Право авторства передается по наследству. Теория всего

При наследовании по закону наследниками первой очереди являются дети, супруг и родители умершего автора. Если этих лиц нет, или они не приняли наследство, или отказались от наследства, или лишены наследства завещателем, наследниками по закону являются соответственно наследники второй, третьей и последующих очередей. Автор может составить завещание, по которому наследником может быть как кто-либо из наследников по закону, так и любой другой гражданин, юридическое лицо или государство.
Ранее в абз. 4 ст. 552 раздела VII "Наследственное право" ГК 1964 г. содержалась норма, устанавливавшая, что в случаях, когда наследственное имущество переходит к государству по праву наследования (по завещанию; из-за отсутствия у наследодателя наследников; из-за лишения наследодателем всех наследников права наследования; из-за непринятия наследства всеми наследниками или из-за отказа кого-либо из них от наследства в пользу государства), "входящее в состав наследства авторское право либо принадлежавшее отказавшемуся наследнику право на долю в авторском вознаграждении прекращается". Таким образом, наследование авторских прав государством не допускалось, хотя переход авторского права по завещанию к различным государственным предприятиям, учреждениям или организациям, являющимся юридическими лицами, был и тогда возможен.
Теперь действие ст. 552 ГК 1964 г. прекратилось в связи с принятием разд. V "Наследственное право" ГК РФ, в котором не предусмотрено каких-либо ограничений в отношении наследования Российской Федерацией как авторского права, так и иных исключительных прав. Следовательно, автор может завещать свои авторские права государству, возможно также наследование государством авторского права вследствие его выморочности (ст. 1151 ГК РФ). В то же время пока не решен вопрос о том, как будет осуществляться наследование авторских прав государством, а также о том, какие государственные органы (или иные уполномоченные организации) и в каком порядке будут использовать авторские права, перешедшие к государству, до истечения срока их охраны.
В связи с этим усложнилось, в частности, решение вопроса о правах умершего соавтора, не имеющего наследников. Как правило, оставшиеся в живых соавторы (независимо от того, имеет место раздельное или нераздельное соавторство) осуществляют все действия по использованию произведения совместно с наследниками умершего соавтора и делят с ними полученное авторское вознаграждение.
На основании ранее действовавшего п. 4 ст. 552 ГК 1964 г. часть авторского вознаграждения, которая причиталась умершему соавтору, не имеющему наследников, не должна была начисляться, так как его право на получение доли вознаграждения считалось прекратившимся. В редакции ст. 497 ГК 1964 г., действовавшей до 1 июня 1973 г., также содержалась специальная норма о том, что не перешедшее к наследникам умершего соавтора право на долю вознаграждения за использование коллективного произведения прекращается .
В новых условиях доля авторского вознаграждения такого умершего соавтора должна переходить к государству в лице уполномоченного им органа. В связи с этим не ясно, вправе ли оставшиеся соавторы самостоятельно решать вопросы дальнейшего использования произведения или в этом должен участвовать представитель государства. Данный вопрос требует разъяснения, однако пока никаких нормативных документов по этому поводу еще не существует.
Авторское право может быть завещано наследодателем как кому-либо одному из его наследников, так и двум (нескольким) наследникам. Причем в последнем случае оно может быть завещано в целом или с указанием долей. В случае если исключительное авторское право завещано без указания долей, считается, что оно наследуется в равных долях. Однако установление долей направлено только на распределение денежных средств (доходов), полученных наследниками в результате осуществления соответствующего исключительного права. Само исключительное авторское право, несмотря на наличие в нем многочисленных разнообразных правомочий, в теории принято рассматривать как неделимое, поэтому к установлению долей в авторском праве применим п. 2 ст. 1122 ГК РФ.
Отсюда вытекает характерная особенность наследования в области авторского права, состоящая в том, что наследники могут осуществлять авторские права только сообща. Любые действия по использованию перешедшего по наследству произведения возможны только с общего согласия всех наследников.
Наследники могут заключить соглашение, в котором будет предусмотрен порядок осуществления ими авторских прав (например, осуществление прав будет поручено одному из них или будет решено передать права в доверительное управление какому-то третьему лицу). Такое соглашение по желанию наследников может быть закреплено в свидетельстве о праве на наследство либо составлено в форме самостоятельного документа.
На практике распространены споры между наследниками авторских прав, которые зачастую препятствуют широкому использованию произведений умерших авторов. В целом ряде случаев они бывают обусловлены необходимостью совместного осуществления наследниками авторских прав. К сожалению, полностью избежать таких ситуаций невозможно. В принципе наследодатель может завещать все права на какое-либо определенное произведение одному наследнику, а на другое (другие) произведение - второму наследнику и т.д., однако и в этом случае совместное осуществление прав наследниками все же будет необходимо, например, при издании сборников произведений или собраний сочинений автора.
Представляется возможным решение этой проблемы наследодателем путем совершения завещания, согласно которому на одного избранного им наследника возлагался бы завещательный отказ в пользу лиц, которые при отсутствии завещания являлись бы его наследниками по закону. В соответствии с завещательным отказом такой наследник, самостоятельно осуществляя авторские права, мог бы производить периодические платежи отказополучателям в виде определенного процента от доходов, полученных от использования произведений умершего автора (п. 2 ст. 1137 ГК РФ). В то же время с учетом 70-летнего срока охраны авторских прав, наличия обязательных наследников и т.п. во многих случаях такое решение также может оказаться неприемлемым.
В случае спора между наследниками размер их долей или порядок осуществления ими авторского права должны определяться судом (абз. 2 п. 2 ст. 1122 ГК РФ).
Определенная специфика возникает при установлении доли пережившего супруга в случае наследования авторского права. Она объясняется тем, что по своей природе наследуемое исключительное право является самостоятельным правом, отличным от права собственности. Его существо состоит в том, что автор вправе сам использовать свое произведение или выдавать разрешения на использование другим лицам. Автор всегда осуществляет это свое право самостоятельно, и его супруг не может участвовать в осуществлении такого права в силу одного лишь факта состояния в браке с правообладателем (он может это делать только на основании поручения, доверенности и т.п.). Следовательно, исключительное право не является общим имуществом супругов, находящимся в их совместной собственности, и переживший супруг не имеет преимуществ перед другими наследниками в отношении наследования исключительного права.
В совместную собственность супругов входят только суммы авторского вознаграждения (дохода), полученные супругом-правообладателем при жизни.
При выделении обязательной доли в наследстве автора проблема заключается в имущественной оценке исключительного права, поскольку такая оценка обычно затруднительна или даже невозможна (например, если речь идет о рукописях никогда ранее не издававшегося автора). Во многих случаях имущественная оценка исключительного права может быть только приблизительной, так как даже в отношении уже обнародованного произведения невозможно заранее предугадать, каковы будут общие доходы от него на протяжении всего 70-летнего срока действия авторского права.
Таким образом, если наследуемое исключительное право поддается имущественной оценке, то применимы общие правила ст. 1149 ГК РФ. Но если наследуемое исключительное право не может быть оценено, то обязательная доля в составе такого права должна учитываться в процентном отношении без определения ее конкретной суммы . В случае поступления доходов от осуществления такого исключительного права необходимые наследники вправе получать свою обязательную долю - не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону.
В связи с 70-летним сроком действия авторского права возникает вопрос, как долго необходимые наследники должны получать причитающуюся им долю (например, несовершеннолетние дети наследодателя через некоторое время станут совершеннолетними), а также что произойдет с обязательной долей в случае смерти таких наследников. Исходя из общих положений наследственного права, следует заключить, что необходимые наследники будут получать свою долю на протяжении всего срока действия авторского права, а в случае их смерти соответствующая доля должна будет перейти к их наследникам. Безусловно, такой порядок должен применяться только в том случае, если между наследниками не будет достигнуто соглашение об ином распределении наследственного имущества, т.е.если обязательная доля не будет выплачена им за счет другого имущества, входящего в состав наследства.
Спорным является вопрос о том, могут ли наследники, имеющие право на обязательную долю, участвовать в осуществлении исключительных прав, а также в защите личных неимущественных прав умершего автора . По своей сути право на обязательную долю в наследстве является социальной гарантией получения определенного материального обеспечения нетрудоспособными родственниками и иными иждивенцами наследодателя. Данная мера является ограничением свободы завещания и должна осуществляться в жестких рамках, не допускающих необоснованного ущемления законных интересов других наследников. В связи с этим представляется, что было бы справедливым, если бы необходимые наследники участвовали только в доходах от использования произведений наследодателя, но не участвовали в распоряжении исключительными правами, а также в защите личных неимущественных прав умершего автора. Однако из содержания ст. 1112 и 1149 ГК РФ вытекает, что поскольку такие лица наследуют наряду с другим имуществом также имущественные права и обязанности, то они должны участвовать в осуществлении исключительных прав и в защите личных неимущественных прав автора-наследодателя (если последний не указал в завещании конкретное лицо, на которое он в соответствии с п. 2 ст. 27 Закона об авторском праве возлагает охрану своих личных неимущественных прав).



После смерти автора обладателями авторских прав становятся его наслед­ники. В соответствии с действующим законодательством наследование, вооб­ще, и авторских прав, в частности, возможно в двух вариантах: либо по закону, либо по завещанию. При первом варианте новыми правообладателями могут стать только граждане, входящие в одну из очередей законных наследников. Второй вариант, естественно, подразумевает в качестве наследников лиц, ука­занных в завещании, при этом не имеет значения гражданство указанного в за­вещании физического лица, наличие либо отсутствие у него родственных от­ношений с умершим автором, если в качестве правопреемника указано юриди­ческое лицо (что также является вполне законным), то не имеет значения про­филь его деятельности и место нахождения. Возможна ситуация, когда умер­ший автор не имеет законных наследников и не оставил завещания, в таком случае, в изъятие из общего правила, его авторские права на созданное произ­ведение в отличие от иной наследственной массы не переходят к государству, а прекращаются (ст.552 ГК РСФСР 1964 г.), т.е. произведение становится обще­ственным достоянием.

Наследников в теории авторского права принято считать носителями про­изводного авторского права, поскольку указанные права у них являются не следствием создания ими творческого произведения, а становятся порождени­ем иных юридических фактов, таких как открытие наследства, вхождение в круг наследников по закону или по завещанию, вступление в наследство.

На сегодняшний день существуют некоторые сложности при решении во­просов, касающихся наследования авторских прав. Это связано с тем, что дей­ст­вующее законодательство, как авторское, так и наследственное, имеет явный пробел в регламентации авторских прав наследников. В связи с этим конкрет­ные правила могут быть выведены посредством толкования многих правовых норм, содержащихся в различных нормативно правовых актах, а также при по­мощи анализа сложившейся судебной и нотариальной практики.

В первую очередь нужно определиться, какие авторские права переходят по наследству. Если руководствоваться законом, то на этот вопрос можно отве­тить так: не переходят по наследству право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения (ст.29 Закона "Об авторском праве и смежных правах"). Отсюда можно сделать вывод, что все остальные авторские права, такие как право на обнародование, право на использование произведе­ния, право на вознаграждение и др., могут передаваться по наследству. Но та­кое решение вопроса не снимает всех проблем. Так, могут возникнуть следую­щие затруднения: имеет ли право наследник опубликовать произведение, про­тив выпуска в свет которого возражал при жизни автор? Или правомочен ли наследник дать согла­сие на переделку произведения в другой жанр, если на­следодатель на это не соглашался? Таких ситуаций можно привести множест­во, и, что весьма печально, найти на них прямое решение, воспользовавшись действующим законодательством, нельзя. На практике их поиск выхода из соз­давшейся подобной ситуации переда­ется полностью на усмотрение самих на­следников.

Нередко возникает вопрос об объеме правомочий наследников в области защиты неприкосновенности произведения умершего автора. В данном случае Закон ограничивается лишь указанием о том, что право на защиту репу­тации автора по наследству не переходит, но на наследников воз­лагается охрана этого права. Как соотнести друг с другом названные понятия - Закон ничего не го­ворит. Вне всякого сомнения, что области распространения права на защиту ре­путации автора произведения, ко­торое может принадлежать только самому ав­тору, и права на охрану неприкосновенности произведения, которое может пре­даваться по наследству, совпадают лишь отчасти, хо­тя второе основывается на первом и из него вытекает. Автор, используя право на защиту произведения от всякого искажения, способного нанести вред его чести и достоин­ству, может внести или разрешить внести в произведение любые, в том числе существенные, изменения. Наследник, на которого возлагается охрана неприкосновенности произведения, сделать этого не вправе. Он вправе лишь дать согласие на внесе­ние в произведение редакционной прав­ки, на уточнение тех или иных данных в связи с прогрессом науки, на снабжение произведения предисловием или ком­ментарием. Но сохранение сущности и оригинальности произведения - его пер­воочередная задача. В случае если имело место внесение в произведение изме­нений, предварительно несогласованных с наследником, то он вправе требовать восстановления нарушенного права. Иллюстрацией данного правила может по­служить следующий пример: по требова­нию наследницы писателя А. было за­прещено дальнейшее публичное исполнение спектакля, поставленного по сказке А. Основанием для этого послужило значительное искажение стихов.

Но необходимо помнить, что охрана неприкосновенности произведения возлагается на наследников, если только автор не указал специальное лицо, ко­торое будет осуществлять охрану личных неимущественных авторских прав по­сле его смерти. Такое лицо осуществляет указанные полномочия пожизненно.

В случае его смерти или отказа от осуществления преданных прав до истечения срока действия авторского права данные полномочия предаются наследникам.

Рассматривая проблему объема переходящих по наследству прав, нельзя обойти вниманием еще и такой вопрос. В соответствии со ст.33-34 Семейного кодекса и ст.256 Гражданского кодекса если имеет место ситуация, что после смер­ти наследодателя остается в живых его супруг и супругами при заклю­чении или в период брака не был установлен режим долевой или раздельной собст­венности, то при определении наследственной массы предварительно дол­жна быть выделена доля этого супруга в общем имуществе, нажитом в период брака. Естественно, что имеются в виду лишь имущественные права автора. Необхо­димо также отметить, что поскольку право на вознаграждение целиком включа­ется в наследственную массу (именно к такому выводу пришла теория автор­ского права, в таком же ключе решается этот вопрос на практике), то пережив­ший супруг не вправе претендовать на выплату ему половины причитавшегося автору воз­награждения на том основании, что произведение было создано в пе­риод брака.

Теперь остановимся на некоторых аспектах, касающихся порядка вступ­ления наследников в обладание авторскими правами. Так как действующее на­следственное право построено на принципе универсального правопреемства (не допускается частичное принятие или частичный отказ от наследства), то в слу­чае если наследственная масса помимо авторских прав включает в себя и иное имущество, вступление на­следника в фактическое владение какой-либо частью имущества будет означать одновременно и принятие им авторских прав насле­додателя. Поэтому нет никакой необходимости в специальном акте, удостове­ряющем согласие наследника на принятие авторских прав. Но если имеет место ситуация, когда наследственная масса состоит исключительно из авторских прав либо одному из наследников завещаны лишь авторские права, то для всту­пления в наследство необходимо получить в нотариальной конторе свидетель­ство о праве на наследство.

Еще одно обстоятельство, на котором стоит особо остановится, - это срок действия авторских прав наследников. Как известно, авторские права самих ав­торов носят пожизненный характер. В отличие от них авторские права наслед­ников ограничены определенным сроком. Такой срок по действующему законо­дательству составляет 50 лет после смерти автора, считая с 1 января года, сле­дующего за годом его смерти. Более подробно данный вопрос рассмотрен при анализе сроков действия отдельных авторских прав (см. оглавление).

Касаясь вопроса наследования авторских прав необходимо отметить, что авторские права переходят к наследникам в бездолевом порядке (авторские права наследуются как единое целое, их нельзя ни выделить, ни разделить). Это означает, что распорядится произведением наследники смогут только по взаим­ному согласию. В случае возникновения спора между наследниками по поводу распоряжения произведением, то он подлежит разрешению судом. Однако, ука­занное правило имеет одно исключение. Авторское вознаграждение, право на получение которого переходит по наследству, может быть разделено между на­следниками в пропорциях, указанных в завещании, либо в соответствии с со­глашением самих наследников.

Нередко возникают сложности в связи с учетом переходящего по наслед­ству авторского права при расчете обязательной доли. Ст. 535 Гражданского кодекса РСФСР предусматривает независимо от содержания завещания право на обязательную долю в наследстве, составляющую не менее 2/3 доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону, несовер­шенно­летних или нетрудоспособных детей наследодателя (в том числе усыновлен­ных), а также нетрудоспособного супруга, родителей (усыно­вителей) и ижди­венцев умершего. Если попытаться вникнуть в смысл данной нормы, то законо­мерен вывод: это правило применяется к такому авторских праву, как право на гонорар, поскольку только оно способно материально обеспечить наследников, не имеющих самостоятельных источников доходов. Указанные наследники не­зависимо от получения другого наследственного имущества вправе претендо­вать на получение не менее 2/3 причитающей­ся им по закону доли авторского гонорара, если только наследники не придут к соглашению об ином распреде­лении наследственного имущества.

Не нашел должного закрепления в действующем законодательстве вопрос, касающийся наследования авторских прав на произведение, созданное в соав­торстве. Закон "Об авторском праве и смежных правах" ограничился лишь та­кой формулировкой: права каждого из соавторов переходят по наследству и действуют в течение 50 лет после смерти последнего автора, пережившего дру­гих соавторов (п.4 ст.27 Закона). На основании этого следует вывод, что остав­шиеся в живых соавторы независимо от того, о нераздельном или раздельном соавторстве идет речь, обязаны согласовывать свои дейст­вия по использованию произведения с наследниками умершего авто­ра. Но необходимо помнить, что в случае смерти наследников при­надлежащие им права переходят ких наследни­кам и т.д. в течение всего срока действия авторских прав на произведение. Не вполне ясной остается ситуация, связанная с судьбой прав того умершего соав­тора, который не имеет наследников. Гражданский кодекс РСФСР в первона­чальной редакции давал такое разъяснение: принадлежащее умер­шему соавтору и не перешедшее к наследникам право на долю вознаг­раждения за использова­ние коллективного произведения прекраща­ется (ст. 497 Гражданского кодекса). Но позже эта норма в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1.03.74 была исключена. Закон "Об авторском праве и смежных пра­вах" на этот счет ничего не говорит. В теории авторского права было дано такое разъяснение: в данном случае при наличии неделимого соавторства происходит пропорциональное увеличение долей оставшихся в живых соавторов или их на­следников, если же соавторство носит раздельный характер, доля того соавтора, чье автор­ское право прекратилось, не должна прирастать к долям остальных ав­торов, а, напротив, должна переходить к государству и в соответствии со ст. 552 ГК РСФСР 1964 г. - прекращаться. Но такое толкование норм закона не представляется правильным. Принцип прира­щения наследственных долей, свойственный наследст­венному праву ввиду особой связи наследника и наследодателя, не корректно применять к авторско­му праву, где трудно обосновать справедливость перехода прав одного из соав­торов к другим соавто­рам. Следовательно, надо исходить из того, что авторские права соавтора, не имеющего наследников, как при раздельном, так и при не­раздельном соавторстве, в соответствии с общим указанием закона прекраща­ются и не переходят к другим соавторам.

Личные неимущественные права

Основополагающим в комплексе прав, которыми пользуется автор, создающий произведения науки, литературы и искусства, признается право авторства . Под этим правом подразумевается юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц. Оно неотделимо от личности автора, признается лишь за действительным создателем произведения, его невозможно передать по договору или по наследству, оно действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью. После смерти автора авторское право охраняется как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите. Кроме того, от него нельзя отказаться. Факт создания произведения предопределяет существование права авторства не зависимо от того, обнародовано ли произведение или нет, создано ли оно как служебное задание или является свободным, используется ли произведение кем-либо или не используется. Чтобы признать лицо автором произведения не требуется выполнения каких-либо формальных действий или чьего-либо согласия. Из права авторства вытекают все другие личные неимущественные и имущественные права.

Вероятные нарушения этого права могут выражаться в присвоении (полном или частичном) чужого авторства – плагиат, отрицании авторства того лица, которым создано произведение. К примеру, в одном из номеров финского журнала "Последнее слово в индустрии" была опубликована статья С. Литманина "Феномен биосинтеза". Российские авторы М. и Ц. установили, что данная статья представляет собой дословный перевод их статьи, опубликованной в СССР в 1982 г. в журнале "Биология сегодня". В результате принятых мер российским авторам были принесены журналом официальные извинения и была опубликована информация об истинных авторах статьи.

Право авторства охраняется от любого нарушения вне зависимости от того, осознания или неосознания нарушителем своих действий в качестве неправомерных. Вот какой пример приводит Э. П. Гаврилов. В 1947 г. К. направила свой рассказ в редакцию журнала "Молодая гвардия", но его не опубликовали. В 1963 г. К. случайно обнаружила, что ее рассказ напечатан в 1961 г. в сборнике рассказов одного покойного писателя. К. обратилась в суд, требуя признать ее автором этого рассказа и выплатить ей гонорар за использование. Суд, проверив обстоятельства создания произведения, убедившись с помощью экспертизы, что рассказ, обнаруженный в архиве писателя и, видимо, присланный ему на рецензию, не принадлежит перу писателя, в 1967 г. вынес решение о признании К. автором и обязал издательство выплатить ей вознаграждение за публикацию. Но бывают иски и с противоположными требованиями, когда заинтересованные лица оспаривают приписываемое им авторство на те или иные произведения. Например, четверо научных работников потребовали исключить их из числа десяти соавторов опубликованной научной статьи, так как они не давали своего согласия на соавторство. Требования ученых были удовлетворены.

Статья 15 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» посвящена праву на авторское имя : автор может использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно). Автор реализует свое право на имя посредством одного из этих способов. У него есть право требовать указания своего имени каждый раз при издании, публичном исполнении, передаче по радио, цитировании и ином использовании своего произведения. Также право на имя исключает возможность искажения имени автора (псевдонима) при его упоминании лицами, использующими произведение.

Право на авторское имя относится к числу личных неимущественных прав автора, т и последний не может предоставить его никакому другому лицу. Оно появляется лишь в случае обнародования произведения и действует в течение всей жизни автора, а после его смерти охраняется наследниками, авторско-правовыми организациями (в России Федерации – Российским авторским обществом (РАО)) или государством.

Далее каждый из трех способов реализации права на авторское имя будет рассмотрен подробнее. Наиболее часто авторы произведений обозначают свое авторство путем указания подлинного имени. Оно может проставляться на заглавном листе книги или на афишах, указываться в титрах фильма или объявляться перед публичным исполнением произведения или передачей его в эфир и т. п. Автор самостоятельно определяет способ и полноту указания своего подлинного имени. У него есть три варианта: указать свое имя в полном объеме, т.е. фамилию, имя и отчество, указать только имя и фамилию, фамилию с инициалами. Если произведение подписывается лишь инициалами (Ш. Ю.), такое произведение признается анонимным. При создании произведения несколькими лицами в случае его обнародования правом на указание своего имени пользуются все соавторы, независимо от размера внесенного в произведение творческого вклада. При опубликовании их имена указываются в заранее согласованной последовательности. Но есть вариант выхода в свет произведения под именем одного или нескольких из них для того, чтобы отразить тот факт, что именно этим лицом (лицами) внесен основной творческий вклад в создание произведения. Имена других соавторов могут быть с их согласия указаны в предисловии или другом месте работы. В спорных случаях имена соавторов располагаются в алфавитном порядке. Имена иностранных авторов приводятся в русской транскрипции, согласованной с автором оригинала с указанием имени и на языке оригинала на обороте титульного листа. При использовании научных произведений в печати вместе с именем автора указываются его научная степень, ученое или почетное звание, должность и другие сведения с согласия авторов, при этом на них возлагается личная ответственность за достоверность указанных данных. Типичное нарушение данного права при рассматриваемом способе его реализации – неуказание имени автора или его искажение. Это часто происходит в радио- и телевизионных передачах, где звучат и показываются произведения без указания имен их создателей, а также при допускаемом законом цитировании чужих произведении, но без указания источника заимствования. К примеру, Т.Р. Прохоров заявил претензию журналу "Собеседник и П. Силову на основании того, что в рассказе "Мы", которое печаталось на страницах журнала, использованы цитаты из научных работ Т.Р. Прохорова, при этом его имя не упоминалось. По мнению редакции журнала, такой справочный аппарат затруднил бы и авторское повествование, и восприятие текста читателями. Тем не менее требования Т.Р. Прохорова были удовлетворены. Другой способ обозначения авторского имени реализуется посредством подписания автором произведения вымышленным именем (псевдонимом). Иногда под псевдонимом выступает не одно лицо, а двое, трое или большее число соавторов. Например, под именем Козьмы Пруткова создавали свои произведения братья Жемчужниковы и поэт А. К. Толстой. При использовании псевдонима автор не обязан указывать причины, побудившие его это сделать, а они могут быть различными: неблагозвучность подлинной фамилии автора, ее совпадение с фамилией другого автора, служебное положение автора и т.п. Закон не предусматривает и каких-либо условий или порядка приобретения права на псевдоним. Срок и объем использования псевдонима также оставляется на усмотрение автора. Псевдоним, как и подлинное имя автора, не может искажаться. Особым нарушением считается раскрытие псевдонима автора без его согласия. Однако, псевдоним может быть раскрыт из-за клеветнического или оскорбительного характера опубликованных в печати статьях, но только по требованию суда в связи с находящимся в его производстве делом. В остальных случаях редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, в том числе и путем раскрытия псевдонима (ст. 41 Закона РСФСР «О средствах массовой информации»). Однако не допустимо пользоваться псевдонимом, нарушающим нормы нравственности или носящим оскорбительный характер, а также явно вводящим публику в заблуждение при совпадении с именем другого автора. В таком случае автору может быть отказано в охране его прав со ссылкой на ст. 10 ГК РФ, запрещающую злоупотреблять гражданскими правами. Произведение автора может также публиковаться анонимно, т. е. без указания имени создателя. На это могут быть две причины: автор не хочет связывать созданное им произведение со своим именем или имя автора не указывается в связи со сложившимся порядком опубликования тех или иных произведений (передовых статей в газетах и журналах, статей в справочниках и словарях). Но автор, готовящий подобный материал, должен быть заранее предупрежден об этом. Он может не согласиться с таким положением и запретить использовать созданноеим произведение без указания его имени. Если же автор не возражает против опубликования своего произведения анонимно согласно сложившейся традиции, то это считается реализацией его права на авторское имя. Следует отметить: обнародование произведения без указания имени автора не означает, что его создатель отказывается от авторства. Главная проблема анонимного авторства заключается в его доказательстве. Обычно оно подтверждается организацией, использовавшей произведение. Как и в случае с псевдонимом, анонимное имя может быть раскрыто без согласия автора только по требованию суда. После смерти автора наследники или специально назначенное лицо приобретают право на охрану имени автора, и вопрос о раскрытии имени решается на их усмотрение, если не оставлены автором специальные указания. Рассматриваемая проблема авторского имени очень тесно связана с вопросом о возможности автора посвятить свое произведение каким-либо лицам или событиям. Иногда пользователи произведений возражают против вставки таких посвящений в произведение. Поэтому во избежании конфликтных ситуаций целесообразно заранее в авторском договоре особо обговорить данный вопрос. Помимо непосредственных создателей произведений право на обозначение своего имени имеют предприятия, учреждения и организации, по служебному заданию которых создано произведение (п. 3 ст. 14 Закона "Об авторском праве и смежных правах").

Автор, создавая произведение, несет всю ответственность за содержание и художественные достоинства достигнутого им творческого результата и заинтересован в обнародовании и использовании его в таком виде, в каком он его создал. В связи с этим с момента создания произведения за его автором закрепляется право на защиту произведения (включая его название) от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (ст. 15 Закона "Об авторском праве и смежных правах").

Право на защиту репутации автора заключается в том, что при издании, публичном исполнении или ином использовании произведения воспрещается без согласия автора вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название и, кроме того, в обозначение имени автора. Воспрещается без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями, сокращать объем произведения, изменять или заменять его отдельные главы, нарушать целостность произведения, изменять или исключать из произведения авторские посвящения, эпиграфы, аннотации и т. п., даже если бы, по мнению пользователя, это могло улучшить произведение. Запрет на внесение изменений относится ко всем без исключения элементам произведения, хотя в самом законе упоминается только его название. При подготовке произведения к обнародованию право на защиту произведения от искажения, возникающее с момента его создания и прекращающееся со смертью автора, приобретает особо важное значение. Автор, обычно, тесно работает с организацией, которая будет издавать, публично исполнять или каким-то другим образом использовать его произведение. Например, во время подготовки рукописи к изданию с согласия автора в нее вносится редакторская правка, урегулируются вопросы, связанные с размещением материала, снабжением рукописи иллюстрациями, справочным аппаратом, комментариями. Свое согласие автор выражает, подписывая авторский экземпляр и верстку. Изменения, вносимые в коллективное произведение, должны согласовываться с каждым из соавторов, если только соавторы не поручили вести дела одному из них. Если автор (кто-либо из соавторов) не дает согласия на внесение определенных изменений, то произведение не может быть использовано в измененном виде. Авторы, утвердившие измененное произведение, не вправе в будущем отозвать свое согласие и требовать восстановления произведения в первоначальном виде.

Однако право на защиту репутации автора не безгранично. Некоторые случаи нарушения целостности произведения не рассматриваются как покушение на его неприкосновенность. К примеру, допускается цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических и информационных целях из обнародованных произведений в объемах, оправданных целью цитирования, воспроизведение в обзорах текущих событий в кино, на радио и по телевидению выпущенных в свет литературных и художественных произведений в объеме, соответствующем информационным целям. Если исполнитель или режиссер-постановщик творчески интерпретирует произведение, при этом не изменяя его формы и содержания, это не рассматривается как нарушение данного права. Автор не может, ссылаясь на принадлежащее ему право на защиту репутации, воспрепятствовать созданию другими лицами пародий и стилизаций или мешать работать критикам и комментаторам.

Одним из наиболее спорных вопросов считается проблема передачи данного права автора другим лицам. В статье 29 Закон "Об авторском праве и смежных правах" подчеркивается, что право на защиту репутации автора, как и право авторства, и право на имя, не переходят по наследству, но наследники имеют право осуществлять защиту указанных прав. Они обеспечивают охрану неприкосновенности произведения. Но на месте наследников по завещанию автора может оказаться другое лицо, на которое возложена охрана права на защиту репутации. В любом случае имеет место наследственное правопреемство. Эти лица также могут выдавать разрешение на внесение в произведение изменений и дополнений (снабжение его предисловиями, комментариями, внесение уточнений, связанных с развитием науки и техники). По закону указанные правомочия наследников каким-либо сроком не ограничиваются. При отсутствии наследников неприкосновенность произведения обеспечивается специально уполномоченным органом Российской Федерации.

При реализации автором права на защиту репутации бывают случаи столкновения его права с правами лица, являющегося собственником того материального носителя, в котором воплощено произведение. Любые действия собственника, не обеспечивающие сохранность произведения (внесение изменений, переделка, разрушение), могут квалифицироваться как нарушения права автора на защиту репутации. Иногда о нарушении рассматриваемого права может свидетельствовать сам порядок использования произведения собственником. Например, в 1959 г. по заказу творческо-производственного объединения "Искусник" скульптор Д. создал для художественной выставки скульптурный портрет актрисы З. в роли Офелии. В дальнейшем эта скульптура была приобретена у объединения одним из совхозов и под названием "Скорбящая" установлена на могиле воинов, погибших в годы второй мировой войны. В 1986 г. наследница автора и актриса З. потребовали от совхоза перемещения скульптуры в иное, соответствующее назначению место. Первоначально указанное требование было отклонено с мотивировкой, что колхоз является собственником скульптуры и имеет право использовать данное произведение по своему усмотрению. Но судом такие действия совхоза были признаны нарушающими неприкосновенность произведения. Использование скульптуры в ансамбле памятника погибшим воинам было признано противоречащим творческому замыслу автора, содержанию и назначению произведения. Помимо этого, было установлено, что скульптура, выполненная из материала, предназначенного для закрытого помещения, разрушается от атмосферного воздействия. Плюс ко всему установление в качестве надгробия скульптурного изображения здравствующей актрисы в одной из ее ролей является нарушением этических норм. В итоге требования заявителей были удовлетворены.

По-другому решается вопрос об охране неприкосновенности тех произведений, которые предназначены в основном для утилитарного использования. Например, владельцы зданий и сооружений, произведений декоративно-прикладного искусства и дизайна вправе вносить в них изменения, соответствующие их разумным потребностям. Но если станет известным, что собственник совершает эти действия исключительно с целью нарушить авторское право, это может быть расценено как злоупотребление правом, и тогда автор приобретает право на защиту. При обнаружении нарушения права на защиту репутации автор (правопреемники автора) может требовать внесения в произведение соответствующих исправлений, публикации за счет нарушителя сведений о допущенном нарушении, запрещения обнародования произведения или прекращения его распространения.

Право автора на обнародование обеспечивает ему возможность решать вопрос о готовности произведения для вынесения на суд публики, помимо этого указанное право непосредственно затрагивает его имущественные интересы. Его сущность заключается в юридически обеспеченной автору возможности публичной огласки созданного им произведения. С момента обнародования произведения начинают действовать установленные законом ограничения прав автора, связанные с возможностью свободного использования произведения (ст. 18-19 Закона "Об авторском праве и смежных правах"); срок охраны анонимных произведений исчисляется с даты их правомерного обнародования (ст. 27 указанного Закона). Если автор считает, что произведение еще не готово к обнародованию, он может хранить его в тайне от публики до момента, когда оно будет завершено. Конечно, по желанию автора может быть обнародовано и еще не законченное произведение. Вопрос о времени, месте и способе обнародования решается автором самостоятельно. Он может обнародовать произведение сам или разрешить это сделать другим лицам. Выбор способа обнародования зависит от вида созданного произведения, от усмотрения автора. Так, литературное произведение может быть обнародовано через опубликование, публичное исполнение, передачу в эфире и т. д. Право на обнародование, являясь самостоятельным правом создателя произведения всегда реализуется одновременно с каким-либо другим правом автора. Действительно, обнародовать произведение нельзя, не реализовав какое-либо иное право автора, например, право на опубликование, право на публичный показ, право на публичное исполнение. Но каждое из них выражает самостоятельный интерес автора и каждое может быть нарушено безотносительно к нарушению других правомочий. Никто не может заставить автора обнародовать произведение помимо его воли. Это касается и произведений, созданных им в связи с выполнением служебных обязанностей, хотя отказ от обнародования такого произведения в ряде случаев может рассматриваться как нарушение им обязанностей по трудовому контракту. Автор может быть привлечен к ответственности и в случае отказа обнародовать произведение, созданное им заказ. Однако принудить автора к обнародованию произведения невозможно. Если произведение создано творческим трудом двух и более лиц, согласие на обнародование должны дать все соавторы.

Право на отзыв произведения - нововведение Закона "Об авторском праве и смежных правах". В соответствие с п.2 ст.15 Закона автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения или, если произведение уже было обнародовано публично оповестить о его отзыве. Единственным условием реализации данного права является возмещение пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Ранее изготовленные экземпляры произведения подлежат изъятию из обращения также за счет автора. Причины данного решения автора могут быть разными, например, изменение творческих взглядов или мировоззрения автора, возникновение новых внешних обстоятельств, желание использовать иной способ обнародования произведения и др. Но в любом случае юридического значения такие причины не имеют. Рассматриваемое право может противоречить правам лиц, которые имеют право собственности на материальные носители произведений, подлежащих отзыву. Действующее законодательство не предоставляет автору права на изъятие таких материальных носителей, которые стали объектами права собственности других лиц, хотя бы при этом им и выплачивалась соответствующая компенсация. Статья 15 Закона "Об авторском праве и смежных правах" упоминает только возмещение убытков пользователям произведений, подразумевая под последними лиц, приобретающих права на основании авторских договоров. Последствием реализации права на отзыв является сохранение (для не обнародованного произведения) или восстановление (для обнародованного произведения) правового статуса необнародованного произведения. Оно может быть вновь доведено до широких масс только самим автором или с его согласия, на него не распространяются никакие изъятия из авторского права. Следует помнить, что авторы служебных произведений правом отзыва не пользуются.

В отличие от других личных неимущественных прав, право на обнародование может переходить к другим лицам. Так, оно переходит по наследству. Однако объем правомочий наследников определяется по-разному. Если автор дал специальный запрет на обнародование произведения, то, по мнению большинства ученых, осуществление наследниками данного права должно быть поставлено под контроль определенных государственных учреждений или авторско-правовых организаций. Но действующее законодательство не устанавливает каких-либо ограничений прав наследников в отношении обнародования произведений умерших авторов. Этот вопрос решается по их усмотрению, даже если действия наследников противоречат воле умершего автора.

Право на опубликование особо в новом авторском Законе не упоминается, но оно продолжает оставаться в числе важнейших авторских правомочий. Оно представляет собой признаваемую за автором возможность выпуска в обращение экземпляров произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения. Следует отметить, что хотя право на опубликование не названо в числе личных неимущественных и имущественных прав автора, Закон "Об авторском праве и смежных правах" прямо признает его за авторами отдельных видов произведений (см., например, п. 4-5 ст. 19 Закона). Основное содержание рассматриваемого права состоит в самостоятельном решении автором вопроса о выпуске в обращение материальных носителей произведения. Без согласия автора никто, даже работодатель, если речь идет о служебном произведении, не может совершить подобных действий. Право на опубликование в большинстве случаев реализуется одновременно с каким-то другим субъективным авторским правом. Если произведение публикуется впервые, это одновременно означает его обнародование. Однако опубликование реализуется как самостоятельный интерес автора, когда выпускаются в обращение экземпляры произведения, которое уже обнародовано через публичное исполнение, передачу в эфир или другим способом. Еще более тесно связано право на опубликование с правами на воспроизведение и на распространение. Чтобы опубликовать произведение, его нужно предварительно воспроизвести, т. е. облечь его в материальную форму. Следовательно, давая согласие на опубликование, автор одновременно соглашается и на воспроизведение. Также, давая согласие на выпуск экземпляров произведения в обращение, автор способствует распространению произведения. Однако каждое из этих правомочий может осуществляться независимо друг от друга. Произведение может быть воспроизведено без цели выпуска его экземпляров в обращение. Под воспроизведением понимается изготовление нескольких или даже одного экземпляра произведения. Даже если эти экземпляры будут распространены (проданы, сданы в прокат), это не будет считаться опубликованием, так как для последнего необходим выпуск в обращение количества экземпляров, которое удовлетворяет запросам публики. Поэтому вполне возможна ситуация, когда в отношении конкретного произведения автор реализовал правомочия по его воспроизведению и распространению, но само произведение является неопубликованным. Последствием реализации права на опубликование является изменение правового режима произведения. С момента выпуска в свет экземпляров произведения оно без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования репродуцируется в единичных экземплярах библиотеками, архивами, учебными заведениями (ст. 28 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»), отдельные виды произведений печатаются в газетах, передаются в эфире (п. 3 ст. 19 того же Закона) и т.д.

Помимо материальных ценностей: имущества, недвижимости, денег, и т.д., в наследственную массу включаются нематериальные блага. Так, родственникам или приемникам усопшего, осуществляется передача авторского права по наследству. Наследование происходит по общим правилам – с завещанием, или по закону. Однако нематериальность данного вида имущества стало причиной возникновения особенностей передачи наследникам. Объект собственности передаёт наследнику, получившему его, возможность использовать выгоду и получать прибыль от приобретённого наследодателем права авторства на интеллектуальное имущество.

Особенности наследования по завещанию и по закону

Право на какой-либо результат интеллектуальной собственности приобретается единожды и закрепляется за владельцем до момента смерти и на 70 лет после. Отсчёт срока начинается 1 января в год покупки и заканчивается 1 января, спустя указанный промежуток времени. Наследники получают данный вид имущества во владение ровно на 70 лет с года гибели усопшего наследодателя. Переход по наследству авторского права осуществляется двумя способами:

  1. По закону;
  2. По завещанию.
  • Завещатель составил документ согласно своим пожеланиям, без давления, угроз со стороны третьих лиц;
  • Завещание заверено нотариусом;
  • При составлении документа последней воли наследодателя, нотариусу была предоставлена справка, подтверждающая владение авторским правом на объект нематериального имущества, передаваемый в наследство.

Если завещание исключительного права отсутствует, наследниками могут стать только кровные родственники владельца авторских прав (включая усыновлённых детей и приёмных родителей).

Какие конкретно права переходят наследникам?

Основные особенности наследования авторских прав заключаются во власти, которую получают наследники, приобретающие права усопшего. Важной деталью наследования и эксплуатации авторского права является факт, что владелец прав не становится владельцем самого результата интеллектуальной собственности. Владелец авторского права (наследники в том числе) получает возможность заработать на нематериальных благах различными способами:

  • Публикация;
  • Тиражирование;
  • Распространение.

Пример: обладая правами на кинофильм, владелец авторства может сделать множество копий и выставить копии на продажу, в результате получая прибыль.

Случаи, когда авторские права нельзя передать по наследству

О том, какие из авторских прав не переходят по наследству, говорится в ст. 1142-1148 ГК РФ. По большому счёту, законодательно закреплено лишь одно право, которое наследники не смогут использовать – менять имя автора на результате интеллектуального труда. Пример: книгу, фильм, музыку, и т.д. нельзя подписать именем нового владельца.

В любой момент времени автором будет значиться лицо, результатом чьей умственной и творческой деятельности стал унаследованный предмет авторского права. В некоторых случаях в роли автора может выступать наследодатель, но если он также выкупал интеллектуальную собственность, автором будет значиться истинный создатель.

Дополнительно не переходят по наследству авторские права в случаях, когда наследодатель составлял завещание и указывал, какие манипуляции с интеллектуальной собственностью производить нельзя. Например, наследодатель волен запретить распространение или копирование предмета нематериальной собственности в течение определённого периода или перманентно.

Переход патента

Передача владения патентом передаётся по тем же правилам, что и авторского. Единственным различием остаётся срок владения патентом. В отличие от авторских прав, патенты имеют ограниченный срок действия. Если данный срок подойдёт к концу до смерти изобретателя и владельца, наследование станет невозможным. Если наследодатель умер раньше окончания срока патента, его наследники получат права на патент и лишатся их в момент завершения срока действия.

Оформление наследования и сроки

Наследование проходит по общим правилам. Если объект передаётся не одному, а нескольким наследникам, они признаются соавторами и будут владеть правом на интеллектуальную собственность в равной степени. Основные правила порядка получения авторских прав в наследство таковы:

  • В роли наследника может выступить и физическое, и юридическое лицо (авторское право часто передаётся музеям, государству, тематическим сообществам, предприятиям, и т.д.).
  • Если авторское право входит в состав организации или предприятия, то в наследство передаётся комплект (предприятие и авторское право совместно).
  • Сроки вступления в наследство общие и составляют 6 месяцев с момента открытия наследства;
  • При наличии серьёзных причин на пропуск отпущенного времени для вступления в наследство (командировка, серьёзное заболевание, и т.д.), срок может быть продлён. Как вступить в наследство после 6 месяцев после смерти .
  • В случае отказа от наследования нематериальных благ всеми наследниками и приемниками, либо их полного отсутствия, либо пропуска срока вступления в права наследования, имущество переходит во владение государства на 70 лет.

Как установлено п.1. ст.1112 и п.1. ст.1283 ГК РФ, исключительное право (имущественное право) на произведение переходит по наследству. Кроме того, кодекс впрямую дает нам указание на то, что охрана неприкосновенности произведения и неимущественных прав (имя автора, авторство) после смерти автора осуществляется наследниками автора. В принципе, права наследников автора не сильно отличаются от прав самого автора. Исключительное право наследников на произведение действует в течение семидесяти лет, начиная с 1 января года, следующего за годом смерти автора, а исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора, пережившего своих соавторов. Однако, одним из нерешенных законодательно до сих пор моментов остается вопрос о принадлежности наследникам права на обнародование произведения. Статья 1286 ГК РФ закрепляет за автором право на обнародование. Право на обнародование не является имущественным и не переходит по наследству, хотя кодекс и предусматривает, что произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом. Таким образом, два права вступают в противодействие друг с другом, и получается некий правовой конфуз. Надеюсь, эти недочеты будут исправлены в новой редакции ГК, выхода которой мы все так «с нетерпением» ожидаем. Так как же передать произведение по наследству, и как стать законным наследником? Как известно, наследование происходит по завещанию или по закону. Эти нормы равно распространяются и на наследование исключительного права. Таким образом, при оформлении наследства Вам, как наследнику, необходимо проследить, чтобы исключительное право было включено в наследственную массу. Кроме того, стоит помнить, что вне зависимости от способа наследования (по закону или по завещанию) переход права на результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие государственной регистрации, также должен быть зарегистрирован. В этой связи, кстати, следует упомянуть, что права на получение патента наследуются на общих основаниях. Вторым способом является завещание. Статья 1120 ГК РФ устанавливает свободу завещания. Ее положения позволяют завещать любое имущество, в том числе то, которое завещатель может приобрести в будущем. Эти положения также относятся к исключительному праву на произведения. Таким образом, являясь автором (или иным правообладателем) и желая завещать свое исключительное право, Вы имеете полное право включить его в завещание. Стоит отметить, что исключительное право, переходящее по наследству, может принадлежать и нескольким наследникам совестно. Таким образом, автор, получающий при жизни авторские отчисления, может обеспечить безбедное существование, например своим детям, которые будут получать эти отчисления после его смерти. Существует еще ряд нюансов, относящихся к наследованию исключительного права. К счастью, большинство из них имеют законодательное регулирование, и путем построения несложных аналогий и логических цепочек можно получить ответы на те лили иные вопросы. Случаи же, которые не оговорены законом, нашли свое отражение в богатой судебной практике, и по ним даны разъяснения.



Просмотров