Цели применения принудительных мер медицинского. Меры принудительного медицинского характера и их применение. Виды принудительных мер медицинского характера. Особенности прохождения лечения в совокупности с отбыванием уголовного наказания

Англосаксонская правовая семья является самой распространенной в мире. Если в романо-германской правовой семье основным источником права является нормативно-правовой акт, в странах англо-американской правовой семьи основным источником права является судебный прецедент (норма, сформулированная судьями), судебное решение по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое значение.

«К источникам английского права помимо судебного прецедента относятся также законы (статуты), доктрина, обычай и разум».Акты правотворчества здесь отличаются сложной структурой и тщательной регламентацией деталей, норма права ассоциируется с конкретным судебным решением. «В отличие от Европейского континента, где толкование нормы права имеет целью выяснение смысла абстрактных правовых формул, английский судья толкует прежде всего конкретные термины и т.д.».В настоящее время в английском праве усилилось влияние нормативно-правовых актов.

Общее право (единая система прецедентов) исторически оформилось в Англии (английское право является ядром этой системы) и в настоящее время включает в себя собственно право Англии, англоязычных стран и американское право. Оно основано на праве судей (юридической практики) и на праве справедливости (королевский суд). «Общее право по своей природе и содержанию является «судейским правом». Это означает, что в основу общего права изначально были заложены и остаются там до сих пор решения королевских (вестминстерских) судов – в Англии, решения Верховного Суда по вопросам конституционности или неконституционности обычных («текущих») законов – в США, вердикты высших судебных инстанций по аналогичным вопросам – в Канаде, Австралии и других англоязычных странах».

Специфика общего права состоит в отсутствии кодифицированных отраслей права, норма общего права носит индивидуальный (казуистический) характер, нормы общего (абстрактного) характера имеют вторичное значение. При этом приоритет отдается процессуальным нормам перед материальными нормами права (формы судопроизводства, источники доказательств, механизм правореализации). Общее право «по сравнению с другими правовыми семьями имеет ярко выраженный «казуальный» характер», является системой «доминирования «прецедентного» права и полного или почти полного отсутствия кодифицированного права».Важным признаком общего права выступает автономия судебной власти (высокий уровень независимости, судейский иммунитет), что в частности проявляется в отсутствии прокуратуры и административной юстиции.

Англо-американское право не исключает статутного (законодательного) регулирования (акты представительных органов), причем роль последнего возрастает особенно под влиянием вступления Великобритании в Европейское Сообщество. Под влиянием глобализации права происходит сближение семьи общего права и семьи романо-германского права (возрастает значение писаного права «континентального типа»). Законодательные акты при этом подразделяются на публичные и частные, но в целом для Великобритании не характерно подразделение права на частное и публичное (английское право делится на общее право и право справедливости).

Таким образом, английское право приобрело тройную структуру: общее право – основной источник, право справедливости – дополняющее и корректирующее этот основной источник и статутное право – писаное право парламентского характера. Сохраняют свое регулирующее значение нормы обычаев.

В англо-американской правовой семье различаются группы английского и американского права. В группу английского права входят Англия, северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия и бывшие колонии Британской империи. Вторую группу образует право США. Исторически английское право формировалось в ходе деятельности королевских судов, постепенно сложилась практика (сумма решений), которой руководствовались суды в дальнейшем рассмотрении аналогичных дел. Правило прецедента означает, что однажды сформулированное решение суда в последующей юридической практике становилось обязательным и для всех других судей.

Постепенно возрастает значение статутного права, поэтому правотворческая роль судей соответственно сдерживается принципом, согласно которому изменения в праве не должны происходить без согласия короля и парламента. Но одновременно с этим устанавливается право судей интерпретировать статуты – право, которое судьи присвоили себе, ссылаясь на то, что, работая в парламенте при обсуждении статутов, они лучше других могут пояснить их содержание. Так прецеденты распространились на дополнительную сферу – толкование законов. В новое и новейшее время возникает практическая необходимость выйти за жесткие рамки прецедента. Так, королевский канцлер брал на себя окончательное право разрешения споров, в связи с чем участники спора обращались к королю (право справедливости).

Право справедливости и общее право являются составной частью прецедентного права (в результате судебной реформы). И сегодня в системе общего права важно, чтобы дела в суде, прежде всего, разбирались не судьями-профессионалами, а добросовестными людьми. Правила прецедента делают нормы более гибкими к потребностям юридической практики, но одновременно такое право является слишком казуистичным и менее определенным.

В английском праве отсутствует деление права на публичное и частное, отрасли права выражены нечетко.

Но это в свою очередь обусловлено тем, что все суды имеют общую юрисдикцию (разделенная юрисдикция основана на различении отраслей права) и тем, что английское право развивалось путем судебной практики. Доктрина здесь также не имеет значения в силу приоритета практики перед теорией. В тоже время здесь преобладает доктрина прецедента, которая отличается принудительным характером. Прецедентный способ судопроизводства состоит в том, что прежде разрешения дела выясняется наличие прецедента по данному вопросу. Однажды вынесенное решение является обязательной нормой для всех последующих рассмотрений аналогичных дел.

Общая схема разрешения юридических дел в прецедентном порядке имеет следующий вид: решения высшей инстанции (палаты лордов) – обязательны для всех других судов, апелляционный суд обязан соблюдать прецеденты высшей судебной инстанции и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов. Рост писаного права в современный период происходит как с помощью статутов, так и с помощью подзаконного нормотворчества. В связи с чем обостряется проблема систематизации права, в данной правовой системе она осуществляется, прежде всего, путем принятия консолидированных актов. Нормотворчество исполнительных органов в Англии именуется делегированным. Так как акты парламента требуют последующего судейского толкования, то парламентское законодательство является в целом зависимым источником права от судебного прецедента. В англосаксонской правовой семье «значительное внимание уделяется актам толкования законов (статутов). В широком смысле «толкование» рассматривается как созидательная деятельность судов, связанная с уяснением и разъяснением смысла правовых норм, содержащихся в законах (статутах)». В последнее время в результате осуществления последовательных реформ по принятию крупных консолидированных актов английское право все более приобретает систематизированный вид.

Итак, основным источником английского права являются судебные прецеденты, которые носят индивидуальный (казуистический) характер, определяющее значение имеет процессуальное право перед материальным, отсутствуют кодифицированные отрасли права и отсутствует классическое деление права на частное и публичное, статутное право и юридические обычаи являются дополнительными (субсидиарными) источниками права, юридическая доктрина носит прикладной характер.

Особенности правовой системы США объясняются историческими особенностями борьбы за независимость, за освобождение от английского влияния. Американская революция выдвинула на первый план идею самостоятельности национального права. Принятие писаной федеральной конституции и конституций штатов обусловили постепенный отказ от английского права, а вместе с ним от жесткого правила прецедента и других особенностей английского права. Во многих штатах были приняты кодексы, были запрещены ссылки на английские судебные решения. Некоторые штаты (бывшие ранее французскими или испанскими колониями – Луизиана, Калифорния) приняли кодексы романского типа, но и они оказались впоследствии под сильным влиянием общего права. В целом в США сложилась система, сходная с английской: прецедентное право во взаимодействии с законодательством.

Среди основных особенностей, отличающих правовую систему США от английской правовой системы указывается на «большую значимость в ней законодательства по сравнению с ролью статутов в английском праве; большую «подверженность» кодификации американского права по сравнению с английским правом; важную, но в меньшей мере доминирующую роль судебной практики в правовой системе США по сравнению с правовой системой Англии и др.».

В Англии и США одна и та же общая концепция права, в обеих странах существует в общем виде одно и то же деление права, используются одни и те же трактовки нормы права. Для США, как и для Англии право – это, прежде всего, судебные решения. В тоже время американское право отличается от английского права федеральным строением. Штаты наделены широкой компетенцией, в соответствии с которой они создают свое законодательство и свою систему прецедентного права. Суды каждого штата осуществляют свою юрисдикцию независимо друг от друга, а, следовательно, они не следуют прецедентам друг друга. Это создает коллизии, т.е. расхождения решений судов штатов и федеральных судов. Но большие коллизии, чем прецеденты, создают различия в законодательстве штатов. В американском праве в отличие английского осуществляется более свободное действие правила прецедента. Высшие судебные инстанции штатов и Верховный Суд никогда не были связаны своими собственными прецедентами. Верховные Суды штатов и Верховный Суд США осуществляют контроль за конституционностью законов и могут отказаться от действия прецедента судебного толкования.

В статутном праве США получили распространение кодексы, хотя они по своей сути являются консолидированными источниками права. Особой формой кодификации США является создание единообразных законов и кодексов. Подготовку таких проектов и кодексов осуществляет Общенациональная комиссия представителей всех штатов. Для того чтобы проект стал законом, он должен быть одобрен легислатурами (законодательными собраниями) штатов. В тоже время в США, как и в Англии по- прежнему велико значение обычного права, особенно в сфере публичного права.

Основания применения принудительных мер медицинского характера судом сформулированы в ст. 97 УК РФ исчерпывающими образом. Для их применения необходимо установить: совершение общественно опасного деяния, предусмотренного Особенной частью УК РФ; наличие у лица, совершившего такое деяние, различного рода и степени психических отклонений; возможность причинения этими лицами существенного вреда людям или себе; необходимость лечения лица с различного вида психическими расстройствами, если лицо может совершить общественно опасное деяние. Перечисленные основания представляют собой единое и неразрывное целое, совокупность элементов, отсутствие хотя бы одного из которых исключает возможность применения медицинских мер, предусмотренных законодательством.

Так, для применения принудительных мер медицинского характера необходимо установить, что лицо совершило предусмотренное Особенной частью УК РФ деяние в состоянии невменяемости (п. "а" ч. 1 ст. 97 УК РФ). Статистика показывает, что среди лиц, направляемых на принудительное лечение, невменяемые составляют подавляющее большинство. Применение к ним принудительных мер связано с тем, что неспособность понимать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, с одной стороны, полностью исключает их уголовную ответственность, а с другой – может привести к совершению повторного общественно опасного деяния.

К основаниям применения принудительных мер медицинского характера относится наступление у лица после совершения преступления психического расстройства, делающего невозможным назначение и исполнение наказания (п. "б" ч. 1 ст. 97 УК РФ). Здесь встречаются два варианта применения принудительных мер медицинского характера. Первый – когда лицо после совершения преступления заболело неизлечимым психическим расстройством. В этом случае к лицу применяется принудительное лечение, как и в отношении лица, совершившего общественно опасное деяние в состоянии невменяемости. Второй вариант – когда лицо после совершения преступления заболело психическим расстройством временно, например, впало в реактивное состояние в связи с уголовным преследованием. В этом случае производство по уголовному делу приостанавливается, а если болезнь затягивается, то такому лицу назначается в установленном порядке принудительное лечение. При выздоровлении лица принудительные меры медицинского характера отменяются, и лицо привлекается к уголовной ответственности на общих основаниях. Принудительное лечение может быть назначено и лицу, которое заболело психическим расстройством во время отбывания уголовного наказания. Если лицо не выздоравливает, то ему вместо наказания назначается судом принудительное лечение. В отношении выздоровевшего лица, у которого психическое расстройство было временным, принудительное лечение отменяется и возобновляется исполнение приговора.

Основанием применения принудительных мер медицинского характера может быть совершение преступления лицом, страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемости (п. "в" ч. 1 ст. 97 УК РФ). Законодатель имеет в виду лиц с дефектами в психике, признанных совершившими преступления в состоянии ограниченной вменяемости. К дефектам психики относятся различного рода структурные или функциональные отклонения стабильного характера, обусловленные нарушением дородового развития, например: психопатия различной степени; олигофрения; остаточные явления органического поражения центральной нервной системы и т.п.

Самостоятельное основание назначения принудительных мер медицинского характера предусмотрено в п. "д" ч. 1 ст. 97 УК РФ. Так, лицу старше 18 лет, страдающему расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, могут быть назначены указанные меры в случае совершения им преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста.

В уголовном законе (ч. 2 ст. 97 УК РФ) сформулировано принципиальное положение, касающееся всех категорий лиц, к которым могут быть применены принудительные меры медицинского характера, и всех видов этих мер. Из него следует, что признается незаконным применение принудительных мер медицинского характера к лицам, которые хотя и совершили опасные деяния, но их последующее психическое расстройство не связано с возможностью причинения иного существенного вреда либо опасностью для себя или других лиц.

Согласно ст. 43 УК РФ перед наказанием стоят совершенно конкретные цели, которые заключаются в восстановлении социальной справедливости, исправлении осужденного и превенции. Эти цели могут быть достигнуты посредством изменения приоритетов лица, осужденного за совершенное им преступление. Необходимо воздействие с элементами кары на психику лица, для того чтобы осужденный осознал, понял противоправность своего поступка. Совершенно иные цели стоят перед принудительными мерами медицинского характера. Это прежде всего излечение лиц, страдающих психическими расстройствами, улучшение их психического состояния, а также частная превенция. Хотя указанные цели в законе (ст. 98 УК РФ) раскрыты довольно скупо, общие положения гл. 15 УК РФ позволяют сформулировать их достаточно полно. К ним в теории уголовного права относят: 1) излечение или такое улучшение состояния больного, при котором он перестает представлять общественную опасность; 2) предупреждение совершения им нового общественно опасного деяния или преступления как во время лечения, так и после его завершения; 3) обеспечение безопасности больного для самого себя; 4) проведение мер социальной реабилитации в той мере, в какой эго возможно в условиях медицинских учреждений, осуществляющих принудительное лечение .

Достижение целей применения принудительных мер медицинского характера в конечном счете является средством реализации предупреждения общественно опасных деяний и преступлений со стороны лиц, направленных на принудительное лечение. В отношении лиц, признанных ограниченно вменяемыми, отбывающих наказание за совершенные преступления, целью применения принудительных мер является также способствование исправлению данной категории преступников.

Основания применения принудительных мер медицинского характера определены в ст. 97 УК РФ. Как вытекает из нее, принудительные меры медицинского характера могут быть применены лишь по решению суда, который может назначать их определенному кругу лиц, обозначенному в указанной статье. Толкование данного положения позволяет сделать вывод о том, что суд не должен принимать решения о применении принудительных мер, во всяком случае, но он может их назначить. Основанием для применения принудительных мер медицинского характера является совокупность следующих обстоятельств:

1) совершение лицом деяния, предусмотренного уголовным законом;

2) совершение деяния в состоянии невменяемости либо наличие у лица в момент производства по делу психического расстройства, влекущего неспособность лица правильно оценивать фактический характер содеянного;

3) опасность, которую представляет лицо для себя и других лиц вследствие особенностей своего заболевания.

Заболевание может развиться и после вынесения приговора, вследствие чего исполнение наказания становится невозможным.

В дальнейшем решения суда будут зависеть от характера заболевания лица, которому назначаются принудительные меры медицинского характера. Так, заболевание может носить временный характер, т.е. временное психическое расстройство. Лицу в этой ситуации назначаются принудительные меры медицинского характера, которые осуществляются до выздоровления, о чем суд извещается администрацией лечебного учреждения. Суд на основании медицинского заключения специалистов принимает решение о прекращении применения назначенных мер, возобновляет приостановленное дело или назначает дальнейшее исполнение неотбытой части наказания, к которому лицо было ранее приговорено.

Если психическое расстройство, наступившее после совершения общественно опасного деяния, является длительным (хроническим), суд прекращает уголовное дело или принимает решение об освобождении лица от наказания.



Если лицо заболевает психическим расстройством в период отбывания наказания, лечение организуется в соответствии с законодательством о психиатрической помощи и нормами уголовно-исполнительного законодательства, за исключением случаев, когда заболевание становится препятствием для дальнейшего отбывания наказания, в связи с чем лицо освобождается в соответствии с ч. 1 ст. 81 УК РФ.

Положения п. "в" ст. 97 УК РФ, касающиеся применения принудительных мер к лицам вменяемым, но страдающим определенными, обозначенными в законе заболеваниями, воспринимаются неоднозначно. Существует мнение о том, что обоснованность применения принудительных мер медицинского характера по отношению к указанным лицам сомнительна, поскольку противоречит принципам добровольности лечения, закрепленным в законодательстве о психиатрической помощи*(242).

Представляется, что законодатель это обстоятельство учел. Именно поэтому он оговорил условие, при котором принудительные меры лечения могут применяться к указанным лицам. Законодатель подчеркивает, что это может иметь место лишь в случаях, когда психические расстройства связаны с опасностью для себя или других лиц либо с возможностью причинения ими иного серьезного вреда. Из этого следует, что, руководствуясь интересами предотвращения возможного большего вреда, законодатель допускает игнорирование принципа добровольности лечения. Хотя в случаях, не связанных с указанными обстоятельствами, предполагается безусловное соблюдение этого принципа.

Если лица, указанные в ч. 1 ст. 97 УК РФ, по своему психическому состоянию не представляют опасности для себя и окружающих, то суд исходя из вывода о нецелесообразности применения принудительных мер медицинского характера может передать материалы о состоянии их здоровья в органы здравоохранения для решения вопроса о добровольном лечении этих лиц или помещение в психоневрологические учреждения социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством о здравоохранении.

Применение принудительных мер медицинского характера, хотя и назначается судом, наказанием не является и по содержанию, сущности и целям отличается от него. Наказание применяется только к виновным в совершении преступления, а принудительное лечение назначается душевнобольным, совершившим общественно опасные деяния и в силу своего психического состояния представляющих опасность для себя самого или для общества.

Вопрос о виновности лица и его наказании разрешается в приговоре суда, а о применении принудительного лечения - в определении. Душевнобольного нельзя ни признать виновным, ни оправдать, как и помиловать или амнистировать.

Принудительное лечение не влечет судимости в отличие от наказания.

Хотя уголовное законодательство устанавливает некоторые контрольные сроки применения принудительных мер медицинского характера (ст. 102 УК РФ), в каждом конкретном случае они определяются не судом. Принудительное лечение продлевается, изменяется или отменяется лишь в зависимости от состояния психического здоровья лечащего и устранения его общественной опасности (или уменьшения степени ее).

В отличие от наказания принудительное лечение всегда безусловно, в то время как наказание может быть назначено и условно.

Поскольку применение принудительных мер медицинского характера не является наказанием, то это предполагает наличие иных целей, чем они определены для наказания. Законодатель изложил их в ст. 98 УК РФ, из которой следует, что целями применения принудительных мер медицинского характера являются:

1) излечение или улучшение психического состояния лиц, к которым в соответствии с законом эти меры применены;

2) предупреждение совершения ими новых общественно опасных деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ.

Анализ нормы, изложенной здесь, позволяет отметить, что цели применения принудительных мер медицинского характера различны, они имеют медицинские и юридические свойства. Излечение лиц, к которым указанные меры применяются, или улучшение их психического состояния составляет цель медицинского характера. Излечение предполагает использование различных средств и мер, направленных на восстановление психического здоровья: помещение в психиатрический стационар, психотерапию, трудотерапию и др. Но, так как далеко не всегда возможно полное излечение больного, законодатель говорит о минимальной цели - улучшении психического состояния.

Цели юридического свойства заключаются в том, что принудительные меры медицинского характера применяются, с тем чтобы предупредить совершение новых деяний, предусмотренных уголовным законодательством. Как следует из ст. 98 УК РФ, имеется в виду, во-первых, предупреждение совершения новых деяний в период применения принудительных мер медицинского характера. Это обеспечивается определенным видом принудительных мер, соответствующим режимом, сроком лечения и т.д. Во-вторых, - предупреждение совершения новых деяний после исполнения принудительных мер.

Следует подчеркнуть, что выделение медицинского и юридического характера является условным, так как они неразрывно связаны между собой. Все мероприятия медицинского характера, направленные на излечение или улучшение состояния лица, подвергнувшегося принудительным мерам, осуществляются, с тем чтобы предупредить совершение общественно опасных деяний посредством оздоровления или изменения в лучшую сторону психического состояния. Очевидно, что без достижения целей медицинского характера невозможно даже приближение к целям юридического характера.

Цели применения принудительных мер медицинского характера связаны с двумя сторонами их применения. Они ориентированы на реализацию, с одной стороны, прав и интересов больного, касающихся его здоровья, а с другой - интересов общества, обеспечение его безопасности путем упреждения новых общественно опасных деяний со стороны больного как во время лечения, так и после него.

Принудительные меры медицинского характера применяются только в случае, когда на это есть законные основания.

В статье 97 УК РФ перечислены такие основания исчерпывающим образом:

Совершение общественно опасного деяния, предусмотренного Особенной частью Уголовного кодекса;

Наличие у лица, совершившего такое деяние, различного рода и степени психических отклонений;

Возможность причинения этими лицами существенного вреда другим людям или себе;

Необходимость лечения лица с различного вида психическими расстройствами, если лицо может совершить общественно опасное деяние.

Все эти основания неразрывно взаимосвязаны между собой, все это – совокупность неразрывных элементов, единое целое, потому что отсутствие хотя бы одного из этих элементов означает отсутствие законодательной базы для применения медицинских мер.

Например, преступник, совершивший общественно опасное деяние или преступления, не страдающий психическими болезнями, но представляющий опасность для окружающих граждан, изолируется в исправительное учреждение либо в тюрьму. Отсутствие психических отклонений, при наличии всех необходимых обстоятельств, лишает суд проводить к такому преступнику принудительные меры принудительного характера.

Необходимо отметить, что принудительные меры медицинского характера применяются:

1. К лицам, совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части УК в состоянии невменяемости.

Согласно статье 21 УК РФ, невменяемые лица – это лица, которые не могут осознать общественно опасный характер своих действий, или руководить своими действиями по причине хронической психической болезни, или временного психического расстройства, слабоумия или другого невменяемого состояния психики.

Для применения принудительных мер медицинского характера к таким лицам необходимо установление следующих оснований:

а) лицо совершает общественно опасное деяние, предусмотренное статьей Особенной части УК;

б) лицо страдает психическим расстройством. По закону выделяют четыре типа психического расстройства:

1. Хроническое психическое расстройство. Оно характеризуется постоянным длительным болезненным состоянием и практически неизлечимо.

2. Временное психическое расстройство. Оно протекает остро, в виде приступов, однако такое расстройство носит временный характер. Оно может быть полностью излечимо.

3. Слабоумие (олигофрения) - это врожденное либо же приобретенное умственное недоразвитое состояние.

4. Иные болезненные состояния психики. Эти состояния не относятся к трем перечисленным, но могут быть приравнены к ним по своим психопатологическим нарушениям.

В следственной и судебной практике иные болезненные состояния психики чаще всего проявляется в виде «ломки» (абстинентного синдрома при наркомании).

Если у преступника, который совершил общественно опасное деяние, нашли указанные типы психического расстройства, это ещё не служит поводом для признания его невменяемым.

Помимо медицинского критерия невменяемости, нужен ещё и юридический. Характер психического расстройства, степень его тяжести должна быть такой, чтобы в результате этого лицо не осознавало фактических обстоятельств совершенного им деяния, и его общественную опасность или не могло руководить своими действиями.

Признание лица невменяемым, относительно совершенного им преступления, ещё не создает все условия для того, чтобы применить к лицу принудительные меры медицинского характера. Нужно обязательное заключение судебно-психиатрической экспертизы о том, что преступник по степени психического расстройства нуждается в принудительном лечении.

Например, большинство лиц, невменяемость у которых вызвана временным расстройством психики, связанная с болезнью, в момент вынесения юридического решения в уголовном деле уже не нуждается в принудительном лечении.

Если лицо, совершившее преступление в состоянии невменяемости, излечивается, то принудительные медицинские меры в его отношении прекращаются в установленном законом порядке.

2. К лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания.

В этом случае, основания для применения медицинских мер принудительного характера следующие:

1) расстройство психики наступает у преступника после совершения преступления (общественно опасного деяния), в этом случае его деяние подлежит уголовному наказанию;

2) психологическое расстройство наступает в момент исполнения, либо же вынесения приговора.

Законодатель не указывает на характер расстройства психики, которое в конкретном случае имеется основанием для применения принудительных медицинских мер.

Следовательно, можно предположить, что к числу таких следует относить все психические расстройства психики, которые указаны в уголовно-правовой норме о невменяемости.

Большую вероятность при этом имеют душевные расстройства хронического характера; так как они носят постоянный длительный характер, не поддаются лечению, либо трудно лечатся, поэтому становится невозможным назначать и исполнять наказание.

Но, подобная ситуация, не является исключением при временном расстройстве психического характера, которое в некоторых случаях имеет довольно продолжительный характер.

Слабоумие может быть и врожденным, и приобретенным, например в следствие травмы или перенесенной инфекции. Самое главное, это установить, что характерность и степень психического расстройства такие, что полностью исключат возможность невменяемого осознать характер или общественную опасность своего действия (или бездействия), или руководить ими. В таком случае, лицо подлежит освобождению от наказания, или если приговор уже выполняется, то осужденный освобождается от дальнейшего его отбытия.

Основой этой нормы является гуманизм и невозможность достичь целей и задач наказания;

3) лицо нуждается в принудительном медицинском лечении. В зависимости от того, в какой момент времени было установлено это психическое расстройство, учитываются следующие возможные варианты применения принудительных медицинских мер:

А) психологическое расстройство, которое исключает возможность производства следственных действий, было выявлено в предварительном процессе расследования. В этом случае, следователь направляет уголовное дело в суд, для принятия решения о применении принудительных медицинских мер. Если суд признает, что данное расстройство исключает возможность преступника осознать общественно опасный характер своего действия, или невозможность руководить своими действиями, то он выносит соответствующее определение. Но принудительные меры медицинского характера не являются видом освобождения от наказания, так как расследование уголовного дела не закончено, и суд не может признавать лицо виновным, назначить наказание, вынести приговор, или освободить от наказания. Действующее законодательство не регулирует данный случай.

Если лицо выздоравливает, и в связи с переменой его здоровья отпадает необходимость в последующем применении назначенных мер, то суд, в содействии с медицинским органом, в котором находится данное лицо, выносит определение об их отмене.

Одновременно с этим, суд направляет дело для производства дознания и предварительного следствия в общем порядке. Следует так же учесть время, которое обвиняемый провел в медицинском заведении. Оно включается в срок содержания под стражей.

Б) психологическое расстройство было установлено на момент окончания расследования, а дело еще не было рассмотрено судом. В этом случае, суд не выносит приговор, так как в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства, участие подсудимого в судебном заседании является обязательным, за исключением немногих указанных в законе случаях, в которые не входит отсутствие подсудимого по причинам психического расстройства.

Назначение наказания судом, и, как следствие, освобождение от него,

невозможно, пока подсудимый не будет излечен от психического расстройства и не будет в состоянии участвовать в судебном разбирательстве.

Применение медицинских мер, в данном конкретном случае так же не предусмотрено законодательством. После отмены медицинских принудительных мер дело будет рассматривается на общих основаниях;

В) психологическое расстройство лица установлено в тот момент, когда приговор уже был вынесен, но не вступил в законную силу и ещё не исполняется.

В этом случае, применение принудительных медицинских мер будет рассматриваться как способ освобождения от наказания, ведь оно уже было назначено.

Использование законодателем фраз "психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания" или "освобождение от наказания в результате психического расстройства" является юридически не корректным. Принудительные медицинские меры в таких случаях являются отдельным самостоятельным видом иных мер уголовно – правового характера;

Г) психическое расстройство было установлено на момент исполнения приговора. Тогда, лицо будет освобождено от дальнейшего отбывания наказания в связи с психической болезнью, и к нему применяются принудительные медицинские меры.

3. Совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

Принудительные медицинские меры, которые назначаются осужденному к ограничению, лишению свободы или аресту, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, исполняются учреждениями, исполняющими указанные виды наказаний.

В случае, когда психологическое состояние лица изменяется, и ему требуется лечение в стационаре, то помещение осужденного в психиатрический стационар или иное лечебное учреждение производится в порядке и по основаниям, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

Особое место занимают принудительные меры медицинского характера , соединенные с исполнением наказания. Эти меры могут быть применены судом в отношении лиц, осужденных за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающихся в лечении от алкоголизма, наркомании, либо в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости

В Уголовном кодексе РФ сохранена возможность принудительного лечения алкоголизма и наркомании одновременно с применением наказания. Если наказание связано с лишением свободы, то осуществление принудительного лечения возлагается на медицинскую службу исправительных учреждений. Если же назначается наказание, не связанное с лишением свободы, то исполнение этой меры возлагается на учреждения здравоохранения.

1. Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера осуществляются судом по представлению администрации медицинской организации, осуществляющей принудительное лечение, или уголовно-исполнительной инспекции, контролирующей применение принудительных мер медицинского характера, на основании заключения комиссии врачей-психиатров.

2. Лицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры. Освидетельствование такого лица проводится по инициативе лечащего врача, если в процессе лечения он пришел к выводу о необходимости изменения принудительной меры медицинского характера либо прекращения ее применения, а также по ходатайству самого лица, его законного представителя и (или) близкого родственника. Ходатайство подается через администрацию медицинской организации, осуществляющей принудительное лечение, или уголовно- исполнительную инспекцию, осуществляющую контроль за применением принудительных мер медицинского характера, вне зависимости от времени последнего освидетельствования. При отсутствии оснований для прекращения применения или изменения принудительной меры медицинского характера администрация медицинской организации, осуществляющей принудительное лечение, или уголовно-исполнительная инспекция, осуществляющая контроль за применением принудительных мер медицинского характера, представляет в суд заключение для продления принудительного лечения. Первое продление принудительного лечения может быть произведено по истечении шести месяцев с момента начала лечения, в последующем продление принудительного лечения производится ежегодно.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Вне зависимости от времени последнего освидетельствования и от принятого решения о прекращении применения принудительных мер медицинского характера суд на основании внесенного не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока исполнения наказания ходатайства администрации учреждения, исполняющего наказание, назначает судебно-психиатрическую экспертизу в отношении лица, указанного в пункте "д" части первой статьи 97 настоящего Кодекса, в целях решения вопроса о необходимости применения к нему принудительных мер медицинского характера в период условно-досрочного освобождения или в период отбывания более мягкого вида наказания, а также после отбытия наказания. Суд на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы может назначить принудительную меру медицинского характера, предусмотренную пунктом "а" части первой статьи 99 настоящего Кодекса, или прекратить ее применение.

3. Изменение или прекращение применения принудительной меры медицинского характера осуществляется судом в случае такого изменения психического состояния лица, при котором отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры либо возникает необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера.

4. В случае прекращения применения принудительного лечения в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, суд может передать необходимые материалы в отношении лица, находившегося на принудительном лечении, в федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения для решения вопроса о лечении этого лица в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь, или направлении этого лица в стационарное учреждение социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.

(см. текст в предыдущей редакции)



Просмотров