Органы осуществляющие оперативно розыскную деятельность. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: их полномочия. Взаимодействие с органами предварительного следствия и органами дознания по раскрытию и расследованию преступлений. Задачами

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

    Необходимость государственного регулирования экономики

2 Принципы и функции государственного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции

3 Формы и методы государственной поддержки

1 Необходимость государственного регулирования экономики

В реальной жизни и в практической деятельности предприятий возникают всевозможные, часто непредвиденные ситуации: предприятие обанкротилось или не выполняет договорные отношения; нарушены права собственности (на чистую воду, землю, имущество, произведенную продукцию и т. д.); под участком, находящимся в частной собственности, нашли нефть, и т. д. При этом возникает необходимость в выработке правил экономического поведения и обеспечении их соблюдения всеми экономическими субъектами.

Известно, что избыток денежной массы ведет к росту цен, инфляции, а ее недостаток вызывает экономический спад, безработицу. Значит, требуется механизм управления денежной массой.

Усиление монополизма ведет к сокращению объемов производства и повышению цен, нанося таким образом ущерб обществу; кроме того, существуют естественные монополии; в отдельных случаях, наоборот, требуется создание монополии, например путем закрепления права собственности изобретателя. Возникает необходимость в управлении этими процессами с целью их стабилизации.

Иногда нужно установить право собственности для решения внешних проблем, например устранения загрязнения окружающей среды, обеспечения общественных благ (защита государственных границ, безопасность государства – как продовольственная, так и от внешней агрессии, реализация крупных проектов и программ по здравоохранению, освоению космоса и т. д.). Ясно, что ни одно предприятие, каким бы крупным оно ни было, не в состоянии решить эти проблемы, это под силу лишь государству, а в отдельных случаях – даже группе государств.

Перечисленные ситуации и многие другие в конечном итоге предопределяют необходимость регулирования экономики в условиях рынка.

Регулирование экономики – это целенаправленный процесс, обеспечивающий поддержание или изменение экономических явлений и их связей. Выступает в формах директивного планирования, рыночного саморегулирования и индикативного регулирования.

Директивное планирование – это форма управления экономикой, при которой деятельность экономических субъектов регулируется преимущественно административными методами без учета их материальных интересов и экономических выгод.

Рыночное саморегулирование – стихийная корректировка воспроизводственного процесса под влиянием действия законов стоимости и цен.

Индикативное регулирование – воздействие государства на производство при помощи экономических рычагов, таких, как государственные инвестиции, государственные закупки, налоговая политика, рынок ссудного капитала, государственные программы и т.д.

В рыночной экономике в отличие от экономики централизованного планирования резко сокращается сфера директивного планирования при прогрессивно возрастающих рыночном и индикативном регулировании.

Существует как государственное, так и негосударственное регулирование.

Негосударственное регулирование связано с деятельностью ассоциаций, банков, товарных и фондовых бирж, ярмарок, центров оптовой торговли, валютных аукционов, информационных систем, а также с соглашениями о рынках сбыта и ценах.

Государственное регулирование – это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экологических и социальных проблем.

Государственное регулирование сельскохозяйственного рынка необходимо по следующим причинам.

1. Внутриполитическая и внешнеполитическая значимость аграрного сектора. Государство несет ответственность за продовольственное обеспечение населения, что гарантирует стабильность страны и ее политическую независимость.

2. Особенности сельского хозяйства. Влияние природно-климатических факторов на конечные результаты производства приводит к необходимости создания системы государственного страхования. Неустойчивость цен и их зависимость от конъюнктуры рынка требуют быстрой реализации продукции. Особенностью отрасли являются также неустойчивость доходов сельского населения, низкая степень монополизации по сравнению с другими отраслями экономики, необходимость развития социальной и производственной инфраструктуры, экологизации сельскохозяйственного производства, слабая привлекательность сельскохозяйственного труда и инвестиций в сельское хозяйство (из-за высокой капиталоемкости отрасли, низкой прибыльности инвестиций и большого срока их окупаемости).

Потребность в создании в стране механизма государственного регулирования АПК, включающего весь комплекс мер воздействия на систему экономических отношений, вытекает из места и роли этого сектора в рыночной экономике. Агропромышленный комплекс занимает особое положение, не позволяющее в силу его специфики в полной мере и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Относительно низкодоходное сельское хозяйство, зависящее от природных факторов и имеющее ярко выраженный сезонный, цикличный характер производства, отсталость в технологическом отношении, не позволяют получать от вложенных в него капиталов достаточную отдачу. Кроме того, увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции вследствие неэластичности спроса приводит к существенному падению цен на нее и сопровождается уменьшением доходов сельхозтоваропроизводителей. Низкий платежеспособный спрос населения не позволяет реализовывать сельскохозяйственную продукцию по достаточно высоким ценам.

Следует также отметить, что сельское хозяйство является крупным потребителем промышленной продукции. Низкий уровень рентабельности сельскохозяйственного производства и высокие цены на промышленную продукцию не дают возможности предприятиям аграрной сферы осуществлять производство с необходимой степенью интенсивности.

Большой поток относительно дешевого импортного продовольствия и неконкурентоспособность отечественной продукции являются в последние годы причинами упадка собственного производства, создания серьезной угрозы для продовольственной безопасности страны.

Государственное регулирование необходимо для обеспечения сельскохозяйственным предприятиям равных с предприятиями других отраслей народного хозяйства условий в осуществлении расширенного воспроизводства и получении достаточного дохода.

3. Структурные и финансовые преобразования и деформации в сфере аграрной экономики. В сельском хозяйстве создается рыночная инфраструктура, осуществляются социально-экономические преобразования, преодолевается кризис сбыта, постепенно изменяется модель поведения предприятий; формируется система управления. К деформациям, требующим государственного регулирования, относится диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности.

В соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г. такую деятельность вправе осуществлять только перечисленные в его ст. 13 оперативные подразделения: органов внутренних дел; федеральной службы безопасности; федеральной службы налоговой полиции; Федеральной службы охраны РФ; Пограничной службы РФ; Таможенной службы РФ; Службы внешней разведки РФ; Министерства юстиции РФ, органов внешней разведки Министерства обороны РФ и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ".
Задачами этих органов считаются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без, вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской федерации.
Оперативно-розыскная деятельность проводится в соответствии с принципами законности, уважения прав и свобод личности, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.
Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, можно определить исходя из перечня оперативно-розыскных мероприятий. К ним относятся: опрос граждан; наведение спра-вок; сбор образцов для сравнительного исследования; контрольные закупки; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений; цензура корреспонденции осужденных; прослушивание телефонных и иных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

1 Оперативно-розыскные действия проводятся соответствующи-[ми органами самостоятельно, по поручениям и указаниям следователя. Постоянный надзор за законностью производства этих дей-Дствий, как отмечено выше (см. предыдущую главу учебника), возложен на прокуроров соответствующих уровней, которые каждый раз должны рассматривать необходимость проведения дополнительных оперативных мероприятий, направленных на раскрытие преступления и выявление причастных к нему лиц, и вместе со следователем определять степень и пределы использования результатов оперативно-розыскной деятельности. Проведение ряда оперативно-розыскных действий требует получения санкции соответствующего прокурора или судебного решения.
Как уже говорилось, оперативно-розыскные действия вместе со следственными действиями направлены на борьбу с преступностью и носят правовой характер. Различия между ними обусловлены тем, что они совершаются в разных правовых режимах, что проявляется в следующем:
- различна правовая база их производства, поскольку следователь действует обычно на основании Уголовно-процессуального кодекса и других федеральных законов, а оперативно-розыскная деятельность осуществляется на основании Закона об оперативно-розыскной деятельности и подзаконных актов;
- различны пределы производства этих действий, поскольку следственные действия проводятся только после возбуждения уголовного дела, а оперативно-розыскные действия могут проводиться и до возбуждения дела;
- различны результаты этих действий, поскольку в результате следственных действий могут быть получены доказательства, а в результате оперативно-розыскных действий могут быть получены лишь сведения, которые станут доказательствами только после закрепления их процессуальным путем.
Особо необходимо подчеркнуть содержащиеся в Законе об оперативно-розыскной деятельности положения о необходимости соблю-дения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении этого вида деятельности. Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих ее, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать соответствующие действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.
Российское законодательство допускает и возможность деятельности, в какой-то мере схожей с оперативно-розыскными мероприятиями. Эта деятельность называется частной детективной и охранной и в соответствии с Законом РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам детективами, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты прав и инте-

ресов своих клиентов. Однако на частных детективов и охранников статус работников правоохранительных органов не распространяется. По уголовным делам они могут собирать сведения на договорной основе с гражданами, но в течение суток с момента заключения контракта на сбор сведений, представляющих интерес для производства по конкретному делу, частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.
При производстве такой деятельности частным детективам запрещается скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений, выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан, разглашать собранную информацию и т.д.
Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответственность.

Еще по теме § 2. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, их компетенция:

  1. § 2. Взаимодействие следователя с субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и использование результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений против собственности, совершаемых на транспорте
  2. § 1. Деятельность оперативных подразделений УГОЛОВНО - ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПО РАСКРЫТИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВ ЛЕННОСТИ И ОПЕРАТИВНО - РОЗЫСКНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИХ РАССЛЕДОВАНИЯ
  • Вопрос 7. Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту.
  • Вопрос 8. Принцип состязательности.
  • Вопрос 9. Принцип презумпции невиновности.
  • 10. Принцип национального языка судопроизводства.
  • 11. Понятие и общая характеристика судебной системы рф.
  • 12. Понятие звена судебной системы. Общая характеристика звеньев судебной системы рф.
  • 13. Понятие судебной инстанции. Понятие первой инстанции. Суды, рассматривающие дела в первой инстанции.
  • 14. Понятие апелляционной инстанции. Суды, рассматривающие дела в апелляционной инстанции.
  • 15. Понятие кассационной инстанции. Суды, рассматривающие дела в кассационной инстанции.
  • 16. Понятие надзорной инстанции. Суды, рассматривающие дела в надзорной инстанции.
  • 17. Место мировых судей в судебной системе рф. Компетенция мирового судьи.
  • 19. Место районных судов в судебной системе рф. Их компетенция.
  • 21. Организация работы районного суда. Аппарат районного суда.
  • 22. Место судов общей юрисдикции среднего звена в судебной системе рф. Их компетенция.
  • 24.Структура суда общей юрисдикции среднего звена. Компетенция и порядок формирования структурных подразделений
  • 25.Место Верховного Суда рф в судебной системе рф. Его компетенция
  • 27. Структура Верховного Суда рф. Компетенция и порядок формирования структурных подразделений.
  • 28.Место военных судов в судебной системе рф. Их компетенция.
  • 29. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда. Порядок назначения на должность председателя, заместителей председателя и судей военного суда. Срок их полномочий.
  • 30. Структура окружного военного суда. Полномочия структурных подразделений.
  • 31. Место арбитражных судов в судебной системе рф. Их компетенция.
  • 33. Арбитражные апелляционные суды: порядок их образования, полномочия и состав. Полномочия, порядок формирования структурных подразделений арбитражных апелляционных судов.
  • 36. Место Конституционного Суда рф в судебной системе рф. Полномочия Конституционного Суда рф.
  • 38. Порядок приостановления и прекращения полномочий судьи Конституционного Суда рф. Отставка судьи Конституционного Суда рф.
  • 39. Основные принципы организации и деятельности Конституционного Суда рф.
  • 40. Понятие и общая характеристика статуса судей в рф.
  • 41. Основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судьи. Отставка судьи
  • 42. Статус присяжных заседателей.
  • 43. Статус арбитражных заседателей.
  • 44. Организационное обеспечение деятельности судов: понятие, содержание и органы.
  • 45. Судебный департамент при Верховном Суде рф.
  • 46. Администраторы судов и их компетенция.
  • 47. Судейское сообщество: понятие, содержание и органы.
  • 48. Квалификационные коллегии и аттестация судей.
  • 49. Понятие прокуратуры. Система органов прокуратуры. Принципы организации и деятельности прокуратуры.
  • 50. Отрасли прокурорского надзора. Иные функции прокуратуры
  • 51. Порядок назначения на должность и порядок прекращения полномочий Генерального прокурора рф. Срок полномочий Генерального прокурора рф.
  • 3. Прокуроры имеют право на выход в отставку. Основаниями отставки являются:
  • 53. Место Генеральной прокуратуры в системе органов прокуратуры.
  • 54. Структура Генеральной прокуратуры. Полномочия структурных подразделений Генеральной прокуратуры.
  • 55. Предварительное расследование в правоохранительной деятельности государства (понятие, общая характеристика и органы, осуществляющие предварительное расследование).
  • 56. Органы, осуществляющие оперативно- розыскная деятельность: задачи, виды, полномочия.
  • 57. Органы дознания: задачи, виды, полномочия.
  • 58. Органы предварительного следствия: задачи, виды, полномочия.
  • 59. Структура Следственного комитета Российской Федерации.
  • 60. Структура следственных органов внутренних дел.
  • 61. Правовое положение следователя
  • 62. Юридическая помощь и её организация
  • 63. Понятие и основные принципы адвокатской деятельности в рф.
  • 64. Права и обязанности адвоката
  • 65. Статус адвоката. Приобретение, приостановление и прекращение статуса адвоката. Гарантии независимости адвоката.
  • 66. Формы адвокатских образований: общая характеристика.
  • 67. Адвокатская палата субъекта рф: порядок создания, задачи, органы управления.
  • 68. Федеральная палата адвокатов рф: порядок создания, задачи, органы управления.
  • 69. Понятие и система органов нотариата (принципы).Правовой статус нотариуса.
  • 70. Основные правила совершения нотариальных действий.
  • 56. Органы, осуществляющие оперативно- розыскная деятельность: задачи, виды, полномочия.

    В соот. С ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности , Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

    Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

      выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

      осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

      добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

      установление имущества, подлежащего конфискации.

    На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

    1. Органов внутренних дел Российской Федерации.

    2. Органов федеральной службы безопасности.

    4. Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.

    6. Таможенных органов Российской Федерации.

    7. Службы внешней разведки Российской Федерации.

    8. Федеральной службы исполнения наказаний.

    9. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

    Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.

    Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные настоящим Федеральным законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

    Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.

    57. Органы дознания: задачи, виды, полномочия.

    В соотв. с УПК РФ, Дознание – это собирание официальными органами сведений об определенном обстоятельстве или факте или же собирание доказательств такого факта. Дознание может иметь место по отношению ко всякого рода делам, подлежащим судебному рассмотрению, гражданским, административным и уголовным, и при всяком положении дела.

    Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели (следователи) органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, дознаватели органов Госнаркоконтроля России, Службы судебных приставов, таможенных органов, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, дознаватели органов Государственной противопожарной службы.

    По уголовным делам о преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц (занимающими государственные должности, прокурорами, следователями, адвокатами), дознание производится следователями прокуратуры.

    Ввиду исключительности обстоятельств уголовно-процессуальный закон возлагает возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий на капитанов морских и речных судов, руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ

    Задачами органов дознания являются:

    Органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы процессуальных действий :

      – дознание по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления), по преступлениям небольшой и средней тяжести. По уголовным делам об иных преступлениях этих категорий дознание может производиться только по указанию прокурора;

      – производство неотложных следственных действий (осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

    В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры:

    руководитель (начальник органа дознания) – это должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное Уголовно-процессуальным кодексом отдельными процессуальными полномочиями для обеспечения процессуального контроля за производством дознания;

    дознаватель – это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручает вести дознание; с этого момента он приобретает предусмотренные законом процессуальные права и обязанности.

    Надзор за точным и неуклонным исполнением закона органами дознания осуществляет прокуратура .

    Оперативно-розыскная деятельность

    Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно - розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

    Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

    Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно - розыскных мероприятий.

    Круг субъектов уполномоченных ее осуществлять, пределы их полномочий

    оперативный розыскной процессуальный следователь

    Оперативно-розыскная деятельность осуществляется специальными субъектами, которыми являются только оперативные подразделения государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД. Перечень таких органов может быть изменен или дополнен только федеральным законом. К оперативным подразделениям относятся находящиеся в составе органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органа внешней разведки Министерства обороны РФ структурные подразделения, специализирующиеся на проведении оперативно-розыскных мероприятий. Перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их компетенция, структура, организация работы определяются ведомственными нормативными правовыми актами органов, осуществляющих ОРД. Подразделения указанных органов, не внесенные в утвержденный перечень, не могут быть отнесены к числу оперативных и, соответственно, не вправе реализовывать оперативно-розыскную функцию. К числу оперативных не могут быть отнесены подразделения, выполняющие вспомогательные функции либо основные, но не связанные с ОРД. Под пределом компетенции понимается ограниченный Законом круг правомочий органов, осуществляющих ОРД, по проведению всех или отдельных видов оперативно-розыскных мероприятий. Полномочия органов-субъектов ОРД в рассматриваемой сфере неодинаковы. Оперативные подразделения одних органов осуществляют ОРД в полном объеме, других - в усеченном. Различия в компетенции отмечаются и между различными оперативными подразделениями одного ведомства как субъекта ОРД. В частности, оперативные подразделения органа внешней разведки Минобороны России вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных субъектов ОРД.

    При определении компетенции (полномочий) этих органов в сфере ОРД необходимо руководствоваться нормами комментируемого Закона, соответствующими федеральными законодательными актами, регламентирующими их деятельность, а также ведомственными и межведомственными нормативными правовыми актами. Например, правом проведения оперативно-розыскных мероприятий, связанных с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, Закон наделяет только подразделения органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Оперативные подразделения, наделенные правом проведения указанных мероприятий, определяются ведомственными нормативными правовыми актами, а порядок использования оперативно-технических сил и средств органов ФСБ, МВД, ФСКН - межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Компетенция субъектов в сфере ОРД ограничивается их задачами и функциями, определенными в законодательных актах, регламентирующих сферу их деятельности: в Законах "О полиции", "О внешней разведке", "О Федеральной службе безопасности" и др.

    Использование результатов оперативно-розыскной деятельности

    Результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, имущества, подлежащего конфискации, для принятия решений о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений. Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, и в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом. Представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно - розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.

    Юридическое значение результатов оперативно-розыскной деятельности в раскрытии и расследовании преступлений

    Согласно Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде. Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

    Сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ст. 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Несмотря на негласный характер части средств оперативно-розыскного документирования, нетрудно заметить, что многие из таковых производны и по сути повторяют средства, применяемые входе производства дознания и предварительного следствия. Опрос граждан может мало чем отличаться от допроса, наведение справок-- от требования в порядке ст. 144 УПК, сбор образцов для сравнительного исследования -- от получения образцов для сравнительного исследования; исследование предметов и документов -- от экспертизы; отождествление личности -- от опознания; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств -- от осмотра; контроль почтовых отправлений -- от ареста почтово-телеграфных отправлений.

    В ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» прямо указано, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществление следственных и проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания и следствия, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших. Результаты оперативно-розыскной деятельности могут представляться в орган дознания или следователю, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирания, проверку и оценку доказательств. Некоторыми учеными обосновывается, что «материалы, полученные в результате использования современных научно-технических средств, могут выступать в уголовном процессе как документы, как вещественные доказательства и как самостоятельный источник доказательств -- в зависимости от совокупности характерных признаков...

    Использование информаторов -- один из возможных способов получения доказательств по уголовному делу. Показания работника дознания о том, что ему сообщил информатор, и собственные показания последнего об известных ему событиях и фактах -- таковы два пути придания этим сведениям доказательственных значения». Для «обоснования необходимости производства обыска или ареста подозреваемого возможно использование информации, полученной от осведомителя, но при этом может быть поставлен вопрос о раскрытии его личности. Конфиденциальность в этом случае сохраняется, если доказана надежность информатора и личное знание им фактов. Вопрос о раскрытии личности может быть поставлен и в том случае, когда речь идет о сведениях, способных оказать кардинальное влияние на судьбу дела. Решение его зависит от того, насколько существенными являются показания информатора и имеются ли в деле иные прямые доказательства виновности подсудимого. Если информатор является важнейшим свидетелем по вопросу о виновности или невиновности подсудимого и если в деле нет иных прямых доказательств, раскрытие личности такого свидетеля допустимо в интересах правосудия. Обвинение может согласиться с этим и принять дополнительные меры по обеспечению безопасности своего информатора либо отказаться, но быть готовым в таком случае к оправдательному приговору».



    Просмотров