Законы регулирующие образование в рф. Организационные основы системы образования. Виды, статус и наименование вузов

И Федеральные законы РФ об образовании.

Законодательство РФ в области образования включает в себя:

· Конституцию РФ

· Федеральный закон «Об образовании»

· другие законы, принимаемые в соответствии с законом «Об образовании»

· нормативные правовые акты РФ (в т.ч. постановление Правительства)

· законы и иные правовые акты субъектов РФ в области образования.

В Конституции РФ, принятой 12.12.1993 г., образованию посвящена 43-я статья . Она лаконична, поэтому приведем ее полностью:

«1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно . Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.»

Ныне действующий закон РФ «Об образовании» № 12-ФЗ принят ГД 12.06.95 г., одобрен Советом Федерации 5.01.96 г. и подписан президентом 13.01.96 г.

Под образованием в данном Законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) (см. преамбулу к Закону).

Федеральные законы в области образования:

· разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

· регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории Российской Федерации;

· вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

В Статье 5 (пункте 3) закона «Об образовании» говорится: «Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые».

Внимательный слушатель заметил неоднозначность трактовки общедоступности и бесплатности Образования в п. 2 и 3 ст. 43 Конституции РФ и п.3 ст. 5 закона РФ «Об образовании».

В связи с этим следует отметить, что приступая к изучению данного курса необходимо разобраться прежде всего с терминологической базой, с основополагающими определениями, терминами, понятиями, которые используются в законодательстве об образовании памятуя о том, что разработчики законов не всегда представляют в Думу, Федеральный Совет и президенту на подпись качественно отработанные проекты.

Часть ошибок, противоречий, неоднозначностей устраняются в ходе их чтений в Думе и т.д., но значительное количество проходит до стадии утверждения. Мы об этих недостатках законодательной базы будем говорить по ходу изложения материала.

1. Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее - законодательство об образовании).

2. Целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

3. Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются:

1) обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

2) создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

3) создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

4) определение правового положения участников отношений в сфере образования;

5) создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;

6) разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

4. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

5. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

6. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

7. Действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.

8. Законодательство об образовании в отношении Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, а также организаций, расположенных на территории инновационного центра "Сколково", на территории международного медицинского кластера, на территориях опережающего социально-экономического развития, на территории свободного порта Владивосток, на территориях инновационных научно-технологических центров и осуществляющих образовательную деятельность, применяется с учетом особенностей, установленных специальными федеральными законами.

9. На граждан, проходящих федеральную государственную службу на должностях педагогических и научно-педагогических работников, на граждан, проходящих федеральную государственную службу и являющихся обучающимися, действие законодательства об образовании распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе, а на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о статусе военнослужащих.

Файлы для скачивания:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 в последней действующей в 2019 году редакции от 25 декабря 2018 года , с изменениями и дополнениями вступившими в силу.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Глава 3. ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 21. Образовательная деятельность

1. Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.

2. На организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций

1. Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

2. Духовные образовательные организации создаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности, о государственной регистрации образовательной организации.

4. Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.

5. Государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

6. Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).

7. Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

8. Образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, могут создаваться только Российской Федерацией.

9. Для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации создаются образовательные организации (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа), порядок направления в которые и условия пребывания в которых несовершеннолетних граждан определяются Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
(часть 9 в ред. Федерального закона от 27.06.2018 № 170-ФЗ)

10. Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.

11. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

12. Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

13. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам федеральных государственных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

14. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

15. Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) образовательных организаций осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 23. Типы образовательных организаций

1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

1) дошкольные образовательные организации - дополнительные общеразвивающие программы;

2) общеобразовательные организации - образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

3) профессиональные образовательные организации - основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 № 238-ФЗ)

4) образовательные организации высшего образования - основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

5) организации дополнительного образования - образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;

6) организации дополнительного профессионального образования - программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

Статья 24. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет. Категории образовательных организаций высшего образования

1. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет являются ведущими классическими университетами Российской Федерации. Особенности правового статуса Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета определяются специальным федеральным законом.

2. В Российской Федерации в отношении образовательных организаций высшего образования Правительством Российской Федерации могут устанавливаться категории "федеральный университет" и "национальный исследовательский университет". При установлении образовательной организации высшего образования категории "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет" в наименование такой организации включается указание на установленную категорию.

3. В целях обеспечения подготовки кадров для комплексного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации от имени Российской Федерации может быть создана образовательная организация высшего образования в форме автономного учреждения, которой устанавливается категория "федеральный университет". При создании федерального университета Правительство Российской Федерации учитывает предложения органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подготовленные на основании программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

4. Развитие федеральных университетов осуществляется в рамках программ, разработанных федеральными университетами, утвержденных Правительством Российской Федерации и предусматривающих условия осуществления и критерии оценки эффективности образовательной деятельности, интеграцию образовательной и научно-исследовательской деятельности, модернизацию и совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры, интеграцию в мировое образовательное пространство.

5. Категория "национальный исследовательский университет" устанавливается образовательной организации высшего образования по результатам конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, на развитие и внедрение в производство высоких технологий. Порядок конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования (в том числе условия их финансового обеспечения) устанавливается Правительством Российской Федерации. Перечень показателей, критерии и периодичность оценки эффективности реализации программ развития национальных исследовательских университетов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

6. Образовательная организация высшего образования по результатам оценки эффективности реализации программ развития может быть лишена Правительством Российской Федерации категории "национальный исследовательский университет".

Статья 25. Устав образовательной организации

1. Образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:

1) тип образовательной организации;

2) учредитель или учредители образовательной организации;

3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

3. В образовательной организации должны быть созданы условия для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с ее уставом.

Статья 26. Управление образовательной организацией

1. Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

3. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

5. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее - советы обучающихся, советы родителей);

2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее - представительные органы обучающихся, представительные органы работников).

Статья 27. Структура образовательной организации

1. Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами.

2. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения).

3. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования могут создаваться кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

4. Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации. Осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается.

5. Филиал образовательной организации создается и ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

6. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной организации либо общеобразовательной организации осуществляется в порядке, установленном частями 11 и 12 статьи 22 настоящего Федерального закона.

7. Филиалы федеральных государственных образовательных организаций высшего образования создаются и ликвидируются учредителем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

8. Создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, или муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта Российской Федерации или территории муниципального образования осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, по месту нахождения создаваемого филиала.

9. Представительство образовательной организации открывается и закрывается образовательной организацией.

10. Создание или ликвидация филиала либо представительства образовательной организации на территории иностранного государства осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиала или представительства, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

11. Финансово-хозяйственная деятельность образовательной организации по месту нахождения ее филиала или представительства, расположенных на территории иностранного государства, осуществляется в соответствии с законодательством этого иностранного государства.

12. В государственных и муниципальных образовательных организациях создание и деятельность политических партий, религиозных организаций (объединений) не допускаются.

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;

2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;

3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;

4) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации;

5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;

6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;

7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

8) прием обучающихся в образовательную организацию;

9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;

10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;

10.1) поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
(п. 10.1 введен Федеральным законом от 27.05.2014 № 135-ФЗ)

11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях;

12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;

13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;

14) обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся;

15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;

15.1) организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
(п. 15.1 введен Федеральным законом от 07.06.2013 № 120-ФЗ)

16) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;

17) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации, медалей "За особые успехи в учении";
(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 № 135-ФЗ)

18) утратил силу. - Федеральный закон от 04.06.2014 № 148-ФЗ;

19) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации;

20) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров;

21) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети "Интернет";

22) иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Образовательные организации высшего образования осуществляют научную и (или) творческую деятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров (в докторантуре). Иные образовательные организации вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами.

5. Образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).

6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;

3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

7. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 29. Информационная открытость образовательной организации

1. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет".

2. Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность:

1) информации:

а) о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации и ее филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты;

б) о структуре и об органах управления образовательной организацией;

в) о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;

г) о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;

д) о языках образования;

е) о федеральных государственных образовательных стандартах, об образовательных стандартах (при их наличии);

ж) о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации (при их наличии);

з) о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы;

и) о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся);

к) о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования);

л) о результатах приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки или специальности высшего образования с различными условиями приема (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям, а также о результатах перевода, восстановления и отчисления;

м) о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, по профессии, специальности, направлению подготовки (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц);

н) о наличии и об условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки;

о) о наличии общежития, интерната, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии;

п) об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;

р) о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года;

с) о трудоустройстве выпускников;

а) устава образовательной организации;

б) лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);

в) свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);

г) плана финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или бюджетной сметы образовательной организации;

д) локальных нормативных актов, предусмотренных частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора;

3) отчета о результатах самообследования. Показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, и порядок его проведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

4) документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;

4.1) документа об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за содержание детей в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, если в такой образовательной организации созданы условия для проживания обучающихся в интернате, либо за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования;
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 29.06.2015 № 198-ФЗ)

5) предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний;

6) иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Информация и документы, указанные в части 2 настоящей статьи, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений. Порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения

1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

4. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Статья 31. Организации, осуществляющие обучение

1. К организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица.

2. Научные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров, программам ординатуры, программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам.

3. Организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения.

4. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (далее - загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации) вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей, установленных статьей 88 настоящего Федерального закона.

5. Иные юридические лица вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам.

6. Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение.

Статья 32. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность

1. Индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников.

2. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные ему полномочия Российской Федерации в сфере образования, о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, видом экономической деятельности которого является образовательная деятельность.

3. Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Физические лица, которые в соответствии с трудовым законодательством не допускаются к педагогической деятельности или отстраняются от работы, не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 № 489-ФЗ)

4. Индивидуальный предприниматель до начала оказания платных образовательных услуг предоставляет обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью и в случае привлечения им для осуществления образовательной деятельности педагогических работников информацию об их уровне профессионального образования и общем стаже педагогической работы.

5. При осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников им также предоставляется информация о лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Подборка нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы образования.

Каждый документ открывается в интернет-версии специального выпуска "ГАРАНТ-Образование", которая позволит наиболее комфортно работать с его текстом. Обратите внимание, интернет-версия спецвыпуска "ГАРАНТ-Образование" обновляется 1 раз в неделю, по-этому все документы представлены в актуальных редакциях.

Кодексы РФ

Федеральные законы РФ и Законы РФ

Постановления и распоряжения Правительства РФ

  • Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1206
    "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан"
  • Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1995 г. N 420
    "Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением"
  • Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610
    "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов"
  • Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 612
    "Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате"
  • Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288
    "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья"
  • Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867
    "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи"
  • Постановление Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. N 1046
    "Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой"
  • Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1441
    "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе"
  • Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196
    "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении"
  • Постановление Правительства РФ от 6 декабря 2007 г. N 846
    "О выплатах гражданину Российской Федерации, обучающемуся по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования"
  • Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71
    "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)"
  • Распоряжение Правительства РФ от 6 марта 2008 г. N 275-р
    "Об учебных военных центрах, факультетах военного обучения и военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования"
  • Постановление Правительства РФ от 6 марта 2008 г. N 152
    "Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования"
  • Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2008 г. N 328
    "Об утверждении Типового положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах"
  • Постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 521
    "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования"
  • Постановление Правительства РФ от 18 июля 2008 г. N 543
    "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)"
  • Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2010 г. N 991
    "О стипендиях аспирантам и докторантам федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций"
  • Постановление Правительства РФ от 11 марта 2011 г. N 164
    "Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования"
  • Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2012 г. N 2303-р
    "О перечне ГОУ ВПО, которым предоставляется право проводить в 2013 г. дополнительные вступительные испытания"
  • Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505
    "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" (утратило силу)

Приказы и Письма Министерства образования и науки РФ

  • Приказ Минобразования РФ от 14 октября 1997 г. N 2033
    "Об утверждении Положения об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации"
  • Приказ Минобразования РФ от 27 марта 1998 г. N 814
    "Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации"
  • Приказ Минобразования РФ от 3 декабря 1999 г. N 1076
    "Об утверждении Положения о золотой и серебряной медалях "За особые успехи в учении", о похвальной грамоте "За особые успехи в изучении отдельных предметов" и похвальном листе "За отличные успехи в учении"
  • Приказ Минобразования РФ от 23 июня 2000 г. N 1884
    "Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната"
  • Приказ Минобразования РФ от 25 сентября 2000 г. N 2749
    "Об утверждении Примерного положения о структурных подразделениях дополнительного профессионального образования специалистов, организуемых в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования"
  • Приказ Минобразования РФ от 13 мая 2003 г. N 2057
    "Об утверждении форм справки-вызова, дающей право на предоставление по месту работы дополнительного отпуска и других льгот, связанных с обучением в высшем учебном заведении, которое имеет государственную аккредитацию"
  • Приказ Минобразования РФ от 10 июля 2003 г. N 2994
    "Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования"
  • Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089
    "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
  • Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312
    "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 марта 2005 г. N 65
    "Об утверждении Инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 ноября 2008 г. N 362
    "Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 марта 2009 г. N 68
    "Об утверждении Порядка выдачи свидетельства о результатах единого государственного экзамена"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 сентября 2009 г. N 337
    "Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
    "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2009 г. N 505
    "Об утверждении перечня вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2010 г. N 117
    "Об утверждении Типового положения о кадетской школе и кадетской школе-интернате"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. N 25
    "Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме в образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста могут проводиться дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. N 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 октября 2011 г. N 2451
    "Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 г. N 2562 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2011 г. N 2895
    "Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 г. N 107
    "Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
    "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 августа 2012 г. N 654
    "Об утверждении перечня специальностей научных работников технических и естественных отраслей наук, при подготовке диссертаций по которым аспирантам и докторантам федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций установлены стипендии в размере 6 000 рублей и 10 000 рублей соответственно"

Выберите документ из архива для просмотра:

1.08 МБ Учитель Учебные материалы Приложение часть 2.pdf

673.38 КБ Учитель Учебные материалы 1 часть (1).pdf

Задания для СР основы росс законодательства.docx

Библиотека
материалов

Задания для самостоятельной работы

по модулю 1. Основы Российского законодательства в области образования (12 ч.)

- Новикова Ирина Алексеевна , к.пед. н., зав кафедрой воспитательных систем (внеурочная деятельность, воспитательная работа): E-mail:

- Горбатова Ольга Николаевна , ст. преподаватель кафедры преподавания естественнонаучных дисциплин, ОБЖ и физической культуры (ФГОС, РП, проектная деятельность) E-mail:

- Рыбицкая Валентина Анатольевна , ст. преподаватель кафедры преподавания естественнонаучных дисциплин, ОБЖ и физической культуры (ФГОС, РП, проектная деятельность по учебному предмету «Физика») E-mail:

Вопросы куратору курсов повышения квалификации Фогель Наталье Борисовне Вы можете задавать по телефону 89619825652 (с 10-00 до 15.00 в рабочие дни), электронной почте:

Для оформления отчетной документации по курсам ПК Вам необходимо распечатать бланк согласия на обработку персональных данных (см. прикрепленный к письму файл), заполнить от руки в конце бланка ФИО (полностью), паспортные данные (серия, номер, кем выдан и дата выдачи), расписаться синей ручкой. Затем этот блак согласия отсканировать и отправить электронной почтой до 31.10.2015 на адрес : .

Для входа в курс Вы следуете инструкции, которая также прикреплена к письму.

Успешной Вам работы на наших курсах!

Ваш куратор: Фогель Наталья Борисовна, методист кафедры преподавания естественнонаучных дисциплин, ОБЖ и физической культуры.

Выбранный для просмотра документ Прил 1.docx

Библиотека
материалов

Приложение 1

Новое понимание метода проектов в образовании *

(из статьи В.С. Лазарева Новое понимание метода проектов в образовании //Педагогика. – 2011. -№ 10. с.3-11.)

Начнем с тех изменений, которые произошли в середине ХХ столетия в понимании проекта и проектирования. Разобраться в этом важно, поскольку нередко в образовательной практике, да и в теоретических изысканиях проектом называют то, что, по сути, им не является. Конечно, при желании реализацией проекта можно назвать любой продукт детского творчества, но от такого называния само действие проектированием не будет и пользы не принесет.

Изначально проект (от латинского projectus – брошенный вперед) трактовался как образ будущего результата, представленный в форме знаковой модели или уменьшенной натуральной копии будущего объекта (здания, сооружения, устройства). Однако значение термина «проект» сегодня понимается шире. Оно включает в себя не только образ желаемого результата, но и саму деятельность по его получению, все стадии его производства от зарождения идеи до ее воплощения в действительности.

Проект отличается от регулярно воспроизводимого процесса тем, что:

    он имеет единичный жизненный цикл (последовательность стадий производства чего-либо от начала до конца)

    он ориентирован на достижение четко определенной конечной цели;

    его продукт по-своему уникален, у него могут быть прототипы, аналоги, но вместе с тем он обладает каким-то только ему присущими особенностями;

    он имеет более высокую неопределенность в части своего исхода, поскольку прошлый опыт не может служить надежной основой для прогнозирования его последствий.

Всякий проект реализуется, когда есть потребность в чем-то новом или в усовершенствовании чего-то уже существующего. Другими словами, прежде чем начнет реализоваться проект, возникает актуальная потребность, нужда в чем-то. Но если мы знаем, как можно удовлетворить эту потребность, то проект не нужен. Нужно просто реализовать известный нам (стандартный) способ действий.

Проект нужен тогда, когда создается потребность в чем-то, но те, у кого эта потребность возникла, не знают, что и как нужно сделать, чтобы ее удовлетворить, В таком случае говорят, что существует проблема.

В широком смысле проект сегодня понимается как особый способ постановки и решения проблем. Особый – потому, что не каждая проблема решается проектным способом. Чтобы искать пищу в пустыне или в лесу, проект не нужен. Проектный способ решения проблем нужен тогда, когда плохо определен образ желаемого результата и его нужно спроектировать, когда возможно спланировать процесс достижения желаемого результата, когда существует возможность контролировать и регулировать ход спланированных действий.

Как и всякое сложное образование, проект состоит из компонентов, качества которых и связи между которыми определяют качество самого проекта. В состав проекта входят:

    проблема;

    цели проекта;

    план действий по достижению целей;

    механизм контроля и регулирования хода выполнения планов (механизм управления реализацией планов достижения целей);

    ресурсное обеспечение проекта;

    действия, обеспечивающие реализацию проекта;

    результаты реализации проекта;

    команда проекта*.

* В частном случае проект может реализовываться одним человеком.

Компоненты проекта разрабатываются, формируются и используются в ходе его выполнения.

Жизненный цикл проекта проходит стадии:

    постановки проблемы – проблематизации;

    разработки способа решения проблемы;

    планирования реализации решения;

    практической реализации проекта;

    завершения проекта.

Ставя проблему, определяют потребность в чем-то, чего пока не существует, или потребность в улучшении чего-то уже существующего. Наличие потребности в изменениях – необходимое, но недостаточное условие для начала реализации проекта. Нужно еще, чтобы существовали возможности для достижения требуемого. Поэтому при разработке проекта следует определить, что возможно сделать и какой соответствующий потребностям результат можно получить. Поскольку потребности не всегда совпадают с возможностями, цель будет реалистичной только при условии, что для ее достижения будут найдены соответствующие возможности.

Чтобы достичь цели, необходимо выполнить какие-то действия. Но прежде чем действия начнут выполняться, их нужно спланировать. План действий определяет, кто, что, когда, где должен сделать, каким должен быть желаемый результат. Решать сложные проблемы без хорошо продуманного плана – значит сильно увеличивать риск неудачи, особенно в тех случаях, когда проблема решается не одним человеком, а группой.

Выполнение всяких действий требует ресурсов: человеческих, материальных, технических, информационных, финансовых. Каким бы замечательным ни был план, он останется лишь замыслом, если для его выполнения не окажется достаточных средств, или исполнители не будут обладать нужной квалификацией, или не окажется нужных технических возможностей. Поэтому в процессе планирования необходимо решить, какие потребуются ресурсы, и определить из каких источников они будут получены.

Следующая за разработкой плана стадия проекта – его практическая реализация. Хорошо продуманный план – основа успеха проекта. Но даже хорошие планы не могут предусмотреть всего. Поэтому при практической реализации проекта необходимо контролировать, в какой мере фактический ход работ соответствует плану. Если они перестанут соответствовать, нужно решать, как изменить план, чтобы достичь его цели.

В настоящее время в системе проектирования существуют специальные средства. Позволяющие лучше анализировать проблемные ситуации, понимать суть проблемы, выявлять и оценивать возможности для ее решения, проектировать реалистичные цели, разрабатывать эффективные планы их достижения, оценивать риски и снижать их.

Таким образом, включить учащихся в проектированике значит включить их в деятельность по выявлению и решению проблем в каких-то сферах социальной действительности или же в собственной жизнедеятельности. Осуществляя это, они должны проходить все стадии жизненного цикла проекта, решая проектировочные задачи и оценивая их результаты; если этого не происходит, то имеет место псевдопроектирование.

Главным результатом включения учащихся в проектирование должно быть изменение в самих учащихся, они должны будут что-то узнать, чему-то научиться.

До недавнего времени российская школа была ориентирована на передачу учащимся готовых знаний. Она в лучшем случае формировала у них некую «картину мира», но не учила их изучать и понимать этот мир и, самое главное, не учила действовать в этом мире. Вследствие этого школьное образование все более входило в противоречие с потребностями развивающегося социума и самих детей. Суть его в том, что объем новых знаний, добытых человечеством, непрерывно возрастает. Увеличивается и скорость добывания новых знаний. Школа в таком темпе не может обновлять содержание своих образовательных программ и наращивать его объем. И если она сохраняет ориентацию на передачу готовых знаний, то неизбежно будет транслировать все более устаревающие знания о мире. Поэтому закономерно ставится задача учить школьников самим добывать знания, развивать их познавательные умения. Развитие способности учащихся познавать действительность безусловно важно, но этого совершенно не достаточно для их полноценного образования.

Чтобы быть эффективным субъектом своей жизнедеятельности, человеку необходимо не только иметь хорошую картину действительности, но и обладать развитой способностью к ориентации в этой действительности. Эту способность называют практическим интеллектом. Практический интеллект – это особый тип мышления, обеспечивающий человеку возможность адекватно понимать ситуации, возникающие в его жизни, ставить цели, планировать их достижение, принимать решения в ходе их выполнения, прогнозировать и оценивать их возможные последствия. Практический интеллект развивается у человека в течение всей его жизни. Однако развитие только на основе опыта не приводит к высокому уровню развития. Чтобы научиться ставить цели, разрабатывать планы их достижения, оценивать и принимать эффективные решения, необходимо включаться в решение практических задач и развивать соответствующие интеллектуальные умения. Наилучшие возможности для этого представляет проектная деятельность. В ней разработаны универсальные средства постановки и решения проблем. Включение в нее и освоение этих средств позволит учащимся развивать следующие жизненно важные умения:

    анализировать проблемные ситуации и ставить актуальные проблемы деятельности;

    проектировать цели;

    разрабатывать альтернативные варианты решения проблем и делать обоснованный выбор;

    планировать достижение целей;

    прогнозировать и оценивать последствия решений;

    эффективно работать в группе.

    (Из пособия В.В. Николиной География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2012)

    Первый этап – ценностно-ориентационный включает следующий алгоритм деятельности обучающихся: осознание замысла проекта и мотива предстоящей деятельности, выделение приоритетных ценностей, на основе которых будет реализовываться проект. Ученикам предлагается самостоятельно принять решение о необходимости выполнения выбранного ими проекта. На данном этапе важно организовать деятельность по коллективному обсуждению проекта и его выполнению. В этой связи обучающимся предлагается высказать идеи по разработке проекта. На доске записываются все идеи школьников, ни одна из них не отвергается.

    Когда высказано достаточно много предложений, следует обобщить и классифицировать основные их направления. Чтобы выявит лучшую идею, ученики должны определить:

    Какая из идей наиболее значима (для общества, для себя лично, для природы и т.д.);

    Какая из идей не требует много времени для реализации;

    Какая из идей имеет реальную возможность воплотиться в жизнь.

    Определившись с идеей проекта, обучающиеся должны выявить проблемы, связанные с его реализацией. На данном этапе создается модель деятельности, определяются источники необходимой информации, выявляется значимость проектной работы, осуществляется планирование будущей деятельности. Большую роль играет направленность школьников на успех предстоящего дела. На данном этапе работы над проектом обучающиеся задают себе рефлексивные вопросы: почему, зачем, во имя чего мы создаём проект?

    Второй этап – конструктивный – включающий собственно проектирование. На этом этапе ученики, объединившись в группы по 4-5 человек или индивидуально, осуществляют планирование проектной деятельности. Они оговаривают вопросы, касающиеся сбора информации по проекту, выбирают форму реализации проекта (научный отчёт, доклад, графическая модель, карта, дневник и т.д.), выявляют заказчика проекта. Заказчиками проекта могут быть обучающиеся класса или школы, учителя, общественность микрорайона и т.д.

    При планировании деятельности важно не забывать о главной цели проекта, сроках его реализации и форме; учитывать наличие (или отсутствие) необходимой информации; придерживаться намеченных этапов работы.

    Для того чтобы у обучающихся формировалось умение планировать проектную деятельность, они должны заранее составить список вопросов, на которые хотели бы получить ответы. Это могут быть вопросы, раскрывающие особенности проекта, уточняющие какие-либо его нюансы, и любые другие вопросы, которые помогут правильно спланировать проектную деятельность.

    Необходимость планирования любого вида деятельности отмечали некоторые ученые. Ведь «при наличии плана работы… ребёнок с малых лет приучается к порядку, к самоконтролю… испытывает душевное удовлетворение, которое даёт хорошо выполненная работа». Планирование проектной деятельности формирует у обучающихся способность увидеть собственную работу в целом, а также предоставляет возможность трудиться в индивидуальном ритме.

    На данном этапе учитель оказывает обучающимся консультативную помощь. При этом ему следует организовать их деятельность таким образом, чтобы каждый школьник смог проявить себя. Нередко в роли консультантов выступают обучающиеся, которые в дальнейшем будут помогать исследовательским группам в решении тех задач или иных задач. Если возникает необходимость (и есть возможность), то в качестве консультантов привлекают учёных, специалистов.

    Поиск наилучшего варианта решения задач – важный аспект деятельности на данном этапе. Помощь учителя здесь может заключаться в подсказке нужных формулировок, которые позволяют обучающимся правильно выражать свои мысли. Кроме того, учитель даёт советы по организации поиска информации.

    По времени это самый продолжительный этап. На данном этапе учащиеся отвечают на вопросы: как и с помощью чего мы создаём проект?

    Третий этап – оценочно-рефлексивный, основу которого составляет самооценка и корректировка деятельности обучающихся. Содержанием этого выступает предмет индивидуальной или совместной деятельности.На основе оценочно-рефлексивной деятельности обучающиеся приходят к целостному осознанию и пониманию значимости проекта, критически относятся к себе и собственной деятельности. Кроме того, у обучающихся в процессе рефлексивного анализа формируются умения устанавливать последовательность выполнения проективных действий и осуществлять их контроль, видеть противоречия в изучаемых процессах и явлениях, вставать на позиции разных исследователей. Оценочно-рефлексивный этап важен и потому, что каждый из участников проекта как бы пропускает через себя полученную всей группой информацию, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации проекта.

    На данном этапе на основе рефлексии может проводиться корректировка проекта (учёт критических замечаний учителя, товарищей по группе). Обучающиеся продумывают, как можно улучшить проект, что удалось и что не получилось, каков вклад каждого участника в создание проекта. Проект оформляется, компонуется и готовится к презентации.

    Главнее вопросы, на которые отвечают обучающиеся на данном этапе: всё ли мы сумели сделать? Как сделать проект лучше?

    Четвёртый этап – презентативный, на котором осуществляется защита проекта. Презентация – результат общей и индивидуальной деятельности. На данном этапе проект окончательно оформляется в выбранной форме (научный отчёт, доклад, графическая модель, карта, дневник и т.д.). Защита проекта может проходить как в игровой форме (круглый стол, пресс-конференция, общественная экспертиза), так и в неигровой форме.

    Кроме того, обучающиеся описывают приёмы, с помощью которых была получена информация, рассказывают о проблемах, возникших при выполнении проекта, демонстрируют приобретённые знания, умения, творческий потенциал.

    В презентации группового проекта должны принять участие все обучающиеся, создававшие его. Роли участников проекта могут быть расписаны заранее.

    Выступления участников проекта должны быть краткими, а их речь – свободной и уверенной. Для привлечения интереса к выступлению можно использовать различные наглядные средства: плакаты, слайды, карты, графики, а также включить в доклад цитаты, исторические факты, интересную информацию. Обучающиеся должны соблюдать регламент, придерживаться плана выступления.

    Обязательными элементами заключительного этапа презентации являются вопросы к разработчикам проекта и краткое обсуждение выступления.

    На презентативном этапе обучающиеся включаются в дискуссию, учатся конструктивно относиться к критике, признавать право на существование различных точек зрения на решение одной проблемы, осознают собственные достижения и выявляют нерешённые вопросы. Главным вопросом, на который обучающиеся отвечают на этапе презентации, является вопрос «Что получилось?».

    Как показывает практика, обязательной является консультация учителя на всех этапах проектной деятельности, в том числе и на завершающем этапе, когда к моменту сдачи проекта у обучающихся заметно возрастает напряжение. В этом случае школьникам целесообразно оказать содействие в выборе оптимального подхода к подготовке проекта для презентации. Можно посоветовать им рабочие материалы оформить в виде таблицы, схемы, картосхемы, графика. Особенно актуальным становится использование компьютерных программ, повышающих мотивацию обучающихся за счёт усиления их практической направленности.

    При работе над проектом у обучающихся формируются универсальные учебные действия и ценностные ориентации. На каждом этапе работы над проектом обучающиеся должны задавать ценностно-смысловые вопросы: зачем? Во имя чего? Что получилось в результате? И т.д. Рефлексия сопровождает каждый этап проектной деятельности.

    Реализация проекта на основе самостоятельной деятельности, включённость обучающихся в образовательное пространство, их взаимодействие друг с другом и учителем позволяют успешно формировать ценностные ориентации.

    * переработано составителем .

    Найдите материал к любому уроку,



Просмотров