Процедура публичных слушаний. Евгений будник, экс-депутат, муниципальный округ басманный

Демократия, приходя в общество, приносит с собой определенные новшества, правила, нормы и принципы. Они меняют жизнь населения, делая ее более активной и интересной. Каждому гражданину полезно знать, что такое публичные слушания. Это инструмент влияния человека на государство. Им стоит пользоваться, когда понимаешь, как это правильно делать. Вы знаете? Нет? Давайте разберемся.

Определение

Понятие «публичные слушания» было законодательно оформлено в октябре 2003 года (в РФ). Оно относится к сфере местного самоуправления. Имелось в виду, что население муниципального образования должно принимать участие в обсуждении решений власти. В принципе, желание у граждан присутствовало, но не было механизма учета их инициатив. Его закрепили законодательно, выделив сферу политики для применения.

Таким образом, публичные слушания – это форма волеизъявления гражданского общества. Она не единственная. Существуют и иные формы образования обратной связи руководства муниципальных образований и населения. Особенность понятия «публичные слушания» в том, что при их проведении люди получают возможность влиять на принятие властных решений, участвовать в их формировании. При этом учитывается мнение основных групп населения, осуществляется поиск консенсуса, учет интересов разных слоев.

Какие вопросы должны рассматриваться публично?

Важной особенностью законодательного закрепления рассматриваемого механизма является то, что он принуждает власти советоваться с гражданами по темам, напрямую затрагивающим их жизни. Принять решение без учета мнения населения становится не то что невозможно, но проблематично. Тем более что о проведении публичных слушаний необходимо оповещать народ как можно шире. Данная норма закреплена в законодательстве. Выносятся же на обсуждение следующие вопросы:

  • правила жизни в муниципальном образовании (устав) и все изменения в них;
  • бюджет (доходы и расходы);
  • проекты программ, направленных на развитие, в которые планируется вложить средства;
  • все новшества, связанные с преобразованиями в данном регионе.

Этот перечень неполный. Законодательно закреплена возможность инициирования гражданами или главой муниципального образования рассмотрения иных проблем в порядке публичных слушаний. Кстати, часто люди задаются вполне понятным вопросом: а каким образом им организовать данный процесс, в какие двери стучаться? В первую очередь следует изучить устав муниципального образования. В него, согласно законодательству, должны быть внесены все нюансы проведения этой работы. То есть, чтобы понять, с какой стороны подойти к власти в регионе, нужно прочесть устав. После этого рекомендуется внимательно ознакомиться с действующим законодательством. Тогда станет понятно, как использовать описываемую форму взаимодействия власти с обществом во благо.

Немного о местном самоуправлении

Чтобы понять, для чего проводятся публичные слушания по проекту, следует иметь представление о форме организации муниципальной жизни. Руководит всем местная власть, избираемая, согласно основному закону, плебисцитом. Граждане реализуют свои права на участие в управлении, когда отдают свой голос за политические силы. Но на этом их участие в муниципальной жизни не ограничивается.

Механизм взаимодействия властных структур с народом включает в себя инициативы граждан, их самореализацию, организацию публичных обсуждений важных решений и контроль за их исполнением. Эти формы соответствуют нормам демократического устройства общества. Власти совместно с населением должны стремиться к внедрению их в жизнь. Конечно, это идеальная модель. На практике все значительно сложнее. К примеру, организаторы публичных слушаний сталкиваются с проблемами уже на этапе привлечения людей к своим мероприятиям. Но обо всем по порядку.

Об организации данной формы работы

Рассмотрим правовые принципы института публичных слушаний. Среди их основ законодательно закреплены таковые:

  • предмет слушаний – это, по сути, проекты муниципальных актов, темы которых закреплены законодательно и приведены выше;
  • субъекты инициирования данной формы работы – это население и представительный орган региона;
  • процедура подготовки и проведения, закрепленные уставом.

В указанном нормативно-правовом акте закрепляется открытость проведения обсуждений. Также там должна быть приведена пошаговая инструкция по их проведению. Все описывается понятно и доступно, чтобы граждане могли вникнуть в суть своих прав и обязанностей, чтобы не возникало разночтений. Взаимодействие власти с обществом должно иметь простой и строгий порядок. Публичные слушания для того и проводятся, чтобы донести до населения суть развития региона. Чтобы люди понимали, почему приоритет отдается тем или иным проектам, высказывали собственное мнение, отстаивали взгляды и позиции.

Классификация института публичных слушаний

Данный вид работы можно рассматривать с точки зрения ее функциональности, обязательности проведения, инициаторов, целеполагания и так далее. Существуют такие обсуждения, что затрагивают важные для всех вещи. Некоторые касаются лишь часто населения. К примеру, возьмем классификацию по функциям. Публичные слушания могут проводиться в формах:

  • участие населения в решении местных управленческих вопросов;
  • выявление мнения;
  • привлечения к решению государственных задач;
  • осуществления права на информацию.

Если рассмотреть подобную деятельность с точки зрения обязательности проведения, то увидим, какие именно вопросы нельзя решать без общественности. Они указаны в законодательстве. Так, публичные слушания по проекту бюджета должны быть проведены обязательно. К ним привлекаются широкие слои населения.

Назначение публичных слушаний

Перейдем к бюрократическим процедурам. Когда возникает необходимость проведения данного мероприятия, следует издать специальное распоряжение главы муниципального образования. В нем указываются:

  • тема;
  • точная дата проведения;
  • персональный состав организационного комитета, в который включаются представители и власти, и общественности.

Гражданам следует знать, что муниципалитет (представительный орган) рассматривает их инициативу на очередной сессии. Ее могут и отклонить. Законодательно закреплено, что если документ, в котором формулируется инициатива, подписало более пятисот граждан, то слушания назначаются в обязательном порядке. Конечно, это касается не всех вопросов. К примеру, публичные слушания по бюджету проводятся в обязательном порядке. Это мероприятие, согласно нормам действующего законодательства, нельзя отменить.

Порядок подготовки обсуждения

Всей предварительной работой занимается оргкомитет. Его формируют в течение трех дней с момента принятия инициативы (вынесения решения). Оргкомитет собирается, выбирает председателя, вырабатывает план действий. Проанализировав тему слушаний, этот орган предлагает руководителю муниципалитета назначить ответственной за мероприятие то или иное структурное подразделение исполнительной власти. Кроме того, определяется круг лиц, привлекаемых к организации подготовки повестки дня и ее вопросов.

Здесь необходимо понимать, что любая тема должна быть обеспечена экспертными оценками, при ее рассмотрении следует учесть общественное мнение. То есть слушания готовятся широким кругом специалистов, которыми руководит оргкомитет. Обнародуется информация о проведении публичных слушаний за сорок дней до даты мероприятия. Эта обязанность закреплена законодательно за оргкомитетом. Все нюансы соблюдения порядка, приглашения населения и специалистов, подбора помещения и так далее тоже ложатся на плечи его членов. В их обязанности также входит ведение документации по учету экспертов и их мнений, подготовке итогового документа.

Порядок проведения публичных слушаний

Мы подошли к организации самого мероприятия публичных слушаний. Перед его началом всех участников регистрируют. Ведущий обязан огласить присутствующим тему обсуждения. Далее общим голосованием определяется регламент мероприятия. Только после этого слово предоставляется экспертам в порядке подачи предложений в итоговый документ. По окончании каждого выступления ведущий обязан дать возможность участникам мероприятия задать очередному оратору вопросы. Кроме того, в его обязанности входит поинтересоваться, не изменил ли эксперт своего мнения. После всех выступлений проводится корректировка итогового документа с учетом результатов прений. Ведущий информирует присутствующих, что они имеют возможность внести дополнительные предложения в течение семи дней.

Публикация итогового документа

Этой работой также занимается оргкомитет. Еще семь дней принимаются дополнительные предложения, которые оформляются отдельно от итогового документа. Последний по истечении указанного срока публикуется в местных СМИ, на официальных интернет-ресурсах. Все материалы публичных слушаний передаются главе муниципального образования для дальнейшей работы. Власти обязаны учитывать решение общественности при принятии решений по обсужденному вопросу.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)

1 - 2. Утратили силу. - Федеральный закон от 29.12.2017 N 455-ФЗ.

3. Общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (далее в настоящей статье - общественные обсуждения или публичные слушания), проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования.

(в ред. Федеральных законов от 20.03.2011 N 41-ФЗ, от 29.12.2017 N 455-ФЗ)

4. При проведении общественных обсуждений или публичных слушаний в целях обеспечения участников общественных обсуждений или публичных слушаний равными возможностями для участия в общественных обсуждениях или публичных слушаниях территория населенного пункта может быть разделена на части.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)

5 - 7. Утратили силу. - Федеральный закон от 29.12.2017 N 455-ФЗ.

8. Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)

9. Глава местной администрации с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение:

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 29.12.2017 N 455-ФЗ)

1) о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования;

2) об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.

Градостроительный кодекс (ГрК) РФ специализируется на регулировании градостроительной деятельности, направленной на развитие территорий городов, различных поселений и отдельных (связанных с этими работами, услугами) отношений. Способствует обеспечению стабильного развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования. Контролирует сбалансированность учёта экономических, экологических, социальных и т.п.факторов при осуществлении градостроительных работ. Провозглашает обеспечение лицам с инвалидностью надлежащих условий для их беспрепятственного доступа к объектам различного назначения. Поднимает такие вопросы, как участие людей и их объединений в осуществлении градостроительства, обеспечение свободы подобного участия, ответственность органов государственной власти нашей страны, госструктур власти субъектов РФ и местного самоуправления за обеспечение достойных условий жизнедеятельности человека и т.д.

В соответствии с положениями ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) для получения разрешения на строительство застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений органы заявление о выдаче разрешения с приложением следующих документов:

1) правоустанавливающих документов на земельный участок;

2) градостроительного плана земельного участка;

3) материалов, содержащихся в проектной документации:

а) пояснительной записки;

б) схемы планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схемы планировочной организации земельного участка, подтверждающей расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схем, отображающих архитектурные решения;

д) сведений об инженерном оборудовании, сводного плана сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения;

е) проекта организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проекта организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

4) положительного заключения государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных ст. 49 Градостроительного кодекса), положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 49 Градостроительного кодекса;

5) разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со ст. 40 Градостроительного кодекса);

6) согласия всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

Согласно ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч. 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим.
Возможно есть иные нюансы в вашем вопросе? Если да, предлагаю их обсудить.

получен
гонорар 42%

Здравствуйте! Из статьи 51 Градостроительного кодекса РФ следует, что публичные слушания при рассмотрении вопроса о выдаче разрешения на строительство не проводятся.

Возможно публичные слушания назначены для выдачи разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка? Ст. 39 Гр К РФ

1. Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию .
2. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях . Порядок организации и проведения публичных слушанийопределяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

Если это так, то возможен и отказ, так как согласно ч. 3 ст. 39

В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичныеслушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.

получен
гонорар 25%

Уважаемый Степан! Здравствуйте! Так, а соседка и председатель Товарищества - за или против? Если против - значит Вам надо подсуетиться и пригласить «свою общественность» - большинство… По уму надо смотреть Ваши местные Правила проведения публичных слушаний, так как отрицательное мнение общественности для Вас сведется к отказу в выдаче разрешения на условно-разрешенный вид использования ЗУ… И Вас случайно не в этом загвоздка?

Здравствуйте. Избежать этого руководствуясь положениями регулирующими порядок проведения публичных слушаний, если в г. Краснодаре, то согласно Решению городской Думы Краснодара от 22 марта 2007 г. N 21 п. 1«Об утверждении Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании город Краснодар»:

1.2. Публичные слушания - форма реализации прав жителей муниципального образования город Краснодар на участие в процессе принятия решений органами местного самоуправления путем обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.
1.4. На публичные слушания выносятся в обязательном порядке:
1.4.3. проекты планов и программ развития муниципального образования город Краснодар, проект генерального плана и внесение в него изменений, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территории, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
2.1. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или городской Думы Краснодара, назначаются городской Думой Краснодара, по инициативе главы муниципального образования город Краснодар - главой муниципального образования город Краснодар.
Городская Дума Краснодара, глава муниципального образования город Краснодар вправе назначить проведение публичных слушаний по вопросам, отнесенным в соответствии с Уставом муниципального образования город Краснодар к их компетенции.
3.1. Публичные слушания могут проводиться в следующих формах: собрание (конференция) по месту жительства, заседание городской Думы Краснодара с участием общественности, депутатские слушания, расширенное заседание советов при главе муниципального образования город Краснодар, круглый стол, и иные формы. Участники публичных слушаний в устной или письменной форме высказывают свои предложения и замечания по рассматриваемому вопросу, которые вносятся в протокол слушаний для анализа, принятия мер или их отклонения, если они противоречат существующему законодательству, правовым и иным актам и нормативам.
3.2. Срок проведения публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования город Краснодар о проведении публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть более 1 месяца, если иное не установлено федеральным законодательством.
При проведении публичных слушаний по вопросам, указанным в пункте 1.4.3, срок проведения со дня оповещения жителей муниципального образования город Краснодар о проведении публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть менее одного месяца и более трех месяцев, за исключением публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки, продолжительность которых составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования таких проектов. При подготовке правил землепользования и застройки применительно к части территории муниципального образования город Краснодар, а так же в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны срок проведения публичных слушаний не может быть более чем один месяц.
3.3. Комиссия в процессе подготовки к публичным слушаниям:
составляет план работы по подготовке и проведению публичных слушаний, определяет ответственных за выполнение отдельных этапов подготовки и плана в целом;
при необходимости определяет перечень организаций, должностных лиц, специалистов, представителей общественности, и направляет им официальные обращения о внесении предложений по теме публичного слушания;
проводит анализ материалов, представленных участниками публичных слушаний, составляет список экспертов, участвующих в публичных слушаниях, представителей официально уполномоченных органов и организаций, имеющих право проведения и выдачи соответствующих экспертных документов, а также, при необходимости список приглашенных лиц;
обеспечивает ознакомление заинтересованных лиц с материалами, выносимыми на публичные слушания;
избирает председателя и секретаря публичных слушаний для ведения публичных слушаний и составления протокола;
определяет докладчиков (содокладчиков);
устанавливает порядок выступлений на публичных слушаниях;
организует подготовку протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний по образцу согласно приложениям N 3 и N 4 к настоящему положению;
осуществляет иные необходимые для проведения публичных слушаний действия.
3.4. Перед началом слушаний комиссия организует регистрацию участников публичных слушаний с указанием места их регистрации на основании паспортных данных, а также предоставляет им проект итогового документа (протокол публичных слушаний).
3.5. Председатель публичных слушаний открывает слушания, оглашает тему, перечень вопросов, выносимых на публичные слушания, представляет секретаря публичных слушаний, ведущего протокол, после чего предоставляет слово участникам слушаний и экспертам в порядке поступления в комиссию их предложений.
3.6. Ведущий вправе снять вопрос, который не имеет отношения к обсуждаемому на слушаниях вопросу, или задан не по существу.
3.7. После окончания прений по вынесенным на слушания вопросам, секретарь слушаний уточняет формулировки рекомендаций и предложений, внесенных на слушаниях для принятия мер, после чего ведущий объявляет слушания закрытыми.
Голосование при этом не предусматривается.
3.8. Публичные слушания оформляются в виде протокола, в котором указываются все предложения и замечания по рассматриваемому вопросу. Протокол оформляется в соответствие с приложением N 4.
4.1. По результатам проведения публичных слушаний либо отдельных этапов публичных слушаний составляется протокол, который направляется в комиссию.
4.2. На основании представленных протоколов комиссией подготавливается заключение о результатах проведенных публичных слушаний. К заключению прикладываются муниципальный правовой акт о назначении публичных слушаний, проект обсуждаемого муниципального правового акта, документы, подтверждающие опубликование информации о проведении публичных слушаний в средствах массовой информации, заявления, письма, предложения граждан по обсуждаемому муниципальному правовому акту, заключения специалистов, протокол по результатам публичных слушаний, графические материалы (при проведении публичных слушаний по вопросам, указанным в пунктах 1.4.3 и 1.4.4), и др.
При этом комиссия с участием соответствующих специалистов вносит предложение по форме и существу принимаемых мер по замечаниям и предложениям участников слушаний, в том числе и отклоняемых, как противоречащих существующему законодательству, правовым и иным актам и нормативам.
4.3. Заключение о результатах публичных слушаний передается в орган, назначивший проведение публичных слушаний. В случае если публичные слушания проведены по инициативе населения, заключение со всеми приложениями передается в городскую Думу Краснодара.
4.4. Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер.
4.5. Заключение о результатах публичных слушаний, включающее мотивированное обоснование принятых решений, подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации и размещению на официальном Интернет-портале администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара.

Осуществляется решение вопросов, имеющих территориальное значение. К ним относят, в частности, проблемы непосредственной жизнедеятельности населения, обеспечение общественного правопорядка, соблюдение интересов жителей. Реализация задач требует постоянного контакта уполномоченных органов местной власти с гражданами, широкого информирования их о деятельности муниципальной власти.

Участие населения в управлении

Преобразования в системе местной власти обуславливают практический и теоретический интерес к образованию новых институтов по учету общественного мнения в ходе принятия уполномоченными органами административных актов. В качестве одной из важнейших форм волеизъявления населения выступают публичные слушания. Развитие этого института имеет сегодня особый смысл. За счет внедрения его в деятельности местной власти обеспечивается более активное привлечение граждан к администрированию и решению насущных вопросов.

Формы вовлечения граждан в управление

Участие населения проявляется в следующих видах:

  1. Самозаявлении имеющихся запросов.
  2. Самореализации и самостоятельном удовлетворении нужд, осуществлении вопросов территориального характера. Это выполняется посредством принятия кадровых, индивидуальных, нормативных актов.
  3. Участии в решении местными органами проблем. В рамках этой деятельности созываются публичные слушания по проекту того или иного акта, программам, привлекаются жители для реализации принятых актов, оценке ситуации в МО и конкретных отраслях, функционирующих в пределах территории.
  4. Контроле со стороны местных жителей и их объединений работы территориальных структур, должностных лиц, депутатов.

Положение о публичных слушаниях

Эта форма участия местного населения в административной деятельности имеет сегодня принципиальное значение. Публичные слушания были введены законодательством в круг институтов реализации непосредственной демократии. В течение последних десятилетий отмечается отсутствие и правовой регламентации этой формы участия жителей на федеральном уровне, и практики по ее внедрению. Вместе с этим организация и проведение публичных слушаний должны стать неотъемлемыми элементами реализации власти народа. За счет этого института будет обеспечено непосредственное влияние населения на содержание актов, которые принимаются представительными органами МО.

Законодательная база

ФЗ от 6 октября 2003 г. в ст. 23 устанавливает перечень обязательных вопросов, выносимых на всеобщее обсуждение. Закон предусматривает публичные слушания по:

  1. Исполнению бюджета МО, составлению финансового плана.
  2. Разработке программ и планов развития территории.
  3. Проекту Устава МО и правовых актов о внесении дополнений/изменений в него.
  4. Вопросам преобразования территории.

Указанная норма носит императивный характер. Это означает, что публичные слушания муниципального образования выступают не только юридическим, но и реально действующим, фактическим инструментом непосредственной демократии.

Инициатива созыва

Проведение публичных слушаний может касаться и иных, не указанных в приведенной выше статье, вопросов. При этом инициатором могут выступать жители, представительный орган или глава МО. Эти собрания будут носить факультативный характер. В качестве гарантии созыва выступают: предварительное уведомление населения о месте и времени обсуждения, заблаговременное обнародование проекта нормативного акта, опубликование итогов обсуждения. В Уставе МО должны быть предусмотрены пункты, регламентирующие данные мероприятия.

Правовые основы

Законодательство устанавливает принципы реализации рассматриваемой формы народовластия. При этом в нормах установлено, что порядок проведения публичных слушаний определяется в соответствии с правилами, предусмотренными в Уставе или актах законодательных органов МО. В качестве основ института законодательство определяет:

  1. Предмет. Им являются проекты нормативных актов, касающиеся вопросов местного характера.
  2. Субъектов-инициаторов.
  3. Основу подготовительной процедуры.
  4. Субъекта назначения. Публичные слушания, созываемые по инициативе граждан или законодательного органа, назначаются последним, по предложению главы МО - им же.

Необходимо сказать, что еще до официального утверждения ФЗ от 2003 г. в ряде регионов уже была нормативно закреплена эта форма народовластия. Так, в Красноярске был принят акт городского Совета от 6 июня 2000 года, которым регламентировались принципы созыва и организация публичных слушаний. Они выступают в качестве формы непосредственного участия граждан в администрировании. Однако решение публичных слушаний носит рекомендательный характер и учитывается при утверждении институтами местной власти тех или иных актов.

Предмет обсуждения

Публичные слушания проводятся открыто. Их целью выступает предоставление населению возможности участвовать в разработке мер по устранению проблем, касающихся их непосредственного жизнеобеспечения и развития территории. К предмету обсуждения можно отнести:

  1. Вопросы территориального характера, отнесенные Уставом МО к его ведению.
  2. Проекты нормативных актов.
  3. Программы и планы, которые имеют общегородское значение и реализуются в пределах территории.
  4. Прочие актуальные вопросы.

Порядок проведения публичных слушаний

Механизм созыва такого рода собраний предусматривает несколько стадий:

Классификация по функциям

На публичных слушаниях могут осуществляться:

  1. Обсуждение проблем территориального характера.
  2. Осуществление права на информацию.
  3. Непосредственное участие населения в управлении МО.
  4. Выявление мнения.
  5. Реализация субъективного права на принятие участия в управлении делами общества и государства.

В зависимости от обязательности созыва слушания могут быть инициативными и обязательными. Во втором случае они назначаются по ФЗ для обсуждения:

  1. Проекта местного бюджета и его исполнения.
  2. Вопросов преобразования МО.
  3. Проектов программ и планов развития территории.
  4. Разработки Устава МО, внесения дополнений или изменений в него.

Обязательные слушания могут назначаться и по актам МО. Инициативные собрания созываются, например, для обсуждения вопросов городского значения.

Виды по целям созыва

Публичные слушания могут назначаться для:

  1. Информирования местного населения об определенной деятельности в том случае, если она касается законных интересов граждан или окажет влияние на территорию их проживания.
  2. Обеспечения права на участие жителей в обсуждении и утверждении решений местного характера.
  3. Проведения контроля над принятием и исполнением актов.
  4. Выяснения мнения местного населения по территориальным вопросам.
  5. Обсуждения с гражданами проектов нормативных актов.
  6. Влияния на формирование мнения населения по определенным вопросам.

Классификация по предмету

Публичные слушания созываются как для обсуждения одного, так и нескольких вопросов сразу. Количество проблем будет зависеть от их масштабности. На слушании могут обсуждаться не только проекты Устава, актов о внесении в него дополнений/изменений, финансовый план и отчеты по его исполнению. На собрания выносятся также проблемы экологического характера. Например, могут обсуждаться вопросы, связанные с опасной для окружающей среды деятельностью предприятий МО. Для созыва, тем не менее, должно быть достаточно оснований, чтобы слушание принесло ожидаемый результат.

Кто может быть инициатором?

Как выше было сказано, в качестве организаторов могут выступать представительные органы, население или глава администрации. Кроме них, право на созыв собраний имеют:

  • Члены постоянной комиссии законодательного органа.
  • Некоммерческие организации и общественные объединения.
  • Депутаты.
  • Учреждения и предприятия любой формы собственности, расположенные в пределах территории.
  • Несколько инициаторов одновременно.

Классификация по итогам

Результат слушаний может быть различным. Это могут быть:

  1. Рекомендации для органов местной или государственной власти, организациям, учреждениям, предприятиям.
  2. Обращение к жителям.
  3. Одобрение деятельности, вынесенной на обсуждение, актов или проектов, программ или планов, согласие с учетом замечаний, отклонение предложенных пунктов как не соответствующих интересам жителей. В последнем случае должно прилагаться обоснование ответа.
  4. Резолюция, содержащая все материалы и мнения по обсуждаемым вопросам.

Специальная комиссия

Организационный комитет, участники слушаний, а также иные заинтересованные лица используют способы, не противоречащие законодательству, для учета результатов в деятельности местных органов власти. К таким мерам в числе прочего относят: информирование, разъяснение содержания и оснований для их составления. После проведения этих мероприятий оргкомитет может закончить свое существование. Если же участники комиссии проявят заинтересованность в последующих общих действиях, направленных на созыв собраний в будущем, она может стать постоянным органом. В этом случае оргкомитет будет проводить слушания на регулярной основе. На практике комиссия, как правило, распускается после передачи соответствующих материалов в органы власти и принятия последними акта по предоставленным данным. В таких случаях в качестве членов непостоянного оргкомитета целесообразно назначать инициаторов и представителей заинтересованной общественности, а также экспертов по теме обсуждения.

Дополнительные сведения

Для более полного понимания участниками обсуждаемых вопросов целесообразно приглашать на слушания и специалистов, экспертов, профессионалов в той или иной сфере. В частности это касается проблем по благоустройству территории. В этом случае к слушаниям могут привлекаться архитекторы, представители строительных компаний, дизайнеры, проектировщики и прочие специалисты.

Важность собраний

Как отмечают многие аналитики, а также сами представители власти, непосредственный диалог с гражданами, который имеет место в ходе публичных слушаний, позволяет наиболее четко понять вопросы, которые беспокоят население. Вместе с этим сами жители получают более полную информацию о тех или иных преобразованиях, происходящих на территории МО. В ходе обсуждения вероятен конфликт интересов граждан и власти. Однако многие эксперты и чиновники считают, что это необходимое условие решения насущных проблем. При этом выдвигаются мнения, что именно в ходе обсуждения выявляются недочеты, не учтенные властью при разработке тех или иных программ. Население, в свою очередь, получает возможность увидеть масштабы запланированной деятельности, оценить ее важность, целесообразность и необходимость.

Заключение

Публичные слушания считаются одной из наиболее эффективных и важных форм народовластия. Они позволяют населению непосредственно участвовать в управлении МО, обсуждении актуальных вопросов, одобрять или отвергать те или иные акты местной власти. Публичные слушания выступают также в качестве формы обеспечения реализации гражданских прав населения на информацию. В ходе собраний жители знакомятся с нормативными актами, планируемой деятельностью, отчетами по составлению и расходованию финансовых средств. Немаловажное значение имеет тот факт, что порядок, в соответствии с которым созываются слушания, устанавливается Уставом МО. Это означает, что правила, предусмотренные для назначения собраний, формулируются согласно особенностям территории, с учетом исторического опыта, традиций населения. В Уставе предусматривается несколько мер, обеспечивающих явку граждан. К ним, в частности, относят: заблаговременное предупреждение о времени и месте проведения мероприятия, предварительное обнародование списка вопросов, актов, которые будут обсуждаться. Заранее население может ознакомиться и с перечнем специалистов, экспертов и прочих заинтересованных лиц, которые приглашены на собрание. Немаловажное значение имеет и фиксирование результатов слушания. В ряде регионов практикуется видео- и аудиозапись заседаний. Протоколы собраний, в которых содержатся итоги мероприятий, в обязательном порядке передаются компетентным органам. За выполнением этой процедуры следит специальная комиссия. В целом, как отмечают аналитики, административная реформа позволит приблизить власть к народу. Публичные слушания при этом выступают в качестве наиболее эффективного инструмента реализации социальной политики государства. Они позволяют непосредственно от самих жителей узнать о насущных проблемах, потребностях, недовольствах. При принятии тех или иных властных решений уполномоченные органы учитывают мнение населения, выраженное и задокументированное на публичных слушаниях. Таким образом реализуется непосредственная демократия.

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 47 Устава внутригородского муниципального образования Ломоносовское в городе Москве (далее - Устав муниципального образования) устанавливает процедуру организации и проведения публичных слушаний во внутригородском муниципальном образовании Ломоносовское в городе Москве (далее - муниципальное образование) по проектам муниципальных нормативных и иных правовых актов по вопросам местного значения (далее - проекты правовых актов, проект правового акта) в целях их обсуждения с жителями муниципального образования.

1.2. В публичных слушаниях вправе принимать участие жители муниципального образования, обладающее избирательным правом (далее - жители). Участие жителей в публичных слушаниях является свободным и добровольным.

1.3. Публичные слушания проводятся в форме собрания.

1.4. На публичные слушания выносятся:

  • проект устава муниципального образования, а также проект решения муниципального Собрания муниципального образования (далее - муниципальное Собрание) о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с законами города Москвы;
  • проект бюджета муниципального образования и отчет о его исполнении (проект решения муниципального Собрания об исполнении бюджета муниципального образования);
  • проекты планов и программ развития муниципального образования;
  • вопросы об изменении границ муниципального образования, о преобразовании муниципального образования.

1.5. На публичные слушания могут выноситься иные проекты правовых актов по вопросам местного значения.

1.6. Проекты правовых актов, выносимые на публичные слушания, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Уставу города Москвы, иным нормативным правовым актам города Москвы и Уставу муниципального образования.

1.7. Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер. Результаты публичных слушаний учитываются в процессе последующей работы над проектами правовых актов.

1.8. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний, осуществляются за счет средств бюджета муниципального образования.

2. Назначение публичных слушаний

2.1. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, муниципального Собрания, Руководителя муниципального образования, Руководителя муниципалитета муниципального образования (далее - Руководитель муниципалитета).

2.2. Инициатива муниципального Собрания, Руководителя муниципального образования, Руководителя муниципалитета о проведении публичных слушаний реализуется по тем вопросам местного значения, по решению которых Уставом муниципального образования они наделены соответствующими полномочиями.

2.3. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или муниципального Собрания, назначаются решением муниципального Собрания, по инициативе Руководителя муниципального образования - распоряжением Руководителя муниципального образования, Руководителя муниципалитета - распоряжением муниципалитета муниципального образования (далее - распоряжение муниципалитета).

2.4. Решение о назначении публичных слушаний по проектам правовых актов, указанным в пункте 1.4 раздела 1 настоящего Порядка, принимается муниципальным Собранием.

2.5. Инициатива населения о проведении публичных слушаний (далее - инициатива населения) может исходить от инициативной группы жителей численностью не менее 10 человек (далее - инициативная группа).

2.6. Инициативная группа направляет заявку на проведение публичных слушаний (далее - ходатайство) в муниципальное Собрание. В ходатайстве указываются:

  • тема публичных слушаний;
  • обоснование необходимости проведения публичных слушаний (актуальность темы выносимой на публичные слушания);
  • фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства руководителя и членов инициативной группы;
  • почтовый адрес, контактный телефон руководителя инициативной группы;
  • иные сведения по усмотрению инициативной группы.

2.6.1. Ходатайство подписывается руководителем и членами инициативной группы.

2.6.2. К ходатайству должен быть приложен проект правового акта, протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения публичных слушаний.

2.7. Ходатайство рассматривается на заседании муниципального Собрания с участием представителей инициативной группы (не более 3 человек) не позднее 30 дней со дня его поступления в муниципальное Собрание. В случае, если ходатайство поступило в период летнего перерыва в работе муниципального Собрания, срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, исчисляется со дня окончания такого перерыва в работе.

2.8. Информация о дате, времени и месте заседания муниципального Собрания по вопросу рассмотрения ходатайства, а также иная информация и (или) документы (материалы), необходимые для рассмотрения ходатайства должны быть доведены до руководителя инициативной группы заблаговременно, но не позднее чем за 7 дней до дня указанного заседания.

2.9. Представители инициативной группы вправе, в рамках Регламента муниципального Собрания, выступать и давать пояснения по внесенному ходатайству. 2.10. Ходатайство может быть отклонено, в случае если оно было подано с нарушением настоящего Порядка.

2.11. Решение, принятое муниципальным Собранием по результатам рассмотрения ходатайства, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения руководителя инициативной группы не позднее 10 дней со дня его принятия.

2.12. Решение муниципального Собрания, распоряжение Руководителя муниципального образования, распоряжение муниципалитета о проведении публичных слушаний (далее - решение о проведении публичных слушаний) должны содержать:

  • тему публичных слушаний;
  • информацию об инициаторе проведения публичных слушаний;
  • дату, место, время начала и окончания проведения публичных слушаний;
  • иные вопросы, необходимые для организации и проведения публичных слушаний, включая проект правового акта.

3. Организация публичных слушаний

3.1. Решение о проведении публичных слушаний, а также проект правового акта, выносимый на публичные слушания, опубликовываются в официальном печатном средстве массовой информации муниципального образования не менее чем за 20 дней до дня проведения публичных слушаний. Информация о проведении публичных слушаний также может распространяться в качестве официальной:

  • через электронные средства массовой информации;
  • на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального образования в сети «Интернет»;
  • на информационных стендах, размещаемых в зданиях органов местного самоуправления муниципального образования, в подъездах или около подъездов жилых домов на территории муниципального образования;
  • иными способами, обеспечивающими получение жителями информации о проведении публичных слушаний.

3.2. Для организации и проведения публичных слушаний решением муниципального Собрания, а в случае назначения публичных слушаний по инициативе Руководителя муниципального образования - распоряжением Руководителя муниципального образования, Руководителя муниципалитета - распоряжением муниципалитета создается рабочая группа и определяется ее персональный состав.

3.3. В состав рабочей группы включается не менее 5 человек: руководитель рабочей группы, заместитель руководителя рабочей группы, секретарь, члены рабочей группы (далее - члены рабочей группы). В состав рабочей группы включаются депутаты муниципального Собрания, представители муниципалитета, также в состав рабочей группы могут быть включены по согласованию представители органов исполнительной власти города Москвы, общественных организаций, органов территориального общественного самоуправления, инициативной группы.

3.4. Заседания рабочей группы ведет руководитель рабочей группы, в случае его отсутствия - заместитель руководителя рабочей группы.

3.5. Заседание рабочей группы считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа членов рабочей группы.

3.6. Решения рабочей группы принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов рабочей группы.

3.7. Решения рабочей группы оформляются протоколом, который подписывается членами рабочей группы, присутствующими на заседании рабочей группы.

3.8. Рабочая группа составляет план организации и проведения публичных слушаний в соответствии с настоящим Порядком.

3.9. Организационно-техническое обеспечение деятельности рабочей группы осуществляет муниципалитет муниципального образования.

4. Проведение публичных слушаний

4.1. Публичные слушания проводятся в день, во время и в месте, указанные в решении о назначении публичных слушаний независимо от количества пришедших на слушания жителей.

4.2. Перед началом проведения публичных слушаний члены рабочей группы:

  • регистрируют жителей, пришедших на публичные слушания (далее - участники публичных слушаний) с указанием их фамилии, имени, отчества и адреса места жительства (подтверждается паспортом участника);
  • раздают участникам публичных слушаний форму листа записи предложений и замечаний;
  • составляют список участников публичных слушаний, изъявивших желание выступить на публичных слушаниях;
  • решают иные организационные вопросы.

4.3. Председательствует на публичных слушаниях Руководитель муниципального образования (в случае, если публичные слушания проводятся по инициативе Руководителя муниципалитета - Руководитель муниципалитета), в случае его отсутствия - руководитель рабочей группы (далее - председательствующий).

4.4. Председательствующий:

  • открывает и закрывает публичные слушания в установленное время;
  • предоставляет слово для доклада инициатору проведения публичных слушаний, а также вопросов и выступлений в порядке очередности и (или) по мере поступления заявок.

4.5. Председательствующий вправе призвать выступающего высказываться по существу обсуждаемого вопроса; прерывать выступление после предупреждения, сделанного выступающему, если тот вышел за рамки отведенного ему времени; задавать вопросы выступающему по окончании его выступления.

4.6. Выступление и вопросы на публичных слушаниях допускаются только после предоставления слова председательствующим.

4.7. Выступающий на публичных слушаниях обязан не допускать неэтичного поведения, выступать по существу обсуждаемых на публичных слушаниях вопросов.

4.8. Время выступления определяется, исходя из количества выступающих и времени, отведенного для проведения публичных слушаний, но не менее 5 минут на одно выступление.

4.9. Во время проведения публичных слушаний участники публичных слушаний вправе представить свои предложения и замечания по обсуждаемому проекту правового акта посредством:

  • подачи в ходе публичных слушаний письменных предложений и замечаний с указанием фамилии, имени, отчества и места жительства;
  • выступления на публичных слушаниях.

4.10. На публичных слушаниях не принимаются какие-либо решения путем голосования.

4.11. В ходе проведения публичных слушаний секретарем рабочей группы ведется протокол, который подписывается председательствующим.

4.12. Протокол публичных слушаний должен содержать:

  • сведения о дате, месте и времени проведения публичных слушаний;
  • количество участников публичных слушаний;
  • предложения и замечания участников публичных слушаний;

4.13. На основании протокола публичных слушаний рабочая группа в течение 7 дней со дня проведения публичных слушаний оформляет результаты публичных слушаний.

4.14. В результатах публичных слушаний должны быть указаны:

  • сведения о решении о проведении публичных слушаний, об инициаторе проведения публичных слушаний;
  • общие сведения о проекте правового акта, представленного на публичные слушания, о дате, месте проведения и о количестве участников публичных слушаний;
  • сведения о протоколе публичных слушаний, на основании которого подготовлены результаты публичных слушаний;
  • количество предложений и замечаний участников публичных слушаний по обсуждаемому проекту правового акта;
  • итоги публичных слушаний (рекомендации).

4.15. Протокол и результаты публичных слушаний направляются в муниципальное Собрание, копии протокола и результатов публичных слушаний Руководителю муниципального образования, Руководителю муниципалитета не позднее 7 дней со дня проведения публичных слушаний. В случае назначения публичных слушаний по инициативе населения, копии протокола и результатов публичных слушаний направляются руководителю инициативной группы в срок, указанный в первом абзаце настоящего пункта.

5. Заключительные положения

5.1. Публичные слушания завершаются опубликованием результатов публичных слушаний. Результаты публичных слушаний подлежат обязательному официальному опубликованию в течение 20 дней со дня проведения публичных слушаний. Результаты публичных слушаний также могут быть размещены на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального образования в сети «Интернет», доведены до всеобщего сведения по телевидению, иным каналам связи.

5.2. Полномочия рабочей группы прекращаются со дня официального опубликования результатов публичных слушаний.

5.3. Материалы по публичным слушаниям (решение о проведении публичных слушаний, проект правового акта, протокол публичных слушаний, письменные предложения и замечания жителей, результаты публичных слушаний) хранятся в муниципальном Собрании в течение пяти лет со дня проведения публичных слушаний.



Просмотров