Иерархия нормативно-правовых актов РФ. Правовая система Российской Федерации. Что будем делать с полученным материалом. Что такое конституционализм

Ведущее место в системе законодательства государства занимает конституция (от лат. constitutio -- установление, учреждение, устройство). Конституция -- это основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации. Конституция государства является не только сугубо юридическим, но и политическим, и идеологическим по своему характеру документом. Поэтому ее содержание закрепляет соотношение социально_классовых сил в обществе, сложившееся к моменту принятия и введения в действие конституции.

В отличие от остальных законов конституция:

  • а) является актом основополагающего характера (конституция закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти, т. е. фактически «учреждает» государство);
  • б) является основным источником права, служит базой для текущего законодательства (остальные законы, основываясь на принципах конституции, развивают ее нормы);
  • в) обладает высшей юридической силой (все текущее законодательство должно, по крайней мере не противоречить конституционным положениям, а сами законы и другие юридические акты принимаются теми органами и в том порядке, который устанавливается конституцией);
  • г) отличается стабильностью, ибо закрепляет самые основы государственного строя;
  • д) характеризуется особым (затрудненным в сравнении с остальными законами) порядком принятия и изменения.

Первая писаная конституция была принята в США в 1787 г. (кстати, она с небольшими изменениями действует до сих пор). История знает различные способы принятия конституций: конституционным собранием, или конвентом (США), учредительным собранием (Италия), референдумом (Россия, Франция), высшим законодательным органом (СССР), односторонним актом главы государства (Российская империя в 1906 г., Япония в 1889 г.). Последний способ, называемый октроированием, характерен для абсолютных монархий. В Англии существует неписаная конституция, состоящая факты нескольких тысяч некодифицированных

Конституция Российской Федерации, являющаяся Основным Законом государства, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Текст Конституции состоит из преамбулы, где излагаются цели и задачи Конституции, а также мотивы и условия ее принятия, двух разделов, девяти глав и 137 статей. Первая глава закрепляет основы конституционного строя, вторая глава -- права и свободы человека и гражданина, третья глава -- федеративное устройство государства, четвертая глава -- правовой статус Президента, пятая глава -- правовой статус и компетенцию палат Федерального Собрания, шестая глава -- порядок формирования, правовые основы деятельности и полномочия Правительства, седьмая глава -- принципы осуществления правосудия, место и роль судов в системе органов государственной власти, восьмая глава -- основы организации местного самоуправления. Девятая глава посвящена порядку пересмотра Конституции, внесению в нее поправок. Второй раздел содержит заключительные и переходные положения, определяющие порядок вступления Конституции в силу.

Поправки к главам 3--8 Конституции принимаются Федеральным Собранием. Для их одобрения необходимо не менее 2 /з от общего числа голосов депутатов Государственной Думы и не менее 3 /4 голосов членов Совета Федерации. Президент обязан в течение 14 дней подписать и обнародовать эти изменения, однако в законную силу они вступают лишь после их одобрения органами законодательной власти не менее 2 /з субъектов РФ.

Разработан особый порядок изменения положений статьи 65 Конституции, которая определяет состав Российской Федерации: поправки в нее вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта или об изменении конституционно_правового статуса субъекта Федерации.

В системе российского законодательства особое место занимают федеральные конституционные законы, которые принимаются в особом порядке и только вопросам, предусмотренным Конституцией. Среди массы текущих федеральных законов выделяются кодексы, систематизирующие законодательство в какой_либо определенной отрасли права (Уголовный, Гражданский, Семейный кодексы). Кодекс представляет собой не просто механическое объединение независимых и сохраняющих свою юридическую силу нормативно_правовых актов. Это новый единый акт, который заменяет собой прежние, приводит весь нормативный материал отрасли в определенную систему, распределяя его по разделам, главам и статьям. В Российской Федерации кодексы, как правило, состоят из общей и особенной части. В первой излагаются основополагающие для данной отрасли принципы и начала, формулируются важнейшие понятия, перечисляются их признаки, во второй содержатся непосредственно действующие правовые нормы.

Наряду с федеральными законами в Российской Федерации действуют законы субъектов Федерации. Правовая система республик, входящих в состав РФ, возглавляется конституциями, в остальных же субъектах Федерации актом основополагающего значения являются уставы. В соответствии с ними в рамках собственной компетенции субъекты Федерации могут издавать собственные законы, которые не должны противоречить федеральному законодательству (только в том случае, когда тот или иной вопрос находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъекта).

Также к основным источникам права принято относить и естественное право. Правовой обычай Правовой обычай считается первой формой выражения содержания права. Некоторые нормы обычного права используются до сих пор. Правовым обычаем принято считать правило поведения, вошедшее в привычку у народа и которому государственные органы придали общеобязательное значение. Но не каждый обычай становится нормой права. В данном случае, правовой обычай носит принудительный характер. Судебный прецедент Такой источник права, как судебный прецедент, представляет собой судебное решение по юридическому делу, которое в конечном итоге становится образцом при рассмотрении других аналогичных дел. По-другому судебный прецедент называют судебным правом или правом судей. Алгоритм возникновения такого источника права довольно прост и справедлив.

Иерархия нормативно-правовых актов рф. правовая система российской федерации

В федеративном государстве каждый субъект, наряду с иными атрибутами, имеет и свою собственную систему законодательства. В Российской Федерации 83 субъекта и, следовательно, наряду с федеральной, существуют еще 83 системы законодательства.

Правовой основой для формирования таких систем является прежде всего ряд положений Конституции Российской Федерации, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 5 «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.

Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство». Статус субъектов Российской Федерации определяет ст.
66 Конституции РФ, а систему нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации устанавливает ст. 76 Конституции РФ. Однако необходимо обратим внимание на ряд моментов.

Иерархия нормативно — правовых актов рф

Толстика, противоречия между нормативными постановлениями законодательных органов и нормативными актами — указами (постановлениями) глав исполнительной власти вполне возможны, такие коллизии следует рассматривать как иерархические. В таком случае приоритет следует отдать актам представительного органа.


В конечном счете, законодательный орган власти вместо постановления может принять закон и тем самым придать своим нормам более высокую юридическую силу Толстик В.А. Иерархия источников российского права: Монография. Н.Новгород: Изд-во «Общество Интелсервис», 2002.

Внимание

С. 182.. Нормативные указы (постановления) руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов в свою очередь имеют более высокую юридическую силу, чем акты, принимаемые любыми иными органами соответствующей ветви власти. Определяющим в данном случае является фактор «иерархия государственных органов».

4.иерархия нормативных правовых актов.

Конечно, закон это инертный правовой регулятор, не всегда способный оперативно среагировать на происходящие реалии, но для этого он и не предназначен, его основная функция регулирование наиболее важных общественных отношений, а не удовлетворение сиюминутных интересов той или иной группы лиц. Но вернемся к существу вопроса. Указы и распоряжения, издаваемые Президентом Российской Федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.


Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Иерархия нормативно-правовых актов рф

Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации Само по себе понимание основных принципов, заложенных в Конституции, дает вам совершенно иной, качественно другой подход к решению любого правового вопроса.

Основной же массив законодательной базы составляют федеральные законы. Ежегодно в России принимается сотни федеральных законов. Не все из них, конечно же, являются новыми законами. Большинство из них являются корректирующими, вносящими поправки в уже существующие законы.

Источники права

Стоит отметить, что в процессе подготовки юристов-практиков используются специальные таблицы. С их помощью начинающие правоведы знакомятся с особенностями структурированной системы НПА.

Инфо

Таким образом, помогает понять, что такое иерархия нормативно-правовых актов Российской Федерации, схема. С ее помощью намного легче представлять запутанную систему НПА.


Российская Конституция Вся правовая система Российской Федерации закреплена в едином основном государственном нормативном акте – Конституции. Как и в иных странах, главный закон РФ содержит исходные принципы обеспечения прав и свобод гражданина, закрепляет разделение всех органов власти на законодательные, исполнительные и судебные, а также механизм их взаимодействия между собой.

Хотя Конституция РФ и носит название Основной закон, её издание производится в специфическом порядке. Таким же образом вносятся изменения в основной закон.

Правовая система российской федерации

Также, здесь необходимо отметить, что на вышеуказанную систему нормативных правовых актов влияют, как минимум, еще два не указанных здесь источника права:

Так, согласно ст. 15 Конституции РФ Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора Кроме того, согласно ст.

Конституция в иерархии нормативных актов

Государственная власть в современной России во многом основана на праве, как основном регуляторе общественных отношений. Данный подход является новинкой, потому что территория РФ большую часть своей истории провела под флагами монархических и республиканско-тоталитарных государств.

Как мы понимаем, централизация власти в подобных странах достаточно велика, а вот роль права незначительна. Таким образом, современная правовая система России является огромным шагом вперёд на пути к достижению совершенного демократического строя.

Анализируя созданную правовую систему этого государства, необходимо подчеркнуть большую роль нормативных актов. Они не только упорядочивают и регулируют общественные отношения, но также позволяют целостно и эффективно реализовать нормы права в реальной жизни. Подобная значимость нормативных актов существует благодаря жёсткой иерархии, в которой они находятся.
Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Таким образом, система нормативных актов, с учетом юридической силы выстраивается следующим образом: Конституция Федеральные конституционные законы Федеральные законы Указы Президента Постановления Правительства Акты федеральных органов исполнительной власти Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Кроме того, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Нпа в конституции рф и их иерархия

Нормативные акты правительства имеют две основные формы:

  • Постановления – акты многократного действия, нормативного характера, действующие на неограниченное количество лиц.
  • Распоряжения – акты ненормативного характера.

Юридическая сила нормативных правовых актов, иерархия которых основана на вертикальном подчинении, имеет немаловажное значение в процессе издания распоряжений и постановлений правительства России. Они не могут противоречить указам президента, законам и конституции, иначе их действие прекращается.

Таким образом, акты правительства Российской Федерации имеют меньшую юридическую силу в сравнении с иными федеральными документами. Но они наделены приоритетом перед ведомственными и территориальными нормативными актами.

Ведомственные НПА Ведомственные акты издаются отдельными министерствами или иными органами исполнительной власти.
Политическая история этой страны существенно повлияла на структуру и жизнеспособность права. С момента становления РФ как самостоятельного государства стали появляться необходимые на тот момент источники права. Иерархия нормативных правовых актов также стала развиваться с появлением демократического режима в РФ. Потраченные усилия на воссоздание государства не прошли даром. Сегодня Российская Федерация является достаточно мощной политической и экономической державой, которая действует согласно Конституции РФ 1993 года. Что такое иерархия НПА? Иерархия нормативно-правовых актов – это жёсткая структура, которая основывается на юридической силе актов государственной власти. Существуют и другие критерии построения иерархии. Но в Российской Федерации юридическая сила является основным фактором построения структуры.

Среди массы текущих федеральных законов выделяются кодексы, систематизирующие законодательство в какой‑либо определенной отрасли права (Уголовный, Гражданский, Семейный кодексы). Кодекс представляет собой не просто механическое объединение независимых и сохраняющих свою юридическую силу нормативно‑правовых актов.

Это новый единый акт, который заменяет собой прежние, приводит весь нормативный материал отрасли в определенную систему, распределяя его по разделам, главам и статьям. В Российской Федерации кодексы, как правило, состоят из общей и особенной части. В первой излагаются основополагающие для данной отрасли принципы и начала, формулируются важнейшие понятия, перечисляются их признаки, во второй со‑держатся непосредственно действующие правовые нормы. Наряду с федеральными законами в Российской Федерации действуют законы субъектов Федерации.

Ведущее место в системе законодательства государства занимает конституция (от лат. constitutio - установление, учреждение, устройство). Конституция - это основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации. Конституция государства является не только сугубо юридическим, но и политическим, и идеологическим по своему характеру документом. Поэтому ее содержание закрепляет соотношение социально‑классовых сил в обществе, сложившееся к моменту принятия и введения в действие конституции.

В отличие от остальных законов конституция:

а) является актом основополагающего характера (конституция закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти, т. е. фактически «учреждает» государство);

б) является основным источником права, служит базой для текущего законодательства (остальные законы, основываясь на принципах конституции, развивают ее нормы);

в) обладает высшей юридической силой (все текущее законодательство должно по крайней мере не противоречить конституционным положениям, а сами законы и другие юридические акты принимаются теми органами и в том порядке, который устанавливается конституцией);

г) отличается стабильностью, ибо закрепляет самые основы государственного строя;

д) характеризуется особым (затрудненным в сравнении с остальными законами) порядком принятия и изменения.

Первая писаная конституция была принята в США в 1787 г. (кстати, она с небольшими изменениями действует до сих пор). История знает различные способы принятия конституций: конституционным собранием, или конвентом (США), учредительным собранием (Италия), референдумом (Россия, Франция), высшим законодательным органом (СССР), односторонним актом главы государства (Российская империя в 1906 г., Япония в 1889 г.). Последний способ, называемый октроированием, характерен для абсолютных монархий. В Англии существует неписаная конституция, состоящая факти‑нескольких тысяч некодифицированных

Конституция Российской Федерации, являющаяся Основным Законом государства, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Текст Конституции состоит из преамбулы, где излагаются цели и задачи Конституции, а также мотивы и усло‑ния ее принятия, двух разделов, девяти глав и 137 статей. Первая глава закрепляет основы конституционного строя, вторая глава - права и свободы человека и гражданина, третья глава - федеративное устройство государства, четвертая глава - правовой статус Президента, пятая глава - правовой статус и компетенцию палат Федерального Собрания, шестая глава - порядок формирования, правовые основы деятельности и полномочия Правительства, седьмая глава - принципы осуществления правосудия, место и роль судов в системе органов государственной власти, восьмая глава - основы организации местного самоуправления. Девятая глава посвящена порядку пересмотра Конституции, внесению в нее поправок. Второй раздел содержит заключительные и переходные положения, определяющие порядок вступления Конституции в силу.


Поправки к главам 3-8 Конституции принимаются Федеральным Собранием. Для их одобрения необходимо не менее 2 /з от общего числа голосов депутатов Государственной Думы и не менее 3 /4 голосов членов Совета Федерации. Президент обязан в течение 14 дней подписать и обнародовать эти изменения, однако в законную силу они вступают лишь после их одобрения органами законодательной власти не менее 2 /з субъектов РФ.

Разработан особый порядок изменения положений статьи 65 Конституции, которая определяет состав Российской Федерации: поправки в нее вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта или об изменении конституционно‑правового статуса субъекта Федерации.

В системе российского законодательства особое место занимают федеральные конституционные законы, которые принимаются в особом порядке и только вопросам, предусмотренным Конституцией. Среди массы текущих федеральных законов выделяются кодексы, систематизирующие законодательство в какой‑либо определенной отрасли права (Уголовный, Гражданский, Семейный кодексы). Кодекс представляет собой не просто механическое объединение независимых и сохраняющих свою юридическую силу нормативно‑правовых актов. Это новый единый акт, который заменяет собой прежние, приводит весь нормативный материал отрасли в определенную систему, распределяя его по разделам, главам и статьям. В Российской Федерации кодексы, как правило, состоят из общей и особенной части. В первой излагаются основополагающие для данной отрасли принципы и начала, формулируются важнейшие понятия, перечисляются их признаки, во второй со‑держатся непосредственно действующие правовые нормы.

Наряду с федеральными законами в Российской Федерации действуют законы субъектов Федерации. Правовая система республик, входящих в состав РФ, возглавляется конституциями, в остальных же субъектах Федерации актом основополагающего значения являются уставы. В соответствии с ними в рамках собственной компетенции субъекты Федерации могут издавать собственные законы, которые не должны противоречить федеральному законодательству (только в том случае, когда тот или иной вопрос находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъекта).

1. Конституционное право - одна из отраслей правовой системы России,

представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

Правовая система подразделяется на отрасли права, каждая из которых представляет собой относительно самостоятельную часть правовой системы. В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1) основ конституционного строя РФ, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;

2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации:

3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т.д.;

4) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти Российской Федерации, органов судебной власти, а также местного самоуправления.

2. Источники конституционного права

Нормы конституционного права находят свое выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками.

Источниками конституционного права являются правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Для источников права установлен не только особый порядок их принятия, но и отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источником действующего права. Система правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в себя несколько видов. В первой группе особое место занимает Конституция РФ. Она является основным источником отрасли.

Источниками (формами) конституционного права является:

1. Конституция РФ, конституции республик, входящих в состав РФ, а также уставы других субъектов РФ (края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа).

2. Федеральные конституционные законы, федеральные законы конституционно-правового содержания (т.е. регулирующие применение прав и свобод человека и гражданина, устройство государственной власти и управление).

3. Постановление Государственной Думы и постановление Совета Федерации.

4. Договоры и соглашения. Среди них - договоры и соглашения, заключаемые РФ с другими суверенными государствами, и внутренние договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и ее субъектами или между субъектами Федерации.

6. Регламенты палат Федерального Собрания РФ.

7. Указа и распоряжения Президента РФ. Указы Президента могут быть нормативными и ненормативными. Первые издаются на основании конституционных полномочий Президента или в случае пробелов в законодательстве. Вторые - это акты применения Президентом какого-либо закона. Распоряжения Президента, носящие нормативный характер, применяются сравнительно редко.

8. Постановление Правительства. К источникам КП можно отнести только те постановления, которые содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере конституционного права.

9. Правовые акты, издаваемые федеральными министерствами, госкомитетами, ведомствами. Для того, чтобы эти акты имели правовые последствия, они должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ и обязательно опубликованы в официальных изданиях.

10. Судебные решения. К числу источников Конституционного права М.В.Баглай относит постановления КС РФ, в которых устанавливается соответствие Конституции России, конституций и уставов субъектов РФ, законов и др. нормативных актов, а кроме того, разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции.

11. Правовые акты СССР и РСФСР. Источниками права являются некоторые из этих актов в силу принципа правоприемственности или на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство РФ.

12. Законы субъектов РФ. Постановления и распоряжения президентов и глав администраций (губернаторов) республик и др. субъектов РФ.

13. Акты органов местного самоуправления. В зарубежных странах источниками (формами) конституционного права признают судебные прецеденты, обычаи и доктрины. В российской конституционно-правовой теории и практике это пока не признается.

3. Конституция –______________________ основной закон (система законов), обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношений между государством и личностью, организации и деятельности системы государственных органов.

Основные этапы развития российской Конституции

Всего было 5 Конституций. Принятие каждой из них знаменовало изменение в жизни общества. Первые 4 – социалистические и развивались на основе преемственности. Им был присущ фиктивный характер.

1. Конституция 1918 г. Она руководствовалась в определении основ конституционного строя лозунгами большевиков и опиралась на первые декреты советской власти. Полностью отрицала народный суверенитет, власть утверждала за Советами, устанавливала диктатуру пролетариата. Она включала положения, ориентированные на все мировое сообщество: победа социализма во всем мире, уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, беспощадное уничтожение эксплуататоров. Открыто признавала насилие в целях утверждения нового строя.

2. Конституция 1925 г. Причина – образование СССР. Отразила факт вхождения РСФСР в СССР. Не было прямого указания на суверенитет РСФСР. В связи с появлением в РСФСР субъектов, в К появились положения, определяющие их статус.

3. Конституция 1937 г. Причина –вследствии принятия Конституции СССР 1936 г. Вступление страны в новый этап ее развития – социализм победил окончательно. К сохранила классовую сущность, отменила лишения политических прав граждан по социальному признаку, ввела всеобщее тайное избирательное право, включила принцип равноправия граждан. Впервые появились главыоб основных правах и обязанностях граждан. Они были классово ориентированы и делали упор на коллективные права. К закрепляла руководящую роль ВКПБ. Впервые норма о праве РСФСР выхода из СССР.

4. Конституция 1978 г. Отразила этап развития социализма. Понятие трудящиеся заменено на народ, который являлся субъектом государственной власти. Появляется отдельная статья о партии, КПСС объявлялась руководящей и направляющей силой. Закреплялось равенство граждан независимо от происхождения и социального положения. Дан полный перечень прав и свобод граждан. Появилась норма о суверенитете РСФСР.

5. Конституция 1993 г. – действующая конституция.

4. Юридические свойства конституции

Конституция как основной закон государства регулирует наиболее важные коренные общественные отношения. Она не предназначена для детального регулирования конкретного вида общественных отношений. В этой связи конституция носит, как правило, стабильный долгосрочный характер.

Конституции свойственны признаки, отличающие ее от актов текущего законодательства, которые в юридической науке именуются юридическими свойствами. Выделяют основные признаки конституции:

1.Верховенство Конституции РФ закреплено впервые в конституционном законодательстве нашей страны (ч. 2 ст. 4). Оно означает, прежде всего, - утверждение нового конституционного строя, правового государства, оно вытекает из того, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Верховенство обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы, означает, что Конституция в иерархии правовых актов РФ занимает высшее место (ч. 1 ст. 15).

2.Конституция РФ является н.а. прямого действия (ч. 1ст. 15). Означает, что новая Конституция РФ не декларативный и пропагандистский документ, а правовой акт, которым надлежит руководствоваться в судах и в других государственных органах.

3. Легитимность - она принята законным путем, т.е. в том порядке, который предусмотрен в действовавшей до этого конституции.

4. Реальность - ее предписания исполнимы и гарантированы в условиях режима законности и правопорядка, предусматривает и гарантирует народовластие, права и свободы человека и гражданина.

5. Стабильность проявляется в незыблемости ее предписаний, в сохранении высокой степени устойчивости и неподверженности воздействию политических сил, меняющихся у власти.

Структура Конституции РФ

По своей структуре Конституция РФ состоит из:

Преамбулы;

Раздела первого – собственно текста Конституции, включающего 137 статей;

Раздела второго – заключительных и переходных положений.

Преамбула – торжественная вводная часть Конституции, имеющая программный характер. Преамбула Конституции РФ от имени многонационального народа РФ провозглашает следующие основополагающие принципы и программные задачи:

Ответственность за судьбу Родины перед нынешним и будущим поколениями;

Осознание России частью мирового сообщества;

Гражданский мир и согласие;

Государственное единство;

Равноправие и самоопределение народов;

Незыблемость прав и свобод человека;

Демократические основы государства.

Детально данные принципы раскрываются в 137 статьях Конституции, сгруппированных в 9 главах:

Основы конституционного строя;

Права и свободы человека и гражданина;

Федеративное устройство;

Президент РФ;

Правительство РФ;

Судебная власть;

Местное самоуправление;

Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Ведущее место в системе законодательства государства занимает конституция (от лат. constitutio - установление, учреждение, устройство). Конституция - это основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации. Конституция государства является не только сугубо юридическим, но и политическим, и идеологическим по своему характеру документом. Поэтому ее содержание закрепляет соотношение социально-классовых сил в обществе, сложившееся к моменту принятия и введения в действие конституции. В отличие от остальных законов конституция: а) является актом основополагающего характера (конституция закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти, т. е. фактически «учреждает» государство); б) является основным источником права, служит базой для текущего законодательства (остальные законы, основываясь на принципах конституции, развивают ее нормы); в) обладает высшей юридической силой (все текущее законодательство должно по крайней мере не противоречить конституционным положениям, а сами законы и другие юридические акты принимаются теми органами и в том порядке, который устанавливается конституцией); г) отличается стабильностью, ибо закрепляет самые основы государственного строя; д) характеризуется особым (затрудненным в сравнении с остальными законами) порядком принятия и изменения. Первая писаная конституция была принята в США в 1787 г. (кстати, она с небольшими изменениями действует до сих пор). История знает различные способы принятия конституций: конституционным собранием, или конвентом (США), учредительным собранием (Италия), референдумом (Россия, Франция), высшим законодательным органом (СССР), односторонним актом главы государства (Российская империя в 1906 г., Япония в 1889 г.). Последний способ, называемый октроированием, характерен для абсолютных монархий. В Англии существует неписаная конституция, состоящая факти-нескольких тысяч некодифицированных Конституция Российской Федерации, являющаяся Основным Законом государства, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Текст Конституции состоит из преамбулы, где излагаются цели и задачи Конституции, а также мотивы и усло-ния ее принятия, двух разделов, девяти глав и 137 статей. Первая глава закрепляет основы конституционного строя, вторая глава - права и свободы человека и гражданина, третья глава - федеративное устройство государства, четвертая глава - правовой статус Президента, пятая глава - правовой статус и компетенцию палат Федерального Собрания, шестая глава - порядок формирования, правовые основы деятельности и полномочия Правительства, седьмая глава - принципы осуществления правосудия, место и роль судов в системе органов государственной власти, восьмая глава - основы организации местного самоуправления. Девятая глава посвящена порядку пересмотра Конституции, внесению в нее поправок. Второй раздел содержит заключительные и переходные положения, определяющие порядок вступления Конституции в силу.

Поправки к главам 3-8 Конституции принимаются Федеральным Собранием. Для их одобрения необходимо не менее 2 /з от общего числа голосов депутатов Государственной Думы и не менее 3 /4 голосов членов Совета Федерации. Президент обязан в течение 14 дней подписать и обнародовать эти изменения, однако в законную силу они вступают лишь после их одобрения органами законодательной власти не менее 2 /з субъектов РФ. Разработан особый порядок изменения положений статьи 65 Конституции, которая определяет состав Российской Федерации: поправки в нее вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта или об изменении конституционно-правового статуса субъекта Федерации. В системе российского законодательства особое место занимают федеральные конституционные законы, которые принимаются в особом порядке и только вопросам, предусмотренным Конституцией. Среди массы текущих федеральных законов выделяются кодексы, систематизирующие законодательство в какой-либо определенной отрасли права (Уголовный, Гражданский, Семейный кодексы). Кодекс представляет собой не просто механическое объединение независимых и сохраняющих свою юридическую силу нормативно-правовых актов. Это новый единый акт, который заменяет собой прежние, приводит весь нормативный материал отрасли в определенную систему, распределяя его по разделам, главам и статьям. В Российской Федерации кодексы, как правило, состоят из общей и особенной части. В первой излагаются основополагающие для данной отрасли принципы и начала, формулируются важнейшие понятия, перечисляются их признаки, во второй со-держатся непосредственно действующие правовые нормы. Наряду с федеральными законами в Российской Федерации действуют законы субъектов Федерации. Правовая система республик, входящих в состав РФ, возглавляется конституциями, в остальных же субъектах Федерации актом основополагающего значения являются уставы. В соответствии с ними в рамках собственной компетенции субъекты Федерации могут издавать собственные законы, которые не должны противоречить федеральному законодательству (только в том случае, когда тот или иной вопрос находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъекта).



Просмотров