Международные правовые акты как источник правового акта. Принципы международных актов. Система международных правовых актов

Из ст. 15 Конституции РФ следует, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Международные договоры обладают приоритетом перед нормативными актами РФ в случае их противоречия. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Поэтому общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ играют важную роль в правовом регулировании социального обеспечения в Российской Федерации.

Классификацию международных нормативных правовых актов, регламентирующих социальное обеспечение, можно провести по различным основаниям. Первым из них может служить юридическая сила международных актов, определяемая в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации". Пункт 8 постановления Пленума закрепляет, что правила действующего международного договора РФ, согласие на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении законов РФ. Правила действующего международного договора, согласие на обязательность которого было принято не в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении подзаконных нормативных актов, изданных органом государственной власти, заключившим этот договор (речь идет о нормативных актах Президента РФ или Правительства РФ). То есть международные договоры могут быть классифицированы на: 1) имеющие приоритет перед федеральными законами; 2) имеющие приоритет перед подзаконными нормативными правовыми актами.

В зависимости от субъектно-территориальной сферы действия международные правовые акты можно разделить на четыре группы:

  • 1. в первую группу входят универсальные международные правовые акты, принятые ООН (Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. и др.);
  • 2. во вторую - акты специализированных организаций (Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной организации труда (МОТ));
  • 3. в третью - акты регионального характера (заключенные в рамках Совета Европы (СЕ), Содружества Независимых Государств (СНГ));
  • 4. в четвертую - двусторонние международные договоры и соглашения РФ.

Говоря об актах, входящих в первую группу, необходимо отмстить, что Всеобщая декларация прав человека провозгласила право каждого человека на социальное обеспечение, закрепила принципы его предоставления. Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах также признается право на социальное обеспечение, гарантируется достаточный жизненный уровень.

Конвенция ООП о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятая 18 декабря 1979 г., предусмотрела права женщин на оплачиваемые отпуска по беременности и родам, на соответствующее обслуживание в период беременности, родов, в послеродовой период, на семейные и другие социальные пособия.

Конвенция ООН о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 г., провозгласила право каждого ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения, благами социального обеспечения.

Декларация ООН о правах инвалидов от 9 декабря 1975 г. закрепляет понятие "инвалид", права инвалидов на медицинское лечение, восстановление здоровья и положения в обществе, на удовлетворительный уровень жизни.

Конвенция ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. нацелена на защиту и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод. Конвенция закрепляет принципы: уважения присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости; недискриминации; полного и эффективного вовлечения и включения в общество; уважения особенностей инвалидов и их принятия в качестве компонента людского многообразия и части человечества; равенства возможностей; доступность; равенства мужчин и женщин; уважения развивающихся способностей детей-инвалидов и уважения права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность. Кроме того, Конвенция налагает на государства-участники обязанность обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности; принимать все надлежащие законодательные, административные и иные меры для осуществления инвалидами своих прав; принимать все надлежащие меры, в том числе законодательные, для изменения или отмены существующих законов, постановлений, обычаев и устоев, которые являются по отношению к инвалидам дискриминационными; учитывать во всех стратегиях и программах защиту и поощрение прав человека; проводить или поощрять исследовательскую и конструкторскую разработку, а также способствовать наличию и использованию новых технологий, включая информационно-коммуникационные технологии, средств, облегчающих мобильность, устройств и ассистивных технологий, подходящих для инвалидов, уделяя первоочередное внимание недорогим технологиям; предоставлять инвалидам доступную информацию о средствах, облегчающих мобильность, устройствах и ассистивных технологиях, в том числе новых технологиях, а также других формах помощи, вспомогательных услугах и объектах и др.

Резолюцией 46/91 Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1991 г. приняты "Принципы в отношении пожилых людей", цель которых - сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста. В их числе: независимость (включая доступ к качественному продовольствию, воде, жилью, одежде и медицинскому обслуживанию; наличие возможности работать или заниматься другой деятельностью, приносящей доход, и др.), участие (в том числе и вовлеченность в жизнь общества, активное участие в разработке и осуществлении политики, непосредственно затрагивающей их благосостояние, передачу знаний и опыта представителям молодого поколения), уход (предоставляемый со стороны семьи и общества в соответствии с системой культурных ценностей данного общества), реализация внутреннего потенциала, достоинство (включающее создание условий, позволяющих вести достойный и безопасный образ жизни и не подвергаться эксплуатации и физическому или психологическому насилию).

Таким образом, в международных актах первой группы не только закрепляется право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, но и определяется тот уровень жизни, который ему должен гарантироваться. По существу, это тот социально-минимальный уровень, который включает в себя все необходимое для обеспечения здоровья и благосостояния человека и его семьи. Вместе с тем эти акты содержат перечни всех социальных рисков, защиту от наступления которых призвано гарантировать государство.

Многие нормы, содержащиеся в Пакте и Всеобщей декларации прав человека, воспроизводятся и развиваются в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Декларация не является нормативным правовым актом в буквальном смысле этого слова, но в ней отмечается необходимость приведения законодательства РСФСР в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека. Подчеркивая право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных установленных законом случаях, российская Декларация предусматривает, что пенсии, пособия, другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.

Сфера социального обеспечения - особая, в ней практически отсутствуют ратифицированные конвенции по затронутым вопросам, в отличие от регулирования на международном уровне трудовых отношений.

Пакт об экономических, социальных и культурных правах, основанный на Всеобщей декларации прав человека, лишь в общем виде определяет обязанности государств, его ратифицировавших. Можно сделать общий вывод, что Россия выполняет взятые на себя обязательства, закрепленные в Пакте. Исключение составляет лишь уровень обеспечения, прежде всего пенсионного. Кроме того, Россия, вопреки Декларации прав и свобод человека 1991 г. и Конституции, действовавшей до 12 декабря 1993 г., отказалась гарантировать уровень жизни старым и нетрудоспособным гражданам не ниже установленного законом прожиточного минимума. Гарантия предоставления пенсии не ниже прожиточного минимума исключена из Конституции РФ 1993 г. и Закона 1990 г.

Международные правовые акты по социальным вопросам являются источниками ПСО, поскольку в них содержатся основополагающие идеи о праве каждого человека на различные виды социального обеспечения. Так, Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, провозгласила право каждого человека на социальное обеспечение и закрепила принципы его предоставления. Право каждого человека на социальное обеспечение признается Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах.

Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 9 декабря 1975 года, содержит определение понятия «инвалид», а также провозглашает права инвалидов на медицинское лечение, восстановление здоровья и положения в обществе, на удовлетворительный уровень жизни и др. Конвенция «О пособиях по инвалидности, по старости, по случаю потери кормильца» № 128 (1989 г.) содержит условия назначения пенсий по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца.

Особое место занимают акты такой международной организации, членом которой является Россия, как Совета Европы. Европейская социальная хартия является одним из наиболее важных документов Совета Европы в сфере обеспечения прав человека, составляющих наряду с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ратифицирована РФ в 1998 году) единый механизм защиты прав человека в Европе.

Следующим уровнем международного сотрудничества в данной сфере можно назвать нормотворчество СНГ:

Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 года;

Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников СНГ от 15 мая 1992 года и т.д.

У России имеется и некоторое количество двусторонних международных договоров в сфере социального обеспечения:

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей г.Байконур Республики Казахстан от 27.03.1996,

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанное в городе Москве 16.05.1997;

Договор между РФ и Королевством Испания о социальном обеспечении (Мадрид, 11.04.1994)

Конституция Российской Федерации – основной источник права социального обеспечения.

Конституция является основным источником права социального обеспечения. Устанавливая основы конституционного строя в России, Конституция определяет права и свободы человека и гражданина, в том числе и в области социального обеспечения. Она предусматривает следующие принципиальные положения для всего социального обеспечения в стране.

1. Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека

2. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты

3. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях

4. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом

5. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность

6. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений

Перечисленные выше положения о правах и свободах граждан в сфере социального обеспечения, урегулированные Конституцией, являются основой законодательной и иной нормотворческой деятельности всех государственных и других уполномоченных органов.

Важное значение для правового регулирования отношений по социальному обеспечению имеют конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции Федерации и субъектов РФ. Согласно ст. 76 Конституции по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом последние не могут противоречить федеральным законам, а в случае противоречия действует федеральный закон.

Международное право охраны окружающей среды

Источники ЭП.

Источники:

1. Формальные (Конституции)

2. Материальные

В системе правовых источников важную роль играют международные акты ратифицированные РФей.

В ЭП нет единого кодифицированного акта. Вопроса 2: нужно или не нужен возможно или невозможно его вообще создать.

Сомнения во возможности возникают из-за большого количества норм и т.п.

Кроме того мы получим огромный акт.

Предметы ЭП представляют собой большую группу общественных отношений, кроме того они постоянно изменяются.

При всём при этом есть сторонники создания ЭК. Есть модель ЭК. И сторонники принятия ЭК говорят что он нужен для стабильного регулирования отношений входящих в предмет ЭП.

ФЗ «об охране атмосферного воздуха»

Кроме ФЗ к источника ЭП относятся указы президента РФ, н/п акты правительств, н/п акт федеральных министерств и ведомств

Следующий вид источников – локальные н/п акты.

При решении вопросов о привлечении субъекта за нарушении норм ЭП. Будут применяться локальные акты

Есть вопрос об использовании обычаев как источника ЭП.

Проблемы сохранения окружающей среды относится к глобальным проблемам. Многие объекты окружающей среды находят в пределах международного пространства, либо перемещаются по территории различных государств (мигрирующие группы). Эти объекты не входя в юрисдикцию национальных государств и не являются чьим либо национальным достоянием

Режим их использования и охраны устанавливается на основании различных договоров, конвенций, протоколов, отражающие совместные усилия государств в рамках международного сотрудничества.

Кроме того хозяйственная деятельность на территории 1ого государства может приводить к негативным изменениям окружающей среды на территории другого.

О создании необходимости в сфере охраны окружающей среды произошло во 2ой ½ 20ого века и обусловило динамичное формирование международного права окружающей среды.

2 проблемы:

1. Правовое обеспечение

2. Проблема обеспечения исполнительской дисциплины (технологические дисциплины)

Факторы сказывающиеся на состоянию окруж среды привели к началу серьёзного сотрудничества.

В 1972 году состоялась конференция о окруж среде в Стокгольме. В первой принцип стокгольмской декларации провозглашает связь меду правами человека и окружающей средой. Нет закрепления понятия окруж среды.

В этой декларации определялись стратегические цели и направления действия мирового сообщества в области охраны окружающей среды.

5 июня был провозглашён всемирным днём окруж среды, также был образован постоянно действующий орган ООН по окруж среде. Находится в Кении.



В 1982 году ассамблеей ООН была принята всемирная хартия природы.

Самым крупной экологическим форумом стала конференцией ООН в 20ом веке «по окружающей среде и развитию» в 1992 году в Рио-де-Жанейро.

В настоящее время международное право окруж среды рассматривается учёными как вполне сформированная правовая общность.

В основе этой общности лежат следующие принципы:

1. Окруж среда общая забота человечества. международное сообщество на всех уровнях может и должно совместно и по отдельности охранять окружающую среду

2. Окруж природная среда вне гос границ является общим достоянием человечества – речь идёт в большей степени о природных ресурсах. Не подлежат национальному освоению. Этот принцип нашёл закрепления в: договоре «О космосе», в конвенции «По Морскому праву», соглашению «о деятельности государств на луне и других небесных телах» 1979 года, а также на конференции ООН 1992 года нашёл своё подтверждение.

3. Свобода исследовать и использовать окруж среды и её компонентов . – все государства и международные межправительственные организации вправе без какой-либо дискриминации осуществлять правомерную, мирную научную деятельность в окруж среде.

4. Принцип рационального использования окруж среды

5. Содействие международному сотрудничеству в исследовании и использовании окруж среды международные проблемы связанные с охраной окруж среды следует решать в духе сотрудничества всех стран на основе равноправия и взаимовыгоды. В целях предотвращения, уменьшения и устранения отрицательного воздействия окруж среду и воспроизводства природных ресурсов. Этот принцип нашёл своё закрепление в большинстве актов

6. Принцип взаимозависимости охраны ОС, мира, развития, обеспечения права прав человека и фундаментальных свобод – это общечеловеческие ценности, на осуществления которых должны быть брошены силы всех государств

7. Принцип преосторожного подхода к окружающей ср еде – закреплён в декларации Рио-де-Жанейро в 1992 году и других актах.

8. Право на развитие – оно должно соблюдаться таким образом. Чтобы адекватно удовлетворялись потребности нынешних и будущих поколений в области развития и окруж среды.

9. Принцип предотвращения вреда – в соответствии с этим принципом все государства должны идентифицировать и оценивать вещества, технологии, производства и категории активности, которые влияют или могут влиять существенным образом на окруж среду. Они обязаны систематически исследовать, регулировать или управлять ими в целях предотвращения нанесения вреда окруж среде или его существенному уменьшению. Этот принцип получил своё закрепление во «Всемирной хартии природы» 1982 год.

10. Предотвращения загрязнения окруж среды – каждое государство должно принять индивидуально или коллективно все меры необходимы для предотвращения, уменьшения и контроля за загрязнением любых компонентов окруж среды. Он нашёл закрепление в значительном количестве актов: международной конвенции о предотвращении загрязнения судов и т.д.

11. Принцип ответственности государств – любое государство несёт политическую или материальную ответственность предусмотренную нормами международного права в области охраны окруж среды.

12. Отказ от иммунитета от юрисдикции международных или иностранных судебных органов – этот принцип требует частных волеизъявлений.

Источники МП охраны окруж среды:

1. Международные акты

2. Обычаи – имеют небольшой вес. Они применяются на глобальном уровне.

Охраной ОС занимаются специализированные

1. учреждения и органы ООН,

2. межправительственные организации

3. Региональные и субрегиональные органы

4. Международные и неправительственные организации (Гринпис, Всемирный фонд дикой природы)

Ведущую роль в организации международного сотрудничества в деле охраны ОС играет ООН.

Он располагает целой системой органов, деятельность которых направлена на развитие международной природоохранной деятельности государств.

1. Генеральная ассамблея ООН:

а. определяет основные направления экологической политики государств,

б. разрабатывает принципы взаимоотношений государств по охране ОС,

в. принимает решения о проведения международных конференций ООН, по важнейшим проблемам ОС,

г. Разрабатывает проекты международных конвенций

д. Создаёт новые природоохранные органы.

2. При Генеральной Ассамблеи ООН существует научный комитеты.

3. Следующим органом при ООН – Экономической социальный совет при ООН:

a. Координация государств в области охраны ОС

b. Организует исследования

c. Составляет доклады по международным вопросам охраны ООН

4. Региональные экологические комиссии и специализированные учреждения ООН.

a. Всемирная организация Здравоохранения

b. Международная морская организация

c. Сельскохозяйственная и продовольственная организация международных наций (ФАО)

5. ООН по вопросам образования науки и культуры (ЮНЕСКО) – разработали:

a. международную программу «человек и биосфера», в рамках этой программы были созданы:

v конвенция «Об охране всемирного культурного и природного наследия». - 1972

v Конвенция «О водно-болотных угодьях имеющих международное значения, главным образом местом обитания водоплавающих птиц», - 1971.

b. программа ООН по окруж среде (ЮНЭП)

v Охрана отдельных природных объектов

v Борьба с различными видами природного воздействия

v Рациональное использование природных ресурсов

v Мониторинг – наблюдение за состоянием ОС

v Разработка международно-правовой основы природоохранной деятельности

6. Международный союз охраны природы - сохранение естественных экосистем, пород животных, создание заповедников

7. Международное агентство по атомной энергии (МАГОТЭ) – создано в 1952 году для программы обеспечения ядерной безопасности и охраны ОС от радиоактивного загрязенния.


Из ст. 15 Конституции РФ следует, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Международные договоры обладают приоритетом перед нормативными актами РФ в случае их противоречия. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Поэтому общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ играют важную роль в правовом регулировании социального обеспечения в Российской Федерации. Классификацию международных нормативных правовых актов, регламентирующих социальное обеспечение, можно провести по различным основаниям. Первым из них может служить юридическая сила международных актов, определяемая в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Пункт 8 постановления Пленума закрепляет, что правила действующего международного договора РФ, согласие на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении законов РФ. Правила действу- ющего международного договора, согласие на обязательность которого было принято не в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении подзаконных нормативных актов, изданных органом государственной власти, заключившим этот договор (речь идет о нор- мативных актах Президента РФ или Правительства РФ). То есть международные договоры могут быть классифицированы на: 1) имеющие приоритет перед федеральными законами; 2) имеющие приоритет перед подзаконными нормативными правовыми актами. В зависимости от субъектно-территориальной сферы действия международные правовые акты можно разделить на четыре группы: в первую группу входят универсальные международные правовые акты, принятые ООН (Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. и др.); во вторую - акты специализированных организаций (Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной организации труда (МОТ)); в третью - акты регионального характера (заключенные в рамках Совета Европы (СЕ), Содружества Независимых Государств (СНГ)); в четвертую - двусторонние международные договоры и соглашения РФ. Говоря об актах, входящих в первую группу, необходимо отметить, что Всеобщая декларация прав человека провозгласила право каждого человека на социальное обеспечение, закрепила принципы его предоставления. Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах также признается право на социальное обеспечение, гарантируется достаточный жизненный уровень. Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятая 18 декабря 1979 г., предусмотрела права женщин на оплачиваемые отпуска по беременности и родам, на соответствующее обслуживание в период беременности, родов, в послеродовой период, на семейные и другие социальные пособия. Конвенция ООН о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 г., провозгласила право каждого ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения, благами социального обеспечения. Декларация ООН о правах инвалидов от 9 декабря 1975 г. закрепляет понятие «инвалид», права инвалидов на медицинское лечение, восстановление здоровья и положения в обществе, на удовлетворительный уровень жизни. Конвенция ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. нацелена на защиту и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод. Конвенция закрепляет принципы: уважения присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости; недискриминации; полного и эффективного вовлечения и включения в общество; уважения особенностей инвалидов и их принятия в качестве компонента людского многообразия и части человечества; равенства возможностей; доступность; равенства мужчин и женщин; уважения развивающихся способностей детей-инвалидов и уважения права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность. Кроме того, Конвенция налагает на государства-участники обязанность обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности; принимать все надлежащие законодательные, административные и иные меры для осуществления инвалидами своих прав; принимать все надлежащие меры, в том числе законодательные, для изменения или отмены существующих законов, постановлений, обычаев и устоев, которые являются по отношению к инвалидам дискриминационными; учитывать во всех стратегиях и программах защиту и поощрение прав человека; проводить или по- ощрять исследовательскую и конструкторскую разработку, а также способствовать наличию и использованию новых технологий, включая информационно-коммуникационные технологии, средств, облегчающих мобильность, устройств и ассистивных технологий, подходящих для инвалидов, уделяя первоочередное внимание недорогим технологиям; предоставлять инвалидам доступную информацию о средствах, облегчающих мобильность, устройствах и ассистивных технологиях, в том числе новых технологиях, а также других формах помощи, вспомогательных услугах и объектах и др. Резолюцией 46/91 Генеральной Ассамблеи ООН от 16 де- кабря 1991 г. приняты «Принципы в отношении пожилых людей», цель которых - сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста. В их числе: независимость (включая доступ к качественному продовольствию, воде, жилью, одежде и медицинскому обслуживанию; наличие возможности работать или заниматься другой деятельностью, приносящей доход, и др.), участие (в том числе и вовлеченность в жизнь общества, активное участие в разработке и осуществлении политики, непосредственно затрагивающей их благосостояние, передачу знаний и опыта представителям молодого поколения), уход (предоставляемый со стороны семьи и общества в соответствии с системой культурных ценностей данного общества), реализация внутреннего потенциала, достоинство (включающее создание условий, позволяющих вести достойный и безопасный образ жизни и не подвергаться эксплуатации и физическому или психологическому насилию). Таким образом, в международных актах первой группы не только закрепляется право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, но и определяется тот уровень жизни, который ему должен гарантироваться. По существу, это тот социально-минимальный уровень, который включает в себя все необходимое для обеспечения здоровья и благосостояния человека и его семьи. Вместе с тем эти акты содержат перечни всех социальных рисков, защиту от наступления которых призвано гарантировать государство. Разговор об актах, входящих во вторую группу, следует начать с актов МОТ, которая уделяет значительное внимание вопросам социального обеспечения и охраны здоровья работников. Нормотворчество является важнейшей функцией МОТ. Ценность актов МОТ состоит также в том, что они закрепляют достаточно эффективный контрольный механизм, включающий в себя регулярный контроль на основе докладов правительств и контроль, базирующийся на направлении представлений и жалоб. Основными до- кументами МОТ являются конвенции и рекомендации. Акты в форме рекомендаций принимаются в том случае, если вопрос, стоящий на обсуждении, или какой-либо вид его таков, что решение по нему не может быть принято в этот момент в форме конвенции. Конвенция МОТ от 28 июня 1952 г. № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» устанавливает право подлежащих обеспечению лиц на отдельные виды социального обеспечения: оказание медицинской помощи (разд. II), предоставление пособия по болезни (разд. III), пособия по безработице (разд. IV), пособия по старости (разд. V), пособия в случае трудового увечья или профессионального заболевания (разд. VI), семейных пособий (разд. VII), пособия по беременности и родам (разд. VIII), пособия по инвалидности (разд. IX), пособия по случаю потери кормильца (разд. X). Конвенция не только перечисляет виды социального обеспечения, но и определяет основные условия их предоставления и размеры. Конвенция МОТ от 22 июня 1962 г. № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» определила направление социальной политики - достижение благосостояния и развитие населения, а также поощрение его стремления к социальному прогрессу, повышение жизненного уровня. Государства обязуются принимать меры для обеспечения независимым производителям и наемным работникам условий, которые дадут им возможность повысить свой жизненный уровень собственными усилиями и обеспечат поддержание прожиточного минимума. Конвенция МОТ от 28 июня 1962 г. № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения» гарантирует равноправие указанных лиц в области социального обеспечения. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются соблюдать по отношению к гражданам любого другого государства, ее подписавшего, равенство в социальном обеспечении независимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обязательства по желанию сторон могут предусматривать одну или более социальных гарантий: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и т.п. Конвенция МОТ от 29 июня 1967 г. № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» содержит условия и размеры предоставления пособий (пенсий) по инвалидности, по старости, по случаю потери кормильца. Конвенция МОТ от 25 июня 1969 г. № 130 «О медицинской помощи и пособиях по болезни» закрепляет право на медицинскую помощь, определяет ее содержание (общая врачебная помощь, помощь, оказываемая специалистами стационарным или амбулаторным больным, вне больницы, отпуск медикаментов, госпитализация, зубоврачебная помощь, медицинское восстановление, протезирование), условия и размеры материального обеспечения работников по болезни, называет страховые случаи. Конвенции МОТ регламентируют и вопросы охраны здоровья лиц, занимающихся отдельными видами деятельности. В частности, Конвенция МОТ от 29 июня 1946 г. № 73 «О медицинском освидетельствовании моряков» закрепляет положения о том, что лицо не может быть принято на работу на судне без удостоверения, подписанного врачом, подтверждающего пригодность к работе в море. Медицинское удостоверение должно подтверждать: что слух и зрение лица, а для лиц, которые должны работать на палубе (исключая некоторых специалистов, пригодность которых к выполняемой ими работе не снижается от неспособности различать цвета), - их способность различать цвета, - являются вполне удовлетворительными; что лицо не страдает какой-либо болезнью, способной обостриться в результате службы в море или сделать его непригодным к такой службе или угрожать здоровью других лиц на борту. Конвенция МОТ от 9 октября 1946 г. № 77 «О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности» устанавливает, что ребенок моложе 18 лет принимается на работу, если в результате тщательного медицинского освидетельствования не будет установлено, что работа ему противопоказана. На протяжении всего времени работы ребенок находится под медицинским наблюдением (медицинское освидетельствование проводится не реже одного раза в год). При этом ни дети и подростки, ни их родители не несут расходов, связанных с медицинским освидетельствованием. Ассамблея здравоохранения как орган ВОЗ имеет право принимать акты по вопросам, касающимся: санитарных и карантинных требований и иных мероприятий, направленных против международного распространения болезней; номенклатуры болезней, причин смерти и практики общественного здравоохранения; стандартов диагностических методов исследования для их международного использования, стандартов в отношении безвредности, чистоты и силы действия биологических, фармацевтических и подобных продуктов, имеющих обращение в международной торговле; рекламы и ярлыков биологических, фармацевтических и т.п. продуктов, имеющих обращение в международной торговле. В третьей группе международных правовых актов не- обходимо отметить Европейскую социальную хартию (ра- тифицирована Федеральным законом от 3 июня 2009 г. № 101-ФЗ), которая закрепляет обязанность государств создавать или поддерживать систему социального обеспечения на достаточно удовлетворительном уровне, добиваться постепенного выведения системы социального обеспечения на более высокий уровень, принимать меры, направленные на устранение причин нездоровья; предоставление услуг консультационного и просветительского характера, способствующих укреплению здоровья и здорового образа жизни и развитию чувства личной ответственности за свое здоровье; предотвращение эпидемических, эндемических и других заболеваний, а также несчастных случаев. Хартией также закреплены права на защиту несовершеннолетних детей, работающих женщин, инвалидов на профессиональную подготовку, профессиональную и социальную реабилитацию, семьи (матерей, детей) - на социальную, правовую и экономическую защиту, право на охрану здоровья, на социальное обеспечение, на социальную и медицинскую помощь, услуги со стороны социальных служб. Европейский кодекс социального обеспечения от 16 ап- реля 1964 г. регулирует предоставление медицинской по- мощи, выплат по болезни; по безработице, по старости, по- мощь в случае производственной травмы, помощи семьям - при наличии детей, помощи по беременности и родам, помощи по инвалидности, в случае смерти кормильца. Большинство соглашений СНГ, касающиеся вопросов предоставления социального обеспечения, были заключены в 90-е гг. ХХ в. Причиной столь активного взаимодействия государств - участников СНГ в тот период стали резко увеличившиеся с распадом СССР потоки переселенцев внутри Содружества и лиц, которые с целью получения заработка мигрировали по постсоветской территории, ставшей территориями многих государств. В общем виде вопросы социального обеспечения регламентируются Конвенцией СНГ от 26 мая 1995 г. «О правах и основных свободах человека». В Конвенции закреплено право каждого на социальное обеспечение, включая социальное страхование по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей. Для того чтобы человек мог эффективно реализовать право на социальную и медицинскую помощь, договаривающиеся стороны обязуются обеспечить любому лицу, которое не имеет достаточных средств и не может добыть такие средства своими усилиями или из других источников, в частности за счет льгот в рамках системы социального обеспечения, необходимую помощь, а в случае болезни - уход, необходимый в его состоянии. В целях обеспечения эффективного осуществления права матерей и детей на социальную и экономическую защиту стороны примут все надлежащие и необходимые меры в этом направлении, включая создание и содержание соответствующих институтов или служб. Россией Конвенция была ратифицирована Федеральным законом от 4 ноября 1995 г. № 163-ФЗ. 13 марта 1992 г. было заключено межправительственное Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения». Данное Соглашение урегулировало порядок назначения пенсий гражданам, приобретшим право на пенсию после распада СССР на территории одного из государств-участников Соглашения, а также порядок пенсионного обеспечения в случае переселения пенсионера из одного государства-участника в другое, исчисления трудового стажа и заработка для назначения пенсий, подтверждения трудового стажа. Соглашение определило и основные направления сотрудничества компетентных органов сторон по его реализации. В рамках СНГ также заключены соглашения, регламентирующие вопросы предоставления медицинской помощи (в первую очередь регламентируется порядок оказания медицинской помощи трудящимся-мигрантам): Соглашение от 27 марта 1997 г. «Об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников Содружества Независимых Государств» и Соглашение от 24 ноября 1998 г. «О взаимном предоставлении гражданам Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации равных прав в получении скорой и неотложной медицинской помощи». Участниками первого Соглашения 1997 г. помимо Российской Федерации являются Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия (с оговоркой), Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина (с учетом оговорки), второго Соглашения 1998 г. - Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан. Указанные соглашения разделяют медицинскую помощь на скорую, неотложную и плановую. В соответствии со ст. 30 Венской конвенции 1969 г. «О праве международных договоров», если не все участники предыдущего договора являются участниками последующего договора, но действие предыдущего договора не прекращено или не приостановлено, - предыдущий договор применяется только в той мере, в какой его положения совместимы с положениями последующего договора. Значит, при предоставлении скорой и неотложной медицинской помощи гражданам Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан в Российской Федерации будет применяться Соглашение 1998 г., а в случаях предоставления медицинской помощи гражданам Азербайджанской Республики, Республики Армения, Грузии, Республики Молдова, Республики Узбекистан, Украины, - Соглашение 1997 г. Скорая и неотложная медицинская помощь - комплекс медицинских услуг, оказываемых при острых нарушениях физического или психического здоровья пациента, угрожающих его жизни или здоровью окружающих. Данный вид помощи предоставляется беспрепятственно, бесплатно для пациента и в необходимом объеме в лечебно-профилактических государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения РФ (независимо от наличия медицинского страхового полиса). Плановая медицинская помощь - комплекс медицинских услуг, предоставляемых при нарушениях физического или психического здоровья пациента, не представляющих непосредственной угрозы его жизни или здоровью окружающих. Оплата фактической стоимости оказанных услуг производится по тарифам или договорным ценам непосредственно пациентом или юридическим (физическим) лицом, представляющим его интересы (т.е. работодателем). Оплата лечения профессиональных заболеваний или производственных травм, связанных с трудовой деятельностью граждан в государстве временного пребывания, осуществляется за счет средств работодателя в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством РФ. Основаниями для предоставления того или иного вида плановой медицинской помощи являются наличие соответствующих медицинских документов и гарантийное обязательство об оплате фактической стоимости медицинской помощи. При отсутствии указанных документов плановая медицинская помощь трудящимся-мигрантам оказывается после предоплаты в размере не менее ориентировочной стоимости лечения с проведением последующих взаиморасчетов по фактическим затратам между лечебно-профилактическим учреждением и пациентом или юридическим (физическим) лицом, его представляющим. Соглашение стран СНГ от 9 сентября 1994 г. «О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов» распространяется на все виды выплат гарантированной государственной социальной помощи семьям с детьми и алиментов, которые установлены или будут приняты национальным законодателем. Соглашением определяется, что гарантированная государственная социальная помощь гражданам, имеющим детей, осуществляется в порядке, установленном национальным законодательством стороны, на территории которой проживает ребенок с одним из родителей (лицом, его заменяющим). Социальные пособия и компенсационные выплаты семьям с детьми из числа военнослужащих и гражданского персонала воинских формирований одной стороны, находящихся на территории другой стороны, устанавливаются в случаях, если их выплата производится по месту работы (службы) в размерах и на условиях, предусмотренных законодательством стороны пребывания, за счет средств, выделяемых из бюджета стороны принадлежности воинских формирований, а в иных случаях - в порядке, предусмотренном для граждан стороны пребывания. В рамках СНГ заключены и действуют также модельные (рекомендательные) законодательные акты, разрабатываемые межпарламентскими объединениями в рамках различных интеграционных образований, в частности Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ. Прежде чем перейти к анализу двусторонних соглашений Российской Федерации, следует вернуться к положениям Конвенции МОТ № 118 «О равноправии граждан страны, иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения» 1962 г., устанавливающей два принципа, на которых должны базироваться двусторонние договоры и соглашения. Одним из основных вопросов социального обеспечения, нуждающихся в регламентации, является его финансирование. Статья 7 Конвенции гласит, что по взаимному соглашению между заинтересованными государствами расходы по выплате пособий по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца либо распределяются между соответствующими членами, либо их несет тот член, на территории которого проживает получатель. Иными словами, такими принципами являются принцип территориальности и принцип пропорциональности. Основное отличие соглашений, построенных по принципу территориальности, состоит в том, что они предусматривают предоставление всех видов социального обеспечения, как страховых, так и нестраховых, согласно законодательству государства, на территории которого проживает гражданин. На его основе заключены следу- ющие соглашения: между СССР и Румынской Народной Республикой от 24 декабря 1960 г. «О сотрудничестве в области социального обеспечения», между СССР и Венгерской Народной Республикой от 20 декабря 1962 г. «О сотрудничестве в области социального обеспечения», между Правительством РФ и Правительством Украины от 14 января 1993 г. «О трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины, работающих за преде-лами своих государств», между Правительством РФ и Пра- вительством Республики Беларусь от 24 сентября 1993 г. «О трудовой деятельности и социальной защите граждан Российской Федерации, работающих на территории Республики Беларусь, и граждан Республики Беларусь, работа- ющих на территории Российской Федерации», между Правительством РФ и Правительством Республики Польша от 15 марта 1994 г. «О принципах трудовой деятельности российских граждан на территории Республики Польша и польских граждан на территории Российской Федерации», между Правительством РФ и Правительством Республики Армения от 19 июля 1994 г. «О трудовой деятельности и социальной защите граждан Российской Федерации, работающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, работающих на территории Российской Федерации», между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова от 10 февраля 1995 г. «О га- рантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения» (ратифицировано Законом о трудовых пенсиях), между Правительством РФ и Правительством Кыргызской Республики от 28 марта 1996 г. «О трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов» (ратифицировано Федеральным законом от 14 ноября 1997 г. № 139-ФЗ), между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики от 29 июня 1999 г. «О пенсионном обеспечении» (ратифицировано Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. № 43-ФЗ), между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики от 3 ноября 2000 г. «О временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республи- ке и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации». На принципе пропорциональности построен Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания от 11 апреля 1994 г. «О социальном обеспечении» (ратифицирован Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 183-ФЗ). Тем не менее тенденция к заключению догово- ров, построенных по принципу «пропорциональности», сохраняется. В Соглашении между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики «О пенсионном обеспечении», заключенном 29 июня 1999 г., в ст. 14 содержится положение, обязывающее Стороны подготовить к подписанию не позднее 1 января 2005 г. новую редакцию Соглашения, основанную на принципе распределения расходов на выплату пенсий в зависимости от продолжительности страхового (трудового) стажа, приобретенного указанными в настоящем Соглашении категориями лиц на территории государства каждой из Сторон. Таким образом, международные нормативные правовые акты, регламентирующие социальное обеспечение, выполняют две основные функции: во-первых, они устанавливают универсальные стандарты социального обеспечения, а во-вторых, закрепляют систему сохранения прав граждан на социальное обеспечение в случае их миграции в рамках договаривающихся государств.

17)Конституция России как источник права социального обеспечения

К числу наиболее значимых конституционных положений, имеющих отношение как к праву социального обеспечения, так и иным отраслям, связанным с правами человека (трудовое право, жилищное право, гражданское право и т.д.), относятся ст. 2 и 7 Конституции РФ. Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Указанной норме соответствуют положения ст. 7 Конституции, в которой не только закреплен социальный характер Российского государства, но и охраняются и гарантируются такие права, как право на труд и здоровье, пенсионное обеспечение и обеспечение пособиями, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Все эти нормы, безусловно, выступают базовыми для правового регулирования и реализации иных прав и свобод, закрепленных в гл. 2 Конституции РФ («Права и свободы человека и гражданина»). Глава 2 Конституции РФ включает нормы права, которые позволяют гражданам (как гражданам Российской Федерации, так и иностранным гражданам и лицам без гражданства, на законных основаниях пребывающих на территории РФ) в полной мере реализовать их права на те или иные виды социального обеспечения. Например, ст. 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Неразрывно с данной нормой связано содержание ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, провозглашающей принцип государственной защиты материнства и детства, а также семьи; ст. 37 Конституции РФ, провозглашающей право каждого на реализацию своих трудовых возможностей и способностей, в том числе гарантии социального обеспечения каждого при безработице. Более того, в ст. 41 Конституции РФ содержится норма о праве каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая предоставляется в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Конечно, само по себе закрепление в тексте закона определенных возможностей еще не предполагает гарантии их реализации. В связи с этим Конституция РФ устанавливает правовые механизмы для реализации каждого права на отдельные виды социального обеспечения. В первую очередь, речь идет о досудебной и судебной формах защиты прав граждан. Данные положения закреплены в ст. 45–46 Конституции РФ, где указано, что каждый человек вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. При этом каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Во-вторых, в ч. 3 ст. 46 Конституции РФ установлена возможность для каждого обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты и в соответствии с международными договорами. В-третьих, гарантии реализации права на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе и на бесплатной основе. В-четвертых, положения ст. 53 Конституции РФ, устанавливающие ответственность государства за вред, причиненный незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц. В-пятых, в Конституции РФ также закреплено общее правило о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, указанные гарантии в полной мере позволяют каждому реализовать его право на социальное обеспечение, в том числе путем применения различных механизмов защиты, включая внесудебный и судебный. Наконец, Конституция РФ играет важную роль при решении вопросов о разграничении предметов ведения и полномочий. Это обстоятельство является актуальным, так как за последние шесть лет принято достаточно большое количество нормативных актов по вопросам определения компетенции в области социального обеспечения (например, Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”»), основой принятия которых выступают конституционные положения. Речь идет о ст. 71, 72, 76, 132 Конституции РФ. Особое место среди данных норм занимает п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которым в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. Таким образом, Конституция РФ, выступая в качестве источника права социального обеспечения, выполняет ряд функций: 1) закрепляет основные права и свободы человека и гражданина в области социального обеспечения и социальной защиты (ст. 2, 7, 37–39, 41 и иные Конституции РФ); 2) устанавливает гарантии для реализации гражданами их прав на отдельные виды социального обеспечения (ст. 45, 46, 48, 53, 55 Конституции РФ); 3) определяет основы разграничения предметов ведения и полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (ст. 71, 72, 76, 132 Конституции РФ).

18) Общая характеристика законов Российской Федерации как источников права социального обеспечения.

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации . Конституция Российской Федерации закрепляет правовой статус граждан в сфере социального обеспечения, наделяя их правами на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потерн кормильца, для воспитания детей (ст. 39), на защиту материнства и детства (ст. 38), на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41).

Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"-закрепляют право на охрану здоровья для различных категорий граждан, регламентируют виды медико-социальной помощи, предоставляемые гражданам.

Правовое регулирование пенсионного обеспечения осуществляется следующими законами: Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»(1.01.15г-не применяется, но действует лишь в части норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей данному ФЗ.) Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон РФ 1993 г.).

Социальными пособиями граждане обеспечиваются в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и др.

В области социального обслуживания граждан правовое регулирование осуществляется "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"», Федеральным законом от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ и др.

В законодательстве о социальном обеспечении можно выделить пласт законов, регулирующих вопросы социальной защиты отдельных слов населения: Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. № 136-Ф3 «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», и др.

19) Общая характеристика Закона Российской Федерации от 16 июля 1999г. «Об основах обязательного социального страхования».

Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования" определены полномочия федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования, что дает возможность контроля за законотворческим процессом субъектов РФ в части оперативного выявления нормативных актов, принятых в противоречие федеральному законодательству.

Впервые в законодательстве об обязательном социальном страховании названы виды социальных страховых рисков (ст. 7), в собирательном виде представлены виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (ст. 8).

Недвусмысленно сказано, что бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также что средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат (ст. 16).

Заявлено об ответственности должностных лиц, допустивших нецелевое расходование средств социального страхования и иные нарушения в рассматриваемой сфере (ст. 19, 27).

Очерчен круг прав и обязанностей субъектов обязательного социального страхования (ст. 10 - 12).

Установлены сроки рассмотрения и разрешения споров по вопросам обязательного социального страхования (ст. 27).

Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" является общим регулятором отношений в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, устанавливает основы государственного регулирования в этой области.

Согласно ст. 13 указанного Закона государственным органом, осуществляющим управление системой обязательного социального страхования, является Правительство РФ.

Государственным внебюджетным фондам в этой системе отведена роль страховщиков (собирателей денежных средств), создаваемых Правительством РФ и действующих в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В статье 3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" дано более развернутое понятие страховых взносов в сфере пенсионного обеспечения:
Согласно ст. 3, 4, 12, 13 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" страховой взнос представляет собой обязательный платеж, имеющий всеобщий характер и уплата которого осуществляются на основании федеральных законов о конкретных видах обязательного социального страхования.

Все права и обязанности, которые имеются у населения какой-либо страны, закреплены в статьях нормативно-правовых актов государства. Однако некоторые вопросы регулируются нормами международного права, которые закреплены в международно-правовых актах. Что это за документы, какими особенностями они обладают? Об этом более подробно далее.

Общее понятие

Международно-правовыми актами являются абсолютно все письменные документы, которые имеют официальный характер и были когда-либо подписаны различными (минимум двумя) государствами или иными представительствами, которые представляют собой субъекты международного права. К таким документам также относятся договора и всевозможные соглашения.

Те акты, которые в своем содержании затрагивают область прав человека, нередко характеризуют как международные стандарты, так как на их основании прописываются конституции различных стран и остальные законы. Кроме того, нормы, представленные в законодательствах государств, не могут ни в коей мере противоречить тем самым международным стандартам.

Яркими примерами международных правовых актов о правах человека являются резолюции межгосударственных организаций, а также всевозможные договоренности (Хельсинский Заключительный акт, документы Копенгагенской и Венской встреч ОБСЕ). Кроме этого, наиболее известным документом такого типа является Всеобщая декларация прав человека, которая был принята в послевоенный период - в 1948 году.

Особенности

Все международные правовые акты имеют некоторые особенности, которые объединяют их. В первую очередь каждый документ такого характера прописан в соответствии с четко установленной международным законодательством формой, и все они образуют единую систему международного права. Кроме этого, каждый международно-правовой акт призван регулировать особенный вид общественных отношений - те, которые возникают между двумя и более государствами. В процессе создания таковых нормативных актов важен факт достижения субъектами определенной согласованности друг с другом. В противном случае документ не будет соответствовать таким принципам международного права, как добровольность заключения соглашений и партнерство.

Каждый нормативный акт международного характера имеет особенную цель, которая достигается путем мирного соглашения и сотрудничества. Круг лиц, на который распространяются нормы такого акта, в обязательном порядке прописывается в его содержании - как правило, таковыми являются народ и нация.

Как и в случае с многими другими законами, нормативные правовые акты международного характера подлежат обязательному исполнению. В обратном случае нарушитель должен быть подвергнут наказанию, которое назначается в ходе международного судебного разбирательства. Кроме того, что акты данного характера обеспечивают положительные тенденции в процессе работы государств между собой, они также предотвращают развитие отрицательных, вредных для общества отношений, и в случае необходимости регулируют мировые и внутригосударственные конфликты.

Защита прав и свобод человека также предусмотрена в содержании таких документов, что в особенности прослеживается в международных правовых актах о правах человека. Своим содержанием акты призывают государства к воспитанию у населения уважения к закону и праву.

Принципы международных актов

Основные принципы международных правовых актов - это нормы, лежащие в основе каждого законодательного акта, который издается в рамках международного законодательства. Любой акт, который подписывается представителями различных стран-участников международного сообщества, должен в полной мере соответствовать данным положениям. Как правило, такие принципы касаются всех сфер международной жизни и представляют собой определенный критерий законности других норм и фактического поведения отдельных стран.

Если говорить в общих чертах, то принципы международных конвенций и правовых актов предусматривают неприменение любого вида силы или угроз со стороны какого-либо государства по отношению к другому. Кроме этого, они предусматривают добросовестное исполнение всех норм, которые указаны в международных договорах и соглашениях.

Основным принципом международных правовых актов является соблюдение основных прав и свобод человека, а также их уважение. На основании норм, представленных в международном законодательстве, все народы имеют полное право самоопределяться и быть равноправными. Кроме этого, все страны должны быть суверенными и равными друг перед другом.

Одним из важных принципов, предусмотренных в нормах международного права, является нерушимость границ любого государства. Он четко прослеживается в нормах относительно территориальных правовых вопросов.

Во многих статьях международных правовых актов или документов предусматривается исключительно мирный путь разрешения любого рода конфликтов, которые могут возникать как между странами, так и на территории любого государства. Кроме этого, международное законодательство предусматривает недопустимость вмешательства со стороны других государств в дела, которые относятся к компетенции отдельной страны.

Система международных правовых актов

В международном праве, как и в любой другой отрасли, имеется четко определенная система актов, состоящая из нескольких типов документов, в виде которых могут быть представлены нормативные правовые документы.

В данной системе лидирующие позиции занимают международные обычаи. Несомненно, это одна из самых важных составляющих данной группы, так как именно в обычаях издавна закладывается восприятие права и обязательств мировой общественностью. На основании ранее принятых традиций, как правило, строится законодательство каждой страны.

Международные договоры и соглашения также имеют немаловажное значение в системе международных правовых актов. Причем, как отмечают профессиональные юристы, из них главенствующие позиции имеют только те акты, которые были приняты на двусторонней основе. Многосторонние конвенции также имеют немаловажное значение в данной отрасли, они по своей важности в общей системе приравниваются к договорам и соглашениям.

Большое значение в системе международного права также имеют важные судебные решения, а также доктрины, которые были приняты только высококвалифицированными специалистами в области межгосударственных отношений.

Все документы международного характера делятся на несколько типов. Среди них различают многосторонние и односторонние. Среди видов международных правовых актов очень часто отдельной группой выделяют те, что издаются крупными межгосударственными и региональными организациями, примером которой может послужить ООН. Однако по общим правилам их все же относят к многосторонним актам.

Последняя группа актов международного характера - это документы, изданные международными организациями и политические соглашения, которые относятся к неправовым формам актов и не являются юридически обязательными. Однако, несмотря на это, каждый документ такого типа носит рекомендательный характер и имеет определенную морально-политическую силу.

Многосторонние акты

Ярким примером многостороннего международного акта являются договоры, которые заключаются между двумя и более государствами. Нормы, которые прописаны в таких документах, имеют исключительно прямое действие на определенный в статьях документа круг субъектов. Все положения, которые есть в международно-правовых законодательных актах, являются приоритетными даже по отношению к праву, действующему внутри каждой страны.

Основным примером такого типа документов могут послужить договоры, которые, как правило, заключаются между определенными странами-участниками организаций. Все их нормы являются обязательными для исполнения, в противном случае виновное государство подлежит наказанию в соответствии с международным законодательством.

Кроме международного договора, также есть и другие документы, издаваемые международными организациями на многосторонних началах - это конвенции и пакты. Сила международных правовых актов такого типа направлена на определенные сферы деятельности государств-участников. Примерами таковых могут послужить Конвенция ООН по морскому праву, Международный пакт о гражданских и политических правах, Пакт о гражданских и политических правах, а также Венская конвенция о дипломатических сношениях.

Односторонние акты

Большое внимание в межгосударственных отношениях уделяется правовым актам международного права, изданным на односторонних началах. Среди них особенное значение имеют те, которые выражают какую-либо позицию государства в отношении определенного факта. Примерами таковых могут быть протесты, отказы или признания. Все условия, которые прописываются в таком документе, определяются исключительно самим государством, которое его принимает. Никакая другая страна не несет никаких обязательств относительно данного акта.

Основные акты о правах человека

В международно-правовых нормах практически всегда содержатся обязательные для исполнения права человека. Они должны полностью соблюдаться другими странами в процессе написания законов и конституций. Данное правило было учтено и в процессе написания Конституции РФ.

Международный правовой акт о гражданских и политических правах (принят в 1966 году) четко прописал основы избирательной системы для большей части всех суверенных государств, которые на данный момент имеются на просторах планеты. Кроме него также очень важными и широко используемыми в юридической среде являются такие документы, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), а также международный пакт о культурных, экономических и социальных правах (1966 г.).

Что касается запрета геноцида, то данный вопрос регулируется таким основными правовыми актами международного права, как Конвенцией о предупреждении геноцида и наказании за него (1948 г.), а также Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966 г.). Подобный документ, запрещающий притеснение женщин в любой форме, был издан чуть позднее - в 1979 году.

Устав ООН

В международном праве Устав ООН считается основоположником всех норм, предписанных данной отраслью законодательства. Все государства, входящие в состав международного сообщества признают его как документ, основополагающий сотрудничество между странами в отрасли защиты прав человека и гражданина. Некоторые профессиональные и высококлассные юристы дают данному документу еще одно название - "квазиконституция международного сообщества современного типа".

К большому сожалению, сам текст такой "квазиконституции" не содержит полного перечня всех гарантированных международным законодательством прав и свобод человека и гражданина. Однако они в полной мере закреплены в тексте другого не менее важного для общественности закона - во Всеобщей декларации прав человека.

В ее основном тексте содержится такой момент, как обязательность уважения достоинства и чести человека и личности, а также необходимость обеспечения любым государством защиты прав и свобод каждого представителя населения. Для достижения таких целей все государства-участники международного сообщества должны вести совместную работу на договорных началах, которая должна давать положительные результаты и препятствовать возникновению конфликтов на мировой арене.

Всеобщая декларация прав человека

Данный документ был принят после окончания Второй Мировой Войны, в 1948 году. В нем в полной мере прописан перечень прав и свобод, которым должен быть наделен каждый человек и гражданин, проживающий на территории любой страны-члена мирового сообщества.

На сегодняшний момент такая Декларация - это основной документ, на основании которого пишутся конституции стран, законы, а также некоторые другие документы, в тексте которых отражаются основные права и свободы человека. В некоторых странах Европы нормы международного правового акта с таким названием используются для профессионального толкования законодательных актов, содержание которых раскрывает права человека и гражданина. Что касается Российской Федерации, то некоторые постановления Конституционного Суда страны также содержат в своем тексте положения, основанные на статьях данной Декларации.

Пакт о гражданских и политических правах

Данный документ был принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году. С того момента его положения являются обязательными для исполнения всеми государствами, которые состоят в мировом сообществе.

В статьях такого акта закреплены основные права, которые послужили основой для написания политических разделов конституций многих суверенных государств. В основных положениях данного документа четко прослеживаются таки идеи, как равенство всех людей в пользовании своими правами, независимо от половой или расовой принадлежности, а также материального достатка. Кроме этого, положениями данного Пакта категорически запрещается принудительный труд, а также пытки и обращение, исключающее принципы человечности. Рабство и торговля людьми также запрещены этим документом.

В первых статьях данного акта находится положение о том, что каждый человек, проживающий на планете, имеет неотъемлемое право на жизнь, которое должно реализовываться государством, защищающим права и свободы лиц.

Остальные немаловажные для современной общественности понятия также закреплены в Пакте о гражданских политических правах. К ним относятся: право на свободу совести, слова и мысли, собрание в профсоюзы или в другие законные объединения, а также право на свободу выбора желаемого места жительства и вольное передвижение.

Конвенция о правах ребенка

Этот нормативный документ также имеет большое значение в общей системе международного права. Он был принят в 1989 году. Что касается общих положений, прописанных в статьях данного документа, то они направлены на предоставление и защиту определенных прав и свобод для лиц, которые не достигли 18-летнего возраста.

Если рассматривать данный документ в общем, то в основных его положениях гарантируются права на имя с самого момента появления ребенка на свет, а также на свободу выражения своего мнения. Кроме этого, в данной Конвенции закрепляется право ребенка не разлучаться со своими родителями. Однако, в соответствии с законодательством РФ, в том случае, когда родители данного ребенка не имеют права на любой контакт с ним (и даже на общение), данная норма Конвенции для него отменяется.

На основании этого нормативного документа любой ребенок имеет право быть выслушанным в ходе ведения судебного заседания, но только в том случае, если по сути дела рассматриваются вопросы, связанные с ним.

Пакт об экономических, социальных и культурных правах человека

Это еще один немаловажный для международной политики документ, принятый международным сообществом. В нем прописаны основные и неотъемлемые права, а также свободы человека в экономической, культурной и социальных отраслях.

На основании данного документа каждый человек, независимо от своей половой принадлежности или цвета кожи, может получать образование, вступать в разрешенные законодательством страны организации, а также создавать их. Права на добровольный труд и возможность зарабатывать себе средства для обеспечения достойного уровня жизни также закреплены в нормах международного правового акта. Кроме всего прочего, на основании норм, представленных в статьях такого Пакта, все трудящиеся граждане имеют возможность организовывать забастовки и быть их участниками, однако данное действие должно исполняться исключительно на основании законодательства конкретного государства.

В тексте данного документа встречается такое понятие, как право на достойный уровень жизни. Однако понятие это не раскрыто. В связи с данным явлением международное сообщество призывает определять достойный уровень жизни для населения своей страны самостоятельно, исходя из финансовых возможностей государства. Как отмечается в официальном пояснении к данному акту, в перечень условий, обеспечивающих достойный уровень жизни, в обязательном порядке входят надлежащее образование, наличие одежды, питания, а также возможность полноценного развития человека как личности.



Просмотров