Правила обращения с огнем. Правила пожарной безопасности для детей

Основные требования Правил пожарной безопасности:

не оставляйте без присмотра включенные в электросеть бытовые электроприборы;

эксплуатируйте электроприборы в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации заводов-изготовителей;

следите за неисправностью электропроводки, не пользуйтесь поврежденными электроприборами, электророзетками;

не включайте в одну электророзетку одновременно несколько мощных потребителей электроэнергии, перегружая электросеть;

не эксплуатируйте электросветильники со снятыми защитными плафонами;

не пользуйтесь в помещении источниками открытого огня (свечи, спички, факела и т.д.);

в квартирах жилых домов и комнатах общежитий запрещается устраивать различного рода производственные и складские помещения, в которых применяются и хранятся пожароопасные и взрывопожароопасные вещества и материалы;

запрещается хранить в квартирах и комнатах общежитий баллоны с горючими газами, емкости с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями и т.д.;

запрещается загромождать пути эвакуации (лестничные клетки, лестничные марши, коридоры) различными материалами, изделиями, оборудованием;

запрещается устраивать на лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые (чуланы), а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и горючие материалы.

Пожар в квартире

НЕЛЬЗЯ делать при пожаре в доме (квартире):

  • пытаться выйти через задымленный коридор или лестницу (дым очень токсичен, горячий воздух может также обжечь легкие);
  • опускаться по водосточным трубам и стоякам с помощью простыней и веревок (если в этом нет самой острой необходимости, ведь падение без отсутствия специальных навыков почти всегда неизбежно);
  • прыгать из окна (начиная с 4-го этажа, каждый второй прыжок смертелен)

НЕОБХОДИМО:

  • Сообщить в пожарную охрану по телефону 01 или 112 (с мобильного телефона).
  • Вывести на улицу детей и престарелых.
  • Попробовать самостоятельно потушить пожар, используя подручные средства (воду, плотную ткань, землю из-под цветов и т.п.).
  • При опасности поражения электрическим током отключить электроэнергию (автоматы в щитке на лестничной площадке),
  • Помните, что легковоспламеняющиеся жидкости тушить водой неэффективно. Лучше всего воспользоваться огнетушителем, а при его отсутствии мокрой тряпкой.
  • Во время пожара необходимо воздержаться от открытия окон и дверей для уменьшения притока воздуха.
  • Если в квартире сильно задымлено, и ликвидировать очаги горения своими силами не предоставляется возможным, немедленно покиньте квартиру, прикрыв за собой дверь.
  • При невозможности эвакуации из квартиры через лестничные марши используйте балконную лестницу, а если ее нет, то выйдите на балкон, закрыв плотно за собой дверь, и постарайтесь привлечь к себе внимание прохожих и пожарных.
  • По возможности организуйте встречу пожарных подразделений, укажите на очаг пожара.
  • Рекомендуем Вам заранее застраховать себя, свое имущество на случай пожара и хранить документы, деньги в месте, известном всем членам Вашей семьи на случай внезапной эвакуации при пожаре.

Если горит телевизор

Возгоранию телевизора способствуют:

  • использование нестандартных предохранителей, "жучков";
  • длительная работа включенного телевизора без присмотра;
  • попадание различных предметов в отверстия задней стенки (как правило, по вине детей);
  • установка телевизора у батареи отопления, в мебельной стенке, в результате чего он плохо охлаждается (происходит разрыв оболочки электронно-лучевой трубки и появление после потрескивания синеватого дыма);
  • питание телевизора без стабилизатора от сети с повышенным напряжением.

Необходимо:

  • Обесточить телевизор или полностью квартиру (помещение);
  • Сообщить о возгорании в пожарную охрану;
  • Если после отключения телевизор продолжает гореть, то залейте его водой через отверстия задней стенки, находясь при этом сбоку от аппарата, или же накройте его плотной тканью.
  • Во избежание отравления продуктами горения немедленно удалите из помещения людей, не занятых тушением, в первую очередь детей;
  • Аналогично действуйте и при загорании других электробытовых приборов.

Примечание. Если телевизор взорвался и пожар усилился, не подвергайте жизнь опасности, покиньте помещение, закрыв дверь и окна.

Пожар на балконе (лоджии)

  • Позвоните в пожарную охрану.
  • Попытайтесь потушить подручными средствами (водой, мокрой плотной тканью, землей из-под цветов и т. п.). Если огонь набирает силу и Ваши усилия тщетны, то немедленно покиньте балкон, плотно закрыв за собой дверь, чтобы вслед Вам не проник огонь. Закройте все форточки и двери, не создавайте сквозняка!
  • В ходе тушения можно выбрасывать горящие вещи и предметы вниз, убедившись предварительно, что там нет людей.
  • Предупредите соседей с верхних этажей, что у вас пожар.

Дым в подъезде

  • Позвоните в пожарную охрану.
  • Если дым не густой и Вы чувствуете, что дышать можно, то попробуйте определить место горения (квартира, почтовый ящик, мусоросборник и т.п.), а по запаху - что горит (электропроводка, резина, горючие жидкости, бумага и т. п.).
  • Помните, что огонь и дым на лестничной клетке распространяются только в одном направлении - снизу вверх.
  • Если Вам удалось обнаружить очаг, то попробуйте его потушить самостоятельно или при помощи соседей подручными средствами.
  • Если потушить пожар не представляется возможным, то оповестите жильцов дома и, не создавая паники, выйдете наружу, используя лестничные марши или через пожарные лестницы балкона. Проходя по задымленным участкам, постарайтесь одолеть их, задерживая дыхание или закрыв рот и влажным нос платком, полотенцем.
  • Если дым идет из квартиры и оттуда слышны крики, то надо, не дожидаясь пожарных, выбить двери. Помните, что гореть может в прихожей, и есть вероятность выхода огня в подъезд, то есть прямо на Вас. И второе - взломав дверь, Вы тем самым усилите приток воздуха и соответственно горение.
  • Если же, выйдя в подъезд, Вы попали в густой дым, то нужно немедленно вернуться в квартиру и плотно закрыть дверь. А дверные щели и вентиляционные отверстия, в которые может проникать дым, необходимо заткнуть мокрыми тряпками. Если дым все же проникает, то покиньте прихожую и закройтесь в комнате. И последнее, что Вы можете сделать - это выйти на балкон, и постараться привлечь к себе внимание.
  • Если Вы живете в здании повышенной этажности (10-й и выше), то здесь на случай пожара предусмотрены дополнительные меры по обеспечению Вашей безопасности. Это незадымляемые наружные лестницы, системы дымоудаления и внутренних пожарных кранов, автоматическая пожарная сигнализация в квартирах. За указанным оборудованием следует осуществлять контроль и в случае неисправности сообщать в диспетчерскую для принятия технических мер по ее устранению. В 9-этажных домах на лоджиях для эвакуации при пожаре предусмотрены металлические лестницы с по 5 этажи, поэтому напоминаем, что забивать и загромождать люки на лоджиях запрещается так же, как и демонтировать лестницы.

Пожар, дым в подвале

Необходимо:

  • Позвонить в пожарную охрану.
  • Ни в коем случае не пытайтесь сами проникнуть в подвал, это может закончиться для Вас трагично.
  • Если Вы живете на первом этаже и в Вашей квартире стал появляться дым, то откройте окна (но не дверь в подъезд), а затем покиньте квартиру, оповестив соседей. Дожидайтесь приезда пожарных на улице. На вышележащих этажах рекомендуем тоже открыть окна.
  • Но если Вы все же зашли в подвал или оказались там на момент пожара, то советуем пробираться либо низко пригнувшись, либо ползком. Старайтесь дышать через ткань, тряпку. Если Вы заблудились, то постарайтесь определить, в какую сторону больше вытягивает дым, значит, вероятней всего там дверной проем.
  • Примечание: Во время пожара в подвале из-за слабого притока воздуха возникает очень высокая температура, так что можно ориентироваться по температуре воздуха и на ощупь по стенам. Тем не менее, если выход не найден, то не отчаивайтесь, лягте в проходе, где сравнительно не очень высокая температура, и постарайтесь чем-нибудь накрыться. Рано или поздно Вас все равно обнаружат.
  • И последнее. Если вы все же решили спасаться через сильно задымленный коридор, что крайне опасно, то советуем захватить намоченную плотную ткань, которой следует накрыться и двигаться пригнувшись либо ползком. Плотная ткань будет предохранять Вас от дыма и позволит проскочить через незначительные участки с открытым огнем и высокой температурой. Если на Вас надвигается огненный вал, то, не мешкая, падайте, закрыв голову тканью, в этот момент не дышите, чтобы не получить ожогов внутренних органов.

Горит человек (вспыхнула одежда и т. п.)

  • Не давайте бежать - пламя разгорается еще сильнее (воздействие пламени горящей одежды в течение 1-2 минуты приводит к тяжелым ожогам со смертельным исходом).
  • Опрокиньте его на землю, при необходимости сделайте подножку, а затем погасите огонь при помощи плотной ткани, воды, земли, снега и т. п., оставив голову открытой, чтобы он не задохнулся продуктами горения. Есть еще один вариант - попробуйте скинуть горящую одежду, но очень быстро.
  • Вызовите скорую помощь, сообщите в пожарную охрану.
  • Окажите посильную доврачебную помощь. (При попытке самосожжения вызовите также милицию.)
  • Услышав крики "Пожар", постарайтесь сохранять спокойствие и выдержку, призывайте к этому стоящих людей, особенно женщин. Оцените обстановку, убедитесь в наличии реальной опасности (возможно, кто-то этим криком хочет привлечь внимание людей).
  • При заполнении помещения дымом, выключении освещения постарайтесь идти к выходу, держась за стены, поручни и т.п., дышите через носовой платок или рукав одежды, ведите детей впереди себя, держа их за плечи.

Если вы заметили в горящем помещении людей

  • Позвоните в пожарную охрану.
  • Если Вы рассчитываете на свои силы, то попробуйте выбить дверь или окна в случае горения на первом этаже. Когда будете открывать дверь, то встаньте в стороне от проема, так как на Вас может выхлестнуть огонь, который идет по ветру. Если же, открыв ее. Вы встретите только дым, то по возможности, прикрыв органы дыхания намоченной тканью, нагнувшись, попробуйте войти в помещение. Если дышать трудно, передвигайтесь на четвереньках или ползком. Можно, конечно, набрать воздуха в легкие, пробовать не дышать, на сколько хватит Ваших возможностей.
  • Прежде чем войти в комнату (помещение), Вы должны точно узнать, кто и сколько там должен находиться. Если есть дети, то их следует искать в укромных, темных местах (под диваном, столом т п.), а престарелых (больных) - на кроватях или на полу.
  • Обнаружив людей, как можно быстрее выведите (вынесите) их на улицу.
  • Окажите пострадавшим до приезда медработников компетентную, посильную помощь.

Возможные причины возникновения пожара

1. Неосторожное обращение с огнем.

Причина каждого третьего пожара - неосторожное или небрежное обращение с огнем: непотушенные спички, окурки, свечи, отогревание огнем факелов и паяльных ламп водопроводных труб, небрежность при хранении горящих углей, золы. Пожар может возникнуть и от костра, разожженного вблизи строения, причем чаще всего от искр, которые разносит ветер.

Особая опасность курении в нетрезвом состоянии, лежа в постели, применение керосиновых ламп, свечей, факелов для освещения чердачных помещений, коридоров, кладовых и различных хозяйственных построек.

2. Нарушение правил пользования электрическими приборами.

Анализ таких пожаров показывает, что они происходят в основном по двум причинам: из-за нарушения правил при пользовании электробытовыми приборами и скрытой неисправности этих приборов или электрических сетей.

У оставленной надолго включенной электрической плитки нагрев спирали достигает 600-700°С, а основания плитки - 250-300°С. При воздействии такой температуры стол, стул или пол, на котором поставлена плитка, могут воспламениться.

Водонагревательные приборы уже через 15-20 мин после выкипания воды вызывают загорание почти любой сгораемой опорной поверхности, а при испытании электрических чайников с нагревательными элементами мощностью 600Вт воспламенение основания происходит через 3 мин после выкипания воды.

3. Неисправность электропроводки или неправильная эксплуатация электросети:

Возникновение пожаров по этим причинам заключается в следующем. При прохождении тока по проводнику выделяется тепло. В обычных, условиях оно рассеивается в окружающую среду быстрее, чем успевает нагреться проводник. Поэтому для каждой электрической нагрузки соответственно подбирается проводник определенного сечения. Если сечение проводника меньше, чем положено по расчету, то выделяющееся тепло не успевает рассеяться и проводник перегревается. Также при включении в одну розетку одновременно несколько бытовых приборов возникает перегрузка, нагрев проводов и воспламенение изоляции.

Одной из причин пожаров, возникающих от электросетей, являются короткое замыкание, при соединении двух проводников без изоляции накоротко друг с другом. Вследствие этого, происходит резкое возрастание силы тока в сети, мгновенный нагрев проводов до температуры, плавления металлических жил, наблюдается интенсивное выделение искр и большого количества тепла. Вот почему необходимо следить за исправностью изоляции проводов, не допускать крепления их гвоздями, которые могут нарушить изоляцию.

Из-за неправильного соединения проводов (в скрутку), слабого крепления или сильного окисления контактных поверхностей и мест соединения проводов происходит их сильный разогрев и воспламенение. Неплотный контакт вилок в гнездах штепсельной розетки может привести к сильному разогреву розетки и последующему воспламенение перегородок и стен, на которых смонтирована штепсельная розетка. Это явление обусловлено наличием больших местных переходных сопротивлений. В этих случаях предохранители не могут предупредить возникновение пожара, так как сила тока в цепи не возрастает, а нагрев участка с плохо выполненным соединением проводов достигает опасного предела только лишь вследствие увеличения сопротивления в определенных местах, как правило, на участках большой длины.

Пожарную опасность представляют осветительные лампы накаливания, поскольку происходит сильный нагрев поверхности стеклянной колбы, температура которой может достигать 550°С. Так как в лампах накаливания только 3-8% энергии затрачивается на излучение света, а 92-97% превращается в тепло.

Опасные последствия могут наступить от плохого контакта цоколя лампы с пружиной патрона. Здесь возникает сильный нагрев патрона, что приводит к пересыханию изоляции проводов, потере ими изоляционных свойств и короткому замыканию при включении лампы. Сильный нагрев патрона и, как следствие, высыхания изоляции и короткое замыкание возникают и в том случае, если в обычный патрон ввернуть лампу большой мощности (200-300 Вт).

Разрушение колбы лампы от механических воздействий также приводит к пожарам, так как температура металлических нитей колеблется от 1700 до 2700°С.

Люминесцентные лампы более безопасны в пожарном отношении. Их поверхности всего лишь до 40-50°С.

Для предохранения электросети от перегрузки и короткого замыкания используются плавкие предохранители (пробки), которые срабатывают при повышении напряжения тока выше допустимого.

4. Пожары от бытовых газовых приборов

Основная причина этих пожаров - утечка газа вследствие нарушения герметичности трубопроводов, соединительных узлов или через горелки газовых плит.

Природный и сжиженный баллонный газ (обычно это пропан-бутановая смесь) способны образовывать с воздухом взрывоопасные смеси. При ощущении запаха газа в помещении нельзя зажигать спички, зажигалки, включать или выключать электрические выключатели, входить в помещение с открытым огнем или с папиросой - все это может вызвать взрыв газа.

Сжиженный газ в отличие от природного обладает более пожароопасными свойствами: большой текучестью, быстрым нарастанием упругости паров и удельного объема жидкости и газа с повышением температуры, низким концентрационным пределом взрываемости и т.д.

Если утечка газа произошла из открытого крана на газовом приборе, то его надо закрыть, тщательно проветрить помещение и только после этого можно зажечь огонь. В случае утечки газа в результате повреждения газовой сети или приборов пользование ими необходимо прекратить и немедленно сообщить в контору газового хозяйства.

Нельзя разрешать включать и пользоваться газовыми приборами детям и лицам, не знакомым с устройством этих приборов.

Во избежание несчастных случаев запрещается:

открывать кран на газопроводе перед плитой, не проверив, закрыты ли все краны на распределительном щитке плиты;

открывать краны плиты, не имея в руке зажженной спички;

допустить заливание горящих горелок жидкостью. Если это случайно произойдет, нужно погасить горелку, прочистить ее, удалить жидкость с поддона;

снимать конфорку и ставить посуду непосредственно на горелку;

стучать по кранам, горелкам твердыми предметами, а также поворачивать ручки кранов клещами, щипцами, ключами и т. д.;

самостоятельно ремонтировать плиту или газо-подводящие трубопроводы;

привязывать к газовым плитам, трубам и кранам веревки, вешать на них белье и другие вещи.

Опасно опускание в горячую воду или установка газовых баллонов вблизи отопительных приборов, при обмерзания запорно-редукторного клапана. Итог - быстрый рост внутреннего давления и взрыв.

В случае возникновения пожара:

  • Немедленно сообщить в пожарную охрану по телефону 01, по сотовому тел. 112, указав при этом точный адрес, фамилию, имя, отчество, что горит.
  • До прибытия пожарных подразделений принять возможные меры к эвакуации людей, документов, материальных ценностей.
  • По возможности приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения: огнетушителями, плотной тканью, водой (помня, что водой можно тушить пожар предварительно обесточив помещение).
  • Во время пожара необходимо воздержаться от открытия окон, дверей, не разбивать оконные стекла. Покидая помещение (здание_ нужно закрыть за собой двери, окна, так как приток свежего воздуха способствует быстрому распространению огня.

Ежегодно при пожарах и возгораниях погибают и получают серьезные травмы дети младше четырнадцати лет. Главной причиной можно назвать недобросовестность родителей, а также отсутствие знаний и навыков поведения при пожаре. Для профилактики пожарной безопасности нужно проводить уроки, беседы, лекции. Рекомендуется закреплять результат при помощи игр, способствующих актуализации полученной информации.

Маленьким детям правила пожарной безопасности помогут объяснить мультфильмы, разработанные при поддержке Пожарной службы («Пожар в лесу», «Пожар в квартире», «Правила поведения детей при пожаре»).

Правила пожарной безопасности объяснят на уроках ОБЖ, а также на классных часах по этой теме. Поможет в этом использование стихотворений С. Маршака «Очень-очень важные правила!», «Песенка спичек», А. Усачева «Огонь», Е. Гладковой «Если огонь в доме» и другие.

Основные правила пожарной безопасности для детей

  • нельзя играть со спичками, зажигалками, спичками-свечами;
  • нельзя поджигать сухие листья, сухую траву, деревья, тополиный пух;
  • нельзя играть с фейерверками, бенгальскими огнями, хлопушками без присмотра взрослых;
  • нельзя использовать бензин, керосин и другие горючие материалы в игровых целях;
  • нельзя кидать в костер или поджигать флаконы из-под дезодорантов, духов, освежителей воздуха и т.п. Это может привести к взрыву и немедленному возгоранию;
  • нельзя разводить костер, играть с открытым огнем в помещениях;
  • нельзя разводить костер в деревянных сараях, ветхих постройках, в подвалах и чердаках;
  • если возникнет необходимость в свете, лучше воспользоваться фонариком, чем спичками;

Правила обращения с огнем дома

Для детей главное правило - нельзя играть с огнем без присмотра взрослых. Таким образом, исключаются использование и игра с электроприборами (телевизор, микроволновая печь, компьютер), включение газовой плиты, зажжение свечей, игра с лампочками, гирляндами.

Детей старшего возраста можно научить пользоваться плитой, бытовой техникой, однако заострить внимание на том, что если нет большой необходимости в их применении, лучше подождать родителей. Обязательным требованием будет отключение всей техники от электросети после использования.

Не нужно настраивать ребенка против огня, но следует максимально честно рассказать о последствиях пожаров.

Дети - большие выдумщики, в их головах роятся тысячи идей, и если заранее не предупредить о результатах таких опасных шалостей, то станет поздно.

Родители должны сами оградить от опасности своего ребенка.

В первую очередь необходимо хранить всю бытовую химию в недоступном для детей месте, вся она имеет высокую степень огнеопасности. Также дети не должны иметь свободного доступа к спичкам, зажигалкам, свечам, а электропровода необходимо спрятать под плинтусы.

А чтобы не задохнуться во время пожара нужно намочить тряпку или марлю и дышать через нее. Также необходимо опуститься на пол, потому что концентрация дыма там ниже.

Правила обращения с огнем в лесу

В большинстве случаев причиной возгорания лесных массивов является беспечность и неосторожность людей.

  • Нельзя разводить костер в местах с сухой травой, под кронами деревьев, в торфяниках. Место для костра нужно тщательно выбирать, очищать от огнеопасного материала, а сам огонь разводить в специально выкопанной земляной ямке.
  • Не допускается уходить и оставлять костер непотушенным или тлеющим. Его можно залить водой или засыпать песком.
  • Нельзя разводить костер в сухую и ветреную погоду.
  • Нельзя оставлять на месте отдыха бумагу, пластиковую посуду и предметы из стекла. Последние очень опасны потому, что солнечные лучи фокусируются на стекле, последствием может стать лесной пожар.
  • Нельзя оставлять в лесу самовозгорающиеся материалы.
  • Нельзя использовать в лесу пиротехнику.

Правила поведения детей при пожаре

Если во время возгорания рядом с ребенком не окажется взрослых, он должен будет самостоятельно принимать решения и действовать уверенно. Для этого родители или учителя должны научить его цепочке действий при пожаре.

  • Позвонить по телефонам 01 / 112 и сообщить о своем месте нахождения и чрезвычайной ситуации.
  • Обратится за помощью к соседям, рассказать им о пожаре.
  • Не прятаться в труднодоступные места, спасатели просто не смогут прийти на помощь, обнаружить пострадавшего.
  • Не пользоваться лифтом при пожаре. Спускаться только по лестницам.
  • Выполнять все указания пожарных и спасателей, прибывших на место происшествия.

Презентация для проведения классного часа "Правила пожарной безопасности" PPT - 3,8 Мб

Если вы попали на этот блог, думаю, вам будет интересна эта статья. Наверняка вы испытываете к огню непреодолимое влечение, огонь живет в вас и просит общения.

В этой статье я дам несколько советов, как наладить контакт с огненной стихией, как научиться общаться с огнем и управлять им.

Для тренировки вам понадобится свеча. Ну и вы сами, точнее ваши руки.

Зажгите свечу, встаньте или сядьте рядом с ней поудобней, погасите свет. Пусть только теплый огонек свечи освещает вашу комнату. Другие методики работы с огнем вы можете узнать, читая сайт “Саламандра “, а про проблемы пожарной безопасности и связанные с нею можно прочитать на сайте некоммерческой организацииЖенщины за безопасность “, где я пишу обо всем, что связано со стихией огня. Лучше, если вы начнете тренировку вечером или ночью.

Итак, приступим:

  • Протяните одну руку к огню. Ощущайте его тепло, его огненную энергию. Впитайте ее в себя. Прочувствуйте.
  • Объединитесь с ней. Представьте, что вы и огонь – это одно целое. Что вы в огне, а пламя свечи – в глубине вас.
  • Потяните рукой пламя на себя. Можно сперва делать плавные движения рукой – отстраняя руку, тяните пламя за собой, приближая, как бы толкайте ого от себя. Делайте это медленно, вы должны притягивать и отталкивать пламя своей волей, а не потоком воздуха.
  • Когда освоитесь, попробуйте двумя руками усиливать пламя, тянуть его вверх. Пусть огонь свечи следует за движениями вашей руки.
  • Аналогично приглушайте пламя. Заставьте огонек свечи стать совсем маленьким, еле видным. Со временем можно научиться таким образом совсем погасить свечу.
  • Подарите огню свою энергию, напитайте его, чтобы огонь взлетел к потолку.

Возможно, сразу у вас будет плохо получаться, но постепенно, тренируясь постоянно, можно добиться хороших успехов, особенно, если огонь – ваша стихия, и вы предрасположены к ней.

Мой блог находят по следующим фразам

Начинать обучать ребенка нужно с самых ранних лет, рассказывая ему о том, какие предметы могут быть опасными дома. Маленькие дети очень любознательны, они исследуют все вокруг экспериментальным путем. Особенно их привлекают яркие предметы или те, которые издают какой-то звук или имеют запах. Спички, техника и розетки как раз таки относятся к группе риска.

Первый этап обучения можно начинать в 2-3 года, рассказывая малышу о предназначении всего, что есть в доме. При знакомстве чада с пожароопасными приборами, дайте ему понять, что определенные места в доме должны быть доступными только взрослым.

В теории все намного проще, чем на практике. Интерес ребенка к огню вряд ли угаснет после теоретической лекции, ему захочется поближе рассмотреть или попробовать разжечь огонь самостоятельно.

Для того чтобы показать реальную опасность огня, можно воспользоваться суровым, но действенным методом: попросить малыша поднести руки к, например, зажигалке. Естественно, последняя должна находиться в ваших руках, дабы избежать травм.

Поднеся руки близко к фитилю, ребенок осознает, что такие игры небезопасны. Главное, не переусердствовать и не допустить реального возникновения ожога, ибо он способен развить фобии, связанные с огнем, от которых будет непросто избавиться.

В возрасте от 3 до 6 лет человек проходит активную стадию социализации. Дети в этом возрасте любят подражать взрослым, играть в родителей, примерять на себя всевозможные социальные роли. Здесь-то может подстерегать опасность - копируя маму или папу, ребенок может пытаться самостоятельно выполнять действия с техникой и огнем.

Здесь важно приучить ребенка к правилам, распределив территорию и обязанности правильно. Прятать нужно все - от легковоспламеняющихся субстанций до взрывчатых веществ и пиротехники. Мелкая бытовая техника также представляет опасность, поэтому, храните ее в недоступных для крохи местах.

Ребенок должен думать, что верхняя полка гардероба, это не место, куда от него что-то спрятали, а просто «домик» утюга или фена. Если он почует хоть намек на тайну, то обязательно попытается достать желаемое.

В семилетнем возрасте нормально позволять ребенку самому пользоваться электроприборами и газовой плитой. Тотально ограждать его от этого не нужно, да и не получится, так как именно этот возраст характеризуется фразой “я сам!”.

Задача родителей на данном этапе - научить детей пользоваться спичками и электроникой. Объяснить, что газ не должен быть открыт более чем на несколько секунд. Рассказать, что спичку нужно не только тушить, но и охлаждать (лучше вообще намочить). Главное правило при разъяснении – отвечайте на вопрос ” почему?”. Говорите правду, по возможности, приводите примеры.

НЕ запрещайте, а убеждайте.

Правила пожарной безопасности для детей

Свод правил пожарной безопасности должен быть доступен ребенку не только в учебном заведении, но и дома. Чтобы заинтересовать малыша, создайте плакат безопасности самостоятельно. Напишите правила и нарисуйте или распечатайте иллюстрации.

Подробно:

  1. Спички – не игрушка! Они могут вызвать возгорание. Маленькая искра может незаметно воспламенить бумагу или другие поверхности и нанести вред.
  2. Если пользуешься электроприборами, не оставляй их без присмотра. Жди, пока закипит чайник, а не иди смотреть мультики, ведь он может сгореть.
  3. Перед уходом из дома, проверь все розетки и плиту. Вся техника должна быть выключена, утюг – находится в вертикальном положении.
  4. Не суши волосы и одежду над открытым огнем – и то, и другое, может загореться.
  5. Если в доме пахнет газом, не зажигай свет, спички, или другие приборы. Уходи и зови на помощь взрослых.
  6. Не играй с пиротехникой. Запускать фейерверки можно только вместе с родителями и на открытой местности.


Меры предосторожности:

  1. Используй бытовые приборы строго по назначению.
  2. Скажи родителям, если увидишь поврежденный провод. Не касайся его ни руками, ни посторонними предметами.
  3. Не включай все приборы в розетку одновременно.
  4. Не пытайся чинить приборы самостоятельно. Попроси родителей о помощи.
  5. Не разводи в помещении огонь, и не зажигай свечи, если поблизости нет взрослых.
  6. Не загромождай игрушками и другими вещами пространство у окон и дверей – это помешает выбраться в случае пожара.

Что делать, если начался пожар

Если все меры предосторожности не сработали, и беда все же случилась, необходимо сразу же обратиться за помощью к взрослым.

При пожаре нужно действовать оперативно, чтобы максимально обезопасить свою жизнь и имущество:

  1. Если выйти из квартиры не получается, нужно как минимум отгородиться от огня, например, закрыв дверь. Но делать так можно только зная, что помощь уже близко.
  2. Нужно закрыть форточку, чтоб не создавать сквозняк, который раздует огонь.
  3. Необходимо найти путь к отступлению и ползком направится к выходу. Дым поднимается вверх, поэтому зона, максимально приближенная к полу – самая безопасная.
  4. Если пожар случился или распространился на подъезд, НЕЛЬЗЯ пользоваться лифтом.
  5. Чтобы уберечь себя от отравления, нужно найти любую ткань и смочить ее. Все это прикладывают к дыхательным путям как маску. Это поможет немного очистить воздух.


Что делать, если рядом нет взрослых:

  1. При незначительном возгорании, не связанным с электричеством, можно попробовать набросить на очаг покрывало или другую плотную ткань.
  2. Если эта мера сработала, убедись, что одеяло не тлеет. Для этого, потопай по нему (в обуви), а еще лучше, намочи.
  3. Небольшие возгорания можно тушить, залив водой или засыпать песком.
  4. Открой окна, дай помещению проветриться. Запомни! Дым при пожаре - гораздо хуже огня.
  5. Если потушить огонь с первого раза не удалось - беги туда, где есть взрослые, и попроси их позвонить в пожарную службу.
  6. Если горит розетка или другая техника - ни в коем случае не пытайся затушить огонь самостоятельно. Лить воду на такой огонь ЗАПРЕЩЕНО.

Формы проведения уроков

Учебные заведения так же, как и родители, обязаны проводить профилактическую работу, связанную с безопасностью, в том числе, пожарной:

  1. Чаще всего такие мероприятия имеют форму воспитательного часа, когда классный руководитель читает лекции учащимся. Метод старый, но эффективный ли? Как показывает практика, дети не выносят из этих «нравоучений» и 10% полезной информации. После урока они едва ли в состоянии пересказать суть монолога учителя.
  2. Современные методисты предлагают интерактивные мероприятия, в которых дети сами принимают участие. Это заставляет их включаться в работу и осознавать происходящее.
  3. Западные методики включают в себя приглашение в школы пожарных или жертв катастрофы, которые дают советы и делятся горьким опытом.
  4. В каждой школе проводятся тренинги гражданской обороны, которые включают в себя имитацию экстренной ситуации. Такие практические занятия помогают сформировать правильное понятие о последовательности действий при пожаре и других непредвиденных ситуациях.
  5. И конечно же, уведомление ребенка об ответственности, которую он понесет в случае умышленного поджога, может существенно снизить вероятность таких выходок.

Как помочь запомнить

Самый лучший способ донесение информации ребенку – использование игровых методик и личного примера. Вовлекайте свое чадо в составление плакатов, мотивируйте его рассказать о том, что он узнал, своим друзьям.

В сети можно найти огромное количество обучающих мультфильмов, которые помогут ребенку наглядно освоить правила и запреты. Метод воздействия мультфильмами и любым другим видеорядом очень эффективен, так как герои анимированных фильмов являются кумирами наших малышей.

  1. Подавайте ребенку личный пример, ведь малыши строят свою жизнь, опираясь на мировоззрение своих родителей.
  2. Приобретите огнетушитель и прочие средства борьбы с пожаром.
  3. Убедитесь, что в группе детского сада или в классе вашего ребенка соблюдены все меры безопасности.
  4. Сделайте так, чтобы номера пожарной службы, скорой помощи, и милиции, были на виду ребенка. Еще лучше, чтоб он знал их наизусть.
  5. Объясните малышу, что он не стесняясь должен, обращаться за помощью.
  6. Пользуйтесь защитными накладками для розеток.

Дарья Миронова
Техника обращения с огнем и правила пожарной безопасности

В центре мегаполиса, в ритме активного образа жизни мы совершаем , казалось бы, обычные на первый взгляд действия. Ходим по магазинам, ездим за рулем автомобиля, встаем рано на работу, воспитываем детей и внуков, занимаемся спортом и т. д. На первый взгляд все очень банально. Все действия, которые совершает взрослый, обдуманы и взвешаны. Но кто научил этого взрослого человека делать все? Конечно, родители! И мы, когда вырастаем и становимся родителями, должны и обязаны своему ребенку заложить познания о добре и зле, о плохих и хороших поступках, о правилах поведения , о технике безопасности дома и на улице и т . д. и т. п.

Хотелось бы очень подробно остановиться на теме, которая на первый взгляд звучит очень обычно : «Техника обращения с огнем и пожарная безопасность » .

В семье рождается ребенок. Родители в нем души не чают. Сначала пеленки, распашонки, бессонные ночи. Казалось бы самый прекрасный период в жизни молодых мам и пап, когда их чадо лежит в кроватке и никуда не убегает. Но в суете дел и других обыденных вещей, мы, взрослые, иногда сами забываем о том, как правильно и безопасно обращаться с теми или иными электрическими приборами. Например, выключить их из розетки….

Проходит время, ребеночек в семье подрастает, начинает ползать и исследовать все места, которые его интересуют. В том числе и запретные. А именно : углы с проводами или электрические розетки. Иногда родители позволяют себе утюжить белье в присутствии маленького ползающего ребенка. Вот забава для него! Свисающий провод с гладильной доски! А ведь это элементарные правила обращения с электроприборами . И мы взрослые – даем пример для подражания.

Зачастую многие родители никогда не задумываются о своих вредных привычках, например, курение. Вроде бы какой там вред? Вредно только для родителя. Тем не менее курение в присутствии несовершеннолетнего ребенка похоже на преступление. Маленький ребенок, видя как взрослый подносит к сигарете огонь (спички или зажигалка, испытывает большой интерес к этим предметам. У него появляется желание исследовать их. Зажигая спичку, глупый ребенок даже представить себе не в состоянии, что может произойти! А ведь это прямая угроза для жизни и здоровья окружающих.

Останавливаясь на примере аккуратного обращения с огнем нельзя не сказать про газовые плиты в домах. Ребенок дошкольного возраста любит играть во взрослые игры и подражать взрослым. Иногда он использует предметы-заместители, а бывает, что нет, и берет настоящие предметы и начинает с ними играть. Газовые и электроплиты у родителей тоже должны быть под контролем.

Ребенок школьного возраста не менее испытывает интерес, например, к оголенным проводам. Более того, у него может возникнуть желание прикоснуться к ним голыми руками или ударить по ним тяжелым предметом. Все это ложится на плечи родителей, воспитателей, учителей, которые должны правильно , грамотно рассказать и объяснить, как вести себя в той или иной ситуации. В своей работе педагог или родитель может наглядно показать, как работают огнетушителем в случае возгорания , как правильно пользоваться противогазом, находясь в задымленном помещении или прикладывать влажную марлевую повязку на лицо. Ребенок получит удовольствие, если со взрослым сходит на экскурсию в отделение пожарной службы .

В заключении хочется обратить внимание на то , что детям дошкольного и школьного возраста важно объяснять и показывать, как вести себя в случае, когда происходит возгорание в доме. Приводить примеры, что может случиться, если не соблюдать элементарные правила обращения с огнем или электроприборами. Старшему наставнику важно познакомить детей с информацией о том, какой единый номер пожарной службы . Помимо этого, воспитывать у детей чувство ответственности за свои действия, способствовать воспитания дружелюбного отношения друг к другу, уважения к профессии пожарных , а так же воспитывать морально-волевые качества, такие как решительность, самоотверженность и смелость.

Публикации по теме:

«Если хочешь долго жить - научись с огнем дружить!» Развлечение по правилам пожарной безопасности "Если хочешь долго жить - научись с огнем дружить!" - развлечение по правилам пожарной безопасности- Дети под музыку входят в зал, садятся.

Пожар - это страшное несчастье. Подсчитано, что в нашей стране в среднем один пожар происходит раз в две минуты. Причина многих из них детская.

Комплексное занятие по пожарной безопасности в средней группе. Тема: «Не шути с огнем» Цель: закрепить знания о правилах пожарной безопасности. Задачи: расширить представления детей об огне, как друга и врага человека; .

Конспект занятия по пожарной безопасности для школьников «Чтобы в ваш дом не пришла беда, будьте с огнем осторожны всегда» Конспект занятия по правилам пожарной безопасности "Чтобы в ваш дом не пришла беда, будьте с огнем осторожны всегда"

НОД по пожарной безопасности для детей средней группы «Не шути с огнем» Цель: формирование правильного поведения с огнеопасными предметами. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить детей с правилами противопожарной.

Правила пожарной безопасности в Новый год и Рождество. Новый год и Рождество – это праздники, которые с нетерпением ожидают и дети, и взрослые. Не исключено, что и многие взрослые верят в чудеса,.

Презентация по пожарной безопасности «Кто с огнем не осторожен у того пожар возможен» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию презентацию "Кто с огнем не осторожен у того пожар возможен" Обучение детей правилам пожарной.



Просмотров