Конституционный суд российской федерации. Конституционный суд рф это

Конституционный суд Российской Федерации, который согласно Конституции РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 125 Конституции).
Порядок образования и деятельность Конституционного суда Российской Федерации закрепляется также Федеральным конституционным законом "О Конституционном суде Российской Федерации" 1994 г. с изменениями 2001 г.
Целью деятельности Конституционного суда является защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства Конституции РФ на всей территории России.
Конституционный суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ в индивидуальном порядке тайным голосованием сроком на 15 лет. Предложения о кандидатах на должности судей вносятся Президенту РФ членами Совета Федерации и депутатами Государственной думы, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими органами, юридическими научными и учебными заведениями. Вторичное назначение на должность, согласно Конституции РФ, одного и того же лица не допускается. Кандидат на должность судьи Конституционного суда РФ должен быть гражданином России, не моложе 40 лет, с безупречной репутацией, иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет. Предельный возраст члена Конституционного Суда - 70 лет.
Судьи Конституционного суда РФ не могут быть членами парламента и иных представительных органов, сохранять за собой государственные и общественные должности, заниматься любой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой; они не могут принадлежать к политическим партиям и движениям, вести политическую пропаганду и агитацию, участвовать в кампании по выборам и заниматься любой политической деятельностью.
Все члены Конституционного суда равны в правах, обладают правом неприкосновенности, несменяемы, кроме случаев, указанных в законе.
Закон определяет и случаи досрочного прекращения полномочий судей. В частности, полномочия могут быть прекращены в случае совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство этой должности, а также неучастия в заседаниях Конституционного суда или уклонение судьи от голосования свыше двух раз подряд без уважительной причины. Закон регламентирует и порядок выхода судьи Конституционного суда в отставку.
Полномочия Конституционного суда не ограничены определенным сроком (хотя судьи назначаются на определенный срок). Конституционный суд РФ финансируется за счет федерального бюджета, что гарантирует его независимость от любых других органов государства в организационном, финансовом и материально-техническом плане и дает возможность осуществлять конституционное судопроизводство в полном объеме.
Конституционному суду РФ принадлежит право самостоятельно и независимо осуществлять информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.
Конституционный суд РФ призван защищать Конституцию страны как ее основной закон; осуществлять конституционный контроль и защиту прав и свобод человека и гражданина. Являясь одним из высших федеральных органов судебной власти, Конституционный суд РФ подкрепляет и стабилизирует систему разделения властей, имея одной из сторон своей деятельности рассмотрение споров о компетенции как между федеральными ветвями власти, так и между органами власти Федерации и ее субъектов, и между государственными органами отдельных субъектов Федерации.
Кроме этих важных задач, одной из сторон деятельности Конституционного суда является толкование норм Конституции, что помогает государству, его органам, общественным организациям, гражданам наиболее точно реализовать конституционные требования.
Право Конституционного суда РФ объявлять законы недействительными подчеркивает особое правовое положение этого органа в системе государственных органов.

  • Конституционный суд РФ:
    • разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
      • федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ;
      • Конституций республик, уставов и других нормативных актов субъектов РФ по вопросам ведения, закрепленным в ст.ст. 71 и 72 Конституции;
      • договоров между органами государственной власти Федерации и ее субъектов;
      • договоров между органами государственной власти субъектов Федерации;
      • не вступивших в силу международных договоров РФ;
    • разрешает споры о компетенции между:
      • федеральными органами государственной власти;
      • органами государственной власти Федерации и ее субъектов;
      • высшими государственными органами субъектов РФ;
    • по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле;
    • по запросам Президента, палат парламента, Правительства РФ и органов законодательной власти субъектов дает толкование Конституции;
    • по запросу Совета Федерации дает заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинений против Президента;
    • выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Конституционный суд РФ состоит из двух палат и пленарного заседания, в котором участвуют все члены суда. В пленарном заседании может быть рассмотрен любой вопрос компетенции Конституционного суда России. Палаты включают в себя соответственно десять и девять судей; порядок распределения судей по палатам определяется Регламентом Конституционного суда, причем персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд.
Участниками процесса в Конституционном суде считаются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики.
В пленарном заседании и в заседании палат принимаются решения Конституционного суда РФ, они подписываются всеми судьями, участвовавшими в голосовании.
Решения Конституционного суда называются постановлениями, определениями и заключениями; они окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу сразу после их провозглашения.
Постановления и заключения Конституционного суда РФ подлежат опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти. Кроме того, все материалы о деятельности Конституционного суда РФ публикуются в специальном вестнике.
Решения Конституционного суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации, для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Государственные органы и должностные лица обязаны привести законы и иные нормативные акты в соответствие с Конституцией и с решением Конституционного суда.

Особое место среди правоохранительных органов Российской Федерации занимает прокуратура. Несмотря на то, что в Конституции РФ статья, регулирующая и закрепляющая порядок организации и деятельности этого органа, входит в гл. 7, которая называется "Судебная власть", прокуратура не является органом этой ветви власти. Она представляет собой единую систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Во главе всех прокурорских органов стоит Генеральный прокурор, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации, по представлению Президента РФ (ст. 129 Конституции). Компетенция и порядок деятельности прокуратуры регулируется Федеральным законом "О Прокуратуре Российской Федерации" 1995 г., где главная ее задача определена как надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов в целях единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. В соответствии с процессуальным законодательством прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Контрольные вопросы

  1. Кто, согласно Конституции РФ, является гарантом прав и свобод человека и гражданина?
  2. Какими полномочиями обладает Президент РФ в области охраны правопорядка?
  3. Каковы полномочия Федерального Собрания в сфере охраны правопорядка?
  4. Какими полномочиями наделено правительство РФ в сфере охраны правопорядка?
  5. Посредством чего осуществляется судебная власть в РФ?
  6. Назовите принципы судопроизводства в РФ.
  7. Что в соответствии с Конституцией РФ относится к федеральным судам?
  8. Что относится к судам субъектов Федерации?
  9. На какие три группы делится система федеральных судов?
  10. Назовите три уровня, на которые делится система арбитражных судов.
  11. Каковы полномочия мировых судей?
  12. Какие требования предъявляет Российское законодательство к членам Верховного и Высшего Арбитражного судов?
  13. Что представляют собой административные суды?
  14. Каков порядок формирования Конституционного Суда РФ?
  15. В каких направления осуществляется деятельность Конституционного Суда РФ?
  16. Какие виды решений принимает Конституционный Суд РФ?
  17. Какой юридической силой обладают решения Конституционного Суда РФ?

Конституционный Суд РФ . Конституционный Суд РФ был создан в 1991 г. Предшественником его в период 1989-1991 гг. был Комитет конституционного надзора СССР. До этого такого органа в нашей стра­не не существовало. Считалось, что в условиях отрицания принципа разделения властей и формального признания полновластия Советов в таком органе нет необходимости, поскольку Верховный Совет и его президиум могут сами осуществлять такой парламентский контроль за соблюдением конституции, а учреждение указанного органа нарушило бы верховенство парламента. Реальная потребность в органе конститу­ционного надзора или контроля в условиях тоталитарного режима не возникала и потому, что всепроникающий политический контроль за всем, в том числе и за соблюдением конституции, призвана была реаль­но осуществлять единственная партия и ее высшие органы. Антидемо­кратическая сущность тоталитаризма на деле была не совместима с интересами соблюдения законности вообще, законности конституци­онной в частности и в особенности. Поэтому переход к независимому конституционному правосудию стал возможен лишь с переходом к реальной демократизации страны.

Принятие Конституции РФ в конце 1993 г. и на ее основе Феде­рального конституционного закона «О Конституционном Суде Рос­сийской Федерации» (21 июля 1994 г.)* открыли новый, современный этап в развитии конституционного правосудия в нашей стране. Указан­ные основополагающие документы внесли серьезные изменения в структуру и компетенцию Конституционного Суда РФ как одного из важнейших институтов судебной власти. Конституционный Суд РФ - это судебный орган конституционного контроля, самостоятель­но осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Его высшая и главная задача - обеспечение защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод личности, вер­ховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории страны. Указанный закон не только определил цели, задачи, структуру и компетенцию суда, но и основы конституционного судопроизводства.

* СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

Число судей увеличилось до 19. Они назначаются Советом Феде­рации по представлению Президента РФ. Кандидатом на должность конституционного судьи может быть гражданин РФ не моложе 40 лет с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образова­ние, стаж работы не менее 15 лет и обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Срок назначения на эту должность - 12 лет (назначение на второй срок не допускается). По достижении 70 лет конституционный судья уходит в отставку. Предложения по кандидатурам могут вноситься Президенту РФ членами Совета Феде­рации, депутатами Государственной Думы, законодательными (пред­ставительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами н федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Каждый судья назначается в индивидуальном порядке тайным голосованием, если его кандидатура получила большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации. Председатель Со­вета Федерации приводит назначенное на должность судьи лицо к при­сяге, текст которой установлен законом.

В соответствии со ст. 11 Закона о Конституционном Суде РФ его судья не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, вести политическую пропаганду и агита­цию, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью, входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей. Конституционный судья не может быть членом Совета Федерации и депутатом Государ­ственной Думы, иных представительных органов, занимать или сохра­нять за собой другие государственные и общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оп­лачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и иной творческой, занятие которой не должно препятствовать выполнению его обязанностей и не может служить уважительной причиной отсут­ствия на заседаниях). Судья Конституционного Суда РФ не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного пред­ставительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому-либо покровительство в получении прав и освобождении от обя­занностей. Он не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде, а также который изучается или принят к рас­смотрению Конституционным Судом, до принятия решения по этому вопросу.

Конституционный Суд РФ имеет теперь две палаты по 9 и 10 судей, которые равноправны и решения которых имеют такую же юридичес­кую силу, как и решения Суда в целом. Для рассмотрения особо важ­ных дел проходят пленарные заседания, в которых участвуют все судьи и которые вправе рассматривать любой вопрос, входящий в компетен­цию Конституционного Суда. Председатель Суда, его заместитель и судья-секретарь избираются на пленарном заседании Суда большинст­вом голосов от общего числа судей сроком на три года и могут переизбираться еще на один срок. В основе деятельности Конституционного Суда РФ лежат такие принципы, как независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непре­рывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон. В стране нет такого органа или лица, который бы имел право давать какие-либо указания или замечания Конституционному Суду, дейст­вующему в рамках своих полномочий. В основе его деятельности лежит Конституция РФ и Федеральный конституционный закон о Конститу­ционном Суде РФ. Конституционный Суд РФ независим в организа­ционном, финансовом и материально-техническом отношении, его фи­нансирование осуществляется из федерального бюджета. Гарантиями независимости конституционных судей являются их несменяемость, неприкосновенность, равенство прав судей и др. На судей Конституци­онного Суда распространяется общее законодательство о статусе судей. В отличие от других судов (Верховного, Арбитражного), Конституци­онный Суд РФ не имеет системы нижестоящих судов. Тот факт, что некоторые субъекты РФ также создали свои конституционные суды, не означает, что они входят в такую систему, ибо не являются нижестоя­щими и не составляют с Конституционным Судом РФ единую систему.

Еще более существенные изменения произошли в функциях и ком­петенции Конституционного Суда РФ. С одной стороны, его компетен­ция в определенном отношении сужена: он теперь не может действо­вать по собственной инициативе и из его полномочий исключена оцен­ка правоприменительной практики. С другой стороны, он расширил свои полномочия за счет получения права давать абстрактное офици­альное толкование Конституции РФ, права разрешать споры о компе­тенции между органами государственной власти, по жалобам на нару­шение прав и свобод граждан и права по запросам судов проверять конституционность закона, примененного или подлежащего примене­нию по конкретному делу.

Главная, основная функция Конституционного Суда РФ - провер­ка соответствия Конституции РФ: а) федеральных законов, норматив­ных актов высших федеральных органов государственной власти (Пре­зидента, палат Федерального Собрания, Правительства); б) конститу­ций и уставов, а также иных нормативных актов субъектов РФ, кроме тех, которые относятся к сфере исключительного ведения субъектов РФ; в) договоров между органами государственной власти РФ и ее субъектов; г) международных договоров РФ, не вступивших в силу (ст. 125 Конституции РФ). Конституционный Суд РФ не рассматри­вает, во-первых, ненормативные (индивидуальные) акты указанных органов, а во-вторых, правовые акты, включая нормативные, всех других государственных органов, поскольку это входит в компетенцию общих судов; и в-третьих, как уже отмечалось, он не занимается про­веркой правоприменительной практики, во многом совпадающей с су­дебной.

Право на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности указанных нормативных актов и договоров имеют, согласно ст. 125 Конституции РФ, Президент РФ, Совет Фе­дерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федера­ции и депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верхов­ный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодатель­ной и исполнительной власти субъектов РФ. Такие запросы могут касаться как всего нормативного акта или договора, так и той или иной его части или отдельных положений. Конституционный Суд РФ определяет конституционность или неконституционность указанных актов и договоров в следующих пределах: по содержанию норм; по форме нормативного акта или договора; по порядку подписания, за­ключения, принятия, опубликования или введения в действие; с точки зрения установленного Конституцией РФ разделения государствен­ной власти на законодательную, исполнительную и судебную; с точки зрения установленного Конституцией РФ разграничения компетен­ции между федеральными органами государственной власти; с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между орга­нами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, установенного Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами.

Граждане обладают правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение их конституционных прав и свобод, если эти права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Таким же правом обладают и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в Федеральном конституционном законе о Конституционном Суде РФ. Важно, чтобы во всех этих случаях закон, на который подается жалоба (а не какой-либо иной нормативный акт, вопрос о котором в таком случае рассматривается в общих судах), за­трагивал конституционные права и свободы человека и гражданина и был применен или подлежал применению в конкретном деле, рассмот­рение которого уже завершено или начато судом или иным правоприменительным органом. При этом также следует иметь в виду, что суды любой инстанции, рассматривающие такие конкретные дела, сами могут обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности применяемого в данном деле закона, в результате чего производство по делу приостанавливается до решения Конститу­ционного Суда РФ.

В компетенцию Конституционного Суда РФ входит и разрешение споров о компетенции: между федеральными органами государствен­ной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; между высшими органами го­сударственной власти субъектов РФ. Правом на обращение в Консти­туционный Суд РФ в этом плане обладает каждая из сторон данных споров, а Президент РФ также в случае недостижения согласованного решения при использовании согласительных процедур для разреше­ния разногласий между органами государственной власти РФ и орга­нами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ). Такое обращение допустимо, если: а) оспариваемая компетенция опре­деляется Конституцией РФ; б) спор не касается вопроса о подведомст­венности дела судам или о подсудности; в) спор не был или не может быть разрешен иным способом; г) заявитель считает издание акта или совершение действия правового характера либо уклонение от издания акта или совершения такого действия нарушением установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между органами госу­дарственной власти; д) заявитель ранее обращался к указанным в Кон­ституции РФ органам государственной власти с письменным заявле­нием о нарушении ими определенной Конституцией и договорами ком­петенции заявителя либо об уклонении этих органов от осуществления входящей в их компетенцию обязанности; е) в течение месяца со дня получения письменного заявления не были устранены указанные в нем нарушения; ж) в случае обращения соответствующего органа государ­ственной власти к Президенту РФ с просьбой об использовании согла­сительных процедур, предусмотренных ст. 85 Конституции РФ, а Пре­зидент РФ в течение месяца со дня обращения не использовал эти согласительные процедуры либо такие процедуры не привели к разре­шению спора.

Еще одно направление деятельности Конституционного Суда РФ - толкование Конституции РФ. Это имеет место тогда, когда в Конституционный Суд обращаются Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ. В данном случае речь идет о прямом толковании Конституции РФ, которое может и не быть связано с проверкой кон­ституционности закона или спора о компетенции. Оно призвано отве­тить на вопрос: как следует понимать то или иное положение Консти­туции РФ, что особенно важно и необходимо в условиях принципиальной новизны содержания этой Конституции и ее «жесткости». Толко­вание Конституционного Суда РФ является официальным и обяза­тельным для всех.

Наконец, в функции Конституционного Суда РФ входит также дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. В данном случае такой запрос в Консти­туционный Суд направляется Советом Федерации, если соответствующее обвинение выдвинуто Государственной Думой и имеется заключе­ние Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ при­знаков соответствующего преступления. Запрос направляется в Кон­ституционный Суд РФ не позднее месяца со дня принятия Государст­венной Думой решения о выдвижении обвинения. Заключение должно быть дано Конституционным Судом не позднее десяти дней после ре­гистрации запроса. Если Суд установит несоблюдение указанного по­рядка, то процедура импичмента прекращается.

Помимо отмеченных основных полномочий Конституционного Суда РФ, зафиксированных в ст. 125 Конституции РФ, ряд других ее статей определяет еще и такие полномочия, как направление посланий Конституционного Суда Федеральному Собранию (ст. 100), право за­конодательной инициативы (ст. 104), право присутствия судей Кон­ституционного Суда при принятии присяги Президентом РФ (ст. 82). Ряд полномочий Конституционного Суда РФ связан с договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами го­сударственной власти РФ и ее субъектов. Федеральный конституцион­ный закон о референдуме (1995) предусмотрел еще одно новое полно­мочие Конституционного Суда - проверка по запросу Президента РФ до референдума соблюдения требований, предусмотренных Конститу­цией РФ.

Решения Конституционного Суда РФ принимаются открытым го­лосованием на основе поименного опроса судей. Судья не вправе воз­держаться при голосовании или уклониться от него. Эти решения при­нимаются только по предмету, указанному в обращении в Конституци­онный Суд и лишь в отношении той части акта или компетенции орга­на, конституционность которых была подвергнута сомнению в таком обращении. Судья, несогласный с решением Конституционного Суда РФ, имеет право письменно изложить свое особое мнение, которое приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Конституционного Суда. Решение Конституционного Суда РФ провозглашается в полном объеме в открытом заседании немедлен­но после его подписания. Постановления и заключения Суда не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Прави­тельству РФ, Уполномоченному по правам человека РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокуро­ру РФ и министру юстиции РФ. Постановления и заключения Консти­туционного Суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях. Решение Конституционного Суда РФ оконча­тельно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Оно действует непосредственно и не нуждается в иных подтверждениях. Акты или их отдельные положения, признан­ные неконституционными, утрачивают силу, а признанные не соответ­ствующими Конституции РФ международные договоры, не вступив­шие в силу, не подлежат введению в действие и применению. Неиспол­нение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполне­нию решения Конституционного Суда РФ влечет ответственность, ус­тановленную федеральным законом.

В заключение необходимо вновь особо подчеркнуть, что Конститу­ционный Суд РФ как судебный орган конституционного контроля призван решать исключительно вопросы права (ст. 3 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ). Это исходное положение закона направлено не на то, чтобы отрицать всякую связь права и политики, а на то, чтобы не подменять право политикой. Кон­ституционному Суду РФ, несомненно, приходится рассматривать в той или иной мере и политические вопросы и выносить решения, имею­щие и политическое значение. Другое дело, что Конституционный Суд РФ рассматривает только правовую, конституционную сторону этих вопросов (например, конституционность актов различных ветвей по­литической власти или споры о компетенции между различными орга­нами государственной власти как субъектами политики) и выносит свои решения, опираясь исключительно на конституционное законода­тельство, на право, а не на политическую целесообразность и другие политические факторы.

Чем занимается конституционный суд РФ? Рассмотрением всех дел, которые касаются конституционного законодательства. Статья 1 ФКЗ законодательства о деятельности КС дает четкое толкование самой сути данной государственной инстанции. Суд имеет право рассматривать все дела, которые подлежать его юрисдикции, а также проверять конституционность законодательства (уставы, постановления правительства, другие нормативно-правовые...

Основные функции КС

Безусловно, конституционный суд имеет основные функции, о которых вы, непременно должны знать:
  1. Рассмотрение дел, которые связаны с конституционным правом, в данном случае речь идет о спорах;
  2. Рассмотрение дел, которые касаются вопросов компетенции;
  3. Рассмотрение законодательства, на соответствии конституционному праву;
  4. Толкование Конституции.
Более детально о функциях КС можно узнать изучив конституционное право. Существует четко отработанный механизм подачи заявления на рассмотрение каких-либо дел в КС. В данном случае, подать заявление может любой гражданин страны ч.1 ст.96 ФКЗ «О КС РФ». Существуют также нормативные требования по поводу содержания заявления - ст. 37 ФКЗ «О КС РФ».

Чем занимается конституционный суд РФ и как правильно составить заявление?

В принципе, по законодательству нашей страны, любое обращение граждан в КС должно быть рассмотрено. Принцип действия будет следующим:
  1. Заявление попадает в секретариат, где его детально проверяют на соответствие всем установленным нормам;
  2. Заявление передается судье, который проверяет его на рациональность рассмотрения (чтобы законодательство действительно имело двоякое толкование, которое можно соотнести к определенным неточностям соблюдения конституционных норм);
  3. После собираются все необходимые документы и материалы, одним из выбранных судей;
  4. Происходит процесс рассмотрения материалов и принимается решение в коллегиальном порядке.
Составление заявления

В заявлении обязательно указываются личные данные заявителя и его представителя. В данном случае речь идет о юристе, который может представлять ваши интересы. Также указываются нормативные акты, которые, по мнению заявителя, не имеют конституционности. Указываются также статьи конституционного права, которым не соответствует законодательство. Указываются статьи Конституции, которые обуславливают обращение по данному делу именно в КС.

К обращению прилагается ряд документов. Во-первых, акт законодательства, которое подлежит сомнению. Во-вторых, все документы, которые касаются представительства интересов заявителя, а также квитанция об уплате государственной пошлины. Если документы были составлены на иностранном языке, то в обязательном порядке представляется их перевод. Обращение должно иметь подпись и дату.


Ежедневно в Конституционный Суд РФ поступают различные жалобы, ходатайства, выражающие различные просьбы. В последнее время наблюдается повышенная активность граждан в обращении...

Конституционный суд образован в 1990 г. В 1993 г. деятельность прекращена во время переворотов, затем возобновлена с принятием Конституции.

Конституционный суд - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей (входящих в 1-ю и 2-ю палаты) , назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Полномочия:

1. Рассмотрение дел о соответствии с Конституцией РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов.

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ.

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

г) не вступивших в силу международных договоров РФ.

2. Разрешение споров о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти.

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

в) между высшими государственными органами субъектов РФ.

3. Проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле.

4. Дает толкование Конституции РФ.

5. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

6. Конституционный Суд РФ по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

7. Выступает с инициативой по законодательству.

Задачи:

1.Защищает основы конституционного строя, прав человека, гражданина;

2.Обеспечивает верховенство и прямое действие Конституции РФ на всей территории страны;

3.Решает исключительные вопросы права.

Решения Конституционного Суда РФ, их виды и значение.

Виды решений:

    Постановление (по большинству вопросов)

    Заключение (итоговое решение по существу вопроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в госизмене или совершении иного тяжкого преступления)

    Определение (все иные решения)

    Особое место занимают решения Конституционного суда по вопросам организации работы (Регламент Конституционного суда и другие акты), заявления и др., принимаемые вне рамок конституционного производства.

Не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после принятия решения, обязательны для исполнения всеми гос.органами, организациями, должностных лиц, граждан.

16. Конституционные (уставные) суды субъектов рф.

Конституционный (уставной) суд- суд, созданный субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ.

Правовая основа : ФКЗ«О судебной системе Российской Федерации».

В конституционный (уставный) суд субъекта РФ могут быть заявлены требования граждан, проживающих на территории муниципального образования, а также органов местного самоуправления и их должностных лиц, о признании недействительными актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, а также общественных объединений.

Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Финансирование конституционного (уставного) суда производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Возникновение КС прямо связано с проведением демократических реформ и воплощением в жизнь идей правового государства. Разделение властей, с одной стороны. - причина возникновения самостоятельного, независимого от законодательных и исполнительных органов власти органа конституционного контроля, а с другой - разделение властей не может эффективно реализоваться в отсутствие КС.

Институт конституционного контроля был учрежден 15 декабря 1990 г. внесением поправок в Конституцию РСФСР. 12 июля 1991 г. Съездом народных депутатов РСФСР утверждается Закон РСФСР "О Конституционно\",\" Суде РСФСР", а в октябре 1991 г. формируется КС РФ в составе 13 судей (Закон предусматривал другое число - 15 судей).

Вскоре после того, как КС признал не соответствующим Конституции РСФСР Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации",его деятельность была приостановлена.

В феврале 1995 г. КС возобновил свою работу в соответствии с ФКЗ РФ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", принятым ГДна основе новой Конституции РФ. Новый закон изменил по-рядок формирования КС и увеличил число его судей до 19.

Задачи КС как специализированного органа конституционного контроля:

защита основ конституционного строя. основных прав и свобод человека и гражданина. обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории государства. КС осуществляет следующие функции: а) разрешает дела о соответствии Конституции РФ ФЗ. нормативных актов Президента РФ, СФ, ГД. Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ. изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и к совместному ведению органов государственной власти РФ и ее субъектов; договоров между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ: не всту-пивших в силу международных догово-ров РФ (КС осуществляет исключительно последующий конституционный контроль и не вправе рассматривать проекты каких-либо нормативных актов и договоров): б) разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти: между органами государственной власти РФ и субъектов РФ; между высшими органами государственной власти субъектов РФ; в) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного и подлежащего применению в конкретном деле; г) дает толкование Конституции РФ: д) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления: е)проверяет соответствие вопросов, выносимых на референдум, требованиям. предусмотренным Конституцией РФ: ж) на основании анализа рассмотренных им дел принимает послания о состоянии конституционной законности в стране.

КС - единственный судебный орган, компетенция которого установлена в Конституции РФ; его деятельность связана не с применением правовых норм, а с обеспечением соответствия их Конституции РФ. Существо данной деятельности составляет толкование норм проверяемых актов и Конституции РФ, которое протекает по иным процессуальным правилам, нежели рассмотрение дел в судах общей и арбитражной юрисдикции. КС воздерживается от установления фактических обстоятельств в том случае, если это входит в компетенцию иных судов. КС оказывает непосредственное воздействие на деятельность главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти РФ и ее субъектов, лишая юридической силы их нормативные акты, договоры, не соответствующие Конституции РФ. КС не толкует отдельные правовые нормы, он формирует конституционно-правовую доктрину, предлагает свое понимание определенных положений Конституции РФ, обязательное для всех государственных органов и иных субъектов конституционных правоотношений.

19 судей разделены на 2 палаты.

Председатель КС, его заместитель и Судья-секретарь избираются на пленарном заседании КС из своего состава. Председатель руководит подготовкой пленарных заседаний КС, созывает их и дредседательствует на них, выносит на обсуждение вопросы, подлежащие рассмотрению на пленарных заседаниях и заседаниях палат, осуществляет общее руководство аппаратом КС,представляет на утверждение кандидатуры руководителей Секретариата КС и других подразделений аппарата, а также Положение о Секретариате КС и штатное расписание аппарата. Полномочия своего заместителя Председатель определяет сам. Судья-секретарь непосредственно руководит работой аппарата КС, организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний КС, доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые КС, информирует КС об их исполнении, организует информационное обеспечение судей.

Вопросы порядка определения персонального состава палат КС, распределения дел между ними, определения очередности рассмотрения дел на пленарных заседаниях и на заседаниях палат, некоторые правила процедуры и этикета на заседаниях, особенности делопроизводства в КС.требования к работникам аппарата КС, иные вопросы внутренней деятельности КС закреплены в Регламенте КС, принимаемом на пленарном заседании.

Конституционное производство в КС осуществляется в двух организационно-правовых формах: пленарные заседания и заседания палат КС.

Конституционное судопроизводство происходит на основе общих для судопроизводства принципов независимости судей, коллегиальности рассмотрения и разрешения дел, государственного языка,гласности,устности и непрерывности производства по делу, состязательности и равноправия сторон.

Еще один принцип конституционного судопроизводства, направленный на обеспечение единства и согласованности решений КС, выполняющих роль своеобразного ориентира в трактовке конституционных норм для законодательной и правоприменительной практики - презумпция истинности правовой позиции КС.

Поводом к началу рассмотрения дела в КС является письменное обращение управомоченного субъекта в форме запроса, ходатайства или жалобы. Запросом именуется обращение с требованием о проверке конституционности ФЗ, нормативных актов Президента РФ, СФ, ГД, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ или к совместному ведению органов государственной власти РФ и ее субъектов; договоров между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ. обращения по поводу толкования Конституции РФ, обращения судов с требованием о проверке конституционности законов, подлежащих применению при разрешении ими индивидуально-конкретных дел, а также обращения по вопросу дачи заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Ходатайства - это обращения с требованиями о разрешении споров о компетенции между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

между высшими органами государственной власти субъектов РФ. Жалоба - это обращение гражданина или объединения граждан с требованием о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению при разрешении дела правоприменительным органом и нарушающего основные права и свободы граждан. Граждане могут обжаловать в КС исключительно законы - федеральные или субъектов РФ.

КС не может по своему усмотрению начать проверку конституционности какого-либо нормативного \"акта или иное производство. \";

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том,соответствует ли Конституции РФ нормативный акт или договор. Понятие "неопределенность" в данном случае означает убеждение заявителя в несоответствии оспариваемых им правовых положений Конституции РФ. Основание к рассмотрению дела составляет противоречие между позицией заявителя по вопросу о содержании конституционных норм и позицией высших органов государственной власти. Основанием к рассмотрению дела в КС может быть и противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, выдвижение ГД обвинения против Президента РФ. Предметом рассмотрения в КС могут быть указанные выше нормативные акты и договоры (в том числе международно-правовые).

Субъектами права на обращение в КС являются: Президент РФ , СФ, ГД, \"/5 членов СФ или депутатов ГД, Правительство РФ, ВС РФ. ВАС РФ. органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, граждане или их объединения, а также общие суды любой инстанции (ст. 125 Конституции РФ), Генеральный прокурор РФ и Уполномоченный по правам человека РФ.

Решения КС РФ подразделяются на три вида:постановление, направленное на разрешение дела по, существу, - им заканчивается производство по делам о конституционности нормативного акта или договора, по рассмотрению спора о компетенции, по толкованию положений Конституции РФ; итоговое решение по вопросу о соблюдении порядка выдвижения обвинения против Президента РФ именуется заключением: остальные решения оформляются определениями.

Особое мнение судьи не является составной частью решения КС и не имеет каких-либо правовых последствий. Оно содержит личную позицию судьи, несогласного с решением КС по существу. и подлежит опубликованию одновременно с решением КС по делу.

Решение КС является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Оно не может быть отменено ни самим КС, ни другими органами государственной власти. \" >

Решение КС действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Однако после его вынесения образуется пробел в праве, который иногда невозможно восполнить непосредственным применением норм Конституции РФ. В этом случае законодатель обязан немедленно или в срок. установленный в постановлении КС, внести изменения в нормативный акт или договор в соответствии с правовой позицией КС.

В законе о КС говорится об ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствова-ние исполнению решений КС. Однако данная норма не содержит никаких санкций: нет их пока и в федеральном законодательстве, к которому она отсылает. Этим частично объясняется недостаточное уважение к решениям КС как со стороны законодательных органов, так и органов, применяющих законы.

Лкт.:Авакьян С.А. Проблемы теории и практики конституционного контроля и правосудия//Вестник МГУ, сер. 11 "Право", 1995, № 4; Бел к и н А.А. Конституционная охрана: три направления российской идеологии и практики. СПб., 1995;Боботов С.В. Конституционная юстиция. М., 1994;Л а за ре в В.В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда РФ//Государство и право, 1996, №6;0всепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах. Ростов-на-Дону, 1992; ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". Комментарий. М., 1996; Хабриева Т.Я. Правовая охрана Конституции. Казань, 1995; Шульжен ко Ю.Л. Конституционный контроль в России. М., 1995; Эб-зеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. М.,1996. Лучин В.О.


Энциклопедия юриста . 2005 .



Просмотров