Закон о банкротстве кфх. Порядок банкротства КФХ и сельскохозяйственных предприятий. Как избежать? Условия признания КФХ банкротом

Здравствуйте! В этой статье сегодня расскажем о процедуре банкротства КФХ, которая начинается по причине неплатежеспособности хозяйства.

Если хозяйство не выполняет взятые на себя обязательства, процедуры избежать не удастся. Хотя юридически , возглавляющее КФХ, по факту процедура распространится на все фермерское хозяйство. Подробнее ее этапы рассмотрим далее.

Кто может инициировать банкротство

Инициировать процедуру могут как кредиторы, так и глава крестьянско-фермерского хозяйства.

Условия признания КФХ банкротом

  • У хозяйства имеется задолженность перед кредиторами, которая не погашена дольше чем 90 дней;
  • Задолженность составляет сумму, превышающую полмиллиона рублей.

Если эти условия выполнены,то процедура может быть инициирована и подано заявление в Арбитражный суд.

Нюансы

Процедура банкротства фермерского хозяйства на всех этапах обладает важными особенностями. Кроме того, обязательно должен соблюдаться особый порядок признания главы КФХ банкротом. Подать заявление о банкротстве он сможет только в том случае, если все члены хозяйства на это согласны.

Лицо, являющееся главой КФХ, может в двухмесячный срок предоставить план оздоровления своей организации и график, согласно которому он будет погашать возникшие задолженности.

Когда процесс банкротства уже запущен, все-таки стоит подождать того момента, когда будут окончены все полевые работы, например уборка урожая, так как по итогу их проведения хозяйство может получить серьезную прибыль, с помощью которой сможет выправить свое финансовое положение. Если эта сумма сможет закрыть долги перед кредиторами, судом вводится так называемая процедура для восстановления платежеспособности.

Если причиной спада производства стали обстоятельства, не зависящие от воли лица (различные природные катаклизмы, эпидемии болезней животных), КФХ будет предоставлен год на то, чтобы попытаться провести финансовое оздоровление.

Срок всей процедуры может быть продлен и на других этапах, если это будет необходимо.

Следующая особенность: если ведется конкурсное производство, продано будет только то имущество, которое принадлежит КФХ на праве общей собственности. Личное имущество главы хозяйства или членов хозяйства затрагиваться не будет. Когда имущество будет распродаваться, приобрести его в приоритетном порядке смогут лица, которые тоже ведут фермерское хозяйство. Если в течение месяца не появится желающих приобрести его, оно будет продано в общем порядке.

Перед продажей имущество оценивают и желающим покупателям оно будет предложено по результатам оценки.

Документы для начала процедуры

Кроме правильно заполненного заявления следует предоставить пакет документации, включающий в себя:

  • Перечень всех лиц, которые являются должниками и кредиторами;
  • Перечень имущества;
  • Перечень лиц-участников хозяйства, с указанием всего имущества, принадлежащего им;
  • Протокол собрания наемных работников (если таковые трудятся в КФХ).

Поданное заявление должно быть поддержано участниками хозяйства.

Если заявление о банкротстве подает не действующий глава КФХ, а кредитор, либо пристав, перечисленные выше документы должны быть в наличии.

Описание процедуры по этапам

Вся процедура включает в себя несколько этапов. Рассмотрим и охарактеризуем их подробнее, а характеристику представим в виде таблицы:

№ п/п Наименование этапов Краткая характеристика
1 Этап наблюдения На этом этапе нужно учесть получение предприятием прибыли либо поступления каких-либо средств, а значит возможность решения проблем с кредиторами
2 Этап финансового оздоровления Продолжительность его может регулироваться. Он зависит от форс-мажорных обстоятельств, от сроков завершения различных работ, продолжаться может вплоть до 12 месяцев
3 Этап внешнего управления Устанавливают на период до 2 лет, может быть продлен еще на год при необходимости.

Как восстановить платежеспособность хозяйства

Попытаться восстановить платежеспособность КФХ вполне возможно. Рассмотрим, как же это сделать на практике. Прежде всего, стоит заняться реструктуризацией долгов. Реструктуризацией можно считать: отсрочку основного долга, заморозку процентов, увеличение срока выплат. Чтобы использовать эту возможность, нужно обратиться с заявлением в комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственной отрасли.

Результат рассмотрения может быть следующим:

  • Положительный;
  • Отрицательный (при этом четко обоснованный);
  • Положительный условно. То есть возможен, если будут выполнены некоторые условия.

Что происходит с имуществом хозяйства-банкрота

В том случае,когда все возможности финансового оздоровления хозяйства исчерпаны, арбитражный управляющий обязан реализовать имущество фермерского хозяйства. Вся организация будет полностью выставлена на торги. Если покупателя не нашлось, уже затем реализуются основные средства.

Как избежать банкротства

Как поступить, если кредиторы требуют погасить все долги в кратчайшие сроки, угрожая в противном случае стать инициаторами процедуры банкротства? Возможно несколько сценариев, по которым будут развиваться события дальше. Каким путем пойти, решает руководство хозяйства.

Итак, варианты следующие:

  • Реорганизовать предприятие и сменить юридический адрес . Эти действия, конечно, очень похожи на уклонение от уплаты задолженности и от ответственности вряд ли помогут уйти. Но в практике известны также случаи успешного применения данного метода;
  • Высказывание возражений требованиям кредиторов. Условие: возражения должны быть основаны на реальных фактах, а не выдуманные. Например, если были приобретены удобрения и они оказались ненадлежащего качества, можно оспорить сумму оплаты;
  • Погашение задолженности по заработной плате. Если таковая имеется, ее обязательно нужно погасить, чтобы избежать поддержки требований кредиторов своими же работниками;
  • Заключение с кредитором (кредиторами) мирового соглашения. Самый легальный и законный способ предотвращения банкротства. Кроме того, мировое соглашение позволит продолжить ведение дел и сохранить свою репутацию в деловых кругах.

Актуальные вопросы практики

В этой части нашего разговора обсудим некоторые вопросы, которые актуальны относительно тематики материала.

1. Куда будут направлены средства от реализованного имущества банкрота?

Этими средствами,прежде всего будет оплачен труд арбитражного управляющего, оставшимися средствами погасят кредиторскую задолженность.

2. Как погасить задолженности банкрота, если средств, полученных в результате реализации имущества на это не хватает?

Задолженность в таком случае погасится частями, которые пропорциональны предъявляемым требованиям;

3. По какой цене продается имущество банкрота?

Закон не определяет этого четко. Стоимость может быть как остаточной, так и назначенной арбитражным управляющим. Но она обычно ниже, чем рыночная;

4. В течение какого времени КФХ оздоравливают финансово?

Обычно до момента окончания сельхоз. работ либо до момента полной реализации продукции.

Завершая разговор, хотелось бы сказать, что вся процедура банкротства требует определенной подкованности в юридических вопросах. Ее нельзя назвать простой, она имеет много особенностей. Поэтому не стоит бояться потратить некоторые средства на обращение за помощью к профессионалам.

В одном из выступлений на канале Антона Александровича Иванова в youtube (039 Обсуждение постановления Пленума по банкротству граждан. Часть 1) коротко затрагивался вопрос банкротства КФХ. При обсуждении прозвучало мнение, что согласно Закону о банкротстве (127-ФЗ) гипотетически возможна такая конструкция, что одновременно ведутся два дела о банкротстве: о банкротстве физического лица и о банкротстве КФХ. Соответственно конкурсная масса везде своя.

Есть такое дело №А65-29734/2015 (Арбитражный суд Республики Татарстан рассматривает по первой инстанции). Там ООО "Татагропромбанк" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании ФЛ несостоятельным (банкротом). Одновременно это ФЛ обладало статусом главы КФХ.

Суд первой инстанции признал требования банка обоснованными и ввел в отношении ФЛ процедуру реструктуризации долгов. Одиннадцатый ААС своим постановлением эту процедуру оставил.

Однако Арбитражный суд Поволжского округа (Постановление от 12.08.2016 года по делу №А65-29734/2015) со ссылкой на пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» отменил оба судебных акта и отправил дело на новое рассмотрение в Одиннадцатый ААС.

Постановлением Одиннадцатого ААС (резолютивная часть объявлена 21.09.2016 года, полного объема еще нет) определение АС РТ о введении реструктуризации долгов в отношении ФЛ отменено, в удовлетворении заявления банка о признании ФЛ банкротом отказано.

Пункт 3 Постановления Пленума ВС РФ №45 говорит, что положения Закона о банкротстве, касающиеся банкротства граждан, не применяются к отношениям, связанным с банкротством крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе когда заявление о признании банкротом подается в арбитражный суд в отношении гражданина, являющегося одновременно индивидуальным предпринимателем - главой крестьянского (фермерского) хозяйства (пункт 2 статьи 2131 Закона о банкротстве). Банкротство крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется по общим правилам Закона о банкротстве с особенностями, установленными параграфом 3 главы X указанного Закона.

Однако в указанном деле банком подавалось заявление о банкротстве ФЛ (пусть даже оно и обладает статусом главы КФХ), а не КФХ.

В рассматриваемом деле из судебных актов видно, что банк кредитовал именно ФЛ, а не ФЛ обладающее статусом Главы КФХ.

Согласно статьи 221 Закона о банкротстве в конкурсную массу КФХ включается имущество приобретенное на доходы от КФХ. Остальное имущество, в отношении которого будет доказано, что оно приобреталось на иные доходы в конкурсную массу не включается. Т.е. КФХ отвечает по своим обязательствам, в отличие от ИП (и/или ФЛ), не всем своим имуществом.

Целью таких процедур банкротства как конкурсное производство или реализация имущества должника является соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Однако ситуация, когда должник "прикрываясь" статусом КФХ сможет "спасти" часть своего имущества указывая, что это имущество приобреталось на иные доходы не позволит достичь целей этих процедур. Вот, чтобы иметь возможность удовлетворить свои требования за счет всего имущества ФЛ кредитором и подается заявление о банкротстве ФЛ.

Мое прочтение ПП ВС РФ №45 ведет к такому пониманию, что если кредитором подано заявление о банкротстве:

В отношении гражданина обладающего статусом главы КФХ, то процедура проходит по общим правилам ЗоБ +правила о банкротстве КФХ.

В отношении просто гражданина (пусть даже он и обладает статусом главы КФХ), но не главы КФХ, то процедура проходит по правилам о банкротстве ФЛ.

В силу отсутствия иной практики по данному вопросу (ни в СПС Консультант, ни в Гарант я ничего не нашел) полагаю что этот случай интересен.

Какие есть мнения у уважаемых коллег, могут ли одновременно вестись два дела о банкротстве гражданина: как ФЛ и как Главы КФХ?

1 Основанием для признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Особенности порядка признания индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом:

1. Заявление индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства о признании его банкротом (далее - заявление) может быть подано в арбитражный суд при наличии согласия в письменной форме всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

Заявление подписывается индивидуальным предпринимателем - главой крестьянского (фермерского) хозяйства.

2. К заявлению кроме документов, предусмотренных статьей 38 настоящего Федерального закона, должны быть приложены документы о:

Составе и стоимости имущества крестьянского (фермерского) хозяйства;

Составе и стоимости имущества, принадлежащего членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также об источниках, за счет которых приобретено указанное имущество;

Размере доходов, которые могут быть получены крестьянским (фермерским) хозяйством по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

Указанные документы также прилагаются индивидуальным предпринимателем - главой крестьянского (фермерского) хозяйства к отзыву на заявление кредитора.

Особенности финансового оздоровления крестьянского (фермерского) хозяйства и внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством:

1. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства в течение двух месяцев с момента вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства наблюдения могут быть представлены в арбитражный суд план финансового оздоровления и график погашения задолженности.

2. В случае, если осуществление мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления, позволит крестьянскому (фермерскому) хозяйству, в том числе за счет доходов, которые могут быть получены крестьянским (фермерским) хозяйством по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ, погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей в соответствии с графиком погашения задолженности, арбитражным судом вводится финансовое оздоровление крестьянского (фермерского) хозяйства 1 .

О введении финансового оздоровления крестьянского (фермерского) хозяйства арбитражным судом выносится определение, которое может быть обжаловано.

3. Финансовое оздоровление крестьянского (фермерского) хозяйства вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции.

В случае, если в течение финансового оздоровления имели место спад и ухудшение финансового состояния крестьянского (фермерского) хозяйства в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок финансового оздоровления может быть продлен на год при условии изменения графика погашения задолженности в порядке, предусмотренном статьей 85 настоящего Федерального закона.

4. На основании решения собрания кредиторов в случае наличия возможности восстановления платежеспособности крестьянского (фермерского) хозяйства арбитражным судом вводится внешнее управление.

Внешнее управление крестьянским (фермерским) хозяйством вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. Срок внешнего управления не может превышать сроки, установленные пунктом 2 статьи 92 настоящего Федерального закона, более чем на три месяца.

В случае, если в ходе внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния крестьянского (фермерского) хозяйства в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок внешнего управления может быть продлен на год.

5. Внешнее управление крестьянским (фермерским) хозяйством может быть досрочно прекращено арбитражным судом на основании заявления внешнего управляющего или любого из кредиторов в случае:

невыполнения мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;

наличия иных свидетельствующих о невозможности восстановления платежеспособности крестьянского (фермерского) хозяйства обстоятельств.

Досрочное прекращение внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством влечет за собой признание его банкротом и открытие конкурсного производства 1 .

Внешний управляющий. Для проведения внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством арбитражным судом утверждается внешний управляющий. Внешним управляющим может быть утверждено лицо, не соответствующее требованиям, предъявляемым настоящим Федеральным законом к арбитражным управляющим. Полномочия внешнего управляющего могут осуществляться главой крестьянского (фермерского) хозяйства с согласия внешнего управляющего.

Конкурсная масса крестьянского (фермерского) хозяйства. В случае признания арбитражным судом крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и открытия конкурсного производства в конкурсную массу крестьянского (фермерского) хозяйства включаются находящееся в общей собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства недвижимое имущество, в том числе насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, племенной, молочный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое приобретенное для крестьянского (фермерского) хозяйства на общие средства его членов имущество, а также право аренды принадлежащего крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельного участка и иные принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству и имеющие денежную оценку имущественные права 1 .

В случае банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежащий крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельный участок может отчуждаться или переходить к другому лицу, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в той мере, в какой его оборот допускается земельным законодательством.

Имущество, принадлежащее главе крестьянского (фермерского) хозяйства и членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского (фермерского) хозяйства, не включается в конкурсную массу.

Порядок продажи имущества и имущественных прав крестьянского (фермерского) хозяйства. При продаже имущества крестьянского (фермерского) хозяйства арбитражный управляющий должен выставить на продажу предприятие должника - крестьянского (фермерского) хозяйства путем проведения торгов. Продажа предприятия должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 4 - 19 статьи 110 настоящего Федерального закона, оценка имущества должника - в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона. В случае, если предприятие должника не было продано на торгах, продажа имущества должника осуществляется в соответствии со статьей 111 настоящего Федерального закона. 2

Преимущественное право приобретения имущества крестьянского (фермерского) хозяйства имеют лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции и владеющие земельными участками, непосредственно прилегающими к принадлежащему крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельному участку.

Для обеспечения реализации преимущественного права на приобретение предприятия должника, иного имущества должника арбитражный управляющий направляет уведомление о продаже предприятия должника, иного имущества должника лицам, которые занимаются производством сельскохозяйственной продукции и владеют земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника, а также опубликовывает информацию о продаже предприятия должника, имущества должника в печатном органе по месту нахождения должника с указанием начальной цены продажи предприятия должника, иного имущества должника, выставляемых на торги.

В случае, если указанные лица в течение месяца с даты получения предложения о приобретении имущества и имущественных прав не заявили о своем желании приобрести имущество и права требования, арбитражный управляющий или глава крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляет реализацию имущества и имущественных прав в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Последствия признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом с момента принятия решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства государственная регистрация главы крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу 1 .

Арбитражный суд направляет копию решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший главу крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя.

Предпринимательская деятельность в сельском хозяйстве характеризуется особенностями, которые в обязательном порядке должны учитываться законодателем при решении многих вопросов, включая налогообложение и процедуры банкротства 2 .

Несостоятельность (банкротство) сельскохозяйственных организаций имеет особенности, касающиеся, во-первых, характера их деятельности, которая, как правило, связана с использованием земли, во-вторых, сезонного характера аграрного производства и, в-третьих, зависимости результатов деятельности от природных факторов.

Согласно Закону о банкротстве 2002 г. под сельскохозяйственной организацией следует понимать юридическое лицо, основным видом деятельности которого являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции 3 . Это один из критериев признания сельскохозяйственной организации в качестве таковой. Другой критерий касается стоимостного выражения общего объема произведенной сельскохозяйственной продукции в данной организации, который не может быть менее 50% общей суммы выручки (ст. 177 Закона о банкротстве 2002 г.). Только наличие двух этих критериев позволяет сделать вывод о том, что речь идет о сельскохозяйственной организации и, следовательно, в этом случае применимы положения Закона о банкротстве 2002 г., касающиеся особенностей процедур банкротства в отношении сельскохозяйственных организаций.

Особенности процедур банкротства применяются также к рыболовецким артелям, но лишь к тем, у которых выручка от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и выловленных водных биологических ресурсов составляет не менее 70% общей суммы выручки.

Следует заметить, что Закон о банкротстве 2002 г. содержит прямое указание на то, что при анализе финансового состояния должника в период наблюдения должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены должником по окончании периода сельскохозяйственных работ (п. 1 ст. 178) 1 .

Финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной продукции (п. 2 ст. 178 Закона о банкротстве 2002 г.).

В зависимость от длительности периода сельскохозяйственных работ поставлена и продолжительность внешнего управления: внешнее управление вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. Однако указанный срок не должен превышать максимально допустимого законом срока для реализации мер, направленных на восстановление платежеспособности, более чем на три месяца.

При определенных обстоятельствах (если в период финансового оздоровления или внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, эпизоотиями и другими неблагоприятными условиями) срок внешнего управления может быть продлен еще на один год.

Следует заметить, что законодатель закрепляет положения, устанавливающие особенности продажи имущества и имущественных прав должника - сельскохозяйственной организации (ст. 179 Закона о банкротстве 2002 г.).

Преимущественным правом приобретения имущества должника по оценочной стоимости законодатель наделяет лиц, занимающихся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, владеющих земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника; постановлением Правительства РФ от 2 ноября 1995 г. N 1081 "Об особенностях процедур, применяемых в отношении неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций" предписывается учитывать данные балансов сельскохозяйственных организаций за последние 3-5 лет для реальной оценки их финансового состояния. Это касается хозяйствующих субъектов агропромышленной сферы, расположенных в зонах влияния неблагоприятных природных и эпидемиологических факторов, финансовое состояние которых в связи с этим ухудшилось.

Дополнительно законодатель предусматривает, что при продаже объектов недвижимости обанкротившейся сельскохозяйственной организации преимущественное право на их приобретение имеют сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, расположенные в данной местности.

Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства

Статус крестьянского (фермерского) хозяйства всегда вызывал в науке много споров, особенно после того, как Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" наделил хозяйство статусом юридического лица. Многие ученые говорили о внутренних противоречиях такой конструкции. Так, по мнению В.В. Устюковой, крестьянское хозяйство не соответствует признакам юридического лица, в частности, для него не характерно организационное единство. По мнению Е.А. Суханова, крестьянское хозяйство ни в коем случае нельзя наделять статусом юридического лица; произошедшее же является "юридическим недоразумением". Действующее законодательство, как отмечалось, не признает крестьянское (фермерское) хозяйство юридическим лицом. В соответствии с п. 2 ст. 23 ГК РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается индивидуальным предпринимателем, в то время как предпринимательскую деятельность, очевидно, осуществляют все участники (все хозяйство) на базе имущества, находящегося у них в общей совместной собственности. З.С. Беляева приходит к выводу об искусственности наделения статусом предпринимателя главы крестьянского хозяйства, а не всего хозяйства, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Кроме того, З.С. Беляева отмечает, что ст. 23 ГК РФ весьма противоречиво определила статус крестьянского хозяйства, что отрицательно отразилось на практике. Еще более противоречиво статус крестьянского хозяйства определяется Законом о банкротстве.

Так, нормы о его банкротстве помещены в гл. X Закона, регулирующую банкротство гражданина. Однако § 3 этой главы назван "Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства", что заставляет задуматься о том, идет ли речь именно о банкротстве гражданина. Далее в п. 1 ст. 218 Закона 2002 г. говорится о подаче заявления индивидуального предпринимателя - главы крестьянского хозяйства о его банкротстве (подать такое заявление в арбитражный суд можно только при наличии письменного согласия всех членов хозяйства). Однако во всех остальных статьях Закона речь идет о банкротстве именно крестьянского (фермерского) хозяйства: ст. 217 определяет основания банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства; ст. 219 - особенности финансового оздоровления и внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством; ст. 221 говорит о конкурсной массе крестьянского (фермерского) хозяйства; ст. 222 - о порядке продажи имущества крестьянского (фермерского) хозяйства; ст. 223 - о последствиях признания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом. В последней статье речь идет о том, что суд выносит решение именно о признании банкротом крестьянского (фермерского) хозяйства и об открытии в отношении него конкурсного производства - с этим связано такое последствие, как утрата силы государственной регистрации главы крестьянского хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя.

Из всех приведенных выше норм следует отношение Закона к крестьянскому (фермерскому) хозяйству как к некоему особому субъекту. Кстати, обращает на себя внимание тот факт, что по общему правилу внешнее управление осуществляется только применительно к юридическим лицам. Однако юридическим лицом крестьянское хозяйство не является. Оно - неправосубъектное образование, представляющее собой объединение граждан, создаваемое для осуществления предпринимательской деятельности в области сельскохозяйственного производства. Таким образом, имея в виду крестьянское (фермерское) хозяйство, мы можем прийти к выводу о том, что, формально не признавая возможность банкротства неправосубъектных образований, фактически Закон допускает такую возможность применительно к одному из них.

Как отмечается учеными, некоторые законодательства допускают открытие производства "в отношении имущества объединения, не являющегося юридическим лицом, путем приравнивания его статуса к статусу юридического лица".

Применение законодательства о несостоятельности, в соответствии с действующим российским правом, возможно только к объединению, имеющему как право-, так и дееспособность, что возможно только с момента государственной регистрации. До этого момента объединение как субъект права не имеет каких-либо прав и обязанностей.

В случаях, когда должником является группа лиц, действовавшая без регистрации юридического лица, по отношению к такому объединению невозможно применение Закона о банкротстве. Как совершенно справедливо отмечается учеными, в таких ситуациях к указанным физическим лицам можно применять положения Закона, регулирующие банкротство граждан. При этом, очевидно, требования могут быть предъявлены к любому из должников, если речь идет о предпринимательской деятельности (так как обязательства с участием предпринимателей презюмируются солидарными в силу п. 2 ст. 322 ГК РФ), либо в определенных долях всем обязанным лицам, если отношения не носили характер предпринимательских (в этом случае, как отмечалось выше, с заявлением о банкротстве придется подождать до внесения изменений в ГК РФ, только после чего банкротство непредпринимателей станет возможно на практике).

Сельскохозяйственное производство - особая деятельность. Ее успех во многом зависит от факторов, на которые человек воздействовать не может. Речь идет о влиянии климата, погодных условий и т.д. Специфика сельскохозяйственного производства продиктована спецификой правового регулирования положения субъектов, осуществляющих выращивание и переработку сельскохозяйственной продукции. Значительные льготы предоставлены таким субъектам Гражданским кодексом РФ (нормы о договоре контрактации); Законом № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. (далее - Закон).

В соответствии с этим Законом особые правила установлены для банкротства сельскохозяйственных организаций (§ 3, гл. 9) и крестьянского (фермерского) хозяйства (§ 3, гл. 10). Предусмотрено введение внешнего управления. Отсюда можно сделать вывод о том, что крестьянское хозяйство рассматривается как особый субъект, отличный и от юридического лица, и от индивидуального предпринимателя - главы крестьянского хозяйства.

Внешнее управление вводится после окончания стадии наблюдения. Наблюдение проводится в отношении только сельскохозяйственной организации. Для крестьянского (фермерского) хозяйства эта процедура не предусмотрена. На наш взгляд, такая ситуация не совсем логична. Ведь наблюдение проводится для того, чтобы в период после принятия заявления о банкротстве и до проведения заседания арбитражного суда независимый временный управляющий мог осуществить анализ финансового положения должника и сделать вывод о целесообразности введения внешнего управления. И для крестьянских хозяйств оно не менее необходимо, ибо речь идет о судьбе имущественного комплекса сельскохозяйственного производителя. Поэтому соответствующие изменения следовало бы внести в Закон о банкротстве.

Статья 219 Закона о банкротстве, предусматривающая особенности финансового оздоровления крестьянского (фермерского) хозяйства и внешнего управления крестьянским (фермерским) хозяйством.

Главой крестьянского (фермерского) хозяйства в течение двух месяцев с момента вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства наблюдения могут быть представлены в арбитражный суд план финансового оздоровления и график погашения задолженности.

В случае если осуществление мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления, позволит крестьянскому (фермерскому) хозяйству погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей в соответствии с графиком погашения задолженности, арбитражным судом вводится финансовое оздоровление крестьянского (фермерского) хозяйства.

При осуществлении финансового оздоровления должны соблюдаться общие положения, изложенные в главе V Закона о банкротстве. Вместе с тем нет достаточной ясности в том, необходимо ли на введение финансового оздоровления крестьянского (фермерского) хозяйства согласие кредиторов. Анализ комментируемой статьи и п. 1 ст. 76 Закона о банкротстве позволяет предположить, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства вправе самостоятельно обратиться в арбитражный суд с ходатайством о введении финансового оздоровления.

Согласно п. п. 2 и 6 ст. 80 Закона о банкротстве в определении арбитражного суда о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности. При этом финансовое оздоровление может быть введено арбитражным судом на срок не более чем два года.

В отношении должника - крестьянского (фермерского) хозяйства срок финансового оздоровления должен определяться таким образом, чтобы он охватывал окончание соответствующего периода сельскохозяйственных работ и включал в себя время, необходимое для реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной (произведенной и переработанной) сельскохозяйственной организацией.

Кроме того, п. 2 статьи 178 Закона предусмотрена возможность продления на один год срока процедуры финансового оздоровления, в том числе и за пределами максимального двухлетнего срока. Основанием для такого продления срока финансового оздоровления признаются стихийные бедствия, эпизоотии или другие обстоятельства, которые носят чрезвычайный характер и повлекли за собой спад в производстве и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации. Обязательными условиями продления финансового оздоровления в связи с указанными обстоятельствами являются принятие собранием кредиторов решения о внесении соответствующих изменений в график погашения задолженности и последующее вынесение арбитражным судом определения о внесении изменений в график погашения задолженности.

Внешнее управление вводится на основании решения собрания кредиторов в случае наличия возможности восстановления платежеспособности крестьянского (фермерского) хозяйства. При проведении внешнего управления применяются правила, изложенные в главе VI Закона о банкротстве с учетом особенностей правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Анализ норм Закона о банкротстве позволяет сделать вывод о том, что правовой режим внешнего управления имуществом сельскохозяйственной организации и крестьянского хозяйства во многом сходен. Особенности его диктуются спецификой сельскохозяйственной деятельности. Возможность введения внешнего управления зависит от влияния на платежеспособность должника природно-климатических факторов, если они послужили причиной ухудшения финансового состояния должника. Кроме того, оно может быть введено, если будет доказано, что по окончании текущего сельскохозяйственного сезона или периода субъект имеет реальную возможность получить доходы. Указанные обстоятельства могут повлиять на введение внешнего управления в отношении имущества не любой сельскохозяйственной организации, а той, которая соответствует требованиям ст. 177 Закона о банкротстве. В соответствии с ней особые льготные нормы применяются только к сельскохозяйственным организациям. К ним относятся юридические лица, которые, во-первых, в качестве основного вида деятельности занимаются производством, либо производством и переработкой сельскохозяйственной продукции выручка, от реализации которой деятельности не менее 50% общей суммы выручки. Во-вторых, особые правила банкротства сельскохозяйственных организаций применяются к некоторым рыболовецким артелям (колхозам) выручка которых от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и выловленных (добытых) водных биологических ресурсов составляет не менее чем 70% общей суммы выручки.

При решении вопроса о введении внешнего управления имеют значение любые обстоятельства природного характера, а не только те, которые можно рассматривать как явления непреодолимой силы. Главное, чтобы причина ухудшения платежеспособности заключалась в воздействии природно-климатических факторов, а не зависела от действий субъектов. Однако на практике подобные ситуации бывает довольно сложно дифференцировать. В качестве примера можно привести конкретное дело о банкротстве сельскохозяйственного кооператива. При рассмотрении его арбитражным судом выяснилось, что финансовые проблемы у кооператива возникли в результате активности вредителя, нанесшего урон выращенному урожаю. В связи с этим представитель кооператива заявил о наличии оснований для введения внешнего управления. Но один из кредиторов, выступавших против введения внешнего управления (то есть за немедленное признание должника банкротом, что влечет реализацию его имущества и удовлетворение части требований кредиторов), заявил, что ухудшение платежеспособности не последовало, если бы кооператив своевременно произвел обработку урожая против вредителя. В ответ на это представитель кооператива заметил, что, во-первых, кооператив не имел средств на приобретение ядохимикатов, во-вторых, их применение могло бы повлиять на экологическую чистоту продукции.

Безусловно, в такой ситуации суду пришлось решать сложную проблему, поскольку платежеспособность ухудшилась по причине не прямого, а косвенного воздействия природных факторов. Тем не менее суд ввел внешнее управление, что, на наш взгляд, является справедливым, ибо соответствует духу Закона.

Спецификой сельскохозяйственного производства обусловлены и сроки, на которые возможно введение внешнего управления имуществом сельскохозяйственного производителя. Общее правило, касающееся сроков внешнего управления имуществом должника, содержится в п. 2 ст. 93 Закона и состоит в том, что внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев, а при необходимости может быть продлено на срок не более 6 месяцев. Для обычного должника максимальный срок восстановления финансового состояния не может быть больше 24 месяцев. Для сельскохозяйственных должников предусмотрены особые правила, являющиеся, по сути, исключениями из общих норм.

Выделяются две ситуации, в которых возможно увеличение срока внешнего управления имуществом сельскохозяйственного производителя сверх максимального 24-месячного. Во-первых, срок можно увеличить, если это необходимо для реализации продукции, которая будет получена по окончании соответствующего (текущего) периода сельскохозяйственных работ. Такое увеличение возможно не более чем на 3 месяца. Настаивать на увеличении срока по указанной причине (при наличии необходимости подождать окончания периода работ и реализации урожая) можно как при назначении внешнего управления (то есть на стадии наблюдения), так и при его завершении. Во-вторых, если в ходе внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок внешнего управления может быть продлен на год. Таким образом, при наличии указанных обстоятельств максимальный срок внешнего управления должником - сельскохозяйственной организацией может составить три года и три месяца.

Устанавливая возможность увеличения срока внешнего управления на год, Закон, к сожалению, не решает вопрос о том, к какому сроку прибавляется этот год - либо к максимальному 27-месячному, либо к тому, на который оно было введено. На наш взгляд, из логики Закона следует: суд обязан вынести определение последовательно по каждому увеличению срока, если основания для увеличения существуют. Следовательно, в увеличении по одному из оснований может быть и отказано. Например, изначально внешнее управление назначено на 7 месяцев. В этом случае внешний управляющий должен доказать, во-первых, необходимость увеличения срока до 12 месяцев, во-вторых, до 18 месяцев, в-третьих, еще на 3 месяца (если необходимо дождаться реализации продукции), в-четвертых, еще на год (если к ухудшению платежеспособности в течение внешнего управления привели чрезвычайные обстоятельства). Не исключено, что суд сочтет достойными только аргументы в пользу годичного увеличения. В этом случае общий срок внешнего управления будет равен 23 месяцам.

Для крестьянских (фермерских) хозяйств установлены и другие особенности. Так, п. 5 ст. 219 Закона содержит дополнительное обстоятельство, являющееся основанием досрочного прекращения внешнего управления (в этом случае индивидуальный предприниматель - глава хозяйства - объявляется банкротом, а имущество хозяйства реализуется). В качестве указанного обстоятельства рассматривается: невыполнения мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления; наличия иных свидетельствующих о невозможности восстановления платежеспособности крестьянского (фермерского) хозяйства обстоятельств.

Для проведения внешнего управления имуществом крестьянского (фермерского) хозяйства существует еще одна особенность. Речь идет о статусе внешнего управляющего. В соответствии со ст. 220 Закона внешний управляющий имуществом крестьянского (фермерского) хозяйства может не иметь лицензии арбитражного управляющего (для всех остальных управляющих наличие лицензии является обязательным). Кроме того, полномочия внешнего управляющего может осуществлять глава крестьянского (фермерского) хозяйства, с согласия внешнего управляющего. Таким образом, в данном случае мы видим некое отступление от системы независимого управления, принятой российским конкурсным правом.

За исключением выше указанных особенностей банкротство крестьянского (фермерского) хозяйства проводится по общему правилу предусмотренному для банкротства индивидуального предпринимателя.

Признание несостоятельности любого юридического лица – не простая процедура. Условия ее могут различаться в зависимости от вида деятельности организации. Банкротство сельскохозяйственного предприятия и фермерского хозяйства имеет свои особенности и предполагает соблюдение определенных правил и установленной законом последовательности. В статье мы рассмотрим как осуществляется банкротство КФХ и сельскохозяйственных предприятий, как порядок и как избежать ликвидации.

Нормативное регулирование несостоятельности КФХ и С/Х предприятий

Признание несостоятельности КФХ (крестьянско-фермерское хозяйство) или другого сельхозпредприятия регулируется ФЗ «О банкротстве» № 127. В первую очередь, до начала процедуры банкротства следует убедиться, что предприятие по праву отнесено к занятым в сельском хозяйстве. Для этого требуется одновременное соблюдение нескольких условий:

  • организация, которая будет признана банкротом, должна иметь статус юридического лица;
  • предприятие создавалось с целью изготовления или переработки продукции сельскохозяйственного назначения;
  • доля дохода, полученного от продажи сельхозпродукции, не должна быть меньше половины в общей сумме выручки предприятия.

В отношении организаций, занимающихся уловом рыбы, оговорено, что доход, полученный от продажи рыбы, должен быть не меньше 70% в общем объеме полученной выгоды.

Судебная практика банкротства

Например, известен случай в судебной практике (Волго-Вятский округ, 2009 г.), когда колхозу было правомерно отказано как арбитражным судом первой, так и второй инстанции в переводе прав по договору купли-продажи. Основанием для отказа послужили результаты проверки финансовой отчетности колхоза, которые показали, что выручка от продажи сельхозпродукции не достигла половины в общем объеме выручки в том году, когда была инициирована процедура признания предприятия несостоятельным. Примечательно то, что годом ранее этот показатель составил 98% в общем объеме выручки, а два года назад – 95%.

Условия признания несостоятельности

Дело о несостоятельности сельскохозяйственного предприятия или КФХ может быть начато при наличии следующих предпосылок:

Если оба этих условия соблюдены, то можно инициировать процедуру признания несостоятельности предприятия, занятого в сельском хозяйстве, путем подачи заявления в арбитражный суд.

Этапы процедуры

Этап Содержание
Наблюдение На первом этапе необходимо учитывать влияние сезонных факторов, зависимость результатов хозяйствования от климатических и прочих внешних условий. Кроме того, необходимо принимать во внимание, что организации может удастся погасить задолженность перед кредиторами за счет поступления средств по окончании сельскохозяйственных работ или переработки продукции
Материальное оздоровление Длительность этого этапа варьирует. Зависит от времени завершения работ и реализации продукции. Если имеют место какие-либо форс-мажорные обстоятельства (стихийные бедствия, эпидемии среди животных), то период материального оздоровления может увеличиваться до года. При этом составляется и корректируется при необходимости график погашения долговых платежей
Внешнее управление Внешнее управление может устанавливаться на срок до 24 месяцев. В случае возникновения обстоятельств, относящихся к форс-мажорным, его можно продлить еще на год. На этот же период внешнее управление можно пролонгировать, если возникли перспективы оказания поддержки государством

Особенности процедуры банкротства

Последовательность признания несостоятельности сельскохозяйственного предприятия или КФХ стандартна, она имеет те же этапы, что и банкротство предприятий, осуществляющих иные виды деятельности. Но каждый шаг процедуры должен осуществляться с учетом внешних условий, которые способны оказать влияние на величину финансового результата деятельности компании. Прежде всего, это:

  • сезонный характер работ в сельском хозяйстве и, соответственно, сезонный характер получения доходов. Производители сельхозпродукции не могут постоянно производить и продавать ее. На какой период приходится максимальное производство и реализация, зависит от того, какую продукцию производит организация;
  • климат региона с учетом вероятности возникновения форс-мажора.

Так же грамотный подход к процедуре банкротства требует оценки перспектив получения положительного финансового результата в конце сезона. Арбитражный управляющий должен проводить анализ хозяйственной деятельности организации на всех этапах ее банкротства с учетом вышеперечисленных особенностей. Читайте также статью: → , → .

Восстановление платежеспособности сельхозпредприятия

Можно предпринять попытку восстановления платежеспособности организации. Для этого следует реструктурировать долги компании. При этом совершенно неважно, перед кем возникла задолженность – перед государством, частными фирмами или физическими лицами.

Право реструктуризации долга возникает у потенциального банкрота с того момента, как он или представитель кредитора обратится в арбитражный суд с просьбой признать несостоятельность организации.

Чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо подать соответствующее заявление в специальную комиссию по финансовому оздоровлению организаций сельского хозяйства. После подачи такого прошения заявитель теряет право продажи, дарения и совершения других аналогичных операций со своим имуществом.

По результатам рассмотрения заявления о реструктуризации долга комиссия может принять следующее решение:

  • положительное о реструктуризации задолженности;
  • отрицательное, содержащее отказ в удовлетворении ходатайства с четким обоснованием. Если причины отказа не указаны, податель заявления может обращаться в суд;
  • условно-положительное, т.е. реструктуризация задолженности возможна при условии выполнения определенных комиссией условий.

Реализация имущества должника

В случае неэффективности проведенных мероприятий по финансовому оздоровлению потенциального банкрота арбитражному управляющему необходимо реализовать имущество КФХ или другого сельскохозяйственного предприятия. В отношении предприятий сельского хозяйства при продаже его активов существуют определенные нюансы.

Во-первых, на торги выставляется организация в целом. Если при проведении торгов не нашлось желающих купить такой лот, то следующим этапом является объявление о реализации производственных активов, то есть основных средств, участвующих в процессе производства, сбора, хранения и продажи сельхозпродукции. Если же и в этом случае имущество банкрота не нашло потенциального покупателя, то оно реализуется через публичное предложение, например, на аукционе. Во время распродажи цена на лоты уже не увеличивается, а имущество достается первому покупателю, изъявившему желание приобрести его.

В первую очередь предпочтение в продаже имущества КФХ или сельхоз предприятия, объявленного банкротом, отдается сельскохозяйственным организациям, находящимся по близости. Если по соседству с банкротом нет таковых, то преимущество в покупке получают сельхозпредприятия региона. Перечисленные организации должны быть осведомлены о запланированных торгах в первую очередь.

Что следует учесть при банкротстве фермерского хозяйства?

Процедура признания несостоятельности крестьянского фермерского хозяйства имеет свою последовательность, нюансы которой необходимо знать для соблюдения ее законности.

Специфика банкротства КФХ состоит в следующем:

Этапы

Инициатива банкротства Может исходить от главы КФХ. Его следует представить в арбитражный суд. Основное условие принятия такого документа к рассмотрению – наличие согласия с заявлением всех членов фермерского хозяйства в письменном виде
Сроки предоставления мероприятий по оздоровлению Мероприятия по оздоровлению и график погашения задолженности должен составить глава КФХ и представить его в арбитражный суд не позднее двух месяцев со дня вынесения решения о начале процедуры банкротства
Назначение внешнего управляющего Внешнего управляющего назначает арбитражный суд, по инициативе его такие функции может выполнять глава КФХ
Реализация имущества КФХ Когда мероприятия по оздоровлению финансового состояния КФХ не оказали должного эффекта и арбитражным судом объявлено его банкротство, то реализации подлежит имущество хозяйства и право аренды земельного участка, на которой осуществлялась деятельность. При этом имущество, принадлежащее руководителю и членам КФХ на правах частной собственности, приобретенное не за счет хозяйства, не продается

Как избежать признания несостоятельности?

Что же делать, если кредитор требует срочного погашения задолженности, грозясь при этом инициировать процедуру признания организации банкротом? В этом случае можно предложить три варианта развития событий. Какой из них станет приемлемым для конкретного хозяйства, решать собственнику и руководству:

  1. Вариант первый основан на реорганизации предприятия путем присоединения к другому предприятию и смене юридического адреса. Такие действия, как правило, наталкивают на мысль, что мотивом их является уклонение собственника хозяйства от погашения своих обязательств перед кредиторами, в том числе и бюджетом. Такая реорганизация не защитит собственников потенциального банкрота от ответственности;
  2. Вариант второй характеризуется большими усилиями. Финансовая стратегия будет направлена на противостояние требованиям кредиторов. Реальные, а не формальные возражения против суммы исковых заявлений кредиторов действительно способны привести к уменьшению первоначальной величины их требований или же к смещению сроков погашения долга на определенный период на удобное для должника время. Например, если поставщик требует рассчитаться за поставленный товар, то можно возражать по качеству или комплектации поставки, требовать назначить независимую оценку. Но, приступая к реализации такого плана, важно привести в полное соответствии бухгалтерский учет организации, для чего необходимо инициировать аудиторскую проверку и исполнить все замечания, отраженные в аудиторском заключении. Чтобы мероприятия по предотвращению банкротства увенчались успехом, необходимо погасить задолженность по заработной плате работникам, если таковая имеется. Работники, перед которыми имеются непогашенные обязательства по оплате труда, могут выступать инициаторами привлечения руководства организации к ответственности.
  3. Вариант третий предполагает реструктуризацию долгов и мировое соглашение с кредитором. Первый и второй способы приведут к тому, что должник не сможет в дальнейшем под своим именем вести коммерческую деятельность. Мировое соглашение позволяет избежать банкротства, продолжить бизнес и сохранить «лицо» перед деловыми партнерами. Реструктуризация долга подразумевает обязательство организации погасить свои долговые обязательства, а кредитора – предоставить рассрочку или отсрочку платежа.

Ответы на актуальные вопросы по банкротству КФХ и сельскохозяйственных предприятий

Вопрос №1. Куда направляются полученные от реализации имущества предприятия-банкрота средства?

Ответ. В первую очередь из этих средств погашается задолженность по оплате труда конкурсного управляющего. Далее полученные средства пойдут на оплату долгов кредиторам в порядке очередности, установленной законодательством (сначала по ответственности за жизнь и здоровье, затем по авторским вознаграждениям, выходным пособиям и т.д.).

Вопрос №2. Как будет погашаться задолженность организации, объявленной банкротом, если средств, полученных от продажи ее имущества не достаточно для оплаты всех обязательств?

Ответ. Законом предусмотрено погашение задолженности при условии недостаточности вырученных от продажи имущества средств частями пропорционально заявленным требованиям всех кредиторов.



Просмотров