорог реверс может переключаться в одну или другую сторону. Так, например, если с утра все большей частью едут в центр города, реверс будет работать в сторону центра. Вечером наоборот.

Организация такого способа движения не так проста, как кажется. Ведь нужно учитывать много нюансов, правильно наносить разметку, устанавливать специальные знаки и т.д. Официально для организации реверсивного движения применяются:
- специальный дорожный знак, который будет служить для водителей указанием о начинающемся реверсе;
- специальная разметка – прерывистая двойная линия с двух сторон выделенной полосы;
- специальные светофоры.

Для водителя первостепенен знак начала реверсивного движения. Именно от него он и должен начинать ориентироваться на дороге с реверсивным движением: смотреть на светофоры и разметку.

В связи с тем, что реверсивная полоса является общей для обоих потоков, просто действующей для каждого из них в разное время, необходимо особенно тщательно соблюдать правила дорожного движения, чтобы не допускать тяжелых аварий, например, при лобовом столкновении.

На что обращать внимание при движении по реверсу

Двигаясь по реверсу, необходимо очень четко следовать сигналам светофора, который расположен над полосой. У него есть два значения: стрелочка вниз (зеленого цвета) и крестик (красного). Соответственно, первый разрешает проезд по реверсу, а второй запрещает. В случае, если не горит ни один из сигналов, движение по реверсивной полосе также под запретом.

Если водитель находился на полосе реверсивного движения, когда отключили светофоры, ему нужно максимально быстро перестроиться и съехать с нее во избежание ДТП.

Реверсивное движение продолжается до места установки знака о его окончании. Далее необходимо перестраиваться на привычный способ езды. Реверсивное движение, по словам специалистов, позволяет если и не устранить пробки, то хотя бы ускорить проезд по определенным участкам трассы, что несколько уменьшит затор.



Просмотров