Количественный состав комитета кредиторов определяется. Положение о комитете кредиторов. Заседание Комитета кредиторов

Комитет кредиторов: порядок избрания, компетенция, порядок созыва и проведения

Комитет кредиторов – особый орган, представляющий интересы конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

Комитет осуществляет следующие функции:
— представление законных интересов кредиторов и уполномоченных органов;
— контроль за действиями арбитражных управляющих;
— иные полномочия, предусмотренные Законом.

Решения об образовании комитета, его количественном составе и полномочиях принимаются исключительно собранием кредиторов большинством от общего количества голосов кредиторов и уполномоченных органов, указанных в реестре. Однако, если кредиторов менее 50, комитет может не образовываться.

Участниками комитета являются не конкурсные кредиторы - юридические лица, а их представители. Представитель кредитора в комитете действует самостоятельно, от собственного имени. Минимальный количественный состав комитета – 3 чел., максимальный – 11. Один участник комитета обладает одним голосом, решения принимаются большинством голосов. Целесообразно выбирать в комитет нечетное количество человек - иначе не исключены ситуации, когда комитет принять решение не сможет, поскольку права решающего голоса Закон не предоставляет никому. Передача права голоса (т.е. права участия в комитете) членом комитета другому лицу не допускается (!).
Комитет собирается и функционирует на основании регламента, который сам принимает и в котором определяются внутренние вопросы его деятельности.

Примерный перечень прав комитета, которые он может реализовывать в процессе осуществления своих функций:

— требовать предоставления информации о финансовом состоянии должника и о ходе процедур банкротства;
— обжаловать действия управляющего в арбитражный суд;
— принимать решения о созыве собраний кредиторов;
— принимать решения об обращении к собранию кредиторов с просьбой отстранить управляющего от исполнения его обязанностей;
— осуществлять иные полномочия, предоставленные собранием, по принятию определенных решений и совершению определенных действий.

Комитет кредиторов может реализовывать свои полномочия через представителя, избираемого на заседании комитета; соответствующее решение должно быть оформлено протоколом заседания комитета. Просим также обратить внимание, что на нашем сайте можете подробнее ознакомиться банкротство ип , банкротство ип стоимость , правильно и грамотно написать заявление о банкротстве ип , а также к чему все это может привести последствия банкротства ип , и обсудить на форумах банкротства ИП . И у вас возникает вопрос — как спишутся долги ИП .

Также доводим до вашего сведения, что услуги и стоимость банкротства ип дешевое банкротство .

Комитет функционирует на любой из стадий конкурсного процесса - наблюдения , финансового оздоровления , внешнего управления , конкурсного производства. Переход к следующей процедуре банкротства не является основанием переизбрания комитета.
Физические лица - кандидаты в члены комитета предлагаются конкурсными кредиторами и уполномоченными органами. Кредиторы вольны избирать в комитет того, кого считают нужным с позиций наибольшей целесообразности для представления своих интересов.

Избрание комитета происходит в порядке кумулятивного голосования: каждый субъект (кредитор либо уполномоченный орган) имеет количество голосов, получившееся в результате умножения размера требований на число членов комитета кредиторов. Соответственно, эти голоса могут быть отданы за одну из кандидатур либо распределены в произвольном порядке между всеми кандидатами по списку. Избранными считаются кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов (естественно, при этом предполагается, что в списке кандидатов больше, чем необходимо избрать в комитет).

Нет четкого указания на то, что полномочия комитета кредиторов могут быть прекращены только для всех участников одновременно. Избрание председателя комитета необязательно.

Согласно п.3 ст.16 Закона о банкротстве комитет кредиторов для осуществления возложенных на него функций вправе:
- требовать от внешнего управляющего предоставления информации о финансовом состоянии должника и ходе внешнего управления;
- требовать от конкурсного управляющего предоставления информации о ходе конкурсного производства, в том числе отчета об использовании денежных средств должника;
- обжаловать в арбитражный суд действия внешнего управляющего и конкурсного управляющего в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве.
Согласно ст.81 Закона о банкротстве комитет кредиторов вправе принимать решения:
- о созыве собрания кредиторов;
- о рекомендации собранию кредиторов освободить внешнего управляющего от исполнения обязанностей внешнего управляющего;
- об утверждении или отказе в утверждении крупных сделок должника и сделок должника, в совершении которых имеется заинтересованность;
- о представлении арбитражному суду кандидатуры заместителя внешнего управляющего.
Решения комитета кредиторов принимаются большинством голосов от общего числа членов комитета кредиторов в соответствии с п.5 ст.16 Закона о банкротстве.
Следует отметить, что на этом функции комитета кредиторов не исчерпываются и возможности комитета кредиторов по осуществлению контрольно-представительских функций являются более широкими. Так, например, ст.79 Закона о банкротстве предусматривает, что в случаях, когда размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает 20 процентов суммы требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов, сделки, влекущие новые денежные обязательства должника, за исключением предусмотренных планом внешнего управления, могут совершаться внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов.
Статья 80 Закона устанавливает, что комитет кредиторов может дать согласие на принятие внешним управляющим решений, влекущих увеличение расходов должника на потребление, в том числе на оплату труда работников должника. А согласно ст.86 при продаже предприятия (бизнеса) должника в рамках внешнего управления начальная цена предприятия может быть установлена собранием кредиторов или комитетом кредиторов.
Помимо этого комитет кредиторов может одобрить условия конкурса по продаже предприятия должника (ст.86); дать согласие на уступку прав требования должника, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве или планом внешнего управления (ст.88); одобрить ходатайство конкурсного управляющего о назначении нескольких конкурсных управляющих (ст.99).
Кроме того, комитет кредиторов обладает довольно широкими возможностями в рамках конкурсного управления. Так, согласно ст.112 конкурсный управляющий осуществляет продажу имущества должника на открытых торгах, если собранием кредиторов или комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи имущества должника. При этом порядок и сроки продажи имущества должника должны быть одобрены как собранием кредиторов, так и комитетом кредиторов.
Согласно ст.113 Закона о банкротстве конкурсный управляющий вправе выставить на открытые торги права требования должника, если иной порядок продажи (уступки) прав требования должника не установлен собранием кредиторов или комитетом кредиторов.
Кроме того, конкурсный управляющий не реже одного раза в месяц обязан представлять комитету кредиторов или собранию кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию.
20.01.99 О.А.Крюкова

Эксперт ЗАО "Корпорация
антикризисного управления"

В соответствии со ст. 12 Закона о банкротстве участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.

В собрании кредиторов также вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия, представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий, утвержденный в деле о банкротстве, представитель органа по контролю (надзору), которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

В случаях если в деле о несостоятельности (банкротстве) участвует единственный конкурсный кредитор или уполномоченный орган, решения, относящиеся к компетенции собрания кредиторов, принимает такой кредитор или уполномоченный орган.

Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим. Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за 10 дней до даты окончания наблюдения (п. 1 ст. 72 Закона о банкротстве).

Собрание кредиторов созывается по инициативе:

  • - арбитражного управляющего;
  • - комитета кредиторов;
  • - конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, права требования которых составляют не менее чем 10% общей суммы требований, включенных в реестр требований кредиторов;
  • - 1/3 от общего количества конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (п. 1 ст. 14 Закона о банкротстве).

Участники собрания кредиторов обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. При этом штрафные санкции не учитываются (п. 3 ст. 12 Закона о банкротстве).

Собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, обладающие более чем половиной голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Повторно созванное собрание кредиторов правомочно в случае, если на нем присутствовали конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, обладающие более чем 30% голосов при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченные органы были надлежащим образом уведомлены (п. 4 ст. 12 Закона о банкротстве).

Решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, по общему правилу принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (п. 1 ст. 15 Закона о банкротстве). По данному поводу необходимо учитывать позицию Конституционного Суда РФ, согласно которой "положения, определяющие порядок голосования и принятия решений на заседании объединения кредиторов, направлены на выявление и согласование общих интересов кредиторов данной кредитной организации. Принятие решения большинством голосов всех кредиторов с учетом принадлежащих им сумм имущественных требований - демократическая процедура, не противоречащая принципу равенства нрав всех участников гражданско-правовых отношений" (абз. 11 п. 4 мотивировочной части постановления от 22 июля 2002 г. № 14-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций", пунктов 5 и 6 статьи 120 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобами граждан, жалобой региональной общественной организации "Ассоциация защиты прав акционеров и вкладчиков" и жалобой ОАО "Воронежское конструкторское бюро антенно-фидерных устройств"").

К исключительной компетенции собрания кредиторов относится принятие решений:

  • - о введении финансового оздоровления, внешнего управления и об изменении срока их проведения, об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;
  • - об утверждении и изменении плана внешнего управления;
  • - об утверждении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
  • - об утверждении дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
  • - о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий;
  • - об установлении размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему;
  • - об увеличении размера фиксированной суммы вознаграждения арбитражного управляющего;
  • - о выборе реестродержателя из числа аккредитованных саморегулируемой организацией арбитражных управляющих реестродержателей;
  • - о заключении мирового соглашения со стороны кредиторов;
  • - об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • - об образовании комитета кредиторов, об определении его количественного состава, об избрании членов комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;
  • - об определении компетенции комитета кредиторов;
  • - об избрании представителя собрания кредиторов.

Принятие решений но этим вопросам не может быть передано иным лицам или органам (п. 2 ст. 12 Закона о банкротстве).

Как видно из приведенного перечня, вопросы, относящиеся к исключительной компетенции собрания кредиторов, касаются порядка проведения дел о банкротстве и тем самым предопределяют тс ограничения, которые будут введены в отношении правоспособности и дееспособности должника.

Заявление о признании решения собрания кредиторов недействительным может быть подано:

  • - лицом, уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение 20 дней с даты принятия такого решения;
  • - лицом, не уведомленным надлежащим образом о проведении собрания кредиторов, принявшего такое решение, в течение 20 дней с даты, когда такое лицо узнало или должно было узнать о решениях, принятых данным собранием кредиторов, по не позднее чем в течение шести месяцев с даты принятия решения собранием кредиторов.

При этом указанный 20-дневный срок на обжалование решения собрания кредиторов является сокращенным сроком исковой давности, в отношении которого применяются правила гл. 12 ГК РФ (п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 26 июля 2005 г. № 93).

Комитет кредиторов представляет законные интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями должника и арбитражных управляющих, а также реализует иные предоставленные собранием кредиторов полномочия.

В частности, комитет кредиторов вправе:

  • - требовать от арбитражного управляющего или руководителя должника предоставить информацию о финансовом состоянии должника и ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве;
  • - обжаловать в арбитражный суд действия арбитражного управляющего;
  • - принимать решения о созыве собрания кредиторов;
  • - принимать решения об обращении к собранию кредиторов с рекомендацией об отстранении арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей.

Комитет кредиторов может не образовываться собранием кредиторов только в случае, если количество конкурсных кредиторов и уполномоченных органов составляет менее 50.

Количественный состав комитета кредиторов должен быть не менее трех и не более 11 человек.

При решении вопросов на заседании комитета кредиторов каждый его член обладает одним голосом. При этом передача права голоса членом комитета кредиторов иному лицу не допускается.

Решения комитета кредиторов принимаются большинством голосов от общего количества членов комитета кредиторов (ст. 17 Закона о банкротстве).

Помимо перечисленных полномочий собрание кредиторов или комитет кредиторов в соответствии с Законом о банкротстве выполняют следующие контрольные функции:

  • - собрание кредиторов вправе требовать от арбитражного управляющего информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц, а также о признаках преднамеренного и фиктивного банкротства (п. 2 ст. 20.3);
  • - принимают решение об обращении внешним управляющим или конкурсным управляющим от имени должника в арбитражный суд с заявлением об оспаривании сделки должника (ст. 61.9);
  • - в ходе финансового оздоровления дают согласие на совершение должником ряда сделок (п. 3 ст. 82);
  • - в ходе внешнего управления дают согласие на совершение внешним управляющим от имени должника определенных сделок, за исключением предусмотренных планом внешнего управления (п. 1 и 4 ст. 101), а также на увеличение расходов должника, не предусмотренных планом внешнего управления (ст. 105);
  • - вправе потребовать отчета внешнего управляющего перед кредиторами о ходе внешнего управления и реализации плана внешнего управления (п. 4 ст. 106);
  • - вправе устанавливать условия конкурса по продаже предприятия (п. 5 ст. НО);
  • - дают согласие внешнему управляющему и конкурсному управляющему на уступку прав требования должника путем их продажи (п. 1 ст. 112, п. 1 ст. 140);
  • - при проведении конкурсного производства дают согласие на совершение конкурсным управляющим от имени должника ряда сделок (п. 2 ст. 129);
  • - в ходе конкурсного производства собрание кредиторов вправе принять решение о прекращении хозяйственной деятельности должника (п. 6 ст. 129);
  • - при проведении конкурсного производства дают согласие на заключение соглашений об отступном (п. 9 ст. 142);
  • - собрание кредиторов вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего (п. 2 ст. 15), а комитет кредиторов - обращаться к собранию кредиторов с рекомендацией об отстранении арбитражного управляющего от исполнения его обязанностей (п. 3 ст. 17).

Представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов являются лицами, участвующими в арбитражном процессе по делу о банкротстве (п. 1 ст. 35 Закона о банкротстве).

Собрание кредиторов и комитет кредиторов не являются субъектами гражданского права. Исходя из этого, они не могут быть признаны и субъектами отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством), или субъектами конкурсного права (подход к определению субъектов нрава одинаков во всех сферах правового регулирования). Однако они обладают самостоятельной компетенцией по решению вопросов несостоятельности (банкротства) должника, к которому составляющие их лица имеют права требования. Исходя из этого, они являются объединением юридических и физических лиц, а также уполномоченных органов, действующих через представителей, выражающих их коллективный общий интерес. Такая же конструкция выражения интересов применяется применительно к работникам должника и его учредителей (участников). Единственное отличие состоит в том, что в деле о банкротстве интересы кредиторов представляет комитет, а в арбитражном процессе по делу о банкротстве - представитель комитета.

Данное объединение не является объединением в контексте ст. 30 Конституции РФ. Как отмечал Конституционный Суд РФ, объединение кредиторов представляет собой собрание кредиторов должника (в деле - это кредитная организация), с которыми у должника заключены гражданско-правовые договоры либо которые признаны таковыми (налоговые и иные уполномоченные органы), а не какое-либо повое объединение физических и юридических лиц, создаваемое по устанавливаемым ими правилам. Исходя из гражданско-правового принципа свободы договора предполагается, что каждый кредитор вступал в правоотношения с должником добровольно, без принуждения. Содержанием таких правоотношений являются права и обязанности его участников. Все кредиторы должника объективно объединены наличием у каждого из них прав требования к должнику, что и определяет их статус как кредиторов в процессе заключения мирового соглашения (абз. 1 и 2 п. 5 мотивировочной части постановления от 22 июля 2002 г. № 14-П).

Заслуживает внимания мнение, что собрание кредиторов является коллективной формой осуществления нрав кредиторов.

Существование собрания кредиторов предопределяется тем, что среди кредиторов потенциально существует конфликт интересов, частичное устранение которого возможно в рамках нормативно определенной формы согласования интересов. Такой формой выступает собрание кредиторов, где воля кредиторов формируется по принципу подчинения меньшинства большинству, что предполагает умаление интересов одних кредиторов в пользу других. Допущение дискриминации интересов отдельных кредиторов вызвано действием конституционного принципа ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров па основе требований справедливости, соразмерности, пропорциональности с учетом необходимости защиты прав и законных интересов других лиц, поскольку индивидуальная свобода сегодня мыслима только в кооперации с другими носителями основных прав.

Вместе с тем умаление интереса отдельного кредитора в пользу коллективного интереса не влечет ущемление его основного права - права получить соразмерное удовлетворение своих требований к должнику.

Следует также согласиться с еще одним мнением Е. Г. Дорохиной о том, что появившиеся в последнее время высказывания относительно необходимости законодательной защиты прав мелких кредиторов с помощью установления принципа "один кредитор - один голос" нарушают принципы справедливости и соразмерности. Предоставленное кредитору право обжаловать решение собрания кредиторов является достаточным средством для защиты собственного субъективного права в случае его нарушения решением собрания кредиторов.

Что касается комитета кредиторов, то I". Ф. Шершеневич так объяснял его появление в конкурсном процессе: "Это учреждение получило... распространение ввиду аналогии между конкурсом и акционерным товариществом. Замечено было, что общее собрание акционеров нисколько не стесняет произвола директоров ввиду многочисленного состава и неподготовленности, напротив, учреждение наблюдательного комитета (Aufsichtsrath, conseil de surveillance) действительно ограничило бесконтрольность деятельности правления. По сходству признано было необходимым перенести этот комитет с тою же ролью в конкурсный процесс, где общее собрание кредиторов играло столь же пассивную роль, как и общее собрание акционеров". Подобной точки зрения придерживается и Г. Папе, который сравнивает функции комитета кредиторов с полномочиями наблюдательного совета в обществах и товариществах, отводя собранию кредиторов роль общего собрания в указанных коммерческих организациях.



Просмотров