Шанс для малых нефтяных компаний. На ошибках учатся. оптовая и розничная торговля нефтепродуктами

В списке 20 крупнейших предприятий России почти половина - нефтяные компании. Самые большие по размеру прибыли компании: Газпром, Роснефть, Сургутнефтегаз, Лукойл, Татнефть, Руснефть, НОВАТЭК.

 

Нефтегазовая отрасль в нашей стране — главный источник доходов госбюджета. Краткий обзор показывает, что крупнейшие нефтяные компании России, работают с прибылью, несмотря на падение мировых цен на углеводороды. Список составлен на основании данных «Эксперт РА» (RAEX), в основу рейтинга положен размер чистой прибыли за 2015 год (рис. 1).

1. ПАО «Газпром»

  • Юридический адрес: Россия, Москва («Газпром Нефть» — Санкт-Петербург)
  • Информация о собственниках. Российской Федерации принадлежит контрольный пакет — 50,2% глобальной энергетической компании, в том числе 95,7% акций дочернего предприятия «Газпром Нефть». В американских депозитарных расписках — 27,7%, и прочие лица — 22%.
  • Капитализация — $44 млрд. на декабрь 2015 года (ММВБ — Московская международная валютная биржа).

«Газпром» добывает 72% газа в России, доля в мировой добыче — 11%. По объему запасов занимает 1 место в мире. Обладает монополией на экспорт трубопроводного газа. «Газпром Нефть» занимает 4 место по добыче жидких углеводородов, и входит в тройку лидеров по объему переработки. Консолидацией активов «Газпрома» занимался российский миллиардер Алишер Усманов , благодаря которому в 2007 году предприятие вошло в список 100 крупнейших компаний мира.

2. ПАО «Сургутнефтегаз»

  • Юридический адрес: Россия, ХМАО, город Сургут
  • Информация о собственниках. Информация о бенефициарных владельцах прямо не раскрывается. В косвенных источниках встречается информация, что основная часть принадлежит генеральному директору Владимиру Богданову, но он официально ее никогда не подтверждал. В списке аффилированных лиц за ним числится всего 0,3% акций.
  • Капитализация — $18,2 млрд. на 31.12.2016 года (LSE — Лондонская фондовая биржа).

Компания занимается добычей нефти и газа в Западной, Восточной Сибири, на Тимано-Печорском кряже (всего 67 месторождений). Она известна тем, что держит большую часть прибыли на депозитах (на окончание 2014 года — около 2 трлн. руб.). «Сургутнефтегаз» не заинтересован в росте акций, и выплачивает очень маленькие дивиденды. Он вкладывает средства в непрофильные активы, является владельцем авиаперевозчика «ЮТэйр» (75%).

3. ПАО «НК «Роснефть»

  • Юридический адрес: Россия, Москва
  • Информация о собственниках. На декабрь 2016 года 50,1% принадлежат Российской Федерации (ОАО «Роснефтегаз»); 19,75% — британской BP; 19,5 — совместному консорциуму (Швейцария, Катар); 7,5% — обращаются в форме глобальных депозитарных записок .
  • Капитализация — $57,6 млрд. на 31.12.2016 года (ММВБ).

«Роснефть» вошла в список крупных нефтяных компаний России после покупки «ТНК-BP» (2012 г.), одним из основных владельцев которой был Михаил Фридман . За новые активы было уплачено $54 млрд., а спустя 4 года до этой цифры опустилась полная стоимость «Роснефти». В октябре 2015 года в рамках приватизации она приобрела 50,08% акций НК «Башнефть» (госпакет), которая в 2015 году заняла первое место по приросту добычи (+11%).

4. ПАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ»

  • Юридический адрес: Россия, Москва
  • Информация о собственниках. На 2015 год менеджеры компании консолидировали более 50% акций. Самый крупный пакет имеет президент Вагит Алекперов — 22,96%, вице-президент Леонид Федун — 9,78%. Дочернему обществу «Lukoil Investments Cyprus Ltd.» принадлежит 16,18%, остальные находятся в свободном обращении.
  • Капитализация — $35,5 млрд. на 31.12.2015 года (по LSE).

В структуре свыше 45 дочерних обществ на территории почти 20 стран, в том числе в Ираке, Египте, Иране, странах Южной Америки, Европы. В 2009 году по предписанию ФАС выплатила 6,5 млрд. рублей штрафа за действия, которые привели к повышению оптовых цен на бензин, керосин и дизельное топливо. В 2012 году на торгах за право разработки месторождений в Ханты-Мансийском АО компания заплатила почти 51 млрд. рублей, обойдя крупных конкурентов: «Газпром» и «Роснефть».

5. ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина

  • Юридический адрес: Россия, Республика Татарстан, город Альметьевск
  • Информация о собственниках. Крупнейший собственник Правительство Татарстана — 35,9%, у Министерства земельного имущества РТ — 30,44%, российские граждане владеют около 9% акций, 5% имеет ООО «Таиф» (контролирует свыше 95% нефтехимии и нефтепереработки татарской нефти).
  • Капитализация — $9,8 млрд. на 31.12.2015 года (по данным компании).

Основная ресурсная база компании расположена на территории Татарстана. За пределами республики (Сирия, Ливия) в 2015 году добыто меньше 1% объема. «Татнефть» активно развивает перерабатывающее производство. За период с 2010 по 2015 год доля переработки к объему добычи выросла с 0,8% до 34,1%. Нижнекамский шинный завод, принадлежащий компании, обеспечивает 72% в общем объеме выпускаемых в России шин ЦМК.

6. ПАО НК «РуссНефть»

  • Юридический адрес: Россия, Москва
  • Информация о собственниках. По данным компании на ноябрь 2016 года 60% акций принадлежит Михаилу Гуцериеву и его семье, 25% — швейцарскому трейдеру «Glencore» и 15% находятся в свободном обращении, торгуются на ММВБ.
  • Капитализация — $2,5 млрд. на 25.11.2016 года (ММВБ).

«РуссНефть» — единственная НК в России, которая была создана в 2002 году, не имея никакого отношения к приватизации, а путем консолидации активов ряда мелких предприятий. С 2006 по 2010 год подвергалась преследованию со стороны ФАС. В ноябре 2016 года провела IPO на Московской бирже , разместив 20% акций, и привлекла около $500 млн. Отрабатывает месторождения в Поволжье, Оренбургской области, Азербайджане, в Западной Сибири (всего 123 лицензии).

7. ПАО «Новатэк»

  • Юридический адрес: Россия, Москва
  • Информация о собственниках. Основатель компании Леонид Михельсон владеет пакетом в 24,8%, 23,5% — нефтяной трейдер Геннадий Тимченко, «Газпром» — 10%, 15% — Total E&P Arctic Russia.
  • Капитализация — $28 млрд. на 22 апреля 2016 (LSE).

Компания имеет 36 лицензий на месторождения газа в Ямало-Ненецком АО, по запасам газа входит в число 5 крупнейших компаний мира. В настоящее время реализует глобальный проект по строительству завода по производству сжиженного газа, откуда его будут отправлять в Китай, Корею, Японию. Там же строится грузовой порт. На строительстве комплекса занято около 22 тыс. строителей и 3,6 тыс. единиц техники.

В 2015 году почти все самые крупные нефтяные компании России показали уменьшение чистой прибыли. Исключения: «Газпром» и «Новатэк»: у них она многократно выросла.

Москва. Одной из наиболее острых тем обсуждения в отраслевом сообществе стала проблема развития малых нефтяных компаний в России. Мнения экспертов по данному вопросу разделились. Авторы проекта концепции развития сектора независимой добычи в нефтегазовой отрасли РФ предлагают государству создать благоприятные условия для работы малых предприятий с помощью налоговых льгот и других преференций. Эксперт Агентства нефтегазовой информации, советник НП Консорциум "СОЮЗНЕФТЕГАЗИНВЕСТ" предлагает ВИНКам участвовать в развитии малых нефтедобытчиков, отдавая им на разработку собственные простаивающие скважины.

Свое мнение о проблемах, с которыми сталкиваются малые нефтяные компании, и способах их решения Агентству нефтегазовой информации высказал руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

- Константин Васильевич, как вы видите развитие малых нефтяных компаний в России? Должны ли они развиваться самостоятельно или при участии ВИНК?

В России на долю ВИНК приходится практически вся добыча в стране, одна только Роснефть имеет 40% потенциальной добычи. Не раз мы обращали внимание на опыт США, где сегмент средней и малой добычи, в отличие от России, представлен довольно активно. Особенно это проявилось в период сланцевой революции, когда можно было наблюдать появление десятков компаний, которые сегментировали рынок. У таких компаний были приличные обороты.

Тут возникает дискуссия о социальном пути развития нефтяной добычи: как нам следует идти? Я сомневаюсь, что нам необходимо ради исключительно малого и среднего бизнеса заниматься дроблением ВИНКов до скважин.

Конечно, каждая модель развития имеет свои очевидные плюсы и минусы. Мелкие компании более мобильные и гибкие, с другой стороны, у них нет эффекта масштаба и нет возможности привлекать большие заемные ресурсы. Это говорит о том, что они не могут осваивать крупные проекты, инвестировать большие деньги в инновации. Российская нефтегазовая отрасль находится у порога довольно больших изменений. Усложняется ситуация с добычей в Западно-Сибирской нефтяной провинции, и все разговоры, которые 10 лет мы ведем про ТРИЗы, бажен, шельфы, становятся все более актуальными. Потенциал введенных месторождений через каких-то 5-8 лет подойдет к концу, и возникнет вопрос, кто же будет развивать тот же бажен. Малые компании? Если даже крупные компании инвестируют достаточно аккуратно в эти истории, то очевидно, что малые предприятия просто не обладают таким потенциалом. Но, тем не менее, мы понимаем, что у государства должна быть разумная смешанная стратегия, когда ВИНКи должны гармонично дополняться малыми компаниями как раз в тех сегментах, где крупным игрокам рынка работать неинтересно.

Я считаю, что малые компании не смогут позиционировать себя как филиалы или продолжение ВИНКов. Это возможно лишь в том случае, когда ВИНКи самостоятельно создают и развивают малые инновационные компании. Например, модель ЛУКОЙЛа - компания РИТЭК. Это небольшая компания, которая была создана специально для отработки инновационных технологий по ТРИЗам. РИТЭК фактически является инновационным офисом в апстриме ЛУКОЙЛа, и они благополучно функционируют уже не один год.

Сегмент малых и средних компаний связан с добычей на тех месторождениях, которые ВИНКам в силу ряда причин неинтересны. А причина одна - низкая маржинальность. Сюда можно отнести обводненные и низкодебитные скважины или скважины, которые удалены от основных провинций. Доработка таких скважин с помощью малых нефтяных компаний помогла бы получить несколько десятков миллионов тонн дополнительной добычи.

Развитие малых нефтяных компаний - это, на мой взгляд, задача государства. Именно оно должно создать такие условия, чтобы предприятия могли появляться и функционировать. Конечно, привлекательные куски ВИНКи давно забрали, поэтому необходимо найти долю, где малые компании могли бы работать. Это касается не только добычи, но и геологоразведки. Известна канадская модель, когда малые компании занимаются первичным изучением недр, если они совершают открытие, то они выставляют его на юниорскую биржу, где крупные компании, у которых есть инвестиции, берутся за разработку. У нас такой юниорской биржи нет, хотя это не так сложно сделать, было бы желание.

В России же, в свою очередь, есть несколько образцовых компаний, которые демонстрируют, что малый бизнес в нефтяной отрасли есть и очень неплохо существует. Например, Иркутская нефтяная компания - эффективное, успешно развивающееся предприятие, но оно уже служит красивой витриной для правительства. Нам предоставляют красивую картинку успешной работы малых нефтяных компаний, также очень активно обсуждается сделка с ОПЕК о сокращении добычи, многие вообще утверждают, что скоро нефть будет не нужна как товар, и в этой ситуации многие начинают думать о том, а нужно ли увеличивать добычу. А в реальности получается, что пока мы занимаемся этими размышлениями, США за несколько лет увеличили добычу в два раза и нас уже обогнали, при этом не размышляя на тему, нужна нефть или нет. Перед Россией встает вопрос, как теперь конкурировать с американцами на китайском рынке, так как США уже в Китай собираются увеличивать поставки. Вот вам и пример того, как пока мы занимаемся бессмысленными дискуссиями, другие страны занимаются делом.

- А насколько целесообразно со стороны ВИНКов отдавать собственные заброшенные скважины малым нефтяным компаниям для разработки?

Модель действительно разумна, потому что то, что не нужно ВИНКам, могли бы взять малые компании. ВИНКи не будут думать о том, как бы сделать так, чтобы малые нефтяные предприятия комфортно существовали вокруг нас. Но модель «нам это не нужно, а вы берите и делайте» возможна, так как у ВИНКов очень много простаивающих скважин.

Если возникает какой-то маржинальный сегмент, то там вполне могут появиться деньги, и тут необязательно должны быть люди, связанные с нефтянкой. В этом и суть регуляторов, чтобы создать эффективную нишу, куда придет инвестор. Если будут условия, то компании смогут проводить анализ, оценку и рентабельность, после чего появится возможность выйти на рынок с этим предложением.

-Некоторые эксперты считают, что проблемы малого сектора нефтегазодобычи могут и должны решать сами независимые предприятия данной сферы, но для этого нужны изменения в законодательстве. Вероятно ли введение налоговых льгот со стороны государства и как скоро это может произойти?

Я считаю, что государству это неинтересно. Есть у Минэнерго задача обеспечить добычу. А как проще это сделать? Взять и договориться с ВИНКами, которые помогут решить этот вопрос.

В переработке такая же история, все говорят о том, что нет конкуренции. Так она будет, для этого необходимо сделать так, чтобы появилась отдельная от ВИНКов переработка. Но никому это неинтересно.

То же самое и в сегменте малого бизнеса - все понимают, что не так сложно внести соответствующие изменения в законодательство.

Просто от малых компаний эффект будет не таким колоссальным, как от добычи ВИНКов. Крупные предприятия отчитываются о приросте на одном проекте в 7-10 млн тонн, а малые нефтяные компании таких результатом продемонстрировать не смогут. Поэтому наши регуляторы откладывают развитие и поддержку малых предприятий в папочку, до лучших времен. Это для государства не приоритетная задача, в связи с чем тема висит уже много лет.

Развитию малых нефтяных компаний может послужить и поддержка на региональном уровне, здесь опять в пример можно привести Иркутскую компанию. Также и с юниорской биржей, возьмите канадскую модель и перенесите, модель есть - ее даже придумывать не надо, но это же надо изучать, законы вносить.

- Не возникнет ли такая ситуация, что в итоге все малые нефтяные компании станут «дочками» ВИНКов. Насколько такие опасения обоснованы?

Такой исход тоже возможен, малые нефтяные предприятия могут полностью исчезнуть как подвид деятельности. Поэтому речь должна идти не о судьбе нынешних компаний, а о том, что необходимо создать условия, чтобы эти компании в гораздо большем количестве появились. Нужно сделать так, чтобы ВИНКи поделились не интересующими их скважинами.

страны. Торговля оказывает значительное влияние на развитие производства, поскольку это одна из немногих сфер, которая имеет непосредственное отношение к конечному потребителю, она обладает возможностью наиболее оперативно реагировать на любые изменения. Торговля связывает между собой бизнес

и государственные структуры, оказывая положительное влияние на экономику. Постоянные положительные изменения в этой отрасли все больше привлекают иностранных инвесторов, что, несомненно, носит положительный характер для развития экономики страны.

Литература

1. ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения.

2. Кент Т. и Омар О. Розничная торговля. - М.: Юнити, 2007.

3. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. - СПб.: Наука, 1996.

4. Даненбург В. и др. Основы оптовой торговли. - СПб.: Нева-Ладога-Онега, 1993.

5. Сидоров Д.В. Розничные сети. Секреты эффективности и типичные ошибки при работе с ними. - М.: Вершина, 2007.

6. Чкалова О.В. Характеристика розничных торговых предприятий в России и за рубежом // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 4.

7. Шмален Г. Основы планирования сбыта // Основы и проблемы экономики предприятия. - М.,1996.

8. www.gks.ru Официальный сайт Государственного Комитета Статистики РФ

МАЛЫЙ БИЗНЕС В НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

А.В. Красильников,

директор Института дополнительного образования Югорского государственного университета (г. Ханты-Мансийск),

кандидат экономических наук [email protected]

В.В. Коростелева,

аспирант кафедры экономики и управления на предприятии Института экономики и финансов Югорского государственного университета (г. Ханты-Мансийск)

[email protected]

В статье представлена специфика малого бизнеса в нефтяной промышленности. Рассмотрены критерии отнесения предприятий к категории малого бизнеса в России и в США. Изучаются основные проблемы функционирования российских малых нефтяных предприятий. Предлагаются мероприятия по созданию благоприятных условий по деятельности малых нефтедобывающих компаний.

Ключевые слова: малые предприятия, нефтяной сектор, фирма, нефтяная промышленность

ББК У9(2)0-551.1

Мировая практика промышленно развитых стран показывает, что малый бизнес - важный и необходимый сегмент нефтяной промышленности. Согласно наиболее известному методу классификации предприятий - оно определяется как малое, среднее или крупное в соответствии с абсолютной величиной какого-либо показателя или группы показателей. В качестве таких показателей берутся количество занятых на фирме, размер ее активов и годовой оборот (валовая выручка за год) . В мировой практике встречаются весьма разнообразные варианты использования количественного метода в целях классификации компаний.

В классификации разных стран предусматривается более детальная разбивка торгового оборота или количество занятых внутри отрасли в зависимости от конкретного вида основной деятельности компании (см. табл. 1).

Нефтяная промышленность США - представляет пример сосуществования вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) и малых нефтедобывающих предприятий. Если первым подконтролен весь производственный цикл от геологоразведочных работ до реализации нефти и нефтепродуктов, то вторые занимаются исключительно разведкой и добычей нефти . Малые нефтяные компании многочисленны, их насчитывается порядка 7400. Большинство из них работают в глубине континента на низкорентабельных скважинах, однако в общей сложности на малые компании приходится около 40% американской нефтедобычи . Часть из них добывает менее 10

баррелей в сутки. В то же время лидеры среди «малых» (производящие 20-320 тыс. баррелей в сутки) обладают разветвленной сетью зарубежных активов, добыча нефти с которых, правда, не достигает значительных объемов.

Среднестатистическая малая нефтяная компания в США молода - 24 года и в ее штате трудятся 12 человек; валовой доход такой компании в 2000 г. составил 4,6 млн долл., чистая прибыль - 0,6 млн долл., объем капиталовложений - около 2 млн долл. Малая компания в среднем эксплуатирует 50 скважин, из которых 25 относится к малодебитным (0,5 т в сутки, т.е. 3,5 барреля), при этом 60% общего количества добываемой нефти добывается из малодебитных скважин.

Различия между ВИНК и малыми нефтедобывающими компаниями особенно ярко проявились в период низких мировых цен на нефть. Крупные компании США начали снижать уровень добычи, консервировать скважины, свертывать разведку и разработку новых месторождений. Уровень их запасов снизился почти на 20%. Сокращение запасов также произошло из-за массовой продажи месторождений. Крупные компании предпочли переместить капитал в другие сектора бизнеса. Малые компании не так остро прореагировали на изменение мировой конъюнктуры. Их доля в нефтедобыче росла и в 1997- 1998гг. даже превысила долю крупных компаний. Переместить капитал из одной отрасли в другую они не могли, поэтому покупали, разведывали и разрабатывали новые месторождения, их запасы увеличились в 2 раза.

Таблица 1 Критерии отнесения предприятий к категории малого бизнеса

Страна Критерии отнесения предприятий к категории «малых»

Чешская Республика Малое предприятие: количество занятых не более 50 чел. Годовой баланс не должен превышать 180 млн CZK или выручка не должна превышать 250 млн CZK

Венгрия Малое предприятие: количество занятых 10-49 чел. Максимальная выручка до 700 млн HUF или баланс за предыдущий год не более 500 млн HUF

Польша Количество занятых не должно превышать 50 чел. Оборот не более 7 млн евро или баланс за предыдущий год не более 5 млн евро. Ограничение самостоятельности: участие в уставном капитале др. субъектов не должно превышать 25%

Япония Обрабатывающая промышленность и транспорт - до 100 млн иен; до 300 чел.; оптовая торговля - до 30 млн иен; до 100 чел.; розничная торговля и сфера услуг - до 10 млн иен; до 50 чел.

США Сельское хозяйство - оборот до 3,5 млн долл., строительство - до 7-17 млн долл., добыча полезных ископаемых - численность - до 500 чел.; промышленность в зависимости от отрасли - 100-1000 чел.; транспорт - 500 чел. (в отдельных отраслях - до 1500 чел.); оборот - до 3,3 млн долл.

Источник: Малый и средний бизнес в странах с переходной экономикой. Экономическая Комиссия ООН для Европы, 2007. / http://www.uneee.org/indust/sme/ece-sme.htm

Методы государственной поддержки малых компаний в США разнообразны. Во-первых, в США есть Федеральная комиссия по энергетическому регулированию, которая контролирует соблюдение антимонопольного законодательства и обеспечивает в нефтедобыче равные конкурентные условия для нефтяных корпораций и мелких независимых производителей. Существует много государственных программ поддержки рентабельности малых нефтепроизводителей. В 1993 г. был создан Совет по передаче технологий нефтедобычи, задачей которого стало ускорение разработки и внедрения новых технических средств в производственные операции мелких и средних добывающих предприятий внутри страны.

Во-вторых, государство с помощью административных мер обеспечивает гарантированный внутренний рынок сбыта для национальных нефтедобывающих компаний. К таким мерам относятся изменение импортной таможенной пошлины на нефть и государственной закупки нефти по твердым ценам. Так, правительство устанавливает несколько уровней внутренних цен на нефть, в зависимости от характеристик месторождений и категории производителя (мелкие или крупные).

Важно, что в США действует гибкая система налогообложения, предоставляющая ряд льгот и преференций небольшим предприятиям для поддержания их конкурентоспособности на рынке добычи нефти. Это сложная система, направленная на стимулирование полного извлечения минерального сырья из недр. Системы льгот действуют на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. На практике этими скидками пользуются чаще небольшие нефтяные компании.

Малые нефтяные компании возникли в России в середине 90-х гг., но до сих пор понятие малой нефтяной компании на законодательном уровне не определено. Отсутствие ясного юридического статуса в значительной мере осложняет деятельность малой нефтяной компании. В России до 1 января 2008 г., согласно принятому 14 июля 1995 г. Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», под субъектами малого предпринимательства понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не должна была превышать 25%,

средняя численность работников за отчетный период находится в следующих предельных значениях :

в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;

в оптовой торговле - 50;

в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30;

в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60;

в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Следует заметить, что критериев по денежному обороту в вышеуказанном Законе не было - только предельная численность.

24 июля 2007 г. был принят Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с данным Законом, к субъектам малого предпринимательства относятся юридические лица, в которых средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно (независимо от вида деятельности), выручка от реализации не более 45 млн руб. за 9 месяцев. Подпадающие под это определение малые предприятия пользуются государственной поддержкой в соответствии с программами Правительства РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления .

Как видно из приведенных параметров (численность персонала, объем выручки), малые нефтяные компании в принципе не могут им соответствовать. Это связано с особенностью производства в добывающей промышленности. Так, даже самая маленькая российская нефтяная компания, которая добывает 100 тыс. т. нефти в год, имеет численность не менее 100 - 120 человек и ее оборот составляет не менее 350 млн руб. в год. Таким образом, малые нефтяные компании не относятся к категории малых предприятий, определенной в законодательном порядке и все меры государственной поддержки малых предприятий (в том числе налоговые льготы) на них не распространяются.

Российская ассоциация малых и средних нефтяных компаний «АссоНефть» определяет малые и средние компании как компании с годовой добычей менее 0,5 млн тонн и 0,5-2,0 млн т. или 0,5-1 млн т. соответственно. По оценкам других экспертов к малым можно отнести нефтяные компании с ежегодной добычей до 1 млн т. нефти, к средним - от 1 до 15 млн т.

В связи с вышеизложенным, рассмотрим основные проблемы малых нефтедобывающих компаний России.

1. Проблема инвестиций, в том числе, долгосрочных кредитов. Данная проблема остро актуальна не только из-за нестабильности экономики в целом, но и в связи со спецификой недропользования: высокой степенью риска поисково-разведочных работ, длительными сроками окупаемости вложений инвестиций, высокой фондо- и капиталоемкостью процесса, степенью износа оборудования, которая по отрасли составляет почти 60%. Положение о льготном кредитовании на эти компании не распространяется, так как они не вписываются в Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» .

2. Проблема доступа к недрам. Одним из аспектов данной проблемы является закрепление легитимной возможности разработки месторождений несколькими предприятиями, что может быть реализовано на основании договора о совместной деятельности без образования юридического лица с определением в лицензионном соглашении прав собственности каждого участника на добытую нефть. Это позволило бы компаниям, в первую очередь небольшим, консолидировать финансовые, материальные и инновационные потенциалы для эффективной разработки одного месторождения, не ограничиваясь рамками Закона РФ «О соглашениях о разделе продукции» .

3. Проблема совершенствования системы налогообложения. В Налоговом Кодексе отсутствуют льготы для малых нефтедобывающих компаний. Отменены льготы по налогу на прибыль. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) не достаточно учитывает рентабельность месторождения, кроме того, он привязан к мировым ценам на нефть, в то время как малые нефтедобывающие компании к экспортной трубе практически не допущены. К примеру, в 2007г. крупные компании реализовали в сыром и переработанном виде на внешнем рынке 77% добытой нефти, а малые и средние - лишь 25%.

В настоящее время в России еще не создан благоприятный климат для эффективной работы малых и средних нефтедобы-

вающих компаний. В качестве основных направлений государственной политики по созданию благоприятных условий деятельности малых нефтедобывающих компаний можно выделить:

1. Принятие закона на федеральном уровне «О поддержке малых и средних нефтедобывающих компаний», в котором должны быть закреплены критерии отнесения в качестве отдельной категории субъекта права малого и среднего предпринимательства «независимые» нефтяные компании, специализирующиеся на разработке мелких месторождений или остаточных запасов, на внедрении инновационных технологий, повышении эффективности добычи трудноизвлекаемых видов сырья.

2. Создание гибкой системы налогообложения. В частности, необходимы изменения в главу 26 Налогового Кодекса (Налог на добычу полезных ископаемых), которые бы позволили рассчитывать налог, уплачиваемый малыми нефтяными компаниями с привязкой к внутренним ценам на нефть, а не к мировым; ус-

тановить льготную ставку налога на прибыль; упростить предоставление рассрочки, отсрочки и инвестиционного налогового кредита. Было бы целесообразным создание специального налогового режима для малых и средних нефтедобывающих компаний. Необходимо и на уровне региона создать систему налоговых льгот.

3. Использование действенной системы стимулов для добывающих компаний к воспроизводству минерально-сырьевой базы, к применению ресурсосберегающих технологий, разработке месторождений со сложными горно-геологическими условиями, рациональному использованию минерального сырья при его добыче и переработке.

В результате выполнения перечисленных выше мероприятий, государству удастся создать необходимые условия для эффективного и рационального развития малых нефтедобывающих компаний, и для нефтедобывающей отрасли в целом.

Литература

1.Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Справочно-консультационная система «Консультант-плюс»

2.Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» // Справочно-консультационная система «Консультант-плюс»

3.Даниленко М.А. Об опыте работы инновационной нефтедобывающей компании // Минеральные ресурсы России. - 1999. -

4. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров: «АСА», 2006.

5. Сергеева О. Выживают крупнейшие! //Нефть России. - 1999. - №9.

6. Малый и средний бизнес в странах с переходной экономикой. Экономическая Комиссия ООН для Европы, 2007. / http://www. uneee.org/indust/sme/ece-sme.htm

7. Independent Gain Prominence in Oil and Gas. U.S. Deparment of Energy, 1995. - http://www.eia.doe.gov

МЕСТО СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

Ю.В. Дворцов,

аспирант Камчатского государственного технического университета (Петропавловск-Камчатский) [email protected]

Из структурообразующих хозяйственных элементов страны в статье выделен средний бизнес в качестве основы социального развития общества. Средний бизнес выступает как реальная сила формирования необходимой социальной среды во взаимодействии с крупным и малым бизнесом, с государственными и некоммерческими структурами. Отмечается важность такого взаимодействия в депрессивных регионах России для достижения необходимого уровня их социального развития.

Ключевые слова: корпоративное предпринимательство, средний бизнес, экономика, социальная сфера

УДК 334; ББК 65.9(2Рос)09, Д 24

Экономические достижения стран с рыночной экономикой напрямую зависят от успешного использования предпринимательского потенциала, общеэкономической политики государства и отношения общества к бизнесу. История развития мирового хозяйства свидетельствует: когда бизнес эффективен, он и социально ответственен. Связь между эффективностью и социальной ответственностью бизнеса в развитых странах сегодня считается аксиомой. Социальная ответственность бизнеса проявляется в осознании, что предпринимательская организация нацелена на интересы сообщества, ресурсами которого (кадровыми, материальными, экологическими, финансовыми и др.) она пользуется.

Мировой опыт последнего десятилетия свидетельствует о возрастающей роли предприятий среднего бизнеса в развитии регионов. Эти предприятия часто демонстрируют более эффективные результаты своей деятельности и, следовательно, более высокую социальную ответственность за сферы и место приложения своих бизнес - усилий.

Социальная ответственность во многом остается проблемой крупных и транснациональных корпораций, однако средний бизнес все чаще вовлекаются в этот процесс. Основная причина такого отношения - этические и социальные требования, выдвигаемые «социально ответственными» корпорациями, а также принятие социально ориентированных законов.

Социально ориентированный бизнес перестает быть прерогативой только транснациональных и крупных государственных корпораций. Средний бизнес все более использует свои преимущества и возможности для применения эффективных бизнес - моделей, построенных на прогрессивных управленческих решениях и четком представлении о своем потребителе. Зачастую именно средний бизнес обладает большими ресурсами для четкого и оперативного реагирования на требования времени и рынка, чем компании-гиганты или малые предприятия.

Проведенные исследования показывают, что «крупных» компаний в России должно быть 3-5 тысяч, «средних» от 10 до 25

заемный нефтегазовый капитал предпринимательство

Анализ и тенденции развития нефтяной и газовой отрасли в РФ.

Россия располагает огромными углеводородными запасами, находится в числе ведущих нефтедобывающих стран мира. В экономике России удовлетворены текущие и перспективные потребности в нефти, природном газе и нефтепродуктах. Помимо этого, Россия осуществляет обширный экспорт нефти, газа и продуктов их переработки. Структура ресурсов, объем их запасов, качество данных ресурсов, а так же степень их изученности и направление освоения оказывают сильное влияние на экономический потенциал России и на развитие её регионов. По состоянию минерально-сырьевой базы нефти наблюдается снижение разведанных запасов и низкие темпы их воспроизводства. Геологоразведочные работы проводятся постоянно, но их объем не обеспечивает воспроизводство минерально-сырьевой базы нефти, что может стать угрозой для экономической и энергетической безопасности страны в долгосрочной перспективе. Выделяют следующие основные проблемы нефтяной и газовой отраслей в России:

  • · Истощение минерально-сырьевой базы: с 1994 года не наблюдается прирост запасов в компенсацию годовой добычи по нефтедобывающим регионам, прирост доли трудноизвлекаемых запасов, например, в ХМАО их доля составляет 67%;
  • · Уменьшение прогнозных ресурсов, отсутствие резерва объектов, по котором имеется возможность получить прирост запасов. Практически все последние открытые месторождения относятся к мелким и мельчайшим;
  • · В большинстве случаев, прирост запасов обеспечивается доразведкой «старых» месторождений;
  • · Нефтяная промышленность России столкнется с рядом технологических проблем, так как не располагает опытом освоение месторождений на арктическом шельфе. Помимо этого, появляется проблема с организацией транспортировки;
  • · Технологические сложности при освоении нефтяных месторождений в регионах Восточной Сибири, Якутии, п-ова Ямал, ввиду низкой температуры залегания нефтегазовых пластов;
  • · В Западной Сибири обозначается проблема уменьшения размеров месторождений. Теперь необходимо найти пути менее затратного глубокого бурения и транспортного строительства.

В приоритетных направлениях развития национальной сырьевой базы углеводорода значатся следующие Федеральные округа и моря: Сибирский, Приволжский, Северо-Западный и Уральский. Основной объем прироста рентабельных запасов и максимальные доходы для государства и инвесторов от освоения может быть обеспечен в данных регионах. Центром нефтяной промышленности России является Западная Сибирь, там сосредоточено порядка 53% суммарных ресурсов. Помимо этого ключевыми нефтедобывающими регионами в России являются: Урало-Поволжский (порядка 14% от суммарных ресурсов), Кавказский (около 1,5%), Дальневосточный (3%), а так же Восточносибирский (10%) и континентальный шельф России (12,5%). Основными направлениями развития сырьевой базы нефтяной промышленности являются:

  • · Расширение масштабов геологоразведочных работ, выявление и разведка новых значимых запасов;
  • · Повышение коэффициента нефтеотдачи, вовлечение трудноизвлекаемых запасов в промышленный оборот, что в сумме приведет к увеличению объема запасов на разрабатываемых месторождениях;
  • · В оборот разведанных месторождений нужно вводить новые нефтегазоносные регионы, в том числе тяжелую нефть и битумы;
  • · Освоение морского потенциала в нефтегазовом секторе.

Расширение масштабов геологоразведочных работ, а так же выявление и разведка новых запасов базируется на оценке прогнозных ресурсов. По всем основным регионам РФ имеется достаточно крупный объем невыявленных запасов ресурсов. Расширение масштабов геологоразведочных работ позволит открыть новые нефтяные месторождения, что обеспечит воспроизводство минерально-сырьевой базы РФ по нефтегазовой промышленности. Если говорить о следующем направлении развития, связанным с повышением коэффициента нефтеотдачи и с эксплуатируемой сырьевой базой, то в ближайшее время оно останется ведущим направлением. Единственным препятствием является проблема внедрения новых методов разработки месторождений. Касаемо ввода в оборот новых нефтегазоносных регионов, прирост объемов добычи нефти может обеспечить ввод таких регионов, как Восточная Сибирь, но для этого необходимы колоссальные инвестиции для создания промышленной и транспортной инфраструктур. И, наконец, освоение морского потенциала ресурсов является новым направлением развития нефтяной и газовой промышленности Российской Федерации. Оценки говорят о наличии морского потенциала ресурсов, который превосходит некоторые нефтегазовые бассейны по всему миру. Континентальный шельф России является одним из основных резервов нефтяной и газовой промышленности на перспективу. Шельф имеет площадь порядка 6,2 миллионов квадратных километров, при этом 4 млн. км2 являются перспективными на наличие нефти и газа. Начальные извлекаемые ресурсы, в расчете на нефть, оцениваются примерно в 90-100 миллиардов тонн. Уже сейчас раскрыта геологическая структура территории и найдены основные бассейны углеводородного сырья. Средняя плотность изначально извлекаемых ресурсов равна 2,025 млн. тонн на 1 км2. Обнаружено более 800 структур, часть из которых, порядка 130, подготовлены к глубокому бурению. Поисковое бурению проводилось более чем на 50 объектах, на 31 найдены нефтегазовые месторождения. Однако, континентальный шельф России остается малоизученным, на данный момент выполнено немногим более 1 миллиона километров сейсмо-профилей, пробурено порядка 200 скважин, при этом территория восточно-арктических морей остается практически неизученной. На морских месторождениях извлекается около 10,8 млрд. тонн сырья, при этом 52% из них принадлежат категориям ABC1. Объем перспективных ресурсов равен 8,5 млрд. тонн. Однако, нефть и конденсат в структуре запасов составляют лишь 10%. Основная часть запасов сосредоточена в Каспийском, Баренцевом, Карском, Печорском и Охотском морях. По оценкам экспертов, на территории РФ находится около 9,2 млрд. тонн доступных ресурсов нефти на континентальном шельфе, 5,1 млрд. тонн из них является перспективными, объем высокорентабельных ресурсов составляет более 1 млрд. тонн. Данные ресурсы являются приоритетными для освоения. Объем рентабельных ресурсов превышает объем высокорентабельных ресурсов в два раза. Данные ресурсы стоит рассматривать, как вторые по значимости при освоении шельфа. При высоких ценах на нефть и при внедрении новых технических средств освоения можно прибегнуть к малорентабельным ресурсам. Отдаленным резервом являются нерентабельные ресурсы континентального шельфа, объем которых равен 4 млрд. тонн. Вовлечение таких ресурсов в промышленный оборот невозможно без изменений в технологиях добычи нефти в морских условиях. На сегодняшний день есть все предпосылки к переходу на освоение крупных месторождений на континентальном шельфе России, так же есть основания для проведения широкомасштабных геологоразведочных работ, так как высока вероятность открытия новых крупных месторождений.

Для того, чтобы обеспечить необходимые объемы добычи, которые были запланированы Новой энергетической стратеги РФ до 2030 года необходимо увеличить интенсивность геологоразведочных работ, которые приведут к аккумуляции извлекаемых запасов нефти в объеме около 10-13 млрд. тонн, 1,5 млрд. тонн из которых являются высокорентабельными. В период с 2011 по 2020 год сумма, которая необходима на проведение геологоразведочных работ, составляет примерно 26,4 млрд. рублей. За счет средств инвесторов будут осуществляться такие виды работ, как: поисковые, поисково-оценочные, разведочные, а так же будет происходить обустройство месторождений и развитие транспортной и промышленной инфраструктуры под контролем и координацией государством. Емкость работ оценивается, по разным данным, в размере от 72 до 113 млрд. долларов инвестиций в общем и в размере от 30 до 50 млрд. долларов по нефти. Первичной задачей является обустройство новых центров нефте- и газодобычи в перспективных регионах для обеспечения устойчивой работы нефтяного и газового комплекса Российской Федерации. Если государством будем проводиться активная политика в области недропользования, при расширении геологоразведочных работ и при развитии промышленной и транспортной инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, добыча нефти может достигнуть объема в 90 млн. тонн к 2020 году и объема в 145 млн. тонн к 2030 году. На шельфе Сахалина сформируется система нефтеобеспечения и экспорта в США, Японию, Индию, Филиппины, Китай и Юж. Корею. Эксплуатация на о. Сахалин таких объектов, как «Сахалин - 1» и «Сахалин - 2» позволит довести суммарный объем добычи до 23 млн. тонн.

На рисунке 1 можно наблюдать минерально-сырьевую базу прогнозных ресурсов по всей территории РФ, а на рисунке отображена минерально-сырьевая база перспективных ресурсов по всей территории РФ:

Рисунок 1 ? Минерально-сырьевая база прогнозных ресурсов РФ Рисунок 2 ? Минерально-сырьевая база перспективных ресурсов РФ

Более того, будет увеличиваться загрузка Комсомольского НПЗ нефтью из Сахалина. На Хабаровский НПЗ планируется поставлять нефть из Республики Саха. На данный момент производственные мощности Комсомольского НПЗ составляют около 70%, а Хабаровского - около 60%. При этом на Комсомольском НПЗ 80% сырья поставляется из Западной Сибири, а на Хабаровский НПЗ поставляется 100% сырья из того же региона.

В России была принята программа «Реконструкция и модернизация предприятий нефтеперерабатывающей промышленности», подготовленная Министерством энергетики РФ, на основе целевой программы «Топливо и энергия», подготовленной еще в 1996-2000 годах. Данная программа была рассчитана на 12-15 лет и должна была осуществляться поэтапно, последний этап, на котором рост глубины переработки нефти до 85% не был достигнут и был перенесен на 2020 год. В 2013 году был принят закон «О дифференциации налога на добычу полезных ископаемых для трудноизвлекаемых запасов нефти». Данный закон предусматривает дифференциацию ставки НДПИ в зависимости от степени выработанности месторождения, размера нефтенасыщенного пласта (понижающий коэффициент от 0 до 0,8) и от показателя проницаемости коллектора. Данные меры должны ускорить рост нефтедобычи. Улучшение динамики ожидается после 2016 года, так как в 2017 году ожидается ввод в эксплуатацию Юрубченко-Тахомского и Куюмбинского месторождений и предполагает выход на долгосрочную полку по добыче нефти до 5 млн. тонн/год в 2019 году по данному месторождению. На первом этапе освоения - в период 2014-2019 гг. - планируется не только пробурить до 170 добывающих скважин, но и ввести в эксплуатацию первый пусковой комплекс. Обустройство месторождения предусматривает газокомпрессорную станцию, установки подготовки нефти, приемо-сдаточный пункт мощностью до 5 млн. тонн нефти в год и другие объекты. Проект практически полностью обеспечен проектной и рабочей документацией, что дает высокую уверенность в объёме запланированных инвестиций на реализацию текущего этапа. Стоит отметить, что реализация проекта освоения Юрубчено-Тохомского месторождения предполагает получение значительного синергетического эффекта от его совместной разработки с Куюмбинским месторождением. Магистральный нефтепровод «Куюмба-Тайшет», строительство которого было начато в конце 2013 года, позволит подключить эти месторождения к трубопроводной системе «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО) и увеличить объемы поставляемой Компанией экспортной нефти на перспективный азиатско-тихоокеанский рынок. Помимо этого, нефть ЮТМ станет одним из источников сырья для загрузки «ВНХК» - одного из крупнейших нефтехимических комплексов, ввод в эксплуатацию которого намечен на 2020 год. Таким образом, реализация проекта разработки Юрубчено-Тохомского месторождения окажет существенное влияние на рост экономики Красноярского края и Восточной Сибири в целом - обеспечит высокий уровень налоговых поступлений государству в ближайшие 20 лет в размере около 1,3 трлн. рублей и благоприятно скажется на развитии социальной сферы. В дальнейшем, на втором и третьем этапах планируется полностью освоить Юрубченскую залежь, ввести в разработку все залежи Юрубчено-Тохомского месторождения и Терско-Камовского (южного) лицензионного участка с выходом на полку по добыче нефти до 7,3 млн. тонн нефти в год.

Согласно данным ФТС (Федеральной таможенной службы), экспорт нефти из России снизился на 1,3% в 2013 году, при этом в страны Дальнего Зарубежья экспорт снизился на 1,6%, но вырос в страны СНГ на 1%. Снижение экспорта обуславливается сокращением поставок нефти в Европу, но в то же время увеличиваются поставки российской нефти на Восток. В таблице 1 приведен экспорт сырой нефти в РФ в период 2000-2013 годов.

Таблица 1 ? Экспорт Российской Федерации сырой нефти за 2000-2013 годы

Сырая нефть

в % к соответствующем периоду предыдущего года

Средние экспортные цены, $ за баррель

кол-во, млн. т

стоимость, млн. $

количество

стоимость

Исходя из Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2025 года, перед РФ стоит задача не только реализовать, но и укрепить свои конкурентные преимущества в сырьевой и энергетической отраслях, а так же создать новые конкурентные преимущества, которые связаны с диверсификацией экономики. Целью государственной политики в нефтяном и газовом комплексе является развитие минерально-сырьевой базы, перерабатывающих мощностей, транспортной инфраструктуры и увеличение объема продукции с высоким уровнем добавленной стоимости в производстве и экспорте нефти. В результате к 2020 году добыча нефти должна возрасти до 545 млн. тонн, экспорт нефти до 260 млн. тонн, а переработка до уровня, равного примерно 250 млн. тонн.

Анализ развития малого бизнеса в нефтяной и газовой промышленности РФ.


Как показывает мировая практика развитых стран, малый бизнес является важным и необходимым сегментом нефтяной промышленности. Предприятие определяется, как малое в соответствии с величиной какого-либо показателя, например, количество занятых в фирме, валовая выручка за год или размер активов предприятия. Обычная малая нефтяная компания в Российской Федерации относительна молода, ее возраст составляет примерно 24 года, в ней трудятся в среднем 12 человек. Такая компания эксплуатирует около 50 скважин, половина из которых являются малодебитными (примерно 0,5 тонны в сутки), при этом больше половины объемов добычи осуществляется как раз из таких скважин. На рисунке 3 отображена ситуация по малым нефтяным компаниям в РФ.

Рисунок 3 ? Малые нефтяные компании в России

Разница между вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) и малыми нефтедобывающими предприятиями стали заметны в период низких цен на нефть. Крупные ВИНК снизили уровень добычи, законсервировали скважины и частично свернули разведку и разработку нефтяных месторождений. Уровень запасов таких компаний упал на 20%, помимо этого наблюдалась массовая продажа месторождений и перемещение капитала в другие сектора бизнеса. В то же время, мелкие предприятия не так остро реагировали на мировой кризис и изменения на рынке, их доля добычи росла, например, в времена кризиса 1998 года их доля добычи была выше доли добычи крупных компаний. Так как было невозможно для малых предприятий переместить капитал в другую отрасль - они скупали новые месторождения, тем самым увеличив свои запасы вдвое. Процесс образования малых нефтяных предприятий наиболее выражено развивался в республике Татарстан. Так, в 1997 году, в регионе была внедрена стратегия по увеличению нефтедобычи, в то же время стали образовываться первые малые нефтяные компании. Данные предприятия получали в эксплуатации мелкие месторождения с трудноизвлекаемыми запасами на конкурсной основе. На тот момент было зарегистрировано 18 частных малых предприятий, каждое из которых имело партнерское соглашение с «Татнефтью», которая оказывала поддержку в решении вопросов транспортировки, переработки и сбыта. В 1998 году «Шешмаойл» добывала нефть в количестве почти 32 тыс. тонн из 45 скважин. К 2001 году количество скважин увеличилось до 104, параллельно увеличив производство нефти до 154 тыс. тонн. В 2006 году «Татнефть» принимает решение о консолидации трех малых компаний и создании «Управляющей компании «Шешмаойл» из 3 малых предприятий - «Геология», «Иделойл» и, соотвественно, «Шешмаойл». После завершения процесса объединения, общий объем добычи «Управляющей компании «Шешмаойл» составил 550 тыс. тонн нефти в год. Позднее в состав вошли такие компании, как «Геотех», «Елабуганефть», «Татнефть-геология» и «Кондурчанефть» с Глазовским и Заречным, Пенячинским, Тумутским и Аделяковскими месторождениями соответственно. Результатом такого расширения стала возможность оказания компанией сервисных услуг: осуществление сопровождения и контроля за качеством строительства скважин, проведение капитального и текущего ремонта, а так же внедрение собственных технологий и методов увеличения коэффициента нефтеотдачи. Таким образом, «Управляющая компания «Шешмаойл» в 2013 году добыла 1,1 млн. тонн нефти и стала второй в республике Татарстан по объемам добычи нефти после «Татнефти» и ведущей компанией среди малых нефтяных предприятий.

Если вернуться в 2008 год, то можно вспомнить, что резкое падение мировых цен на нефть ставило нефтедобывающие компании в очень невыгодное положение. Больше всех постарадали мелкие компании, которые не обладали хоть каким-то незначительным запасом нефти и финансовыми возможностями. В тот момент времени большинство малых нефтедобывающих компаний приостановило свое дело, так как оно стало нерентабельным. На сегодняшний день государство оказывает поддержку малому нефтепромысловому бизнесу, но проблем до сих пор хватает, цена нефть снова упала в 2014-2015 году и, хоть и наблюдается тенденция к росту на фоне высказываний Саудовской Аравии, стоимость нефти до сих пор остается на уровне 40$ за баррель. Тогда как, в 2008 году цена на нефть упала с 135 долларов за баррель до 43 долларов за баррель. Так начался мировой кризис 2008 года. Крупные нефтяные компании в тот года перенесли такое падение, то малые компании ждали куда более печальные последствия. В 2009 году большинство малых нефтяных предприятий остановили добычу. В тот момент на малые предприятия оказала давление не только низкая цена, но и высокая пошли на и единый для всех налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Однако, с того момента количество малых нефтяных компаний выросло, в период с 2008 по 2010 годы количество малых нефтяных компаний практически не менялось, а начиная с 2011 года их количество имеет постоянную тенденцию к росту, хотя многие из этих компаний испытывает сильные финансовые трудности или являются банкротами.

Из 26 малых предприятий только 12 сейчас ведут добычу, однако, такая ситуация не обязательно обусловлена кризисом, на некоторых месторождениях до сих пор не завершен этап разведочных работ. В 2012 году было выдано 176 лицензий на добычу нефти и газа, при этом 77 из них принадлежит «ЛУКойлу», 51 - его дочерним компаниям. По словам экспертов, многие аукционы в то время признавались несостоявшимися, но это не связывают с низкой рентабельностью добычи нефти. Считается, что нефтедобычи тратят порядка 60-70% своего дохода на налоговые отчисления, при этом рентабельность отрасли от мировой цены на нефть не зависит напрямую, так как налог изменяется в соответствии с изменением биржевых цен на ресурс. Для мелких месторождений действует пониженная ставка налога, можно платить почти в два раза меньше за мелкие месторождения. В годы кризиса, когда наблюдается падение цен на нефть, проблема заключается в том, что предприятия добывали и реализовывали нефть, условно говоря, в текущем месяце, а платили в следующем, когда цена сырья упала, а налог платится по вчерашней, более высокой, цене. Низкий интерес к новым месторождениям связан с завышенной стоимость лицензии на добычу нефти и газа. Омер Дельгадо - финансовый директор ЗАО «ТОТИ-нефть» говорит о том, что высокая стартовая цена на лицензии отстраняет малые предприятия от участия в аукционах, при этом налоговые послабления охватывает малую часть месторождений, именно поэтому их недостаточно для привлечения малых нефтяных компаний. Еще одной проблемой для малого бизнеса в нефтегазовой промышленности РФ являются высокие требования к утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ). В лицензиях указывается на то, что 95% попутного газа должно быть переработано, то есть направлено на собственные нужды или продано населению. Такая переработка и доставка газа требует крупных производственных затрат, при этом доставка ПНГ до населения чаще всего является нерентабельной, ввиду удаленности малых месторождений, а использовать такое количество газа на предприятии не представляется возможным, ему просто не находится применение. Именно таким образом появляются газовые факелы. Нормы по переработке попутного газа должны быть дифференцированными для мелких и крупных месторождений, потому что для малых предприятий это является крупной финансовой нагрузкой. Однако, Павел Пьянков - гендиректор ООО «Риф» утверждает, особенностью малых предприятий является зависимость реализации малых объемов добычи компании, дальнейшее развитие и существование компании от внешних инвестиций. С этим он связывает влияние мировых цен на нефть на показатели деятельности малых предприятий. Более того, Павел Пьянков считает, что снижение цен на нефть делает более привлекательными нефтяные активы в долгосрочной перспективе инвестиций. Снижение цен на нефть, по мнению гендиректора ООО «Риф» влияет на решение малой компании об участии в аукционе: «В случае снижения цены на нефть - снижается стоимость нефтяных активов, что является хорошим стимулом для участия в аукционе». Проблема так же заключается в том, что малые нефтяные компании имеют меньше возможность для маневра в финансовом плане, всего в России насчитывает порядка 170 малых нефтяных компаний, доля их добычи составляет около 8% от всей добываемой нефти, соответственно финансовые трудности малых предприятий не скажутся серьезным образом на состоянии все нефтегазовой отрасли страны.

По данным Росстата рентабельность добычи сырой нефти в 2008 году составляла около 37%, в 2009 году - 25%, в 2010 году уже 39%, в 2011 наблюдался 41% рентабельности, который упал до значения 37-38% в 2012 году. Власти считают, что малые нефтяные компании нужны экономике нашей страны и им необходима поддержка со стороны государства. Министерством энергетики РФ отмечается значимость малого бизнеса в увеличении объемов нефтегазодобычи путем разработки малых месторождений и ввода в действие простаивающих скважин, и в росте уровня конкуренции в отрасли. Малый бизнес в нефтегазовой отрасли РФ стимулируется различными методами. Одним из примеров является работа Минэнерго по усовершенствованию нормативно-правовой базы налогообложения и регулированию взаимоотношений с нефтяными предприятиями, а так же работа по снижению административных барьеров входа на рынок. Более того, оказывается активная поддержка малым предприятиям со стороны регионов, например, несколько лет назад Татнефть провела реструктуризацию долга малых нефтяных предприятий Татарстана на сумму в размере 547 млн. рублей. Эксперты уверены, что у малого бизнеса в нефтегазовой отрасли РФ есть будущее, а все трудности являются временными. Тем не менее, стоит учесть, что не все компании в отрасли в состоянии вернуть рентабельность на докризисный уровень. Стоимость добычи нефти взаимозависима с ценой на нефть. Изношенный ресурсный фонд и небольшая доля инвестиций в добычу, а так же удорожание добычи из старых месторождений так же говорят об определенных трудностях. Уменьшается количество легких для разработки месторождений, еще одной проблемой является все та же налоговая нагрузка и вмешательство государство в ценообразовании на добываемую продукцию. Малые предприятия подвержены такой налоговой политике ввиду того, что государство больше сконцентрировано на крупных предприятиях, таким образом малый бизнес подвержен ухудшению условий для работы.

Из анализа развития малого предпринимательства в России можно сделать один вывод, относящийся непосредственно к объекту данного исследования: подавляющее большинство горнодобывающих предприятий не попадают под критерии, установленные для них законодательством, и, тем самым, для таких предприятий закрыт доступ даже к тем скромным льготам, на которые в реальности могут рассчитывать малые предприятия.

Освещая проблему специфики малых нефтяных и газовых предприятий, специалисты отмечают ряд особенностей им присущие, которые не свойственный другим хозяйствующим субъектам. Как показывает мировой опыт, для обеспечения их эффективной деятельности законодательно-нормативная база должна адекватно отражать конкретные технико-экономические условия при соблюдении следующих аспектов.

Во-первых, для всех малых горных предприятий общим является их основная деятельность, которая обусловлена невосполнимостью полезных ископаемых. Доступ к этим запасам законодательно регулируется правами собственности, которые различны в каждом суверенном государстве. Деятельность малых предприятий, независимо от вида полезного ископаемого, ориентирована исключительно на небольшие, малоэффективные по различным параметрам залежи.

Во-вторых, на них должны в полной мере распространяться все положения законодательства по поддержке малого предпринимательства с учетом специфики антимонопольного характера.

В-третьих, методы добычи полезных ископаемых, относящиеся к топливно-энергетическим, определяются конкретными критериями в виде экономико-технологических характеристик. Например, в мировой практике помимо численности работающих, масштабы горного предприятия в ряде случаев определяются по объемам годовой добычи.

Принятый в 1995 году Федеральный Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ", который по замыслу должен распространяться на все отрасли хозяйственной деятельности, мог оказать поддержку и нефтедобывающим предприятиям. Но на деле критерии, по которым предприятие может быть отнесено к категории малых, оказались неприменимы к нефтедобывающим предприятиям по нескольким позициям. Например, согласно этому закону, малые предприятия - это такие, численность которых в промышленности не превышает сто человек. Но, каждая отрасль имеет свои масштабы, и то, что считается большим в одной, в силу отраслевой специфики оказывается малым в другой. В добывающих отраслях наряду с крупными, вертикально интегрированными, компаниями действуют также и малые независимые компании. Ввиду специфики добывающей промышленности малые компании в добывающей отрасли выходят за рамки определения малых компаний для большинства отраслей. Поэтому этот закон нуждается в пересмотре. Количество человек, занятых в малой нефтяной компании не следует считать определяющим фактором. Примером тому может служить предприятия "Волгодеминойл" и "Белые ночи", добывающие за год примерно одинаковое количество нефти (примерно по 450 тыс. т). Первое насчитывает менее ста человек, на втором же работают почти 500 человек.

Необходимость развития малого и среднего бизнеса зафиксирована в документах Правительства Российской Федерации. В качестве одного из перспективных направлений государственной политики в нефтяной отрасли "Энергетическая стратегия России до 2020 года", утвержденная распоряжением Правительством Российской Федерации от 28 августа 2003 г. №1234-р, предусматривает "поддержку развития малых и средних независимых нефтедобывающих компаний, использующих передовые технологии, эксплуатацию месторождений на завершающей стадии разработки, при работе в сложных горно-геологических условиях".

Развитие независимых инновационно-ориентированных малых и средних компаний является одним из условий устойчивого функционирования нефтегазового сектора как с точки зрения изменения динамики добычи, так и поддержания деловой активности в смежных отраслях экономики, особенно при ухудшении условий разработки месторождений, имеющих значительную степень выработки запасов.

В настоящее время в секторе нефтяной отрасли насчитывается почти 160 независимых малых производителей нефти, эксплуатирующих 400 месторождений с суммарными запасами более 1 млрд. тонн нефти, работающих во всех 23-х основных нефтедобывающих регионах России. К крупнейшим малым нефтяным компаниям России относятся: Sibir Energy PLC, West Siberian Resources, ОАО "Группа "Синтез"", ЗАО "Самара-Нафта", ЗАО "НК "Нобель Ойл"", Urals Energy PLC, НК "Альянс", ООО "Северное сияние", Lundin Petroleum, ОАО "Южуралнефтегаз", Arawak Energy, ООО ИНК (Иркутская нефтяная компания).

В последние годы доля малых нефтяных компаний в общем объеме добычи нефти в России неуклонно снижается: в 2001 году - 10%, в 2006 году - 9%, в 2007 году - 6%. Но к концу 2012 года, в связи с проблемами, возникшими в отрасли из-за мирового экономического кризиса: отсутствием кредитных средств, падением мировых цен на нефть при сохранении высокой экспортной пошлины, высокими издержками производства сырья, вынужденным сокращением добычи, - она снизилась до 4 %.

Сегодня (2013 г.) они добывают 401 тысячу баррелей в сутки. Это также составляет приблизительно 4% от всей российской добычи.

С начала 2010 года по всей России примерно треть малых нефтяных компаний скважины заморозили. Основная причина - низкая рентабельность. Дело в том, что налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) рассчитывается в зависимости от цены нефти на мировом рынке. Однако большинство малых компаний просто не имеет возможность экспортировать свою нефть (лишь 30% нефти, малыми компаниями, идет на экспорт) и поэтому, они вынуждены реализовывать ее на внутреннем рынке, где цена меньше мировой в 2-3 раза. К примеру, на мировом рынке, нефть марки "Юралс" стоила около 8,8 тыс. руб. за тонну. В России цена составляла не более 3 тыс. руб. за тонну. При этом малые нефтяные компании платили НДПИ в размере 2,2 тыс. руб. за тонну, а средние расходы на добычу составляли еще около 1, 5-2 тыс. руб., таким образом, компании работали себе в убыток.

В числе основных причин уменьшения роли и значения малых и средних нефтяных и газовых компаний в современных условиях в России следует отметить:

1. отсутствие нормативно-правовой базы развития процесса активного образования и малых и средних организаций в нефтяной и газовой промышленности;

2. отсутствие государственной поддержки малого и среднего бизнеса в нефтяной и газовой промышленности;

3. поглощение существовавших малых и средних организаций крупными вертикально интегрированными компаниями;

4. отсутствие стимулирующих механизмов, направленных на повышение эффективности разработки месторождений углеводородного сырья.

Наиболее значимыми проблемами правового обеспечения поддержки и стимулирования малых и средних предприятий нефтяной и газовой промышленности представляются следующие:

1. отсутствие в законодательстве Российской Федерации в качестве субъекта права малых и средних независимых организаций нефтяной и газовой промышленности;

2. налогообложение добычи нефти и газа по единым ставкам, не учитывающим специфические условия деятельности малых и средних нефтегазодобывающих организаций, а также качество добываемого сырья;

3. возможности доступа к ключевым объектам производственной инфраструктуры (услуги по подготовке, хранению, учету, внутри и межпромысловой транспортировке), обеспечивающей свободный выход углеводородного сырья на рынки сбыта;

4. условия реализации нефти и газа на экспорт всеми видами доступного транспорта;

5. отсутствие нормативных актов об аренде земли у их собственников, препятствующее использованию земельных участков для недропользования (бурение скважин и их эксплуатация).

Несмотря на неравные по сравнению с вертикально интегрированными компаниями конкурентные условия, малые и средние производители нефти и газа заняли свою нишу в нефтяной и газовой промышленности России.

Как показывает мировой опыт малые и средние нефтегазодобывающие компании существуют в тех странах, где развиты рыночные отношения.

В настоящее время структура ресурсов жидкого углеводородного сырья, а также результаты производственно-хозяйственной деятельности малых и средних независимых производителей нефти, включая геологоразведочные работы и бурение, указывает на необходимость создания новых предприятий для освоения небольших по запасам месторождений углеводородного сырья, а также условий для ускоренного развития малого и среднего бизнеса в нефтегазодобыче. Это также относится и к нераспределенному фонду недр, в котором на настоящее время числится около 600, главным образом, мелких нефтяных месторождений, и который представляет собой основной источник восполнения минерально-сырьевой базы нефтедобывающей отрасли страны.

Дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса в нефтегазодобыче требует от государства содействия в решении накопившихся проблем, в том числе на законодательном уровне, что будет отвечать как частным, так и государственным интересам, которые в данном случае совпадают. Сегодня назрела необходимость подготовки пакета законодательных и других нормативных правовых актов, которые регулировали бы деятельность малых и средних нефтегазодобывающих организаций.

Стимулирование и создание нормальных условий деятельности этого сектора должно обеспечить надежный резерв добычи нефти и газа в России и рационального недропользования, направленного на применение методов, способствующих наиболее полному извлечению нефти и газа.



Просмотров