Фиктивная регистрация иностранных граждан. Чем грозит фиктивная регистрация. Какая регистрация считается фиктивной

"Раньше ситуация была более чем странная, причем понимали это и сотрудники ФМС, которые в большинстве случаев закрывали глаза на отсутствие регистрации в Москве у жителя Московской области. С вступлением в силу данного федерального закона описанная проблема снимается ", – отмечает Антон Матюшенко .

Еще одним существенным нововведением является норма о том, что гражданин России снимается с регистрационного учета по месту пребывания или по месту жительства, если соответствующая регистрация является фиктивной. Аналогичные меры будут применяться в отношении иностранных граждан в случае установления факта их фиктивной регистрации или фиктивной постановки на учет по месту пребывания. Данные меры будут применяться на основании решения территориального органа ФМС России , т. е. во внесудебном порядке (см. ч. 9 и абз. 11 ; п. 6 и п. 4 ).

Уголовная и административная ответственность

Фиктивной считается регистрация гражданина России по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина России по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Фиктивной считается постановка на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

(Абзац 9 ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Примечание № 1 к .)

Главные нововведения, которые несет в себе – это усиление действующих и введение новых мер административной ответственности за нарушение требований законодательства в сфере регистрационного учета граждан России по месту жительства или по месту проживания. Выявление соответствующих нарушений осуществляется ФМС России и МВД России (см. ч. 5 ) в порядке, предусмотренном ФМС России и МВД России от 1 августа 2013 г. № 338/587. При этом за правонарушения, совершенные в Москве или Санкт-Петербурге, ответственность предусмотрена более серьезная.

"Сейчас в КС РФ оспаривается норма о том, что для Москвы и Санкт-Петербурга сделали штрафы больше. У нас согласно ст. 19 Конституции РФ права граждан не должны зависеть от места жительства. Если по этой дорожке пойдут, то думаю, что выиграют" , – комментирует данное обстоятельство Председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству .

Напомним, что ранее фактически единственной мерой ответственности в данной области была . Она предусматривала административную ответственность за проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина России по недействительному паспорту или вовсе без него, либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства (штраф составлял от 1,5 тыс. руб. до 2,5 тыс. руб.). Кроме того, существовала ответственность для лиц, ответственных за соблюдение правил регистрационного учета и для собственников (нанимателей), допустивших проживание гражданина без паспорта или без регистрации (штраф составлял от 2 тыс. руб. до 2,5 руб.).

Отдельным блоком также следует выделить отсутствовавшие ранее в законодательстве меры уголовной ответственности за фиктивную регистрацию по месту жительства или месту пребывания граждан России, а также фиктивную постановку на учет по месту пребывания иностранного гражданина. Таким образом, на данный момент, законодательством предусмотрен следующий комплекс мер уголовной ответственности и административной ответственности в описанной сфере:

Таблица. Уголовная ответственность за нарушение требований законодательства в сфере регистрационного учета граждан России по месту жительства или по месту проживания

Уголовная ответственность
Норма Преступление Наказание
Фиктивная регистрация гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в России, а равно фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в России.
  • Штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;
Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в России.
  • штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;
  • либо принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

При этом необходимо иметь в виду, что лицо, совершившее какое-либо из описанных выше преступлений, освобождается от уголовной ответственности при условии, что оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления (см. примечания к и ). Расследовать соответствующие дела будут органы внутренних дел (см. п. 1 ч. 3 ).

Таблица. Административная ответственность за нарушение требований законодательства в сфере регистрационного учета граждан России по месту жительства или по месту проживания

Административная ответственность
Норма Правонарушение Ответственность
Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина России, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту). Административный штраф в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб., в Москве и Санкт-Петербурге – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.
Проживание гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков. Административный штраф: на граждан в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; на юридических лиц – от 250 тыс. до 750 тыс. руб.


на граждан от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 5 тыс. до 7 тыс. руб.; на юридических лиц – от 300 тыс. до 800 тыс. руб.

Нарушение правил регистрации гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении. Административный штраф: на граждан в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; на должностных лиц – от 25 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 250 тыс. до 750 тыс. руб.

Административный штраф в Москве и Санкт-Петербурге:
на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 5 тыс. до 7 тыс. руб.; на должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 300 тыс. до 800 тыс. руб.

Нарушение без уважительных причин нанимателем или собственником, предоставившими жилое помещение гражданину России, сроков уведомления территориального органа ФМС России о проживании данного гражданина в указанном помещении без регистрации либо представление заведомо недостоверных сведений о регистрации гражданина России. Административный штраф: на граждан в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на юридических лиц – от 4 тыс. до 7 тыс. руб.

Необходимо иметь в виду, что граждане России освобождаются от ответственности за проживание без регистрации свыше установленных законом сроков, а собственники и наниматели – за допущение такого проживания в случае:

  • проживания без регистрации по месту пребывания, если он зарегистрированы по месту жительства в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ;
  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в Москве или Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в одном из данных субъектов РФ (аналогичное правило действует для Санкт-Петербурга и Ленинградской области);
  • если они являются супругами, детьми, супругами детей, родителями, супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;
  • если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми, супругами детей, родителями, супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

Наряду с этим граждане России не несут ответственность за нарушение правил регистрации гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, если они являются супругами, детьми, супругами детей, родителями, супругами родителей, бабушками, дедушками, внуками нанимателей (собственников) жилого помещения, имеющих регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении. При этом соответствующие факты должны быть документально подтверждены.

Наконец, наниматель (собственник) жилого помещения освобождается от административной ответственности за нарушение без уважительных причин сроков уведомления территориального органа ФМС России о проживании гражданина России без регистрации (или предоставления заведомо недостоверных сведений), если проживающий у его гражданин:

  • представит документированную информацию о его регистрации по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ;
  • проживает в жилом помещении, находящемся в Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, но при этом зарегистрирован по месту жительства в одном из данных субъектов РФ (то же касается Санкт-Петербурга и Ленинградской области).

Критика закона со стороны правозащитных институтов

Согласно позиции Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) законопроект следовало кардинально переработать, т.к. поставленные цели по снижению неконтролируемой миграции и коррупции в миграционной сфере не могут быть решены избранными в нем средствами. В частности, по мнению Совета из законопроекта следовало исключить положения о фиктивной регистрации и уголовной ответственности за ее оформление , поскольку, в частности, действующие , уже предусматривают ответственность за аналогичные преступления.

Также критику Совета вызвало положение, предоставляющее территориальным органам ФМС России право снимать граждан с фиктивного регистрационного учета во внесудебном порядке. Кроме того, по мнению Совета, такие правонарушения как проживание гражданина России без паспорта, регистрации либо за допущение наймодателем проживания без регистрации являются малозначительными. В связи с этим, для них следовало установить нижний предел санкции для граждан в виде предупреждения .

Совет также предлагал сделать процедуру регистрации уведомительной , без принятия территориальным органом ФМС России решения о регистрации либо отказе в ней (за исключением несоблюдения требований к документам), максимально исключив личное взаимодействие гражданина с органом регистрационного учета. В частности, предлагалось обеспечить возможность оформления регистрации по почте, через сеть Интернет или через специализированные терминалы в пунктах массового прибытия граждан (вокзалы, аэропорты, морские порты и др.).

В свою очередь Общественная палата РФ (далее – ОП РФ) отмечала отсутствие в документе четкой и понятной процедуры выявления органами ФМС России фактов фиктивной регистрации по месту пребывания или месту жительства. Также в своем заключении ОП РФ отмечала, что в законе не определен орган государственной власти, к полномочиям которого относится утверждение соответствующего порядка. Вместе с тем, ОП РФ сочла нецелесообразным внесение изменений в УК РФ.

Кроме того, ОП РФ предлагала наделить управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы, советы многоквартирных домов правами по выявлению фактов проживания в жилом помещении без уведомительной регистрации. Отмечалась и необходимость пересмотра процедуры фиксации фактов, отраженных в актах жилищных организаций. Согласно позиции ОП РФ, cоставленный акт должен служить основанием для проверки фактов участковым сотрудником полиции и принятия им необходимых процессуальных действий.

Также как и Совет, ОП РФ предлагала вести уведомительный порядок регистрации граждан – по системе "одного окна" либо через Интернет, путем заполнения заявления установленного образца. По мнению экспертов ОП РФ, никакие документы, кроме паспорта или документа, удостоверяющего личность гражданина, от заявителя не должны быть затребованы. При этом гражданин должен нести ответственность за предоставление ложной информации .


Новости


УК РФ, гражданином, фиктивно представляющим «принимающую сторону», является время подачи им в орган миграционного учета уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства. С момента окончания совершения гражданином данного действия преступление считается оконченным. Как следует из материалов дела, уведомления о прибытии иностранных граждан были поданы подсудимым в УФМС р-ну Бутырский по г. Москве

  • 13 февраля 2013 г. – в отношении гражданина республики Узбекистан Уразова А.Н.
  • 03 сентября 2013 г. – в отношении гражданина республики Молдова Ютиш И.Г.

Как следует из сведений, представленных УФМС в ходе дознания, указанные иностранные граждане были поставлены на учет по месту пребывания в жилом помещении по адресу: Москва, ул. Яблочкова 43-В, кв.41 в следующие даты. Срок пребывания каждого из них истекал в 20 г. В соответствии с ч. 1 ст.

Ст. 322.3 ук рф с комментариями

Внимание

Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента фиктивной постановки на учёт. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что осуществляет фиктивную постановку на учёт, и желает её совершить.

Как и в предыдущем случае, состав преступления будет отсутствовать, например, в тех случаях, когда лицо невнимательно работало с документами, допустило технические ошибки. Субъект преступления также общий, поскольку законодатель и применительно к рассматриваемому составу преступления не устанавливает дополнительные признаки его субъекта. Однако Законом полномочия и обязанность по постановке на учёт иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации возложены на органы миграционного учёта.

Позиция защиты по обвинению в фиктивной регистрации (ст.322.3 ук рф)

Как мы работаем?

  • 1 Оставьте вопрос или позвоните нам.
  • 2 Мы перезвоним и бесплатно расскажем как решить проблему.
  • 3 При необходимости изучим документы и начнем работу над Вашим делом.
  • 4 Предоставим полное юридическое сопровождение и выиграем дело!

Пример: Дом оформлен на меня, но я там жить не буду, в нем будет проживать и прописан мой дед постоянно. Как оформить коммунальные услуги на него и кто будет их оплачивать?? Город Имя Телефон Спасибо! Ваша заявка принята, в ближайшее время с вами свяжется наш специалист. Законодательство РФ [Уголовный кодекс РФ] [Глава 32] [Статья 322.3] ← Комментарий к ст.
322.2 → Комментарий к ст.

Статья 322.3 ук рф – когда мечтаешь о лишении свободы

Действия подсудимой С.Ю.И. суд квалифицирует по ст. 322.3 УК РФ, как совершение фиктивной постановки на учет иностранного гражданина по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации. При назначении наказания подсудимой С.Ю.И., суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, которое относится к категории небольшой тяжести, данные о личности подсудимой, которая вину по предъявленному обвинению полностью признала и раскаялась в содеянном, положительно характеризуется по месту жительства и по месту работы, имеет неоднократные поощрения по месту работы, а также родственника, страдающего тяжкими заболеваниями, за которым осуществляет уход.

Важно

С.Ю.И. от уголовной ответственности на основании пункта 2 Примечания к ст. 322.3 УК РФ и ст. 76.2 УК РФ. С учетом конкретных обстоятельств совершения преступления, его характера и степени общественной опасности, исследованных данных о личности подсудимой, ее отношения к содеянному, смягчающих наказание обстоятельств, принимая во внимание влияние назначенного наказания на исправление подсудимой и условия жизни ее семьи, ее имущественное положение, суд приходит к выводу о назначении подсудимой С.Ю.И. наказания в виде штрафа. При этом указанную выше совокупность смягчающих подсудимой наказание обстоятельств, с учетом ее поведение после совершения преступления, заключающегося в осознании противоправности содеянного и раскаянии в содеянном, а также ее социального и материального положение - суд находит исключительной, существенно уменьшающей степень общественной опасности совершенного С.Ю.И.

Ст 322 3 ук рф с комментариями лебедева

Такой учёт является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции. Порядок осуществления миграционного учёта предусмотрен Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»и Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г.
N 9 «О порядке осуществления миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». СЗ РФ. 2006. N 30. ст. 3285.СЗ РФ. 2007. N 5. ст. 653.
Федеральным законом от 21.12.2013 N 376-ФЗ) Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Примечания. 1.
Субъект, который фиктивно зарегистрирован на территории Российской Федерации, наказывается в соответствии со статьёй 18 КоАП. Подсудность по данной статье – это рассмотрение дела мировым судьёй. Ему грозит только административное наказание и выдворение за пределы страны.
В остальных случаях наступает уголовная ответственность в соответствии со ст. 322 прим. 3 УК РФ. Следует помнить, что должностные лица далеко не всегда привлекаются к уголовной ответственности по данной статье. Всё зависит от того:

  • намеренно ли совершено преступление или по незнанию всех обстоятельств;
  • было ли это преступное попустительство или сотрудник органов был дезинформирован.

Как правило, в большинстве случаев обвинительный акт по отношению к должностным лицам в данном случае выносится редко.

Постановка на учёт не требует регистрации в жилом помещении, достаточно сообщить в соответствующие органы для совершения отметки, в каком месте будет поставлен на учёт гость из другого государства и получение им специального талона. При постановке на учёт мигрант не несёт бремени коммунальных платежей, но и не имеет никаких законных прав на помещение, в котором он поставлен на учёт. Важным моментом является также то, что при регистрации человека государственные органы знают, где его искать, для исполнения им обязательств и исполнения обязательств перед ним.

При постановке на учёт ответственность за поставленного несёт тот, в чьём помещении он учтён. Именно тот, кому принадлежит помещение, будет в случае необходимости отвечать перед законом, где находится иностранный гражданин.
Российской Федерации. Постановка на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания представляет собой фиксацию в установленном порядке уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания. Фиктивной постановка на учёт иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации становится тогда, когда постановка их на учёт по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях производится на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учёт по месту пребывания в жилых помещениях производится без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).
УК РФ, в случае совершения его гражданином, фиктивно принимающем участие в постановке на учет иностранного гражданина как «принимающая сторона», является предоставление таким гражданином в орган миграционного учета сведений о пребывании в его жилом помещении иностранного гражданина путем подачи подписанного им бланка уведомления, содержащего соответствующие сведения. Обязательным признаком объективной стороны преступления является отсутствие у гражданина в момент совершения описанных действий намерения фактически предоставить жилое помещение иностранному гражданину для пребывания. Согласно ч. 2 ст. 9 УК РФ, временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.
Следовательно, временем совершения преступления, предусмотренного ст.
УПК РФ соблюдены. Исходя из того, что за инкриминируемое С.Ю.И. преступление действующим законодательством предусмотрено наказание, не превышающее десяти лет лишения свободы, подсудимой понятно предъявленное обвинение и она полностью согласна с ним, ей разъяснены и понятны сущность, особенности и последствия постановления приговора в особом порядке судебного разбирательства, удостоверившись, что соответствующее ходатайство подсудимой заявлено добровольно и после консультации с защитником, принимая во внимание, что государственный обвинитель и защитник не возражали против применения указанного порядка рассмотрения дела, а обвинение, с которым согласилась подсудимая, обоснованно и подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу на стадии дознания, суд находит возможным постановление приговора по настоящему делу в особом порядке судебного разбирательства.

Федеральным законом от 21.12.2013 года № 376-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, в Закон Российской Федерации от 25.06.1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

Статья 2 Закона Российской Федерации № 5242-1 раскрывает понятие "фиктивная регистрация".

Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства - регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Выявление факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства или по месту пребывания является основанием для снятия гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания - на основании решения органа регистрационного учета, принятого в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

За фиктивную регистрацию предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации: собственники (наниматели) жилых помещений наказываются штрафом в размере от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Представление заведомо недостоверных сведений или документов означает, что виновный осознает несоответствие действительности представляемых им в орган регистрационного учета сведений в письменной форме или документов в виде изображения.

Регистрация без намерения проживать (пребывать) означает, что истинным намерением гражданина является не вселение в жилое помещение с целью дальнейшего фактического статуса на территории субъекта Российской Федерации в целях получения для себя каких-либо приоритетов (трудоустройство, получение водительского удостоверения и т.д.)

Регистрация без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставлять его гражданину означает, что наниматель (собственник) жилого помещения, письменно выразив свое согласие на вселение, заведомо не намерен предоставлять жилое помещение гражданам для проживания (пребывания).

На фиктивную регистрацию могут указывать следующие признаки :

  • Жилое помещение пределы использования которого ограничены (квадратные метры), регистрация большого количества граждан не состоящих в родственных отношениях, вследствие чего общая жилая площадь, приходящаяся на одного зарегистрированного, составляет менее учетной нормы, установленной жилищным законодательством, либо зарегистрированные лица на малую долю собственности объекта недвижимости, исключающую их фактическое проживание).
  • Недостоверность - вымышленность сведений о гражданине, собственнике, их согласии, о жилом помещении, другая информация, представленная в орган регистрационного учета для рассмотрения и принятия решения.
  • Недействительность - поддельные копии паспорта, свидетельства о собственности, договоры купли-продажи, найма (поднайма, безвозмездного пользования).
  • Формальность - собственник (наниматель), выразив письменное согласие на регистрацию, заведомо не намерен предоставлять принадлежащее ему жилое помещение гражданину для его фактического проживания (нахождения) в нем.

В соответствии с частью 1 статьи 19.15.2 КоАП РФ нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан, на нанимателей (собственников) жилого помещения (физических лиц); на должностных лиц; на юридических лиц, которые также могут быть собственниками жилых помещений.

Статьи главы 19 КоАП РФ по давности привлечения к административной ответственности являются длящимися, т.е. постановление по делу об административном правонарушении в отношении граждан Российской Федерации по статьям главы 19 не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. В данном случае давность привлечения к административной ответственности начинается с момента исключения признаков состава преступления, предусмотренного ст. 322.2 УК РФ.

Из примечаний следует, что граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в жилом помещении в случае представления документированной информации о том, что они являются супругами, детьми, супругами детей, родителями, супругами родителей, бабушками, дедушками, внуками нанимателей (собственников) жилого помещения, имеющих регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении. Поэтому само понятие фиктивная регистрация предполагает регистрацию по месту жительства и по месту пребывания людей, не имеющих близкие родственные отношения.

Таким образом, в случае отказа в возбуждении уголовного дела в соответствии со статьей 322.2 УК РФ правомерно привлечение к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 19.15.2 КоАП РФ собственника (нанимателя) жилого помещения, граждан Российской Федерации, зарегистрированных в жилом помещении, не состоящих в родственной связи по примечанию к статье. Протокол составляется на каждого гражданина, фиктивно зарегистрированного в жилом помещении, а также на собственника (нанимателя).

3. Сроки предоставления государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации

В соответствии с п.21 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации

Паспорта выдаются гражданам:

  • в 10-дневный срок со дня приема подразделениями всех необходимых документов (или заявления о выдаче (замене) паспорта и личной фотографии в форме электронных документов) в случае оформления паспорта по месту жительства, а также в связи с утратой (похищением) паспорта, если утраченный (похищенный) паспорт ранее выдавался этим же подразделением;
  • в 2-месячный срок со дня приема подразделениями всех необходимых документов (или заявления о выдаче (замене) паспорта и личной фотографии в форме электронных документов) в случае оформления паспорта не по месту жительства или в связи с утратой (похищением) паспорта, если утраченный (похищенный) паспорт ранее выдавался иным подразделением.

(введена Федеральным законом от 21.12.2013 N 376-ФЗ)

Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

ч 2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к ст. 322.3 УК РФ

Объектом преступления является установленный порядок осуществления миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Такой учёт является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Порядок осуществления миграционного учёта предусмотрен Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"и Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учёта иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".

Объективная сторона преступления заключается в фиктивной постановке на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации.

Постановка на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания представляет собой фиксацию в установленном порядке уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания.

Фиктивной постановка на учёт иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации становится тогда, когда постановка их на учёт по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях производится на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учёт по месту пребывания в жилых помещениях производится без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента фиктивной постановки на учёт.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что осуществляет фиктивную постановку на учёт, и желает её совершить. Как и в предыдущем случае, состав преступления будет отсутствовать, например, в тех случаях, когда лицо невнимательно работало с документами, допустило технические ошибки.

Субъект преступления также общий, поскольку законодатель и применительно к рассматриваемому составу преступления не устанавливает дополнительные признаки его субъекта. Однако Законом полномочия и обязанность по постановке на учёт иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в Российской Федерации возложены на органы миграционного учёта.

Поэтому должностные лица этих органов, обладающие правом постановки на учёт, будут субъектами преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ.

Примечание 2 к этой статье УК РФ также содержит положение, в соответствии с которым лицо, совершившее рассматриваемое преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Ст. 322.2 УК РФ: поправки, наказания и комментарии
Ст. 323 УК РФ: поправки, наказания и комментарии

Лицу, въехавшему на территорию нашей страны, в обязательном порядке нужно встать на учет в региональном подразделении ГУВМ МВД РФ, тем самым получив дозволение на временное проживание и трудоустройство. Фиктивная регистрация иностранных граждан признается противоправной и влечет за собой юридическую ответственность. Подробнее о порядке предоставления мигранту места жительства в России, способах проверки, а также последствиях нелегальной регистрации в данной статье.

На легитимном уровне определяются базовые требования к нахождению резидентов зарубежных государств на территории России. Любое несоблюдение или же отклонение от правовых норм влечет за собой юридическую ответственность.

Одно из первых требований – легальное пребывание в РФ. Сфера миграции находится под постоянным контролем уполномоченных на то органов, соответственно, выявление фиктивной регистрации иностранных граждан влечет негативные результаты и разные виды ответственности – административную и уголовную.

Следующее правило – соблюдение сроков и режима пребывания в государстве. В зависимости от периода, прописанного в визе, зарубежные резиденты могут проживать на территории РФ. В отношении безвизовой группы мигрантов необходимо придерживаться следующего: крайний период нахождения ограничивается 7 днями. Если приезжий задерживается в регионе на долгий срок, то требуется .

Для успешного оформления приезжего лица, нужно придерживаться следующих правил.

  • Обязательства за процесс утверждения РВП берет на себя представитель стороны, принимающей гражданина.
  • В перечень бумаг, требующихся от иностранца, входит копия паспорта, карта мигранта.
  • Владельцу дома, где будет определенное время проживать мигрант, необходимо предъявить свидетельство о наличии в собственности недвижимости, а также паспорт.

Нарушение процедуры может повлечь за собой отказ в дальнейшем оформлении и выдворение приезжего лица за пределы РФ.

Что такое фиктивная регистрация


Термин о нелегальной фиксации приезжих лиц регламентируется на законодательном уровне. В 2013 году внесены дополнения в ФЗ №376. Так, незаконная регистрация иностранных граждан прослеживается в нижеуказанных ситуациях.

  1. Сторона предъявила недостоверные материалы для оформления ограниченной по времени прописки.
  2. Гражданин умышленно добился получения права на жительство, но фактически пребывает в другой квартире.
  3. Собственник дома и не желал заселять у себя переселенца.

Основанием для мнимой регистрации признается временное пребывание гражданина из-за рубежа на территории нашего государства. Получение РВП необходимо в следующих ситуациях.

  • Приезжим, задержавшимся в стране больше чем на семь дней.
  • Россиянам, которые покинули место постоянного проживания на срок свыше 3 месяцев.

В случае если у мигранта нет друзей и знакомых, готовых предоставить жилье для ограниченного по времени проживания, он акцентирует внимание на предложении частных организаций, предлагающих фиктивную регистрацию целой группы мигрантов.

Какие существуют способы проверки

Прописать иностранного гражданина вправе не только собственник жилья, но и работодатель, который предлагает ему работу, а также санатории, где резидент зарубежного государства проходит курс лечения. Отсюда возникает один из актуальных вопросов: «Есть ли способ проверить достоверность проставленного штампа в документах о временной регистрации?».

Для проверки, фиктивная ли регистрация иностранного гражданина по месту пребывания, достаточно посетить районное подразделение миграционной службы, где проходило непосредственное оформление жителя зарубежного государства. Рекомендуется лично прийти в государственный орган, потому что по телефону персональные данные жителей не разглашаются.

Помимо получения информации о достоверности проставленного штампа, можно запросить справку обо всех квартирантах. Так, в документе отражается следующая информация:

  • конкретный адрес;
  • количество сожителей;
  • указание, кто из обитателей прописан постоянно, а кто – временно;
  • имеется ли задолженность по ЖКУ и ее размер;
  • контакты собственника дома.

Однако получить справку может узкий круг лиц: непосредственные жители данного дома и их официальные представители, а также сотрудники государственного или муниципального органа.

Какая предусмотрена ответственность в 2019 году

Нелегальная прописка мигрантов – деяние, которое регламентируется законодательством под угрозой наказания. Ранее данное противоправное действие подразумевалось административным правонарушением, соответственно, санкции ограничивались штрафом. Но с увеличением численности нелегальных переселенцев и распространением организаций, предоставляющих ложное оформление проживания, деяние переросло в категорию преступлений, предусматриваемым ст. 322.2 УК РФ.

Ответственность за фиктивную регистрацию иностранных граждан, без фактического проживания по установленному сотрудниками ГУВМ МВД адресу определяется исключительно в порядке судопроизводства. Только там определяется вид и размер наказания в соответствии со степенью тяжести деяния.

Административная

Один из распространенных видов юридических последствий за ложную регистрацию зарубежных резидентов – административная ответственность. Исходя из положений статьи 18.8 КоАП РФ, на нелегального иностранца могут быть наложены следующие санкции.

  1. Штраф, размер которого варьируется от 2-3 тыс. руб. с дальнейшим выдворением за границы государства.
  2. Когда деяние было совершено в муниципальных образованиях федерального значения (например, Москва или Санкт-Петербург), то сумма санкции несколько выше и варьируется от 3-5 тыс. рублей.

Уровень ответственности увеличивается для организаций, ведь степень тяжести правонарушения выше. Так, штраф за фиктивную регистрацию иностранных граждан предприятием составляет 250-750 тыс. руб., а в муниципальных образованиях федерального значения увеличивается и достигает максимального предела в 800 тыс. рублей.

Уголовная

Нелегальная регистрация лиц из-за рубежа может повлечь уголовную ответственность, регламентированную . Согласно указанной правовой норме, собственнику жилплощади полагается ряд санкций.

  • Штраф, сумма которого составляет 100-500 тыс. рублей или исчисляется в размере заработка нарушителя за трехлетний период.
  • Работы принудительного характера устанавливаются на период в 3 года, а в дополнение – ограничение занимать указанные в приговоре должности.
  • Лишение свободы максимум на три года.

Предписывается уголовная ответственность за фиктивную регистрацию иностранных граждан по следующему основанию: наплыв не поставленных на учет мигрантов с Ближнего зарубежья, соответственно, образование организаций, предоставляющих переселенцам нелегальное место для проживания.

Проблемы для владельцев жилья


Санкциям подвергаются не только зарубежный гражданин, конспиративно проживающий на территории нашего государства, но и сам собственник квартиры, предоставивший мигранту возможность нарушить требования закона. Так, владелец жилплощади может столкнуться со следующими проблемами.

  1. Обязанность заплатить штраф: если россиянин поселил в своей квартире мигранта, то должен оповестить об этом ГУВМ МВД, в противном случае следует санкция по ч. 2 ст. в размере от 2 до 5 тыс. рублей.
  2. Нелегальная регистрация мигранта может повлечь за собой ответственность уголовного характер по ст. 322.2 УК РФ.
  3. Повышение стоимости коммунальных услуг, ведь ее размер зависит от количества проживающих в квартире людей.
  4. Сдача помещения в аренду предполагает обязанность уплаты налогового сбора в размере 18% от годового заработка. Если зарегистрироваться ИП, то можно снизить процент налоговой ставки до 6%.

После окончания периода пребывания переселенца в пределах РФ многие интересуются, ? Сделать это можно только легально прописанным мигрантам, обратившись в ГУВМ МВД.

Итоги

Таким образом, зарубежные резиденты, в конспиративном порядке пребывающие на территории нашей страны, привлекаются к административной ответственности и обязываются к уплате штрафа с последующим выдворением за границы государства. Лица, предоставившие незаконное жилье, также подвергаются санкциям, но более строгим – уголовным. Сотрудники ГУВМ МВД регулярно проводят проверки и надзор за проживанием и деятельностью мигрантов на территории России.



Просмотров