Федеральный закон. Судьба приоритетных национальных проектов. Что входит в общегосударственные вопросы

Гаганов Александр Андреевич - эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.ю.н.

Сколько законов было принято в 2015 году? Продолжает ли Государственная Дума работать в режиме «бешеного принтера»? Чьи законопроекты принимаются, а чьи нет?

В 2015 году в Государственную Думу поступило более 1570 законопроектов (по состоянию на 28 декабря, рис. 1). Это примерно на 200 законопроектов меньше, чем было в прошлом году, но все еще на уровне 2013 года. Около 400 проектов стало законами, однако ожидается, что еще некоторое количество законов будет подписано Президентом РФ в ближайшее время. Только два законопроекта было отклонено, оба Советом Федерации. От Президента РФ не поступило ни одного вето, то есть он одобрил все, что принималось парламентом.

Если из 388 подписанных в 2015 году законов отбросить законы о внесении изменений, приостановлении действия отдельных положений законов, ратификации международных договоров, то останется не так уж и много законов по конкретным предметам регулирования (в пределах 10).

В прошлом году было подписано порядка 560 законов, что на данный момент больше, чем в этом году. В прошлом году было пять вето, все они также были наложены Советом Федерации.

Текущий спад законодательной активности можно считать закономерным. Закономерным будет также спад активности в следующем году за счет снижения количества депутатских инициатив. Эта динамика является сезонной: в 2016 году нас ждут выборы депутатов Государственной Думы. С одной стороны, это может вызвать всплеск «громких» инициатив, направленных на привлечение внимания к кандидатам. С другой стороны, если выборы состоятся в сентябре, то у действующих депутатов значительная часть времени уйдет на предвыборную кампанию. У депутатов, которые придут после сентябрьских выборов, будет мало времени для законотворчества.


Рис. 1. Сводные данные о количестве внесенных в Государственную Думу, принятых ею и отклоненных проектов законов за 2011 - 2015 годы (по данным АСОЗД)

АКТИВНОСТЬ УЧАСТНИКОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Высокие показатели количества законодательных инициатив, которые вносятся в Государственную Думу, складываются не только за счет депутатских законопроектов, но именно депутаты дают большую часть инициатив, и именно от них зависит скачкообразный рост законотворческой активности. Из рис. 2 видно, что пик депутатской активности пройден в прошлом году, в этом году активность снизилась. Стабильный тренд роста активности наблюдается у региональных законодательных органов, с незначительным снижением в этом году. Похожую динамику продемонстрировало Правительство РФ, оставаясь в коридоре средних значений за последние пять лет (более 270 проектов за 2015 год) и превосходя среднее количество законопроектов за 1994 - 2014 годы (144 проекта в год).


Рис. 2. Активность субъектов права законодательной инициативы за 2011 - 2015 годы (по данным АСОЗД)

Активность Совета Федерации как единого субъекта права законодательной инициативы плавно сходит на нет, при этом активность членов Совета Федерации постоянно растет. Например, по сравнению с 2011 годом количество законопроектов от сенаторов в 2015 году выросло в два раза и составило 142 инициативы.

Количество законодательных инициатив, поступающих от высших судов, превышает средние значения. Однако все инициативы поступают от Верховного Суда (восемь законопроектов), Конституционный Суд стабильно не участвует в выработке законодательных решений.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Точных данных о результативности парламента пока нет, так как еще не все принятые парламентом законы прошли через Президента РФ и были подписаны. В целом за 2015 год на сегодняшний день появилось меньше законов, чем в предыдущем году. Государственной Думой было принято в трех чтениях 480 федеральных законов (данные на 30 декабря 2015 года) против 555 законов в прошлом году. Пока подписано только 388 законов, следует ожидать, что до конца года и в первые недели 2016 года Президент РФ подпишет еще порядка ста законов. Поэтому показатели 2015 года на графиках (рис. 3) вырастут.

Это уже обычная практика: в декабре выходит в свет примерно третья или четвертая часть всех законов, принятых за год. К концу года федеральный парламент и законодатели субъектов РФ работают с повышенной нагрузкой: депутаты стараются вынести на последнее заседание максимальное количество законопроектов, в том числе некачественных и недоработанных. В таких условиях больше шансов на то, что эти проекты будут приняты «не глядя».

Рис. 3. Результативность субъектов права законодательной инициативы за 2011 - 2015 годы (по данным АСОЗД)

Некоторое падение результативности связано с тем, что и активность субъектов права законодательной инициативы была ниже прошлогодней. В целом же соотношение политических сил осталось прежним (рис. 4).

Больше всего принято законопроектов из числа внесенных Правительством РФ. На втором месте - депутаты Государственной Думы. Они взяли количеством: больше всех внесли законопроектов, соответственно, больше приняли. Можно ожидать, что результативность парламентов субъектов РФ останется на прежнем уровне. На данный момент в процентном соотношении их результативность составляет 7%, что соответствует среднему значению за 1994 - 2014 годы. Напомним, что региональные парламенты имеют наименьшую результативность, что связано как с низким качеством их законодательных инициатив, так и с нежеланием Федерации услышать голос регионов. По результатам этого года меньшая результативность только у Совета Федерации в целом (она равна нулю), но это нам ничего не дает в сравнительном аспекте: Совет Федерации в целом не внес ни одной инициативы, поэтому он не значится и среди авторов принятых законов.

Сравнительно низкая результативность законотворческой работы Верховного Суда РФ обусловлена тем, что внесенные им законопроекты еще находятся на рассмотрении.


Рис. 4. Сравнительная результативность: 2015 год и средняя результативность за 1994 - 2014 годы (по данным АСОЗД)

Рисунок 4 наглядно подтверждает, что в законодательном процессе продолжают доминировать Президент и Правительство. Конечно, после подписания всех принятых законов соотношение на графике результативности несколько изменится, но вряд ли это будут существенные изменения.

На данный момент можно видеть даже еще больший провал в результативности сегмента законодательной власти (депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, региональные парламенты). То есть страна живет по законам, которые разработаны в недрах Администрации Президента и Правительства РФ. Исполнительная власть сохраняет свое преобладающее положение в законодательном процессе. Кроме того, недавнее подтвердило, что законодательные инициативы, выдвигаемые Верховным Судом РФ, также прорабатываются в Администрации Президента.

ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРЛАМЕНТСКИХ ПАРТИЙ

Соотношение сил в парламенте не изменилось в течение года, сохраняются фракции четырех парламентских партий: Единой России, КПРФ, ЛДПР и Справедливой России. В нашем исследовании законотворческой деятельности федерального парламента за 1994 - 2014 годы мы определили средние показатели производительности труда депутатов фракций. Логично предположить, что к концу работы созыва партии должны активизироваться, в том числе в целях предвыборного пиара.


Рис. 5. Сравнительная производительность труда фракций в Государственной Думе: количество законопроектов на одного депутата фракции в 2015 году и средние значения за 2011 - 2014 годы (по данным АСОЗД)

На рисунке 5 эта активизация, действительно, заметна: как правило, из расчета на одного депутата фракции вносилось больше законопроектов, чем в среднем за 20 лет. При этом Справедливая Россия занимает второе место после ЛДПР по производительности труда депутатов, она же стоит на втором месте с конца по количеству депутатов во фракции. ЛДПР традиционно демонстрирует высокую производительность труда: малыми силами вносится большое количество законов.


Рис. 6. Сравнительная активность фракций в Государственной Думе: количество внесенных законопроектов в 2015 году (по данным АСОЗД)

Однако в абсолютных показателях лидирует Единая Россия: много депутатов вносят много законопроектов (рис. 6). Постоянный рост числа законодательных инициатив обнаруживается у коммунистов. Остальные фракции несколько сбавили темпы внесения законопроектов в Думу.

По показателям результативности Единая Россия лидирует с большим отрывом (рис. 7). На данный момент законов, инициированных единороссами, подписано меньше, чем в прошлом году, однако этот разрыв может быть частично наверстан. Все остальные фракции, как бы ни старались, демонстрируют примерно равные показатели результативности с сопоставимой восходящей динамикой.


Рис. 7. Сравнительная результативность фракций в Государственной Думе: количество внесенных законопроектов в 2015 году (по данным АСОЗД)

Такая картина означает, что и здесь никаких изменений за 2015 год не произошло: Единая Россия доминирует на парламентском поле.

ЧТО НОВОГО ПРИНЯТО В 2015 ГОДУ?

Из принятых в 2015 году законов, имеющих самостоятельный предмет регулирования (не о внесении изменений), можно назвать следующие:

Федеральный закон от 03.11.2015 № 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» - своеобразный российский ответ на западные санкции, закон, позволяющий, например, ;

Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» - устанавливается единый порядок регистрации недвижимости, включая землю, он приходит на смену действующему аналогичному закону с 1 января 2017 года;

Федеральный закон от 13.07.2015 № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» (по закону появляется еще одна гокорпорация, наряду с «Росатомом» и «Ростехом»);

Федеральный закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» - на 70 лет создается свободный порт Владивосток с особым режимом для предпринимательства;

Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» - создается национальная система стандартизации;

Федеральный закон от 20.04.2015 № 88-ФЗ «О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала» - законом разрешается обналичить 20000 рублей из материнского капитала, закон действует до 1 июля 2016 года;

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (от 08.03.2015 № 21-ФЗ) - административное судопроизводство выделено в самостоятельный вид: споры граждан с государством рассматриваются в особом порядке, главной новеллой которого, пожалуй, можно назвать необходимость .

ВЫВОДЫ:

1. С одной стороны, приведенная статистика показывает, что парламент работает стабильно, разногласий между ветвями власти нет. Но с другой, очевидно, что отсутствует какая-либо политическая полемика при принятии законопроектов. По-прежнему провален региональный сегмент федерального законотворчества: парламенты регионов и Совет Федерации с его сенаторами не имеют действенных рычагов для влияния на то, какие законы принимаются, а какие нет.

2. Госдума все так же занята внесением изменений в законы. Законы с самостоятельным предметом регулирования можно пересчитать по пальцам, а изменения исчисляются сотнями. Это может свидетельствовать о неэффективности работы Думы, о низком качестве принимаемых законов. Такое соотношение законов можно было бы считать нормальным в современном мире. Однако настораживает частота внесения изменений в некоторые законы (например, КоАП РФ).

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Контекст

Президент Союза Третейских судов России Алексей Кравцов рассказал РАПСИ с чего начиналась «третейская история» в России. В 2002 году был принят Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» (N102 ФЗ). Он был очень «рамочным». Тогда безальтернативно все споры передавались в государственные суды. И они как-то должны были справляться с огромным объемом нагрузки.

За следующие 14 лет объем экономических споров внутри страны увеличивался в геометрической прогрессии. Государственная судебная машина с бюрократическим аппаратом, сжатыми штатами, многоступенчатыми процедурами обжалования с передачей документов из одного кабинета в другой «забуксовала». В Арбитражном суде города Москвы рассматривалось по 60 дел в сутки. В процессе такой работы определились три основные проблемы . Во-первых, необъективные результаты судебных разбирательств. Во-вторых, затянутые на месяцы и даже годы сроки судебных разбирательств из-за переносов. Это как раз следствие тех самых 60 дел в сутки, когда у судьи нет возможности объективно и углубленно изучить суть проблемы. И, в-третьих, судья может не знать нюансов всех отраслей экономики, каких-нибудь «вольт-ампер» во время, например, разбирательства энергетической компании со своими клиентами. Есть и четвертый момент: снизилась результативность работы Федеральной службы судебных приставов. Так к чему же приводят многолетние судебные тяжбы? Судебному приставу уже нечего взыскивать: затягивание сроков судебного процесса дает должнику возможность вывести за пределы российского права имущество, положенное к аресту.

Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию на 2014 год объявил о необходимости повышения авторитета третейского суда как мировой практики разрешения экономических споров.

Скорость принятия решений, «заточенность» судейского состава под особенности отрасли третейского разбирательства - реальное подспорье для государственной судейской системы. И, главное, появился спрос на третейские суды. При этом выяснилось, что N102 ФЗ, как регулятор, очень сырой. Технические и процессуальные вопросы в нем либо не отражены, либо конфликтуют с действующим законом о государственных судах.

Пришло время преобразовать законодательство третейской системы и регулировать процесс создания третейских судов. По старому закону в России на 2016 год было зарегистрировано 1500 третейских судов. При этом мониторинг Союза третейских судов выявил всего 134 действующих сайта. Получается, 93% третейских судов в России без сайта функционируют в «темном» измерении. Пора всем «выйти из сумрака». Профессиональное сообщество третейских судов неоднократно пробовало самостоятельно очистить систему от недействующих или мошеннических аффилированных судов. Пытались ликвидировать через государственные суды. Однако получали отказ. Причина отказа - отсутствие закона о порядке ликвидации третейского суда. Только новый закон и установление нового порядка регистрации и ликвидации третейских судов дали возможность очистить систему от «маргиналов».

Президент Союза Третейских судов России ответил на вопросы РАПСИ.

Алексей Владимирович, аффилированные суды остаются?

Прямой ответ - да, но им стало сложнее существовать. С одной стороны, новый закон установил жесткий запрет на создание третейских судов при госкорпорациях и государственных компаниях, при нотариусах и адвокатах. И законом же установлен запрет учредителям третейского суда судиться в своем учреждении. Это плюс. Однако закон здесь не уточняет, распространяется ли запрет на бенефициаров третейского суда. Ведь учредители - всего лишь видимая часть айсберга. Прямые учредители, у них могут быть еще учредители, у тех учредителей свои учредители, и так до бесконечности с выводом в офшоры. О запрете судиться в этих судах самим бенефициарам в законе ничего не сказано. Я сейчас общаюсь с судами из «запретного списка». Они на данный момент создают многоступенчатую систему прокладок. Зачем? Пытаются в итоге создать опять же третейский суд и оставаться его учредителем через бенефициаров, спокойно продолжая решать свои корпоративные вопросы через карманный третейский суд. Только теперь он не прямой карманный, а глубоко запрятанная матрешка.

Что делать бизнесменам, которые стоят перед выбором вносить или нет третейскую оговорку при заключении договора с партнером?

Две вещи. Первое - публикует ли суд, согласно закону, сведения о своих учредителях. Хотя требования о публикации всех бенефициаров в законе нет. И здесь, второе - на помощь приходит сайт ФНС. Узнаем прямых учредителей суда и дальше через сайт ФНС выясняем учредителей, бенефициарную цепочку. Конечно, она касается только России. Если бенефициарная цепочка уходит за рубеж, сведения о них достать уже будет невозможно. Как уж есть. Здесь как критерий: чем больше учредителей и бенефициаров в третейском суде, тем больше риск попасть на «карманный» третейский суд. Рекомендация бизнесу сегодня - тщательно изучайте историю учредительства и управляющих органов конкретного третейского суда.

Важен ли срок присутствия конкретного третейского суда на рынке?

Здесь тот случай, когда размер меньше имеет значение, чем качество. Суд может существовать несколько десятилетий в системе третейского производства. Однако количество рассмотренных им дел исчисляется единицами. Смотрим не столько на возраст третейского суда, сколько на показатели его работы. Тут критерий следующий: если третейский суд публикует свои результаты работы на сайте, где их можно посмотреть, познакомиться, изучить, значит, суд, работающий. Бывает на сайте третейского суда рассказы - какой он хороший и правильный. При этом суд не показывает, например, трех признаков результативности: копии исполнительных листов на его решение, аналитических сведений, рекомендаций бизнес-сообществ о своей деятельности. Вывод: в такой суд идти не стоит. Рискуем попасть на недействующую структуру-мошенника. Зачем?

На V съезде Третейских судов в октябре высказывались сомнения, как жить дальше по 382-ФЗ? Почему многие председатели третейских судов переживают за свое будущее?

Проблем для действующих третейских судов две. Первая - это завышенные требования для получения лицензии. Вторая - возможное неисполнение этих требований в будущем.

По первому пункту. Для получения лицензии от Правительства на право ведения третейских разбирательств есть десяток критериев. Основных два: состав третейского суда и состав третейских судей. Должно быть не меньше 30 человек судей, из них не менее половины должны составлять судьи в отставке государственных судов, не менее 1/3 судей с учеными степенями по всего лишь трем специальностям. В регионах такого количества судей в отставке, ученых найти практически невозможно. В результате получается - третейский суд в регионе не может создать даже списочный состав из-за таких высоких требований. И еще, третейский суд должен по закону обладать некоей деловой репутацией. Критерии этой репутации в законе не обусловлены. В результате это может стать просто оценочным критерием и полностью отдаться на откуп чиновникам. И тогда может произойти вечная российская беда - отбор угодных и неугодных. Ты можешь быть семи пядей во лбу, положить полжизни на развитие третейских судов, а тебе скажут - мол, мы не видим вашей деловой репутации в сфере, без объяснения причин. Это второй критерий.

Третий критерий. Наличие судебной практики у третейского суда до получения лицензии. Опять же критерий этой судебной практики законом не оцифрован. Для кого-то одно дело за 10 лет может быть классифицировано как наличие судебной практики. А для кого-то тысяча дел в год может быть недостатком практики. Без конкретного регулирования законом критериев отбора эти нормы могут опять стать условиями искусственного отбора.

Законом предусмотрена процедура обжалования в государственный суд лишь отказа в выдаче лицензии. Конечно, положительная судебная практика обжалований решений Минюста или Правительства в государственных судах ничтожна. То есть искать здесь справедливость обязательно нужно, но шансов мало. Возможно, есть перспектива вынести эту проблему на уровень европейских судов, вплоть до суда ООН. Ведь система третейских судов была создана, как раз, ООН.

И ущемление прав третейских судов в отдельно взятой стране может стать предметом разбирательства в международных европейских судах. При этом, я допускаю, даже в перспективе кто-то поднимет разбирательство в европейских судах, опротестовывая сам факт обязанности изменения лицензирования третейских судов на территории РФ. Ведь третейский суд - это институт гражданского общества и, по определению, не может быть предметом лицензирования. Ведь с лицензией вводится еще и надзор, а с надзором вводится еще и контроль. Что для третейского суда недопустимо. Это первая проблема, которую озвучивали председатели третейских судов на съезде.

Вторая проблема. Председатели заявляли, даже если мы сегодня соберем судей, выполним все требования 382-ФЗ, то возникнуть может следующая проблема. В регионах объем третейских разбирательств мизерный, согласно данным Высшего арбитражного суда (ВАС) РФ от 2015 года. ВАС давал разъяснения, что объем дел в сравнении между государственным судом и третейским и заявлениями о выдаче исполнительных листов составлял всего лишь 1% от объема государственных дел.

Конечно, здесь рассматривался вопрос о выдаче исполнительных листов. Половина исполнительных листов по решению третейских судов исполняется сторонами добровольно, но даже с ½ дел будет составлять всего лишь 2% от всех дел. Третейские судьи из числа судей в отставке привыкли рассматривать большие объемы.

Плюс понимание - за эти дела в третейском суде они должны получать гонорары, и они далеко не маленькие. Однако у третейского суда в принципе нет большого количества дел. Значит, распределить это небольшое количество на 30 человек по требованиям к списку судей будет практически невозможно. А это, после получения лицензии, стимулирует уход из третейских судов судей в отставке или юристов с учеными степенями. И у Минюста сразу возникает основание для отзыва лицензии.

Тоже касается и наличия судебной практики.

Основанием по отзыву лицензии законом предусмотрена фраза: «нарушение третейским судом законодательства РФ», и к ней можно подогнать все. Члены третейского сообщества чего опасаются? Даже после выдачи лицензий регулирование отзыва будет проводиться в искусственном формате. Может появиться воздействие со стороны чиновников на третейские суды под угрозой отзыва лицензии. Это более страшные опасения по сравнению с фактом выдачи лицензии. Выходов здесь нет. Инициировать поправки в действующий закон третейское сообщество, конечно, будет регулярно. Какая будет реакция законодателей сегодня, пока неизвестно. Из собственного опыта законотворчества могу утверждать - закон серьезно меняться не будет.

Что сейчас третейские суды в проблемных условиях предпринимают ?

Законом предусмотрена процедура слияния третейских судов, правопреемство. Передача полномочий одного суда в другой. Третейские суды с небольшим объемом работы и большим количеством судей понимают - они не пройдут процедуру лицензирования. При этом же они знают - их репутация в своем регионе весомая и доверие к их суду определенным кругом предпринимателей озвучено. Чтобы сохранить свою репутацию и это доверие третейские суды получили право передать полномочия в тот третейский суд, который либо будет получать лицензию, либо уже получил. Для правопреемства третейский суд должен подписать соглашение о передаче своих прав путем правопреемства в другой третейский суд и после подписания соглашения и получения лицензии права и обязанности по рассмотрению споров переходят к правопреемнику.

Проблема «карманных» судов останется. В законе прописана обязанность государственных судов оказывать содействие третейским судам в решении трех задач:

1. В части отвода, назначения третейских судей;
2. Решения вопросов компетенций третейских судов;
3. Оспаривания арбитражной оговорки при условии, что третейский суд сам не может этого сделать.

Отсутствие такого положения приводило в ступор всех участников третейского разбирательства. Теперь третейский суд может обращаться в арбитражный суд за оказанием содействия.

Неприятная новость - третейский суд теперь по новому закону лишен возможности принимать обеспечительные меры. Странная норма - исключен принцип законности третейского разбирательства. Этот вопрос остался вопросом для всех юристов. Состязательность, конфиденциальность, независимость, беспристрастность, равноправие сторон остались, а принцип законности исключен.

Установлен минимальный срок хранения дел в архиве - 5 лет, раньше такого срока не было. Третий блок - исполнение решений третейского суда. Здесь нужно отметить положительную динамику - 80% из действующей судебной практики введено уже в разряд закона и упрощает вопросы по принудительному исполнению.

Сегодня в России зарегистрировано 1500 третейских судов, из них только 134 имеют свой сайт. «Карманному», мошенническому или недействующему третейскому суду сайт не нужен. Если речь идет о сокращении этих судов, то, конечно, все «за». Никто не знает, по какому принципу комиссия будет рассматривать соискателей. Представители Минюста уже не раз заявляли в СМИ, что они намерены очень серьезно уменьшить количество третейских судов в России.
- Перспектива, на ваш взгляд, развитие или наоборот?

Ежегодно правительство Российской Федерации разрабатывает и принимает федеральный бюджет. 24 ноября 2017 года Государственной Думой был принят Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 362-ФЗ “О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов”, главный документ страны, регламентирующий принципы распределения денежных средств, описывающий направления экономического развития государства.

В документе зафиксированы планируемые доходы, и прописаны обязательные статьи расходов. Основная характеристика нового бюджета состоит в еще большем урезании государственных трат, которые всё равно остаются выше доходов.

Общие параметры бюджета РФ на 2018 год

С 2006 года федеральный бюджет в России планируется на трехлетний период. Это правило было нарушено при создании документа на 2008 и 2016 годы, ввиду пика кризисов. Нынешний закон снова предполагает трехлетний план государственного бюджета. На 2017, 2018 и 2019 годы распространяются одинаковые цели и тенденции: с каждым годом сокращение доли дефицита и снижение показателя инфляции путем сокращения расходов.

В текущем проекте дефицит федерального бюджета в 2018 году сокращен до 1,271 трлн руб. (ранее – 1,332 трлн руб.), в 2019 году – до 819,1 млрд руб. (с 867 млрд руб), в 2020 году – до 870 млрд руб. (с 960 млрд руб.).

Доходы бюджета в 2018 году составят 15,257 трлн рублей (ранее – 15,182 трлн руб.), в 2019 году – 15,554 трлн руб. (15,548 трлн руб.), в 2020 году – 16,285 трлн руб. (16,28 трлн руб.).

Расходы в 2018 году планируются на уровне 16,529 трлн руб. (ранее – 16,515 трлн руб.), в 2019 году – 16,373 трлн руб. (16,415 трлн рублей), в 2020 году – 17,155 трлн руб. (17,24 трлн руб.).

Ранее глава Минфина Антон Силуанов говорил, что основными направлениями расходов федерального бюджета в 2018-2020 годах остаются соцсфера (36,4%), оборона (29%) и поддержка национальной экономики (14,7%).

Минфин повысил прогноз по дефициту федерального бюджета за 2017 год с 2,2% ВВП до 2,5% ВВП, говорится в сопроводительных материалах к проекту бюджета 2018-2020 годов. Законом о бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 годы предусматривался дефицит бюджета по итогам 2017 года на уровне 2,1% ВВП.

Цена на нефть и курс валюты в формировании бюджета

Так как Россия продолжает быть сырьевой страной, то есть существенную долю доходов приносят нефте- и газодобывающие отрасли, одним из ключевых расчетных показателей является стоимость нефти на мировом рынке. В принятом бюджете за основу взята цена в 40 долларов за баррель.

При этом прогнозы по цене не баррель нефти различных специалистов крайне разнообразны. Очередное падение цен до 40 и ниже долларов – это самый пессимистичный прогноз. С апреля 2016 года показатель не опускался ниже этой отметки, а только двигался вверх. Сегодня больше звучат цифры 50-55, допускают даже рост до 70 долларов за баррель. Слишком много факторов могут повлиять на динамику: договорятся ли страны ОПЕК о сдерживании объемов поставки сырья, возобновит ли США добычу сланцевой нефти, не будет ли спада в экономике Китая и т.д.

Если в реальности цены на нефть окажутся выше заложенной в бюджет, как это произошло в 2016 году, у правительства появится возможность частично компенсировать дефицит. В первую очередь речь идет о пополнении резервных фондов, а не о дополнительных тратах.

Не менее важным показателем при составлении главного финансового документа страны является курс американского доллара, валюты, в которой производится расчет по международным сделкам, в том числе за продажу сырья. Прогнозируется дальнейшее плавное и незначительное ослабление рубля, за средний курс на 2017 год взята цифра 67,5 рубля за доллар. С одной стороны, дешевый рубль делает импорт дороже, а значит и многие товары народного потребления вырастут в цене. Это ведет к росту инфляции. С другой стороны, федеральный бюджет рассчитывается в рублях, социальные выплаты, зарплаты бюджетникам, оплата госзаказов производится тоже в рублях. Поэтому доход от поставок нефти и газа при действующем курсе, переведенный в отечественную валюту, оказывается на необходимом уровне.

Статьи расходов

С целью одновременного снижения уровня инфляции и сокращения дефицита бюджета при расчете нового документа правительство РФ за ведущий принцип взяло сокращение бюджетных расходов: в 2017 году на 6%, в последующие 2 года на 9% и 11%. В послании Президента говорилось об экономии средств, которые нерационально расходовались ранее, на практике будет снижение финансирования по большинству направлений и приоритетных госпрограмм.

В итоге зафиксированы следующие статьи расходов:

  • общегосударственные расходы – 1,135 триллиона рублей;
  • национальная оборона – 1,121 триллиона;
  • безопасность и правоохранительные структуры – 1,270 триллиона;
  • поддержание национальной экономики – 2 292 триллиона;
  • жилищно-коммунальное хозяйство – 58,2 миллиардов рублей;
  • охрана окружающей среды – 76,4 миллиардов;
  • образование – 568 миллиардов рублей;
  • культура и кинематография – 94 миллиарда;
  • здравоохранение – 377 миллиардов;
  • социальная политика – 5,08 трлн рублей;
  • СМИ – 73,4 миллиардов рублей;
  • физкультуру и спорт – 89,7 миллиардов;
  • обслуживание государственного долга – 729 миллиардов рублей;
  • межбюджетные трансферты – 783,5 миллиардов рублей.

Финансирование здравоохранения, образования (кроме высших учебных заведений), ЖКХ в большей степени будет осуществляться за счет региональных бюджетов.

Около 17% федеральных бюджетных расходов засекречены, и только 6% из них связаны с затратами на оборону и безопасность страны.

Что входит в общегосударственные вопросы

В статью на общегосударственные вопросы заложены расходы на обеспечение деятельности органов власти: Президента, Правительства, губернаторов и т.д. Сюда входит и зарплаты чиновников, но важно отметить, что наибольшие средства рассчитаны на министерство международных дел и Президента. Первый пункт объясняется наличием международных конфликтов и разногласий: война в Сирии, украинский конфликт, взаимоотношения с Западом.

В федеральном бюджете на 2018 год не предусмотрено не расписанных резервных расходов. Возможные траты на ликвидацию последствий экстренных ситуаций, в том числе стихийных бедствий, расходы на выполнение срочных поручений Главы государства планируются именно из средств, заложенных на обеспечение работы Президента.

Расходы на оборону и безопасность

Министерство финансов посчитало самым простым вариантом урезать бюджетные вложения в те направления, в которых в последние годы был максимальный прирост финансирования. В частности, расходы на оборону обсуждались как гипертрофированные и не оказывающие положительного влияния на состояние экономики страны. Однако нынешние затраты во многом – это планомерное решение задачи о перевооружении российских войск, поставленной Президентом несколько лет раньше.

Многие госзаказы были сделаны до кризиса, и сейчас целесообразнее максимально быстро рассчитаться, чтобы не переплачивать проценты и не допустить лишнюю финансовую нагрузку на бюджет в последующие года. И всё же в сравнении с 2016 годом расходы на оборону снизили более чем на 1 трлн рублей. При этом часть затрат, касающихся военных, вписана в другие статьи бюджета: поддержка военных учебных заведений – в образовании, обустройство жилья военнослужащих – в ЖКХ и т.д.

Относительно правоохранительных органов ожидается очередное сокращение численности сотрудников полиции, в основном административного аппарата, на 10%. Но в планах повышение заработной платы на 5%.

Государственные инвестиции в экономику

Объем вложений в национальную экономику сокращен еще на 7,5% за счет прекращения или снижения финансирования некоторых государственных экономических программ. С одной стороны, приостановка федерального субсидирования некоторых корпораций и региональных проектов закрывает дорогу задуманному изначально развитию тех или иных отраслей или территорий. С другой стороны, государственные инвестиции за счет бюджета по этим направлениям оказываются малоэффективными, в идеале требуется привлечение бизнес-инвесторов, и тенденция на сокращение расходов по этой статье будет продолжена.

Пока наибольшие потери понесли следующие программы:

  • Социально-экономическое развитие Дальнего Востока -50,3%,
  • Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013- 2030 годы -30,3%,
  • Энергоэффективность и развитие энергетики -27,2%,
  • Экономическое развитие и инновационная экономика -22,8%

При этом продолжится финансирование таких компаний как Росатом (77 млрд рублей), РЖД (68 млрд рублей), Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (14 млрд рублей). Снова получат дотации банки: в первую очередь находящийся на грани банкротства Внешэкономбанк (150 млрд рублей), Россельхозбанк, реализующий кредитование агропромышленных предприятий, Сбербанк и ВТБ в рамках поддержки ипотечного кредитования. К регионам, которые обеспечены наибольшими субсидиям, в 2018 как и ранее году относятся Крым, Севастополь, Северный Кавказ и Калининградская область.

Судьба приоритетных национальных проектов

За несколько последних лет правительством и Президентом РФ утверждено 45 приоритетных государственных программ. В бюджете на 2018 год нет ресурсов для полноценной реализации каждой из них. Если ранее в соответствии с Бюджетным кодексом дозволялось оставлять около 2,5 процента от всех расходов условно расписанными, они предназначались для распределения по самым важным проектам и программам по решению правительства или Президента, то в нынешнем финансовом документе это правило не действует.

Но расходы на несколько приоритетных проектов предусмотрены:

  • Развитие здравоохранения – 3,84 млрд рублей
  • Развитие образования на 2013-2020 годы – 42 млрд рублей
  • Ипотека и арендное жильё – 20 млрд рублей
  • ЖКХ и городская среда – 10 млрд рублей
  • Международная кооперация и экспорт – 41 млрд рублей
  • Малый бизнес и поддержка предпринимательской инициативы – 14,6 млрд рублей
  • Безопасные и качественные дороги – 30 млрд рублей
  • Комплексное развитие моногородов – 6,5 млрд рублей
  • Экология – 20,19 млрд рублей

Социальная политика во главе бюджета

Еще до рассмотрения федерального бюджета на 2018 год было обещано выполнение государством социальных обязательств при любых обстоятельствах. Даже в условиях сокращения всех расходов на социальные выплаты выделено на 620 млрд больше, чем в прошедшем году. Это объясняется, в том числе ростом количества получателей различных пособий.

Основная часть пойдет на выплаты пенсии с учетом двух индексаций, соответствующих фактическому уровню инфляции. При этом закон об опережающем росте пенсий для сельских жителей отложен на 3 года, что затрудняет повышение уровня благосостояния самых малообеспеченных пенсионеров.

Остальные 1,4 трлн рублей будут потрачены на все прочие пособия, индексация которых составит 8%. В этой же статье заложены расходы на реализацию продленной программы материнского капитала. Установленный размер выплаты за рождение второго ребенка остался на уровне 453 тыс. руб.

Несмотря на сокращение расходов на здравоохранение, запланировано продолжить строительство перинатальных центров, оснащение детских больниц, оборудование помещений социального назначения для комфортного использования инвалидами. Но многие проекты отложены на неопределенный срок.

Источники доходов

Доходную часть бюджета традиционно составляют налоговые сборы и таможенные пошлины.

  • Налог на добычу полезных ископаемых
  • Ввозные и вывозные таможенные пошлины на нефть и газ
  • Налог на добавленную стоимость
  • Акцизы на алкоголь, табак, топливо
  • Налог на прибыль предприятий

Около 37% прогнозируемых доходов бюджета 2018 года будут приносить нефтегазовые корпорации. В прошедшем году существенный прирост показали продажи зерна и туризм, в 2018 году ожидается соответствующий уровень дохода от этих направлений.

Продолжают действовать , в целом наблюдается спад товарооборота большинства предприятий, поэтому общие налоговые сборы будут ниже докризисных годов. Но с 2018 года меняется принцип отчислений с регионов налога на прибыль предприятий, вместо 2% теперь в федеральный бюджет будут поступать 3% от сборов.

В целях финансирования покрытия дефицита госбюджета планируется использование резервного фонда полностью в размере 1,2 трлн рублей и фонда национальной безопасности на сумму в 659,6 млрд рублей. Это покроет две трети общего дефицита. Оставшаяся сумма должна быть покрыта с помощью внутренних заимствований и приватизации. Планируется размещение облигаций госкорпораций и Банка России на сумму 1,05 трлн рублей. По прогнозам Министерства финансов, госдолг при этом не превысит безопасный уровень в 20% ВВП.

Мнения о том, приведет ли принятый федеральный бюджет к сдвигу экономического развития страны в положительную сторону расходятся. Главный финансовый документ страны создан с учетом текущих внешних политических и экономических обстоятельств. Но сохраняется надежда на урегулирования межгосударственных разногласий, отмену санкций, стабилизацию цен на нефть на уровне не ниже 50 долларов за баррель.

Новый федеральный бюджет принят 355 депутатами, 99 представителей Госдумы не согласны с ним, обвиняя в нерациональном распределении расходов: излишних тратах на госаппарат и банковскую систему, недостаточное финансирование агропромышленного комплекса, слабую поддержку регионов и неэффективные инвестиции в развитие экономики. Правительство в свою очередь настаивает именно на максимальном сокращении расходов. Более 60% мер направлено на эти задачи. Для поиска вариантов дополнительного дохода нынешнее время считается не подходящим. Объективно на сегодня экономика России находится в процессе стагнации, и без жестких мер создать сбалансированный бюджет невозможно.

- (англ. federal law) в РФ нормативный правовой акт, принятый Государственной Думой, одобренный Советом Федерации, подписанный Президентом РФ и обнародованный в установленном порядке … Энциклопедия права

федеральный закон - — EN federal law A binding rule or body of rules established by a government that has been constituted as a union of independent political units or states. (Source: BLD) }

Просмотров