Лизинговые операции банка подлежит лицензированию. Лизинговую отрасль ждет рост — и лицензирование. Развитие лизинговой деятельности за рубежом и в России

Лизинг

дипломная работа

1.3.3. Лицензирование лизинговой деятельности

В соответствии со ст. 6 Закона о лизинге лизинговая деятельность осуществляется лизингодателями (лизинговыми компаниями или гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей) на основании специальных разрешений (лицензий), полученных в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Основы лицензирования и виды деятельности, подлежащие обязательному лицензированию, определены Федеральным законом от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Порядок лицензирования лизинговой деятельности -- Положением о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 167, которое применяется в части, не противоречащей Федеральному закону № 158-ФЗ.

Согласно п.18 Положения о лицензировании лизинговой деятельности лицензия на осуществление лизинговой деятельности выдается на срок до пяти лет, а по заявлению лизинговой компании может выдаваться на меньший срок, но не менее одного года.

Для получения лицензии лизинговая компания должна представить в лицензионный орган следующие документы:

  • заявление установленного образца о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы лизинговой компании, ее юридического адреса, номера расчетного счета, наименования обслуживающего банка и срока действия лицензии;
  • копии учредительных документов лизинговой компании;
  • копию свидетельства о государственной регистрации лизинговой компании;
  • справку налогового органа о постановке лизинговой компании на учет;
  • документ, подтверждающий факт оплаты уставного капитала лизинговой компании;
  • баланс лизинговой компании за предыдущий отчетный период (квартал) и отчет о результатах ее финансовой деятельности за указанный период (кроме вновь создаваемых лизинговых компаний);
  • копию акта последней аудиторской проверки лизинговой компании или ее проверки налоговым органом (кроме вновь создаваемых лизинговых компаний);
  • документ, подтверждающий факт оплаты процедуры рассмотрения заявления.
  • Лицензирование лизинговой деятельности нерезидентов Российской Федерации должно осуществляться после их постановки на учет в целях налогообложения на территории Российской Федерации.
  • Денежная система Российской Федерации. Теория и практика использования лизинга в России и за рубежом

    По мнению специалистов Е.Чекмаревой, В.Перова и К.Сусанян, в России лизинг применялся до начала 90-х гг. в сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле...

    Использование лизинга в инвестировании

    На законодательном уровне формирование нормативной базы началось с принятия части второй Гражданского кодекса РФ. Непосредственно вопросам финансовой аренды (лизинга) посвящены положения параграфа 6 главы 34 ГК РФ. Именно в этом параграфе (ст...

    Лизинг на предприятии

    Лизинговыми компаниями (лизингодателями) могут быть только коммерческие организации, создаваемые в установленных Гражданским кодексом РФ организационно-правовых формах...

    Лизинг: виды, сущность, перспективы

    Лизинговые операции использовались еще в СССР. В России в 1990 г. стали создаваться специализированные лизинговые компании. Компания «Балтийский лизинг» занималась лизингом морских и речных судов, автотранспорта, компьютеров...

    Лизинговый рынок в Краснодарском крае

    Представители большинства лизинговых компаний отмечают, что они развиваются, несмотря на состояние законодательной и нормативной базы для лизинга. Хотя законодательство, регулирующее лизинг, по их мнению, оставляет желать лучшего...

    Основы лизинга и его законодательное обеспечение в России

    Оценка стоимости промышленного предприятия

    Лицензирование оценочной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок лицензирования оценочной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации. Орган...

    Система управления и эффективность лизинговой деятельности

    Эволюция становления лизинга в странах с развитой рыночной экономикой

    Экономическое содержание и классификация расходов предприятия

    Получение лицензии на транспортную деятельность позволяет на законных основаниях осуществлять деятельность в области перевозок грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонн по РФ...

    20 фев 2012, 08:57

    Есть кредитная организация, хотели еще оказывать услуги по лизингу. Нужно ли лицензировать лизинг? По закону вроде бы лицензию отменили, но как объяснить тот факт, что при расширении вида деятельности от нас требуют лицензию?

    Нужна ли лицензия на лизинг?

    20 фев 2012, 09:41

    Добрый день, Любовь Машкова.
    Да, лицензию на лизинг отменили, и уже давно. Если хотите расширить вид деятельности своей организации, то в налоговой открываете соответствующие виды деятельности, и работаете спокойно. По сути дела, лизинг тот же самый кредит, только без выкупа права собственности на предмет лизинга, (или с выкупом, зависит от договора, тогда все очень идентично). Возможно Вы не так поняли, что от Вас требуют.

    Нужна ли лицензия на лизинг?

    22 фев 2012, 18:17

    Ранее лизинг требовал получения лицензии. Для его развития лет 9 назад выпустили закон, по которому снизили количество лицензируемых областей деятельности очень сильно. Лизинг стал нелицензируемый. Но если у Вас есть кредитная организация, то к чему вопрос? Вы по лицензии ЦБ можете заниматься лизингом в любом случае!

    Нужна ли лицензия на лизинг?

    24 фев 2012, 07:44

    Скорее всего, Любовь Машкова, на вашей неосведомленности хотят немного нажиться, такое бывает с представителями среднего бизнеса чаще всего. Сообщите об этих людях в правоохранительные органы, возможно, их уже ищут.

    Выберите форум ------------------ Банковские услуги Пластиковые карты Кредиты Банковские вклады (депозиты) Ипотека Банкоматы и терминалы Сбербанк России Отзывы о банках: сервис и обслуживание Обеспечение деятельности банка Зарубежные банки Финансы Электронные деньги Bitcoin форум Курсы валют Денежные переводы, чеки, векселя Общие вопросы по финансам Финансовые новости России и мира Банковское дело, экономическая теория Личные финансы, семейный бюджет Материнский капитал Пенсия и пенсионные фонды Инвестиции Инвестиции, вложение денег Недвижимость Драгоценные металлы и монеты Бизнес в России, акции российских компаний Международный бизнес, акции компаний США и других стран мира. Страхование Страхование жизни, страхование здоровья Автострахование (КАСКО, ОСАГО) Бизнес - форум Лизинг, лизинговые компании Бизнес и предпринимательство Налоги и налогообложение Юридическая консультация Работа, трудовые отношения Самое разное Здоровье, спорт, здоровый образ жизни Духовная пища Психология и беседы о жизни Идеи Техника + авто Персональные форумы BigFoot Персональные форумы Disraeli

    Лицензирование деятельности лизинговых компаний, использующих для осуществления своей деятельности средства федерального бюджета и имеющих отраслевой характер, подлежит согласованию соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

    Во исполнение этого постановление приказом министерства экономики от 20 июня 1996 года №91 создана Комиссия при министерстве по лицензированию, утвержден порядок организации работ по лицензированию, создано структурное подразделение в Государственной регистрационной палате при Минэкономики для рассмотрения документов на получение лицензий.

    Государственная регистрационная палата ведет сводный реестр всех лизинговых компаний, выдачи лицензии и ее копии осуществляется на платной основе. При проведение дополнительной независимой экспертизы расходы на нее не включаются в состав платежей за рассмотрение и выдачу лицензий и подлежат обязательной оплате компании в независимости от результатов экспертизы.

    Решение о выдаче или об отказе выдачи лицензии принимается лицензионным органом в течении 30 дней со дня подачи лизинговой компанией заявление с приложением необходимых документов.

    Порядок получения лицензии на лизинговую деятельность

    Для получения лицензии лизинговая компания предоставляет в лицензионный орган:

    а) заявление установленного образца о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы лизинговой компании, ее юридического адреса, номера расчетного счета, наименование обслуживающего банка и срока действия лицензии;

    б) копии учредительных документов лизинговой компании;

    в) копию свидетельства государственной регистрации лизинговой компании;

    г) справку органа Государственной налоговой службы РФ о постановке лизинговой компании на учет;

    д) документ, подтверждающих факт оплаты уставного капитала лизинговой компании;

    е) баланс лизинговой компании за предыдущий отчетный период (квартал) и отчет о результатах ее финансовой деятельности за указанный период;

    ж) копию акта последней аудиторской проверки лизинговой компании или ее проверки органами Государственной налоговой службой РФ;

    з) документ, подтверждающий факт оплаты процедуры рассмотрения заявления.

    Вновь создаваемая лизинговая компания освобождается от предоставления документов, указанных в подпунктах "е" и "ж".

    Лицензия выдается Министерством экономики РФ или уполномоченным органом исполнительной власти на срок до 5 лет в течение 30 дней со дня подачи соответствующих документов.

    За рассмотрения заявления о выдачи лицензии взимаются платежи в размере трех установленных действующим законодательством, на момент подачи заявления, минимальных размеров оплаты труда.

    За выдачу лицензии взимаются платежи в размере 100 установленных действующим законодательством, на момент подачи заявления, минимальных размеров оплаты труда. За выдачу копии лицензии взимаются платежи в размере фактических затрат, связанных с ее изготовлением. Стоимость банка лицензии включается в оплату выдачи лицензии или ее копии.

    Продление срока действия ранее выданной лицензии или другое переоформление лицензии в случае реорганизации компании изменения ее наименования или юридического адреса, а также утраты осуществляется в порядке, предусмотренным ее получение.

    Лицензионный орган имеет право приостанавливать действие лицензии или аннулировать ее в случаях:

    По заявлению компании;

    При нарушении условий действия;

    При прекращение или приостановлении компанией деятельности в качестве лизингодателя;

    При нарушение или невыполнении компанией предписаний или распоряжений уполномоченных государственных органов, а также приостановлении ими деятельности компании;

    При ликвидации лизинговой компании в качестве юридического лица.

    2.1 Организационно-правовые формы лизинговых компаний

    Лизинговые компании могут создаваться в виде различных организационно правовых норм. Акционерное общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке. Общество создается без ограничения срока если иное не установлено его уставом.

    Акционерное общество может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе и наименовании.

    Акционеры открытого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества. Такое общество в праве проводить открытую подписку на выпускаемые им акции, осуществлять их свободную продажу с учетом требований Федерального закона и иных правовых актов РФ. Открытое общество в праве проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничена уставом общества или требованиями правовых актов РФ.

    Число акционеров открытого общества не ограничено.

    Общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, признается закрытым обществом. Такое общество не в праве проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

    Число акционеров закрытого общества не должно превышать 50-ти.

    В случае, если число акционеров закрытого общества превысит установленный предел, в течении одного года оно должно преобразоваться в открытое. Если число его акционеров не уменьшится до установленного предела, общество подлежит ликвидации в судебном порядке.

    Акционерное закрытое общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемые другими акционерами этого общества, по цене предложения другому лицу. Уставом общества может быть предусмотрено преимущественное право общества на приобретения акций продаваемых его акционерами, если акционеры не использовали его преимущественное право приобретения акций.

    Порядок и сроки осуществления преимущественного права приобретения акций, продаваемых акционерами, устанавливаются уставом общества. Срок осуществления преимущественного права не может быть менее 30 и более 60 дней с момента предложения акций на продажу.

    Общество, учредителями которого выступают РФ, субъект РФ или муниципальное образование (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных муниципальных предприятий), могут быть только открытыми.

    Преобразование и взаимодействии с юридическими лицами следует принять ввиду, что коммерческие организации могут действовать в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены Гражданским Кодексом.

    К полным товариществам, смешанным товариществам с ограниченной ответственностью, акционерным обществам закрытого и открытого типа, применяются нормы права о полном товариществе, товариществе на вере, обществе с ограниченной ответственностью, акционерном обществе. Учредительные документы полных и смешанных товариществ созданных до введения в действия ГК РФ, подлежат приведению в соответствие с новыми положениями.

    Определительные документы товариществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ и произведенных кооперативов подлежат приведению в соответствие с нормами об обществах с ограниченной ответственностью, акционерных обществах и о произведенных кооперативах.

    Лизинговые компании ожидают, что экономическая ситуация в 2016 году сменит гнев на милость - и рынок лизинга оживет. Рост отрасли прогнозируется в исследовании Национального агентства финансовых исследований (НАФИ).

    Ожидания лизингодателей, отражавшие всеобщий пессимизм в конце прошлого года, изменились в сторону позитива. Так, большинство компаний надеются на прирост или сохранение объемов сделок в 2016 году. Структура рынка лизинга при этом существенно изменится.

    Произойдут эти изменений в результате экономических причин - а это коррекция цен на вагоны, сокращение грузоперевозок, колебания валютного курса. Но свой вклад в перемены также внесли и форс-мажорные события - прекращение полетов на ранее популярных маршрутах, банкротства крупных авиаперевозчиков и туроператоров. Поэтому НАФИ прогнозирует, что наиболее устойчивыми в 2016 году должны стать сегменты, включенные в контур господдержки - это автотранспорт и сельское хозяйство, и отрасли, связанные с экспортными производствами. Наибольший риск НАФИ видит в сегменте строительной техники и частично - в грузовом автотранспорте. «Несмотря на ожидаемый рост сделок, лизингодателям приходится проявлять повышенное внимание к клиентам: в условиях кризиса на рынке появляются и новые схемы мошенничества»,- говорит управляющий партнер Национального агентства финансовых исследований Павел Самиев.

    За первые пять месяцев 2016 года на рынке лизинга наблюдается положительная динамика, этим и объясняется улучшение деловых ожиданий участников рынка. Часть лизингодателей все еще скептически относятся к перспективам роста рынка лизинга в текущем году и предполагают его сжатие темпами до 5%. В пользу сохранения негативной динамики на рынке говорит отсутствие крупных сегментов имущества, которые могли бы стать драйвером развития.

    В то же время заметно выросла доля компаний, у которых наблюдается быстрый прирост новых сделок, и такие компании ждут роста рынка на 5–10%. Ожидания роста сделок обоснованы, считает Павел Самиев. Во-первых, начинает работать «эффект базы» - рынок сильно просел за два года. То есть дальнейшее падение этого сегмента рынка становится маловероятным, определенный минимальный объем инвестиций в основной капитал все равно будет сохраняться. Во-вторых, объемы сделок растут из-за роста курса валюты - закупаемое импортное оборудование стоит дороже чем раньше - и годовая инфляция. В-третьих, рынок лизинга очень чувствителен к инвестициям, и так же как он быстро сокращается в кризис, столь же быстро и восстанавливается, как только субъекты экономики приспособятся к новым условиям ведения бизнеса.

    Лизинг будет расти параллельно восстановлению кредитования

    Наряду с позитивными ожиданиями роста рынка со стороны лизингодателей наблюдается также разморозка банковского кредитования, считает Павел Самиев. Опрошенные НАФИ руководители крупных лизинговых компаний отмечают постепенный рост конкуренции и готовности банков кредитовать бизнес. Согласно данным Банка России, в марте 2016 года появились признаки излишней ликвидности в банковской системе - с одной стороны, банки стали больше средств размещать на счетах в Банке России. А с другой стороны - кредитные организации погашают задолженность по ранее взятым обязательствам. Рост кредитной активности банков влияет и на расширение фондирования для лизингового рынка, как одного из понятных и защищенных продуктов и заемщиков.

    Рынок лизинга в прошлом году подкосил туризм и авиакомпании

    В структуре лизинговых сделок продолжаются системные изменения.

    В течение 2014–2016 годов рынок существенно трансформируется под влиянием коррекции ставок аренды вагонов и цен на новый подвижной состав. Внесли свой вклад в коррекцию рынка и банкротства авиаперевозчиков и туроператоров, а также закрытие ряда популярных туристических маршрутов. Последствия выражаются в сжатии сегментов железнодорожной техники и авиатехники, и как следствие - в росте доли сегментов, сфокусированных на малом и среднем бизнесе (МСБ), в первую очередь - автотранспорта, подчеркивает Павел Самиев. В результате таких изменений доля крупного бизнеса в сделках в прошлом году снизилась ниже 50%. В 2016 году эта тенденция сохранится - предполагаемое сжатие авиализинга не сможет оказывать поддержку сегменту крупного бизнеса, при этом восстановление ж/д-сегмента ожидается меньшим по масштабам, чем «просадка» авиасделок.

    На коне - село, автоотрасль и оборонка

    Ориентиры лизинговых компаний по сегментам также меняются. В 2016 году менее рискованными и более быстрорастущими будут сегменты, в которых существуют госпрограммы поддержки - сельское хозяйство, автомобильная отрасль, предприятия оборонной промышленности и их подрядчики.

    Автомобильный сегмент, помимо программы субсидирования, поддержат государственные закупки в сфере городского транспорта, инфраструктурных проектов. Среди других сегментов он может продемонстрировать наибольшие темпы прироста. В структуре автосегмента будет продолжать расти доля машин отечественной сборки, в грузовиках участники рынка отмечают вероятность перетока спроса в пользу менее грузоподъемных машин в результате введения системы «Платон». Поддержку автосегменту в 2015 году оказали также массовые совместные предложения лизингодателей и поставщиков (и дилеров). Однако на 2016 год расширения их числа лизинговые компании не ждут, основное внимание будет уделяться работе в рамках госпрограммы субсидирования. Ряд компаний, тем не менее, полагают, что сегмент грузовой автотехники находится в зоне повышенного риска в связи с экономической ситуацией в стране

    Кроме транспорта шансы роста имеют сегменты имущества для нефтедобычи, золотодобычи, химической промышленности и прочие отрасли, связанные с экспортом,- падение курса рубля позволяет компаниям-экспортерам наращивать инвестиции.

    Сегментами со слабыми перспективами, в которых ожидать рост не приходится, лизингодатели считают строительную технику и отчасти грузовой автотранспорт.

    Рокировка ждет и крупнейшие сегменты лизинга

    Крупнейшие сегменты - авиационный и ж/д-лизинг - могут вновь поменять свою динамику.

    Авиализинг после трех лет рекордных объемов сделок и удерживания позиций драйвера, в 2016 году может существенно просесть. Банкротство одного из крупнейших перевозчиков - «Трансаэро», а также закрытие для полетов туристов таких направлений, как Турция и Египет, обусловило рост предложения изъятых самолетов на рынке, отмечает Павел Самиев. Эти же события одновременно снизили аппетиты и спрос российских авиакомпаний на расширение парка. Авиакомпании пытаются переориентировать новые освободившиеся мощности на внутренние перевозки, однако эффект пока слабый - стоимость билетов довольно высока, а принимающая инфраструктура и объем предложения внутреннего туризма ограничены.

    Сегмент ж/д-техники, по оценкам профильных участников, достиг своего минимума и заметно сокращаться уже не будет, напротив, более вероятен разворот тренда и рост сегмента. Темпы роста при этом будут во многом зависеть от политики списаний старых вагонов, позитивное влияние на рынок уже оказал запрет с 2016 года использования вагонов с продленным сроком службы. Также на объемы сделок будут влиять степень консолидации рынка и «переупаковка» лизинговых сделок в арендные. Профильные лизингодатели отмечают постепенный рост погрузки в основных типах вагонов и низкий уровень производства типового подвижного состава, что способствует снижению профицита вагонов на сети и росту ставок аренды.

    Легковой и грузовой автотранспорт (суммарно) останутся лидирующим сегментом в 2016 году, при этом вырастет доля ж/д-техники, а доля авиализинга упадет ниже 15%

    Все, что уже могло оказаться в дефолте, в цифрах учтено

    Качество лизинговых портфелей на рынке ухудшилось в 2015 году, но в данный момент стабилизируется. Большинство лизингодателей полагает, что основные проблемные сделки уже проявились, и уровень просроченной задолженности в 2016 году заметно увеличиваться не будет, хотя проблемность части портфеля будет сохраняться. Доля проблемной задолженности, по оценкам, будет составлять около 1/10 портфеля, при этом доля реструктурированных сделок может быть в два раза больше - от 16% до 20% портфеля.

    В той или иной мере все участники рынка провели соответствующие мероприятия по урегулированию просроченной задолженности. Многие лизингодатели при наступлении проблем у клиентов предпочитают идти на реструктуризации сделок, а не изымать и реализовывать имущество. В то же время в нынешнем году начнут «вызревать» уже сделки, реструктурированные в 2014–2015 годах, и хотя большинство из них успешно реализуются, часть реструктурированных сделок все равно могут стать дефолтными.

    Мошенники не дремлют

    Кризис в экономике подстегивает рост мошенничества и появление новых схем обмана лизингодателей. Самые распространенные среди нынешних проблем - подделка документов и перепродажа предмета лизинга, рост мошенничеств, связанных со страхованием и с поставкой предметов лизинга, а также случаи продажи «чистого» лизингополучателя в промежуток между оплатой аванса и поставкой предмета лизинга.

    В целом же спрос на лизинг будет расти: потенциальные лизингополучатели проявляют к этому инструменту все больший интерес. Исследования показывают, что популярность лизинга среди предпринимателей растет. Так, на каждые три компании, готовые взять банковский кредит, приходится одна компания, которая планирует приобрести имущество через лизинг.

    ЦБ готовит отрасли мягкий вариант регулирования

    Как заявила на прошлой неделе первый зампред Центробанка Ксения Юдаева, прдставляя «Обзор финансовой стабильности», тесная взаимосвязь лизинговых компаний с банками и негосударственными пенсионными фондами (НПФ) является источником системного риска для всей финансовой системы. По ее словам, масштабы лизингового рынка велики: так, совокупный рыночный портфель по итогам 2015 года - остаточная стоимость лизинговых платежей без НДС - составил 3 трлн рублей. Эта сумма «выводит рынок по значимости на второе место после банковского сектора». При этом банковский сектор и лизинговая отрасль находятся в тесной взаимосвязи - крупнейшими игроками на рынке лизинговых услуг являются компании, входящие в банковские группы. Банк России считает, что лизинговый рынок является «информационно непрозрачным», поскольку только половина его участников ведет отчетность по МСФО, которая позволяет более качественно анализировать лизинговый портфель. А из 50 крупнейших компаний почти половина отказалась раскрывать информацию о себе.

    Поэтому ЦБ и Минфин создают рабочую группу для совместной разработки мер по реформированию лизинга. Это означает, что отрасль лизинга, скорее всего, ждет лицензирование, с последующим требованием вести отчетность по международным стандартам и публикацией ее как на собственных сайтах компаний, так и на сайте регулятора.

    Елена ГОСТЕВА

    См. также инфографику на сайте источника



Просмотров