Фэн лю размышления о глобальном экологическом кризисе с точки зрения конфуцианства и экологии. Экологические проблемы современности с философской точки зрения

Экологический идеал.

В экологической этике разработаны основные, базовые принципы отношения человека с природой. Они показывают, какие общие виды действий мы морально обязаны осуществлять по отношению к природе, или наоборот, воздержаться от их осуществления. Наибольший вклад в разработку этих принципов внес американский экофилософ Пол Тейлор.

1. Не навреди

Этот принцип включает обязанность стараться не убивать ни один организм, не губить популяции видов живых существ и экосистемы дикой природы в целом.

2. Принцип невмешательства.

Этот принцип призывает нас воздерживаться от каких-либо ограничений свободы, как отдельных организмов, так и экосистем.

3. Принцип порядочности.

Этот принцип призывает нас не обманывать, не нарушать доверия, не вводить в заблуждение никакое дикое или домашнее животное.

4. Принцип соблюдения прав природы.

Этот принцип призывает нас уважать и соблюдать права природы.

5. Принцип справедливого возмещения.

Вышеперечисленные четыре принципа не являются абсолютными и могут быть нарушены при наличии достаточно серьезных моральных обоснований. При этом человек, причинивший зло какому-нибудь природному объекту, обязан компенсировать нанесенный ущерб. Это может быть создание новых заповедников и заказников, увеличение их территории, помощь животным и растениям, восстановление нарушенного качества окружающей среды.

Экоэтический идеал.

Под экоэтическим идеалом понимаются такие условия жизни на Земле, при которых люди могут преследовать свои личные интересы, в то же время, позволяя многим сообществам живых существ в огромном разнообразии экосистем вести беспрепятственное существование. При этом роль людей состоит в том, чтобы направлять и контролировать свое поведение в соответствии с принципами экологической этики.

Первым шагом на пути к экоэтическому идеалу является внутренняя перемена в нашей морали. Ведь большинство людей воспитывалось в такой культуре, в которой верховенство человека над другими видами и бесправие природы считалось дарованным свыше. Экологическая этика критикует такой подход, провозглашая равноценность и равноправие всех живых существ (включая человека).

Вторым шагом является воспитание у людей добропорядочности, сострадания, сочувствия и заботливости по отношению к природе. Без сомнения, экоэтические принципы не являются абсолютными, и ради пропитания или других важных человеческих потребностей их приходится нарушать. Однако такие действия должны вызывать у людей глубокое сожаление, душевные страдания, желание возместить ущерб тем, кто ущемлен или обижен. Лишь только так возможно продвижение к этическому идеалу.

Я верю, что листик травы

Не меньше сверкающих звезд.

И что не хуже их муравей

И песчинка, и яйцо королька,

И эта древесная лягушка --

Шедевр, выше которого нет...

Прикладные аспекты экологической этики

Экологическая этика и красота

Пропагандируемая экологической этикой идея уважения природы по новому заставляет нас относиться к красоте природы.

С точки зрения экологической этики человек поступает неправильно, когда навязывает природе свое видение красоты, свой порядок и свои идеи. Некрасивые с точки зрения человека лягушки, пауки, червяки, а также ландшафты -- болота, пустыни имеют право на эстетическое уважение. Их не нужно украшать по своей прихоти. Может просто человек не способен оценить их красоту.

Научные разработки, в результате которых появляется геномодифицированный кролик со светящейся шерстью, а также фигурная стрижка деревьев -- это, по сути, фальсификация и опошление природы.

Особой защиты требует красота дикой природы. Дикая природа -- великий мастер. Разве можно улучшить картину Шишкина или симфонию Чайковского? Пусть даже при помощи самых передовых технологий. Никогда ничего нельзя сделать лучше мастера. Расчистите озеро -- и лилии исчезнут.

Сообществ) между собой и со средой обитания. Данный термин был впервые предложен немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1869 г. Как самостоятельная наука она выделилась в начале XX века наряду с физиологией, генетикой и другими. Область приложения экологии – это организмы, популяции и сообщества. Экология рассматривает их как живой компонент системы, которую называют экосистемой. В экологии понятия популяции – сообщества и экосистемы имеют четкие определения.

Популяция (с точки зрения экологии) – это группа особей одного вида, занимающая определенную территорию и, обычно, в той или иной степени изолированная от других сходных групп.

Сообщество – это любая группа организмов различных видов, обитающих на одной площади и взаимодействующих друг с другом посредством трофических (пищевых) или пространственных связей.

Экосистема – это сообщество организмов с окружающей их средой, взаимодействующих между собой и образующих экологическую единицу.

Все экосистемы Земли объединяются в или экосферу. Понятно, что совершенно невозможно охватить исследованиями всю биосферу Земли. Поэтому точкой приложения экологии является экосистема. Однако, экосистема, как видно из определений состоит из популяций, отдельных организмов и всех факторов неживой природы. Исходя из этого возможно несколько различных подходов в изучении экосистем.

Экосистемный подход .При экосистемном подходе экологом изучаются поток энергии и в экосистеме. Наибольший интерес в данном случае представляют собой взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой. Этот подход позволяет объяснить сложную структуру взаимосвязей в экосистеме и дать рекомендации по рациональному природопользованию.

Изучение сообществ . При этом подходе подробно изучается видовой состав сообществ и факторы, ограничивающие распространение конкретных видов. В данном случае исследуются четко различимые биотические единицы (луг, лес, болото и т.д.).
подход . Точкой приложения данного подхода, как явствует из названия, является популяция.
Изучение местообитаний . В данном случае изучается относительно однородный участок среды, где живет данный организм. Отдельно, как самостоятельное направление исследований он обычно не применяется, но дает необходимый материал для понимания экосистемы в целом.
Следует отметить, что все перечисленные выше подходы в идеале должны применяться в комплексе, но в настоящий момент это практически невозможно из-за значительных масштабов исследуемых объектов и ограниченности количества полевых исследователей.

Экология как наука использует разнообразные методы исследования, позволяющие получить объективную информацию о функционировании природных систем.

Методы экологических исследований:

  • наблюдение
  • эксперимент
  • учет численности популяции
  • метод моделирования

Любить и быть любимым - базовая потребность человека. Мы нуждаемся в этом чувстве до тех пор, пока живы. В отсутствие любви мы можем хвататься за достижение внешних целей, будь то карьера, спасение больных, детей-сирот или животных. Но все это будет только временной компенсацией. Мы все равно остаемся несчастными.

Хронический дефицит любви приводит к депрессии. Лечить ее антидепрессантами - задача бесперспективная и потому бессмысленная. Почему в современном обществе так много людей страдает от одиночества или нездоровых отношений? Проблема одинаково свойственна женщинам и мужчинам. Просто женщины ее ощущают быстрее и острее.

В чем же причина? В отсутствии «здоровых» мужчин, «нормальных» женщин? В тотальном невезении, в наших недостатках? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте разберемся, что же такое любовь.

Здоровая привязанность дает ощущение тепла, близости, поддержки. Это постоянный источник уверенности в себе, вдохновения и силы. Если мы страдаем в отношениях, но боимся или не можем расстаться, то эта любовь нездоровая, невротическая. Она разрушает нас, лишает сил и надежды.

Важно понять, что здоровая любовь - это не только яркие эмоции, чувства и физическое влечение. Не нужно ее путать с влюбленностью. Здоровая любовь - это осознанные действия, серьезная работа над собой, развитие определенных способностей. За многие годы психотерапевтической практики я выделила семь необходимых навыков, которые позволяют человеку получать удовлетворение и удовольствие в близких отношениях.

1. Любить себя , заботиться о себе и поддерживать чувство собственного достоинства без всяких условий. Конечно, мы все иногда допускаем ошибки, без этого невозможно прожить жизнь. Но из-за них мы не становимся автоматически «плохими людьми». Мы не должны сами себя унижать и наказывать, не должны позволять никому унижать нас за наше несовершенство.

2. Понимать и обозначать свои личностные границы. Какие бы сильные чувства мы ни испытывали к любимому человеку, мы не должны с ним сливаться. Если мы не считаем нужным или не хотим выполнять просьбу, то должны уметь сказать «нет». Если что-то в поведении партнера ранит нас, мы должны уметь уважительно, но открыто выразить свое возмущение и несогласие.

3. Уважать личностные границы партнера. Любимый человек - не наша собственность. Мы должны быть в состоянии услышать и спокойно принять его отказ. Не стоит давить, требовать, вымогать желаемое. Не надо пытаться подчинить партнера, изображая обиду или шантажируя его.

4. Сострадать. Речь не просто о выражении сочувствия близкому человеку. Важно искренне желать и стараться сделать что-то для уменьшения его боли и страдания. Быть включенным в жизнь партнера, заботливо и тактично помогать ему справляться с жизненными испытаниями.

5. Искренне проживать моменты своей ранимости. Не надо прятать свою боль и страх. Учитесь доверять партнеру, открывайтесь ему. Не отказывайтесь от помощи, когда вы болеете, переживаете кризис или потерю.

6. Самостоятельно поддерживать свое эмоциональное равновесие и благополучие. Независимо от того, рядом ли в данный момент любимый человек или нет, и в каком настроении сейчас ваши близкие.

7. Оставаться социально самостоятельным человеком. Развиваться в личностном и профессиональном плане, достигать материальной независимости. Если партнер поведет себя неадекватно, вам не придется подстраиваться под него. Вы будете в состоянии расстаться с человеком, который не уважает вас или причиняет боль.

Потребность в любви и умение любить и принимать любовь - это совершенно разные вещи. Если вы одиноки или страдаете от нездоровых отношений, это не приговор на всю оставшуюся жизнь. Хотите любви - действуйте. Обучайтесь эмоциональной грамотности, развивайте себя, осваивайте экологию любви. Научиться этому не поздно никогда.

Об авторе

Интегративный психотерапевт, к. м. н., экзекьютив-коуч, директор Института интегративной психотерапии и коучинга, президент Британского Психологического Центра.

Уровень воздействия человека на окружающую среду зависит в первую очередь от технической вооруженности общества. Она была крайне мала на начальных этапах развития человечества. Однако с развитием общества, ростом его производительных сил ситуация начинает меняться кардинальным образом. XX век — это век научно-технического прогресса. Связанный с качественно новым взаимоотношением науки, техники и технологии, он колоссально увеличивает возможные и реальные масштабы воздействия общества на природу, ставит перед человечеством целый ряд новых, чрезвычайно острых проблем, в первую очередь — экологическую.
Что такое экология? Под этим термином, впервые употребленным в 1866 г. немецким биологом Э.Геккелем (1834—1919), понимается наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Ученый полагал, что новая наука будет заниматься только взаимоотношениями животных и растений со средой их обитания. Этот термин прочно вошел в нашу жизнь в 70-х годах XX столетия. Однако сегодня о проблемах экологии мы фактически говорим уже как о социальной экологии — науке, изучающей проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.

Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие:

1. - атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом;

2. - частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого космического излучения;

3. в значительной мере истреблен лесной покров;

4. - загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов: на Земле невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов.
уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;

5. - мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов

6. - стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;

7. - исчезновение видов животных и растений

1Згрязнение атмосферы

Еще в начале шестидесятых годов считали, что загрязнение атмосферы это локальная проблема больших городов и индустриальных центров, но позже стало ясно, что атмосферные загрязнители способны распространяться по воздуху на большие расстояния, оказывая неблагоприятное воздействие на районы, находящиеся на значительном удалении от места выброса этих веществ। Таким образом, загрязнение атмосферы - это глобальное явление, и для контроля за ним необходимо международное сотрудничество.


Табл.1 Десять самых опасных загрязнителей биосферы


Диоксид углерода

Образуется при сгорании всех видов топлива. Увеличение его содержания в атмосфере приводит к повышению её температуры, что чревато пагубными геохимическими и экологическими последствиями.


Оксид углерода

Образуется при не полном сгорании топлива. Может нарушить тепловой баланс верхней атмосферы.


Сернистый газ

Содержится в дымах промышленных предприятий. Вызывает обострение респираторных заболеваний, наносит вред растениям. Разъедает известняк и некоторые камни.


Оксиды азота

Создают смог и вызывают респираторные заболевания и бронхит у новорождённых. Способствует чрезмерному разрастанию водной растительности.



Один из опасных загрязнителей пищевых продуктов, особенно морского происхождения. Накапливается в организме и вредно действует на нервную систему.


Добавляется в бензин. Действует на ферментные системы и обмен веществ в живых клетках.


Приводит к пагубным экологическим последствиям, вызывает гибель планктоновых организмов, рыбы, морских птиц и млекопитающих.


ддт и другие пестициды

Очень токсичны для ракообразных. Убивают рыбу и организмы, служащие кормом для рыб. Многие являются канцерогенами.


радиация

В превышенно допустимых дозах приводит к злокачественным новообразованиям и генетическим мутациям.




К числу наиболее распространенных загрязнителей атмосферы относятся такие газы, как фреоны
। К парниковым газам также относится и метан, поступающий в атмосферу при добыче нефти, газа, угля, а также при гниении органических остатков, росте численности крупного рогатого скота। Прирост метана составляет 1,5 % в год। Сюда же можно отнести такое соединение, как закись азота, попадающее в атмосферу в результате широкого использования в сельском хозяйстве азотных удобрений, а также в результатесгорания углеродсодержащих топлив на теплоэлектроцентралях। Однако не стоит забывать, что несмотря на огромный вклад перечисленных газов в «парниковый эффект», главным парниковым газом на Земле является все же водяной пар। При этом явлении тепло, полученное Землей, не распространяется в атмосферу, а благодаря парниковым газам остается у поверхности Земли, и лишь только 20% от всего теплового излучения земной поверхности безвозвратно уходит в космос. Грубо говоря, парниковые газы образуют своеобразный стеклянный колпак над поверхностью планеты.

В дальнейшем это может привести к усиленному таянию льдов и к непредсказуемому поднятию уровня мирового океана, к затоплению части побережья материков, исчезновению целого ряда видов растений и животных, не способных приспособиться к новым природным условиям жизни. Явление «парникового эффекта»является одной из главных первопричин такой актуальной проблемы, как глобальное потепление климата।


2 Озоновые дыры

Не менее сложна в научном отношении экологическая проблема озонового слоя. Как известно, жизнь на Земле появилась только после того, как образовался охранный озоновый слой планеты, прикрывший ее от жестокого ультрафиолетового излучения. Многие века ничто не предвещало беды. Однако в последние десятилетия было замечено интенсивное разрушение этого слоя.

4 Опустынивание

Под воздействием живых организмов, воды и воздуха на поверхностных слоях литосферы

постепенно образуется важнейшая экосистема, тонкая и хрупкая, - почва, которую называют "кожей Земли". Это хранительница плодородия и жизни. Горсть хорошей почвы содержит миллионы микроорганизмов, поддерживающих плодородие.
Чтобы образовался слой почвы мощностью (толщиной) в 1 сантиметр, требуется столетие . Он может быть потерян за один полевой сезон. По оценкам геологов, до того как люди начали заниматься сельскохозяйственной деятельностью, пасти скот и распахивать земли, реки ежегодно сносили в Мировой океан около 9 миллиардов тонн почвы. Ныне это количество оценивают примерно в 25 миллиардов тонн 2 .

Почвенная эрозия – сугубо местное явление – ныне приобрела всеобщий характер. В США, например, около 44 % обрабатываемых земель подвержено эрозии. В России исчезли уникальные богатые черноземы с содержанием гумуса (органического вещества, определяющего плодородие почвы) в 14 –16 %, которые называли цитаделью русского земледелия. В России площади самых плодородных земель с содержанием гумуса 10 – 13 % сократились почти в 5 раз 2 .

Особенно тяжелая ситуация возникает, когда сносится не только почвенный слой, но и материнская порода, на которой он развивается. Тогда наступает порог необратимого разрушения, возникает антропогенная (то есть созданная человеком) пустыня.

Один из самых грозных, глобальных и быстротечных процессов современности – расширение опустынивания, падение и, в самых крайних случаях, полное уничтожение биологического потенциала Земли, что приводит к условиям, аналогичным условиям естественной пустыни.

Естественные пустыни и полупустыни занимают более 1/3 земной поверхности. На этих землях проживает около 15 % населения мира. Пустыни – естественные образования, играющие определенную роль в общей экологической сбалансированности ландшафтов планеты.

В результате деятельности человека к последней четверти ХХ века появилось еще свыше 9 миллионов квадратных километров пустынь, и всего они охватили уже 43 % общей площади суши 2 .

В 90-х годах опустынивание стало угрожать 3,6 миллионам гектаров засушливых земель.

Это составляет 70 % потенциально продуктивных засушливых земель, или ¼ общей площади поверхности суши, причем эти данные не включают площадь естественных пустынь. Около 1/6 населения мира страдает от этого процесса 2 .

Как считают эксперты ООН, современные потери продуктивных земель приведут к тому, что к концу столетия мир может лишиться почти 1/3 своих пахотныхземель 2 . Такая потеря в период беспрецедентного роста населения и увеличения потребности в продовольствии может стать поистине гибельной.

5 Загрязнение гидросферы

Одним из самых ценных богатств Земли является гидросфера - океаны, моря, реки, озера, ледники Арктики и Антарктики. На Земле имеется 1385 млн. километров водных запасов и очень мало, всего лишь 25% пресной воды пригодной для жизни человека. И не смотря на

это люди, очень безумно относятся к этому богатству и бесследно, беспорядочно его уничтожают, загрязняя воду различными отходами. На свои нужды человечество использует главным образом пресные воды. Их объём составляет чуть больше 2% гидросферы, причём распределение водных ресурсов по земному шару крайне неравномерно. В Европе и Азии, где проживает 70% населения мира, сосредоточено лишь 39% речных вод. Общее же потребление речных вод возрастает из года в год во всех районах мира. Известно, например, что с начала XXI века потребление пресных вод возросло в 6 раз, а в ближайшие несколько десятилетий возрастёт еще по меньшей мере в 1,5 раза.

Недостаток воды усугубляется ухудшением её качества. Используемые в промышленности, сельском хозяйстве и в быту воды поступают обратно в водоёмы в виде плохо очищенных или вообще неочищенных стоков. Таким образом, загрязнение гидросферы происходит, прежде всего, в результате сброса в реки, озера и моря промышленных,

сельскохозяйственных и бытовых сточных вод.
Согласно расчетам ученых, вскоре для разбавления этих самых сточных вод может потребоваться 25 тысяч кубических километров пресной воды, или практически все реально доступные ресурсы такого стока. Нетрудно догадаться, что именно в этом, а не в росте непосредственного водозабора главная причина обострения проблемы пресной воды. Стоит отметить, что сточные воды, содержащие остатки минерального сырья, продукты человеческой жизнедеятельности обогащают водоемы питательными веществами, что в свою очередь приводит к развитию водорослей, а как следствие к заболачиванию водоема. В настоящее время к числу сильно загрязненных относятся многие реки - Рейн, Дунай, Сена, Огайо, Волга, Днепр, Днестр и другие. Городские стоки и крупные свалки часто бывают причиной загрязнения вод тяжелыми металлами и углеводородами. Поскольку тяжелые металлы накапливаются в морских пищевых цепях, их концентрация может достигнуть летальных доз, что и произошло после большого промышленного выброса ртути в прибрежные воды Японии вблизи города Минимата. Повышенная концентрация этого металла в тканях рыбы привела к гибели многих людей и животных, съевших зараженный продукт. Повышенные дозы тяжелых металлов, пестицидов и продуктов переработки нефти могут заметно ослаблять защитные свойства организмов. Концентрация канцерогенов в Северном море достигает в настоящее время огромных величин. Огромные запасы этих веществ сконцентрировались в тканях дельфинов,

являющихся конечным звеном пищевой цепи. Страны, расположенные на побережье Северного моря с недавнего времени проводят комплекс мероприятий, направленных на снижение, а в перспективе и на полное прекращение сброса в море и сжигания токсических отходов. Кроме того, человек осуществляет преобразование вод гидросферы путем строительства гидротехнических сооружений, в частности водохранилищ. Крупные водохранилища и каналы оказывают серьезное отрицательное воздействие на окружающую среду: изменяют режим грунтовых вод в прибрежной полосе, влияют на почвы и растительные сообщества, в конце концов, их акватории занимают большие участки плодородных земель.

В наши дни угрожающими темпами растет загрязнение мирового океана. Причем здесь существенную роль играет не только загрязнение стоками, но и попадание в воды морей и океанов большого количества нефтепродуктов. В целом, наиболее загрязнены внутренние моря: Средиземное, Северное, Балтийское, Японское, Яванское, а также Бискайский,

Персидский и Мексиканский заливы. Загрязнение морей и океанов происходит по двум каналам. Во-первых, морские и речные суда загрязняют воду отходами, получаемыми в результате эксплуатационной деятельности, продуктами внутреннего сгорания в двигателях. Во-вторых, загрязнение происходит в результате аварий, когда в море попадают токсичные вещества, чаще всего нефть и нефтепродукты. Дизельные двигатели судов выбрасывают вредные вещества в атмосферу, которые впоследствии оседают на поверхности воды. На танкерах перед каждой очередной загрузкой промываются емкости для удаления остатков ранее перевозимых грузов, при этом промывочная вода, а вместе с ней и остатки грузов чаще всего сбрасываются за борт. Кроме того, после доставки груза танкеры отправляются к пункту новой загрузки порожними, в этом случае для надлежащего плавания танкеры наполняются балластной водой, которая в процессе плавания загрязняется нефтяными остатками. Перед загрузкой эта вода также выливается за борт. Что же касается законодательных мер по контролю над нефтяным загрязнением при работе нефтяных терминалов и слива балластной воды из нефтеналивных судов, то они были приняты гораздо раньше, после того как стала очевидной опасность больших разливов

К числу таких способов (или возможных путей решения проблемы) можно отнести возникновение и деятельность разного рода «зеленых» движений и организаций. Кроме пресловутого « Green Pea с e ’а», отличающегося не только размахом своей деятельности, но и, порой, заметным экстремизмом действий, а также аналогичных организаций, непосредственно проводящих природоохранны

е акции, существует другой тип экологических организаций – структуры, природоохранную деятельность стимулирующие и спонсирующие – типа Фонда дикой природы, например. Все экологические организации существуют в одной из форм: общественные, частные государственные либо организации смешанного типа.

Кроме разного рода объединений, отстаивающих у цивилизации права постепенно уничтожаемой ею природы, в сфере решения экологических проблем существует целый ряд государственных или общественных природоохранных инициатив. Например, природоохранное законодательство в России и других странах мира, различные международные соглашения или система «Красных книг».

Международная "Красная книга" – список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений – в настоящий момент включает 5 томов материалов. Кроме того, существуют национальные и даже региональные «Красные книги».

В числе важнейших путей решения экологических проблем большинство исследователей также выделяет внедрение экологически чистых, мало- и безотходных технологий, строительство очистных сооружений, рациональное размещение производства и использование природных ресурсов.

Хотя, несомненно, - и это доказывает весь ход человеческой истории - важнейшим направлением решения стоящих перед цивилизацией экологических проблем стоит назвать повышение экологической культуры человека, серьезное экологическое образование и воспитание, все то, что искореняет главный экологический конфликт – конфликт между дикарем-потребителем и разумным обитателем хрупкого мира, существующий в сознании человека.

Сколько живу, отношения людей - личные, профессиональные, общественные, духовные - становятся все короче. Раньше человек мог всю жизнь провести в одной семье, на одной работе, не выезжая из страны, не меняя своих политических и религиозных убеждений - теперь не так. Любые отношения носят проектный характер.

Плохо это или хорошо? Я думаю, что хорошо - другое время, другие формы. В условиях такой информационной динамики, такого развития технологий, такой открытости мира у каждого есть возможность прожить не одну, а несколько жизней чуть ли не с чистого листа.

Но, с другой стороны, информационные системы меняются намного быстрее, чем системы убеждений. Если замена настольного компьютера на ноутбук, а ноутбука на планшет ассоциируется с большей свободой и доставляет, в этой связи, радость, то замена одного мужа на другого радостные чувства вызывает далеко не всегда. Люди почему-то больше ценят постоянные отношения, чем временные.

Однако “мусорная цивилизация”, сведя к минимуму срок службы всего, что нас окружает, потянула в свою бездонную корзину и то, с чем мы вовсе не хотели бы расставаться быстро. Вызвав, таким образом, к жизни тему экологии отношений .

В моем понимании смысл этого словосочетания прост и сводится к защите любых сколько-нибудь значимых отношений, возникающих между людьми, от внутренних и внешних угроз. Под внутренними угрозами я понимаю такие угрозы, которые приводят к иссяканию интереса партнеров друг к другу, а под внешними - угрозы разрушения отношений силами ближнего и дальнего окружения.

Экология внутренняя и внешняя

Мы говорим о внутренней экологии отношений , когда сталкиваемся со скукой (“каждый день одно и то же”, “я уже все про него/нее знаю”, “хочется идти дальше, хочется чего-то нового”) или бесконечным соперничеством (“надоело выяснять, кто из нас прав”, “он/она никогда меня не слушает”). Разумеется, такие ситуации в избытке предоставляет нам как личная, так и деловая жизнь, не говоря уже об отношениях с обществом и властью или внутриличностных отношениях (с самим собой).

И мы говорим о внешней экологии отношений , когда человек в отношениях вынужден просто-таки отбиваться от критики (“да разве это тебе пара”, “долго ты еще собираешься загибаться на этой работе?”, “посмотри в зеркало и разберись с собой”, “что ты забыл в этой стране?”) друзей, родителей, коллег или соседей. Отношениям крайне трудно сохраниться, если они не вызывают признания окружающих.

Таким образом, экология отношений - это комплекс понятий, установок, навыков и практик, направленных на сохранений и развитие отношений в разных контекстах жизни.

Исторический след

Есть и еще один момент - актуальность экологии отношений именно для России, с ее тысячелетними иерархиями и вертикалями. Базовая модель отношений у нас иерархична и подразумевает главенство отца (отсюда пресловутый патернализм и мечта о сильной руке). В то же время европейские идеи равенства настолько наклонили уже эту вертикаль, что возник отчетливый конфликт между желаниями и критериями.

В коллективном российском бессознательном (если такое есть) жена - однозначно подчиненная мужу единица. Женщина становится в России выше мужчины только в случае, когда выступает в роли матери-родины. Но это роль бестелесная, для конкретной женщины она практически недоступна. Поэтому девушки, подрастая (даже в неполных семьях, что парадокс) не собираются полагаться на свои силы, а тотально ждут Принца, который приедет на снежно-белом единороге и “спасет” (обеспечит, создаст семью и сделает детей).

Идея Спасителя чрезвычайно живуча в народе, и это не только религиозный аспект. Мы угнетены и задавлены - всемогущей властью, суровым и непредсказуемым климатом, метастазами национального вопроса и еще тысячью других, не менее больных вопросов - настолько, что какие-либо изменения могут случиться разве что в порядке чуда. Поэтому никто, в общем, ничего и не делает, но все ждут. Только женская часть народонаселения в более выигрышных условиях, поскольку ее Спаситель специфицирован - это принц на белом коне, сиречь “сильный мужчина”. У мужчин же (возможно, в силу раздрызганности политической ситуации) такого идеала нет.

Над нами всегда кто-то стоял: царь, партия, президент... Мы привыкли, что отвечаем только за ту небольшую часть своей жизни, за которую нам позволено отвечать. Но, как известно, меньше ста процентов ответственности - это сто процентов безответственности.

Все было бы ничего - ну, вот такая у нас картина мира, типа, и мы по ней живем. Всегда жили и еще как жили. Ракеты запускали в космос, балеты танцевали, войны и олимпиады выигрывали, Санкт-Петербург построили, да мало ли. Но ведь сегодня это только половина картины! Другая часть - это горизонталь, равенство, “я сама”, социальные сети, твиттер, где можно хоть папе римскому без посредников сказать то, что думаешь.

Это все, конечно, очень недавнее, шаткое, кривоватое - но оно есть. И создает, надо сказать, конфликт. Раньше мы чувствовали себя ценными оттого, что были причастными к чему-то большему, “национальной идее”, были народом великой страны, которая о нас сурово заботилась. Сейчас в нас инсталлировалась другая часть - которая дает нам чувствовать себя ценными по причине того, что мы научились выживать вопреки этой стране. Это настоящий раскол личности.

А если отношения с самим собой не в порядке, откуда же взяться прочности отношений с другими?

Подводя итог всему пассажу, можно сказать, что мета-миссия экологии отношений как подхода - интегрировать вертикаль и горизонталь, иерархию и самостоятельность, тиранию и демократию. Непосредственно в фокусе находятся люди и структуры, которые они создают: семьи, бизнесы, общественные организации. Эта работа, на мой взгляд, может претендовать на статус национальной задачи номер один.

Принципы Экологии отношений

Самое время поговорить о принципах, которые лежат в основе экологического подхода к отношениям. Здесь, как и во всякой области, есть базовые допущения, которые нужно разделять, чтобы подход работал.

1. Отношения = Обучение.

Принцип, который постулирует, что отношения являются не целью, а средством, не уютным домом, а транспортом. Эволюция подталкивает людей к развитию, мы ищем в других ресурсы, которых недостает нам самим, и вступаем в отношения, руководствуясь неосознанной надеждой научиться.

Что это за ресурсы? Красота, ум, талант, харизма, здоровье, благополучие, доброта, щедрость, забота, лидерские качества и - я это поясню позже - противоположные им инфантильность, беспомощность, ограниченность, неспособность к творчеству и любви, а также масса других, как позитивных, так и негативных качеств.

Этот принцип помогает выстроить внутреннюю экологию отношений. Большинство людей настроено не на обучение, а на потребление. Например, если партнер богат, кто захочет учиться быть богатым, а не просто пользоваться богатством? Или если партнер мягок, щедр душой, умеет принимать, многие ли захотят учиться мягкости, а не пользоваться ею, давая волю своему характеру? Очень немногие. Но даже те, кто далек от осознания “принципа обучения”, чему-то учатся в отношениях. Можно сказать, что есть младшие и старшие классы школы.

2. Отношения = Обмен.

Данный принцип постулирует, главным образом, эмоциональное равновесие в отношениях, утверждая, что только те отношения имеют шанс на стабильность и развитие, в которых каждый партнер получает от другого необходимые ему ресурсы в количестве не большем и не меньшем, чем отдает сам. Это очевидный факт для деловых отношений, но в личных и общественных отношениях он вовсе не так очевиден.

Возьмем простой пример из области коммуникации. “Привет, как дела?” - пишет, скажем, парень девушке, имея целью завязать знакомство. Этот вопрос многих раздражает, а почему? Потому что в трех словах уже нарушено равновесие: человеку что-то надо (ресурсы внимания и признания, допустим), а он с первого шага ведет себя так, словно ему что-то должны (требует информацию). Так что дело вовсе не в затертости приведенного обращения, а в том, что коммуникатор настроен получать, не отдавая.

Этот принцип также больше относится к внутренней экологии отношений, помогая избежать недомолвок, обид, ревности и прочих эмоциональных перекосов. Но в отношениях с внешним миром (скажем, семья и общество, компания и клиенты) также необходимо учитывать принцип обмена. Не обманывать, не отнимать, но и не отдавать даром.

3. Отношения = Ответ.

Принцип затрагивает самую суть экологического подхода, а именно формулу “Определенная цель + распределенная власть”, которой руководствуется каждый, кто занимается экологией отношений.

“Определенная цель” - это миссия отношений. Та работа, которую конкретные отношения выполняют для людей, не являющихся их непосредственными участниками. Это и есть внешняя экология: мир благосклонно относится к отношениям, которые ему полезны. В экологической рамке мы рассматриваем любые отношения как ответ на невысказанный вопрос: “Как жить?”, исходящий от тех, кто является свидетелем этих отношений.

Проще говоря - отношения должны иметь смысл, служить системе, частью которой они являются..

“Распределенная власть” - часть формулы, направленная внутрь отношений. Согласно ей, в отношениях нет и не может быть равенства. И в самом деле, уже первый принцип гласит “отношения это обучение”, что подразумевает роли ученика и учителя, а обучение ведь отнюдь не предполагает равенства. Есть и второй момент: разделение функций и полномочий. Отношения складываются, когда ценности партнеров совпадают, а знания и навыки - дополняют друг друга.

Отсюда вывод: в отношениях есть Ведущий и есть ведомый партнер.

Подробное описание “В/в-концепции” (модели распределения власти в отношениях) выходит за рамки этой статьи. Скажу только, что Ведущий партнер отвечает за внешнюю экологию, а ведомый - за внутреннюю.

И еще, что крайне важно и к чему я обещал вернуться выше, мы считаем, что существует притяжение ученика к Учителю. Более осознанные люди тянутся к менее осознанным. Поэтому для кандидата на ведомую роль в отношениях будут привлекательны в человеке “позитивные” ресурсы (например, умение управлять собой и другими), а для кандидата на Ведущую роль будут привлекательны ресурсы “негативные” (скажем, бесконтрольная эмоциональность и манипулирование окружением). Ученик тянется к учителю и наоборот.

4. Отношения = Ответственность.

Принцип опирается на идею о системности мира и напоминает, что к нам возвращаются по цепочкам прямых и обратных связей те сигналы, которые мы сами и послали в мир. А мир - просто проводник. Зеркало отвечает за отражение, но не за того, кто отражается.

Пример из бизнес-контекста: если подчиненный выполнил поставленную задачу не так, как ожидал начальник, вопрос не к подчиненному, а к начальнику. Который мог ведь точнее выбирать подчиненного, тщательнее инструктировать его, ярче мотивировать или полнее снабжать необходимыми ресурсами. Таким образом, если мы берем в фокус внимания начальника, вся ответственность лежит на нем. Но если взять в фокус внимания, наоборот, подчиненного, то, разумеется, ему не на что жаловаться, поскольку он мог выбрать другую работу, мог задавать больше вопросов, уточнять критерии результата и т.д.

Можно сказать, что на каждом партнере лежит 100% ответственности за отношения, но в фокус берется тот, кто считает себя обиженным (то есть, кто снимает с себя часть ответственности и хочет возложить ее на партнера).

Дорога в тысячу ли

Экология современных отношений находится еще в пеленках - поскольку у нас в руках есть лишь гипотезы о том, что же такое современные отношения. Российская иерархическая модель нам уже явно тесна, а европейская, где самостоятельность и равенство победили, по сути, семью и довели человека до одиночества, не выглядит такой уж привлекательной. В предложенной вам статье я описал некий “срединный путь” - по существу, игровое неравенство. Этот подход Школа отношений разрабатывает с 2002 года. У нас есть свои наработки и достижения, консультационная практика то окрыляет, то ставит новые вопросы. Вместе с тем мы уверены, что есть и другие подходы, которые решают те же или похожие задачи: построение постоянных, удовлетворяющих отношений во всех областях жизни человека.

Вопросы задавайте в комментариях.



Просмотров