Виды гипотез диспозиций и санкций административно правовой. Определяем гипотезу диспозицию и санкцию. Санкции бывают двух видов

Между государственным бюджетом и величиной ВВП существует тесная взаимосвязь. Если представить, что сумма государственных закупок товаров и услуг – постоянная величина, не зависящая от уровня доходов, то при низком уровне доходов будет наблюдаться дефицит, а при высоком – излишек бюджета.

Если бюджет сбалансирован, то величина налоговых поступлений совпадает с суммой правительственных закупок. Если в экономике наблюдается экономический спад, то сумма налоговых поступлений в бюджет при неизменном уровне государственных закупок сокращается, возникает бюджетный дефицит. На фазе экономического подъема величина налоговых поступлений выше уровня правительственных закупок, возникает бюджетный избыток (профицит). При данном уровне государственных расходов и данном уровне налоговой ставки размер бюджетного дефицита или излишка зависит от величины доходов.

Рис.8.1. Циклическое балансирование госбюджета

Профицит – превышение доходов над расходами. Если обнаружен профицит, то он сокращается путем: уменьшения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, доходов от реализации государственных запасов и ресурсов; направлением бюджетных средств на погашение долговых обязательств; передачей части доходов бюджетам других уровней.

Если правительственные расходы превышают доходы, то возникает дефицит государственного бюджета. При превышении доходов над расходами государство имеет положительное сальдо бюджета.

Бюджетный дефицит = Расходы – Доходы.

Чистые налоги = Налоговые поступления – Социальные выплаты.

В этом случае бюджетный дефицит можно представить следующим образом:

Бюджетный дефицит = Закупки товаров и услуг – Чистые налоги.

или BD = G – T.

На размер бюджетного дефицита оказывают влияние колебания объема национального выпуска. В периоды депрессии, когда ВВП снижается, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета.

Причины этих изменений сальдо бюджета кроются в том, что во время спадов налоговые поступления от подоходного налога и других прямых налогов снижаются, так как снижается налогооблагаемая база. В то же время в периоды спадов некоторые виды государственных расходов увеличиваются (пособия по безработице и другие социальные выплаты).

Предположим, что государственные расходы составляют 200 денежных единиц, а налоговая ставка t = 0,2. Следовательно, при Y = 0 налоговые поступления Т = 0. Когда расходы возрастают до 1000 единиц, то налоговые поступления становятся равными государственным расходам (200 единиц). При доходах 1500 единиц государственные расходы составят 300 единиц и т.д.

Таким образом, при низком уровне доходов возникает дефицит государственного бюджета, при высоком – избыток бюджета.

Исследования экономистов показывают, что рост государственных расходов приводя к увеличению доходов, не обеспечивает такого прироста налогов, который «окупал бы» возросшие расходы. Это значит, что сумма налоговых поступлений будет всегда меньше, чем прирост государственных расходов.

Если в государственном бюджете имеется избыток, т.е. если государство изымает с помощью налогов больше, чем отдает, то это означает, что изъятий из макроэкономического оборота становится больше, чем инъекций. В результате происходит сокращение ВВП.

Напротив, если госбюджет испытывает дефицит, т.е. его расходы превышают доходы, инъекции становятся больше, чем изъятия. Это означает, что покупательная способность возрастает и ВВП увеличивается.

Таким образом, бюджетный дефицит – это не показатель плохого хозяйствования. Еще в 30-е годы Дж. Кейнс и шведские экономисты Г. Мюрдаль и Б. Улин предложили отступить от традиционного представления о том, что государственный бюджет должен быть сбалансированным, и пойти на некоторое превышение расходов над доходами для стимулирования экономического роста, особенно в периоды кризисов.

Действительно, если государство выплачивает денег больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в обществе – люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов.

Поэтому дефицит полезен в период безработицы , но в фазе подъема он опасен , так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов.

Для анализа источников образования дефицита госбюджета выделяют:

1) структурный дефицит;

2) циклический дефицит.

Структурный дефицит бюджета возникает в периоды коренной ломки отраслевых структур экономик, которые повторяются с периодичностью в 45-55 лет. Он рассчитывается как разность между текущими государственными расходами (G) и доходами, которые могли бы поступить в бюджет при условии полной занятости при существующей системе налогообложения:

Встр = G – t * Yf,

где Встр – структурный дефицит государственного бюджета;

Yf – ВВП при условии полной занятости;

t – ставка подоходного налога.

Циклический дефицит представляет собой разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:

Вцикл = t (Yf – Y),

где Вцикл – циклический дефицит госбюджета;

Y – фактический ВВП за данный год.

В период экономического спада государство проводит политику инъекций в национальную экономику и вынуждено увеличивать размер государственных расходов. Первоначально уровень возросших государственных расходов увеличивает объем бюджетного дефицита. Но уровень государственных расходов и ставка налогообложения могут воздействовать не только на величину бюджетного дефицита, но и на уровень совокупного спроса, следовательно, на объем ВВП. Возросший объем государственных закупок увеличивает объем доходов, тем самым увеличивает общий объем налоговых поступлений в казну, следовательно, уровень бюджетного дефицита должен, наоборот, сократиться.

Однако налоги влияют на величину совокупного спроса через мультипликатор. Поэтому изменение равновесных доходов (D’-D) равно изменению государственных расходов (G’-G), умноженному на величину мультипликатора (МРС). Так как изменение уровня доходов может быть записано как изменение величины ВВП (Y’-Y), то:

Y’-Y = MPC (G’-G).

Известно, что изменение бюджетного дефицита (B’-B) равно изменению уровня государственных расходов минус изменения суммы налоговых поступлений t (Y’-Y), которое имело место в результате изменения уровня доходов:

B’-B = G’-G-t(Y’-Y).

Таким образом, прирост государственных расходов будет способен вызвать оживление экономической активности, при котором сумма взимаемых налогов превысит данный прирост государственных расходов. При сбалансированном бюджете сумма всех сбережений (S) и чистых налогов (Т) равна сумме правительственных закупок (G) и инвестиций (I), а мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1:

В период экономических спадов государство допускает увеличение дефицита государственного бюджета. При анализе зарубежными экономистами стабилизационных фискальных мероприятий было обнаружено, что прирост дефицита государственного бюджета на равную величину оказывает разное влияние на совокупный спрос в стране – в зависимости от того, финансировался прирост дефицита бюджета за счет снижения налогов либо за счет изменения государственных закупок. При снижении налогов домашние хозяйства часть увеличившегося располагаемого дохода направляют на сбережения, поэтому первоначальный прирост потребления оказывается меньше величины снижения налогов. В результате прирост дефицита госбюджета, финансируемый за счет налогов, оказывает большее влияние на прирост совокупного спроса. Это явление открыл лауреат Нобелевской премии Т.
Хаавельмо. Оно получило название теоремы Хаавельмо . Суть его состоит в следующем.

Если рост государственных расходов финансируется за счет роста подоходных налогов, то конечный прирост национального дохода равен первоначальному приросту государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета при этом равен 1.

В механизме действия изменения налогов на уровень ВВП налоговый мультипликатор показывает чистое влияние на величину ВВП роста налоговых сборов на 1 доллар. Тем не менее, изменение налогов сопровождается обычно изменением величины государственных расходов. Такое комбинированное влияние на ВВП отражает мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор устанавливает, что прирост правительственных расходов d(G), сопровождаемый равным по величине приростом налоговых поступлений d(Т), имеет своим результатом рост выпуска продукции (ВВП). Такое явление возникает при одновременном действии встречных эффектов:

1. Прирост правительственных расходов (dG) ведет к увеличению совокупного спроса (dAD) на такую же величину;

2. Прирост налогов (dT) сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину (с учетом МРС), падение совокупного спроса с учетом располагаемого дохода будет равно МРС (Y-dT) + a = MPC * Y(1 – t) + a.

Попробуем вывести значение мультипликатора математическим способом.
Представим функцию совокупного спроса в виде

AD = Y = MPC * Y + a + I.

Введем в ее формулу математические значения G, T, TR, характеризующие степень вмешательства государства в экономику страны. При этом чистые налоги равны T – TR (налоговые поступления минус социальные бюджетные выплаты), а государственные закупки G равны государственным расходам минус транcфертные платежи TR:

Y = MPC (Y – T + TR) + G + a + I.

Раскроем скобки и представим налоговые поступления в бюджет как

Т = Y*t, при условии, что это – пропорциональные налоги:

Y = MPC*Y – MPC*t*Y + MPC*TR + G + a + I.

Соберем вместе слагаемые функции, не зависящие от Y, обозначим их А
(автономное потребление в экономике):

Y – MPC*Y + MPC*Y*t = A + I, где А = МРС * TR + a + I;

Выражение 1/1-МРС(1-t) и есть мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов давно применяется в макроэкономическом моделировании, в частности в модели делового цикла Хикса–Самуэльсона. Смысл этой модели состоит в выравнивании «волн» циклических колебаний экономики с помощью регулирования величины государственных расходов путем варьирования налоговой ставкой пропорционального налога и изменения величины государственных расходов
(неокейнсианский подход).

Существует три способа для финансирования бюджетного дефицита :

1) путем дополнительной эмиссии денег;

2) за счет кредитов ЦБ;

3) посредством заимствований у населения и фирм.

Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества первых двух заключаются в том, что их использование дает возможность избежать вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы бизнеса и личное потребление не будут уменьшаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции.

Существуют три концепции балансирования бюджета :

1. Концепция ежегодного балансирования (рикардианство). Экономические субъекты исходят из убеждения, что любые долги надо рано или поздно отдавать. Они прирост задолженности государства воспринимают как прирост налогов в будущем, т.к. другого, кроме налогов, источника доходов у государства нет. Государственное бюджетное ограничение:

Тнаст. + Тбуд./ (1 + i) = Gнаст. + Gбуд./ (1 + i).

Концепция отрицает положительные эффекты стабилизационной фискальной политики. Так, рост госрасходов не приводит к стимулированию совокупного спроса вследствие эффекта вытеснения инвестиций. Снижение налогов не приводит к росту потребительских расходов, а приводит к росту сбережений, так как субъекты должны быть готовы к повышению налогов в будущем.

2. Концепция циклического балансирования. Утверждается допустимость балансирования бюджета в ходе экономического цикла. Дефициты в периоды спада позволяют стимулировать совокупный спрос, а излишки в периоды подъемов – сдерживать «перегрев» экономики. Такая политика позволяет сгладить амплитуду колебаний цикла на 30 – 35%.

3. Концепция функциональных финансов. Проблема сбалансированности бюджета рассматривается как второстепенная, на первый план выдвигается задача стабилизации экономического развития. Поддержание высокой занятости имеет приоритет. Рост госдолга не приведет к угрозе банкротства государства при условии хорошо отлаженной финансовой системы и высокой степени доверия к государственным институтам.

Норма права как системное образование имеет определенную структуру . Под структурой нормы права понимается внутреннее строение нормы и связь ее элементов. Структурными элементами правовой нормы являются гипотеза, диспозиция, санкция .

Гипотеза - это часть правовой нормы, в которой содержится условие ее реализации. Например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: определенный возраст и вменяемость.
По характер у содержания различают общие и конкретные гипотезы.

Общая (абстрактная) гипотеза определяет условия действия норм общими родовыми признаками.
Конкретная (казуистическая) гипотеза устанавливает частные специальные условия действия нормы. Примером такой гипотезы являются нормы уголовно-процессуального кодекса, где по пунктам перечислены обстоятельства, при наличии которых уголовное дело не возбуждается либо прекращается.

Диспозиция - это часть нормы права, которая формулирует правило правомерного поведения либо признаки неправомерного поведения. В гражданском праве в ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения. В уголовном праве и других правоохранительных отраслях большинство диспозиции содержит признаки запрещенных деяний.По способу описания различают диспозиции простые, описательные, бланкетные и отсылочные.

Простая диспозиция содержит указание на совершенное деяние без описания его признаков, так как они достаточно очевидны. Например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии.
Описательная диспозиция содержит признаки правомерного либо неправомерного поведения. Например, закон характеризует кражу как: а) незаконное, б) безвозмездное, в) изъятие, г) чужого имущества, д) совершенное тайным способом.
Отсылочная диспозиция вместо описания признаков деяния содержит ссылку на другую норму того же нормативного акта, например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. 1 уголовно-правовой нормы.
Бланкетная диспозиция содержит ссылку на другой нормативный акт либо указывает на незаконность действий и таким образом отсылает правоприменителя к соответствующему закону.

Санкция - это часть нормы права, в которой указаны правовые последствия: негативные либо позитивные. В уголовном и административном праве негативные санкции сформулированы как вид и мера наказания. Трудовое право и ряд других отраслей в качестве позитивных санкций предусматривают поощрительные меры. По характеру последствий различают позитивные и негативные санкции.

Позитивные санкции предусматривают меры поощрения (стимулирующие санкции) и меры восстановления субъективных прав (правовосстановительные санкции).
Негативные санкции предусматривают виды и меры наказания (карательные санкции) и возможность признания деяний недействительными (санкции ничтожности).
Карательные меры в литературе иногда называют полными санкциями , а санкции ничтожности именуются неполными, так как они не сопровождаются наказанием нарушителя.

В теории права различают логическую и фактическую структуру правовой нормы . Обязательным элементом логической структуры нормы права являются гипотеза, диспозиция, санкция. Указанные элементы формируют логическое содержание нормы, которое можно выразить формулой: "Если при определенных обстоятельствах (гипотеза) субъект совершит известное действие (диспозиция), то наступят предусмотренные последствия (санкция)".

Вопрос о фактической структуре нормы является дискуссионным. Одни ученые (Н. П. Томашевский, А. Ф. Черданцев и другие) считают, что фактическая норма права состоит из двух элементов: гипотезы и диспозиции, либо диспозиции и санкции. При этом высказывается мнение, что гипотеза уголовно-правовой нормы сливается с диспозицией. Другие авторы (М. С. Строгович, П. Е. Недбайло и их сторонники) полагают, что фактическая структура классической нормы права имеет трехчленное строение.

В соответствии с вышеизложенным, логическая норма включает в свой состав три основных элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

  • а) гипотеза - указание конкретных фактических жизненных обстоятельств (события, действия людей, совокупность действий, т.е. фактические составы), при которых данная норма вступает в действие. Гипотеза (предположение) - это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности. Возьмем в качестве примера норму гражданского права, изложенную в статье 616 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая определяет обязанность арендодателя по содержанию сданного в аренду имущества. Гипотезой в данной норме является сдача внаем имущества. При таком условии у одного лица (арендодателя) возникает обязанность содержать сданное в аренду имущество, а у другого (арендатора) - право требовать исполнения этой обязанности.
  • б) диспозиция - «сердцевина» нормы права, т.е. указание на правило (правила) поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц. В приведенном выше примере диспозиция предписывает, что арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт сданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, а арендатор в случае неисполнения арендодателем этой обязанности имеет право либо произвести капитальный ремонт и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет наемной платы либо расторгнуть договор и взыскать убытки, причиненные его неисполнением.
  • в) санкция - вид и мера возможного наказания (кары), если субъекты не выполняют предписание диспозиции, или поощрения за совершение рекомендуемых действий. Поэтому назначение санкции - побудить субъектов действовать в соответствии с предписаниями нормы права.

Санкция называет поощрительные или карательные меры (позитивные или негативные последствия), наступающие в случае соблюдения или, напротив, нарушения правила, обозначенного в диспозиции нормы. Иногда в статье закона формируется только часть нормы, а другие ее части следует обнаруживать в других статьях или в ином нормативном акте. Отсюда следует необходимость различать норму права и статью закона. Это очевидно еще и потому, что в одной статье нормативного акта, например уголовно-правовые, специализируются на выражении санкций, обслуживающих нормы иных отраслей права.

Структура нормы-предписания - это структура первичных частиц правовой материи, находящих прямое выражение в тексте нормативного акта.

Нормы-предписания как клеточки единого организма выполняют внутри него различные задачи, разные операции. Поэтому трехчленная схема, имеющая существенное значение для, характеристики логических норм, не соответствует структуре реальных норм-предписаний. Структурное построение норм-предписаний отражает главное, что свойственно первичному звену нормативной системы, - обеспечение конкретизированного, детального, точного и определенного нормирования поведения людей.

С учетом специализации права для юридической нормы-предписания характерно типическое структурное построение, выражающее жесткий закон организации ее содержания и состоящее из двух основных элементов:

  • а) гипотезы - части нормы, указывающей на те условия, т.е. фактические обстоятельства, при наступлении или ненаступлении которых норма вступает в действие;
  • б) диспозиции или санкции - части нормы, указывающей на те юридические последствия, которые наступают при наличии предусмотренных нормами условий. В регулятивных (правоустановительных) нормах эта часть нормы называется диспозицией; она образует содержание самого правила поведения, указывает на права и обязанности, которыми наделяются участники регулируемого отношения. В охранительных нормах рассматриваемая часть носит название санкции; она указывает на государственно-принудительные меры, применяемые к правонарушителю.

Элементы нормы-предписания условно можно расположить по схеме: «если-то».

Указанные две части нормы-предписания являются ее обязательными элементами. Правовое веление непременно должно содержать указания на его суть, т.е. на юридические последствия, и на условия их наступления. Следовательно, норм-предписаний без гипотез существовать не может. В любых, самых специализированных правовых предписаниях, так или иначе, указывается на условия, при которых они действуют. Иными словами, любое правовое предписание можно изложить по формуле: «если-то».

Важно обратить внимание на то, что регулятивные нормы-предписания неизбежно, по неумолимой логике юридического регулирования, внутренне, а иногда и текстуально связаны, функционируют в единстве с охранительными предписаниями, которые их обеспечивают, охраняют. Так что в конечном итоге регулятивные и охранительные нормы-предписания выражаются в виде логических норм, где есть все три элемента - гипотеза, диспозиция, санкция. При этом нередко с несколькими регулятивными нормами-предписаниями скоординировано одно охранительное нормативное положение, которое выступает в виде самостоятельного предписания, а в рамках логических норм присоединяется то к одному, то к другому регулятивному предписанию.

Под структурой правовой нормы понимается ее внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой элементов. В структуре типичной правовой нормы выделяются три элемента: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза - это часть правовой нормы, предусматривающая обстоятельства, при наступлении которых следует руководствоваться правилом, установленным данной нормой.

Диспозиция - это часть правовой нормы, в которой содержится само правило должного поведения, которым следует руководствоваться при наступлении условий, предусмотренных в гипотезе.

Санкция - это часть правовой нормы, в которой указываются неблагоприятные юридические последствия невыполнения предписания, изложенного в диспозиции.

Абстрактную логическую структуру правовой нормы можно выразить в виде формулы: «если - то - иначе». В развернутом виде ее можно изложить следующим образом: если имеет место определенное обстоятельство (гипотеза), то субъект обязан либо имеет право совершить или не совершить определенные действия (диспозиция), иначе к нарушителю будут применены определенные меры государственного принуждения (санкция).

В юридической науке существуют двухэлементная и трехэлементная концепции построения правовой нормы. Согласно трехэлементной концепции в каждой правовой норме должны обязательно присутствовать все три элемента ее логической структуры («если - то - иначе»). Двухэлементная концепция предполагает, что в каждой норме реально присутствуют только два элемента по формуле «если - то», первая часть которой всегда является гипотезой. Если норма права рассчитана на правомерное поведение граждан и устанавливает юридические права и обязанности, то вторая часть этой логической формулы предполагает диспозицию. Если норма рассчитана на неправомерное поведение и содержит указание на меры государственного принуждения, то во второй части располагается санкция. В отдельно взятой статье нормативного правового акта, как правило, обнаруживается именно двухэлементная правовая норма. Поэтому такая структура правовой нормы называется реальной. В законодательстве можно найти лишь небольшое количество примеров, когда в одной статье нормативного правового акта содержались бы все три элемента правовой нормы. Намного чаще встречается ситуация, при которой отдельные элементы единой правовой нормы выражены в различных статьях нормативного правового акта либо даже в разных нормативных актах. Иногда законодатель прибегает к таким приемам, когда отдельные части правовой нормы вообще не получают текстуального выражения, если смысл опущенного элемента ясен из общего текста нормы. Конструкции с опущенной, но подразумеваемой диспозицией характерны, например, для норм особенной части уголовного законодательства.

Структурные элементы нормы права по строению могут быть простыми, сложными, альтернативными или сложно-альтернативными.

Простая гипотеза предусматривает одно обстоятельство, при наличии которого вступит в действие правило поведения, изложенное в диспозиции; простая диспозиция содержит одно правило поведения; простая санкция - одно неблагоприятное последствие.

Сложная гипотеза предусматривает несколько обстоятельств, которые только в своей совокупности будут являться условиями действия правовой нормы; в сложной диспозиции или санкции содержится несколько правовых последствий, которые обязательно должны наступить при наличии определенных условий, изложенных в гипотезе.

В альтернативной гипотезе имеется несколько условий, причем при наличии любого из них данная норма начинает действовать; альтернативные диспозиция или санкция предусматривают наступление одного из нескольких изложенных последствий.

Иногда элементы нормы права имеют одновременно и сложность, и альтернативность и называются сложно-альтернативными.

Также гипотезы по форме выражения могут быть абстрактными и казуистическими. Абстрактная гипотеза определяет условия применения нормы через общие, родовые признаки. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы с отдельными, строго определенными частными случаями.

Диспозиции нормы права в зависимости от формы их выражения можно подразделить следующим образом:

- управомочивающие - предоставляют право выбора того или иного варианта возможного поведения;

- запрещающие - содержат запрет совершения определенных противоправных действий (бездействия);

- обязывающие - возлагают на субъектов обязанности совершения определенных действий.

Санкции правовой нормы по отраслевой принадлежности могут быть уголовно-правовыми, административно-правовыми, дисциплинарными, гражданско-правовыми.

По характеру неблагоприятных последствий санкции делятся на правовосстановительные (возместительные) и карательные (штрафные).

В зависимости от степени определенности гипотеза, диспозиция, санкция бывают абсолютно-определенные и относительно-определенные.

Абсолютно-определенная гипотеза точно указывает обстоятельства, необходимые для осуществления предписания; абсолютно-определенная диспозиция точно излагает требуемый вариант поведения; абсолютно-определенная санкция точно указывает меру государственного воздействия, которая должна быть применена в случае нарушения данной нормы.

Относительно-определенная диспозиция указывает пределы, в которых поведение субъекта будет являться правомерным; относительно-определенная санкция устанавливает низший и высший пределы мер государственного воздействия на правонарушителя.

Структура нормы права – это ее внутреннее строение, способ связи и порядок расположения составляющих структурных элементов – гипотезы, диспозиции, санкции.

В юридической науке преобладает точка зрения, согласно которой структура правовой нормы представлена тремя взаимосвязанными элементами: гипотеза, диспозиция, санкция . При этом утверждается, что для достижения целей правового регулирования норма права должна обобщенно или детально предусмотреть следующее: во-первых, условия, при которых содержащееся в норме правило может и (или) должно осуществляться; во-вторых, выразить само содержание правила поведения; в-третьих, установить правовые последствия нарушения правовой нормы, невыгодное для нарушителя правового предписания.

Соответственно этим задачам и строится структура правовых норм, включающая три названных выше элемента – гипотезу, диспозицию, санкцию.

Гипотеза – элемент нормы права, содержащий указания на конкретные обстоятельства, условия, при которых данная норма вступает в действие, реализуется. Примером гипотезы могут служить условия заключения брака. Согласно ч. 1 ст. 10 Семейного кодекса РФ, «Брак заключается в органах записи гражданского состояния». Примечательно, что в уголовном праве в качестве условий привлечения к уголовной ответственности (гипотеза) признаются общие признаки субъекта преступления: определенный возраст и вменяемость, т.е. способность отдавать отчет в своих действиях, управлять ими и др.

Диспозиция – элемент правовой нормы, содержащий само правило поведения, указание на права и обязанности, возникающие у субъектов правоотношений. Например, в гражданском праве диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения, фиксирующих соответствующие права и обязанности сторон – покупателя и продавца, кредитора и должника, наследника и наследодателя. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 702 ГК РФ, «по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его». Как видно, в уголовном праве большинство диспозиций содержит признаки запрещенных деяний.

Санкция (от лат. sanction – строжайшее постановление)- элемент правовой нормы, в котором определяются неблагоприятные последствия, наступающие при ее нарушении или неисполнении. Санкция всегда выражает возможную реакцию государства в лице его судебных, правоохранительных и иных органов на противоправное поведение индивидов и организаций. Примерами санкций в гражданском праве являются: возмещение убытков за неисполнение договорных обязательств; возмещение вреда, нанесенного имуществу, здоровью. В административном и уголовном праве санкции сформулированы как вид и мера наказания.

В теории права различают логическую и фактическую структуру правовой нормы. Содержание первой из названных раскрыто выше. Гипотеза, диспозиция и санкция формируют логическое содержание нормы права. Оно может быть выражено следующей формулой: «если…», «то», «иначе». Здесь «гипотеза» начинается словом «если», «диспозиция» - «то», «санкция» - «иначе». Например, если заключен договор о залоге (гипотеза), то он должен быть выполнен в письменном виде (диспозиция), а иначе договор будет признан недействительным (санкция).

Следовательно, логическая структура правовой нормы раскрывает взаимосвязь ее структурных элементов. Отсюда следует: только при наличии всех своих основных элементов норма права может обеспечить юридическое регулирование общественных отношений. При таком подходе части (элементы) трехчленной нормативной конструкции «завязаны» друг на друга, независимо от того, где и как они изложены.

Фактическая структура нормы права. Вывод о том, что структура нормы права включает гипотезу, диспозицию и санкцию – не единственный. По этому поводу говорится, что в нормативных правовых актах редко встречаются нормы, содержащие все три элемента (гипотеза и др.). Фактическая норма реально состоит из двух элементов: гипотезы и диспозиции, либо диспозиции и санкции. Действительно, в регулятивных нормах реально имеются гипотеза (указание на условия) и диспозиция (указание на права и обязанности субъектов). В охранительных нормах несколько иной расклад элементов. Это гипотеза, ее нередко называют «диспозицией» (указание на правонарушение) и санкция (указание на меры государственно-принудительного воздействия в отношении правонарушителя).

Виды гипотез, диспозиций и санкций. Классификация гипотез, диспозиций и санкций в юридической литературе проводится с учетом их особенностей.

1. В зависимости от обстоятельств, с которыми норма права связывает наступление юридических последствий, различают простые, сложные и альтернативные гипотезы.

Простая гипотеза содержит указание на одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие правовой нормы. Например, согласно п. 1 ст. 186 ГК РФ «Срок действия доверенности не может превышать трех лет». Иначе говоря, в данном случае достаточно одного обстоятельства – факта срока действия доверенности. Кроме этого, каких-то других обстоятельств закон не требует.

Сложная гипотеза указывает на два и более обстоятельства, с которыми данная норма связывает определенные правовые последствия. Так, ст. 126 ГПК РФ определяет несколько условий, которым должно соответствовать исковое заявление. К таковым относятся: письменная форма; обязательное отражение в исковом заявлении ряда реквизитов – наименование суда, наименование истца, и т.д.

Наличие всех этих обстоятельств образует сложную гипотезу – юридический факт, с которым данная норма связывает возникновение правоотношения.

Альтернативная гипотеза содержит несколько условий, каждого из которых достаточно для вступления нормы прав в действие. Так, в соответствии со ст. 311 УПК РФ подсудимый, находящийся под стражей, подлежит немедленному освобождению в зале суда в случае вынесения: 1) оправдательного приговора; 2) обвинительного приговора без назначения наказания; 3) назначения наказания, не связанного с лишением свободы, или наказания в виде лишения свободы условно. Как видно, наличие хотя бы одного из перечисленных обстоятельств достаточно для того, чтобы суд принял решение об освобождении подсудимого из-под стражи.

2. Диспозиция (основная часть правовой нормы) в зависимости от способа своего выражения может быть простой, описательной, отсылочной, бланкетной.

Простая диспозиция – содержит один, определенный вариант поведения, не раскрывает его подробно из-за простоты, доступности самого правового правила. Например, в соответствии с п. 1 ст. 128 Конституции РФ судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Описательная диспозиция предусматривает не только определение варианта правомерного или противоправного поведения, но и перечень основных признаков этого деяния. Так, ч. 1 ст. 209 УК РФ характеризует бандитизм как создание: а) устойчивой; б) вооруженной; в) группы лиц (банды); г) в целях нападения на граждан или организации; д) равно руководство такой группой.

Ссылочная диспозиция не содержит полного, детального описания правила поведения. Она отсылает к другой норме, содержащей необходимые более полные сведения. Например, отсылочное предписание содержится в части 2 ст. 420 ГК РФ, где говорится о том, что к договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 данного Кодекса.

Бланкетная диспозиция не включает само правило поведения, но указывает на тот нормативный акт, в котором это правило (норма) содержится. Так, в соответствии со ст. 40 Федерального закона от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации», порядок предоставления эфирного времени кандидатам на каналах государственных телерадиокомпаний определяется инструкцией Центральной избирательной комиссии РФ . Примером бланкетного предписания может служить и статья 269 УК РФ, предусматривающая ответственность за нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов .

3. Санкция – часть нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, наступающие в случае нарушения правила, содержащегося в диспозиции. К отдельным видам санкций относятся абсолютно определенные, относительно-определенные, альтернативные, кумулятивные.

Абсолютно определенные санкции в четкой конкретной форме определяют виды и объем неблагоприятных последствий, которые могут быть применены к правонарушителю (освобождение работника от исполнения своих обязанностей, увольнение, точно фиксированный размер штрафа и т.д.).

Относительно определенные санкции устанавливают рамки неблагоприятных последствий, диапазон «от и до», от минимального уровня до максимального. В действующих Уголовном кодексе РФ и Кодексе РФ об административных правонарушениях относительно определенными санкциями снабжено большинство норм. Например, похищение человека наказывается лишением свободы на срок от 4 до 8 лет (п. 1 ст. 126 УК РФ).

Альтернативные санкции предусматривают несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только один, наиболее приемлемый. Например, за некоторые преступления могут быть применены лишение свободы или исправительные работы.

Кумулятивные (смешанные, сложные) санкции допускают (или обязывают) применение к правонарушителям, кроме основного, дополнительное наказание, взыскание. Например, исправительные работы с возложением обязанности загладить причиненный ущерб. Как видно, в уголовном праве кумулятивные санкции используются при назначении наказания при рецидиве преступлений (ст. 68 УК РФ), назначении наказания по совокупности преступлений (ст. 69 УК) и назначении наказаний по совокупности приговоров (ст. 70 УК РФ).



Просмотров