Статей нормативно правовых актов. Нормативный правовой акт как основной источник российского права. Правотворчество: понятие, принципы, виды, функции

Статьи и пункты нормативного правового акта - основные структурные элементы (единицы) нормативного правового акта, содержащие законченные нормативные положения. Статьи, как правило, должны иметь название, отражающее их содержание. Статьи нормативного правового акта обозначаются арабскими цифрами, после которых ставится точка. Пункты обозначаются арабскими цифрами с точкой и названия не имеют.

Статьи нормативного правового акта могут подразделяться на части (абзацы) или пункты. В свою очередь части могут подразделяться на пункты или абзацы; пункты - на подпункты, части или абзацы; подпункты - на части или абзацы.

Абзац нормативного правового акта - часть текста, выделяемая отступом в первой строке и начинающаяся со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с прописной буквы. Абзацы, как правило, заканчиваются точкой с запятой, кроме первого абзаца соответствующего структурного элемента, который заканчивается двоеточием, и последнего абзаца, который заканчивается точкой.

Подпункты нормативного правового акта - абзацы, являющиеся составной частью пункта и обозначаемые несколькими арабскими цифрами с точками после каждой из них, первая из которых обозначает номер пункта.

Часть нормативного правового акта - структурный элемент нормативного правового акта, состоящий из абзаца (нескольких абзацев) и представляющий собой смысловое единство. Часть начинается с прописной буквы и заканчивается точкой. В случае, если часть состоит из нескольких абзацев, абзацы начинаются со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с прописной буквы. При этом первый абзац части заканчивается двоеточием, все последующие - точкой с запятой, кроме последнего абзаца, который заканчивается точкой.

Если часть является структурным элементом пункта или подпункта, то первая часть пункта, подпункта, как правило, начинается с арабской цифры с точкой, после которой следует прописная буква, или с нескольких арабских цифр с точками после каждой из них, после которых следует строчная буква.

В самом законе по-иному могут обозначаться части и пункты. Например, в Уголовном кодексе Республики Беларусь части статей (за исключением имеющих одну часть) нумеруются арабскими цифрами с точкой, пункты частей статей - арабскими цифрами со скобкой.

Виды правовых норм

Правовые нормы могут классифицироваться по самым различным основаниям. В юридической литературе существует множество подобных классификаций, каждая из которых опирается на определенную особенность, присущую той или иной группе норм права.

Критерии:

1) по отраслевому признаку (критерий регулируемых общественных отношений):

Нормы конституционного права;

Нормы административного права;

Нормы гражданского права;

Нормы уголовного права;

Нормы гражданско-процессуального права;

Нормы уголовного процессуального права и т.д.

Более обобщенно по названному критерию их можно объединить в:

Материально-правовые нормы;

Процессуально-правовые нормы;

Нормы частного права;

Нормы публичного права;

2) по характеру регулирования:

Запрещающие нормы;

Обязывающие нормы;

Управомочивающие нормы;

Поощрительные нормы;

3) по функциональной роли:

Нормы позитивного регулирования;

Правоохранительные нормы;

Нормы-дефиниции;

Нормы-принципы;

Нормы-декларации;

4) по форме выражения предписаний:

Диспозитивные нормы;

Императивные нормы;

5) по степени определенности содержания:

Абсолютно определенные нормы;

Относительно определенные нормы;

Неопределенные нормы

Бланкетные (отсылочные);

6) по сфере действия:

Нормы общего действия;

Нормы местного действия;

7) по времени действия:

Нормы постоянного действия;

Нормы временного действия;

8) по кругу лиц:

Общие нормы;

Специальные нормы;

Нормы, касающиеся конкретного субъекта;

9) по субъекту нормотворчества:

Нормы, принимаемые президентом;

Нормы, принимаемые парламентом;

Нормы, принимаемые правительством;

Нормы, принимаемые государственными органами управления и др.

ПРАВОВОЕ ОТНОШЕНИЕ

1. Понятие правового отношения

2. Субъекты правоотношения

3. Объекты правоотношений

5. Юридические факты

7.1. Понятие правового отношения

Правоотношение представляет собой очередную стадию реализации норм права после их толкования.

Правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права. Правоотношение – это индивидуализированная связь, которая возникает на основе правовых норм между гражданами и иными субъектами в форме субъективных прав и юридических обязанностей и поддерживается принудительной силой государства.

Правоотношение, являясь всегда общественным отношением, обладает рядом специфических признаков:

1) оно возникает и развивается только на основе действующих норм права. Связь субъектов, противоречащая праву или не основанная на действующем праве, представляет собой либо правонарушение, либо общественное отношение, которое остается вне сферы правового регулирования. Отношения, не урегулированные нормами права, не могут породить юридически значимых последствий, превратиться в правовые. Исключением являются правоотношения, не регламентированные действующим правом, при наличии пробелов в праве, обусловленных дефектами существующего законодательства. Вместе с тем, все подобные ситуации разрешаются на основе действующих сходных норм или принципов права;

2) правоотношения – это всегда индивидуализированная связь. Их участники определены поименно. Как правило, граждане в правоотношениях называются полным именем (фамилией, собственно именем, отчеством) с указанием места проживания и паспортных данных, а организации – полным названием (наименованием) с указанием уполномоченного должностного лица и реквизитов (место нахождения, банковские реквизиты).

Существуют отношения, в которых конкретно определен лишь носитель правомочия (отношения, вытекающие из права собственности, авторского права). Обязанной стороной в таких отношениях выступает каждый;

3) в правоотношениях конкретная связь между его участниками выражается через их субъективные права и юридические обязанности. Одно лицо является управомоченным и имеет какое-либо право. Другое лицо обязано действовать таким образом, чтобы обеспечить реализацию этого права. Большинство правоотношений носит двусторонний характер, когда каждый участник правоотношения выступает одновременно и управомоченным и обязанным лицом;

4) правоотношение представляет собой волевую связь. Это означает, что они неразрывно связаны с волей и сознанием человека.

Правоотношение становится возможным в результате волеизъявления (волевого действия) всех его участников (правоотношение, основанное на равенстве сторон) или хотя бы одного участника (правоотношение, основанное на подчинении одной стороны другой);

5) правоотношение охраняется государством. Его участник, который находит свое право в конкретном правоотношении нарушенным, имеет право обратиться в компетентные органы за защитой. Через государство равный или подчиненный участник может в одностороннем порядке навязать свою волю другому, равному или властному, участнику.

Классификация правоотношений:

1) по количеству согласованных воль выделяются односторонние, двусторонние и многосторонние правоотношения.

В одностороннем правоотношении выражается воля одной стороны (доверенность, завещание). Для того, чтобы правоотношение продолжилось необходимо выражение воли второй стороны. Односторонние правоотношения не следует путать с двусторонними отношениями, основанными на методе власти и подчинения, когда воля одной стороны навязывается другой стороне и тем самым они согласуются.

В двустороннем правоотношении выражается воля двух сторон. В многосторонних – согласуются воли трех и более сторон (договор о совместной деятельности);

2) по степени определенности субъектного состава правоотношения делятся на относительные и абсолютные.

В относительных правоотношениях четко определены оба участника. Все другие лица не вступают в данное правоотношение, т.е. не несут в нем никаких прав и обязанностей. В абсолютных правоотношениях конкретному правомочному участнику противостоит неопределенный круг обязанных лиц. Такая обязанность всех других лиц заключается в том, чтобы не препятствовать свободному осуществлению первым участником своего субъективного права (например, права собственности);

3) по отраслевой принадлежности правоотношения подразделяются на:

конституционные, гражданско-правовые, административные, трудовые, семейные и т.д.;

4) по характеру отрасли права правоотношения могут быть материальными или процессуальными;

5) по способу реализации прав правоотношения делятся на регулятивные и правоохранительные. Первые связаны с установлением позитивных прав и обязанностей и их реализацией. Вторые возникают тогда, когда нарушены права или не исполнены обязанности, когда права и интересы участников правоотношений нуждаются в правовых мерах защиты со стороны государства.

7.2. Субъекты правоотношений

Правоотношение как целостное образование имеет свою структуру, т.е. совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов.

В нем выделяются субъект, объект и содержание.

Субъекты правоотношений – это участники конкретных правоотношений, наделенные субъективными правами и юридическими обязанностями.

Субъекты правоотношений – это всегда субъекты права. Эти два понятия соотносятся как частное и общее.

Субъекты правоотношений подразделяются на физических и юридических лиц. Специфическим субъектом выступает государство.

Физическое лицо – это любой и каждый человек: гражданин, иностранный гражданин и лицо без гражданства.

Гражданами Республики Беларусь являются лица, состоящие в гражданстве Республики Беларусь на день вступления в силу Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» (18 августа 2002г.), а также лица, которые приобрели гражданство Республики Беларусь в соответствии с данным Законом.

Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.

К юридическим лицам относятся любые хозяйственные, общественные, государственные и иные организации, отвечающие признакам, зафиксированным в законодательстве.

Понятие юридического лица разработано в теории гражданского права. Им признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Исходя из данного определения, юридическими лицами являются субъекты, обладающие следующими признаками:

1) организацией, т.е. структурно организованным коллективом физических лиц. Организационная структура проявляется в наличии руководителя, собрания акционеров, учредителей, бухгалтерии, производственных отделов, ревизионной комиссии и т.д.;

2) обособленным имуществом. Имущество юридического лица отделено от имущества физических лиц (директора, акционера, бухгалтера, работников), его составляющих, и принадлежит самому юридическому лицу на праве собственности или производном от него праве;

3) возможностью приобретения прав, исполнения обязанностей и несения ответственности от своего имени самостоятельно. Права и обязанности в правоотношении с участием юридического лица приобретает само юридическое лицо, а не физические лица, действующие от его имени;

4) способностью быть истцом и ответчиком в суде.

Организация физических лиц, обладающих названными признаками, является юридическим лицом. Организация, не обладающая хотя бы одним из них, не может признаваться таковым.

Государство как субъект права и правоотношений не является собственно ни физическим, ни юридическим лицом. Вместе с тем к нему, если иное не предусмотрено законодательством, применяются нормы, регулирующие статус юридического лица. Специфика государства проявляется и в том, что от его имени действуют компетентные государственные органы, которые, в свою очередь, являются юридическими лицами. Государство как субъект правоотношений – это либо Республика Беларусь, либо соответствующая административно-территориальная единица (область, район, город и др.).

Признание лица субъектом правоотношений означает признание его правосубъектным. Правосубъектность – это закрепленная законом способность быть участником правоотношений. Она состоит из двух составных элементов: правоспособности и дееспособности.

Правоспособность – это способность быть носителем субъективных прав и обязанностей.

Правоспособность физического лица возникает в момент рождения и прекращается моментом смерти человека. Наследниками могут быть лица, зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его государственной регистрации и прекращается в момент его ликвидации (дата исключения из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Дееспособность физических лиц в полном объеме возникает с совершеннолетием (18 лет), с заключением брака до достижения 18 лет, с объявлением человека эмансипированным.

Эмансипация – объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, согласия родителей полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору (контракту) или занимается предпринимательской деятельностью.

Наряду с полной дееспособностью выделяется дееспособность несовершеннолетних в возрасте до 14 лет (малолетних), дееспособность в возрасте от 14 до 18 лет (подростков), дееспособность лиц, признанных ограниченно дееспособными, дееспособность лиц, признанных недееспособными.

Дееспособность юридического лица возникает в момент государственной регистрации и прекращается в момент его ликвидации. Правоспособность и дееспособность юридического лица совпадает и по объему, и по времени существования. Поэтому в теории гражданского права говорят только о правоспособности юридического лица, хотя юридически точнее говорить о правосубъектности.

Дееспособность субъекта правоотношения может быть общей и специальной.

Общая дееспособность означает, что ее носитель вправе заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом. В Республике Беларусь общей дееспособностью обладают физические лица.

Специальной дееспособностью обладают субъекты, которые вправе заниматься только разрешенной деятельностью, предусмотренной в ее правоустанавливающих документах. В Республике Беларусь специальной правоспособностью наделяются юридические лица. В государствах с рыночной экономикой признается, что юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, обладают общей правоспособностью, а юридические лица, осуществляющие государственную власть, оказывающие образовательные, медицинские услуги, общественные организации – специальной, предусмотренной в уставах, положениях о них.

В литературе предлагается отдельно от право- и дееспособности выделять деликтоспособность, т.е. способность субъекта отвечать за совершенное им правонарушение. Большинство исследователей склоняется, что деликтоспособность не является самостоятельным элементом правосубъектности, а выступает составной частью дееспособности.

7.3. Объекты правоотношений

Под объектом правоотношения понимается все то, по поводу чего складывается данное правоотношение; все то, на что оно направлено. Объектом правоотношения называются материальные и духовные блага, в целях обладания которыми лица вступают в конкретные правоотношения.

В теории права выделяют четыре вида объектов правоотношений: материальные блага, духовные блага, работы и услуги, а также личные неимущественные блага.

Материальные блага могут быть как природными объектами, так и овеществленными результатом человеческой деятельности. В их число входят земля, полезные ископаемые, вода, флора, фауна, здания, сооружения, транспорт, товары и т.д. Значительная часть правоотношений различных отраслей права возникает и развивается по поводу обладания материальными благами.

К духовным благам относятся произведения литературы, науки, искусства, результаты творческой, интеллектуальной деятельности, другие нематериальные ценности.

В систему личных неимущественных благ входят жизнь, здоровье, честь и достоинство человека, его имя, изображение и т.д.

Работы и услуги как объект правоотношений характеризуются тем, что представляют собой результат какой-либо деятельности, которого не существует на момент вступления участников в правоотношение и ради получения которого возникло это отношение. Конечный результат может воплощаться в материальном объекте (работы) либо не иметь такового (услуги).

В современной теории права последовательно проводится принцип, согласно которому человек не может выступать объектом правоотношений, он всегда субъект. Поэтому человек не может быть предметом сделки (аренда футболиста, продажа спортсмена), ребенок не может быть собственностью родителей, работник – принадлежать нанимателю, народ – монарху, президенту.

Различные исследователи в понятие «содержание правоотношения» вкладывают различный смысл. По мнению одних, содержание правоотношения – это совокупность субъективных прав и обязанностей, которыми наделены его участники. По мнению других, к содержанию относятся фактические действия (поведение) участников, основанные на субъективных правах и юридических обязанностях в конкретном правоотношении. Третьи выделяют формальный и материальным аспект содержания. Формальное содержание – это совокупность субъективных прав и юридических обязанностей, а материальное – совокупность конкретных действий, основанных на субъективных правах и юридических обязанностях. Иными словами, содержание правоотношения представляет собой единство прав, обязанностей и действий участников.

Преобладает первая точка зрения.

Субъективное право и юридическая обязанность представляют собой меру свободы участников правоотношения. Субъективное право – это мера возможного поведения. Субъект реализует свое право в силу внутреннего убеждения, а не внешнего принуждения. Содержание субъективного права выражается в триединой возможности: использовать свое право (поступить определенным образом), отказаться от использования своего права (воздержаться от действий), требовать от другого субъекта соблюдения своего права, создания условий для его использования под угрозой применения государственного принуждения (право требовать определенного поведения от обязанного лица). Некоторые авторы отдельно выделяют возможность обратиться в государственный орган за защитой своего нарушенного права.

Юридическая обязанность представляет собой меру должного (необходимого) поведения участника правоотношения. Отказ от исполнения своей обязанности в конкретном правоотношении не возможен без согласия на то управомоченного лица.

Исполнение обязанности осуществляется путем активного либо пассивного поведения. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности влечет применение юридической ответственности.

Обязанность активного поведения заключается в совершении участником определенных действий, направленных на обеспечение реализации прав управомоченного субъекта. Пассивное поведение выражается в воздержании от активных действий, совершение которых приводит к нарушению установленного запрета.

Субъективные права и юридические обязанности неразрывно связаны друг с другом. Одно без другого не существует. В литературе говорят о корреспондирующем характере прав и обязанностей, когда конкретному праву корреспондирует (соответствует) конкретная обязанность. В большинстве правоотношений каждый участник выступает одновременно и управомоченной, и обязанной стороной.

7.5. Юридические факты

Юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение соответствующих правоотношений.

Если для возникновения определенных правоотношений требуется наличие совокупности фактически существующих обстоятельств, то речь ведут о юридическом составе (его иногда называют фактический состав).

Установление юридических фактов (состава) как основания возникновения субъективных прав и обязанностей – одна из основных задач практикующего юриста.

Юридические факты по влиянию на них воли людей делятся на события и действия.

События – это явления объективной жизни, порождающие юридически значимые последствия и не зависящие от воли человека. События бывают абсолютными и относительными. К абсолютным относятся события, порожденные силами, независимыми от человека, и наступающие помимо его воли и желаний (землетрясения, наводнения, истечение сроков, рождение и смерть человека). Относительные события понимаются как обстоятельства, которые вызываются деятельностью людей, но их последующее развитие и полученные результаты от воли и желаний людей не зависят (пожары, производственные аварии, техногенные катастрофы). Начало этим событиям дает человек, но дальнейшее их развитие протекает естественным путем и не зависит от породившего их лица.

Действия – поведение субъектов, имеющее юридическое значение и осуществляемое в соответствии с их волей и желаниями.

В зависимости от степени согласованности действия с правовыми нормами выделяются правомерные и неправомерные действия.

Правомерные действия по направленности воли человека делятся на юридические акты и юридические поступки.

Юридические акты понимаются как правомерные действия, совершаемые с намерением достичь определенного результата (вынесение приговора суда, подача жалобы, регистрация актов гражданского состояния и т.д.). Действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений субъекта, называются юридическими поступками (написание романа влечет возникновение у автора авторских прав, создание вещи влечет возникновение у ее создателя права собственности и т.д.).

Неправомерные действия – это акты волевого поведения лиц, противоречащие действующему законодательству. По степени общественной опасности выделяют преступления, административные, дисциплинарные проступки, гражданские правонарушения (деликты). В Республике Беларусь в последнее время развивается институт экономической ответственности за экономические правонарушения. Фундаментальных научных трудов, посвященных данному вопросу, пока не имеется.

СИСТЕМА ПРАВА

1. Понятие системы права и правовой системы

2. Основные правовые семьи мира

3. Система права Республики Беларусь

8.1. Понятие системы права и правовой системы

В юридической литературе широко употребляется два специальных термина: правовая система и система права.

По мнению одних авторов эти термины имеют различное содержательное наполнение. Под системой права они подразумевают совокупность упорядоченных, взаимосвязанных норм права, сгруппированных в соответствующие институты и отрасли права. Первым элементом системы права выступает норма, вторым – институт права, третьим – отрасль права. В некоторых отраслях выделяется промежуточный элемент – подотрасль права, имеющая тенденцию к преобразованию в самостоятельную отрасль права либо в правовой институт.

Правовая система – это взаимно упорядоченная совокупность норм права, государственных органов и общественных организаций (институтов), установившегося в обществе правопорядка. Иными словами, правовая система более широкое понятие, чем система права, и включает в себя как саму систему права, составляющую основу правовой системы, так и государственные институты (институт президентства, парламентаризма, судебной власти, нотариата и т.д.), общественные институты (адвокатура, профсоюзы, политические партии и др.), а также фактически сложившийся в обществе правопорядок (т.е. все социальные связи между системой права, государственными и общественными институтами).

Сторонники второй точки зрения отождествляют оба понятия и считают, что их разграничение произошло в силу неправильного перевода работы французского юриста Р.Давида, основателя широко изучаемой классификации правовых семей на романо-германскую, англо-американскую, социалистическую и религиозную. Слова «система права» были переведены как «правовая система», что и явилось основанием для ненаучного, с их точки зрения, разделения двух данных понятий.

Под правовой системой (системой права) сторонники единого взгляда понимают то, что вкладывают в понятие правовой системы представители первой группы исследователей.

8.2. Основные правовые семьи мира

В каждой стране действует национальная система права, имеющая свою национальную специфику и индивидуальные особенности. Вместе с тем, эти различные национальные системы можно объединить в ряд групп, каждая из которых включает в себя несколько родственных национальных систем. Данные группы принято называть «правовыми семьями», «семьями систем права».

Критериями классификации права на правовые семьи выступают: 1) юридико-технический критерий, включающий в себя взгляды на принципы права, источники права, структуру действующего права, юридическую терминологию и т.д.; 2) идеологический критерий, характеризующийся философскими, политическими, экономическими принципами, мировоззрениями и общественными идеалами, на которые опирается соответствующее национальное право.

С учетом этих критериев предложена следующая классификация правовых семей современного мира:

1) романо-германская (континентальная) правовая семья;

2) англо-американская (англо-саксонская) правовая семья (семья общего права);

3) мусульманская правовая семья;

4) иные правовые семьи (индусская, африканская и др.).

Романо-германская правовая семья включает в себя национальные системы права континентальной Европы и ряда неевропейских стран, сформировавшихся под их влиянием. Она возникла на основе римского права и римской юриспруденции.

Романо-германская правовая семья базируется на принципах конституционализма, верховенства закона, правового равенства всех людей, естественных и неотчуждаемых прав человека. Входящие в нее национальные системы имеют идентичную структуру: право делится на публичное и частное, последнее включает в себя сходные отрасли права, которые делятся на близкие по своему содержанию правовые институты и однотипные нормы. К числу существенных аспектов единства различных национальных систем права романо-германской правовой семьи относится одинаковое понимание природы, смысла и значения нормы права как абстрактно-всеобщего правила поведения. Континентальные кодексы, законы, подзаконные акты – это определенным образом систематизированные комплексы абстрактно-общих правовых норм, а не собрания казуистических правил общего права, не сборники судебных или административных прецедентов.

Поэтому право стран романо-германской правовой семьи отличается большой четкостью, определенностью, простотой, обозримостью и доступностью. Его можно легко реформировать, изменять. Недостатки же обусловлены трудностями надлежащей конкретизации абстрактного смысла нормы права применительно к отдельным случаям, подпадающим под действие соответствующей нормы. С этим связано большое внимание, которое уделяется проблеме толкования нормы права.

Единство проявляется и в системе источников права. Континентальное право – это писаное, состоящее в основном из письменно оформленных правовых актов. Главный источник права – это закон. Высшей юридической силой обладает писаная конституция, которая является правовой основой для всех законов и подзаконных актов. Контроль за конституционностью последних осуществляют специальные суды (конституционные) или высшие общесудебные органы или иные государственные институты.

Обычай как источник права играет вспомогательную роль, дополняя в необходимых случаях действующее законодательство. Суд действует в рамках закона и ему не присущи нормотворческие функции. В ряде стран романо-германской правовой семьи общие принципы права имеют силу норм действующего права и при коллизии с последними обладают приоритетом. Поэтому законодатель не вправе все регулировать по своему усмотрению, нарушая требования надпозитивного права.

Англо-американская правовая семья включает в себя национальные системы права Англии, США, Северной Ирландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии, ряда других государств – бывших английских колоний.

По своему происхождению данная правовая семья восходит к общему праву Англии, возникшему с XI в. Общее право сложилось в виде совокупности судебных решений – прецедентов. В этом смысле можно сказать, что общее право – это совокупность казусных правил, лежащих в основе конкретных судебных решений, обязательных для других судов при разрешении аналогичных дел.

В XV-XVI вв. параллельно с общим правом в Англии сложилось право справедливости. Оно представляло собой совокупность решений лорд-канцлера по конкретным делам на основе доктрины справедливости, которая дополняла или корректировала правовые принципы и правила общего права.

В конце XIX в. общее право и право справедливости были объединены в единую систему прецедентного права.

Историческое развитие английского права предопределило основные структурные части англо-американской правовой семьи: общее право и право справедливости. Это право не делится на частное и публичное. Здесь отсутствует четкое структурирование права по отраслевому признаку. С учетом сложившейся в Англии иерархии судебных инстанций действует правило прецедента, согласно которому: 1) решения палаты лордов (высшей судебной инстанции) составляют обязательные прецеденты для всех других английских судов, но не для ее самой; 2) решения Апелляционного суда составляют обязательные прецеденты для него самого и для всех нижестоящих судов; 3) решения Верховного суда составляют обязательные прецеденты для всех нижестоящих судов, хотя они не являются строго обязательными для различных отделений данного суда; 4) окружные и магистратские суда обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих судов, а их собственные решения не создают прецедентов.

Закон считается второстепенным источником права, который вносит лишь ряд поправок и дополнений к праву, созданному судебной практикой. В последнее время самостоятельная роль законов усиливается.

Право США – это также право судебной практики. Законы играют вспомогательную роль при прецедентном праве. Существенное отличие американского права от английского состоит в том, что Конституция США как основной закон, возвышается над общим правом и определяет основы американского общества и государства. Отличия также обусловлены федеративным устройством США, наличием федерального законодательства и законодательства отдельных штатов. Кроме того, каждый штат имеет свое прецедентное право. Это порождает многочисленные коллизии между системами права отдельных штатов, между ними и федеральной системой права. В США уделяется большое внимание кодификации действующего права. Однако в отличие от европейских кодексов, кодексы в США представляют собой консолидацию (сборник, собрание) прежних норм, созданных судебной практикой или имеющихся в законодательстве, а не установление новых норм.

Мусульманская правовая семья. Мусульманское право в своей основе сложилось в эпоху становления феодального общества в Арабском халифате (VII-X вв.) и базируется на исламе. В соответствии с догмами этой религии действующее право пришло от Аллаха, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Мусульманская правовая семья берет свое начало в Коране и считается плодом божественных установлений, а не продуктом человеческого разума или социального развития. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое. Закон в современном западном понимании как акт, изданный компетентной властью, не существует в мусульманском праве. Теоретически только Аллах имеет законодательную власть, а земные правители не обладают полномочиями создавать право.

Мусульманское право – это единая исламская система социально-нормативного регулирования, которая включает как юридические нормы, так и религиозные нравственные постулаты, а также обычаи. Первым источником данной системы является Коран – собрание изречений Мухаммеда. Он состоит, главным образом, из положений нравственного характера, носящих обобщенный характер. Вторым по значимости источником права является Сунна – собрание преданий о пророке Мухаммеде, о его бытии и поведении. Это своего рода итог толкования Корана в первые десятилетия после смерти пророка. Третьим источником служит так называемаяиджма – согласованное заключение древних правоведов, знатоков ислама об обязанностях правоверного, получившее значение юридической истины, извлеченной из Корана и Сунны. Также считается источником мусульманского права аналоги (кияс) – правила применения к новым сходным случаям предписаний, установленных пророком, Сунной или иджмой.

Вся система мусульманского права, основанная на Коране, именуется шариатом.

В современных условиях развития миропорядка мусульманское право оказывается под влиянием европейской и англо-американской правовых семей. Определенный авторитет приобретают законы, как акты парламента. Особенно отчетливо это проявляется в области семейных правоотношений. Законы о семейном праве, принятые в XX в. в Египте, Судане, Турции и др. государства порывали с традиционными мусульманскими канонами, они осудили многобрачие, право одностороннего расторжения брака мужем, неравный раздел наследства между сыновьями и дочерьми и т.д.

Проникновение западного права в мусульманские страны связано с процессами международной интеграции, экономического сотрудничества, глобализации, разрешения локальных конфликтов и др. Вместе с тем, на это мусульманское право остается самостоятельной правовой семьей, имеющей свою специфику.

В литературе выделяются и иные правовые семьи: индусское право, африканское право.

8.3. Система права Республики Беларусь

Система права представляет собой упорядоченную, внутренне организованную совокупность норм права, в которой каждый элемент в свою очередь может рассматриваться как своеобразная система более мелких элементов.

Первичным элементом системы права является норма права.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07

Норма права – это не что иное, как правило поведения, которое состоит из гипотезы, диспозиции и санкции и относится к содержанию права. При этом статья законодательного акта является внешней формой выражения правовой нормы как средства ее воплощения. Таким образом, содержание юридической нормы может быть фиксировано в статьях закона или иного нормативного акта следующим образом:

1) структурные элементы правовой нормы располагаются в нескольких статьях разных нормативных актов;

2) несколько правовых норм включаются в одну статью нормативного акта;

3) все элементы структуры нормы права излагаются в одной статье нормативного акта;

4) разные элементы нормы права закрепляются в нескольких статьях одного и того же нормативного акта.

Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов: прямой, отсылочный и бланкетный.

При прямом способе все три элемента нормы права заключаются в статье нормативно-правового акта. Это типичный вариант, при котором норма права и статья закона или другого нормативно-правового акта совпадают. При этом полнота изложения структурных элементов нормы права может быть различной. Таким образом, бывают простой и развернутый способы изложения:

1) при простом способе изложения отсутствуют развернутые определения, а также квалификационные признаки, которые раскрывают содержание элементов правовой нормы ввиду их явной очевидности;

2) при развернутом способе изложения, наоборот, делается акцент на признаки и понятия, с помощью которых раскрывается содержание гипотезы, диспозиции и санкции. Большинство норм уголовного права излагается именно этим способом.

Отсылочным способом пользуются тогда, когда в статье нормативно-правового акта заключаются не все структурные элементы правовой нормы и делается отсылка к другой статье (статьям) этого же нормативного акта. Например, ст. 12, 13, 14 Семейного кодекса РФ имеют условия заключения брака (гипотеза); ст. 10, 11 устанавливают место и порядок заключения брака (диспозиция); ст. 27, 28, 30 говорят об основаниях и последствиях признания брака недействительным (санкция).

Изложение юридической нормы бланкетным способом предполагает обращение не к конкретной статье данного нормативного правового акта, а к другому нормативному акту в целом или части или к определенному виду каких-то нормативных актов, правил. Этот способ популярен при изложении конституционных норм. Например, согласно ч. 2 ст. 65 Конституции РФ принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Обычно тексты нормативных правовых актов могут быть примером довольно экономного изложения социальной информации. При этом должно быть взвешено каждое слово и предложение, с тем чтобы вместить максимум содержания в минимум «сигналов».

Способы изложения правовых норм в статьях нормативных правовых актов.

Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта - это часть общей проблемы соотношения системы права и системы законодательства. Так же как не совпадают система права и система законодательства, не совпадают и норма права и статья нормативного акта. Прежде всего, их различие состоит в том, что они являются элементами разных систем: норма - исходныйэлемент системы права , статья - исходный элемент системы законодательства .

Статьи по отношению к нормам выполняют те же функции, что и систе­ма законодательства выполняет по отношению к системе права: служат их внешнему закреплению и выражению. Между нормой и статьей нет прямого, «зеркального» соответствия: одна статья может содержать несколько юриди­ческих норм, и наоборот - элементы одной и той же нормы могут находить­ся в нескольких статьях нормативного акта или даже в разных нормативно-правовых актах. Может иметь место и прямое совпадение - в одной статье содержится одна норма.

Таким образом, проблема состоит в том, чтобы с учетом этих различий и разных способов изложения норм права отыскать все элементы и связи юри­дической нормы и представить ее в целостном виде.

Законодатель использует следующие способы изложения норм права в нормативно-правовых актах:

1)прямой, когда все элементы юридической нормы воспроизводятся в статье непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом. Любая норма Особенной части уголовного права.

2)отсылочный, когда в статье содержатся два элемента правовой нормы, а один из элементов юридической нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной статье этого же нормативного правового акта. Например, гипотеза и диспозиция нормы, предусматривающей обязанность должника возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, расположены в одной статье, тогда как санкция этой нормы, заключающаяся в обращении взыскания на имущество должника, находится в другой статье этого же нормативного правового акта.

3)бланкетный, когда в статье содержатся только два элемента правовой нормы, а недостающий (третий) элемент нормы права только называется, содержание его не раскрывается. Чтобы найти недостающий элемент правовой нормы необходимо обратиться к другому порядку правового регулирования (другому нормативному правовому акту) - правилам совершения какого-либо вида деятель­ности, правилам международного договора и т. п. В данном случае статья представляет собой нечто вроде «бланка», который заполняется другим зако­ном, другим источником права.

Способы изложения правовых норм

Норма права и статья нормативного акта не тождественны. Нередко они могут не совпадать.

Норма права – это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции.

Статья нормативного акта – это форма выражения, способ изложения правовой нормы.

Норма права и статья нормативно-правового акта могут не совпадать по объему, структуре, по способам изложения нормы права в статьях нормативного акта (актов) и т.п.

Соотношение нормы права и статьи нормативного акта

1. По объему:

а) норма права и статья совпадают (в одной статье содержатся все три элемента нормы права);

б) в одной статье содержится несколько норм права;

в) в статье нормативного акта закреплена часть нормы права (наиболее редкий случай), некоторые юридические факты или некоторые правовые последствия.

2. По степени абстрактности:

а) абстрактное изложение нормы права в статье - это изложение нормы права с использованием абстрактных понятий, обобщенно отражающих явления действительности (например, "…тайна усыновления охраняется законом");

б) казуальное – это изложение юридического правила путем перечисления однородных явлений;

в) смешанное – это изложение, сочетающее в себе абстрактные формулировки и казуальное изложение.

Исторически правовые нормы возникли как конкретные, казуальные предписания и лишь впоследствии получили распространение нормативные обобщения, абстрактные формулировки.

Необходимо сочетать абстрактное и казуальное изложения норм права.

3. По способу изложения норм права в статьях нормативных актов:

а) прямой способ изложения - в статье нормативно-правового акта излагаются все три элемента нормы права (гипотеза, диспозиция, санкция).

Здесь логически структура нормы права совпадает со структурой статьи нормативно-правового акта. Задача юриста – все три элемента структуры нормы права выделить в данной статье, суметь найти их, так как только при их наличии норма права может обеспечить полновластное регулирование общественных отношений;

б) отсылочный - в статьях нормативно-правового акта содержатся не все элементы правовой нормы, но имеется отсылка к другим родственным статьям этого же нормативно-правового акта, где находятся недостающие сведения;

в) бланкетный - в статье нормативно-правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение отдельных правил. Однако самих правил, которые нарушены, в ней не содержится и нет прямой отсылки к другой статье этого же нормативно-правового акта.

В таких статьях содержится гипотеза и санкция. Диспозиция же только называется, а содержание ее не раскрывается.

Отличие бланкетного способа изложения нормы права от отсылочного:

При отсылочном способе указывается конкретная статья, к которой следует обращаться, чтобы добыть необходимые сведения. Эта статья содержится в том же нормативно-правовом акте;

При бланкетном способе изложения, отсылка к конкретной статье закона не дается, а недостающие сведения об элементах правовой нормы следует искать в другом или других нормативно-правовых актах.

Таким образом, норма права не тождественна статье нормативно-правового акта.

Норма права – это логически завершенное правило поведения.

Статья нормативно-правового акта – это форма его изложения.

Расхождение между нормой права и статьей нормативно-правового акта нельзя рассматривать как недостаток законодательства, законодательной техники.

Законодатель стремится экономить место в нормативно-правовом акте, избежать повторения, лаконично, последовательно излагать юридические правила. То есть он в конечном итоге стремится к тому, чтобы правоприменительным органам было бы легко пользоваться нормативным материалом.


Тема 10.

ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА

1. Форма (источник) права понятия, виды.

2. Правотворчество: понятие, принципы, виды.

3. Виды нормативно-правовых актов.

4. Действие нормативно-правового акта во времени, пространстве и по кругу лиц.

5. Юридическая техника.

1. Форма (источник) права: понятие, виды

Применительно к юридическим явлениям понятие "источник права" имеет три смысла:

1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);

2) источник, в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правоотношение и т.д.);

3) источник в формально-юридическом смысле (это и есть форма права).

Форма права – это способ закрепления и выражения вовне правовых норм (юридических правил поведения).

Виды формы права

1. Правовой обычай - это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось исторически в результате многократного повторения определенных действий.

Например, законы Хаммурапи, законы Ману, законы XII таблиц, Салическая правда, Русская правда. Они являлись собраниями правовых обычаев, прецедентов и изданных государством правовых норм. Согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота.

2. Правовой прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение.

Это – правоприменительное (а не правотворческое) решение. Оно используется в дальнейшем при решении аналогичных дел.

Прецедентное право развито в странах с англо-саксонской системой права (Англия, США, Канада, Австрия,…).

В России и других странах континентальной (романо-германской) правовой системы оно не применяется, так как не обеспечивает единства законодательства, единообразного его применения.

В странах романо-германской правовой системы роль судебной практики в основном не выходит за рамки толкования закона. Считается, что правотворческая деятельность является прерогативой законодателя, а также органов исполнительной власти, уполномоченных на это законодателем.

3. Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права, установленные государством.

Нормативно-правовой акт является основным источником права.

Он наиболее полно и оперативно отражает изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивает необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.

4. Нормативный договор - это соглашение между субъектами правотворчества, в результате которого возникает новая норма права.

Например, Федеративный договор 1992 г., коллективный договор (в трудовом праве).

5. Религиозные тексты (каноническое право).

В основе мусульманского права лежат 4 источника:

а) Коран – священная книга, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету;

б) Сунна – сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных посредниками;

в) Иджма – конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульманистов;

г) Кияс – рассуждения по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям придается законный, общеобязательный характер.

6. Юридическая наука (правовая доктрина) - это разъяснения, даваемые крупными учеными юристами, которые исполняются судами при вынесении решения по делу.

2. Правотворчество: понятие, принципы, виды, функции

Нормативно-правовой акт как основной источник права появляется в результате правотворческой деятельности.

Правотворчество – составная часть более широкого процесса – правообразования.

Правообразование – относительно длительный процесс формирования и оформления правовой нормы.

Он начинается с анализа социальной ситуации, осознания необходимости ее правового регулирования (I стадия).

На основе этого формируется общее представление о правовой норме, которую следует создать (II стадия).

III стадия – разработка и принятие правовой нормы.

Последний этап правообразования и есть правотворчество.

Правотворчество – это организационно оформленная функция государственных органов (в случае референдума – всего народа) по изданию, переработке и отмене нормативно-правового акта.

Посредством правотворчества нормы естественного права и объективные потребности общественного развития облекаются в форму нормативных актов и становятся позитивным правом, то есть правом, существующим в виде законодательства. Содержание правотворчества составляет процедура возведения норм и принципов естественного права, социальных потребностей и интересов граждан в закон.

Черты правотворчества:

1) оно представляет собой функцию активную, творческую, государственную;

2) основная продукция – правовые нормы, воплощающиеся, главным образом, в нормативно-правовом акте;

3) это важнейшее средство управления обществом. Здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;

4) уровень и культура правотворчества, а значит и качества принимаемых нормативно-правовых актов, – это показатель цивилизованности и демократичности общества.

Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, основополагающих идеях, реализация которых обеспечивает его качество и эффективность.

Принципы правотворчества:

1) научность (в процессе подготовки нормативно-правового акта важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию, общие потребности развития общества);

2) профессионализм (заниматься правотворчеством должны компетентные люди - юристы, управленцы, экономисты и т.д.);

3) законность (правотворчество должно осуществляться в рамках и на основе Конституции и законов);

Данный вопрос имеет важное не только научное, но и практическое значение. Смешение нормы права, которая относится к содержанию права со статьёй акта, относящейся к форме выражения права, их отождествление ведёт к неправильному представлению о внутреннем строении юридической нормы, постановке под сомнение или даже отрицанию её трёхэлементное структуры, затрудняет процесс применения права. Не всегда норма права совпадает со статьёй нормативного акта. Не всегда в формулировке можно встретить все три известные элемента. Однако неверны утверждения о том, что некоторые нормы имеют двухэлементную структуру, когда у одних якобы отсутствует гипотеза, у других – санкция. Существуют следующие способы изложения норм в нормативных актах. Элементы правовой нормы могут располагаться в различных статьях одного и того же нпа. И иногда и в статьях различных нпа. Это обусловлено тем, что нормы имеют неодинаковые формы, способы своего выражения, но при этом сохраняют логическую структуру. Статья нпа – это форма выражения, способ изложения правовой нормы. Сужествуют несоклько способов изложения – прямой, когда в статье все три элемента (г, д и с). Тут логическая структура нормы совпадает со структурой статьи нпа. Отсылочный способ – содержатся не все элементы, и содержится отсылка к другим раодственным статьям того-же нормативного акта (УК). Бланкетный мпособ изложения – при этом устанавливается только ответственность за нарушение определенных правил, но самих правил в ней нет и отсылки прямой тоже нет, напр нарушение правил вождения наказывается… (УК). Вывод – норма права не тождественна статье закона. Норма права – это логически завершенное правило поведения, а статья закона – это форма его изложения. В статье закона может содержаться часть нормы или даже часть ее элемента. Норма права поэтому может излагаться в ряде статей одного или нескольких НПА.

32. Понятие и виды форм (источников) права.

Формы права - это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения. Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий “форма права” и “источник права”. Если исходить из общепринятого значения слова “источник” как всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки, то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора: 1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.); 2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.); 3) источник в формально-юридическом смысле - это и есть форма права. Выделяют четыре основные формы права: - нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. (К их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.); - правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ, отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота); - юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах общей правовой семьи - Англии, США, Канаде и т.д.); - нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.). Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к числу которых можно отнести следующие: демо­кратизм и гласность правотворчества; профессионализм; закон­ность; научный характер; связь с правоприменительной прак­тикой. 1. Демократизм и гласность правотворчества. Суть принципа заключается в процедуре разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом. Большая роль при этом отводит­ся привлечению граждан, трудовых коллективов к правотворчес­кой деятельности, гласности ее осуществления, что выступает своеобразной гарантией от келейности и бюрократизма в реали­зации такой важнейшей государственной функции. Распростра­нена практика всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации: печати, радио, телевиде­ния. Поступившие при обсуждении проекта замечания и предло­жения анализируются правотворческим органом, после чего в подготавливаемый акт вносятся соответствующие изменения. Но высшим проявлением демократизма правотворчества являет­ся референдум. 2. Профессионализм правотворчества. Этот принцип прямо и непосредственно связан с качеством правотворчества, эффек­тивностью механизма принятия государственных решений. К та­кого рода деятельности должны привлекаться компетентные спе­циалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании зако­нопроектов. Между тем нередко депутаты, не являясь специалис­тами в области юриспруденции, самостоятельно «творят» зако­ны, тогда как они должны работать уже с законопроектами, под­готовленными высококвалифицированными юристами. Работа по совершенствованию правотворческого процесса должна осуществляться постоянно и по нескольким направле­ниям. Во-первых, необходимо долгосрочное и краткосрочное пла­нирование законоподготовительных работ; во-вторых, нужны единые правила разработки и оформления проектов законов и подзаконных актов в виде специального закона; в-третьих, тре­буется независимая научная экспертиза вносимых на рассмотре­ние парламента законопроектов. Ее мог бы проводить научно-консультационный совет по законодательству при высшем орга­не законодательной власти; в-четвертых, необходимо провести юридический всеобуч парламентариев правилам законодатель­ной работы. 3. Законность правотворчества. В основу этого принципа поло­жено правило, согласно которому вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона, и, прежде всего, Конституции РФ. При этом необходимо четкое соблюдение регламентационных процедур обсуждения, порядка опубликования нормативно-правовых актов. Законность правотворчества также предполагает строгое исполнение правил юридической техники, и в первую очередь субординацию правовых актов. Кроме того, содержание правовых актов не должно быть «антиправовым», а призвано отвечать идеалам правового государства, началам демо­кратизма и гуманизма, общепризнанным нормам международно­го права. 4. Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой. Главные требования этого принципа сво­дятся к тому, что законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально-экономичес­кой ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразности подобного регламентирования и т.д. Правотворчество представляет собой особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных соци­альных потребностей и интересов общества

Основным источником (формой) права нашей страны являются нормативные акты, в текстах (разделах, частях, статьях) которых излагаются правовые нормы.

При подготовке и принятии нормативных актов обязательно учитываются специфические признаки правовых норм (общий характер, неперсонифицированность, обращенность в будущее и др.) и их структура (каждое правило должно иметь обозначение условий применения и охраняться государством от нарушений). Однако норма права не тождественна статье закона, а структура последней не совпадает со структурой правовой нормы. Это определяется рядом обстоятельств.

В одной статье нормативного акта (и даже - в одном нормативном акте) не могут быть выражены в полном объеме все элементы, из которых состоит правовая норма. При подготовке, принятии и издании нормативного акта правовой материал по правилам законодательной техники группируется таким образом, чтобы акт был компактен, а его предписания легко воспринимаемы. Поэтому при подготовке проекта закона или иного нормативного акта его текст делится на разделы, статьи, части статей, в кодексах - на главы, разделы или на общую и особенную части. В начале многих нормативных актов обозначаются положения, имеющие отношение ко всем последующим разделам, связанные со многими или со всеми нормами данной отрасли права. Объединение близких по своим предписаниям норм или их частей в одну статью или раздел нормативного акта позволяет избежать повторений и длиннот. Изложение одной правовой нормы в разных нормативных актах иногда обусловлёно различием компетенции органов, определяющих разные части правовой нормы. Это неизбежно, например, при издании бланкетных норм, так, административная ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил определена Кодексом РФ об административных правонарушениях, сами же эти правила устанавливаются местными органами власти и управления. В разных статьях нормативных актов, а то и в разных кодексах содержатся материально-правовые и процессуальные нормы. В результате элементы одной нормы обычно размещаются в разных статьях нормативных актов, и наоборот, одна статья может содержать части нескольких норм.

Частицы, элементы правовых норм находят выражение в статьях, пунктах, параграфах текстов нормативных актов в виде определений общего характера, обладающих рядом признаков нормы. Те из них, которые представляют собой логически завершенные, обязательные для соблюдения положения, называются правовыми предписаниями. Правовые предписания направлены на регулирование определенного вида (или стороны) общественных отношений, способны регулировать, направлять действия, поступки, из которых складывается правовое поведение.

Некоторые правовые предписания по содержанию и логической структуре (“если-то-иначе”) близки к правовой норме, но и они не могут применяться без учета общих и других положений законодательства, в соединении с которыми они только и могут образовать норму; другие правовые предписания логически строятся по формуле (“если-то”); есть и Такие, что не имеют другой структуры, кроме грамматической. Некоторые части статей нормативных актов вообще не образуют правовых предписаний.

Формулировка многих правовых предписаний строго зависит от содержания выражаемых ими правовых норм; таковы, как отмечено, управомочивающие, обязывающие, запрещающие нормы права. Последние (запрещающие) нередко вообще как бы выносятся за рамки ряда норм и целых отраслей права, в пределах которых находятся охраняемые ими диспозиции, и формулируются как перечни определений деяний, которые запрещено совершать (составы преступлений и других правонарушений), и санкций, соответствующих качествам и тяжести этих деяний (уголовные кодексы, кодексы об административных правонарушениях, положение о материальной ответственности рабочих и служащих и др.). При помощи этих санкций, как отмечено, охраняются обширные комплексы различных отраслей права, таковы также положения Гражданско-процессуального кодекса, регулирующие исполнительное производство - как санкция они связаны с рядом норм гражданского, трудового, семейного, административного, уголовного права; общий характер (по отношению ко всему гражданскому праву) имеет предписание о возмещении убытков. Существование в законодательстве правовых предписаний, выражающих общие для многих норм санкции, в ряде случаев облегчает деятельность законодателя - при дальнейшем развитии права учитывается, что новые нормы права (диспозиции) включаются в комплекс норм, уже охраняемый определенной санкцией.

Важное место среди правовых предписаний занимают нормативные обобщения условий действия и применения правовых норм.

Таковы содержащиеся в законах и других нормативных актах общие положения о субъектах права, их видах и правовых статусах, об условиях действия нормативно-правовых актов, порядке их реализации, о процедурах решения юридических споров, о правовом режиме различных имуществ и др. Правовые предписания такого уровня нередко выполняют функции норм (оценочных критериев) по отношению к ряду институтов и отраслей права. В процессе реализации права они осуществляются через правовые нормы, регулирующие поведение отдельных лиц; вместе с тем они имеют самостоятельное значение в системе средств правового воздействия.

Совершенно особое значение среди правовых предписаний имеют законодательные определения основных прав и свобод граждан. Обычно они излагаются в конституциях или в специальных нормативно-правовых актах (“декларация прав человека и гражданина”). После Второй мировой войны ряд основных прав и свобод закреплен и международных документах (“Всеобщая декларация прав человека”1948 г. и др.).

Наконец, особое место в системе права и законодательства занимают содержащиеся в конституциях и других основных законах правовые предписания, не являющиеся нормами прямого действия, предполагающие и требующие их конкретизации в текущем законодательстве. Это - своеобразные ориентиры нормотворческой деятельности, оказывающие лишь косвенное влияние на практику реализации права, ибо невозможно осуществить право, о котором сказано, что оно осуществляется в “установленном законом порядке”, а этот порядок законом еще не установлен, равно как нельзя наказать нарушителя запрета, если сказано, что правонарушение “карается по закону", но соответствующий закон еще не принят. Правовые предписания, условия и порядок реализации которых в системе права и законодательства не определены, неизбежно остаются неосуществимыми, декларативными, поскольку правовые нормы еще не получили в текстах нормативных актов полного выражения.

Нормы права и статьи законов не всегда тождественны еще и по той причине, что тексту нормативного акта, как и любому литературному произведению, нередко свойственны образность, ориентация на массовое правосознание, обращенность к общественному мнению. Так, для уголовного законодательства традиционны условные, как бы неправильные формулировки: “преступление (хищение, вымогательство, убийство, клевета, хулиганство, разбой, мошенничество, получение и дача взятки, заведомо ложный донос и т.д.) наказывается...”, хотя на самом деле наказывается не преступление, а преступник (нор, убийца, взяточник, хулиган, мошенник, клеветник и т.п.). В законодательстве используются условные термины. Например, “молодой специалист” может оказаться по возрасту далеко не молодым работником, осваивающим новую для него специальность и потому имеющим право на некоторые льготы. В ряде нормативных актов для смыслового усиления должное описывается как сущее: “Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого”, “Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей", В тех же целях (для смыслового усиления образного выражения непререкаемости закона) запрещенное порой характеризуется как вообще невозможное: «Никто не может быть произвольно лишен жизни» и т.п.

Одним из наследий времен, когда законодательство было одним из средств пропаганды, является наличие в текстах законов идеологических, политических, моральных сентенций, имеющих программный, декларативный характер.

Стремление придать текстам законов политическое звучание приводило к тому, что эти тексты неправильно выражали правовые нормы. Так, в законах говорилось об обжаловании в суд “незаконных действий” должностных лиц и государственных органов (вариант: “действий, нарушающих права и свободы граждан”). Получалось так, что суд может принимать жалобы только на действия, незаконность которых где-то и кем-то уже установлена (зачем тогда вообще обращаться в суд?), а жалобы на законные действия принимать вообще не должен, хотя бы жалобщик и считал свои права нарушенными. В другом нормативном акте определяется порядок возмещения ущерба, причиненного гражданину “незаконными действиями органов следствия, дознания суда”, выходило, что ущерб, причиненный законными, но ошибочными действиями этих органов (официальным признанием печальной неизбежности таких ошибок является хотя бы существование обширных институтов обжалования актов этих органов), возмещению не подлежит.

Для повышения эффективности правового регулирования немалое значение имеет совершенствование законодательства, его систематизация, изложение правовых норм общепонятным языком, широкое применение правил законодательной техники. Правовой нормой трудно руководствоваться, если ее элементы размещены в большом числе нормативных актов, часть изданий которых не всем доступна, а последующие изменения не всегда общеизвестны. Политические и моральные сентенции уместны не в тексте нормативных актов, а, если без них почему-либо трудно обойтись, в преамбулах, законодатель должен стремиться к точному выражению своих мыслей и намерений в тексте законов без иносказаний и двусмысленности; если закон не является законом прямого действия, а содержит обещание принять дополнительные нормативные акты о порядке реализации тех или иных правоположений - обещанные акты должны быть оперативно подготовлены и приняты, дабы законодательство не содержало декларативных, неосуществимых положений. Серьезные преграды на пути реализации права создают противоречия в текстах нормативных актов, дающие основание логически конструировать разные по содержанию правовые нормы, относящиеся к одному и тому же случаю, отношению. Особенно опасны для практики правового регулирования противоречия между содержанием законов и подзаконных актов, если последним отдается предпочтение государственными органами и должностными лицами, применяющими правовые нормы (преимущество инструкции перед законом).

Во всех странах, где нормативные акты являются основным источником прав, существует проблема соотношения “буквы” и “духа закона”, обусловленная тем, что, во-первых, мысль законодателя не всегда достаточно точно выражена в тексте нормативны актов, во-вторых, тем, что текст со временем почти неизбежно устаревает и содержащиеся в нем термины, определения, понятия становятся узки или, напротив, широки да обозначения новых явлений общественной жизни. Поэтому процесс применения и другие формы реализации правовых норм носят в известной мере творческий характер: во-первых, в процессе изучения текстов нормативных актов конструируется правовая норма с ее тремя элементами - при анализе конкретного правового материала определение гипотезы, диспозиции, санкции только и дает возможность определить - кто, когда, при каких условиях - к чему обязан, на что имеет право - какие меры государственного принуждения применяются в случае нарушения правовой нормы; во-вторых, в процессе конструирования правовой нормы определяется, какие именно положения, содержащиеся в тексте нормативного акта, имеют юридическое значение; в-третьих, может оказаться, что норма права не получила в тексте закона точного выражения и изложения (“порядок обжалования незаконных актов”, “молодой специалист”, “никто не может быть произвольно лишен жизни” и т.п.) и потому текст нормативного акта подлежит не буквальному, а ограничительному или распространительному толкованию.



Просмотров