Не является источником авторского права

Особое внимание следует обратить на международные нормативные акты, регулирующие вопросы авторского права.

Прежде всего, это Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве. В соответствии с данной Конвенцией выпущенные в свет произведения граждан государств - участников Конвенции, как и произведения, впервые опубликованные на территории такого государства, охраняются в любом другом государстве - участнике Конвенции так же, как и произведения его граждан (статья II). Не выпущенные в свет произведения граждан каждого государства-участника Конвенции пользуются в каждом другом государстве-участнике Конвенции охраной, которую это государство-участник Конвенции предоставляет не выпущенным в свет произведениям своих граждан.

В указанной Конвенции приводится примерный перечень охраняемых произведений: произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, графики и скульптуры (статья I).

Конвенция установила исключительное право автора на перевод, но она также предусмотрела право государства своим внутренним законодательством ограничить право перевода письменных произведений, но с соблюдением некоторых ограничений (статья V).

Конвенция устанавливает также минимальный срок охраны произведений, на который распространяется действие конвенции, - он составляет время жизни автора, а также двадцать пять лет после его смерти (срок в государствах-участницах конвенции не может быть меньшим). Таким образом, различные государства в соответствии с данной конвенцией вправе предусмотреть иные сроки охраны авторских прав с момента смерти автора, отличные от установленного Конвенцией, но не менее двадцати пяти лет. При этом государства-участники Конвенции не обязаны обеспечивать охрану произведения в течение срока более продолжительного, чем срок, установленный для произведений данной категории законом государства-участника Конвенции, чьим гражданином является автор, если речь идет о не выпущенном в свет произведении, или, если речь идет о выпущенном в свет произведении, - законом государства-участника Конвенции, в котором произведение впервые выпущено в свет.

13 марта 1995 года Россия присоединилась к Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979).

Но при присоединении к Бернской конвенции Россия сделала оговорку, что действие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием.

Следует также отметить Стокгольмскую конвенцию. Данной конвенцией учреждается Всемирная организация интеллектуальной собственности.

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) является учреждением ООН, ответственным за функционирование международной системы охраны интеллектуальной собственности. ВОИС разрабатывает соответствующие правовые вопросы и дает надлежащие рекомендации.

Нормы ГК РФ, относящиеся к интеллектуальной собственности, образуют особую подотрасль гражданского права, которую можно разделить на 4 относительно самостоятельных правовых института.

Прежде всего, необходимо выделить институт авторского права и смежных прав. Он обеспечивает выполнение функций авторского права, среди которых чаще всего называют две:

  • - стимулирование деятельности по созданию произведений науки, искусства, литературы. В этих целях авторское право способствует созданию условий для занятий творческим трудом, обеспечивает правовое признание и защиту достигнутых творческих результатов, закрепление за авторами прав на использование созданных ими произведений, получение доходов и т.д.
  • - создание условий для широкого использования произведений в интересах общества. Такие несколько противоречивые функции и задачи авторского права тесно связаны с его принципами, которые пронизывают все содержание системы авторского права, воплощаются в субъективных правах и юридических обязанностях участников авторских правоотношений.
  • - принцип свободы творчества, который закреплен непосредственно ст. 44 Конституции РФ. Он предполагает творческий поиск в любом направлении, с любой темой, независимо от назначения произведения и, соответственно, запрещает цензуру;
  • - сочетание личных интересов автора с интересами общества. Он определяет меру монопольного права использования автором своих произведений не в ущерб обществу. Полная монополия сохраняется, конечно, только касаемо не обнародованных произведений. В остальном, признается право граждан РФ участвовать в культурной жизни и пользоваться достижениями культуры;
  • - положение о неотчуждаемости личных неимущественных прав.

Эти права не могут перейти к другим лицам даже при согласии автора. К этим правам относятся право на имя, авторство, защиту репутации. В то же время имущественные права авторов могут передаваться другим лицам по авторскому договору в силу закона;

Другими правовыми институтами являются институт патентного права, институт фирменных наименований и товарных знаков и институт нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности.

Современное российское авторское право представляет собой "сложную и целостную систему" нормативных актов, как точно выразился А.П. Сергеев. Даже из определения авторского права видно, что в субъективном смысле - это система (совокупность) законодательно-нормативных актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

Конституцию РФ от 12 декабря 1993 г., ст. 44 которой гласит, что интеллектуальная собственность охраняется законом и каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества;

Гражданский кодекс РФ, часть первая (от 21 октября 1994 г.) и часть вторая (от 14 ноября 2001 г.), который признает право граждан на интеллектуальную собственность (ст. 138); часть четвертая (от 1 января 2008 г.), которая рассматривает в главе 70 Авторское право;

нормативные акты исполнительной власти: постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения". Этим постановлением утверждены некоторые виды использования произведений литературы и искусства и минимальные ставки авторского вознаграждения; постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1224 "О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г. и Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г.";

Указ Президента РФ от 7 октября 1993 г. "О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав".

Особо следует сказать о роли судебной практики по конкретным авторским делам, рассмотренным Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ. Судебные решения этих органов не являются источниками авторского права. Основная их цель - ориентация нижестоящих судов и всех заинтересованных лиц, применяющих авторское законодательство, при разрешении отдельных вопросов авторского права. Наиболее важные решения публикуются в Бюллетене Верховного Суда РФ и Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ.

В настоящее время Россия выступает участницей целого ряда договоров и соглашений в области авторского права, которые являются такими же источниками, как и национальное законодательство. "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью его правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора" (п. 4 ст. 15 Конституции РФ). Это означает абсолютный приоритет международных договоров в Российской Федерации (если наша страна в них участвует) по сравнению с национальным законодательством.


Россия является участницей:

Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (в ред. 1971 г.) - с 13 марта 1995 г.;

Россия участвует в Соглашении о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав стран СНГ от 24 сентября 1993 г. и ряда двусторонних соглашений в этой области; в Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), к которой СССР присоединился еще в 1968 г.;

К Конвенции "Об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и организаций телерадиовещаний 1968 г." (Римской) Россия присоединилась 20 декабря 2002 г. Кроме того, Россия является участницей и иных конвенций в отношении смежных прав.

На данный момент это далеко не полный перечень документов, договоров и соглашений, регулирующих охрану авторского права. Время не стоит на месте, возникают проблемы в разных странах мира, вот и приходится решать их на международном уровне путем создания новых международных отношений, например Договора ВОИС об авторском праве (1996 г.), или появлением новых стандартов в отношении охраны прав интеллектуальной собственности, установленных в Соглашении о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности, заключенном в рамках Уругвайского раунда ГАТТ от 15 декабря 1993 г. Для России следование этим стандартам (хотя бы части из них) является жизненно важным. Международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, предусматривают правовую охрану авторского права и смежных прав на территории России для определенных категорий иностранных владельцев этих прав. При этом объем предоставляемых прав может быть различным. Иностранным владельцам прав на основе международного договора в некоторых случаях может быть предоставлен более льготный режим, чем тот, который предоставляется российским авторам, охраняемым по нашему национальному законодательству.

Говоря о системе интеллектуального права, мы выяснили, что она включает в себя следующие элементы: институт авторских и смежных прав, институт права промышленной собственности. Сегодня более подробно охарактеризуем первый. Смежные права ввиду их специфичности целесообразнее рассмотреть в отдельной статье.

Понятие и особенности

Итак, авторское право – институт интеллектуального права, объединяющий группу общественных отношений, связанных с созданием, охраной, защитой произведений и приравненных к ним компьютерных программ (программ для ЭВМ). Как видно, здесь есть специальный объект – произведения науки, литературы, искусства и программы для ЭВМ. Им присущи особенности, отличающие их от всех иных охраняемых законом объектов:

  1. Наличие творческого характера. Понятие творческого характера в Гражданском кодексе не раскрывается, но очевидно, что под ним понимается такая особенность интеллектуальной деятельности, благодаря наличию которой объект получается непохожим на другие и имеет некоторые художественные особенности. Так, обычный пересказ новостей не будет объектом авторского права, а при наличии творческого подхода это будет результат интеллектуальной деятельности, охраняемый авторским правом.
  2. Отсутствие прямой связи с промышленной и предпринимательской сферой. Здесь можно говорить о связи с культурной сферой общества: произведения авторов могут относиться к литературе, архитектуре, науке, программированию и т.д.
  3. Охрана формы, а не содержания. Поскольку мы имеем дело не с изобретениями и не с иными подобными объектами (промышленная собственность), нам не важно, что написано в произведении. Важно, что объект отвечает признакам интеллектуальной собственности и подлежит охране. Творческий характер при этом предполагается.
  4. Предоставление охраны с момента создания. Это обуславливается предыдущим признаком. Если важна только форма, то необходимость в регистрации отпадает, поскольку автору не нужно доказывать охрану: она действует сразу же.

Более подробно об объектах можно посмотреть эту статью.

На практике вопросы в сфере авторского права возникают значительно чаще, чем, допустим, в сфере патентного права. Думается, подавляющее большинство читателей так или иначе сталкивались с ним: были авторами стихотворений, курсовых работ, выкладывали собственное видео в Интернет и т.д. Именно поэтому институт авторского права стоит в четвертой части ГК РФ первым (глава 70).

К прочим особенностям можно отнести наличие дополнительных прав у субъектов: права следования, доступа, на вознаграждение и т.д. Также в законе уделено место специальным договорам в этой сфере: в частности, издательскому договору, авторского заказа и т.д.

Важно отметить, что Гражданский кодекс допускает в отдельных случаях использовать объекты авторского права третьими лицами. Например, в личных, информационных, учебных, культурных целях, а также библиотеками, архивами и образовательными организациями, и в некоторых иных случаях. Вероятно, это связано с широким распространением произведений, в отличие от тех же объектов промышленной собственности.

Представляется, что авторское право несколько трансформировалось в рамках цифровой среды. Так, есть Интернет-ресурсы, которые предоставляют возможность фактической регистрации произведений, чтобы защитить авторов в Интернете от нарушений интеллектуальных прав, которых сегодня очень много. Регистрация – признак объектов промышленной собственности, однако ввиду специфики Интернета и объекты авторского права зачастую фиксируются для надежности.

Основные функции авторского права

Являясь важнейшим институтом интеллектуального права, авторское право выполняет ряд значимых функций:

  1. Содействие в формировании культурного уровня общества. Произведения оказывает огромное влияние на культурное сознание населения, а авторское право – главный регулятор общественных отношений в этой сфере. Отдельные произведения выводят культуру на новый уровень («Преступление и наказание», «Бесы» Ф.М. Достоевского).
  2. Возможность получения авторами доходов с результатов их творческой деятельности. В связи с наличием исключительного права, они в течение своей жизни могут любым образом извлекать прибыль из своих произведений: например, предоставлять возможность другим лицам возмездно использовать их, публиковать и т.д. Это в свою очередь стимулирует авторов к дальнейшей интеллектуальной деятельности.
  3. Осуществление баланса между интересами авторов (правообладателей) и обществом. Хотя на объекты авторского права действует режим исключительных прав, однако в ряде случаев (см. статьи 1273-1278 ГК РФ) допускается использование их без разрешения автора и без выплаты ему вознаграждения.

Источники авторского права

Международно-правовые акты

В соответствии с Конституцией РФ, международные договоры имеют приоритет над национальным законодательством. Источниками авторского права являются, прежде всего, некоторые важные международные документы.

Бернская конвенция 1886 года . Многие принципы, закрепленные в ней, сохранились и по сей день. В частности, важнейшее значение имеет презумпция авторства. Россия подписала конвенцию в 1994 году. Более подробно см. статью.

Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. (Женевская конвенция). К важным положениям этого документа можно отнести введение знака охраны авторского права, который состоит из значка ©, указания имени, даты первой публикации. Ряд норм закрепляет статус авторов, не являющихся гражданами государства, где создано произведение.

Договор Всемирной организации по интеллектуальной собственности (ВОИС) по авторскому праву 1996 г. В этом договоре закреплены уже более современные аспекты: например, регулирование компьютерных программ.

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) 1994 г. Из соглашения явствует, что для возникновения авторских прав не требуются никакие формальные процедуры. Наиболее важное положение касается определения равенства интеллектуальных прав иностранцев и граждан государства.

Национальное законодательство РФ

В статье 44 Конституции РФ закреплено, что каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и иного вида творчества.

Обратим внимание читателей: Закон РФ «Об авторских и смежных правах» утратил силу: сегодня основным источником является глава 70 Четвертой части Гражданского кодекса РФ. Если рассмотреть содержание этой главы, то можно обратить внимание на подробное регулирование всех вопросов, связанных с авторским правом: субъектов, объектов, договоров, режима исключительных прав и т.д.

На практике конвенции и Конституция применяются крайне редко, используются, в основном, соответствующие положения ГК РФ.

Других федеральных законов, прямо посвященных регламентации вопросов в сфере авторского права, в России нет. Законы субъектов федерации не могут регулировать гражданское законодательство в соответствии с Конституцией РФ.

Понятие творческой деятельности, ис, пис. Система пис

Творческая деятельность – это разновидность интеллектуальной деятельности направленная на создание качественно новых материальных и духовных ценностей.

Литературным, художественным, научным произведениям,

Исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телепередачам,

Изобретениям во всех областях человеческой деятельности,

Научным открытиям,

Промышленным образцам,

Товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям,

Защите от недобросовестной конкуренции,

А также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Конституция Украины в ст. 41 закрепляет, что каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности.

Право интеллектуальной собственности в объективном смысле – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе создания, правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности.

Право интеллектуальной собственности в субъективном смысле – личные неимущественные и имущественные права авторов и других обладателей прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Объектами права интеллектуальной собственности являются результаты интеллектуальной деятельности.

Они классифицируются на 4 группы:

1) произведения науки, литературы, искусства, исполнительская деятельность артистов, фонограммы, видеограммы, телерадиопрограммы – объекты авторских прав и смежных прав;

2) изобретения, полезные модели, промышленные образцы - объекты патентного права;

3) фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания – средства индивидуализации товаропроизводителей и их продукции;

4) открытия, топографии интегральных микросхем, ноу-хау, коммерческая тайна, рационализаторские предложения и другие нетрадиционные объекты.

Система права интеллектуальной собственности включает следующие составные части:

2. Право промышленной собственности

3. Правовая охрана средств индивидуализации

4. Правовая охрана нетрадиционных объектов ИС.

Объекты 2, 3, 4 группы принято называть термином “промышленная собственность”, поскольку они всегда воплощаются в промышленном производстве.

Характеристика отличительных особенностей ис.

Правовой режим интеллектуальной собственности имеет определенную специфику (особенности) по сравнению с собственностью на вещи. Прежде всего, объекты интеллектуальной собственности, являясь результатами творческой деятельности, носят нематериальный характер. В силу нематериального характера они непотребляемы и неуничтожимы. Поэтому права на использование этих объектов можно передавать в пользование бесконечное число раз неопределенному кругу лиц.

Создателям объектов интеллектуальной собственности наряду с имущественными правами (владение, пользование, распоряжение) принадлежат и личные неимущественные права (право авторства, право на авторское имя и др.). При этом имущественные и неимущественные права тесно взаимосвязаны.

Правомочие “владение” имеет в интеллектуальной собственности специфику, которая состоит в том, что объектом интеллектуальной собственности кроме его создателя может владеть каждый, кто прочел произведение, содержание патента и приобрел соответствующие знания.

Правовая охрана в отношении многих объектов интеллектуальной собственности (изобретений, промышленных образцов, товарных знаков) осуществляется путем выдачи охранных документов – патентов, свидетельств.

Право интеллектуальной собственности ограничено определенным сроком (например, патент на изобретение выдается на 20 лет). После истечения срока – объект переходит в общественное пользование.

И, наконец, право интеллектуальной собственности направлено на защиту исключительных прав на использование объекта, а не на защиту самого материального объекта, как это имеет место в вещном праве собственности.

3. володіти, користуватися і розпоряджатися своєю власністю, результатами Система законодательства об ис

  1. Характеристика действующего законодательства Украины об ИС.

«Стаття 41 . Кожен має право своєї інтелектуальної, творчої діяльності».
«Стаття 54 . Громадянам гарантується свобода літературної, художньої, наукової і технічної творчості, захист інтелектуальної власності, їхніх авторських прав, моральних і матеріальних інтересів, що виникають у зв"язку з різними видами інтелектуальної діяльності.

  1. ^ Международные правовые акты об ИС:

Основными также являются Бернская конвенция «Об охране литературных и художественных произведений» (1886 г.), Всемирная конвенция об авторском праве (Женева, 1952 г.), Римская конвенция об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания (1961 г.), а также Конвенция, учреждающая всемирную организацию интеллектуальной собственности (Подписана в Стокгольме 14.07.67 г. и изменена 02.10.79 г.), Всемирная декларация по интеллектуальной собственности (от 26.06.2000 г.), Договор о патентном праве (ПЛТ) (принят Дип. конференцией 01.06.2000 г.), Парижская конвенция об охране промышленной собственности (от 20.03.83 г.), Договор о законах по товарным знакам (Женева, 27.10.94 г.), Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов (01.01.99 г.), Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры (Будапешт, 28.04.77 г.), Евразийская Патентная Конвенция (Москва, 09.09.94 г.), Договор ВОИС по авторскому праву (Женева, 20.12.96 г.), Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (Женева, 20.12.96 г.).

  1. Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 (Книга 4 – ст.ст. 418-508).
  2. Специальные законы Украины:

· «Об охране прав на изобретения и полезные модели» от 15.12.1993;

· «Об охране прав на промышленные образцы» от 15.12.1993;

· «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» от 15.12.1993;

· «Об охране прав на сорта растений» от 21.04.1993;

· «Об охране прав на топографии интегральных микросхем» от 05.11.1997 и др..

  1. Подзаконные нормативные акты:
  • Постановление КМУ «Об утверждении Положения о Государственном департаменте интеллектуальной собственности» от 20 июня 2000 года № 997;
  • Постановление КМУ «Об утверждении Положения о представителях по делам ИС» от 10.08.1994 № 545;
  • Указ Президента Украины «О мерах об охране ИС в Украине» от 27.04.2001 № 285;
  • Указ Президента Украины «О неотложных мерах по усилению захиты прав ИС в процес се производства, экспорта, импорта и распространения дисков для лазерних систем считывания» 30.01.2002 № 85 и др.
    1. Личные неимущественные отношения.
    2. Имущественные отношения авторов и других обладателей авторских прав.

1. Конституция Украины

3. Закон Украины “О распространении экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных”

4. Положение о государственной регистрации авторского права и договоров, касающихся прав автора на произведение

5. Постановление КМ Украины “Об утверждении размера вознаграждения (роялти) за использование опубликованных с коммерческой целью фонограмм и видеограмм и порядка его выплаты”

6. Постановление КМ Украины “Об утверждении минимальных ставках авторского вознаграждения за использование объектов авторского права и смежных прав”

7. Правила розничной торговли экземплярами аудиовизуальных произведений и фонограмм.

8. Положение о государственном свидетельстве на право распространения и демонстрирования фильмов.

9. Положение о государственном инспекторе по вопросам интеллектуальной собственности.

10. Ведомственные нормативные акты, издаваемые Министерством образования и науки

11. Локальные акты (уставы предприятий, акты местных органов власти и т. д.)

Международные договоры, ратифицированные Украиной:

1. Стокгольмская Конвенция, учреждающая ВОИС (1967)
2. Всемирная Конвенция об авторских правах (Женева 1952)
3. Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений (1886)
4. Римская Конвенция по охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания (1961) 5. Характеристика объектов АП. Признаки произведения. Виды объектов АП. Объекты не охраняемые АП Объект авторского права – произведение науки, литературы и искусства. Произведение – это результат творческой деятельности человека, выраженный в какой-либо объективной форме. Произведение как объект авторского права обладает 2 признаками:
    1. творческий характер (оригинальность, неповторимость, уникальность),
    2. объективная форма выражения: письменная (рукопись), устная (публичное исполнение), звуко- или видеозапись, изображение (картина), объемно-пространственная (скульптура) и др.
Авторское право охраняет любое произведение, обладающее этими признаками, независимо от его художественной ценности, степени готовности, назначения и достоинств. Следует различать авторское право на произведение и право собственности на материальный объект, в котором оно выражено. АП и право собственности на материальный объект не зависят друг от друга. Отчуждение материального объекта не означает отчуждения авторского права.

В настоящее время во многих из стран зарубежья регулирование авторско-правовых отношений ведется согласно специальным законам. Во Франции для этого используется Кодекс интеллектуальной собственности, действующий с 1992 года, который аккумулировал закон об охране литературной и художественной собственности от 1957 года, а также следующие законы: об авторском праве, правах исполнителей, тех, кто производит фонограммы и видеограммы, включая предприятия аудиовизуального вещания, действующий с 1985 года, а также Патентный закон, касающийся товарных знаков и тому подобные акты. В ФРГ для этого имеется Закон об авторском праве, промышленных образцах и патентах, применяемый с 1988 года. В Соединенных Штатах Америки используется закон об общем пересмотре авторского права, введенный в 1976 году. В Японии применяют Закон об авторском праве от 1970 года.

Источники авторского права - международные конвенции

При использовании иностранных законов следует учитывать все изменения/дополнения, которые вносятся в них на протяжении всего срока действия.

Пример 1

В ФРГ были внесены существенные изменения в авторские права посредством Второго закона о регулировании авторских прав, который стал действовать с 25.10.2007 г.

Из-за того, что большая часть произведений, находящихся под охраной авторского права, очень часто используется за пределами национальных границ, была выработана система международной охраны авторских прав. В ее основу легли Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (была введена в действие 09.09.1886 г.) и Всемирная (она же Женевская) конвенция об авторском праве (действительна с 06.09.1952 г.).

Замечание 1

Такой принцип национального режима подвергается анализу во многих трудах, описывающих нравы иностранцев.

Бернская и Женевская конвенции в определенной мере отличаются друг от друга. Например, Женевская включает в себя совсем немного материально-правовых норм. В частности, в ней оговаривается исключительное право на перевод: он производится только после получения согласия автора либо его правопреемников. Произведение охраняется на протяжении всей жизни автора, а также еще 25 лет после дня его кончины. Если национальное законодательство для охраны авторских прав требует соблюдать установленные формальности, то они признаются выполненными, если на каждом экземпляре опубликованного произведения имеется знак охраны авторских прав - буква С, помещенная в кружок. Этот знак в обязательном порядке дополняется наименованием того, кто владеет авторскими правами, а также года выпуска произведения.

Бернская конвенция содержит гораздо больше норм, относящихся к материальному авторскому праву. Согласно ей, авторские права подлежат охране на протяжении 70 лет после ухода из жизни автора. Также в нее входят подробный перечень видов произведений, подлежащих охране, характеристики основных авторских прав (например, на перевод, публичное исполнение, воспроизведение, передачу в эфир) и варианты применения произведений.

Парижская редакция Всемирной конвенции препятствует свободному использованию произведений, которые были опубликованы, в киноиндустрии и телевизионной сфере. Это послужило одним из веских доводов в пользу присоединения Российской Федерации к этой редакции.

Помимо указанных конвенций с практической точки зрения довольно важна Римская конвенция по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм, а также радиовещательных организаций (была принята в 1961, но начала действовать с 18.05.1964 г.). Также важна Конвенция о распространении сигналов, несущих программы, которые передаются посредством спутников (введено в действие в Брюсселе 21.05.1974 г.).

Потребность обеспечивать охрану результатов творческой деятельности и контроль их надлежащего использования в границах экономических регионов способствуют не только развитию «наднациональных теорий», но также построению региональных правовых механизмов интеллектуальной собственности (например, в рамках ЕЭС/ЕС). По запросу Комиссии европейских сообществ в Брюсселе свыше 30 лет назад была произведена разработка проекта гармонизации авторского права стран-участниц ЕЭС. Этот проект часто именуют проектом Дитца.

Что относится к объектам авторских прав

Определение 1

В целом, они составляют достаточно обширный круг объектов. Ведь даже если брать для рассмотрения лишь литературные труды, то к ним относятся не только книги, но также всевозможные статьи (не только научного, но и художественного типа), брошюры, либретто (текстовое содержание музыкальных произведений), лекции, речи, проповеди церковных служителей, который могут быть как опубликованными, так и неопубликованными, а только зафиксированными на определенном носителе. Поэтому внутри авторского права существуют различные подразделы: например, авторские права музыкантов или художников.

  • литературные произведения, представленные не только в письменной, но и в устной форме;
  • компьютерные программы;
  • музыкальные произведения;
  • пантомимы и танцевальные произведения;
  • изобразительное искусство, предметы архитектуры и прикладного искусства, включая их проекты;
  • кинематографические произведения и подобные им;
  • фотографии и подобные им объекты;
  • изображения, обладающие научным/техническим характером (например, карты, схемы,чертежи, макеты и тому подобное).

Согласно статьи 3 Закона об охране литературной и художественной собственности, действующего во Франции с 1957 года и вошедшего в 1993 году в Кодекс интеллектуальной собственности, к объектам авторского права относят те же творческие произведения духовной направленности, что были описаны выше, только перечень имеет более расширенный вид. Программное обеспечение относится к 5 разделу Закона об авторском праве, правах исполнителей, производителей фонограмм/видеограмм, а также организаций аудиовизуального вещания (от 1985 года).

В Японии объектами авторских прав также считаются литературные произведения (драматические), статьи и лекции, музыкальные и танцевальные произведения, пантомимы, предметы искусства, архитектурные объекты, научные труды, арты, чертежи и схемы, фотографические и кинематографические произведения, фотографии, компьютерные программы. Этот перечень базируется на статье 10 Первого закона об авторском праве.

Такой же список объектов содержится в Едином законе об авторском праве, промышленных образцах и патентах 1988 года, вступившем в действие в Великобритании 01.08.1989 года (СЭРА). Полный текст этого закона размещается в приложениях к трудам Р. Меркина, Р. Д. Тейлора и Дж. Дворкина. Помимо этого в книге П. Теренса (который является профессором Ливерпульского университета) «Законодательство об авторском праве» приводится подробная характеристика этого закона и его сравнение с Законом 1956 года. Примечательно, что Единый закон вмещает в себя охрану и применение не только авторского, но и патентного права, а также права на промышленные образцы.

Замечание 2

При этом в его наименовании не используется термин «интеллектуальная собственность», что отличает его от Кодекса интеллектуальной собственности, действующего во Франции.

Также в законодательстве ряда других стран вместе со списком охраняемых объектов, перечисляются произведения, которые подпадают под охрану авторских прав.

Пример 2

Согласно японскому законодательству, новости дня и простые информационные данные не относятся к перечню охраняемых. Помимо этого охране не подлежат языки программирования, правила/алгоритмы, которые используются для создания компьютерных программ.

В чем заключается суть авторского права

Определение 2

В пункте 6 параграфа 102 закона США об общем пересмотре авторского права от 1976 года указывается, что охрана авторских прав оригинального произведения не включает в себя идеи, операции/методы, системы, концепции, принципы - при этом не имеет значение, в какой форме они описаны, иллюстрированы, объяснены в подобном произведении. В то же время законы об авторском праве предъявляют конкретные требования к форме охраноспособных произведений. Так, согласно упомянутого параграфа 102 авторским правом защищены оригинальные авторские произведения, которые зафиксированы в любой форме осязательного характера.

Законодательство об авторском праве не имеет полного перечня предметов интеллектуального творчества, подлежащих охране. Это связано с тем, что новые технические средства создания и использования подобных произведений появляются в непрерывном режиме, что расширяет круг объектов, подпадающих под охрану авторского права. Поэтому в параграфе 102 закона США упоминается именно «любая осязаемая форма, которая известна на текущий момент или же будет использована в будущем».

Замечание 3

При этом упоминаемая форма должна способствовать восприятию, воспроизведению либо сообщению произведения иным лицам, как напрямую, так и при помощи механизмов/устройств.

В число новых технических средств создания/использования творческих произведений, которые влекут появление новых объектов охраны авторских прав входят:

  • Интернет;
  • создание копий литературных произведений посредством электрографической техники (включая метод ксерокопирования);
  • кабельное телевидение;
  • звукозапись и видеозапись;
  • передача сигналов посредством спутников;
  • программное обеспечение.

Последствием широкого использования копировальной, бытовой и промышленной электротехники является неограниченное и трудно контролируемое распространение большей части популярных литературных и научных произведений, а также предметов искусства. Это приводит к целому комплексу авторско-правовых проблем, включая проблемы, связанные с охраной новых произведений и прав их авторов, с учетом тех, чьи произведения копируются и распространяются посредством Интернета.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter



Просмотров