Условия учебной работы и зрение

Cтраница 1


Рациональное освещение способствует тому, что глаза в течение длительного времени сохраняют способность устойчиво видеть, не утомляясь. Такие условия для глаз называют комфортными. Освещение, не удовлетворяющее научно обоснованным нормам, затрудняет ведение работы, может привести к несчастному случаю и заболеванию органов зрения.  

Рациональное освещение, обеспечивающее необходимый уровень освещенности на рабочих местах и соответствующее его качество, повышает трудоспособность рабочих, снижает их утомляемость и в значительной мере увеличивает безопасность работы.  

Гигиенически рациональное освещение снижает количество брака (до 25 %), число несчастных случаев на производстве (до 5 %); при наличии уличного освещения число катастроф снижается до 30 %; снижается возможность появления заболеваний глаз (катаракта, ослабление зрения, ожоги от света, резь в глазах) и головных болей.  

Рациональное освещение территории предприятия, производственных помещений и рабочих мест имеет весьма важное гигиени ческое значение. Оно облегчает труд, делает движения работающего более уверенными, снижает опасность травматизма. Недо-i статочная или неправильная освещенность территории, дорог, установок, лестниц может привести к падению работающих и к тяжелым несчастным случаям.  

Рациональное освещение территории предприятия, производственных помещений и рабочих мест облегчает труд рабочего, делает его движения более быстрыми и уверенными, снижает опасность травматизма.  

Рациональное освещение монтажной площадки способствует повышению производительности труда и снижению травматизма. Освещенность рабочих мест, проходов, проездов и территории строительства в зоне работ должна соответствовать существующим нормативным документам. В качестве источника света на месте работ применяют лампы накаливания, люминесцентные лампы, прожекторы.  

Рациональное освещение территории предприятия, производственных помещений и рабочих мест имеет весьма важное гигиеническое значение. Оно облегчает труд, делает движения работающего более уверенными, снижает опасность травматизма. Недостаточная или неправильная освещенность территории, дорог, установок, лестниц может привести к падению работающих и к тяжелым несчастным случаям.  

Рациональное освещение производственных процессов повышает культуру производства, способствует повышению производительности труда и снижению травматизма.  

Рациональное освещение территорий предприятий в темное время суток необходимо как для безопасности работы и движения, так и для повышения производительности труда и качества продукции. Освещение открытых пространств многих существующих производственных и транспортных предприятий, открытых спортивных сооружений, а также комплексное световое оформление городов находится не на должном уровне. Это объясняется прежде всего известным отставанием техники наружного освещения, наблюдавшимся в прошлые годы, а также отсутствием современной специальной литературы в данной области светотехники.  

Рациональное освещение рабочих помещений является одним из важнейших условий деятельности человека, способствующих повышению его творческой активности, производительности труда, а значит и улучшению качества выпускаемой продукции. Поэтому светопрозрачные конструкции также должны обеспечивать не только оптимальное для данного производства освещение рабочих мест (функциональное освещение), но и общую световую композицию интерьера.  


Их рациональное освещение определяется размерами и характером помещения и должно учитывать ряд специальных требований.  

19-07-2012, 12:32

Описание

В предупреждении близорукости большую роль играет свет , особенно в утренние часы, когда на организм оказывают интенсивное воздействие ультрафиолетовые лучи. При ультрафиолетовом «голодании» происходит нарушение фосфорно-кальциевого обмена, снижается работоспособность аппарата аккомодации. Под влиянием ультрафиолетовых лучей провитамин D, находящийся в коже, переходит из недеятельного состояния в активное, способствуя тем самым правильному усвоению солей кальция и фосфора. Необходимо как можно больше бывать на воздухе в период наиболее интенсивного действия ультрафиолетовой радиации (с 10 до 16 ч) не только во время каникул, но и в учебные, в воскресные дни желательно для прогулок отводить именно эти часы. Не зря врачи советуют после занятий в школе 1,5-2 ч гулять на улице. Это важно не только для восстановления работоспособности всего организма, но и для отдыха глаз. В северных районах для общего укрепления организма школьников часто используют искусственное ультрафиолетовое облучение, включенное в систему искусственного освещения, при этом значительно улучшается и состояние аккомодационного аппарата.

Большое значение для хорошего зрения имеет правильное питание , включающее достаточное количество витаминов, особенно D и А. Витамин D содержится в таких продуктах, как печень, сельдь, желток яиц, сливочное масло.

Витамин А является компонентом зрительного пурпура (родопсин), который входит в состав палочек и обеспечивает сумеречное зрение, участвует в биохимических процессах глаза. При его недостатке замедляется рост организма, нарушается острота зрения, повышается заболеваемость верхних дыхательных путей, кожа лица и рук теряет эластичность, становится шершавой, легко подвергается воспалительным процессам. Витамин А содержится в сливочном масле, молоке, сельди, яичном желтке, печени. Он может также образовываться в организме из провитамина А - каротина, который входит в состав растительных продуктов (морковь, томат, хурма, шиповник, салат и др.).

Организация рабочего места в школе и дома

Каждый школьник должен иметь правильно организованное место для занятий :

  • письменный стол,
  • стул,
  • книжный шкаф или полку дома
  • и подходящую его росту парту в классе.

Необходимо создать такие условия, которые не заставляли бы орган зрения перенапрягаться . К ним относятся прежде всего достаточная освещенность рабочего места как днем, так и в вечернее время; соответствие мебели (стол, парта) росту школьника; чередование зрительной работы с отдыхом для глаз.

Освещение . Врачами-гигиенистами доказано, что все зрительные функции (острота зрения, контрастная чувствительность и др.) резко снижаются в условиях плохой освещенности. Наиболее благоприятной для работы зрительного анализатора является естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 лк (люкс - единица измерения освещенности). Основные гигиенические требования, предъявляемые к освещению, включают достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности. В солнечные дни избыток солнечных лучей создает на рабочем месте солнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от прямых солнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи. В осенне-зимний период, как правило, естественного света не хватает, так как домашние уроки выполняются после 16 ч. В пасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение. И не надо бояться сочетания естественного и искусственного освещения . Специальные исследования показали, что для зрения гораздо хуже недостаток света, чем применение смешанного освещения.

Искусственными источниками света могут служить лампы накаливания и люминесцентные лампы. Согласно утвержденным нормам освещенность рабочих поверхностей лампами накаливания не должна быть меньше 150 лк, люминесцентными лампами - 300 лк.

На освещенность помещения влияет чистота оконных стекол. Немытые стекла поглощают 20% световых лучей. К концу зимы, когда на окнах накапливается особенно много пыли, грязи, эта цифра достигает 50%.

Освещенность комнаты снижается на 10-40% , если на подоконниках стоят высокие цветы или окна занавешены тюлевыми занавесями. Окно, возле которого стоит рабочий стол, лучше не загромождать цветами. Их можно расположить вблизи окна на полочках. На уровень освещенности помещения влияют степень отражения света от потолка, стен, пола, окраска мебели. Светлые тона повышают освещенность, например белый цвет отражает до 90% световых лучей, желтый - около 80%, голубой - 70%, зеленый - 60%, темно-зеленый - 22%. Поверхность, окрашенная в черный цвет, поглощает почти все лучи. Как правило, стены жилых помещений мало отражают света, так как завешены коврами, уставлены мебелью, чаще темно-коричневого цвета и т. д. Именно поэтому письменный или рабочий стол лучше всего поставить у окна , чтобы свет падал или прямо на стол, или слева (если стол стоит торцом к окну), иначе на тетрадь будет падать тень от правой руки, она окажется затемненной. Если вы пользуетесь секретером, то его также надо разместить так, чтобы свет падал слева на рабочую поверхность стола.

При искусственном освещении настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 ватт, при этом не исключается общее освещение в комнате. Оно необходимо для того, чтобы не создавался резкий переход при переводе взора с освещенной тетради или книги к темноте комнаты. Резкий контраст быстро утомляет - появляются чувство напряжения и рези в глазах. Если в таких условиях работать подолгу изо дня в день, то возникает постоянный спазм аккомодационной мышцы, т. е. создаются предпосылки для развития близорукости. Это относится в первую очередь к школьникам, которые имеют те или иные зрительные расстройства, но все равно предпочитают все свое свободное время проводить за книгой, у телевизора, за коллекционированием марок, сборкой радиоприемников и т. д. в «уютном», слабоосвещенном уголке.

Чрезмерно яркий свет , а тем более свет лампы без абажура ослепляет, вызывает резкое напряжение и утомление зрения. Поэтому освещенность от настольных ламп должна быть 150 лк.

Итак, освещение рабочего места должно быть достаточным по уровню, мягким, без резких бликов и теней, ровным, приятным для глаз. Ярко-красные прозрачные абажуры быстрее утомляют глаза, чем матовые, зеленого или желтого цвета.

При чтении, письме, рисовании, конструировании, выполнении столярных и слесарных работ, помимо достаточной освещенности, соответствия мебели росту, правильной посадки за столом, очень важно соблюдать чередование этого вида деятельности с активным отдыхом , т. е. переключением на физические упражнения. Упражнения следует проводить через каждый час напряженной зрительной работы в течение 10-15 мин, лучше на свежем воздухе вне зависимости от времени года и погоды. Можно просто пробежаться вокруг дома. Физическая нагрузка улучшает вентиляцию легких, кровоснабжение сердечной мышцы, вовлекает в динамическую работу различные группы мышц, уставшие от статической (сохранение неподвижности) позы, и в то же время расслабляются мышцы глаз, особенно при взгляде вдаль. Если выбежать на улицу на 10-15 мин не удается, то при открытой форточке, фрамуге сделайте несколько физических упражнений, потанцуйте, постойте у окна, глядя вдаль.

Рабочая поза . Когда вы сидите, то испытываете постоянную статическую нагрузку, связанную с длительным сохранением правильного положения тела и головы. Статическое усилие более утомительно, чем динамическое. Можно привести хрестоматийный пример: у скрипача устает рука, которая держит скрипку, а не смычок, т. е. не совершающая динамической работы. Утомление мышц, удерживающих тело в равновесии при сидении, развивается довольно быстро, так как этим мышцам почти беспрерывно приходится противостоять действию силы тяжести, стремящейся вывести тело из равновесия. Действительно, попробуйте расслабиться, центр тяжести переместится вперед и вы тотчас начнете падать вперед, тело согнется, голова упадет на грудь.

Таким образом, сидение - это отнюдь не пассивный процесс , так как ряд мышечных групп (шейные, затылочные, спинные, мышцы тазового пояса) находится в постоянном напряжении, направленном на сохранение определенного положения тела, вынужденной неподвижности, и, следовательно, мышцы выполняют статическую работу, более утомительную, чем динамическая.

Устав, школьник очень часто принимает неправильную позу, которая, став привычной, закрепляется и приводит к мышечной асимметрии (одно плечо выше другого), нарушению осанки (сутулая, круглая спина, выпяченный вперед живот и т. д.), а иногда и к искривлению позвоночника. Кроме того, наклоняясь из-за усталости близко к книге, вы увеличиваете нагрузку на зрение и тем самым способствуете развитию близорукости.

Правильная осанка зависит от вас самих. Последите за собой, как вы держите голову и туловище, когда сидите, ходите. Правильной посадкой при сидении считается такая, при которой туловище находится в вертикальном положении, голова слегка наклонена вперед, плечевой пояс горизонтален и параллелен краю стола, руки свободно лежат на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и опираются всей ступней на пол или подставку, спина опирается в поясничной своей части на спинку стула.

В последнее время врачи-гигиенисты пришли к выводу, что при письме менее утомительна поза с малым наклоном корпуса вперед (рис. 3).

Рис. 3. Электрическая активность спинных мышц при напряженной позе (а) и удобной (б).

При такой посадке мышцы спины не так напряжены, как при большом наклоне корпуса. Кроме того, обеспечиваются нормальные функции дыхания и кровообращения (не сдавливаются столом органы грудной и брюшной полости), создаются благоприятные условия для зрительного восприятия.

Во время чтения и письма напряженно работают мышцы спины, шеи, глаз и надо позаботиться о том, чтобы их работа протекала в благоприятных условиях.

Поза за столом будет правильной и удобной, если размеры стола и стула соответствуют вашему росту и пропорциям тела (табл. 1).

Таблица 1. Соответствие роста школьника размерам мебели

Разберем несколько причин, из-за которых поза может быть неправильной.

Слишком высок стол , поэтому невозможно оба предплечья положить на стол. Правая рука лежит на столе, а левая свисает, расстояние от глаз до книги или тетради все время меняется, и аккомодационный аппарат находится в постоянном напряжении. Чтобы исправить положение, нужно сделать выше стул, положить на сиденье дощечку соответствующей толщины. Не забудьте о подставке для ног.

Слишком высок стул при нормальной высоте стола , из-за чего стопы провисают и не являются точками опоры. При письме или чтении приходится низко наклоняться (увеличивается шейный и грудной изгиб позвоночника), глаза испытывают постоянное напряжение - наступает быстрое утомление. В подобных случаях можно подпилить ножки стула или набить бруски к ножкам вашего рабочего стола, приподняв его, а под ноги поставить скамейку и т. п.

При посадке на низком стуле колени возвышаются над ним, образуя острый угол между голенью и бедром, в связи с чем затрудняется кровообращение в ногах, уменьшается площадь опоры бедра. Высота стула должна быть равна длине голени со стопой в обуви (до подколенной ямки в положении сидя). Легче всего подогнать высоту сиденья к неизменяющейся высоте стола. Если вы пользуетесь подвесным секретером, тогда укрепляйте его на таком расстоянии от пола, которое соответствует высоте стула и вашему росту.

Если высота стула нормальная, а стол низок , школьник сидит скособочившись, опираясь правым предплечьем о стол, левое же свисает, голова наклонена.

Надо помнить еще и о том, что правильная и удобная посадка может быть только в том случае, если стул на 6-8 см заходит за край стола . Если стул далеко отстоит от стола, то приходится тянуться к столу. Это приводит к неправильной позе, сдавливанию внутренних органов, напряжению зрения.

Специальными измерениями было установлено, что высота стола и стула должна изменяться по мере увеличения вашего роста на 10-15 см . Не пожалейте времени - проверьте, правильно ли вы сидите, где стоит лампа на вашем столе, откуда падает дневной свет на стол и т. д. Если увидите неполадки, исправьте их, этим вы сбережете себе зрение и предотвратите нарушения осанки.

Обратите внимание, соответствует ли парта, за которой вы сидите, вашему росту (табл. 2).

Таблица 2. Размеры ученических парт, столов и стульев

Парты, школьные столы, стулья должны иметь фабричную цифровую и цветовую маркировку . На нижней поверхности крышки стола и сиденья стула ставят обозначения в виде дроби: в числителе группа стола, парты, стула; в знаменателе - диапазон роста школьников (например, Г/160-175). Значит, если ваш рост 165 см, вы должны сидеть за столом группы Г.

Свой рост можно измерить обычным ростомером. Если вы пользуетесь данными, записанными в медицинской карте, то к показателю роста надо добавить 2 см на обувь.

Весьма существенным фактором является расстояние между глазами и рабочей поверхностью книги, тетради . Оно составляет 30-35 см (при прямой посадке глаза от книги должны быть удалены на расстояние согнутой в локте руки).

При утомлении органа зрения это расстояние уменьшается и вырабатывается, как говорят врачи-офтальмологи, навык низко склоненной головы . Обнаружена прямая связь между степенью выраженности наклона головы при чтении и письме и нарушением зрения. Среди школьников, у которых в процессе учебы навык низко склоненной головы был выражен наиболее сильно, проявления близорукости отмечались чаще и в большей степени.

Организация рабочего места в школьной мастерской

Рабочая поза . Необходимость длительно сохранять вынужденную рабочую позу достаточно утомительна для любого человека. С точки зрения статики и биомеханики позы, сопровождающиеся малым наклоном корпуса, более выгодны, так как вызывают малые колебания центра тяжести. Позы с большим наклоном корпуса вперед приводят к смещению центра тяжести, повышается напряжение мышц шеи и спины, что сопровождается нарушением сердечно-сосудистой (учащается пульс) и дыхательной (понижается глубина дыхания) функций, сдавливаются передние отделы межпозвоночных дисков.

Занятия в производственных мастерских должны начинаться по сути дела с подбора рабочего места в соответствии с ростом учащегося.

При работе на слишком высоких станках и верстаках школьник принимает такое положение, когда плечевой пояс приподнят, а рука согнута в плечевом суставе. Следовательно, плечевому поясу во время работы приходится нести двойную нагрузку - выполнять определенные рабочие движения и поддерживать неудобную позу, что приводит к дополнительному мышечному напряжению. Кроме того, напрягается зрение, так как детали удалены от глаз на большее расстояние, чем это требуется. Расстояние от деталей до глаз должно быть в пределах 35-40 см. Как более близкое, так и более далекое расположение может привести к напряжению зрения, особенно у школьников с пониженным зрением.

Работая на низких верстаках и станках школьник невольно начинает наклоняться, особенно сгибается позвоночник в шейном и поясничном отделах, сгибаются ноги в коленных суставах и т. д. При таком положении сдавливаются органы брюшной и грудной полости, затрудняется кровообращение и дыхание, устают глаза.

Правильная поза при работе в мастерских это прямое или слегка наклоненное вперед положение корпуса с небольшим наклоном головы, равномерное распределение нагрузки на правую и левую половину тела, по возможности частая смена положения, так как статические усилия по удержанию тела в определенной позе особенно утомительны (рис. 4).

Рис. 4. Правильное положение тела во время работы сидя за столом (а), при строгании (б), пилении (в).

Несоответствие рабочего места росту учащегося устраняется с помощью специальных подставок . Размеры простой решетчатой подставки - 55 X 75 см, высота - 5, 10, 15 см. Если таких подставок нет в мастерской, их нетрудно изготовить самим. Необходимо иметь подставки каждой высоты. В последние годы на производстве используют универсальные подставки, высота которых может меняться в случае надобности на 5, 10, 15 см.

Для того чтобы определить, подходит ли высота столярного верстака , школьник становится прямо, боком к тего торцовой стороне, ладонь кладет на верстак. Если рука не сгибается в локтевом суставе, т. е. предплечье и плечо составляют прямую линию, значит верстак соответствует росту данного ученика.

Так же просто может быть определена и необходимая высота слесарного верстака . Ученик становится перед верстаком лицом к тискам. Правая рука сгибается в локтевом суставе и локоть ставится на губки тисков. Пальцы раскрытой ладони подносятся к подбородку. Если верстак соответствует его росту, то концы пальцев должны касаться подбородка. В школьной мастерской за каждым учеником закрепляется рабочее место. Следует также знать номер своей подставки и пользоваться ею без напоминания учителя. Выполнение этих правил сохранит вашу осанку, предохранит от излишнего утомления, а следовательно, и травматизма.

Работа без очков при нарушениях зрения (близорукость, дальнозоркость) приводит к быстрому утомлению, так как требует постоянного напряжения глаз. Нередко школьники, пользуясь очками в классе, в мастерской или на производстве, снимают их. Это неправильно. Во время работы в производственной мастерской каждый, у кого понижено зрение, должен для предупреждения зрительного утомления и повреждения глаз пользоваться очками, назначенными врачом.

Освещение . Большое значение имеет рациональное и достаточное по уровню освещение производственной мастерской. Недостаточная освещенность рабочих мест снижает зрительную работоспособность глаз. Резко снижает уровень естественной освещенности мастерских загрязение или запыленность оконных стекол, за чистотой которых надо постоянно следить. Естественную освещенность можно повысить путем окраски поверхностей станков и верстаков в светло-зеленый цвет и цвет натурального дерева, а подоконники, стены, потолки либо - в белый цвет, который обладает самым высоким коэффициентом отражения - 80%, либо в светло-зеленый и разные оттенки желтого цвета, имеющие коэффициент отражения от 40 до 60% и тем самым повышающие условия видимости обрабатываемых деталей.

Уровень естественной освещенности значительно колеблется в зависимости от времени дня, погоды, сезона и т. д., поэтому при его снижении следует использовать искусственный свет. Не следует думать, что смешанное освещение портит глаза. Ученые проверили это предположение и пришли к выводу, что для работы глаз лучше всего естественное освещение, затем смешанное и наконец искусственное.

Искусственное освещение в мастерских должно быть равномерным , лампы не должны оказывать слепящего действия. Перевод взгляда на источники освещения большой яркости вызывает рефлекторное сужение зрачка, что в свою очередь уменьшает количество света, падающего в глаза и ухудшает различение деталей, а возвращение глаза к нормальному видению происходит не сразу. При освещении мастерских нельзя применять открытые лампы без абажура, лучше всего использовать люминесцентные лампы. Уровень освещенности рабочей поверхности - 300 лк. На производстве при выполнении очень тонкой зрительной работы уровень освещенности повышается до 400 лк. Степень освещенности измеряется с помощью люксметра. При лампах накаливания освещенность рабочей поверхности должна составлять 150 лк. В мастерских очень важно иметь местное освещение, особенно при выполнении тонких работ, требующих повышенной напряженности глаз, при работе с мелкими деталями и т. п.

Верстаки и станки оборудуются лампами на кронштейнах, позволяющими менять освещенность рабочей поверхности по мере необходимости. В то же время использование одного только местного освещения, так же как и при приготовлении уроков, недопустимо, так как получается большой перепад яркостей от освещенной рабочей поверхности к темному фону помещения. При этом глаза быстро утомляются, повышается риск получить травму.

Статья из книги: .

Основы физиологии труда и рациональные условия деятельности человека

Физиология труда - это наука, изучающая изменения функ­ционального состояния организма человека под влиянием его трудовой деятельности и обосновывающая методы и средства ор­ганизации трудового процесса, направленные на поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья работающих. Основные задачи физиологии труда:

исследование физиологических параметров организма чело­века при различных видах работ;

изучение физиологических закономерностей организма в процессе трудовой деятельности;

выработка практических рекомендаций и мероприятий, на­правленных на оптимизацию трудового процесса, снижение утомляемости человека, сохранение здоровья и высоко]! рабо­тоспособности в течение продолжительного времени, Исходя из этих задач физиология труда обосновывает режимы труда и отдыха исходя из интенсивности, экстенсивности, сложности и значимости трудовой деятельности: выясняет опти­мальные и предельные возможности человека по приему, перера­ботке и выдаче информации (к примеру, наилучшие способы пода­чи зрительной, слуховой и другой информации на табло и щитах управления): определяет наиболее экономичные и наименее утом­ляющие виды рабочих движений. Физиология труда определяет. оценивает и прогнозирует функциональное состояние организма человека до. во время и после трудовой деятельности; разрабатыва­ет способы и режимы тренировки и обучения; обосновывает ме­роприятия по рационализации труда, ведущие к повышению рабо­тоспособности человека и сохранению его здоровья.

Стр.
Размещено на реф.рф
49 из 304

10.05.2011 16:31

Просмотр содержимого

...

Любой вид трудовой деятельности представляет собой слож­ны]! комплекс физиологических процессов, в который вовлека­ются всœе органы и системы человеческого организма. Огромную роль в этой работе играет центральная нервная система, обеспе­чивающая координацию функциональных изменений, развиваю­щихся в организме при выполнении работы.

Нервная система человека имеет сложное строение. Различают центральную и периферическую нервную системы, Центр&\ьная нервная система (ЦИС) - головной и спинной мозг - формирует и регулирует поведение и мыслительную деятельность человека. Периферическая нервная система - это нервы, по которым рас­пространяются нервные импульсы с периферии в нервные цент­ры. и наоборот, из нервных центров к периферическим органам. Вместе с тем, существует вегетативная нервная система, которая регулирует жизнь организма, деятельность его внутренних орга­нов, выполняющих функции жизнеобеспечения.

Учитывая зависимость отфункции, которую выполняют нервы, их делят на две группы:

центростремительные, которые несут различную информа­цию (раздражение) от разных органов человеческого тела к головнол[у и спинному мозгу;

центробежные, несущие возбуждение от ЦНС к мышцам, же­лезам и другим органам.

Центростремительные нервы имеют особые воспринимаю­щие аппараты - рецепторы- во всœех орган ах и системах организ­ма.

Нервная ткань обладает двумя очень важными свойствами - возбудимостью и проводимостью,

По инициативе Н.Е, Введенского в физиологию было введено понятие функциональной подвижности, или лабильности, харак­теризующейся максимальным числом импульсов, которые ткань способна воспроизвести за данный отрезок времени в ответ на раздражения. Был сделан вывод, что лабильность нервной ткани при неблагоприятных для нее условиях снижается, ᴛ.ᴇ. нерв уже не может провести максимальное число импульсов. Это состоя­ние, получившее название парабиоза, имеет три фазы:

1) уравнительная или трансформирующая: и сильные, и сла­бые раздражения вызывают одинаковые возбуждения в угнетен­ном нерве;

2) парадоксальная: сильные раздражения вызывают слабую волну возбуждения, а слабые, напротив - - сильную волну воз-

Стр.
Размещено на реф.рф
50 из 304

10.05.2011 16:31

Просмотр содержимого

http://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8 ...

буждения и, соответственно, более сильное, чем обычно, сокра­щение мышцы;

3) тормозящая: ни слабые, ни сильные раздражения не вызы­вают волны возбуждения,

Вся деятельность клеток, тканей, органон и систем человечес­кого тела регулируется, управляется ЦНС, благодаря которой ор­ганизм представляет собой единое целое. ЦНС осуществляет связь организма с окружающей средой.

Ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осу­ществляемая при участии и под контролем ЦНС, принято называть реф­лексом,

Наиболее типичный путь, который проходит волна возбуждения при осуществлении рео>лекса: раздражение извне попадает на соответству­ющие рецепторы, затем возбуждение идет по центростремительному нерву и передается в ЦНС, где подвергается переработке и передается на другой нейрон (нервную клетку), из которого исходят двигательные волны возбуждения по центробежным (или двигательным) нервным во­локнам. Эти возбуждения поступают к мышцам (или другим рабочим органам) и вызывают их сокращение или расслабление.

Согласно учению И.П. Павлова, всœе рефлексы делятся на без­условные и условные. Рефлексы низших отделов центральной нервной системы, которые передаются организму наследственно, получили название безусловных, корковые рефлексы, возникаю­щие под воздействием материальных условий среды, называются условными. Образование условных рефлексов есть функция коры головного мозга.

Наиболее общие особенности условно-рефлекторной де­ятельности человеческого организма в процессе труда:

1) осознанность цели трудовой деятельности - стремление к достижению цели выступает как раздражитель, способствующий формированию и закреплению условных рефлексов:

2) воздействие в процессе трудовой деятельности на высшие отделы ЦНС не только физических и химических раздражителœей, но и раздражителœей социального порядка, которые обусловлены общественным характером труда.

Огромное разнообразие проявлений жизнедеятельности орга­низма как единого целого с окружающей средой осуществляется благодаря объединяющей, регулирующей и координирующей роли ЦНС и ее высших отделов. По этой причине различные движения, приемы, операции, совершаемые человеком во время трудовой

Стр.
Размещено на реф.рф
51 из 304

10.05.2011 16:31

Просмотр содержимого

http://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8 ...

деятельности, есть внешнее проявление сложнейших процессов, происходящих в отделах нервной системы.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, нервная система, выполняет две основные функции: 1} обеспечивает нормальное взаимодействие организма с окружающей средой; 2) объединяет и регулирует всœе функции жизнедеятельности всœего организма, его органов, клеток.

Важнейшей предпосылкой правильной ориентации человека в окружающей среде является зрение.

В процессе жизни и деятельности человек до 80% всœей инфор­мации получает через зрительный анализатор.
Размещено на реф.рф
Восприятие визу­альной информации ограничено пределами так называемого поля зрения - пространства, обозреваемого человеком при неподвиж­ном состоянии глаз и головы, тон сферы, электромагнитные вол­ны в которой возбуждают визуальные ощущения, Б пределах угла зрения 30-40* условия для видения оптимальны. Основные носи­тели информации целœесообразно помещать в данном диапазоне, так как в нем воспринимаются и движения, и резкие контрасты.

Глаз, обеспечивая безопасность человека, и сам снабжен ес­тественной зашитой: рефлекторно закрывающиеся веки защища­ют сетчатку глаза от сильного света͵ а роговицу - от механичес­ких воздействий; слезная жидкость смывает с поверхности ро­говицы и век пылинки, и благодаря наличию в ней лизоцнма (обеззараживающего вещества) убивает микробы; защитную фун­кцию выполняют и ресницы. При этом естественная защита для глаз оказывается недостаточной. По этой причине при опасных для глаз условиях следует применять искусственные средства защиты.

Звуки доставляют человеку информацию. Одни звуки прият­ны. другие отрицательно влияют на здоровье человека, некоторые выполняют роль сигналов, предупреждая об опасности. Оценить мир звуков человек может с помощью органа слуха.

Звуковые волны направляются в слуховую систему через на­ружное ухо к барабанной перепонке, колебания которой механи­ческим путем через среднее ухо передаются к внутреннему уху, где преобразуются в колебания со значительно меньшей амплитудой, нос более высоким давлением. Возбуждение нервных окончаний слухового нерва доходит до коры головного мозга и вызывает вос­приятия звука.

Слуховой анализатор обладает высокой чувствительностью, позволяя человеку воспринимать широкий диапазон звуков и анализировать их по силе, высоте тона, окраске, отмечать измене-

Стр.
Размещено на реф.рф
52 из 304

10.05.2011 16:31

Просмотр содержимого

http://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8 ...

ния по интенсивное™ и частотному составу, определять направ­ление прихода звука,

Двигательный аппарат - позволяет осуществлять трудовую деятельность.

Двигательным называют специализированный аппарат, кото­рый состоит из: а) костно-опорного аппарата (кости, суставы, су­хожилия): 6) скелœетных и речевых мышц: в) двигательных не­рвных центров, заложенных в спинном и головном мозге, и не­рвов, связывающих эти центры с мышцами,

Двигательный аппарат выполняет следующие функции: 1) яв­ляется исполнительным механизмом, посредством которого че­ловек, используя орудия труда, воздействует на предмет груда; 2) входит в состав рабочего механизма речи и мышления: 3) явля­ется источником мощных нервных импульсов.

Простейшими элементами двигательного аппарата человека являются так называемые кинœематические пары - совокупность двух звеньев, взаимно ограничивающих движение и соединœенных друг с другом суставом (пример кинœематических пар: плечо-предплечье, бедро- голень, которые сочленены соответственно лучевым и коленным суставом).

Необходимо подчеркнуть две особенности устройства челове­ческого организма: небольшое количество кинœематических пар и возможность выполнения с их помощью бесконечного многооб­разия двигательных задач.

Из всœего арсенала движений организм избирает те. которые для решения конкретной задачи являются наиболее целœесообраз­ными, экономичными и точными. Но если использовать одновре­менно всœе эти возможности, то получится хаос движении. Благо­даря 1ДНС устанавливаются порядок и последовательность ис­пользования двигательного аппарата при выполнении задач. возникающих в процессе трудовой деятельности,

Различают два вида мышц: гладкие (из которых состоит мус­кулатура стенок кровеносных сосудов и всœех внутренних органов, кроме сердца) и поперечно-полосатые (из которых состоит вся сердечная и скелœетная мускулатура), Поперечно-полосатые мыш­цы называются также скелœетными.

В мышцах различают три вида мышечных элементов: белые и красные мышечные волокна и мышечные веретена.

Специфическая функция мышечного волокна и мышцы в це­лом состоит в акте сокращения. Эта функция связана с пре­образованием химической энергии в механическую и тепловую, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ происходит внутри мышечного волокна.

Стр.
Размещено на реф.рф
53 из 304

10.05.2011 16:31

Просмотр содержимого

http://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8 ...

Различают два вида мышечной деятельности: динамическая работа и статическая работа.

Динамическая работа характеризуется изменением длины мышц при их напряжении и преимущественно в пространстве какого-либо звена двигательного аппарата человека. Динамичес­кая работа внешне воспринимается как перемешен не предметов труда, инструмента и т.д. Следует иметь в виду, что двигательные функции реализуются не только двигательным аппаратом, но и всœем организмом.

Под воздействием условных раздражителœей от нервных оконча­ний, заложенных в зрительных, двигательных и других окончаниях периферических анализаторов, импульсы идут по нервным волок­нам к коре больших полушарий, в которой находится двигательная зона, осуществляющая двигательные функции организма,

Статическая работа (напряжение, усилие) характеризуется тем. что напряжение мышц при ней развивается без изменения длины и без активного перемещения движущихся звеньев и всœего тела. Статическая работа в процессе труда связана с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии, а также с созданием рабочей позы,

Статическую работу нельзя измерить обычными показателя­ми механической работы, поскольку при ней не наблюдаются энергетические движения, однако она сопровождается расходом энергии и быстро вызывает утомление,

Динамическая и статическая работа связаны между собой об­щей программой действия.

Динамическая работа создается и регулируется с помощью двигательных условных рефлексов, статическая - с помощью ус­ловных рефлексов положения конечностей и условных рефлексов позы (стоя, сидя).

Выбор правильной и удобной позы необходим для: 1) здоровья человека, так как долгое пребывание в неудобной позе при­водит к патологическим изменениям; 2) обеспечения эффектив­ной работоспособности человека.

Удобство позы зависит главным образом от: 1) положения центра тяжести и площади опорьг, 2) величины напряжения тони­ческих мышечных групп, препятствующего нарушению соответ­ствующего расположения частей тела.

В процессе труда наиболее распространены позы ʼʼстояʼʼ и ʼʼсидя*-.

Стр.
Размещено на реф.рф
54 из 304

10.05.2011 16:31

Просмотр содержимого

http://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8 ...

Поза ʼʼстоя* требует больших энергетических затрат и менее устои чина, в связи с этим целœесообразно заменять ее позон ʼʼсидяʼʼ. Труд - основное условие существования человека, Различают следующие основные формы труда (рис, 2,4):

1) требующие значительной мышечной энергии. Эти трудовые действия применяются при отсутствии механизированных средств и требуют повышения энергетических затрат в сутки - от 17 до 25 МДж (4О0СМз0О0 Ккал) и выше,

Напряженный физический труд, стимулирующий развитие мышечной системы и обменные процессы, имеет вместе с тем ряд недостатков. Главный из них- неэффективность, связанная с низкой производительностью труда и крайне важно стью перерывов на восстановление физических сил. доходящих до 50% рабочего времени;

2) механизированные. При этом энергетические затрать] колеб­ лются в пределах 12.5-17 МДж (?000-4000 Ккал} в сутки,

Механизация труда снижает мышечные нагрузки и усложняет программы действий, При этом однообразие простых действий и малый объём воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда;

3) частично автоматизированные. Данная форма труда исклю­ чает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Характерные черты этого вида работ - монотонность, повышенный темп рабо­ ты, нервная напряженность,

От работника требуются постоянная готовность к действию и быстрота реакции, необходимая для своевременного устранения неполадок;

4) групповые - конвейерные, разделœение общего процесса на конкретные операции, строгая последовательность их выполне­ ния, автоматическая подача деталей к каждому рабочему месту с помощью ленты конвейера,

Конвейерная форма труда требует соответствующего темпа и ритма работы. Чем проще содержание операции, тем меньше вре­мени на нее тратит работник и тем монотоннее работа͵

Одно из отрицательных последствий конвейерного труда - преждевременная усталость и нервное истошение работника;

5) интеллектуальный труд. С точки зрения физиологии разли­ чают две основные формы управления производственными про­ цессами: в одних случаях пульты управления требуют частых, в других - редких активных действий человека,

Стр.
Размещено на реф.рф
55 из 304

10.05.2011 16:31

Просмотр содержимого

http://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8 ...

Стр.
Размещено на реф.рф
56 из 304

10.05.2011 16:31

Просмотр содержимого

http://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8 ...

Интеллектуальный труд состоит в переработке и анализе большого объёма разнообразной информации, а следовательно. требует мобилизации памяти, внимания, напряжения сенсорного аппарата͵ активизации процессов мышления. Мышечные нагруз­ки при этом незначительны, а суточные энергозатраты составля­ют 10-11,7 МДж (2000-2400 Ккал).

Для интеллектуального труда характерно значительное сни­жение двигательной активности, приводящее к ослаблению реак­тивности организма и повышению эмоционального напряжения,

Умственный труд подразделяют на операторский, управлен­ческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателœей, учащихся и студентов. Различаются они органи­зацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.

Интенсивная работа͵ как физическая, так и умственная, мо­жет привести к утомлению, выражающемуся во временном сни­жении работоспособности, и переутомлению, называемому иног­да хроническим утомлением, когда ночной отдых полностью не восстанавливает снизившуюся за день работоспособность,

Важными мерами профилактики утомления являются внедре­ние в производственную деятельность оптимального режима тру­да и отдыха, который регламентирует такое соотношение работы и отдыха, при котором высокая производительность труда сочета­ется с нысокой и устойчивой работоспособностью человека в те­чение возможно длительного времени. Необходимость чередова­ния работы и отдыха - одна из физиологических особенностей трудовой деятельности человека. Снижение работоспособности при утомлении может наступить раньше или позже исходя из характера и конкретных условий труда, Большое значение в профилактике утомления имеют активный отдых, в частности физические упражнения, санитарное состояние производствен­ных помещений, их микроклиматические условия, эстетическое оформление и др.

Безопасная трудовая деятельность возможна при обязатель­ном учете физиологически* основ умственного и физического труда, проведении мер по повышению работоспособности орга­низма и созданию комфортных условий для работы.

Согласно ʼʼаксиоме о потенциальной опасностиʼʼ любая деятель­ность потенциально опасна. В процессе эволюции организм чело­века постепенно приспособился к экстремальным климатическим условиям- низким температурам севера., высоким температурам

Стр.
Размещено на реф.рф
57 из 304

10.05.2011 16:31

Просмотр содержимого

http://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8 ...

экваториальной зоны, к жизни в сухой пустыне и н окружении бо­лот. Потенциальная опасность состоит в скрытом характере проявления опасностей.

К примеру, человек не ощущает до определœенного момента увели­чение концентрации 0О 2 в воздухе. Б норме атмосферный воздух дол­жен содержать не более 0,05% 0О 2 , однако в помещении, где постоян­но находятся люди, концентрация С0 2 увеличивается. Нарастание его концентрации проявится появлением усталости, вялости, снижением работоспособности; изменением частоты, глубины и ритма дыхания; увеличением частоты сердечных сокращений; изменением артериаль­ного давления. Все это может привести к травматизму.

Потенциальная опасность - это возможность воздействия на человека негативных пли несовместимых с жизнью факторов.

Негативные факторы, возлействующие на людей, подразделя­ются на:

естественные, те. природные (к примеру, пыль в воздухе по­ является в результате извержений вулканов, ветровой эрозии почны);

* антропогенные, те. вызванные деятельностью человека. На­ пример, громадное количество вредных частиц выбрасывается промышленными предприятиями:

физические - движущиеся машины и механизмы; подвижные части оборудования, неустойчивые конструкции: острые и падающие предметы: повышение и понижение температуры воздуха и окружающих поверхностей; повышенная запылен­ ность и загрязненность: повышенный уровень шума: акусти­ ческих колебаний: вибрации; повышенный уровень электро­ магнитного излучения и т.д.:

‣‣‣ химические- вредные вешества. используемые в технологичес­ ких процессах: промышленные яды; используемые в сельском хозяйстве и быту ядохимикаты; боевые отравляющие вещества;

биологические - патогенные микроорганизмы (бактерии, ви­русы, особые виды микроорганизмов) и продукты их жизнеде­ятельности. Биологическое загрязнение окружающей среды возникает в результате аварий на биотехнических предпри­ятиях, очистных сооружениях, недостаточной очистки сто­ков;

психифизиологическое - факторы, обусловленные особеннос­тями характера и организации труда, параметрами рабочего места и оборудования;

Стр.
Размещено на реф.рф
58 из 304

10.05.2011 16:31

Просмотр содержимого

http://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8 ...

травмирующее - повреждения н организме человека, вызван­ные действием факторов внешней среды. Потенциальную опасность можно оценить с помощью рис­ка - вероятности реализации опасности. Состояние безопаснос­ти предполагает отсутствие риска, ᴛ.ᴇ. отсутствие возможности реализации опасности. На практике полная безопасность недо­стижима: пока существует источник опасности, всœегда сохраняет­ся некоторый остаточный риск.

Основы физиологии труда и рациональные условия деятельности человека - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основы физиологии труда и рациональные условия деятельности человека" 2017, 2018.

Физиология труда – это наука, изучающая изменения функционального состава организма человека под влиянием его трудовой деятельности и обосновывающая методы и средства организации трудового процесса, направленные на поддержание высокой работоспособности и сохранения здоровья работающих.

Основные задачи физиологии труда:

    исследование физиологических параметров организма человека при различных видах работ;

    изучение физиологических закономерностей организма человека в процессе трудовой деятельности;

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности включающая в себя:

    правовые;

    социально-экономические;

    организационно-технические;

    санитарно-гигиенические;

    лечебно-профилактические;

    реабилитационные и иные мероприятия.

Любой вид трудовой деятельности представляет собой сложный комплекс физиологических процессов, в который вовлекаются все органы и системы человеческого организма. Огромную роль в этой работе играет центральная нервная система, обеспечивающая координацию функциональных изменений, развивающихся в организме при выполнении работы.

Центральная нервная система – определяет деятельность организма человека.

Огромное разнообразие проявлений жизнедеятельности организма как единого целого с окружающей средой осуществляется благодаря объединяющей, регулирующей и координирующей роли ЦНС и ее высших отделов.

Таким образом, нервная система выполняет 2 основные функции:

    обеспечивает нормальное взаимодействие организма с окружающей средой;

    обобщает и перерабатывает полученную информацию и программирует соответствующую реакцию организма.

Различают центральную и периферическую нервные системы, это головной и спинной мозг, эта система формирует и регулирует поведение и мыслительную деятельность человека.

Вегетативная нервная система – регулирует деятельность внутренних органов человека, выполняющих функции жизнеобеспеченья.

Важнейшей предпосылкой правильной ориентации человека в окружающей среде является зрение

Поле зрения – это пространство, обозреваемое человеком при неподвижном состоянии глаз и головы, это та сфера, электромагнитные волны в которой возбуждают визуальные ощущения. В процессе жизнедеятельности человек до 80% всей информации получает через зрительный анализатор. В пределах угла зрения 30-40 градусов условия для видения оптимальны

При опасности для глаз условиях следует обязательно применять искусственные средства защиты.

Звуки доставляют человеку информацию. Оценить мир звуков человек может при помощи органа слуха. Ухо человека состоит из трех основных частей: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. Возбуждение нервных окончаний слухового нерва доходит до коры головного мозга и вызывает восприятие звука.

Слуховой анализатор обладает высокой чувствительностью, позволяя человеку воспринимать широкий диапазон звуков окружающей среды и анализировать их по силе, высоте тона, окраске, отмечать изменения по интенсивности и частотному составу, определять направление прихода звука.

Двигательный аппарат – позволяет осуществлять трудовую деятельность человека.

Двигательным аппаратом человеческого организма называют специализированный аппарат, который состоит из:

    костно-опорного аппарата (кости, суставы, сухожилия);

    скелетных и речевых мышц;

    двигательных нервных центров, заложенных в спинном и головном мозге, и нервов, связывающих эти центры с мышцами.

Двигательный аппарат выполняет следующие функции;

    является исполнительным механизмом, посредством которого человек, используя орудия труда, благодаря выработанным движениям и приемам воздействует на предмет труда;

    входит в состав рабочего механизма речи и мышления;

    заложенный в нем биохимический механизм превращает химическую энергию в механическую и тепловую;

    является источником мощных нервных импульсаций.

В настоящее время различают следующие основные формы труда:

    требующие значительной мышечной энергии – от 17 до 25 М Дж (4000-6000 Ккал) и выше;

    механизированные (работник одновременно выполняет умственные и физические нагрузки) – от 12,5 до 17 МДж (3000-4000 Ккал);

    связанные с частично автоматизированным производством;

    конвейер (группировка форм труда), монотопия – одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении;

    связанные с управлением производственным процессом и механизмами (умственный труд) – от 10 до 11,7 МДж (2000-2400Ккал).

Тяжесть труда – является количественной характеристикой физического труда, а напряженность труда – количественной характеристикой умственного труда. Она определяется величиной нагрузки.

Утомление – понимается особое физиологическое состояние организма, возникающее после проделанной работы и выражающееся во временном снижении трудоспособности, при длительном воздействии на организм вредных факторов производственной среды может развиваться переутомление, когда ночной отдых не восстанавливает снизившуюся за день работоспособность.

Анализ деятельности и жизни людей дает основания для утверждения, известного как «аксиома о потенциальной опасности», подразумевающего, что любая деятельность потенциально опасна.

Аксиома о потенциальной опасности любой деятельности положена в основу научной проблемы обеспечения безопасности человека. Эта аксиома имеет, по меньшей мере, два важных вывода необходимых для формирования системы безопасности:

Потенциальная опасность как явление – это возможность воздействовать на человека негативных или несовместимых с жизнью факторов.

Негативные факторы опасности:

    естественные (природные);

    антропогенные (вызванные деятельностью человека);

    физические (движущиеся машины и механизмы);

    химические (вредные вещества используемые в технологических процессах);

    биологические (бактерии, вирусы, микроорганизмы);

    психофизиологические (факторы, обусловленные особенностями организации труда);

    травмирующие (это повреждения в организме человека вызванные действиями внешний среды).

При оценке влияния опасности на человека и среду обитания используют абсолютные и относительные показатели.

К абсолютным относятся:

    численность людей, пострадавших от воздействия травмирующих факторов;

    численность людей получивших профессиональные заболевания;

    сокращение продолжительности жизни.

Для оценки травматизма в производственных условиях используют относительные показатели:

    частота травматизма;

    тяжесть травматизма;

    показатель нетрудоспособности;

    показатель частоты несчастных случаев с летальным исходом;

    показатель сокращения продолжительности жизни;

    региональная младенческая смертность;

    материальный ущерб.

Потенциальную опасность можно оценить с помощью риска.

Риск – вероятность реализации опасности. Состояние безопасности предполагает отсутствие риска, т.е. отсутствие возможности реализации опасности. На практике полная безопасность недостижима. Пока существует источник опасности, всегда сохраняется некоторый остаточный риск.

Физиология труда - это наука, изучающая изменения функционального состояния организма человека под влиянием его трудовой деятельности и обосновывающая методы и средства организации трудового процесса, направленные на поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья работающих. Основные задачи физиологии труда:

Исследование физиологических параметров организма человека при различных видах работ;

Изучение физиологических закономерностей организма человека в процессе трудовой деятельности;

Любой вид трудовой деятельности представляет собой сложный комплекс физиологических процессов, в который вовлекаются все органы и системы человеческого организма. Огромную роль в этой работе играет центральная нервная система (ЦНС), обеспечивающая координацию функциональных изменений, развивающихся в организме при выполнении работы.

Нервная системачеловека имеет сложное строение. Различают центральную и периферическую нервную системы. ЦНС - головной и спинной мозг. Эта система формирует и регулирует поведение и мыслительную деятельность человека.Периферическая нервная система - нервы, по которым распространяются нервные импульсы с периферии в нервные центры, и наоборот, из нервных центров к периферическим органам. Кроме того, есть вегетативная нервная система , которая регулирует жизнь организма, деятельность его внутренних органов, выполняющих функции жизнеобеспечения.

Вся разнообразная деятельность клеток, тканей, органов и систем человеческого организма регулируется, управляется ЦНС, благодаря деятельности которой организм представляет собой единое целое. ЦНС осуществляет связь организма с окружающей средой.

Ответная реакция организма на поступление раздражения рецепторов, осуществляемая при участии и под контролем ЦНС, называется рефлексом. Вот наиболее типичный путь, который проходит волна возбуждения при осуществлении рефлекса: раздражение извне падает на соответствующие рецепторы, затем возбуждение идет по центростремительному нерву и передается в ЦНС, где оно подвергается переработке и передается на другой нейрон (нервную клетку), из которого исходят двигательные волны возбуждения по центробежным (или двигательным) нервным волокнам. Эти возбуждения поступают к мышцам (или другим рабочим органам) и вызывают их сокращение или расслабление.

Согласно учению И.П. Павлова, все рефлексы распадаются на две большие группы: безусловные и условные . Рефлексы низших отделов центральной нервной системы, которые передаются организму наследственно, получили название безусловных. Корковые рефлексы, возникающие под воздействием материальных условий среды, называются условными. Образование условных рефлексов есть функция коры головного мозга.


Наиболее общими особенностями условно-рефлекторной деятельности человеческого организма в процессе труда являются следующие:

1) осознанность цели трудовой деятельности - стремление к достижению цели выступает как раздражитель, способствующий формированию и закреплению условных рефлексов;

2) в процессе трудовой деятельности на высшие отделы ЦНС воздействуют не только физические и химические раздражители, но и раздражители социального порядка, которые обусловлены общественным характером труда.

Огромное разнообразие проявлений жизнедеятельности организма как единого целого с окружающей средой осуществляется благодаря объединяющей, регулирующей и координирующей роли ЦНС и ее высших отделов. Поэтому различные движения, приемы, операции, совершаемые человеком во время трудовой деятельности, есть внешнее проявление сложнейших процессов, происходящих в отделах нервной системы.

Таким образом, нервная система выполняет две основные функции:

1) обеспечивает нормальное взаимодействие организма с окружающей средой;

2) объединяет и регулирует все функции жизнедеятельности всего организма, его органов, клеток. Важнейшей предпосылкой правильной ориентации человека в окружающей среде является зрение.

В процессе жизни и деятельности человек до 80% всей информации получает через зрительный анализатор . Восприятие визуальной информации ограничено пределами так называемого поля зрения. Поле зрения - это пространство, обозреваемое человеком при неподвижном состоянии глаз и головы, это та сфера, электромагнитные волны в которой возбуждают визуальные ощущения. В пределах угла зрения 30-40° условия для видения оптимальны. Основные носители информации целесообразно помещать в этом диапазоне, так как в нем воспринимаются и движения, и резкие контрасты.

Глаз, обеспечивая безопасность человека, и сам снабжен естественной защитой. Рефлекторно закрывающиеся веки защищают сетчатку глаза от сильного света, а роговицу - от механических воздействий. Слезная жидкость смывает с поверхности и век пылинки, а благодаря наличию в ней лизоцима (обеззараживающее вещество) убивает микробы. Защитную функцию выполняют и ресницы. Однако, несмотря на совершенство, естественная защита для глаз оказывается недостаточной. Поэтому при опасных для глаз условиях следует обязательно применять искусственные средства защиты.

Звуки доставляют человеку информацию. Одни звуки приятны, другие звуки отрицательно влияют на здоровье человека. Некоторые выполняют роль сигналов, предупреждая об опасности. Оценить мир звуков человек может с помощью органа слуха.

Ухо человека состоит из трех основных частей: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. Звуковые волны направляются в слуховую систему через наружное ухо к барабанной перепонке, колебания которой механическим путем через среднее ухо передаются к внутреннему уху, где колебания барабанной перепонки преобразуются в колебания со значительно меньшей амплитудой, но с более высоким давлением. Возбуждение нервных окончаний слухового нерва доходит до коры головного мозга и вызывает восприятия звука.

Слуховой анализатор обладает высокой чувствительностью, позволяя человеку воспринимать широкий диапазон звуков окружающей среды и анализировать их по силе, высоте тона, окраске, отмечать изменения по интенсивности и частотному составу, определять направление прихода звука.

Двигательный аппарат позволяет осуществлять трудовую деятельность человека.

Двигательным аппаратом человеческого организма называют специализированный аппарат, который состоит из: а) костно-опорного аппарата (кости, суставы, сухожилия); б) скелетных и речевых мышц; в) двигательных нервных центров, заложенных в спинном и головном мозге, и нервов, связывающих эти центры с мышцами.

Двигательный аппарат выполняет следующие функции: 1) является исполнительным механизмом, посредством которого человек, используя орудия труда, благодаря выработанным движениям и приемам воздействует на предмет труда; 2) входит в состав рабочего механизма речи и мышления; 3) заложенный в нем биохимический механизм превращает химическую энергию в механическую и тепловую; 4) является источником мощных нервных импульсаций.

Простейшими элементами двигательного аппарата человека являются так называемые кинематические пары - совокупность двух звеньев, взаимно ограничивающих движение и соединенных друг с другом посредством сустава, напоминающих собой шарнир. Примером таких кинематических пар могут служить плечо - предплечье, бедро - голень, которые сочленены соответственно лучевым и коленным суставом.

Необходимо подчеркнуть две особенности устройства человеческого организма : небольшое количество кинематических пар и возможность выполнения с их помощью бесконечного многообразия двигательных задач.

Трудовая деятельность человека и окружающая среда постоянно меняются в процессе ускорения научно-технического прогресса и осуществления широких социально-экономических преобразований. Вместе с тем труд остается первым, основным и непременным условием существования человека.



Просмотров