Заключение экологической экспертизы по проекту строительство. Экологическая экспертиза проектной документации

Экологическая экспертиза проекта

экологический экспертиза проект штокман

В отношении Штокмановского проекта экологическое сопровождение имеет, пожалуй, особенное значение. Проект связан с освоением шельфа высокоширотных районов, и, соответственно, связан со значительными экологическими рисками. В первую очередь они обусловлены сложными природно-климатическими условиями, в которых будет реализовываться проект, а также экологическими ограничениями, связанными с уязвимостью морских экосистем, наличием ряда промысловых и редких видов биоты в районе. Кроме того, район Штокмановского проекта - зона интенсивного судоходства и размещения российских военно-морских сил.

Эколого-биологические исследования района Штокмана начаты давно, и в их реализации принимают участие крупные известные научные коллективы различных отраслей: ММБИ, ПИНРО, ААНИИ, АМИГЭ и др. Результатом выполненных работ стал накопленный за много лет обширный материал, дающий ретроспективные данные о состоянии и динамике основных компонентов природной среды.

Экологическое сопровождение проектов нефтегазового освоения, согласно действующему законодательству, включает в себя следующие взаимосвязанные стадии: проведение инженерно-экологических изысканий, разработку природоохранных разделов (перечень мероприятий по ООС, ОВОС) в проектной документации, разработку и реализацию программ экологического мониторинга, проведение экологического аудита предприятия.

В случае освоения ШГКМ мы имеем дело с очень крупным и разнородным по природным условиям объектом - морская акватория лицензионного участка месторождения, более 500 км трассы подводного трубопровода, пересекающего различные участки Баренцева моря, сухопутный участок строительства завода сжиженного природного газа (СПГ) и окружающая его зона литорали и сублиторали. На все эти разнородные природные системы будет оказываться воздействие в ходе подготовительных, строительных работ и эксплуатации Штокмана. Эти обстоятельства определили комплексный подход к проведению ИЭИ в рамках Штокмановского проекта и они же требуют подобного подхода к проведению последующих стадий экологического сопровождения, в частности - экологического мониторинга.

В начале этой цепочки стоят инженерно-экологические изыскания (ИЭИ), которые должны предоставить разработчикам проекта и недропользователям информацию об исходном (фоновом) состоянии окружающей среды территории, на которую планируется оказать воздействие при строительстве, обустройстве и эксплуатации объекта. Чем более подробна и актуальна будет собранная информация о территории предполагаемого размещения объекта в ИЭИ, тем более вероятно принятие взвешенных и экологически правильных решений по строительству, эксплуатации и консервации планируемого объекта в дальнейшем. При этом важно оценить не только состояние естественных природных экосистем, но и уровень их уже имеющейся антропогенной трансформации в результате предыдущей хозяйственной деятельности, а также имеющиеся экологические риски и ограничения.

В составе ИЭИ были выделены 3 крупных блока - сухопутные (береговые) ИЭИ, прибрежные ИЭИ и морские ИЭИ. Генеральным подрядчиком по проведению экологических изысканий была определена компания ООО «ФРЭКОМ». Для проведения комплекса работ по ИЭИ, включающим разнообразные исследования - от радиологических до социальных - компанией «ФРЭКОМ» был сформирован коллектив соисполнителей, включающий, в первую очередь, профильные региональные научные и научно-производственные организации, имеющий большой опыт работ в регионе и конкретно в зоне освоения ШКГМ - ФГУП ПИНРО, АМИГЭ, Мурманская ГМС, а также организации из других регионов - НПО «Тайфун», ФГУП «Урангео», Институт истории материальной культуры РАН и др.

Отдельной задачей являлось обобщение большого массива имеющихся данных по экологической обстановке в зоне ШГКМ, в особенности - в морской его части, и использование этих данных. Разработанная программа ИЭИ по всем трем блокам в процессе проведения изысканий подвергалась корректировке и расширению в результате постоянного анализа на семинарах Scoping.

Морские и прибрежные ИЭИ проводились с использованием научного флота ФГУП ПИНРО. Наблюдения проводятся во все 4 сезона 2008 г. особое внимание уделялось следующим аспектам: рыбо-хозяйственному значению, а также высокому уровню биоразнообразия и продуктивности районов ШГКМ и трассы; наличию интенсивного судоходства и баз ВМФ в районе как потенциальных источников загрязнения.

Были проведены океанографические, гидрохимические исследования, оценка донных отложений, гидробиологические исследования в отношении всех групп морских организмов, включая нейстон, как наиболее уязвимую группу при возможных авариях и загрязнении, исследования орнитофауны морских и прибрежных районов. Отдельно исследовалась береговая полоса от губы Долгой до губы Опасова - как зона возможного воздействия проекта.

Сухопутные ИЭИ проводились в 2007-2008 г. в составе комплексных инженерных изысканий и охватывали участок от пос. Териберка-Лодейное до губы Опасова. На данной территории изучено современное состояние всех компонентов экосистем, включая водоемы суши, проведена подробная оценка геохимической и радиоэкологической обстановки. Важнейшими аспектами сухопутных исследований были: выявление редких и охраняемых видов флоры и фауны, ценных и уязвимых биотопов и ландшафтов, рыбо-хозяйственная оценка, в особенности для водоемов, имеющих нерестовое значение и рекомендации по его сохранению, изучение опасных экзогенных процессов. Проведены исследования по оценке биоразнообразия территории, в том числе биоиндикационными методами (почвенная мезофауна).

Особым блоком ИЭИ являлись социальные исследования. Они проводятся с соблюдением российских требований и рекомендаций международных финансовых институтов. Эти работы должны стать основой социального мониторинга и социальной политики недропользователей в регионе реализации Штокмановского проекта. В ходе работ по результатам анкетирования и опросов в населенных пунктах, изучения статистики и архивных материалов будут выявлены социальные риски, ожидания местного населения от проекта, намечены пути взаимовыгодного сотрудничества. Кроме того, проведено полное историко-археологическое обследование территории с фиксацией археологических, а также историко-культурных объектов.

Заключение экологической экспертизы

В октябре 2008 года Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) выдала положительное заключение государственной экологической экспертизы по обоснованию инвестиций в проект обустройства первой очереди Штокмановского месторождения с производством и морской транспортировкой сжиженного газа. Соответствующий приказ N381 был подписан 13 октября. Заключение ГЭЭ действует в течение 5 лет.

В 2007-2009 годах «Штокман Девелопмент АГ» реализовала масштабную программу инженерно-экологических изысканий в морской, прибрежной и береговой зонах. Полученные сведения используются для изучения состояния окружающей среды и учитываются при проработке технического дизайна проекта, для того чтобы свести к минимуму негативное экологическое воздействие. На данный момент выбрана оптимальная технология обустройства морского добычного комплекса и прокладки подводных трубопроводов. По всем морским объектам получено положительное заключение Государственной Экологической Экспертизы.

В рамках второй и третьей фаз Штокмановского проекта в районе поселка Териберка Мурманской области должен был появиться морской порт, в котором бы осуществлялась перевалка добываемого на месторождении газа, транспортируемого в сжиженном состоянии. Заказчиком проекта, а также инициатором проведения экологической экспертизы является ООО «Газпром добыча шельф», дочернее предприятие ОАО «Газпром».

В 2013 году по результатам проверки Росприроднадзор признал строительство порта нецелесообразным. Тем не менее, препятствием для реализации планов по Штокману в длительной перспективе этот факт не станет. По неоднократным заявлениям должностных лиц и реализаторов проекта, он остается одним из приоритетов российской нефтегазовой отрасли. Запасы месторождения оцениваются примерно в 3,9 трлн кубометров газа и 56,1 млн тонн газового конденсата. (Приложение 1)

Итак, во время первой экологической экспертизы в 2008 году, реализовав всевозможные программы, направленные на экологическую безопасность, проект «Штокман» показал отличные результаты, сумев пройти все проверки. Во время следующей проверки Росприроднадзора в 2013 году в рамках второй и третьей фаз Штокмановского проекта, результат оказался отличным от предыдущего.

Реализаторам не удалось доказать экологическую безопасность по отношению к окружающей среде, поэтому деятельность проекта была временно приостановлена.

. Экологическая экспертиза (ЭЭ ) - это вид научно-практической деятельности специально уполномоченных государственных органов, эколого-экспертных формирований и объединений граждан, основанной на межотраслевых экологических исследованиях, анализе и и оценке предплановых, проектных и других материалов или объектов, реализация и действие которых может отрицательно выливать влияет на состояние окружающей природной среды и здоровья людей. Экологическая экс экспертиз направлена??на подготовку выводов о соответствии запланированной и фактической деятельности нормам и требованиям законодательства об охране окружающей природной среды, рациональному использован нню и воспроизводству природных ресурсов, созданию экологической опасностейи.

. Целью. ЕЕ является предотвращение негативного излияния антропогенной деятельности на состояние окружающей среды и здоровья населения, а также оценка степени экологической безопасности хозяйственной деятельности и экологической ситу уации на отдельных территориях и объекта.

ЕЕ основывается на концепции приемлемого риска и реализует концепцию управления риском - то есть процесса принятия решений, в которых оценивается экологический риск и возможности его предупреждения

. Основными принципами. ЕЕ являются:

Гарантия безопасной жизнедеятельности;

Сбалансированность экономических, экологических, медико-биологичиих и социальных интересов;

Научная обоснованность и независимость, объективность и гласность, вариантность и превентивность;

Государственное регулирование;

Целесообразность реализации объектов экспертизы;

Законность

соответствии. Национальной программе охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов при выборе приоритетов должны учитываться такие критерии и факторы:

Ухудшение состояния здоровья населения, связано с качеством окружающей среды и условиями жизнедеятельности;

Потери производства, обусловленные ущербом или разрушением физического капитала;

Ухудшение состояния окружающей среды, что может стать причиной возможной гибели биосферы;

. Основные задачи экологической экспертизы:

Определение степени экологического риска и безопасности запланированной или осуществляемой деятельности

Организация комплексной, научно обоснованной оценки объектов. ЕЕ

Установление соответствия объектов EE требованиям экологического законодательства, санитарным нормам, строительным нормам и правилам

Оценка влияния деятельности объектов

EE влияния на состояние окружающей среды, здоровье людей и качество природных ресурсов

Оценка эффективности, полноты, обоснованности и достаточности мероприятий по охране окружающей среды и здоровья людей

Подготовка объективных, всесторонне обоснованных выводов EE

122 объектах экологической экспертизы

Экологической экспертизе подлежат:

Инвестиционные программы, проекты схем развития и размещения производительных сил, развития отдельных отраслей народного хозяйства;

Проекты генеральных планов населенных пунктов, схем районной планировки, схем генеральных планов промышленных узлов, схем размещения предприятий в промышленных узлах и районах, схем обустройства п промышленной застройки, другая иередпланова и предпроектная документация

инвестиционные проекты , технико-экономические обоснования и расчеты, проекты и рабочие проекты на строительство новых и расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий;

Документация по перепрофилированию, консервации и ликвидации действующих предприятий, отдельных цехов, производств и других промышленных и хозяйственных объектов, которые могут влиять на состояние окружающей среды выше, в том числе военного и оборонного назначения

Проекты законодательных и других нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области обеспечения экологической (в том числе радиационной) безопасности, охраны окружающей среды и просмотр использования природных ресурсов, деятельности, которая может влиять на состояние окружающей природной среды и здоровья людей

Документация по внедрению новой техники, технологии, материалов и веществ (в том числе закупаемых за границей), которые могут создать потенциальную угрозу окружающей среде и здоровью людей;

Соответствии с решениями. Кабинета. Министров Украины, правительства. АР. Крым, местных советов народных депутатов или их исполнительных комитетов. Государственной EE могут подлежать экологические ситуации, создавшихся в отдельны ных населенных пунктах и??регионах, а также действующие объекты и комплексы, в том числе военного и оборонного назначения, вызывающих значительное негативное влияние на состояние природной среды и здоровье людей

Военные, оборонные и другие объекты, информация о которых составляет государственную тайну, подлежат EE соответствии с. Законом и других специальных законодательных актов Украины

. Общие требования к проведению экологической экспертизы . Документация на объекты. ЕЕ прилагаются обоснования по обеспечению экологической безопасности запланированной или осуществляемой деятельности по комплексной эколого-экономической оценке имеющегося или предполагаемого оп плыву на состояние природной среды, оценке экологического риска, опасности для здоровья людей и с альтернативными программными вариантами уменьшения этих воздействий. Лица передают документацию на объе кты. ЕЕ, при необходимости организуют и финансируют проведение дополнительных исследований, поисковых и экспертных работ, обеспечивают гласность и учитывают общественное мнение о запланированной или осуществляемой действие льнисть, гарантируют достоверность предварительной оценки воздействия на окружающую среду и здоровье людей, что отражается в. Заявлении об экологических последствиях деятельноститі.

представляет собой процедуру, целью которой является недопущение нарушений прав граждан на благоприятную окружающую среду (данное право закреплено Конституцией РФ). О порядке ее проведения и нюансах, касающихся экспертизы такого рода, речь пойдет далее в статье.

Об экологической экспертизе проектной документации

В современном мире все больше внимания уделяется вопросам, связанным с контролем соблюдения природоохранных норм на любой из стадий реализации проектов, в т. ч. при подготовке проектной документации. Экспертиза ее призвана установить соответствие планируемого строительства и прочей деятельности требованиям, установленным нормативными актами, действующими на территории России.

В ходе проведения экспертизы таких объектов удается выяснить, насколько они способны нанести вред окружающей среде, и предпринять меры по предотвращению возможных негативных последствий. Проведение подобной процедуры позволяет избежать реализации проектов, изначально вредных для природы, и ненужных трат, связанных с ними.

Экологическая экспертиза может быть как государственной, так и негосударственной (общественной). Детально об их проведении поговорим далее.

О государственной экоэкспертизе

О том, кто занимается государственной экоэкспертизой проектной документации, говорится в ст. 10 ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.2995 № 174-ФЗ. Согласно этой норме, проведение экспертизы возлагается на Госкомитет России по охране окружающей среды и его территориальные подразделения.

Отнесение проектной документации к подведомственности федерального органа власти или органа субъекта РФ осуществляется на основании ст. 11-12 упомянутого выше ФЗ. Так, федеральные органы проводят экспертизу проектной документации, касающейся:

  • строительства или реконструкции объектов, расположенных в особо охраняемых природных зонах федерального уровня;
  • объектов, являющихся особо опасными, уникальными или технически сложными;
  • строительства или реконструкции объектов обороны и безопасности, расположенных в особо охраняемых природных зонах регионального и местного значения (при условии, что такое строительство или реконструкция допускается действующим законодательством РФ);
  • объектов, создаваемых или реконструируемых в целях размещения и/или обезвреживания отходов 1-5 классов опасности, и проекты вывода таких объектов из эксплуатации;
  • земель, используемых, но не предназначенных для размещения или обезвреживания отходов 1-5 классов опасности;
  • искусственных земельных участков на территории водных объектов, относящихся к собственности РФ.

К компетенции же органов власти субъектов РФ относится экспертиза строящихся/реконструируемых объектов, находящихся в региональных или местных природоохранных зонах, не отнесенных к компетенции федерального органа.

Об общественной экоэкспертизе

Помимо государственной законодательно предусматривается и проведение общественной, о чем сообщает гл. IV ФЗ «Об экологической экспертизе».

При этом инициировать ее проведение вправе:

  • общественные организации/объединения (в т. ч. те, которые непосредственно занимаются охраной окружающей среды, имеющие полномочия на проведение экоэкспертизы и прошедшие аккредитацию в соответствии с законодательством);
  • органы местного самоуправления;
  • рядовые россияне.

Для проведения общественной экоэкспертизы из представителей перечисленных организаций и граждан создаются специальные общественные комиссии, которые действуют на основании госрегистрации поданного ими заявления. Эксперты, принимающие участие в экспертизе, должны придерживаться требований, предусмотренных п. 5 ст. 16 ФЗ № 174-ФЗ.

Подобной экоэкспертизе могут подлежать объекты, сведения о которых представляют охраняемую законом (государственную, коммерческую и т. п.) тайну. Проводится общественная экспертиза ранее государственной или одновременно с ней.

Проводящие экоэкспертизу общественные организации вправе рассчитывать:

  • на получение в полном объеме проектной документации от заказчика;
  • знакомство с документами нормативно-технического характера, которыми устанавливаются требования к проведению государственной экоэкспертизы;
  • участие в качестве наблюдателей в заседаниях комиссий государственной экоэкспертизы, осуществляющих обсуждение заключений, которые были сделаны общественной экспертизой.

Права и обязанности заказчиков экоэкспертизы

Действующее законодательство наделяет заказчиков рядом прав и обязанностей. В частности, заказчик экспертизывправе:

  • получать информацию о сроках начала проведения экспертизы;
  • получать материалы экспертизы для ознакомления;
  • давать пояснения;
  • представлять замечания;
  • требовать устранения нарушений в порядке проведения экспертизы;
  • обжаловать заключение экспертов в суде и требовать возмещения вреда, причиненного умышленным нарушением законодательства об охране окружающей среды.

К обязанностям заказчика экологической экспертизы проектной документации , в соответствии со ст. 27 ФЗ № 174, относятся следующие:

  • представление документации в необходимом объеме и по форме, соответствующей требованиям законодательства;
  • оплачивать экспертизу в установленном размере;
  • осуществлять деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение экспертной комиссии.

О порядке проведения экспертизы

Порядок проведения экологической экспертизы проектной документации регламентируется ст. 14 ФЗ «Об экологической экспертизе». Согласно указанной правовой норме, процедура осуществляется при выполнении определенных условий:

  1. В случае соответствия представляемых документов по содержанию и форме тем, которые предусмотрены действующим законодательством (при наличии в пакете всех необходимых материалов). Права и обязанности заказчиком при проведении процедуры определяет Градостроительный кодекс.
  2. При условии ее полной предварительной оплаты лицом, подающим документы для проведения.

Дата начала проведения процедуры устанавливается органом власти, осуществляющим экспертизу, но в любом случае срок не может превышать 3 дней с момента оплаты и представления полного комплекта документов. Исключение составляют лишь объекты размещения отходов: в этом случае начало проведения экспертизы должно быть назначено не позднее чем через 15 дней с момента оплаты и подачи всех документов.

Максимальный срок проведения экспертизы составляет 3 месяца, его продление возможно только по заявлению заказчика (и лишь на срок, не превышающий 1 месяца). Для проведения экоэкспертизы в каждом конкретном случае формируется экспертная комиссия, по результатам работы которой выдается заключение. Оно представляет собой документ, содержащий выводы экспертов относительно соответствия документации требованиям законодательства в области экологической безопасности.

При несогласии части экспертов с выводами квалифицированного большинства специалистов их мнения прилагаются к заключению дополнительно. Принятие решения о проведении повторной экспертизы возможно только арбитражным судом либо судом общей юрисдикции.

Следует отметить, что в некоторых случаях порядок проведения экологической экспертизы может быть отдельно регламентирован соответствующими федеральными и региональными нормативно-правовыми актами. В качестве примера можно привести объекты, строительство которых осуществляется для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года.

Заключения, выданные экспертными комиссиями, должны быть поданы для утверждения в федеральный орган исполнительной власти или госорган субъекта РФ. Лишь после утверждения этот документ приобретает юридическую силу.


Экологическая экспертиза проектов является одним из механизмов дополнительного контроля над различными хозяйственными проектами в свете установленных законом экологических норм. Предусмотрен обязательный порядок предварительного исследования всех видов проектов хозяйственной деятельности на соответствие установленным законодательным требованиям безопасности. Это дает возможность определить обоснованность осуществления различной деятельности в нашей стране.

Экологическая экспертиза проектов позволяет проверить проект на соответствие нормам воздействия деятельности на окружающую среду, здоровье населения, оценить безопасность планируемых к использованию материалов, веществ, технологий. Учитывая важность исследований, всеобщую обязательность, исследование возложено на государственные учреждения. Реализация какого-либо проекта без положительного заключения подобной экспертизы запрещается.

Законом определены объекты экспертизы. Это могут быть объекты федерального или регионального уровня. К объектам относятся:

  • проекты строительства объектов, которые могут иметь воздействие на окружающую среду,
  • проекты документов, устанавливающие экологические нормы,
  • документы, обосновывающие присвоение статуса особо охраняемых территорий природного характера,
  • экологическое обоснование проектов лицензирования отдельных видов деятельности.

В соответствии с законом граждане и общественные организации вправе требовать проведения общественной экологической экспертизы проектов, которые могут оказать воздействие на местное население. Это важный механизм, который дает возможность соблюдения конституционных прав граждан. Для этого введены интересные принципы - презумпция опасности воздействия на экологию любой деятельности, обязанность учета общественного мнения.

Далее в законе также указываются принципы: обязательности исследования планируемой деятельности в предпроектном состоянии; комплексности оценки влияния деятельности на экологию; обязанности при проведении экспертизы требований по экологической безопасности, независимости экспертной деятельности, достоверности, всесторонности и полноты информации; обоснование результатов научными фактами, соблюдение законности, ответственность за качество.

Установлен и порядок проведения подобного исследования. Экспертиза проводится при наличии требуемого пакета документов разрешительного или согласовательного характера. Исследование проводится с учетом предварительного внесения платежа заказчиком в полном объеме. Начало срока проведения устанавливается за один месяц или другие сроки, предусмотренные законом. Длительность исследовательских работ не может превышать шесть месяцев.

Экспертиза предполагает комиссионное рассмотрение. В состав государственной комиссии могут быть включены эксперты, которые не являются штатными сотрудниками, что дополнительно подлежит согласованию с этими специалистами. И в установленных законом случаях привлекаются штатные сотрудники государственных учреждений. К экспертам, при проведении государственной экспертизы, предъявляются установленные законом требования.

Учитывая принцип независимости экспертной деятельности, законом установлено, что представитель заказчика не может быть экспертом. Заключение экспертной комиссии требует утверждения государственными органами, что подтверждает соблюдение порядка проведения экспертизы. Заключение может быть оспорено в судебном порядке.

Экологическая экспертиза проектов играет наиважнейшую роль в сохранении равновесия природной среды, защите прав граждан на безопасность, в реализации гражданского общества своих прав на оценку той или иной планируемой деятельности. Желательно более активное участие граждан в установленном процессе.

Экспертиза безопасности оборудования и технологических процессов.

Разрушения и повреждения, вызываемые действием ударной волны.

Воздействие ударной волны на людей и животных.

(Изучить самостоятельно!)

(Изучить самостоятельно!)

Общие требования к безопасности и экологичности технических средств и технологических процессов.

При проектировании и строительстве объектов экономики, при конструировании и эксплуатации оборудования в обязательном порядке учитываются технические и экологические требования безопасности. Каждый объект должен быть безопасным как для человека так и для окружающей среды. В связи с этим в ходе эксплуатации проводится как правило 2 экспертизы безопасности объектов экономики.

1. Экспертиза безопасности оборудования и технологических процессов.

2. Экологическая экспертиза техники и технологических материалов.

Основные требования к безопасности оборудования и технологических процессов в зависимости от характера и назначения изделия излагается в системе стандартов по безопасности труда (ССБТ).

Основные требования к безопасности:

1. Требования к конструкции, оборудованию (устройство ограждений, блокировка включений при нерабочем состоянии, требования к освещению рабочих органов, приборов контроля, системы сигнализации).

2. Требования к обеспечению на объектах стандартизации и сертификации, санитарно-гигиенических условий, отвечающих действующим нормам (подвергаются системы местной вентиляции, системы освещения, различные фильтры, защитные экраны, средства снижения шума, вибрации, инфразвука).

3. Требования к электробезопасности (устройство электроизоляции, систем защитного заземления).

4. Эргономические требования по обеспечению удобства при запуске, управлении и обслуживании объектов, требования к качеству обработки и окраске поверхностей оборудования в соответствии с требованиями технической эстетики.

5. Требования к использованию сигнальной окраски и знаков безопасности.

6. Требования к методам и средствам контроля параметров опасных и вредных факторов производственной среды.

Экологическая экспертиза проектов – это комплексные оценки всех возможных экологических и социально-экономических последствий разрабатываемых проектов или конструкций объектов. Данная экспертиза направлена на предотвращение отрицательного влияния этих проектов на окружающую среду и решение поставленных задач с наименьшими затратами ресурсов. Экологическая экспертиза предприятия разрабатывается и проводится на основе требований Государственной экологической экспертизы.

Целями Государственной экологической экспертизы являются:


q обеспечение экологической безопасности и сохранение здоровья населения практически всех регионов;

q рациональное расходование природных ресурсов;

q соблюдение международных соглашений и договоров по вопросам охраны и использования ресурсов земли;

Государственная экологическая экспертиза является обязательной составной частью государственных процедур выдачи решения по финансированию, вводу объектов в эксплуатацию, а также открытию новых предприятий.

В ходе Государственной экологической экспертизы оценивается:

1. Полнота и достаточность материалов, отражающие задачи и требования охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

2. Соответствие проектных разработок в действующем нормативе.

3. Полнота учета требований по охране окружающей среды при выборе вариантов размещения новых объектов, при определении сырьевой базы, объема производства и предлагаемых технологий по видам продукции.

4. Технологии и оборудование в сравнении с мировым уровнем экологической безопасности аналогичного производства.

5. Экологическая безопасность продукции и отходов.

6. Правильность определения характера воздействия и его результатов в условиях нормальной эксплуатации, а также при авариях и экстремальных нагрузках.

7. Правильность определения устойчивости отдельных объектов, целых комплексов и их способность к восстановлению.

8. Правильность обоснования природоохранных мероприятий.

9. Методы учета и контроля различных видов воздействий на окружающую среду.

Для проведения экологической экспертизы при выборе площадки для строительства новых предприятий и при реконструкции действующих предприятий в государственные органы должны быть предоставлены следующие материалы:

q краткие сведения по обоснованию выбора района строительства с учетом физико-географических и метеорологических факторов.

q характеристики выбросов предприятием загрязняющих веществ в атмосферу, план района размещения предприятия с указанием размеров санитарных зон.

q намеченные решения по очистке и утилизации загрязняющих веществ.

q упрощенные расчеты степени загрязнения атмосферного воздуха в соответствии с ОНД-86 (отраслевой нормативный документ).

q обоснование данных об образовании аварийных и залповых выбросов.

q нормативы ПДК загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу данным предприятием, определение предельно допустимых выбросов (ПДВ), временно согласованных выбросов (ВСВ), предельно допустимых уровней (ПДУ) и т. д.

Расчет ПДВ производится с помощью современных методов с учетом значений фоновых концентраций загрязняющих веществ в зоне промышленного предприятия. Воздух, выбрасываемый в атмосферу установками общеобмена и вытяжками вентиляции предприятий содержит обычно различные загрязняющие вещества в больших концентрациях.

Основным документом, регламентирующим расчет рассеивания и определение приземных концентраций выбросов промышленных предприятий является методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий ОНД 86 .

В основу методики положено условие, при котором суммарная концентрация каждого вредного вещества не должна превышать максимальную разовую предельную концентрацию данного вещества в атмосферном воздухе.

Довольно часто в соответствии с данной методикой приходится решать задачу по определению предельно допустимых выбросов, при которых выполняется условие непревышения предельной максимальной разовой концентрации.

Если выбросы превышают размеры ПДВ, то в этом случае предусматривается их очистка до значения рассеивания. На определенных стадиях работы предприятия или в случае аварии возможны т.н. залповые выбросы вредных веществ в атмосферу ПДВ которых рассчитывается также в соответствии с данной методикой.

Для транспортных средств и передвижных установок значения ПДВ устанавливается в соответствии со стандартами для единичного транспортного средства или установки. Если значения ПДВ по объективным причинам не могут быть достигнуты, то допускается поэтапное снижение выбросов вредных веществ действующих предприятий от временно согласованных результатов до допустимых значений выбросов.

Для снижения выбросов вредных веществ в атмосферу предусматриваются, как правило, следующие мероприятия:

1. Тщательная проработка технологического процесса с целью снижения количества выбрасываемых в атмосферу токсичных веществ или замены их на нетоксичные.

2. Повышение герметичности оборудования.

3. Разработка и применение эффективных систем пыле и газоочистки.

Решение о реализации выбросов в атмосферу должно приниматься только лишь после комплексной реализации данных мероприятий. Воздействие объектов экономики на геологическую среду определяется технологической нагрузкой – годовым количеством всех видов твердых и жидких отходов, поступающим в окружающую среду от предприятий. При экспертизе проектов производят проверку наличия у предприятия возможности переработки и захоронения твердых и жидких отходов, а также полноту использования новейших научно-технических достижений в области разработки и внедрения безотходных и малоотходных технологий.

Оценку экологического воздействия на гидросферу производят на основе баланса водообеспечения предприятия, в котором учитываются параметры водопотребления и водоотведения , а также объемы (м 3 /сутки) повторно используемой воды, промышленных сточных вод, хозяйственно-бытовых сточных вод и безвозвратных потерь воды.

При экспертизе проектов производится проверка наличия и полноты разработки предложений по созданию замкнутых систем водообеспечения с необходимым технико-экономическим обоснованием. При экспертизе проектов размещения крупных промышленных предприятий рассматривается состояние окружающей среды в районе, примыкающем к предприятию в радиусе 20-30 км. Устанавливаются размеры санитарно-защитных зон, которые регламентируются в соответствии с СанПиН.

Утверждение проекта предприятия не допускается без проверки экологической экспертизы, по окончании которой выдается экологический паспорт. По действующему законодательству каждое предприятие должно иметь экологический паспорт .



Просмотров