Предметом международного публичного права являются. Возникновение международного публичного права и его периодизация

Международное публичное право - сложный комплекс юридических наук, представляющий собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой выступают международные отношения.

Международная система в узком смысле представляет собой целостную совокупность, включающую: а) суверенные государства; нации и народы, борющиеся за свою свободу, независимость и создание собственной государственности; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования – субъекты международного права; б) отношения между субъектами международного права – международные отношения; в) особую правовую систему, действующую в публично-правовых отношениях между субъектами международного права, – международное публичное право

Субъекты:

Субъекты международного публичного права – это коллективные образования, наделенные нормами международного права правами и обязанностями и являющиеся или могущие стать участниками международных правоотношений. К субъектам международного публичного права относятся: государства, нации или народы, международные организации. Государства – первоначальные и основные субъекты международного публичного права, обусловившие его возникновение и развитие. Определяющая роль государств в международном праве объясняется наличием у них суверенитета – способность самостоятельно осуществлять внешнюю политику на международной арене и власть над населением своей территории. Отсюда можно сделать вывод, что все государства равны в правосубъектность. Государства является субъектом международного права с момента возникновения. Правосубъектность государства не ограничена временем и наибольшая по объему. Государства могут создавать новые субъекты международного права (например, международные организации). Нация, или народ, - общий термин, относящийся к многонациональному населению, - сравнительно новый субъект международного публичного права, получивший признание в результате закрепления в Уставе ООН принципа «самоопределения народов»

К производным субъектам международного права относятся международные межправительственные организации. Производными субъектами они называются потому, что создаются государствами путем заключения договора – учредительного акта, являющегося уставом организации. Объем правосубъективности, как и её предоставление, зависит от воли государств-учредителей и закрепляется в уставе международной организации. В связи с этим объем правосубъективности у международных организаций не одинаков.

Источники международного права:

К числу основных источников относят международные договоры и международно-правовые обычаи.

Под вспомогательными источниками международного права обычно имеют в виду документы (резолюции, декларации и др.), принимаемые органами международных организаций, судебные (арбитражные) решения, мнения наиболее видных специалистов в области международного права (доктрина).

Международный договор, в соответствии со ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. , - это "международное соглашение, заключаемое между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом

Международный обычай - это такое правило поведения, которое в результате длительного и единообразного применения субъектами международного права в аналогичных ситуациях признается в качестве юридически обязательного.

Принципы:

"общие принципы права" в международном праве - это юридические понятия, постулаты, правила юридической логики и юридической техники, которые применяются как в национальных правовых системах, так и в международном праве в процессе толкования и применения правовых норм.

I. Принцип суверенного равенства государств и уважения прав, присущих

суверенитету. Согласно этому принципу все государства в международных

отношениях пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и

являются равноправными чле­нами мирового сообщества. Понятие равенства

означает, что:

все государства юридически равны;

все государства должны уважать правосубъектность других госу­дарств;

все государства пользуются правами, присущими полному суве­ренитету. Они

вправе самостоятельно решать вопросы об участии в международных конференциях

и организациях, международных до­говорах и др. ;

II. В соответствии с принципом неприменения силы или угрозой силой все

государства в международных отношениях обязаны воздер­живаться от угрозы силой

или ее применения против территориаль­ной неприкосновенности и политической

независимости других го­сударств или каким-либо иным образом, несовместимым с

целями ООН.

III. Согласно принципу мирного разрешения международных спо­ров

государства обязаны решать свои международные споры с други­ми государствами

мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир,

безопасность и справедли­вость. Споры государств должны разрешаться на основе

принципа суверенного равенства, в соответствии с принципом свободного вы­бора

средств разрешения спора и с учетом других принципов.

IV. На основе принципа невмешательства во внутренние дела государств

каждое государство имеет право самостоятельно выби­рать свою политическую,

экономическую, социальную или культур­ную систему без вмешательства со стороны

других государств. В этой связи государства:

не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние или внешние дела

другого государства;

VII Устава ООН).

V. Принцип территориальной целостности государств. Госу­дарства должны

уважать территориальную целостность друг друга и воздерживаться от любых

действий, несовместимых с целями и прин­ципами Устава ООН. Государства обязаны

также воздерживаться от превращения территории друг друга в объект оккупации

или мер применения силы в нарушение международного права

VI. Принцип нерушимости границ. Государства рассматривают как нерушимые

все границы друг друга и границы всех государств в Европе и должны

воздерживаться от любых требований или дейст­вий, направленных на захват части

или всей территории другого государства.

VII. Принцип уважения прав человека. Уважение прав и свобод человека -

составная часть всеобъемлющей системы международ­ной безопасности. Государства

обязаны уважать права человека и основные свободы для всех, без различия расы,пола, языка или религии.

VIII. Принцип права на самоопределение народов и наций. Все народы

вправе свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и

свое экономическое, социальное и культурное развитие. Способами осуществления

народом права на самоопреде­ление являются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, установление любого иного политического статуса, сво­бодно избранного народом.

IX. Принцип сотрудничества между государствами. Государства должны

сотрудничать друг с другом в соответствии с целями и прин­ципами ООН.

X. В соответствии с принципом добросовестного выполнения меж­дународных

обязательств государства обязаны добросовестно вы­полнять взятые на себя

международные обязательства.

Международные правонарушения:

Международное правонарушение характеризуют следующие необходимые признаки: противоправность деяния и вред (ущерб). Неотъемлемым структурным элементом правонарушения является причинная связь между деянием и наступившими последствиями (ущербом).

Противоправность поведения проявляется в нарушении международных обязательств государства в форме действия или бездействия. Противоправность в международном праве понимается как противоречие между правовой нормой (обязательством) и поведением государства. Статья 16 проекта устанавливает: "Нарушение государством международного обязательства налицо в том случае, когда деяние этого государства не соответствует тому, что требует от него указанное обязательство". Таким образом,

противоправность будет во всяком случае, когда государство не выполняет любое свое международное обязательство.

Статья 19 -проекта статей об ответственности "Международные преступления и международные правонарушения" гласит: "1. Деяние государства, нарушающее международное обязательство, является международно-противоправным деянием, независимо от объекта нарушенного обязательства. 2. Международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление международным сообществом в целом, составляет международное преступление". В числе таких деяний названы: агрессия, установление или сохранение силой колониального господства, рабство, геноцид, апартеид, массовое загрязнение атмосферы и морей.

Юридическая ответственность:

Видами ответственности являются материальная и нематериальная (политическая) ответственность. Каждый вид ответственности может выражаться в различных формах.

В практике международных отношений нет "жесткого" соответствия между характером ущерба и видом ответственности: материальный ущерб может повлечь политическую ответственность.

КМП приняла в предварительном порядке вторую часть проекта статей об ответственности, касающуюся форм ответственности или, как их назвала Комиссия, форм возмещения. В качестве таких форм она выделила: реституцию в натуре, компенсацию, сатисфакцию, заверения и гарантии неповторения.

Потерпевшее государство вправе получить от совершившего международное правонарушение государства компенсацию за ущерб, причиненный таким деянием, когда ущерб не покрывается реституцией в натуре. Компенсация охватывает любой экономически оценимый ущерб, понесенный потерпевшим государством, и может включать проценты и упущенную выгоду (ст. 44). Компенсация означает репарацию в форме выплаты денег в качестве возмещения за причиненный вред.

Сатисфакция - это удовлетворение нематериальных требований для возмещения вреда, причиненного прежде всего чести и достоинству потерпевшего государства, его политическим интересам.

Реституция представляет собой восстановление прежнего правового положения (состояния) и несение издержек в связи с этим. Например, освобождение незаконно занятой территории и несение расходов, связанных с выводом войск, техники, демонтажем поселений и установок.

Чрезвычайные сатисфакции - это временные ограничения суверенитета и правоспособности государства. Ими могут быть: приостановление деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов государства и осуществление верховной власти за него органами других государств, реорганизация политической системы, упразднение отдельных институтов (преступных политических партий), оккупация части или всей территории, контроль за использованием научного и промышленного потенциала, демилитаризация или сокращение вооруженных сил, промышленности, осуществление юрисдикции для наказания лиц, непосредственно совершивших международные преступления.

Чрезвычайные репарации состоят в ограничении правомочий государства распоряжаться своими материальными ресурсами. Их цель не только в возмещении материального ущерба, но и в том, чтобы исключить факторы, способствовавшие совершению международных преступлений.

Институт ответственности включает международно-правовые санкции (контрмеры) и процессуальный механизм урегулирования (установленный порядок защиты нарушенных прав).

Санкции (контрмеры). Это ответные принудительные меры, призванные обеспечивать привлечение нарушителя к ответственности

Реторсии - принудительные меры в ответ на недружественный акт. Они направлены на ущемление прав, не охраняемых международным правом: ограничение импорта, повышение таможенных пошлин, изъятие вкладов из банков государства, отзыв своего посла, ответное ограничение прав граждан государств, на территории которых граждане применяющего меры государства ущемлены в правах.

Репрессалии - принудительные меры, которые ограничивают права другого государства, охраняемые международным правом, в ответ на правонарушение. Без правонарушения такие действия сами были бы противоправным актом: их можно применять только как ответную меру.

Непризнание есть отказ признавать ситуацию, созданную неправомерными актами: непризнание юридической силы противоправных договоров, территориальных изменений в результате агрессивной войны, противоправных режимов и т. д.

  • 8. Нормотворчество в международном праве. Теория согласования воль государств.
  • 11. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила
  • 12. Понятие и особенности основных принципов международного права, их место в иерархии международно-правовых норм
  • 13. Принцип уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств
  • 14. Принцип неприменения силы и угрозы силой. Определение агрессии. Самооборона в международном праве.
  • 15. Принципы территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ
  • 16. Принцип мирного разрешения международных споров. Юридическое содержание и становление принципа. Понятие международного спора и ситуации
  • 18. Принцип равноправия и самоопределения народов и наций. Содержание и значение. Соотношение с принципом территориальной целостности государств
  • 19. Субъекты международного публичного права: понятие, виды, содержание и особенности международной правосубъектности
  • 21. Международные организации как субъекты международного права: понятие, признаки, виды, особенности правосубъектности
  • 22. Признание государств и его юридические последствия. Виды признания
  • 23. Правопреемство в международном праве. Объекты правопреемства. Общая характеристика конвенций. Правопреемство в связи с распадом бывшего ссср
  • 24. Проблема международной правосубъектности индивида. Основные концепции.
  • 25. Международно-правовые средства разрешения международных споров.
  • 26. Судебное разрешение международных споров. Международные суды.
  • 27. Процедура разрешения споров в рамках оон.
  • 28. Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных договоров 1969.
  • 29. Стадии заключения международных договоров. Ратификация и другие способы выражения согласия на обязательность. Вступление в силу. Регистрация.
  • 30. Форма и структура международных договоров. Оговорки. Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров. Денонсация.
  • 31. Всеобщая декларация прав человека 1948: содержание и оценка.
  • 32. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 и факультативные протоколы к нему. Контрольный механизм.
  • 33.Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966г. Контрольный механизм.
  • 34. Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г. И факультативные протоколы к нему. Контрольный механизм
  • 35. Международно-правовая защита женщин и детей. Краткая характеристика конвенций
  • 36. Право а подачу индивидуальной жалобы в международные органы. Примеры
  • 37. Совет по правам человека оон: правовой статус, состав, компетенция.
  • 38. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.: структура, протоколы, контрольный механизм, значение.
  • 40. Конвенция о запрещении пыток 1984 г.: понятие пытки, полномочия Комитета против пыток.
  • 41. Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств. Правовой статус. Показать на примере России.
  • 42. Дипломатические представительства: понятие, состав, функции. Порядок назначения и отзыва глав дипломатических представительств. Агреман.
  • 43. Классы и ранги дипломатических представителей. Дипломатические привилегии и иммунитеты. Дипломатический корпус.
  • 44. Консульские учреждения: понятие, виды, состав, функции. Консульский округ.
  • 45. Классы консулов. Почетный консул. Консульские иммунитеты и привилегии. Прядок назначения и отзыва консулов. Консульский патент и экзекватура.
  • 46. Международная организация труда (мот). Конвенции мот по охране трудовых и социальных прав человека.
  • 47. Оон: история создания, цели и принципы. Структура и содержание Устава оон. Система оон.
  • 48. Генеральная Ассамблея оон: состав, виды сессий, структура, порядок работы, юридическая сила решений.
  • 49. Совет Безопасности оон: состав, порядок голосования, полномочия по поддержанию мира, санкции, юридическая сила решений. Примеры.
  • 50. Международный суд оон: состав, порядок образования, компетенция, юрисдикция. Примеры решений и консультативных заключений Суда
  • 51. Специализированные учреждения оон: понятие, виды, связь с оон. Направления деятельности. Примеры
  • 52. Правовой статус Комиссии международного права оон, краткая характеристика деятельности, вклад в развитие международного права
  • 54. Международно-правовое запрещение бактериологического и химического оружия. Конвенции
  • 55. Международно-правовое регулирование запрещения испытаний ядерного оружия.
  • 56. Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Механизм контроля за соблюдением его положений
  • 58. Международные экономические организации. Всемирная торговая организация: краткая характеристика. Вто и Россия.
  • 59. Виды международных экономических договоров. Разрешение межгосударственных экономических споров в рамках вто. Разрешение международных инвестиционных споров
  • 60. Виды территорий в международном праве
  • 61. Государственная территория: понятие и виды. Правовые основания и способы изменения. Государственные границы
  • 62. Правовой режим Арктики. «Секторная» теория. Юридический статус морских пространств Арктики. Северный морской путь. Арктический континентальный шельф
  • 63. Международно-правовой режим Антарктики. Система Договора об Антарктике 1959 г. Контрольный механизм
  • 65. Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, правовой режим. Примеры.
  • 66. Территориальное море: понятие, ширина, правовой режим. Право мирного прохода и порядок его осуществления
  • 68. Континентальный шельф: понятие, отсчет ширины, правовой режим. Суверенные права прибрежных государств. Права третьих государств. Законодательство рф о континентальном шельфе
  • 69. Открытое море: понятие, принципы свободы открытого моря. Права и обязанности государства флага. Преследование по горячим следам
  • 70. Международно-правовая борьба с пиратством
  • 71. Правовой режим Международного района морского дна. Международный орган по морскому дну. Порядок освоения ресурсов Района
  • 73. Международная организация гражданской авиации (икао): цели, структура, деятельность. Конвенции и регламенты
  • 75. Международно-правовой режим космического пространства, Луны, космических объектов. Правовой статус космонавтов.
  • 77. Международно-правовая охрана Мирового океана.
  • 78. Международно-правовая охрана атмосферного воздуха, озонового слоя и сотрудничество в борьбе с изменением климата.
  • 80. Международные преступления. Понятие и виды преступлений международного характера.
  • 81. Виды и формы борьбы с международным терроризмом.
  • 82. Преступления против гражданской авиации.
  • 83. Интерпол: история создания, структура и основные направления деятельности. Рф и Интерпол.
  • 85. Международная уголовная ответственность ф/л. Международный уголовный суд: создание, компетенция, юрисдикция. Деятельность Международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде
  • 87. Понятие и правовой статус участников вооруженных конфликтов
  • 88. Статус военнопленных и порядок обращения с ними.
  • 90. Запрещенные методы и средства ведения войны.
  • 6. Система международного публичного права. Отрасли и институты международного права.

    МП как самостоятельная правовая система состоит из ряда отраслей, обособленных и межотраслевых институтов.

    Отрасль права – совокупность обособленных юр. норм и правовых институтов, кот. регулируется определенная область общественных отношений, обладающих качественным своеобразием. Ей присущи спец. принципы.

    Хотя МП возникло давно, тем не менее нет общепризнанных четких параметров (критериев) разделения его на отрасли. Признанными отраслями МП являются: междунар. морское право, междунар. воздушное право, междунар. космическое право, междунар. экологическое право, междунар. гуманитарное право, междунар. трудовое право, междунар. уголовное право, междунар. экономическое право, право междунар. организаций, право междунар. безопасности, право междунар. договоров, право внешних сношений, междунар. право прав человека.

    В процессе активного становления находятся междунар. антитеррористическое право, междунар. информационное право, междунар. ядерное (атомное) право, междунар. туристическое право.

    Межотраслевыми институтами МП являются право междунар. ответственности, междунар.-правовые средства разрешения споров, юрисдикция в МП, междунар.-правовой контроль и гарантии и др. Нормы их пронизывают все или почти все отрасли права.

    К обособленным институтам МП можно отнести право разоружения, междунар. с/х право, право междунар. продовольственной безопасности, междунар. торговое право, междунар. фин. право, междуанр. таможенное право, междунар. водное право, междунар. транспортное право, междунар. рыболовное право и др. Нормы обособленного института МП регулируют отношения между субъектами в узкой, но достаточно обособленной сфере.

    По охвату отношений и субъектов в системе МП выделяются три составные части: общее (универсальное) МП, региональное (групповое) МП и партикулярное (локальное) МП. Они отличаются соотношением императивного и диспозитивного начал. По регулирующей роли международно-правовых норм систему МП можно подразделить на материальное МП и процессуальное МП.

    Единой, общепризнанной системы МП на доктринальном уровне нет. Каждый учебник МП построен согласно представлениям авторов о системе МП. Определенный консенсус имеется но поводу состава Особенной части МП, в нее, как правило, включают отрасли МП.

    В отечественной науке получило распространение представление о том, что МП целесообразно делить на общую и особенную части. В общую часть помещают все, что относится к основным понятиям МП, а в особенную - его отрасли.

    7. Нормы международного права, их особенности и виды. Нормы juscogens. Кодификация в международном праве.

    Норма - правило, руководящее начало, образец. Норма МП - правило поведения, кот. признается гос-вами и др. субъектами МП в качестве юридически обязательного. Содержание норм МП - права и обязанности, кот. наделяются гос-ва и др. субъекты МП. МП норма упорядочивает поведение участников междунар. отношений, то есть выполняет регулирующую роль во взаимоотношениях субъектов МП.

    Создания норм МП носит согласительный характер . Соглашение субъектов МП может быть явно выражено (договорные нормы) или молчаливо (обычные нормы).

    Классификация норм МП.

    1. Юр. сила: императивные ; диспозитивные - нормы, от кот. гос-ва могут отступать по взаимному соглашению, если отступление не наносит ущерба правам и законным интересам др. государств.

    2. Сфера действия: универсальные - регламентируют отношения с участием всех или подавляющего большинства государств мира (напр., положения Устава ООН, Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.); региональные - регламентируют отношения с участием государств, принадлежащих к одному географич. региону (напр., Договор о Европейском союзе 1992 г).; локальные - регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов МП.

    3. Характер воздействия: запрещающие ; разрешающие ; управомочивающие .

    4. Функциям в системе: материальные ; процессуальные (те, кот. регулируют процессы создания и осуществления МП).

    5. По источнику: обычные ; договорные ; нормы решений международных организаций и др.

    6. В зависимости от содержания, целевого назнач. и хар-ра изложения: нормы-принципы - основные принципы; нормы-определения - в различн. статьях междунар. договора; нормы-цели - закрепляют цели и задач, на достижение кот. должна быть направлена деят-сть субъекта или субъектов МП.

    Существуют также нормы отсылочные , обязывающие руководствоваться правилами, содержащимися в др. нормах, актах. Выделяют организационные нормы, кот. имеют несколько разновидностей. Их задача состоит в регулировании деятельности междунар. органов и организаций.

    Среди императивных норм выделяются нормы jus cogens. Ст. 58 Венской конвенции о праве междунар. договоров 1969 г.: норма jus cogens (императивн. норма общего МП) - норма общ. МП, принимаемая и признаваемая междунар. сообществом государств в целом как норма, отклонение от кот. недопустимо; может быть изменена только последующей нормой общ. МП такого же хар-ра. Отличие норм jus cogens от др. норм императивн. хар-ра: любое отклонение от норм jus cogens делает действия государств ничтожными; они должны соблюдаться и быть применимыми к любой сфере межд. отношений. Нормами jus cogens являются нормы общего МП, его основные принципы. Сложилось общее понимание, что нормами jus cogens являются принципы Устава ООН, содержание кот. отражено в Декларации о принципах МП. Нет международно-правового акта, кот. перечислял бы императивные нормы, имеющие характер jus cogens. Выделение норм jus cogens было вызвано признанием гос-вами наличия ряда международно-правовых норм, кот. составляют основу междунар. правопорядка. Отклонение от таких норм рассматривается как посягательство на общее МП.

    Кодификация МП - способ междунар. правотворчества - процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющ. пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми.

    Осуществляется следующ. способами: - установление точного содержания и четкого формулирования уже существующих (обычных и договорно-правовых) принципов и норм МП в той или иной сфере отношений между гос-вами; - изменение или пересмотр устаревших норм; - разработка новых принципов и норм с учетом актуальных потребностей междунар. отношений; - закрепление в согласованном виде всех этих принципов и норм в едином международно-правовом акте (в конвенциях, договорах, соглашениях) либо в ряде актов (в конвенциях, декларациях, резолюциях конференций).

    Кодификация может быть: - официальной - в форме договоров; появилась во второй половине 20 в. и вначале целиком была посвящена законам и праву войны. Важную роль сыграли две созванные по инициативе России Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.), Лига Наций. Однако реальные достижения на этом пути были получены только с созданием ООН, кот. выработала механизм для кодификации МП. Центр. место в нем занимает Комиссия МП (КМП), состоящая из 34 членов, избираемых на 5 лет. На базе проектов КМП приняты две конвенции по праву договоров, конвенции по дипломатич. и консульскому праву, четыре конвенции 1958 г. по морскому праву и т.д. Кодификационной работой занимаются также др. структурные подразделения ООН (Комиссия по правам человека). - неофициальной - осуществляется общественными организациями в соответствующих отраслях и учеными-правоведами в частном порядке. Примером первого типа неофициальной кодификации может служить подготовка проектов кодификации гуманитарного права вооруженных конфликтов Междунар. Красным Крестом, на основе кот. были приняты четыре Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и два доп. Протокола к ним 1977 г. Доктринальная кодификация впервые была предпринята австрийск. юристом А. Домин-Петрушевичем в 1861 г. Впоследствии кодификацией МП активно занимались Ассоциация МП и Институт МП.

    Международное публичное право самостоятельная отрасль права, регулирующая международные отношения и некоторые связанные с ними внутригосударственные отношения.

    Сущность любой отрасли права определяется ее предметом, объектом и методом.

    Предмет регулирования международного публичного права – отношения суверенных и независимых друг от друга государств.

    Объект регулирования международного публичного права – публичные общественные отношения, касающиеся материальных и нематериальных благ, действий или воздержаний от действий.

    Методы международного публичного права – совокупность приемов, способов, применяемых при изучении (исследовании) отношений суверенных и независимых друг от друга государств.

    Виды методов международного публичного права:

    1) политико-правовой (нормы международного права осуществляются субъектами при помощи политических средств;

    2) морально-правовой - использование механизма действия морали для реализации норм международного права;

    3) идейно-правовой - воздействие на международные отношения через идеологию, упрочение позиций международно-правового сознания, разъяснение целей, принципов и норм, создание убежденности в необходимости их осуществления;

    4) организационно-правовой - принятие организационных мер по реализации норм международного права как внутри государства, так и в международных отношениях;

    5) специально-правовой - применение специфических правовых средств воздействия на международные отношения.

    Освоение студентами (будущими юристами) дисциплины «Международное право» позволяет им понять специфику отрасли права, в которой творцами международно-правовых норм является не какой-то наднациональный орган, а сами субъекты международного права путем свободного согласования воль суверенных государств. Важность дисциплины диктуется и кризисными явлениями в международных отношениях, связанными с формированием элементов однополярного мира.

    Учебный курс «Международное публично право» способствует формированию у студентов понимания того, что международное сотрудничество государств в условиях новых глобальных проблем современности (международного терроризма, экологической и продовольственной безопасности, роста народонаселения и др.) возможно только на основе общепризнанных и проверенных временем принципов и норм международного права.

    Вплоть до Второй мировой войны международное право аккумулировало нормы международного публичного и частного права. Тем не менее уже в начале XX в. наметился процесс стремительного роста принципов и отраслей международного частного права. После Второй мировой войны международное право как бы распалось на две части: международное публичное право и международное частное право. Термин «международное публичное право» закреплен в ст. 38 Статута Меж­дународного суда ООН, а также в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о прогрессивном развитии международного права и его кодифика­ции от 11 декабря 1946 г. В преамбуле этой резолюции указывается на необходимость тщательного и всестороннего изучения всего, что было уже достигнуто в области развития международного права и его кодификации, а равно «изучения проектов и деятельности официальных и неофициальных учреждений, направляющих свои усилия для содействия прогрессивному развитию и формулировке публичного и частного международного права» Однако и самом Уставе ООН при­меняется термин «международное право» (ст. 13).



    В Положении о Комиссии международного права (КМП), утвер­жденном на II сессии Генеральной Ассамблеи ООН 21 ноября 1947 г., указано, что КМП занимается преимущественно вопросами международного публичного права.

    Международное право, можно определить как систему юридических норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права, создаваемых путем согласования воль участников этих отношений и обеспечиваемых в случае необходимости принуждением, которое осуществляется государствами, а также международными организациями1. Данное определение является общепризнанным. Отметим вместе с тем, что правом на принудительное обеспечение выполнения норм международного права обладают практически все субъекты международного права.

    Международное публичное право наиболее тесно соприкасается с международным частным правом. Выражение «международное частное право» (Private international law) впервые применил американский судья Дж. Сторн в 1834 г. Субъектами обеих отраслей являются государства, международные межправительственные организации и в отдельных случаях транснациональные корпорации и даже индивиды. Источниками международного публичного и частного права являются международные договоры и международно-правовые обычаи. Основные принципы международного публичного права являются таковыми и для частного права.

    Международное право (как и внутригосударственное право) со­стоит из юридических норм. Международно-правовая норма - это юридически обязательное правило поведения, создаваемое субъекта­ми международного права и регулирующее отношения между ними, а также отношения с участием лиц, не являющихся таковыми субъек­тами.

    Большинство международно-правовых норм создается в два этапа:

    2) дача субъектами международного права согласия на юридичес­кую обязательность согласованных правил поведения.

    Иногда эти две стадии могут совпадать по времени, скажем, когда международный договор вступает в силу в момент его подписания. В данном случае подписание договора означает окончательное согла­сование текста договора (правила поведения) и одновременно при­дание согласованному тексту силы международной договорной нормы.

    Отсутствие в международном правиле поведения юридической обязательности позволяет говорить о наличии лишь первого этапа создания международно-правовой нормы.

    Вместе с тем существуют международно-правовые нормы, кото­рые создаются в три этапа. Речь идет о так называемых императивных нормах (нормах jus cogens).

    В отличие от внутригосударственного права императивность международно-правовой нормы означает, что она «принимается и признается мировым сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, нося­щей такой же характер» (ст. 53 Венской конвенции о праве междуна­родных договоров 1969 г.). Императивные нормы имеют большую по сравнению с другими международно-правовыми нормами, юриди­ческую силу; все вновь принимаемые международные нормы должны им соответствовать.

    Процесс создания императивной нормы выглядит следующим образом:

    1) согласование воль субъектов международного права относи­тельно правила поведения;

    2) согласование воль этих субъектов относительно придания дан­ному правилу поведения высшей юридической силы в данной право­вой системе;

    3) дача субъектами международного права согласия на юридичес­кую обязательность согласованного правила поведения.

    Императивные нормы международного права образуют каркас, своего рода «конституцию» в международно-правовой системе и обеспечивают ее внутреннюю согласованность и непротиворечи­вость. Императивными нормами являются основные принципы меж­дународного права, некоторые положения Устава ООН и другие нормы, отступление от которых в международных отношениях недо­пустимо.

    Структура норм международного права

    В общей теории права признано, что нормы права с точки зрения логико-юридического подхода имеют трехчленную структуру (гипо­теза, диспозиция, санкция). В правовой норме содержится прежде всего указание на условие, при котором норма подлежит примене­нию, затем изложение самого правила поведения, наконец, указание на последствия невыполнения этого правила (С.А. Голунский, М.С. Строгович).

    Специфика международных отношений заключается в том, что субъекты международного права сами выполняют роль гаранта при­нятых норм. Меры ответственности и санкции в международном праве отделены от самих правил поведения. Государства и другие субъекты международного права чаще всего сами выбирают меры принуждения из числа допускаемых международным правом по от­ношению к правонарушителям. Поэтому в отличие от внутригосудар­ственного права международные правовые нормы состоят обычно из двух элементов - гипотезы и диспозиции.

    Гипотеза международно-правовой нормы содержит описание ус­ловий, при наличии которых применяется правило поведения. Со­гласно, например, ст. 1 Конвенции о правах ребенка 1989 г. ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

    Диспозиция нормы международного права указывает на само правило поведения субъекта международного правоотношения. Так, ст. 2 Факультативного протокола к Международному пакту о граж­данских и политических правах 1966 г. устанавливает: лица, утверж­дающие, что какое-либо из их прав, перечисленных в Пакте, наруше­но, и исчерпавшие все внутренние средства правовой защиты (гипо­теза), могут представить в Комитет по правам человека письменное заявление об этом (диспозиция).

    Иногда международные нормы состоят лишь из одной диспози­ции. Так, ст. 3 Соглашения СНГ о помощи беженцам и вынужден­ным переселенцам 1993 г. определяет, что статус беженца и вынуж­денного переселенца подтверждается выдачей соответствующего документа.

    Санкция как элемент международно-правовой нормы встречает­ся редко. Международные нормы содержат санкции главным обра­зом применительно к правоотношениям частного характера. Напри­мер, на основании ст. 36 Конвенция ООН о договорах международ­ной купли-продажи товаров 1980 г. продавец несет ответственность по договору и по Конвенции за любое несоответствие товара, которое существует в момент перехода риска на покупателя, даже если это несоответствие становится очевидным только позднее. Статья 4 Кон­венции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. устанавливает ответ­ственность перевозчика за груз.

    Введение

    1. Понятие международного публичного права и его функции.

    2. Основные особенности международного публичного права: особенности объекта, субъекта процессов правотворчества и правоприменения.

    3. Причины повышения роли международного публичного права в современном мире.

    Заключение

    Литература


    Введение

    Международное право является продуктом длительного исторического развития и одной из важнейших общечеловеческих ценностей, без которой невозможно функционирование межгосударственной системы международных отношений.

    Международное право (jus inter dentes - право в отношениях между народами) представляет собой правовую систему, независимую и отличную от внутригосударственной. Как и внутреннее право, международное право делится на публичное и частное право.

    Зарождение международного публичного права можно отнести к первобытно-общинному строю, когда отношения между родами, племенами и их союзами регулировались племенными обычаями. К примеру, обычай неприкосновенности посланцев для заключения перемирия.

    Возникновение и развития международного права связано с возникновением государств и их развитием. В рабовладельческом обществе международно-правовой обычай был главным источником международного права. Постепенно по мере расширения связей между древнейшими государствами стали заключаться международные договоры, осуществляться обмен посольствами. Складывавшиеся международно-правовые нормы и институты между древнейшими государствами имели ограниченный региональный характер, тем не менее, уже были признаны такие нормы, как неприкосновенность послов, обязанность соблюдать международные договоры.

    В период феодализма международное право получило новый импульс развития. В международно-правовую практику вошли и закрепились такие понятия, как суверенитет, открытое море, нейтралитет. Появились постоянные посольства, более совершенные виды договоров. Благодаря трудам голландского юриста Гуго Гроция (1583-1645 г.г.) и его последователей международное право возникло как самостоятельная область науки.

    Толчок к формированию качественно иных международных отношений дали буржуазные революции XVII-XVIII в.в. Например, французская буржуазная революция принесла в международные отношения идеи равенства, суверенитета, невмешательства во внутренние дела, неприкосновенности государственной территории.

    В процессе развития мирового рынка, экономических, технических международных связей появились международные договоры и много государственные соглашения, регулирующие вопросы международного сотрудничества в самых различных областях. На основе связей международного сотрудничества возникли и первые международные организации: Международный телеграфный союз (1865 г.), Всемирный правовой союз (1874 г.) и постоянно действующие международные организации, которые становились субъектами международного права.

    После Первой мировой войны была учреждена в 1919 г. первая универсальная международная организация – Лига Наций, призванная стать институтом международного мира. Однако Лига Наций не смогла оправдать своего главного предназначения – стать надежным институтом обеспечения мира и безопасности государств, что бы предотвратить новую мировую войну. Эта задача была возложена на Организацию Объединенных Наций, созданную в 1945 г. после окончания Второй мировой войны. Устав ООН закрепил основополагающие императивные принципы международного права.

    Период разрядки международной напряженности, начавшийся в 70-е годы, был ознаменован сотрудничеством государств в области разработки целого комплекса международно-правовых норм, призванных способствовать разоружению, укреплению безопасности и взаимодействия стран Европы, совершенствованию правовой регламентации ряда отраслей. Так же была проведена работа по кодификации международного права, подписаны конвенции о праве международных договоров, правопреемстве государств, правах человека, праве внешних отношений.

    В настоящее время процесс универсализации международного права идет полным ходом благодаря активному международному сотрудничеству государств.


    1. Понятие международного публичного права и его функции

    Международное публичное право является совокупностью юридических принципов и норм, обязательных для его субъектов и областей сходной структуры, и использует практически те же, что национальное право, юридические конструкции и определения.

    Однако, международное публичное право, как особая система юридических норм, обладает качественными отличиями от внутреннего права. Если предметом регулирования внутреннего право является отношения между субъектами в пределах государственной территории и в рамках внутренней компетенции государства, то международное публичное право регулирует отношения, между различными государствами.

    Отсюда следует, что международное публичное право – это совокупность норм, регулирующих взаимоотношения государств и их объединений (международных организаций) в политических, экономических, социальных и культурных сферах сотрудничества.

    Так же международное публичное право представляет собой самостоятельную систему права, включающую совокупность институтов и отраслей международного права. Комплекс норм одинаковой целевой направленности, касающихся конкретного объекта правового регулирования, образуют институт международного права. Примером здесь может служить – институт признания, институт правопреемства, институт международно-правовой ответственности государств.

    Отрасль международного публичного права – это совокупность международно-правовых норм, объединенных единым предметом регулирования и регламентирующих отношения субъектов международного публичного права в широкой сфере сотрудничества. В систему отраслей международного права входят право международных договоров, право международных организаций, право внешних сношений, международное морское право, международное воздушное право, международное космическое право, международное экологическое право, международное уголовное право, право прав человека, международное гуманитарное право.

    Функции международного публичного права – это основные направления его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением.

    Главной социальной функцией международного публичного права является упрочение существующей системы международных отношений. Главная юридическая функция международного права состоит в правовом регулировании межгосударственных отношений. Обе функции носят характер стабилизирующих, охранительных, поскольку нацелены на поддержание определенного порядка в системе.

    Международное публичное право выполняет также функцию противодействия существованию и появлению новых отношений и институтов, противоречащих его целям и принципам.

    Существенна функция интернационализации, состоящая в расширении и углублении взаимосвязи между государствами.

    Информационно-воспитательная функция состоит в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании в духе уважения к праву и охраняемым им интересам и ценностям.


    Организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц. 2. Предмет регулирования международного публичного права Как и любая правовая система, международное публичное право имеет свой предмет регулирования. Отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования, можно разделить на межгосударственные и...

    ичного права, вторая является предметом регулирования международного частного права (МЧП). 1. Общая характеристика международного публичного права МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО (международное публичное пра­во) - система исторически изменяю­щихся договорных и обычных норм и принципов, создаваемых главным обра­зом государствами в процессе их со­трудничества и соперничества, выража­ющих относительно...

    Ибо консульские отношения между государствами, сохраняя их самостоятельный характер, являются вместе с тем в большинстве случаев составной частью отношений дипломатических. Как и в других отраслях системы международного публичного права, в консульском праве проявляют свое действие основополагающие принципы и нормы международного публичного права. В целом ряде отношений консульское право связано с...

    Смертная казнь еще далека от вырождения и что этот путь, по – видимому, будет еще достаточно долгим. Так как работа посвящена разработке проблемы смертной казни в Международном Публичном праве, то стоит обратиться к международно – правовым документам, касающимся применения этой меры наказания. В первую очередь необходимо обратиться к Всеобщей Декларации прав человека, принятой ГА ООН 10 ...



    Просмотров