Общественная экспертиза законопроектов в Российской Федерации: правовые основы, принципы проведения, субъекты. Законодательные органы власти субъектов рф

Систему органов государственной власти субъекта Федерации составляют: законодательный (представительный) орган госвласти субъекта РФ, высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ, иные органы госвласти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Должность высшего должностного лица субъекта РФ может быть установлена конституцией (уставом) субъекта РФ.

Законодательный (представительный) орган имеет статус постоянно действующего высшего и единственного органа законодательной власти субъекта РФ. Его функции составляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения в пределах полномочий субъекта РФ, а также самостоятельное решение вопросов организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности (гл. II, ст. 4, п.7,8; ст. 5, п.1).

Полномочия законодательного (представительного) органа госвласти субъекта РФ - обширны. К основным полномочиям (согласно гл. II, ст. 5) относятся следующие.

Установление порядка проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ, деятельности органов местного самоуправления в пределах полномочий законодательного органа субъекта РФ, обозначенных в конституции (уставе) субъекта РФ.

Утверждение программ социально-экономического развития субъекта РФ, представленных высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа).

Установление налогов и сборов, отнесенных федеральным законом к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания;

Установление порядка образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта РФ, утверждение отчетов о расходовании средств из этих фондов.



Установление порядка управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и иных организационно-правовых форм.

Утверждение заключения и расторжения договоров субъекта РФ.

Установление порядка назначения и проведения референдума субъекта РФ.

Установление порядка проведения выборов в законодательный (представительный) орган субъекта РФ, а также выборов высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ.

Определение административно-территориального устройства субъекта РФ и порядка его изменения.

Утверждение схемы управления субъектом РФ, определение структуры высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ.

Решение вопросов в рамках указанных полномочий оформляется законом субъекта РФ.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ имеет право:

Определять порядок деятельности указанного органа;

Назначать на должность и освобождать от должности отдельных должностных лиц субъекта РФ, а также оформлять согласие на их назначение, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта РФ;

Назначать дату выборов и референдума субъекта РФ в случаях, предусмотренных законом субъекта РФ;

Оформлять решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа), а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган госвласти субъекта РФ принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ;

Утверждать соглашение об изменении границ субъектов РФ;

Назначать на должность судей конституционного (уставного) суда субъекта РФ;

Осуществлять наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ.

Решение вопросов в рамках перечисленных полномочий оформляется постановлением законодательного (представительного) органа госвласти субъекта РФ.

Если конституцией (уставом) субъекта РФ предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган (в республиках Саха (Якутия), Карелия, Кабардино-Балкарской, Башкортостане), то полномочия каждой из палат осуществляются в соответствии с настоящим законом, конституцией и законами субъекта РФ.

Право законодательной инициативы принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа), представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта РФ (ст. 6, п. 1).

Законопроекты, внесенные высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа), рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке (ст. 6, п. 2).

Законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта РФ, рассматриваются законодательным (представительным) органом по представлению высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) либо при наличии заключения указанного лица в срок не менее 14 календарных дней.

Закон предусматривает следующий порядок принятия законодательным (представительным) органом нормативных правовых актов (ст. 7).

Конституция (устав) субъекта РФ, поправки к ней (к нему) принимаются большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов.

Законы субъекта РФ принимаются большинством голосов __ от установленного числа депутатов, постановления - большинством голосов от числа избранных депутатов.

Проект закона рассматривается не менее чем в двух чтениях, решение о его принятии (либо отклонении) оформляется постановлением.

Условием вступления закона в юридическую силу являются его промульгирование высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа) субъекта РФ и обнародование.

В случае отклонения закона вето высшего должностного лица может быть преодолено большинством не менее 2/3 голосов от установленного числа депутатов.

Конституция и закон субъекта РФ вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.

Закон предусматривает (ст. 9) порядок досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа субъекта РФ.

Полномочия могут быть прекращены досрочно в случае:

1) принятия указанным органом решения о самороспуске;

2) роспуска указанного органа высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа) субъекта РФ на основании принятия законодательным органом нормативного правового акта, противоречащего актам высшей юридической силы, принятым по предметам вне его компетенции, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный орган не устранил их в течение 6 месяцев со дня вступления в силу судебного решения. В случае роспуска законодательного органа назначаются внеочередные выборы в законодательный (представительный) орган госвласти субъекта РФ. Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий законодательного органа.

Полномочия могут быть прекращены досрочно также в случае вступления в силу решения соответствующего суда о неправомочности данного состава депутатов законодательного органа субъекта РФ, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа) субъекта РФ в случае:

Издания им актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;

Иного грубого нарушения федерального законодательства, законов субъекта РФ, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.

Решение о недоверии высшему должностному лицу принимается 2/3 голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее 1/3 от установленного числа депутатов. Данное решение влечет немедленную отставку высшего должностного лица и возглавляемого им органа.

В случае отставки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ он продолжает действовать до сформирования нового высшего исполнительного органа субъекта РФ.

В случае отставки высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ, так же как и в других, предусмотренных ст. 19 данного Закона случаях досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица, уполномоченные на то органы либо должностные лица назначают внеочередные выборы высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ. Указанные выборы проводятся не позднее чем через 6 месяцев со дня досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица.

Формы организации государственной власти в субъектах РФ, т.е. государственные органы в статутных названиях, полномочиях, значительно различаются. Это особенно заметно в организации законодательных органов в республиках и во многом объясняется историческими и национальными традициями. В табл. 13.1 приводятся перечень законодательных органов власти в республиках, число избирателей в каждой республике и число мандатов.

В названиях представительных органов республик чаще представлены совет (верховный, государственный, народный) и собрание (законодательное, государственное, народное).

В субъектах РФ, образованных по административно-территориальному признаку, также представлен широкий терминологический диапазон, но чаще представительные (законодательные) органы именуются так:

Совет народных депутатов (Камчатская, Амурская, Кемеровская и другие области);

Областная Дума (Московская, Мурманская области и др.);

Законодательное собрание (Краснодарский край, Санкт-Петербург, др.);

Государственная дума (Томская обл.);

Представительное собрание (Астраханская обл.). Несколько иную картину можно наблюдать в наименовании

органов исполнительной власти. Здесь более очевидна унификация названий: президент (в республиках), председатель правительства, глава администрации, губернатор, мэр.

Впрочем, специфику организации государственной власти в субъектах РФ определяет не название институтов власти, а 1) распределение полномочий (по горизонтали исследуемого уровня управления); 2) механизм взаимного сдерживания и контроля; 3) способ формирования и политической ответственности правительств (глав администрации) - именно последнее и характеризует форму правления в конкретном регионе в рамках известных трех моделей: президентской, парламентской или смешанной (президентско-парламентской).

Теперь в порядке сравнительного анализа сопоставим конституционное регулирование вопросов организации государственной власти в отдельно взятых республиках. Возьмем для примера южную республику - Дагестан, северную - Карелию и, скажем, Калмыкию.

Согласно Конституции Республики Дагестан Государственный совет Республики возглавляет исполнительную власть и обеспечивает взаимодействие органов госвласти. Председатель Государственного совета является главой государства (ст. 92-94). Госсовет состоит из 14 человек и формируется Конституционным собранием Республики Дагестан сроком на четыре года. Конституция устанавливает достаточно широкие и многообразные полномочия Госсовета в сфере исполнительной власти: назначает с согласия Народного собрания Председателя Правительства Республики; по предложению Председателя Правительства образует Правительство Республики; вносит в него изменения; принимает отставку Правительства, членов Правительства; утверждает по предложению Председателя Правительства систему и структуру республиканских органов исполнительной

Таблица 13.1. Законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации

Название республики Столица республики Название представительного и законодательного органов Число мандатов Число избирателейтыс. чел.
Республика Адыгея (Адыгея) г. Майкоп Законодательное Собрание (Хасе) - Парламент 324,6
Республика Алтай г. Горно-Алтайск Государственное Собрание - Эл Курултай 123,1
Республика Башкортостан г.Уфа Государственное Собрание - Курултай 194 (2-палатный) 2824,1
Республика Бурятия г. Улан-Удэ Народный Хурал 660,0
Республика Дагестан г. Махачкала Народное Собрание - Парламент 1089,6
Республика Ингушетия г. Назрань Народное Собрание 124,8
Кабардино- Балкарская Республика г. Нальчик Парламент 72 (2-па-латный) 508,7
Республика Калмыкия - Хальмг Тангч г. Элиста Народный Хурал (Парламент) 206,9
Карачаево-Черкесская Республика г. Черкесск Народное Собрание 286,6
Республика Карелия г. Петрозаводск Законодательное Собрание 61 (2-па-латный) 577,6
Республика Коми г. Сыктывкар Государственный Совет 808,4
Республика Марий Эл г. Йошкар-Ола Государственное Собрание - Кугыжныш Погын 537,3
Республика Мордовия г. Саранск Государственное Собрание 689,3
Республика Саха (Якутия) г. Якутск Государственное Собрание - ИлТу-мэн 56(2-палатный) 625,4
Республика Северная Осетия - Алания г. Владикавказ Государственный Совет - Парламент 421,5
Республика Татарстан (Татарстан) г. Казань Государственный Совет 2638,6
Республика Тыва г. Кызыл Верховный Хурал (Парламент) 165,6
Удмуртская Республика г. Ижевск Государственный Совет 100 (2 палатный) 1134,0
Республика Хакасия г. Абакан Верховный Совет
Чеченская Республика г. Грозный Предстоят выборы 384,2
Чувашская Республика - Чаваш республики г. Чебоксары Государственный Совет 943,5

власти. Госсовет вправе отменять решения органов исполнительной власти на территории Республики, если они противоречат Конституции и законам Республики Дагестан. По сути дела в Дагестане - парламентская модель: дуализм исполнительной власти, правительство формируется Госсоветом и ответственно перед Госсоветом, образуемым Народным собранием.

В Карелии несомненный интерес представляет гл. 7 Конституции, в которой изложены основы организации исполнительной власти. Согласно ст. 64 главой исполнительной власти и высшим должностным лицом Республики является избираемый на 4 года всем населением председатель Правительства. Функции и полномочия председателя Правительства, как видно из содержания ст. 65-67 и в особенности 68, в совокупности характеризуют его статус как президента. Председатель Правительства представляет на утверждение Законодательному собранию структуру исполнительной власти Республики, назначает руководителей республиканских органов госуправления (министров, председателей комитетов, руководителей ведомств и других должностных лиц), за исключением министров финансов, безопасности, внутренних дел, которые назначаются Председателем Правительства с согласия большинства избранных депутатов Палаты Республики Законодательного Собрания; формирует из числа руководителей республиканских органов управления Правительство Республики, назначает из его состава с согласия большинства избранных депутатов Законодательного собрания заместителя Председателя Правительства. В целом, анализ места, роли, функций и компетенции Председателя Правительства показывают, что он фактически выполняет функции главы Республики, хотя таковым не именуется, что обычно не свойственно Председателю Правительства (Совета Министров, Кабинета Министров). Такая надуманная структура - совмещение статуса главы исполнительной власти и высшего должностного лица Республики расходится с общепринятыми нормами и принципами конституционного права, доктриной разделения властей.

Весьма своеобразно и необычно решаются вопросы о системе государственной власти в Республике Калмыкия. Основной закон (Степное Уложение) устанавливает ст. 25, что Президент является главой Республики и ее высшим должностным лицом, главой исполнительной власти, входящей в единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Вместе с тем, согласно ст. 25, п. 7 Президент Республики обладает статусом неприкосновенности, институт президентства незыблем. В сфере исполнительной власти Президент Республики Калмыкия (ст. 28) назначает и освобождает от должности министров, руководителей государственных комитетов, республиканских ведомств, представителей Президента Республики в районах и городах республиканского значения, руководителей государственных предприятий, организаций и учреждений; формирует администрацию Президента; участвует в формировании федеральных органов госвласти и управления на территории Республики и согласовывает назначение их руководителей в установленном порядке; вправе отменять акты министерств, департаментов Республики и других подведомственных ему органов в случае противоречия их законам Республики и актам Президента Республики. Степное Уложение не предусматривает образование правительства Республики. Таким образом, в Калмыкии - президентская модель: Президент, избираемый всенародно, совмещает в себе статус главы государства, высшего должностного лица и главы исполнительной власти.

Сравнительный анализ конституций республик позволяет сделать некоторые обобщающие выводы. Во-первых, преобладающее большинство республик установили смешанную форму правления (модель Российской Федерации) с институтом президента республики. Наиболее четкой и адекватной представляется формулировка, в которой президент объявляется главой государства. Что же касается совмещения постов главы государства и главы исполнительной власти, то это создает трудность в реализации принципа разделения и самостоятельности ветвей государственной власти, допускает возможность возвышения органов исполнительной власти, узурпации ими полномочий других госорганов. Впрочем, во многих республиках получила официальное выражение практика осуществления госвласти на федеральном уровне в России.

Во-вторых, разные модели и системы политической ответственности правительств вносят сумятицу в систему исполнительной власти Федерации, не обеспечивают единое правовое и административно-управленческое поле в стране. Этот разрыв усугубляется и практикой правового регулирования обозначенных вопросов в уставах краев и областей, городов республиканского значения. Например, в Санкт-Петербурге правительство не является юридическим лицом, работает коллегиально, а его постановления утверждает губернатор. Очевидно, что статус правительства этого субъекта Федерации напоминает коллегию при губернаторе.

А в Уставе Нижегородской области вообще не упоминается о правительстве, т.е. власть губернатора строится на принципе единоначалия. Полномочия губернатора столь обширны, что де-факто он является «хозяином» области.

В-третьих, в конституциях республик совсем не определены соотношения актов их президента и правительства с актами федерального Правительства. Поэтому у высшего органа исполнительной власти Федерации нет прямого административно-правового воздействия на республиканские органы исполнительной власти.

Вопросы для самоконтроля и размышления

1. Что вы вкладываете в понятия регион, региональные органы государственной власти?

2. Назовите сущностные признаки суверенитета, раскройте содержание понятий государственный суверенитет, суверенитет Российской Федерации.

3. Каковы общие принципы организации системы органов государственной власти в субъектах Российской Федерации?

4. Охарактеризуйте статус законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в совокупности его компетенции, функций, полномочий.

5. В чем заключается специфика организации государственной власти в субъектах РФ (поясните на конкретных примерах)?

Законодательная власть представляет собой способность и возможность государства в лице его наделенных специальными полномочиями органов издавать обладающие высшей юридической силой нормативно-правовые акты – законы.

Согласно Конституции РФ и принципу разделения властей законодательная власть России на федеральном уровне осуществляется Федеральным Собранием – парламентом России, а на уровне субъектов Федерации – местными парламентами (законодательными собраниями).

Правовой статус и основы организации Федерального Собрания регламентируются в Конституции Российской Федерации в разделе «Федеральное Собрание». Федеральное Собрание - парламент представляет собой на федеральном уровне законодательную ветвь власти. Парламент является носителем суверенитета, единственным источником власти в нашей стране и выступает в качестве выразителя воли многонационального российского народа. Федеральное Собрание - самостоятельный орган законодательной власти, юридически не подчиненный никакому государственному органу, в том числе Президенту и Правительству. Парламент России занимает влиятельное положение в системе государственных органов и осуществляет законодательную деятельность в масштабе всей страны. Характеризуя Федеральное Собрание как представительный орган, можно отметить, что оно действительно представляет народ Российской Федерации - в нем представлены влиятельные политические силы общества, разные политические программы. Парламент России единственный орган федеральной законодательной власти. Издаваемые им акты - федеральные законы - не могут быть изменены или отменены никаким другим государственным органом. Законодательный орган - парламент России - вместе с тем, не обладает всеобъемлющей компетенцией он не должен подменять органы судебной и исполнительной власти, выходить за пределы полномочий Российской Федерации и вмешиваться в вопросы, по которым субъекты Федерации самостоятельно осуществляют всю полноту власти.

Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру и состоит из Совета Федерации (эту палату в средствах массовой информации часто называют «верхней»), но Конституция Российской Федерации этот термин не использует и Государственной Думы (ее иногда именуют «нижней» палатой). Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает следующими основными чертами:

1. самостоятельность палат - каждая палата имеет свои полномочия, их функции четко разграничены отсутствует подчиненность;

2. неодинаковая компетенция - к их ведению относятся, в

основном, разные вопросы;

3. различный порядок формирования палат.

Согласно Конституции роль палаты Федерального Собрания, которая выражает интересы субъектов Федерации, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата - Государственная Дума - призвана представлять интересы населения в целом. Обе палаты Федерального Собрания организуют свою работу самостоятельно и заседают, в основном, отдельно. Состав палат определяется Основным законом страны. Совет Федерации состоит из представителей от каждого субъекта Российской Федерации - по два от каждого из субъектов; один от представительного и один от исполнительного органов государственной власти. С учетом количества субъектов Федерации - 89 состав Совета Федерации должен насчитывать 178 человек. Количество депутатов Государственной Думы установлено в 450 человек.


Депутатом Государственной Думы может быть избран только российский гражданин. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть членами Госдумы. Второе требование - достижение установленного возраста. Возрастной ценз для депутатов Думы составляет 21 год, что объясняется необходимостью наличия жизненного опыта для принятия сложных государственных решений. Конституция Российской Федерации запрещает одновременно нахождение лица в составе обеих палат Федерального Собрания (это вполне понятно, так как обе палаты работают раздельно). В Конституции России определены вопросы исключительного ведения Совета Федерации, то есть те полномочия, которые он осуществляет самостоятельно, его решения не зависят от воли других государственных органов.

К компетенции Совета Федерации отнесено утверждение изменения границ между субъектами Федерации, причем решение по данному вопросу палата вправе принимать только при наличии взаимного согласия самих субъектов об изменении их границ. В исключительном ведении Совета Федерации находится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории. Данный вопрос может возникнуть в связи с отражением агрессии против России, а также при выполнении миротворческих задач. Совет Федерации принимает также постановление о назначении выборов Президента в одном из двух случаев: когда истекает срок полномочий Главы государства (очередные выборы) или когда должность Президента освободилась досрочно (внеочередные выборы). К исключительному ведению Совета Федерации отнесено принятие решений по формированию состава таких федеральных органов, как Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, а также назначение и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации. По вопросам, отнесенным к ведению Совета Федерации, данная палата выносит постановления, которые принимаются абсолютным большинством голосов состава Совета.

К ведению Государственной Думы относятся следующие вопросы;

Она дает согласие Президенту на назначение Председателя

Правительства - кандидатуру на эту должность в Думе представляет сам Президент, либо его полномочный представитель;

Решает вопрос о доверии Правительству, которое несет юридическую ответственность перед парламентом. Вопрос о доверии Правительству может решаться Думой по собственной инициативе, либо по просьбе Председателя Правительства;

Назначает на должность и освобождает от должности ключевые фигуры в нашем государстве - Председателя Центрального банка, который назначается Думой сроком на четыре года, инициатива в подборе данной кандидатуры принадлежит Президенту. Таким образом, полномочия Государственной Думы по

назначению Председателя Центробанка состоят в принятии или

нет предложений Президента по этому вопросу;

Назначает Уполномоченного по правам человека (деятельность которого состоит в своевременной защите личности от злоупотреблений государственных органов и должностных лиц);

Объявляет амнистию - это исключительная компетенция Российской Федерации в лице Государственной Думы. Субъекты Федерации данный вопрос решать не могут. Амнистия - это пол­ное или частичное освобождение от наказания лиц, которые совершили преступление, либо замена наказания на более легкое;

Выдвигает обвинение против Президента для отрешения его

от должности. Только Государственная Дума может выступать инициатором процедуры импичмента. По вопросам, отнесенным к

ее ведению Государственная Дума принимает постановления.

1. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации

2. Органы судебной власти субъектов Российской Федерации
1. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации
Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ являются постоянно действующими высшими и единственными органами законодательной власти субъектов РФ.

Наименование субъекта РФ, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторически х, национальных и иных традиций субъекта РФ.

Так, согласно Конституции Республики Адыгея (ст. 63) высшим законодательным (представительным) органом государственной власти этой республики является Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея.

В Конституции Республики Тыва (ст. 62) законодательный (представительный) орган государственной власти республики называется Верховным Хуралом , в Уставе (Основном Законе) Саратовской области (ст. 68) - областной Думой , в Уставе Чукотского автономного округа (ст. 28) - Думой Чукотского автономного округа и в Уставе Псковской области – Областное Собрание депутатов и т.д.

Большинство законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ являются однопалатными .

Исключения составляют :


  • Башкортостан ,

  • Карелия ,

  • Парламент Кабардино-Балкарской Республики,

  • Саха (Якутия ),

  • Законодательное собрание Свердловской области,
имеющие две палаты.

Государственное Собрание Республики Башкортостан состоит из Палаты Представителей и Законодательной Палаты .

Законодательное Собрание Республики Карелия включает Палату Республики и Палату Представителей .

Парламент Кабардино-Балкарской Республики состоит из Совета Республики и Совета Представителей .

Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) имеет Палату Республики и Палату Представителей .

Законодательное собрание Свердловской области состоит из областной Думы и палаты представителей .

Число депутатов органа государственной власти субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. В Ингушетии (ст. 57) ее Народное Собрание состоит из 27 депутатов, в Татарстане (ст. 90) Государственный Совет Республики − из 130 депутатов; в Рязанской области (ст. 30) областная Дума − из 36 депутатов, в Псковской области областное Собрание − из 44 депутатов 64 и т.д.

Конституция (устав) субъекта РФ устанавливает также срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ одного созыва, который не может превышать пять лет .

Например, в Республике Марий Эл (ст. 65) Государственное Собрание республики избирается сроком на четыре года. В Краснодарском крае Законодательное Собрание края также избирается на четыре года, в Псковской области Областное Собрание депутатов − на пять лет и т.д.

Законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ самостоятельно устанавливается число депутатов , работающих на профессиональной постоянной основе.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является правомочным , если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ:

а) принимает конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ним, если иное не установлено конституцией субъекта РФ;

б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов в пределах полномочий субъекта РФ;

в) осуществляет иные полномочия , установленные Конституцией РФ, ФЗ, конституцией (уставом) и законами субъектов РФ.

^ Законом субъекта РФ:

а) утверждается бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ;

б) устанавливаются в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ основы организации и деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;

в) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ, в пределах полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ определяется порядок деятельности органов местного самоуправления;

г) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта РФ, представленные высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ;

д) устанавливаются налоги и сборы , установление которых отнесено к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания ;

е) устанавливается порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта РФ, утверждаются отчеты о расходовании средств этих фондов;

ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;

з) утверждается заключение и расторжение договоров субъекта РФ;

и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ;

к) устанавливается порядок проведения выборов

л) устанавливается административно-территориальное устройство субъекта РФ и порядок его изменения ;

м) утверждается схема управления субъектом РФ, определяется структура высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

н) регулируются другие вопросы , относящиеся в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФк ведению и полномочиям субъекта РФ.

Постановлениями законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ:


  • определяется порядок деятельности этого органа;

  • назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта РФ, а также оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией РФ, ФЗ, конституцией (уставом) субъекта РФ;

  • назначается дата выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;

  • назначается референдум субъекта РФ в случаях, предусмотренных законом субъекта РФ;

  • оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ принимает участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ;

  • утверждается соглашение об изменении границ субъектов РФ;

  • назначаются на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ;

  • оформляются другие решения по вопросам, отнесенным Конституцией РФ, ФЗ к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта РФ и законами субъекта РФ осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ.

Если конституцией (уставом) субъекта РФ предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, полномочия каждой из палат осуществляются в соответствии с федеральным законодательством , конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Так, согласно Конституции Кабардино-Балкарской Республики (ст. 101) к ведению Совета Республики относятся:


  • разработка и принятие законов по вопросам ведения, контроля за их исполнением;

  • первичное обсуждение республиканского бюджета ;

  • выдвижение обвинения против Президента Кабардино-Балкарской Республики для отрешения его от должности;

  • дача согласия Президенту Кабардино-Балкарской Республики на представление Генеральному прокурору РФ кандидатуры для назначения на должность прокурора Республики;

  • назначение на должности Председателя, заместителя, секретаря и судей Конституционного Суда Республики;

  • назначение (избрание) мировых судей Республики;

  • Республики;

  • толкование законов Республики;

  • наименование и переименование населенных пунктов;

  • утверждение указов Президента Республики о введении чрезвычайного положения в соответствии с ФКЗ;

  • назначение выборов в органы местного самоуправления;

  • иные вопросы ведения Республики , не отнесенные Конституцией к ведению Президента , парламента , Совета Представителей парламента, правительства , органов местного самоуправления и судебных органов Республики.
В соответствии с Конституцией Кабардино-Балкарской Республики (ст. 102) к ведению Совета Представителей Парламента Республики относятся :

  • первичное обсуждение республиканского бюджета , внесение его на утверждение Парламента Республики;

  • дача согласия Президенту Республики на представление на назначение на должность и освобождение от должности председателя Национального банка Республики, начальника Государственной налоговой инспекции и начальника Таможни Республики;

  • обращение в Конституционный Суд Республики.
Порядок деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ определяется конституциями (уставами), а также законами субъектов РФ.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ избирают председателей , заместителей председателя законодательного (представительного) органа.

Народное Собрание Республики Дагестан для координации законодательной и контрольной деятельности комитетов и подготовки пленарных заседаний создает Президиум Народного Собрания в составе Председателя Народного Собрания, его заместителей и председателей комитетов Народного Собрания.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ работают в сессионном порядке . Сессии созываются по мере необходимости , но не реже двух раз в год.

Заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ являются открытыми , за исключением случаев, установленных ФЗ , конституцией (уставом) субъект а РФ, законами субъекта РФ, а также регламентами или другими актами .

Правомочность заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ определяется его регламентом или другими актами .

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ (их палаты) образуют постоянные комитеты (комиссии).

На них возлагается :


  • разработка и рассмотрение проектов законодательных и иных правовых актов ;

  • контроль за исполнением законов и иных решений законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
^ Порядок их деятельности устанавливается законодательным (представительным) органом. В необходимых случаях могут создаваться временные комиссии по вопросам, отнесенным к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти.

^ Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ принадлежит депутатам , высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено и другим органам, общественным объединениям, а также гражданам , проживающим на территории субъекта РФ.

Например, согласно Уставу Псковской области (ст. 22) правом законодательной инициативы в Областном собрании депутатов обладают депутаты , постоянные комитеты Областного собрания депутатов, депутаты Федерального Собрания РФ, избранные от Псковской области, губернатор , представительные органы местного самоуправления, областной суд , арбитражный суд, прокурор по вопросам своего ведения.

Законопроекты , внесенные высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, рассматриваются в первоочередном порядке.

Законопроекты о введении или об отмене налогов , освобождении от их уплаты, применении финансовых обязательств субъекта РФ, другие законопроекты, предусматривающие расходы , покрываемые за счет средств бюджета субъекта РФ, рассматриваются по представлению высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ в срок не менее четырнадцати дней либо при наличии заключения этого лица.

Конституция (устав) субъекта РФ, поправки к ним принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.

Законы, постановления субъекта РФ принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов.

Проект закона субъекта РФ рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ не менее чем в двух чтениях.

Принятые Законы субъекта РФ направляются для обнародования высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ в установленный срок .

Высшее должностное лицо субъекта РФ обязано обнародовать закон субъекта РФ путем его подписания или издания специального акта , либо отклонить закон в срок, не превышающий четырнадцати дней .

В случае отклонения высшим должностным лицом субъекта РФ закона субъекта РФ он может быть одобрен большинством не менее двух третей голосов депутатов.

Закон субъекта РФ в таком случае не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом субъекта РФ и подлежит обнародованию в установленный срок .

Конституция (устав) и закон субъекта РФ вступают в силу после их официального опубликования .

Законы и иные нормативные правовые акты субъекта РФ по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования .

Конституция РФ, федеральные законы , конституция (устав) и законы субъекта РФ подлежат государственной защите на территории субъекта РФ.

Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случае:

а) принятия им решения о самороспуске в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта РФ;

б) роспуска его высшим должностным лицом субъекта РФ;

в) вступления в силу решения верховного суда субъекта о неправомочности данного созыва депутатов субъекта РФ, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий ;

г) роспуска его в порядке и по основаниям , предусмотренным законом .

Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного органа в случае принятия им конституции (устава) и закона субъекта РФ, другого нормативного правового акта , противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, установленного судом, если они не были устранены в течение шести месяцев .

В случае если законодательный орган власти субъекта РФ в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда не принял мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил нормативный правовой акт и судом установлено , что в результате уклонения законодательного органа субъекта РФ от принятия мер по исполнению решения суда были созданы препятствия для реализации полномочий федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юридических лиц, Президент РФ выносит предупреждение законодательному органу власти субъекта РФ.

Если в течение трех месяцев со дня вынесения Президентом РФ предупреждения законодательному органу власти субъекта РФ этот орган не принял мер по исполнению решения суда, Президент РФ вносит в Государственную Думу проект ФЗ о роспуске . Государственная Дума в течение двух месяцев обязана рассмотреть внесенный Президентом проект ФЗ.

Полномочия законодательного органа власти субъекта РФ прекращаются со дня вступления в силу ФЗ о роспуске .

Срок , в течение которого Президент РФ выносит предупреждение или вносит в ГД проект ФЗ о роспуске законодательного органа власти субъекта РФ не может превышать один год со дня вступления в силу решения суда .

В случае досрочного прекращения полномочий законодательного органа власти субъекта РФ назначаются внеочередные выборы , которые проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий.

Депутаты законодательного органа власти субъекта РФ избираются гражданами РФ, проживающими на территории соответствующего субъекта РФ и обладающими активным и пассивным избирательным правом.

Выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Условия осуществления депутатом депутатской деятельности :

устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ.

Так депутаты Думы Корякского автономного округа выполняют свои функции на профессиональной (постоянной, оплачиваемой) основе.

Депутаты в Амурской области работают в Совете народных депутатов с отрывом от основной деятельности на постоянной , оплачиваемой основе или без отрыв а от основной деятельности. Число депутатов, работающих на постоянной основе , устанавливается законом области.

В течение срока своих полномочий депутат не может быть:


  • депутатом Государственной Думы,

  • судьей,

  • занимать иные государственные должности.
В случае если деятельность депутата осуществляется на профессиональной основе , он не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью , кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Депутат обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности , задержан , арестован , подвергнут обыску или допросу без согласия законодательного органа власти субъекта РФ, кроме случаев задержания на месте преступления , а также подвергнут личному досмотру , за исключением случаев, когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности людей .

Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается законодательным органом власти субъекта РФ по представлению прокурора субъекта РФ.

Депутат вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением им своих полномочий .

Он освобождается от призыва на военную службу и на военные сборы на весь срок его депутатских полномочий.

Депутаты законодательных органов власти субъектов РФ объединяются в депутатские фракции или группы с учетом их политических и профессиональных интересов.

Полномочия депутатских фракций и групп , формы их деятельности определяются регламентами законодательных органов власти субъектов.
^ 2. Органы судебной власти субъектов Российской Федерации
Всоответствии с положениями Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» федеральные суды, а также конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ составляют единую судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам , действующим на территории субъектов РФ, относятся верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов ; районные суды, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

К судам субъектов Российской Федерацииотносятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи , являющиеся судьями общей юрисдикции.

Конституционные и уставные суды создаются в качестве высшего органа судебной власти по защите конституционного строя республики.


  • проверяют конституционность законов и нормативных правовых актов республики,

  • решают вопросы о конституционности политических партий ,

  • дают заключения о действиях главы государства ,

  • разрешают споры о компетенции ,

  • дают толкования республиканских конституций ,

  • рассматривают жалобы граждан на нарушение конституционных прав и др.
Хотя в различных республиках объем полномочий конституционных судов неодинаков, в целом их компетенция напоминает компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации .

В отличие от судов комитеты конституционного надзора не выносят окончательных решений о неконституционности законов , считая, что это позволяет парламенту самому решить соответствующий вопрос.

Состав конституционных судов и комитетов колеблется от трех (Бурятия) до семи человек (Кабардино-Балкария), их назначают или избирают законодательные органы республик .

Конституции устанавливают порядок назначения судей, возрастные критерии и т. д., причем часто закрепляемые условия отличаются от тех, которые закреплены в федеральных законах .

В других субъектах Российской Федерации (края, области и др.) судебные органы и требования к судьям закрепляются в соответствии с федеральным конституционным регулированием . Эти субъекты РФ, как и республики, стали проявлять интерес к созданию судов , имеющих функции конституционного контроля. Такие суды, проверяющие соответствие законов уставу данного субъекта РФ, называют уставными . Конституционные и уставные суды не получили пока широкого распространения , их число составляет только 15 .

В конституциях и уставах субъектов РФ закрепляется правовой статус органов прокуратуры , адвокатуры и нотариата . При этом иногда проявляется тенденция вывести прокуроров из единой централизованной системы Российской Федерации, что противоречит Конституции РФ.

Органы законодательной власти - это Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, верховные со­веты, законодательные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избира­ются непосредственно народом и никаким другим путем формиро­ ваться не могут . В своей совокупности они составляют систему пред­ставительных органов государственной власти Российской Федера­ции.

Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многона­ционального народа Российской Федерации и придают ей общеобя­зательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соот­ветствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодатель­ных органов обязательны к исполнению всеми другими органами со­ответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами го­сударственной власти и органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти подразделяются на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодатель­ным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание РФ. Это общегосударственный, общероссий­ский орган государственной власти, действующий в масштабах всей России. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, дей­ствующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.

Федеральное Собрание Российской Федерации

Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание явля­ется парламентом Российской Федерации.

В ст. 94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собра­ние - представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представитель­ная, т. е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возла­гается на народное представительство, самостоятельно принимаю­щее наиболее ответственные решения.

В ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание характеризует­ся и как законодательный орган Российской Федерации. В передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенци­ей в сфере законодательства.

Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание ис­полняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции та исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также путем использования права отказывать в доверии Прави­тельству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом в отставку.

Согласно ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации состоит из членов, представляющих все субъекты Федерации. Совет Федерации призван выражать региональные мне­ния и интересы. Вместе с тем Совет Федерации - государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адре­суются не тем или иным субъектам Федерации, а государству в це­лом, т. е. всей России.

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают во­просы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она устанавливает в ч. 3 ст. 100, что палаты могут собираться совме­стно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Консти­туционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных го­сударств.

Более того, Конституция предусматривает совершенно различ­ную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым сис­тему сдержек и противовесов в деятельности Федерального Собра­ния. В этой системе Совету Федерации отводится роль своего рода тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного пре­дотвратить возможность установления в Российской Федерации «ти­рании большинства», завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.

Следует заметить, что в нашем обществе существовало опреде­ленное недоверие к представительным органам государственной власти вообще и к парламенту в частности. Такое недоверие явля­лось следствием той политической борьбы, которая предшествовала принятию действующей Конституции РФ. В России имелись силы, которые были не прочь отказаться от парламента как важнейшего демократического института или превратить его в послушную, не иг­рающую самостоятельной роли ассамблею. Однако такие устремле­ния наталкивались на ряд противодействующих факторов.

Многие представители политических кругов страны отдавали от­чет в том, что полная дискредитация парламента может сильно по­дорвать складывающиеся политико-идеологические устои россий­ской демократии.

Существен и тот факт, что в демократических странах парламент является своеобразным олицетворением политических традиций, важным показателем национальной политической культуры. В при­дании определенной политической эффективности парламенту за­интересованы и те политические силы, которые не представлены в правительстве и для которых парламент служит ареной, где они мо­гут отстаивать свои интересы.

Парламент выступает и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих политических сил, как арена защиты интересов тех из них, которые в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможностями воздействия на политическую жизнь страны.

Вследствие взаимодействия всех этих факторов развитие россий­ского парламентаризма идет сложным, во многом противоречивым, путем.

На первый взгляд российская система органов государственной власти может показаться крайне запутанной, однако на деле это совсем не так. После проведённой в начале двухтысячных административной реформы все государственные институты были строго разделены по своему функционалу, что позволило ликвидировать дублировавшиеся и пересекавшиеся ранее полномочия. При этом довольно обширная категория органов в настоящее время занимается именно вопросами охраны природы и защиты окружающей среды. О том, как понять, как орган в каждом конкретном случае, сможет помочь вам в разрешении спорной ситуации, и пойдёт речь в данной главе.

Начать стоит прежде всего с того, что вся система власти разделена на три большие ветви: законодательную, исполнительную и судебную. В идеале предполагается, что каждая из них может в той или иной степени контролировать две другие, отчего на Западе такая система получила название «сдержек и противовесов». Российские реалии несомненно вносят в неё свои коррективы, однако на бумаге «сдержки и противовесы» у нас также закреплены.

I. Органы законодательной власти

Итак, первая ветвь – власть законодательная. Это органы, уполномоченные принимать законы, которые служат основой для разработки и утверждения всех других нормативных правовых актов. По сути это ключевые органы, которые одной строчкой могут пустить миллионы гектаров леса на древесину или, например, наоборот - объявить их заповедной природной территорией, на которой запрещена любая человеческая деятельность. Считается, что обычный человек в нынешних реалиях ничем не может повлиять на законодателей, однако это не так: даже самые одиозные федеральные законы можно изменить путём массового сбора подписей, организации кампаний в СМИ, а также манифестаций и пикетов (обо всех этих способах вы сможете прочесть в соответствующих главах данного пособия). Например, в феврале 2015 года Государственная Дума под давлением общественности (32 тысячи подписей на сайте Гринписа) отклонила предлагаемые поправки в Водный кодекс, которые могли разрешить сброс сточных вод в охранных зонах источников питьевой воды. В настоящее же время (июнь 2015 года) ведётся массовая кампания за ужесточение наказания за умышленные поджоги травы и предоставления полицейским полномочий по составлению соответствующих протоколов, что должно существенно снизить количество лесных пожаров в стране.

Любой федеральный закон, чтобы вступить в силу, должен пройти следующие обязательные инстанции:

1. Принятие Государственной Думой в трёх чтениях
2. Одобрение Советом Федерации
3. Подписание Президентом

В каждом субъекте Российской Федерации (республике, области, крае и др.) есть собственные законодательные органы (обычно также называемые Думами или Законодательными собраниями), однако следует понимать, что их акты ни в какой части не могут противоречить законам федеральным. При обнаружении несоответствий такой акт должен быть отменён в судебном порядке или же решением органа, принявшим его. Отслеживать вновь принятые, а также проекты планируемых к принятию нормативных правовых актов субъектов в настоящее время можно на официальном сайте законодательного органа своего субъекта в сети интернет.

II. Органы исполнительной власти

Органы исполнительной власти федерального уровня могут существовать в одной из трёх форм:

А) Министерство – отвечает за принятие нормативных правовых актов в рамках своей компетенции;

Б) Служба – контролирует в рамках своей компетенции исполнение федеральных законов и иных нормативных правовых актов, обладая полномочиями по применению мер ответственности к нарушителям;

В) Агентство – осуществляет управление федеральным имуществом.

Исходя из данной структуры мы можем сделать вывод о том, что в случае выявления нарушения природоохранного законодательства следует прежде всего обращаться в Службу (и её территориальные подразделения, которые существуют на уровнях субъектов РФ), которая имеет полномочия такие нарушения пресекать. Иные органы помочь вам не смогут, так как они не обладают соответствующей компетенцией.

В настоящее время функции государственного контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (сокращённо – Росприроднадзор), в состав которой входят 9 департаментов по федеральным округам и 71 Управление по субъектам Российской Федерации. Именно она обладает полномочиями на решение большинства вопросов, связанных с защитой окружающей среды, однако имеется ряд иных органов с более специфическими функциями.

Так, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), у которой также имеются отдельные Управления в каждом субъекте Российской Федерации, осуществляет «государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства». Если у вас имеются обоснованные опасения в том, что незаконная хозяйственная деятельность вызвала (или может вызвать) угрозу здоровью людей, проживающих на данной территории (например, загрязнение или осушение водоёма, который обеспечивает поступление питьевой воды), смело обращайтесь за защитой в местное Управление Роспотребнадзора.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), которая также включает в себя Департаменты в федеральных округах и Управления в субъектах Российской Федерации, обязана обеспечивать права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды путём, в том числе, предоставления информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды и ее загрязнении. Заключения специалистов Росгидромета об обнаруженных нарушениях (например, о превышении концентрации загрязняющих веществ в атмосфере) могут стать сильным козырём в борьбе с нарушителями.

Помимо указанных служб вопросами природоохраны занимаются следующие агентства, чей функционал угадывается из самих названий:

- Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы)
- Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)
- Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра)

Здесь ещё раз хотелось бы обратить внимание на то, что указанные агентства за редкими исключениями не уполномочены принимать меры принудительного воздействия к нарушителям (эти функции возложены на органы Росприроднадзора), однако их заключения могут быть использованы для дальнейшей защиты своих прав, в том числе, в вышестоящих и судебных инстанциях.

Все указанные выше службы и агентства находятся в прямом подчинении Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды) , в чьи обязанности входит выработка государственной политики и принятие нормативных правовых актов в сфере экологии и природопользования. Таким образом, бездействие территориального органа службы или агентства может быть всегда оспорено в Федеральном органе и далее непосредственно в Минприроды.

Полную информацию о полномочиях, структуре и адресах всех перечисленных органов вы сможете найти на их официальных сайтах (http://government.ru/ministries/).

Что касается органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации , то здесь трудно говорить о каком-то единообразии. Высшим должностным лицом субъекта является его Глава (губернатор), который обладает всей полнотой исполнительной власти, возглавляет Правительство субъекта и самостоятельно выстраивает систему подчинённых органов в соответствии с Конституцией (Уставом) своего субъекта. Так, в составе исполнительных органов субъекта могут появляться такие, которые напрямую занимаются решением местных вопросов, связанных с экологией и защитой окружающей среды (Министерство природных ресурсов и экологии, Управление государственного строительного надзора, Комитет по охоте и рыболовству, Служба по охране и использованию животного мира и многие другие). Именно в данные органы рекомендуется обращаться в первую очередь, так как они могут наиболее оперативно принять требуемые меры в случае выявления нарушений.

Систему органов исполнительной власти своего субъекта можно изучить на сайте высшего должностного лица субъекта (губернатора) в сети интернет.

III. Органы судебной власти

Cуды в Российской Федерации делятся на две крупные группы: арбитражные суды и суды общей юрисдикции. В рамках защиты экологических прав арбитражные суды вам вряд ли понадобятся, так как их компетенция – разрешение имущественных споров в основной массе исключительно между юридическими лицами (то есть организациями, а не гражданами). А вот суды общей юрисдикции могут выносить решения по искам любого заинтересованного лица, в том числе, обязывающие прекратить те или иные нарушения или отменяющие незаконные нормативные правовые акты.

В систему судов общей юрисдикции входят:

1. Верховный суд
2. Суды субъектов
3. Районные (городские) суды
4. Мировые судьи

Как видно из данной таблицы, наиболее «незначительные» дела рассматриваются мировыми судьями, при этом довольно трудно представить ситуацию, связанную с нарушением экологического законодательства, которая была бы отнесена к их подсудности. В основном в компетенцию мировых судей входит рассмотрение семейных дел, мелких имущественных споров и ряда дел об административных правонарушениях. Кроме того, система мировых судей до сих пор создана не во всех субъектах страны.

Абсолютное большинство всех рассматриваемых судами споров относится к компетенции районных (городских) судов, в том числе, в них можно оспорить действие или бездействие как местных органов государственной власти, так и непосредственно нарушителей экологического законодательства.

Если же требуется признать незаконным нормативный правовой акт органа государственной власти субъекта РФ (например, постановление губернатора области), обращаться следует напрямую в Областной суд, т.е. суд субъекта РФ.

Разграничение полномочий между органами судебной системы установлено Главой 3 Гражданского процессуального кодекса, а более подробно о том, как следует осуществлять судебную защиту своих прав, вы можете прочитать в главе "Как обращаться в органы власти в случае экологического правонарушения" .

IV. Прокуратура

Особняком среди всех органов государственной власти стоят органы прокуратуры. Они не относятся ни к одной из ветвей власти, а их основная задача - надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. И с полным основанием можно утверждать, что наряду с Росприроднадзором именно прокуратура является тем органом, который наиболее часто приходит на помощь гражданам, ищущим справедливости в борьбе за свои экологические права, прежде всего если речь идёт о нарушениях, совершаемых самими органами государственной власти в виде принятия незаконных актов, которые могут повлечь за собой самые тяжёлые экологические последствия.

Так, прокуроры имеют право самостоятельно обжаловать в суде нормативные правовые акты органов исполнительной и законодательной власти, а с учётом того, что для составления грамотного иска и отстаивания своей позиции в суде необходимо обладать хотя бы базовыми юридическими знаниями, именно обращение в прокуратуру может стать самым действенным инструментом в борьбе за свои права. Кроме того, прокуратура осуществляет надзор и за тем, как ведётся в государственных органах, в том числе, в органах полиции работа с обращениями граждан. Если в течение контрольного срока вы не получили ответа на свою жалобу или считаете, что по фактам, изложенным в вашем письме, не была проведена надлежащая проверка, можете смело обращаться в прокуратуру с требованием принять меры как непосредственно к нарушителям экологического законодательства, так и к самим недобросовестным чиновникам.

Но и это ещё не все плюсы прокурорского надзора. В настоящее время в субъектах РФ созданы отдельные природоохранные прокуратуры , к полномочиям которых отнесено обеспечение исполнения природоохранного законодательства, контроль за соблюдением экологических прав граждан и рациональным использованием природных ресурсов. Природоохранные прокуроры осуществляют расследование экологических преступлений, а также могут участвовать в качестве государственных обвинителей при рассмотрении дел судами – всё это делает природоохранные прокуратуры незаменимыми инструментами в нынешней борьбе граждан за свои экологические права. Контакты природоохранной прокуратуры в своём субъекте можно найти на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ .

В заключение хотелось бы отметить, что в настоящее время система органов государственной власти представляет из себя довольно разветвлённую сеть с самыми обширными полномочиями. Если прибавить к этому широчайшие возможности органов прокуратуры по надзору за всеми тремя ветвями власти, мы придём к логичному заключению, что при грамотном использовании имеющихся механизмов, прежде всего в виде оперативных обращений в указанные выше инстанции, можно с высокой долей вероятности добиться нужных результатов в максимально короткие сроки.

Однако следует учитывать и то, что несмотря на красивые постулаты, система «сдержек и противовесов» до сих продолжает оставаться «западной диковинкой», плохо приживающейся в российских реалиях. Трудно представить себе, чтобы органы законодательной, исполнительной и судебной власти одного уровня вдруг начали в чём-то не соглашаться друг с другом, поэтому нужно быть психологически готовыми к тому, что первые результаты борьбы вас разочаруют. Но всегда следует помнить о том, что над каждым органом существует вышестоящий, никаким образом не подконтрольный местной коррумпированной системе, и одно его решение сможет разом перечеркнуть все ваши неудачи на «первом уровне».

Отрывок из методического пособия по защите экологических прав граждан

Кирилл Зенчев, юрист Зеленого движения ЭКА



Просмотров