Административное право интересные факты примеры. Юридический факт в административном праве: понятие, виды, функции

Лекция 3. Административно-правовые отношения и их особенности

3.2. Юридические факты в административном праве

Административно-правовые отношения возникают при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Это - юридические факты - обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями данной нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях - события.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. По характеру различаются правомерные и неправомерные действия.

Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других возможных участников административно-правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется.

Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие - возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения. Например, приказ о назначении на должность влечет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.

Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это - дисциплинарные и административные проступки как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относится также бездействие (например, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).

Административные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются не самопроизвольно и порой не по воле его участников. В их основе лежат различные ситуации – юридические факты. Их изучение имеет большое значение, как для ученых правоведов, так и для правоприменительной практики.

Понятие и значение

Обстоятельства, влекущие возникновение, изменение или прекращение правоотношений называются юридическими фактами. Обычно это действия, иногда события. В рамках административного права (АП) это будут отношения в сфере исполнительной власти. Большую часть таких обстоятельств составляют акты органов исполнительной власти, имеющие отношение к конкретным лицам или делам.

Какие функции выполняет административное право, поможет разобраться содержание информации в данной статье:

Узнать больше про административное право как отрасль российского права, поможет содержание

Так же стоит остановиться на особенности

Эти факты представляют интерес не только для специалистов в области (АП), так как могут порождать не только административные, но и смежные правоотношения.

Основаниями возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений являются юридические факты. Юридические факты могут возникать как в результате действий лиц и органов, так и в результате тех или иных событий.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. Такие юридические факты называются волевыми юридическими фактами. Например, подача жалобы гражданином в орган исполнительной власти порождает правоотношения, связанные с ее рассмотрением должностными лицами.

По характеру различаются правомерные и неправомерные действия.

Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других участников административно-правовых отношений. Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется.

Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие - возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения.

Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это дисциплинарные проступки и административные правонарушения как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относится также бездействие (например, непринятие органом внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).

События - это юридические факты, не зависящие от воли людей, влекущие правовые последствия (неволевые юридические факты). Например, согласно Положению о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828*(34), все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации, обязаны иметь паспорт. Следовательно, достижение гражданином 14-летнего возраста является юридическим фактом, порождающим у гражданина право и обязанность получить паспорт, а у государственных органов - право и обязанность выдать гражданину паспорт.

Таким образом, различие между волевыми и неволевыми юридическими фактами заключается в том, что возникновение волевых юридических фактов зависит от воли людей, а неволевых - от воли людей не зависит.

Юридические факты в административном праве

Юридический факт - это обстоятельство, наступлением которого в соответствии с требованиями нормы административного права между сторонами должно (может) возникнуть, измениться или прекратить свое существование конкретное правоотношение.

Юридическим фактам в административном праве присущ ряд характерных признаков:

юридические факты - это единичные (индивидуальные) социальные обстоятельства, они имеются в реальности как нечто определенное и конкретное: социальная ситуация, поведение лица и т.п.;

юридические факты выражены в объективной реальности как наличие или отсутствие ситуации, описываемой нормой административного права;

в административном праве юридические факты должны иметь значение для организации и осуществления государственного управления;

они всегда предусмотрены административно-правовыми нормами;

по своему назначению юридические факты влекут правовые последствия, предусмотренные административно-правовыми нормами: возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.

Юридические факты в административном праве многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.

1. По правовым последствиям выделяют юридические факты:

правообразующие - влекущие возникновение административных правоотношений;

правоизменяющие - влекущие изменение уже существующих административно-правовых отношений;

правопрекращающие - влекущие прекращение административных правоотношений.

2. По форме проявления юридические факты могут быть положительными (позитивными), т.е. имеющимися в реальности, или отрицательными (негативными), когда описанная нормами права социальная ситуация отсутствует.

3. Наиболее распространенной и детализированной является классификация юридических фактов на деяния и события.

Деяния проявляются в двух ипостасях: как действия и как бездействие. Те и другие - результат активного волеизъявления субъекта правоотношения. Однако действие предполагает основанное на волевом решение совершение активных действий, а бездействие - волевое же несовершение предписываемых законом действий.

Как правило, действием, обусловливающим административное правоотношение, является издание ненормативного акта управления (приказ о назначении, распоряжение о выделении средств, решение о налоговой проверке и т.д.). Это наиболее характерный для административного права юридический факт. Однако административные правоотношения возникают также и по инициативе управляемых субъектов правоотношения (подача заявления или жалобы, совершение правонарушения и т.п.).

По своему характеру выделяются правомерные и неправомерные действия. Правомерные действия основаны на положениях норм административного права и соответствуют им. Неправомерные действия нарушают предписания норм административного права. Такие юридические факты - это правонарушения, которые могут быть дисциплинарными проступками или административными правонарушениями. Неправомерные действия влекут за собой возникновение ряда процессуальных правоотношений по привлечению к дисциплинарной или административной ответственности.

Следует иметь в виду, что неправомерным может быть и бездействие: например, бездействие должностного лица, обязанного совершить определенные действия в отношении гражданина или организации, или бездействие гражданина, обязанного регистрироваться в органах внутренних дел по месту временного пребывания.

Другая разновидность юридических фактов в административном праве - события. События, по своей сути, это явления, независимые от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и т.п.). Нормами административного законодательства предусматривается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений, в том числе и в связи с такими обстоятельствами, которые не связаны с волеизъявлением субъектов правоотношения. В частности, смерть гражданина влечет за собой прекращение всех правоотношений, субъектом которых он выступал.

Просто так возникнуть не могут никакие отношения. Данному процессу всегда предшествуют определенные события или разнообразные действия, совершаемые субъектами. В совокупности они представляют собой основание для возникновения административных правоотношений, их изменения либо прекращения - иначе говоря, юридические факты.

Юридический факт: понятие

Юридический факт в административном праве определяется как обстоятельство, при котором между сторонами, в соответствии с требованиями административно-правовой нормы, должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В определении заключен и смысл названия. Юридическими они именуются по той причине, что предусмотрены прямым образом в гипотезе административно-правовой нормы и косвенным - в ее диспозиции либо санкции. В этом прослеживается четкая логическая цепочка. Как только возникают факты, обозначенные в гипотезе нормы административного права, так сразу она начинает действовать. Следовательно, лица, являющиеся ее адресатами, приобретают права и обязанности, отраженные в диспозиции.

Кроме того, юридический факт в административном праве может именоваться таковым в тех случаях, когда он совместно с его нормами обуславливает определенное содержание отношений.

Существует развернутая классификация юр. фактов по нескольким критериям, в числе которых предмет (волевой признак), характер последствий, количественный состав. Данный вопрос подробно оговаривает теория государства и права. Остановимся на основных моментах классификации.

Классификация по предмету

В зависимости от волевого признака определяются следующие виды юридических фактов в административном праве: действия (наиболее распространены) и события. Под первыми подразумеваются такие обстоятельства, которые зависят напрямую от волеизъявления человека. Совершаемые действия, в свою очередь, могут быть разделены на две категории: правомерные и неправомерные. Иными словами, соответствующие предписаниям нормы или нарушающие их.

В свою очередь, действия правомерного характера могут выражаться в двух формах: юридические акты и поступки. Их отличие заключается в том, что одни специально направлены на достижение (наступление) определенных юридических последствий, а другие нет, но, тем не менее вызывают их.

Классификация по характеру последствий, которые наступили

В зависимости от наступивших последствий юридический факт в административном праве может быть:

  • правообразующим, то есть вызывающим возникновение определенных правоотношений (прием на работу, поступление на военную службу и пр.);
  • правопрекращающим - вызывает прекращение правовых отношений (окончание вуза, увольнение и т. д.);
  • правоизменяющие - юридические факты, изменяющие правовые отношения (обмен жилой площади, перевод сотрудника на другую должность).

В понимании сути и значения данного явления могут помочь примеры юридических фактов в административном праве. Так, могут выражаться в находке лицом потерянной вещи, обнаружении клада и т. д. Кроме того, к ним можно отнести действия, заключающиеся в создании произведений литературы, искусства и науки. Одновременно с ними на результат интеллектуальной деятельности возникают авторские права. При этом автор может и не подозревать о них. Однако в любом случае он становится обладателем прав при наличии факта создания произведения.

Классификация по количественному составу

Довольно часто один юридический факт в административном праве не может привести к образованию последствий, предусмотренных правовой нормой, нужно чтобы их было несколько. К примеру, для возникновения пенсионных правоотношений необходимо наличие сразу нескольких условий: достижение определенного возраста, трудовой стаж, решение компетентного органа о назначении человеку пенсии. То есть возникает определенная совокупность фактов, которая получила название «юридический состав». Он, в свою очередь, классифицируется на несколько видов:

  • завершенные юридические составы - имеют место, когда в наличии все необходимые факты;
  • незавершенные юридические составы, то есть когда процесс накопления фактов продолжается;
  • простые юридические составы - все факты принадлежат к одной конкретной отрасли права;
  • сложные юридические составы - образуются комплексом фактов, принадлежащих к различным отраслям, причем их накопление происходит в определенной последовательности.

Функции юридических фактов

Во-первых, основная роль юридических фактов в административном праве заключается в обеспечении гарантии соблюдения на практике принципа законности, подразумевающего четкую определенность норм. Иными словами, если государство на поведение людей налагает определенные ограничения, то они как минимум должны иметь четкие и недвусмысленные границы и формулировки.

Во-вторых, как уже было сказано выше, юридические факты в административном праве обеспечивают возникновение административных правоотношений, их изменение или прекращение.

Юридические факты напрямую соотносятся с реальной жизнью людей и, по сути, представляют собой отдельный эпизод действительности, последствия которого носят правовой характер.



Просмотров