А что у вас в кармане? Личный обыск и досмотр. Личный досмотр. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице

В соответствии со ст. 27.7 КоАП РФ личный досмотр, а также досмотр вещей физического лица является обеспечительной мерой, которая применяется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. При этом указывается, что такие действия осуществляются «в случае необходимости». Иными словами, при наличии достаточных оснований полагать что, например, лицо находится в состоянии наркотического опьянения в общественном месте (ст.20.20 КоАП РФ) и осуществляет незаконное хранение перевозку или пересылку наркотических средств (ч.3 ст.48 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»), досмотр будет законной мерой обеспечения порядка.

Достаточность оснований предполагает наличие сведений о событии административного правонарушения. Под этим могут пониматься как сообщения граждан, так и подтвержденный доказательствами, полученными законным путем, факт того, что имело место деяние, предусмотренное КоАП РФ или иным нормативным актом. Это значит, что если гражданин не нарушает общественный порядок, не оскверняет так или иначе общественную нравственность, то есть не совершает противоправных деяний, сотрудник полиции не имеет права применять к нему меры административного принуждения. Если поводом для их применения послужила ориентировка на подозреваемого в совершении преступления, гражданин вправе ознакомиться с ней, поскольку закон обязывает полицейского сообщать причину и цель обращения. В случае несоответствия параметров подозреваемого и данного лица, оно вправе обжаловать неправомерные действия полицейского.

В каком порядке проводится досмотр?

Закон «О Полиции» обязывает полицейского, применяющего меры административного принуждения, сообщить гражданину причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности (п.2 ч.4 ст.5 Закона). Порядок и правила, в соответствии с которыми должен проводиться досмотр, изложены в статье 27.7 КоАП РФ. Основные требования заключаются в том, что досмотр должен проводиться полицейским того же пола, что и досматриваемый, с участием двух понятых либо с применением видеозаписи. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. Если велась видео- или фотосъемка досмотра, в протоколе об этом делается специальная отметка. Проведение досмотра без понятых допускается только в исключительных случаях, когда у сотрудника полиции есть основания предполагать, что гражданин имеет при себе оружие.

После составления протокол подписывается всеми участниками процедуры. Чтобы сотрудники полиции не могли исказить сведения, отраженные в протоколе, по требованию гражданина ему должна быть выдана копия протокола.

Как должны проверять документы?

Деятельность полиции регламентируется федеральным законом «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ, ведомственными нормативными актами и должностными регламентами. Указанные документы содержат основания различных действий, которые сотрудник полиции вправе совершить по отношению к гражданину. Проверка документов, удостоверяющих личность, является одним из них и может осуществляться, когда:

  • имеются данные, из которых следует, что лицо является подозреваемым в совершении преступления или находится в розыске;
  • есть повод к возбуждению дела об административном правонарушении или основание для административного задержания;
  • гражданин осуществляет деятельность, проверка разрешений на которую возложена на сотрудников полиции (п.2 ч.1 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»).

Отсутствие паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, само по себе не может являться основанием для задержания, поскольку устанавливаемая Положением о паспорте гражданина РФ обязанность иметь паспорт не означает, что он должен всегда носить его с собой. Иными законодательными актами это также не предусмотрено.

При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, фамилию и предъявить служебное удостоверение (по требованию). Только после совершения этих действий он может сообщить причину и цель его обращения (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»).

Как проводится административное задержание?

Задержание может производиться по правилам ст. 14 Закона «О полиции», главы 12 УПК РФ и гл.27 КоАП РФ. Круг лиц, в отношении которых полицией может применяться данная мера, практически не ограничен. Однако в отношении многих категорий граждан она применяется до тех пор, пока они не будут переданы органам, учреждениям или должностным лицам, которые уполномочены на принятие соответствующих мер. Прежде всего, это относится к военнослужащим, лицам, которые должны отбывать наказание, а также гражданам с признаками выраженного психического расстройства.

В ч.1 ст. 23.3 КоАП РФ дан исчерпывающий перечень административных правонарушений, на рассмотрение дел по которым уполномочены органы внутренних дел (полиция). Целью такого задержания является недопущение правонарушения, установление личности правонарушителя, своевременного и правильного рассмотрения дела или исполнение постановления об административном правонарушении. Задержание по основаниям, не предусмотренным законом, нарушает право личности на неприкосновенность.

По общему правилу срок административного задержания не может превышать трех часов. Они исчисляются с момента доставления в служебное помещение полиции для установления личности гражданина и составления протокола об административном правонарушении. Если осуществление этих действий, а также назначение наказания в виде предупреждения или штрафа, возможно в месте обращения полицейского к гражданину, то задержание будет незаконным. Если гражданин задержан в состоянии опьянения, срок задержания исчисляется с момента его вытрезвления. Задержанный имеет право на один звонок родственникам, чтобы сообщить о задержании и своем местонахождении, а также на юридическую защиту с момента задержания. Условия содержания задержанных лиц должны отвечать требованиям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 г. N 627.

Как обжаловать действия полицейского?

В соответствии со ст. 33 Закона «О Полиции» сотрудники ОВД, допустившие в отношении граждан неправомерные действия, несут ответственность. Не исключено возмещение причиненного вреда, в том числе и морального, если при применении мер административного принуждения были приняты решения и допущены действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство (ст. 1.6 КоАП РФ). Все доказательства, подтверждающие вину гражданина, если они получены с нарушением закона, не могут быть использованы (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

Ст.5 Закона «О полиции» предписывает прекращение любой деятельности в отношении гражданина, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан. В силу ст. 6 Закона в своих действиях полицейский должен руководствоваться только нормами закона. В случае установления факта нарушения закона прокурор или его заместитель выносит постановление об освобождении лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов (ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»). Неправомерное административное задержание обжалуется физическим лицом в порядке главы 25 ГПК.

Что делать, если в полиции не принимают заявление?

Отказ оперативного дежурного полиции принять заявления о преступлении или об административном правонарушении - распространенная ситуация, с которой многие сталкивались. Часто в полиции пытаются объяснить заявителю, что, например, украденный у него мобильный телефон найти будет невозможно, или что у следователей есть дела поважнее, чем разбитые в школе стекла и сгоревшая дверь. Такие действия полицейских можно обжаловать, так как все заявления о преступлении или административном правонарушении подлежат обязательному приему в отделах полиции (ст. 12 закона «О полиции»).

Написать заявление и подать его оперативному дежурному можно в любое время суток. Сотрудник регистрирует его в книге учета заявлений и сообщений о преступлении (КУСП), а на свободном от текста месте проставляет штамп, в оттиск которого вносит регистрационный номер записи в КУСП, дату и наименование территориального органа МВД России, свои инициалы, фамилию и подпись.

Когда заявление зарегистрировано, оформляется талон, который состоит из двух частей: талона-корешка, он остается в отделе полиции, и талона-уведомления, который отдается заявителю. Они имеют одинаковый регистрационный номер (Приказ МВД России от 29.08.2014 N 736). Талон-уведомление является подтверждением того, что заявление принято.

Если же в полиции принять заявление или сообщение о преступлении отказались, то такие действия правоохранителей можно обжаловать в прокуратуру (Приказ Генпрокуратуры РФ от 05.09.2011 N 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия») или в отдел собственной безопасности (ОСБ) при районном ОВД.

Что делать, если полицейские затягивают дело?

Еще одно распространенное нарушение - это затягивание следствия. Полицейские могут принять заявление, но по каким-то причинам никаких следственных действий не проводить, а потом вообще отказать в возбуждении уголовного дела. Такие действия правоохранителей можно обжаловать в порядке ст. 124, 125 УПК РФ.

Жалобу можно направить прокурору или руководителю следственного органа, который рассмотрит ее в течение трех дней (в исключительных случаях - 10 дней). Постановление дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а также иные решения и действия (бездействие) этих сотрудников, нарушающие права граждан на доступ к правосудию, могут быть также обжалованы в судебном порядке. Суд проверит законность действий уполномоченных сотрудников правоохранительных органов в судебном заседании с участием обеих сторон: заявителя (его законного представителя) и того лица, чьи действия обжалуются. Срок обжалования - пять дней.

Что делать, если сотрудник полиции требует взятку?

К сожалению, сотрудники полиции не только нарушают УПК РФ, но и сами нередко преступают закон, совершая преступления, среди которых распространены: незаконное задержание и арест, превышение полномочий, вымогательство взятки и т.д. Жалобу на противоправные действия сотрудников полиции с требованием возбудить в отношении них уголовное дело можно подать в отдел собственной безопасности (ОСБ) при районном ОВД, управление собственной безопасности (УСБ) субъекта Федерации и департамент собственной безопасности (ДСБ) МВД.

Обращения о противоправных деяниях, совершенных сотрудниками, регистрируются в порядке, установленном Инструкцией, утвержденной Приказом МВД России от 12.09.2013 №707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации», и рассматриваются в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России - Приказ МВД России от 26 марта 2013 г. №161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Если речь идет о коррупции или личной заинтересованности полицейских, не совместимой с объективным расследованием, то такая информация подлежит обязательному рассмотрению в подразделениях собственной безопасности МВД.

Кроме того, не стоит забывать, что лицо, пострадавшее от противоправных действий сотрудников полиции, имеет право на возмещение причиненного вреда в порядке ст. 1070 ГК РФ.

По материалам сайта "9111ru "

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или .

Личный досмотр гражданина, а также досмотр находящихся при нем вещей при наличии достаточных данных полагать, что гражданин имеет при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, осуществляются в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях (ст.

27.7 КоАП РФ). Достаточными данными в этих случаях могут быть любые сколько-нибудь убедительные сведения о наличии при нем указанных предметов, веществ или средств, полученные сотрудником милиции при осуществлении им своих полномочий в порядке, предусмотренном законом. Сотрудник милиции должен кратко обосновать достаточность имевшихся данных в составленных им служебных или административно-процессуальных документах (рапорте, протоколах досмотра, изъятия и др.).

Сущность досмотра в таких случаях состоит в принудительном обследовании гражданина либо его имущества с целью обнаружения и изъятия документов, вещей и других предметов, явившихся орудием или предметом правонарушения, установления личности задержанного, подтверждения факта использования транспортного средства в противоправных целях, а равно незаконной перевозки груза и др.

Досмотру должно предшествовать предложение сотрудника милиции лицу, в отношении которого имеются данные о совершении правонарушения, предъявить документы, подтверждающие личность задержанного, или вещи, другие предметы, являющиеся орудием или предметом правонарушения.

Личный досмотр гражданина осуществляется лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола в помещении или иных местах, исключающих доступ посторонних лиц.

В исключительных случаях, при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

По результатам досмотра составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении, об административном задержании и т.д. Этот документ подписывается сотрудником милиции, двумя понятыми и досматриваемым. Предметы, обнаруженные у досматриваемого, являющиеся орудием или предметом правонарушения, изымаются. Об этом изъятии составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколах об административном правонарушении, о досмотре вещей или об административном задержании.

В отдельных случаях досмотр вещей, ручной клади, багажа и других предметов может быть осуществлен в отсутствие собственника (владельца). Так, сотрудник милиции в присутствии двух понятых может подвергнуть досмотру вещи и другие предметы в следующих случаях: а) по истечении срока их хранения в автоматических камерах хранения; б) при неустановлении собственника данных вещей или предметов; в) при наличии сведений о наличии в них взрывчатых устройств; г) когда это прямо предусмотрено законодательством Российской Федерации.

О досмотре вещей и других предметов в отсутствие собственника (владельца) составляется протокол, который подписывается сотрудником милиции и двумя понятыми.

Еще по теме 5. Каковы основания и порядок проведения личного досмотра гражданина в порядке п. 2 части первой ст. 11 Закона о милиции?:

  1. § 3. Личный досмотр. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице. Досмотр транспортного средства
  2. Личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов
  3. 1. Основания и порядок рассмотрения дел в порядке упрощенного производства. Порядок обжалования такого решения
  4. 3. Основания для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу. Постановление Президиума ВАС РФ, его содержание и вступление в законную силу
  5. § 4. Основания к отмене и изменению решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу. Полномочия судебно-надзорных органов. Отличие судебно-надзорного пересмотра от апелляционного и кассационного (по объекту, субъектам, процессуальному порядку и полномочиям)
  6. Особенности проведения первой проверки данного аудируемого лица
  7. Каковы основные причины образования государства? Какова современная роль
  8. § 3. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛУШАНИЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ
  9. Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации
  10. Основания отмены или изменения приговора суда первой инстанции
  11. §7.2. Основания проведения переустройства и перепланировки
  12. 18.8. Основания для изменения и отмены судебных актоварбитражных судов первой и апелляционной инстанций
  13. 5.2. Основания проведения переустройства и перепланировки
  14. Вопрос 74. Сущность кассационного производства и основания к отмене и изменению решений суда первой инстанции
  15. §7.2 Основания проведения переустройства и перепланировки
  16. 19.2. Основания и условия применения особого порядка судебного производства

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика -

01 Сен 2010 09:46

Женщина, ничего не купив, направилась к выходу из супермаркета. На выходе ее остановили охранники и предложили выдать то, что женщина пыталась украсть из магазина. Естественно, последовала буря негодования, женщина возмущалась, что ее подозревают в том, чего она не совершала. Тогда двое охранников выхватили у женщины дамскую сумочку, и пока один из них вытряхивал содержимое сумочки на стол на виду у всех покупателей магазина, другой осуществлял манипуляции по поиску якобы украденных товаров на теле и одежде женщины. Ничего не отыскав, охранники вернули женщине все ее вещи и сказали, что она может идти. Женщина молча удалилась.

История этим и закончилась. А могла либо не начаться, либо закончиться совсем иначе. Все действия охранников по досмотру и обыску были незаконными и являются исключительной прерогативой сотрудников правоохранительных органов, а также должностных лиц, указанных в законе. Но и сотрудники милиции очень часто злоупотребляют своими полномочиями по досмотру и обыску.

Итак, по порядку. В законе не содержится конкретного понятия личного досмотра (как и понятия личного обыска). Оно выводится из существа производимого действия и целей его совершения. Поэтому личным досмотром являются действия полномочных должностных лиц, направленных на обнаружение орудий либо предметов совершения . Иначе говоря, если сотрудник милиции залез к вам в карман, это действие признается личным досмотром . Немного иначе характеризуется понятие личного обыска - это следственное действие, направленное на отыскание и изъятие предметов, документов, ценностей, могущих иметь значение для уголовного дела и находящихся при обыскиваемом лице, в том числе в принадлежащих ему сумках, портфелях, свертках и т.п.

Чтобы лучше понять отличия между личным досмотром и личным обыском, предлагаем вам рассмотреть эти различия в следующей таблице.

Таблица 1. Основные отличия личного досмотра от личного обыска

Личный досмотр

Личный обыск

Проводится в целях обнаружения орудий
совершения либо предметов
административного правонарушения

Проводится в целях обнаружения и
изъятия предметов и документов,
могущих иметь значение для
уголовного дела

Проводится в рамках производства по
делам об административных
правонарушениях

Проводится в рамках уголовного
процесса по уголовному делу

Проводится лицами, указанными в ст.
ст. 27.2 и 27.3 КоАП РФ

Проводится лицом, производящим
предварительное расследование, а
также в определенном случае
лицами, указанными в законе

Не является следственным действием

Является следственным действием

Проводится в отношении лица,
подозреваемого в совершении
административного правонарушения

Проводится только в отношении
подозреваемого или обвиняемого

Ограничивается исследованием одежды
и обуви досматриваемого.
Дальнейшие действия признаются
досмотром вещей, находящихся при
физическом лице

Признается также обследование
ручной клади и иных вещей,
находящихся при подозреваемом
или обвиняемом

В отличие от вышеупомянутых категорий, закон дает определение понятию досмотр вещей, находящихся при , - обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляемое в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Иначе говоря, когда сотрудник милиции открывает вашу дорожную сумку, в которой лежит одежда, и начинает из нее доставать все содержимое, то эти действия признаются досмотром вещей, находящихся при физическом лице. Естественно, все это должно происходить без какого-либо нарушения конструктивной и иной целостности досматриваемых вещей. В противном случае такие действия признаются причиняющими вред имуществу гражданина. Лицо, осуществляющее досмотр вещей, может быть привлечено к ответственности, вплоть до уголовной. Поэтому если ваши вещи испорчены или повреждены, то вы имеете право требовать от сотрудников милиции возмещения причиненного вреда.

Предметом досмотра вещей может быть любая вещь, находящаяся при физическом лице, то есть при вас. В законе не дается исчерпывающий перечень таких вещей, однако упоминаются ручная кладь, багаж, орудия охоты и рыбной ловли, добытая продукция и т.д. Таким образом, законодатель дает понять, что досматриваться может абсолютно любая вещь, которая при вас находится, независимо от того, является ли она непосредственно оружием или иным предметом, используемым в качестве оружия, либо в этой вещи физическое лицо скрывает оружие.

Порядок и правила осуществления личного досмотра и досмотра вещей, находящихся при физическом лице, изложены в ст. 27.7 КоАП РФ. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. Это очень важная гарантия соблюдения прав человека. Несоблюдение данного правила является грубейшим нарушением прав человека и влечет за собой ответственность, вплоть до уголовной. Поэтому требуйте, чтобы личный досмотр осуществлял сотрудник того же пола (особенно это касается женщин).

Закон предусматривает осуществление личного досмотра и досмотра вещей с обязательным присутствием не менее двух понятых . Из этого правила есть исключения. Понятые могут не привлекаться к личному досмотру только в исключительных случаях и при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия. Закон, к сожалению, не называет случаи, которые можно признать исключительными. Поэтому в связи с этим на практике можно встретиться со злоупотреблением со стороны сотрудников милиции. Однако исключительность случая необходимо доказать, поэтому в протоколе о производстве личного досмотра сотрудник милиции или иное полномочное должностное лицо должны указать, почему личный досмотр или досмотр вещей производился в отсутствие понятых (например, в протоколе может быть указано, что досмотр производился в местности, где привлечение понятых невозможно либо затруднительно - вне населенных пунктов, на открытых водоемах и т.д.).

Личный досмотр и досмотр вещей в отсутствие понятых производится при наличии еще одного обязательного признака: наличие достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия. Здесь также имеется поле для злоупотребления. Как определить достаточность этих оснований, закон не устанавливает. Однако, как и в случае доставления и задержания, достаточность должна быть явной: наличие определенных сведений от очевидцев, других лиц, лицо находится в розыске, при нем предполагается наличие оружия и т.д.

Весь ход личного досмотра и досмотра вещей фиксируется одним из трех способов:

1) составляется отдельный протокол о производстве личного досмотра или досмотра вещей;

2) делается соответствующая запись о производстве личного досмотра или досмотра вещей в протоколе о доставлении;

3) делается соответствующая запись о производстве личного досмотра или досмотра вещей в протоколе об административном задержании.

При производстве личного досмотра и досмотра вещей в случае необходимости может применяться фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. Это еще один способ получения доказательств совершения (или несовершения) административного правонарушения. В протоколе, в случае если производилась съемка, обязательно указывается на этот факт, а материалы, полученные в ходе производимой съемки, подлежат приложению к протоколу. Поэтому в случае совершения сотрудником милиции при осуществлении личного досмотра и досмотра вещей неправомерных действий пленка и иной носитель, запечатлевшие ход личного досмотра и досмотра вещей, станут еще одним доказательством при обжаловании действий сотрудника милиции.

Необходимо помнить, что, подписав протокол, вы имеете право потребовать предоставления вам копии этого протокола. Также следует знать, что закон не обязывает сотрудника милиции предоставить вам копию протокола в том случае, если от вас не поступит просьба о таком предоставлении.

Личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, происходят в рамках производства по делу об административном правонарушении и являются мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Поэтому их производство осуществляется при наличии тех же оснований, что и при доставлении или задержании (они рассмотрены нами выше). В отличие от этих мер личный обыск является следственным действием в рамках уголовного процесса (не всегда в рамках уголовного дела) в отношении особых субъектов: подозреваемого или обвиняемого. Напомним, что подозреваемым признается лицо:

1) либо в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, которые установлены главой 20 УПК РФ;

2) либо которое задержано в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ;

3) либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст. 100 УПК РФ;

4) либо которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК РФ (происходит в том случае, если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления).

Обвиняемым признается лицо, в отношении которого:

1) вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;

2) вынесен обвинительный акт.

Производство личного обыска возможно только в отношении этих лиц и никаких больше! Если вы подверглись личному обыску и не являетесь подозреваемым или обвиняемым, то эти действия незаконны. Вы можете их обжаловать, а лицо, производившее личный обыск, может быть привлечено к ответственности.

Правила о производстве личного обыска содержатся в ст. 184 УПК РФ. Основанием проведения личного обыска является наличие достаточных данных полагать, что у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Особенностью личного обыска как следственного действия является то, что он может быть проведен параллельно при осуществлении другого следственного действия. Например, при производстве обыска в жилище, если имеются достаточные данные полагать, что лицо, находящееся в этом жилище, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела.

Так же как и при личном досмотре, личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии.

В том случае, если личный обыск происходит при обыске в жилище, то для его производства необходимо судебное решение. Однако как таковое судебное решение необходимо на обыск в жилище. Поэтому проведение личного обыска в ходе обыска в жилище будет законно, если соблюден порядок получения судебного решения для проведения обыска в жилище. Во всех остальных случаях производство личного обыска возможно без судебного решения.

Перед производством личного обыска лицом, осуществляющим предварительное расследование, выносится соответствующее постановление. Закон предусматривает исключение из этого правила (ч. 2 ст. 184 УПК РФ). Личный обыск может быть произведен без соответствующего постановления:

1) при задержании лица или заключении его под стражу;

2) при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела.

Во всех остальных случаях издание соответствующего постановления обязательно. Несоблюдение данного правила является нарушением процессуального законодательства, следствием которого станет недопустимость доказательств, полученных в ходе этих следственных действий.

О производстве личного обыска лицом, производящим данное следственное действие, составляется протокол в соответствии со ст. ст. 166 и 167 УПК РФ. В протоколе должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые предметы, документы и ценности должны быть перечислены с точным указанием их количества, меры, веса, индивидуальных признаков и по возможности стоимости. Если в ходе обыска были предприняты попытки уничтожить или спрятать подлежащие изъятию предметы, документы или ценности, то об этом в протоколе делается соответствующая запись и указываются принятые меры. Отдельный протокол может не составляться в случае, если личный обыск производился по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 184 УПК РФ. Данные о производстве личного обыска заносятся в протокол соответствующего следственного действия (протокол задержания лица или заключения его под стражу, а также протокол обыска в жилище).

Как уже было упомянуто выше, личный обыск осуществляет лицо, проводящее предварительное расследование. Однако предусмотрены случаи, когда законом установлены иные лица, имеющие право осуществлять личный обыск. Это касается работников мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. На основании ст. 16 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" Правилами внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений устанавливается обязательное проведение личного обыска.

Правила проведения личного обыска установлены Приказом Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы". В соответствии с этим Приказом подозреваемые и обвиняемые, поступившие в следственный изолятор (далее - СИЗО), подвергаются полному личному обыску, осуществляемому с целью обнаружения и изъятия у них предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию либо не принадлежащих данному лицу. Также полный обыск производится перед отправкой за пределы СИЗО, а также при водворении в карцер. Полный обыск сопровождается тщательным осмотром тела обыскиваемого, его одежды, обуви, а также протезов. Подозреваемым и обвиняемым предлагается полностью раздеться. Пластырные наклейки, гипсовые и другие повязки проверяются под контролем медицинского работника. При обнаружении предметов, зашитых в одежде, ткань распарывается. Из обуви извлекаются супинаторы, металлические набойки.

В местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений предусматривается проведение неполного личного обыска. Неполный обыск производится при выводе подозреваемых и обвиняемых в пределах СИЗО (в медицинскую часть, на прогулку, к фотодактилоскописту, следователю, дознавателю, до и после свидания с защитниками, родственниками и иными лицами, при переводе в другую камеру и т.д.). При неполном обыске просматривается и прощупывается одежда и обувь обыскиваемого без его раздевания.

СТ 27.7 КоАП РФ

1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

2. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса.

3. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

4. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

5. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

6. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

7. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

8. Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

Комментарий к Ст. 27.7 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В ч. 1 комментируемой статьи закреплено легальное определение такой обеспечительной меры, как личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, - это обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности. К личным вещам, находящимся при физическом лице, могут относиться ручная кладь, багаж, орудия охоты и рыболовства, добытая продукция и иные предметы. Также законодателем установлены частные цели ее применения - в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Вместе с тем наряду с мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении различаются и меры предупреждения как разновидность мер административного принуждения. При этом меры предупреждения применяются вне зависимости от совершения лицом административного правонарушения, в целях обеспечения безопасности.

Например, положения п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", устанавливающие право судебного пристава осуществлять досмотр вещей лиц, находящихся в зданиях (помещениях) судов, при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, и право не допускать в здание, помещение суда лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, направлены на обеспечение установленного порядка деятельности судов, а также права граждан на охрану жизни и здоровья. Указанные меры носят предупредительный характер и не связаны с привлечением к публичной ответственности лиц, в отношении которых они применяются (см. Определение Конституционного Суда РФ от 28.05.2013 N 780-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Благодатских Ирины Анатольевны на нарушение ее конституционных прав частями 1 и 3 статьи 27.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениями пункта 2 статьи 11 Федерального закона "О судебных приставах").

Производится лицом одного пола с досматриваемым;

Производится в присутствии двух понятых того же пола (при применении мер административного принуждения в силу ч. 3 ст. 1.6 КоАП РФ не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство).

Обратите внимание: в исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Таким образом, факт совершения процессуальных действий (кроме личного досмотра) может как удостоверяться подписями понятых в соответствующем протоколе, так и фиксироваться при помощи средств видеозаписи. Выбор между привлечением к участию в производстве по делу понятых или применением видеозаписи осуществляет должностное лицо, уполномоченное составлять соответствующий протокол, с учетом конкретных обстоятельств.

Из анализа комментируемой статьи следует, что данная обеспечительная мера носит кратковременный и незамедлительный характер, в связи чем получение согласия лица, в отношении которого она применяется, не требуется.

В случае необходимости могут применяться фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств, однако их применение не является обязательным.

3. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

4. В ч. ч. 6 - 8 комментируемой статьи определены требования к содержанию протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице. Материалы, полученные с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, должны быть приложены к соответствующему протоколу (о доставлении, о личном досмотре или об административном задержании).

В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе. Право на получение копии протокола в обязательном порядке должно быть разъяснено должностным лицом, составившим протокол, наряду с другими процессуальными правами, перечисленными в .

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Под досмотром вещей, находящихся при физическом лице , понимается обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности. Сущность досмотра вещей состоит в принудительном обследовании вещей, товаров, ручной клади, багажа, груза и другого имущества гражданина со вскрытием тары, упаковок, замков (в отличие от осмотра, который проводится визуально, без вскрытием тары, упаковок, замков).

Под личным досмотром следует понимать принудительное обследование тела человека и его одежды для обнаружения и изъятия документов, вещей и других предметов, явившихся орудием или непосредственным объектом правонарушения, а также установления их личности. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, производится в случаях: когда лицо застигнуто в момент совершения административного правонарушения или непосредственно после его совершения; при наличии признаков правонарушения в виде следов на одежде гражданина или его вещах; когда очевидцы прямо указывают на конкретное лицо, как на совершившее правонарушение; когда имеются показания технических средств контроля и в некоторых других случаях.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, уполномоченными производить доставление и административное задержание. Это сотрудники: органов внутренних дел (милиции); ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел; органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники; органов транспортного контроля и надзора; органов автомобильного транспорта; органов морского транспорта; органов внутреннего водного транспорта; органов государственной инспекции по маломерным судам; органов железнодорожного транспорта; органов, осуществляющих государственное регулирование в области авиации; органов единой системы организации воздушного движения РФ; военной автомобильной инспекции; органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, животного мира и рыбных запасов, правил охоты и рыболовства; таможенных органов; военнослужащими внутренних войск; военнослужащими пограничных органов; иными военнослужащими; военнослужащими и сотрудниками органов и учреждений уголовно-исполнительной системы; другими лицами.

Досмотру должно предшествовать предложение должностного лица, уполномоченного произвести досмотр, лицу, в отношении которого имеются данные о совершении им административного правонарушения, предъявить документы, подтверждающие его личность, а также документы или вещи, другие предметы, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения.


Как уже отмечалось, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении отличаются по своему назначению от личного досмотра и досмотра вещей как административно-предупредительных мер, целью которых является предупреждение возможных правонарушений. Досмотр как административно-предупредительная мера осуществляется лицами, указанными в соответствующих федеральных законах (в том числе и рядом должностных лиц, имеющих право производить досмотр как меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении).

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола в помещении или иных местах, исключающих доступ туда посторонних граждан и отвечающих правилам санитарии и гигиены.

При осуществлении личного досмотра необходимо обеспечить безопасность досматриваемого лица, его здоровье, честь и достоинство. Ни в коем случае нельзя разглашать сведения, ставшие известными должностным лицам при осуществлении личного досмотра, которые компрометируют досмотренное лицо. Эти требования вытекают из положений ст. 2, 21, 23 Конституции РФ, определяющих, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства, что достоинство личности охраняется государством и каждый имеет право на личную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых. Досмотр вещей производится, как правило, в присутствии лица, в собственности или владении которого они находятся. Однако в случаях, не терпящих отлагательства, указанные вещи, предметы могут быть подвергнуты досмотру с участием двух понятых в отсутствие собственника (владельца). Это случаи, когда: истек срок хранения вещей в автоматических камерах хранения; не удалось установить или доставить собственника данных вещей или предметов; имеются сведения о наличии в них взрывных устройств и др. В любом случае при досмотре должна быть обеспечена сохранность досматриваемых вещей и предметов, их товарного внешнего вида.

Законодатель определяет в ст. 27.7 КоАП РФ, что в случае необходимости при производстве личного досмотра, досмотра вещей применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. Рассматривая вопросы производства судебных экспертиз при производстве по делам об административных правонарушениях, мы уже отмечали, что такой способ фиксации вещественных доказательств, как киносъемка, безнадежно устарел, поскольку не используется на практике уже многие годы и давно заменен видеозаписью. При осуществлении досмотра могут применяться специальные технические средства.

Факт осуществления личного досмотра, досмотра вещей обязательно фиксируется в протоколе. Между тем законодатель не требует составления непременно самостоятельного, специального протокола о досмотре. Может быть составлен и самостоятельный протокол, но допускается также фиксация необходимых сведений путем внесения соответствующей записи в протокол о доставлении или в протокол об административном задержании. К сожалению, законодатель не говорит, имеет ли право досматриваемое лицо или лицо, чьи вещи досматриваются, настаивать на составлении самостоятельного протокола о досмотре.

Следует подчеркнуть, что ранее действовавший КоАП РСФСР допускал в случае несоставления самостоятельного протокола о досмотре фиксацию соответствующих данных либо в протоколе об административном правонарушении, либо в протоколе об административном задержании. Теперь возможность подобной фиксации в протоколе об административном правонарушении исключается. Данное обстоятельство обусловлено тем, что личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, как правило, осуществляются при его доставлении или административном задержании.

В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице. В протоколе делается также запись о применении установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим; лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру; понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.



Просмотров