22 правовое регулирование реализации товаров работ услуг. Правовое регулирование товаров, работ и услуг

Цель изучения темы: понять основные подходы в правовом регулировании реализации товаров

Задачи изучения темы:

Изучить правовые основы реализации товаров;

Определить основные виды договоров реализации товаров;

Уяснить основные условия заключения, изменения и расторжения договоров купли-продажи

Гражданское законодательство устанавливает правила реализации товаров (продукции, услуг, работ) по договору купли-продажи. По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Государственное регулирование реализации товаров, работ, услуг можно подразделить на правовое и организационное.

Правовое регулирование выражается в установлении в нормативно-правовых актах требований к реализации товаров, работ, услуг. В частности, установлены требования к качеству реализуемых товаров, работ, услуг, порядку их реализации, к учету совершенных хозяйственных операций, определению цены, налогообложению полученной прибыли.

Организационное регулирование реализации осуществляется через деятельность государственных органов. К государственным органам, выражающим интересы государства в данной сфере экономических отношений, в первую очередь следует отнести Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство финансов РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ и др. Задачами данных государственных структур в отношении реализации товаров, работ, услуг являются оказание поддержки предпринимателям, обеспечение государственных нужд, защита интересов потребителей, осуществление контроля и надзора. Функции и полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование реализации товаров, работ, услуг, определяются в соответствующих положениях о них.

Государственное регулирование в данной области может быть прямым и косвенным. К прямому государственному регулированию относится установление случаев обязательного заключения договоров, например, для обеспечения государственных нужд, установление запретов на реализацию товаров, работ, услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов и др. Косвенное регулирование выражается, в частности, в стимулировании предпринимательской деятельности путем предоставления льгот. Например, предусмотрено предоставление льгот предпринимателям, которым присвоено звание «Поставщик продукции для государственных нужд России»; субъектам малого предпринимательства и др.

Правовыми формами реализации товаров, работ, услуг являются различные договоры. В зависимости от предмета реализации выделяют:

договоры, направленные на передачу товаров в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление;

договоры, направленные на передачу результатов работ;

договоры, направленные на оказание услуг.

Правовое регулирование заключения, исполнения, расторжения договоров, ответственности сторон осуществляется нормами ГК РФ, а также специальными законами: Федеральным законом от 29 октября 1998 г. «О финансовой аренде (лизинге)», Законом об оценочной деятельности, Законом о рекламе, Законом о почтовой связи и др.

Договоры, направленные на реализацию товаров, работ, услуг, могут заключаться путем проведения переговоров, обмена письмами, телеграммами. Такие договоры могут заключаться на торгах, биржах, выставках и ярмарках. Так, для обеспечения развития и координации ярмарочно-выставочной деятельности в АПК РФ создана постоянно действующая Комиссия. Права и обязанности, задачи Комиссии определены положением о ней, утв. Приказом Минсельхозпрода РФ от 5 февраля 2001 г. № 942. В соответствии с данным положением, к полномочиям Комиссии, в частности, относится принятие решений рекомендательного характера по ярмарочно-выставочной деятельности для участников и организаторов этих мероприятий.

Порядок заключения договоров на товарных биржах определяется Законом о биржах и правилами биржевой торговли, которые принимаются на каждой товарной бирже. Особенностями биржевых сделок являются заключение их участниками биржевой торговли; заключение сделок в ходе биржевых торгов; заключение сделок в отношении биржевого товара; регистрация заключенных сделок на бирже.

В некоторых случаях нормативно-правовыми актами устанавливаются правила оказания услуг и проведения работ. В качестве примера можно привести утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2000 г. № 725 Правила оказания услуг почтовой связи и утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1235 Правила оказания услуг телефонной связи.

Разновидностями договора купли-продажи являются:

  • 1. Договор розничной купли-продажи. По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
  • 2. Договор поставки товаров. По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
  • 3. Договор поставки товаров для государственных нужд. Поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд. Государственными нуждами признаются определяемые в установленном порядке потребности Российской Федерации или субъектов РФ, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
  • 4. Договор контрактации. По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.
  • 5. Договор энергоснабжения. По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Правовой институт купли-продажи положен также в основу правового регулирования торгового оборота производственных активов:

  • 1. Купля-продажа недвижимости. По договору купли-продажи недвижимого имущества продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
  • 2. Продажа предприятия как имущественного комплекса. Под предприятием как самостоятельным объектом гражданских прав понимается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности и включающий все виды имущества, предназначенные для такой деятельности, как-то: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), его продукцию, работы и услуги и другие исключительные права.

Предметом любой разновидности договора купли-продажи являются: наименование товара (имущества, сложного имущественного комплекса), его количество, условия, по которым стороны в момент заключения договора достигли соглашения или относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение, и вытекающие из этих условий обязательства сторон.

Договор считается заключенным при соблюдении двух необходимых условий:

  • - сторонами должно быть достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора;
  • - достигнутое сторонами соглашение по своей форме должно соответствовать требованиям, предъявляемым к такого рода договорам.

Гражданское законодательство к числу существенных относит следующие условия договора:

1. О предмете договора. Применительно к отдельным разновидностям договора купли-продажи предмет договора детализируется, а диспозитивные нормы, определяющие это существенное условие, дополняются специальными правилами. Например, по договору, предусматривающему поставку товаров в течение срока действия договора отдельными партиями, в котором не определены периоды поставки, товары должны поставляться помесячно. Покупатель при принятии товаров должен проверить их количество и качество и о выявленных несоответствиях или недостачах товаров незамедлительно уведомить поставщика.

В некоторых случаях законодатель ужесточает требования к заключению договора путем исключения возможности определения его существенных условий диспозитивными нормами. Например, договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества.

  • 2. Условия, необходимые для договоров данного вида. К таким условиям договора, в первую очередь, относятся условия, которые представляют собой видообразующие признаки для данного вида договоров. Данные условия обычно содержатся в самом определении понятия соответствующего вида договора. Например, рассмотрев понятие договора поставки и отбросив из числа квалифицирующих признаков, выделяющих договор поставки в отдельную разновидность купли-продажи, те, которые не относятся к условиям договора, можно сказать, что помимо предмета договора и цены товара, являющихся существенными условиями всякого договора купли-продажи, существенным условием договора поставки следует признать также условие о сроке или сроках передачи поставщиком товара (товаров) покупателю.
  • 3. Условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные для договоров данного вида. Например, в договоре о залоге должны быть предусмотрены: предмет залога, его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом, а также указание на то, у какой из сторон находится заложенное имущество. Кроме того, ГК РФ содержит диспозитивные нормы, определяющие два из перечисленных существенных условий договора: а) правило о том, что заложенное имущество остается у залогодателя, если иное не предусмотрено договором; б) положение о том, что, если иное не предусмотрено договором, залог обеспечивает требование в том объеме, какой оно имеет к моменту удовлетворения, в частности проценты, неустойку, возмещение убытков, причиненных просрочкой исполнения, а также возмещение необходимых расходов залогодержателя на содержание заложенной вещи и расходов по взысканию.
  • 4. Условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Если при заключении договора возникают разногласия сторон, то в отношении соответствующего условия одна из сторон должна прямо заявить о необходимости достижения соглашения под угрозой отказа от заключения договора. На практике нередко бывает так, что стороны при заключении договора не урегулировали разногласия, например, о размере договорной неустойки за неисполнение обязательств, но затем выполняли условия договора. При возникновении спора в связи с применением ответственности одна из сторон заявляет о том, что договор следует считать незаключенным, так как в свое время не было достигнуто соглашение по условию договора о неустойки. В подобном случае договор признается заключенным (но без условия о размере неустойки), имея в виду, что ни одна из сторон при заключении договора не заявила о необходимости достижения соглашения по спорному условию договора. Наиболее сложными условиями, по которым должно быть достигнуто соглашение сторон по договору купли-продажи, обычно являются ассортимент, качество и цена товара.

Все условия договора обычно складываются заранее и зависят от своевременности и правильности реакции на конъюнктуру рынка, в основе которой лежит соотношение спроса и предложения. В рыночной экономике предприятия самостоятельно отстаивают свои интересы на рынке, конкурируя с другими предприятиями. Механизм конкуренции и цен позволяет осуществлять согласование множества планов производственно-хозяйственной деятельности предприятий, присутствующих на данном рынке.

Одним из основных параметров механизма рыночного ценообразования является цена равновесия спроса и предложения.

Рыночная ситуация, при которой предложение превышает спрос, создает конкуренцию продавцов и вызывает непрерывное понижение цен (рынок покупателей). Рыночная конъюнктура, при которой спрос превышает предложение, создает конкуренцию покупателей, давление которой ведет к росту цен (рынок продавцов). Растущие цены привлекают на рынок производителей товаров, а предприятия, уже присутствующие на рынке, расширяют свое предложение до тех пор, пока не будет достигнуто рыночное равновесие.

Под влиянием конкуренции предложение и спрос постоянно движутся а направлении равновесной цены. Этот процесс представляет собой механизм ценообразования.

Рыночное равновесие достигается лишь на непродолжительное время, так как постоянно меняются экономические факторы, от которых зависят спрос и предложение. Причинами этих изменений могут быть, например, изменение цен на факторы производства, внедрение новых технологий, изменения в доходах потребителя, изменение цен на взаимозаменяемые товары, перемены во вкусах и моде и др. Под влиянием этих перемен спрос и предложение постоянно изменяются, и участникам рынка приходится непрерывно адаптироваться к изменениям.

Немаловажную роль в регулировании реализации товаров играют товарные знаки, знаки обслуживания и наименование мест происхождения товаров. Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.

Основным назначением товарных знаков и знаков обслуживания является демонстрация покупателю добротности товара, изготовленного данным предприятием (или поставляемого на рынок данным посредником). Владелец товарного знака и знака обслуживания имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком и знаком обслуживания, а также запрещать их использование другими лицами. Никто не может использовать их без разрешения владельца.

Наименование места происхождения товара - это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта (или его историческое название), используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно.

Помимо договора купли-продажи, реализация товаров может осуществляться по правилам договора мены. По договору мены каждая сторона обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой. К договору мены применяются правила о купле-продаже.

Товары, подлежащие обмену, как правило, считаются равноценными, и расходы на их передачу и принятие осуществляет сторона, принимающая соответствующие обязанности. Если же обмениваемые товары признаются неравноценными, то сторона, передающая в обмен товар меньшей стоимости, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения обязанности по передаче товара, если иной порядок не предусмотрен договором мены.

Статья 495. Предоставление покупателю информации о товаре

1. Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.

2. Покупатель вправе до заключения договора розничной купли- продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.

Статья 500. Цена и оплата товара

1. Покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

2. В случае, когда договором розничной купли-продажи предусмотрена предварительная оплата товара (статья 487), неоплата покупателем товара в установленный договором срок признается отказом покупателя от исполнения договора, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

3. К договорам розничной купли- продажи товаров в кредит, в том числе с условием оплаты покупателем товаров в рассрочку, не подлежат применению правила, предусмотренные абзацем первым пункта 4 статьи 488 настоящего Кодекса.

Покупатель вправе оплатить товар в любое время в пределах установленного договором периода рассрочки оплаты товара.

Часть вторая

Раздел IV. Отдельные виды обязательств

Глава 30. Купля-продажа

§ 1. Общие положения о купле- продаже

§ 2. Розничная купля-продажа

Статья 492. Договор розничной купли- продажи

Статья 493. Форма договора розничной купли-продажи

Статья 495. Предоставление покупателю информации о товаре

Статья 496. Продажа товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок

Статья 497. Продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара

Статья 498. Продажа товаров с использованием автоматов

Статья 499. Продажа товара с условием о его доставке покупателю

Статья 500. Цена и оплата товара

Статья 501. Договор найма-продажи

Статья 502. Обмен товара

Статья 503. Права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества

Статья 504. Возмещение разницы в цене при замене товара, уменьшении покупной цены и возврате товара ненадлежащего качества

Статья 505. Ответственность продавца и исполнение обязательства в натуре

§ 3. Поставка товаров

Статья 506. Договор поставки

Статья 507. Урегулирование разногласий при заключении договора поставки

Статья 508. Периоды поставки товаров

Статья 509. Порядок поставки товаров

Статья 510. Доставка товаров

Статья 511. Восполнение недопоставки товаров

Статья 512. Ассортимент товаров при восполнении недопоставки

Статья 513. Принятие товаров покупателем

Статья 514. Ответственное хранение товара, не принятого покупателем

Статья 515. Выборка товаров

Статья 516. Расчеты за поставляемые товары

Статья 517. Тара и упаковка

Статья 518. Последствия поставки товаров ненадлежащего качества

Статья 519. Последствия поставки некомплектных товаров

Статья 520. Права покупателя в случае недопоставки товаров, невыполнения требований об устранении недостатков товаров или о доукомплектовании товаров

Статья 521. Неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров

Статья 522. Погашение однородных обязательств по нескольким договорам поставки

Статья 523. Односторонний отказ от исполнения договора поставки

Статья 524. Исчисление убытков при расторжении договора

Основополагающее значение для развития правового регулирования хозяйственной деятельности при переходе к рыночной экономике имеют появление частной собственности и частного предпринимательства, отказ от директивного планирования. С этим связано повышение роли частноправового регулирования хозяйственной деятельности. Однако это не означает отказа от ее публично-правового регулирования. Оно сохраняется, хотя и используется в новых формах, соответствующих условиям рыночной экономики. Сочетание публично-правовых и частноправовых начал имеет существенное значение в современном правовом регулировании хозяйственной деятельности.

Одной из основных задач регулирования хозяйственной деятельности является обеспечение субъектов данных правоотношений нормативно-правовой базой для осуществления предпринимательской деятельности с минимальными рисками, дополнительными гарантиями безопасности сделок, что в свою очередь влияет на уровень развития экономических отношений; легализации «теневого» бизнеса, улучшения благосостояния населения и как следствие повышения его уровня жизни, а также рост внутренних и внешних экономических показателей страны в целом.

13. Правовое регулирование реализаии товаров, работ и услуг.

Пр. формами я-ся договор поставки, оптовые купли-продажи, мены, контрактации, энергоснабжения. Целью таких договоров я-ся получение прибыли, предмета им-ва от предпринимательской д-ти. Поставки для гос нужд производятся для удовлетворения потребностей РФ в продукции, необходимой для решения общенац проблем, реализации соц-эконом, оборонных, научно-тех, природно-эконом и др фед целевых программ для обороноспособности, безопасности и др задач. Правительство подбирает заказчиков. В контракте могут быть обговорены конкретные льготы, условия. По договору поставки потавщик-продавец осуществляя предпринимательскую д-ть, обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые товары покупателю для использования в предпринимательской д-ти. Основные особенности договора поставки: 1.пр статус поставщика – юр лицо или индивидуальный предприниматель; 2.цель приобретения товара; 3.срок исполнения об-ва поставки как существенное условие; 4.возможна оптовая продажа либо в срок, либо отдельными партиями в течении периода; 5.момент заключения не совпадает с момента исполнения. Договор мены – гр-пр договор, по кот каждая сторона обязуется передать в собственность др стороне один товар в обмен на др. Это консенсуальный возмездный договор. Применяются правила по договору о купли-продажи. Договор контрактации – разновидность договора купли-продажи и договора поставки в силу чего к нему применимы правила, относящиеся как к договору поставки, так и к договору поставки для гос нужд. По договору производитель обязуется передать, выращенную, произведенную им сельскохоз продукцию заготовителю, т.е. лицу, закупающему такую продукцию для переработки или продажи. Договор энергоснабжения – при заключении договора применяются общие положения о д-ре. Это публичный договор, заключается со всеми потребителями энергии. Заключение договора возможно, если потребитель выполнил тех условия по присоединению энергопринимающего устройства к действующим энергетическим сетям, что должно быть удостоверено гос энерго надзором.

13. Правовое регулирование реализации товаров, работ, услуг

Под реализацией понимается передача товаров с переходом права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления; передача результатов выполненных работ; оказание услуг другому лицу.

Законодательством РФ установлены случаи, когда передача товаров (работ, услуг) не признается реализацией. В частности, согласно ст. 39 Налогового кодекса РФ не рассматривается как реализация:осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты; и т.д

Государственное регулирование реализации товаров, работ, услуг можно подразделить на нормативное и организационное.

Нормативное регулирование выражается в установлении в нормативно-правовых актах требований к реализации товаров, работ, услуг. В частности, установлены требования к качеству реализуемых товаров, работ, услуг, порядку их реализации, к учету совершенных хозяйственных операций, определению цены, налогообложению полученной прибыли.

Организационное регулирование осуществляется различными государственными органами: Министерством экономического развития и торговли РФ, Государственным комитетом РФ по государственным резервам, Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерством финансов РФ и др.

Государственное регулирование в данной области может быть прямым и косвенным.

К прямому государственному регулированию относится установление случаев обязательного заключения договоров, например, для обеспечения государственных нужд, установление запретов на реализацию товаров, работ, услуг, не соответствующих государственным стандартам, и др.

Косвенное регулирование выражается, в частности, в стимулировании предпринимательской деятельности путем предоставления льгот. Например, предусмотрено предоставление льгот предпринимателям, которым присвоено звание "Поставщик продукции для государственных нужд России".

Правовыми формами реализации товаров, работ, услуг являются различные договоры. Договоры, направленные на реализацию товаров, работ, услуг, могут заключаться путем проведения переговоров, обмена письмами, телеграммами. Такие договоры могут заключаться на торгах, биржах, выставках и ярмарках. Конечный финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта - это та прибыль (убыток), которую получает предприниматель в результате реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также в результате осуществления внереализационных операций.

14. Правое регулирование финансирования и кредитования предпринимательской деятельности

Финансирование и кредитование представляют собой способы обеспечения денежными средствами предпринимательской деятельности.

Финансирование - это безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления какой-либо деятельности. Принципами безвозвратности и безвозмездности финансирование отличается от кредитования, предусматривающего предоставление средств на условиях возвратности и возмездное(tm) (платности).

Классификацию видов финансирования можно провести по ряду оснований. Так, в зависимости or источника финансирования, под которым следует понимать источник получения денежных средств, финансирование делится на государственное; самофинансирование; банковское; коммерческое.

В рыночных условиях хозяйствования 1теударство берет на себя обязанность финансировать приоритетные государственные программы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, а также обеспечивать денежными средствами функционирование социальной инфраструктуры. Источником государственного финансирования являются средства федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Рассматриваемый вид финансирования носит строго целевой характер. Расходование средств не по целевому назначению может служить основанием для применения мер ответственности. Государственное финансирование осуществляется в следующих формах:предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам; предоставление дотаций, субсидий, субвенций физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации; предоставление бюджетных ассигнований казенным предприятиям на выполнение плана-заказа в случае недостаточности для этого их собственных средств;


Деятельность с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли. Субъекты хозяйствования – это участники хозяйственных отношений, осуществляющие хозяйственную деятельность, реализуя хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанностей), имеющие отдельное жилье и несущие ответственность по своим обязательствам в рамках этого имущества, кроме...

Предусмотрены в положениях ст. 2 Закона о нормативных правовых актах и имеют силу того нормативного правового акта, которым они утверждены. Иные источники хозяйственного права Республики Беларусь 1. Международный договор В соответствии с правилом ч. 2 ст. 27 Закона РБ от 23 октября 1991 г. «О международных договорах Республики Беларусь» нормы международных договоров Республики Беларусь...

Присущее праву как социальному институту; д) дает возможность объяснять нормотворческие и правореализационные решения и предвидеть последствия нарушения закономерностей правового регулирования. Наука хозяйственного права и ее развитие крайне необходимы для разработки целей правового регулирования предпринимательской деятельности, учета внешних аргументов, то есть факторов, находящихся за...

Деловой репутации и принцип единства правового и экономического (хозяйственного) метода регулирования хозяйственных отношений. Сущность принципа единства правового и экономического (хозяйственного) метода регулирования хозяйственных отношений состоит в том, что любая норма хозяйственного права должна соответствовать экономической ситуации, сложившейся в регулируемой сфере деятельности на момент...

Как следует из понятия предпринимательской деятельности, ос­новной ее целью является получение прибыли. Прибыль предприни­матели получают в результате реализации товаров, работ, услуг.

Реализацией товаров, работ, услуг организацией и индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возме­здной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним ли­цом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

(Ст. 39НКРФ)

Законодательством РФ установлены случаи, когда передача то­варов, работ, услуг не признается реализацией. В частности, не рас­сматриваются как реализация:

Осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты;

Передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации;

Передача товаров, работ, услуг, если такая передача носит ин­вестиционный характер;

Передача имущества участнику хозяйственного общества или товарищества при выходе из организации, а также при распределе­нии имущества ликвидируемого хозяйствующего субъекта 1 .

Государственное регулирование реализации товаров, работ, ус­луг можно подразделить на правовое и организационное.

Правовое регулирование выражается в принятии нормативных правовых актов, устанавливающих определенные требования к про­цессу реализации. В законодательстве установлены требования к качеству реализуемых товаров, работ, услуг и порядку их реализа­ции, к учету совершенных хозяйственных операций, определению цены и др. Нормативные правовые акты, содержащие такие прави­ла, были рассмотрены в соответствующих главах данного учебника. В этой главе остановимся на порядке формирования финансовых результатов деятельности.

Организационное регулирование реализации товаров, работ, ус­луг осуществляется через деятельность государственных органов.

Государственное регулирование предпринимательской дея­тельности, как уже отмечалось, может быть прямым и косвенным. К прямому государственному регулированию в данной области относятся установление случаев обязательного заключения дого­воров, в частности, для обеспечения государственных нужд, уста­новление запретов на реализацию товаров, работ, услуг, не соответствующих государственным стандартам, и др. Косвенное ре­гулирование выражается, в частности, в стимулировании предпри­нимательской деятельности путем предоставления льгот, например, для предпринимателей, которым присвоено звание «Поставщик про­дукции для государственных нужд России». Субъектам малого предпринимательства гарантируется участие в производстве това­ров для государственных нужд в размере не менее 15 процентов общего объема поставок каждого вида продукции 2 .

Правовыми формами реализации товаров, работ, услуг являют­ся различные договоры. В зависимости от предмета реализации вы­деляют:

Договоры, направленные на передачу товаров в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление;

Договоры, направленные на передачу результатов работ;

Договоры, направленные на оказание услуг.

Нормы, определяющие содержание, условия заключения, растор­жения и исполнения договоров, основания ответственности сторон за

Положение о звании «Поставщик продукции для государственных нужд России» утверждено Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1997 г. № 1062 // СЗ РФ. 1997. №35. Ст. 4084.

неисполнение или ненадлежащее исполнение условий содержатся в Гражданском кодексе РФ, а также в иных законодательных актах. Так, Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)» уста­навливаются требования к содержанию договора лизинга и его форме, предусматриваются права и обязанности сторон. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» определяет обязательные требо­вания к форме и содержанию договора, заключаемого между оценщи­ком и заказчиком 1 .

Договоры, опосредующие предпринимательскую деятельность по реализации товаров, работ, услуг, могут заключаться традицион­ным способом, т. е. путем проведения переговоров, обмена письмами, телеграммами.

Помимо этого законодательством предусмотрена возможность заключения таких договоров на торгах, биржах, яр­марках и выставках.

Порядок заключения договоров на торгах установлен Граждан­ским кодексом РФ и целым рядом законодательных и подзаконных актов. Гражданским кодексом закрепляются общие правила прове­дения торгов в форме аукционов и конкурсов. Специальные нормы регулируют отношения по проведению торгов, предметом которых является заключение договоров в отдельных сферах предпринима­тельской деятельности.

Общие положения заключения договоров на товарных биржах уста­новлены Законом РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных бир­жах и биржевой торговле». Специальные положения закрепляются правилами биржевой торговли, которые принимаются каждой товар­ной биржей. В этих правилах должны быть определены."

Порядок проведения биржевых торгов;

Виды биржевых сделок;

Порядок регистрации и учета биржевых сделок;

Порядок информирования членов биржи и других участников биржевой торговли о биржевых сделках на предшествующих бир­жевых торгах (в том числе о ценах биржевых сделок и о котировке биржевых цен), о товарных рынках и рыночной конъюнктуре бир­жевых товаров;

Порядок взаимных расчетов членов биржи и других участников биржевой торговли при заключении биржевых сделок и пр.

К особенностям биржевых сделок относятся:

1) заключение их участниками биржевой торговли;

2) заключение сделок в ходе биржевых торгов;

3) заключение сделок в отношении биржевого товара, под кото­рым понимается не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на ука­занный товар, допущенный в установленном порядке биржей к бир-

жевой торговле. Биржевым товаром не могут быть недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности;

4) регистрация заключенных сделок на бирже.

Заключение договоров на ярмарках и выставках также имеет свои особенности. Организация деятельности ярмарок и выставок регламентируется специальными нормативными актами.

Например, в целях развития выставочной деятельности в агропро-

сия по развитию выставочно-ярмарочной деятельности в агропромыш­ленном и рыбохозяйственном комплексе России. Положение о Комиссии утверждено приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 20 де­кабря 2004 г. № 543 1 . Основными задачами Комиссии являются:

Выработка и реализация современной концепции развития вы- ставочно-ярмарочной деятельности в агропромышленном и рыбо- хозяйственном комплексе России;

Определение приоритетности выставок-ярмарок и связанных с ними мероприятий в агропромышленном и рыбохозяйственном ком­плексе России;

Содействие продвижению на международный рынок отечест­венных передовых научно-технических разработок и товарной про­дукции, представленных на выставках и ярмарках;

Рассмотрение проектов нормативных правовых актов, касаю­щихся выставочно-ярмарочной деятельности в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексе России.

Для реализации указанных задач Комиссия вправе принимать решения рекомендательного характера по выставочно-ярмарочной деятельности для участников и организаторов этих мероприятий.

В некоторых случаях нормативными правовыми актами устанав­ливаются Правила оказания услуг и проведения работ. В качестве примера можно привести утвержденные Постановлением Правитель­ства РФ от 26 сентября 2000 г. № 725 Правила оказания услуг почто­вой связи 2 или утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1235 Правила оказания услуг телефонной связи 3 .

Существенные особенности имеет порядок реализации товаров, работ, услуг для государственных нужд. Их наличие предопределило необходимость рассмотрения данного вопроса в отдельном параграфе.

Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 20 декабря 2004 г. № 543 «О Комис­сии по развитию выставочно-ярмарочной деятельности в агропромышленном и ры­бохозяйственном комплексе России»

Еще по теме 1. Понятие реализации товаров, работ, услуг:

  1. 5.8. Момент определения налоговой базы при реализации товаров, работ, услуг
  2. Непризнание рекламных расходов в целях налога на прибыль при отсутствии роста выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг
  3. 17. РАСХОДЫ НА ТЕКУЩЕЕ ИЗУЧЕНИЕ (ИССЛЕДОВАНИЕ) КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА, СБОР ИНФОРМАЦИИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННОЙ С ПРОИЗВОДСТВОМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) (ПП. 27 П. 1 СТ. 264 НК РФ)
  4. Материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг)
  5. Проверка операций по реализации продукции (работ, услуг)
  6. 3. Страхование гражданской ответственности производителей товара, исполнителей работ (услуг)
  7. Финансирование затрат на производство и РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)
  8. 1.1.4. Учет векселей, полученных в оплату поставленного товара (работы, услуги)
  9. 11.2. Анализ финансовых результатов от реализации продукции (работ и услуг)
  10. 6.4.9. Уплата НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным организацией до перехода на упрощенную систему налогообложения
  11. 6.1. Выручка от реализации продукции (работ, услуг), ее состав, структура и факторы роста
  12. Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг)
  13. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И ОБЪЕМОВ ПРОДАЖ ТОВАРОВ, ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ
  14. § 7. Особенности налогообложения НДСпри перемещении товаров (работ, услуг) через таможенную границу РФ
  15. 4.Финансирование затрат на производство и РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права -


20.1. Предприниматели получают прибыль от реализации товаров, работ, услуг. Понятие реализации дано в ст. 39 Налогового кодекса РФ.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе.

Законодательством РФ (ст. 39 НК РФ) установлены случаи, когда передача товаров, работ, услугне признается реализацией:

осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

иные операции в случаях, предусмотренных законом.

Государственное регулирование реализации товаров, работ, услуг можно подразделить на правовое и организационное. Правовое выражается в принятии нормативно-правовых актов, устанавливающих определенные требования к процессу реализации. Организационное регулирование реализации товаров, работ, услуг осуществляется через деятельность государственных органов.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть прямым и косвенным. К прямому относится установление случаев обязательного заключения договоров, в частности, для обеспечения государственных нужд и др. Косвенное регулирование выражается, в частности, в стимулировании предпринимательской деятельности, установлении льгот.

20.2. Правовыми формами реализации товаров, работ и услуг являются различные договоры. В зависимости от предмета реализации выделяют:

Договоры, направленные на передачу товаров в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление;

Договоры, направленные на передачу результатов работ;

Договоры, направленные на оказание услуг.

Порядок заключения договора на торгах установлен ГК РФ и рядом законодательных и подзаконных актов.

Общие положения заключения договоров на товарных биржах установлены законом РФ «О товарных биржах и биржевой торговле». К особенностям биржевых сделок относятся:

Заключение их участниками биржевой торговли;

Заключение сделок в ходе биржевых торгов;

Заключение сделок в отношении биржевого товара, под которым понимается неизъятый из оборота товар определенного рода и качества;

Регистрация заключенных сделок на бирже.

Имеет свои особенности заключениедоговоров на выставках и ярмарках. Организация деятельности ярмарок и выставок регламентируется специальными нормативными актами.

20.3. Особенности реализации товаров, работ и услуг в целях обеспечения государственных нужд

Правовое регулирование поставок товаров для государственных нужд осуществляется законом РФ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» и законом «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

Государственные нужды – потребности РФ в товарах (работах, услугах), обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования.

Поставки товаров для государственных нужд осуществляются в целях:

Создания и поддержания государственных материальных резервов РФ;

Поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности РФ;

Обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в т.ч. валютно-кредитных обязательств РФ.

Для решения задач по обеспечению особо важных государственных нужд принимаются федеральные и межгосударственные целевые программы . Государственным заказчикоммогут выступать федеральный орган исполнительной власти, иное государственное учреждение или федеральное казенное предприятие.

Государственный заказчик размещает заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд путем проведения конкурсов.

Конкурс – способ выявления поставщика (исполнителя) товаров (работ, услуг) для государственных нужд, обеспечивающего лучшие условия исполнения государственного контракта. Победителем конкурса признается участник, в заявке которого предложены лучшие условия поставок товаров (работ, услуг) для государственных нужд. С победителем конкурса заключается государственный контракт , т.е.договор поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд, заключаемый между государственным заказчиком и поставщиком (исполнителем) товаров (работ, услуг) в соответствии с законодательством РФ.



Просмотров