Православие и мир почему нельзя осуждать. Осуждение — что происходит с душой, когда осуждаешь? Чем осуждение отличается от рассуждения

иерей Филипп Парфёнов
  • преп.
  • прот. Евгений Бобылев
  • митр. Эдесский Иоиль
  • арх. Иоанн Руставский
  • прот. Георгий Бреев
  • священник
  • Осужде́ние – 1) уничижительное мнение (суждение) о , пристрастно характеризующее его недостатки; 2) обличение; 3) вменение вины.
    Осуждение считается видом рассматривается как один из тягчайших .

    Чем осуждение отличается от рассуждения?

    Как следует из практики общего словоупотребления, понятия «рассуждение» и «осуждение» имеют различные смыслы.

    Глагол «осуждать» означает - выказывать неодобрение, обнаруживать чью-либо виновность, выдвигать обвинительный приговор.

    Глагол «рассуждать» хотя и может сближаться по смыслу со словом «обсуждать» (а значит и «оценивать» кого-либо, в том числе в нравственном или юридическом отношении, или, что то же, «осуждать»), однако в первую очередь всё же располагает к другой интерпретации: излагать суждения, строить умозаключения.

    Несмотря на разницу в смыслах подмена этих понятий происходит настолько часто, что порой не вызывает удивления.

    Пожалуй, едва ли не каждому христианину известно, что осуждение ближнего (в ряде случаев) может интерпретироваться как грех: «не судите, да не судимы будете» ().

    Тем не менее, многие всё же любят судить о других, «перемывать косточки», «копаться в грязном белье». Причём, достаточно часто это совершается в форме или праздной болтовни, «за спиной» того, кого, собственно, обсуждают.

    Понимая, что осуждать (таким образом) - некрасиво, многие, избегая как суда своей совести, так и встречных осуждений со стороны окружающих, уверенно оправдываются утверждением: я не осуждаю, я всего лишь рассуждаю!

    В каких же случаях, рассуждая о ближних, люди именно рассуждают, а в каких переходят границы дозволенного и вопреки правилу («не судите, да не судимы будете» ()) осуждают?

    Для того, чтобы разрешить это недоумение, желающий «порассуждать» должен задаться (как минимум) двумя вопросами: какова цель предполагаемых рассуждений, и имеет ли он моральное право оценивать то или иное действие заинтересовавшего его человека?

    Не противоречат канонам и рассуждения по поводу такого-то и такого-то грешника с третьими лицами, имеющее целью оградить эти лица от исходящей от грешника опасности, например, если он является или .

    Правда, всё вышесказанное справедливо лишь для здравых, трезвых рассуждений.

    Что касается вопроса о моральном праве на обсуждение того или иного грешника, здесь важно помнить о замечании, которое хотя и было озвучено 2000 лет тому назад, однако остаётся актуальным и сегодня: «что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазу не чувствуешь?» ().

    Разница в отношении к собственным грехам и ко грехам ближних бывает настолько разительной, что иногда думается, что приведённую выше метафору не только не следует считать риторическим преувеличением, но можно ещё и усилить.

    И это понятно. Для борьбы со своими грехами требуется немало усилий, может быть даже духовных подвигов, а осуждая стороннего человека, легко выказать себя с самой лучшей стороны, мол, он - грешник, но коль скоро я его осуждаю, значит я - не такой. Ай да молодец!

    Многие из нас бывают скоры на обсуждение чьих-то грехов, тогда как не уделяют надлежащего внимания своим, словно забывая о грозном Евангельском предостережении: «каким судом судите, таким будете судимы» (). А зря.

    «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете», – сказал Спаситель ().

    «Если бы мы даже не сделали никакого греха, то уже один этот грех (осуждение), мог бы свести нас в преисподнюю, – говорит св. , – Кто строго расследует чужие проступки, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным, потому что произнес суд соответственно не только свойству наших преступлений, но и по твоему суду о других… Не будем строго судить других, чтобы и у нас не потребовали строгого отчета, — мы сами обременены грехами, превышающими всякое помилование. Будем больше сострадать тем, которые грешат, не заслуживая снисхождения, чтобы и мы могли надеяться на такую же милость к себе; хотя, сколько бы ни старались, мы никогда не будем в состоянии оказать такое человеколюбие, в каком имеем нужду от человеколюбивого Бога. Поэтому не безрассудно ли, когда мы сами находимся в такой большой беде, строго разбирать дела своих собратий и вредить самим себе? Таким образом, ты не столько выставляешь его недостойным твоего благодеяния, сколько самого себя – недостойным Божия человеколюбия. Кто строго взыскивает со своего собрата, с того гораздо строже взыщет Бог».

    «Слышал я о некоем брате, что когда он приходил к кому-либо из братий и видел келлию его невыметенною и неприбранною, то говорил в себе: блажен сей брат, что отложил заботу обо всём, или даже обо всём земном, и так весь свой ум устремил горе́, что не находит времени и келлию свою привести в порядок. Также если приходил к другому и видел келлию его убранною, выметенною и чистою, то опять говорил себе: как чиста душа сего брата, так и келлия его чиста, и состояние келлии согласно с состоянием души его. И никогда он не говорил ни о ком: сей брат нерадив, или сей тщеславен, но, по своему доброму устроению, получал пользу от каждого. Благий Бог да подаст нам благое устроение, чтобы и мы могли получать пользу от каждого и никогда не замечать пороков ближнего. Если же мы, по собственной нашей греховности, и замечаем или предполагаем их, то тотчас обратим помысл наш в добрые мысли. Ибо если человек не будет замечать пороков ближнего, то с помощию Божиею рождается в нём благость, которою благоугождается Бог».

    «Не будь судьей чужих падений. На них есть Судия праведный».
    свт.

    «(Христианин) подвергается тем же провинностям и порокам, за которые вздумал бы осуждать других. Следовательно, всякий должен судить только себя самого; осмотрительно, осторожно наблюдать за собой во всем, а не расследовать жизнь и поведение других… Кроме этого еще и потому опасно судить о других, что мы не знаем необходимости или причины, по которой они поступают так или иначе. Может быть, перед Богом правильно или извинительно то, чем мы соблазняемся. И мы оказываемся безрассудными судьями и этим допускаем нелегкий грех».
    преподобный

    «Берегись осудить ближнего, поскольку он пред своим Господом стоит или падает, поскольку и сам ты – грешник. И праведнику судить и осуждать никого не следует, тем более грешнику – грешника. И судить людей – дело одного Христа: Ему Небесный Отец передал Суд, и Он будет судить живых и мертвых – этому Суду и сам ты предстоишь. Берегись же похитить себе сан Христов – это весьма тяжко – и судить подобных тебе людей, чтобы с этим мерзким грехом не явиться на Суд Божий и не быть справедливо осужденным на вечную казнь».
    святитель

    «Чтобы избавиться от греха осуждения, надо возыметь милостивое сердце. Милостивое сердце не только не осудит кажущегося нарушения закона, но и очевидного для всех. Вместо суда оно воспримет сожаление и скорее будет готово плакать, нежели укорять…
    Поспеши возбудить в себе жалость всякий раз, как придет злой позыв к осуждению. С жалостливым же сердцем обратись потом с молитвою к Господу, чтобы Он всех нас помиловал, не только того, кого хотелось осудить, но и нас и, может быть, больше нас, чем того, – и замрет злой позыв».
    св.

    Нужно обратить душевное око от рассмотрения чужих погрешностей на свои собственные и приучать язык говорить строго не о ближних, но о себе самом, ибо плодом этого бывает оправдание.
    преподобный

    Нет плохих людей на свете, а есть больные души, жалкие, подверженные греху. За них надо молиться, им нужно сочувствовать.
    прпмч. Митрофан Сребрянский

    Как грязная вода не может убелить грязное полотно, так и грешник не может очистить другого грешника, пока себя не очистит. Потому предостерегает Господь: исцели себя сам! Если хотите исправлять других, исправьте себя, а потом о других ревнуйте. Это закон Христов.
    свт.

    Смотрите на врагов, как на больных одной с вами болезнью.
    священник

    Мы не можем судить ближнего, т.к. мы не знаем его:
    — наследственности;
    — обстановку его жизни в детстве и юности;
    — характер его родителей и воспитателей;
    — знания, которые он получил;
    — направление его судьбы по Божию промыслу.

    Из воспоминаний об архим. Серафиме (Тяпочкине):
    Ему совершенно чуждо было осуждение. Если кто-либо приходил к нему с жалобой на ближнего, начинал подробно рассказывать о происшедшем и о своем обидчике, батюшка учтиво останавливал, но так, чтобы не оскорбить говорившего, и призывал помолиться за обидчика. Тут же все смущение рассеивалось, обида утихала. Достигал он этого тем, что, молясь, внутренне оставался спокойным, невосприимчивым ко всему плохому, чуждому его душе, по слову заповеди Христовой: «блаженны миротворцы, яко они будут наречены сынами Божиими» ().

    Осуждение - что происходит с душой, когда осуждаешь?

    Почему христианство так категорично запрещает осуждение ближнего? Ведь осуждение происходит отнюдь не за выдающиеся заслуги и добродетели, а за безнравственное поведение. Или, выражаясь языком христианской аскетики, - за грехи. Но разве грех, с точки зрения Церкви, не достоин порицания?

    Эммануил Кант говорил, что более всего в мире его изумляет вид звездного неба над нами и нравственный закон внутри нас. Этот закон совести является универсальным для всего человечества и не зависит от культурных, национальных или религиозных различий между людьми. Стремление к добру так же естественно для каждого из нас, как, например, способность мыслить, разговаривать или ходить на задних конечностях. Поэтому заповеди «не убий», «не укради», «не желай жены ближнего своего» даже для человека, который еще только знакомится с жизнью Церкви, не становятся открытием чего-то принципиально нового и неожиданного. Но вот евангельская заповедь о неосуждении очень часто вызывает недоумение и целый ряд вопросов.

    Ведь если муниципальный чиновник покупает себе иномарку, по стоимости равную его жалованию за двадцать лет беспорочной службы, то осуждение вызывает вовсе не его любовь к качественной и удобной технике. Женатого мужчину, который завел себе роман на стороне, знакомые осуждают совсем не за то, что он примерный отец, а спившегося саксофониста - отнюдь не за его виртуозное владение музыкальным инструментом. Ни один, даже самый пристрастный, дотошный и въедливый критик не станет порицать кого-либо за добрые и полезные дела. Поводом к осуждению может стать лишь безнравственное поведение, неблаговидный поступок или преступление.
    Но почему же тогда Церковь так настойчиво призывает христиан никого не осуждать ни делом, ни словом, ни даже мыслью? Ведь очень часто бывает, что человек явно грешит на глазах у всех, и никаких сомнений в его греховности не может возникнуть даже у самого наивного альтруиста и романтика.

    В большинстве традиционных религий осуждение и даже наказание подобных людей является нормой. В древнем Израиле, например, благочестивые иудеи должны были до смерти забить камнями грешников, уличенных в супружеской измене. А в тех мусульманских странах, где в основе уголовного права лежит шариат, взятому с поличным грешнику и сегодня грозит тяжкое физическое наказание, вплоть до смертной казни. С точки зрения обычной человеческой логики, это вполне нормально: преступление требует наказания, а грех - возмездия.

    Однако евангельский принцип отношения к грешникам решительно противоречит подобному рассуждению. Своей земной жизнью Иисус Христос показал людям ту норму человечности, к которой все мы призваны, и поэтому любой поступок Христа, описанный в Евангелии, является эталоном поведения для каждого человека, искренне стремящегося исполнить волю Божию.

    Что же говорит Евангелие об отношении Христа к грешникам? Только одно: Он их не осуждал, но относился к ним с любовью и жалостью. Христос не осудил женщину, взятую в прелюбодеянии (Ин 8:11); не осудил жителей Самарянского селения, отказавшихся дать Ему пищу и кров (Лк 9:51-56); и даже Иуду, пришедшего предать Его на мучительную смерть, Господь не исключил из числа Своих друзей (Мф 26:50). Более того: первым человеком, которого Христос ввел в Рай, был покаявшийся бандит и убийца, распятый за свои грехи (Лк 23:32-43). Евангелие упоминает лишь одну категорию людей, которая подверглась резкому осуждению Христа. «Змиями» и «порождениями ехидниными» Господь назвал первосвященников, книжников и фарисеев. Это была религиозная элита иудейского народа - то есть именно те люди, которые как раз и считали себя вправе осуждать грешников.

    В чем же причина такого парадоксального отношения к грешникам в христианстве и почему в Православии любая форма негативной оценки даже очевидно согрешившего человека считается тягчайшим грехом? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо сначала выяснить: а как вообще понимается грех в Православии?

    В греческом языке грех часто называется словом «амартиа», что в буквальном переводе на русский означает «мимо цели», «промах». До грехопадения любое действие человека имело своей целью исполнение благой воли Божией о нем самом и о мире вокруг него. Но когда человек отпал от своего Создателя, эту ясную и высокую цель от него заслонило множество других, мелких и противоречивых. Все его свойства и способности остались прежними, но вот употреблять их человек стал неподобающим образом. Так стрелок с помутившимся зрением по-прежнему способен натянуть тугую тетиву своего лука и пустить стрелу, но вот куда она попадет - большой вопрос. Скорее всего, такой выстрел вслепую окажется именно «амартиа», то есть - мимо цели.

    Вот как пишет об этом преподобный Симеон Новый Богослов: «Со времени преступления Адамова растлились все естественные силы человеческого естества, то есть ум, память, воображение, воля, чувство, которые все совмещаются в частях души… Растлились, но не уничтожились. Почему человек может умствовать, но не может умствовать правильно; может действовать, но действовать неразумно. По сей причине все, что он думает и придумывает, что загадывает и предпринимает, к чему сочувствует и от чего отвращается, все это криво, косо, ошибочно». Иначе говоря, грех в Православии понимается как неправильно, не вовремя и невпопад реализованный импульс человеческой природы, который сам по себе вполне здоров, но, будучи употребленным не по назначению, стал вредным и опасным для человека.

    Грех осуждения не является исключением из этого правила. В его основе лежит все тот же изумлявший Канта нравственный закон стремления человека к добру. Создав человека безгрешным, Бог вложил в его природу совесть как способность отличать добро от зла, - и ненависть к греху как защитную реакцию на столкновение со злом. Поэтому, когда первые люди согласились в райском саду на уговоры сатаны и вкусили плодов с запретного древа, они не стали жертвами обмана или собственного неведения. Грехопадение было сознательным актом нарушения ими воли Божией и голоса собственной совести.

    Отпав от Бога, человек потерял Рай, - но эту естественную способность распознавать зло и ненавидеть грех он сохраняет по сей день. Правда, с одной печальной оговоркой: после грехопадения человек отчетливо видит зло, но только в других людях, и ненавидит он теперь исключительно чужие грехи. Такое духовное устроение и порождает отношение к окружающим, которое принято называть в православной традиции - грехом осуждения.

    Неверно употребленная способность, словно чудовищный бинокль неимоверно увеличивает перед нашим духовным взором все недостатки окружающих и их злые дела. Но когда мы через этот же бинокль пробуем взглянуть уже на самих себя, он начинает столь же неимоверно уменьшать все наши грехи, делая их в наших глазах мелкими, ничтожными и не заслуживающими внимания.

    Как это ни странно, но такое стремление не видеть себя грешным и плохим тоже имеет основание в чистой богоданной природе человека и является не чем иным, как искаженным чувством святости, которая была свойственна нашему естеству до грехопадения.

    Парадокс греха осуждения заключается в том, что, взявшись судить о недостатках и грехах другого человека, мы на самом деле судим себя, хотя, как правило, даже не подозреваем об этом. Осуждая кого-либо, мы устанавливаем некий уровень нравственной оценки человеческого поведения, ниже которого и сами не имеем права опускаться. Скажем, осудив в душе грубияна-начальника, орущего на подчиненных по поводу и без повода, мы тем самым, определяем и для себя категорическую недопустимость подобного поведения. Однако, вернувшись с работы домой, можем тут же сорвать накопившиеся за день раздражение и усталость на ни в чем не повинных родственниках. И поэтому осуждение, которое днем было адресовано несдержанному начальнику, теперь с полным правом должно быть употреблено уже по отношению к нам самим. Так проявляет себя удивительный закон духовной жизни, который преподобный Иоанн Лествичник формулировал следующим образом: «Если в самом деле истинно, что …каким судом судите, таким будете судимы (Мф 7:2), то, конечно, за какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает».

    Причина такой жесткой зависимости в том, что в другом человеке мы можем опознать и осудить лишь те греховные наклонности, которые есть в нас самих, даже если этому человеку они вовсе не свойственны. Мы не видим души человека, не знаем его внутреннего мира, и поэтому очень часто приписываем чужим поступкам то значение, которое нам подсказывает наш собственный греховный опыт. Так, например, увидев человека, входящего среди ночи в круглосуточный магазин, бандит может принять его за своего коллегу, который собрался ограбить эту лавочку. Пьяница, глядя на того же позднего покупателя, решит, что тот прибежал за очередной порцией выпивки. А любитель амурных приключений подумает, что этот человек собрался к любовнице и хочет купить по дороге торт, цветы и шампанское. Каждый судит о нем в меру своих представлений, обусловленных их собственным навыком к тому или иному виду греха. А человек-то всего-навсего пришел купить молока для больной дочки…

    Так чего же он стоит, такой наш суд? Ведь все, что мы можем знать друг о друге, по большому счету укладывается в эту печальную схему: мы видим лишь внешность чужих дел, но совершенно не представляем себе их смысла и внутренней мотивации. Наблюдая чужие поступки, мы наивно пытаемся дать справедливую оценку совершившим их людям. Но не так судит Бог, который смотрит не на дела, а на сердце человека, знает все обстоятельства его жизни, движения его души, и совсем по-другому оценивает даже то, что, вне всякого сомнения, является грехом в наших глазах.

    Очень хороший пример, поясняющий, как это может быть, приводит в своих поучениях преподобный Авва Дорофей - христианский подвижник, живший в VII веке. Он рассказывает, как на невольничьем торге были выставлены на продажу две совсем маленькие девочки, и одну из них купила благочестивая христианка, мечтающая воспитать ее в чистоте и благоухании святых заповедей Христовых. Другую малышку купила совершенно развратная блудница, с тем чтобы научить ее своему мерзкому ремеслу. И, конечно, же, первая девочка выросла чистой душой и телом, боголюбивой и исполненной всяческих добродетелей. А вторая… Вторую ее злая наставница сделала орудием дьявола, научив самым изысканным и грязным видам разврата. И вот, Авва Дорофей восклицает: «Обе были малы, обе проданы, не зная сами, куда идут, и одна оказалась в руках Божиих, а другая впала в руки диавола. Можно ли сказать, что Бог равно взыщет как с одной, так и с другой? Как это возможно! Если обе впадут в блуд или в иной грех, можно ли сказать, что обе они подвергнутся одному суду, хотя и обе впали в одно и то же согрешение? Возможно ли это? Одна знала о Суде, о Царствии Божием, день и ночь поучалась в словах Божиих; другая же, несчастная, никогда не видала и не слышала ничего доброго, но всегда, напротив, все скверное, все диавольское; как же возможно, чтобы обе были судимы одним судом? Итак, никакой человек не может знать судеб Божиих, но Он один ведает все и может судить согрешения каждого, как Ему Единому известно».

    «Ненавидь грех, но люби грешника» - вот принцип православной аскетики, не позволяющий отождествлять человека с его злыми делами. Но даже ненависть к чужому греху может оказаться духовно опасной. Ведь тот, кто внимательно рассматривает поведение других, сам рискует через осуждение греховных поступков незаметно впасть и в осуждение человека, который их совершает. В Древнем Патерике упоминается поучительный случай подобного рода: «Один старец святой жизни, узнав о некоем брате, что он впал в блуд, сказал: „О, худо он сделал“. Через некоторое время Ангел принес к нему душу согрешившего и сказал: „Посмотри, тот, кого ты осудил, умер; куда же прикажешь поместить его - в Царство или в муку?“ Потрясенный этим святой старец все оставшееся время своей жизни провел в слезах, покаянии и безмерных трудах, молясь, чтобы Бог простил ему этот грех». Старец осудил не брата, а лишь его поступок, но Господь показал ему недопустимость даже такого, казалось бы, благочестивого и праведного суда.

    Грех достоин ненависти - но каждому, желающему своего спасения, необходимо научиться ненавидеть грех, прежде всего, в себе самом. О чужих же грехах и о правильном отношении к ним Авва Дорофей писал следующее: «Действительно случается, что брат погрешает по простоте; но имеет одно доброе дело, которое угодно Богу более всей жизни, - а ты судишь, и осуждаешь его, и отягчаешь душу свою. Если же и случилось ему преткнуться, почему ты знаешь, сколько он подвизался и сколько пролил крови своей прежде согрешения? Теперь согрешение его является пред Богом, как бы - дело правды. Ибо Бог видит труд его и скорбь, которые он, как я сказал, подъял прежде согрешения, и - милует его. А ты знаешь только сие согрешение, и тогда как Бог милует его, ты - осуждаешь его и губишь душу свою. Почему ты знаешь, сколько слез он пролил о сем пред Богом? Ты видел грех, а покаяния его не видел».

    Даже очень грязный человек может почувствовать себя чистым и опрятным, если встретит бедолагу еще более грязного и неряшливого, чем он сам. Беда в том, что наша поврежденная грехом природа все время стремится к самоутверждению за счет признания другого человека более низким, плохим, греховным. И еще одна лазейка для этого больного стремления очень часто видится нам в словах Нового Завета об обличении греха: Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить (Еф 5:10-12). Казалось бы, вот - прямая санкция на осуждение чужих грехов, подкрепленная авторитетом Священного Писания. Однако не стоит торопиться с выводами. Прежде чем приступить к обличению злых дел, всем стремящимся к подобного рода деятельности следовало бы сначала ознакомиться с мыслями духовно опытных подвижников по этому поводу: «Обманутые ложным понятием о ревности, неблагоразумные ревнители думают, предаваясь ей, подражать Святым Отцам и святым мученикам, забыв о себе, что они, ревнители, - не святые, а грешники. Если святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по повелению Божию, по обязанности своей, по внушению Св. Духа, а не по внушению страстей своих и демонов. Кто же решится самопроизвольно обличать брата или сделать ему замечание, тот ясно обнаруживает и доказывает, что он счел себя благоразумнее и добродетельнее обличаемого им, что он действует по увлечению страстью и по обольщению демоническими помыслами», - писал святитель Игнатий (Брянчанинов).

    А вот слова святителя Филарета (Дроздова): «Правду говорить - дело хорошее, когда нас призывает к тому обязанность или любовь к ближнему, но сие делать надобно, сколь возможно, без осуждения ближнего и без тщеславия и превозношения себя, как будто лучше другого знающего правду. Но при том надобно знать людей и дела, чтобы вместо правды не сказать укоризны и вместо мира и пользы не произвести вражды и вреда».

    Нетрудно заметить, что два авторитетнейших учителя нашей Церкви, жившие во второй половине XIX века, независимо друг от друга высказывают практически одну и ту же мысль: не стоит обличать грешников, если только ты не был специально призван к этому Богом и не очистил свое сердце от страстей. Но если обратиться к древним Отцам, то их мнение об уместности обличения чужих грехов будет еще более категоричным: «Никому не выставляй на вид каких-либо его недостатков, ни по какой причине. …Не укоряй брата своего, хотя бы ты видел его нарушителем всех заповедей, иначе и сам впадешь в руки врагов своих». (Преподобный Антоний Великий)

    «Покрой согрешающего, если нет тебе от сего вреда: и ему придашь бодрости, и тебя поддержит милость Владыки твоего» (Преподобный Исаак Сирин)

    «Никого не укоряй, ибо не знаешь, что случится с самим тобою. …Изреки слово утешения душе нерадивой, и Господь подкрепит сердце твое» (Преподобный Ефрем Сирин)

    Однажды братия спросили преподобного Пимена Великого: «Авва, следует ли, видя согрешение брата, умолчать и покрыть грех его?» «Следует, - отвечал преподобный Пимен. - Если покроешь грех брата, то и Бог покроет твой грех». «Но какой же ответ ты дашь Богу, что, увидев согрешающего, не обличил его?»

    ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

    Можно ли отсудить дарственную на квартиру — этот вопрос волнует тех, кто не согласен с оформлением договора дарения на другое лицо. После подписания дарственной, имущество от одного хозяина переходит к человеку, которого даритель указал в договоре.

    Законодательство Российской Федерации не запрещает оформлять подобные виды договоров. Существующие нормативно-правовые акты устанавливают определенные правила, которые помогают решить споры, связанные с оспариванием договоров дарения.

    Основной нормативно-правовой документ в этой сфере это Гражданский кодекс РФ. Можно ли отсудить дарственную на квартиру, расскажет наша статья.

    Особенности дарственной на квартиру

    Для того, чтобы принять правильное решение — идти в суд или нет, следует внимательно изучить основные требования к оформлению договора дарения.

    Договор оформляется, закрепляется подписями сторон и заверяется нотариусом. При составлении договора не указываются условия, выполнив которые, одаряемый человек получит право собственности.

    Дарственная также в дальнейшем должна пройти государственную регистрацию. Без этого она недействительна.

    Примите к сведению: дарственная или договор дарения представляет собой документ, форма которого утверждена законодательством, и представляет собой фиксирование добровольной передачи права собственности на квартиру от одного лица, к другому.

    В дарственной прописывается конкретная календарная дата, когда одаряемый вступит в право собственности. Это может быть какое-либо событие из его жизни, например, совершеннолетие, окончание ВУЗа или замужество. Если никаких дополнительных указаний нет, человек приобретает право собственности сразу после государственной регистрации договора.

    Обратите внимание: по законодательству договор дарения нельзя отменить в одностороннем порядке. Только суд может аннулировать дарственную.

    Условия оспаривания

    Важно учесть то, что момент наступления обладания квартирой происходит при регистрации дарственной в государственных органах, а не во время только его подписания.

    Эта дата и будет в дальнейшем отправной точкой, для того, чтобы при необходимости аннулировать сделку.

    Юристы рекомендуют: зарегистрировать дарственную можно только при жизни дарителя. Одного подписанного договора недостаточно. Поэтому, для того чтобы лишний раз не ходить в суд, следует соблюсти всю процедуру правильно.

    В законодательстве прописан перечень обстоятельств, при наступлении которых возможно оспорить дарственную:

    1. Даритель имеет веские основания отказаться от передачи права собственности на квартиру другому человеку и самостоятельно пожелал отменить дарственную.
    2. Третье лицо, которое заинтересовано в расторжении договора дарения и имеет на это веские основания. Это возможно в случае смерти дарителя, признание человека, подарившего жилплощадь, недееспособным.

    Время, когда можно отсудить

    Если Вы решили отсудить подаренную квартиру, которая была передана во владение нового хозяина путем подписания договора дарения, делать это нужно быстро.

    Согласно действующему законодательству РФ (статья 181 гражданского кодекса), сделку признать недействительной можно в течение трех лет после вступления в силу условий договора. Или одного года с момента подачи искового заявления.

    Стоит отметить: для человека, который не является дарителем или обладателем подаренной квартиры, и который считает, что квартира была подарена незаконно, и он может привести веские аргументы, есть срок десять лет. По истечении этого срока он уже точно ничего не сможет сделать.

    Отменить

    Если решение о дарении недвижимости было сделано поспешно, владелец недвижимости имеет право отказаться от него. Если регистрация договора дарения ещё не была совершена, то даритель может просто отозвать дарственную, не задействуя суд.

    Когда причины, повлекшие за собой принятие решения об отмене дарственной, возникли после государственной регистрации – необходимо идти в суд.

    Когда можно отменить дарственную (напомним, все это делается в рамках законодательства):

    1. Даритель подвергся нападению со стороны нового собственника его недвижимости. В результате чего дарителю или членам его семьи были нанесены умышленные повреждения.
    2. Когда одаренный человек обращается с недвижимостью не очень хорошо, что в будущем может привести к ее утрате.
    3. По согласованию сторон.

    Суд рассмотрит ваш иск, если причинами оспаривания стали:

    Совет юриста: договор дарения следует составлять вместе с опытными юристами. Это необходимо для того, чтоб предусмотреть все каверзные моменты и не стать участником ненужных разбирательств в будущем.

    Аннулирование через суд

    Если не удалось по каким-то причинам отменить дарственную, есть еще возможность ее аннулировать.

    Следует заметить, что аннулирование дарственной вполне реально. Этим способом также можно отсудить квартиру в суде.

    Для этого следует помнить, что все договора заключаются по определенной схеме.

    Договора заключаются людьми, а людям свойственно делать ошибки. Тут без специалиста в имущественных делах не обойтись.

    Совет редакции: хороший адвокат поможет ускорить процесс и собрать все необходимые документы, найти правильные аргументы, которые должны убедить суд.

    Из-за ошибок

    Отсудить квартиру через суд довольно часто можно из-за ошибок, которые были допущены при составлении договора дарения.

    Самые распространенные случаи:

    1. Документ не прошел государственную регистрацию в Федеральной регистрационной службе. В подобном случае суд возвращает право собственности первоначальному владельцу недвижимости.
    2. При нарушении условия безвозмездности подарка. Такой документ, как дарственная предполагает передачу недвижимости в частную собственность другого человека на бесплатной основе. Поэтому в соглашении не разрешается указывать стоимость такого подарка. Например, в договоре указано: для того, чтобы квартира оказалась в собственности одаренного, он должен оказать дарителю услугу, либо заплатить определенную сумму денег. Этот пункт нивелирует весь смысл дарственной, и не соответствует требованиям законодательства к составлению договоров дарения.
    3. Если известны факты угрозы владельцу квартиры, шантажа, в результате которых он подписывает договор дарения.
    4. Причиной аннулирования сделки также может стать отсутствие письменного согласия жены или мужа дарителя.
    5. В судебном порядке третье лицо может отсудить дарственную на квартиру в случае, если сможет доказать, что даритель банкрот, а сделка была заключена в течение шести месяцев до даты, официального оглашения банкротства.
    6. Элементарное отсутствие положенных подписей на дарственной.
    7. Ошибки в контактных данных, адресах, данных паспорта и т.д.

    Причиной споров в суде может стать ситуация, когда даритель не имел права передавать в чужую недвижимость, а человек, которому подарили квартиру, не имел права ее принять. Такие ситуации четко прописаны в законодательстве.

    Квартиру можно отсудить, если:

    1. Это опекуны детей, которым еще не исполнилось 14 лет.
    2. Принять квартиру в дар не могут сотрудники специализированных учреждений. Например, больниц, домов престарелых и других схожих учреждений. Даже если сам больной человек очень хочет подарить им квартиру, сделать это путем подписания договора дарения нельзя. В случае подписания договора дарения, родственники могут обжаловать такое решение и отсудят квартиру.
    3. Конечно же, служащие государственных учреждение, которым по законодательству запрещено принимать в дар квартиру от третьих лиц.

    Примите к сведению: не стоит путать дарственную и завещание. Если в договоре дарения прописан пункт, на основании которого квартира перейдет другому лицу только после смерти дарителя. С такой формулировкой может составляться только завещание. Дарственная, в таком случае, теряет свою юридическую силу.

    Налоговые органы также могут отсудить жилую площадь у собственников, если смогут доказать факт продажи квартиры под видом подарка.

    Дарственная в данном случае выступает инструментом избежания налогообложения и подлежит аннулированию. Будьте бдительны, когда Вам предлагают таким образом оформить сделку покупки квартиры.

    На первый взгляд, это уменьшает стоимость квартиры, но увеличивает шанс остаться совсем без жилья. Например, ушлые родственники дарителя, узнав о такой сделке, могут ее аннулировать. Деньги вам, скорее всего не вернут.

    Необходимые действия

    Приняв окончательное решение отсудить дарственную на квартиру, необходимо хорошо подготовиться к походу в суд.

    Подготовительную работу можно разделить на несколько этапов:

    1. Изучить всевозможную информацию о нюансах таких видов договоров, как дарственная. На интернет просторах размещено достаточное количество информации.
    2. Обратиться к адвокату, который специализируется в этой сфере. Вместе с ним определить главное основание, с которым вы пойдете в суд. Конечно, можно это сделать самостоятельно, тем самым уменьшить шансы выиграть дело.
    3. На этом этапе нужно выяснить, сколько времени прошло со дня регистрации дарственной в государственной регистрационной службе РФ. Напомним, что законодательством установлен срок исковой давности для таких сделок. На оспаривание законом выделено 3 года. Есть некоторые исключения, но лучше не рисковать.
    4. Под руководством адвоката соберите все необходимые документы. Перечислять их нет смысла, так как в каждом отдельном случае они разные. Специалисты осведомлены о всех нюансах и помогут вам составить перечень нужных доказательств.
    5. Далее необходимо заняться составлением самого искового заявления. Заявителем может выступать даритель, а также его родственники. Советуем составлять исковое заявление вместе с адвокатом.
    6. Исковое заявление, весь необходимый пакет документов с доказательствами необходимо доставить в отделение суда по месту жительства.

    Следует учесть: при подаче документов в суд, наберитесь терпения. Назначить дату заседания суда могут не сразу, а через несколько месяцев после подачи заявления в суд.

    Отсудить дарственную на квартиру не так уж и просто. Одаренный человек по собственной воле не откажется от столь дорогого подарка. В то же время, если вы считаете, что тоже имеете право на обладание этой квартирой, или сделка была заключена не правомерно, можно попробовать аннулировать дарственную.

    Существует достаточно много способов и причин, согласно которым можно отсудить дарственную на квартиру. Лучше всего обратиться за помощью к хорошему адвокату, который специализируется в данной сфере. Он подскажет правильные пути решения проблемы, поможет составить список необходимых документов.

    К сбору документов и доказательной базы следует отнестись серьезно. Не стоит также забывать и о сроках давности договора на дарение. Сам процесс составления искового заявление не требует больших затрат времени, но правильность и грамотность действий будет играть ключевую роль.

    Тем не менее, если Вас не устраивает решение суда, всегда можно обратится в суды высшей инстанции с повторным исковым заявлением для обжалования неудовлетворительного решения.

    Смотрите видео, в котором адвокат рассказывает как признать договор дарения недействительным:

    Вопрос:

    Здравствуйте, пишу Вам с Благодарностью, что Вы есть, нам в помощь с ответами нам, мирскими и духовными. Я надеюсь с Божьей помощью прийти в Православную Веру, а пока я только учусь, жаль что пока без Духовного Учителя. И вот я на данном этапе скажем, очень "застряла" в самобичевании и самоосуждении, через осознание и понимания моих жизненных Грехов прошлого. И практически каждый мой грех, который я пока смогла, вспомнила, проживаю вновь и вновь, мучает и гложет меня это, и знаю что не защищена от будующих, задаюсь вопросом., Имею ли я право осуждать себя за свои же грехи?, ведь Бог сказал не Суди, да не Судим будешь! И как тогда прийти к Очищению себя, к Исповеди будующей, не затаскивая себя в Чистилище? Я Благодарю Бога что Вы есть в такие трудные моменты нашей жизни.

    На вопрос отвечает: протоиерей Игорь Дронов, руководитель информационного отдела Бишкекской и Кыргызстанской епархии

    Ответ священника:

    Здравствуйте, Зара! Господь говорил о неосуждении ближних. Себя же за свои грехи мы должны осуждать. У святых отцов есть даже термин такой: "самоосуждение". Оно вызывает чувство покаяния и приводит человека к Таинству исповеди, на котором грехи, какие бы они ни были, прощаются Богом просто и без упрёков. Лишь бы мы исповедав грех, отреклись от него, возненавидели бы его, разорвали бы с ним всякую связь и никогда бы его больше не повторяли. При таком условии Господь скорбь о грехах растворяет благодатной радостью. Святые отцы говорят о "радостотворном плаче". Такое состояние возбуждает в человеке решимость принести ещё и плоды покаяния; то есть человек старается делать дела, противоположные прежним грехам. Например, крал человек, - теперь он будет стараться зарабатывать своими руками и раздавать нуждающимся. Блудил, - теперь он не только оставил блуд, но даже хранит взор от лиц противоположного пола. Сделали аборт (пишу сделали, потому что чаще всего оба повинны в этом грехе детоубийства), - взамен убитому ребёнку взяли на воспитанию сироту. И т. д. Но бывает самоосуждение и самобичевание неумеренное, не растворённое благодатной радостью прощения и примирения с Богом. В основе его лежит гордость. Гордость тоже стремится к "нравственному совершенству", но, - совершенству самодельному, без Бога, не нуждающемуся в помощи Божией. Здесь нет подлинного покаяния, но есть иссушающее себя самоедство, приводящее человека к отчаянию, потере надежды на спасение, депрессии. И это тоже грех, который нужно исповедовать и с которым нужно бороться. Например, говорить себе, когда враг нашего спасения наводит такие псевдоблагочестивые мысли: "От этих-то и подобных этим грехов и пришёл спасти нас Господь". Помоги вам, Господи, и наставь на всякую истину. Протоиерей Игорь Дронов.

    В любое, даже в самое трудное время, всегда находится место для добродетели. У людей возникает вполне закономерный вопрос: можно ли отсудить дарственную на квартиру и как это сделать? Люди дарили и продолжают дарить своим близким ценное имущество. Наиболее распространенным процессом является переоформление недвижимости. Но, далеко не всегда, это устраивает остальных родственников, которые имели свои виды на эту недвижимость.

    Важно : Как показывает юридическая практика, успеха в суде добиваются те, кто хорошо знает суть вопроса и хорошо подготовился к слушанию дела. Прежде, чем обращаться за помощью к специалистам в имущественных делах, необходимо самому тщательно изучить законодательную базу и материалы о дарении.

    После этого можно решать, начинать или нет, сбор доказательной базы. Далее будут расписаны основные правила составления дарственной и ее аннулирования. В ходе их изучения читатель сможет сам понять, можно ли отсудить квартиру или ее долю.

    Что нужно знать о процессе дарения?

    Ответ на вопрос о том, можно ли отсудить дарственную на квартиру, можно найти в законодательных актах. Право на передачу недвижимости законодательно закреплено за всеми гражданами РФ. Механизм этого процесса расписан в главе 32 Гражданского кодекса РФ. Про порядок заключения имущественных сделок можно прочитать в главе 9 упомянутого выше законодательного акта.

    Дарение представляет собой передачу ценного имущества от одного человека в личную собственность другого. Согласно ГК РФ передача недвижимости должна быть оформлена в письменном виде. Этот документ называется договором дарения. Для того, чтобы переоформление жилплощади считалось законным, акт должен пройти государственную регистрацию.

    Основные особенности, которые присущи договору, таковы:

    1. Отсутствие выгоды для презентующего. В тексте документа не допускается упоминания о каких-либо действиях или обязательствах со стороны одаряемого. Принцип оформления заключается в безвозмездности.
    2. При отчуждении жилья в пользу близкого родственника подоходный налог не взимается.
    3. Не допускается ссылка на то, что собственником жилья одаряемый может стать только после кончины дарителя. Поскольку это правило присуще наследованию, то подобная сделка может быть объявлена ничтожной.
    4. Презентующий может настоять на том, чтобы в договор был включен пункт о том, что сделка расторгается, если он переживет одаряемого.
    5. После подписания договора новый владелец имеет право распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению - дарить, продавать или сдавать в аренду. Не следует забывать и о том, что он может настоятельно попросить бывшего владельца покинуть помещение.
    6. Подаренное имущество не может считаться совместно нажитым или общим. Члены семьи его владельца не имеют на него никакого права.
    7. Сделку невозможно отменить или отозвать в одностороннем порядке. Это можно сделать только по взаимному согласию или через суд.

    Могут ли родственники отсудить подаренную квартиру? Могут, если найдут для этого веские причины. В ходе сбора документов и их оформления не исключены ошибки.

    Основания для отмены договора

    В любом юридическом процессе главную роль играет человеческий фактор. Человек, даже с высшим юридическим образованием, не застрахован от ошибок. Они могут совершаться по причине усталости, невнимательности или излишней самоуверенности. Инициатива по аннулированию сделки может исходить, как от сторон, ее заключивших, так и от третьих лиц.

    Расторжение сделки по инициативе дарителя

    Причин для подобного решения может быть довольно много. Принять его бывший владелец может самостоятельно или под влиянием родственников, которые решают вопрос о том, можно ли отсудить дарственную.

    Поводом для подачи иска в суд могут быть такие события:

    1. Существенное ухудшение условий жизни дарителя. Суд примет во внимание этот факт лишь в том случае, если снижение уровня жизни человека произошло не по его вине. Будут принято во внимание такие случаи, как тяжелая болезнь, увольнение с работы или стихийное бедствие, разрушившее его жилье.
    2. Физическое оскорбление, нанесенное бывшему владельцу жилья или его родственникам со стороны наделяемого. Данный факт должен быть подтвержден в установленном законом порядке.
    3. Если одаряемый, так относится к полученной недвижимости, что это может привести к ее порче или безвозвратной утрате. Суд примет во внимание и моральный ущерб, который испытывает бывший собственник имущества, наблюдая за таким отношением к своему подарку.
    4. Бывший владелец недвижимости может заявить о том, что сделка была совершена под воздействием угроз, шантажа и насилия. Подобные сделки называются кабальными.
    5. Заявление фигуранта соглашения о том, что на момент подписания бумаг, он находился под воздействием алкоголя или наркотических препаратов. Если лицо действительно являлось недееспособным, то сделка аннулируется.
    6. Элементарный обман или введение в заблуждение. Такие истории зачастую происходят с пожилыми людьми, которые не могут оценивать ситуацию адекватно. Человеку могут вслух «зачитать» совсем не тот документ и дать в нем расписаться. Если дарственная не регистрировалась у нотариуса, то шансы на отзыв довольно велики.

    Это был обзор возможных действий, которые может предпринять физическое или юридическое лицо, для возврата своей собственности.

    Аннулирование договора по инициативе родственников

    Так называемое, чувство справедливости, иногда толкает родню на поступки, которые могут показаться странными. Особенно остро «родственные чувства» могут проявляться, когда речь идет о разделе недвижимости. Люди могут пойти на любые меры, чтобы аннулировать соглашение и заполучить вожделенную жилплощадь. Новый владелец недвижимого имущества должен в первую очередь решить вопрос о том, могут ли отсудить дарственную родственники дарителя. Для этого нужно обезопасить себя со всех сторон.

    Причины для оспаривания сделки могут быть следующие:

    • смерть дарителя по вине одаряемого;
    • под видом пожалования была проведена продажа жилплощади (притворная сделка);
    • подписи в соглашении были проставлены недееспособными лицами (несовершеннолетними, психически больными или ограниченными судом в полномочиях);
    • заверка документа юристом, не имеющим на это права;
    • нахождение фигуранта соглашения под воздействием алкоголя или сильнодействующих психотропных препаратов;
    • отсутствие письменного и заверенного согласия совладельца недвижимости;
    • неправильно составленный договор, в котором прописаны определенные условия и встречные обязанности второй стороны;
    • передача имущества проведена от имени малолетнего или физически недееспособного лица;
    • документ о передаче собственности не соответствует установленной форме;
    • по тексту имеются ошибки, помарки и исправления;
    • имущество подарено государственному служащему, который занимает высокое служебное положение;
    • в роли получателя выступил сотрудник учреждения, в котором содержался владелец недвижимости.

    Не следует тянуть с государственной регистрацией договора. Только после ее прохождения, одаряемый становится законным собственником жилплощади.

    Отзыв договора одаряемым

    Зачастую новые владельцы жилья отказываются от подаренной недвижимости. Происходит это по различным причинам. Как правило, происходит это с жильем, которое является обузой для человека. Есть такие квартиры, в которых никто не живет, продать их невозможно, а коммунальные услуги оплачивать необходимо. Вернуть такой презент можно только после составления соответствующего договора, с соблюдением всех законных формальностей.

    Поводом для расторжения сделки являются существенные недостатки подаренной квартиры. Если даритель не предупредил о них, а имуществу или здоровью наделяемого из-за этого причинен вред, то он вправе требовать возмещения ущерба и ставить вопрос об отказе от имущества.

    Внимание : В суде вполне возможно отсудить дарственную, если иметь на руках веские доказательства. Добыть и доказать их состоятельность должен истец.

    Доказательствами могут быть только проверенные и заверенные материалы (справки, сертификаты, протоколы, выписки, ксерокопии, фотографии, видеозаписи). Показания свидетелей тоже будут приняты во внимание.

    Видео по теме



    Просмотров