Обхсс: как работала «самая страшная» спецслужба ссср. Золотой фонд службы бхсс-бэп

338 858 агентов и осведомителей насчитывала агентурная сеть отделов борьбы с хищениями социалистической собственности МВД СССР на 1 января 1948 года. Приказывая в 1940 году резко увеличить численность агентуры ОБХСС, нарком внутренних дел Лаврентий Берия полагал, что с ее помощью можно если не победить, то резко ограничить масштабы хищений в промышленности и торговле, а кроме того, пресечь широко распространенную в стране всеобщего дефицита спекуляцию товарами и продуктами. Однако хищения становились все более изощренными, а активная деятельность многочисленной агентуры совершенно неожиданно создала для ее милицейских кураторов серьезные проблемы.


ЕВГЕНИЙ ЖИРНОВ


Полуголодный год


Если судить по сохранившимся в архивах письмам трудящихся, на протяжении всего времени существования СССР его граждане вели постоянную и непрекращающуюся борьбу за предметы первой необходимости. Различие состояло лишь в том, что недостаток хлеба или мяса, тканей или обуви то существовал очагами в отдельных городах и областях страны, то охватывал весь Союз целиком. Случались и относительно благополучные годы, когда напряженность с продуктами или промышленными товарами спадала настолько, что о них потом вспоминали на протяжении многих лет.

Одним из таких относительно благополучных периодов оказался 1938 год, причем никакой заслуги власти в этом не было. Секрет заключался в том, что председатели колхозов, чтобы остановить массовое бегство колхозников в города, начали закрывать глаза на самовольное увеличение приусадебных участков. А в некоторых местах селяне даже стали брать в своеобразную аренду колхозные поля. Урожай с них шел на рынки, а прибыль делилась между производителями и руководителями. Вместе с увеличением предложения наблюдалось и снижение спроса, вызванное массовыми репрессиями. Так что рыночные цены пошли вниз, и свежие продукты стали доступны даже низкооплачиваемым категориям городского населения.

Однако в мае 1939 года партия и правительство решили пресечь этот рецидив частнособственнических настроений, и по всей стране началась проверка приусадебных участков и изъятие излишков земли. Поступление продуктов на рынки значительно уменьшилось, и в магазинах появились очереди. Ко всем прочим бедам год оказался неурожайным. А в сентябре 1939-го началась Вторая мировая война, и советские граждане, очень хорошо помнившие трудности и голод эпохи войн и революций, принялись агрессивно скупать все товары длительного пользования, начиная с сахара, муки, соли и спичек.

Правда, создать солидные запасы им все равно не удалось, поскольку государство тоже развернуло подготовку к войне и стало активно пополнять хранилища Комитета резервов. Кроме того, многие заводы, фабрики и прочие производства начали переводить на изготовление военной продукции. И к концу 1939 года дефицит всего и вся снова стал всеобщим. Той же зимой житель Киева Н. С. Ковалев писал председателю Совнаркома СССР В. М. Молотову:

"Уважаемый Вячеслав Михайлович. Вопрос одежды у нас в Киеве чрезвычайно тяжелый. Позорные дела творятся. Многотысячные очереди к магазинам собираются за мануфактурой и готовой одеждой еще с вечера. Милиция выстраивает очереди где-нибудь за квартал в переулке, и потом "счастливцев" по 5-10 человек гуськом, один за другого в обхват (чтобы кто не проскочил без очереди), в окружении милиционеров, как арестантов, ведут к магазину. В этих условиях расцветает спекуляция жуткая, произвол милиционеров, и говорят, что не без взяток. Сердце сжимается от таких "порядков". Сколько недовольства и проклятий. Честный рабочий человек, если он даже крайне нуждается, не может купить себе белья, брюки и пр. самое необходимое, разве что у спекулянтов за удвоенную цену. Так дальше терпеть нельзя, это положение нужно изменить. Или, если есть, дать больше товаров в продажу, чтобы открыть несколько магазинов или установить какую-то норму или право на покупку товара всякому гражданину. Я считаю, что, когда ликвидировали карточную систему, имелось в виду, что будет лучше, а на практике с мануфактурой это не оправдывается. Ничего плохого, а наоборот, будет лучше от введения гос. регулирования в этом вопросе. Дорогой Вячеслав Михайлович! Убедительнейшая просьба разобраться с этим делом. Об этом вопят сотни тысяч граждан".

В других частях страны положение со снабжением выглядело еще плачевней. 7 февраля 1940 года руководители горплана г. Вольска писали своему депутату Верховного совета СССР зампреду Совнаркома СССР А. Я. Вышинскому:

"Создавшееся положение в области торговли хлебом в городе Вольске характеризуется целым рядом нетерпимых моментов, что вынуждает Горплан обратиться по этому вопросу к Вам, в интересах немедленного устранения политически вредных явлений. Общая картина торговли хлебом такая:

1. Как в городе, так и на заводах, в том числе и ведущих, т. е. на цемзаводах, большие очереди за хлебом. Практикующаяся в свое время так называемая живая очередь никем не регулируется, в силу чего население проявляет свою инициативу, вводя списки занимающих очередь. Чаще всего очередной номер пишется на руке. С целью гарантировать себя в получении хлеба (всему населению хлеба не достается) очереди устанавливаются с 2-3 часов ночи до момента открытия магазина, т. е. до 7-8 часов утра. Т. е. люди простаивают по 7-8 часов на 35-40-градусном морозе. Вместе с взрослым населением в очередях находятся и дети.

2. При явном недостатке хлеба в продаже находится до 50% высокосортного хлеба по цене 1 р. 50 к., 2 р. 70 к. и дороже за килограмм. Большая доля населения не имеет возможности приобретать этот хлеб, т. к. рабочий при среднемесячной зарплате в 200-250 рубл. и семье в 4-5 человек не покрывает расходы по покупке хлеба.

3. Все чаще в очередях создаются настолько серьезные неполадки, что приходится прибегать к содействию милиции.

4. Одновременно с резко ограниченным отпуском хлеба в торгующей сети отсутствует крупа, мука и другие виды продуктов питания. На колхозном рынке также нет в продаже ни муки, ни крупы. Понятно, что создавшиеся условия не могли не сказаться на настроении населения города".

Бериевский план


В НКВД СССР ясно понимали, что основная проблема, вызывавшая очереди и недовольство населения, заключалась в элементарном отсутствии товаров и продуктов в магазинах. 3 февраля 1940 года начальник Главного экономического управления НКВД СССР Б. З. Кобулов писал наркому торговли СССР А. В. Любимову:

"По сообщению УНКВД Рязанской области, в связи с низким урожаем за последние два года и сокращением фондов муки на январь месяц с. г. ощущается острый недостаток в снабжении населения хлебом. Январский план для Рязанской области утвержден в размере 16 тыс. тонн вместо отпущенных в ноябре мес. 23,6 тыс. тонн и в декабре — 17,5 тыс. тонн. В результате у магазинов создаются большие очереди, как в городе, так и в деревне. В Бельковском, Клепиковском и других районах области из-за недостачи хлеба, а главное, в результате неправильной организации торговли имеются случаи, когда ученики не посещают школы. В некоторых районах области имеются факты извращения принципов советской торговли. Парторг Межрайлесхоза Шелуховского района Пшеничкин установил норму отпуска хлеба в одни руки: лесорубам — 2,5 кг, а учителям — 700 гр. Парторг совхоза "Кирица" установил норму отпуска хлеба в одни руки: многосемейным — 2 кг, одиночкам — 1 кг. В совхозе им. Кагановича — 750 гр. на человека".

С помощью массовой вербовки агентов сотрудники ОБХСС пытались завести осведомителей во всех местах предполагаемых хищений

Но руководство страны увидело происходящее с совершенно другой стороны. Если продукты есть у спекулянтов, значит, они есть в системе торговли и пищевой промышленности в достаточном количестве. А не доходят до населения потому, что милиция плохо борется с расхитителями и подпольными торговцами. Нарком внутренних дел СССР Л. П. Берия прореагировал без промедления. 13 марта 1940 года НКВД выпустил совершенно секретный приказ N00325 об укреплении отделов борьбы с хищениями социалистической собственности. В нем предписывалось увеличить штат этих милицейских подразделений, усилить отделения по борьбе со спекуляцией, а главное — создать обширную агентурно-осведомительскую сеть, которая позволяла бы выявлять и арестовывать расхитителей и спекулянтов.

А пока новая система заработает в полную мощь, Берия предложил еще несколько радикальных мер. Его сотрудники сообщали, что основная часть скупщиков запасается в Москве товарами для спекуляции по всему Союзу. Поэтому в столице в магазинах и появились огромные очереди. В качестве ответной меры Берия в июле 1940-го предложил ужесточить наказание за скупку и перепродажу товаров и продуктов. В его докладе в Совнарком СССР говорилось:

"Во исполнение постановления Совнаркома СССР о борьбе с очередями за промышленными и продовольственными товарами в гор. Москве НКВД СССР с января по июнь месяц 1940 года включительно проведена следующая работа:

По промтоварам. Арестовано и привлечено к судебной ответственности скупщиков — 947 человек; оштрафовано — 16 853 человека на общую сумму — 474 696 р. Кроме того, отобрано у них промышленных товаров на сумму 1 038 279 рублей.

По продтоварам. Арестовано и привлечено к судебной ответственности — 463 человека; задержано 50 809 человек, у которых отобрано продовольственных товаров 582 688 кг; из них оштрафовано — 38 962 человека на общую сумму — 626 556 рублей.

Во время войны в госпиталях не только лечились многочисленные раненые, но и обогащались отдельные работники

Из числа привлеченных к судебной ответственности за спекуляцию 1410 человек работники торговой сети составляют 184 человека. За это же время выслано в административном порядке из гор. Москвы 1220 человек нарушителей паспортного режима, задержанных в очередях. Для усиления борьбы со спекуляцией промышленными и продовольственными товарами в гор. Москве НКВД СССР считает необходимым дополнительно провести следующие мероприятия:

1. Лиц, задерживаемых органами милиции два и больше раз за скупку или перепродажу продовольственных и промышленных товаров в гор. Москве, арестовывать.

2. Аресту подвергать также лиц, прибывающих в гор. Москву из других городов и областей СССР, уличенных в скупке продовольственных и промышленных товаров в спекулятивных целях.

3. Арестовывать лиц, занимающихся скупкой и перепродажей промышленных и продовольственных товаров, прикрывающих свою спекулятивную деятельность работой в советских учреждениях и колхозах.

4. Дела на лиц, арестованных за скупку и перепродажу продовольственных и промышленных товаров, рассматривать на Особом Совещании НКВД СССР".

Охота на хищников


А вскоре, как говорилось в отчете за 1940 год начальника ОБХСС Главного управления милиции НКВД СССР майора милиции В. Я. Громилова, начали приносить результаты принятые меры по укреплению подразделений и созданию агентурной сети. К концу 1940-го численность борцов с расхитителями соцсобственности значительно выросла:

"Были значительно увеличены штаты почти всех периферийных аппаратов ОБХСС. Против 1939 года увеличение составило 30,7%. Во всех республиканских, краевых и областных аппаратах ОБХСС были введены специальные отделения по борьбе со спекуляцией".

Расширилась и агентурная сеть:

"В итоге в 1940 г. большинство органов милиции добились значительных результатов в деле перестройки агентурно-оперативной работы в соответствии с приказом НКВД СССР за N00325. В 1940 году агентурно-осведомительная сеть по борьбе с хищениями, спекуляцией и фальшивомонетчеством количественно и качественно значительно возросла, причем возросла она за счет первостепенных объектов: спекуляции, госторговли и потребкооперации, снабженческо-сбытовых организаций и т. д. Сейчас редкий аппарат ОБХСС не имеет квалифицированных агентов, чего не было до издания приказа НКВД за N00325. От балласта агентурно-осведомительная сеть в основном была очищена".

Многие искусные преступные схемы с участием милиции и ее агентуры начинались, как правило, с небольшого искушения

За год, как свидетельствовал отчет, службы ОБХСС завербовали 115 000 агентов, получавших задания милиции и проникавших в среду спекулянтов и расхитителей, и 61 100 осведомителей, сообщавших своему негласному руководству о том, что увидели и услышали. В итоге в агентурную сеть ОБХСС на 1 января 1941 года входило 173 900 агентов и 127 000 осведомителей.

"Как следствие этого,— говорилось в отчете Громилова,— значительно повысилась эффективность работы. Например: в 1940 г. (только по полученным Гл. Упр. Милиции спецсообщениям) вскрыто и ликвидировано по Союзу 2065 наиболее выдающихся хищнических, спекулятивных и фальшивомонетческих групп, по которым привлечено к ответственности 11 096 чел. и арестовано 7993 чел. В 1939 году не было вскрыто и половины этого количества".

Как отмечалось в отчете, усиление аппарата ОБХСС и рост сообщений от агентуры напугал расхитителей соцсобственности:

"В 1940 г. по всем государственным и кооперативным организациям резко снизились выявленные растраты и хищения".

Отчеты по отдельным видам деятельности ОБХСС должны были убедить руководство НКВД СССР в том, что ставка, сделанная на усиление агентуры, приносит отличные результаты. Как писал майор милиции Громилов, после того как прошли операции против скупщиков товаров, сотрудники магазинов изменили основные способы незаконного обогащения:

"Установлено, например, что наиболее распространенными и опасными видами хищений в этих организациях является сейчас обворовывание потребителей (обвешивание, обмеривание, пересортица и т. д.), на что в значительной мере переключились в своей деятельности преступные элементы. Целый ряд проведенных по этим преступлениям дел свидетельствует о серьезной пораженности ими торговых организаций. Например:

Гор. Москва. В филиале N1 Ленинского показательного универмага вскрыта и арестована группа хищников, занимавшаяся хищениями за счет обворовывания потребителей. Только по признанию участников группы ими похищено денег в сумме свыше 100 тыс. рублей. В действительности же размеры значительно большие, но они не поддались учету и выявлению.

Аналогичная группа в числе 25 чел. вскрыта и арестована в магазинах "Гастроном" гор. Москвы, в которых наряду с обворовыванием потребителей практиковалась система взяточничества. Размеры похищенного установлены также в сумме свыше 100 тыс. рублей.

Аналогичная же группа вскрыта и арестована в системе Мосплодоовощторга в числе 13 чел., расхитившая, по их признанию, до 500 тыс. рубл.

Сталинградск. обл. В ресторане "Прибой" г. Сталинграда арестована группа хищников в числе 9 чел., занимавшаяся наценками, обвешиванием и обсчетом потребителей. Размеры хищений определяются десятками тыс. рублей на каждого участника".

Особенностью, выявленной на предприятиях местной и пищевой промышленности, оказалось то, что никакие внутриведомственные проверки не выявляли или не хотели выявлять хищений:

"В 1940 г. органами милиции по снабженческо-сбытовым организациям вскрыто 538 наиболее выдающихся и характерных групп, по которым привлечено 3573 чел. и арестовано 2776 чел. против 268 таких же групп с 1866 чел. привлеченными и 953 чел. арестованными, вскрытых в 1939 году. Следствием по этим группам установлены размеры похищенного в сумме 27 870 тыс. рублей и изъято у участников групп 5277 тыс. рублей. Ни по каким учетным данным организаций расхищенные этими группами суммы не отражены. В Наркомате местной промышленности РСФСР, например, в 1940 г. выявленных растрат и хищений числится 98,7 тыс. рублей, а только по 26 вскрытым группам, о которых в Гл. Управление милиции поступили спецсообщения, размеры похищенного выражаются в сумме 275 тыс. рублей.

Об этом же свидетельствуют и конкретные дела, вскрытые в этих организациях. Наиболее выдающиеся из них следующие:

Гор. Москва. Городским аппаратом ОБХСС на мясокомбинате им. Микояна вскрыто 2 крупных и несколько мелких групп хищников, по которым привлечено, а часть уже осуждена, свыше 150 чел. Следствием установлено, что участниками этих групп на протяжении 1939-40 гг. расхищено 2400 тыс. рублей государственных средств. При арестах у отдельных хищников изъято наличных денег и ценностей 900 тыс. рублей.

Московская обл. Областным аппаратом ОБХСС и Павло-Посадским Горотделом милиции на П-Посадском хлебокомбинате вскрыта хищническая группа в числе 62 чел. Установлено, что группой в течение 1939-40 г. расхищено хлебных изделий на сумму 1062 т. р.

Грузинская ССР. Республиканским аппаратом ОБХСС в системе Пищепромсоюза вскрыты и ликвидированы две крупных хищнических группы, одна в числе 45 чел., другая 25 чел. Эти группы на протяжении длительного времени занимались организованными хищениями государственных средств. Следствием установлено, что этими группами расхищено до 1 милл. рублей.

Ярославская область. ОБХСС Управления милиции на базе Росглавжирмасло вскрыта и арестована многочисленная группа хищников, занимающаяся расхищением масла. Только в 1940 г. участниками группы расхищено 44 тонны растительного масла, 17 тонн олифы и других товаров на общую сумму 600 000 руб.".

Громилов отмечал, что в работе есть отдельные недостатки. Так, у оперативников ОБХСС не хватало опыта и, как говорилось в отчете, "оперативной смелости", чтобы вербовать серьезных, крупных спекулянтов и людей из среды самых отъявленных расхитителей. Но, как ожидалось, со временем придет опыт, и выявление преступников с помощью агентуры пойдет еще лучше. Но вскоре началась война.

Провальная мера


В 1944 году начальник ОБХСС ГУМ НКВД СССР Громилов, ставший к тому времени комиссаром милиции третьего ранга, подготовил отчет о деятельности своего ведомства за годы войны, где рассказывал о том, как вся работа, проделанная в предвоенный период, по сути, была сведена на нет. Агентов призывали в армию, и на поиск замены уходила масса времени и сил. Дополнительные трудности создавало и то, что предприятия и население эвакуировались, поэтому агентура в восточных районах страны оказалась практически утраченной.

Не менее важным, как констатировал Громилов, стало и то, что резко изменился характер подведомственных его сотрудникам преступлений:

"Совершенно изменился характер хищений. Если в довоенное время предметами преступного посягательства являлись в основном деньги, то в военное время — товары, главным образом продовольственные товары первой необходимости, а вырученные от реализации их деньги преступники стали превращать в золото, иностранную валюту, золотые изделия и другие ценности. В связи с этим широко распространилась скупка золота, драгоценностей и иностранной валюты, что, кстати, явилось одной из причин резкого увеличения деятельности валютчиков в военное время. Коренным образом видоизменились и сами хищения. Методы прямого расхищения товаров в основном сменились методами разбазаривания товаров. Самоснабжение, снабжение близких, знакомых, "по блату", снабжение по разного рода запискам и спискам с самого начала войны явилось наиболее распространенной формой расхищения товаров, в особенности в магазинах, в столовых, на базах и на пищевых предприятиях".

Кроме того, появились новые места массовых хищений. До войны никто не мог представить крупных хищений продовольствия в больницах. А после ее начала стали выявлять значительные недостачи продовольствия и медикаментов в госпиталях. Новыми объектами для ОБХСС оказались и создававшиеся в войну практически на всех более или менее крупных предприятиях ОРСы — отделы рабочего снабжения. Предназначались они для улучшения питания рабочих, но ввиду отсутствия учета и контроля превращались в центры хищения продуктов питания у простых тружеников.

На этом фоне, как писал Громилов, агентурный аппарат пришлось создавать вновь, почти с нуля. За 1942 год подразделения ОБХСС завербовали 64 683 агента и осведомителя, в 1943 году — 90 721. Однако многие агенты и осведомители выбраковывались за бесполезностью, многих переводили в другие места, и в итоге по состоянию на 1 июля 1944 года в агентурной сети состояло 132 769 человек.

Несмотря на значительное сокращение численности агентуры, удалось, как говорилось в отчете, добиться значительных результатов. Были выявлены группы, которые включали в списки людей, получавших продукты и товары по карточкам "мертвых душ", что приносило организаторам аферы огромные доходы. Подобную проверку провели и в 480 ОРСах. И в результате установили, что в них незаконно выделяются продукты на 134 232 человека.

Впечатляющей оказалась и проверка продовольственных складов всех ведомств, которую сотрудники ОБХСС начали с блокадного Ленинграда, а затем, пораженные масштабами хищений, провели и в других городах страны. В итоге на 1467 базах, складах и холодильниках обнаружили 804 641 килограмм излишков, недоданных потребителям и не числящихся в документах, а также выявили недостачу 476 143 килограммов продуктов, которые были похищены.

Агентура, как отмечал Громилов, помогла выявить десятки тысячи групп расхитителей. Так что важность ее дальнейшего использования не вызывала сомнений, и в послевоенный период ее снова принялись укреплять и расширять. Однако после войны отчетливо проявилась новая тенденция: агентов становилось все больше, но все больше становилось и преступлений. О численности агентуры говорилось в отчете ОБХСС за 1947 год:

"Агентурно-осведомительная сеть в 1947 году увеличилась и качество ее улучшилось. Так, если на 1 января 1947 года состояло в агентурно-осведомительной сети 308 579 человек, то на 1 января 1948 года состояло 338 858 человек, в том числе: 14 556 резидентов, 18 491 агентов и 306 812 осведомителей. Таким образом, агентурно-осведомительная сеть увеличилась на 30 279 человек, или на 9,8%, в том числе на 2691 резидентов, 2436 агентов, 25 152 осведомителя. (В 1946 году агентурно-осведомительная сеть увеличилась на 22 371 человека)".

Но число хищений и ценность похищенного выросли гораздо значительнее. К примеру, в потребительской кооперации, как говорилось в отчете, за первые девять месяцев 1946 года выявили хищений на 269,8 млн руб., а за тот же период 1947 года — на 342,7 млн руб., в ОРСах Министерства авиационной промышленности — на 2,2 млн и 3,7 млн соответственно, в кооперации инвалидов РСФСР — на 8,7 млн и 18 млн. Причем, как самокритично писали руководители ОБХСС, выявлялась лишь небольшая часть хищений разного рода:

"Однако официальные данные, как известно, не отражают действительного положения размеров хищений. Фактически размеры хищений больше, чем они выявлены, т. к. значительная часть их остается еще не выявленной. О значительном количестве не вскрытых хищений свидетельствует также большое число лиц, разрабатываемых органами милиции по подозрению в хищениях. На 1 января 1948 года таких лиц числилось в разработке 63 756 человек, в том числе по системе Министерства торговли 6542 человека, потребкооперации 6500 человек, Министерства пищевой промышленности 7312 человек, Министерства заготовок 6649 человек и т. д.".

Руководители БХСС считали, что у падения эффективности работы агентуры есть причины:

"Неудовлетворительное состояние агентурной разработки расхитителей соцсобственности, спекулянтов и взяточников объясняется прежде всего низкой квалификацией в ряде аппаратов оперативного состава, отсутствием надлежащего контроля за процессом разработки со стороны начальствующих лиц, слабым использованием агентурно-осведомительной сети, в особенности квалифицированной ее части, в разработке преступников из-за перегруженности многих оперативных работников непосредственной связью со значительным количеством осведомителей и отсутствием достаточного количества квалифицированной агентуры, а также и тем, что в ряде органов МВД со стороны министров, начальников УМВД и их заместителей по милиции работе ОБХСС не уделялось должного внимания и не осуществлялось с их стороны необходимого контроля. Неправильное отношение к работе ОБХСС, в частности, имело место в Тамбовской, Кемеровской, Орловской областях, Узбекской ССР и в ряде городов Украинской ССР и в целом ряде других, где оперативные работники ОБХСС часто использовались не по назначению".

Но вскоре ситуация начала проясняться. На рубеже 1950-х годов из прокуратуры и судов в милицию потоком пошли запросы о том, является тот или иной подследственный по делам о хищениях агентом ОБХСС. Как говорилось в протоколах допросов, они утверждали, что внедрялись в преступные группы по заданию своих оперативных руководителей и, чтобы не выдать себя, участвовали в хищениях. Милиция, как правило, отвечала, что такого агента и осведомителя за ними не числится, так что выяснить, что же происходило на самом деле, следователи и судьи попросту не могли. Оставалось только гадать, пытались ли агенты действительно внедриться в преступные группы или, пользуясь особым положением, активнее других торговых работников или специалистов общественного питания набивали себе карманы. В некоторых случаях выяснялось, что агенты-расхитители делились прибылью с оперативниками. А еще немного позднее, в середине 1950-х, стало появляться немало дел о сотрудниках ОБХСС, которые, говоря современным языком, "крышевали" колбасные, молочные заводы, рестораны, магазины и столовые, где затем выявлялись огромные хищения. Причем участники преступных групп числились их агентами.

Собственно, ожидать чего-либо другого могли только очень наивные люди. Когда распределение ресурсов, будь то буханки хлеба, батоны колбасы или бюджетные миллиарды, ведется в совершенно закрытом режиме, без общественного контроля, всегда найдутся те, кто будет перераспределять их в свою пользу. И никакая самая обширная и всепроникающая агентура не сможет этого изменить.

Служба по борьбе с экономической преступностью сегодня одна из ведущих служб органов внутренних дел. На протяжении всей истории советской и постсоветской милиции сведения о преступлениях в экономической сфере можно найти в отчетах и Уголовного розыска, и даже Госавтоинспекции, но специально ею занималась служба БХСС, созданная для борьбы с «хищениями государственной собственности» и со «спекуляцией».

Материалы Российских архивов содержат сведения о том, что на протяжении всей истории советского периода среди кадрового состава аппаратов БХСС было больше высокопрофессиональных сотрудников, чем в других отделах, и сотрудники службы БХСС, часто имеющие дипломы о высшем юридическом или экономическом образовании, были, в целом, более квалифицированными, чем работавшие в других службах. Отличительной чертой было также большее количество членов партии среди сотрудников ОБХСС. Кроме того, за годы службы они имели возможность получить специальное образование бухгалтеров, экономистов или агрономов, чтобы применять свои знания для борьбы с видоизменяющейся экономической преступностью в советском обществе. Высокая профессиональная компетентность сотрудников не должна, тем не менее, заслонять двух несомненных фактов.

Основание службы БХСС – БЭП было заложено в 1919 году, когда Народный Комиссариат внутренних дел, обследовав состояние существовавшей на предприятиях охраны, принял решение о создании промышленной милиции, на которую возлагались задачи борьбы с хищениями народного достояния, с дезорганизацией хозяйственной и промышленной жизни новой России, с противоправным использованием в частных интересах национализированных средств и сырьевых запасов. Ранее часть этих задач возлагалась на Военно-революционный комитет и ВЧК.

В 1926 году началась организация ведомственного розыска. Его функции были сходны с задачами будущих аппаратов БХСС. Широкое распространение получило формирование ведомственной милиции для охраны совхозов и колхозов.

В начале-середине 30 годов наметилась тенденция на усиление уголовной ответственности за хищения социалистической собственности и спекуляцию. Конституция СССР 1936 года установила, что его экономическую основу составляет социалистическая система хозяйствования, государственная и кооперативно-колхозная собственность на средства производства. В связи с этим возникла необходимость в создании специализированных органов, обеспечивающих экономическую безопасность государства. С учетом того, что для предотвращения и выявления экономических преступлений требовались специальные познания и навыки, в деятельности милиции возникла необходимость выделить эту линию, создав соответствующее подразделение. Такой структурой стала служба БХСС.

Началась история службы с приказа НКВД СССР от 16 марта 1937 года №0018, которым в целях более успешного решения задачи по борьбе с посягательствами на государственное и общественное имущество вместо упраздненного экономического отдела Главного управления государственной безопасности в составе Главного управления рабоче-крестьянской милиции был образован отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией – ОБХСС ГУМ НКВД СССР.

В республиканских, краевых и областных управлениях милиции и в крупных городских центрах были образованы соответствующие отделы и отделения.

В первом положении об отделе БХСС указывалось, что «ОБХСС создается для обеспечения борьбы с хищениями социалистической собственности в организациях и учреждениях государственной торговли, потребительской промысловой и инвалидной кооперации, в заготовительных органах и сберкассах, а также для борьбы со спекуляцией». На аппараты БХСС возлагалась и такая, казалось бы, несвойственная функция, как оперативное руководство комендатурами заготовительных пунктов системы Заготзерно. Отделу БХСС ГУРКМ НКВД СССР и подразделения БХСС на местах в обязанность также вменялось и ведение следствия по делам, возникавшим на основании материалов БХСС и передаваемым отделам ГУГБ.

На первоначальном этапе подразделения БХСС наряду с активным участием в работе по борьбе с расхитителями государственной собственности решали актуальные для того времени задачи по разоблачению и пресечению преступной деятельности спекулянтов, способствуя тем самым нормальной деятельности государственных предприятий.

Основной задачей аппаратов ОБХСС в предвоенный период стала организация специальных мероприятий, направленных на сокращение растрат и хищений в организациях, на предприятиях государственной торговли и потребительской кооперации.

Вновь созданные специальные подразделения милиции внесли значительный вклад в укрепление экономической основы государства. Уже на первоначальном этапе аппараты БХСС, представлявшие собой по существу новый род милицейской службы, на практике доказали преимущества специализации борьбы с преступностью.

В предвоенное время шло совершенствование форм и методов работы по борьбе с хищениями социалистической собственности, спекуляцией и фальшивомонетничеством. С 1941 года к компетенции ОБХСС была отнесена борьба с валютчиками и контрабандистами.

В последние предвоенные годы происходит организационное укрепление аппаратов БХСС. В частности, увеличиваются штаты почти всех периферийных подразделений: в 1940 году они возросли более чем на 30% по сравнению с 1939 годом. Создаются специальные отделения по борьбе со спекуляцией.

Великая отечественная война поставила перед службой новые задачи. Многие сотрудники БХСС ушли на фронт, а также воевали в составе сводных милицейских оперативных отрядов в тылу врага. Оставшиеся сотрудники решали наиважнейшую задачу – в условиях острой нехватки продовольственных и других материальных ресурсов уберечь их от преступных посягательств. Так, усиления контроля за сохранностью социалистического имущества потребовала эвакуация предприятий и материальных ценностей. Переход на карточную систему распределения также повлек массовые хищения продовольственных и промышленных товаров, спекуляцию ими, обмен на валюту и драгоценности.

В годы Великой Отечественной войны резко возросло количество хищений, спекуляции, мародерства. Самым распространенным видом преступлений стали злоупотребления при отпуске предметов первой необходимости. Во исполнение решения ГКО «Об усилении борьбы с расхищением и разбазариванием продовольственных товаров» от 22 января 1943 года НКВД издал соответствующий приказ. Расследование по таким преступлениям рекомендовалось проводить в 10-дневный срок.

Сотрудники ОБХСС достаточно эффективно противостояли экономической преступности. Охрана социалистической собственности стала важным фактором, способствующим наращиванию объемов выпуска оборонной продукции.

За годы войны аппаратами БХСС были обезврежены крупные группы расхитителей и спекулянтов, у которых изъяты и возвращены государству в фонд обороны ценностей на миллиарды рублей – огромная сумма в те времена.

Начиная с 1946 года, служба БХСС претерпела многочисленные переименования и реорганизации, но суть ее работы осталась прежней – борьба с хищениями собственности и спекуляцией.

Всплеск экономической преступности отмечается в 1965-1985 годы, когда значительно увеличилось как число зафиксированных экономических правонарушений, так и их доля в общем количестве преступлений. Стали изменяться их формы: если до 1970-х годов большинство среди зарегистрированных экономических правонарушений составляли хищения социалистической собственности и «приписки» (искажение данных в отчетах о деятельности предприятий, чтобы они соответствовали плановым нормам), то теперь появились новые виды правонарушений (в частности, спекуляция), число которых увеличилось даже в донесениях органов милиции. Усложнились и способы совершения преступлений. Так, по мнению ветеранов БХСС, в практике «приписок» применялись все более совершенные методы. С начала 1960-х годов заметно стала развиваться деятельность организованных сетей по расхищению промышленного сырья (дерева, минералов, металлов), а с 1970-х годов увеличилось подпольное производство товаров и услуг.

В 1970-х годах с принятием ряда мер по повышению профессионализма аппарата БХСС, противостоящего правонарушениям, которые «совершаются технически грамотными и по-своему талантливыми лицами, хорошо знающими производство не только в целом, но и тонкости его функционирования в конкретных областях народного хозяйства и действующими не только в одиночку, но и в составе организованных, хорошо замаскированных групп», становилась очевидной необходимость внедрять новаторские методы, основанные на глубоком знании советской экономики.

В 1983 году было принято новое Положение о подразделениях БХСС, определившее приоритетные направления их деятельности: борьба с хищениями, взяточничеством, незаконными валютными операциями и спекуляцией. При этом особый акцент делался на выявлении прежде всего крупных, замаскированных преступлений и усилении оперативной работы.

С каждым витком экономического развития страны, в условиях изменяющихся экономических отношений и уголовного законодательства менялись приоритеты деятельности службы БХСС.

С началом перестроечных процессов все большее влияние на работу службы оказывает формирование новых экономических структур, изменение производственных отношений и связей. Характерной особенностью того времени стала кампания по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Службе была поручена организация борьбы со спекуляцией спиртными напитками и самогоноварением.

В 1986 г. усилена административная ответственность за нетрудовые доходы, и подразделения БХСС ориентированы на активизацию работы по выявлению таких фактов.

В то же время существовало указание не вмешиваться в процессы нарождающегося кооперативного движения. Это препятствовало установлению контроля за соблюдением законности в данной сфере и во многом способствовало дальнейшей криминализации экономики.

Из-за отсутствия четкого нормативного регулирования, разбалансированности в распределении и реализации продукции резко возросло количество нарушений финансовой дисциплины. Распространились факты массовой отправки за рубеж сырья, оборудования, металла. Все чаще стали заключаться бартерные сделки, наносящие ущерб государственным интересам. Бесхозяйственность и расточительство охватывают все большее число отраслей. Все это способствовало распространению экономической преступности, приобретающей организованный характер. Поэтому и для службы БХСС МВД РСФСР основной задачей становится охрана экономических интересов РСФСР на основе Закона о суверенитете республики.

Исчезновение социалистического сектора экономики как такового потребовало и реорганизации структуры БХСС. С принятием «Закона о милиции» в 1991 году служба БХСС МВД РСФСР становится структурным подразделением криминальной милиции по борьбе с преступлениями в сфере экономики (БЭП КМ МВД РСФСР). В это же время в МВД СССР функционировало ГУБХСС МВД СССР, которое 6 декабря 1991 года реорганизовано в Бюро по преступности в экономике службы криминальной милиции МВД СССР.

После распада СССР в феврале 1992 года МВД СССР и МВД РСФСР были объединены в МВД Российской Федерации, а Бюро по преступности в экономике МВД СССР и БЭП МВД РСФСР слиты. Новое подразделение МВД подучило наименование – Главное управление по экономическим преступлениям (ГУЭП МВД РФ).

В современных условиях ситуация в экономике не только не стабилизировалась, но и значительной степени осложнилась. Форсирование создания рыночной экономики происходит без ее надежной защиты от преступных посягательств. Усилилась криминализация потребительского рынка, такие преступления, как незаконная торговля, мошенничество, противоправное повышение цен, маскируются под видом прогрессивных рыночных отношений. Процессы приватизации сопровождаются заведомым снижением балансовой стоимости приватизируемых объектов, противоправном участии должностных лиц государственных органов в коммерческих структурах, отмыванием преступных доходов. Финансово-кредитная сфера стала полем крупных финансовых, банковских махинаций. Обострились вопросы коррупции, проникновение преступности в органы власти и управления. Все это продиктовало необходимость разработки и реализации неотложных мер по защите экономики от преступных посягательств.

На современном этапе деятельность МВД России по борьбе с экономической преступностью как угрозой безопасности Российской Федерации основана на выполнении государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации. С 2004 года руководство службой осуществляет Департамент экономической безопасности.

В 2011 году произошло реформирование Министерства внутренних дел Российской Федерации. Милиция преобразована в полицию. ДЭБ МВД России переименован в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России.

На всех этапах развития нашего общества сотрудники службы по борьбе с экономической преступностью занимали активную жизненную позицию в защите интересов государства и личности от преступных посягательств. И в настоящее время обеспечение экономической безопасности нашей Родины является одной из основных задач службы.

Советское государство высоко оценило ратный труд работников БХСС, за са­моотверженную работу по охране социалистической собственности и борьбу с дру­гими преступлениями экономического характера в годы Великой Отечественной войны многие из них были награждены орденами и медалями.

СЛУЖБА БХСС В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ - ДО РАСПАДА СССР И ЛИКВИДАЦИИ СОЮЗНОГО МВД: гг.

В послевоенное время главной задачей являлось восстановление разрушен­ного войной народного хозяйства. На оккупированных немцами территориях были полностью уничтожены тысячи городов и сел, заводов и фабрик, сожжены и разрушены около миллиона жилых домов, школ и других объектов соцкультбыта. Восстановление разрушенного требовало колоссальных денежных, мате­риальных и трудовых затрат, и государство, в меру своих возможностей, делало все чтобы восстановить разрушенные фабрики и заводы, жилье и другую инфра­структуру. В этих условиях особенно важно было не допустить расхищения и раз­базаривания народного достояния, обеспечить сохранность всех восстановитель­ных ресурсов.

В числе первых информационно - поисковых систем можно назвать систему "ориентир", созданную в ОБХСС Волгоградской области и "Электрон"- в ОБХСС УВД Горьковской области, которые сразу же показали свою эффективность.

В 1977 году было принято новое "Положение об Управлении по борьбе с хи­щениями социалистической собственности и спекуляцией МВД СССР", а затем «При­мерное положение об Управлении (отделе) БХСС МВД союзных и автономных рес­публик, УВД крайоблисполкомов». Эти документы укрепили правовое положение службы, более четко определили ее место и роль в системе органов внутренних дел, способствовали повышению ее авторитета, а в конечном итоге повлияли на повы­шение эффективности ее деятельности.

Комплекс осуществленных мероприятий с целью про­фессионального укрепления аппаратов БХСС, оснащения их новейшими техничес­кими средствами, разработке научно - обоснованных методик по оперативному обслуживанию отраслей народного хозяйства, позволили вывести их деятельность на качественно новый уровень.

Особенно активно аппараты БХСС проводили в жизнь установки руководства, когда страной был взят курс на коренную перестройку социально - экономической сферы нашего общества и когда особенно остро прозвучали требования о соблю­дении в обществе принципов социальной справедливости. Так, за годы общее количество выявленных аппаратами БХСС преступлений возросло на 23,3%. По сравнению с предыдущей пятилеткой хищений, совершенных в крупных и осо­бо крупных размерах, было раскрыто больше на 40%, на 32% больше разобла­чено замаскированных преступных групп, действовавших в различных отраслях и ведомствах (78 %). Количество уличенных взяточников возросло на 80%, а спеку­лянтов - на 30%. Важнейшими ориентирами для деятельности службы БХСС ста­ли положения Постановления ЦК КПСС от 2 июля 1984 года "О работе МВД СССР по улучшению деятельности службы БХСС" и постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 01.01.01 г. "О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами", в которых был дан анализ состояния борьбы с хищениями социалисти­ческой собственности и иными способами получения нетрудовых доходов и опре­делены основные задачи правоохранительных органов .

Первостепенными обязанностями службы БХСС, в соответствии с требования­ми указанных постановлений, оставались предупреждение хищений, расточитель­ства и бесхозяйственности.

В профилактической работе требовалось лучше использовать оперативные возможности по выявлению каналов и лазеек разворовывания народного добра, укрепить контакты с другими подразделениями и службами МВД, министерствами и ведомствами, совершенствовать взаимодействие с общественными формирова­ниями и трудовыми коллективами , нацеливать специальный аппарат на разложе­ние преступных групп. Выявлять ранее судимых, не имеющих права по решению судебных органов занимать руководящие и связанные с материальной ответствен­ностью должности.

Наряду с этим, главные усилия аппаратов БХСС должны были направляться на выявление и своевременное пресечение преступной деятельности крупных, глу­боко замаскированных групп расхитителей, взяточников и спекулянтов.

Как правило, крупные и особо крупные хищения в этот период совершались преступными группами, в состав которых входили опытные хозяйственные работ­ники. При этом преступными комбинациями зачастую охватывались смежные от­расли народного хозяйства. На таких предприятиях чаще всего умышленно запус­кался учет материальных ценностей, своевременных проверок сырья на складах и в производстве не осуществлялось, инвентаризации проводились формально. Огром­ный вред народному хозяйству нанесли антигосударственная практика приписок и умышленного искажения отчетности. Благодаря всем этим негативным явлениям стали возможными длящиеся продолжительное время махинации расхитителей и взяточников, проводящих незаконные сделки с хлопком в Узбекской ССР и других регионах страны. В результате в преступную сферу были вовлечены сотни людей, а ущерб, причиненный государству, исчислялся в миллионах рублей.

Особого внимания требовал к себе агропромышленный комплекс . Работникам аппарата БХСС приходилось осваивать все тонкости и детали нового экономико-правового механизма, полного хозрасчета в сельхозпроизводстве, коллективного подряда, нормативы связей с предприятиями переработки и торговли, закупок и заготовок продукции, чтобы со знанием дела предупреждать и устранять причины и условия злоупотреблений. Это особенно было важно в связи с предоставлением колхозам и совхозам права продавать до трети плановых закупок и всю сверхплано­вую продукцию потребкооперации на рынках.

Несмотря на предпринимаемые меры, на целом ряде объектов АПК действо­вали преступные группы. Так, в объединении "Воронежплодовощхоз" органами внутренних дел разоблачены 8 таких групп, длительное время занимавшихся хище­ниями. Ими причинен государству материальный ущерб на 150 тыс. рублей.

По-прежнему актуальными оставались задачи борьбы с расхитителями, про­никшими в сферу торговли. Только в 1985 году органами внутренних дел там было вскрыто более 20 тыс. хищений, у преступников изъято денег и ценностей на 22,5 млн. рублей. Разоблачены опасные группы в ряде торговых организаций Москвы, Ленинграда, Киева, Московской, Ростовской, Андижанской и ряда дру­гих областей.

Сложнейшей оставалась оперативная обстановка в системе бытового обслужива­ния населения и жилищно-коммунального хозяйства . Серьезную озабоченность, в частности, вызывало проникновение туда дельцов - предпринимателей, которые в обход закона открывали цеха по выпуску "левой" продукции, за взятки приобретали оборудование, сырье, материалы.

Наибольшая концентрация таких дельцов наблюдалась - в Грузии, Армении, Дагестане , Чечено-Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Краснодарском, Ставропольс­ком краях и ряде областей.

Серьезные злоупотребления сохранялись в легкой и местной промышленнос­ти. Здесь разбазаривалось большое количество шерсти, кожи других видов сырья, которые за взятки отпускались махинаторам, орудующим на объектах службы быта.

Заметно увеличилось количество преступлений, выявленных в сфере снабженческо-сбытовых организаций. Их работники, действуя в сговоре с дельцами - гаст­ролерами, подчас передавали им внефондовые оборудование и сырье, создавая тем самым возможность производить неучтенную продукцию и присваивать огромные денежные средства.

Большой объем недостач и хищений стал фиксироваться на предприятиях маши­ностроения. Пользуясь беспечностью со стороны контролирующих органов, должностные лица для создания "излишков" применяли устаревшие нормы расхо­дов металла, большими партиями списывали его на выпуск бракованной продук­ции, расхищали его под видом оказания шефской помощи. Похищались изделия цехов, выпускающих товары народного потребления и культурно - бытового назначения, продукции подсобных хозяйств предприятий, спецодежда, некоторые виды дорогостоящего инструмента.

Самая грозная и неподкупная спецслужба в СССР могла перечеркнуть карьеру и даже жизнь любого директора или министра

В Советском Союзе ходил такой анекдот. У майора КГБ спрашивают, чем занимается его организация.

Мы занимаемся людьми, которые недовольны государственным строем.

А разве есть такие, которые довольны?

Есть, но ими занимается ОБХСС!

Рожденные в 37-м

До 1937-го в стране не было органа по борьбе с экономическими преступлениями. Когда понадобились дополнительные средства на индустриализацию аграрной страны, Сталин решает создать при НКВД отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляциями. Так в марте 1937 года родился легендарный ОБХСС.

Первый отдел возник в Москве, а со временем конторы расползлись по всей стране. В новые отделы принимали самых опытных сотрудников УГРО и экономических отделов НКВД. Борцы с преступностью занялись расследованием хищений на производстве, фальшивомонетчиками и спекулянтами, а также теми, кто вел операции с валютой.

Во время Великой Отечественной на плечи ОБХСС также лег контроль за снабжением фронта. А в 60-е сотрудники отдела, имевшие репутацию абсолютно неподкупных, начали схватку с торговой мафией, «правившей» на рынках. Затем в поле их зрения оказались цеховики.

Благодаря усиленной работе ОБХСС удалось добиться значительного снижения изготовления фальшивых денег и количества незаконных валютных операций. Начиная с 60-х годов и до распада СССР, отдел сконцентрировался на пресечении криминальной деятельности в торговле, оставив за собой вереницу громких дел, на основе которых в современной России снимают телесериалы.

Работники торговли всех рангов, от низших до самых высших, боялись ОБХСС как огня. Причем круглые сутки – никто не гарантировал, что представители отдела не нагрянут домой посреди ночи и не начнут выяснять, на какие доходы была куплена мебель, хрустальные сервизы в сервантах и так далее. Опасались отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности и партийные боссы, впоследствии даже возник вопрос-каламбур: «Почему КПСС боялась ОБХСС».

Океан денег

В 1976 году по всему Советскому Союзу по личному указанию премьер-министра Алексея Косыгина открылись рыбные магазины "Океан". Они предназначались для осуществления комплексной программы развития рыбной промышленности, так как в СССР покупателям не хватало мяса.

Летним утром 1978 года по Москве поползли слухи о том, что в магазинах под видом кильки в томате продают черную икру. Невиданными консервами моментально заинтересовались следователи Генеральной прокуратуры.


Раскрытая криминальная схема оказалась одновременно простой и масштабной. В ходе совместного расследования ОБХСС и КГБ были арестованы директор сети “Океан” Фельдман и директор одного из этих магазинов Фишман . Оба преступника в огромных количествах меняли рубли на валюту, готовясь к бегству на Запад через страны социалистического лагеря.

Дельцы сдали следователям всех участников цепочки, включая высших чиновников СССР. Замминистра рыбной промышленности Владимир Рытов был расстрелян

По следам купцов Елисеевых

Эпоха генсека Леонида Брежнева заканчивалась на печальной ноте. За две недели до его смерти был арестован директор “Елисеевского” гастронома Москвы Юрий Соколов . Против него и руководства магазина было возбуждено дело о взяточничестве и хищениях.

Двадцать лет подряд Юрий Соколов возглавлял гастроном №1. В “Елисеевском” и его филиалах царило изобилие, но не для всех. Импортные продукты, икра, колбасы, конфеты и фрукты распределялись по семьям высокопоставленных чиновников, генералитета, творческой и спортивной элиты. Вхож был предприимчивый директор и в семью самого Леонида Ильича, с дочерью которого жил в одном доме.


Юрий Соколов выстроил четкую вертикальную схему коррупции. Сверху его “прикрывал” хозяин Москвы, Первый секретарь горкома партии Виктор Гришин . Снизу ему подчинялись руководители филиалов. Он встречался с ними по пятницам, как «крестный отец», принимая конверты с деньгами. Часть этих денег передавалась начальнику Главного управления торговли Москвы Николаю Трегубову и другим заинтересованным лицам.

Всего в ходе расследования преступлений в системе торговли столицы были привлечены более 10 тысяч человек. В тюрьму попали руководители ведущих московских продовольственных магазинов: гастрономов «Новоарбатский» и «Смоленский», а также начальник Мосплодовощпрома и директор сети «Диетторг”. Во взятках и незаконной торговле было уличено огромное количество граждан - от директоров продовольственных магазинов до высших руководителей отраслей, не имеющих отношения к пищепрому.

По итогам работы ОБХСС и следственной бригады невезучему директору Соколову, ставшему марионеткой в борьбе кремлевских партийных кланов, был вынесен расстрельный приговор.

Черный хлопок

Среди всех коррупционных дел, в расследовании которых принимал участие ОБХСС, «хлопковое дело» выделяется особенным размахом. Оно тянулось 10 лет. Система приписок в хлопковой промышленности СССР закончилась открытием почти 1000 уголовных дел. Тюремные сроки, а иногда и высшую меру наказания, получили более 5000 человек. Среди них были министр промышленности Узбекистана, начальник ОБХСС Бухарской области, зять Леонида Брежнева Юрий Чурбанов и первый секретарь ЦК КП Узбекистана.

Цеховики. Рождение теневой экономики. Записки подпольного миллионера Нилов Александр

История ОБХСС

История ОБХСС

Перед тем как более подробно объяснить сию, отчасти парадоксальную, мысль я хотел бы дать краткую историю организации, которая значительно выделялась на фоне правоохранительных органов СССР.

Историческая справка

История создания экономической правоохранительной системы началась с Военно-революционного комитета и ВЧК (в структуре которой были созданы отделы по борьбе со спекуляцией и преступлениями по должности). В течение 1918–1920 годов формировались основные «звенья» рабоче-крестьянской милиции, например Уголовный розыск, а также промышленная, железнодорожная и речная милиция (упраздненные в 1921 году).

В феврале 1924 года образована ведомственная милиция (торгово-промышленная, кредитно-финансовая, горно-приисковая, фабрично-заводская, рыночная, курортная и т. д.), подразделения которой создавались на договорных началах и содержались за счет обслуживаемых объектов.

В 1926 году началась организация ведомственного розыска. Его функции были сходны с задачами будущих аппаратов ОБХСС. Широкое распространение получило формирование ведомственной милиции для охраны собственности совхозов и колхозов.

С развитием советского государства постоянно расширялись и функции милиции. В начале 30-х годов наметилась тенденция на усиление уголовной ответственности за хищения социалистической собственности и спекуляцию. Конституция СССР 1936 года установила, что его экономическую основу составляет в первую очередь социалистическая система хозяйствования, государственная и кооперативно-колхозная собственность на средства производства. В связи с этим возникает необходимость в создании специализированных органов, обеспечивающих экономическую безопасность государства. 16 марта 1937 г. приказом НКВД № 0018 в составе Главного управления милиции НКВД СССР был образован Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией – ОБХСС ГУМ НКВД СССР. В принятом Положении об ОБХСС указывалось, что это подразделение создается «для обеспечения борьбы с хищениями социалистической собственности в организациях и учреждениях государственной торговли, потребительской, промысловой и инвалидной кооперации, заготовительных органах и сберкассах, а также для борьбы со спекуляцией».

В 1947 году начался процесс реорганизации Главного управления милиции, вызванный потребностью в совершенствовании правоохранительной деятельности, и было создано Управление по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляции (УБХСС ГУМ НГБ СССР).

Одиннадцатого апреля 1955 года постановлением Совета Министров СССР организовано Министерство внутренних дел РСФСР, и Российская республика впервые получила свое Управление БХСС.

В 1983 году принято Положение о подразделениях БХСС, определившее приоритетные направления их деятельности: борьба с хищениями, взяточничеством, незаконными валютными операциями и спекуляцией. При этом особый акцент делался на выявлении прежде всего крупных, замаскированных преступлений и усилении оперативной работы.

После распада СССР в феврале 1992 года МВД СССР и МВД РСФСР были объединены в МВД Российской Федерации, а Бюро по преступности в экономике МВД СССР и БЭП МВД РСФСР претерпели процесс слияния. Новое подразделение МВД получило наименование Главное управление по экономическим преступлениям (ГУЭП МВД РФ).

Если повнимательнее приглядеться, то можно заметить, что даты становления системы экономической защиты государственной собственности в некотором роде совпадают с вехами становления советского государства. Как только случался очередной этап упрочения достижений советской власти, тут же происходило укрепление «экономического щита», под защитой которого пряталась социалистическая собственность. Давайте попробуем сравнить.

В 1924 году закончилась полная неразбериха, вызванная революцией и Гражданской войной, стала закладываться основа советской экономики – именно этим годом датировано образование многих министерств и ведомств. Провозглашались новая экономическая политика и (если вы заметили) соблюдение законности на договорных началах за счет объекта .

1926 год – ужесточение режима экономической политики в отношении частного предпринимательства и тут же создание государственной структуры, стоящей на страже государственной собственности.

Печально известный 1937 год. Год создания БХСС и одновременно возведение экономических преступлений в ряд идеологии. С этого момента частное предпринимательство возводится в ранг идеологического преступления.

Послевоенный 1947 год. Для устрашения мародеров и людей, которые могут воспользоваться хаосом, сопровождающим восстановление страны после войны, создается Управление БХСС, то есть система, «охраняющая охранников».

1955 год – год окончательного восстановления экономики в стране после ВОВ и окончательного запрещения любых видов частного предпринимательства. Именно в этот год создается министерство , в задачу коего входит предотвращение преступлений против социалистической формы экономики.

До сих пор динамика развития и совершенствования сего ведомства поражает воображение оперативностью и своевременностью. Совершенно очевидно, что руководство СССР уделяет данному вопросу пристальное внимание. Но после 1955 года следует симптоматичное затишье – ни много ни мало на двадцать восемь лет! Именно за эти годы произошло становление подпольного производства товаров народного потребления и достигли своего пика хищения государственной собственности и коррумпированность государственных чиновников. В связи с чем можно сделать два вывода.

Вывод первый : если до середины пятидесятых годов проблемами защиты социалистической собственности в течение двадцати пяти лет занимались исключительно профессионалы – экономисты и законники высочайшего класса, работавшие в тесной связи с верховным руководством страны, то после 1955 года специалисты, судя по всему, в стране перевелись.

Вывод второй : после «водораздела» пятидесятых именно в интересах руководства страны развитие системы притормозилось. Странный вывод, но вполне в духе общей истории СССР.

Из книги Профессиональная преступность автора Гуров Александр Иванович

История капитала – история грабежа Рост капитализма в России знаменовал собой изменения во всех сферах социальных, экономических и правовых отношений общества, что обусловило качественно новый этап в развитии преступности, в том числе профессиональной.С отменой

Из книги «История евреев - наша история» автора Автор неизвестен

«История евреев - наша история» Молодежь СНГ и иудаика В. Чаплин, г. Одесса «Помни дни древности, помни годы всех поколений, спроси отца своего и скажет он тебе, старцев твоих и они скажут тебе» Дварим 32:7 Еврейской системой образования на постсоветском пространстве был

Из книги Литературная Газета 6263 (№ 59 2010) автора Литературная Газета

«История Сталина – это история чрезвычайных обстоятельств» Дискуссия «История Сталина – это история чрезвычайных обстоятельств» Предметом разговора в «Молодой гвардии» стала книга «Сталин», вызвавшая большой и неоднозначный читательский интерес. Участниками

Из книги Цеховики. Рождение теневой экономики. Записки подпольного миллионера автора Нилов Александр

ОБХСС. Вехи великого пути Прежде чем понять, что собой представляла организация, стоявшая на страже социалистической собственности, нужно познакомиться с некоторыми фактами из истории законотворчества в СССР, связанными именно с охраной этой самой

Из книги Газета Завтра 958 (12 2012) автора Завтра Газета

«Громкие дела» ОБХСС Теперь можно снова вернуться к странной организации ОБХСС. Одну странность мы уже заметили, теперь пришла пора пойти дальше. Как выглядела общая картина жизни в стенах этого учреждения? В отличие от суеты и бурной деятельности, кипевшей в стенах

Из книги Газета Завтра 964 (18 2012) автора Завтра Газета

Из книги Газета Завтра 965 (19 2012) автора Завтра Газета

Из книги Газета Завтра 995 (52 2012) автора Завтра Газета

Из книги Газета Завтра 949 (6 2013) автора Завтра Газета

Из книги Итоги № 9 (2013) автора Итоги Журнал

Из книги Итоги № 9 (2014) автора Итоги Журнал

Из книги Кто и как управляет миром автора Мудрова Анна Юрьевна

Соскучились ли вы по ОБХСС? / Дело / Бизнес-климат Соскучились ли вы по ОБХСС? / Дело / Бизнес-климат В Совете Федерации не только поддержали идею главного следователя страны Александра Бастрыкина о создании финансовой полиции, но и предложили звонкое

Из книги 46 интервью с Пелевиным. 46 интервью с писателем, который никогда не дает интервью автора Пелевин Виктор

ОБХСС Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности – отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности в организациях и учреждениях государственной торговли, потребительской, промышленной и индивидуальной кооперации, заготовительных органах

Из книги Когда рыбы встречают птиц. Люди, книги, кино автора Чанцев Александр Владимирович

Виктор Пелевин: история России - это просто история моды 2 сентября 2003. Gazeta.RuНакануне выхода книги «Диалектика переходного периода (Из ниоткуда в никуда)» Виктор Пелевин рассказал «Парку культуры» о новом романе, путешествиях, «Газете. Ru» и прочих миражах.- За период

Из книги Христос родился в Крыму. Там же умерла Богородица. [Святой Грааль – это Колыбель Иисуса, долго хранившаяся в Крыму. Король Артур – это отражение Христ автора Носовский Глеб Владимирович

История трех букв («ЦРУ. Правдивая история» Т. Вейнера) Тим Вейнер. ЦРУ. Правдивая история / Пер. с англ. В. Найденова. М.: Центр полиграф, 2013. 719 стр.На английском книга журналиста New York Times Тима Вейнера, работавшего в Пакистане, Судане и Афганистане, автора книг о

Из книги автора

4. История Ореста - это история Христа Продолжим движение по мифу об Оресте. Сразу скажем, что хотя суть дела стала уже ясна, однако отдельные фрагменты истории Христа здесь переставлены между собой. Поэтому кое-где нарушена хронология событий. То, что, по Евангелиям,



Просмотров