Гражданское право: понятие, предмет, метод, источники. Уголовное право понятие предмет и метод


Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Гражданское право содержит общие положения, имеющие значение для всех гражданских отношений, например об исковой давности, а также нормы о праве собственности, обязательственном праве, авторском праве, праве на изобретение, наследственном праве.
Предметом гражданского права являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на юридическом равенстве сторон, которые называются гражданскими правоотношениями.
Имущественные отношения - это отношения между людьми по поводу материальных благ, которые включают в себя:
- отношения статики, т. е. отношения, связанные с нахождением материальных благ у определенного лица (право собственности, ограниченные вещные права);
  • отношения динамики, т. е. связанные с переходом материальных благ от одного лица к другому (обязательственное право, наследование).
Имущественные отношения складываются по поводу имущества, имеющего денежную и стоимостную оценку. Под имуществом понимается вещь, которая имеет денежную оценку (и деньги тоже). Вещь - это предмет материального мира, ею обладает человек, и она может быть полезна ему. Так понимается и право на вещь, и обязанность к вещи. Например, в договоре найма имущество всегда вещь, в договоре купли-продажи либо вещь, либо право на вещь (собственник продает дом вместе с правом на землю, на которой стоит дом), к наследникам переходит имущество и права на вещи и обязанности наследодателя, например долги.
Личные неимущественные отношения - отношения, возникающие между людьми по поводу нематериальных благ и не имеющие экономического содержания независимо от степени связанности с имущественными отношениями. Различают:
  • личные неимущественные отношения, связанные с имущественными, которые возникают в сфере, именуемой авторским, или изобретательским, правом. Например, право считаться автором своего произведения и получить за него вознаграждение - это личное неимущественное право, связанное с имущественным. В этом случае имущественные отношения про- изводны от неимущественных (право автора на вознаграждение);
  • личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными (например, защита чести, достоинства и деловой репутации). Это жизнь, здоровье, честь, достоинство, право на имя и т. п. Эти отношения не регулируются гражданским правом, а только охраняются и защищаются им.
Специфика этих видов правоотношений различается в способах защиты субъективных прав: имущественные права защищаются посредством возмещения причиненных убытков, а личные неимущественные права защищаются другими способами, например, опровержением порочащих сведений, компенсацией морального вреда и т. п.
Регулируя отношения юридически равных и имущественно самостоятельных участников, гражданское право использует диспозитивный метод, когда стороны наделены максимальной свободой в распоряжении своими правами, и ограничения, устанавливаемые законом, проходят лишь там, где затрагивается свобода и права других субъектов.
Гражданско-правовой метод имеет следующие отличительные черты.
  1. Юридическое равенство сторон - равенство их правового положения, которое проявляется в признании равенства всех форм собственности, самостоятельном создании хозяйственных связей, в идентичных мерах гражданско-правовой ответственности.
  2. Автономия воли сторон - в большинстве случаев гражданские права и обязанности возникают в силу двустороннего волевого акта (договора). Сторонам предоставлена возможность полностью (или в известной мере) самостоятельно регулировать свои отношения. Часто закон устанавливает только общие рамки таких отношений либо предоставляет сторонам несколько способов регулирования их отношений на выбор. Постороннее вмешательство в частную жизнь допускается только в случаях, определенных законом.
  3. Имущественная самостоятельность сторон - участники гражданского оборота выступают в качестве обладателей обособленного имущества, которым они участвуют в обороте и отвечают по обязательствам.
  4. Защита гражданских прав преимущественно в судебном порядке, если стороны самостоятельно не смогли разрешить спорные вопросы; в установленных законом случаях защита гражданских прав производится и в административном порядке.
  5. Имущественный характер гражданско-правовой ответственности - объектом взыскания в этом случае является имущество, а не личность должника. Гражданско-правовая ответственность носит, по общему правилу, компенсационный характер.
Основными источниками гражданского права являются гражданское законодательство, международные договоры и обычаи делового оборота. Гражданское законодательство в широком смысле - это совокупность нормативных актов, в которых выражены нормы гражданского права, например, Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. и международные договоры. Конституция содержит ряд норм, регулирующих имущественные отношения, например статьи, устанавливающие принципы неприкосновенности собственности, свободы предпринимательской деятельности и т. п. Нормы Конституции РФ имеют прямое действие, т. е. в обоснование своих требований при обращении в суд лицо может ссылаться непосредственно на Конституцию РФ.
Международные договоры РФ в соответствии со ст. 15 Конституции РФ имеют большую юридическую силу по сравнению с национальным законодательством РФ. Международные договоры применяются к гражданским правоотношениям непосредственно, если только из самого договора не следует необходимость издания для его применения внутригосударственного акта.
Гражданское законодательство в узком смысле - Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) и принятые в соответствии с ним федеральные законы (ст. 3 ГК РФ). Гражданский кодекс России состоит из 1551 статьи и разделён на четыре части, принятые в разное время и утвержденные разными федеральными законами:
  • часть первая была принята 30 ноября 1994 г. (№ 51-ФЗ), введена в действие с 1 января 1995 г.;
  • часть вторая была принята 26 января 1996 г. (№ 14-ФЗ), введена в действие с 1 марта 1996 г.;
  • часть третья была принята 26 ноября 2001 г. (№ 146-ФЗ), введена в действие с 1 марта 2002 г.;
  • часть четвертая была принята 18 декабря 2006 г. (№ 230-ФЗ), введена в действие с 1 января 2008 г.
Более подробно понятие и состав гражданского законодательства раскрываются ниже.
Подзаконные нормативные акты - указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных министерств и ведомств, принимаемые в рамках их компетенции. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и нормативными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК РФ). Такие нормативные акты (их принято именовать ведомственными) направлены в первую очередь на реализацию предписаний ГК РФ и федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ и регламентируют преимущественно предпринимательскую деятельность. Следует отметить, что в отдельных отраслях предпринимательской деятельности, таких как, например, обращение ценных бумаг, перевозки, ведомственные нормативные акты являются преобладающим регулятором общественных отношений.
В соответствии со ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычай делового оборота - это вспомогательный источник гражданского права, он должен соответствовать указанным в ст. 5 ГК РФ признакам и не может противоречить нормам законодательства и условиям заключенного между сторонами договора.

УП – совокупность юр. норм установленных высшими органами гос. власти определяющих общие принципы УО, виды наказаний и виды освобождений от наказаний, а также конкретные виды преступлений и наказаний назначаемые за совершение преступления.

Предмет УП – общественные отношения возникающие в связи с совершением преступления между государством и лицом совершившим преступление.

Методом УП как отрасли права является метод убеждения и принуждения.

Принципы УП – это выраженная в нормах УП руководящее положение определяющее основы и содержания УП как отрасль права. 1.Принцип законности; 2.принцип равенства граждан перед законом; 3.принцип вины; 4.принцип справедливости; 5.принцип гуманизма

УП – это сам. отрасль единой правовой системы России, определяющая основания, принципы и условия УО, виды преступлений и наказания, назначаемые за их совершение.

Термин «УП» сложился исторически от употреблявшегося на Руси понятия «отвечать головой», т. е. жизнью за совершение наиболее опасных деяний. Этот термин присущ только России, так как большинство стран мира определяют данную отрасль как право о преступлениях или как право о наказаниях. Так, например, в большинстве стран англосаксонской правовой системы оно называется «Criminal law» – т. е. право о преступлениях. Термин «УП» можно использовать в четырёх основных значениях: а) как вид законодательства, б) как отрасль права, в) как наука и г) как учебная дисциплина.

УП как вид законодательства , согласно ч. 1 ст. 1 УК РФ, состоит из УК РФ. Новые уголовно-правовые нормы подлежат обязательному включению в УК. Кодификация уголовного законодательства является реализацией обязательного требования принципа законности (ст. 3 УК РФ). Этим российское уголовное законодательство выгодно отличается от многих зарубежных систем УП, так как использование одного закона удобнее и проще, чем использование целой системы законов.

УП как отрасль Российской правовой системы (единого Российского права) – понятие более широкое, нежели уголовное законодательство. УП как сам. отрасль Российского права охватывает уголовное законодательство и уголовно-правовые отношения, связанные с законодательством и его применением. Кроме этого, УП характеризуется соотношением уголовно-правовых норм с другими отраслями права.

Наука УП представляет собой совокупность знаний об уголовном законодательстве и правоотношениях, возникающих в процессе его применения.

УП как учебная дисциплина является одной из учебных дисциплин, обязательным республиканским компонентом гос. стандарта высшего юридического образования.

ПРЕДМЕТОМ УП являются общественно-правовые отношения, возникающие в связи с совершением лицом преступления и применения к нему наказания. Выделяют 3 группы таких общественных отношений:

1. Охранительные уголовно-правовые отношения. Возникают в связи с совершением преступления между лицом, совершившим запрещенное УЗ деяние, и государством.

2. Общепредупредительные уголовно-правовые отношения. Отношения, связанные с удержанием лица от преступного посягательства посредством угрозы наказания, содержащейся в уголовно-правовых нормах

3. Регулятивные уголовно-правовые отношения . Отношения, возникающие при реализации гражданами права на причинение вреда при защите от общественно-опасных посягательств при необходимой обороне, при крайней необходимости и других обстоятельствах, исключающих преступность деяния.

МЕТОД уголовно-правового регулирования представляет собой совокупность приемов и способов воздействия УП на общественные отношения. Уголовному праву присущ императивно-запредительный метод и метод охраны общественных отношений.

УП является совокупностью строго кодифицированных норм права, регулирующих общественные отношения между физическим лицом и государством в связи с совершённым преступлением. ЗАДАЧАМИ УП являются задачи УЗ, т. е. УК РФ, закреплённые в статье второй этого закона. В ч. 1 ст. 2 УК РФ записано, что задачами настоящего Кодекса являются: 1) охрана прав и свобод человека и гражданина, 2) собственности, 3) общественного порядка и общественной безопасности, 4) окружающей среды, 5) конституционного строя УК от преступных посягательств; обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Предмет отрасли права составляет круг общественных отношений, отличающихся принципиальной однородностью и регулируемых данной отраслью. Для понимания сущности и особенностей любой отрасли права важно понимание сферы общественных отношений, которая регулируется этой отраслью права.

Для административного права сфера общественных отношений, составляющих ее предмет, в юридической науке обозначалась латинским термином administratio (управление). В связи с этим административное право в юридической литературе называют управленческим правом. Его нормы соответственно регулируют общественные отношения управленческого характера.

В теории административного права отмечается, что административное право - это управленческое право.

Назначение административного права - регулирование особой группы общественных отношений, специфика которых заключается прежде всего в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере реализации , государственного управления всем комплексом экономической, социально-культурной и административно-политической деятельности.

С учетом изложенного административное право может быть определено как система юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере осуществления исполнительной власти (государственного управления).

Предмет административного права:

Эти отношения образуют область государственного управления, в рамках которой субъекты государственного управления и прежде всего органы исполнительной власти реализуют задачи, определенные законодательством РФ в пределах своей компетенции.

При этом необходимо отметить, что в сферу административного права входят управленческие отношения, имеющие государственное содержание . Отсюда видно, что не все общественные отношения, по своей природе являющиеся управленческими, можно отнести к предмету административного права. В частности, отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественные объединения, коммерческие структуры и т.п.), не относятся к предмету административного права, но его нормы оказывают определенное регулирующее воздействие на них в тех случаях, когда это прямо предусматривается действующим законодательством.

Таким образом, что характерно для регулятивной роли административного права и в чем в наибольшей степени проявляются его особенности - это функционирование системы исполнительной власти. Соответственно административное право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и законодательством РФ на субъектов исполнительной власти, действующих в рамках разделения властей. Поэтому административное право отчетливо выражает все особенности, присущие государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом (или правом управления).

Особенности административного права:

  1. Административное право регулирует общественные отношения, возникающие прежде всего в связи с деятельностью органов исполнительной власти и иных органов, осуществляющих в соответствии с федеральным законом исполнительно-распорядительные полномочия, но не являющихся органами исполнительной власти (например, администрация государственных корпораций, холдингов и концернов, органы военного управления).
  2. Административное право регулирует такие общественные отношения, в рамках которых в принципе исключено юридическое равенство их участников. Объясняется это тем, что в них непременно участвует субъект исполнительной власти, способный в силу предоставленных ему юридически властных полномочий подчинять поведение иных участников этих отношений своим односторонним волеизъявлениям.
  3. Отношения, регулируемые административным правом, обусловлены исполнительно-распорядительной деятельностью субъектов государственного управления. Исполнительной эта деятельность является потому, что направлена на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. Распорядительной эта деятельность является, поскольку в процессе управления его субъекты обладают государственно-властными распорядительными полномочиями, правом действовать от имени государства, принимать обязательные к исполнению акты, применять меры государственного принуждения, т.е. осуществлять распорядительные полномочия.

Виды управленческих отношений

Виды управленческих отношений:

1. В зависимости от субъектов управленческих отношений:

  • определяемые подчиненностью одних звеньев аппарата управления другим;
  • не связанные отношениями подчиненности (например, между двумя министерствами РФ);
  • между субъектами государственного управления и подведомственными, а также и не подведомственными им предприятиями, учреждениями и организациями;
  • между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;
  • между субъектами государственного управления и общественными объединениями;
  • между субъектами государственного управления и .

2. В зависимости от содержания управленческих отношений:

  • связанные с осуществлением вышестоящими субъектами государственного управления руководства деятельностью нижестоящих органов, а также подведомственных предприятий, учреждений и организаций;
  • связанные с осуществлением субъектами государственного управления (должностными лицами) функций непосредственного оперативного управления;
  • связанные с осуществлением органами государственного управления государственного регулирования (например, в отношениях с общественными объединениями);
  • связанные с осуществлением органами государственного управления (должностными лицами) деятельности по удовлетворению запросов и нужд граждан, охране их прав в сфере государственного управления.

3. В зависимости от направления административной деятельности:

  • подготовки и принятия управленческих решений различного рода, прежде всего правовых актов управления;
  • повседневной деятельности исполнительно-распорядительного характера, т.е. с исполнением принятых решений, а также законов и подзаконных актов;
  • контроля и надзора за исполнением решений (актов), за оперативной деятельностью подчиненных или подконтрольных объектов;
  • юрисдикционной деятельности органов государственного управления.

4. В зависимости от объема административной деятельности:

  • общего управления (руководство комплексом отраслей государственного управления);
  • специального управления (руководство по отдельным вопросам межотраслевого характера);
  • отраслевого управления (руководство отдельной отраслью государственного управления).

5. В зависимости от области административной деятельности:

  • в экономике;
  • в социально-культурном строительстве;
  • в административно-политической деятельности.

В современных условиях управленческие отношения в административно-правовом аспекте могут быть классифицированы также с учетом государственного устройства России:

  • между органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Федерации, т.е. республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения;
  • между органами исполнительной власти одноуровневых субъектов Федерации (например, между правительствами двух республик, администрациями двух областей и т.п.);
  • между органами исполнительной власти разноуровневых субъектов Федерации (например, между администрациями края и автономного округа).

Также следует выделить управленческие отношения, которые возможны между различными звеньями системы исполнительной власти, с одной стороны, и исполнительными органами (администрацией) системы местного самоуправления - с другой. В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Тем не менее эти органы действуют не изолированно от администрации республик, краев и областей, в состав которых они входят. Подобного рода управленческие отношения регламентируются нормами административного права.

Из всего изложенного можно сделать вывод, что условиями отнесения общественных отношений к управленческим , т.е. составляющим предмет административного права, являются:

  1. наличие в них, как правило, соответствующего субъекта государственного управления или его представителя;
  2. связь с осуществлением исполнительной власти.

Государственное управление и исполнительная власть

Государственное управление и исполнительная власть

Подход к рассмотрению государственного управления как юридической категории определяется тем, что в рамках этого подхода государственное управление рассматривается с позиций наук теории государства и права, конституционного и административного права в неразрывной связи с осуществлением и понимается как один из видов государственной деятельности по их реализации.

В теории государства и права под государства понимаются основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение.

В теории государства и права рассматриваются и основания (критерии) классификации функций государства. При этом в качестве наиболее общих критериев отграничения одной функции от другой рассматриваются:

  • особенности объекта государственной деятельности, своеобразие тех общественных отношений, в которых функции государства реализуются;
  • обусловленная последними специфика содержания каждой функции, т.е. однородных видов государственной деятельности.

Внешние функции:

  1. обороны страны;
  2. сотрудничества и укрепления связей с другими государствами;
  3. экологическая.

Внутренние функции:

  1. экономическая;
  2. социальная;
  3. развития культуры, науки и образования; налогообложения;
  4. обеспечения безопасности государства;
  5. обеспечения общественной безопасности и общественного порядка;
  6. экологическая и ряд других.

В юридической науке деятельность государства по реализации своих функций рассматривается на основе разделения форм государственной деятельности, и в демократическом государстве соответственно на основе разделения властей, осуществляющих эти формы деятельности.

В качестве основных форм осуществления деятельности государства выделяются:

  1. законодательная;
  2. исполнительная (управленческая);
  3. судебная.

Управленческая, исполнительная деятельность (государственное управление) представляет собой основанную на законах реализацию исполнительными органами государственной власти (исполнительно-распорядительных функций) в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, обеспечения безопасности государства и охраны общественного порядка, обороны страны и т.д.

Государственное управление осуществляется прежде всего органами исполнительной власти и проявляется в разнообразных формах:

Метод административного права

Наряду с предметом административного права важнейшим критерием отграничения этой отрасли права является метод правового регулирования.

Запреты - фактически те же предписания, но иного характера, а именно: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволения - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Специфика метода регулирования административного права определяется сущностью государственного управления как юридически-властной деятельности. Если, например, для гражданского права характерно равенство сторон имущественных отношений, то в отношениях, регулируемых административным правом, налицо неравенство сторон. Сущность этого неравенства заключается в том, что в управленческих отношениях всегда есть субъект и объект управления; объект управления подчинен субъекту управления. Соответственно весьма ограничена возможность договорных методов регулирования отношений между ними. Административно-правовому регулированию свойствен метод юридического властвования, или властных предписаний, исходящих от правомочного субъекта управления. Эти предписания носят односторонний характер, в них выражается субъекта управления.

На данной основе представляется возможным выделить особенности административно-правового метода регулирования общественных отношений , вытекающие из сущности государственно-управленческой деятельности и предмета административного права:

  1. для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны правовые средства распорядительного типа, т.е. предписания (включая запреты);
  2. административно-правовое регулирование и его механизм - это форма юридического опосредования отношений, в рамках которой одна сторона выступает в роли управляющего (субъект управления), а другая - управляемого (объект управления);
  3. метод административно-правового регулирования предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения;
  4. в конкретных управленческих отношениях, регулируемых административным правом, наиболее типичное выражение находит следующая взаимосвязь между управляющими и управляемыми: либо у управляющей стороны есть такие юридически властные полномочия, каковыми не обладает управляемая сторона (например, гражданин), либо объем таких полномочий у управляющей стороны больше, чем у управляемой (например у нижестоящего органа исполнительной власти);
  5. возможные отношения равенства участников регулируемых управленческих отношений также предписываются административно-правовыми нормами (например, в виде административного договора, соглашения, взаимодействия между органами исполнительной власти, находящихся на одном иерархическом уровне).

В связи с этим в административном праве основным является метод императивного регулирования , который базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. Характерными чертами данного метода являются:

  • исполнительская дисциплина;
  • властный приказ;
  • подчиненность одних субъектов другим;
  • обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев государственного управления для нижестоящих.

Императивный метод правового регулирования, применяемый в административном праве, коренным образом отличается от диспозитивного метода правового регулирования, применяемого, в частности, в гражданском праве, который построен на равенстве прав и обязанностей сторон в общественных отношениях и координации их интересов и целей. Так, субъекты гражданского права во многих случаях сами выбирают, с кем и когда вступать в отношения, заключать договоры, определяют взаимные права и обязанности. При возникновении споров между участниками гражданско-правовых отношений они вправе обратиться в независимый орган - суд.

земельного права…………………………………………………….. стр. 3

§ 1. Понятие и предмет земельного

права…………………………………………...……………………… стр. 3

§ 2. Методы регулирования земельных

отношений……………………………………………………………. стр. 4

§ 3. Система земельного права……………………………………… стр. 6

Глава II. Источники земельного права………………………...…… стр. 9

§ 1. Понятие источников земельного права……………………...… стр. 9

§ 2. Классификация источников земельного

права…………………………………………………………….…… стр. 10

Глава III. Принципы земельного права…………………………… стр. 14

Заключение………………………………………………………….. стр. 17

Список используемой литературы………………………………… стр. 18

Введение.

Тема моей контрольной работы «Земельное право как отрасль системы российского права».

Основополагающие нормы в области земельного законодательства, природопользования закреплены в Конституции Российской Федерации, Земельном кодексе Российской Федерации.

Современный земельный закон рассматривает земли, прежде всего, не как объект администрирования, а как хозяйственную ценность. Предприятия, организации, учреждения, а также граждане, в чьем бы пользовании ни находились земли, каков бы ни был титул пользования ими, - все они признаются хозяевами находящихся в их владении земельных участков. Им гарантируется право самостоятельно хозяйствовать на земле, приобретение права собственности на земельный участок, на посевы сельскохозяйственных культур и свободного распоряжения произведенной продукцией, а также другие права. Тем самым повышается эффективность земельного законодательства, одной из главных целей которого является обеспечение заинтересованности в лучшем использовании земли.

Для оформления более полного представления о земельном праве, как отрасли российского права необходимо уделить внимание в первую очередь, на мой взгляд, определению понятия и предмета земельного права, а также раскрытию принципов и источников земельного права. Именно эти вопросы являются содержательной частью моей контрольной работы.

Структурно контрольная работа состоит из введения, трех глав, состоящих из параграфов, заключения и списка литературы. В первой главе мною рассмотрено понятие и предмет земельного права. Во второй главе я раскрою источники земельного права, их понятие и классификацию. Третья глава посвящена принципам земельного права.

Глава I. Понятие, предмет и метод земельного права.

§ 1. Понятие и предмет земельного права.

Земельное право – это традиционная и самостоятельная отрасль права, представляющая собой системно упорядоченную совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся по поводу рационального использования и сбережения земли, как национального богатства России.

Объектом земельных правоотношений является земля. Однако, термин «земля» может рассматриваться неоднозначно. Земля – это, прежде всего, планета, на которой живет все человечество. Также земля может рассматриваться в качестве естественной природной среды обитания. Под средой обитания понимаются естественные условия жизни, включающие земную и воздушную оболочку планеты, ее недра, поверхность и ландшафт, животный и растительный мир. В этом значении земля признается объектом экологического права.

А как объект правового регулирования земельного права под термином «земля» понимается часть земной коры, расположенная над недрами, именуемая территорией, на которую распространяется суверенитет Российского государства. Ее пределы определены Конституцией Российской Федерации (ст. 67) «Территория Российской Федерации включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ним». Поверхностный слой земной коры в пределах этой территории, за исключением воздушного пространства, считается объектом, по поводу которого в российском обществе складываются регулируемые земельным правом общественные отношения.

Существует множество точек зрения по поводу предмета земельного права. Так, Б.В. Ерофеев определяет предмет земельного права как «волевые общественные отношения, имеющие объектом землю, которые нужно, возможно и допустимо регулировать правовыми нормами и которые подпадают под действие правовых норм» 1 . По мнению Ю.Г. Жарикова, предметом отрасли земельного права составляют «общественные отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель и регулируемые нормами земельного права» 2 .

Анализ земельно-правовых норм позволяет определить предмет земельного права как совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в области государственного управления, использования и охраны земель, урегулированные нормами земельного права.

Имущественный характер имеют те отношения, в которых земля, земельный участок выступает как материальное благо, недвижимость. То есть, прежде всего, имущественные отношения – это отношения собственности. Предмет земельного права составляют не только имущественные отношения, так, отношения по организации и ведению земельного кадастра имеют своим непосредственным объектом землю, но не являются имущественными. Это неимущественные отношения, поскольку земля выступает, прежде всего, как природный ресурс, составная часть окружающей природной среды, а не как недвижимость.

Понятие уголовного права в собственном, наиболее точном своем значении - это прежде всего отрасль права, т.е. система уголовно - правовых норм, установленных государством (законодательной властью) в целях регулирования и охраны общественных отношений от преступных посягательств. Уголовно-правовые нормы определяют задачи уголовного законодательства и пределы его действия, основание и принципы уголовной ответственности, понятия преступления и наказания, круг общественно опасных деяний, признаваемых преступлениями, закрепляют систему наказаний, порядок и правила их применения, основания и порядок освобождения от уголовной ответственности и от наказания, регулируют иные уголовно-правовые институты. Будучи самостоятельной отраслью в системе российского права, уголовное право характеризуется как общими признаками, присущими праву в целом, так и отличительными признаками, которые вытекают из его отраслевой принадлежности и заключаются в особенностях его задач, предмета и метода.

Как отрасль законодательства уголовное право представляет собой совокупность законов, содержащих нормы уголовного права (закон, как известно, есть источник, содержащий правовые нормы, форма их выражения). Согласно ст. I УК уголовное законодательство РФ состоит из Уголовного кодекса; новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК1.

Как отрасль юридической науки уголовное право - это одновременно исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о самых разных аспектах уголовного права, и совокупность идей, взглядов и представлений об этом, полученных в результате исследовательской деятельности и воплощенных в различных теоретических концепциях.
Как учебная дисциплина уголовное право есть совокупность знаний, приобретаемых студентами-юристами в рамках учебной программы «уголовное право»

Предмет уголовного права - это совокупность общественных отношений возникающих в связи с совершением лицом преступления урегулированных нормами уголовного права. Так же под предмет уголовного права можно понимать то, что регулируется и охраняется его нормами, все, что исследуется наукой уголовного права, все, что изучается в рамках соответствующей учебной дисциплины студентами - будущими юристами. В отличие от других отраслей права уголовное право (и уголовное законодательство как его форма) имеет «двуединый» предмет, который в соответствии с задачами, решаемыми при помощи уголовно-правовых норм, включает в себя: предмет уголовно-правовой охраны и предмет уголовно-правового регулирования.
Предмет уголовно-правовой охраны составляют позитивные общественные отношения - наиболее важные из них, связанные с обеспечением нормальных условий жизни личности, общества и государства (ч. 1 ст. 2 УК), которые регулируются нормами других отраслей права (конституционного, гражданского и т.д.). Нормы уголовного права обеспечивают охрану таких общественных отношений, устанавливая правовые последствия посягательств на них.

Предмет уголовно-правового регулирования образует совокупность двух основных разновидностей общественных отношений:

1)отношения, возникающие в связи с совершением преступления между лицом, его совершившим, и государством в лице правоприменительных органов по поводу обеспечения справедливой и целесообразной реакции государства на совершение преступления;

2)отношения, возникающие вследствие допускаемого уголовным законом причинения вреда правоохраняемым объектам при обстоятельствах, исключающих преступность деяния (необходимая оборона, крайняя необходимость и др.), при добровольном отказе от преступления и т.п.

Предмет науки уголовного права (предмет научного исследования) шире предмета соответствующей отрасли права и отрасли законодательства. Уголовно-правовая наука исследует не только действующее законодательство и практику его применения, различные институты уголовного права (уголовный закон, преступление, наказание и т.д.), но и социальное и юридическое содержание и назначение уголовного права, его историю, тенденции развития, пути совершенствования, теоретические концепции.

В предмет науки уголовного права входит изучение зарубежного и международного уголовного права. Исключительно важное значение имеет прогностический вектор уголовно-правовой науки, связанный, в частности, с определением перспектив совершенствования уголовного законодательства и практики его применения.

Предмет учебной дисциплины практически полностью совпадает с предметом науки уголовного права, за исключением, пожалуй, лишь ее прогностического вектора. Предметом учебной дисциплины «Уголовное право» является совокупность имеющихся знаний, которые должен усвоить обучающийся в рамках учебной программы данной дисциплины.

Специфические черты
- это наличие особого предмета, метода, задач и функции правового регулирования.
- наличие факта совершаемого преступления является основанием для возникновения особых уголовно-правовых отношений между лицом совершившим деяние и правоохранительными органами.
- в содержание уголовно-правовых отношений входят субъекты их юридические обязанности и субъективные права.

Под методом уголовного права надлежит понимать совокупность приемов и способов по средствам которых осуществляются регулирования общественных отношений входящих в предмет.
- основным методом в уголовном праве является императив (метод властного запрета)
1) Установление законодательного заперта на совершение определенного общественно-опасного деяния.
2) Установление наказания за нарушение указанного запрета (санкции)
3) Наделение субъектов уголовных правоотношений правом на причинение вреда для защиты собственных интересов



Просмотров