Когда отмечается день прав человека. День прав человека10 декабря

Еще в 1950 году в ООН был официально принят новый документ, относительно которого 10 декабря становился официальным Днем прав человека. Двумя годами ранее, в этот же день, ООН приняли еще один важнейший документ в истории ХХ века – Всеобщую декларацию прав человека.

Необходимость в этом документе назрела после Второй Мировой Войны, когда миллионы людей остались без средств к существованию, без документов, а соответственно лишенные всякой надежды на нормальное будущее. Принятый документ должен был уровнять их в правах с остальными гражданами. В тексте заявления, приуроченного ко Дню Прав Человека, говорится, что одно из важных составляющих – это образование в области прав человека. Люди должны не только знать о том, что у них есть какие-то абстрактные права, но и уметь пользоваться механизмами, достаточными для безопасной жизни, без страха за завтрашний день.

Ежегодные слоганы ко Дню прав человека

Чтобы привлечь ко Дню Прав Человека дополнительно внимания, ООН приняло решение каждое новое 10 декабря проводить под определенным лозунгом. Например, в 2008 году официальный слоган дня звучал, как «Достойное существование и всеобщая справедливость», годом позже выступали против дискриминации, в 2010 году тема дискриминации также нашла отражение в слогане «Международные правозащитники за тотальное искоренение дискриминации», в 2011 году чествовали права человека, на следующий год «Каждый голос важен».

Прошлый год прошел под эгидой 20-летней борьбы за права человека. Дело в том, что в 1993 году был создан мандат Верховного комиссара за права. В нашей стране 10 декабря проходят различные мероприятия по донесению до масс основных идей свобод и прав. Встречи, форумы и семинары проходят как на официальном, так и на неофициальном уровнях и носят характер разъяснительных. В 1966 году была учреждена специальная премия ООН по правам человека. С тех пор раз в пятилетку проходит официальная церемония награждения самых выдающихся борцов за свободы.

Действия, происходившие во время Второй мировой войны, послужили жестоким примером того, что может произойти с любым народом из-за отсутствия межнациональных соглашений в области прав каждой личности. С целью стабилизации очень шатких отношений между странами и была создана Всеобщая декларация прав человека и учрежден этот международный праздник.

Когда празднуют

День прав человека отмечается ежегодно 10 декабря во всем мире. Событие учреждено резолюцией № 423 (V) от 4 декабря 1950 года 317 пленарного заседания Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН. В 2019 году дату справляют 70-й раз.

Кто отмечает

Праздничные мероприятия проводят общественные, правозащитные, религиозные и общеобразовательные организации, занимающиеся соблюдением прав человека.

История и традиции праздника

10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН объявила о том, что Всеобщая декларация прав человека, которую она только что приняла, есть не что иное, как общая норма, к свершению которой обязаны стремиться люди всех держав.

Спустя два года, 4 декабря, на 317-м пленарном заседании ГА решила установить в честь Декларации соответствующий праздник. Она выразила благодарность тем государствам, которые уже отметили годовщину принятия документа (как входящие в состав ООН, так и не входящие), и призвала остальные державы и заинтересовавшиеся ассоциации справлять 10 декабря как День прав человека. Также ГА высказала пожелание увеличить прилагаемые усилия в этой области. А для того чтобы был виден результат, она предложила передавать Генеральному Секретарю ООН ежегодные отчеты касательно проделанной работы.

В России, как и во всем мире, 10 декабря 2019 г. проходят мероприятия, на которых обсуждаются вопросы о правах человека и их защите. В этот день чтят память жертв геноцида и политических репрессий. Также ежегодно выбирается тема, посвященная данному празднику.

В Венской декларации и Программе действий, принятых на Международной конференции по правам человека 25 июня 1993 г., были прописаны общие позиции и сказано о необходимости искоренения проявлений расизма, всех форм дискриминации, ксенофобии и нетерпимости одних людей к другим. Кроме того, акцентировалась защита прав женщин, детей, национальных и секс-меньшинств.

В Советской России, начиная с 1977 года, в День прав человека на Пушкинской площади Москвы диссиденты устраивали акцию «Митинг молчания». В дальнейшем этот обычай так и назвали: «традиция советских диссидентов».

(Human Rights Day). В этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека — первый универсальный международный акт по правам человека.

В 1950 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 423 (V), призывающую все государства и заинтересованные организации установить 10 декабря каждого года в качестве Дня прав человека.

Целью провозглашения этого дня является привлечение внимания "людей во всем мире" к Всеобщей декларации прав человека как к общему идеалу для всех людей и народов.

Всеобщая декларация прав человека включает в себя широкий перечень политических, гражданских, социальных, культурных и экономических прав.

Она внесена в Книгу рекордов Гиннесса как документ, переведенный на более чем 400 языков и диалектов, что свидетельствует о ее универсальном характере и масштабах ее распространения.

Хотя Декларация не является обязательным к соблюдению документом, она способствовала введению более 60 инструментов в области прав человека, сформировавших единый международный стандарт в этой области.

На ее основе осуществлялась разработка других международных соглашений. 16 декабря 1966 года Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, которые вступили в силу в 1976 году. Заключенные под эгидой ООН четыре международных документа (Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах) часто называют Международным биллем о правах человека (International bill of human rights). На основе этих международных документов Совет безопасности ООН может применять принудительные санкции против тех режимов, которые допускают явные нарушения прав человека.

За соблюдением принятых пактов, конвенций и договоров по правам человека наблюдает Верховный комиссар ООН по правам человека, решение об учреждении мандата которого было принято в 1993 году в Вене (Швейцария) на Всемирной конференции по правам человека. Верховный комиссар представляет доклады Комиссии по правам человека ООН, а через Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) направляет их Генеральной Ассамблее. Верховный комиссар должен принимать меры в отношении серьезных нарушений прав человека и предпринимать предупредительные действия.

Принятие на Всемирной конференции по правам человека 1993 года Венской декларации и Программы действий, ознаменовало начало новых усилий по защите и поощрению прав человека . В Венской декларации и Программе действий был закреплен универсальный характер прав человека и необходимость борьбы со всеми формами расизма, дискриминации, ксенофобии и нетерпимости. В документах подчеркиваются также права женщин, детей, меньшинств и коренных народов.

Всеобщий уровень сотрудничества государств в области прав человека дополняется региональным , что дает возможность учитывать политические, исторические, культурные, экономические особенности региона и отражать все это в принимаемых документах. К ним, в частности, относятся Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Европейская социальная хартия 1961 года, Американская конвенция о правах человека 1969 года, Африканская хартия прав человека и народов 1981 года, Арабская хартия о правах человека 1994 года.

Права человека в области образования, культуры, науки предусмотрены в конвенциях, принятых в рамках ЮНЕСКО . В частности, в 1960 году была принята Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. Такой дискриминацией является всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение, цель или следствие которого состоят в уничтожении или нарушении равенства отношений в области образования, проводимых по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения.

Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ноябре 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе.

Все ее положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение участия в жизни общества.

В 1966 году была учреждена премия ООН в области прав человека, которой награждаются те, кто внес выдающийся вклад в дело поощрения и защиты прав человека. Эта премия присуждается раз в пять лет в годовщину провозглашения Всеобщей декларации прав человека. Впервые она была вручена в 1968 году.

Лауреатами премии стали Малала Юсафзай — 16-летняя пакистанская девушка, которая отстаивала право девочек и женщин на образование и была ранена исламскими экстремистами в результате покушения; мавританец Бирам Дах-Абейд, помогающий бороться против рабства в современном мире; защитница инвалидов из Косово Хильмнийета Апук; финская правозащитница Лииса Кауппинен, отстаивающая права глухих; марокканка Хадиджа Рияди. Также Генассамблея ООН присудила премию Верховному суду Мексики за защиту конституционных прав мексиканцев.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

10 декабря по всему миру отмечается праздник День прав человека . Именно в этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека.

Основные положения декларации документа в той или иной форме повторяются во многих международных договорах, в конституциях государств-членов ООН. Обращение к прокурору или его помощникам – один из способов защиты основных прав и свобод, предусмотренных конституцией России. Но лишь в нескольких странах является официальным праздником и нерабочим днем.

Понятие прав человека

В юридической науке существуют различные классификации прав личности. Права человека - одна из разновидностей этих прав. В современном понимании права человека - это неотъемлемые свойства, наиболее существенные возможности развития, которые определяют меру его свободы. Права человека - сложное, многогранное, философское, этическое, политологическое и правовое понятие. Существует много граней этого общественного явления и научного понятия.

С точки зрения происхождения, права человека являются неотъемлемыми свойствами личности, вытекающими из самой природы и социальных условий ее существования. С точки зрения содержания, это мера возможного поведения личности, обеспеченная правовыми нормами и нравственными требованиями. Если рассматривать их в аспекте соотношения личности и государства, то они служат пределом осуществления государственной власти. Вся система прав человека гарантирует возможность пользоваться достигнутой обществом свободой. Безусловно, каждое право человека принадлежит отдельной личности, неотъемлемо от нее и не может быть отчуждено каким-либо способом, но вместе с тем вся система прав человека имеет величайший социальный смысл. В сущности, это - способы защиты человечества от многочисленных угроз его существованию.


По своему социальному назначению права человека - средства защиты, с помощью которых человечество стремится отразить угрозу термоядерной катастрофы, экологического кризиса, остановить рост международной преступности и наркомафии, голод и нищету, господствующие во многих странах, СПИД и другие опасные явления. С точки зрения их реализации, права человека призваны обеспечить возможности обладания каждым человеком, группами людей, народами и всем человечеством в целом определенными, наиболее существенными материальными и духовными благами.


Права человека – одна из вечных проблем человечества. Ее решали в течение тысячелетий, рассматривая с точки зрения политики, права, этики, религии, философии. Проблема прав человека решалась по-разному в зависимости от эпохи, ее идей, традиций, социальных приоритетов.

В современных международно-правовых документах отражен определенный стандарт прав человека, который является результатом длительного процесса формирования эталонов в соответствии с нормами современного демократического общества. В течение тысячелетий человек отвоевывал у государства все больше прав для себя, а государство, в свою очередь, все больше признавало в человеке свободную личность.

Права человека носят естественный, прирожденный характер. Никто не может лишить человека его неотчуждаемых прав – на жизнь и личную неприкосновенность, свободу мысли, совести и религии, на частную жизни и т.д. Одним из основных признаков современных прав человека, основанных на принципах свободы, равенства, справедливости, является их универсальный характер.

Современный мир характеризуется тем, что процесс расширения прав человека и гражданина происходит в результате развития норм как национального, так и международного права. Этот двусторонний процесс помогает взаимному обогащению законодательств и позволяет поднять планку прав человека на новый уровень. Таким образом, мы видим, что проблема прав человека в современном мире вышла за национальные рамки и приобрела международное звучание. Приоритет прав человека закреплен в универсальных и европейских правовых документах.


Права человека и понятие «свобода» зародились уже в древние века. Первое упоминание о свободе встречается в XXIV в. до н.э. Права человека существовали уже в Древней Греции и Древнем Риме и закрепляли ценность закона и законности. Вся история представляет собой непрерывную борьбу человека с государством по отвоеванию все больших прав и свобод человека, все больших возможностей для законной защиты своих прав. С каждым этапом развития человечества правами начинают обладать все большее количество социальных слоев. В современном обществе каждый человек, независимо от его положения, имеет определенный набор неотъемлемых прав и свобод.

Воспитание личности на примерах жизни и борьбы

Воспитание прав человека посредством использования прав человека будет там и тогда более результативным, где и когда активно используют примеры из истории правозащитной деятельности, а также даются ссылки на выдающихся правозащитников, «людей совести», как их часто называют. Тем более, что и студенты, и школьники проявляют заметный интерес к жизни и деятельности этих людей.

Прежде всего это жизнь и деятельность Андрея Дмитриевича Сахарова (1921 – 1989). Трижды Герой Социалистического Труда, создатель водородной бомбы, Андрей Дмитриевич в середине 70-х годов XX века стал известен миру как выдающийся борец за права человека. Признание его заслуг – присуждение в 1975 году Нобелевской премии мира. В течение 1968 – 1990 гг. до ссылки в г. Горький (в настоящее время Нижний Новгород) академик Сахаров постоянно делал заявления в защиту незаконно репрессированных, обращался в связи с этим к руководителям бывшего СССР, США, других стран. Свои взгляды и идеи он изложил в статье «Размышления о прогрессе, мирном существовании и интеллектуальной свободе», книге «О стране и мире», выступлениях. Академик высказал доказанную жизнью аксиому, что без соблюдения прав человека общество является закрытым и обреченным на деградацию. Он был сторонником борьбы, но призывал бороться за права человека путем гласности, принципиально отвергая насилие. Выдвинутый Сахаровым тезис о неразрывной связи международной безопасности и международного доверия, соблюдения прав человека и открытости общества получил в последующие годы подтверждение. Время подтверждает актуальность многих его идей и умозаключений: «…Я убежден, что международное доверие, взаимопонимание, разоружение и международная безопасность немыслимы без открытости общества, свободы информации, свободы убеждений, гласности, свободы поездок и выбора страны проживания. Я убежден также, что свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научно-технического прогресса и гарантией от использования его достижений во вред человечеству, тем самым основой экономического и социального прогресса, а также является политической гарантией возможности эффективной защиты социальных прав. Таким образом я защищаю тезис о первичном, определяющем значении гражданских и политических прав в формировании судеб человечества…».

«…Сегодня мы должны бороться за каждого человека в отдельности, против каждого случая несправедливости, нарушения прав человека – от этого зависит слишком многое в нашем будущем.

Стремясь к защите прав людей, мы должны выступать, по моему убеждению, в первую очередь как защитники невинных жертв существующих в разных странах режимов, без требования сокрушения и тотального осуждения этих режимов. Нужны реформы, а не революции. Нужно гибкое, плюралистическое и терпимое общество, воплощающее в себе дух поиска, обсуждения и свободного, недогматического использования достижений всех социальных систем. Что это – разрядка? конвергенция? – дело не в словах, а в нашей решимости создать лучшее, более доброе общество, лучший мировой порядок…».



Сахаров не возник на голом месте. Он был рожден всем лучшим, что нам оставила великая русская интеллигенция. От Толстого он взял и осуществил на практике тезис непротивления злу насилием. От Достоевского – тезис о том, что все лучшие идеалы человечества не стоят слезы невинного ребенка. От Чехова – тезис о том, что нет маленьких людей и маленьких страданий. А.Д. Сахаров прожил жизнь в полном согласии со своей совестью. Он всегда твердо следовал стратегической линии, подсказанной совестью: «Я не профессиональный политик. И, может быть, поэтому меня всегда мучают вопросы целесообразности и конечного результата моих действий.

Сахаров А.Д. неоднократно призывал ученых как Советского Союза, так и зарубежных стран проявить солидарность с репрессированными учеными Советского Союза. В статье «Ответственность ученых», называя факты репрессий в отношении ученых СССР и обращаясь к зарубежным коленам, академик пишет: «Средя какой-то части западной интеллигенции распространено предубеждение против общественной деятельности как политики. То, что я пишу здесь, не Борьба за власть, и поэтому не политика. Это борьба за сохранение мира и нравственных ценностей, выработанных всем развитием цивилизации. Пример и судьба узников совести показывает, что защита справедливости, международная защита конкретных жертв насилия, защита высших интересов человечества долг каждого ученого».

Вопросу о правах человека он придавал глубоко нравственное значение, теоретически обосновал мысль о связи прав человека с нравственностью в работе «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и свободе» в 1968 г. В ней он утверждал приоритет общечеловеческих ценностей. Вся его практическая деятельность является подтверждением этого тезиса, например, он отдал все свои сбережения людям, пострадавшим за свои убеждения, поддержал узников совести, не допуская при этом мысли о материальном вознаграждении. Взгляды академика Сахарова на взаимосвязь человека и нравственности продолжают сохранять свою актуальность и в наши дни. Нравственность является основой цивилизационной защиты прав и свобод человека, бороться за которые, согласно А.Сахарову, необходимо путем гласности, принципиально отвергая насилие. В своей автобиографии он указывает, что компасом в решении сложных и противоречивых проблем могут быть только моральные критерии и непредвзятость мысли.

Задача утверждения прав человека в повседневную жизнь нашего общества не может быть решена вне опоры на наследие Сахарова. Овладеть им – насущная необходимость.

На состоявшейся в 2001 г. в Брестском государственном университете межвузовской конференции отмечалось, что наследие академика актуально для сегодняшней Беларуси и включает в себя тезис, выдвинутый академиком А.Д. Сахаровым: «Человеческому обществу необходима интеллектуальная свобода – свобода получения и распространения информации, свобода непредвзятого и бесстрастного обсуждения, свобода от давления авторитета и предрассудков. Такая тройная свобода мысли – единственная гарантия освобождения народа от мифов». Сегодня, как и раньше, сохраняет актуальность его позиция по проблеме смертной казни. Мы убеждены, что защита прав человека не носит политического характера, целиком исходит из нравственных принципов в связи с защитой прав на земле. Нам необходимо использовать его методы, подходы. В высшей степени актуальными являются его призывы к ненасильственным действиям.

О деятельности и наследии академика, правозащитника можно также прочесть в ряде изданий.

Поучительным является также пример Вацлава Гавела (1936 г., Чехия). Драматург с мировым именем, он в 1968 году решительно присоединился к курсу обновления, осуждая ввод войск Варшавского договора в ЧССР, с 1970 по 1989 год трижды находился в заключении. По его личной инициативе в ЧССР в 1977 году была образована «Хартия – 77». Подписавшие этот документ сотни ученых, артистов, писателей страны открыто осудили власть за полное пренебрежение правами человека, Хельсинскими соглашениями. Участники движения «Хартия – 77» провели большую работу по сбору информации о нарушениях прав человека, арестах и несправедливых судах. После событий 17 декабря 1987 года, положивших начало демократическим преобразованиям в Чехословакии, В.Гавел – видный представитель общественного движения «Гражданский форум». В декабре 1989 года избран Президентом Чехословакии. В Гавелу принадлежит ряд произведений на общественно-политическую тематику – «Страх победителя», «Сила бессильных» и др.

Огромный воспитательный заряд несет деятельность Мартина Лютера Кинга (США). Мартин Лютер Кинг-младший (1929 – 1968) был основным лидером Движения за гражданские права в Соединенных Штатах. В 1957 г. баптистский пастор Кинг вместе с другими чернокожими священниками основал организацию «Южная конференция христианского руководства» для борьбы с расовой несправедливостью ненасильственными средствами, такими как бойкоты и демонстрации.

Его действия заложили фундамент для принятия в 1964 г. Закона о гражданских правах, запрещающего расовую дискриминацию в общественных местах и представляющего представителям различных рас равные возможности при найме на работу и получении образования. За свою правозащитную деятельность в 1964 г. Кинг получил Нобелевскую премию мира. Кинг был застрелен 4 апреля 1968 г. в Мемфисе, штат Теннеси, где он поддерживал забастовку чернокожих уборщиков.

«…Ненасилие является дорогой смирения и самоконтроля. Мы, негры, много говорим о наших правах и делаем это по праву. Мы с гордостью провозглашаем, что цветное население составляет три четверти населения мира. Нашему поколению посчастливилось увидеть, как в Азии и Африке разворачивалась великая драма борьбы за свободу и независимость. Все эти события были ниспосланы Провидением. Однако мы должны быть уверены, что мы понимаем их правильно. Стремясь достичь свободы в Америке, Азии и Африке, мы не должны пытаться совершить скачок от положения обездоленности к привилегированному положению, подрывая, таким образом, справедливость. Мы должны стремиться к демократии, а не к замене одной тирании другой. Наша цель никогда не должна состоять в том, чтобы нанести поражение белому человеку или унизить его. Мы не должны стать жертвами философии черного превосходства. Бог хочет не просто свободы людей с черным, коричневым и желтым цветом кожи. Бог хочет свободы всего человеческого рода.

Ненасильственный подход дает ответ на издавна обсуждаемый вопрос: «постепенно или немедленно?». С одной стороны, он не позволяет впасть в терпение особого рода, которое используется как оправдание для ничегонеделания и ухода от действительности и которое обычно заканчивается бездействием. С другой стороны, он уберегает от безответственных слов, отчуждающих, а не примиряющих людей, и поспешных суждений, не учитывающих потребности, обусловленные социальным прогрессом. Он признает необходимость продвижения к цели достижения справедливости, сохраняя мудрую сдержанность и спокойную рассудительность. Но он признает также аморальность промедления в движении к справедливости и капитуляции перед охранителями несправедливого статус-кво. Он признает, что социальные перемены не могут произойти в одночасье. Но он заставляет работать так, как если бы они могли произойти на следующее утро».

Его идея о ненасилии является божественной идеей, которая может сплотить землян разных культур, конфессий и жизненного опыта в текущем, XXI веке. Эту идею поддерживали Л.Толстой, М.Ганди и другие выдающиеся мыслители.

Нельсон Мандела (1918). 9 мая 1994 г. Нельсон Ролихлахла Мандела был избран президентом ЮАР. Это событие увенчало борьбу, которую он вел в течение всей своей жизни, за построение в своей стране межрасовой демократии. Мандела начал свою политическую карьеру около 50 лет назад, занимаясь организационной работой в Африканском национальном конгрессе (АНК) – организации, выступающей против белого меньшинства в ЮАР. С 1952 г., являясь заместителем председателя АНК, Мандела ездил по всей стране, занимаясь организацией сопротивления дискриминационному законодательству, основанному на расовой классификации. В 1964 г. он был приговорен к пожизненному заключению за подрывную деятельность и государственную измену: 27 лет он провел в заключении. Выйдя на свободу в феврале 1990 г., он немедленно вступил на путь диалога и переговоров, которые принесли ЮАР демократию и равенство. В 1993 г. вместе с тогдашним президентом ЮАР Фредериком де Клерком Мандела был удостоен Нобелевской премии мира.

«…Мы создадим общество, признающее, что все люди рождаются равными и что каждый из них имеет равные права на жизнь, свободу, процветание, права человека и хорошее правление.

Такое общество никогда более не должно мириться с существованием узников совести или нарушением прав человека в отношении кого бы то ни было.

И никогда не должно происходить так, чтобы пути к мирным переменам были блокированы узурпаторами, стремящимися отобрать у народа власть, преследуя свои собственные низменные цели…

Пусть будущие поколения никогда не скажут, что безразличие, цинизм или эгоизм не позволили нам подняться до идеалов гуманизма, являющихся содержанием Нобелевской премии мира. Пусть стремления всех нас докажут правоту слов, сказанных Мартином Лютером Кингом-младшим, что человечество более не может быть трагически привязано к беззвездной ночи расизма и войны.

Пусть усилия всех нас покажут, что он был не просто мечтателем, когда говорил о красоте истинного братства и мира, которые более ценны, чем алмазы или золото. Пусть наступит новый век!».

Мать Тереза (1910 – 1997). Лауреат Нобелевской премии за миссионерскую работу с бедняками Калькутты. В течении 38 лет руководила организацией «Миссионеры Милосердия» Получила орден за Заслуги – личный орден британских монархов. В 1962 году она открыла приют для бедных в Дели и сам Дж.Неру, уже тогда смертельно больной человек, посетил ее. Ее жизненные принципы:

жизнь – возможность, используй ее;

жизнь – мечта, соверши ее;

жизнь – долг, исполняй его;

жизнь – горе, преодолевай его;

жизнь – борьба, выдержи ее;

жизнь – счастье, сделай его;

жизнь – это жизнь, борись за нее.

Волонтеры – это люди совершенно бескорыстно помогающие неимущим преодолевать бедность, инвалидам – ущербность, необразованным – выполнять пробелы в знаниях, заключенным – пережить выпавшие на их долю испытания. Малыми, незаметными делами они могут способствовать осуществлению простых человеческих прав: на здоровье, культуру, свободное выражение, чистый воздух, чистую воду. В сущности волонтеры – это те же правозащитники. Как известно, настоящих людей очень мало. А это значит, что волонтерское движение по своей природе не может быть массовым, многочисленным. Но отрадно осознавать, что в тяжелые времена живы в нем и самоотверженность, и готовность оказать скорую и действенную помощь тем, кто в ней нуждается.

По примеру европейских стран у волонтеров должен быть юридический статус. Для чего? Чтобы беспрепятственно прийти, скажем, в тюрьму, в школу, в больницу, пансионат для больных и поинтересоваться условиями. Волонтеры должны чувствовать себя перед государством не просителями, не ходатаями, а равноправными партнерами.

Можно использовать в воспитательных целях жизнь и деятельность:

а) Ш.Абади, активно защищавшей права детей, беженцев, женщин в мусульманском Иране (после революции 1979 г. и по наши дни). В 2003 г. ей вручена Нобелевская премия мира. Тем самым, Нобелевский комитет не только признал ее заслуги как правозащитницы, но и пригласил мусульманский мир усилить внимание к проблеме прав человека, призвал его прекратить плодить боевиков и повернуться лицом к этой проблеме. Нобелевский комитет тем самым пригласил к сотрудничеству и Диалогу между европейской и мусульманской цивилизациями. Ей принадлежат такие слова: «Люди отличаются между собою, отличаются и их культуры. Люди живут по-разному, и свою особенность имеет каждая цивилизация. Люди разговаривают на множестве языков. Люди руководствуются разными религиозными убеждениями. Люди рождаются с разным цветом кожи, и многие культурные традиции ставят их жизнь в зависимости от цвета и оттенка кожи. Люди одеваются по-разному, и каждый по-своему приспосабливается к своему окружению. Люди по-разному самовыражаются. Музыка, литература и искусство также распадаются на разные стили.

Но, несмотря на эти отличия, все люди имеют нечто общее: все они – человеческие существа, ни больше ни меньше. И как бы сильно они не отличались между собой, но все культуры пронизаны определенными общими принципами:

Ни одна культура не допускает эксплуатации человеческих существ.

Ни одна религия не разрешает убивать невиновных.

Ни одна цивилизация не принимает издевательств или террора.

Издевательства противоестественны человеческому сознанию.

Жестокость и беспощадность считаются неприемлемыми явлениями в любой культурной традиции.

Иначе говоря, эти общие принципы, характерные всем цивилизациям, есть отражение наших фундаментальных прав человека. Эти права ценятся и толеруются всеми и везде.

Таким образом, культурные основы никогда не могут использоваться как предлог для нарушения прав человека, потому что эти права воплощают собою самые основные ценности человеческих цивилизаций. Всеобщая декларация прав человека умеет вживаться универсально как на Востоке, так и на Западе. Она совместима с любой верой и религией. Неуважение к нашим человеческим правам уничтожает основы нашей человечности.

Не уничтожим же этой фундаментальной правды, ибо, когда мы сделаем это, слабым не будет к чему прикоснуться».

б) Фан Личжи , ученого-ядерщика с мировым именем, одного из организаторов Движения в Китае за демократию. В течение многих лет он был единственным человеком, открыто говорившим о вине системы перед обществом. Фан писал: «Как и все китайцы рождаются с телом и мозгом, с эмоциями и душой, поэтому они могут и должны пользоваться такими же неотъемлемыми правами и свободой, как и другие люди». Как-то он сказал журналистам: «Да, людей могут запугать на время. Однако они, пересилив страх, придут к демократическому движению. Одним словом, я верю: Китай станет другим через десять лет». Идеи Фан Личжи находили благоприятную почву для инакомыслия в Китае. В массовых выступлениях студенчества в мае – июне 1989 г. Фан не принимал непосредственного участия, но он был и остается одним из главных вдохновителей. Фан Личжи никогда не встречался с А.Сахаровым, но их идеи, которые не одобряло правительство и далеко не всегда позитивно принимало массовое сознание, во многом близки, в конечном счете именно их философия подталкивала власти и общественное мнение к решению назревших вопросов; именно они обогнали время, в котором им довелось жить.

О правозащитной деятельности указанных ученых можно прочесть в книгах.

Выводы по 4 главе:

1. Активное использование прав человека может привести к активизации воспитательного процесса в вузах страны, с неизбежностью окажет положительное влияние на состояние общества, уровень его морали и культуры. В результате сформируется личность, которая выработает в себе установку, что защита прав человека – это ее обязанность; что необходимо соблюдать права другого; знать права человека и уметь ими пользоваться. Такая личность будет рассматривать права человека как средство гармонизации отношений между государством и человеком, а не как орудие в политической борьбе

2. Воспитание посредством использования прав человека будет способствовать возвращению конкретной личности ее достоинств.

3. Воспитание личности посредством использования прав человека будет там и тогда более результативным, где и когда активно используются примеры из истории правозащитной деятельности, а также даются ссылки на выдающихся правозащитников.

4. Рассмотрение проблемы «Права человека и воспитание личности» предполагает учет всех граней этих взаимоотношений. И прежде всего, ориентацию на использование в воспитательном процессе такого вида прав человека, как «права другого».

5. В воспитательном процессе необходимо опираться на диалектическую взаимосвязь прав, обязанностей и ответственности человека перед обществом и другими людьми. Их нельзя противопоставлять. Они дополняют друг друга.

6. Эффективность использования прав человека в воспитании личности во многом зависит от того, как мы понимаем и используем те или иные категории, понятия и принципы прав человека.

7. Соединение прав человека и конкретной личности происходит в силу взаимодействия ряда факторов. Среди них важнейшую роль играет воспитательный процесс.

Никогда не надо забывать, что права человека касаются всех физических лиц. Особенно сейчас, когда в обществе имеется большое количество лиц, которые являются пьяницами и наркоманами, преступниками и нищими, просто опустившимися людьми. И все большее хождение имеют умозаключения типа: что такой категории людей они не нужны.

Возможно, многие уже в таком состоянии, когда возникает такая мысль. Но в момент рождения и в детстве они не были таковыми. А права человека – это то, что дается человеку в силу самого факта его появления в этом мире. С тем, что он стал человеческим существом. То, что произошло с этими людьми, виноваты и они сами, и общество. Права человека здесь ни при чем. Наоборот, овладение правами человека позволит начать процесс их возврата в человеческое состояние.

Каждый человек должен прийти к осознанию того, что права других людей не менее заслуживают защиты и реализации, чем его собственные. Так, право на свободу выражения убеждений не означает право оскорблять и чернить репутацию других. И ограничения прав личности могут быть оправданными, когда налагаются в интересах защиты свободы других личностей. Об этом говорится в статье 29 Всеобщей декларации прав человека, других документах Организации Объединенных Наций. Необходимо понимание, что право на память – это право каждого человека. Признание его, как говорится, стучится в дверь. Мать и отец при любых обстоятельствах имеют право помнить о своих детях, родственники – друг друга. Реализация права на память предполагает исключение подходов друг к другу, в том числе и к бывшему врагу, с позиции идеологии государства.




Просмотров